Река к которой вышел васютка из рассказа в п астафьева васюткино озеро

Задания к рассказу в. п. астафьева васюткино озеро 5 класс задание 1: прочитайте вступительную статью о в. п. астафьеве;

Задания к рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(5 класс)

Задание №
1
:
прочитайте
вступительную статью о В. П. Астафьеве; впишите пропущенные слова и даты:

(1) Виктор
Петрович Астафьев родился в (…?) году близ города (…?) в крестьянской семье. (2)
Рано потерял (…?). (3) Около (…?) жил у (…?) и (…?). (4) Затем
переехал с отцом и мачехой в (…?), убежал из дому, беспризорничал, поступил в
школу на станции (…?), работал в пригороде (…?), участвовал в боях в (…?)
войну, был ранен, потом работал (…?). (5) В (…?) году он написал первый
рассказ (…?). (6) В (…?) году в городе (…?) был опубликован первый
сборник рассказов Астафьева (…?).

Ключ:

(1) Виктор
Петрович Астафьев родился в 1924 году близ города Красноярска
в крестьянской семье. (2) Рано потерял мать. (3)
Около трех лет жил у бабушки и дедушки.
(4) Затем переехал с отцом и мачехой в Игарку, убежал из
дому, беспризорничал, поступил в школу на станции Енисей, работал
в пригороде Красноярска, участвовал в боях в Великую
Отечественную
войну, был ранен, потом работал разнорабочим.
(5) В 1951 году он написал первый рассказ «Гражданский
человек»
. (6) В 1953 году в городе Перми
был опубликован первый сборник рассказов Астафьева «До будущей весны».

Задание № 2: по
цитате из текста определите, о ком из героев рассказа В. П. Астафьева
«Васюткино озеро» идет речь:

№ 1. «…насвистывая, шёл он по тайге, следил за
пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога
начинается с затесей».

— Васютка.

№ 2. «Глаза его ввалились, лицо, заросшее
густой чёрной щетиной, было мрачно».

— Отец Васютки.

№ 3. «Не слушал вот он на уроках и в перемену
чуть не на голове ходил…».

— Васютка.

№ 4. «Он обошёл вокруг избушки, зачем-то
потрогал рукой углы и полез на чердак…».

— Отец Васютки, Григорий Афанасьевич Шадрин.

№ 5. «(…) чинили невода, конопатили лодки,
изготовляли якорницы, вязали, смолили».

— Рыбаки.

№ 6. «Заспались (…), рассолодели от безделья,
даже шутить перестали».

— Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина —
Васюткиного отца.

№ 7. «Все ближние кедры он уже обколотил».

— Васютка.

№ 8. «…держала в когтях кедровую шишку и орала
во всё горло».

— Кедровка, птица.

№ 9. «…хлопал себя по коленям и восклицал: —
Ай, скажэнный хлопець!».

— Дядя Коляда.

№ 10. «С замирающим сердцем бежал он к дереву,
чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал
шершавую складку коры».

— Васютка.

№ 11. «…бросился было к трапу, но тут же круто
повернул и засеменил наверх, к избушке».

— Дед Афанасий.

№ 12. «В цветастом переднике, со сбившимся набок
платком … ноги её подкосились. Она со стоном осела на камни….».

— Мать Васютки.

№ 13. «… ужинали, курили, щёлкали орехи,
рассказывали были и небылицы».

— Рыбаки.

№ 14. «Ходит себе по лесу один, напевает, иногда
из ружья пальнёт».

— Васютка.

№ 15. «…ворчит но привычке, потому что ей не на
кого больше ворчать».

— Мать Васютки.

№ 16. «…не щадя рук, наломал сучьев, приволок
сухую валежину, выворотил старый пень».

— Васютка.

№ 17. «Спорить с (…) — дело бесполезное, потому
никто с ним не связывался».

— Дедушкой Васютки.

№ 18. «…в высоких резиновых сапогах с
отвернутыми голенищами и в сером дождевике, ходил по берегу и отдавал распоряжения».

— Отец Васютки, Григорий Афанасьевич Шадрин.

№ 19. «…с ружьём на плече и с патронташем па
поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы».

— Васютка.

Задания
к рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс)

Задание № 1: прочитайте вступительную
статью о В. П. Астафьеве; впишите пропущенные слова и даты:

(1) Виктор Петрович Астафьев
родился в (…?) году близ города (…?) в крестьянской семье. (2) Рано потерял
(…?). (3) Около (…?) жил у (…?) и (…?). (4) Затем переехал с
отцом и мачехой в (…?), убежал из дому, беспризорничал, поступил в школу на
станции (…?), работал в пригороде (…?), участвовал в боях в (…?) войну, был
ранен, потом работал (…?). (5) В (…?) году он написал первый рассказ
(…?). (6) В (…?) году в городе (…?) был опубликован первый сборник
рассказов Астафьева (…?).

Задание
№ 2
: по цитате из текста
определите, о ком из героев рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» идет
речь:


1.
«…насвистывая,
шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное,
всякая таёжная дорога начинается с затесей». № 2. «Глаза его ввалились,
лицо, заросшее густой чёрной щетиной, было мрачно». № 3. «Не слушал вот
он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил…». № 4. «Он обошёл
вокруг избушки, зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак…». № 5. «(…)
чинили невода, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили».
6.
«Заспались (…), рассолодели от безделья, даже шутить перестали». № 7.
«Все ближние кедры он уже обколотил». № 8. «…держала в когтях кедровую
шишку и орала во всё горло». № 9. «…хлопал себя по коленям и восклицал:
— Ай, скажэнный хлопець!». № 10. «С замирающим сердцем бежал он к
дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё
обнаруживал шершавую складку коры». № 11. «…бросился было к трапу, но
тут же круто повернул и засеменил наверх, к избушке». № 12. «В цветастом
переднике, со сбившимся набок платком … ноги её подкосились. Она со стоном
осела на камни….». № 13. «… ужинали, курили, щёлкали орехи, рассказывали
были и небылицы». № 14. «Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из
ружья пальнёт». № 15. «…ворчит но привычке, потому что ей не на кого
больше ворчать». № 16. «…не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину,
выворотил старый пень». № 17. «Спорить с (…) — дело бесполезное, потому
никто с ним не связывался». № 18. «…в высоких резиновых сапогах с
отвернутыми голенищами и в сером дождевике, ходил по берегу и отдавал распоряжения».
№ 19. «…с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па
коренастого, маленького мужичка, вышел из избы».

Урок
литературы в 6 классе

Тема
урока.     Подготовка к сочинению-рассуждению  по рассказу                       
 В. П.   Астафьева «Васюткино озеро»

                           
«Что помогло Васютке выжить в тайге»

Цель
урока:
обучение написанию сочинения-рассуждения
по тексту художественного произведения.

Тип
урока:
комбинированный урок по развитию речи                                         

Планируемые
результаты:

Предметные:
знать алгоритм написания сочинения-рассуждения, уметь
анализировать текст и подбирать из текста аргументы к тезису, связно излагать
свои мысли, строить высказывание в устной и письменной форме, адекватно
использовать речевые средства, самостоятельно оценивать свое сочинение, внося
по мере необходимости соответствующие коррективы;

 Метапредметные:      

Познавательные
УУД:

 
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, адекватно понимать
основную и дополнительную информацию текста;

— пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

— перерабатывать и
преобразовывать информацию из одной формы в другую;

— излагать
содержание прочитанного текста;

— устанавливать
причинно – следственные связи;

— строить рассуждение.

Регулятивные
УУД:

— самомтоятельно
составлять план решения учебной проблемы;

— работать по
плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность.

Коммуникативные
УУД:

 — уметь
формулировать собственное мнение и позицию;

— оформлять свои
мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

— создавать тексты
различного типа, стиля, жанра;

— оценивать и
редактировать устное и письменное речевое высказывание.

 Личностные:
развивать чуткость к языку, художественный вкус и
образное мышление, осознавать роль сочинения данного типа в развитии
интеллектуальных и творческих способностей, его значение в системе школьного
обучения, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Оборудование:
доска, учебник-хрестоматия по литературе под ред. В.Я.
Коровиной, тетрадь, разноцветные листочки деревьев.

Ход
урока

1.Организационный
момент.

2.Мотивационный
этап.


Ребята, мы с вами закончили чтение замечательного автобиографического рассказа
В.П. Астафьева «Васюткино озеро» о приключениях тринадцатилетнего паренька,
заблудившегося в тайге. В тексте дается замечательное описание этого
безбрежного лесного океана, таящего в себе множество опасностей

Тайга… Тайга… Без
конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она
казалась огромным тёмным морем… Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску
лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный л
ec обычно
тянется по берегамреки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот
затерялся в глухой, угрюмой тайге.


Так не хочется расставаться с этим мужественным и смелым мальчиком, который в
течение нескольких  дней боролся в одиночку за свою жизнь в суровых условиях. На
уроках мы волновались за его судьбу, все же надеясь на счастливый исход
событий. А ведь в рассказе описан невероятно редкий случай, когда ребенку
удалось самостоятельно выбраться из тайги, простирающейся на многие сотни
километров.

3.Постановка
учебного задания. Сообщение темы и цели урока.


Ребята, мы с вами продолжаем работу над сочинением-рассуждением. Сегодня на
уроке нам нужно будет попытаться ответить   на вопрос: «Что помогло Васютке
выжить в тайге» в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Это и будет темой
нашего сочинения

4.Актуализация
знаний. Слово учителя.


Начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним структуру сочинения — рассуждения. Из
каких трех основных частей оно состоит?

Композиция сочинения-рассуждения

I.Вступление.

II.
Основная часть :
1.Тезис.
2.Аргументы (доказательства):
1)…
2)…
III.
Заключение (вывод).

-Все
правильно, а теперь давайте последовательно разберемся с каждым структурным
элементом в отдельности. Я для вас подготовила небольшие рекомендации, которые
будут полезны и в дальнейшей работе. Основные положения вы можете записать в
свои тетради в качестве памятки. Начнем со вступления

Вступление

       Во вступлении можно сказать несколько слов о
писателе, герое, об истории создания произведения, поразмышлять над темой
сочинения.
      Эта часть не должна быть объемной. Вступление может состоять из 2-3
предложений.
      Вступление является связующим звеном с основной частью, поэтому важно
правильно его закончить. К примеру, логичным завершением вступления будут
являться фразы «давайте поговорим об этом» или «давайте разберемся».

 Небольшое по объему, оно обязательно должно иметь
логичный и плавный переход к основной части.

-Теперь
перейдем к основной части сочинения

Основная часть

       В основной части вам нужно будет выдвинуть
тезис, то есть дать четкий ответ на поставленный вопрос, и привести два
доказательства из текста художественного произведения.
      По объему эта часть самая большая (2/3 всего сочинения).
      В сочинении вы можете использовать цитаты. Это точные выдержки из текста,
которые необходимо взять в кавычки. Если цитата большая, то ее можно сократить,
обозначив место пропуска многоточием.
«С высоты она казалась огромным тёмным морем… Васютка отыскивал глазами
жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный л
ec обычно
тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник».


В своем сочинении вы должны будете привести не менее двух доказательств,
подкрепив их текстом художественного произведения. Обратите внимание на вводные
слова, которые помогут вам в оформлении мыслей, запишите их в тетрадь

1)
во- первых, …
2) во-вторых, …
3) например,…
4) к примеру,…
5) на мой взгляд,…
6) я считаю,…
7) как мне кажется,…и другие


И заканчивается любое сочинение заключением

Заключение

       Целью заключительной части является подведение
итога. Нужно подтвердить те аргументы, которые вы привели в основной части.
Заключение во многом повторяет вступление.
       Как и вступление, заключение не должно превышать объема основной части.
Для концовки достаточно использовать несколько предложений.
 


     
— Здесь у нас тоже будут слова-помощники, без которых иногда просто невозможно
обойтись в сочинении. Давайте тоже запишем их в тетрадь.

1)
следовательно, …
2) итак, …
3) таким образом, …
4) в общем, …
5) действительно,…

5.Работа над
речью. Коллективная работа.

— Не забывайте
следить не только за композицией сочинения, но и за его речевым оформлением. Я
имею в виду так называемые речевые ошибки, которые достаточно часто встречаются
в ваших работах. Давайте проверим, кто из вас быстрее всех найдет речевую
ошибку на доске и прокомментирует ее

1) Герасим был
дворником. Герасим очень любил свою собаку.
2) Через приоткрытую настежь дверь был виден весь двор.
3) Дело происходило в мае месяце.
4) Костер все больше распалялся.
5) Этот человек ведет праздничную жизнь.


А теперь давайте сравним наши выводы с правильными ответами

Проверь себя!

1) Герасим был дворником. Он очень любил свою собаку.
2) Через открытую настежь дверь был виден весь двор.
3) Дело происходило в мае.
4) Костер все больше разгорался.
5) Этот человек ведет праздную жизнь.


Какими словами в сочинении можно будет заменить имя Васютка, чтобы избежать
речевого повтора? (Мальчик, ребенок, паренек, подросток, герой рассказа, он). И
в заключение я хочу вам дать несколько рекомендаций по предупреждению речевых
ошибок в ваших работах

Запомните!

1. Избегайте речевых повторов. Используйте синонимы.
2. Вдумывайтесь в значение употребляемых слов.
3. Старайтесь придерживаться литературного стиля. Исключайте разговорные
обороты.
4. Выражайте свои мысли ясно и четко, избегайте слишком длинных предложений .
5. Не увлекайтесь цитированием (не более 1/4 текста сочинения).

6.Первичное
закрепление материала.

-Таким
образом, мы с вами вспомнили структуру сочинения-рассуждения, поработали с
речевыми ошибками. Теперь давайте обобщим весь материал в итоговой памятке
работы над сочинением-рассуждением

Последовательность
работы над сочинением-рассуждением

1.
Внимательно прочитайте вопрос.
2. Сформулируйте тезис.
3. Приступайте к доказательствам.
4. Переходите к выводу.
5. Перечитайте сочинение, обратив внимание на 

 — 
соответствие теме,

 
—  абзацное членение,
  —  «мостики»-связки между частями,
  —   точность передачи мысли,
  —   грамотность письменной речи (соблюдение     речевых, грамматических норм,
орфографию, пунктуацию).

7.Физкультминутка.


Ребята, мы с вами хорошо поработали и немного устали. Нам необходимо отдохнуть.
Сегодня наша разминка будет тематической, связанной с рассказом «Васюткино
озеро».

 Сначала
давайте попробуем изобразить глухаря, хлопающего крыльями (вытянутые руки
отведены в стороны, движения вверх и вниз). А как Васютка смотрел по сторонам,
пытаясь найти затеси (руки на поясе, повороты туловища вправо и влево).
Покажите, как из стороны в сторону качались сосны (круговые движения корпуса,
руки подняты вверх).

8.Работа с текстом. Фронтальная работа с классом.


Теперь перейдем непосредственно к самому главному моменту нашего урока. Давайте
попытаемся перечислить те качества, которые, на ваш взгляд, помогли Васютке не
только выжить в лесу, но и найти спасительный путь к людям. Пожалуйста, выдвигайте
ваши предположения, но не забывайте подкреплять свою точку зрения конкретным
эпизодом из текста (обсуждение вариантов, предложенных учениками).


Молодцы. А теперь давайте мысленно сложим в нашу корзину все перечисленные
качества Васютки, которые ему помогли выжить в тайге. Перечислите их

Что помогло
Васютке выжить в тайге:

1) знание леса и правил поведения в нем;
2) смелость;
3) упорство;
4) терпение;
5) наблюдательность;
6) смекалка;
7) желание вернуться домой.

9.
Актуализация субъектного опыта.

— А каких качеств,
ребята, не хватает каждому из вас? Что бы вы хотели позаимствовать у Васютки из
этой «корзинки желаний»?

10. Знакомство с эталоном.


Послушайте, как примерно может выглядеть ваше сочинение. Конечно, вы можете
взять два других аргумента. Главное, чтобы они были подтверждены текстом .
Обратите внимание на соотношение между частями сочинения и вводные слова,
которые помогают сохранить структуру сочинения-рассуждения.

Васютка
— главный герой автобиографического рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Тринадцатилетний мальчик в течение пяти дней блуждал один по суровому северному
лесу, таящему в себе множество опасностей, и все-таки нашел дорогу к людям. Что
же помогло Васютке выжить в тайге?

Я
считаю, что Васютка смог выжить в тайге благодаря знаниям и своему характеру.

Во-первых,
решающую роль сыграло знание мальчиком правил поведения в тайге. Все лето
проводя с рыбаками на промысле, Васютка знал, как приготовить еду на огне и
устроить место для ночлега. Сориентировавшись по мху на деревьях, он смог выбрать
правильное направление движения. По типу леса подросток нашел реку, а по закату
определил предстоящую погоду. Не зная, сколько дней ему придется провести в
лесу, Васютка предусмотрительно экономил еду, патроны, спички.

Во-вторых,
большое значение в спасении Васютки имели его личные качества: смелость и
упорство в достижении цели. Безусловно, бывали моменты, когда ему хотелось
плакать от отчаяния и страха. Но мальчик смог перебороть себя, не поддаться
панике, вспомнив слова отца и деда, что «тайга хлипких не любит». Васютка
понимал, что помощи ему ждать неоткуда, нужно рассчитывать только на свои силы,
поэтому, собрав всю свою волю в кулак, все время шел вперед и вперед.

Таким
образом, я считаю, что Васютка выжил в тайге благодаря своим личным качествам.
Можно только восхищаться умом, выдержкой и самообладанием подростка, на долю
которого выпало такое серьезное жизненное испытание. Но Васютка с честью
выдержал эту проверку, доказав всем, что порой тринадцатилетний мальчик может
сделать то, что не всякому взрослому человеку под силу. Я считаю его настоящим
героем!

11. Обсуждение
образца сочинения-рассуждения.

— Раскрыта ли тема
сочинения?

— Соответствует ли
сочинение структуре рассуждения?

— Есть ли переход
между вступлением и основной частью?

— Назовите мне
тезис.

— Сколько
аргументов в сочинении?

— Подтверждаются
ли аргументы примерами из текста?

— Прочитайте
вывод.

— Какие вводные
слова вы встретили в сочинении?

12.
Закрепление и обобщение материала в устной речи.

Коллективная
работа над устным вариантом сочинения (2-3 ученика составляют устное
высказывание).

13.Творческая
практическая деятельность учащихся.

-Теперь
вы можете приступать к самостоятельной работе. До конца урока работайте над
черновым вариантом своего сочинения, обращаясь ко мне за помощью в случае
затруднения.

14.
Домашнее задание.  
Допишите дома сочинение.

15.
Рефлексия деятельности

— Понравился ли вам урок? Дайте оценку нашей работе. На столе у
каждого из вас лежат разноцветные листочки деревьев. Положите в корзинку листок
того цвета, который соответствует вашим впечатлениям и ощущениям от урока.

Виктор Петрович Астафьев
Рассказ «Васюткино озеро» Краткое содержание

Небольшой рассказ «Васюткино озеро» повествует о том, что в критические моменты не стоит терять голову и поддаваться панике. Лучше сосредоточиться, мобилизовать в себе внутренние силы и постараться сделать всё, чтобы выбраться из сложной ситуации.

Очень краткий пересказ произведения «Васюткино озеро» Астафьева

Рассказ знакомит читателя с подростком Васюткой, который по неосторожности заблудился в лесу. Мальчишка справился со своими страхами, смог найти небольшое озеро, а затем вышел по ручью к реке, где его подобрали взрослые. Озеро, до этого дня неизвестное никому, впоследствии назвали именем маленького героя — Васюткиным.

Краткая характеристика Васютки — главного героя рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

13-летний Вася Шадрин учится в простой деревенской школе. В меру озорничает, склонен прихвастнуть. Характер главного героя закалён таёжной местностью, сибирскими обычаями, привычками немногословных, трудолюбивых и морозостойких сибиряков. Васютка уверен в себе и считает себя вполне самостоятельным и взрослым человеком.

Автор не даёт прямой характеристики своему герою, он постепенно раскрывается перед читателем в развитии сюжета рассказа. Оказавшись в пугающем положении заплутавшего в лесу ребёнка и прекрасно понимая возможные последствия, мальчишка не растерялся, а нашёл в себе мужество для правильных действий. Он проявил смекалку, рассудительность и смог выбраться к людям. А оказавшись в безопасности, он не забыл рассказать о своём удивительном открытии — небольшом рыбном озере, о существовании которого местные жители не подозревали.

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» подробно по плану

I. Знакомство с Васюткой

Васютке 13 лет. Он живёт со своими родителями недалеко от Енисея, в таёжной местности. Его отец рыбак.

Лето пролетело незаметно, погода портится, но носу школьные занятия. Взрослые рыболовы заняты починкой снастей, Васютка снабжает их собранными в лесу кедровыми орехами.

II. Васютка идёт в лес за орехами

В очередной раз, пока взрослые были заняты своими делами, Васютка отправился в лес за кедровыми шишками. Мальчишка взял с собой ружьё и, по настоянию матери, хлеб да спички. Васютка шёл по зарубкам на деревьях, чтобы не сбиться с дороги. Набрав достаточное количество шишек, он уже хотел повернуть к деревне, но заметил крупного глухаря. Птицу герой лишь ранил и бросился догонять. Поймав глухаря, он свернул ему шею и понял, что заблудился.

Воспитанный в условиях тайги, мальчик быстро справился с паникой и вспомнил науку взрослых. Заготовил дрова для ночлега, ощипал и приготовил ужин из подстреленной птицы. С рассветом стал искать дорогу домой. Вечером Васютка вышел на озеро, подстрелил уток, обнаружил, что вода богата на рыбу. Мальчик заметил, что в озеро впадает речушка. Он решил подняться по ней, в надежде выйти к реке Енисей. К несчастью, совсем испортилась погода, и Васютке пришлось искать убежище от дождя.

III. Спасение

Утром мальчик развёл огонь, чтобы просохнуть и обогреться. Вдали послышался звук парохода. Васютка отправился к источнику звука. Ему удалось выйти на берег. Вскоре показался теплоход. Дождавшись его приближения, Васютка стал размахивать руками и звать на помощь. Его старания были вознаграждены — его подобрал рыбосборочный катер. Совсем один Васютка провёл в лесу пять дней.

IV. Возвращение домой

Рыбаки накормили мальчика и отвезли к дому. Родные были счастливы его возвращению, ведь его могло уже не быть в живых. Васютка рассказал о своих приключениях и о прекрасном озере отцу. Бригада рыбаков нашла то самое озеро и ему дали название «Васюткино озеро». Рыбы в новом водохранилище и вправду оказалось немерено, и теперь его можно даже обнаружить на карте.

История создания и основная идея рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

Рассказ «Васюткино озеро» был написан Виктором Астафьевым в 1952 году. История появления на свет этого небольшого рассказа удивительна. Она основана на реальных событиях, которые произошли с самим автором — Виктором Астафьевым. Ещё учась в школе в период летних каникул юный Астафьев заблудился и провёл несколько дней в лесу. Ему удалось выбраться и, когда строгий учитель литературы задал на уроке написать сочинение «Как я провёл лето», Виктор Петрович передал всё, что ему довелось испытать. Педагог был приятно удивлён работой своего ученика, он похвалил его перед всем классом. Сочинению юного Астафьева присвоили название «Жив» и опубликовали в школьном журнале. Когда Астафьев вырос и стал писателем, он вспомнил свой первый рассказ и переписал его, назвав «Васюткино озеро». Таким образом, рассказ можно считать первым достижением известного сибирского писателя.

С самых первых строк автор погружает читателя в красоту и силу сибирской природы. Он вдохновлён ею сам и стремится вдохновить своих почитателей. Как никто другой Виктор Астафьев радеет за любовь и уважение к родным краям, к Родине. Он говорит о важности открытия своего героя, подчёркивает, что его «маленькая» победа залог чего-то большого в будущем. Преодоление трудностей, поиск сил для действий в, казалось бы, безвыходной ситуации, стремление использовать все возможности, чтобы выжить и никогда не унывать — вот чему учит рассказ «Васюткино озеро».

Интегрированный урок 

(литература, природоведение, ОБЖ)

«Один на один с тайгой»

(по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

5 класс

Цели:

Обучающие:


  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом;

  • найти и осмыслить поднятые проблемы в рассказе;

  • продолжить работу по обучению пересказа и комментария художественного
    текста.


Развивающие:


  • совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного текста,
    подготовки сообщений;

  • развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном произведении;

  • развивать творческие способности учащихся;


Воспитательные:


  • помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как
    пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

  • вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: традиционная с использованием интерактивных средств
обучения

Предварительная подготовка.

Общее задание: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино
озеро»

^ Индивидуальные задания: сообщения на темы: «Легенда о Енисее», «Тайга и ее обитатели»

Х

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/13/12359/12359_html_m45660b3e.pngод урока:

1. Учитель читает отрывок:

«Деревья, деревья, деревья… Под ногами — мох и жухлая трава, над головой
— равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный,
липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил
лежать на земле.»

Вот что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино
озеро», когда заблудился в бескрайней тайге.

Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».

Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только
самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и
умений. 

Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу? 

Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание:
заполните схему, вписывая свои действия.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/13/12359/12359_html_4768db12.png

2. Как удалось Васютке выжить в тайге? 

^ Тема нашего урока «Один на один с тайгой». 

Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить,
размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/13/12359/12359_html_78bd1d7a.png

Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе.
В.П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на
реке Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал:
«Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и
доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и
с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много
книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной
музыкой человеческой души.

3. Обратимся к рассказу.

Работа с текстом:

1. На какой реке происходит действие рассказа? 

2. Много легенд создано народом об этой могучей величественной реке. Одна из
них называется “Енисей и шаман” (сообщение учащегося) 

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/13/12359/12359_html_252a1444.jpg

3. Каким вы увидели характер Енисея?

4. А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? Обратимся к учебнику на стр. 178.

(Вывод о Енисее)

5. Чем занимался Васютка, пока рыбаки были на промысле?

6. С какой целью уходил Васютка в лес? Посмотрим, как это было (стр.
180). 

Учитель: «…старинный порядок таков: идёшь в лес — бери еду, бери спички.
Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а
то ещё придерётся к чему-нибудь. Весело насвистывая, шёл он по тайге.»

7

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/13/12359/12359_html_3d89f95d.png. Ребята, теперь определим значение слов: тайга, затеси,
заполярье ИД + (работа в тетради)

8

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/13/12359/12359_html_14b163c8.png. Кто живет в тайге? Сообщение “Тайга и её обитатели”. ИД +
(работа в тетради)

Работа с текстом:

9. Что произошло с Васюткой в тайге?

10.Какую оплошность допустил мальчик?
11. Кто виноват в том, что он заблудился?

12. Как писатель передает внутреннее состояние Васютки? Какие словосочетания
помогают передать это состояние? ИД + работа в тетради

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/13/12359/12359_html_m47edbfd7.png

Вывод: нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки. 

17. Попытаемся понять Васютку. Монолог “А я заблудился” (Текст на стр. 188).

— Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо?

— Что он сделал в первую очередь?

— Как мальчик приготовил себе еду?

— В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/13/12359/12359_html_m689c986b.png Как вести себя в подобной ситуации? (составляем памятку из
предложенных пунктов на ИД + работа в тетради)

Возврат на предыдущую страницу (схема на стр. 2) Проанализировать, как бы мы
поступили, оставшись наедине с природой и как повел себя Васютка.

18. Какими чертами характера обладает главный герой? 

Вывод: Герой — наблюдательный и способный к размышлению, потому что он
черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.

19. Тогда почему Васютка заблудился?

Вывод: Васютка заблудился потому, что нарушил таежные законы, а тайга живет
своей собственной жизнью. Она живая. Образ природы также является действующим
лицом наряду с Васюткой. У Астафьева лес-помощник. Связь человека с природой
— основная линия в творчестве Астафьева.

20. Вспомним описание утреннего леса (стр….). Давайте найдем и запишем в
таблицу цветообразы, звукообразы и элементы движения. ИД +
работа в тетради

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/13/12359/12359_html_25b58cf5.png

21. Обратимся к названию рассказа. Почему он называется «Васюткино озеро»?
(обсуждение)

Вывод: рассказ назван так не только потому, что Васютка нашел это озеро, он
нашел, прежде всего, себя, преодолев все трудности, собственные недостатки,
страх.

22. Чему нас с вами научил рассказ В.П.Астафьева? (обсуждение).

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/13/12359/12359_html_m24951561.png

23. Выставление оценок за урок.

26. Д/з: (1 вариант) Устный пересказ: С вами происходили
истории, подобные Васюткиной? Как вы нашли выход из ситуации? 

(2 вариант) Написать сочинение-миниатюру на тему: “Над чем заставляет
поразмышлять рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»?

23. Рефлексия деятельности учащихся «Самый вдумчивый и рассудительный
читатель». Проведение тестирования по рассказу.

ТЕСТ:

1. Жанр произведения:

а) рассказ; 
б) повесть; 
в) сказка-быль.

2. Васютка бродил по лесу:

а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; 
б) выполняя поручение отца; 
в) ради удовольствия.

^ 3. Птица, которая
“увела” Васютку в тайгу:

а) тетерев; 
б) глухарь; 
в) кедровка.

4. Когда Васютка понял, что заблудился, он:

а) горько плакал; 
б) запаниковал; 
в) решил не сдаваться.

^ 5. Открытие, которое
сделал Васютка, увидел у перешейка подбитую птицу:

а) в озере есть водоворот; 
б) озеро проточное; 
в) ветер принесёт непогоду.

^ 6. Заметив в глубине
тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:

а) речка; 
б) болото; 
в) озеро.

7. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:

а) его заметили с бота; 
б) его не заметили с бота; 
в) он был очень рад рыбакам.

^ 8. Родные Васютки:

а) были уверены в том, что он сам найдётся; 
б) потеряли надежду найти его;
в) продолжали искать и надеяться.

9. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:

а) богатейшей флоре и фауне; 
б) тёплой осенней погоде; 
в) умениям и навыкам таёжного жителя.

10. Найдя озеро, Васютка:

а) стал известным на всю страну; 
б) зазнался; 
в) принёс пользу стране.

11. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в
тайге. 

а) “С тайгой надо дружить!”; 
б) “Тайга хлипких не любит!”; 
в) “В тайге одному делать нечего!”.

24. Проверяем тест (самопроверка).

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/13/12359/12359_html_577c9cae.png

Тема: «Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Образовательные задачи.

  1. Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.

  2. Совершенствовать технику чтения.

Развивающие задачи.

  1. Развивать восприятие учащимися в качестве малой родины – края.

  2. Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты).

Воспитательные задачи.

  1. Воспитывать любовь к родному краю, любовь к природе, родному языку.

  2. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.

Оборудование: портрет писателя, издания его произведений; иллюстрация кедра, кедровой шишки, кедрового ореха.

Предварительная работа: чтение рассказа, подготовка докладов учащихся о творческой биографии писателя, презентация в Power Pointe.

Тип урока

изложение нового материала

Оборудование: портрет В.П. Астафьева, издания его произведений.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

— умение понимать тему, идею литературного произведения;

— уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы;

Метапредметные

— смысловое чтение;

— умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

— умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;

Личностные

— развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;

— обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Виды деятельности: устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге; создание иллюстраций к рассказу.

Организационная структура урока.

1.Вхождение в тему урока.  Актуализация знаний, побуждение интереса к теме.

  1. Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить.… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в, то, же время мудрые вопросы.

-Она величественна и похожа на океан.

-Она щедра и сурова.

-Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

-Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

-Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Как вы думайте , “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

-Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

-Он беззащитный и в то же время сильный.

-Он сын и одновременно хозяин.

-Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

-Он совершает ошибку и исправляет ее. (Васютка)

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня у нас на уроке?

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня у нас на уроке?

(Мы вновь обратимся к произведению Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, выяснить, какова взаимосвязь между человеком и природой).

  1. А эпиграфом к нашему уроку станут слова В.П.Астафьева: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте…И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».(1 слайд)

Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока (2 слайд)

(Человек и природа) и запишем её в рабочих тетрадях. Тема нашего сегодняшнего и следующего урока – «Человек и природа в рассказе».

— Ребята, какое произведение вы читали дома? (СЛАЙД 1)

— Кто его автор?

— Почему память о В.П. Астафьеве нам дорога?

4. Основная часть.

1. Сообщение цели урока.

— Сегодня на уроке мы узнаем о детстве писателя, подробнее познакомимся с его произведением «Васюткино озеро», определим главную мысль произведения, уточним значение малознакомых и непонятных вам слов, выясним, почему автор так назвал свой рассказ.

2. Сообщение учащегося о детстве В.П. Астафьева (реализация индивидуального домашнего задания). (СЛАЙДЫ 2,3) http://www.astafiev.ru

В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что

по- сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

5. Слово учителя.

В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий (был составителем поездов, слесарем, подсобным рабочим). Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовый рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

— Судьба рассказа «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней послушаем.

Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
      Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике (с. 117).
      Запишем на доске и в тетрадях слово биография.
      — Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?

      — Как вы понимаете значение слова биография?
      — Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?
      Автобиография — описание своей жизни.
      — Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
      Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
      Сделаем в тетради еще одну запись:
      Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
      Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

6. Сообщение учащегося.

Когда писатель учился в пятом классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». А летом он по настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через четыре дня самостоятельно вышел к Енисею. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В.П. Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей.

— Ребята, понравился вам рассказ?

— Что интересного вы в нем узнали?

— В рассказе вам встретились малознакомые и непонятные слова, давайте вместе разберем их значение.

7. Словарная работа. (СЛАЙД 4)

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», — говорит один из героев. Значит не везет.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь– зарубки на стволах деревьев.

Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

Паромы – сети.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

Тягун – подводное течение.

8. Физкультминутка.

9.. Анализ произведения.

— Назовите героев рассказа (Васютка, мать, отец, дедушка, дядя Коляда)

— Почему рыбаки из бригады отца приуныли? (найти ответ в тексте)

— Как проходили дни у рыбаков? (найти ответ в тексте)

— Чем занимался Васютка?

— Зачем Васютка отправился в тайгу?

— Что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать»)

— Какой главный таежный закон? (идешь в тайгу — бери еду и спички)

— Как Васютка шел по тайге?

— За чем он следил?

— Какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря)

— В какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте)

— С кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь»)

— Что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников?

— Что значит Васютка «взял себя в руки»? (развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали)

— Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался через сухой валежник; чувствовал постоянный страх)

— В чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею)

— К чему вышел мальчик? (к озеру)

— Чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»)

— Какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей)

— Что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья)

— Что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу)

— Как Васютка спасся? (найти ответ в тексте)

1.Коррекционное упражнение «Узнай и назови одним словом» (СЛАЙД 5)

  • Неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес)

  • Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)

  • Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)

  • Молочный, клейкий, неподвижный (туман)

  • Далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)

  • Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)

5.Интересен и богат язык произведения. (Групповая работа) Слайд 6

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; 18-19 стр

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской; 20-21

(туман) молочный, клейкий, неподвижный; 22-23

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие; 24-25

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая; 26-27

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

“густая, как смоль, темень начала редеть”;

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

Фронтальный опрос в форме разгадывания кроссворда.

1626757 1

По горизонтали.

Почему стала плохо ловиться рыба? (Из-за дождей поднялся уровень воды).

Чем снабжал Васютка рыбаков? (Кедровыми орешками) орехи.

Какую птицу первой увидел Васютка? (Кедровку).

О чём пожалел мальчик после того как зажарил глухаря? (Не взял соль).

По каким приметам мальчик определил, что выходит к воде? (На пути стала попадаться трава).

За чем наблюдал Васютка, ночуя у озера?(За приметами).

Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? (В озёрах «благородная» рыба не водилась) – из осетровых.

Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать? (Учительницу).

В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру? (В хвастовстве).

По вертикали.

На какой реке происходили события? (На реке Енисей).

Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба? (Таков старинный порядок).

Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? (Он подражал собаке).

Когда Васютка понял, что он заблудился? (Увидел муху в сетях паука).

Как Васютка выбрался к реке? (Он догадался, что озеро проточное).

Что ел Васютка, находясь в тёплом кубрике?(Хлеб с вяленой осетриной) .

Творческое задание. Проверка работы группы аналитиков.

Как и почему человек должен относиться к природе?

Васютка убивал дичь, как любой охотник, чтобы прокормиться. Но в то же время он воспринимал животных как равных, сердился на них, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней.

Какие качества помогли Васютке выбраться к реке?

Смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях. Васютка постоянно размышлял. У него пытливый ум – это оказывается решающим вегопутеществии.

6. Обобщение.

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

2. Где же находится это озеро? Зачитайте.

3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?какова же всё-таки взаимосвязь между человеком и природой?

Нужно изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя больше узнать о своем крае.

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

5. Какой Васютка? Дайте характеристику героя.

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

VI. Рефлексия.

1.Используя конструкции для анализа, сделайте вывод и оцените свою работу на уроке.

Мне было страшно, когда Васютка …

Я переживал, потому что …

Если бы я оказался в такой ситуации …

Не каждый сумел бы…

Самый волнующий момент рассказа – это …

Меня восхищает в Васютке …

А ведь Васютка мог…

Итоговое слово учителя.

Память о традициях стала для Васютки спасительным кругом. Воспользовшись им, он делает свою памятную зарубку: открывает озеро.

Итог урока.

— Чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края)

— В чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)

— Почему автор так назвал свое произведение?

Оценивание ответов учащихся с комментированием.

Домашнее задание. Как и почему человек должен относиться к природе? Какие качества помогли Васютке выбраться к реке?

— Подготовить ответы на 1—7-й вопросы (с. 146—147 учебника).
— 12-е задание (с. 147) выполнить письменно.

 Индивидуальное задание

.

 Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

  • Река была неширока как пишется
  • Репка сказка смотреть для маленьких бесплатно в хорошем качестве без рекламы
  • Репка сказка слушать аудиосказка бесплатно
  • Резаные овощи как пишется
  • Резкое неприятие как пишется