Рецензия на рассказ носова живое пламя

Основная тематикарассказ казакова двое в декабре был написан в 1966 году. в то время многие русские писатели создавали произведения на

Основная тематика

Рассказ Казакова «Двое в декабре» был написан в 1966 году. В то время многие русские писатели создавали произведения на тему отношений мужчины и женщины. В понимании Юрия Павловича любовь имела свое сокровенное понятие и определение. В каждой новелле и рассказе он преподносил сокровенное чувство по-разному, демонстрируя и обратную сторону романтических отношений.

Несмотря на то что прочтение произведения не занимает много времени, понять смысл под силу не каждому, да и читать «Двое в декабре» время есть не у всех. В таком случае стоит почитать рецензии и отзывы других любителей литературы, что особенно актуально, если нужно написать сочинение или эссе по рассказу.

Первое, на чем стоит остановить внимание, — это тематика. Тема любви здесь подана несколько нестандартно.

Понять сейчас, как раньше складывались отношения между влюбленными или симпатизирующими друг другу людьми, довольно сложно. Волнующий всех сюжет развивается необычно и неожиданно, что позволяет читателю разгадать тайну отношений мужчины и женщины, разобраться в проблемах и сделать выводы для себя.

Двое в декабре. Казаков Ю.

Казаков Ю., Двое в декабре. Он долго ждал её на вокзале. Был морозный солнечный день, и ему нравилось обилие лыжников, скрип свежего снега и предстоящие им два дня: сначала — электричка, а потом — двадцать километров по лесам и полям на лыжах к поселку, в котором у него маленькая дачка, а после ночевки они еще покатаются и домой возвращаться будут уже вечером. Она немного опаздывала, но это была чуть ли не единственная её слабость. Когда он наконец увидел её, запыхавшуюся, в красной шапочке, с выбившимися прядками волос, то подумал, как она красива, и как хорошо одета, и что опаздывает она, наверное, потому, что хочет быть всегда красивой. В вагоне электрички было шумно, тесно от рюкзаков и лыж. Он вышел покурить в тамбур. Думал о том, как странно устроен человек. Вот он — юрист, и ему уже тридцать лет, а ничего особенного он не совершил, как мечтал в юности, и у него много причин грустить, а он не грустит — ему хорошо. Они сошли чуть не последними на далекой станции. Снег звонко скрипел под их шагами. «Какая зима! — сказала она, щурясь. — Давно такой не было». Лес был пронизан дымными косыми лучами. Снег пеленой то и дело повисал между стволами, и ели, освобожденные от груза, раскачивали лапами. Они шли с увала на увал и видели иногда сверху деревни с крышами. Они шли, взбираясь на заснеженные холмы и скатываясь, отдыхая на поваленных деревьях, улыбаясь друг другу. Иногда он брал её сзади за шею, притягивал и целовал холодные обветренные губы. Говорить почти не хотелось, только — «Посмотри!» или «Послушай!». Но временами он замечал, что она грустна и рассеянна. И когда, наконец, пришли они в его дощатый домик, и начал он таскать дрова и затапливать чугунную немецкую печку, она, не раздеваясь, легла на кровать и закрыла глаза. «Устала?» — спросил он. «Страшно устала. Давай спать. — Она встала, потянулась, не глядя на него. — Я сегодня одна лягу. Можно вот здесь, у печки? Ты не сердись», — торопливо сказала она и опустила глаза. «Что это ты?» — удивился он и сразу вспомнил весь её сегодняшний грустно-отчужденный вид. Сердце у него больно застучало. Он вдруг понял, что совсем её не знает — как она там учится в своем университете, с кем знакома, о чем говорит. Он перешел на другую кровать, сел, закурил, потом потушил лампу и лег. Ему стало горько, потому что он понял: она от него уходит. Через минуту он услышал, что она плачет. Отчего вдруг ей стало сегодня так тяжело и несчастливо? Она не знала. Она чувствовала только, что пора первой любви прошла, а теперь наступает что-то новое и прежняя жизнь ей не интересна. Ей недоело быть никем перед его родителями, его друзьями и своими подругами, она хотела стать женой и матерью, а он не видит этого и вполне счастлив так. Но и смертельно жалко было первого, тревожного и горячего, полного новизны, времени их любви. Потом она стала засыпать, а когда ночью проснулась, то увидела его, сидевшего на корточках возле печки. Лицо у него было грустное, и ей стало жалко его. Утром они молча завтракали, пили чай. Но потом повеселели, взяли лыжи и пошли кататься. А когда стало темнеть, собрались, заперли дачу и пошли на станцию на лыжах. К Москве они подъезжали вечером. В темноте показались горящие ряды окон, и он подумал, что им пора расставаться, и вдруг вообразил её своей женой. Что ж, первая молодость прошла, уже тридцать, и когда знаешь, что вот она рядом с тобой, и она хороша, и все такое, а ты можешь её всегда оставить, чтобы быть с другой, потому что ты свободен, — в этом чувстве, собственно, нет никакой отрады. Когда они вышли на вокзальную площадь, им стало как-то буднично, покойно, легко, и простились они, как всегда прощались, с торопливой улыбкой. Он не провожал её.

Все произведения в кратком изложении

Характеристика главных героев

Этот рассказ Юрия Казакова повествует о своеобразных отношениях между мужчиной и женщиной. Главной целью автора было добиться эффекта присутствия и возможности перенесения себя на место центральных персонажей. Видимо, поэтому он не стал давать главным героям имена. Перед читателем просто влюбленные мужчина и женщина, у которых не сложились отношения из-за разницы во взглядах и интересах.

Образ мужчины

Он прекрасно понимает, что в отношениях что-то идет не так. Зная о желании любимой завести семью и детей, герой не пытается пойти навстречу этим мечтам. Что из текста рассказа можно узнать о центральном мужском персонаже:

  • он не хочет переходить на новый этап отношений;
  • ему нравится активный спорт и веселое времяпрепровождение;
  • он постоянно пытается вывести свою спутницу на разговор;
  • имеющий образование (юридическое) и хорошо воспитанный молодой человек;
  • давно состоит в отношениях с героиней;
  • тридцатилетний мужчина;
  • не понимает и не уважает потребности своей спутницы жизни.

Молодого человека вполне устраивает то, что имеющиеся отношения его ни к чему не обязывают, на этой почве в паре появляются молчаливые разногласия и недосказанность, рушащая любовь.

Женский персонаж

Представленная автором девушка, напротив, натура ранимая, чувствительная, серьезная. После долгих ни к чему не обязывающих отношений, ей хочется почувствовать тепло семейного очага, взяться за руку малыша. Из текста рассказа читатель узнает о героине следующее:

  • красивые зимние пейзажи ее давно восхищают куда больше совместного времяпрепровождения с любимым;
  • она находится постоянно в подвешенном состоянии, потому как не знает, что ждет их отношения в будущем;
  • студентка университета;
  • интеллигентная и воспитанная девушка, молчаливая;
  • она страдает от таких отношений и хочет поскорее все закончить.

Перед читателем главная героиня предстает неким меланхоликом, который хандрит из-за несерьезности намерений избранника. Но на самом деле, пару уже давно перестало что-то связывать, кроме совместного быта и привычки.

Популярные сегодня пересказы

  • Маршак
    Среди выдающихся писателей советского периода Самуил Яковлевич Маршак занимает почетное место. Родился будущий детский поэт в 1887 году в Воронежской области. Глава многодетной семьи занимал должность на заводе
  • Крайний случай — краткое содержание повести Туричина
    Это повесть-сказка о русском солдате, о войне, героизме, подвиге и материнской любви. Жил русский парень Иван окончил школу на отлично и мечтал стать учёным
  • Одинец — краткое содержание повести Бианки
    Повесть Бианки рассказывает об охоте за лосем Одинцом. История начинается с того, как три собаки окружают могучего лося, который понимает, что наиболее опасным являются не они, но охотник
  • Подросток — краткое содержание романа Достоевского
    Перед нами предстает повествование главного героя, Аркадия Долгорукого. Он рассказывает в каких событиях того времени принимал участие.

Краткое содержание

Мужчина долго ждал свою избранницу на вокзале. В тот день было солнечно и морозно. Они договорились покататься на лыжах. Он стоял в ожидании чего-то невообразимого, наслаждаясь снежными пейзажами, проезжающими лыжниками. Сперва они поедут на электричке, а последующие 20 километров самостоятельно на лыжах, проезжая мимо полей и лесов. Главная их цель — добраться до поселка, где у мужчины есть своя дача. Переночевав, можно снова покататься и отправиться вечером домой.

Она опаздывала, но он уже привык к этому. И вот, момент долгожданной встречи — она, как всегда, красивая, запахнутая в теплую одежду с красной шапкой на голове. Пара села на электричку, где было шумно и тесно, ведь вагоны просто были набиты горнолыжниками. Выйдя покурить, герой задумался над тем, что в свои 30 лет, ему не удалось чего-то сделать особенного, юношеские мечты не сбылись.

Электричка остановилась, они вышли почти последними и пустились в путь по скрипучему снегу. Их восхищала зима, ее красивые пейзажи, пронизанные дымкой и лучами леса. Периодически они останавливались, наблюдая свысока за деревенскими домиками. Влюбленные улыбались всю дорогу, катались в снегу, вместе преодолевали препятствия, целовались, но мало говорили. Порой ему казалось, что она слегка грустит.

Наконец, возлюбленные добрались до дачи. Мужчина сразу растопил печь. Женщина в это время приготовилась ко сну. Когда он захотел лечь спать вместе, девушка просто сказала, что хотела бы отдохнуть отдельно, устроившись у печки. Молодого человека это удивило, но он не стал расспрашивать. Только сердце забилось быстрее, словно чувствовало, что что-то не так. Ему показалось, что любимая стала чужим незнакомым человеком.

Свет в доме погас. Он понял, что возлюбленная покидает его. А она просто расплакалась. Всю ночь он размышлял, что гложет дорогого ему человека, отчего ей так тяжело и грустно. А она не могла дать ответы. Просто первая влюбленность прошла. Нужно двигаться дальше. Прежние интересы перестали ее радовать. Она несчастна от того, что родители любимого считают ее никем. Пора стать матерью, женой. Его же все устраивает. Обоим было трудно отпускать прошлое. Воспоминания от тревожного и горячего чувства новизны.

Проснувшись утром, они не говорили. Молча позавтракали, взяли лыжи, стали общаться по-прежнему, отправились кататься. Вечером вещи были собраны, дача закрыта. Пара направила к станции. В Москве они оказались глубоким вечером. В это время он представил любимую женой, ведь она во всем хороша, что еще нужно мужчине в 30 лет. Они вышли на привокзальную площадь, распрощались, улыбнулись на прощание и расстались. Он не провожал ее.

Из краткого содержания «Двое в декабре» можно сделать один вывод — несовпадение душевных состояний приводит к драматическому и нелегкому расставанию, когда в конце отношений невозможность слияния душ не позволяет достичь гармонии судеб.

Смысл произведения «Двое в декабре»

Тридцатилетний успешный юрист вполне доволен своей жизнью: ведь у него все хорошо, его преданно любит молодая и красивая девушка. Он вспоминает, как ему было грустно, когда он был один. И как преобразилась его скучная жизнь, когда он стал встречаться с ней, необычной и таинственной. У него появился смысл жить, радоваться прекрасному и любить.

Но иногда человек бывает эгоистичен. Добившись своего, уйти в сторону, выбрав то, что больше устраивает его.

Таким образом поступает и герой рассказа, выбрав свободу вместо семейного счастья.

Он не готов к серьезным отношениям. Зачем что-то менять? У него все ладится, и все его любят. А при желании можно найти любимую моложе и красивее.

Он даже думает о своем предстоящем летнем отпуске, но без нее. В его мыслях только друзья, с которыми прекрасно проведет время, катаясь в байдарке по реке и живя в палатке среди природы.

Хотя действие в рассказе происходит в декабре, благодаря солнечной погоде создается впечатление, что это вовсе не декабрь, а март. Даже на носу у девушки, как весной, появились первые маленькие веснушки.

В такой замечательный день думается только о хорошем, а когда рядом любимая, то все мирское отходит на второй план, как что-то второстепенное. Хочется любить и дарить счастье любимому человеку.

Но для героини рассказа уже мало одной любви. Она хочет создать с ним семью и постоянно чувствовать его ласку и заботу. Но Он не догадывается о ее потайных мыслях или просто делает вид, что не понимает, почему она грустит, списывая это на ее усталость.

Девушка всеми силами старается скрыть свое душевное страдание, стараясь быть спокойной и всем удовлетворенной, но это у нее плохо выходит. Ей очень трудно сдерживать свои эмоции. И открыто сказать о своем большем желании она не может, боясь Его потерять.

Она пыталась передать свое состояние взглядом, выражением лица. Но, к сожалению, достучаться до него она не смогла. Он так ничего и не понял.

Видимо, мужчина уже утратил тот юношеский запал, когда хочется достичь какой-то высоты, стать знаменитым: поэтом или чемпионом. Его вполне устраивает слаженная спокойная жизнь, и он вовсе не жалеет, что его мечта не сбылась.

Его подруга, всегда добрая и нежная, последнее время выглядит угрюмой и подавленной. Может своей женской интуицией почувствовала, что разлука неизбежна.

Только сказочная зимняя природа ее воодушевляет, поднимает настроение, тогда она стает прежней, его любимой, которую он давно знает.

В своем рассказе автор хочет предостеречь нас от необдуманных действий, призывает беречь свою любовь, быть добрее и отзывчивей.

Смысл финала

Вечерняя электричка подъезжала к Москве. Мужчина подумал, что вскоре придется расставаться, но это его не огорчило. Он даже представил на миг ее своей женой, но быстро отогнал эту мысль, размышляя о том, что ему уже тридцать, и молодость, когда ни о чем не задумываешься и быстро принимаешь решения — неизбежно прошла.

Завтра снова наступят рабочие будни, и ему даже стало жаль себя. Потом он почувствовал себя одиноко: снова придется возвращаться в пустой дом, где тебя никто не ждет. И ему очень захотелось стать более внимательным и чутким к ней. Но приехав на вокзал, влюбленные торопливо простились и разошлись в разные стороны. В их отношениях почувствовался декабрьский холод. Возможно это была их последняя встреча.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Тест по рассказам Е. И.
Носова «Кукла», «Живое пламя»

№ 1. Назовите годы жизни Е. И. Носова:

а) 1925 – 2002; б) 1895 – 1978; в)
1940 – 2000.

№ 2. В первых публикациях рассказ назывался

а) «Игрушка»; б) «Акимыч»; в) «Игра».

№ 3. Возле какой реки раскинулось село
Толмачево?

а) Сейм; б) Сура; в) Кама.

№ 4. Летние ночи рассказчик коротал:

а) на улице; б) на складе; в) в
шалаше.

№ 5. В госпитале какого города лечился
рассказчик?

а) Серпухов; б) Углич; в) Минск.

№ 6. Кто такой Акимыч?

а) перевозчик; б) учитель; в)
охотник.

№ 7. Описывая заросшую и захламленную реку, автор
поднимает проблему:

а) экологическую; б) взросления человека; в)
благодарности всему живому.

№ 8. Где лежала кукла?

а) на асфальте; б) в придорожном кювете; в)
в мусорном ящике.

№ 9. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным,
потому что:

а) напомнил военное время; б) дети не жалеют
игрушек; в) люди засоряют окружающую среду.

№ 10. В госпитале какого города лечился Акимыч?

а) Серпухов; б) Углич; в) Минск.

№ 11. В рассказе говорится, что реки раньше
были …

а) шире; б) уже; в) глубже.

№ 12. От школьной ограды начиналась…

а) речная луговина; б) лесопосадка; в)
болото.

№ 13. В основе сюжета произведения:

а) фантастика; б) жизненная ситуация; в) сочетание
фантастики и реальности.

№ 14. Какие
птицы в рассказе Е. И. Носова «Кукла» «против древнего обезглавленного кургана
всегда парили»?

а) орлы; б)
коршуны; в) соколы.

№ 15. Какая
рыба бала «матерым хозяином» «одной заветной ямы», о которой говорится в
рассказе Е. И. Носова «Кукла»?

а) сом; б)
щука; в) карась.

№ 16. Какой
глубины была «одна заветная яма», о которой говорится в рассказе Е. И. Носова
«Кукла»?

а) 6 – 7
метров; б) 10 – 11 метров; в) больше 15 метров.

№ 17. Какая
особенность не относится к Акимычу?

а) Он носил
очки; б) он ходил хромая; в) иногда терял дар речи.

№ 18. Что
объединяло автора и Акимыча?

а) участие в
войне; б) забота о природе; в) родственные связи.

№ 19. Какие
деревья росли вдоль школьной ограды, мимо которой шли автор и Акимыч?

а) сосны; б)
дубы; в) ивы.

№ 20. А12. Как
заканчивается фраза, произнесенная Акимычем: «Чему же ты научишь, какой
красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя (…)»?

а) черна; б)
глуха; в) равнодушна.

№ 21. Что
сделали с истерзанной куклой автор и Акимыч?

а) сожгли; б)
похоронили; в) починили.

№ 22. Что
символизирует описанный в рассказе случай, произошедший с куклой?

а) общее
запустение сёл, деревень, небольших городов; б) неблагоприятную
экологическую обстановку; в) что люди стали более жестокими и
бессердечными.

№ 23. Что имел
в виду Акимыч, когда говорил: «Всего не закопать…»?

а) все
последствия войны; б) все поломанные игрушки и мусор у дороги; в)
жестокость людей, совершивших этот поступок.

№ 24. К какому
роду литературы относится рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»?

а) эпос; б)
лирика; в) драма.

№ 25. На чем
сидела тетя Оля и раскладывала семена?

а) на
пеньке; б) на скамейке; в) на завалинке.

№ 26. Какое
отчество было у тети Оли?

а) Ивановна;
б) Петровна; в) Сергеевна.

№ 27. Почему
стало пусто на клумбе без маков, посаженных автором рассказа «Живое пламя»?

а) потому
что остальные цветы быстро завяли; б) потому что маки были самыми яркими
и запоминающимся; в) потому что там ничего не росло, кроме маков.

№ 28. В память о
ком тетя Оля посадила целую клумбу маков?

а) о сыне; б)
о муже; в) о брате.

Ключ
к тесту:


1. а.


2. б.


3. а.


4. в.


5. а.


6. а.


7. а.


8. б.


9. а.


10. б.


11. в.


12. а.


13. б.


14. б.


15. а.


16. а.


17. б.


18. а.


19. в.


20. б.


21. б.


22. в.


23. в.


24. а.


25. в.


26. б.


27. б.


28. а.

Тест по рассказам Е. И.
Носова «Кукла», «Живое пламя»

№ 1. Назовите годы жизни Е. И. Носова: а)
1925 – 2002; б) 1895 – 1978; в) 1940 – 2000.

№ 2. В первых публикациях рассказ назывался
…: а) «Игрушка»; б) «Акимыч»; в) «Игра».

№ 3. Возле какой реки раскинулось село
Толмачево? а) Сейм; б) Сура; в) Кама.

№ 4. Летние ночи рассказчик коротал: а)
на улице; б) на складе; в) в шалаше.

№ 5. В госпитале какого города лечился
рассказчик? а) Серпухов; б) Углич; в) Минск.

№ 6. Кто такой Акимыч? а) перевозчик; б)
учитель; в) охотник.

№ 7. Описывая заросшую и захламленную реку, автор
поднимает проблему: а) экологическую; б) взросления человека; в)
благодарности всему живому.

№ 8. Где лежала кукла? а) на асфальте; б) в
придорожном кювете; в) в мусорном ящике.

№ 9. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным,
потому что: а) напомнил военное время; б) дети не жалеют игрушек;
в) люди засоряют окружающую среду.

№ 10. В госпитале какого города лечился Акимыч? а) Серпухов; б)
Углич; в) Минск.

№ 11. В рассказе говорится, что реки раньше
были …: а) шире; б) уже; в) глубже.

№ 12. От школьной ограды начиналась…: а) речная
луговина; б) лесопосадка; в) болото.

№ 13. В основе сюжета произведения: а) фантастика; б)
жизненная ситуация; в) сочетание фантастики и реальности.

№ 14. Какие
птицы в рассказе Е. И. Носова «Кукла» «против древнего обезглавленного кургана
всегда парили»? а) орлы; б) коршуны; в) соколы.

№ 15. Какая
рыба бала «матерым хозяином» «одной заветной ямы», о которой говорится в
рассказе Е. И. Носова «Кукла»? а) сом; б) щука; в) карась.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по рассказам Е. И.
Носова «Кукла», «Живое пламя»

№ 1. Назовите годы жизни Е. И. Носова: а)
1925 – 2002; б) 1895 – 1978; в) 1940 – 2000.

№ 2. В первых публикациях рассказ назывался
…: а) «Игрушка»; б) «Акимыч»; в) «Игра».

№ 3. Возле какой реки раскинулось село
Толмачево? а) Сейм; б) Сура; в) Кама.

№ 4. Летние ночи рассказчик коротал: а)
на улице; б) на складе; в) в шалаше.

№ 5. В госпитале какого города лечился
рассказчик? а) Серпухов; б) Углич; в) Минск.

№ 6. Кто такой Акимыч? а) перевозчик; б)
учитель; в) охотник.

№ 7. Описывая заросшую и захламленную реку, автор
поднимает проблему: а) экологическую; б) взросления человека; в)
благодарности всему живому.

№ 8. Где лежала кукла? а) на асфальте; б) в
придорожном кювете; в) в мусорном ящике.

№ 9. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным,
потому что: а) напомнил военное время; б) дети не жалеют игрушек;
в) люди засоряют окружающую среду.

№ 10. В госпитале какого города лечился Акимыч? а) Серпухов; б)
Углич; в) Минск.

№ 11. В рассказе говорится, что реки раньше
были …: а) шире; б) уже; в) глубже.

№ 12. От школьной ограды начиналась…: а) речная
луговина; б) лесопосадка; в) болото.

№ 13. В основе сюжета произведения: а) фантастика; б)
жизненная ситуация; в) сочетание фантастики и реальности.

№ 14. Какие
птицы в рассказе Е. И. Носова «Кукла» «против древнего обезглавленного кургана
всегда парили»? а) орлы; б) коршуны; в) соколы.

№ 15. Какая
рыба бала «матерым хозяином» «одной заветной ямы», о которой говорится в
рассказе Е. И. Носова «Кукла»? а) сом; б) щука; в) карась.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по рассказам Е. И.
Носова «Кукла», «Живое пламя»

№ 1. Назовите годы жизни Е. И. Носова: а)
1925 – 2002; б) 1895 – 1978; в) 1940 – 2000.

№ 2. В первых публикациях рассказ назывался
…: а) «Игрушка»; б) «Акимыч»; в) «Игра».

№ 3. Возле какой реки раскинулось село
Толмачево? а) Сейм; б) Сура; в) Кама.

№ 4. Летние ночи рассказчик коротал: а)
на улице; б) на складе; в) в шалаше.

№ 5. В госпитале какого города лечился
рассказчик? а) Серпухов; б) Углич; в) Минск.

№ 6. Кто такой Акимыч? а) перевозчик; б)
учитель; в) охотник.

№ 7. Описывая заросшую и захламленную реку, автор
поднимает проблему: а) экологическую; б) взросления человека; в)
благодарности всему живому.

№ 8. Где лежала кукла? а) на асфальте; б) в
придорожном кювете; в) в мусорном ящике.

№ 9. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным,
потому что: а) напомнил военное время; б) дети не жалеют игрушек;
в) люди засоряют окружающую среду.

№ 10. В госпитале какого города лечился Акимыч? а) Серпухов; б)
Углич; в) Минск.

№ 11. В рассказе говорится, что реки раньше
были …: а) шире; б) уже; в) глубже.

№ 12. От школьной ограды начиналась…: а) речная
луговина; б) лесопосадка; в) болото.

№ 13. В основе сюжета произведения: а) фантастика; б)
жизненная ситуация; в) сочетание фантастики и реальности.

№ 14. Какие
птицы в рассказе Е. И. Носова «Кукла» «против древнего обезглавленного кургана
всегда парили»? а) орлы; б) коршуны; в) соколы.

№ 15. Какая
рыба бала «матерым хозяином» «одной заветной ямы», о которой говорится в
рассказе Е. И. Носова «Кукла»? а) сом; б) щука; в) карась.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

№ 16. Какой
глубины была «одна заветная яма», о которой говорится в рассказе Е. И. Носова
«Кукла»? а) 6 – 7 метров; б) 10 – 11 метров; в) больше 15
метров.

№ 17. Какая
особенность не относится к Акимычу? а) Он носил очки; б) он ходил
хромая; в) иногда терял дар речи.

№ 18. Что
объединяло автора и Акимыча? а) участие в войне; б) забота о
природе; в) родственные связи.

№ 19. Какие
деревья росли вдоль школьной ограды, мимо которой шли автор и Акимыч? а)
сосны; б) дубы; в) ивы.

№ 20. Как
заканчивается фраза, произнесенная Акимычем: «Чему же ты научишь, какой
красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя (…)»? а) черна; б)
глуха; в) равнодушна.

№ 21. Что
сделали с истерзанной куклой автор и Акимыч? а) сожгли; б)
похоронили; в) починили.

№ 22. Что
символизирует описанный в рассказе случай, произошедший с куклой? а)
общее запустение сёл, деревень, небольших городов; б) неблагоприятную
экологическую обстановку; в) что люди стали более жестокими и
бессердечными.

№ 23. Что имел
в виду Акимыч, когда говорил: «Всего не закопать…»? а) все последствия
войны; б) все поломанные игрушки и мусор у дороги; в) жестокость
людей, совершивших этот поступок.

№ 24. К какому
роду литературы относится рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»? а) эпос; б)
лирика; в) драма.

№ 25. На чем
сидела тетя Оля и раскладывала семена? а) на пеньке; б) на
скамейке; в) на завалинке.

№ 26. Какое
отчество было у тети Оли? а) Ивановна; б) Петровна; в)
Сергеевна.

№ 27. Почему
стало пусто на клумбе без маков, посаженных автором рассказа «Живое пламя»? а)
потому что остальные цветы быстро завяли; б) потому что маки были самыми
яркими и запоминающимся; в) потому что там ничего не росло, кроме маков.

№ 28. В память о
ком тетя Оля посадила целую клумбу маков? а) о сыне; б) о муже; в)
о брате.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

№ 16. Какой
глубины была «одна заветная яма», о которой говорится в рассказе Е. И. Носова
«Кукла»? а) 6 – 7 метров; б) 10 – 11 метров; в) больше 15
метров.

№ 17. Какая
особенность не относится к Акимычу? а) Он носил очки; б) он ходил
хромая; в) иногда терял дар речи.

№ 18. Что объединяло
автора и Акимыча? а) участие в войне; б) забота о природе; в)
родственные связи.

№ 19. Какие
деревья росли вдоль школьной ограды, мимо которой шли автор и Акимыч? а)
сосны; б) дубы; в) ивы.

№ 20. Как
заканчивается фраза, произнесенная Акимычем: «Чему же ты научишь, какой
красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя (…)»? а) черна; б)
глуха; в) равнодушна.

№ 21. Что
сделали с истерзанной куклой автор и Акимыч? а) сожгли; б)
похоронили; в) починили.

№ 22. Что
символизирует описанный в рассказе случай, произошедший с куклой? а)
общее запустение сёл, деревень, небольших городов; б) неблагоприятную
экологическую обстановку; в) что люди стали более жестокими и
бессердечными.

№ 23. Что имел
в виду Акимыч, когда говорил: «Всего не закопать…»? а) все последствия
войны; б) все поломанные игрушки и мусор у дороги; в) жестокость
людей, совершивших этот поступок.

№ 24. К какому
роду литературы относится рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»? а) эпос; б)
лирика; в) драма.

№ 25. На чем
сидела тетя Оля и раскладывала семена? а) на пеньке; б) на
скамейке; в) на завалинке.

№ 26. Какое
отчество было у тети Оли? а) Ивановна; б) Петровна; в)
Сергеевна.

№ 27. Почему
стало пусто на клумбе без маков, посаженных автором рассказа «Живое пламя»? а)
потому что остальные цветы быстро завяли; б) потому что маки были самыми
яркими и запоминающимся; в) потому что там ничего не росло, кроме маков.

№ 28. В память о
ком тетя Оля посадила целую клумбу маков? а) о сыне; б) о муже; в)
о брате.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

№ 16. Какой
глубины была «одна заветная яма», о которой говорится в рассказе Е. И. Носова
«Кукла»? а) 6 – 7 метров; б) 10 – 11 метров; в) больше 15
метров.

№ 17. Какая
особенность не относится к Акимычу? а) Он носил очки; б) он ходил
хромая; в) иногда терял дар речи.

№ 18. Что
объединяло автора и Акимыча? а) участие в войне; б) забота о
природе; в) родственные связи.

№ 19. Какие
деревья росли вдоль школьной ограды, мимо которой шли автор и Акимыч? а)
сосны; б) дубы; в) ивы.

№ 20. Как
заканчивается фраза, произнесенная Акимычем: «Чему же ты научишь, какой
красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя (…)»? а) черна; б)
глуха; в) равнодушна.

№ 21. Что
сделали с истерзанной куклой автор и Акимыч? а) сожгли; б)
похоронили; в) починили.

№ 22. Что
символизирует описанный в рассказе случай, произошедший с куклой? а)
общее запустение сёл, деревень, небольших городов; б) неблагоприятную
экологическую обстановку; в) что люди стали более жестокими и
бессердечными.

№ 23. Что имел
в виду Акимыч, когда говорил: «Всего не закопать…»? а) все последствия
войны; б) все поломанные игрушки и мусор у дороги; в) жестокость
людей, совершивших этот поступок.

№ 24. К какому
роду литературы относится рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»? а) эпос; б)
лирика; в) драма.

№ 25. На чем
сидела тетя Оля и раскладывала семена? а) на пеньке; б) на
скамейке; в) на завалинке.

№ 26. Какое
отчество было у тети Оли? а) Ивановна; б) Петровна; в)
Сергеевна.

№ 27. Почему
стало пусто на клумбе без маков, посаженных автором рассказа «Живое пламя»? а)
потому что остальные цветы быстро завяли; б) потому что маки были самыми
яркими и запоминающимся; в) потому что там ничего не росло, кроме маков.

№ 28. В память о
ком тетя Оля посадила целую клумбу маков? а) о сыне; б) о муже; в)
о брате.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 (По  рассказу Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели
урока:
познакомить учащихся с рассказом Е. И.
Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и
анализа художественного произведения, умение работать со справочной
литературой,   воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство
благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование:
1) Компьютер. 2)  Презентация. 3) Тексты
рассказа Е. Носова «Живое пламя». 4) С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый
словарь русского языка. 5) Толковый словарь живого великорусского языка
Владимира Даля.     6) Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.

Эпиграф к уроку:

Я только хочу, чтобы вы, мужчины
и женщины,

бывшие солдаты и солдатские
жёны, участники и

очевидцы, пока ещё живы,
передали бы своим

детям и внукам священную память
о павших из

рук в руки, от сердца к сердцу.

Е.Носов

Слайд №1

Эмоциональный
настрой на урок

1.Звучит
песня Ю. Антонова «Маки»

Добрый
день, ребята! Сегодняшний урок, как Вы уже поняли, непростой.  Наш урок-это
урок память. Память тем, благодаря которым, вот уже 75 лет  над нами голубое
мирное небо.       

 Война…
Скольких судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Скольких
оставила  лежать на необозримых российских полях  и сколько жизней
перековеркала!

Слайд №2

Мотивация
на учащихся на учебную деятельность. Введение в тему урока

Учитель зажигает
свечу.


Когда мы обычно зажигаем свечи?


Что символизирует свеча?

Огонь
во все времена считался символичным, священным для людей. Его оберегали в
древности, его почитали, считалось, что огонь очищает душу человека, и может
смести и уничтожить всё на своём пути. Именно поэтому перед огнём
благоговели, его же и боялись. Историки находят свидетельства того, что огонь
наши предки зажигали тогда, когда необходимо было почтить умерших людей.
Такие ритуальные особенности огня перешли и в наше время.

Свеча
догорает, память остаётся.


Память! Что это? Наказанье или дар божий?


Может ли жизнь без неё быть полноценной?

Работа
над понятием «ПАМЯТЬ».

Составление «энциклопедии» слова.

Работа
с высказываниями.

1группа

Задание:
вставьте пропущенное слово в данных ниже высказываниях:

1.Единственное
сокровище человека — это его …. Лишь в ней — его богатство или бедность.
(Адам Смит)

2.
Потерял … — потерял себя.( Пословица.)

5.
Без … наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее
безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн)

2
группа

Работа
со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Приложение.

-Познакомьтесь
со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Какое определение вам кажется более
удачным?

3
группа

Вспомните,
что называется эпитетом. (Эпитет — это образное определение, которое
дает художественную характеристику явлению или предмету.)

-Подберите
эпитеты к слову ПАМЯТЬ. Работа со словарной статьёй слова ПАМЯТЬ. В
словаре приведено около 100 эпитетов к слову. Выберите понравившиеся эпитеты.

В
течение сегодняшнего урока должны будете себя оценивать. Перед вами лежат
листы самооценки. В первой колонке – вид работы, за которую вы себя
оцениваете, в других – варианты оценки. Из предложенных вариантов, выберите
тот, который более вам подходит, и обведите его в кружок, не забывайте в
пятой колонке  писать выводы и заметки, почему что-то у вас не удалось

Слайд №3

Работа в
группах

Тема
урока, цели:

-Ребята!
Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше
запоминается? Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется
вспоминать, и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

Сегодня,
ребята, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны
— Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения
Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему
памяти  и решает её  на страницах своего произведения.

Отработка
умений и навыков по теме, осмысление прочитанного

1.Подготовленое
сообщение учащегося о писателе

Евгений
Иванович Носов родился 15 января

 1925и
года в селе Толмачёво, недалеко от

 Курска.
18-летним пареньком в 1943 году ,

 расставшись
с родными местами, Е.И.Носов

 ушёл на
фронт, сражался в составе

противотанковой
бригады. На подступах к

 Кёнигсбергу
в 1945 году был тяжело ранен и

 осенью
того же года вернулся домой. С

 мыслью
об учёбе в 9 классе пришлось

 расстаться
сразу же. «Помню, — пишет позднее

 Евгений
Иванович, — когда я впервые зашёл в

 класс в
гимнастёрке и при боевых орденах, все

 встали,
думали, что я новый учитель…»

 Е.И.Носов
был награждён двумя орденами

 Отечественной
войны I степени, орденом

 Красной
Звезды, медалями «За отвагу», «За

 победу
над Германией». Сначала он работает

 художником-оформителем
в газете, затем

 литературным
сотрудником.

Всё
пережитое, увиденное, запомнившееся – и

 детство,
и война, и послевоенные судьбы

 родной
страны — вновь начало проходить

 перед
духовным

 взором
Е.И.Носова, оживать в особом,

 преображённом
виде и складываться в единую

 книгу о
всей России.

В 1958
году он издаёт первую книгу рассказов

 «На
рыбачьей тропе», куда вошли рассказы:

 «Белый
гусь», «Трудный хлеб», «Радуга».

Рассказ
«Живое пламя» тоже входит в сборник

 «На рыбачьей
тропе», именно в нём звучит

 тема
памяти.
 Е. И. Носов  был награждён

 Орденами
Ленина и Отечественной войны,

 медалями.
В 1975 году писатель был удостоен

 Государственной
премии РСФСР, в 1996 году

 Международной
премии имени М. А.

Шолохова
в области литературы и искусства.

Умер
писатель 13 июня 2002 года, похоронен в

 Курске.

Слайд №4

Выполнение
действий

Прослушайте
рассказ, внимательно следя по тексу. Во время прослушивания вы должны в паре
составить два вопроса, которые помогут нам проанализировать текст, определить
его проблему, его главную идею.

Чтение рассказа
учителем.

Аналитическая
беседа по вопросам детей. (Учитель задаёт дополнительные наводящие вопросы).

(оцените свою
работу)

Прочитайте
описание клумбы, составьте карточки с названием цветов в том порядке, в каком
они росли на клумбе тети Оли. Переверните карточки и ответьте на вопрос что
символизируют маки? С какой целью Носов выбрал именно маки? Какое пламя
ассоциируется с памятью в наше время, напоминающее о страшных годах ВОВ?
Только ли внешний вид объединяет маки и пламя? Что хотел сказать Носов своим
произведением? К чему он нас призывает?

(Видео «Реквием. Помните» Рождественский)

Поставьте
оценки в своих картах.

9  -Сумел ли Е.
Носов на страницах небольшого

 произведения
показать жестокость войны?

В  Война –
величайшая трагедия.

К  Когда
произносишь это слово, в мыслях

    встают
разрушенные города, вспышки ракет и

    зарево
пожарищ, в ушах возникает бесконечно

     тяжелый
грохот бомбежек…

В В рассказе Е.
И. Носова нет описаний военных

    событий, и о
войне автор упоминает вскользь.

    Всего лишь
несколько предложений передают

     весь ужас
войны. Сын тёти Оли геройски

   погиб,
короткая у него была жизнь, зато в

     полную силу
прожита. А сколько молодых

     людей не
вернулось с войны! В памяти

    близких и их
боевых товарищей они остались

     вечно
молодыми.

Д

Прослушивание
текста.

Работа в парах
— составление вопросов: 3 пары- о маках,

3 пары – о тёте
Оле;

3 пары — о
рассказчике;

3 пары – о сыне
тёти Оли.

Слайд №5

Слайд №6

Анализ
результата. Вывод.

О
погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли,

 мы
узнаем из последних строк рассказа. Эти

 строки
являются ключевыми в произведении

 Носова.
Память о погибших в Великой

 Отечественной
войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и

 безымянные
бойцы, не пришедшие с фронта,

 возвращаются
в нашу жизнь дуновением

 легкого
ветерка, лазоревым тихим утром,

 разросшимся
под окном жасминовым кустом

 или
ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Прошло 75
лет, как закончилась Великая

 Отечественная
война, но её эхо до сих пор не

 затихает
в людских душах. Мы  не имеем

 права
забыть ужасы войны, чтобы они не

 повторились
вновь. Мы не имеем права

 забыть
тех солдат, которые погибли ради того,

 чтобы
мы сейчас жили. Мы обязаны всё

помнить,
чтобы извлечь для себя уроки из

 прошлого
на настоящее и будущее. Мы

 обязаны
всё помнить, чтобы жить.

Звучит
песня «От героев былых времен…»

Минута
молчания

Домашнее задание:

Запишите домашнее задание на выбор:

1.      Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2.      Подготовить рассказ  о родственниках, которые воевали в годы Великой
Отечественной войны.

3.      Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4.      Подготовьте развернутый ответ на вопрос 

   «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что
это проблема нашего времени?»

Сдайте листы самооценки. Оценки за урок.

Слайд №7

1)  Русские
писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

2)  Н.
Л. Крупина, Н. А. Соснина «Сопричастность времени». Москва, Просвещение, 1992.

3)  В.
С. Россинская «Не дать погаснуть живому огню». Журнал  «Литература в школе», №
3, 1995 г.

   Урок литературы (по рассказу Е.И. Носова « Живое
пламя»)

 Тема: «Не дать погаснуть живому огню» 

  Цели : познакомить с идейно — художественным своеобразием рассказа
Е.И. Носова « Живое пламя»; способствовать развитию навыков работы с
лексикографической литературой; продолжить работу над развитием речи учащихся:
формирование коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса;
способствовать развитию мыслительной деятельности: умение анализировать
прозаический текст, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать умение
работать в коллективе: в парах, в группах; воспитывать чувства ответственности
за результат групповой работы, стремление к успешности; воспитывать чувство
сопричастности к героическому прошлому Отечества: уважение к ветеранам, к славным
традициям страны, способствовать эстетическому вкусу учащихся.

Задачи:  

ü
обучать
навыкам анализа рассказа Е. И. Носова «Живое пламя».

ü
Воспитывать у
школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в
годы Великой Отечественной войны.

ü
 Формировать
творческую личность, способную к эмоционально- эстетическому и нравственному
осмыслению жизни.

ü
 Развивать
критическое мышление, речь учащихся, интуицию, речемыслительную деятельность
учащегося.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: уметь  оценивать себя и окружающих, оказывать помощь;
осознавать потребность и готовность к самообразованию

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, формулировать свою
точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения
коммуникативных задач.

Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели;
оценивать правильность выполнения действий; уметь выполнять учебные действия,
планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, работать самостоятельно в
группе.

Тип урока: урок открытия новых знании

Технологии: информационно-коммуникативные
технологии, кейс-технология, технология развития критического мышления.

Ресурсы:
Литература 7 класс, ч.2. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Презентация
«Живое пламя», фрагмент фильма «В бой идут одни старики», Толковый словарь
Ожегова, Толковый словарь В.И. Даля, Большой толковый словарь АН, Школьный
толковый словарь Лапатухина.

Методы обучения:   

ü по источнику передачи и
восприятия информации: словесные, наглядные, практические;

ü по степени самостоятельности
мышления обучающихся: проблемно- поисковые;

ü по стимулированию интереса к
учению: опережающие задания, создание ситуации занимательности через
использование мультимедийной презентации;

ü методы контроля:
взаимоконтроль, самоконтроль

«Я
только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны,
участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам
священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу».

 Е.
Носов «Шопен, соната номер два»

Ход урока

1.Орг. этап

2.Актуализация знаний. Мотивация.

Учитель зажигает свечу. (Звучит песня «За того парня»)

— Когда мы обычно зажигаем свечи?  Что символизирует свеча?

 Огонь во все времена считался символичным, священным для людей. Его
оберегали в древности, его почитали, считалось, что огонь очищает  душу
человека,  и может смести и уничтожить всё на своём пути. Именно поэтому перед
огнём благоговели, его же и боялись. Историки находят свидетельства того, что
огонь наши предки зажигали тогда, когда необходимо было почтить   умерших
людей. Такие ритуальные особенности огня перешли и в наше время. 

   Свеча догорает,  память остаётся.

   — Память! Что это? Наказанье или дар божий?

 — Может ли жизнь без неё быть полноценной?

3. Проверка сформированности предметных и метапредметных
компетенций

Работа в парах. Работа над понятием «ПАМЯТЬ».
Составление «энциклопедии» слова.

. Задание: вставьте пропущенное
слово в высказываниях:

1.  …  —  это сокровищница и
опекунша всего в мире. (Цицерон)

2. Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего.  

                                                                        
(Т. Котарбиньский)

3. Потерял … — потерял себя.
Пословица.

4. Единственной мерой времени
является  …  .  (В. Гжегорчик)

5. Без …  наше прошлое было бы
мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом.  (С.
Л. Рубинштейн)

Работа со словарными статьями
слова ПАМЯТЬ. Приложение.

-Познакомьтесь со словарными
статьями слова ПАМЯТЬ. Какое  определение вам кажется более удачным?

-Вспомните, что называется
эпитетом.
(Эпитет — это
образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или
предмету.)

-Подберите эпитеты к слову
ПАМЯТЬ.

Как
вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается?
Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется вспоминать, и, наоборот,
к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

-Ответить на эти вопросы сразу трудно. Вам поможет рассказ Е. И.Носова

 « Живое пламя».

-Сегодня  на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории
нашей страны — Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с
рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель
поднимает тему памяти  и решает её  на страницах своего произведения. Тема памяти – основная тема нашего урока..

«Мозговой штурм» Проблемный вопрос: Почему Носов свой рассказ назвал
«Живое пламя»?

— Как слово память связано со словом огонь?  А со
словом маки?

4. Формулировка вместе с уч-ся темы и цели урока.

Звучит песня «За того
парня»

— Прочитайте эпиграф к уроку Как вы понимаете эти слова?

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и
женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы,
…передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от
сердца к сердцу». Е. Носов «Шопен, соната номер два»

— Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной
войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на
переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с нами.

— О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в
литературу навсегда. Война, кончившаяся давно , мучила Носова болью памяти,
болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами
своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в
нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым
лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».


Прочитайте последний абзац   рассказа. Какие слова вы бы взяли для определения
нашей темы урока, помните, что они должны раскрывать понятие память.

— Запишите тему
урока и эпиграф: «Не дать погаснуть живому огню»

(Тема Памяти в
рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»)

— Какую
проблему мы должны решить на уроке?

(Почему Носов свой
рассказ назвал «Живое пламя»?  Как слово память связано со словом огонь? А со
словом маки?   Память – огонь – маки.

5.Организация
процесса восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации нового
материала

Знакомство
с жизнью и творчеством писателя (сообщение учащегося о Е. И. Носове).

Презентация.

Носов
Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в
семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его
промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать
на хлеб. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943
года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска,
стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на
Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8
февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в
Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы». После войны Носов
продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно
обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем,
литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая
книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».т В 1961 году возвращается в
Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных
курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения
«Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце». Е. И.
Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975
году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году —
Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня
2002 года, похоронен в Курске.

Аналитический анализ  рассказа

-Какому событию посвящен этот
рассказ?  (ВОВ)

-Образ какого цветка запечатлен в
этом рассказе? (мак)                                    

Вызов.

 Сейчас давайте поразмышляем: 

·       
Согласны ли вы с тем, что
некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека? (роза-любовь,
хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.)

·       
Согласны ли вы с тем, что
в определённой ситуации человек может,  не задумываясь,  пожертвовать своей
жизнью ради других людей?

·       
Согласны ли вы с тем, что 
память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых
людей?

(После объявления  «ситуации-вызова» на доску вывешивается табличка
(слова-таблички). В конце урока учитель возвращает внимание учеников к этим
табличкам с тем, чтобы проверить их первоначальные утверждения.)

Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или
опровергнуть их

6. Обучение учащихся деятельности по изучению и
овладению содержанием нового материала, умениям и навыкам учиться

 Осмысление

— Итак, мы сказали, что в центре рассказа образ цветка, мака

-Как вы считаете, почему тётя Оля занималась разведением цветов? (Чтобы
унять душевную боль.)


Почему же тётя Оля не любила  маки?(зачитать) Ну, какой из маков цвет! —
убежденно ответила она. — Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами
сеют…

-Цветом он всего два дня бывает, — упорствовала Ольга Петровна. — Для
клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит
эта самая колотушка и только вид портит.

Как маки все-таки оказались на клумбе у т. Оли? Выразительно прочитайте
описание клумбы

(Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю
расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами
очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол —
скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым
ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных
глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских
красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы,
над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу
солнцу три тугих,  тяжелых бутона).

-Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?

-Каким цветам автор уделяет особое внимание?

-Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно
волновали сердце героя, как и маки?
Презентация. Слайд 6.

(Сконцентрировав внимание на подробном описании клумбы, Носов тем самым
намечает два противоположных, контрастных образа: образ мака и всех остальных
цветов. В рассказе “цветочная аристократия” “кажется настоящим ковром”, если
рядом – маки. Но без них “сразу на пышной клумбе стало пусто”).

-Какие художественные приёмы использует автор при описании маков?

(Эпитеты, сравнения, метафоры)

-Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают
отцветший мак.

(..Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело
полыхающими на ветру языками пламени.  Легкий ветер чуть колыхал, солнце
пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали
трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит
только прикоснуться — сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними
померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая
цветочная аристократия…)

-Как показана недолгая красота маков?

(..  Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг
осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто…

-Назовите глаголы, передающие действие маков.)

-Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

-Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении
какого-либо признака, называется градация.

— какие ассоциации у вас возникают, когда произносим слова  «пламенели
– осыпались – погасли»?
О чем мы так говорим?( об огне, пламени)

-Итак, читая здесь  о маках, вы вспоминаете огонь.

7.Закрепление
новых знаний и умений.

Сообщение учащегося «Легенда о маках»

  Красный мак – символ Памяти.   О происхождении мака существует много
легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно
убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте
Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови. 
Считается, что семена мака любят, когда землю «беспокоят»: они могут
годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву
перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения,
после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших
товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не
видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти
погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой
дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой
войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные
искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам
войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же
приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

-Вот такие цветы –маки-символ памяти. А т. Оле маки напоминали о ее
сыне

-Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

8. Проверка
понимания сущности новых понятий.

Как
вы понимаете слова тёти Оли:

— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я
как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без
оглядки, в полную силу прожита.  И у людей так бывает…

-Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

-О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли
этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете
Алексея?

 —Вот
такой портрет Алексея висел в комнате

-И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих
детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом
«Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно
подвиг Алексея. О событиях воины 1941-1945гг. написано много книг, снято много
фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой
идут одни старики» (просмотр отрывка)

·       
Как вы думаете, страшно ли
солдату, который идет на такой поступок?

·       
Хочется ли умирать
молодым? Почему они это делали?

·       
Каким же должен быть 
человек, способный на такой поступок?

  —Изменила
ли т.Оля  свое отношение к макам? ? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка,
но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою
жизнь во имя жизни других.)

 Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека?

Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? Почему же живым называет
рассказчик огонь полыхающих цветов?

(О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних
строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о
погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем
незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта,
возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром,
разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе)

Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что
символизирует образ « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего
«трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

(Это символ возвышенного, восторженного,
героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными
факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся
лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы,
лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и
сгоревшего «без оглядки».)

Фрагмент фильма «В бой идут одни старики»

 Презентация. Слайд 7. 

Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец
рассказа?

(Любуясь «большим костром маков», автор
наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё
новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он
напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)

Почему рассказ так озаглавлен?

(Героическое продолжает жить среди нас, в
нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа»,
«вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)

— Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать
жестокость войны?

В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне
автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас
войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную
силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны!

9. Творческое применение нового материала
на практике  Сообщение  о Н. В. Поповой

— Прочитать заключительные строки рассказа. Каким эмоциональным настроением
проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли
подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть
живому огню”?

— Какие ассоциации вызывает у вас образ живого огня?( ассоциируется с
вечным огнем)

— Какова  же главная мысль рассказа Носова?  

 Содержание рассказа  подчинено главной мысли: память о погибших в
Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей.
Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь…
дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном
жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе. Жизнь человека так
же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека,
отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся
молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы
очищения. И если в начале рассказа перед нами всего несколько маков, то в
финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь.
Знак вечной памяти и молчания Мы чувствуем возвышенное, священное
состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе.  И
память о подвиге нашего народа священна. Рассказ прочитан, анализ
образов проведен.  Вспомним основную цель урока: можно ли по одному эпизоду из
жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям. (возвращаемся к
началу урока )

— О каких истинных ценностях
из эпизода смерти Алексея мы можем говорить?
(Любовь к Родине. Память. Подвиг во
имя жизни других людей).

Какими будут ваши дальнейшие
жизненные ориентиры решать вам.

Задание по выбору  Выразите своё отношение к
этим ценностям в синквейне.

Заполните  эту карточку.

1

Кто? Что?

1 существительное

Память

2

Какой?

2 прилагательных

Грустная,
угнетающая

3

Что делает?

3 глагола

Живет, 
беспокоит, угнетает.

4

Что автор думает о теме?

Фраза из 4 слов

Жить с
ней нелегко.

5

Кто? Что?

 Новое звучание

темы

1 существительное

Воспоминание

ИЛИ    раскрасить
рисунок  мак- символ вечного огня  и написать свое обращение к  потомкам, чтобы
они помнили о всех погибших в годы ВОВ и пронесли память через все свои годы и
передали своим детям и внукам. 

Тест
по произведению Е. И. Носов. 
«Живое  пламя».

1.     Жанр  произведения

A.  
очерк;
б.воспоминания;  в. рассказ

2.     Название  произведения:

A.  Определяет его тематику;

B.   Метафорически воссоздает образ
сына;

C.   Указывает на источник
авторского вдохновения;

3.     В этом произведении звучат
голоса:

A.  одного персонажа;

B.   нескольких;

C.   двух

4.     В основе сюжета произведения:

A.  обычные бытовые сцены;

B.   жизнь тети Оли;

C.   короткая жизнь цветов.

5.     Главная мысль, которой
подчинено содержание произведения:

A.  взаимоотношения людей;

B.   вечная память павшим в Великой
Отечественной войне;

C.  забота об окружающих людях.

6.     В фразе: «Маки слепили
своей озорной, обжигающей яркостью»- используется:

A.  сравнение;

B.   олицетворение;

C.   метафора.

7.     В произведении есть персонажи:

A.   только положительные;

B.   
только
отрицательные;

C.   
и
положительные, и отрицательные

8.     Сказав: » Да,
сгорел…короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И
у людей так бывает…»,- тетя Оля имела в виду:

A.  короткую жизнь мака;

B.   красоту цветка;

C.   судьбу сына.

Ответы:

1.с, 2.в,3.с, 4.с, 5.в, 6.в, 7. а, 8. С    Взаимопроверка.

10. Рефлексия

-Продолжи предложение

  для
меня было важным и интересным на уроке…

  после
урока я поняла…

  мне
было трудно (мне не понравилось)…

 мне
на уроке работалось отлично, комфортно, некомфортно, плохо, хорошо….

  я ещё хочу узнать…

— Оценки

11.Д/З       Дифференцированное

1.    
 Подготовить рассказ  о родственниках, которые
воевали в годы Великой Отечественной войны.

2.    
Подготовьте развернутый
ответ на вопрос «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что это проблема
нашего времени?»

Приложение

«Энциклопедия» слова ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети).
Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить
сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира
Даля.)

ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1.
Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д.
Н. Ушаков. Толковый словарь.)

ПАМЯТЬ. Способность сохранять и
воспроизводить в сознании прежние впечатления; запас хранимых впечатлений. О
хорошей памяти. Баснословная, бесподобная, блестящая, богатая, великолепная,
громадная, ёмкая, замечательная, зоркая, избирательная, изумительная,
исключительная, кибернетическая, колоссальная, крепкая, невероятная, недурная,
недурственная (разг.), незаурядная, неимоверная, необыкновенная, необычайная,
неплохая, нестареющая, обширная, огромная, острая, отличная, отменная,
поразительная, превосходная, прекрасная, редкая, свежая, сильная,
сногсшибательная (разг.), твердая, удивительная, уникальная, упрямая,
феноменальная, фотографическая, хваткая (разг.), хорошая, цепкая, чудесная,
чудная, чуткая. О плохой памяти. Гусиная (разг.), девичья (разг.), дурная
(разг.), дырявая (разг.), капризная, короткая, куриная (разг.), неважная,
незавидная, непрочная, никудышная (разг.), отвратительная, плохая, птичья
(разг.),

Фразеологизмы со словом
ПАМЯТЬ.

Врезаться в  память (хорошо  запомниться). 

Свежо в памяти (еще хорошо  помнится).

Это  на  его  памяти (о чем-нибудь  отдаленном:  он это помнит, был
свидетелем происходившего).

Прийти на память (вспомниться).

Короткая память   (о человеке, который быстро  забывает; 
обычно  о  том,  кто  не  хочет  помнить, вспоминать  что-нибудь).

По старой памяти (в силу прежней  дружбы,  старого  знакомства,
старых отношений).

Хранить в памяти (никогда не забывать).

Память души (то, что глубоко прочувствовано кем-либо,
тяжело пережито).

Вечная память (выражение пожелания всегда помнить
умершего).

  • Рецензия как жанр сочинения 9 класс конспект урока
  • Рецензия на рассказ дубровский
  • Реферат по русскому языку 3 класс рассказ о слове
  • Ресторан сказка спб невский район
  • Ресторан сказка шахерезады спб на московском проспекте