Реликвия рассказ яковлева читать

Урок литературы биография юрия яковлевича яковлева. 1922 1995 родился в ленинграде, в семье служащего. писатель вспоминает, что каждый день

Урок литературы биография Юрия Яковлевича Яковлева.

(1922 – 1995)

             Родился
в Ленинграде, в семье служащего. Писатель вспоминает, что каждый день его
детства был связан с мамой, которая вела их с сестрой по жизни, создавая тепло.
Мама – Людмила Александровна Филина, погибла во время блокады Ленинграда летом
1942 года.  Юность Яковлева связана с армией, войной. В 16 лет он был рядовым,
зенитчиком шестой батареи, защищал Москву.

            Писал
стихи – первые ещё в школе, на смерть Пушкина. В войну – военкор газеты
«Тревога». В солдатской шинели пришёл в Литературный институт имени М.Горького,
окончил его в 1952 году. Ко времени окончания был автором нескольких
поэтических книг, членом Союза писателей.  Первая книга «Наш адрес», вышла в
1949 году.  Вторая книга — «В нашем полку». В ней «взрослые»  -стихи об армии,
о войне.

           С первых шагов в литературе писал
для детей и взрослых о детстве и о войне. Родился сын Андрей и родилась книга
«Наш Андрейка».  Сотрудничал в газетах и журналах, ездил по стране, стремясь не
«собирать материалы», а проникнуться жизнью своих героев.

              В 1960
году в журнале «Огонёк» появился первый его рассказ «Станция Мальчики». Это был
переходный момент в жизни автора – он стал прозаиком. Сюжеты рассказов Яковлева
обычны. Большинство из них – живые картины каждому знакомого быта. Герой
рассказа «Станция Мальчики» Алёша слышит, что родители ссорятся, называют его
имя: он считает себя причиной разлада между матерью и отцом и решается уйти из
дома. Дети проходят испытания на веру в победу добра, и результат испытания
зависит от того, кто из взрослых окажется рядом. В рассказе «Жених и невеста»
бесцеремонной вожатой Майе  противопоставлен Большой Серёжа, помогший Димке и
Асе бежать из лагеря.

               Одна
из главных тем писателя – любовь к животным. Началось с того, рассказывает
Яковлев, что в доме появилась собака Динго-Доня-Донюшка, потом 13 щенков.
Рассказывая о животных, автор вкладывает в образы глубоко человеческое
содержание – бездомный пёс Пятница в рассказе «Станция Мальчики» думает.
Яковлев считает: «Тот, кто любит собак, сильнее любит людей. Жестокость одна.
Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Добро, как и зло неделимо».

               Писателя
интересует дальнейший путь его юных героев, и он переходит с ними из детства в
отрочество и юность. Это нашло отражение в повестях и рассказах из сборника
«Позавчера была война», «Реликвия», «Сретенские ворота», «Колыбельная для
мужчин», которые посвящены юности.

               
Произведения Яковлева интересны не только детям, но и взрослым: воспитателям,
родителям. Повесть «Дочь преферансиста» — о детях, лишённых родительского
внимания.

               
Яковлев откликается на события окружающей действительности. Интернациональной
дружбе посвящены повести  «Саманта» и «Верный друг Санчо».

                В
1989 году Яковлев пишет необычное произведение – мистерию «Имя девочки –
вечность». В ней 4 части: первая посвящена Тане Савичевой, потерявшей  семью в
блокадном Ленинграде. Вторая – Анне Франк еврейской девочке, скрывавшейся от
фашизма в Нидерландах и написавшей книгу, обличающую фашизм. Третья – Сатаки
Садако, девочке, жившей в японском городе Хиросима, который подвергся атомной
бомбардировке, умершей через 10 лет после бомбардировки от лейкемии. Четвёртая
– Саманте Смит, американской школьнице, написавшей письмо Андропову и
приезжавшей в нашу страну.

                     
Яковлев успешно работает в кинематографе – им написаны сценарии к 15-ти
полнометражным художественным фильмам. По его сценарию сняты мультфильмы:
«Белая шкурка», «Умка», «Бабушкин зонтик».

                     
Всё творчество Яковлева пронизывает чувство  любви к Родине, к людям, к земле,
к животным, к матери. Поэма в прозе «Сердце матери» посвящена матери. Она
заканчивается так: «Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце
матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».

                В
1972 году писатель награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в 1985 году
стал лауреатом Государственной премии СССР.

Вопросы к обсуждению

 рассказа Ю.Яковлева «Багульник»:

1.    
Какое впечатление произвёл
на вас мальчик Коста в начале рассказа?

2.    
Кем считали Косту в
классе? (молчальником) Объясните смысл этого понятия? (нелюдимый, скрытный)

3.    
Какую реакцию вызывал он у
учителей и одноклассников? (одноклассники не понимали его, для них он был
неинтересным человеком; учителей он раздражал

4.    
Но однажды  Коста стал
волшебником. Как это произошло?( букет багульника)

5.    
Почему учительница стала
присматриваться к нему? Что нового узнала она о нём?

6.    
Какая жизнь начиналась у
Косты после звонка с последнего урока? Как меняется сам мальчик?

7.    
Как собаки относятся к
Косте?

8.    
А каковы хозяева?

9.    
Каков Коста в общении с
собаками и их хозяевами?

10.
 Что меняется в мальчике?
Изменилось ваше отношение к мальчику? Какой он? (добрый, чуткий, милосердный)

11.
Почему Косте так хорошо с
собаками и почему он не находит общего языка с людьми?( собаки всё понимают без
слов, не обманывают и не предают)

12.
 Что вы можете сказать об
учительнице? Почему её называют ласково Женечка?

13.
Почему автор не называет
одноклассников по именам? (автору они не интересны)

14.
 Почему автор назвал своё
произведение «Багульник»? (красота души Косты раскрылась как багульник)

15.
О чём вас заставил
задуматься этот рассказ?

Вопросы к обсуждению рассказа

Ю.Яковлева  «Когда уезжает друг»:

1.    
Что вы можете рассказать о
Кунице, какой он?

2.    
Как он относится к своему
другу Володьке? Почему он отнял у него сани, дрался с ним?

3.    
Как Володька относился к
Кунице? Почему он прощал ему все обиды?

4.    
Можно ли назвать дружбой
отношения Куницы с Гогой? Почему?

5.    
Какие чувства испытывает
Куница после отъезда друга? Почему он почувствовал себя круглой сиротой?

6.    
О чём заставил вас
задуматься прочитанный рассказ? Почему невыносимо трудно жить без друга?

Вопросы к обсуждению рассказа

Ю.Яковлева «Колючка»:

1. Кто такой Колючка?
Понравился он вам? Как вы можете назвать его поступок с куклой?  Встречались ли
вам в жизни такие люди?

2. Почему Вера решила
заступиться за Колючку, ведь он был её врагом?

3. Как вы думаете,
почему Колючке было стыдно смотреть на Веру?

4. Автор не даёт
Колючке имени, почему?

5. Нравственные уроки
рассказа.

Вопросы к читательской конференции по

 повести Ю.Яковлева «Зимородок»:

1.    
Почему сегодня День Победы
является одним из самых главных праздников в нашей стране?

2.    
Звучит ли тема войны в
повести Юрия Яковлева?

3.    
Как вы понимаете слова:
«забвение – это ржавчина памяти»?

4.    
В чём необычность
построения этой повести? Зачем автор это сделал?

5.    
Учитель Сергей Иванович
Серёгин: какие черты характера присущи ему? Чем он близок ребятам?( Забавный
человек, любящий своё дело)

6.    
Какое событие послужило
толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск  неизвестного героя?
Почему Марат обратился в музей? Как он объяснил сотруднику музея свой поиск? («Когда
солдаты уходили на войну, у них было имя и фамилия. Почему же, когда они
погибали за Родину, то становились неизвестными? Это несправедливо!»)

7.    
Какое чувство движет
Маратом в поисках следов неизвестного героя? (Любовь к человеку, уважение к
его героическому подвигу)

8.    
Зачем Марат поехал на
станцию Река, и что ему удалось там узнать? (Женщина стрелочница рассказала
о том, как приютила у себя Зимородка и помогла ему  вскочить на подножку
движущего состава, притормозив движение поезда)

9.    
«Кто его знает! Может
быть, погиб, может быть, миновала его смерть. У него была лёгкая рука. За
такую руку смерти трудно бывает ухватиться». Как вы понимаете эти слова?

10.
 Марату хотелось отвоевать
у забвения ещё одну частичку жизни Зимородка. О какой «частичке жизни Зимородка
узнал Марат от следователя Павлова?

11.
Во что же верил Зимородок?
(«Я верю в надежду. Надежда – большая сила. Ты думаешь, человек идёт
когда-нибудь на верную смерть? Нет! Даже герой. Человек идёт в бой с надеждой,
что пуля пролетит мимо. Даже когда стреляют в упор, человек надеется. И чем
больше у человека надежды, тем больше бесстрашия. Мне всегда помогала надежда.
Мне с ней легко жилось и воевалось. Понял?»)

12.
 Что рассказала ребятам
жена командира партизанского отряда о Зимородке? (Зимородок окончил 8
классов, очень любит учиться – ведь каждый день узнаёшь что-то новое.Когда
человек перестаёт учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить.)

13.
 Какие сведения о
Зимородке ребята узнали у доктора Стройло? Какой наказ он дал ребятам? (Ищите
в себе человека; если найдёте в себе хорошего справедливого человека – жить
будете интересно, с пользой)

14.
 Зачем ребята поехали в
Жуковку и что интересного они там узнали?

15.
Чем же всё-таки
закончились поиски ребят?

16.
 Так о чём же эта повесть?
(О старом и новом, о двух поколениях, о том что подрастающее поколение будет
достойно своих отцов и дедов)

17.
О чём вы узнали, читая
повесть «Зимородок»?

18.
 Зачем нужно читать книги
о войне?

Литература:

1.    
Литература в школе, 2008,
№2. – с. 42-43

2.    
Русские детские писатели
XX века: Биобиблиографический словарь. – М.:1998. – с.501-503.

3.    
Фоменко Л. Юрий Яковлев:
Очерк творчества. /Лидия Фоменко. – М.:1974.

4.    
Яковлев Ю.Я. Багульник:
Рассказы. /Юрий Яковлев. – М.: 1975. – с.38-46.

5.    
Яковлев Ю.Я. Двенадцать
историй: Повести и рассказы. /Юрий Яковлев. – М.: Советская Россия, 1983. – с.31-83.

edfaac3dc58862facc23433bcedb3470

У каждого из нас есть свой личный список любимых книг, но мы всегда не прочь пополнить его новыми произведениями.

Мы предлагаем вам список из 230 книг, которые, несомненно, доставят вам множество приятных минут, проведенных за чтением.

«Анна Каренина» — Лев Толстой

«Автостопом по галактике» — Дуглас Адамс

«Алиса в Стране чудес» — Льюис Кэрролл

«Американский психопат» — Брет Истон Эллис

«Аня из Зеленых Мезонинов» — Люси Мод Монтгомери

«Ангус, ремни и конкретные обжимашки» — Луиз Рэннисон

«Артемис Фаул» — Йон Колфер

«БДВ, или Большой и добрый великан» — Роальд Даль

«Белый пик» — Энтони Хоровитц

«Библия ядовитого леса» — Барбара Кингсолвер

«Благие знамения» — Терри Пратчетт и Нил Гейман

«Большие надежды» — Чарльз Диккенс

«Бог мелочей» — Арундати Рой

«Божество реки» — Уилбур Смит

«Вдали от обезумевшей толпы» — Томас Харди

«Ведьмы за границей» — Терри Пратчетт

«Великий Гэтсби» — Фрэнсис Скотт Фицджеральд

«Ветер в ивах» — Кеннет Грэм

«Вечеринка с ночевкой» — Жаклин Уилсон

«Вещие сестрички» — Терри Пратчетт

«Вики-ангел» — Жаклин Уилсон

«Винни-Пух и все-все-все» — Алан Милн

«Властелин колец» — Джон Р. Р. Толкин

«Война и мир» — Лев Толстой

«Война миров» — Герберт Уэллс

«Возвращение в Брайдсхед» — Ивлин Во

«Вор времени» — Терри Пратчетт

«Гарри Поттер и кубок огня» — Джоан Роулинг

«Гарри Поттер и философский камень» — Джоан Роулинг

«Гарри Поттер и тайная комната» — Джоан Роулинг

«Гарри Поттер и узник Азкабана» — Джоан Роулинг

«Гордость и предубеждение» — Джейн Остен

«Горменгаст» — Мервин Пик

«Город как Элис» — Невил Шют

«Граф Монте-Кристо» — Александр Дюма

«Гроздья гнева» — Джон Стейнбек

«Грозовой перевал» — Эмили Бронте

«Громобой» — Энтони Хоровитц

«Далекие шатры» — Мэри Маргарет Кей

«Двойняшки» — Жаклин Уилсон

«Девочка-находка» — Жаклин Уилсон

«Девчонки гуляют допоздна» — Жаклин Уилсон

«Девчонки в поисках любви» — Жаклин Уилсон

«Девчонки в слезах» — Жаклин Уилсон

«Дети полуночи» — Салман Рушди

«День шакала» — Фредерик Форсайт

«День триффидов» — Джон Уиндем

«Дэнни — чемпион мира» — Роальд Даль

«Джеймс и гигантский персик» — Роальд Даль

«Джейн Эйр» — Шарлотта Бронте

«Джуд незаметный» — Томас Харди

«Дневник Бриджит Джонс» — Хелен Филдинг

«Дневники принцессы» — Мэг Кэбот

«Дневник Трейси Бикер» — Жаклин Уилсон

«Доводы рассудка» — Джейн Остен

«Дом из листьев» — Марк Данилевски

«Дэвид Копперфильд» — Чарльз Диккенс

«Женщина в белом» — Уильям Уилки Коллинз

«Жестокое море» — Николас Монсаррат

«Заклинатель лошадей» — Николас Эванс

«Зеленая миля» — Стивен Кинг

«Искупление» — Иэн Макьюэн

«Каин и Авель» — Джеффри Арчер

«К востоку от рая» — Джон Стейнбек

«Клан пещерного медведя» — Джин Ауэл

«Ключ от всех дверей» — Энтони Хоровитц

«К оружию! К оружию!» — Терри Пратчетт

«Корабельные новости» — Энни Прул

«Король былого и грядущего» — Теренс Уайт

«Крестики-нолики» — Мэлори Блэкмен

«Крестный отец» — Марио Пьюзо

«Ласточки и амазонки» — Артур Рэнсом

«Лев, колдунья и платяной шкаф» — Клайв Стэйплз Льюис

«Лечение Джорджа Марвелуса» — Роальд Даль

«Лола Роза» — Жаклин Уилсон

«Лолита» — Владимир Набоков

«Лорна Дун» — Ричард Блэкмор

«Любовь во время холеры» — Габриэль Гарсиа Маркес

«Маленькие женщины» — Луиза Мэй Олкотт

«Маленький принц» — Антуан де Сент-Экзюпери

«Мандолина капитана Корелли» — Луи де Берньер

«Мастер и Маргарита» — Михаил Булгаков

«Мелкие боги» — Терри Пратчетт

«Мемуары гейши» — Артур Голден

«Миддлмарч» — Джордж Элиот

«Мир глазами Гарпа» — Джон Ирвинг

«Мир Софии» — Йостейн Гордер

«Моби Дик» — Герман Мелвилл

«Молитва об Оуэне Мини» — Джон Ирвинг

«Мор, ученик смерти» — Терри Пратчетт

«Мрачный жнец» — Терри Пратчетт

«Мужчина и мальчик» — Тони Парсонс

«Музей моих тайн» — Кейт Аткинсон

«Мэр Кэстербриджа» — Томас Харди

«Над пропастью во ржи» — Джером Сэлинджер

«На западном фронте без перемен» — Эрих Мария Ремарк

«Невыносимая легкость бытия» — Милан Кундера

«Неуютная ферма» — Стелла Гиббонс

«Ничей дневник» — Джордж и Уидон Гроссмит

«Ночная стража» — Терри Пратчетт

«Обитатели холмов» — Ричард Адамс

«Обладать» — Антония Сьюзен Байетт

«О дивный новый мир» — Олдос Хаксли

«О мышах и людях» — Джон Стейнбек

«Оливер Твист» — Чарльз Диккенс

«Они играли на траве» — Терри Венейблс и Гордон М. Уильямс

«Осиная фабрика» — Иэн Бэнкс

«Остров сокровищ» — Роберт Стивенсон

«Отверженные» — Виктор Гюго

«Очень голодная гусеница» — Эрик Карл

«Парфюмер» — Патрик Зюскинд

«Паутина Шарлотты» — Элвин Брукс Уайт

«Пение птиц» — Себастьян Фолкс

«Песнь на закате» — Льюис Грессик Гиббон

«Плохие девчонки» — Жаклин Уилсон

«Повесть о двух городах» — Чарльз Диккенс

«Повелитель мух» — Уильям Голдинг

«Подходящий жених» — Викрам Сет

«Портрет Дориана Грея» — Оскар Уайльд

«Посмертные записки Пиквикского клуба» — Чарльз Диккенс

«Поющие в терновнике» — Колин Маккалоу

«Правда» — Терри Пратчетт

«Преступление и наказание» — Федор Достоевский

«Пролетая над гнездом кукушки» — Кен Кизи

«Противостояние» — Стивен Кинг

«Пурпурный цвет» — Элис Уокер

«Пятый элефант» — Терри Пратчетт

«Рассказ служанки» — Маргарет Этвуд

«Разрисованная мама» — Жаклин Уилсон

«Ребекка» — Дафна Дюморье

«Ребенок из чемодана» — Жаклин Уилсон

«Рискованные игры» — Жаклин Уилсон

«Рождественская песнь» — Чарльз Диккенс

«Роковая музыка» — Терри Пратчетт

«Сага о Форсайтах» — Джон Голсуорси

«Сайлес Марнер» — Джордж Элиот

«Санта-Хрякус» — Терри Пратчетт

«Секреты» — Жаклин Уилсон

«Семейная реликвия» — Розамунд Пилчер

«Семейство Твит» — Роальд Даль

«Сердце тьмы» — Джозеф Конрад

«Серебряный меч» — Ян Серрэйлер

«Сила единства» — Брюс Куртеней

«Скотный двор» — Джордж Оруэлл

«Собака Баскервилей» — Артур Конан Дойл

«Спокойной ночи, мистер Том» — Мишель Магориан

«Старик и море» — Эрнест Хемингуэй

«Сто лет одиночества» — Габриэль Гарсиа Маркес

«Столпы Земли» — Кен Фоллетт

«Стража! Стража!» — Терри Пратчетт

«Сыновья и любовники» — Дэвид Герберт Лоуренс

«Таинственный сад» — Фрэнсис Бернетт

«Тайная история» — Донна Тартт

«Тайна волшебного дерева» — Энид Блайтон

«Тайный дневник Адриана Моула 13 3/4 лет» — Сью Таунсенд

«Темные начала» — Филип Пулман

«Трое в лодке, не считая собаки» — Джером К. Джером

«Тэсс из рода д’Эрбервиллей» — Томас Харди

«Убить пересмешника» — Харпер Ли

«Ужастики» — Роберт Лоуренс Стайн

«Уловка-22» — Джозеф Хеллер

«Унесенные ветром» — Маргарет Митчелл

«Фантастический мистер Фокс» — Роальд Даль

«Филантропы в рваных штанах» — Роберт Тресселл

«Франкенштейн» — Мэри Шелли

«Хозяин морей: Командир и штурман» — Патрик О’Брайан

«Холодный дом» — Чарльз Диккенс

«Хрупкое равновесие» — Рохинтон Мистри

«Цвет волшебства» — Терри Пратчетт

«Цветы на чердаке» — Вирджиния Эндрюс

«Чарли и шоколадная фабрика» — Роальд Даль

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» — Ричард Бах

«Чародей» — Раймонд Фэйст

«Черный красавчик» — Анна Сьюэлл

«Чужестранка» — Диана Гэблдон

«Я захватываю замок» — Доди Смит

«Ярмарка тщеславия» — Уильям Теккерей

«39 ступеней» — Джон Бьюкен

Этот список был составлен телекомпанией BBC с подачи англоязычных читателей, поэтому в нем преобладают авторы, пишущие или писавшие на английском. Чтобы компенсировать этот перекос, мы дополняем списокрусскоязычными авторами.

«Евгений Онегин» — Александр Пушкин

«Капитанская дочка» — Александр Пушкин

«Герой нашего времени» — Михаил Лермонтов

«Мертвые души» — Николай Гоголь

«Тарас Бульба» — Николай Гоголь

«Братья Карамазовы» — Федор Достоевский

«Идиот» — Федор Достоевский

«Кавказский пленник» — Лев Толстой

«История одного города» — Михаил Салтыков-Щедрин

«Гранатовый браслет» — Александр Куприн

«Белая гвардия» — Михаил Булгаков

«Записки юного врача» — Михаил Булгаков

«Петр I» — Алексей Толстой

«Двенадцать стульев» — Илья Ильф, Евгений Петров

«Котлован» — Андрей Платонов

«Пикник на обочине» — братья Стругацкие

«Понедельник начинается в субботу» — братья Стругацкие

«Записки охотника» — Иван Тургенев

«А зори здесь тихие» — Борис Васильев

«Два капитана» — Вениамин Каверин

«Алые паруса» — Александр Грин

«Доктор Живаго» — Борис Пастернак

«Тихий Дон» — Михаил Шолохов

«Уроки французского» — Валентин Распутин

«Уральские сказы» — Павел Бажов

Голос войны – Фронтовое письмо (по произведениям Ю.Яковлева)

Цели урока:
1)научить определять роль писем в художественном произведении;

2)проследить,   как   письма   помогают   созданию   сюжетного   полотна произведения;

3)выработать у учащихся умение обобщать образы главных героев при раскрытии роли их писем;
4)вырабатывать умение самостоятельного написания письма с учётом особенностей оформления.

Задачи:
Образовательные.
1. Возрождать традиции эпистолярного жанра.
2. Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
3. Научить грамотному оформлению писем.
Развивающие:
1.Способствовать формированию информационной культуры.
2. Способствовать развитию навыка использования эпистолярного жанра.

3. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитательные.
1. Дать возможность проявить себя в написании письма.
2. Воспитывать  уважительное отношение к родному языку через эпистолярный жанр;

Тип урока: систематизация уже полученных знаний и открытие новых.

Используемые педагогические технологии: приёмы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированное обучение, системно-деятельностный подход в обучении.

Планируемые результаты:

а) личностные

— создание положительного настроя и позитивной установки на изучение эпистолярного жанра;

— развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной письменной речью при составлении письма.

б) метапредметные:

— умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

— овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста.

в) предметные:

— развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

— умение работать с текстом и извлекать необходимую информацию из него;

— создание собственных писем для различных адресантов.

Конспект урока

Организационный момент

Слово учителя

«Есть жизни, – писал Юрий Яковлев, – похожие на коптилки: они долго теплятся, дают мало света и наполняют округу дымом и копотью. Но есть жизни – звезды, которые вспыхивают ненадолго, но своим горением делают мир удивительным». Такой была жизнь Юрия Яковлева, чьи книги – как те огни из рассказа «Последний фейерверк», вслед за которыми летят и летят сердца читателей. И становятся сильнее, добрее и справедливее.

Ребята, мы с вами познакомились с произведением Ю.Яковлева «Сердце земли».

Что вы знаете об этом писателе?

Звучит индивидуальное сообщение учащегося о личности и творчестве Ю.Яковлева

В 1940 году, окончив среднюю школу, Юрий был призван в армию. Через год началась война, и он 6 лет прослужил солдатом. «Я был зенитчиком, и наша шестая батарея стояла под Москвой, у деревни Фуники. Яковлев оборонял Москву от налетов фашистских самолетов, был ранен.

С детства и до последних дней он был привязан к матери. Она погибла летом 1942 года во время блокады от голода. Последний раз юноша видел ее в 1940 году у воинского эшелона, увозившего его на войну: «Каждый день моего детства был связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда была рядом. Она вела нас с сестрой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение. В последний раз я видел маму на запасных путях московского вокзала, у воинского эшелона. Я был подстрижен под машинку, но форму еще не получил. Это было в ноябре 1940 года, за полгода до начала войны. Мне было тогда восемнадцать лет. Мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Я был далеко от Ленинграда. Моя младшая сестра осталась одна». Матери посвящена поэма в прозе «Сердце Земли».

Он написал мужественные и скорбные рассказы о войне: «Там, где стояла батарея», «Зимородок», «Сретенские ворота», «Тяжелая кровь». И в этих рассказах меньше всего говорится о боях и снарядах. Везде речь идет о человечности, о мужестве поступков и о трудном нравственном выборе

Какие моменты, эпизоды, строки произведения показались вам особенно волнующими? 

 Как вы думаете, с какой целью Яковлев выбирает именно такую форму  повествования?

Как можно озаглавить текст? («Прости меня, мама…»)

Определите основную проблему текста. (Проблема позднего раскаянья)

Как автор актуализирует проблему?

Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ. (Художественный; обилие средств художественной выразительности)

Почему рассказ Юрия Яковлева — реквием по погибшим в Великой Отечественной войне?

Поэма в прозе Юрия Яковлева “Сердце земли” — это настоящий реквием по погибшим в Великую Отечественную войну, по разрушенным семьям и сломанным судьбам миллионов людей. Все произведение пронизано воспоминаниями, горькими и тяжелыми. Этот рассказ напоминает нам об ужасной трагедии, которая обрушилась на нашу Родину, о мужестве советских людей, их любви к Родине.

Ю.Яковлев писал: «После долгих раздумий я пришел к простой истине, что любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».

Подготовленный учащийся читает стихотворение Ю.Яковлева

В пути короткий выдался привал:
Из голенища ложку он достал,
Поел – немного голод заморил,
Достал кисет, бумагу – закурил.

Устал служивый – много прошагал,
В пути-дорожке разное видал,
Случалось, суп из топора варил,
Бывало, воду из болота пил.

Эх, ребятушки! Что вам рассказать?!
Да, если честно – надоело воевать:
Окопы рыть и наступать, и отступать,
Уж больно хочется мне дома побывать!

В походе что ж – “Подъем!”,
“Отбой!” – известно!
Со стороны, оно, конечно, интересно,
Но иногда в душе скребутся кошки,
Как вспомню я берез зеленые ладошки.

Эх, ребятушки! Что вам рассказать?!
В краю далеком ждет старушка-мать,
Там летний зной, там стужи и морозы,
Там ждут меня невестушки-березы!

Березки тянутся, зовут в родимый край,
Звенят, шумят: “Скорее приезжай!”
Все! Покурили! Пока я тут мечтал,
Опять труба! Закончился привал.

Эх, ребятушки! Что вам рассказать?!
Опять в атаку! Наступать – не отступать?!
Опять, служивые, в последний бой идем,
Ну, будем живы – значит, не помрем!

Чем ещё могли заниматься на привале солдаты?

Кончено, они читали письма, полученные от родных, и сами писали о нелёгких буднях.

Подберите слова-ассоциации к словосочетанию «Фронтовые письма». (весточка, реликвия, радость от полученного письма, похоронка, связь с любимым человеком и т.д.)

Что вы знаете о письмах с фронта?

Давайте подумаем, чем являлось письмо, пришедшее с передовой, для родственников?

Представьте себе людей, читающих письма с фронта. Что чувствуют они?

А с каким чувством получали весточку из дома солдаты?

О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой?

В каких условиях солдаты писали письма? (Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила.

Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке.)

Как вы думаете, почему письмо сложено треугольником? (такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.)

Как много письма значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу! Письмо было единственной весточкой с фронта. Оно давало надежду, что всё будет хорошо.

Письма с фронта – это реликвия, достояние истории, это строки, позволяющие нам услышать голос с той далёкой войны, понять и почувствовать всё, о чём думали простые солдаты и командиры – люди, спасшие мир.

Маленькие треугольнички, пропахшие порохом войны… В них бесконечно дорогие сердцу строки, обращённые к родным и близким. Это единственная ниточка, связывающая солдат с родным домом.

Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!

Наверное, особенно ласковые письма, конечно, приходили от мамы.

Фронтовой поэт И.Уткин вспоминал:

Заботы, беспокойства – как знакомо!

Вся мама, в каждом слове и строке.

 Казалось: вот прижми письмо к щеке,

 И ощутишь тепло и запах дома.

Письма сына и матери… Что может быть трогательнее?

Звучит лирическая музыка. Учитель читает рассказ Ю.Яковлева «Мама» (см.приложение)

Посмотрите на предложенные репродукции (см.приложение)

Скажите, какие из этих картин подходят по содержанию произведения «Сердце земли»? (это работы В.Суздальцева «Письмо» и Д.Елисеенко «Письмо домой»)

Почему вы выбрали именно эти полотна? Какие чувства они у вас вызывают?

Когда мама рядом, не всегда находятся слова, чтобы выразить ей свою любовь и нежность, Но наступают такие моменты, когда этого любимого человека рядом не оказывается, а тебе больно или страшно, одиноко и тоскливо. И тогда ты кладешь перед собой чистый лист бумаги, берешь ручку и пишешь… Пи­шешь письмо ей, единственной и дорогой. Письмо своей маме.

«Моей матери посвящаю» — именно с этих слов начинается поэма в прозе «Сердце земли» Ю.Яковлева.

Подготовленные учащиеся исполняют отрывок из произведения «Сердце земли» (театрализация)

Почему автору так важны были письма от мамы? (мама была самым дорогим человеком)

Почему они были НЗ? (они связывали с домом, с жизнью)

Как вы считаете, почему мама не писала сыну правду? (заботилась о нём, не хотела беспокоить)

Обратим внимание ещё на одно фронтовое письмо из рассказа Ю.Яковлева «Реликвия».

«Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо.

Курево выдают своевременно. Но вместо махорки — табак филичевый, безвкусный. Куришь, куришь — никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись — забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырые. Ноги преют.

Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем, не знаю.

Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.

С фронтовым приветом, твой муж Петр».

В чём особенность композиционного построения письма? Из каких частей оно состоит? (зачин, информационная часть, концовка)

С чего начинается письмо? Чем заканчивается? (начинается с обращения к адресату; заканчивается клише)

В чем особенность лексики письма? (просторечные слова)

Давайте попробуем самостоятельно написать письмо. Для этого надо озвучить правила написания личных писем.

Правила написания личных писем

  1. Начинать письмо следует с обращения к адресату.

  2. Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить за ранее полученную весточку.

  3. Если вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше. Упомянуть о причинах.

  4. Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».

  5. Потом можно перейти к интересующей вас теме, рассказать о том, что  волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.

  6. После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки, чтобы дать возможность продолжить общение. Если вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.

  7. Затем следует написать фразу типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.

  8. В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись.

Ребята, а теперь давайте окунемся в ту атмосферу времён Вов, когда мать и сын писали друг другу письма. Ю.Яковлев в своей поэме в прозе письма не приводит, а говорит об их содержании и их значении. И ваше задание сейчас будет заключаться в том, чтобы от лица мамы или от лица сына составить текст письма, опираясь на содержание текста Ю.Яковлева и драматическую постановку.

Учащиеся пишут письма, затем зачитывают их

У вас получились очень искренние, душевные, тёплые письма. Молодцы! Замечательная работа!

А как вы относитесь к своей маме? Не изболелось ли сердце у наших родных о нас, не забыли ли мы ласковое слово, не обидели ли мы ненароком самого дорогого нам человека?

Современные люди пишут друг другу письма?

В настоящее время мы чаще звоним или пишем СМС.

В чём особенность СМС, как вы считаете?

Давайте подумаем над вопросом: в чём отличие современных посланий через разные мессенджеры и тех писем, о которых рассказывает в своём произведении Ю.Яковлев?

Хотели бы вы писать и получать бумажные письма? Почему?

Ребята, всегда помните, что нет ничего священнее и бескорыстнее любви ма­тери. Все остальное меркнет и теряется по сравнению с ней. Берегите маму, доставляйте ей радость. Где бы вы ни были, куда бы судьба вас ни забросила, звоните своей ма­ме, а если что-то не можете сказать вслух, то берите бумагу и ручку и пишите письмо ей, родной и любимой. Она его обязательно полу­чит, и не будет в мире счастливее человека, чем ваша мама.

Домашнее задание: написать письмо своей маме, соблюдая правила написания писем.

Благодарю вас за работу! Спасибо за внимание!

Доброе утро!

В уходящем году Россия попала в пятерку стран с самым низким индексом счастья – вместе с Ганой, Афганистаном, Ираком и Гонконгом. И есть от чего:

  • Верховный суд России ликвидировал «Международный Мемориал».
  • В пяти городах России задержали бывших сотрудников штабов Навального.
  • Россия выдает Минску еще одного белоруса.
  • Новый раунд российско-американских переговоров назначен на 10 января.

Потомки победителей

Верховный суд России ликвидировал «Международный Мемориал» по иску Генпрокуратуры. Прокурор Алексей Жафяров заявил в суде: «Мемориал», спекулируя на теме политических репрессий XX века, создает лживый образ СССР как террористического государства, обеляет и реабилитирует нацистских преступников, на чьих руках кровь советских граждан. Почему сейчас мы, потомки победителей, вынуждены наблюдать за попытками реабилитации изменников родины и нацистских пособников… Наверное, потому, что за это кто-то платит».

Решение Верховного суда будет обжаловано в апелляционной инстанции. «Мемориал» пообещал, что найдет «законные способы» продолжить свою работу – вот короткое интервью с председателем правления «Международного Мемориала» Яном Рачинским.

У здания Верховного суда в Москве полиция задержала не менее семи человек, пришедших поддержать «Мемориал». Вечером в Петербурге прошли одиночные пикеты против ликвидации этой старейшей в России правозащитной организации. Здесь о решении Верховного суда говорят историк Тамара Эйдельман и адвокат Иван Павлов (оба подчеркивают необходимость сохранения исторической памяти в каких бы то ни было форматах).

Здесь рассказывается о нескольких людях, создававших «Мемориал» на закате советской эпохи, и о тех, кто продолжает в нем работать.

Сегодня Мосгорсуд будет рассматривать вопрос о ликвидации второй структуры «Мемориала», одноименного правозащитного центра, – и, вероятнее всего, тоже ее ликвидирует. Еще в понедельник многие не верили, что это возможно: вот, например, интервью с Людмилой Улицкой, в котором она говорит, что до ликвидации дело не дойдет.

Штабисты-«экстремисты»

Юристы правозащитного проекта «Первый отдел», созданного адвокатом Иваном Павловым после его вынужденного отъезда из России, обжаловали решение по делу о признании структур Навального «экстремистской организацией». В кассационной жалобе 65 страниц. Дата ее рассмотрения пока не назначена, но «экстремистское» уголовное дело в отношении соратников Навального стремительно набирает обороты: в пяти городах России прошли обыски у бывших сотрудников штабов Навального.

Бывшие координаторы штабов в Иркутске и Томске Захар Сарапулов и Ксения Фадеева (она депутат томской гордумы) стали подозреваемыми в причастности к «экстремистскому сообществу» и «организации, посягающей на личность и права граждан». В качестве меры пресечения суд назначил им запрет определенных действий (нельзя пользоваться интернетом, общаться с кем-либо без разрешения следователя и посещать массовые мероприятия). На допрос возили также бывших координаторов штабов в Архангельске и Барнауле и бывшего СММ-редактора саратовского штаба. Со всех взяли подписку о неразглашении, поэтому подробностей нет.

Ранее по делу об участии в «экстремистской организации» была арестована экс-глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева. После этого бывший координатор сети региональных штабов Леонид Волков предложил всем остающимся в России соратникам уехать, но Фадеева и Сарапулов решили остаться. Теперь им грозят 12-летние сроки.

Невеселые, нечетные годовщины

Исполнился ровно год с тех пор, как в России появились первые физлица – «иностранные агенты». За это время в Госдуму были внесены несколько законопроектов, модифицирующих «иноагентский» закон, весь год высказывались требования вообще его отменить, но российские власти упорно кивают на американский закон об «иностранных агентах», с которым у российского нет почти ничего общего. Как ситуация будет развиваться дальше, здесь предсказывают физлицо – «иностранный агент» Лев Пономарев и бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков (спойлер: будет только хуже).

Подробный рассказ о том, как живут люди со статусом «иностранного агента», читайте здесь: кроме бессмысленной мороки этот статус приносит своему носителю еще и дополнительные расходы – в размере 3,5 тысяч долларов в год. Работу «иностранным агентам» найти тоже затруднительно. Зато легко лишиться того, что уже имеешь: московские власти потребовали от комитета «Гражданское содействие», объявленного «иностранным агентом» в 2015 году, покинуть помещение, выделенное ему в 2011 году с подачи тогдашнего президента Медведева.

«Закону Димы Яковлева», запрещающему американцам усыновлять российских сирот, исполнилось девять лет. Здесь рассказывается о судьбе детей, которых собирались усыновить, но не успели, и том, как изменилось положение сирот в России за это время.

Российские будни

  • В Госдуме создают межфракционную рабочую группу по защите христианских ценностей. Возглавит ее Петр Толстой – потомок отлученного от церкви Льва.
  • Глава Совета по правам человека при Путине Валерий Фадеев выступил в защиту 19-летнего студента, приговоренного к четырем годам колонии за то, что он справил нужду на стенд с портретом ветерана и выложил соответствующее видео в инстаграм. По словам Фадеева, студенту нужно было «дать месяц обязательных работ» и отправить его «выносить горшки».
  • Житель Северодвинска написал заявление на ФСБ по статье об оскорблении ветеранов в связи с тем, что в 2014 году у него при обыске изъяли медали, кортик и десантный нож его отца. Медали потом вернули, а кортик и нож так и не отдают.
  • 22-летняя дочь главы Чечни Рамзана Кадырова стала заслуженным работником культуры Чечни. На прошлой неделе она получила медаль «За защиту прав человека».
  • В Ставропольском крае прошел обыск у юриста северокавказского филиала «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева. У него изъяли технику, после чего увезли в полицию в Пятигорск, где допрашивали как свидетеля по делу об «оправдании терроризма», задавали вопросы о телеграм-канале 1ADAT. Кто проходит обвиняемым по этому делу, Янгулбаеву не сказали. 25 декабря Янгулбаев сообщил о похищении почти сорока своих родственников в Чечне.
  • Путин без объяснения причин уволил замглавы ФСИН Анатолия Якунина. Ранее с должности был снят директор этой структуры. Неофициально эти перестановки считают реакцией властей на утечку видео пыток в российских тюремных структурах.
  • В Краснодарском крае возбуждено уголовное дело в связи с видеообращением 25-летнего Евгения Ипатова, в котором он рассказал о пытках в полиции. Через день после того, как он отослал это видео знакомой, его обезглавленное тело нашли на железнодорожных путях недалеко от Адлера.
  • Губернатор Пензенской области выписал премию своему заместителю – за то, что тот отказался от взятки. 47 тысяч 200 законных рублей вместо незаконных трех миллионов.
  • «Коммерсант» удалил по требованию Роскомнадзора новость о недвижимости бывшего министра строительства Татарстана Марата Хуснуллина, написанную по материалам расследования «Открытых медиа». Там говорилось, что семья Хуснуллина управляет портфелем участков в Татарстане площадью 86 квадратных километров. Сейчас Хуснуллин – вице-премьер российского правительства.
  • Петербургский филолог Александр Кобринский написал заявление о клевете на журналистку Римму Поляк в связи с текстом в издании Republic, в котором она анализировала реакцию партии «Яблоко», членом которой он является, на обвинения Кобринского в домогательствах. Ранее суд в Петербурге взыскал 300 тысяч рублей с журналистки «Холода» Софьи Вольяновой за статью, в которой несколько студенток анонимно рассказали о домогательствах со стороны Кобринского.

Вокруг света

  • Белый дом назвал даты переговоров России с США, НАТО и ОБСЕ: 10, 12 и 13 января. Чего ждать от этих переговоров, здесь рассказывает украинский политолог Анна Шелест (спойлер: ничего).
  • Россия выдаст Беларуси еще одного участника протестов против Лукашенко – Дмитрия Подлобникова, обвиняемого на родине в причинении морального вреда (!) сотруднику милиции. С мая Подлобников сидит в СИЗО в Подмосковье.
  • Белорусские власти предъявили обвинения активисту со стажем Павлу Виноградову: клевета на президента, разжигание розни, организация массовых беспорядков – все это за пост в фейсбуке. Обвинения в организации массовых беспорядков предъявлены и журналисту Радио Свобода Олегу Груздиловичу, ему грозит до четырех лет лишения свободы.
  • Трое участников белорусской фолк-группы Irdorath приговорены к полутора годам лишения свободы каждый. Они играли на митингах после президентских выборов, что тоже расценивается как организация массовых беспорядков.
  • По данным пограничной службы Польши, с 18 августа 2020 года в страну въехали 23 тысячи граждан Беларуси.
  • Во всем мире растет заболеваемость COVID-19 – по всей видимости, это вызвано распространением штамма омикрон. Европейские страны по-разному ужесточают ограничения: после Нового года во Франции вводится удаленный режим работы для всех, кто может работать удаленно, в Финляндии бары обязали закрываться в 18:00. В США сократили срок карантина для тех, кто болеет без симптомов, – иначе просто некому будет работать. Российский оперативный штаб, напротив, рассказывает о плавном, но неуклонном снижении заболеваемости (21 922 новых случая за сутки) и суточной смертности (935).

Шесть ссылок

  • Философское. Интервью с философом-античником Романом Светловым – о том, зачем сегодня читать древнегреческих и римских мыслителей. Или гид по разным направлениям феминизма – от марксистского и либерального до лесбосепаратизма и анархо-феминизма.
  • Религиозное. Отрывок из книги Андрея Бермана «Хлысты. Ранняя история самой известной русской религиозной секты» (изд-во Common Place) – о религиозном самозванстве и его связях с сектантскими практиками. Или фрагмент из исследования социолога Марка Юргенсмейера «Ужас Мой пошлю пред тобою: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во НЛО), рассказывающий о манифесте норвежского террориста Андерса Брейвика.
  • Киношное. Беседа Дмитрия Волчека с историком кино Николаем Изволовым, которому удалось реконструировать дебют Дзиги Вертова «Годовщина революции». Или два ответа на вопрос, что такое авангард в кино, – киноведа Евгения Майзеля и культуролога Инны Кушнаревой (со ссылками на фильмы).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

Доброе утро!

Сборная России по хоккею сыграла официальный матч в форме с надписью «СССР». Вне машины времени новости такие:

  • Дочь Навального получила за отца премию Сахарова.
  • Участников «земельных протестов» в Ингушетии приговорили к срокам от 7,5 до 9 лет.
  • Российский суд раскрыл информацию о поставках продовольствия российским военным на востоке Украины, разбирая дело о взятке.
  • Россиянин Вадим Красиков приговорен к пожизненному заключению за убийство Зелимхана Хангошвили в Берлине.

Российское околополитическое

  • Даша Навальная получила за отца премию Европарламента имени Сахарова. Вот полный текст ее выступления, в котором она жестко критикует Европу за «прагматичное отношение к России» и многолетнюю политику умиротворения Путина. Директор Сахаровского центра в Москве Сергей Лукашевский называет вручение сахаровской премии Навальному знаком того, что у России есть потенциал сопротивления, а значит – и надежда на будущее.
  • Глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин в интервью «Аргументам и фактам» снова обвинил Запад в отравлении Навального: «Операция с блогером в роли «сакральной жертвы» не удалась. Сегодня в разведсообществе США и стран ЕС вынуждены признавать, что интерес населения к «берлинскому пациенту» неуклонно снижается. Скажу больше – ему уже ищут замену в качестве эмблемы российского протеста». Жаль, не назвал кандидатов.
  • Госдума одобрила в первом чтении законопроект, позволяющий вводить персональные санкции против всех иностранцев за «нарушение прав россиян». Это частичное расширение «закона Димы Яковлева». Санкции предусматривают запрет на въезд в Россию, арест активов и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями.
  • В Екатеринбурге запущена петиция с требованием убрать барельеф Сталина с Дома офицеров в центре города. Барельеф восстановили в ходе реставрации (правда, полностью восстановить скульптурную группу, на которой был этот барельеф, реставраторы поленились – ограничились одним Сталиным).
  • В Москве решено установить памятник главе МЧС Евгению Зиничеву, загадочно погибшему недалеко от Норильска в сентябре этого года.
  • Издание «Протокол» рассказывает, как министр промышленности и торговли Денис Мантуров скупает с помощью своей 86-летней матери отели и другое имущество в Геленджике. В Москве у семьи Мантурова тоже есть отель.

Российская уголовщина

  • Кисловодский горсуд на выездном заседании в Ессентуках приговорил к срокам от 7,5 лет до 9 лет колонии общего режима обвиняемых по делу о протестах в Ингушетии против изменения административной границы с Чечней. Большинство приговоренных провели в СИЗО больше двух с половиной лет. Всех их признали виновными в организации насилия в отношении силовиков, двоих объявили создателями «экстремистской организации», а остальных – ее участниками. Здесь ход следствия и приговоры комментирует адвокат.
  • Прокурор требует три года колонии для отца бывшего главы ФБК Ивана Жданова. О ходе процесса в Нарьян-Маре здесь рассказывает адвокат Владимир Воронин.
  • По делу о гибели 51 человека при аварии на шахте «Листвяжная» арестован ее владелец миллионер Михаил Федяев.
  • По делу об убийстве двух человек заочно арестован участник дела «Сети» Алексей Полтавец, ранее рассказавший «Медузе» об этих убийствах.
  • Российские власти Крыма возбудили уголовное дело о применении насилия в отношении представителя власти против узбекского беженца Наби Рахимова, убитого сотрудниками ФСБ в мае этого года. Тело родным до сих пор не отдали.
  • В Омске в отношении двух 19-летних мужчин возбуждено уголовное дело об экстремистском сообществе «Норд». Опубликовано видео с их признаниями в том, что они «разделяют идеи радикального национализма».
  • «Мемориал» оштрафован на 500 тысяч рублей за то, что на странице «ОВД-Инфо» со сбором средств не было отмечено, что общество объявлено «иностранным агентом». То, что «ОВД-Инфо» и «Мемориал» – разные организации, суд во внимание не принял.
  • Омбудсмен Татьяна Москалькова снова обратилась к следствию и прокуратуре с просьбой смягчить меру пресечения ректору «Шанинки» Сергею Зуеву.
  • Медиахолдинг RT подал в суд на основателя магазина Feelosophy Store Георгия Сарибекяна, выпустившего футболку с надписью «иностранный агент» в поддержку «Медузы». RT зарегистрировал торговую марку «иностранный агент», а сейчас регистрирует «иноагента».
  • Семья калининградца Ивана Вшивкова, погибшего в отделении полиции, добилась компенсации в два миллиона рублей. Вшивков обварился кипятком из радиатора, к которому его, предположительно, приковали наручниками.
  • Почти 400 мигрантам из разных стран запретили въезд в Россию на 40 лет за драки и другие совершенные в Москве правонарушения.

Братские народы

В Брюсселе завершился саммит «Восточное партнерство» с участием лидеров всех стран ЕС и пяти стран – участниц «Партнерства» – Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы и Украины. Беларусь была символически представлена пустым креслом и флагом. Президент Украины призвал ЕС ввести в отношении России превентивные санкции, не дожидаясь, пока она нападет на Украину. Декларация саммита призывает Россию к деэскалации и напоминает о неминуемых санкциях в случае агрессии.

Суд в Ростове-на-Дону раскрыл информацию о поставках продовольствия для российских военных, размещенных на позициях сепаратистов на Донбассе, рассматривая дело о взятке. В материалах дела говорится, что российским военным раз в две недели отправляли 1300 тонн продовольствия из Ростовской области. Москва их присутствие на Донбассе всегда отрицала.

В Украине широко обсуждается публикация немецкой газеты Bild о том, что Берлин в ноябре наложил вето на закупку Украиной оружия через агентство НАТО. Министр обороны Украины уже обвинил Германию в блокировке, но политолог Андреас Умланд говорит, что без пояснений официальных лиц пока невозможно разобраться, что произошло.

Президент США Джо Байден анонсировал новый «продолжительный разговор» с Путиным – предположительно, он состоится до конца года. Предметом, вероятно, снова станет Украина.

Вокруг света

  • В Минтрансе Беларуси обвинили пилота рейса Ryanair, принудительно посаженного в Минске, в «нарушении инструкций»: ему, мол, сказали садиться в ближайшем аэропорту, а он зачем-то вернулся в Минск.
  • Житель белорусского города Дзержинска получил три года колонии за то, что принес к дому милиционера ритуальный венок.
  • Высший суд Берлина приговорил к пожизненному сроку без права досрочного освобождения россиянина Вадима Красикова, признанного виновным в убийстве бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили. Хангошвили был убит в Берлине 23 августа 2019 года. Нападавшего сразу же задержали. У него оказался фальшивый паспорт на имя Вадима Соколова, а настоящую свою фамилию он называть отказался. Ее выяснили расследователи из Bellingcat, а затем подтвердили следователи. После оглашения приговора Германия объявила о высылке еще двух российских дипломатов (двух уже выслали вскоре после убийства).
  • Путин провел видеопереговоры с председателем КНР Си Цзиньпином и пообещал ему приехать на церемонию открытия Олимпиады в Пекине.
  • Запущенный NASA космический зонд Parker впервые в истории пролетел через солнечную корону и провел замеры магнитных полей и образцов частиц. Зонд стартовал с Земли в августе 2018 года. На сегодняшний день это самый быстрый из созданных людьми артефактов (до 587 тысяч км/ч).

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро среды, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 28 343. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 103 тысячи; официальное число жертв достигло к утру среды 292 891 человека (+1142 за сутки). Эти данные не отражают реального положения дел, но более надежные цифры Росстата публикуются с большой задержкой.

В России начали преследовать участников акций против введения QR-кодов: в Череповце задержана женщина, которую обвиняют в распылении дихлофоса в лицо нацгвардейцу, пытавшемуся задержать ее на акции, в Архангельске участник такой акции арестован на 17 суток.

По прогнозам главы Еврокомиссии, штамм омикрон станет доминирующим в Европе уже в январе. Италия, не дожидаясь этого, ужесточила правила въезда для европейцев: привитым теперь надо предъявлять отрицательный тест, а непривитым – еще и сидеть в карантине.

Шесть ссылок

  • История. Рассказ о роли угля в двух промышленных революциях – не случившейся в Китае в IX веке и случившейся в Англии в XVII веке. Или история путешествий – от древних времен до гранд-туров.
  • Писательские биографии. Главы из книги Глеба Морева «Осип Мандельштам: Фрагменты литературной биографии (1920–1930-е годы)». Или рассказ о жизни Льюиса Кэрролла, написанный на основе истории его банковского счета.
  • О птичках. Зачем воронам уметь считать и как они это делают. Или рассказ о том, как выглядел и летал кетцалькоатль.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Реласко ру итоговое сочинение
  • Религия обмана и ее служители в комедии свои люди сочтемся сочинение 10 класс кратко
  • Ректора университетов как пишется
  • Релаксационные сказки для детей на ночь слушать
  • Релакс как пишется на русском