Репка иллюстрации к сказке детские

Есть интересная тема, на первый взгляд мало относящаяся к алгоритмам. она сказочная с одной стороны, а со стороны другой в

Есть интересная тема, на первый взгляд мало относящаяся к алгоритмам. Она «сказочная» с одной стороны, а со стороны другой в ней есть созвучие с насущными проблемами начинающего свой профессиональный путь программиста.

Репка - медаль

Давайте попробуем разобраться и немного развлечься, рассматривая эти стороны древней алгоритмической медали…

Задача

Вспоминая свой опыт знакомства со сказками, могу точно отметить, что это происходило почти заново три раза. Каждая хорошая книга растет вместе с читателем и обретает новые краски с увеличением его практического опыта. Но в отличие от многих книг сказка имеет особую историю взаимодействия с человеком. Первого знакомства со сказками думаю никто не избежал в своём детстве. Это было знакомство без чтения — на слух — очень часто с помощью наших родителей и в сопровождении с просмотром красочных иллюстраций детских книжек. Мало какие факты в содержании сказки оцениваются ребёнком при таком детском и игровом знакомстве. Но в памяти почти наверняка остаются часто повторяемые образцы: «я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…».

колобок Издание 1910 года. Рис. Елизаветы Бём

Уже позже в сознательном возрасте происходит второе знакомство со сказкой. Часто это происходит в процессе чтения сказки своим детям. У меня же это знакомство случилось в старшей школе. Когда на уроках литературы нас старались научить после прочтения книги не только пересказать сюжет, но и задуматься, что и какими средствами хотел нам сказать автор в своём произведении. Те сказки, которые были выбраны для разбора в текущей статье, в большинстве не имеют известного автора. Их называют «народными». Так что́ «хотел сказать» народ своим растущим детям посредством сказки? Есть ли в сказке польза? Или сказка лишь развлечение, нужное для весёлого и красочного взаимодействия родителей со своим ребёнком?

Эти вопросы становятся еще острее, если попробовать задуматься: какой странный образец поведения демонстрируется многими сказками.

Мы учим ребёнка убегать от бабушки и дедушки? Или лежать на печи и ждать волшебной щуки, исполняющей желания? Конечно, нет. Ну, или очень странно, если — да.

Очень странно, когда в анализе цели и устройства сюжета рассказываемых детям сказок, появляется такое противоречие. А если так, то может стоит запретить такое навязывание вредных образцов поведения и привычек. Ведь цензура «замылила» процесс курения в «Ну, погоди…». Тут тоже есть место, где развернуться общественному фильтру содержания?

Нет! Конечно, пока рано бить тревогу. Польза сюжета сказок есть. И для оценки одной из несомненных составляющих этой пользы стоит начать наше третье и совместное знакомство со Сказкой, предлагаемое в качестве задачи текущей статьи.

Рассаживаемся поудобнее. Жили-были дед и баба…

Введение

Перед тем как вплотную приступить к разбору сказки все же позволим себе небольшое пояснение. Конечно, эта статья не является первым или даже редким обзором, посвященным оценке структуры сюжета сказок. Есть достаточно большое число работ на эту тему, самыми крупными из которых являются системы классификации сказочных сюжетов:

  • классификация Аарне — Томпсона — Утера (англ. ATU Index) «Указатель сюжетов фольклорной сказки»,
  • работа В.Я.Проппа «Морфология волшебной сказки»,
  • статья Акименко Н.А. «Стилевые и текстообразующие характеристики английской народной сказки (диахронический аспект)»,
  • статья Кретова А.А. «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика»,
  • и множество других работ.

Из всего разнообразия анализа сказок выделяются общие части, обнаруживаемые разными исследователями в сказках разных народов мира. Одной из таких общих частей является цепочная сказка (альтернативное название — кумулятивная сказка), представляющая собой особый тип структуры сказочного сюжета. Этот тип сюжета является основой разбора, предлагаемого текущей статьёй. Докучные сказки, так же рассматриваемые в статье, являются подвидами цепочных сказок.

Где же тут будет о программировании? — спросите Вы.

Итерация

А переход от сказки к написанию кода очень прост: все цепочные сказки самым простым из известных мне способов описывают структуру итерационных и рекурсивных алгоритмов. При этом описание выполнено предоставлением образца алгоритма, и в этом образце очень умело опускаются все не важные для описываемого типа алгоритма детали.

Но в сторону обзоры и общие слова. Начнем рассматривать примеры. Первым у нас на очереди — сказочное описание структуры итерационного процесса накопления с остановкой по изменению условия:

acc = []
while not condition:
    v=next_item()
    do_some(v)
    acc.append(v)

Итерационный процесс

Какая же сказка поможет нам в разборе обусловленного цикла?

Ответим первыми строками этого ценного учебника по программированию циклов:

Жил-был старик со старухою. 
Просит старик:
— Испеки, старуха, колобок!

Да, это сказка «Колобок». Давайте рассмотрим основные элементы сюжета этой сказки.

В завязке содержания идет инициализация самого важного элемента — выпекание колобка. Чем так важен это элемент? Ответ программисту: Колобок является главной накапливающей переменной, в которой благодаря хорошей «колобковой» памяти запоминается песенка. Ведь эта песенка является главным результатом сказки? Эту песенку мы в детстве запоминали лучше всего? Разберем посредством какого процесса формируется этот результат в выявленном сказочном аккумуляторе.

Этот процесс характеризуется несколькими повторениями сходных действий. Такое повторение является одним из важных признаков цепочной сказки. В «Колобке» повторяется последовательность следующих действий:

  • убегание из предыдущей локации,
  • встреча с каким-то персонажем,
  • и исполнение этому персонажу песенки.

При каждом выполнении этой последовательности персонаж разный, и имя персонажа после исполнения песенки добавляется в эту песенку новой строчкой.

Результат всей сказки сводится к получению песенки, описывающей историю встреч колобка:

— Не ешь меня, лиса! 
Я тебе песенку спою, — сказал 
колобок и запел:
— Я Колобок, Колобок!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
И от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!

Цикл такого поведения Колобка никогда бы не закончился, если бы не оказалось условия его остановки. В русских сказках очень часто условием выхода из зацикленных ситуаций является Хитрость. Условием выхода из цикла «колобковых» приключений стала хитрость Лисицы, которая догадалась, что можно не только песенку послушать, но и голод утолить. Тем самым она получила полный набор, как хорошо сказано когда-то, из «хлеба и зрелищ».

Если приводить примеры подобных «Колобку» сюжетов, то сразу можно вспомнить тождественные истории в сказках других стран. Это, например, сказка «Пряничный человечек», у главного персонажа которой не было такой приметной шарообразной формы, но приключения были почти те же. В указателе Томпсона сюжет «Колобка» отнесен в группу Z33.1 «Сбежавший блин: Женщина печёт блин, который убегает. Его тщетно пытаются поймать разные животные. В конце концов его съедает лиса».

Есть сказки подобные сказке «Колобок», которые не полностью совпадают с ней по сюжету. Например, сказка «Зайкина избушка»: про ледяную избу Лисы и лубяную избу выселенного Зайца. В этой сказке Заяц накапливал рассказ о своих встречах с неудачливыми помощниками, а условием выхода из цикла была хитрость Петуха, напустившего на Лису страху своими боевыми песенкам-страшилками. Подробности сюжета иные, а его структура полностью аналогична. Это цикл накопления с условием выхода!

Следствие ведут Колобки

Вызов подфункций

Но продолжим изучение сказочного программирования. И следующим у нас на очереди — использование вызова подфункций и стека.

Нужна хорошая «функциональная» сказка. И такие тоже есть — это, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Жили-были петушок и курочка...
Клевал как-то петушок бобовые 
зернышки, да второпях и подавился. 

Петушок и бобовое зернышко

Задача ясна — нужно спасать Петушка. А вот решение этой задачи отличается от решения «Задачи колобка». В нём больше сходства с сюжетом «Зайкиной избушки».

Курочке так же как и Зайцу необходимо встретить несколько разных персонажей и попросить помощи, но в задаче «Спасти Петушка» (в отличие от действия «Прогнать Лису из лубяного домика») действие каждого помогающего персонажа, встреченного Курочкой, не может быть выполнено самостоятельно. Помощь и действия персонажа зависят от некоторых действий другого персонажа:

— Кузнец, кузнец, дай скорее 
хозяину хорошую косу. 
Хозяин даст коровушке травы, 
коровушка даст молока, 
хозяюшка даст мне маслица, 
я смажу петушку горлышко: 
подавился петушок 
бобовым зернышком.

Это верно почти для всех персонажей, кроме терминального (или «элементарного»), для которого не требуется использования сторонних действий. В этом случае действие может выполниться сразу. В сказке таким действием стало получение косы от Кузнеца: «Кузнец дал хозяину новую косу».

Так что́ есть зависимые действия? Какие есть элементарные действия? Каков способ организации этих действий с точки зрения программиста?

Вы уже догадались? Конечно, перед нами что-то очень похожее на функции. Есть образцы использования зависимыми функциями для своего исполнения вызовов других функций. Элементарные функции отличаются автономным выполнением. В итоге вся сказка становится руководством по решению задачи путем контроля процесса, состоящего из вызова нескольких таких зависимых функций и одной элементарной функции. В качестве способа контроля такого процесса в сказке предлагается использовать специально организованный набор фраз, часто повторяемый и формируемый Курочкой.

Значит, и в этой сказке есть переменная накопления. На этот раз она хранится в «курочкиной памяти». И способ пополнения данных отличается от «колобкового» способа. Посещенные персонажи перечисляются в тексте Курочки в обратном порядке. Последний посещенный персонаж упоминается первым. Это изменение неслучайно. Таким образом формируется список возвратов к предыдущим персонажам для решения всей задачи Курочки. Это же детское описание стекового способа (способ организации и манипулирования данными LIFO, методы обработки товарно-материальных ценностей FIFO и LIFO)!

Мы еще раз столкнулись со странным фактом, что в детской сказке описывается на наглядном примере не самая простая программная технология. Этот сказочный образец использования функций был случайно обнаружен мной в процессе чтения сказки детям. Думаю, что это произошло не без влияния профессиональной деформации, которой никак не избежать, если долгое время работаешь программистом.

Да, вызовы функций не являются самой сложной частью в программировании. Вот если бы найти сказочное описание, например, рекурсии. Это было бы действительно примечательно.

Рекурсивный процесс

И уже без большого удивления после небольшого перебора запомненных в детстве сказок был обнаружен и этот образец. Сказочное описание рекурсии существует!

Нужная нам сказка сразу начинается с задачи:

Посадил дед репку. 
Выросла репка большая-пребольшая...

Решение задачи в сказке «Репка» опять опирается на использование персонажей-помощников. Как и в предыдущей рассмотренной сказке каждый новый помощник использует действия другого персонажа, но в отличие от «Бобового зернышка» он использует помощь не следующего персонажа, а — предыдущего. Отличается также характер действий, выполняемых разными персонажами. В «Бобовом зернышке» все действия были разные, а в «Репке» каждый персонаж делает действия сходно с остальными участниками. Если действие так же как и в предыдущей сказке соотносится с вызовом и исполнением функции, то получается, что функция у каждого персонажа одна и та же?

Каждый персонаж выполняет следующее действие:

  • Пробует решить задачу.
  • Если не может решить, то зовёт другого персонажа.
  • Помогает этому персонажу решить похожую задачу, которая с его помощью становится проще.

Это же точно рекурсия?! Почему каждый новый персонаж меньше предыдущего? В детстве отвечал на этот вопрос: потому что так удобнее тянуть. Но в свете рекурсивного объяснения — ответ другой. В сказке так описано, чтобы показать, что задача на каждом шаге упрощается, и в итоге решение становится доступно даже маленькой мышке.

Репка

Это же гораздо нагляднее, чем примеры в университете с числами Фибоначчи, где рекурсия применяется для вычисления рекурсивно заданных чисел? После «Репки» сразу понятно для чего рекурсия может быть полезна, и в чём её главная ценность — способность уменьшать размер задачи разделением на несколько зависимых и одинаковых действий.

Можно здесь вспомнить многие примеры рекурсивного программного решения задач на основе принципа «Разделяй и властвуй» («Уменьшай и властвуй») — та же быстрая сортировка или бинарный поиск в отсортированном списке. Но, уверен, не стоит пробовать рассказать это ребёнку в качестве полезного образца, чтобы научить поиску решения задач, которые встретятся ему в жизни.

С последней мыслью становится немного яснее, почему сказки так близки к программированию. Сказка — это способ подготовки ребенка к решению появляющихся перед ним задач. А решение задачи с использованием последовательности доступных действий — есть Алгоритм.

Да, очень похоже, что сказкой дети учатся создавать простейшие алгоритмы. Может такой способ обучения будет полезен или хотя бы интересен и программисту? Почти всегда это так. Но есть исключения. Способы создавать вредные алгоритмы тоже есть в детских сказках!

Вред бесконечных циклов

Во всех предыдущих сказках задача успешно решалась, или выполнение прерывалось по некоторому условию. Находилась хитрая Лиса или хитрый Петушок. Находился «автономный» Кузнец. Мышка вытягивала цепочку помощников с репкой на верхушке. А что если такого хитрого, автономного и терминального персонажа в сказке нет? Вдруг Кузнецу понадобится масло для изготовления косы? Ведь задача не будет решена и действия будут продолжаться бесконечно? «Это будет плохо спроектированная сказка» — скажете Вы. И будете правы. Но как это показать ребенку? Как указать ему на необходимость задать условие остановки попыток решения вставшей перед ним задачи?

Конечно, это надо сделать в сказке!

И такие поучительные сказки тоже есть. Их научная классификация — докучные сказки. Для программиста эти сказки — пояснение вреда бесконечного итерационного или рекурсивного решения задачи в детских условиях, когда еще негде искать диспетчер задач для снятия «зависшего» процесса:

while true:
    pass

def f():
    f()

def f():
    g()

def g():
    f()

У всех докучных сказок разное содержание, но выбранный для текущей статьи образец начинается просто:

Купи слона...

Вы говорите, что он Вам не нужен?

Все говорят, 
   что им слон не нужен. 
А ты возьми и купи слона...

Соглашаетесь купить?

Все соглашаются купить. 
А ты возьми и купи слона...

Окончания этой сказки не будет.

Все думают, что 
   окончания этой сказки не будет. 
А ты возьми и купи слона...

Кадр из мультфильма 'Следствие ведут Колобки'

Ну в целом понятно. Если попробовать вставить такую сказку целиком, то это будет очень вредно даже для текущей статьи. Поэтому killall fairytale_elephant.

Продолжая размышлять над задачами встающими перед ребенком и над способами обучить его их решать, подходим к самой страшной для программиста теме. А если алгоритма решения нет?

Неразрешимые задачи

Ведь существуют задачи, которые никак не решить? Например, некоторые задачи не решить из-за отсутствия в текущий момент соответствующих инструментов. Мы же не будем пробовать забить гвоздь в бетонную стену ладошкой?

Как показать ребенку, что́ ему делать при встрече с такой задачей?

Правильно. И это тоже проще всего сделать сказкой!

И в этом нам поможет самая «бесполезная» и «бессмысленная», как представлялось мне долгие годы, сказка. Начнём с первых строк:

Жили-были дед да баба
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, 
не простое - золотое...

Курочка ряба

У сказки «Курочка ряба» есть несколько вариантов. Некоторые варианты имеют структуру цепочной сказки с соответствующими несколькими повторами и множеством персонажей, которые подходят и сочувствуют деду и бабушке, расстроившимся из-за нечаянно разбитого яичка. Но самый известный вариант почти лишен итераций, зато в него добавлены самостоятельные попытки разбить яичко и хорошая концовка, в которой Курочка обещает снести другое «простое» яичко.

Варианты окончания сказки не так важны, как важна́ основа её содержания:

Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.

Здесь у программиста тоже есть прямые аналогии. В программировании пока не говорят о совсем неразрешимых задачах. Но уделяют много внимания задачам, решение которых не получить за приемлемое время. То есть программист пытается оценить насколько сильно задача неразрешима (классы сложности). Это очень важно для взрослых задач. Но ребенку объяснять это пока рановато. А вот объяснить, что некоторые задачи в нашем мире не получается решить, необходимо.

Так же важно показать ребенку, что неразрешимая задача все же может быть легко выполнена, но с соответствующим инструментом, который может быть очень неожиданным. Например, в разбираемой сказке это хвостик мышки:

Мышка бежала, хвостиком задела, 
яичко упало и разбилось.

Этот малый инструмент для решения задачи очень важен. И его нахождение — самое важное в текущей сказке. А в работе программиста поиск и реализация такого способа — это основной профессиональный навык, за который платят.

Выполняя анализ сказки «Курочка ряба», можно вспомнить об еще одной проблеме в задачах программирования. Корни этой проблемы кроются в соотношении класса NP-полных задач и задач класса P. Для использования многих современных средств защиты данных важен ответ на вопрос: равны ли классы P и NP. На этом ответе основываются системы шифрования, в которых сложность расшифровать данные без ключа («мышкиного хвостика») должна намного превосходить сложность расшифровки с наличием этого ключевого инструмента.

Выводы

Сказка — ложь, да в ней намек…

Обзор сказок вышел не совсем полным, но дающим основание к следующим шагам в разборе этой темы. В текущей статье мы ограничились только самыми простыми сказками. Более сложные по структуре сказки чаще основываются на демонстрации устойчивых алгоритмов и признаков социального поведения в среде, с которой ребёнок столкнётся в своей жизни. Это отдельный и не менее интересный разговор, но он для другой статьи.

Основной вывод, формулируемый в результате выполненного нами рассмотрения детских сказок, прост. Сказки определенно полезны. Это не просто развлечение. Как минимум их можно использовать в качестве иллюстрационного материала при обучении программированию. Но это только на поверхности. А в глубине вопрос. Если сказки так близки к процессам обучения созданию алгоритмов, то имеют ли они эти процессы своей целью? Совсем иначе стоял бы этот вопрос, если бы автором проанализированных нами сказок был развлекающийся программист или математик, как это было, например, со сказками «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Но автор рассмотренных сказок — народ. Так может быть, обучение детей создавать алгоритмы для решения задач — это обычная, но скрытая от внимания часть человеческой жизни?

В заключении этой статьи хочется обратить внимание, что приведенный обзор сказок является лишь маленькой частью научной работы, которая посвящена формализации понятия Алгоритм. В контексте этой работы Сказка является доступным текущему поколению способом передать следующему поколению удачные приёмы синтеза алгоритмов поведения. В текущей статье не ставилось задачи полностью формализовать этот способ, но подчеркивается сам факт наличия этого способа в детской сказке.

Главной задачей, поставленной в научной работе, является поиск и развитие алгоритмов для синтеза алгоритмов. Эта задача из разряда «разбить золотое яичко от курочки рябы», но на текущий момент уже крепнет уверенность, что она не относится к совершенно неразрешимым. Необходимо лишь знать ключ-подход к ней. Если говорить в сказочных терминах: необходима мышка с соответствующим хвостиком…

Спасибо Вам за внимание.

Отзывы

Буду очень благодарен за отзывы, пожелания и предложения, так как они помогают мне скорректировать направление развития работы в этой области.

Отдельное волнение у меня есть по стилю повествования и форматированию, используемым в статье (кавычки, абзацы, цитаты). Напишите, пожалуйста, если у Вас есть замечания к ним. Можно личным сообщением.

Ссылки

  • Главная страница работы (GitLab GPL): Проект «Общая теория алгоритмов»
  • Вводная статья работы «Разрабатываем теорию алгоритмов как проект с открытым исходным кодом». Пожалуйста, не судите строго эту наивную публикацию «сверх-идеи» устаревшей версии 2019 года.
  • Статьи серии «Что такое алгоритм?!»
    • №1 «Действие»,
    • №2 «Обусловленная и связная последовательность»,
    • №3 «Синтез алгоритма запоминанием»
    • №4 «Эволюция памяти»
    • №5 «Копирование иерархии памяти»
  • Для заглавной иллюстрации к статье взят рисунок с обложки книги «Репка. Лиса и журавль». Издание Кнебель, 1916
  • Иллюстрация к сказке «Колобок» и «Репка» выполнены Елизаветой Меркурьевной Бём
  • Иллюстрация к сказке «Петушок и бобовое зернышко» является титульной страницей одноименной книги издательства «Малыш» 1981 г.
  • Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба» является титульной страницей одноименной книги издательства Г.Ф. Мириманова 1926 г.
  • Несколько иллюстраций сделаны на основе кадров мультфильма «Следствие ведут Колобки» (1987)

Тема: «Здравствуй, осень золотая»                                                                                              
1 неделя  (04.10 – 08.10)

Образовательная
область

Совместная
деятельность с детьми

Самостоятельная
деятельность детей

Совместная
деятельность с родителями

Социально
– коммуникативное развитие

Социализация:

·        
Закреплять
знания о том, что в группе есть мальчики и девочки, у них может быть веселое
и грустное настроение.

·        
Закреплять
знания имен детей группы.

·        
 Воспитывать
дружелюбное отношение друг к другу. 

Безопасность:

·        
Формировать
предпосылки здорового образа жизни.

·        
Формировать
культуру поведения на улице.

·        
Формировать
культуру поведения в группе.

Труд:

·        
Приобщать
к уборке игровых уголков

·        
Приобщать
к труду на участке (собирать игрушки перед уходом с прогулки, собирать
мусор).

Чтение
стихов о дружбе.

Рассматривание
иллюстраций.

Беседы.
Ситуативный разговор.

Рассказ
воспитателя о здоровье.

Наблюдение
за транспортом. Рассматривание иллюстраций.

Беседа о поведении в группе.  

Д/и  «Что где
лежит».

Показ приёмов работы,
объяснение, напоминание, указания.

Д/и «Покажем Мишке, как нужно убирать
игрушки»

Рассказ воспитателя,
показ, напоминание.

Д/и
«Каждой вещи своё место».

Подготовить иллюстрации по теме.

Представить книги по теме в книжном уголке.

Подготовить иллюстрации
по теме.

Подготовить
иллюстрации с различными видами транспорта.

Подготовить атрибуты для игры.

Подготовить атрибуты для игры.

Подготовить
атрибуты для игры.

Подготовить консультацию для родителей «Детская
дружба»

Подготовить папку-передвижку «Осторожно
дорога!»

Подготовить
консультацию для родителей » Как приобщить ребенка к труду»

Познавательное
развитие

Познание (ФЦКМ):

·        
Дать
детям элементарные представления об осенних изменениях в природе, учить
выделять ствол, ветки и листья деревьев.

ФЭМП (математика):

·        
Формировать
умение различать предметы по форме: кубик и шарик.

Конструирование:

·        
Закреплять
умение различать кубики. Учить строить из кубиков простейшие сооружения.

НОД №1  «Занятия по формированию элементарных
экологических представлений» О.А. Соломенникова с.8.

Рассматривание осенних деревьев.

Д/и » Найди осеннее дерево»

НОД №2 «Формирование элементарных
математических представлений»  И.А. Помораева, В.А. Позина с.11

Игровое
упражнение «Что катится, что не катится»

НОД №3 » Комплексные  занятия под ред. 
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой» с.53

Конструирование «Построим будку для
собачки»

Подготовить
иллюстрации с изображением осенних деревьев.

Подготовить
кубики и шарики одинаковой величины и цвета.

Подготовить
строительный материал.

Подготовить
игрушки — две собачки разной величины.

Рекомендовать родителям понаблюдать с детьми на
прогулке за деревьями.

Закреплять
умение различать шар и куб независимо от размера и цвета.

Рекомендовать
родителям упражнять детей в построении простейших сооружений из кубиков.

Речевое
развитие

Развитие речи:

·        
Совершенствовать
умение детей  понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей
самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям
понять значение слов вверх-вниз, научить отчётливо произносить их.

Чтение художественной
литературы:

·        
Познакомить
с содержанием сказки «Репка». Приучать внимательно слушать относительно
большие по объему художественные произведения.

Совершенствовать
умение понимать вопросы и отвечать на них.

НОД №4 «Занятия по развитию речи» В.В.
Гербова с.32.

Д/и
«Поручения».

Рассказ
воспитателя, показ.

НОД №5 » Комплексные  занятия под ред. 
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой» с.38

Чтение
сказки «Репка».

Рассматривание
иллюстраций к сказке.

Беседа
по содержанию сказки.

Подготовить игрушки: большой и маленький медведи,
неваляшка, матрёшка, синяя и красная чашки, большой и маленький кубы.

Представить сказку в книжном уголке.

Подготовить
иллюстрации к сказке.

Подготовить
игрушечную мышку, натуральную репку или муляж.

Закреплять умение различать понятия и значения слов
вверх-вниз.

Рекомендовать родителям читать детям сказки.

Художественно
– эстетическое развитие

Рисование:

·        
Учить
держать правильно карандаш, различать жёлтый цвет, рисовать штрихи и короткие
линии.

Аппликация:

·        
Формировать
умение работать в коллективе, воспитывать желание создавать материалы и
украшения к празднику осени

Музыка: По плану
музыкального руководителя

НОД №6 »
Комплексные  занятия под ред.  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.
Комаровой» с.21

Рисование «Лучики для солнышка».

НОД №7 » Комплексные  занятия под ред. 
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой» с.43

Аппликация «Создание осенней картины»

Подготовить иллюстрацию с изображением солнышка;
альбомные листы, карандаши.

Подготовить
осенние листочки из бумаги, клей, ватман.

Подготовить
выставку детских работ по теме «Лучики для солнышка».

Подготовить выставку детских работ по теме
«Создание осенней картины».

Физическое
развитие

Физическая культура:

·        
Развивать
ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях.

·        
Упражнять
детей в ходьбе и беге всей группой в прямом направлении за воспитателем;
прыжкам на двух ногах на месте.

Здоровье:

·        
Учить
держать ложку в правой руке, брать пищу губами.

·        
Учить
доставать из шкафа уличную обувь. Учить снимать колготки с верхней части
туловища.

НОД №8″Физическая культура в детском саду»
Л.И. Пензулаева с.23

Игра «Пойдём в гости», «Дождик
пошёл»

П/и «Птички».

В режимных моментах:

Комплекс утренней гимнастики Октябрь №1 (см.
картотеку).

Чтение
потешки «Ладушки, ладушки».

Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно
кушать».

Чтение З.Александрова «Катя в яслях».

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Подготовить
обручи, мяч, куклу, мишку.

Подготовить
папку-передвижку о пользе физической культуры.

Индивидуальные
беседы о степени сформированности навыков самообслуживания.

Тема: «Овощи»                                                                 
                                                                    2
неделя  (11.10 – 15.10)

Образовательная
область

Совместная
деятельность с детьми

Самостоятельная
деятельность детей

Совместная
деятельность с родителями

Социально
– коммуникативное развитие

Социализация:

·     
Познакомить
с трудовой деятельностью на приусадебном участке, профессией садовника.

·     
Способствовать
установлению доброжелательных отношений между детьми, учить обращаться друг с
другом по имени, спокойно общаться с детьми.

Безопасность:

·        
Формировать
предпосылки здорового образа жизни.

·        
Формировать
культуру поведения на улице.

·        
Формировать
культуру поведения в группе.

Труд:

·        
Побуждать
убирать после игры игрушки

Чтение стихов об овощах и фруктах.

Рассматривание
иллюстраций.

НОД №1 » Комплексные  занятия под ред. 
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой» с.190

Игра: «Кто что делает?»

Рассказ
воспитателя о каждом ребёнке. Чтение: С.Михалков «Песенка друзей»

Рассказ воспитателя о пользе овощей для организма.

Познакомить с транспортом (машиной) и ее составными частями (рулем,
колесами). Рассматривание игрушки-машины.

Игровые ситуации: «Кукла едет на

машине», «Угадай по звуку».

Учить здороваться и
прощаться, благодарить после еды.

Дидактические упражнения:
«Как надо здороваться», «Поздоровайся (попрощайся) с
игрушкой»

Показ, объяснение,
напоминание, указания.

Д/и  «Покажем
куклам, какой у нас порядок».

Чтение: А.Барто
«Игрушки».

Подготовить иллюстрации по теме.

Подготовить муляжи
фруктов и овощей.

Подготовить
иллюстрации овощей.

Подготовить игрушки: машины, куклу.

Подготовить
атрибуты для дидактических упражнений (игрушки).

Подготовить консультацию для родителей
«Взаимоотношения детей 2-3 лет»

Подготовить папку передвижку «Кладовая
витаминов»

Рекомендовать родителям обращать внимание детей на
правила приветствия и прощания.

Познавательное
развитие

Познание (ФЦКМ):

·        
Дать
понятие об овощах (морковь, лук, огурец); учить обобщать одним словом- овощи.

ФЭМП (математика):

·        
Формировать
умение различать предметы по форме: кубик и шарик.

·        
Формирование
умения производить действия с предметами: обводить форму предмета
ладошкой,катать,ставить.

Конструирование:

·        
Закреплять
умение различать кубики. Формировать умение сооружать постройки по образцу.

НОД №2 » Комплексные  занятия под ред. 
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой» с.238

Д/и «Что в мешочке?»

НОД №3 «Формирование элементарных
математических представлений»  И.А. Помораева, В.А. Позина с.12

Игровое
упражнение «Спрячь кубик, спрячь шарик»

НОД №4 » Комплексные  занятия под ред. 
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой» с.41

Конструирование кроватки для неваляшки.

Подготовить иллюстрации с изображением овощей

Подготовить
муляжи овощей.

Подготовить кубики и шарики.

Подготовить строительный материал.

Подготовить
игрушки — неваляшки.

Рекомендовать родителям закреплять знания детей об
овощах.

Закреплять
умение различать шар и куб.

Рекомендовать родителям упражнять детей в построении
простейших сооружений из кубиков.

Речевое
развитие

Развитие речи:

·        
Помочь
детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы;
поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с
мамой.

Чтение художественной
литературы:

·        
Познакомить
с русской народной потешкой «Огуречик, огуречик…», помочь
запомнить новую потешку, развивать память.

НОД №5 «Занятия по развитию речи» В.В.
Гербова с.29.

Игра-инсценировка
«Про девочку Машу и Зайку — Длинное ушко»

НОД №6 » Комплексные  занятия под ред. 
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой» с.238

Чтение
потешки «Огуречик, огуречик…».

Рассматривание
иллюстрации и муляжа к потешке.

Подготовить игрушки: кукла и зайчик.

Подготовить
иллюстрацию и муляж к потешке.

Рекомендовать родителям заучивать с детьми потешки.

Художественно
– эстетическое развитие

Рисование:

·        
Учить
правильно держать кисточку, обмакивать её в краску, раскрашивать внутри
контура, узнавать и правильно называть желтый цвет.

Лепка:

·        
Учить
отщипывать небольшие комочки пластилина,  раскатывать пластилин между
ладонями.

Музыка: По плану
музыкального руководителя

НОД №7 »
Комплексные  занятия под ред.  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.
Комаровой» с.39

Рассматривание иллюстраций с изображением репки.

Рисование «Репка».

НОД №8 »
Комплексные  занятия под ред.  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.
Комаровой» с.238

Лепка «Огуречик».

Подготовить иллюстрации с изображением репки;
альбомные листы, краски, кисть, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Подготовить пластилин, доски для лепки (на каждого
ребенка), муляж огурца.

Подготовить
выставку детских работ по теме: «Репка»

Подготовить выставку детских работ по теме
«Огуречик»

Физическое
развитие

Физическая культура:

·        
Формировать умение детей ходить и бегать, меняя направление на
определенный сигнал.

·        
Развивать умение ползать.

Здоровье:

·        
Учить
держать ложку в правой руке, есть без помощи взрослых.

·        
Учить
доставать из шкафа уличную обувь. Учить спокойно вести себя в раздевальной
комнате.

·        
Учить
брать мыло из мыльницы, класть мыло на место.

НОД
№9 «Физкультурные занятия в детском саду» Л. И. Пензулаева с. 35.

Игровые
упражнения «Твой кубик», «Прокати и не задень».

П/и
«По ровненькой дорожке».

В
режимных моментах:

Комплекс
утренней гимнастики Октябрь №2 (см. картотеку).

Чтение
потешки «Умница, Катенька».     

Чтение потешки «Наша Маша маленькая».

Рассматривание картинок: «Дети моют руки».

Подготовить
обручи, мячи.

Подготовить
консультацию для родителей «Мама, я сам!»

Тема: «Фрукты»                                                                                                                             
3 неделя  (18.10 – 22.10)     

Образовательная
область

Совместная
деятельность с детьми

Самостоятельная
деятельность детей

Совместная
деятельность с родителями

Социально
– коммуникативное развитие

Социализация:

·        
Закреплять
знания о том, что в группе есть мальчики и девочки, у них может быть веселое
и грустное настроение.

·        
Закреплять
знания имен детей группы.

·        
 Воспитывать
дружелюбное отношение друг к другу. 

Безопасность:

·        
Формировать
предпосылки здорового образа жизни.

·        
Формировать
культуру поведения на улице.

·        
Формировать
культуру поведения в группе.

Труд:

·        
Побуждать
убирать после игры игрушки.

Чтение
стихов о дружбе.

Рассматривание
иллюстраций.

Беседы.
Ситуативный разговор.

Рассказ
воспитателя о каждом ребёнке. Чтение: С.Михалков «Песенка друзей»

Рассказ воспитателя о пользе фруктов для организма.

Познакомить с транспортом (машиной) и ее составными частями (рулем,
колесами). Рассматривание игрушки-машины.

Игровые ситуации: «Кукла едет на

машине», «Угадай по звуку».

Учить здороваться и
прощаться, благодарить после еды.

Дидактические упражнения:
«Как надо здороваться», «Поздоровайся (попрощайся) с
игрушкой»

Показ, объяснение,
напоминание, указания.

Д/и  «Покажем
куклам, какой у нас порядок».

Чтение: А.Барто
«Игрушки»

Подготовить иллюстрации по теме.

Представить книги по теме в книжном уголке.

Подготовить
иллюстрации овощей.

Подготовить игрушки: машины, куклу.

Подготовить
атрибуты для дидактических упражнений (игрушки).

Подготовить папку передвижку: «Фрукты.
Дидактические игры для детей»

Рекомендовать родителям обращать внимание детей на
правила приветствия и прощания.

Познавательное
развитие

Познание (ФЦКМ):

·        
Дать
понятие о фруктах (яблоко, апельсин, груша); учить обобщать одним словом-
фрукты.

ФЭМП (математика):

·        
Формировать
умение различать предметы по форме: кирпичик и кубик, сооружать из них
простые постройки.

НОД №1 » Комплексные  занятия под ред.  М.А.Васильевой,
В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой» с.38

Д/и «Волшебный мешочек»

НОД №2 «Формирование элементарных
математических представлений»  И.А. Помораева, В.А. Позина с.13

Игровая ситуация: «Строим стульчики для
матрёшек»

Подготовить иллюстрации с изображением фруктов

Подготовить
муляжи фруктов.

Подготовить кубики и кирпичики одного цвета и
величины, матрёшек (по количеству детей).

Рекомендовать родителям закреплять знания детей о
фруктах.

Закреплять
умение различать кирпичик и кубик.

Речевое
развитие

Развитие речи:

·        
Закрепить
правильное произношение (звук «у»)

Чтение художественной
литературы:

·        
Познакомить
с содержанием стихотворения «Помощница», совершенствовать умение отвечать
на вопросы.

НОД №3 «Занятия по развитию речи» В.В.
Гербова с.37.

Чтение
песенки «Разговоры»

НОД №4 » Комплексные  занятия под ред. 
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой» с.139

Чтение
стихотворения Н.Сынгаевского «Помощница».

Рассматривание
сюжетной картины по теме.

Подготовить игрушки: кукла-доктор, паровоз.

Подготовить
сюжетную картину по теме.

Рекомендовать
родителям заучить с детьми чувашскую песенку «Разговоры».

Художественно
– эстетическое развитие

Рисование:

·        
Учить
рисовать предмет круглой формы, правильно держать карандаш, узнавать и
правильно называть желтый и красный цвет.

Лепка:

·        
Закреплять
умение раскатывать пластилин между ладонями, формировать шарик, продолжать
учить различать зеленый, красный, желтый цвета.  

Музыка: По плану
музыкального руководителя

НОД №5 »
Комплексные  занятия под ред.  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.
Комаровой» с.78

Рисование «Яблоки для куклы».

НОД №6 »
Комплексные  занятия под ред.  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.
Комаровой» с.139

Лепка «Яблочки».

Подготовить иллюстрации с изображением яблок;
альбомные листы, карандаши, куклу.

Подготовить пластилин, доски для лепки (на каждого ребенка),
муляж яблока.

Подготовить
выставку детских работ по теме: «Яблоки для куклы»

Подготовить выставку детских работ по теме «Яблочки»

Физическое
развитие

Физическая культура:

·        
Развивать
ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях.

·        
Упражнять
детей в ходьбе и беге всей группой в прямом направлении за воспитателем;
прыжкам на двух ногах на месте.

Здоровье:

·        
Учить
держать ложку в правой руке, брать пищу губами.

·        
Учить
доставать из шкафа уличную обувь. Учить снимать колготки с верхней части
туловища.

НОД №7″Физическая культура в детском саду»
Л.И. Пензулаева с.23

Игра «Пойдём в гости», «Дождик
пошёл»

П/и «Птички».

В режимных моментах:

Комплекс утренней гимнастики Октябрь №3 (см.
картотеку).

Чтение
потешки «Ладушки, ладушки».

Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно
кушать».

Чтение З.Александрова «Катя в яслях».

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Подготовить
обручи, мяч, куклу, мишку.

Индивидуальные
беседы о степени сформированности навыков самообслуживания.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам «Теремок», «Репка», «Колобок». 

Цель:

-Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок.

-Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль. 

Программные задачи: 

Образовательные: 

— Формировать диалогическую речь; 

— Учить детей осмысливать и анализировать содержание сказки; 

— Формировать навыки детей давать полные ответы на вопросы; 

-Обогащать словарный запас детей: добро, дружба, добрые дела, взаимопомощь. 

— Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок. 

-Закреплять знания детей в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, и цвета: красный, синий, жёлтый. 

-Формировать у детей навыки безопасного поведения на улиц. 

-Развивать осторожность, осмотрительность при общении с незнакомыми людьми. 

Развивающие: 

— Развивать связную и диалогическую речь, 

— Развивать воображение; 

— Развивать произношение, интонационную выразительность речи, ритмичность движений. 

Воспитательные: 

— Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам. 

— Воспитывать чувства сострадания и побуждать к проявлению добрых чувств. 

-Воспитывать сопереживание, умение прийти на помощь, интерес к сказкам. 

Оборудование: запись песен,

атрибуты сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», готовые формы геометрических фигур, картинки героев сказок “Теремок”, театр на фланелеграфе “Репка”, игрушка колобок, соленое тесто, корзинка с угощением. 

Предварительная работа: 

Чтение сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы о добре и дружбе. 

Ход занятия. 

Входит сказочница. 

Сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница, пришла к вам в гости. Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? 

Ответы детей. 

Сказочница: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Согласны? 

Ответы детей. 

Сказочница: Я пришла не одна, а с волшебным клубочком, он нам покажет дорогу в сказку. 

Сказочница кидает клубочек. 

Сказочница: Посмотрите ребята дорожка то заколдована. Впереди болото, а на нем кочки в виде фигур. Вы должны наступать на фигуру и называть ее. Готовы? 

Ответы детей. 

Сказочница: По болоту дети шли, терем сказочный нашли. Ребята, как вы думаете из какой сказки этот терем? 

Ответы детей.(из сказки “Теремок”) 

Сказочница: Верно. Давайте вспомним, какие звери жили в теремке. 

В корзинке лежат герои сказок, нужно выбрать только тех героев, которые жили в сказке” Теремок”. 

Чтобы проверить, дети совмещают картинки героев с их тенью. 

Сказочница: Кто первый нашел теремок? 

Ответы детей. 

Сказочница: Кто не поместился в теремок? 

Почему?

Дети:(мишка большой, а теремок маленький) 

Сказочница: Ребята, давайте поможем зверям, построим для них большой теремок, чтобы всем хватило места в нем. 

Дети строят теремок из модулей. 

Сказочница: Молодцы, ребята, помогли зверюшкам построить новый терем. 

Сказочница: Клубочек зовет нас дальше в путь-дорогу. По дорожке долго шли,в огород мы забрели. 

Чтобы узнать в какую сказку мы попали, нужно собрать картинку. 

Дети собирают картинку. 

Сказочница: Какая картинка получилась? 

Дети:(Репка) 

Физминутка: Хоровод «Репка.» 

Сказочница: Ребята ,герои сказки ”Репка” поспорили, кто за кем стоял, когда тянули репку. Вам нужно на фланелеграфе выложить героев по порядку, так как они стояли в сказке. 

Сказочница: Почему сказочным героям удалось вытащить репку? 

Ответы детей. 

Сказочница: Чему учит эта сказка? 

Ответы детей.(дружба, помощь друг другу) 

Сказочница: Каждый вклад в общее дело важен, только все вместе составляют силу. 

Сказочница: Наш клубочек снова покатился дальше. 

Звучит музыка и вкатывается колобок. 

Колобок: Я — колобок, я — колобок, 

Румяный бок, румяный бок! 

Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл! 

В лес покатился. 

Сказочница: Подожди, Колобок, не убегай. 

Ребята, давайте расскажем Колобку, с кем он встретится в лесу. 

Ответы детей( с зайцем, волком, медведем, лисой). 

Сказочница: От кого ушел Колобок, а от кого не смог уйти. Почему? 

Ответы детей( от зайца, волка, медведя, от лисы не смог, она хитрая). 

Сказочница: Ребята, давайте расскажем Колобку ,что он неправильно сделал. 

Ответы детей( Нельзя без разрешения уходить из дома, можно попасть в беду, заблудиться. Нельзя разговаривать с незнакомыми, что-либо брать от них.) 

Сказочница: Ребята, Колобок сказал, что он все понял, но он убежал из дома, потому что ему стало скучно и он пошел искать друзей. Ребята, как мы можем помочь Колобку? 

Ответ детей.(Слепить колобков) 

Сказочница: Из чего бабка слепила колобка? 

Ответ детей:(Из муки) 

Дети делают тесто. 

Пальчиковая гимнастика: 

Мы лепили колобка 

Тесто мяли мы слегка, 

На окошко сажали. 

Он с окошка, прыг да прыг. 

Укатился озорник. 

Дети лепят колобков из теста. 

Сказочница: Колобок говорит спасибо вам, ребята, за таких замечательных друзей. Он с нами прощается и возвращается домой к дедушке и бабушке. 

Сказочница: Ребята, понравилось вам путешествовать по сказкам? В каких сказках мы с вами побывали? 

Ответы детей:(Теремок, Репка, Колобок) 

Сказочница: Что вам понравилось больше всего? 

Чему вас научили сказки? 

Каким героям вы помогли? 

Ответы детей.(Быть добрыми, помогать друг другу,…) 

Сказочница: Ребята, а вы знаете, что происходит в сказках? 

Ответы детей(Волшебство) 

Воспитатель: Вот и у нас случилось волшебство. Колобок докатился до дома, бабушка обрадовалась и передала вам корзинку с угощением). 

Вот и подошло наше путешествие к концу, а вы, ребята, не забывайте, что сказки -это наши друзья! 

Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

«Детский сад №42»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема:  «Интерактивные игры для дошкольников.»

Составил воспитатель высшей категории Кушнарёва Г. А.

с. Московское 2016 г.

Консультация для воспитателей.

Тема: «Интерактивные игры для дошкольников».

 Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter — между, меж; active от act — действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.

Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
  2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
  3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
  4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Предлагаю  несколько вариантов интерактивных игр для детей средней и старшей групп.

Вариант 1. Интерактивная игра по русской народной сказке «Репка»
Перед игрой проводится подготовительное занятие, на котором дети знакомятся с текстом русской народной сказки, обсуждают прочитанное.

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое репка? (Репка — овощ, который выращивают в огороде.)
  2. Почему дед в одиночку не смог вытащить репку из земли? (Репка выросла очень большой, и одному человеку оказалось не под силу вытащить ее из земли.)
  3. Кто помогал деду? (Деду помогали бабка, внучка, собака Жучка, кошка и мышка.)
  4. Чему учит сказка? (Только вместе можно сделать даже очень сложное дело.)

Педагог предлагает детям раскрасить иллюстрации к сказке.

Для проведения игры необходимо сформировать две-три команды по шесть-семь детей, заранее подготовить несколько одинаковых комплектов карточек с изображением героев сказки «Репка», карандаши, фломастеры, пластилин.

Педагог четко формулирует задание. В соседнем помещении на столе находится нарисованная (вылепленная из пластилина или глины) или настоящая репка. Каждый ребенок по очереди заходит в соседнюю комнату и вспоминает сказку; затем все вместе работают над составлением мозаики, располагая героев так, как они действовали в сказке. (Командам выдают по комплекту карточек с изображением героев. Каждый игрок выбирает одного героя и располагает его на столе в зависимости от того, как он действовал в сказке.)

Педагог предупреждает детей о необходимости соблюдать следующие условия:

  • работать не дольше 10 минут;
  • общаться можно только мимикой и жестами (невербально).

После выполнения задания педагог предлагает перейти к следующему этапу игры: каждый игрок должен «создать» предмет, который находится в соседней комнате (нарисовать, слепить репку).
По окончании игры дошкольники совместно с педагогом анализируют результаты работы (рассказывают о том, что получилось, что нет, все ли справились с заданием, кому было трудно, почему).

Вариант 2. Интерактивная игра по русской народной сказке «Теремок» (алгоритм игры тот же)

Перед началом игры проводим подготовительное занятие, на котором дети вспоминают (или знакомятся) текст русской народной сказки, обсуждают прочитанное.
Вопросы для обсуждения

  1. Где находился теремок? (В поле.)
  2. Кто первым стал жить в теремке? (Мышка-норушка.)
  3. Кто из зверей жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок -серый бочок.)
  4. Почему медведь полез на крышу? (Медведь не мог влезть в теремок, так как он очень большой.)

Затем детям предлагают раскрасить иллюстрации к сказке (подбор иллюстраций для раскрашивания осуществляет педагог)

Далее переходят к следующему этапу интерактивной игры «Теремок» (см. вариант 1).
После выполнения задания педагог предлагает детям построить собственный теремок (материал заранее готовит сам педагог или его приносят дети). По окончании игры, так же как в варианте 1, анализируют результаты.

 Вариант 3. Интерактивная игра «Домашний питомец»

Как обычно, до игры проводится подготовительное занятие, на котором детей знакомят с выбранным животным (в нашем случае с курицей) через обращение к различным видам искусства, предлагают отгадать загадки, назвать русские народные сказки, вспомнить мультфильмы, стихотворения, частушки, скороговорки, главным героем которых является курица.

Явился в желтой шубке.
Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)
Белое круглое долго лежало,
Вдруг затрещало… (Яйцо и цыпленок.)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое теплое, такое пушистое
И золотое. (Яйцо и цыпленок.)
Всех я вовремя бужу
Хоть часов не завожу. (Петух.)
Раньше всех встает,
«Ку-ка-ре-ку!» — поет. (Петух.)

Педагог читает стихотворение К. Чуковского «Курица», спрашивает, о какой курице рассказывается в стихотворении.

Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот —
Сказочку расскажет, песенку споет.

Детям читают русскую народную сказку «Курочка Ряба», спрашивают, о чем она. Затем детей знакомят со сказкой К.И. Чуковского «Цыпленок». Предлагают ответить на вопросы: «Как повел себя цыпленок? Почему? Кто его утешил?».
«Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.
И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая.
Мама кормила его червяками. И были эти червяки вот такие.
Как-то раз налетел на маму Черный Кот и прогнал ее прочь со двора. И был Черный Кот вот такой.
Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Кукареку!». И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?». Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы запищал: «Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!». Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.
В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!». А была лягушка вот такая.
Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так».

Затем педагог переходит к следующему этапу интерактивной игры, цель которого — разнообразить представления детей о домашнем питомце, учить их видеть живое существо в разных аспектах. Дети (полгруппы) размещаются около стола, на котором лежат цветная и белая бумага, ножницы, клей, пластилин, детали конструктора.

Задача — совместно создать образ цыпленка. Дети не должны общаться между собой словесно. В зависимости от подготовленности детей педагог может вносить изменения в игру. Если дошкольники затрудняются с выполнением задания, им предлагают определить, кто какую часть птицы хочет создать и из какого материала (слепить из пластилина лапки, вырезать из бумаги крылья, собрать из деталей конструктора голову и тело). Задача педагога — ничего не придумывать за детей, а только направлять их фантазию в творческое русло.

После окончания работы дети делятся впечатлениями, оценивают результаты своего труда. Вторая группа дошкольников должна отгадать, что было создано детьми первой группы.
Вариант 4. Интерактивная игра «Лесное животное»

Перед началом игры проводится подготовительное занятие, на котором дошкольников знакомят с выбранным животным (в данном случае с белкой), предлагают им отгадать загадки, послушать фрагмент «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина и сказку Л.Н.

Толстого «Белка и волк».
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка.)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка.) * * *
Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд…
А.С. Пушкин

Далее детям читают сказку Л.Н. Толстого «Белка и волк» и предлагают ответить на вопросы: «Что ты узнал о белках из этой сказки? Как повела себя белка, столкнувшись с волком?».
«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.

Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем».

В заключение педагог читает стихотворение о белке, написанное неизвестным автором специально для детей; спрашивает, какими качествами выделяются белки среди остальных лесных животных.

Кто играет там в горелки?
Это рыженькие белки:
Шубки золотистые,
Хвостики пушистые.
Вверх и вниз по веткам скачут

И в дупле орешки прячут.

Непоседы, шалунишки

В домик свой таскают шишки,
Много ягод и грибов,
Впрок до зимних холодов.
Эти белки не лентяйки,
Очень добрые хозяйки.

Опубликовано 30.03.2016 г.

Автор: Орлова Наталья Андреевна

Организация: МКДОУ ЦРР-Чесменский детский сад «Березка»

Населенный пункт: Челябинская область, c. Чесма

Цель:

  • Развивать речь.
  • Закрепить знания о русских народных сказках.
  • Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.
  • Закрепить знание сказки Репка.
  • Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.
  • Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Задачи:

вспомнить и закрепить с детьми героев знакомых сказок, умение правильно их называть;

— способствовать развитию связной диалогической речи, приобщению детей к литературному творчеству;

— развивать интерес к театрализованной деятельности.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, просмотр DVD; рассматривание иллюстраций к сказкам. Создание в группе условий для разных видов совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми (плоскостной, объемный, настольный), рассказывание сказок по картинкам, показ детям различных видов театра и русских народных сказок, совместные игры в театра, обсуждение содержания сказок, подвижные игры, занятия по театрализованной деятельности.

Материалы и оборудование: колокольчик, клубок ниток, дорожка со следами, ширма, игрушки или картинки героев сказки «Репка», избушка, сундук,

Ход:

Слышится звон колокольчика.

Воспитатель. Ребята, вы слышите? Что это звенит?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, это звенит колокольчик.

— А где он звенит? Посмотрите вокруг?

Дети идут на звон колокольчика, открывают дверь и находят большой клубок ниток.

Воспитатель. Ой, какой большой клубок! Ребята, он, наверное, волшебный. Посмотрите, от него тянется ниточка. Интересно, куда она нас приведет?

Ответы детей.

Воспитатель Давайте проверим, пойдем за ниточкой и узнаем, куда она нас приведет.

Воспитатель сматывает клубок, дети идут за ним, и приходят в музыкальный зал. Звучит музыка «В гостях у сказки».

Воспитатель. Ребята вы слышите музыку? Это же сказка нас в гости зовет! (музыка «В гостях у сказки»

Воспитатель. — Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

В гости к сказке в тотчас

Мы пришли с вами сейчас!

Воспитатель: -Давайте вспомним сказки которые вы знаете.

пальчиковая игра «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

— Ай-да, молодцы! Много сказок знаете.

Воспитатель: — Посмотрите, здесь какие-то следы. Интересно, кто же ходил? Давайте пойдем по следам.

По дорожке мы пойдем,

Прямо в сказку попадем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем в сказку мы играть.

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете,

Нам нельзя без них.

(Подходим к первой сказке)

Воспитатель. Все минуточку внимания

Надо сказочки название

Очень быстро угадать.

Слушайте мою загадку!

Загадка: Загляните в огород,

Вырос чудо-корнеплод!

Дед с бабулею и внучка,

Кошка и дворняга Жучка

Плод тащили из земли,

Но, представьте, не смогли!

Так в земле сидела крепко

Пребольшая чудо-

Дети. Репка.

Репка иллюстрации к сказке детские

Воспитатель. Правильно, это сказка «Репка». Но посмотрите, кто-то перепутал героев этой сказки. Давайте-ка поставим всё на свои места.

-Кто пошёл репку тянуть? (Дед)

-Кого позвал дед? (бабку)

-Кто пришел на помощь после бабки? (внучка)

-Кого позвала внучка? (Жучку)

-Кто пришел после Жучки? (кошка)

-Кто прибежал последним?( мышка)

-Молодцы! Теперь все по местам. Идем дальше.

Воспитатель: -Но никак нельзя пройти! Кто сидит здесь на пути?

Дети: Медведь.

Медведь: Я заблудился, но не помню, из какой я сказки.

Воспитатель: Ребята, поможем ему?

Дети: — Да.

Воспитатель: Посмотрите в кокой сказке мы оказались?

Дети: — Волк и семеро козлят.

Воспитатель: Чтобы спасти козлят от волка нужно спеть песенку козы. Кто желает спеть?  (Подпевают все)

Воспитатель: Как вы думаете, в той сказке живёт медведь?

Дети: — Нет.

Медведь: — Нет, это не моя сказка!

Воспитатель: Но теперь нам не пройти,

Сундучок здесь на пути!

-Посмотрим что в сундучке?

(В сундуке предметы из сказок)

яйцо («Курочка — Ряба»)

три деревянные ложки («Три медведя»)

репка («Репка»)

скалочка («Лисичка со скалочкой»)

Воспитатель: — Молодцы! Идем дальше.

— В какой сказке мы оказались?

Дети: Колобок.

Воспитатель: Кто живет в той сказке?

Дети: — Дед, баба, колобок, зайчик, волк, медведь лиса.

Медведь: — А вот, это моя сказка! Спасибо вам. Вы мне помогли, и я хочу поиграть с вами в игру.

Подвижная игра «Колобок»

Покатился колобок (бегут на месте)

Мимо зайки (изображают зайца: показывают ушки, лапки, хвостик)

Прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)

Покатился колобок (бегут на месте)

Мимо волка (изображают волка, хватательные движения руками)

Прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)

Покатился колобок (бегут на месте)

Мимо мишки (изображают медведя)

Прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)

Покатился колобок (бегут на месте)

Мимо лисоньки (изображают лису)

хлоп – хлоп. (хлопают в ладоши).

Но лисичка не проста

Ам, и съела колобка! (имитация движений)

Воспитатель: До свидания. Но посмотрите, что здесь на пути.

Дети: Цветок.

Воспитатель: Но цветок не простой – волшебный! На нем написаны загадки. Давайте их отгадаем.

Воспитатель: Кто тут в тереме живёт? (показываю игрушку)

Игра «Рифмованные сказочные выражения».

Мышка – (норушка)

Лягушка – (квакушка).

Зайка – (побегай-ка).

Волчок – … (серый бочок)

Лиса – … (всему лесу краса)

-А кто разломал теремок?

Дети: Медведь

Воспитатель: Молодцы! Ну что ж идём в следующую сказку.

(на пеньке сидит зайка — ребёнок старшей группы и плачет, а домике — лиса)

Воспитатель: Что ты, зайка, плачешь?

Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна избушка у лисички растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Воспитатель: Дети, кто догадается, в какую сказку мы попали?

Дети: «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Правильно. А кто же помог зайчику и прогнал лису?

Дети: Петушок

Воспитатель: Давайте, Ваня будет петушком и пойдет прогонять лису.

(ребёнок подходит к домику )

Петушок: Иду на ногах в красных сапогах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи.

Поди лиса вон!

Лиса (ребенок старшей группы): Одеваюсь!

Воспитатель: Молодец! А теперь Костя будет петушком.

Петушок: Иду на ногах в красных сапогах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи.

Поди лиса вон!

Лиса: Одеваюсь!

Воспитатель: А теперь, все вместе.

Все: Иду на ногах в красных сапогах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи.

Поди лиса вон!

Лиса убегает!

Зайчик: Спасибо вам ребята! (заходит в домик)

Воспитатель: А нам пора возвращаться.

Закружились, закружились

И обратно возвратились!

-Понравилось путешествие?

-Кто вам запомнился?

Дети: понравилось!

Воспитатель: Что мы скажем на прощание нашим зверям?

Дети: До свидания!

Приложения:

  1. file0.docx.. 706,9 КБ

Опубликовано: 24.11.2021

  • Репка сказка автор этой сказки
  • Репка сказка автор читать
  • Репетитор по литературе сочинение
  • Репка народная сказка или авторская
  • Репейник растение краткий рассказ