Что будет на ОГЭ-2022 по русскому языку
В данной статье мы обсудим, что будет на ОГЭ по русскому языку 2022. Мы обсудим из чего состоит экзамен , что такое итоговое собеседование, далее мы пройдемся по основным заданиям. Это изложение, тестовая часть, сочинение. Кроме этого, обратим внимание на то что говорят эксперты то, есть что нравится экспертам, что не нравится, чтобы вы уже сейчас понимали на на что вам настраивается, на что надеется. Также мой обсудим выбор темы сочинения, ну и конечно самые популярные ошибки на экзамене.
Каждый может подготовиться к ЕГЭ по русскому языку на пятерку, вне зависимости от уровня на котором вы находитесь. Тут влияет время, которое вы потратите на эту подготовку, то есть если у вас достаточно низкий уровень, вам понадобится чуть больше времени и поэтому надо начинать подготовку раньше. Тогда у вас больше шансов получить хорошую, оценку особенно если у вас достаточно низкий уровень.
Итоговое собеседование
Первый вопрос: “Из чего состоит ОГЭ по русскому языку?”. Мы здесь будем выделять две части: первая часть – это итоговая собеседование. Итоговое собеседование – это особый формат нашего экзамена. Это часть экзамена, но она если что она не складывается с другой частью экзамена, которая будет в конце года. У нас две части: итоговое собеседование и основной экзамен. Итоговое собеседование вы будете сдавать в феврале. На самом деле уже известна дата. Всегда мы сдаем итоговое собеседование во вторую среду февраля. В этом году это у нас будет 9 февраля, так что уже сейчас можете себе куда-нибудь, записать что 9 февраля вы будете сдавать итоговое собеседование и уже в конце года вы будете сдавать основной экзамен.
В чем разница? Что такое итоговое собеседование? Это допуск ко всем экзаменам, то есть если вы не сдаете итоговое собеседование, то вас не допускают не только к ОГЭ по русскому языку но и к остальным предметам. Из плюсов можно отметить, что оценки нет. Есть только зачет или незачёт, то есть вам достаточно перейти порог и все, вы выдыхаете. Вас допустили и все у нас хорошо. Максимальный балл по итогам собеседования 20. Минимальный, то есть тот самый порог , в котором ставится зачет – это 10 баллов.
Оценки не складываются за итоговое собеседование и за основное. То есть в феврале сдаете итоговое собеседование, получаете свой заветный зачет с первого раза, если вы готовились. Забываете про эту всю историю и спокойно дальше готовитесь и основному экзамена то есть тут у нас оценка не складывается, нет такого понятия как пятерка за итоговое собеседование. Оценок у нас тут нет, только зачет, он начинается с 10 баллов. Максимальный балл 20. Из чего состоит итоговое собеседование? Это всего четыре задания и как вы поняли наверное по названию самого экзамена, собеседование – это нужный формат экзамена. Вам необходимо будет прочитать текст.
Довольно просто. Вы читаете текст. Должны уложиться во время. Все должны читать четко, с верной интонацией.
Одно из самых простых заданий – это второе задание. Вам необходимо пересказать текст, который вы только что прочитали то есть тут задания идут парами. Помимо этого, во втором задании вам необходимо вставить цитату, третье задание это монолог. Что такое монолог? Грубо говоря – это устное сочинение, то есть вы сочинение не пишите, а просто рассказываете. Вам дают три темы на выбор. Описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, то есть вы рассказываете какую-то историю.
Третья тема – рассуждение. Вам дают темы для рассуждения, и вы на основе этой темы строите монолог и четвертое задание диалог. Здесь вам задают вопросы и вы на них отвечаете. То же, то есть первое задание и последнее – они у нас самые простые. Со вторым и третьим обычно возникают сложности, во втором задании многие ребята испытывают трудности связанные с тем, что не могут запомнить текст.
В третьем задании тоже могут быть проблемы, связанные со структурой, но если готовиться. Вообще ничего сложного, то есть просто важно ознакомиться с форматом. Практика здесь конечно важна теории и тут в итогам собеседования. Ну и конечно тут будет оцениваться грамотность, ваша речь, то есть у вас не должно быть речевых ошибок, грамматических, орфоэпических.
Итоговое собеседование будет длиться всего 15 минут на каждое задание. Есть ограничение по времени и на подготовку и на выполнение.
Скоро появится тоже демоверсия отдельная для итогового собеседования. Посмотрим будут ли какие-то изменения, но вероятнее всего в итоговом собеседовании изменений не будет, потому что в целом формат новый и вряд-ли они сейчас уже буду что-то переделывать, но посмотрим, никогда не можем знать наверняка.
Основной экзамен
Итак, основной экзамен, из чего же он состоит? Всего у нас 9 заданий, не так много. Не как у других предметов, там где-то больше 20, больше 30. Итак, что же это за задание первое. Первое задание – это изложение. Мы поговорим о нем подробно. Вам необходимо будет на слух воспринимать информацию, вам будут читать текст, воспроизводить аудио запись. Вы же будете записывать то, что услышали и уже из этой информации составлять собственный текст. Второе задание – это тестовая часть. Тестовая часть у нас совсем небольшая, всего семь заданий.
За каждое задание вы будете получать 1 балл. Для чего это говорю? Чтобы вы уже понимали сейчас на некоторых экзаменах на тестовой части можно набрать как минимум порог если мы говорим про ОГЭ по русскому языку, если вы решаете только тестовую часть, то вы ниже порога. Причем очень далеко от порога. У нас 15 баллов, что значит порог если у вас меньше 15 баллов, то вы не сдали экзамен, то есть тройка. Минимальный результат для сдачи ОГЭ начинается с 15 баллов. Тестовая часть с 7, то есть вы уже сейчас сделаете определенные выводы, чтобы как минимум набрать баллы на тройку, а дальше уже на четверку, пятерку нам нужно уметь писать изложения и сочинения.
Задание №2.
Кратко пройдемся по всем заданиям тестовой части. Второе задание считается самым сложным для многих выпускников. Это синтаксический анализ. В этом задании необходимо научиться верно выделять грамматические основы. Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое. Сложность будет заключаться в том, что помимо этой информации вам необходимо будет знать теорию о типах предложений и в принципе о самих подлежащих и сказуемых.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №3.
Третье задание – это пунктуационный анализ. Здесь вам необходимо будет расставить знаки препинания. Обратите внимание, что в этом задании встречаются не только запятые, здесь могут встретиться , тире, двоеточие и кавычки – 4 знака препинания. Остальные не встречаются, то есть например, точки запятой у нас здесь нет и она никому не попадется. Самое простое задание – это конечно кавычки. Ну и более такие сложные варианты могут быть. Для некоторых запятые, для некоторых двоеточия, для третьего задания нам нужно просто выучить все правила русской пунктуации. Звучит, страшно но к сожалению по другому никак.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №4.
Четвертое задание – это тоже синтаксический анализ, но здесь мы будем работать со словосочетаниями.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №5.
Орфографический анализ в этом задании. У вас будет 5 слов и каждому из них будет дано объяснение. Объяснение написания. Например, слова и объяснения. “Тут пишется такая гласная потому что….” Вам необходимо сказать верное это объяснение, или неверное. Например, приехать в город и у вас дано объяснение “приставка при” имеет значение приближения. Это верно или неверно. Приехать в город. Да это будет верно. действительно в этом случае приставка “-пре” имеет значение приближения, то есть подобные у вас будут вопросы. вопросы будут касаться не только приставок.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №6.
Шестое задание – это анализ содержания текста. Вы читаете текст, далее читаете высказывание и говорите соответствует ли высказывания этому тексту. То есть например, Васе было пять лет, а вы смотрите в тексте ему было шесть лет, значит высказывание неверно.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №7.
Седьмое задание – это анализ средств выразительности. В этом задании вам вас попросят найти метафору, эпитет фразеологизм олицетворения, сравнение, сравнительные обороты. Чаще всего подобные вопросы встречаются. То есть вам нужно найти какое-либо средство выразительности. Для начала нужно изучить, что такое метафора, что такое эпитет, олицетворение. Чем они будут отличаться друг от друга и далее уже практиковаться. Во многих из этих заданий важна именно практика.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Задание №8.
Восьмое задание – лексический анализ. Здесь вас попросят либо подобрать синоним, либо подобрать антоним, либо в целом найти антонимические у пару. То есть вам говорят что в предложении 22 есть антонимы, антонимические пары и вы выписываете антонимы. Что такое антонимы. Это слова противоположные по значению, а синонимы – это слова близкие по значению.
В восьмом задании вас могут попросить найти фразеологизмы в тексте или же попросить найти слова соответствующее тому или иному значению, то есть у вас может быть указано значение слова. Там что-то стоит на четырех ножках, имеет чаще всего какую-то поверхность.
На нем могут есть, работать, что-нибудь еще делать и вы пишете ага – это стол. Ну, конечно там будет не такое определение из словаря, но это достаточно простой формат задания. То есть если вам попадется подобный вопрос в 8-ом номере, значит я думаю, что все отлично.
Подробный разбор данного задания -> Читайте тут
Изложение
Девятое задание – это сочинение. Сейчас мы подробно поговорим про каждый из этих пунктов. Начнем с изложения. Так за изложение мы можем получить 7 баллов. Мы пишем на экзамене сжатое изложение и поэтому у вас будет несколько требований помимо того, что вы должны записать основную информацию, которую услышали. Также вы должны сжать текст. Для этого используются специальные приемы сжатия. Например, исключение. Самый простой прием. Вы просто что-то убираете и таким образом ваш текст сжимается. У нас есть еще обобщение, упрощение или же замена. Это просто разные названия, тут можно будет использовать как один прием, то есть вы можете на протяжении всего текста использовать только одну.
Вы можете комбинировать приема сжатия. Текст вы будете слушать лишь два раза. Между прослушиванием у вас будет перерыв. Он будет длиться 5-6 минут так, что вы в это время сможете написать какую-то, информацию что возможно услышали. По объему изложения. Объем изложения должен быть не менее 70 слов. Не менее 70 слов – это значит больше 70. Иногда с этим возникают проблемы, то есть несмотря на то, что у нас изложение сжатое, у нас есть минимальная граница по объему изложения. В изложении должно быть больше 70 слов. Верхнего порога у нас официального нет, то есть вы можете написать изложение на любой объем. Понятное дело, что не больше чем в оригинальном тексте. Есть рекомендации то, есть обычно рекомендуется писать изложение на 70-120 слов. Разброс достаточно большой, потому что исходный объем текста бывает разный.
Бывает текст на 150 слов, бывает текст на 200 слов. Понятное дело, что вы в итоге сожмёте до разного объема. Вы не сможете все приводить к этой цифре 70. Так что, если что не переживайте. Некоторым в школе говорят не более 80 слов, или не более там 100 слов. Это неофициальная информация, это требование только вашего учителя. На реальном экзамене за это баллов не снизят, то есть если ваш учитель говорит не более 80, а на экзамене вы напишете на 85, ничего не случится. Баллов вы не потеряете.
Итак подытожим, какие у нас есть требования, чтобы получить 7 баллов за изложение. Первое требование – точно передать основное содержание прослушанного текста. Для этого необходимо отразить все важны для восприятия микротемы. Сейчас расшифрую, что это значит отразить все важные для его восприятия микротемы.
Такой лайфхак. В изложении всегда три абзаца и 3 микротемы, а микро тема – это главная мысль. Главная мысль нашего абзаца, и то есть у нас три микротемы и три абзаца сразу небольшая подсказка это – поможет вам разделить текст верно на абзацы и также выделить главную информацию, то есть чтобы получить баллы за первый критерий важно донести информацию с первого абзаца, из второго, из третьего.
Если что-то упускаете, то теряете балл. Обратите внимание, добавлять от себя тоже нельзя. То есть, если вы что то не услышали, что-то упустили и решили ну ладно, напишу пару предложений от себя, чтобы по объему хорошо вышло. Так мы не делаем. Это сразу минус баллы. Если у вас получилось не 70 слов, a 65, лучше оставьте 65 и ничего не добавляйте потому что вашу работу в таком случае все равно проверят. Это небольшая такая погрешность, но если вы добавите лишнюю информацию, Вам сразу снизят балл. Всегда три абзаца.
Сейчас ещё один важный момент. Небольшая подсказочка. Черновики никогда не проверяют. Второй пункт – это правильно применить приемы сжатия текста. Что значит правильно? Во-первых, мы должны сжать текст в каждом абзаце. То есть три абзаца. Каждый абзац нужно сжать, даже если ваш абзац достаточно небольшой по объему. Предположим, первый абзац состоит из 3 предложений и вы решаете ничего в нем не менять – это ошибка, потому что вам по критериям необходимо сжать текст в каждом абзаце.
Следующий момент, мы можем убирать, сжимать информацию, которая которая является второстепенной. Второстепенная информация, как ее распознать? Без неё нам понятен смысл текста, то есть если вы читаете предложение, выкидывайте оттуда маленький кусочек. Перечитывайте предложение, и вам все равно понятно, о чем идет речь. Отлично, вы убрали второстепенную информацию. Если же вы убираете какой-то кусочек, и становится непонятно как-то, недосказанность появляется, значит вы убрали что-то важное, и так делать нельзя, то есть если выбрать важную информацию – это может повлиять на критерий, связанный как с приемами сжатия так и с первым критерием.
Еще один небольшой секрет. На экзамене изложения берутся из открытого банка то.
Если вы хотите получить хорошую оценку, то вам необходимо справляться с каждым разделом. Сочинение, изложение, тестовая часть, то есть у нас нет таких вариантов: “А что, если я не буду писать изложение, а что если я вообще не буду трогать тестовую часть”. Если вообще не будете трогать, то возможно вы не наберете баллы на четверку или пятерку, поэтому, если вы хотите четыре или пять готовимся ко всем разделам.
Предлагаем Вам также ознакомиться с очень информативными и качественными статьями по ОГЭ-2022 по русскому языку:
ПРОБА ПЕРА: Учимся писать сочинения – рассуждения в рамках подготовки к написанию итогового сочинения и сочинения – рассуждения в формате ОГЭ (9.3). 6 класс
Домашнее задание: Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как научиться прощать обиды?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение – Что такое прощение? Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста (стихотворение «Прощёное Воскресение» А.Д.Дементьева) , а второй – из Вашего жизненного опыта.
Рекомендации по написанию сочинения – рассуждения на тему «Что такое прощение? Как научиться прощать обиды?» (По стихотворению А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение»).
Структура сочинения — рассуждения:
· Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ. ТЕЗИС (посвящен определению слова)
· Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ К ТЕЗИСУ (можно не выделять в отдельный абзац)
· Третий и четвертый абзацы: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АРГУМЕНТЫ (1 аргумент из жизни, 1 аргумент из жизни или литературы)
· Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОД.
Итого: должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.
Алгоритм действий и справочные материалы по написанию – сочинения – рассуждения
1. Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ. ТЕЗИС (посвящен определению слова) — Что такое прощение?
Возможное начало сочинения: Прощение… Что такое прощение?.. В моём понимании, прощение –это …
ИЛИ: Прощение… Что же такое прощение?.. По словарю Д. Н. Ушакова, прощение – значит простить, проявить снисходительность, снять с кого-чего-нибудь вину за что-нибудь, не поставить кому-чему-нибудь в вину чего-нибудь, извинить, освободить, избавить кого-нибудь от обязательств. В моём понимании, прощение – это…
Примечание: ПРОЩЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. простить в 1 и 2 знач. — прощать (книжн.). П. грехов. П. обид. П. долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую-н. вину, за какой-н. проступок. Просить прощения. Заслужить п. ◊ Прошу прощенья или прощенья просим! — устар. формула прощания.
И сточник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
2. Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ К ТЕЗИСУ (можно не выделять в отдельный абзац) — ответ на вопрос (тезис сочинения-рассуждения): Как научиться прощать обиды?»
3. Третий и четвертый абзацы: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АРГУМЕНТЫ (1 аргумент из текста – стихотворения А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение», 1 аргумент из жизни или литературы)
А.Д.Дементьев. «Прощёное Воскресение»
Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: “Не будьте к близким строги.
Вас все равно помирит всех земля”.
Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки, как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.
Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела. 1992 г.
Примечание: В качестве второго аргумента можно использовать «Притчу о прощении»
Как-то два друга шли по пустыне много дней. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали молча идти по пустыне и через несколько дней нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но друг его спас. Когда тонувший пришел в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил:
— Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?
И друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны записать случившееся на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть написанное.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
4. Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ВЫВОД. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ЦИТАТЫ со словом «ПРОЩЕНИЕ»
Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. (Александр Иванович Герцен (1812–1870) — русский писатель)
Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо. (Александр Васильевич Суворов (1730–1800) — русский полководец)
С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных. (Александр Васильевич Суворов (1730–1800) — русский полководец)
Всегда следует прощать: раскаявшегося — ради него, нераскаявшегося — ради себя. (Мария фон Эбнер-Эшенбах (1830–1916) — австрийская писательница)
Самое лучшее, что вы можете дать своему врагу — прощение; оппоненту — терпимость; другу — ваше сердце; ребёнку — хороший пример; отцу — уважение; матери — поведение, благодаря которому она будет гордиться вами; себе — уважение. (Эмиль Мейерсон (1859–1933) — французский философ)
Люди строят отношения между собой на законе, ибо не хватает любви: обидел — проси прощения. Мы просим прощения, толкнув кого-то, чтобы не утратить внимания к собственной душе и другому человеку. (Павел Анатольевич Адельгейм (1938–2013) — священник Русской православной церкви)
Не прощая ошибку, ты совершаешь ошибку сам. Прощая подлость, ты помогаешь совершить другую. А глупость вообще не требует прощения. Она, как ветер, не зависит ни от чего. Её надо принимать такую, как есть, и, защищаясь от её вреда, искать в ней пользу. (Стас Янович Янковский (род. в 1958) — российский информатик)
Самая благородная и сладкая месть — это прощение. (Пьер Буаст (1765–1824) — французский лексикограф)
Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. (Оноре де Бальзак (1799–1850) — известный французский писатель)
В каком-то смысле я умираю в бесплодии. Тем не менее, это странным образом уживается во мне с благодарностью за жизнь и, что ещё удивительней, с надеждой на прощение. (Сергей Иосифович Фудель (1901–1977) — православный богослов)
2. Народная мудрость – русские пословицы:
1.Повинную голову меч не сечёт.
2. Есть слёзы – есть и совесть.
3. Упавшего не считай за пропавшего.
4. Кайся, да опять за старое не принимайся.
5. Кто старое помянет, тому глаз вон.
6. Тому тяжело, кто помнит зло.
7. Была вина, да прощена.
8. Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
Учитель русского языка и литературы Овсянникова Галина Николаевна
Урок- практикум по русскому языку в 9 классе.
Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения по русскому языку (выполнение задания 9.3)».
Тип урока: урок речевого общения с использованием ИКТ.
Технология: технология критического мышления.
Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3).
Задачи:
образовательные:
расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения- рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, изобразительно- выразительных средствах языка; предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью сочинения- рассуждения в формате ОГЭ.
развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения проводить композиционно- содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера, выражать личностно- эмоциональное отношение к теме.
воспитательные:
формирование таких нравственных качеств учащихся, как сострадание, отзывчивость, милосердие; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Методы обучения: проблемно- поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей и литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения- рассуждения задания 9.3. Заключительным этапом урока стала рефлексия.
УМК и оборудование: видеоролик «Пальто», презентация, раздаточный материал (текст Л. Куклина, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка «План сочинения ОГЭ по русскому языку»; памятка «Рефлексия»; речевые клише для подготовки к написанию сочинения- рассуждения;рекомендации по написанию сочинения-рассуждения; презентация, созданная в программе Office Power Point 2007, компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности. СЛАЙД 1
Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Пусть этот день принесет вам радость общения и наполнит сердца благородными чувствами. А вот какими чувствами, об этом вы расскажете мне, посмотрев мультфильм.
СЛАЙД 2 Демонстрация видеоролика «Сострадание».
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. СЛАЙД 3.
Слово учителя: Ребята, о каких благородных чувствах идет речь мультфильме?
Ответ ученика: О сострадательном, милосердном, заботливом отношении главного героя к бедному мальчику.
Слово учителя: Докажите, что герой проявил сострадание.
Ответ ученика: Он помог бедному мальчику согреться, подарив ему свое новое пальто.
Слово учителя: О чем мы будем говорить на уроке?
Ответ ученика: О сострадании.
Слово учителя: Почему именно на уроке русского языка мы будем говорить о сострадании?
Ответ ученика: Будем готовиться к экзаменационному сочинению-рассуждению на тему «Сострадание».
Слово учителя: Верно. Будем учиться выполнять задание 9.3. Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 9.3)». Эпиграфом к уроку будут слова Франсуа Гизо (запись на доске и в тетради): «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек». Ребята, давайте сформулируем цели урока.
Ответ ученика: Анализировать текст, формулировать тезис по данному определению и комментировать его, аргументировать тезис двумя примерами, подтверждающими рассуждение, писать сочинение- рассуждение в соответствии с его структурой.
СЛАЙД 4. Слово учителя: Итак, прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)
СЛАЙД 5. (Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком)
СЛАЙД 6-7. Слово учителя: Вспомним план сочинения-рассуждения.
Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.
Слово учителя: Что такое тезис, аргументы, вывод?
Ответ ученика: Тезис- это положение, утверждение, которое требуется доказать. Аргументы- это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод- это заключение, итог проведенного рассуждения.
Слово учителя: Таблица – памятка №1 поможет вам не растерять структурные части и правильно организовать свою работу. (у каждого на столе)
Памятка № 1.
1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.
2. Комментарий определения.
3. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.
4. Второй пример — аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.
5. Вывод.
Обратите внимание на критерии оценки композиции сочинения. СЛАЙД 8.
III. Выявление места и причины затруднения.
Работа с кластером «Сострадание». Работа в группах.
Слово учителя: Давайте соберем материал к сочинению, поразмышляем над понятием сострадания. Предлагаю в группах поразмышлять над этим понятием.
(Дети получают листы — заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах. По завершению работы на доске учащиеся размещают записи).
Подберите синонимы и антонимы к нему. Составим кластер (на доске и в тетрадях).
Ответ ученика: Синонимы: великодушие, жалость, милосердие, сочувствие, отзывчивость, внимание, человеколюбие, самопожертвование ради интересов других.
Ответ ученика: Антонимы: бездушие, безучастность, жестокость, равнодушие, черствость, эгоизм, безжалостность.
Слово учителя: К кому мы прежде всего его испытываем?
Ответ ученика: Старики, сироты, больные люди, животные — страдающие живые существа.
Слово учителя: Что лежит в основе сострадания? Чего мы хотим добиться, сострадая?
Ответ ученика: Желаем освободить от страданий, помочь нуждающимся.
Слово учителя: Каким бывает сострадание?
Ответ ученика: Искренним, неподдельным, безграничным, глубоким, острым, горячим, безмерным, подлинным, невольным.
Слово учителя: Что может сострадание?
Ответ ученика: Возникать, появляться, вызываться.
Слово учителя: Как и где проявляется сострадание?
Ответ ученика: В окружающей жизни это благотворительность: помощь детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи. Межличностные отношения, об говорят книги, факты из истории. Профессиональная деятельность спасателей, врачей.
Слово учителя: Что можно с ним делать? Поберите глаголы- сказуемые.
Ответ ученика: Испытывать сострадание, учиться состраданию, чувствовать сострадание, проявлять сострадание, ощущать сострадание, выражать сострадание.
Слово учителя: C чем можно сравнить сострадание? Подберите сравнения.
Подобно живой воде, эликсиру жизни, волшебной палочке, сострадание преображает ситуацию.
Слово учителя: Зачем нужно проявлять сострадание?
Ответ ученика: Оно сближает людей, делает нас счастливее, добрее, помогает выжить, развивает духовно и эмоционально, укрепляет веру в себя и в окружающих.
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Слово учителя: Ребята, давайте сформулируем определение сострадания. Рассмотрим способы толкования лексического значения слова.
СЛАЙД 10, 11, 12 Что такое сострадание? Запишем. Прочитайте записанное.
СЛАЙД 13. Ответ ученика: Сострадание- нравственное качество, которое проявляется в сопереживании чужой боли, сочувствии, желание помочь другому бескорыстно.
Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Ответ ученика: Милосердный человек не останется равнодушным к участи забытых стариков, беззащитных сирот, больных людей, бездомных животных.
СЛАЙД 14
Обратим внимание на критерии оценки определения и его комментария. СЛАЙД 15
V. Физкультминутка для глаз. СЛАЙД 16.
Учащиеся выполняют упражнения.
VI. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Чтение текста. СЛАЙД 17
Слово учителя: Обратимся к тексту Льва Валериановича Куклина из его книги «Операция Снег».
(Выразительное чтение текста учащимся).
(1) С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2) Я снова стал вести существование дикого охотника за марками…
(3) Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…
(4) — Ну что ты волнуешься? (5) У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6) Переломный этап в психике. (7) Это пройдет!- убеждала меня жена.
(8) Пройдёт… (9) Святое материнское заблуждение! (10) Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…
(11) Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12) И во всем были виноваты марки!
(13) В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14) Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя…
(15) — Ну-с, брат, — обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) — Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17) Доставай-ка свой альбомчик…
(18) — Понимаешь, папа… — сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19) — Я давно хотел тебе сказать… (20)У меня нет альбома…
(21) — Потерял?! — всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать.
(22) — Ну что ты, папочка! — снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23) — Просто у меня сейчас его нет.
(24) — Ага… — радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27) А далеко он живёт, этот твой товарищ?!
(28) — Папа… (29) Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30) Он не может ходить, понимаешь, — совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32) Разве в его коляске далеко уедешь? (33) Я подарил ему свой альбом… (34) Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35) Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны…
(36) — А ты не жалеешь о своем альбоме? — безжалостно спросил я. (37) — Только честно?
(38) — Да, папа, жалею… (39) Сначала – очень жалел, а теперь — чуть-чуть… (40) Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41) Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42) Неужели от радости тоже можно плакать? (43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо… (45) Так ты не сердишься?
(46) Ну что я мог сказать? (47) У него в руках был целый мир — он щедро подарил его другому. (48) Это был мой сын, и он стал взрослым.
(49) Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.
(50) И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием…
( Л. В. Куклин)
VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Беседа. СЛАЙД 18
Слово учителя: О чем этот текст?
Ответ ученика: О сострадании.
Слово учителя: Какую проблему поднимает в тексте Куклин?
Ответ ученика: Проблему проявления сострадания к больному сверстнику, желание украсить его жизнь новыми эмоциями и впечатлениями.
Слово учителя: Определите стиль данного текста.
Ответ ученика: Художественный.
Слово учителя: Какой тип речи использован в тексте?
Ответ ученика: Повествование.
Слово учителя: Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: (47)У него в руках был целый мир — он щедро подарил его другому. (48) Это был мой сын, и он стал взрослым.
Ответ ученика: Отец гордится поступком своего сына, который способен на проявление сострадания к людям, умеет чувствовать чужую боль, чужие страдания.
Слово учителя: Какова основная мысль текста? Запишем.
Ответ ученика: Нельзя быть равнодушным к чужой беде, нужно всегда оставаться человеком, проявлять сочувствие, участвовать в жизни тех, кому необходима помощь.
VIII. Включение в систему знаний.
Слово учителя: СЛАЙД 19 Следующий этап — аргументы. Где мы можем найти аргументы?
Ответ ученика: В тексте Куклина первый аргумент. В художественной и научной литературе, в истории, в кинофильмах, фактах личной и общественной жизни — второй аргумент.
Слово учителя: Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование. Обратите внимание на речевые клише.СЛАЙД 20 и критерии оценки наличия примеров –аргументов СЛАЙД 21 Итак, первый аргумент из текста.
Ответ ученика:Поступок мальчика, героя текста Л. Куклина, продиктован именно состраданием, жалостью к парализованному мальчику. Ребенок был поражен тем, что сверстник не может осуществить самых простых вещей: ходить, ездить, чтобы узнать окружающий мир (предложения №31, 32. 35). Поэтому мальчик отдает свой альбом с марками, проявляя сострадание к тому, кто болен, порой беспомощен.
Слово учителя:В воспитании сострадания нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Какие произведения литературы о проявлении сострадания вам известны?
СЛАЙД 22-29
Ответ ученика: М.Шолохов “Судьба человека”, В.Короленко “Дети подземелья”, Л.Толстой “Кавказский пленник”, В.Распутин “Уроки французского”, И.Бунин «Лапти», А.И. Куприн «Чудесный доктор», А.П. Платонов «Юшка», Л. Андреев «Кусака».
Слово учителя: Источниками аргументов может стать и научная литература, точнее- учебники истории. Некоторые из вас выполняли это задание дома.
Выступления учащихся: СЛАЙД 30
Ответ ученика: из учебника истории нам известны примеры проявления сострадания к людям. Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню. Смоленский князь Роман Ростиславич пожертвовал бедным все свое имущество, не оставив себе средств даже на погребение.
Известный режиссер Никита Михалков сказал: «Суть русского человека определяет, с одной стороны, расчет на чудо, а с другой стороны — убеждение, что все решает не сила, а сострадание, доброта, созерцательность, отзывчивость».
Слово учителя: Какие примеры проявления сострадания вы встречали в жизни?
СЛАЙД 31-32
Ответ ученика:С 2006 года в России работает благотворительный фонд «Подари жизнь», соучредителями которого являются Дина Корзун и Чулпан Хаматова. Фонд помогает детям с онкологическими заболеваниями. Каждый человек может перевести деньги на счёт фонда, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка.
Слово учителя: Перед тем, как сформулировать вывод, обратим внимание на критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. СЛАЙД 33
Итак, заключение, зачем же нужно сострадание? СЛАЙД 34
Ответ ученика: Оно сближает людей, делает человека счастливее, помогает выжить, развивает духовно и эмоционально, укрепляет веру в себя и окружающих.
Ответ ученика: Сострадание возвышает людей, делает их добрее, укрепляет веру в себя и окружающих.
Ответ ученика: Наша жизнь была бы безрадостной, если бы рядом не было тех, кто способен думать не только о себе. СЛАЙД 35
Слово учителя: Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение, которое вы дома закончите. СЛАЙД 36
X. Рефлексия
Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.
Я познакомился… (с фактами проявления сострадания в окружающем мире, в истории и литературе)
Было непросто… (комментировать определение)
У меня получилось… (написать аргумент из жизни)
Хотелось бы… (успешно завершить работу над сочинением- рассуждением)
11. Итог урока.
Слово учителя: Закончить наш урок мне хотелось бы словами: СЛАЙД 37
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас состраданье,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправданье.
СЛАЙД 38
Ребята, делайте людям добро, разделяйте с ними радость и беду, любите и уважайте друг друга!
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда… и его никто
не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…», — писал А.П. Чехов.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/454620-obuchenie-sochinenijurassuzhdeniju-93-podgot
Здесь представлены новые учебные пособия для подготовки учащихся к ЕГЭ 2021 по русскому языку. Авторы: Драбкина Светлана Владмировна, Субботин Дмитрий Игоревич.
Новая книга
Драбкина. Субботин. Готовимся к ЕГЭ
12+. Новинка января 2021! Книга: «Драбкина. Субботин. ЕГЭ 2021. Русский язык. Ответы. Тесты. Готовимся к итоговой аттестации». Рецензенты: Сотрудники кафедры филологического образования МИОО профессор — И.В. Труфанова, доцент -Д.А. Хаустова. Ред-р: Д.П. Локтионов. Худ: Е.Ю. Воробьёва. Книга — оптимальный банк заданий, по русскому языку, для подготовки учащихся. Ступени методических рекомендаций подготовки к экзамену. Тесты и задания с алгоритмами их выполнения. Учебное пособие. Новая книга серии: ЕГЭ. Русский язык — Москва. Издательство: Интеллект-Центр, 2021. ISBN: 978-5-907339-12-5/ Страниц — 338. Масса: 500 гр. Размеры: 289x199x18 мм.
26 заданий от экспертов и разработчиков КИМов! Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ.
Выпускники! Совершенствуйте орфографическую и пунктуационную грамотность, повышайте свою речевую культуру!
Аннотация: «Драбкина. Субботин. Готовимся к ЕГЭ». Сборник содержит пошаговую систему успешной подготовки к экзамену ЕГЭ по русскому языку. На основе анализа прошедшей аттестации, знакомит с оптимальным содержанием тренировочных экзаменационных заданий, с образцами сочинениями — рассуждениями и алгоритмом их правильного выполнения, которым нужно следовать для получения высшего балла. Издание поможет выпускникам систематизировать знания, необходимые для сдачи ЕГЭ. Предлагаемая интенсивная методика подготовки, придаст уверенность и избавит от страха и волнений перед испытанием.
Все для тренинга в одной книге — просто, легко и доступно!
Книга представляет необходимые, заполненные, нормативные документы и необходимый теоретический материал в сжатой форме. Эта информация позволит лучше ориентироваться на экзамене.
- рекомендуемое время выполнения заданий каждой части;
- правила заполнения абитуриентами бланков всех частей: А, В, С
- структура КИМ;
- система ответов, проверки заданий А, В, С;
- последовательность необходимых действий, выбора правильного ответа, в виде алгоритмов;
Проводится анализ типично — досадных ошибок, которые допускают при выполнении заданий части А, В и С. Даются методические советы и правила выполнения заданий А, В и рекомендации, по написанию сочинения-рассуждения части С.
Сочинения на тему: «Революция»
- критерии оценивания экспертами сочинения;
- написание примерного плана сочинения-рассуждения;
- алгоритм подготовки экзаменационного эссе;
- анализ типичных ошибок, классификация речевых и грамматических ошибок;
- словарик клишированных фраз;
- перечень проблем;
- образцы сочинений-рассуждений;
Пять тренировочных тестов, с методическими указаниями, позволят закрепить знания и, самостоятельно, подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Сборник адресован школьникам старших классов и абитуриентам.
Краткое содержание
Официальные документы. ЕГЭ по русскому языку и специфика проведения экзамена. Краткое содержание:
- Правила заполнения бланков.
- Разбор заданий части А и алгоритмы решения…………………………………………………………………………24
- Разбор заданий части В и алгоритмы решения…………………………………………………………………………177
- Рекомендации выполнения заданий части С. …………………………. 244-270
- Тесты №1-5 …………………………………………………………………….273-306
- Ответы к тестам и заданиям……315 — 346
Варианты заданий
Книга содержит 5 тренировочных тестов, включающих 30 заданий из части 1 (A1-A30). Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Один вариант — не правильный. Все варианты заданий имеют расширенный разбор и алгоритмы решения
Подробно описывается, что нужно знать и требуется от учащегося: краткое описание правил русского языка для выполнения заданий. Приводятся списки слов, из методического письма ФИПИ, которые часто используются для составления заданий.
Ответы.
В содержании книги «Драбкина. Субботин. ЕГЭ русский язык» есть ответы. Они содержатся на последних страницах и даны на все задания и тесты. Ответы, на задания части А1-30, В4-7, даны в таблицах цифрами. Ответы заданий В1-3, записаны словами. Готовые решения необходимы для организации полноценного, самостоятельного, тренинга. Они позволят, не только проверить себя, но и сделать процесс подготовки эффективным.
Учи правила! Решай и проверяй ответы — приобретай теоретические навыки!
Популярные книги
Драбкина. Сочинение по литературе. ЕГЭ по русскому языку.
ЕГЭ 2021. Итоговое сочинение. Драбкина. Субботин.
12+ Новинка января 2021! Книга: «Итоговое сочинение. Драбкина». Популярные книги серии: «Драбкина. Сочинение по литературе. ЕГЭ по русскому языку». Издательство: Интеллект-Центр 2020. ISBN: 978-5-907157-74-3 страниц: 80 стр.
Аннотация: «Допуск к ЕГЭ 2021. Итоговое сочинение. Драбкина. Субботин».Для учащихся 10-11 классов. Предлагаемое пособие предназначено научить писать итоговое сочинение. Представлен необходимый материал: рекомендации по написанию сочинения; тематические блоки с образцами сочинений; критерии проверок;
ЕГЭ по русскому языку 2020. Драбкина. Учимся писать сочинение
Подробный алгоритм написания и анализ типичных ошибок! Образцы готовых сочинений части С!
Купить: «Драбкина. Субботин. 2020 ЕГЭ. Русский язык. Сочинения.» Ответы. (часть С): алгоритм написания, анализ типичных ошибок, примеры образцов работ учащихся. Авторы: Драбкина С.В., Субботин Д.И. Издательство М.: Интеллект- Центр, 2020 год. ISBN: 978-5-907157-78-1
Аннотация: «ЕГЭ по русскому языку 2020. Драбкина. Учимся писать сочинение». Представлена пошаговая система подготовки к выполнению 27-го задания ЕГЭ по русскому языку — к написанию сочинения рассуждения. Дан подробный анализ задания, приведены практические советы по написанию каждой из частей экзаменационной работы: определению проблемы и авторской позиции, созданию текстового комментария, формулировке собственного мнения и аргументов к тезису как литературных, так и основанных на жизненном материале — все в соответствии с критериями 2021 года демоверсии ЕГЭ по русскому языку.
Представлен анализ типичных ошибок, Примеры экзаменационных работ.
Сборник предлагает пошаговую и поэтапную подготовку к написанию сочинения — рассуждения, для выполнения заданий, части «С», с ключами — ответами. Даёт методические советы по всем экзаменационным заданиям. Объясняет, как правильно написать сочинение — рассуждение по тексту, формулировать и комментировать проблему, определять позицию автора, выражать и приводить аргументы защиты своей точки зрения. Содержит клишированные фразы, для ввода комментариев в сочинение рассуждение. Образцы работ, по многим темам, с оценкой по критериям и перечня наиболее часто встречающихся проблем. И, много рекомендаций, как избежать типичных ошибок. Цель учебника — помочь ученику, самостоятельно подготовиться к экзамену и получить 23 балла.
Для получения высшего балла вам надо научиться работать самостоятельно. Внимательно изучить предложенный материал, соблюдая последовательность, пошагово освоить его.
План сочинения — рассуждения.
Формулировка задания одинакова и сама подсказывает план сочинения — рассуждения:
- Формулируем проблему из размышлений автора исходного текста, находящихся в центре его внимания.
- Комментируем проблему. Пояснение автором проблемы, привлекающей внимание читателя, и своё объяснение.
- Определение позиции автора по данной проблеме.
- Высказывание собственного мнения. Согласие или несогласие с автором, на которое приводится два аргумента.
- Первый аргумент — доказательство своей справедливости, на основе жизненных или прочитанных впечатлений. (Желательно из классики).
- Второй аргумент. Доказательство своей справедливости из собственного опыта.
- Краткий вывод — заключение.
План сочинения соответствует содержанию пособия:»ЕГЭ по русскому языку. Часть С. Драбкина. Субботин». В конце книги даны тексты для самостоятельной работы, готовые сочинения, ключи к текстам для самостоятельного написания сочинения, ОТВЕТЫ.
Драбкина: Русский язык ЕГЭ. 20 тестов ЕГЭ — 20 ступеней к успеху
12+ Новинка октября 2020! Книга: «20 тестов. ЕГЭ 2020. Русский язык». Автор: Драбкина С.В., Субботин Д.И. Редактор: Локтионов Д. П. Учебный материал разработан, совместно с ФИПИ. Содержит справочный материал и ответы. Популярные книги серии: «Готовимся к ЕГЭ». Издательство: «Интеллект-Центр». Страниц: 314. Тираж: 30000 экз. Переплёт: мягкий. ISBN: 978-5-907033-69-6 , 978-5-907157-77-4. Создано: 09.10.2020
Аннотация: Драбкина: Русский язык ЕГЭ. 20 тестов ЕГЭ — 21 ступеней к успеху». В пособии представлен комплекс теоретического материала с алгоритмом правильного выполнения экзаменационных заданий. Уникальная система с пошаговой подготовкой, с комментариями и образцами последовательности действий. Первые десять вариантов тестов составлены Светланой Владимировной Драбкиной, с 11-20 варианты написаны Дмитрием Игоревичем Субботиным. Сборник поможет учащимся, самим, без репетитора, подготовиться и усовершенствовать свои знания русского языка. Произведён разбор типичных ошибок. Содержание: теоретический материал; методические рекомендации; тренировочные задания с ответами;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокаякентская СОШ» Каякентского района
КОНСПЕКТ
урока русского языка в 9 классе
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 ОГЭ»
Автор: учитель русского языка и литературы
Саидова Г.А.
2020г.
Цели урока:
— формирование у школьников навыков написания сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3);
— формирование умения учащихся наблюдать, анализировать, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний о структуре сочинения-рассуждения в формате ОГЭ; совершенствование умений самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков и способностей критического мышления , навыков индивидуальной и групповой работы, формирование умений анализировать полученную информацию;
3)воспитательные: формирование потребности у учащихся самовоспитания морально-волевых качеств, формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, иллюстративный.
Организационные формы: применение ИКТ и ТСО, беседа, практическая работа, фронтальный и индивидуальный опрос. Заключительный этап — рефлексия.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, мыслительный прием СИ-ФИНК-УАНДЭ, опрос по ПОПС-формуле, анализ текста, составление текста сочинения.
Оборудование: ТСО, компьютер, рабочая тетрадь, лист формата А4, раздаточный материал, алгоритм написания сочинения-рассуждения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества. Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Какую тему будем обсуждать на этом уроке, вы определите после просмотра фрагмента фильма о легендарном летчике по повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»
(Просмотр фрагмента фильма)
После просмотра фрагмента фильма учитель проводит с учащимися гимнастику для глаз .
(Использование приёма СИ-ФИНК-УАНДЭ: посмотри — подумай — задайся вопросом)
Учитель: Ребята, сейчас организуем обсуждение просмотренного фрагмента. Запишите, пожалуйста, вопросы.
Первый вопрос: что вы видели на экране?
Ученики записывает ответ в течение 2 минут
Учитель:Что вы думаете об увиденном?
Ученики записывают ответ
Учитель:О чем заставляет задуматься увиденное?
Ученики записывают ответ
(Фронтальный опрос)
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, ответ на первый вопрос
(Ответы учеников )
Учитель:Прочитайте ответ на второй вопрос
Ответы учеников
Учитель: Прочитайте ответ на третий вопрос
Ответы учеников
2. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Посмотрев отрывок о легендарном летчике Алексее Мересьеве, который превозмогая боль, преодолел все препятствия на пути достижения цели и смог вернуться в строй, вы задумались над вопросом, что помогает человеку добиваться поставленной цели, какими волевыми качествами должен обладать человек, чтобы преодолеть все трудности и истыпания на жизненном пути. Ребята, давайте подумаем, на какую тему мы сегодня будем писать сочинение-рассуждение?
Ответы учеников: Что такое сила воли?
Учитель: Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы должны определить, что такое сила воли.
3. Работа над темой урока.
Работа в группах
Учитель: Ребята, сейчас мы организуем обсуждение по вопросу, что такое сила воли? На середине листа написано: Что такое сила воли?
Каждый из вас должен записать ответ на вопрос на своей части листа, если вашу идею (ответ) поддержит команда, то эту идею записываем в центральный квадрат. Продолжаем писать, пока все не поделятся своими ответами.
Учитель: Итак, мы закончили делиться идеями. Давайте прочитаем слова, записанные в центральном квадрате.
(Выступления учеников).
Примерные ответы 1-ой команды: Сила воли – это сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей, настойчивость, работа над собой, терпение.
Примерные ответы 2-ой команды: Сила воли – это умение противостоять искушениям и соблазнам, умение говорить нет, целеустремленность, стойкость, упрямство, железная воля.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. Как же воспитать у себя волевые качества? Все признают, что это очень трудный процесс. Ведь по сути своей это насилие над собой, принуждение делать то, что делать не хочется, либо, наоборот, отказ от того, что очень хочется.
(Организация опроса по ПОПС-формуле.)
Ответы учащихся: Я считаю, что лучше всего развивать силу воли, занимаясь спортом, потому что интенсивные тренировки побуждают человека постоянно преодолевать себя. Я могу доказать это на примере людей с ограниченными возможностями, которые, преодолевая всетрудности, сумели стать чемпионами на Параолимпийских играх.
Таким образом, занятие спортом делает нас сильными не только физически, но и духовно.
Учитель: Совершенно согласна с вами. Кроме спорта, какими способами можно воспитать силу воли?
Примерные ответы учеников.
Ученики: Я считаю, что можно воспитывать силу воли в борьбе с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, наркомания. Потому что противостоять влиянию пагубных привычек может только человек несгибаемой воли. Например, часто в компании предлагают первую сигарету, алкоголь. Уметь сказать нет очень важно, хотя и нелегко. Поэтому человека, сумевшему противостоять соблазну можно назвать человеком железной воли.
Учитель: Спасибо за исчерпывающие ответы. Прежде чем приступить к чтению текста, мы немного отдохнём.
Проведение «Релаксация» под спокойную музыку.
Учитель: Чтобы иметь сильную волю, необходимо долго и упорно работать над собой. А как работал над собой великий русский полководец Суворов? Об этом узнаем, прочитав текст Осипова.
4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
Работа над построением сочинения — рассуждения.
Текст читает ученик.
Учитель: Ребята, по данному тексту вы должны написать сочинение-рассуждение, в котором необходимо раскрыть значение словосочетания «сила воли»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение, которое будет тезисом вашего сочинения-рассуждения.
Аргументируя свой тезис, приведите
2 (два) примера-аргумента
, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите
из прочитанного текста
, а второй —
из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять
не менее 70 слов
. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком
.
Учитель: Давайте вспомним композицию сочинения-рассуждения.
(Организуется фронтальная беседа – интерактивный прием микрофон)
Ответы учеников:
Сочинение-рассуждение имеет следующую композицию:
-Тезис.
-Аргументы (доказательства)
-Вывод.
Учитель: Таким образом, сочинение состоит из трех частей.
Работа в группах.
Учитель дает задание каждой команде.
Первая команда пишет тезис (формулирует определение словосочетания сила воли и прокомментирует его).
Вторая команда формулирует 1-ый аргумент из прочитанного текста
В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте К.Осипова с помощью силы воли сумел воспитать себя и добиться поставленной цели. Каким образом он это делал. Что для этого делаем?
Ответы учащихся: Выделяю ключевые предложения, на которые буду опираться при написании аргумента: 2-9, 11-14.
Учитель: По какой схеме будете выстраивать свой аргумент?
Ученик: Аргумент выстраиваю по такой
схеме:
1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),
2. доказательства (рассказ о Суворове),
3. микровывод (последнее предложение аргумента).
Учитель:
Третья команда формулирует 2-ой аргумент из собственного жизненного опыта. (Примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)
Учитель: Прежде чем, приступить к работе сделаем короткую передышку.
Физминутка.
Учитель: Ребята, в качестве 2-го аргумента можете обратиться к просмотренному в начале уроку эпизода фильма об Алексее Мересьве. Также Можно вспомнить о том, как тренировали силу воли великие люди.
-
Александр Невский,
-
Дмитрий Донской,
-
Михаил Кутузов,
-
Василий Чапаев,
-
Георгий Жуков,
-
Лев Толстой,
-
Максим Горький и другие.
Затем мы соединим все три части и вместе напишем вывод.
Команды работают над текстом сочинения в течение 5-7 минут)
Затем каждая команда читает написанное.
Примерные ответы учеников
Первая команда: Что такое сила воли? По-моему, сила воли – сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей. Чтобы воспитать силу воли необходимо долго и упорно работать над собой.
Вторая команда: Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них — легендарном А.В.Суворове — рассказывает в своём тексте К.Осипов. Ещё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что могло помешать ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг. Твердость воли и сила духа помогли великому полководцу добиться поставленной цели.
Третья команда: Обладал огромной силой воли и духа и Алесей Мересьев. Лишившись ног, Алексей не только не пал духом, но и поставил себе цель снова стать полноценным лётчиком. Чтобы добиться своей цели, Алексей, превозмогая невыносимую физическую боль, упорно занимался гимнастикой ног и учился ходить на протезах.
Учитель: Замечательно, теперь соединим тезис, аргументы и вместе напишем вывод.
Ответы учеников: Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что только человек несгибаемой воли преодолеет все препятствия на жизненном пути и добьется поставленной цели.
Таким образом, героический пример Алексея Мересьева убеждает нас в том, что только сильный человек способен осуществить свою мечту.
IV. Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, мы с вами проделали огромную работу. Я желаю вам здоровья, как гласит народная пословица: В здоровом теле здоровый дух. Воспитывайте в себе волевые качества, которые помогут вам смотреть в будущее с оптимизмом и преодолеть все жизненные невзгоды.
Урок заставил задуматься …,
Навел меня на размышления …
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?
Своей работой на уроке я доволен;
не совсем доволен;
не доволен, потому что …
Домашняя работа.
-
Написать сочинение-рассуждение «Что такое сила воли?» по тексту
Л. Пантелеева;
2. Подобрать аргументы из прочитанных произведений в поддержку тезиса, сформулированного вами на сегодняшнем уроке.