Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут)
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского» (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)
Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар» (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница» (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота» (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка» (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».
- «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
- «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
- «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
- «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
- «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
- «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
- «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
- «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
- «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
- «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. - «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
- «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
- «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
- «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
- «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
- «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
- «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым.
- «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
- «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
- «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
- «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
- «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
- «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
- «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
- «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки.
- «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
- «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
- «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
- «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
- Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.
Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.
Автор: Виктория Комарова
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии
Читайте также:
Проблема взросления человека всегда волновала не только психологов, но и деятелей культуры: писателей, художников, музыкантов и так далее. Период переходного возраста считается чуть ли не самым сложным в жизни.
Литература и аргументы: проблема взросления в популярных произведениях
Джером Сэлинджер в своей небольшой повести «Над пропастью во ржи», ставшей классическим произведением, также поднимает эту тему.
Он оговаривает ее довольно необычно: главный герой повести, Холден Колфилд, является самым натуральным нигилистом, отрицающим все хорошее, что ему может предложить общество. В силу своего возраста Колфилд приводит по-настоящему смешные аргументы.
Проблема взросления главного героя повести – это и есть тот самый пресловутый подростковый кризис.
Холдену всего лишь 17 лет, поэтому для него актеры театра играют «слишком хорошо», школа вызывает в нем отвращение, а окружающие люди, которые пытаются с ним контактировать, натыкаются на прочную стену непонимания и неприятия. Повесть, однако, заканчивается тем, что Колфилд наконец чувствует себя счастливым.
Пропасть между поколениями или глупость молодых?
Кодекс чести для оленя: история о Бэмби
Детство, отрочество и юность
Очень весомые собственные аргументы к проблеме взросления привел также знаменитый писатель Алексей Толстой. Написав свой автобиографический роман из трех частей «Детство. Отрочество. Юность», он дал пищу для размышлений не только растущему поколению, которое рассматривает это произведение в школе, но и взрослым читателям.
Толстой очень подробно описывает становление своей еще не окрепшей личности, так что читатель «растет» вместе с маленьким Лешей, который превращается в статного мужчину Алексея. Свою жизнь писатель описывает довольно бесхитростно, однако очень интересно.
Можно заметить, как менялось мышление героя, как его мировоззрение становилось все более зрелым, как трансформировалось его отношение к собственной семье. Чем старше становился Леша, тем больше он замечал и понимал, и ничего из этого не ускользнуло в том числе и от читателя.
Конечно, некоторые эпизоды Толстой наверняка придумал или додумал, но художественной ценности произведения это нисколько не умаляет.
Взрослые дети Америки и их трагедии
Хотя проблема раннего взросления детей чаще всего затрагивается или в психологической, или в военной литературе, эту тему можно встретить и в некоторых произведениях на отвлеченную тематику.
Например, Теодор Драйзер в своей «Американской трагедии» очень талантливо описал, к чему может привести ранняя самостоятельность ребенка, который вынужден планировать свою жизнь отдельно от семьи. Такую тематику также очень любил Чарльз Диккенс, судьба которого как раз так и сложилась.
Автор был вынужден работать с малых лет, чтобы прокормить свою семью и младших братьев и сестер. Драйзер же раскрыл суть понятия «недолюбленого» ребенка, который тяготится тщеславием и меркантильностью и считает, что положение в обществе важнее чести.
Главный герой «Американской трагедии» сам виновен в своих несчастьях, потому что изворотливость и жадность никогда не приносят человеку счастья.
Вынужденный продумывать собственный бизнес-план с юного возраста, Клайд Гриффитс попадает в ловушку раннего взросления, когда основные нормы морали еще не постигнуты, а деньги зарабатывать ты уже научился.
Психологизм персонажей от Джоан Роулинг
Дети-ангелы у Рэя Брэдбери
Порой бывает очень интересно, насколько удивительными могут быть авторские аргументы. Проблема взросления затрагивается ими как бы невзначай, мимоходом, однако литературные критики все равно улавливают эту тему в их произведениях.
Рэй Брэдбери в своей книге «Вино из одуванчиков» прибегает к довольно необычной технике. Он повествует именно так, как стал бы описывать события маленький мальчик. Это добавляет книге известного шарма, ведь взрослые читатели уже давно забыли, о чем они мечтали и думали в детстве.
Брэдбери мастерски подчеркивает отличие детского сознания от взрослого, и это делает книгу очень светлой и милой. Менее интересной она от этого также не становится – напротив, книгой можно «захлебнуться» во время чтения. Только в детстве мы можем мечтать о теннисных туфлях или свежих цветах.
Детские эмоции и мысли всегда очень искренни и светлы, и именно это показывает в своем произведении Брэдбери.
Война и мир для неокрепших душ
Проблема взросления на войне также поднималась очень часто в классической литературе. Лев Толстой не стал посвящать этой проблеме целую книгу, но вплел ее в множество других тем и проблем в своем бессмертном произведении «Война и мир».
Примером неокрепшего, еще детского сознания, которое становится тверже и взрослее, является образ Наташи Ростовой, которую меняет война. Толстой подчеркивает, как это больно и неправильно, когда взросление как бы вырвано из ребенка насильно, когда он вынужден взрослеть.
Конечно, война – это не то время, когда можно позволить себе надолго застревать в детстве, но как несправедлива она к тем, кто это детство еще даже не успел как следует рассмотреть! Первые любовные переживания, дрожь в коленях, волнения и глупые шутки с подругами – всего этого лишены девочки-подростки, которым приходится жить во время войны. Характер твердеет или ломается, а любовь или крепнет и становится кремневой, или рассыпается на части, собрать которые не представляется возможным.
Раннее взросление, о котором никто не догадался
Примечательно, что Владимир Набоков приводит в теме взросления совсем недетские аргументы. Проблема взросления в его скандальном произведении «Лолита» затрагивается немного косвенно, однако все равно имеет место.
Молодая девушка, точнее, девочка, которая ради собственной выгоды или из праздного интереса считает нормальным завести отношения со взрослым мужчиной – это очень интересный персонаж, который не постеснялся описать Набоков.
Его Лолита сперва кажется совсем невинным, ничего не понимающим ребенком, который подвергается растлению и не осознает этого. Однако по ходу произведения читатель узнает, что Лолита не так уж и проста, а повзрослела она уже очень и очень давно.
Потрясающе, как такая молодая девочка может уверенно и лицемерно вести себя с мужчиной, который годится ей в отцы. Возможно, именно это и потянуло к ней главного героя – взрослая женщина в теле малолетней девочки. Одно остается ясным: то, что произошло с Лолитой, нельзя назвать никак иначе как трагедией.
Проблема становления характера в культовом произведении Киплинга
Очень тонко описал эту тему Редьярд Киплинг в своей «Книге джунглей». Тема взросления личности затронута у него как бы мельком, но автор, кажется, приводит совершенно неоспоримые аргументы. Проблема взросления Маугли хоть и занимает всего одну главу в этом произведении, но становится переломным моментом книги.
Именно потому, что Маугли начинает становиться мужчиной и испытывать чувства к противоположному полу, внешний конфликт в произведении выходит на новый уровень. Если бы Маугли никогда не ощутил это взросление и не заинтересовался девушками, он бы мог прожить в джунглях всю жизнь.
Но, конечно, тогда бы читатели не получили и классического произведения, не раз экранизированного разными телевизионными студиями. Маугли больше не может жить среди членов своей прежней, животной семьи.
Каким бы романтическим ни было это произведение, читатель все равно понимает, что это – история жизни каждого человека, переданная в форме очень красивой и необычной метафоры. Взрослея, человек выходит из зоны комфорта, и поэтому душа его плачет, как новорожденный младенец.
Сочинение 9.3 «ВЗРОСЛЕНИЕ» – СДАМ РУССКИЙ ЯЗЫК!
Текст для сочинения:
(1)Край пруда порос сплошь кувшинками. (2)Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. (3)В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сок арбуза в треугольнике разреза.
(4)Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. (5)Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. (6)Он стянул их вместе. (7)Дети стукнулись головами. (8)Лодку, как багром, подтянуло к берегу. (9)Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, сердцевиной уходили под воду и выныривали со льющеюся из них водою.
(10)Надя и Ника продолжали рвать цветы, всё более накреняя лодку и почти лёжа рядом на опустившемся борту.
— (11)Надоело учиться, — сказал Ника. — (12)Пора начинать жизнь, зарабатывать, идти в люди.
— (13)А я как раз хотела попросить тебя объяснить мне квадратные уравнения. (14)Я так слаба в алгебре, что дело чуть не кончилось переэкзаменовкой.
(15)Нике в этих словах почудились какие-то шпильки. (16)Ну, конечно, она ставит его на место, напоминая ему, как он ещё мал. (17)Квадратные уравнения! (18)А они ещё и не нюхали алгебры.
(19)Не выдавая, как он уязвлён, он спросил притворно равнодушно, в ту же минуту поняв, как это глупо:
—Когда ты вырастешь, за кого ты выйдешь замуж?
— (20)О, это ещё так далеко. (21)Вероятно, ни за кого. (22)Я пока не думала.
- — (23)Не воображай, пожалуйста, что мне это очень интересно.
- — (24)Тогда зачем спрашиваешь?
- — (25)Ты дура.
(26)Они начали ссориться. (27)Нике вспомнилось его утреннее женоненавистничество. (28)Он пригрозил Наде, что, если она не перестанет говорить дерзости, он её утопит.
— (29)Попробуй, — сказала Надя.
(30)Он схватил её поперёк туловища. (31)Между ними завязалась драка. (32)Они потеряли равновесие и полетели в воду. (33)Оба умели плавать, но водяные лилии цеплялись за их руки и ноги, а дна они ещё не могли нащупать. (34)Наконец, увязая в тине, они выбрались на берег. (35)Вода ручьями текла из их башмаков и карманов. (36)Особенно устал Ника.
(37)Если бы это случилось совсем ещё недавно, не дальше чем нынешней весной, то в данном положении, сидя мокры-мокрёшеньки вдвоём после такой переправы, они непременно бы шумели, ругались бы или хохотали. (38)А теперь они молчали и еле дышали, подавленные бессмыслицей случившегося.
(39)Надя возмущалась и молча негодовала, а у Ники болело всё тело, словно ему перебили палкою ноги и продавили рёбра. (40)Наконец тихо, как взрослая, Надя проронила: «Сумасшедший!» — и он также по-взрослому сказал: «Прости меня». (41)Они стали подниматься к дому, оставляя мокрый след за собой, как две водовозные бочки.
(42)Их дорога лежала по пыльному подъёму, кишевшему змеями, невдалеке от того места, где Ника утром увидал змею.
(43)Ника вспомнил волшебную приподнятость ночи, рассвет и своё утреннее всемогущество, когда он по своему желанию повелевал природой. «(44)Что приказать ей сейчас?» — подумал он. (45)Чего бы ему больше всего хотелось? (46)Ему представилось, что больше всего хотел бы он когда-нибудь ещё свалиться в пруд с Надей и много бы отдал сейчас, чтобы знать, будет ли когда-нибудь или нет.
(По Б. Л. Пастернаку*)
* Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) — выдающийся писатель XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Пример сочинения 9.3 «Почему мир меняется вокруг взрослеющего ребёнка?»
Что такое взросление? Я считаю, что взросление — это период, который наступает в жизни каждого человека, когда он начинает нести ответственность за свои поступки, слова, действия, продумывает последствия своих решений.
Вокруг взрослеющего ребенка меняется мир, так как меняется его мировоззрение. Он определяет для себя жизненные ценности, приобретает некоторые моральные качества, личный опыт.
Докажу свою точку зрения примерами из прочитанного текста и читательского опыта.
В тексте Б. Л. Пастернака речь идет о подростках Наде и Нике, которые в лодке разговаривали и поругались. Их ссора переросла в драку, в ходе которой они упали в воду. Ребята кое-как выбрались на берег.
В предложениях 37-38 сказано, что случись бы всё это раньше, их реакция была бы совсем другой: «…они непременно бы шумели, ругались бы и хохотали». Но отношения подростков изменились, их занимали другие мысли.
Между ними возникли новые чувства, так как герои изменились сами.
Проблема взросления очень популярна в литературе. К примеру, в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» главному герою пришлось рано повзрослеть. В одиннадцать лет он переехал учиться в райцентр за пятьдесят километров от своего дома. Там ему пришлось самому о себе заботиться, он даже стал играть на деньги, чтобы не быть голодным, что привело к конфликту с ребятами постарше.
Таким образом, взросление — период в жизни человека, когда у него меняется восприятие окружающего мира, когда он начинает нести ответственность за свои слова, поступки и решения, думает о будущем.
Проблема взросления — сочинение
Мы подготовили для Вас несколько сочинений о проблеме взросления. Используйте эти материалы для написания своего рассуждения на эту тему.
Сочинение 1
Человек, подрастая, приобретает жизненный опыт, учится быть мудрым. Проблему данного текста можно обозначить следующим образом. Если взросление юного человека происходит в благополучные для общества, для его семьи годы, то можно утверждать: подросток счастлив.
Он живёт, познавая мир, который открывает ему самые светлые стороны.
Однако действительность бывает иногда сурова, и тогда юный человек оказывается перед выбором: либо, не находя в себе сил бороться, он окажется сломленным; либо мужественно преодолеет все преграды и выстоит.
Комментируя данную проблему, следует сказать о том, что только сопротивление сложным жизненным обстоятельствам закалит волю человека, сформирует его характер. Позиция автора в тексте представлена следующим образом.
В годы Великой Отечественной войны ребята быстро взрослели, потому что неимоверно тяжёлые обязанности ложились на их плечи.
При этом они сохраняли «чистоту нравственного чувства»: их труды и даже самопожертвование часто спасали близких от верной гибели.
Я согласен с позицией автора и подтверждаю её правильность следующим первым примером. Известный писатель советской поры Лев Кассиль создал повесть «Дорогие мои мальчишки» в военном 1944 году.
В повести рассказывается о том, как обездоленные войной дети, труженики тыла, помогали взрослым. Они были вынуждены стоять у станков, кормить семьи, принося домой выданный по карточкам хлеб.
Но и в условиях войны подростки любят фантазировать: они играют в страну Синегорию, и их фантазия помогает им восстановить разрушенную войной «гармонию мира».
Второй пример. Всей стране известны имена юных героев, защитников Родины, и на их примере воспитывалось не одно молодое поколение послевоенных лет.
Так, Володя Дубинин, уроженец Керчи, во время войны ушёл в партизаны. Их соединение базировалось в катакомбах, под землёй, неподалёку от оккупированного врагами города. По ночам доблестные партизаны совершали вылазки в город, где устраивали диверсии против захватчиков, а днём бесследно исчезали.
В этих условиях даже пробраться за водой с пустым котелком к колодцу было делом смертельно опасным: территория простреливалась врагом. Володя наравне со взрослыми принимал участие во всех операциях и погиб при проведении взрывных работ после ухода из города гитлеровцев. Поколение тех, чья юность совпала с «сороковыми роковыми» годами, сегодня в очень преклонном возрасте.
Но и сейчас этих людей отличают любовь к Родине, вера в силу добра, мудрость и стойкость характера.
Сочинение 2
Что такое взросление? Когда рост становится больше, молочные зубы выпадают, а размер одежды почти, как у папы? Как понять, что ты повзрослел?
Быть взрослым — значит быть самостоятельным и уметь отвечать за свои поступки, уметь защитить не только себя, но и своих близких. Многие хотят быстрее повзрослеть, но не я. Мне кажется, что будет очень сложно отказаться от игр в мяч во дворе с соседскими детьми, от походов в школу с папой, от детских шалостей, которые тебе всегда прощают, потому что ты еще маленький.
У взросления есть свои плюсы. Не нужно ходить в школу, делать домашнее задание, помогать маме мыть посуду, бояться запачкать штаны или задержаться на улице. Зато взрослым нужно зарабатывать деньги и уметь ими распоряжаться. Нужно платить за квартиру, покупать продукты, готовить, помогать детям с домашним заданием, управляться с домашними делами.
Трудно ли быть взрослым? С одной стороны, легко. Ведь все самые сложные этапы жизни уже пройдены, главные ошибки сделаны, за спиной есть опыт, реализованные мечты. Но с другой стороны, на взрослом человеке лежит большая ответственность. В детстве ты отвечаешь только за себя, но повзрослев, должен стать надежным человеком для кого-то еще.
Я чувствую, что взрослею, когда делюсь с мамой самой последней конфетой, помогаю ей подмести пол не потому что она попросила, а потому что понимаю, как она устала за целый день на работе. Я ощущаю себя взрослым, когда уступаю пожилому человеку место в транспорте, когда перевожу бабушку через дорогу.
Взросление — важный период в жизни всех людей, но для каждого отдельного человека оно означает что-то свое. Для кого-то это отъезд из родительского дома и уход на свой хлеб, для кого-то — возможность самому решать, как поступить, а кто-то и вовсе считает, что быть взрослым — это достичь совершеннолетия.
Для меня взросление означает самостоятельность, способность безвозмездно помогать, делиться чем-то важным, быть воспитанным. Это значит уметь хранить чужие секреты, не жаловаться на свои проблемы, верить в себя и идти только вперед. Я хочу, чтобы каждый человек в период своего взросления научился быть самым настоящим взрослым.
Сочинение 3
Раннее взросление среди детей наблюдается уже на протяжении нескольких лет. К примеру, если окунуться во времена военных лет, то мы сразу заметим интересующую нас тенденцию «раннего взросления».
Так каждый читатель не редко сталкивался с произведениями писателей, где раскрывался тот или иной образ ребенка, которому пришлось пережить потерю близких, ощутить боль утраты. Среди таких литературных произведений можно назвать «Девочка из города»- Воронковой, «Звенигород» -Барто.
В такие моменты у нас не возникает вопрос: «Почему в военные годы дети быстро взрослели?», ведь ответ на него вполне очевиден. «Военные» дети были вынуждены заниматься далеко «недетскими» делами. Они заняли место взрослых у станков, в сельском хозяйстве.
Многие из них потеряли родителей, многие потерялись сами во время эвакуации. Им приходилось видеть то, что и взрослые предпочли бы не видеть. И для того, чтобы все это пережить им пришлось раньше повзрослеть.
А теперь поговорим о современности. Война прошла, а значит детей больше «не терзают» кровавые сражения, тяжкий труд и прочие нюансы, повлиявшие на их раннее взросление. Так почему же нынешнее поколение так быстро растет и развивается?
По мнению многих ранее взросление детей связано в первую очередь с тем, что наш мир не стоит на месте. Постоянное и безостановочное развитие науки и информационных технологий не могут позволить детям проводить свой досуг так, как это делали их родители. Для сравнения можно привести детей советского времени.
Что у них было? В том то и дело, что именно у них было детство. Они не знали компьютеров, телевизоров, социальных сетей и интернета, в общем.
Вместо всего этого советские дети ежедневно ходили гулять во двор и общались друг с другом непосредственно напрямую, вживую, придумывали игры, бегали и развлекались, именно поэтому и не знали большинства тех детских и подростковых болезней, что мучают современное поколение.
А что же творится в нынешнее время? Сейчас, когда нам попросту сложно представить мир без техники, «умных игрушек», телевидения и интернета, дети изменились. Нынешнее поколение не может не соответствовать уровню развития технологий.
Чтобы не быть «белой вороной», дети с ранних лет учатся пользоваться компьютерами, телефонами и планшетами. Ни для кого не секрет, что чаще всего маленький ребенок будет учить своих родителей, как пользоваться той или иной вещью, нежели наоборот.
И многим известен тот фак, что когда ребенок среди сверстников чем то выделяется, а в данном случае неумением пользоваться техникой, то он становится предметом многочисленных насмешек.
Помимо технического прогресса на «ускоренный рост» современного поколения, по мнению психологов, влияют и сами взрослые. Оказывается, мы зачастую напрасно заводим «не детские» разговоры о работе, ссорах и прочих житейских проблемах при ребенке.
«Дети впитывают все, как губка» — это всем известно изречение на удивление подходит к нашему примеру. Когда ребенок видит и слышит взрослые разговоры, сопровождаемые, к примеру, алкоголем, то впоследствии пытаются повторить все за старшими.
Многим известен тот факт, когда ребята наливают в стеклянный бокал кока-колу и чувствуют себя повзрослевшими, как будто они пьют виски.
Также стоит отметить, что бездомные, что не в подобающем виде бродят по улице, могут повлиять на ребенка на формирование его личности.
Но, по сути, мы все равно дети, каждый из нас остается в глубине своей души ребенком, сколько бы лет ему не было бы на самом деле. А о том, что для своих родителей мы навсегда останемся детьми, и говорить не стоит, ведь мы часто слышим многочисленные истории о том, как сильно мать или отец заботиться о сорокалетнем сыне или дочери, как будто им всего лишь четыре года.
В заключении хотела бы сказать, что в большинстве случаев, однако, не всегда, рано взрослеют именно те люди, которым пришлось быть самостоятельными, у которых не было рядом поддержки и опоры. Среди таких людей можно назвать, к примеру, детей, что оказались сиротами.
Мало того, что это травма, ведь у всех есть мама и папа, а у этого ребенка их нет. Ко всему прочему сиротам приходиться ран начинать самостоятельную жизнь. Заботиться о своем будущем, думать, где и как заработать деньги, где жить и как развиваться.
Люди, которые сидят под «маминым крылышком», в тепле и все им подается на ладошке, чаще остаются детьми. Я знаю семью, в которой есть два взрослых сына.
Их мышление и поведение на уровне подростков, хотя у обоих есть семьи и дети. Родители до сих пор их опекают. Они до сих пор берут у родителей деньги на сигареты и ничуть не стыдятся этого, потому что считают это нормальным. Я не говорю уже о том, что родители почти содержат внуков.
Сочинение 4
Некоторых людей слово “взросление” пугает, некоторых привлекает или же вызывает нейтральное отношение. Подобные реакции вызываются некими стереотипами, домыслами или же определенными фактами.
Для девушек – это появления новых морщин и все менее привлекательного внешнего вида, а для мужчин – боязнь стать старомодным во вкусах и видениях мира.
У каждого из нас присутствует тот страх, только у кого-то он более подавлен, а у других выразительный.
Бытует мнение, что существует некий период наиболее “сочный и яркий” в жизни человека. Возраст от 18 до 23-25, то время, когда молодые люди позволяют себе попробовать и испытать на себе все, тут нет места страху и бездействию. Эти несколько лет наиболее запоминаются и позволяют понять человеку, чего он хочет на самом деле и на какую счастливую или нет дорогу ему стать.
После 25 лет начинается время, когда мировоззрение человека значительно расширяется. Приходит время решительных действий. Именно этот период и можно назвать “взросление”. В этом возрасте человек начинает думать о своей семье и ее будущем. “Как состояться в жизни?”, “Как обеспечить семью и сделать так, чтобы она ни в чем не нуждалась?”, и многое другое.
Взросление – это период, когда мы на подсознательном уровне начинаем понимать смысл и функционирование жизни. Мы осознаем многие вещи и переосмысливаем их.
На психологическом уровне, этот период иногда характеризуется депрессивным состоянием или как любят говорить “кризисом среднего возраста”.
Но не стоит все так принимать, необходимо помнить, что именно благодаря взрослению наши мечты и планы реализуются, а наши цели становятся все ближе и ближе.
Каждый новый день – это новый опыт, которым мы сможем поделиться с нашими наследниками, дабы их жизнь была более счастливой, чем наша. Во взрослении нет ничего страшного и постыдного, ведь это природа и физиологию поменять никто не в силах.
А нам остается мечтать только о том, чтобы мы взрослели лишь морально, а физически оставались все такими же молодыми и полными сил покорять новые вершины.
Сочинение 5
В чём проявляется взросление человека? Когда ребёнок становится взрослым? Можно ли считать, что это происходит тогда, когда мы задумываемся о своём месте в мире, начинаем ощущать несовершенство жизни? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Дины Рубиной.
Раскрывая проблему взросления, российская писательница опирается на свои детские впечатления и рассказывает о том, как в восемь или девять лет она сбежала из пионерского лагеря, первого и последнего в своей жизни.
Не было в отряде никаких издевательств и серьёзных обид, просто рассказчица считает, что не была создана для счастливого детства под звуки горна. Девочка шла всю ночь, а на рассвете добрела до трамвайного круга.
Рассказчица уверена, что именно в эту ночь, когда она брела домой «под лохматым от звёзд горным небом», она стала взрослой.
Она поняла несколько вещей: человек одинок, несчастен всегда, даже если он «очень счастлив в данную минуту» А главное — мир бесконечен и непостижим.
Автор подводит нас к мысли о том, что взросление человека наступает тогда, когда он начинает задумываться о своём месте в жизни, о несовершенстве мира. Позиция автора мне близка.
Бесспорно, человек становится взрослым, когда задумывается о смысле жизни, о цели своего существования, о месте человека во вселенной.
Приведу литературный аргумент. Вспомним роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Евгений Базаров, нигилист и будущий лекарь, ведёт себя в имении Кирсановых, как подросток.
Он критически настроен ко всему, отрицает общественные устои, опыт отцов, нравственные законы, правила приличия, принятые в обществе, не признаёт и не принимает ничего на веру, всё ему кажется простым и понятным.
Он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым, не делая ему снисхождения по возрасту, не прощая аристократу малодушия и безволия из-за роковой любви.
Но вот Базаров и сам безответно влюбляется в роковую женщину Анну Сергеевну Одинцову, и тогда начинается его нравственное взросление.
Он начинает осмысливать трагичность человеческого существования, ничтожно малое время, отпущенное человеку, по сравнению с вечностью, чтобы воплотить задуманное.
Иными словами, «взросление» Базарова происходит тогда, когда он начинает философски осмысливать жизнь.
Приведём ещё один литературный аргумент. В повести А. Г.
Алексина «А тем временем где-то» взросление главного героя, от лица которого ведётся повествование, происходит тогда, когда он начинает чувствовать ответственность за первую жену своего отца, оставленную ради матери героя. Он не может покинуть одинокую женщину, как покинули и предали её все, даже приёмный сын Шурик, нашедший своих настоящих родителей.
Таким образом, человек взрослеет тогда, когда начинает осмысливать своё место в мире, чувствовать ответственность за других.
Проблема взросления: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ – Интересное
сочинение егэ проблема экологии аргументы из литературы
Проблема взросления: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ
Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «Проблема взросления: аргументы из литературы».
Будут использованы следующие аргументы: – В. Г. Распутин, «Уроки французского»
– Г. Х. Андерсен, «Русалочка»
Показателями взросления человека являются его ответственность и самостоятельность. Время психологического и юридического взросления часто не совпадают – система ценностей ребенка может быть намного осознаннее, чем у взрослого человека. Порой жизненные условия и обстоятельства заставляют пересмотреть свои взгляды на мир, изменить свое восприятие и поведение.
В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» повествуется история одиннадцатилетнего мальчика, вынужденного рано повзрослеть. Володя жил в деревне без отца, из трех детей был старшим. Послевоенное время оказалось тяжелым – семья питалась чем придется. Закончив начальную школу в деревне, мальчик отправился в райцентр учиться в восьмилетке.
Володе было сложно привыкнуть к новой жизни, ни родных, ни друзей рядом не было.
Мама мальчика отправляла посылки с едой, но этого хватало всего на несколько дней – продукты воровала тетя Надя, у которой он жил, либо кто-то из её детей.
Голодание вынудило Володю начать играть на деньги с дворовыми мальчишками в «чику». Выработав свою стратегию, игрок каждый день уходил из компании с рублем в кармане, чем обеспечивал себя баночкой молока.
Выиграв заветный рубль, Володя сразу же покидал игру, что пришлось не по нраву главному игроку на площадке – семикласснику Вадику. Одна из игр закончилась избиением главного героя. На его синяки и ссадины обратила внимание учительница французского языка в школе.
Она поговорила с мальчиком, и он пообещал больше не играть на деньги, но голод заставил нарушить обещание.
После второго случая побоев Лидия Михайловна позвала Володю заниматься по вечерам у нее дома – мальчик отставал по французскому – где каждый раз безуспешно пыталась его накормить.
Поведение главного героя не выдает в нем ребенка – сложные жизненные обстоятельства вынудили Володю повзрослеть, а жизнь без отца воспитала в нем мужество. Даже в условиях нужды и голода он прежде всего думал о матери, сестренке и братишке, осознавал свою ответственность перед ними.
Сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка» знакомит нас с юной героиней Русалочкой, поступок которой говорит о зрелости и мужественности.
В день своего шестнадцатилетия она поднялась на поверхность моря и увидела трехмачтовый корабль, с палубы которого была слышна музыка. Русалочка подплыла ближе и начала наблюдать за людьми, в числе которых она заметила прекрасного принца.
Вечером начался салют в честь его дня рождения, а после окончания празднований вдруг разыгрался шторм, корабль перевернулся и раскололся надвое.
Русалочка спасла принца и оставила его на берегу возле белого монастыря. После этого события героиня каждый день приплывала к замку принца, наблюдала за ним и радовалась, что спасла. Юная жительница моря безвозвратно влюбилась в принца и решилась на сделку с ведьмой.
Она отдала свой прекрасный голос и получила взамен пару стройных ножек. Русалочка получила возможность находиться рядом с принцем, чему бесконечно радовалась, несмотря на острую боль при каждом её шаге.
Возлюбленный героини привязался к ней, но любил как милое дитя, не допуская мысли о женитьбе.
Вскоре принц отправился к соседнему королю, познакомился с его дочерью и влюбился в нее, на что та ответила взаимностью. Молодые люди отпраздновали помолвку, а следом и свадьбу.
Новобрачная отправилась на родину к принцу, на корабле продолжались танцы и веселье. Русалочка радовалась вместе с остальными, скрывая свою боль и отчаяние.
Тот, ради которого она покинула родных, отдала голос и терпела постоянные мучения и не подозревал, что своей свадьбой на другой девушке обрек Русалочку на неминуемую гибель.
Перед рассветом у корабля появились сестры Русалочки, они отдали ведьме свои волосы и принесли кинжал. Если Русалочка вонзит нож в сердце того, кого любит всем своим существом, и кровь попадет на её ноги, она вновь станет русалкой.
Героиня прошла к шатру новобрачных, поцеловала принца и попрощалась с ним. Сделав свой выбор, она бросила нож в волны, прыгнула в объятия моря и расплылась пеной. Столь мужественный благородный поступок является примером взрослого серьезного поведения.
Пожертвовать своей жизнью ради другого человека сможет далеко не каждый, особенно в столь юном возрасте.
Взросление – этап в жизни каждого из нас, его нельзя обойти стороной. Кто-то желает быстрее достичь взрослого возраста, другие хотят остаться в детстве навсегда. Человек переступает границу взросления вне зависимости от своего желания, показателем чего является его готовность брать на себя ответственность, осознанно принимать решения и отвечать за них.
Сегодня мы поговорили на тему “Проблема взросления: аргументы из литературы“. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.
Выиграв заветный рубль, Володя сразу же покидал игру, что пришлось не по нраву главному игроку на площадке – семикласснику Вадику. Одна из игр закончилась избиением главного героя. На его синяки и ссадины обратила внимание учительница французского языка в школе.
Она поговорила с мальчиком, и он пообещал больше не играть на деньги, но голод заставил нарушить обещание.
После второго случая побоев Лидия Михайловна позвала Володю заниматься по вечерам у нее дома – мальчик отставал по французскому – где каждый раз безуспешно пыталась его накормить.
Проблема взросления: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ
Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «Проблема взросления: аргументы из литературы».
Будут использованы следующие аргументы: – В. Г. Распутин, «Уроки французского»
– Г. Х. Андерсен, «Русалочка»
Показателями взросления человека являются его ответственность и самостоятельность. Время психологического и юридического взросления часто не совпадают – система ценностей ребенка может быть намного осознаннее, чем у взрослого человека. Порой жизненные условия и обстоятельства заставляют пересмотреть свои взгляды на мир, изменить свое восприятие и поведение.
В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» повествуется история одиннадцатилетнего мальчика, вынужденного рано повзрослеть. Володя жил в деревне без отца, из трех детей был старшим. Послевоенное время оказалось тяжелым – семья питалась чем придется. Закончив начальную школу в деревне, мальчик отправился в райцентр учиться в восьмилетке.
Володе было сложно привыкнуть к новой жизни, ни родных, ни друзей рядом не было.
Мама мальчика отправляла посылки с едой, но этого хватало всего на несколько дней – продукты воровала тетя Надя, у которой он жил, либо кто-то из её детей.
Голодание вынудило Володю начать играть на деньги с дворовыми мальчишками в «чику». Выработав свою стратегию, игрок каждый день уходил из компании с рублем в кармане, чем обеспечивал себя баночкой молока.
Выиграв заветный рубль, Володя сразу же покидал игру, что пришлось не по нраву главному игроку на площадке – семикласснику Вадику. Одна из игр закончилась избиением главного героя. На его синяки и ссадины обратила внимание учительница французского языка в школе.
Она поговорила с мальчиком, и он пообещал больше не играть на деньги, но голод заставил нарушить обещание.
После второго случая побоев Лидия Михайловна позвала Володю заниматься по вечерам у нее дома – мальчик отставал по французскому – где каждый раз безуспешно пыталась его накормить.
Поведение главного героя не выдает в нем ребенка – сложные жизненные обстоятельства вынудили Володю повзрослеть, а жизнь без отца воспитала в нем мужество. Даже в условиях нужды и голода он прежде всего думал о матери, сестренке и братишке, осознавал свою ответственность перед ними.
Сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка» знакомит нас с юной героиней Русалочкой, поступок которой говорит о зрелости и мужественности.
В день своего шестнадцатилетия она поднялась на поверхность моря и увидела трехмачтовый корабль, с палубы которого была слышна музыка. Русалочка подплыла ближе и начала наблюдать за людьми, в числе которых она заметила прекрасного принца.
Вечером начался салют в честь его дня рождения, а после окончания празднований вдруг разыгрался шторм, корабль перевернулся и раскололся надвое.
Русалочка спасла принца и оставила его на берегу возле белого монастыря. После этого события героиня каждый день приплывала к замку принца, наблюдала за ним и радовалась, что спасла. Юная жительница моря безвозвратно влюбилась в принца и решилась на сделку с ведьмой.
Она отдала свой прекрасный голос и получила взамен пару стройных ножек. Русалочка получила возможность находиться рядом с принцем, чему бесконечно радовалась, несмотря на острую боль при каждом её шаге.
Возлюбленный героини привязался к ней, но любил как милое дитя, не допуская мысли о женитьбе.
Вскоре принц отправился к соседнему королю, познакомился с его дочерью и влюбился в нее, на что та ответила взаимностью. Молодые люди отпраздновали помолвку, а следом и свадьбу.
Новобрачная отправилась на родину к принцу, на корабле продолжались танцы и веселье. Русалочка радовалась вместе с остальными, скрывая свою боль и отчаяние.
Тот, ради которого она покинула родных, отдала голос и терпела постоянные мучения и не подозревал, что своей свадьбой на другой девушке обрек Русалочку на неминуемую гибель.
Перед рассветом у корабля появились сестры Русалочки, они отдали ведьме свои волосы и принесли кинжал. Если Русалочка вонзит нож в сердце того, кого любит всем своим существом, и кровь попадет на её ноги, она вновь станет русалкой.
Героиня прошла к шатру новобрачных, поцеловала принца и попрощалась с ним. Сделав свой выбор, она бросила нож в волны, прыгнула в объятия моря и расплылась пеной. Столь мужественный благородный поступок является примером взрослого серьезного поведения.
Пожертвовать своей жизнью ради другого человека сможет далеко не каждый, особенно в столь юном возрасте.
Взросление – этап в жизни каждого из нас, его нельзя обойти стороной. Кто-то желает быстрее достичь взрослого возраста, другие хотят остаться в детстве навсегда. Человек переступает границу взросления вне зависимости от своего желания, показателем чего является его готовность брать на себя ответственность, осознанно принимать решения и отвечать за них.
Сегодня мы поговорили на тему “Проблема взросления: аргументы из литературы“. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.
Сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка» знакомит нас с юной героиней Русалочкой, поступок которой говорит о зрелости и мужественности.
В день своего шестнадцатилетия она поднялась на поверхность моря и увидела трехмачтовый корабль, с палубы которого была слышна музыка. Русалочка подплыла ближе и начала наблюдать за людьми, в числе которых она заметила прекрасного принца.
Вечером начался салют в честь его дня рождения, а после окончания празднований вдруг разыгрался шторм, корабль перевернулся и раскололся надвое.
Даже в условиях нужды и голода он прежде всего думал о матери, сестренке и братишке, осознавал свою ответственность перед ними.
Egeshik. ru
23.04.2020 17:54:48
2020-04-23 17:54:48
Проблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему: Экология (с таблицей)
Вопросы к рассказу Рэя Брэдбери «Всё лето в один день»
№
1. Назовите действующих лиц рассказа Рэя Брэдбери «Всё лето в один день».
Действующие
лица рассказа Рэя Брэдбери «Всё лето в один день»:
—
учительница;
—
дети (9 лет), среди которых — Уильям;
—
Марго.
№
2. Опишите условия, в которых живут дети. Как они сюда попали?
—
Место действия – планета Венера. Здесь очень неблагоприятные условия для жизни:
семь лет подряд льет беспрерывный сильный дождь, совсем нет солнца. «Ливнями повалило тысячи лесов, и тысячи раз они вырастали
вновь и снова падали под тяжестью вод».
«…отцы и матери [детей] прилетели застраивать и обживать эту
дикую дождливую планету».
№
3. Каким осталось солнце в памяти Марго? С чем она его сравнивает? Выпишите
цитаты.
— Солнце, в воспоминаниях Марго, – это «золото, яркий желтый
карандаш, монета — такая большая, что можно купить целый мир»; «оно желтое,
совсем как лимон», «жаркое». «Оно большое, как медяк». «Оно — как огонь в очаге».
№ 4. Какого события дети с нетерпением ждут?
— Дети с нетерпением ждут появления на небе солнца: при их жизни
оно было видно с Венеры всего один раз, когда им было по два года, и потому они
совсем не помнят его.
№ 5. Опишите Марго: внешность, характер, отношения с окружающими. Чем
она отличается от остальных детей? За что они ее ненавидят?
— Марго «была слабенькая, и казалось, когда-то давно она
заблудилась и долго-долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски:
голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы — все вылиняло. Она была точно старая
поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома, и все молчала, а если
и случалось ей заговорить, голос ее шелестел еле слышно».
—
Марго умеет сочинять стихи.
— Марго отличается от остальных детей тем, что прилетела на Венеру
всего пять лет назад, и потому помнит солнце.
— Итак, Марго не играла с детьми, предпочитая одиночество; она
знала солнце, а дети нет; говорили, что она скоро улетит на Землю, а они
останутся здесь. По этим причинам дети ненавидят девочку.
№ 6. Какую подлость совершают дети по отношению к Марго? Почему?
— Дети запирают Марго в чулан, чтобы она не могла увидеть солнце:
так они хотят отомстить ей за то, что она не такая, как все.
№ 7. Опишите изменения в окружающем мире, связанные с появлением
солнца.
— Перед появлением солнца «…шум стал глуше, а потом и вовсе
оборвался, смолкли удары, грохот, раскаты грома… Настала огромная,
неправдоподобная тишина».
— …«И солнце явилось. Оно пламенело, яркое, как бронза, и оно
было очень большое. А небо вокруг сверкало, точно ярко-голубая черепица.
— Джунгли «росли бурно, непрестанно, прямо на глазах».
№ 8. Опишите чувства детей при виде солнца.
— Дети необычайно обрадовались появлению солнца: «Ребята со смехом
кидались на сплошную поросль, точно на живой упругий матрац, который вздыхал
под ними, и скрипел, и пружинил. Они носились меж деревьев, скользили и падали,
толкались, играли в прятки и в салки, но главное — опять и опять, жмурясь,
глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к
невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали
тишину, что обнимала их словно море, блаженно спокойное, беззвучное и
недвижное. Они на все смотрели и всем наслаждались. А потом, будто зверьки,
вырвавшиеся из глубоких нор, снова неистово бегали кругом, бегали и кричали.
Целый час бегали и никак не могли угомониться».
№ 9. Когда дети вспоминают о Марго? Как они оценивают свой
поступок?
— Когда, повидавшись с солнцем, дети вернулись в свой дом-подвал,
«они застыли, будто ноги у них примерзли к полу. Переглянулись и отвели
взгляды». Только сейчас они вспомнили о Марго.
«Они не смели посмотреть друг другу в глаза. Лица у всех стали
серьезные, бледные. Все потупились, кто разглядывал свои руки, кто уставился в
пол».
Им стало стыдно за свой поступок: если родители не смогут
отправить Марго на Землю, теперь ей придется ждать солнце еще семь лет.
№ 10. Что, на ваш взгляд, чувствует Марго, сидя в темном чулане?
— Марго, сидя в чулане, вероятно, грустит оттого, что: 1) не
увидела долгожданного солнца; 2) снова оказалась отверженной среди своих
сверстников, незаслуженно унижена.
№ 11. Как вы понимаете название рассказа?
— Рассказ назван «Всё лето в один день», потому что для детей лето
– с его солнцем, зеленью, тишиной – промелькнуло очень быстро — всего лишь за
один день, а точнее — за час.
№ 12. Какими, по вашему мнению, будут дальнейшие отношения детей с
Марго?
— Думается, дети долго будут испытывать чувство стыда за то, что
они лишили Марго долгожданной возможности увидеть Солнце. Возможно, чувствуя
вину за собой перед девочкой, они постараются улучшить свои отношения с ней.
№ 13. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как вы
понимаете значение слова «жестокость». В качестве аргументов для обоснования
своей точки зрения используйте примеры из прочитанного рассказа Рэя Брэдбери.
Вопросы к рассказу Рэя Брэдбери «Всё лето в один день»
№
1. Назовите
действующих лиц рассказа Рэя Брэдбери «Всё лето в один день». № 2. Опишите
условия, в которых живут дети. Как они сюда попали? № 3. Каким осталось
солнце в памяти Марго? С чем она его сравнивает? Выпишите цитаты. № 4. Какого события
дети с нетерпением ждут? № 5. Опишите Марго: внешность, характер, отношения
с окружающими. Чем она отличается от остальных детей? За что они ее ненавидят? №
6. Какую подлость совершают дети по отношению к Марго? Почему? № 7.
Опишите изменения в окружающем мире, связанные с появлением солнца. № 8.
Опишите чувства детей при виде солнца. № 9. Когда дети вспоминают о
Марго? Как они оценивают свой поступок? № 10. Что, на ваш взгляд,
чувствует Марго, сидя в темном чулане? № 11. Как вы понимаете название
рассказа? № 12. Какими, по вашему мнению, будут дальнейшие отношения
детей с Марго? № 13. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как
вы понимаете значение слова «жестокость». В качестве аргументов для
обоснования своей точки зрения используйте примеры из прочитанного рассказа Рэя
Брэдбери.