Репка какой вид сказки

Среда, 13 июня 2021 г.русская сказка репкарусская народная сказка репкажанр: народная сказка для самых маленькихучимся читать сказку репка, анализировать, находить

среда, 13 июня 2021 г.

Русская сказка «Репка»

Русская народная сказка «Репка»

Жанр: народная сказка для самых маленьких

Учимся читать сказку «Репка, анализировать, находить главных героев и делать пересказ сказки.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, — вытянули репку!

Выделяем главных героев сказки «Репка».

В этой сказке шесть персонажей и все они являются главными героями. Потому что если мы уберем одного из персонажей, концовка сказки изменится, репка не будет вытянута. Главные герои: Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

Учимся делать пересказ сказки «Репка»

Составляем план пересказа:

Учимся определять главную мысль сказки «Репка».

Эта сказка говорит о том, что работать вместе легче. Что все вместе могут справится с любой работой. Главная мысль сказки «Репка»: Команда справится с тем, что не под силу одному человеку.

Учимся анализировать сказку «Репка».

Определяем чему учит сказка «Репка» Сказка эта учит работать сообща, вместе над решением трудной задачи. Учит взаимопомощи и взаимовыручке.

Учимся составлять отзыв на сказку «Репка»

Мне очень понравилось в этой сказке, что репка выросла такой большой, что ее смогли вытянуть только все вместе герои сказки. Зато и хватит репки на всех.

Учимся подбирать пословицы к сказке «Репка»

К этой сказке подходят пословицы, которые говорят о том, что вместе работать легче. И о том, что помощь друзей всегда кстати. Пример пословиц к сказке «Репка»: Берись дружно, не будет грузно. Все вместе и горы своротим. Дорога помощь вовремя

Учимся делать рисунок к сказке «Репка».

Мы можем нарисовать либо как все герои тянут репку, либо некоторых из них, например Дудку. А можно просто изобразить огромную репку.

Источник

Основные персонажи

Это произведение написано в стиле волшебной сказки, в которой рассказывается необычная история одного купца. Он отправился в город и оттуда привез презенты своим дочкам. Младшей он подарил ореховую ветку, сорванную в лесу. Но мужчина не сдержал собственное слово, поэтому медведь забрал его младшую дочь себе в берлогу. Но в итоге лесной зверь оказался заколдованным человеком.

Главными героями сказки «Ореховая ветка» Толстого являются:

  • купец — добрый и небедный мужчина, любящий родитель;
  • медведь — околдованный князь, молодой человек с приятной внешностью, которая скрывается под личиной лесного зверя;
  • младшая дочка — отзывчивая и красивая девушка.

Главной мыслью «Ореховой ветки» Толстого является то, что за любой поступок придется рано или поздно отвечать.

За обычную ветку купцу пришлось заплатить собственной дочкой. Его обман чуть не окончился смертью от острых зубов хищника. Произведение учит читателя, что когда дал обещание, то необходимо его обязательно исполнить, даже если это очень сложно сделать. Стоит хорошо подумать, перед тем, как давать слово.

«Пересказ русской народной сказки «Репка» с применением наглядных моделей»

Марина Козлова

«Пересказ русской народной сказки «Репка» с применением наглядных моделей»

Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку вместе с воспитателем.Задачи:

2. Воспитывать интерес к инсценировке сказки.

3. Развивать внимание, образное мышление.

Организация образовательной среды:

Для мотивации к НОД: овощ репа.

Для проведения НОД:

демонстрационный материал: иллюстрация к сказке «Репка»

; настольный театр по
сказке «Репка»
; маски-шапочки для игры в
сказку «Репка»
.

Раздаточный материал: дидактическая игра «Наглядные модели»

.

— просмотр мультфильма «Репка»

;

— рассматривание иллюстраций к прочитанному произведению;

— театрализованные игры по сказке.

Формы организации совместной деятельности: беседа, динамическая пауза, дидактическая игра, драматизация сказки, загадки.

— Воспитатель обращает внимание на уголок природы и говорит детям, что у нас появилось что-то необычное среди цветов.

— Ребята, посмотрите, без вашей помощи я не справлюсь. Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

— Ребята, а кто пробовал репку на вкус? Какая она? Что едят у репки, вершки или корешки?

— А у русского народа есть ещё пословицы и поговорки о репке,вот послушайте:

— У репы корешки сладки, а вершки горьки.

— В землю крошки, а из земли лепёшки

— Из какой сказки этот овощ? (Ответы детей)

Реализация видов деятельности:

1. Загадки о героях. (Желающие садятся на ковёр)

.

-Я загадаю загадки об этих героях, а вы отгадываете. (Загадки сопровождаются показом резиновых игрушек из театра)

.

Примерный план урока по теме: «Пожарные собаки» (Толстой Л. Н.)

Такой урок проводится в 3-4 классе. Его задачами можно назвать следующие:

  • познакомить учеников с автором Л. Н. Толстым, его произведениями;
  • отрабатывать технику чтения;
  • развивать память, внимание, умение слушать других, а также формулировать и высказывать свою точку зрения;
  • расширить знания учеников о взаимосвязи природы и человека;
  • научить детей бережно и благодарно относиться к животным.

Ориентировочный план действий:

  • Рассказать ученикам, кто такой Лев Толстой, кратко и доступным языком описать его жизнь, охарактеризовать творчество, назвать самые популярные произведения, рекомендовать к прочтению детские рассказы (дать список). Для наглядности использовать презентацию.
  • Прочитать рассказ «Пожарные собаки» (Толстой), анализ которого сделать позже.
  • Ответить на вопросы учителя: «О ком говорится в рассказе?» (о пожарной собаке), «Как звали собаку?» (Боб), «Что делают маленькие дети во время пожара?» (прячутся и молчат), «Где впервые начали обучать собак пожарному делу?» (в Лондоне), «Почему пес Боб вернулся в горящий дом?» (за куклой). Такие короткие вопросы-ответы помогут ученикам лучше запомнить рассказ.
  • Перейти непосредственно к анализу произведения. Учитель дает наводящие вопросы: «Какое впечатление произвел на вас этот коротенький рассказ?», «Как пожарные относились к псу Бобу?», «Какие чувства вызывает у вас эта собака?», «Хотели бы вы, чтобы рядом с вами был такой четвероногий друг?», «Какие обязанности у хозяина по отношению к своей собаке, к другим домашним питомцам?» Ответы на эти вопросы должны быть не короткими, а объемными, основанными на размышлениях ученика.

Для закрепления материала можно предложить ребятам дома нарисовать рисунок к рассказу Толстого «Пожарные собаки» и принести его в класс, чтобы учитель мог организовать мини-выставку творческих работ.

«Репка»- какое краткое содержание и где можно скачать?

Желательно совсем краткое.

По поводу сказки: сказка о репке повествует о том, что непосильное для одного человека становится лёгким делом для сплочённого коллектива и что даже малой помощью не стоит пренебрегать.

Сатирическая сказка «Вяленая вобла» написана Салтыковым-Щедрины­ м в 1884 году, но долгое время запрещаемая цензурой, впервые вышла в свет в полном объеме только в 1937 году.

Как то однажды воблу выловили, удалили внутренности и повесили вялиться на веревочке. Вобла порадовалась, что у нее все лишнее почистили – и мысли, и чувства, и совесть, всего этого осталась лишь самая малость, и жить теперь можно спокойно – как ни ищи, а придраться не к чему. А от избыточных мыслей и чувств одни заботы да беспокойства.

Спокойная вобла стала, законопослушная. Не мечется она, не сопротивляется, не бунтует. И разговоры ведет правильные, хоть и скучные – о том, что жить нужно потихоньку – полегоньку, ты не тронешь – тебя не тронут, а любимое ее наставление – что уши выше лба не растут.

Так или иначе пришло разношерстное общество к общей серединке, согласовалось. Да тут у людей не провяленных следующий вопрос появился – надо же что-то и делать, а делать-то что? И того хуже – если дело появится, кто его выполнять будет? Оказалось – нет такой силы.

Разоблачили тогда воблу, объявили вредной либералкой да и уничтожили. А пестрые люди при этом порадовались и покричали «Слава ежовым рукавицам!».

Писатель в своем произведении высмеял трусость и безыдейность современного ему либерализма, малодушно отрицавшего гражданскую позицию и призывавшего жить одним днем, не задумываясь о будущем.

Сказка Скребицкого «Счастливый жучок» начинается с того, что старушка Дарья рассказывает детям волшебную историю о жучке-червячке.

Прилетела Весна на землю и решила украсить лес и всех лесных обитателей. Она хотела, чтобы все вокруг выглядело нарядно и празднично. Для того чтобы раздать подарки, она попросила Солнышко согреть землю и разбудить насекомых, что Солнышко и сделало.

Анализ произведения

Анализируя рассказ «Пожарные собаки» (Толстой — автор этого произведения), необходимо указать на храбрость пса, его сообразительность и самоотверженность во время спасения детей из огня. Этим примером автор хочет показать, как тесно связан мир людей и животных, пытается внушить читателю мысль, что в трудную минуту наши братья меньшие способны спасти от беды, поэтому нужно беречь их и защищать. Намного позже другой герой, — Маленький принц, — скажет: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Пожарные в детской книжке так и поступали: они внимательно осмотрели Боба после того, как он выбежал из горящего дома, чтобы убедиться, что пес цел и невредим. Такая забота о доблестном четвероногом друге достойна уважения.

Репка читать

Посадил дед репку и говорит: — Расти репка сладкая-сладкая! Расти большая-пребольшая! Выросла репка сладкая и большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку.Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут — и вытянули репку.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 4.8 / 5. Количестов оценок: 846

Отзывы читателей

Добрая сказка со счастливым концом, все как положено. Младшая дочка купца обрела красивого, молодого и богатого мужа. С медведя благодаря любви снято заклятие. Это поучительное произведение показывает, как важно быть осмотрительным, не раскидываться обещаниями. Тем более, если не собираешься их выполнять.

Евгений Осипов, г. Тольятти

Сын проходил сказку по внеклассному чтению, мы вместе с ним составляли читательский дневник, выявляли главную мысль «Ореховой ветки». По сюжету рассказ похож на «Аленький цветочек», то же заклятие, обещание отца, младшая дочь, которая расколдовала чудовище. Единственно, что текст не полностью продуман, многое непонятно, в том числе что именно помогло снять проклятие.

Валентина Тремасова, г. Волгоград

Совсем недавно решили прочитать «Ореховую ветку» с дочкой, сказка действительно очень интересная и поучительная. Книга также оформлена очень красиво, с яркими картинками, увлекательными иллюстрациями. Сюжет учит, что нельзя бросать на ветер слова и давать обещания, которые не можешь выполнить. Нельзя нарушать их обманным путем, так как это может привести к беде. Но, как и положено сказке все заканчивается благополучно.
Александра Миронова, г. Новосибирск

Помогите найти текст сказки Толстого «Ореховая ветка»

Екатерина Бочагова

Высший разум (3497794) 8 лет назад Ореховая ветка Жил богатый купец, и было у него три дочери. Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привезти. Старшая попросила бусы, вторая — колечко, а меньшая говорит: — Привези мне только ореховую ветку.

Купец уехал, сделал свои дела и купил старшей дочери бусы, второй — колечко. Вот едет он через большой лес и вспомнил, что меньшая просила только ореховую ветку. Слез он с повозки и сорвал ореховую веточку. Вдруг видит — ореховая ветка, и не простая, а на ней золотые орехи. Думает: «Вот и моей меньшой умнице подарок» .

Вдруг, откуда ни возьмись, медведь и говорит: — Как ты смел мою ветку ломать? Теперь я тебя съем. Купец испугался и говорит: — Я бы не взял ветки, да меньшая дочь просила. Медведь и говорит: — Иди домой, но помни: кто тебя дома первый встретит, того мне отдай. Купец обещался, и медведь отпустил его.

Только въехал купец во двор дома, бежит навстречу его любимая меньшая дочь. Купец так и обмер. Рассказал купец, что с ним было. Стали все плакать. А мать говорит: – Не плачьте. Когда медведь придёт, мы нарядим пастухову дочь и отдадим её вместо своей. Раз сидят все дома и видят, что едет на двор карета.

Из кареты вышел медведь и говорит: — Давай дочь! Мать привела медведю пастухову дочь. Медведь посадил её в карету и поехал. Только отъехал и хотел её съесть. Тогда она призналась, что она не купцова дочь. Медведь вернулся и говорит: — Ты меня обманул, купец, давай настоящую дочь. Поплакали, одели дочь, простились с нею и отдали медведю.

Медведь посадил её в карету. Приехали они в большой лес. Медведь влез в яму, девочка — за ним. Отворил медведь большую дверь. Девочка дрожала от страха, думала, что её конец пришёл. Вдруг затрещало что-то, как гром, стало светло, и девочка видит, что она в богатом дворце: светло, музыка играет, рядом с ней молодой князь.

Предыстория

Как и многие другие русские сказки, в частности, «Колобок», сказку «Репка» (записана в Шенкурском уезде Архангельской губернии) опубликовал в 1863 году исследователь фольклора Александр Афанасьев в сборнике «Народные русские сказки» Том I.

Известны версии «Репки» в сборниках Ончукова («Северные сказки», 1908 – записана в Лижме Петразаводского уезда Олонецкой губернии ), Бессонова («Детские песни», 1868).

Многие писатели, среди них В. И. Даль, К. Д. Ушинский, А.Н. Толстой, переработали инвариантный сюжет и написали свои версии сказки.

В чем смысл сказки «Репка»?

Явный смысл сказки о репке

Взаимопомощь – это первое что приходит на ум, когда пытаешься раскрыть смысл сказки.  Наталкивает на это цепочное построение сказки: когда герои друг за другом, просят помощи у последующего и в итоге вместе вытягивают репку.

В сказках, построенных также по цепочному принципу у других народов, добавлены дополнительные элементы, которые раскрывают другие качества: трудолюбие и смекалистость.

В русском варианте поучительный смысл в том, что любую работу, которая кажется непосильной, можно сделать, собравшись вместе. Нужно только попросить помощи (позвал дед бабку, позвала бабка внучку и т.д).

Почему «бабка за дедку дедка за репку» и т.д?

В сказке показана иерархическая модель взаимодействия, которую важно усвоить ребенку для выстраивания отношений в коллективе и семье.

Дед – глава семьи и хозяйства позвал жену – бабку.

Внучка, как младшая в семье, обязана помогать взрослым, её позвали следующей.

Заметим, бабка позвала внучку как первую помощницу по дому, а уже потом Жучку.

Почему внучка, а не сын или дочь?

Роль дедки и бабки в сказке следующая. Кроме того, что они символизируют старшинство в семье, они заменяют неподходящих по смыслу сказки родителей внучки. Если бы в сказке вместо деда репку тянул отец внучки, т. е. человек в расцвете сил, то образ мужчины как мужа и отца был бы подорван тем, что он не смог справится с такой простой задачей – вытягивание репки. Деду не вытянуть репку незазорно – он старый и немощный.

Внучка воспитывается у дедки с бабкой – это нормальное явление того времени. Вариант, в котором вместо дедки и бабки репку тянули отец и мать внучки не подходит для модели сказки, т. к. добавляет необходимость в описании второстепенных ненужных деталей.

Если в сказке говорится о дедке и бабке, то их взрослые дети наверняка живут отдельно. Просить помощи от них – это отвлекать тех от работы и признаться в собственном бессилии. Поэтому вокруг репки сплачивается все те люди и животные, которые выражают один коллектив. На примере вытягивания репки раскрыта тема взаимовыручки, которая должна присутствовать в любом коллективе.

Почему Жучка и кошка?

Первой помощницей человека заслуженно считается собака: она и охранник дома, и пастух, и верный друг. Как писал Дж. Биллингс: «Собака — это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя». Поэтому внучка крикнула первой собаку. В первоначальной версии сказки у Афанасьева внучке помогает собака (в дальнейших интерпретациях она получила кличку Жучка), а той помогают «пять ног». Что это за «пять ног» – местечковое понятие, аллегория или шутка – непонятно. В литературе закрепилась версия, в которой собаке помогает кошка и мышка.

Но почему собака позвала ненавистную ей кошку?

В сказке умалчивается, но совершенно точно проглядывается тема примирения собаки и кошки: заклятых врагов между собой, но одинаково необходимых человеку. Было бы сложно на фоне других животных донести важность мира и согласия в коллективе. Примирение во имя благой цели – еще один важный смысл сказки.

Ребенок, услышавший сказку должен понять важность примирения: необходимость прощать и самому уметь просить прощения.

Кроме того, в сказке нет других домашних животных, что подчеркивает бедность старика и старухи. Поэтому от того, вытянут они репку или нет зависит что будет на обеденном столе. Репа для крестьянина – второй хлеб.

Что символизирует репка?

Репка – это центральный предмет сказки. Все связано с ней. Тема взаимопомощи и примирения закручена вокруг неё. Репка символизирует главную цель для человека, настолько главную, что вокруг неё сплотились и люди и звери.

Примирение Смирение
Помощь ближнему Любовь

Примирение ведет к смирению. Взаимопомощь ведет к любви. Это две главные добродетели христианского мира. Чтобы их достигнуть необходима большая внутренняя работа. Поэтому говорят: «Царство Небесное силою берется» (Матф.11:15).

Кто такая мышка?

И, наконец, развивая тему примирения, кошка попросила другого заклятого врага о помощи – мышку. Почему помогает мышка, никогда не считавшаяся другом человека, а скорее, наоборот, – воровкой и вредителем?

Замирение кошки с мышкой залог мира мышки и человека.

Вся цепочка персонажей – это звенья примирившихся героев.

Помощь мышки оказывается той малой, но необходимой толикой, с помощью которой вытянули репку.

С другой стороны, была ли уж столь важной помощь такого маленького и слабого существа? Может быть в силе – нет. Но если каждый член коллектива чувствует поддержку, дружеское плечо, то силы могут удесятериться. Многие военные начальники вспоминали, что одерживали победы благодаря духу сплоченности. Так и здесь: желание помочь всех пришедших, сделало героев морально сильнее, сплотило их.

Миром (т. е. вместе) – герои вытащили репку.

Таким образом, сказка про репку учит нас, что нужно всегда примиряться с близкими и врагами, верить в свою цель, а также не бояться просить помощи.

Прочтений: 4 678

654

       Ñêàçêà «Ðåïêà» – ýòî ôèëîñîôñêîå ðàçìûøëåíèå î ÷åëîâå÷åñêîì ðîäå è åãî ñâÿçÿõ!? Èëè î ÷¸ì åù¸?
       ß òîæå (ìíîãèå çàäóìûâàëèñü îá ýòîé ñêàçêå) íåäàâíî çàèíòåðåñîâàëñÿ ýòîé ñêàçêîé. ×èòàÿ êíèãó  «Ìåòàôèçèêà ïàòà» âåñüìà îðèãèíàëüíîãî ñîâðåìåííîãî ðóññêîãî ôèëîñîôà  Ô¸äîðà Ãèðåíîêà. «Êàêîé ìèð êîñìîñ? Òîò, â êîòîðîì òÿíóò âðåìÿ. Âîò äåä. Îí òÿíåò çà ðåïêó. Îí òÿíåò âðåìÿ. Òÿíåò-ïîòÿíåò, âûòÿíóòü íå ìîæåò.Çà äåäîì — áàáêà, çà áàáêîé  — âíó÷êà, çà âíó÷êîé — æó÷êà. È òàê äî êîíöà ðÿäà ïîðÿäêà ìèðà. ×òî â êîíöå? Ìûøêà. Îíà äåðæèòñÿ çà êîãî? Çà êîøêó? À êîøêà? Çà Æó÷êó. Íåò ïðè÷èí, äëÿ òîãî, ÷òîáû ìûøêà äåðæàëàñü çà êîøêó, à îíà äåðæèòñÿ. Ïî÷åìó? Ïîòîìó, ÷òî ýòî äîì. Âåðíåå, ýòî — êîñìîñ, êàê äîì. À â í¸ì åñòü âåðõ è íèç. Ïîë è ïîäïîë. Êîøêà è ìûøêà. Âîîáùå-òî òàêàÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü íàðóøàåò ïîâñåäíåâíîñòü. Íî êîñìîñ è åñòü íàðóøåíèå ïîâñåäíåâíîñòè. Îí çàìûêàåò íà ñåáÿ  âñå  ðàçîìêíóòûå  áûòîâûå ïðîñòðàíñòâà. Êîñìîñ çàìêíóò. Äîì ñòîèò, åñëè âñåì ìèðîì òÿíóòü âðåìÿ, à âûòÿíóòü íå ìîãóò. Ïî÷åìó? Ïîòîìó ÷òî ñïåøèòü íåêóäà. Âåäü ìû ãäå? Äîìà». 
       Ìîæíî, êîíå÷íî,  ïîñïîðèòü…
       Ñêàçêà î ðåïêå.  Âñåãäà èíòåðåñîâàëà âñåõ — íà÷àëî ïîçíàâàòåëüíîé  æèçíè â Ðîññèè. Íî ÿ  êàê-òî ñïåöèàëüíî íå çàäóìûâàëñÿ. Òóïî âåðèë, ÷òî òàì ÷òî-òî óìíîå ñêàçàíî è ÿ óñâîèë…  Íàäî òîëüêî ïîâåðèòü â íå÷òî…
       «Ñêàçêà ëîæü, äà â íåé íàì¸ê, äîáðûì ìîëîäöàì — óðîê» . Òàê?
       «Ñêàçêà ëîæü, äà â íåé Íàì¸ê, êòî ïîçíàåò — òåì Óðîê». Âåðíî?
       Íó ïîñàäèë ñòàðûé äåä îâîù. Ðåïó.  Èìåë ïîëíîå ïðàâî. À ÷òî åìó åù¸ äåëàòü?  Äîëæåí æå äåä ÷åì-òî çàíèìàòüñÿ.
       Âûðîñëà ðåïêà áîëüøàÿ — ïðåáîëüøàÿ…  Ìîãëà? Ìîãëà! Áûâàåò. Ýòî åù¸ íå ñêàçêà…
       Íó ðåøèë äåä, åñòåñòâåííî, âûòàùèòü å¸ èç çåìëè, ÷òîáû áàáêà åãî  ÷òî-òî ïðèãîòîâèëà äëÿ ïîåñòü.
       Àí íåò. Íå ïîëó÷àåòñÿ ó äåäà. Îñëàá ñîâñåì? Çäîðîâüÿ óæå íåò? Íó íå ìîæåò îí ýòó «áîëüøóþ-ïðåáîëüøóþ» âûðâàòü èç ïî÷âû. Ñèëû óæå íå òå. Ñòàðîñòü…
       Çîâ¸ò íà ïîìîùü ñâîþ æåíó — áàáêó. À êîãî åù¸ çâàòü?  Âåäü åäó èç  ðåïû  áóäåò ãîòîâèòü èìåííî îíà. Ïî èäåå…
       Áàáêà ÿâíî íå ìîëîäêà è íå î÷åíü ñèëüíàÿ æåíùèíà. Ýòî ïîíÿòíî. Íå ñêàçêà. Íè÷åãî íå ïîëó÷èëîñü è ó îáîèõ ñòàðèêîâ.
       Ðåøèëè îíè ïîçâàòü ìîëîäóõó, íà êîòîðóþ åù¸ èìåþò  âëèÿíèå — âíó÷êó. Òîëè ðîäèòåëåé ýòîé âíó÷êè â ýòîò ìîìåíò íå áûëî, òî ëè ïîñòåñíÿëèñü ñûíà çâàòü… À ìîæåò åãî  â ýòîò ìîìåíò íå áûëî äîìà?
       Íî è âíó÷êà íå ïîìîãëà… Ñëàáà åù¸. Ñàëàãà.
       È âîò òóò íà÷èíàåòñÿ ñêàçêà.
       Âíó÷êà ïðåäëàãàåò  — ïî ñâîèì ñêàçî÷íûì ïðåäïî÷òåíèÿì — ïîçâàòü íà ïîìîùü  ñîáàêó. Õîòÿ ýòî ïîëíàÿ ÷óøü… Íî ÷òî âçÿòü ñ ãëóïîé ìàëîëåòêè? Íî èç ñêàçêè ñëîâ íå âûêèíåøü!??
       Ïñèíà ýòà íå ïîìîãëà âûòàùèòü ðåïêó.  Åñòåñòâåííî! ×òî âçÿòü ñ ñîáàêè…
       Îíà æå íèêîãäà ýòèì íå çàíèìàëàñü. Çà÷åì åé ýòîò îâîù? Ñîáàêà ÷óâñòâóåò ñåáÿ íå ëîâêî. Ïî ñþæåòó ñêàçêè.  È ïðåäëàãàåò ïîçâàòü òîãî, ñ êåì îíà  ñàìà íèêîãäà ñïðàâèòüñÿ íå ìîæåò — êîøêó.
       Ïðèøëà êîøêà. Åé  ëþáîïûòíî, ÷òî òàì äåëàþò ýòè  ãëóïûå ñóùåñòâà.  Íî. Òÿíóò-ïîòÿíóò âûòÿíóòü íå ìîãóò… È îò êîøêè íåò òîëêà! Íåò æåëàåìîãî ðåçóëüòàòà.
       Äåä â îòñòîå… Áàáêà â ñòóïîðå…  Âíó÷êå — ïî ôèãó…  Ñîáàêà — ñóêà!
Êîøêà — õèòðàÿ òâàðü — çîâ¸ò òîãî, êòî îòêàçàòü åé  íå ñìîæåò: ìûøêó.
       È íàäî æå… Ïðè ñîåäèíåíèè âñåõ óñèëèé ýòîé øåñò¸ðêè  ýòîò íàãëûé îâîù âäðóã  âûëåçàåò èç çåìëè! Ïîáåäà. Âñå äîâîëüíû!
       Íó è â ÷¸ì ñåðìÿæíàÿ, êîíäîâàÿ  è ïîñêîííàÿ ñóòü ýòîé ñêàçêè?
       Íà ýòîò ñ÷¸ò åñòü ìíîãî ìíåíèé… (ñì äàëüøå).
       ß òàê äóìàþ: íèêîãäà íå îòêàçûâàéñÿ îò âñåõ âîçìîæíûõ, ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ, êàêèìè áû îíè àáñóðäíûìè íå âûãëÿäåëè,  äëÿ äîñòèæåíèÿ ñâîåé öåëè!
       Íåò íè îäíîãî íàðîäà, èëè äàæå ìàëåíüêîãî ïëåìåíè, ãäå íå áûëî áû ñêàçîê èëè ìèôîâ. Âñå íàðîäû ìå÷òàþò î ×óäå!
       Äà, âñå íàðîäû îíè ðàçíûå è íå âñåãäà ïîíÿòíû ïîñòîðîííèì. Íî, ó âñåõ åñòü îäíî îáùåå. Ìå÷òà î ÷óäå è ñïðàâåäëèâîñòè! Íó è, êîíå÷íî, ïåðåäà÷à ìóäðîñòè ìîëîäûì áîëâàíàì, íàêîïëåííîé ïðåäûäóùèìè ïîêîëåíèÿìè.
       Âîçíèêàåò âîïðîñ, à ÷åì æå ñêàçêà îòëè÷àåòñÿ îò ó÷åáíèêîâ è ëåòîïèñåé?
       Îòëè÷èé íåñêîëüêî.
       Âî-ïåðâûõ, â ñêàçêàõ èñòîðèÿ ñ îáÿçàòåëüíûìè ïðèêëþ÷åíèÿìè (êòî æå èõ íå ëþáèò?), ãäå ïî÷òè âñåãäà ïîáåæäàåò äîáðî. Ëþáàÿ ñêàçêà ÷åìó-òî ó÷èò õîðîøåìó, çàñòàâëÿåò ñîïåðåæèâàòü.
       Îñîáîå ìåñòî çàíèìàþò íàðîäíûå ñêàçêè. Îíè âñå ìíîãîóðîâíåâû. ×èòàÿ èõ â ðàçíîå âðåìÿ, ìû íàõîäèì ÷òî-òî íîâîå äëÿ ñåáÿ — â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ ðàçâèòèÿ.
       Âî-âòîðûõ, ó÷åáíèêè ïèøóò ëþäè, à ñêàçêè íàðîä… 
       Ñêàçêó «Ðåïêà» (çàïèñàíà â Øåíêóðñêîì óåçäå Àðõàíãåëüñêîé ãóáåðíèè) îïóáëèêîâàë â 1863 ãîäó èññëåäîâàòåëü ôîëüêëîðà Àëåêñàíäð Àôàíàñüåâ â ñáîðíèêå «Íàðîäíûå ðóññêèå ñêàçêè».
        Èçâåñòíû âåðñèè «Ðåïêè» â ñáîðíèêàõ Îí÷óêîâà («Ñåâåðíûå ñêàçêè», 1908 – çàïèñàíà â Ëèæìå Ïåòðàçàâîäñêîãî óåçäà Îëîíåöêîé ãóáåðíèè ), Áåññîíîâà («Äåòñêèå ïåñíè», 1868).
        «Ïîñåÿë äåäêà ðåïêó; ïîøåë ðåïêó ðâàòü, çàõâàòèëñÿ çà ðåïêó: òÿíåò-ïîòÿíåò, âûòÿíóòü íå ìîæåò! Ñîçâàë äåäêà áàáêó; áàáêà çà äåäêó, äåäêà çà ðåïêó, òÿíóò-ïîòÿíóò, âûòÿíóòü íå ìîæóò! Ïðèøëà âíó÷êà; âíó÷êà çà áàáêó, áàáêà çà äåäêó, äåäêà çà ðåïêó, òÿíóò-ïîòÿíóò, âûòÿíóòü íå ìîæóò! Ïðèøëà ñó÷êà; ñó÷êà çà âíó÷êó, âíó÷êà çà áàáêó, áàáêà çà äåäêó, äåäêà çà ðåïêó, òÿíóò-ïîòÿíóò, âûòÿíóòü íå ìîæóò! Ïðèøëà íîãà (?). Íîãà çà ñó÷êó, ñó÷êà çà âíó÷êó, âíó÷êà çà áàáêó, áàáêà çà äåäêó, äåäêà çà ðåïêó, òÿíóò-ïîòÿíóò, âûòÿíóòü íå ìîæóò!
Ïðèøëà äðóãà íîãà; äðóãà íîãà çà íîãó, íîãà çà ñó÷êó, ñó÷êà çà âíó÷êó, âíó÷êà çà áàáêó, áàáêà çà äåäêó, äåäêà çà ðåïêó, òÿíóò-ïîòÿíóò, âûòÿíóòü íå ìîæóò! (è òàê äàëåå äî ïÿòîé íîãè). Ïðèøëà ïÿòà íîãà. Ïÿòü íîã çà ÷åòûðå, ÷åòûðå íîãè çà òðè, òðè íîãè çà äâå, äâå íîãè çà íîãó, íîãà çà ñó÷êó, ñó÷êà çà âíó÷êó, âíó÷êà çà áàáêó, áàáêà çà äåäêó, äåäêà çà ðåïêó, òÿíóò-ïîòÿíóò: âûòÿíóëè ðåïêó!»
Ðåïêà // Íàðîäíûå ðóññêèå ñêàçêè À. Í. Àôàíàñüåâà:  3 ò. — Ì.: Íàóêà, 1984—1985. — (Ëèò. ïàìÿòíèêè).
Ò. 1. — 1984. — Ñ. 107—108.
       ×òî çà «ïÿòàÿ íîãà» — íàâåðíî íÎãà —  äî ñèõ ïîð íåïîíÿòíî. Ìîæåò ýòî êàêîé-òî ìåñòíûé ñëåíã, ìåñòå÷êîâûé îáîðîò ðå÷è?  Ñìûñë ìíîãèõ ñòàðèííûõ ìåòàôîð è ïîñëîâèö ïîñòåïåííî óòðà÷èâàåòñÿ ñ èçìåíåíèåì óñëîâèé áûòà, îáðàçà æèçíè, îðóäèé òðóäà, ïèùåâûõ ïðåäïî÷òåíèé, èçãîòîâëÿåìûõ áëþä. Ïðîèñõîäèò ïåðåîñìûñëèâàíèå  ìèôîâ, ñêàçîê, ïîñëîâèö…  Ôîðìèðóþòñÿ íîâûå ñìûñëû ñòàðûõ òåêñòîâ, èñïîëüçóþòñÿ  âûðàæåíèÿ, ýïèòåòû,  âîçíèêàåò íîâîå  ïîíèìàíèå.
       Ìíîãèå ïèñàòåëè, —  ñðåäè íèõ Â. È. Äàëü, Ê. Ä. Óøèíñêèé, À.Í. Òîëñòîé, — ïåðåðàáîòàëè ñþæåò è íàïèñàëè ñâîè âåðñèè ýòîé ñêàçêè.
       Ñêàçêà, ïîíÿòíî,  ïðåæäå âñåãî çàïå÷àòëåâàåò äóõîâíóþ ñòîðîíó íàðîäíîé æèçíè. Òàê? Íåäàðîì ñêàçêè  âûøëè  èç ÿçû÷åñêèõ ìèôîâ.  Íåñëîæíî ïîêàçàòü.
       Êàêîå çíà÷åíèå íàðîä ïðèäàâàë äóõîâíîé ïèùå? Âñåãäà âïîëíå ñîïîñòàâèìîå ñ ïèùåé  îðãàíè÷åñêîé. «Çðåëèù» õîòåëè áîëüøèíñòâî! 
       Ìîæíî, íàïðèìåð,  âñïîìíèòü  «Ïîó÷åíèå Âëàäèìèðà Ìîíîìàõà»  èëè «Äîìîñòðîé».  ýòèõ ïðîèçâåäåíèÿõ, ïðåæäå âñåãî, äàíû äóõîâíûå íàñòàâëåíèÿ.
       Åñëè ñêàçêà íå îòðàæàëà áû íàðîäíîå ïîíèìàíèå æèçíè – îíà (ñêàçêà) áû óìåðëà. Çà òðàíñôîðìàöèåé ðóññêîé ñêàçêè ìîæíî ïðîñëåäèòü íà ôîíå 19 è 20 âåêîâ.
       Åñëè â 19 âåêå ñêàçêà îáðåëà ëèòåðàòóðíóþ ôîðìó, â òî â 20 âåêå ñêàçêà ïîäâåðãëàñü ñâåòñêîìó ïåðåîñìûñëåíèþ. Ìàòåðèàëèñòè÷åñêàÿ òðàêòîâêà ñêàçîê èìååò ìåñòî, íî ýòî  íå ìîæåò íàéòè ïîíèìàíèå ââèäó æàæäû ÷óäà ó ëþáîãî ÷åëîâåêà…
       Èìåþòñÿ ìíîãî÷èñëåííûå ïîïûòêè  ïåðåîñìûñëåíèÿ ñêàçîê  ñ ïîçèöèé  ñîâðåìåííûõ äóõîâíî–íðàâñòâåííûõ öåííîñòåé — ýòî ñòðåìëåíèå  íàéòè ïîëåçíîå çåðíî äëÿ âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà.
       Ñ÷èòàåòñÿ, íàïðèìåð,  â   àäàïòèðîâàííîì  âàðèàíòå ñêàçêè î ðåïêå,  ìîë  áûëî «íà ñàìîì äåëå»  äåâÿòü ýëåìåíòîâ,  â êàæäîì èç êîòîðûõ áûë ñâîé ñêðûòûé îáðàç:
• Ðåïêà — ñèìâîëèçèðóåò äîñòîÿíèå è Ìóäðîñòü Ðîäà, åãî êîðíè. Îíà êàê áû îáúåäèíÿåò çåìíîå, ïîäçåìíîå è íàäçåìíîå.
• Äåä -ñèìâîëèçèðóåò Äðåâíþþ Ìóäðîñòü.
• Áàáêà — òðàäèöèè äîìà, õîçÿéñòâåííîñòü.
• Îòåö — çàùèòà è îïîðà.
• Ìàòü — Ëþáîâü è çàáîòà.
• Âíó÷êà — ñèìâîëèçèðóåò ïîòîìñòâî.
• Æó÷êà — äîñòàòîê â Ðîäó (ñîáàêó çàâîäèëè äëÿ îõðàíû äîñòàòêà).
• Êîøêà — ñèìâîëèçèðóåò áëàãîñòíóþ îáñòàíîâêó â Ðîäó (êîøêè — ãàðìîíèçàòîðû ýíåðãèè ÷åëîâåêà).
• Ìûøêà — ñèìâîëèçèðóåò áëàãîñîñòîÿíèå ñåìüè (ñ÷èòàëîñü, ÷òî ìûøü æèâ¸ò òàì, ãäå åñòü èçëèøêè ïðîäóêòîâ).
       È âûñêàçûâàþòñÿ ìíåíèÿ, ÷òî ÿêîáû  õðèñòèàíå óáðàëè Îòöà è Ìàòü, è çàìåíèëè èõ îáðàçû: çàùèòó è îïîðó — íà öåðêîâü, à çàáîòó è Ëþáîâü — íà Õðèñòà.
       Íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè ñ÷èòàþò, ÷òî èçíà÷àëüíûé ñìûñë ýòîé ñêàçêè çàêëþ÷àëñÿ â ñëåäóþùåì: èìåòü ñâÿçü ñ Ðîäîì è Ðîäîâîé Ïàìÿòüþ, æèòü â ãàðìîíèè ñ ðîäíûìè è èìåòü Ñ÷àñòüå â ñåìüå. Äîâîëüíî íàäóìàííàÿ èíòåðïðåòàöèÿ.
       Ïî÷åìó âçðîñëûé ÷åëîâåê, õîòÿ è â âîçðàñòå (äåä) íå ìîæåò ñàì âûòàùèòü ðåïó èç ïî÷âû?  Ïî-âèäèìîìó, ïî – òîìó,  ÷òî îíà âûðîñëà î÷åíü áîëüøèõ ðàçìåðîâ.
        ×òîáû âûòÿíóòü ðåïêó, äåä  íà ïîìîùü ïðèçâàë áàáêó, âíó÷êó, ñîáàêó, êîøêó  è  äàæå ìûøêó.  Âûòÿíóòü  ðåïêó îíè ñìîãëè òîëüêî òîãäà, êîãäà òÿíóëè å¸ âñå âìåñòå.
        Ðÿä  èññëåäîâàòåëåé  íàðîäíûõ ñêàçîê  ñ÷èòàþò, ÷òî  «Ðåïêå» èçíà÷àëüíî  áûëî áîëüøå ïåðñîíàæåé.  ÷àñòíîñòè, êðîìå äåäà, áàáêè, âíó÷êè, Æó÷êè, êîøêè è ìûøêè, â íåé ó÷àñòâîâàëè è îòåö ñ ìàòåðüþ. Ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî èõ óáðàëè èç ñêàçêè, èç-çà ñåìåðè÷íîé ñèñòåìû âîñïðèÿòèÿ ìèðà, â îòëè÷èå îò äåâÿòåðè÷íîé, íåêîãäà ñóùåñòâîâàâøåé äðåâíåñëàâÿíñêîé ñèñòåìû. Íó ýòî äîìûñëû. Çà÷åì?
       Îäíèì èç ñìûñëîâ  ïåðâîíà÷àëüíîãî âàðèàíòà äàííîé ñêàçêè ÿâëÿþòñÿ âçàèìîîòíîøåíèÿ ïîêîëåíèé, à òàêæå óêàçûâàåò íà âçàèìîäåéñòâèå âðåìåííûõ ñòðóêòóð, ôîðì æèçíè è ôîðì ñóùåñòâîâàíèÿ.
       Íàäåþñü, ÷òî ÿ îáðàòèë âàøå âíèìàíèå  íà òî, ÷òî   ãëóáèííûé ñìûñë ñîâðåìåííîé «Ðåïêè» èñêàæåí. Õîòÿ, âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî èìåëî ìåñòî è òî êàê ñ÷èòàþò íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè: ìîë  ëèíèÿ ïîêîëåíèé ïðåðâàíà, íàðóøåí ñîâìåñòíûé áëàãîé òðóä, èäåò ðàçðóøåíèå ãàðìîíèè ðîäà, áëàãîïîëó÷èÿ è ðàäîñòè ñåìåéíûõ âçàèìîîòíîøåíèé.
       Åñëè ãîâîðèòü î ñêðûòîì, ýçîòåðè÷åñêîì çíà÷åíèè äàííîé ñêàçêè, òî îíà, î÷åâèäíî,  ðàññêàçûâàåò íàì î òåõ çíàíèÿõ, êîòîðûå áûëè íàêîïëåíû ïðåäêàìè, æèâøèìè â äðåâíèå âðåìåíà. Ðåïêà âûñòóïàåò â ðîëè êîðíåé ðîäà, à ïîñàäèë å¸ ïåðâîïðåäîê – òîò ñàìûé äåä, ÿâëÿþùèéñÿ ñòàðåéøèì è ìóäðåéøèì. Ýòî ïðèìèòèâíàÿ è áàíàëüíàÿ ñõåìà. Íî ïî÷åìó áû è íåò?
       Ñìûñëîì ïåðâîíà÷àëüíîãî âàðèàíòà äàííîé ñêàçêè âïîëíå ìîãóò âûñòóïàòü è  âçàèìîîòíîøåíèÿ ïîêîëåíèé, à òàêæå îòðàæåíèå  âçàèìîäåéñòâèÿ  âðåìåííûõ ñèñòåìíûõ ñòðóêòóð, ôîðì æèçíè è ôîðì ñóùåñòâîâàíèÿ.
       Íóæíû ëè ñêàçêè? Íåïðåìåííî! Îíè ïîìîãàþò íå òîëüêî òåì, êòî ðàñòåò è íàáèðàåòñÿ óìà, íî è óìóäðåííûì æèçíüþ ëþäÿì.
       Äî 12 ëåò ÿ ïåðå÷èòàë âñå ñêàçêè, èìåþùèåñÿ â áèáëèîòåêàõ ãîðîäà Äóøàíáå. Ïîòîì, ïðàâäà, íàäîåëî. Ïîâòîðÿþòñÿ ñþæåòû…
       Âñåì íðàâèòñÿ ÷òî-òî «ïîòóñòîðîííåå»…  ×åëîâåêó õî÷åòñÿ ×óäà! Ýòî ôàêò. Âñå ìû ëþáèì ïîìå÷òàòü. Êàæäûé î ñâîåì. È çäåñü íàì ïîìîãàåò ñêàçêà. Ìû óõîäèì òóäà, âîçâðàùàÿñü â äåòñòâî. È óæå ñòàíîâèòñÿ íåâàæíûì, ñêîëüêî íàì ëåò è ãäå ìû æèâåì.
      Ñ óëûáêîé…

© Copyright: Àëåêñàíäð Èâàøêåâè÷, 2020
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹220122000654

Ðåöåíçèè

Ïî ñòèëèñòèêå ýòà ñêàçêà ïðåäíàçíà÷àëàñü äëÿ äåòåé òðåõ-÷åòûðåõ ëåò, áåç ñìûñëà, êàê «ïðèäåò ñåðåíüêèé âîë÷îê», ñî ñ÷åòîì, ÷òîáû ðåáåíîê çàñûïàë, êàê îäèí ñëîíèê, âòîðîé ñëîíèê, òðåòèé ñëîíèê… ×èñëî ïåðñîíàæåé ìîãëî óâåëè÷èâàòüñÿ äî òåõ ïîð, ïîêà ðåá¸íîê íå çàñûïàë.

Ïåòðîâè÷ Ñåðãåé   22.12.2020 04:27   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

«…По главной дороге и малой тропинке раскатится крик Колобка…»
(А. Башлачев)

В отличие от «Курочки-Рябы» все известные варианты сказки «Колобок» имеют один и тот же устойчивый сюжет. Оголодавшие дед и баба делают из последних запасов хлебное изделие, которое, однако, оживает и, не желая быть съеденным, сбегает прямо со стола. По пути Колобку удается удрать от зайца, волка и медведя, но он попадается на уловку лисы и таки съедается ею.

Спор возник уже вокруг имени персонажа. Особенно сильно он разгорелся, когда россияне решили приватизировать сказочных героев и создали «Сказочную карту России», привязав персонажей к определенному месту. Ясно, что в 99% случаев точная привязка персонажей сказочного фольклора невозможна.

И тут, конечно же, возмутились украинцы — с какого рожна Колобок получил четкую национальность и точную прописку? В националистическом пылу они даже написали, что, мол, в русском языке нет слова «Коло» (Круг), а в украинском есть. В ответ руководитель проекта «Сказочная карта России» Алексей Козловский, не желая делиться Колобком, заявил, что его название — производное от слова «колебятка». Мол, так называли последний хлеб из квашни, остатки теста, из которых собственно и испекли Колобка.

Начнем с того, что слово «Коло» — общеславянское, и, хотя в чистом виде в современном русском языке не употребляется, входит во множество других слов (около, колокол, кольцо, колобродить и т. д.).

Второе. В словаре Даля «Колобок» — это уменьшительное от слова «Колоб» (скатанный ком, шар, небольшой, круглый хлебец). Возможно, распространенное мнение, что «Колобок» — это «Круглый бок» отчасти и неверно, но корень «коло-круг» в нем явно присутствует.

Точный рецепт изготовления колобка неизвестен. Но в общих чертах это изделие представляло собой шарик из пресного теста, изготовлявшийся обычно из остатков разнообразной муки и поскребышей квашни. То есть пекли его, как и написано в сказке, когда заканчивались запасы хлебного сырья. В той же сказке Колобок сообщает и другие особенности его изготовления: «В сметане мешон, да в масле пряжен (т.е. жарен)».

Максим Сырников нашел одно из самых ранних упоминаний Колобка аж в «Житии протопопа Аввакума»:

«…Фекла Симеоновна: оне нам от смерти голодной тайно давали отраду, без ведома ево, — иногда пришлют кусок мясца, иногда колобок, иногда мучки и овсеца».

Сама же сказка появилась в печати еще до сборников А. Афанасьева. Впервые она была опубликована в 1844 г. в книге Екатерины Алексеевны Авдеевой «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевой».

В этом плане мы опередили западных коллег, у которых тоже были похожие сказки, где сбегали пироги, блины, коржики, Джонни-Пончики… Самым известным из подобных персонажей, безусловно, является хорошо знакомый по м/ф «Шрэк» Пряничный Человечек (Gingerbread man).

Смысл сказки «Колобок» еще яснее и проще, чем смысл «Курочки-Рябы», но шибко умным исследователям и он не давал покоя. Ему не позволяли быть простым хлебобулочным изделием и делали то символом лунного цикла, то солярным символом, связывая с мифами о пожирании зверем Солнца.

Конечно, объект может иметь символику, но имеет он ее в зависимости от контекста. Безусловно, изготовление блинов на Масленицу было связано их схожестью с Солнцем.

Но банан бывает и просто бананом, и Колобок в этой сказке — просто Колобок, пусть и оживший. И основной смысл этой сказки прост, хотя и может быть выражен по-разному. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не факт, что повезет в пятый», «Не будь излишне самонадеянным», «Не ведись на лесть», «От судьбы не убежишь», «Коль ты еда — тебя съедят» и т. д.

Я читал, что в одном из изданий даже умудрились отредактировать сказку, дописав счастливый конец, где Колобок сбегает и от лисицы. Не желая огорчать детишек, редакторы просто убили всю суть сказки.

Конечно, в художественном плане образ Колобка может подвергаться каким угодно трансформациям и наделяться разной символикой. Допустим, в м/ф «Страсти-мордасти» Колобок не только не оказывается съеденным, но и сам пожирает дистрофичных зайца, волка и лису, а в итоге и весь земной шар. А в песне «Черного Лукича» иронично символизирует эмигранта, сбежавшего на Запад в поисках лучшей жизни.

Бренд «Колобок» вообще довольно популярен в нашей стране и связан обычно с детскими садами, кафе, театрами, журналами и т. п. В свое время прозвищем «Колобок» нарекали и полненьких людей (например, в моей школе так прозвали румянощекого и кругленького учителя физкультуры). Читал, что есть даже остров Колобок (естественно, круглой формы) в составе архипелага Северная Земля.

Хорошо известны и мультипликационные детективы «Следствие ведут Колобки», где от сказочного персонажа остается разве что внешность. Ну и, конечно же, первый графический смайлик подозрительно похож на… Но об этой «тайне» пусть напишет кто-то другой.

«Ну дед ты и репу отрастил!» (анекдот)

Казалось бы, зачем сказку про огромную репу назвали «Репка»? А вот так ласково относилось русское население к этому продукту до того, как Петр I научил его кушать заморский картофель. До этого именно репа была основным питательным продуктом после хлеба. Достоинств у нее было не перечесть.

Во-первых, неприхотливая, что важно при нашем холодном климате. Во-вторых, репа питательна, богата витаминами, но при этом малокалорийна. В-третьих, она содержала сахар, а сладкого в Древней Руси было не так уж много. Ну и в-четвертых, ее легко готовить — недаром говорили: «Это проще пареной репы».

Репу не только парили, но и жарили, и варили, и квасили. Из нее готовили самые разнообразные блюда — супы, каши, похлебки (говорят, даже квас). Кстати, репу сильно любили и древние римляне. Полководец Курий Дентат (мой предок, наверное) даже отказался принять послов раньше, чем дожарит свою любимую репку.

В общем, в сказке этот овощ появился неслучайно. Но вот беда — корни у репы длинные. Да еще она у деда такой здоровенной выросла, что сил старческих, чтоб ее вытащить, уже не хватало. Ну вот он и позвал — сперва бабку, потом внучку, а потом… Нет, совсем не Жучку, а… сучку! Именно так сказка и была записана у Афанасьева. Что, в общем-то, логично — у людей и кошки имени нет, а собака какой-то аристократкой получается. Но, по понятным причинам, в дальнейшем для детей богатое смыслами слово «сучка» решили не афишировать.

Проблему, как и в «Курочке-Рябе», разрешила могучая мышка. И суть сказки яснее некуда: она о взаимопомощи, о том, что гуртом и репку тянуть легче, о том, что даже самая малая подмога способна решить дело.

Образы из сказки стали весьма популярны в культуре.

С. Н. Сергеев-Ценский о карикатуре времен Первой мировой войны:
«Алексеев недоуменно взял журнал дрожащей рукой и не сразу смог отыскать глазами рисунок, развеселивший царя бойкостью, потому что рисунков на странице было три и изображали они известную с давних времен историю о репке, но применительно к современному положению в Европе. «Дед», Франц-Иосиф, будто бы посадив «репку» — войну, — поливает ее из лейки, это был первый рисунок; «репка»-война выросла «большая-пребольшая», и «дедка», Франц-Иосиф, пятится от нее в испуге на карачках; а третий рисунок — репку тянут Франц-Иосиф, Вильгельм, султан Магомет V и Фердинанд болгарский, ухватясь один за другого, но «тянут-потянут, вытянуть не могут», а «репка» подмигивает им и скалит зубы».

А вот А. Чехов написал «сатирическую сказочку» про Сержа, который вырос с головой, похожей на репку и которого родные никак не могли «вытянуть в люди». И лишь с помощью тетки-княгини, кума-генерала и купца-зятя таки вытянули. «И стал Серж статским советником…».

В. Маяковский в своем стиле придал сказке политическую аллегорию:

За дедкой репка…
Даже несколько репок:
Австрия,
Норвегия,
Англия,
Италия.
Значит —
Союз советский крепок.
Как говорится в раешниках —
и так далее…

Ну, а в «Новой сказочке про репку…» С. Маршака деду мешает вытащить репку бюрократическая волокита.

…Помогают дедке бабка, внучка,
Помогают кошка, мышка, Жучка:
Бабка с дедкой роются в отчетах,
Жучка с внучкой щелкают на счетах…

Ну, а я бы мог предложить целый микс из трех русских сказок под названием «О том, как дед с бабой покушать пытались». Или, как в анекдоте:

«Посадил дед в землю колобок.
 — Да ты совсем ополоумел, старик! — набросилась на него бабка и хрясь его яйцом по лбу…»

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение

«Специальная коррекционная школа-интернат №2»

Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи

Кабардино – Балкарской Республики.

Инсценировка

 сказки «Репка».

Подготовила:
учитель-дефектолог   Жук Е. А.

декабрь 2019 г.

Сценарий сказки «Репка» на новый
лад

 Цель:

·       
развивать личность ребёнка, прививая устойчивый интерес к
музыкально-театральной деятельности;

·       
совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов;

·        
развивать индивидуальные качества ребенка. 

Задачи:

Обучающие:

• расширять знания детей о русских народных сказках;

• закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;

• учить детей анализировать сказку;

• учить … зрительную память, наблюдатель-ность;

• развивать познавательную и речевую активность детей, расширять
словарный запас;

• развивать средства выразительности (вербальные и невербальные) в
речи, актерском мастерстве;

 • обогащать эмоции детей

Воспитательные:

 • воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

 • воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;

• формировать художественный вкус;

понимать
ценность дружбы, сплочённости.

Действующие лица:

Сорока — Сиушко Т. Д.

Ведущие — Сатушиева Д.

Дед — Маремшаов К.

Бабка — Хаткова Д.

Репка — Кравченко А., Хидирова Л. П.

Морковка — Кнаус М.

Картошка — Упаков В.

Капуста — Леконцев О.

Свекла — Шауцуков М.

Лук — Сон А.

Помидор — Роговенко М.

Внучка — Саральпова Д.

Жучки- Чугуевская С. и Литвиновская Е.

Кошка —

Мышка — Тохтамышева С.

Ведущий:

Сказка-сказка
прибаутка!

Рассказать ее не
шутка!

Чтобы сказка от начала,

Словно реченька,
журчала,

Чтоб в середке весь народ

От нее разинул рот,

Чтоб никто — ни стар,
ни мал —

Под конец не
задремал.

Сорока

Ой, ну надо же, детишки!

И девчонки и мальчишки.

Дружно рядышком сидят

И сюда они глядят

Надо ближе подлететь

Их получше рассмотреть!

(подлетает ближе)

Ишь ты, славные какие!

А сидят-то, как большие!

Вы чавой-то тут сидите?

Сказку увидать хотите?

Я тут взад-вперед летаю,

Все про всех в округе знаю.

Все, что знаю, расскажу,

Расскажу да покажу.

Вы тихонько посидите,

Да все сами поглядите.

                   
Ведущий:

Жил в одной деревне
Дед

Вместе с Бабкой много
лет.

Захотел однажды Дед

Репки пареной в обед.

Дед

Приготовь-ка Бабка,
деду

Репы пареной к
обеду.

Да смотри не
прекословь.

Побыстрее приготовь!

Бабка

Хочешь репку — так
пойди

В огороде посади.

Дед

Что ж, пожалуй, я
схожу,

Да и репку посажу.

Ведущая:

Дедка репку посадил,

Дедка репке говорил

Дед:

Ты расти, расти
большая.

Стань богатым
урожаем,

Чтоб тобой я мог
гордиться.

Принесу тебе водицы,

Удобрений ведер
пять…

Ох, устал, пора
поспать.

(Ложится
недалеко от репки и засыпает, а в это время герои

сказки
тихонько выходят на сцену.)

Ведущая:

Спит дедулька без
забот.

Репка между тем
растет,
                                                   

Вот уж осень на
дворе.

Зябким утром в
сентябре

Дед проснулся,
испугался.

                      (Дед
просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

              Дед:

          Ах, я старый разоспался,

          Репку уж
пора тянуть.

          Подросла,
гляжу чуть-чуть.

          Ай, да
репка уродилась!

          Мне такая и
не снилась.
            ( Хватает репку и тянет)

Ведущая:

Хвать, но репка
возмутилась.

Морковка:

Экий дедка ты
неловкий!

Я — не репка, я —
морковка.

Не умыл ты видно
глаз.

Репки я стройней в
сто раз.

И оранжевей к тому
же.

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты
пропадешь…

Сок морковный не
попьешь,

В супе мне замены
нет…

И еще один секрет.

Я богата витамином

Всем полезным
каротином.

Я — отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку
полезай.

Что такое, что за
чудо,

Может, выспался я
худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька,
постой,

Репку вытяну другую.

Картошка:

Ой, ой, ой!

Я протестую!

Я — не репка. Я —
Картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова

Ясно ведь как дважды
два:

Если в супе нет
картошки,

Ни к чему брать в
руки ложку.

Я для чипсов слышишь,
дед,

Самый главный
компонент.

В жарком масле, вот
смотри

Стать могу картошкой
фри,

Я — твой главный
урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку
полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице
крепко!

Ай да репка, вот те
на!

Капуста:

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся,

Сериалов
насмотрелся,

Может с печки ты упал?

Раз капусту не
узнал.

Я на репку непохожа

У нее одна одежа,

У меня ж их целых
сто!

Все без пуговок…

А то…

Я — хрустящая
капуста!

Без меня в салате
пусто,

А со мной любой обед

Голубец иль винегрет…

Станет в 10 раз
полезней!

И потом меня, любезный,

Можно квасить и солить…

И до лета аж
хранить.

Можно есть меня всю
зиму!

Дед:

Милости прошу сюда (в
корзину).

Это что же за беда?

Где же репка! Эта вроде…

Свекла:

Снова дед не угадал.

Знать очки ты
потерял,

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой
перепутал.

Я в сто раз ее красней,

И полезней и вкусней!

Свеклы нет и нет борща,

В винегрете и во щах…

А свекольная котлета

Это просто
объеденье!

Сто процентов — похуденье.

Я — отличный урожай!

Дед:

И тебе найдется
место.

Только все же
интересно

Где же репка? Может
эта?

Лук:

Я почти того же
цвета,

Но не репка,
старичок,

Я — твой репчатый
лучок!

Пусть немного и
коварен,

Но в народе
популярен.

Самый вкусный
шашлычок

Тот, в котором есть
лучок.

Все меня хозяйки
знают

В суп и в кашу
добавляют,

В пирожки, в грибы,
в отвар…

Я для вирусов —
кошмар!

Даже грипп меня
боится…

Хоть сейчас готов
сразиться.

Я — отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку
полезай.

Может это репка
рядом.

Посмотрю сейчас.

Помидор.

А я толстый помидор

Витаминов полный

Очень долго я расту

Возраст мой
преклонный.

Сначала я зелёный
был,

Но август месяц наступил.

Стал краснеть я день
за днём.

Чтобы взяли меня в
дом.

Я — отличный урожай!

Дед:

Что ж в корзину
полезай! Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина… Иль бульдозер бы сюда,

Без него — совсем
беда!

Что за чудо из
чудес?!

Репка — чуть не до
небес!

Что мне делать? Как
тут быть?
Кликну Бабку подсобить.

Где ты, бабка?

Бабка:

Я сейчас! (Дед
показывает на репку)
Ай да репа удалась!

Прожила я лет немало,

Но такого не видала

Дед:

Очень хочется мне Репки,

Да, видать, корнями крепко Репка в землю уцепилась… Подсоби мне, сделай милость!

Бабка:

Раз — вот эдак! Два
— вот так!
Ох! Не
вытянуть никак…

Репка (поет и
пританцовывает).
Уважаема
в народе,

Я расту на огороде.

Вот какая я большая!

До чего же хороша я!

Сладкая и крепкая.

Называюсь Репкой я.

Вам с такой
красавицей

Ни за что не
справиться!!!

Бабка:

Знать, мои ослабли
ручки.
Позову на помощь внучку, Ну-ка внучка к нам беги,

Репку дергать
помоги!

Ведущий:

Только Внучке, если
честно,

Это все неинтересно!

Но, чтоб предков не
сердить,

Все ж решила
подсобить.

Внучка:

Я бегу, спешу на
помощь.

Где он, непослушный,
овощ?!

Раз — вот эдак! Два
— вот так!
(Удивленно
разводит руками.) Нет! Не вытянуть никак.

Репка (поет и
пританцовывает).

С Репкою-красавицей

И втроем не
справиться!!!

Внучка:

Ломит спину, ноют
ручки!

Жучки, помогите
внучке!

Жучки, к нам скорей
бегите, репку дергать помогите!

Жучка 1:

Что за шум здесь? Что
за драка?

Я устала, как собака.

Жучка 2:

Гав, гав, слыхали
деду,

Репы хочется к обеду

Жучка 1:

Гав! Помочь готова
Жучки!

Так, цепляемся за
внучку.

Жучка 2:

Гав! Ещё разок! Вот
так!

Гав! Не вытянуть
никак!

Репка:

С Репкою-красавицей

Впятером не
справиться!!!

Жучка 1:

Ох, устали мы немножко.

Нету сил, зовём мы кошку.

Жучки(вместе).

Кошка, кошка. Где ты там?

Помогай скорее нам.

Кошка

Мяу, мяу! Вы зачем
зовете киску,

Угостить большой сосиской?

Все

Нет!

Кошка

Опять мне не везет!

Что ж, пойду на
огород!

Что, скажите, делать
надо?

Поняла, ответ тут
прост:

Ухвачусь за Жучкин
хвост.

Взяли дружно, взяли
вместе!

Ну, а репка все на
месте!

Репка:

Вам с такой
красавицей

И вшестером не справиться!!!

Бабка

Вшестером
не совладать!

Внучка

Может,
кипятком обдать?

Жучка

Дело
говоришь ты, вроде.

Кошка

И
съедим здесь, в огороде!

Дед (в сердцах)

Что
ни делай, все зазря!

Внучка (мечтательно)

Где
б найти богатыря?

Бабка:

Мышку нам пора позвать!

Кошка:

Мышку звать? Какой
позор!

Мы пока и сами,
кажется, с усами.

Мышка:

Пи-пи-пи! Как это
мило!

Помогу, коль хватит
силы.

Кошки я не побоюсь

И за хвостик
уцеплюсь!

(Общий танец)

Ведущий:

Велика ль у мышки
сила!

Это дружба победила!

Вместе вытянули
репку,

Что в земле сидела
крепко.

Песня

Сорока:

Сказочке пришел
конец.

Тот, кто слушал,
молодец.

Ждем от Вас
аплодисментов,

Ну и прочих
комплиментов…
Ведь артисты-то старались, Пусть слегка и растерялись.

  • Репка музыкальная сказка для детей наше все
  • Репка иллюстрации к сказке детские
  • Репка сказка автор этой сказки
  • Репка сказка автор читать
  • Репетитор по литературе сочинение