Рэй брэдбери убийца сочинение

Рэй брэдбери известный писатель, легенда фантастики, поэт. его произведения захватывают своей живостью и необычной легкостью людей всего мира. каждый

Рэй Брэдбери — известный писатель, легенда фантастики, поэт. Его произведения захватывают своей живостью и необычной легкостью людей всего мира. Каждый человек знает его самый популярный роман «451 градус по Фаренгейту», его небольшие рассказы, в том числе и «Каникулы», которые входят в детскую хрестоматию для 5-7 классов.

История создания

Рэй Брэдбери начал сочинять небольшие рассказы в возрасте 12-13 лет. Уже тогда он начал публиковать их в школьных изданиях. Они были интересны юным читателям, и тогда автор понял, что найдет призвание в литературе. Даже будучи взрослым, он продолжал работать над малой прозой, составляя из новелл сборники и даже единые произведения (например, «Марсианские хроники»).

Рассказ «Каникулы» написан в 1949 году. На тот момент писателю было уже 29 лет, он был признанным литератором. Но выход произведения не стал громким событием. В 1964 году он выпустил сборник «Механизмы радости», куда входили и «Каникулы». И вот тогда о рассказе заговорили критики и журналисты.

Жанр, направление

Произведение написано в жанре «рассказ», его литературное кредо — фантастика. Всем работам Рэя Брэдбери присуще философское направление. После прочтения любой его книги, даже будь то небольшой рассказ на 10 страниц, у человека появляется множество мыслей относительно того, что имел в виду автор. Его идеи далеко не всегда лежат на поверхности.

Писатель радует публику своим гармоничным стилем, необычным сюжетом и красочными описаниями, влияя на наше сознание, заставляя наш мозг обдумывать непривычный для нас мир и представлять его во всех деталях.

Суть

Суть рассказа состоит в том, чтобы передать последствия вроде бы обычных, но в то же время разрушительных мечтаний, если они сбудутся. Вернувшись с надоевшей работы, мужчина горит желанием уснуть и проснуться в мире, где, кроме него и его домочадцев, никого нет. Как по волшебству, улицы, города и страны пустеют, а счастливая чета остается «в покое». Но их уютное уединение вскоре превращается в неконтролируемый вялотекущий кошмар.

Все мы порой переживаем тяжёлые дни, когда хотим остаться одни во всем мире, лишь бы закончились трудные времена и наступил долгожданный отдых. Но надо понимать, что это всего лишь период жизни и что, оказавшись в одиночестве, мы неизбежно будем желать вернуть все на свои места. Также не стоит забывать, что наши желания могут повлиять на других. Не каждый хочет того, чего хотим мы.

Главные герои и их характеристика

В произведении всего три действующих персонажа. Каждый из них является главным героем. Мальчик лет 7-8, его мама и отец. Автор не дает имен своим персонажам и не говорит ничего конкретного о роде деятельности родителей мальчика.

  1. Папа — рабочий человек, выступает в данном произведении в роли того самого эгоистичного человека, который думает только о своей усталости. Именно он пожелал жить в уединении, чтобы на всем белом свете не осталось людей, кроме его семьи.
  2. Мама — простая женщина, содержит семью, сопереживает мужу и соглашается с его чувствами. В рассказе она является как бы смягчающим элементом между отцом и сыном. Скажем так, она — нейтральная сторона, тогда как сын злится на родителей и обвиняет их в том, что это они сделали его мир таким одиноким.
  3. Мальчик – шаловливый ребенок, которому физически и морально трудно свыкнуться с опустошением Земли. Он теряет взаимопонимание с семьей, замыкается в себе и своем горе. Ему скучно и тоскливо без людей. В финале повествования мальчик выбрасывает в море бутылку с письмом. Вероятнее всего он загадал желание — вернуть все как было. Это даёт неопределенную надежду на то, что следующим утром они проснутся в шумном мире, наполненном людьми. Их каникулы наконец-то закончатся.

Темы и проблемы

  1. Автор раскрывает проблему эгоизма в своей истории. Отец пожелал остаться одним в мире со своей семьей, чтобы устроить самые долгие каникулы. Но он совсем не подумал том, к чему может привести подобное желание. Он не подумал о том, как нечто подобное отразится на его сыне, да и вообще, как они втроём смогут жить дальше без людей вокруг. Но на самом деле довольно трудно обвинять отца в том, что он не подумал о последствиях, ведь не каждый день наши произнесенные от усталости и, возможно, отчаяния желания сбываются. Мужчина не мог знать, что мечта сбудется, ведь, по сути, такого не бывает.
  2. Рэй Брэдбери также затрагивает тему одиночества. Снова и снова автор дает нам понять, что наше существование невозможно без людей, без города как живого организма с его постоянными изменениями. Человек — социальное существо. Иметь лишь двух близких людей рядом и не иметь возможности контактировать с другими – тяжелое испытание. Оно может привести к безумию.
  3. Проблема отцов и детей тоже дает о себе знать: ребенок воспринимает мир по-другому, для него потеря общения – трагедия, масштабы которой трудно себе представить. Он только начал познавать свое окружение, как вдруг случайная прихоть отца все отняла у него. Родители же пресыщены социальными контактами, они уже многое видели и познали, им не так болезненно остаться в изоляции от всех остальных. Поэтому два поколения не могут понять друг друга.

Смысл

В произведении каждый найдет для себя свой смысл. Быть осторожным со своими желаниями — как один из вариантов. Все мы довольно часто мечтаем: «Вот бы никого на свете не было, только я и любимые люди, мы бы отдыхали от забот и были счастливы». Этот рассказ отчетливо демонстрирует нам последствия таких необдуманных желаний. Стоить быть аккуратным в своих мыслях и мечтах, ведь иногда вселенная может их услышать и выполнить. И ей все равно, что это не совсем то, что вы хотели.

Ценить то, что вы имеете – еще одна идея автора. Порой мы устаем от рутины и от того, что есть вокруг. Мы устаем от мира и его устоя, от людей рядом, но на самом деле именно в этом механизме обыденности и непредсказуемости и заключается вся ценность. Семья оказалась в полном одиночестве в мире, сначала им это нравится, но потом приходит осознание того, что совершена непоправимая ошибка. Человек нуждается в шуме города, в разговорах и энергии, которую дает окружение. Не только близкие, а вообще. Это то, что мы не должны терять никогда.

От своих проблем нельзя убегать — это основная мысль рассказа. Родители мальчика, а точнее отец хотел сбежать от надоевших ему забот. Они не догадывались, что может произойти. И слишком поздно осознали, что лучше иметь проблемы, иметь возможность их исправить, чем оказаться в социальной блокаде. Каникулы не должны длиться вечно.

Автор: Юлия Петрова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ произведения Рэя Брэдбери «Каникулы»

Поделиться

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон продолжает публиковать аргументы для итогового сочинения, которые Вы просите. На этот раз он решил раскрыть популярные темы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» на примере рекомендованных Вами произведений. Приятного просвещения!

  1. В. Каверин «Два капитана». Дорогу к себе главный герой нашел в скитаниях. Саша родился в маленьком городе, но рано осиротел и отправился на поиски призвания в большой мир приключений и опасностей. Смелый мальчик преодолел много трудностей на этом пути, но лишь эти испытания закалили его характер и помогли ему обрести призвание в жизни. В Москве он познакомился с женой капитана Татаринова и узнал историю отважного командира судна «Святой Марии». Герой открыл новую землю на Севере, но его экспедиция провалилась из-за интриг Николая Антоновича. Саша окончил летную школу и вознамерился рассказать и доказать, кто погубил Татаринова. В поездке на Север он окончательно убедился в своей правоте. Его упорство, любовь к истине и честность привлекли Катю — девушку, которую он полюбил. В результате Саше удалось восстановить справедливость в географическом сообществе, продолжить дело Татаринова и создать семью. Именно такого себя — смелого, целеустремлённого, знающего — он искал по всему Советскому союзу и нашел в постоянном движении к идеалу.
  2. С. Довлатов «Чемодан». Порой нам кажется, что дорога к счастью — это большие финансовые успехи и покупка красивых и дорогих вещей. Однако это лишь иллюзия общества потребления. Для счастья человеку порой не нужно даже одного чемодана. Вот и рассказчик, покидая СССР и приобретя билет в один конец, собрал с собой всего лишь один маленький чемодан и расстроился: «Выходит, я нищий? Как же это получилось?!». Ему было больно, что он так ничего и не накопил, хотя работал и старался. Однако за границей он жил несколько лет и даже ни разу не открыл свой чемодан. У него родились дети, сменяли друг друга гонорары, проходила насыщенная красками жизнь, а вещи, об отсутствии которых он так жалел, ему так и не пригодились. Значит, дорога к счастью заключается вовсе не в обогащении и не в накоплении хлама, а в самом процессе, когда человек думает, чувствует, открывает для себя нечто новое. Это и есть настоящее счастье!
  3. О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Выбор, который мы делаем, всегда меняет нас. Определяя жизненную тропу, мы решаем, какими людьми мы станем в финале этого пути. О. Генри доказал это в своем рассказе. Во сне главе маклерской конторы на Уолл-Стрит приснилось ограбление, в котором из троих подельников выжил всего один, потому что преступники оказалась очень жадными людьми, готовыми на убийство ради наживы. Проснувшись, Додсон, человек солидный, законопослушный и успешный, поступил, как головорез с большой дороги: он заставил своего друга платить новую цену за акции, чем окончательно его разорил. Дорога по головам, которую он выбрал для себя, определила его сущность: бизнесмен Додсон ничем не отличается от бродяги Акулы Додсона — хищного зверя в человеческом обличии. Его жестокий путь ведет к нравственному падению, потере всех достойных качеств и ориентиров. Именно так люди теряют себя и отклоняются от единственного правильного маршрута.
  4. В. Железников «Чучело». Поиски своего места в жизни всегда зовут нас в дорогу, и далеко не всегда мы рады этому зову и различаем его. Так, Николай Николаевич, отслужив в армии и получив заслуженную пенсию, решил вернуться в родной город и посвятить остаток жизни коллекционированию картин своего знаменитого предка — крепостного крестьянина, который поразил современником своим необычайным талантом. Герой настолько погрузился в это дело, что тратил всю пенсию на приобретение и содержание этих картин. Он ничего не замечал вокруг себя, и даже проблемы внучки так и остались для него тайной. Даже когда отчаявшаяся Лена попросила его отвлечься от неживых портретов и уехать из города, где ее травят, Николай Николаевич разозлился так, будто у него отнимают самое дорогое. Однако история страданий Лены, которых он не видел из-за своей страсти к картинам, убедила Николая Николаевича, что он ошибся с выбором жизненной пристани. Дом предков не станет родовым гнездом Бессольцевых. Ведь думать надо не о славе мертвых, а о чувствах живых. Николай Николаевич сделал из любимого дома музей и уехал вместе с Леной, чтобы перевернуть страницу и проложить новый маршрут для зеленого побега своего родословного древа. Ему тяжело далось решение об отъезде, но оно было правильным, ведь вело дедушку к познанию себя и своих главных обязанностей по отношению к семье из настоящего, а не из прошлого.
  5. В. Короленко «Река играет». Дорога всегда меняет человека, ведь выводит его из зоны комфорта и заставляет проявить новые качества, о которых он даже не подозревает. Поэтому все дороги ведут не в Рим, а к познанию себя настоящего. Подтверждение этому мы находим в рассказе «Река играет». Тюлин изначально произвел на читателя неблагоприятное впечатление: очевидно, что мужчина пьет и не может себя контролировать. Однако в поездке на пароме он преобразился, ведь ответственность за судьбы пассажиров была на его плечах. Несмотря на похмелье, Тюлин стал быстро, решительно и грамотно распоряжаться людьми и направил судно по правильному курсу. Мастер своего дела проявил смелость, упорство, виртуозность. Вызовы, брошенные ему тяготами пути, раскрыли его натуру с других сторон, дали шанс проявить себя. Поэтому и говорят, что любое путешествие ведет человека к открытию себя и своих возможностей.
  6. А. Куприн «Юзовский завод». В пути люди узнают мир и видят себя намного лучше сквозь призму новых открытий. Это доказывает пример А. Куприна. В очерке, посвященном Юзовскому заводу, журналист описал свой опыт пребывания на одном из самых масштабных предприятий страны. Известно, что и сам автор работал на нем. В произведении впечатления очевидца дополняются реальными техническими подробностями работы. Рассказчик в этой поездке узнает не только о функционировании предприятия, но и о себе. Ведь ради посещения завода и поиска истины журналисту приходится проявить все свои полезные качества и навыки. Он открывает в себе актерские таланты и способности к языкам. Необходимо наладить контакт и с рабочими, так что корреспондент осваивает их манеру общения и образ жизни. Подобные поездки ведут личность к открытию себя и всех своих сторон, скрытых за завесой повседневности.
  7. А. Чехов «Ионыч». Дорога к счастью никогда не совпадает с течением рутины жизни: нужно идти против него, иначе развитие личности невозможно. Это доказывает пример Дмитрия Старцева. По распределению он попал в захолустье, где ему предстояло начать врачебную практику. Сначала герой старался усовершенствовать местные порядки и свои навыки. Он регулярно выписывал научные журналы, чтобы не отстать от профессиональной жизни, старался внести в нечто новое в лечение больных, но со временем зачах в обывательской и затхлой обстановке города. Дмитрий засиделся на одном месте, перегорел и перестал стремиться к чему-то высшему. Он просто плыл по течению и стал тем, кого бы презирал в юности. Обрюзгший и грубый Ионыч — вот его удел. Дмитрий приобрел достаток, но счастья в его расписании нет и не предвидится. Ведь под лежачий камень вода не течет. К счастью нужно идти против течения, ведь его нужно добиваться.
  8. Рэй Брэдбери «Улыбка». Если мы идем по навязанной нам проторённой тропе, по которой идут все остальные, то впереди мы обнаруживаем то, что к нам и нашим целям не имеет никакого отношения. Это доказывает пример из рассказа «Улыбка». Главный герой выстроился в очередь вместе со всеми людьми, не особенно вникая в то, куда она ведет. Мальчику с детства привили стадный инстинкт. Он делал только то, что совершали все остальные, и покорно вставал в любую очередь. Но когда он дошел до конца, то увидел, что все люди плюют в картину, где была изображена красивая женщина — Мона Лиза. Мальчик не мог заставить себя это сделать, ведь Джоконда была так прекрасна и беззащитна. Вместо надругательства он совершил подвиг: вырвал фрагмент полотна и спас его. Так он нащупал свой индивидуальный путь, который привел его к пониманию и принятию «Я», отделенного от «Мы». Только своя дорога ведет к обретению гармонии с собой.
  9. А. Пушкин «Станционный смотритель». Порой мы видим дорогу к счастью и забываем обо всем и обо всех: вот же она, совсем рядом! И убегаем прочь в попытке взять от жизни все. Но оставляем за собой тех, через кого мы перешагнули ради удовлетворения себя. Такую историю рассказал нам А.С. Пушкин. Девушка из бедной семьи познакомилась с блестящим офицером. Он влюбился в красавицу и пригласил ее с собой. Дуня решилась бежать из отцовского дома, ведь в те времена нравы были строгими. Гусар похитил ее и поселил в столичной квартире. Дуня получила наряды, украшения и роскошную жизнь. Но судьба отца ее не волновала. Он нашел ее, но был прогнан вон. С тех пор Самсон запил и, конечно же, вскоре умер от горя. Лишь спустя несколько лет Дуня поняла, как жестоко поступила с отцом, но было уже поздно. Она рыдала на его могиле. Героиня нашла дорогу к счастью, но пошла по трупам, чтобы добиться своего, и в итоге омрачила свой триумф этими жертвами. На чужом несчастье счастья точно не построить.
  10. А. Грин «Алые паруса». К постижению себя и своего предназначения ведет только дорога, а не сидение на одном месте. Это доказывают примеры из повести «Алые паруса». Если бы Ассоль не пошла на прогулку, то не встретила бы Эгля и не услышала бы его предсказание. Если бы она же не помогала отцу и не ходила бы в город, то ее не увидел бы Артур. Если бы сам Артур жил бы за счет родителей и повиновался бы их желанию сделать его дипломатом, он не нашел бы свою любовь и не реализовал бы свою мечту о мореплавании. Герои, которые смогли выбрать судьбу по своим предпочтениям и воплотить грезы, постоянно находились в движении и развитии. Они не удовлетворялись тем, что было дано им от рождения, и стремились к другим возможностям. Поэтому у них все получилось: они стали теми, кем хотели стать всю жизнь.
  11. Н. Некрасов «Кому жить на руси хорошо». Дорога к счастью — это непрерывное саморазвитие, которое предполагает работу над собой и преодоление себя. Это доказывает пример единственного счастливого человека на Руси — Гриши Добросклонова. Герой родился в беднейшей семье пьющего человека. С детства он ощущал только холод, голод, лишения. У Гриши не было никаких перспектив. Но невзгоды лишь закалили его волю и указали на предназначение — освобождение русского народа от психологической и ментальной зависимости. Герой стал поэтом и певцом. Он слагал песни, которые вдохновляли людей бороться за свои права и открывали лучшие черты народного характера. Гриша обрел счастье в своем святом предназначении и даже мученичестве, ведь автор предрекает ему каторгу и Сибирь. Но это не пугает Добросклонова, потому что он верит в свои идеалы и их важность для России. Гриша познал себя, нашел свой индивидуальный путь, поэтому заслужил подлинное счастье.

Метки: аргумент из литературыДорога в жизни человекаподборкапример из литературыЧеловек путешествующий

Читайте также:

Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

16.10.2021 15:02:26

Автор: Любовь Зибницкая


   Технический прогресс является неотъемлемой частью развития цивилизации. Чернышевский сказал: «ÐŸÑ€Ð¾Ð³Ñ€ÐµÑÑ-стремление к возведению человека в человеческий сан». Действительно, трудно не согласиться с писателем, ведь все, что создано человеком от колеса до Интернета, придумано для улучшения качества жизни. С одной стороны, мы благодарим ученых и инженеров за их труды. Но, взглянув на это под другим углом, становится понятно, что чем больше технический прогресс приносит, тем больше он разрушает.
   Многие писатели задумывались над тем, сколько бед влечет за собой технический прогресс. Рэй Брэдбери стал писателем, в чьем творчестве мотив безрадостного развития нашего общества встречается почти во всех произведениях. Предлагаю остановиться на романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту». В этой книге рассказывается о недалеком будущем, каким оно виделось автору в начале пятидесятых годов. Америка будущего смоделирована на основе существовавших тогда тенденций: культуре потребления, навязчивой рекламе, развития атомного вооружения. Только все доведено до крайности, до абсурда: книги читать запрещено-их заменили телестены; пожарные теперь не тушат пожары, а поджигают дома, в которых найдены книги. Ускорение темпа жизни, ставшие результатом технического развития, привело сначала к сокращению книг до пятнадцатиминутной передачи, затем до одной колонки, итогом стал запрет чтения. Для чего? Для того чтобы было проще угодить всем, сделать людей одинаковыми. В этом, в убийстве индивидуальности, автор видит опасность технического прогресса. Неслучайно книга заканчивается взрывом атомной бомбы. Рэй Брэдбери считает, что необходимо возвратить мир к начальной точке отсчета, но, чтобы это сделать, нужно покончить с прогрессом, с цивилизацией.
   С развитием использования атомной энергии для обеспечения электричеством населенных пунктов сократилось потребление угля, уменьшились выбросы в атмосферу. Но случившиеся в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года событие заставило задуматься весь мир об опасности такого способа выработки электроэнергии. Я говорю об аварии на Чернобыльской АЭС. Авария была вызвана разрушением одного из энергоблоков, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Это событие принесло множество смертей и болезней: многие из числа ликвидаторов последствий аварии перенесли острую лучевую болезнь, возросло число врожденных патологий среди новорожденных. Помимо этого на загрязненных территориях Украины, Белоруссии, России возросли случаи заболевания катарактой, сердечно-сосудистой системы, а также распространились случаи выявления у людей злокачественных опухолей. Авария на Чернобыльской АЭС была  Ð±Ñ‹Ð»Ð° и остается крупнейшей за всю историю атомной энергетики, как по количеству  Ð¿Ð¾Ð³Ð¸Ð±ÑˆÐ¸Ñ…, пострадавших людей, так и по экономическому ущербу.
   Подводя итог сказанному, хочется выразить надежду на то, что художественные произведения, трагические фрагменты истории никогда не будут забыты. Необходимо помнить, что технический прогресс не только полезен, но и без преувеличения опасен. Опасен для духовного развития: люди все чаще отдают предпочтение компьютерным играм, а не книгам или общению. Он опасен еще и физически: ежегодно люди умирают в больших количествах в результате катастроф. Давайте же беречь нашу цивилизацию и рационально использовать плоды технического прогресса.


Здравствуйте, Любовь!

Вы написали самостоятельное рассуждение, выбрав в качестве аргументов примеры из литературного произведения и из исторического прошлого.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Присутствует только один пример из литературы, но этого достаточно, чтобы получить балл по данному критерию. Анализ литературного произведения выполнен без фактических ошибок, присутствует пояснение эпизодов в аспекте заданной темы.

Обращаю ваше внимание, что аргумент не из литературного произведения не учитывается при проверке итогового сочинения, поэтому целесообразно опираться в аргументации только на литературные примеры.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Ошибки

Подводя итог сказанному, хочется выразить надежду на то, что художественные произведения, трагические фрагменты истории никогда не будут забыты.

Фраза нелогична. Вы сопоставляете несопоставимые объекты (художественные произведения и трагические фрагменты истории). И почему художественные произведения никогда не будут забыты? Все, которые есть в мире? Непонятно.

К 4 (речь)+ 1 балл

Ошибки

Рэй Брэдбери стал писателем, в чьем творчестве мотив безрадостного развития нашего общества встречается почти во всех произведениях.

Вы выбрали сложную, многословную конструкцию для выражения мысли. Можно было написать проще, без повторов и многословия:Во многих произведениях Рэя Брэдбери прослеживается мысль о безрадостных перспективах развития общества.

Это событие принесло множество смертей и болезней: многие из числа ликвидаторов последствий аварии перенесли острую лучевую болезнь, возросло число врожденных патологий среди новорожденных.

Повтор. Первое слово нужно убрать или заменить второе слово на «Ð¼Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ñ†ÐµÐ²».

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 6

Пунктуация

Действительно, трудно не согласиться с писателем, ведь все, что создано человеком ЗПТ от колеса до Интернета, придумано для улучшения качества жизни.

Пропущена запятая после придаточной части.

Грамматика

Но, взглянув на это под другим углом, становится понятно, что чем больше технический прогресс приносит, тем больше он разрушает.

Ошибка в предложении с деепричастным оборотом.

Ускорение темпа жизни, ставшие результатом технического развития, привело сначала к сокращению книг до пятнадцатиминутной передачи, затем до одной колонки, итогом стал запрет чтения.

Ускорение (какое?) ставшЕЕ. Ошибка в предложении с причастным оборотом.

Америка будущего смоделирована на основе существовавших тогда тенденций: культуре потребления, навязчивой рекламе, развития атомного вооружения.

Предложение составлено грамматически неверно. Правильно:  ÐÐ¼ÐµÑ€Ð¸ÐºÐ° будущего смоделирована на основе существовавших тогда тенденций, таких как приоритет культуры потребления, обилие навязчивой рекламы, ускорение развития атомного вооружения.

Но случившиеся в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года событие заставило задуматься весь мир об опасности такого способа выработки электроэнергии.

событие (какое?) случившЕЕся. Ошибка в предложении с причастным оборотом.

Помимо этого на загрязненных территориях Украины, Белоруссии, России возросли случаи заболевания катарактой, сердечно-сосудистой системы, а также распространились случаи выявления у людей злокачественных опухолей.

Ошибка в конструкции с однородными членами. Правильно: сердечно-сосудистых нарушений.

Общий вывод по работе

Итак, Любовь, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над грамматикой.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Рассказ Р. Брэдбери «Убийца» можно использовать в качестве аргумента, раскрывающего направление итогового сочинения 2021-2022 «Цивилизация и технологии».

Время чтения:
около 15 минут.

Проблемы:
-влияние технологий на жизнь человека
-противостояния человека и общества

Музыка гналась за ним по белым коридорам. Из-за одной двери слышался вальс из «Веселой вдовы». Из-за другой — «Послеполуденный отдых фавна». Из-за третьей — «Поцелуй еще разок!». Он повернул за угол, «Танец с саблями» захлестнул его шквалом цимбал, барабанов, кастрюль и сковородок, ножей и вилок, жестяными громами и молниями. Все это схлынуло, когда он чуть не бегом вбежал в приемную, где расположилась, секретарша, блаженно ошалевшая от Пятой симфонии Бетховена. Он шагнул вправо, потом влево, словно рукой помахал у нее перед глазами, но она так его и не заметила.

Негромко зажужжал радиобраслет.

— Слушаю.

— Пап, это я, Ли. Ты не забыл? Мне нужны деньги.

— Да, да, сынок. Сейчас я занят.

— Я только хотел напомнить, пап, — сказал браслет.

Голос сына потонул в увертюре Чайковского к «Ромео и Джульетте», она вдруг затопила длинные коридоры.

Психиатр шел по улью, где лепились друг к другу лаборатории и кабинеты, и со всех сторон на него сыпалась цветочная пыльца мелодий. Стравинский мешался с Бахом, Гайдн безуспешно отбивался от Рахманинова, Шуберт погибал под ударами Дюка Эллингтона. Секретарши мурлыкали себе под нос, врачи насвистывали — все по-утреннему бодро принимались за работу, психиатр на ходу кивал им. У себя в кабинете он просмотрел кое-какие бумаги со стенографисткой, которая все время что-то напевала, потом позвонил по телефону наверх, полицейскому капитану. Несколько минут спустя замигала красная лампочка и с потолка раздался голос:

— Арестованный доставлен для беседы в кабинет номер девять.

Он отпер дверь и вошел, позади щелкнул замок.

— Только вас не хватало, — сказал арестант и улыбнулся.

Эта улыбка ошеломила психиатра. Такая она была сияющая, лучезарная, она вдруг осветила и согрела комнату. Она была точно утренняя заря в темных горах, эта улыбка. Точно полуденное солнце внезапно проглянуло среди ночи. А над этой хвастливой выставкой ослепительных зубов спокойно и весело блестели голубые глаза.

— Я пришел вам помочь, — сказал психиатр.

И нахмурился. Что-то в комнате не так. Он ощутил это еще с порога. Неуверенно огляделся. Арестант засмеялся:

— Удивились, что тут так тихо? Просто я кокнул радио.

«Буйный», — подумал врач.

Арестант прочел его мысли, улыбнулся и успокоительно поднял руку:

— Нет-нет, я так только с машинками, которые тявкают.

На сером ковре валялись осколки ламп и клочки проводов от сорванного со стены радио. Не глядя на них, чувствуя, как его обдает теплом этой улыбки, психиатр уселся напротив пациента; необычная тишина давила, словно перед грозой.

— Вы — Элберт Брок, именующий себя Убийцей?

Брок удовлетворенно кивнул.

— Прежде чем мы начнем… — мягким проворным движением он снял с руки врача радиобраслет. Взял крохотный приемник в зубы, точно орех, сжал покрепче — крак! — и вернул ошарашенному психиатру обломки с таким видом, словно оказал и себе, и ему величайшее благодеяние. — Вот так-то лучше.

Врач во все глаза смотрел на загубленный аппарат.

— Немало с вас, наверно, взыскивают за убытки.

— Наплевать! — улыбнулся пациент. — Как поется в старой песенке, «Мне плевать, что станется со мною!» — вполголоса пропел он.

— Начнем? — спросил врач.

— Извольте. Первой жертвой, одной из первых, был мой телефон. Гнуснейшее убийство. Я запихал его в кухонный поглотитель. Забил бедняге глотку. Несчастный задохся насмерть. Потом я пристрелил телевизор!

— М-мм, — промычал психиатр.

— Всадил в кинескоп шесть пуль. Отличный был трезвон, будто разбилась люстра.

— У вас богатое воображение.

— Весьма польщен. Всегда мечтал стать писателем.

— Не расскажете ли, когда вы возненавидели телефон?

— Он напугал меня еще в детстве. Один мой дядюшка называл его Машина-призрак. Бесплотные голоса. Я боялся их до смерти. Стал взрослым, но так и не привык. Мне всегда казалось, что он обезличивает человека. Если ему заблагорассудится, он позволит вашему «я» перелиться по проводам. А если не пожелает, просто высосет его, и на другом конце провода окажетесь уже не вы, а какая-то дохлая рыба, не живой теплый голос, а только сталь, медь и пластмасса. По телефону очень легко сказать не то, что надо; вовсе и не хотел это говорить, а телефон все переиначил. Оглянуться не успел, а уже нажил себе врага. И потом телефон — необыкновенно удобная штука! Стоит и прямо-таки требует: позвони кому-нибудь, а тот вовсе не желает, чтобы ему звонили. Друзья звонят мне, звонят, звонят без конца. Ни минуты покоя, черт возьми. Не телефон — так телевизор, или радио, или патефон. А если не телевизор, не радио и не патефон, так кинотеатр тут же на углу или кинореклама на облаках. С неба теперь льет не дождь, а мыльная пена. А если не слепят рекламой на небесах, так глушат джазом в каждом ресторане; едешь в автобусе на работу — и тут музыка и реклама. А если не музыка, так служебный селектор и главное орудие пытки — радиобраслет; жена и друзья вызывают меня каждые пять минут. И что за секрет у этих штучек, чем они так соблазняют людей? Обыкновенный человек сидит и думает: делать мне нечего, скучища, а на руке этот самый наручный телефон — дай-ка позвоню старине Джо. Алло, алло! Я люблю жену, друзей, вообще человечество, очень люблю… Но вот жена в сотый раз спрашивает: «Ты сейчас где, милый?» — а через минуту вызывает приятель и говорит: «Слушай, отличный анекдот: один парень…» А потом кто-то орет: «Вас вызывает Статистическое бюро. Какой марки резинку вы жуете в данную минуту?» Ну, знаете!

— Как вы себя чувствовали всю эту неделю?

— А так: вот-вот взорвусь. Или начну биться головой о стену. В тот день в конторе я и поступил, как надо.

— А именно?

— Плеснул воды в селектор.

Психиатр сделал пометку в блокноте.

— И вывели его из строя?

— Конечно! То-то была потеха! Стенографистки забегали, как угорелые! Крик, суматоха!

— И вам на время полегчало, а?

— Еще бы! А днем меня осенило, я кинул свой радиобраслет на тротуар и растоптал. Кто-то как раз заверещал: «Говорит Статистическое бюро, девятый отдел. Что вы сегодня ели на обед?» — и тут я вышиб из машинки дух.

— И вам еще полегчало, а?

— Я вошел во вкус. — Брок потер руки. — Дай-ка, думаю, подниму единоличную революцию, надо же человеку освободиться от всех этих удобств! Кому они, спрашивается, удобны? Друзьям-приятелям? «Здорово, Эл, решил с тобой поболтать, я сейчас в Грин-хилле, в гардеробной. Только что я их тут всех сокрушил одним ударом. Одним ударом, Эл! Удачный денек! А сейчас выпиваю по этому случаю. Я решил, что тебе будет любопытно». Еще удобно моему начальству — я разъезжаю по делам службы, а в машине радио, и они всегда могут со мной связаться. Связаться! Мягко сказано. Связаться, черта с два! Связать по рукам и ногам! Заграбастать, зацапать, раздавить, измолотить всеми этими радиоголосами. Нельзя на минуту выйти из машины, непременно надо доложить: «Остановился у бензоколонки, зайду в уборную». — «Ладно, Брок, валяйте». — «Брок, чего вы столько возились?» — «Виноват, сэр!» — «В другой раз не копайтесь!» — «Слушаю, сэр!» Так вот, доктор, знаете, что я сделал? Купил кварту шоколадного мороженого и досыта накормил свой передатчик.

— Почему вы избрали для этой цели именно шоколадное мороженое?

Брок чуть призадумался, потом улыбнулся:

— Это мое любимое лакомство.

— Вот как, — сказал врач.

— Я решил: черт подери, что годится для меня, годится и для радио в моей машине.

— Почему вы решили накормить передатчик именно мороженым?

— В тот день была жара.

— И что же дальше? — помолчав, спросил врач.

— А дальше наступила тишина. Господи, какая благодать! Ведь окаянное радио трещало без передышки. Брок, туда, Брок, сюда, Брок, доложите, когда пришли, Брок, доложите, когда ушли, хорошо, Брок, обеденный перерыв, Брок, перерыв кончился, Брок, Брок, Брок, Брок… Я наслаждался тишиной, прямо как мороженым.

— Вы, видно, большой любитель мороженого.

— Я ездил, ездил и все слушал тишину. Как будто тебя укутали в отличнейшую мягкую фланель. Тишина. Целый час тишины! Сижу в машине и улыбаюсь, и чувствую — в ушах мягкая фланель. Я наслаждался, я просто упивался, это была Свобода!

— Продолжайте!

— Потом я вспомнил, что есть такие портативные диатермические аппараты. Взял один напрокат и в тот же вечер повез в автобусе домой. А в автобусе полным-полно замученных канцелярских крыс, и все переговариваются по радиобраслетам с женами: я, мол, уже на Сорок третьей улице… на Сорок четвертой… на Сорок девятой… поворачиваю на Шестьдесят первую… А один супруг бранится: «Хватит тебе околачиваться в баре, черт возьми! Иди домой и разогрей обед, я уже на Семидесятой!» А репродуктор орет «Сказки венского леса» — точь-в-точь канарейка натощак насвистывает про лакомые зернышки. И тут я включаю диатермический аппарат! Помехи! Перебои! Все жены отрезаны от брюзжанья замученных за день мужей. Все мужья отрезаны от жен, на глазах у которых милые отпрыски только что запустили камнем в окно! «Венский лес» срублен под корень, канарейке свернули шею. Ти-ши-на! Пугающая внезапная тишина. Придется пассажирам автобуса вступить в беседу друг с другом. Они в страхе, в ужасе, как перепуганные овцы!

— Вас забрали в полицию?

— Пришлось остановить автобус. Ведь и впрямь музыка превратилась в кашу, мужья и жены не знали, на каком они свете. Шабаш ведьм, сумбур, светопреставление. Митинг в обезьяннике! Прибыла аварийная команда, меня мигом засекли, отчитали, оштрафовали, я и оглянуться не успел, как очутился дома — понятно, без аппарата.

— Разрешите вам заметить, мистер Брок, что до сих пор ваш образ действий кажется мне не слишком… э-э… разумным. Если вам не нравится радиотрансляция, служебные селекторы, приемники в автомобилях, почему бы вам не вступить в общество радионенавистников? Подавайте петиции, добивайтесь запретов и ограничений в законодательном порядке. В конце концов, у нас же демократия!

— А я так называемое меньшинство, — сказал Брок. — Я уже вступал во всякие общества, вышагивал в пикетах, подавал петиции, обращался в суд. Я протестовал годами. И везде меня поднимали на смех. Все просто обожают радио и рекламу. Я один такой урод, не иду в ногу со временем.

— Но тогда, может быть, вам следует сменить ногу, как положено солдату? Надо подчиняться большинству.

— Так ведь они хватают через край! Послушать немножко музыки, изредка «связаться» с друзьями, может, и приятно, но они-то воображают: чем больше, тем приятнее. Я прямо озверел! Прихожу домой — жена в истерике. Отчего, почему? Да потому, что она полдня не могла со мной связаться. Помните, я малость поплясал на своем радиобраслете? Ну вот, в тот вечер я и задумал убийство собственного дома.

— Что же, так и записать?

— По смыслу это совершенно точно. Я решил убить его, умертвить. Дом у меня, знаете, чудо техники: разговаривает, поет, мурлычет, сообщает погоду, декламирует стишки, пересказывает романы, звякает, брякает, напевает колыбельную песенку, когда ложишься в постель. Станешь под душ — он тебя глушит ариями из опер, ляжешь спать — обучает испанскому языку. Этакая болтливая нора, в ней полно электронных оракулов. Духовка тебе лопочет: «Я пирог с вареньем, я уже испекся!» — или: «Я — жаркое, скорей подбавьте подливки» — и прочий младенческий вздор. Кровати укачивают тебя на ночь, а утром встряхивают, чтоб проснулся! Этот дом терпеть не может людей, верно вам говорю! Парадная дверь так и рявкает: «Сэр, у вас башмаки в грязи!» А пылесос гоняется за тобой по всем комнатам, как собака, не дай бог уронишь щепотку пепла с сигареты — мигом всосет. О боже милостивый!

— Успокойтесь, — мягко посоветовал психиатр.

— Помните песенку Гилберта и Салливена «Веду обидам точный счет, и уж за мной не пропадет»? Всю ночь я подсчитывал обиды. А рано поутру купил револьвер. На улице нарочно ступал в самую грязь. Парадная дверь так и завизжала: «Надо ноги вытирать! Не годится пол марать!» Я выстрелил этой дряни прямо в замочную скважину. Вбежал в кухню, а там плита скулит: «Скорей взгляни! Переверни!» Я всадил пулю в самую середку механической яичницы, и плите пришел конец. Ох, как она зашипела и заверещала: «Я перегорела!» Потом завопил телефон, прямо как капризный ублюдок. И я сунул его в поглотитель. Должен вам заявить честно и откровенно: я ничего не имею против поглотителя, он пострадал за чужие грехи. Теперь-то мне его жалко — очень полезное приспособление, и притом безобидное, словечка от него не услышишь, знай себе мурлычет, как спящий лев, и переваривает всякий мусор. Непременно отдам его в починку. Потом я пошел и пристрелил коварную бестию телевизор. Это Медуза: каждый вечер своим неподвижным взглядом обращает в камень миллионы людей, это сирена — поет, и зовет, и обещает так много, а дает ничтожно мало… но я всегда возвращался к ней, возвращался и надеялся на что-то до последней минуты, и вот — бац! Тут моя жена заметалась, точно безголовая индюшка, злобно закулдыкала, завопила на всю улицу. Явилась полиция. И вот я здесь.

Он блаженно откинулся на спинку стула и закурил.

— Мистер Брок, отдавали ли вы себе отчет, совершая такие преступления, что радиобраслет, репродуктор, телефон, радио в автобусе, селектор у вас на службе — все это либо чужая собственность, либо сдается напрокат?

— Я и опять бы это проделал, верное слово.

Психиатр едва не зажмурился от сияющей благодушной улыбки пациента.

— И вы не желаете воспользоваться помощью Службы душевного здоровья? Вы готовы за все ответить?

— Это только начало, — сказал Брок. — Я знаменосец скромного меньшинства, мы устали от шума, оттого, что нами вечно помыкают, и командуют, и вертят на все лады, и вечно глушат нас музыкой, и вечно кто-нибудь орет — делай то, делай это, иди туда, теперь сюда, быстрей, быстрей! Вот увидите. Начинается бунт. Мое имя войдет в историю!

— Гм-м… — психиатр, казалось, призадумался.

— Понятно, это не сразу сделается. На первых порах все были очарованы. Великолепная выдумка эти полезные и удобные штуки! Почти игрушки, почти забава! Но люди чересчур втянулись в игру, зашли слишком далеко, все наше общество попало в плен к механическим нянькам — и запуталось, и уже не умеет выпутаться, даже не умеет само себе признаться, что запуталось. Вот они и мудрствуют, как и во всем прочем: таков, мол, наш век! Таковы условия жизни! Мы — нервное поколение! Но помяните мое слово, семена бунта уже посеяны. Обо мне раззвонили на весь мир по радио, показывали меня и по телевидению, и в кино — вот ведь парадокс! Дело было пять дней назад. Про меня узнали миллиарды людей. Следите за биржевыми отчетами. Ждите в любой день. Хоть сегодня. Вы увидите, как подскочит спрос на шоколадное мороженое!

— Ясно, — сказал психиатр.

— Теперь, надеюсь, мне можно вернуться в мою милую одиночную камеру? Я намерен полгода наслаждаться одиночеством и тишиной.

— Пожалуйста, — спокойно сказал психиатр.

— За меня не бойтесь, — сказал, вставая, мистер Брок. — Я буду сидеть да посиживать и наслаждаться мягкой фланелью в ушах.

— Гм-м. — промычал психиатр, направляясь к двери.

— Не унывайте, — сказал Брок.

— Постараюсь, — отозвался психиатр.

Он нажал незаметную кнопку, подавая условный сигнал, дверь отворилась, он вышел в коридор, дверь захлопнулась, щелкнув замком. Он вновь шагал один по коридорам мимо бесчисленных дверей. Первые двадцать шагов его провожали звуки «Китайского тамбурина». Их сменила «Цыганка», затем «Пасакалья» и какая-то там минорная фуга Баха, «Тигровый рэгтайм», «Любовь — что сигарета». Он достал из кармана сломанный радиобраслет, точно раздавленного богомола. Вошел к себе в кабинет. Тотчас зазвенел звонок и с потолка раздался голос:

— Доктор?

— Только что закончил с Броком, — отозвался психиатр.

— Диагноз?

— Полная дезориентация, но общителен. Отказывается признавать простейшие явления окружающей действительности и считаться с ними.

— Прогноз?

— Неопределенный. Когда я его оставил, он с наслаждением затыкал себе уши воображаемыми тампонами.

Зазвонили сразу три телефона. Запасной радиобраслет в ящике стола заскрипел, словно раненый кузнечик. Замигала красноватая лампочка, и защелкал вызов селектора. Звонили три телефона. Жужжало в ящике. В открытую дверь вливалась музыка. Психиатр, что-то мурлыча себе под нос, надел новый радиобраслет, щелкнул селектором, поговорил минуту, снял одну телефонную трубку, поговорил, снял другую трубку, поговорил, снял третью, поговорил, нажал кнопку радиобраслета, поговорил негромко, размеренно, лицо его было невозмутимо спокойно, а вокруг гремела музыка, мигали лампочки, снова звонили два телефона, и руки его непрестанно двигались, и радиобраелет жужжал, и его вызывали по селектору, и с потолка звучали голоса. Так провел он остаток долгого служебного дня, овеваемый прохладным кондиционированным воздухом, сохраняя то же невозмутимое спокойствие; телефон, радиобраслет, селектор, телефон, радиобраслет, селектор, телефон, радиобраслет, селектор, телефон, радиобраслет, селектор, телефон, радиобраслет…

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».

  1. «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
  2. «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
  3. «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
  4. «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
  6. «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
  7. «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
  8. «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
  9. «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
  10. «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
    Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. 
  11. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
  12. «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
  13. «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
  14. «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
  15. «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
  16. «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
  17. «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым. 
  18. «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
  19. «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
  20. «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
  21. «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
  22. «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
  23. «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
  24. «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
  25. «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки. 
  26. «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
  27. «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
  28. «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
  29. «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
  30. Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

  • Рэй брэдбери высоко в небеса 100 рассказов 100
  • Рыцарский замок рассказ для 6 класса
  • Рэй брэдбери октябрьская игра смысл рассказа
  • Рыле или реле как пишется
  • Рыжик рассказ краткое содержание