Река жизни что это значит итоговое сочинение

Направление 1 человек путешествующий: дорога в жизни человека: список тем и произведений дорога реальная, воображаемая, книжная первое направление человек

Направление №1 «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»: список тем и произведений

(дорога реальная, воображаемая, книжная)

Первое направление — «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». В пояснении сказано, что в этом направлении будут темы, посвящённые «дороге реальной, воображаемой, книжной». Тема благодатная для тех, кто всерьёз интересуется литературой и даже, может быть, собирается связать свою жизнь с филологией.

Разумеется, речь может идти и о какой-то реальной дороге. Тогда, скорее всего, тема старшеклассников ожидает очень лёгкая, более подходящая для семи-восьмиклассника, что-то типа таких:

  • Зачем человек путешествует?
  • Самое интересное путешествие: какое оно?
  • Куда я хотел бы поехать?
  • Правда ли, что путешествие расширяет кругозор человека?

И тому подобное.

Что касается воображаемой дороги, то это в первую очередь тема, связанная с жизненным путем. Жизнь человека традиционно сравнивается с дорогой, и произведений, в которых рассматривается жизнь именно с этой точки зрения, огромное множество. Кроме того, предполагается, что школьники обратят внимание на те произведения, которым свойственен хронотоп «дорога». Их очень много, в том числе и поэма Некрасова — юбиляра этого года —«Кому на Руси жить хорошо?».

В названном произведении мы встречаем именно этот хронотоп, поскольку все события «нанизаны» на путешествие мужиков-правдоискателей, которые вознамерились узнать,«кому живется весело, вольготно на Руси».

К произведениям, построенным таким же образом, можно отнести «Мертвые души» Гоголя, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Очарованный странник» Н. С. Лескова. Из более поздних произведений литературы это, разумеется, «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Жёлтая стрела» В. Пелевина, «Кто услышит коноплянку» В. Лихачева и другие.

Можно обратиться и к каким-то произведениям, прочитанным старшеклассниками самостоятельно, ведь это действительно интереснейшая тема для тех, кто много читает и интересуется особенностями построения литературных произведений.

Примерные темы, которые могут быть предложены в рамках этого направления, кроме тех, что уже были названы:

  • Как определиться с выбором жизненного пути?
  • Река жизни — что это значит?
  • Что помогает не заблудиться на жизненном пути?
  • «Жизнь прожить —не поле перейти». Согласны ли вы с этим утверждением?
  • Правда ли, что все мы в этом мире странники?

В третьем понимании направления, где дорога рассматривается как хронотоп, могут быть предложены темы, связанные с вышеуказанными произведениями, — темы, имеющие некоторый крен в литературоведение:

  • Зачем автор показывает своего героя как путешественника?
  • Согласны ли вы, что жизненный путь героя — это своего рода путешествие?
  • Какой путь проходит герой произведения, совершив путешествие?
  • Особенности пути героя.

Произведения, которые можно порекомендовать, — те, которые связаны, может быть, с профессией, выбранной старшеклассниками, или произведения, в которых поднимается проблема выбора.Их огромное множество, трудно даже что-то назвать, но, чтобы свести количество тех книг, которые стоит перечитать при подготовке к сочинению, к минимуму, хотелось бы назвать следующие:

«Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина. В этом произведении каждый из героев делает свой выбор, который и определяет его дальнейший жизненный путь: один для Тамары Ивановны, другие — для её мужа, дочери или сына.

Разумеется, можно обратиться также и к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где выбор, сделанный Раскольниковым, определяет и его судьбу, и судьбы других героев.

Из современных произведений, не изучаемых в школе, можно было бы порекомендовать книгу Эдуарда Веркина«Герда», в которой каждому герою приходится совершить какой-то выбор, и это очень тяжело, и за ошибки приходится платить очень дорого.

Направление №2 «Цивилизация и технологии– спасение, вызов или трагедия?»: список тем и произведений

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные)

Второе направление формулируется так: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» И в пояснение сказано: «Достижения ириски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные». В этом пояснении как раз очерчен круг проблем, которые могут быть подняты в темах. Нам видится это направление одним из самых интересных и удобных для проработки, но в тоже время и очень дискуссионных. Это позволяет, с одной стороны, школьникам выразить свои мысли, поделиться какими-то переживаниями, а с другой — продемонстрировать способность вести полемику с воображаемым собеседником.

При этом надо иметь в виду, что при проверке итогового сочинения оценивается неправильность мыслей выпускника, а способность в принципе иметь какие-то мысли, как-то их формулировать и аргументировать. Поэтому не надо бояться, если точка зрения, которую решит отстаивать выпускник, будет отличаться от общепринятой.

Впрочем, мнения по поставленной проблеме могут быть диаметрально противоположными: от восхищения цивилизацией, технологиями до их неприятия. Однако не забываем, что требуется не только аргументированное мнение, но и его этичное выражение. То есть надо избегать каких-то резких, неуважительных замечаний в адрес своих оппонентов, в том числе воображаемых.

Сразу надо отметить, что на основании художественной литературы будет намного проще аргументировать мнение, которое не несёт в себе восхищения благами цивилизации. Как можно предположить по формулировке направления, темы будут формулироваться тоже дискуссионно и диалектически (то есть «с одной стороны» — «с другой стороны»).

Приведем примеры возможных тем сочинений:

  • Всегда ли цивилизация — это благо?
  • Могут ли технологии решить проблемы человека?
  • Всегда ли технический прогресс приносит счастье?
  • Как вы думаете, есть ли будущее у человечества в мире технического прогресса?
  • Что принесла в наше общество пандемия? И т.п.

То есть собственно вопрос будет касаться как каких-то достижений, так и того, что технологии дать не могут, и того, что мы считаем негативными последствиями прогресса: экологические проблемы, эпидемии, техногенные катастрофы, компьютерная зависимость, оружие массового поражения и т.п.

В качестве литературного материала нам оптимально подходят антиутопии и фантастика.

  • Это могут быть произведения Сергея Лукьяненко, у которого есть целый цикл рассказов «Прекрасное далёко». И это название ироничное: в рассказах, изображающих наше «далёко», ничего прекрасного нет.
  • Интересно можно построить рассуждения, обратившись к произведениям А. и Б. Стругацких (например, «Хищные вещи века»).
  • Можно обратиться к многочисленным антиутопиям:«Кысь» Татьяны Толстой, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «О дивный новый мир!» О.Хаксли и тому подобное.
  • Если тема будет касаться коронавируса, то можно порекомендовать книги Е. Водолазкина «Сестра четырёх» и Я. Вагнер «Вонгозеро» (и вторая часть дилогии —«Живые люди»).
  • Из произведений, традиционно входящих в школьную программу, можно порекомендовать «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина и «Прощание с Матёрой» того же автора.
  • Возможно, кого-то заинтересует роман нобелевского лауреата в области литературы Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня». Это тоже своего рода антиутопия.
  • Может быть, если кто-то предпочитает зарубежную литературу, стоит обратиться к роману «Цветы для Элджернона» Д. Киза.

Направление №3 «Преступление и наказание – вечная тема»: список тем и произведений

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)

Третье направление, которое, скорее всего, и будет лидером среди выбранных выпускниками тем, — это «Преступление и наказание — вечная тема». В качестве объяснения тут сказано, что речь пойдёт про «Преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние». То есть очевидно, что произведение, которое в первую очередь должен быть затронуто, — это «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. А все темы, которые подняты в этом романе, ещё несколько расширены.

Формулировки, возможно, будут указаны конкретно, но, возможно, мы увидим темы, которые сталкивают понятия уголовного и нравственного порядка, или речь пойдёт о внешнем и внутреннем преступлении(преступление против самого себя, своих убеждений), может быть, будут затронуты проблемы вины, которая не подлежит уголовному преследованию, но мучает совесть человека и т.д.

Темы сочинений, возможно, будут вроде таких:

  • Согласны ли вы с утверждением, что совесть — самый строгий судья?
  • Может ли быть оправдано убийство?
  • Как вы понимаете выражение «Закон — костыли для морали»?
  • В чем заключается наказание Раскольникова?
  • Совесть — это горе или благо для человека?
  • Почему равнодушие иногда называют худшим из преступлений?
  • Можно ли считать эгоизм преступлением?

Если речь идёт всё-таки об ответственности уголовной, о действиях, противоречащих закону, то можно обратиться романам Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Стоит обратить внимание на уже названную выше повесть Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Это произведение в значительной степени полемизирует с книгами Достоевского.

Разумеется, можно выбрать и какие-нибудь ещё произведения детективной литературы («Приз» Полины Дашковой, «Восторженный вор» или «Перстень прелюбодеев» Г. К. Честертона, «Десять негритят» Агаты Кристи и другие классические детективные произведения.

Если предложенная тема будет касаться именно нравственных переживаний, то есть наказания как мук совести, то все вышеназванные произведения тоже годятся: и в повести Распутина, и вроманах Достоевского герои не только подлежат уголовному суду, но и так или иначе решают свои отношения с собственной совестью.

Если же речь идет о вине, так сказать, вообще не уголовной, а об ответственности за нехороший, бесчестный, безжалостный поступок, то такого рода мотивы можно найти почти в любом произведении. Например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, главный герой себя наказывают за убийство Ленского. Или в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Понтий Пилат не может самому себе простить то, что он отправил на казнь невиновного. Можно опираться также на какие-то произведения малой формы.

Направление №4 «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»: список тем и произведений

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)

Четвёртое направление формулируется немного неожиданно: «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня». В качестве пояснения сказано, что это высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника. Пояснение не очень раскрывает смысл формулировки направления. Всё-таки думается, что речь идёт о об интерпретации в сочинении какого-то текста или основанного на тексте представления(фильма, спектакля), который для автора сочинения является важным.

При кажущейся легкости подготовки направление может содержать в себе самые разнообразные темы. И, если они, действительно, окажутся ориентированы на личностную важность, то будет недостаточно рассказать о какой-то книге, спектакле или фильме, которые понравились и запомнились. Они должны быть каким-то образом связаны с представлениями автора о собственной личности. В этом случае едва ли темы будут простые и лёгкие для раскрытия, поскольку трудно даже представить себе, как это может выглядеть.

Все же рискнем предположить что-нибудь:

  • Фильм (книга, спектакль), который заставил меня задуматься о будущем.
  • Книга (и т.д.), которая перевернула моё мировоззрение.
  • Как театральное представление обращается к сердцу человека?
  • Какими качествами должна обладать книга, чтобы стать для человека самой главной?
  • Согласны ли вы с мнением, что читатель — соавтор писателя?

Или что-то в этом духе.

И рассуждать на эту тему, скорее всего, будет очень непросто, потому что необходимо не только высказать какие-то мысли об этом произведении, но и связать с какими-то особенностями своей собственной личности. Кроме того, это тема явно будет предполагать значительное самораскрытие, что не всегда удобно и не всегда хорошо удаётся старшеклассникам.

Едва ли получится предположить, какие книги здесь могут помочь. Очевидно, что в принципе можно взять абсолютно любое произведение, утверждать, что оно-то как раз и помогло тебе сформироваться как личности. Проблема только в том, что надо будет объяснить, каким образом этот процесс произошёл и почему именно эта книга, а не какая-то другая. Во всяком случае, необходимо выбрать книгу, которая нравится и которую хорошо помнишь.

Направление №5. «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»: список тем и произведений

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства)

Наконец, пятое направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». В качестве пояснения здесь сказано: «Социальные пороки общественной справедливости, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства».

Очевидно, что тема эта ближе к публицистической. Формулироваться темы могут, видимо, с опорой на то, что и сказано в пояснении. При этом, весьма возможно, они будут связаны с поэмой Некрасова и в качестве аргументов надо будет опираться на примеры именно из нее. Можно предположить что-то такое:

  • Должен ли гражданин разоблачать пороки обществ?
  • Что такое гражданин?
  • Как вы понимаете выражение «общественная справедливость» (или «общественное благо», например)?
  • Как вы думаете, соотносятся ли понятия «милосердие» и «гражданственность»?
  • Может ли каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества?
  • Как вы понимаете выражение «Государство — это мы»?

Первое, что приходит в голову, — это использование для аргументации собственно творческого наследия Некрасова. Это поэма «Кому на Руси жить хорошо» и соответствующей направленности его стихи (допустим,«Поэт и гражданин»). В зависимости от того, какую точку зрения будет отстаивать автор сочинения, можно привлекать и другие произведения, изученные в десятом классе.

Например, «Обломов» И. А. Гончарова. Работа с этим романом может оказаться очень интересной, ведь у главного героя и его друга Штольца разные и оригинальные взгляды на обязанности человека и гражданина.

Можно обратиться к роману Льва Толстого «Война и мир» и рассмотреть диалоги Пьера и князя Андрея, затрагивающие вопросы общественного блага. Можно обратиться также к эпилогу этого произведения и порассуждать о споре Пьера и Николая Ростова.

Если выпускник предпочитает литературу XX века, там тоже можно найти материал для аргументов, скажем, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» или в его повести «Собачье сердце», в пьесе «Дни Турбиных».

Обратившись к более поздним произведениям, можно посмотреть на повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» или обратиться к романам Виктора Астафьева «Царь-рыба» или «Печальный детектив».

Наконец, интересный материал может быть взят из каких-либо антиутопий в зависимости от того, как будет сформулирована тема. Возможно, выпускником покажется увлекательным на материале романа Е. Замятина «Мы» порассуждать о том, может ли обезличенное существо являться гражданином или номера это не личности и поэтому не граждане, а просто винтики в огромной машине.

В какой день пройдет итоговое сочинение в 2022 г.?

В текущем учебном году итоговое сочинение пройдет 1 декабря.

Напомним, что выпускникам будет предложено пять тем, каждая тема принадлежит к одному из вышеперечисленных направлений.

Сколько времени будет дано на итоговое сочинение в 2022 г.?

Если правила не изменятся в 2022 году, то на выполнение работы выпускникам будет дано 3 часа 55 минут (ребятам с ОВЗ — на полтора часа больше). За это время выпускник обязан написать сочинение-рассуждение на выбранную им тему. Объём сочинения должен быть не менее 250 слов, рекомендуемый объем — 350 слов.

Даты повторной сдачи

В том случае, если выпускник не смог с первого раза набрать необходимое количество баллов, он может сдать сочинение ещё дважды: 2 февраля и 4 мая (в этот день написать сочинение могут также выпускники прошлых лет).

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.




Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Что значит идти по жизни своим путем?
Я считаю, что это означает заниматься чем-то особенным в жизни, принимать решения, не следуя чьему-то примеру или же «Ð¸Ð½ÑÑ‚Ñ€ÑƒÐºÑ†Ð¸Ð¸», а исключительно опираясь на свои чувства и нужды. Порой даже намеренно поступая противоположно обычаю.
Примером для подтверждения моих слов является нигилист Базаров из произведения «ÐžÑ‚цы и дети» Ивана Тургенева, а также Раскольников- главный герой романа Федора Достоевского «ÐŸÑ€ÐµÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ и наказание».
Многие писатели обращаются к теме жизненного пути в своих произведениях. Примером для подтверждения моих слов является Базаров из произведения «Отцы и Дети» Ивана Тургенева. Автор повествует, что Евгений Васильевич занимается наукой, собирается стать доктором. Базаров является нигилистом по своим убеждениям: не признает искусство и романтику, не восхищается природой, не верит в любовь и брак. Сама философия нигилизма намеренно подразумевает противопоставление обыденности. Поэтому в течение всего повествования мы можем наблюдать разногласие Базарова с отцом Аркадия Кирсанова, который был старообрядцем и предпочитал науке традиции. Несмотря на то, что общество, в котором Евгению пришлось существовать, всячески высказывало свое недовольство в его сторону, пытаясь либо избавиться от инакомыслящего, либо переубедить, склонив на свою сторону, ему удалось сохранить прежнее мышление и ни на шаг не отступить от своего отречённого пути. В тоже время Базаров умудрялся делать исключения и в собственных убеждениях. Как мы уже знаем, движение нигилизма отрицало общепринятые ценности, среди которых была любовь к близким. Влюбившись в Анну Одинцову, Евгений как будто отрекся от своих слов. В тот момент им повелевали только эмоции. Таким образом можно сделать вывод, что Базаров является человеком, который волен сам решать, что ему делать. Он не следует чужому примеру, а действует согласно задуманному, опираясь на чувства и нужды.
В заключение можно сказать, что идти жизненным путем, который различен с другими и противоречив, не всегда просто, а иногда даже трудно, однако именно такой путь можно назвать своим

Здравствуйте, Олег!

Вам удалось в своем сочинении выполнить требование по минимального количеству слов, дать ответ на вопрос темы, написать довольно грамотную работу с точки зрения орфографии и пунктуации. Вместе с тем следует обратить внимание на слабую аргументацию, фактические ошибки в анализе романа И.С. Тургенева «ÐžÑ‚Ñ†Ñ‹ и дети», серьёзные ошибки в  Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐµ развития мысли.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 баллов

Поэтому в течение всего повествования мы можем наблюдать разногласие Базарова с отцом Аркадия Кирсанова, который был старообрядцем и предпочитал науке традиции.

Серьёзная фактическая ошибка, свидетельствующая о плохом знании содержания романа «ÐžÑ‚Ñ†Ñ‹ и дети». Конечно, никаким старообрядцем Николай Петрович Кирсанов, имя которого, к сожалению,  Ð’Ñ‹  Ð½Ðµ называете, а это ещё раз доказывает плохое знание классического произведения, не был. Если Вы обратитесь к значению слова «ÑÑ‚Ð°Ñ€Ð¾Ð¾Ð±Ñ€ÑÐ´Ñ†Ñ‹», Вы убедитесь, что не правы.

СТАРООБРЯДЕЦ, -дца; м. Сторонник, последователь одной из сект старообрядчества. Истовый с. Книги старообрядцев. Поселения старообрядцев. Экспедиция к старообрядцам. <Старообрядка, -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж. Старообрядческий (см.).

Как мы уже знаем, движение нигилизма отрицало общепринятые ценности, среди которых была любовь к близким.

Фактическая ошибка. Да, нигилизм отрицал многие ценности, но среди них не было отрицания любви к близким. Это надуманное утверждение. Близкие — это родные люди (отец, мать). Анну Сергеевну Одинцову нельзя отнести к близким людям.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

В сочинении наблюдаются повторы суждений.

Примером для подтверждения моих слов является нигилист Базаров из произведения «ÐžÑ‚цы и дети» Ивана Тургенева, а также Раскольников- главный герой романа Федора Достоевского «ÐŸÑ€ÐµÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ и наказание».
Многие писатели обращаются к теме жизненного пути в своих произведениях. Примером для подтверждения моих слов является Базаров из произведения «Отцы и Дети» Ивана Тургенева.

Неоправданное повторение (нарушение логики развития мысли). Вы уже обратились к примеру и зачем-то в следующем абзаце делаете переход «ÐœÐ½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ писатели обращаются…», «ÐŸÑ€Ð¸Ð¼ÐµÑ€Ð¾Ð¼ для подтверждения моих слов…». Этот переход нужен, логичен, если бы в предыдущем абзаце Вы не написали об этом.

Примером для подтверждения моих слов является нигилист Базаров из произведения «ÐžÑ‚цы и дети» Ивана Тургенева, а также Раскольников- главный герой романа Федора Достоевского «ÐŸÑ€ÐµÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ и наказание».

Зачем Вы пишете о Раскольникове, герое романа Ф.М. Достоевского, но потом не обращаетесь к роману? Это тоже логическая ошибка. Сказали А, но не сказали Б. Если Вы пишете о чём-то во вступительной части, далее к этому нужно обратиться. А иначе зачем об этом писать?

Поэтому в течение всего повествования мы можем наблюдать разногласие Базарова с отцом Аркадия Кирсанова, который был старообрядцем и предпочитал науке традиции.

Логичнее было бы употребить форму множественного числа, потому что разногласие было не одно — разногласиЯ.

Николай Петрович размышляет в XI  Ð³Ð»Ð°Ð²Ðµ романа: «ÐÐ¾ отвергать поэзию?… не сочувствовать художеству, природе?…»

Кроме того, Вы противопоставляете два понятия «Ð½Ð°ÑƒÐºÐ° и традиции», которые не могут противопоставляться, потому что это не тождественные понятия. В романе этого нет.

Несмотря на то, что общество, в котором Евгению пришлось существовать, всячески высказывало свое недовольство в его сторону, пытаясь либо избавиться от инакомыслящего, либо переубедить, склонив на свою сторону, ему удалось сохранить прежнее мышление и ни на шаг не отступить от своего отречённого пути.

Вы сами себе противоречите: утверждается мысль о том, что Евгению Базарову «ÑƒÐ´Ð°Ð»Ð¾ÑÑŒ сохранить прежнее мышление и ни на шаг не отступить» и тут же пишете об «Ð¾Ñ‚Ñ€ÐµÑ‡Ñ‘Ð½Ð½Ð¾Ð¼ пути» (нарушение логики).

Как мы уже знаем, движение нигилизма отрицало общепринятые ценности, среди которых была любовь к близким. Влюбившись в Анну Одинцову, Евгений как будто отрекся от своих слов. В тот момент им повелевали только эмоции. Таким образом можно сделать вывод, что Базаров является человеком, который волен сам решать, что ему делать.

И снова Вы себе противоречите. Если Базаров «Ð²Ð¾Ð»ÐµÐ½ сам решать, что ему делать», почему же «Ð¸Ð¼ повелевали эмоции»? Значит, он всё-таки не совсем «Ð²Ð¾Ð»ÐµÐ½ решать…». Любовь оказалась выше его убеждений.

К 4 (речь)+ 1 балл

Сама философия нигилизма намеренно подразумевает противопоставление обыденности.

Лексическая несочетаемость. Что значит «Ð½Ð°Ð¼ÐµÑ€ÐµÐ½Ð½Ð¾ подразумевает»? Получается, что  Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ подразумевать и ненамеренно. Лучше это слово исключить.

В заключение можно сказать, что идти жизненным путем, который различен с другими и противоречив, не всегда просто, а иногда даже трудно, однако именно такой путь можно назвать своим

Ошибка в употреблении паронима. Лучше всё-таки в данном случае слово «Ð¾Ñ‚Ð»Ð¸Ñ‡Ð°ÐµÑ‚ÑÑ»  (лучше так: …который отличается от других).

«Ð¿Ñ€Ð¾ÑÑ‚о» и «Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð½Ð¾» — это одно и то же.  

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок:

Орфография — 2

Примером для подтверждения моих слов является Базаров из произведения «Отцы и Дети»

Ошибка в правописании нарицательного существительного в названии романа. Думаю, что это опечатка, потому что до этого Вы писали правильно.

В тоже время Базаров умудрялся делать исключения и в собственных убеждениях.

Неразличение союза «Ñ‚Ð¾Ð¶Ðµ» и местоимения с частицей «Ñ‚Ð¾ же».

В данном случае В ТО ЖЕ ВРЕМЯ — это наречное выражение.

Пунктуация — 1

В заключение можно сказать, что идти жизненным путем, который различен с другими и противоречив, не всегда просто, а иногда даже трудно, однако именно такой путь можно назвать своим

Отсутствие знака завершения (нет точки). Думаю, что это опечатка. Будьте внимательнее.

Грамматика — 1

Автор повествует, что Евгений Васильевич занимается наукой, собирается стать доктором.

Нарушение управления. Глагол «Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ‚Ð²ÑƒÐµÑ‚» управляет предложным падежом (повествует (о чём?). Автор повествует о том, что Евгений Васильевич Базаров занимается наукой…

Общий вывод по работе

Итак, Олег, ваше сочинение оценивается на «зачет», но следует тщательно поработать над аргументацией, анализом привлекаемого художественного произведения, логикой развития мысли. Совет: на этапе подготовки к итоговому сочинению можно и нужно перечитывать тексты, уточнять какие-то детали, просматривать важные эпизоды. И ещё один совет: Иван Тургенев, Фёдор Достоевский — это всё-таки европейская традиция (отсутствие отчества), отечественная традиция предполагает употребление отчества: Иван Сергеевич Тургенев (И.С. Тургенев), Фёдор Михайлович Достоевский (Ф.М. Достоевский).

Желаю удачи!

Список литературы для итогового сочинения 2021-2022 года

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

1.    А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
2.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
3.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
4.    А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
5.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
6.    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
7.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
8.    А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
9.    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
10.    И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
11.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
12.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
13.    М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
14.    М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
15.    М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
16.    И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
17.    А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
18.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
19.    Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
20.    Л.Н. Толстой, «Кавказский пленнник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
21.    А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
22.    А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
23.    Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
24.    А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
25.    А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
26.    Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

1.    Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
2.    А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
3.    А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
4.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
5.    М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
6.    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
7.    М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
8.    В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
9.    В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
10.    Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
11.    А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
12.    А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
13.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
14.    А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
15.    А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
16.    А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично». 
17.    А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
18.    А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
19.    М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
20.    Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
21.    И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения. 
22.    Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
23.    Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
24.    Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
25.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

1.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
2.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
3.    Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
4.    Л.Н. Толстой, «Воскресение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
5.    Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
6.    И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
7.    Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
8.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
9.    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
10.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
11.    М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
12.    Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
13.    М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — это  то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
14.    И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения. 
15.    Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
16.    М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
17.    М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
18.    А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
19.    М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
20.    А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
21.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
22.    А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
23.    М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
24.    В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
25.    Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

1.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
2.    А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
3.    А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
4.    В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
5.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
6.    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
7.    А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
8.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
9.    И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
10.    А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
11.    Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
12.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
13.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
14.    И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
15.    А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
16.    Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
17.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
18.    Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
19.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
20.    И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
21.    И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
22.    М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
23.    А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
24.    А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
25.    К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

1.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
2.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
3.    Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
4.    Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
5.    А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
6.    Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
7.    Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
8.    М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
9.    М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
10.    Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
11.    А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
12.    И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
13.    М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
14.    А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
15.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
16.    А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
17.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
18.    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
19.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
20.    Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
21.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
22.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
23.    И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
24.    Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
25.    И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

12.10.2021 19:23:30

Автор: Любовь Зибницкая


    «ÐŸÐ¾Ð´ лежачий камень вода не течет». Много раз в жизни я слышала эту пословицу, но что же она означает? Мне кажется, что так говорят о людях, которые не хотят что-то делать в своей жизни. Таких людей все устраивает, они довольствуются немногими радостями своего существования. Они не заинтересованы жизнью, которая, подобно воде, течет мимо них. Но можно ли осуждать таких людей и считать их плохими? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю обратиться к произведениям художественной литературы.
     Обратимся к роману И.А.Гончарова «ÐžÐ±Ð»Ð¾Ð¼Ð¾Ð²». В этом произведении автор изображает героя, полностью олицетворяющего пословицу «Ð¿Ð¾Ð´ лежачий камень вода не течет». Кто же этот герой? Итак, Илья Ильич Обломов — потомственный дворянин с невысоким чином: он коллежский секретарь. Автор заостряет  Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ читателя на том, что он прослужил чиновником всего два года и после небольшой неприятности на работе отправился в отставку. Он не вынес перспективы ежедневно ходить на службу; так и закончилась его государственная деятельность. Автор дает однозначную оценку своему герою: он ленив, беспомощен, апатичен. Но Гончаров ставит эксперимент: что будет, если под лежачий камень все же потечет вода? Поэтому, в жизни Обломова появляются Штольц и Ильинская. Мощный поток их бурной жизни захватывает Илью Ильича, но ненадолго: его натура не смогла наслаждаться таким ритмом жизни. Обломов все же отдает предпочтение дивану и халату. Таким образом, автор доносит до читателя мысль о том, что никто не может заставить человека поменять мировоззрение, начать новую жизнь, пока он сам не будет готов к этому.
    Ð£Ð¼ÐµÑÑ‚ным будет вспомнить Манилова из поэмы Н.В.Гоголя «ÐœÐµÑ€Ñ‚вые души». Манилов является помещиком, не наделенным ни строгостью к подчиненным, ни любовью к работе. Он добр и доверчив: он не может представить, что крестьяне могут обмануть его. Его не волнуют житейские проблемы, и автор показывает плоды такого отношения к дому и хозяйству: его ключница — воровка, слуги- нечистоплотные пьяницы, а дворня целыми днями спит. Образ жизни Манилова схож с Обломовским: он никуда не спешит, делами занимается неохотно. Его жизнь будто подверглась забвению: кресла уже навсегда останутся не обитыми, коридор всегда будет пустовать, а книга навсегда застыла на четырнадцатой странице.
    Ð˜Ñ‚ак, подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что пословица «Ð¿Ð¾Ð´ лежачий камень вода не течет»- это точное описание людей безынициативных, не желающих развиваться. Но приведенные мной произведения доказывают, что это выражение не должно употребляться в отрицательном смысле: хотя герои  Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð²Ñ‹, они добры и безобидны. Я считаю, что люди, подобные Манилову или Обломову, не могут принести человечеству боль и страдание, поэтому они заслуживают уважения и любви.


Здравствуйте, Любовь!

Вам удалось в сочинении аргументировать свою позицию при помощи произведений русской классики. Вместе с тем следует отметить, что выражение «Ð¿Ð¾Ð´ лежачий камень вода не течет» употребляется по отношению к делам, которые не могут быть сделаны из-за лени, апатии и прочих причин. То есть необходимо было не просто показать безынициативных героев, но и указать, чем именно им повредило их бездействие.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1  Ð±Ð°Ð»Ð».

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Логические нарушения не мешают пониманию смысла сказанного.

Автор дает однозначную оценку своему герою: он ленив, беспомощен, апатичен.

нет, это не так. Уже в первой части мы видим Обломова и с положительной точки зрения: он умный, добрый, душевный человек.

Поэтому, в жизни Обломова появляются Штольц и Ильинская

так Штольц в ней был с самого детства

К 4 (речь)+ 1 балл

Речевые ошибки не влияют существенным образом на восприятие текста.

Мне кажется, что так говорят о людях, которые не хотят что-то делать в своей жизни. Таких людей все устраивает, они довольствуются немногими радостями своего существования.

повтор

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю обратиться к произведениям художественной литературы.
    Обратимся к роману И.А.Гончарова «ÐžÐ±Ð»Ð¾Ð¼Ð¾Ð²».

повтор

Поэтому, в жизни Обломова появляются Штольц и Ильинская. Мощный поток их бурной жизни захватывает Илью Ильича, но ненадолго: его натура не смогла наслаждаться таким ритмом жизни.

повтор

Он добр и доверчив: он не может представить, что крестьяне могут обмануть его.

повтор

Его жизнь будто подверглась забвению: кресла уже навсегда останутся не обитыми, коридор всегда будет пустовать, а книга навсегда застыла на четырнадцатой странице.

повтор

 Ð˜Ñ‚ак, подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что пословица «Ð¿Ð¾Ð´ лежачий камень вода не течет»- это точное описание людей безынициативных, не желающих развиваться.

тавтология

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 4

Орфография

Его жизнь будто подверглась забвению: кресла уже навсегда останутся не обитыми, коридор всегда будет пустовать, а книга навсегда застыла на четырнадцатой странице.

слитно

Пунктуация

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю обратиться к произведениям художественной литературы.

в начале предложения составной союз запятой не разделяется

Поэтому, в жизни Обломова появляются Штольц и Ильинская

не нужна запятая

Грамматика

«ÐŸÐ¾Ð´ лежачий камень вода не течет».

так цитаты не оформляют. Т.к. это пословица, то возможно оформление вообще без кавычек.

Общий вывод по работе

Итак, Любовь, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует более вдумчиво отнестись к основной мысли Вашей работы — не уходите ли Вы в сторону, не упрощаете ли Вы тему?

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема

Совесть – это своеобразный внутренний голос, который помогает человеку распознать неправильный поступок. Каждый человек совершал неправильные поступки в своей жизни и испытывал из-за этого муки совести. Совесть словно давит на наше подсознание и требует искупления, исправления своего неправильного поступка, она способна свести человека с ума. Я согласен с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести», так как оно доказывает, что это самые жестокие мучения для человека.

Совесть есть далеко не у каждого человека. Многие серийные убийцы, маньяки, насильники, проводящие свое время за решеткой, так и не признали своей вины, а значит, совершенно не испытывают таких чувств. Главный герой романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников совершил убийство двух человек. Он решил проверить свою собственную теорию, но в скором времени пожалел об этом. После совершения преступления его моральное состояние ухудшалось, он сходил с ума. Ему снились страшные сны, в которых старуха, которую он убил, оказалась жива. В полубредовом состоянии он пошел к Соне и признался ей в своем злодеянии. Она убедила его пойти сознаться в полицию, чтобы он получил наказание за свой грех ,тем самым успокоить свою совесть. Даже некоторых преступников мучают муки совести, доводя этих людей до состояния бреда.

Не все люди способны утешить свою совесть, даже после признания. Главная героиня пьесы Островского «Гроза» не смогла ее утешить. Катерина – воплощение чистой души. Она не умеет лгать и лицемерить. Но находясь в браке, она влюбилась в другого мужчину. Этот поступок пошатнул все ее идеалы и веры, она стала считать себя падшей женщиной. Она решила признаться во всем своей семье, так как ее замучала совесть, но и это ей не помогло. Пьеса заканчивается смертью Катерины, она бросилась в реку. Даже после признания муки совести не отпустили ее чистую душу.

Подводя итог, хочется сказать, что, действительно, муки совести – одни из самых страшных мук для человека. Не каждый способен выдержать и исправить такие мучения.

Здравствуйте, Вова!

Вы написали грамотную, логичную, стилистически безупречную работу, в которой все композиционные элементы на своем месте и крайне мало ошибок. Стоит лишь обратить внимание на некоторые шероховатости речевого оформления.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

Сочинение полностью соответствует теме.

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

Приведены два уместных литературных аргумента, не только грамотно встроенных в цепочку рассуждения, но и логично связанных между собой. Анализ произведений выполнен на должном уровне, аргументация убедительная.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Я согласен с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести», так как оно доказывает, что это самые жестокие мучения для человека.

На самом деле утверждение ничего не доказывает, оно представляет собой тезис, который вы как раз будете доказывать в своем сочинении :)

Многие серийные убийцы, маньяки, насильники, проводящие свое время за решеткой, так и не признали своей вины, а значит, совершенно не испытывают таких чувств.

Даже некоторых преступников мучают муки совести, доводя этих людей до состояния бреда.

Если вы противопоставляете вторую фразу (в конце абзаца) первой (в начале абзаца), то нелогичной выглядит связь, выраженная союзом даже. Уместнее: всё же, тем не менее, так что, как мы видим и т. д.

Но, если честно, эту фразу безо всякого ущерба для смысла (и даже с пользой) можно опустить.

К4 (речь) + 1 балл

Многие серийные убийцы, маньяки, насильники, проводящие свое время за решеткой, так и не признали своей вины, а значит, совершенно не испытывают таких чувств.

Все-таки по отношению к преступникам и тюрьме некорректно говорить проводящие свое время. Можно просто: сидящие / отбывающие срок за решеткой / в тюрьме.

Ему снились страшные сны, в которых старуха, которую он убил, оказалась жива.

Во сне ничего не может оказаться живым. Там может что-то казаться, а тут лучше просто была.

Не все люди способны утешить свою совесть, даже после признания. Главная героиня пьесы Островского «Гроза» не смогла ее утешить.

Не стоит повторять эту метафору дважды. До этого у вас уже было успокоить (более популярная метафора).

Не каждый способен выдержать и исправить такие мучения.

Как можно исправить мучения?.. Отменить их? Преобразовать? Непонятно.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 2

Орфография

так как ее замучала совесть

Обратите внимание, что строгая литературная норма замучила, ваш вариант считается устаревшим, разговорным.

Пунктуация

Но ЗПТ находясь в браке, она влюбилась в другого мужчину.

Необходимо выделить деепричастный оборот.

Грамматика

Этот поступок пошатнул все ее идеалы и веры, она стала считать себя падшей женщиной.

Нужно единственное число.

Общий вывод по работе

Итак, Вова, ваше сочинение оценивается на «зачет», вы уверенно владеете навыками письменной речи, грамотность также на высоком уровне. Мне кажется, некоторые ошибки и недочеты появились случайно, так что советую вам внимательнее проверять свою работу.

Удачи!

  • Резче или реще как правильно пишется
  • Резанная кусочками рыба как пишется
  • Резанные овощи как пишется правильно
  • Редкий пушок как пишется
  • Ревизские сказки чердынского уезда