Репин бурлаки на волге сочинение

Тема: н.а. некрасов. слово о поэте. стихотворение на волге. н.а. некрасов поэт-гражданин цель: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии

Тема: Н.А.
Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение  «На Волге». Н.А. Некрасов –
поэт-гражданин

Цель:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии Некрасова, особенностями
исторической эпохи, крестьянским бытом, выявить роль антитезы в стихотворении,
раскрыть сочувственное отношение автора к тяжелой доле бурлаков.

Ход урока

1 Орг.
момент

2 Проверка
Д.З.

3 Изучение
нового материала

3.1
Рассказ учителя о Н.А. Некрасове

Детские
впечатления, воспоминания поэта связаны с селом Грешневым, Ярославлем, Волгой.

Там прошло
детство будущего поэта, которое было беспечальным и беззаботным. Отец,
отставной майор, жестокий и деспотичный, был равнодушен к детям. От него, его
диких «забав», страдали не только подвластные ему крестьяне, но и близкие,
особенно жена, Елена Андреевна. Тихая, добрая, «святая женская душа», «кроткая
душа», « страдалица», она, по воспоминаниям поэта, излучала особый свет.

Мать
оберегала детей от деспотизма, самодурства и губительного влияния отца. Образ
матери воссоздан в одном из последних произведений – поэме «Мать».

Под
влиянием матери  поэт еще в гимназические годы увлекся театром и литературой:
он писал  стихи, подражая поэтам —  романтикам, а также «сатиры на товарищей»

В 16 лет
Некрасов отправляется в Петербург и вопреки воле отца, мечтавшего о военной
карьере сына, пытается поступить в Петербургский университет. Не окончив
гимназию, с тетрадкой стихов Некрасов отправляется в Петербург, имея при  себе
150 рублей ассигнациями. Он оставляет в деревне под Ярославлем любимую мать,
которую больше никогда не увидит.

В
университет его не приняли, имевшиеся деньги израсходовал. Решение сына вызвало
гнев отца, и юноша остался без всякой поддержки и опоры, начались
«петербургские мытарства»: полуголодное существование, поденная работа, первая
неудача с поэтическим сборником. Однако эти испытания не прошли для него
бесследно: он терпел лишения, сам пробивался к своей цели. За гроши или за
кусок хлеба писал письма и прощения, давал уроки, составлял афиши, сочинял
пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимою в стужу
в дырявых сапогах и соломенной шляпе, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке.

К.И.
Чуковский, занимавшийся изучением творчества Н.А. Некрасова, писал: «Этот
юноша, вышедший из праздной дворянской среды, оказался на диво неутомимым
работником. В 1840-41 гг. он написал столько стихотворений, рассказов, сказок,
фельетонов, критических заметок, рецензий, комедий,  ит.д., сколько другому не
написать за всю жизнь. Не разгибая спины, исписывал он десятки страниц своим
стремительным почерком. И количество работы с каждым годом росло. В его лице в
русскую литературу вошел один из самых замечательных тружеников».

3.2.
Анализ стихотворения «На Волге»

3.2.1
Волга  в жизни Некрасова

Детство
Некрасова прошло на берегу реки Волга в Ярославской губернии, среди живописной
природы. Мать позволяла мальчику играть  с крестьянскими детьми – от них он
узнавал о жизни простого народа. Рано утром он убегал с ребятишками на Волгу,
катался с рыбаками в челноке, помогал им как умел.

А сколько
игр, приключений случалось  с ними! Усталые и довольные, ребятишки любили
посидеть под старыми вязами, послушать разговоры прохожих. На берегах великой
Волги Некрасов видео бурлаков, вид которых сильно поразил впечатлительного
мальчика. Эта картина с юных лет запала в душу Некрасова.

Будучи
известным писателем, живя в Петербурге, Некрасов любил возвращаться в родные
края. Общение с природой успокаивало и вдохновляло его. Он любил природу
глубокой и нежной любовью, чувствовал в ней свое, родное, русское.

В 1860 г.
Некрасов написал стихотворение «На Волге». «Однажды, рассказывая мне о своем
детстве, Некрасов припомнил в одном разговор бурлаков, слышимый им очень давно,
и рассказал его мне, прибавив, что думает воспользоваться этим воспоминанием в
одном их стихотворений. Прочитав…. «На Волге», я увидел, что рассказанный мне
разговор бурлаков передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и
убавлений…», — вспоминал  Н.Чернышевский, друг Некрасова.

3.2.2
Словарная работа

 Бурлаки –наемные
рабочие, которые надевали на себя лямки и, идя по берегу, тянули баржи. Так
было с 16  по 19 век. В 20 в., с бурным развитием машинного судоходства, с
появлением мощных самоходных грузовых пароходов и теплоходов, бурлаки исчезли
как класс.

Бечева – прочная
толстая веревка, канат.

Расшива
небольшое судно.

Баржа – это
грузовое судно без паруса и весел, которое берется на буксир пароходом.

В старое
время груз обычно  перевозили на баржах, расшивах, к которым привязывали
длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям –лямкам.

Лапти— это
обувь из древесного лыка, бересты или пеньки. Для прочности подошву  подплетали
лозой, лыком, веревкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами
(шнурками).

-О чем
поэт рассказывает в первой строфе , т.е. в начале стихотворения?
(давно не
был на Волге. Рад, что вернулся в родные места, любит реку. Вспоминает детство)

ЧТЕНИЕ 1
ЧАСТИ (до слов «О Волга…»)

-Какие
чувства испытывает автор, увидев родные места?
( любовь,
восторг)

-Найдите в
тексте поэтические выражения, которые показывают переживания автора.
( принес
привет, трепет нежных дней)

Какой
эпитет помогает нам увидеть красоту Волги?
(Светла и величава)

-В какой
момент настроение автора меняется?  Прочитайте эти строки
? (Но
вдруг я стоны услыхал)

-Почему
для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?
(их стоны
не подходили к светлой реке, красоте природы, поэтому дрогнуло сердце поэта?

-Какими
предстали бурлаки взору поэта. Дайте их словесный портрет.
(Некрасов
прямо не говорит о  тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу им
посочувствовать)

-Найдите
глагол, который передает движение бурлаков, и попробуйте заменить его синонимом.
(Ползти)

-Во что
переходят стоны бурлаков?
(стон переходит в похоронный крик, затем
вой)

-Появление
бурлаков напомнило поэту прошлое, вызвало в памяти картины детства. Давайте
найдем эти картины: два контрастных пейзажа.

-Как
рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел реку до
встречи с бурлаками? Как можно озаглавить этот отрывок?
(«Волга –
колыбель моя»)

Будущий
поэт любит Волгу. Он рассказывает о своем счастливом, беззаботном детстве. Мы
наблюдаем гармонию в природе и в душе мальчика.

-Какой
Волгу увидел Некрасов после встречи с бурлаками? Как он ее назвал?
(«рекою
рабства и тоски»)

-Сопоставьте
волжские пейзажи в стихотворении до встречи с бурлаками и после

До встречи с
бурлаками

После встречи с
бурлаками

«Кричали кулики»

«шумели глухо
камыши»

«….алый блеск
едва скользит

По темно-голубым
волнам»

«С трудом
ступает на песок

Моя нога: он так
глубок;

Уж не манит на
острова

Их ярко-свежая
трава»

«Прибрежных птиц
знакомый крик

Зловещ,
пронзителен и дик»

-Изменилась
ли природа или отношение  будущего поэта  к ней?
(река как всегда
величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить,
птицы кричат пронзительно и зловеще…)

-Что же
заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? (
встреча с
бурлаками)

-Почему
мальчик почувствовал себя виноватым?
(его потрясла картина страдания
людей, тяжелого труда)

-Именно
поэтому меняется отношение поэта к Волге, которую он назвал «рекою рабства и
тоски».


стихотворении автор рисует два контрастных пейзажа… Такой художественный
прием называется АНТИТЕЗА

ЧТЕНИЕ
ПОСЛЕДНЕЙ ЧАСТИ

-О чем
говорится в последней части стихотворения. Как ее можно назвать?

(«Размышления о бурлаках», «Дума о судьбе бурлака»)

Что,
по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа?

(покорность, переходящая из поколения в поколение)

3.3.
Работа с репродукцией картины И. Репина «Бурлаки на Волге»

-О какой
тяжелой жизни бурлаков известный русский художник И.Е. Репин написал картину
«Бурлаки на Волге»?

3.3.1
История создания картины
«Бурлаки на Волге»

Не только
Некрасов  изображал в своих произведениях тяжелую жизнь и судьбу народа.
Примерно в то же время в России жил другой человек, художник Илья Репин,
который во время прогулок по Неве увидел изможденных, оборванных людей,
волокущих тяжелое судно. Были они в отрепьях, чудовищно непохожие на окружающих
их благополучных, нарядных дачников. Но ведь   были люди, и такие  же русские
люди, как и те! Репину пришла мысль о создании картины. Он едет на Волгу,
встречается  с бурлаками, изучает их жизнь и создает картину «Бурлаки на Волге»

-Рассмотрите
внимательно репродукцию  картины. Кто изображен на картине? Каким видит
художник  бурлаков?

3.3.2
Прослушивание народной песни «Эх, ухнем», или «Дубинушка» и беседа по
содержанию

Изначально
народную трудовую песню  «Эх, ухнем» исполняли не бурлаки, а дровосеки при
вбивании в дружной совместной работе. Но почему именно эту песню поют бурлаки?

-Какие
чувства вы испытывали при прослушивании этой песни?  Почему песня вызывает
такие противоречивые
чувства? (песня вызывает чувство
безысходности, тоски, но в то же время чувствуется, что ее поют сильные духом
люди)

4
Обобщение и выводы

-Посмотрите
внимательно  на портрет Н.А. Некрасова. Что видится вам в чертах его лица?
(выражение скорби на лицо: тяжело сведены  к переносице брови, боль, страдание
во взгляде, складки у губ. Этот портрет воспринимается как иллюстрация к
стихотворению: таким мы представляем поэта, пришедшего на берег Волги после
долгой разлуки с ней. Горькие думы не выливаются в отчаяние, а рождают протест
против зла)

-Итак мы
сегодня говорили о стихотворении Некрасова «Бурлаки на Волге», о любви поэта к
родным местам, Волгу он называет ласково «колыбелью». С другой стороны, в 
стихотворении звучит глубокая боль поэта за страдающий народ. Мы работали над
картиной Репина, слушали народную песню. И пришли к  выводу: и художник, и
поэт, и музыкант смогли  в своих произведениях одинаково точно передать
величавость, терпение, трудолюбие русских людей.

5
Рефлексия

-Какие
эмоции вызвало у вас это стихотворение?


задумался…..

6 Д.З.

Отрывок из
стихотворения наизусть

Реферат
на тему «Передвижники и русская живопись»
по дисциплине «История»
Выполнила студентка гр. УП-16
Шемякина Е.И.
Преподаватель доц. Дмитриев А.В.
Екатеринбург 2017

Содержание

Введение
1. Передвижники
1.1 Основание общества
1.2 Идеология передвижников
1.3 Состав Товарищества передвижников
1.4 Первая выставка
2. Русская живопись второй половины 19 века. Творчество передвижников
Заключение
Список литературы и интернет ресурсы

Введение
российский художник выставка передвижник
В семидесятых годах XIX века возникло новое, не зависящее от Академии художеств, творческое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра.
Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры. Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Правдиво изображая события и сцены из жизни, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.
Своим творчеством передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества.
На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики.

1. Передвижники
Передвижниками называют – творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в.
Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма. Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность.

1.1 Основание общества

Основание Товарищества передвижных художественных выставок было результатом общественно-политической ситуации в стране. Это была эпоха Великих реформ Александра II.
Во время его правления были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования – произошло реформирование Императорской Академии художеств. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Но эти изменения не сразу искоренили действовавшие в Академии консервативные взгляды и подходы к творчеству. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Совет Академии отказал им в этом, и тогда все 14 художников покинули Академию. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

1.2 Идеология передвижников

Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?
Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.
Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.
В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

1.3 Состав Товарищества передвижников

В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)
Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество. Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.
Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Экспонент – художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным.

1.4 Первая выставка

Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Были показаны работы 16 художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы.

2. Русская живопись второй половины 19 века. Творчество передвижников
Характерные для Передвижников картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве Передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на евангельские сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы.
Творчество Передвижников в период своего расцвета в 1870–90-х гг. развивалось в сторону всё более широкого охвата жизни, всё большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере письма тёмными красками приходят свободная, широкая манера, передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней; разнообразнее и свободнее становится композиция картины, отражавшая стремление художников к наибольшей естественности изображения, к воссозданию живой связи человека с окружающей средой, природой. В творчестве Передвижники критический реализм достиг в русском изобразительном искусстве своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство Передвижники служило действенным средством демократического, общественного, нравственного и эстетического воспитания многих поколений и в конечном счёте стало важным фактором развития русского освободительного движения, помогало росту революционного сознания общества. В. И. Ленин, передовые деятели русского революционного движения и русской культуры дали высокую оценку творчеству Передвижники
Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.
Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.
Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.
9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской (1837–1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.
«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60–70-е гг. XIX в.– идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.
Передвижники обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы. Стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, а часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. В гуманистическом искусстве Передвижники нашли решительное осуждение российские самодержавные порядки, с горячим сочувствием было показано освободительное движение русского народа.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834–1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева.
Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».
Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837–1887)–замечательный художник и теоретик искусства. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Шишкина и других. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».
«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.
Федор Александрович Васильев (1850–1873) прожил короткую жизнь. Его творчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись рядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре. Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу.
Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) тесно связано с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Перед зрителем любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники русской земли и родного народа от многочисленных врагов.
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832–1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841 –1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге,– эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах. Для ранних работ Шишкина («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока). В Елабуге открыт дом-музей художника.
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, ИЛ. Билибин и др.).
Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860–1900). Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа. Работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро «Картины Левитана требуют медленного рассматривания,– писал большой знаток его творчества К. Г. Паустовский.– Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».
На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Репин был очень разносторонним художником. И. Е. Репин был замечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое новое слово. Центральная тема его творчества — жизнь народа во всех ее проявлениях. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Лучшим произведением Репина в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге». Картина была воспринята как событие художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.
Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова
Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Величие русского народа, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба — вот то, что вдохновляло художника.
Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом (мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в «Боярыне Морозовой». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.
Валентин Александрович Серов (1865–1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты.
В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С. И. Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, участником их шумных игр. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.
В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово-золотистых тонах, казалась очень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди — целая жизнь.
Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка, освещенная солнцем»).
Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились холодными.

Заключение

Товарищество передвижников просуществовало более 50 лет. За это время было проведено 47 передвижных выставок, география которых была очень обширной.
Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Чуждые русскому духу мифологические образы уже не привлекали молодёжь, которой хотелось найти свои идеалы. Для передвижников были характерны психологизм, внимание к деталям, социальная и классовая направленность, мастерство типизации. Ведущими стилями в творчестве передвижников были реализм и импрессионизм.
Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе, оно было созвучно своему времени.

Список литературы и интернет ресурсы

1.Бурова Г., Гапонова О., Румянцева В. Товарищество передвижных художественных выставок. -М., 1962.
2.И. Иванов Передвижники. М., 1961.
3. http://www.studfiles.ru/preview/1640753/
4. http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/494-peredvizhniki
Размещено на Allbest.ru

  • Репейник рассказ для 2 класса окружающий мир короткий
  • Репейник для детей рассказ
  • Репетировать как пишется правильно
  • Ремонтируемая машина как пишется
  • Рена софер однажды в сказке