Рецензия на рассказ бедная лиза 9 класс

Рецензия на книгу бедная лиза карамзина 9 класс карамзин по сути своей являлся очень ранимым и чутким человеком, верившим в

Рецензия на книгу Бедная Лиза Карамзина 9 класс

Карамзин по сути своей являлся очень ранимым и чутким человеком, верившим в искреннею любовь, но также верившим в несправедливость этого мира. Это прекрасно видно в его повествовательном произведении “Бедная Лиза”, которое рассказывает нам о девушке, влюбившейся в дворянина, и умершей от неразделённой любви, а точнее, покончившей жизнь самоубийством.

Лиза жила одна со своей матерью, периодически выходя в город для продажи цветов нарванных на полянах. В один из таких походов она встречает дворянина Эраста, который пораженный красотой девушки, проявляет к ней сильный интерес. Затем он навещает её несколько раз, она же в свою очередь влюбляется в него еще сильнее, наивно полагая, что их любовь взаимна. Получив от Лизы что надо, Эраст больше не навещал её. Убитая горем Лиза, в конце концов, ушла из дома и покончила с собой. Таким грустным образом Карамзин описал историю Лизы и Эраста, весьма верно подметив в названии произведения её участь.

Автор достаточно широко описал характеры персонажей и их быт с помощью различных литературных приёмов и троп, что позволяет ещё больше проникнуться к ним, и с сожалением наблюдать за стремительным развитием событий. Своим произведением Карамзин показывает, что может случиться, если необдуманно влюбиться в кого либо, и как реальна и сурова наша жизнь. Неразделенная любовь Лизы буквально задевает читателя за живое, заставляя сочувствовать и сопереживать ей до её кончины, а затем в ярости проклинать Эраста за его чёрствость и лицемерие.

Также описав быт тех времен через литературные тропы, Карамзин показал его таким, какой он есть во всех его красках. Стараясь как можно больше внимания уделять деталям, автор создал удивительный, самобытный мир в таком небольшом произведении, что говорит о высоких литературных навыках писателя.

Повесть “Бедная Лиза” является прекрасным примером, что может произойти от внезапной и глупой влюбленности в первого встречного. Автор хочет донести мысль, что следует более придирчиво и тщательно выбирать тех, кого ты впускаешь в своё сердце, ведь ты никогда не сможешь узнать о последствиях ошибки, не совершив этой ошибки, к сожалению последствия, для Лизы были самыми трагичными.

Рецензия на книгу Бедная Лиза. Вариант 2

Прежде, чем написать что-то в отношении произведения, стоит узнать и понять о чем оно.

Так вот это история о бедной Лизе, которая с малых лет была вынуждена работать и хоть как-то обеспечивать себя и свою больную мать. Но вот однажды она встретила Эраста и, видимо, этой встрече суждено было случиться, ведь молодые люди полюбили друг друга, но как это случается в несчастливых романах – их любви не суждено было продлиться вечно и в один момент все обрушилось. Лиза узнала о якобы измене Эраста и, разумеется, это ранило ее, но ведь она не знала и половины правды, которую Эраст обязан был ей сказать, но не решился, например хотя бы той, что Эраст так и любил до конца своих дней ее одну, просто не мог поступить иначе, ведь он был должен массу денег и другого выхода, кроме как жениться на престарелой барышне, просто не было. Закончилась повесть , как и подобает всем историям с печальным концом, вполне трагичным финалом, бедная девушка не смогла смириться с тем, что ее возлюбленный женится на другой, а он в свою очередь не смог быть счастливым, виня себя до конца своих дней в смерти той, которую по истине любил.

Казалось бы, такая знакомая история, которую описывал не только Карамзин, но и другие авторы. Но о чем она? А ведь ответ так прост. Это история о подлости, на которую люди идут ради решения своих проблем, не думая о том – какую боль они способны своей подлостью причинить тем, кого искренне любят. Это повесть об эгоизме. Да, именно эгоизме, ведь Лиза не смогла смириться с болью от потери Эраста, но, решив свести счеты с жизнью, она не подумала о том, что где-то там ее больная мать , которая просто не сможет жить без нее. Таким образом юное создание погубило уже две жизни, а не только свою, но ведь этого можно было бы и избежать, но, видимо, не суждено.

Таким образом такая простая, но такая сложная история попросту учит нас тому, что не должна корысть идти впереди доброты и счастья, не нужно забывать о том, что вы ответственны за тех, с кем объясняетесь в любви, и всегда стоит помнить, что только вы ответственны за своих близких.

Забывая о других и находя псевдо решение своей проблемы, мы часто допускаем свои главные ошибки в жизни и в конечном итоге теряем все. Но ведь это не правильно, поэтому я считаю, что данная повесть является неплохим примером для молодежи в отношении того, как не стоит вести себя по отношению не только тем, кого ты любишь, но и просто к людям, которым по той или иной причине мы можем нанести вред и боль. Не нужно создавать себе проблем, которые потребуют принятия решений, способных уничтожить других, так и не решив ваших проблем. Не делайте больно, ни себе, ни людям. это не сложно. Гораздо сложнее жить, когда уже ничего не подлежит решению.

9 класс

>Также читают: Другие >Картинка к сочинению Рецензия на книгу Бедная Лиза Карамзинаretsenziya pro bednuyu lizu 1

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Какой поступок можно назвать благородным? (6 класс)

    Современный мир настолько сильно изменился, что многие даже и не знают о том, что такое благородство, и какой поступок можно назвать благородным?

  • Значение Слова о полку Игореве в русской литературе

    Произведение представляет собой исключительную ценность в развитии русской литературы, поскольку является гениальным выражением древнерусского поэтического творения, изобразившего великие исторические события прошлых лет.

  • Сочинение Анализ рассказа Спать хочется Чехова

    Выражение «Краткость – сестра таланта» — это точно про Чехова. Антон Павлович умел в коротеньком рассказе отобразить настолько полную картину жизни современного ему общества, для которой другим писателям

  • Отзыв о пьесе Горе от ума Грибоедова для читательского дневника

    Произведение «Горе от ума» – это гениальная пьеса, написанная Грибоедовым Александром Сергеевичем. Именно благодаря ей он стал известным и уважаемым человеком. Люди до сих пор читают эту пьесу, потому что она актуальна всегда, а особенно в наше время.

  • Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича сочинение

    «Песнь про царя Ивана Васильевича» — легендарная поэма великого писателя Лермонтова. Здесь повествуется о ссоре, которая произошла из-за разных мнений на жизнь

Рецензия на повесть «Бедная Лиза» (Карамзин Н. М.)

У каждого человека есть любимая книга. У кого-то это стихотворное произведение, у кого-то прозаическое. Хорошая книга раскрывает в человеке его лучшие качества.

Моя любимая книга — это повесть «Бедная Лиза». Она произвела коренной переворот общественного сознания и принесла своему автора большой успех. Автор произведения Н.М. Карамзин, один из самых образованных людей конца XVIII — начала XIX века, крупнейший русский писатель-сентименталист.

Название книги говорящее – «Бедная Лиза», из него ясно, что у Лизы трагичная, печальная судьба.

Впервые повесть была опубликована в «Московском журнале» в 1792 году. Она претерпела множество переизданий, что говорит о том, что книга востребована читателями. Передо мной книга издательство детская литература 2009 года. В ней имеется иллюстрации художника Третьякова. В книге 64 страницы. Текст напечатан достаточно большим шрифтом, благодаря чему книга легко воспринимается.

Повесть Бедная Лиза это произведение о несчастной любви крестьянской девушки. Чтобы не умереть с голоду Лиза упорно работала день и ночь, затем ходила на рынок в Москву продавать свои труды. Именно в Москве девушка нашла свое счастье, которое обернулась впоследствии для неё трагедией. Крестьянка полюбила молодого дворянина Эраста, который её предал, променял на другую. Она не смогла с этим смириться. Конец произведения очень трагичный — девушка погибла, мать не смогла с этим смириться и тоже умерла, судьба Эраста тоже сложилась несчастно.

В повести поставлено Карамзиным множество проблем. На первом плане находится проблема социального неравенства. Герои не могут быть вместе не только по нравственным причинам, но и по социальным условиям действительности того времени. Люди, происходящие из разных сословий, отличаются условиями жизни и характером — это вторая проблема поставленная Карамзиным. Лиза – честная и верная, Эраст – слабый и ветреный. Лиза работает не покладая рук, Эраст — избалованный и эгоистичный дворянин. Чувства Лизы глубокие и постоянные, а Эраста, возможно, и искренние, но точно не постоянные. Он, насытившись молодой девушкой, скоро отдаляется от неё, а затем и вовсе предает. Таким образом, проблематика произведения строится на противопоставлении.

Лиза, главная героиня повести, — молодая крестьянка. Она очень чувствительная и сентиментальная. Ещё в детстве лишилась отца, у неё тяжело заболела мать. Вся работа легла на ее хрупкие плечи. Лиза очень добрая, трудолюбивая, честная. А второй главный герой — полная противоположность Лизы. Он — довольно богатый дворянин, офицер, всё время думает только о себе, избалованный, слабохарактерный. Он любит молодую девушку, но не может пойти против принципов того времени. После смерти Лизы, открываются его чувствительность, сентиментализм. Он ходит к девушке на могилу, глубоко сожалеет о своем поступке, считает себя убийцей. У всех героев повести печальная судьба.

Карамзин в повести использует множество художественных приемов.

Во-первых, он использует названия существующих в действительности мест (город Москва, Москва-река, Симонов монастырь), чем добивается того, что мы — читатели воспринимаем описанные события как достоверные, героев считаем реальными людьми.

Во-вторых, автор использует различные художественно-выразительные средства: повторы (Дай Бог! Дай Бог! Всякий день, всякий час буду о том молиться), эпитеты (зажиточный поселянин, любезная Лиза), риторические вопросы (Ах, Лиза, Лиза! Что с тобой сделалось?) и другие. Произведение написано простым языком, благодаря чему понятно современным людям, и очень легко читаемо.

Таким образом, повесть «Бедная Лиза» является образцом сентиментализма в русской литературе. Меня это произведение задело до глубины души. Повесть учит нас различным вещам: чистой и искренней любви, верности, умению отвечать за свои поступки. Главная идея повести заключается в том, что «и крестьянки умеют любить».

Рецензия на повесть «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина

Рецензия на книгу «Бедная Лиза».

Николай Михайлович Карамзин внес огромный вклад в культурное развитие отечества конца 18 века. Повесть «Бедная Лиза» была опубликована в 1792 году в «Московском журнале». Писателю тогда было всего 25 лет. Именно «Бедная Лиза» сделала его популярным.

Произведение повествует нам о несчастной судьбе молодой девушки Лизе и об обреченной ее любви к молодому дворянину Эрасту. Оба эти персонажа являются центральными героями повести. Лиза – чистая, честная и наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – избалованный, слабохарактерный, думающий только о своих удовольствиях, молодой человек, принадлежащий к дворянству.

Данная работа посвящена актуальной, по сей день, теме искренних чувств человека в столкновении с равнодушием реального мира, а также поднимается проблема ценности человека независимо от сословной принадлежности. Именно Карамзин первым решился писать о душевном счастье и страданиях обычного народа, полно описав в этом произведении внутренний мир и наделив различными чувствами своих героев.

В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки сочетаются с настроением героев и с событиями. Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый человек. Но в итоге именно эта разница привела к летальному исходу, заставив этой драмой пробудить больший интерес у читателей.

Также, само, название произведения «Бедная Лиза» говорит нам о дальнейшем сюжете. Давайте посмотрим на это с другой стороны. Что означает само слово «бедная»? Это слово имеет два значения. Первое — материальное, второе — душевное, то есть многоканальность кого-либо, в данном случае Лизы. Именно в нашем произведении используются оба. Как сказано выше, Лиза — девушка из низшего сословия, а точнее крестьянка, следовательно, она нищенка. Но после прочтения мы узнаем, что девушке разбили сердце и вскоре она умирает, что и показывает именно те страдания этого человека. Все это и характеризует бедность девушки.

Само произведение мне понравилось тем, что оно интересно, легко для чтения, понятливо и по объему небольшое. Я смогла полностью прочувствовать характер героини, влиться в эту атмосферу, что меня очень тронуло. Я советую Вам прочитать данную книгу, поскольку хотела бы, чтобы именно Вы прочувствовали само произведение, могли прочувствовать тоже, что и я, а также остались довольными и взволнованными после его прочтения.

Она переживает смерть отца, но, боясь расстраивать мать, прячет свои слезы. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Именно в Москве Лиза нашла свое счастье, которое обернулось для нее настоящей трагедией. Главным персонажем романа является Евгений Онегин — молодой петербургский повеса.

Мне сложно писать об Эрасте. Если он вначале предстал передо мной, как образец мужского благородства, но к концу этот образ смазался. И только сейчас я понимаю, что в то время не могло быть по-другому, да и сейчас всё случилось бы точно. Эта история просто не может иметь счастливый конец.

Там свои правила игры, которые не принято нарушать. И, тем не менее, Эраст благороден. За всё время он ни разу не соврал Лизе, но всё же её предал. Он просто оказался трусом, который не нашел в себе смелости посмотреть единственному человеку, который его любил всем сердцем, в глаза и признаться в своем падении.

Возможно, он знал, что Лиза не выдержит правды и просто скрывался от. И оказался прав. Рецензия на бедную лизу по плану все думаю, чтобы было, если он признался сразу?

Оценка эффективности инвестиционных проектов контрольная работа 6 %
Анализ ликвидности баланса доклад 8 %
Курсовая работа интернет в туризме 53 %
Организация социального обслуживания населения реферат 86 %
Реферат нравственное развитие в подростковом возрасте 31 %

Как тогда повела себя Лиза? Как бы сложилась дальнейшая судьба героев? Но не мне спорить с гением Карамзина.

retsenziya pro bednuyu lizu 6

Если бы жених твой был таков! Все мысли ее были заняты только Эрастом. Лишь одна мысль омрачала счастье девушки — ее происхождение и их социальное неравенство с возлюбленным.

Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга! Эраст, в очередной раз проигравшись в карты, решил жениться на богатой вдове. Он утверждал, что все также любит Лизу, но обстоятельства, увы, сильнее. Удар, нанесенной бедной героине, был настолько силен, что бедная девушка не смогла оправиться от.

О, если бы упало на меня небо! Пастернак В. Маяковский Г. Державин Д. Фонвизин И. Бунин И. Гончаров И. Крылов И. Тургенев К. Бальмонт Л. Толстой М.

retsenziya pro bednuyu lizu 7

Булгаков М. Шолохов М. Ломоносов М. Горький М. Салтыков-Щедрин М. Цветаева М. Лермонтов Н. Некрасов Н. Гоголь Н. Гумилев Н. Лесков С.

Слёзы нежной скорби!

Есенин Свободная тема Сочинения по картинам Ф. Тютчев Ф. Закрыть меню навигации. Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Открытое Меню Категорий. Н. Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный.

Вы лучше напишите, что у нас есть хорошего! История бедной девушки ценна, с его точки зрения, уже тем, что она располагает читателя к состраданию.

С самого детства перед нами появляются определённые задачи, которые мы должны выполнять. Сначала на нас идёт влияние родителей, а потом и людей, находящихся вокруг. Окружающее общество имеет сильное влияние на формирование нашего характера, мышление и определённые поступки. Люди — неотъемлемая часть нашей жизни. Одни могут помочь советом, другие — делом, а третьи могут помочь даже тем, что промолчат. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа.

retsenziya pro bednuyu lizu 8

Девушка была трудолюбивой, нежной, ранимой, доброй. Но, несмотря на ее ранимость, она никогда не показывала свою тоску, а казалась наоборот — спокойной и веселой. После смерти отца, ее мать ослабла, потому что Лизе приходилось работать день и ночь напролет, чтобы прокормить себя и мать. Она ткала холсты, вязала чулки, летом собирала ягоды, а зимой рвала цветы и продавала.

Лиза была слишком доверчива. Девушка думала, что их любовь взаимна, поэтому доверила ему свою невинность, как позже оказалось — напрасно. Художественные средства в повести помогли писателю более точно описать быт того времени, героев, окружающий мир. В тексте используются эпитеты, олицетворения, гиперболы, риторические.

Эпитеты — новые красоты, густо-зеленые луга, зажиточный поселянин, любезная Лиза. Олицетворения — воют ветры и. Что с тобою сделалось?

Рецензия на произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга! Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Эти художественные средства создают выразительность мира произведения. Очень жаль Лизу и Эраста. Данное произведение заставляет задуматься о том, что не стоить бросаться в омут влюбленности не думая о последствиях. Повесть «Бедная Лиза» произвела коренной переворот общественного сознания и принесла своему автору большой успех.

Карамзин Н. Рецензия на произведение «Бедная Лиза» невозможна без определения личности ее автора — Карамзина Н. Он написал эту повесть в 25 лет. Николая Михайловича Карамзина по праву можно считать одним из самых образованных людей конца восемнадцатого — начала девятнадцатого века. Его имя связано со становлением профессиональной литературной деятельности.

retsenziya pro bednuyu lizu 9

Воспоминания современников говорят о том, что в х годах Карамзин гостил на даче Бекетова, находившейся под Симоновым монастырем. Обстановка способствовала написанию повести о бедной Лизе.

Рецензия на книгу «Бедная Лиза» — это анализ и оценка произведения, которое впервые поднимает проблемы простого человека.

retsenziya pro bednuyu lizu 10

Карамзин стал основателем сентиментализма этого жанра обращена к чувствам, переживаниям человека. Рецензия на «Бедную Лизу» Карамзина ставит вопрос о необходимости оценить произведение, проявляющее интерес к обычному человеку, вне зависимости от его сословной принадлежности. Эта книга обращается к чувствам простого человека. Рецензия на повесть «Бедная Лиза» требует определения специфики произведения, обозначения его отличия от литературы, к которой привыкло общество того времени.

Во-первых, Карамзин стал основателем жанра короткой новеллы, имевшей успех у современников. Небольшой объем делает сюжет книги более динамичным. Во-вторых, автор использует приемы, которыми добивается того, что читатели воспринимают описанные события как достоверные, а героев повести считают реальными людьми.

Он использует в книге названия существующих в действительности мест, например, Этим автор подчеркивает, что действие происходит в Москве и ее окрестностях.

  • Помимо темы маленького человека и вопроса о автор говорит о роковых обстоятельствах, горе и счастье в любви.
  • Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других Совет и портрет Дориана Грея сочинение Дориан Грей, внешне удивительно красивый молодой человек, является главным героем романа О.
  • Мы с радостью принимаем во всем этом участие.
  • Творческий метод Карамзина Рецензия на повесть «Бедная Лиза» требует определения специфики произведения, обозначения его отличия от литературы, к которой привыкло общество того времени.

Образ бедной Лизы, нарисованный Карамзиным на страницах повести, также ломает стереотипы общества. Само имя до начала х годов го века редко встречалось в русской литературе и использовалось, в основном, в иноязычном варианте, как правило, в комедиях. Так чаще всего называли горничных. Lizette обычно была молоденькой, хорошенькой, легкомысленной. Этому образу никак не свойственна невинность, которой наделил Карамзин свою героиню.

Рецензия на произведение «Бедная Лиза» должна уделить внимание идеализированным образам родителей девушки. О ее умершем отце автор говорит, что он был хорошим семьянином, любил работу и был зажиточным крестьянином, которого все вокруг любили.

Рецензия бедная лиза по плану. Рецензия на произведение Н.М

Мать девушки теряет жизненные силы, беспрестанно оплакивая своего мужа. Она бесконечно любит свою дочь. Рецензия на книгу «Бедная Лиза» должна содержать определение тематики произведения. Автор обозначает несколько. Одна из них — это, несомненно, обращение к жизни простых крестьян. В качестве главной героини писатель изображает простую крестьянскую девушку с патриархальными представлениями о духовных.

Мой класс всегда рад новым ученикам, к которым мы стараемся относиться дружелюбно. Некрасов Н.

Карамзин в своей повести противопоставляет город и деревню. Облик города неразрывно связан с Эрастом.

Карамзин. «Бедная Лиза» — первый русский бестселлер. Русская классика. Начало

Образ бедной Лизы в произведении олицетворяет жизнь природы. Человек из деревни, он же человек природы, беззащитен в городском пространстве. Неслучайно мать Лизы переживает, что дочка ходит в город. Помимо темы маленького человека и вопроса о автор говорит о роковых обстоятельствах, горе и счастье в любви. Рецензия на произведение «Бедная Лиза» невозможна без определения идеи, заложенной автором.

Повесть привлекла внимание читательской аудитории того времени идеей о том, что «и крестьянки любить умеют». Идея повести оказалась очень созвучной веяниям того времени. Это был период, когда литература отказывалась от преобладания в ней гражданской тематики и переводила акцент на личность, ее внутренний мир. Рецензия на повесть «Бедная Лиза» должна обозначить еще одно открытие Карамзина. С написанием этой книги в литературе появилось понятие психологизма — умения трогательно отображать человека.

Бедную лизу на «Бедную Лизу» Карамзина не может не рецензия конфликт, заложенный в повести. Это пропасть между полюбившими друг друга молодыми людьми разных социальных слоев. Светлое чувство сближает героев, даёт им миг безграничного счастья, а после разрыва отношений Лиза накладывает на себя руки.

Эраст всю оставшуюся жизнь винит себя в гибели девушки. Плану стал первым русским писателем, который завершил повесть о неравной любви гибелью главной героини.

  • Реферат мисис титульный лист
  • Итоговая контрольная работа по русскому языку 3
  • Джоджо мойес где живет счастье рецензия
  • Реферат по физиотерапии увч
  • Курсовые работы по молекулярной физике

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — это переходное (от классицизма к романтизму) литературное течение 2- й половины XVIII — начала XIX века. Является частью общего процесса — «предромантизма», иногда эти понятия употребляются как синонимы.

Кратко о сентиментализме

Появляется «поэзия чувства», «чувствительная поэзия». Осваиваются жанры, в которых говорится о частной жизни, любви (сентиментальная повесть). Язык ближе к устному, ломка «штилей», отход от регламентации. Расцвет малых жанров — дружеское послание и др. Один из важнейших жанров лирики — элегия. Актуальна тема путешествий (это определяется самой историко-культурной ситуацией), появляется тема природы, активный диалог с ней человека. Акцент смешается с общества, государства на личность, частную жизнь. Это подготавливает в дальнейшем интерес к внутреннему миру человека в романтизме и, с другой стороны, развитие темы «маленького человека» в реализме.

Особенности сентиментализма:

1) акцент на внутреннем мире человека, его неисчерпаемой глубине, противоречивости чувств. Герой — человек чувствующий, чувствительный, причем — обычный, простой человек, часто ничем не примечательный, не оставивший следа в истории (не случайно именно в этот период зародилась т. н. ≪мещанская трагедия≫). Его чувства обыденные и повседневные, а не гиперболизированные страсти;

2) предпочтение событий частной, повседневной жизни событиям ≪большой истории≫; а также внутренней, а не внешней жизни. В произведениях сюжеты строятся на истории отдельного человека, семьи или рода, лишь косвенно связанной или вообще не связанной с историческими событиями; другая их сторона — история чувств;

3) система ценностей, в которой важнейшее место занимает ≪естественность≫, натуральность (природность), противопоставляемая искусственности цивилизованной жизни и условностям регламентированного поведения.

Стремление к естественности проявляется как в сюжетных, так и в композиционных формах.

  • Во-первых, это культ ≪естественного человека≫, непосредственно чувствующего, тесно связанного с природой (следовательно, — с сельской жизнью), чуждого цивилизации (т. е. городу) или, наоборот, испорченного ею. Произведение могло представлять собой рассказ о развращении человека в городской среде или под воздействием выходца из города

≪Развращенный крестьянин, или Опасности города≫ Н. Ретиф де Л а Бретонна, ≪Бедная Лиза≫ Н.М. Карамзина), либо о сохранении им собственной идентичности (≪Векфильдский священник≫ О. Голдсмита, ≪Памела≫ С. Ричардсона). Стремление оградить героев от влияния цивилизации приводило к выбору экзотического места — такого, где еще сохранилась естественная (а иногда и первобытная) жизнь (≪Дикарь≫ Л.С. Мерсье или ≪Поль и Вирджиния≫ Ж.А. Бернарден де Сен-Пьера) и времени действия — в легендарном, фольклорном или просто далеком прошлом (Дж. Макферсон, Р. Берне, готический роман). 

  • Во-вторых, это стремление изображать само создание произведения как естественный процесс (≪Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена≫ Л. Стерна). Отсюда постоянные отступления от фабульной линии, авторская рефлексия, произвольная структура произведения — нарушения хронологии и т. п. С. п., противопоставляя себя классицизму с его культом разума и жанровыми канонами, отвергает все готовое и авторитетное. Так, разрабатывается принцип сюжетной неопределенности (≪Остров Борнгольм≫ Н.М. Карамзина), значительную роль приобретает воображение повествователя и героя: тем самым стимулируется читательское ожидание дальнейшего хода событий, причем часто в нескольких противоречащих друг другу вариантах.

Сентиментализм отказывается и от реализации в произведении ≪готовой≫ и авторитетной идеи, что, однако, не препятствует нравоучительности и морализаторству: в мире царит некий незыблемый нравственный порядок, изначально заложенный природой, что проявляется в торжестве добра и наказании порока. Нравственность естественна, а человек по природе добр; поэтому ≪чувства добрые≫ всегда могут возобладать. При этом важно, что добродетель врожденное свойство человеческого сердца, т. е. поступать нравственно побуждает веление чувств, а не осознание долга. Из этого следуют идеализация мира природы и особенное внимание к ней. Сентиментализм уделяет большое внимание описаниям природы и параллелизму между её состояниями и внутренним миром человека.

Так, в романах А. Радклифф героиня обычно подъезжает к замку (где ее ждут страшные испытания на грани жизни и смерти) в сумерках (пограничное состояние дня/ночи), а если она грустна и боится — идет дождь либо надвигается гроза и т. п.

Для сентиментализма понятие ≪естественного≫ в значительной степени заключается в объединении внешнего мира природы с внутренним миром человеческой души, которые созвучны и сущностно сопричастны друг другу. Однако идеализируемая простая, естественная жизнь постоянно сталкивается с несовершенством мира, в котором присутствует зло, порок, преступления, смерть. Рефлексия повествователя над этим противоречием и внимание к его восприятию героями приводит к тому, что из всей гаммы человеческих переживаний затрагиваются в первую очередь окрашенные в минорные тона — печаль, грусть, разочарование, тоска, скорбь, меланхолия (особенно это проявилось в поэзии, где ведущим жанром стала элегия).

Значительна роль категории трогательного: стремление авторов заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, смеяться и плакать вместе с ними мотивирует появление как ≪слёзной комедии≫, так и юмористических отступлений у Л. Стерна.

В Европе — Жан Жак Руссо, Л. Стерн «Сентиментальное путешествие», Дж. Макферсон («Оссиан»), поэты Т. Грей, Т. Мур и другие
В России — Н.А. Карамзин «Бедная Лиза», В. А. Жуковский (элегии)

Ведущий жанр в сентиментализме — роман. Именно на эту эпоху приходится начало его доминирования и, соответственно, — деканонизации ≪высоких≫ жанров. Собственно, даже свое название сентиментализм получил после выхода в свет ≪Сентиментального путешествия по Франции и Италии≫ (1768) Л. Стерна.

Характерные особенности романов сентиментализма выделил еще Пушкин, обративший внимание (в ≪Графе Нулине≫ и ≪Евгении Онегине≫) на их эпистолярную форму, неторопливость рассказа, нравоучительность, идеализацию героя и т.п. Эти характеристики имеют в виду прежде всего популярные романы С. Ричардсона ≪Памела, или Вознагражденная добродетель≫ (1740), ≪Кларисса≫ (1747-1748) и ≪История сэра Чарльза Грандисона≫ (1753-1754). Их эпистолярная форма давала возможность изобразить непосредственное течение внутренней жизни человека, показать тайные чувства и мысли героев. Романы в письмах представляют собой также ≪Страдания юного Вертера≫ (1774) И.В. Гете и ≪Юлия, или Новая Элоиза≫ (1761).

Произведения Л. Стерна заложили многие особенности поэтики сентиментализма, востребованные последователями.

Во-первых, жанровые: форма путевого дневника с акцентом не на событиях и авантюрах, а на восприятии субъекта, когда внешние впечатления служат лишь катализаторами внутренних переживаний (ср. ≪Письма русского путешественника≫ (1790) Н.М. Карамзина, объединившего в одном произведении две излюбленные сентименталистами формы — писем и путевого дневника, ≪Путешествие из Петербурга в Москву≫ (1790) А.Н.Радищева, ≪Путешествие немца по Англии≫ (1783) и ≪Путешествие немца по Италии≫ (1792-1793) К.Ф. Морица и др.).

Во-вторых, композиционные: обилие отступлений и рассуждений, когда ≪мнения≫ занимают гораздо более существенную часть произведения, чем ≪жизнь≫, и возникает иллюзия живого разговора с читателем.

В-третьих — сюжетные: заметные расхождения фабульного и сюжетного ряда.

Наконец, — соединение трогательного и комического, юмористического (ср. творчество Жан-Поля Рихтера, испытавшего сильное влияние Л. Стерна). Кроме дневника и писем, актуальной оказалась форма исповеди (≪Исповедь≫ (1766-1770) Ж.-Ж. Руссо, ≪Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце≫ (1794— 1797) Н. Ретиф де Ла Бретонна), где субъективистская установка доводится до предела.

Еще одна существенная разновидность сентиментального романа — готическая: произведения К. Рив, А. Радклифф, С. Ли поместили героев сентиментальных романов в атмосферу ≪тайн и ужасов≫.

В России развилась преимущественно сентиментальная повесть — прежде всего, в творчестве Н.М. Карамзина (≪Бедная Лиза≫ (1792), ≪Наталья, боярская дочь≫ (1792), ≪Остров Борнгольм≫ (1793) и др.). 

В лирике основным жанром С. стала элегия. Её характерные мотивы появляются у Д. Томпсона и Э. Юнга (основатель ≪кладбищенской≫ темы), а затем — у Т. Грея (≪Сельское кладбище≫, переведенное В.А. Жуковским). Черты сентиментальной поэтики можно встретить также в лирике Ф.Г. Клопштока, Х.Ф. Геллерта, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, И.И. Дмитриева и др.

Сентиментализм оказала влияние и на драму. Возник жанр, средний между комедией и трагедией (его теоретиками были Д. Дидро и Г.Э. Лессинг) — ≪слезная комедия≫ (comédie larmoyante) или мещанская трагедия (bürgerliche Trauerspiel) — в котором изображались истории из жизни третьего сословия. В качестве образцов драмы сентиментализма можно назвать ≪Лондонский купец, или история Джорджа Барнвелла≫ (1731) Д. Лило, ≪Игрок≫ Э. Мура (1753), ≪Побочный сын≫ (1757) и ≪Отец семейства≫ (1758) Д. Дидро, многочисленные пьесы Л.С. Мерсье, ≪Минна фон Барнгельм≫ (1767) и ≪Эмилия Галотти≫ (1772) Г.Э. Лессинга, ≪Разбойники≫ (1781) и ≪Коварство и Любовь ≫ (1784) Ф. Шиллера и др.

Развитие темы «естественного человека»: 

  • Пушкин. Южные поэмы (1820—1824); стихотворение «К морю». 
  • Лермонтов. Стихотворение «Дума», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени». 
  • Тургенев. Повесть «Ася». 
  • Лев Толстой. Традиции руссоизма на протяжении всего творчества. 
  • Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». 
  • Солженицын. Рассказ «Матренин двор». 
  • Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка». 
  • Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». 

Список литературы:

  1. Аверинцев С.С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994;
  2. Андреев Л.Г., Козлов Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987;
  3. Аникст A.A. Творческий путь Гете. М., 1986;
  4. Атарова К.Н. Лор’енс Стерн и его ≪Сентиментальное путешествие≫. М., 1988;
  5. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. ЭСТ. М., 1979;
  6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. .ВЛЭ;
  7. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001;
  8. Верцман И. Руссо. М., 1970; Веселовский A.H B.A. Жуковский: Поэзия чувства и ≪сердечного воображения≫. М., 1999;
  9. Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966; История всемирной литературы: В 9 т. Т. 5. М., 1988;
  10. История западноевропейского театра. Т. 2. М., 1957;
  11. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958;
  12. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М., 1988;
  13. Тройская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965;
  14. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.

Готовимся к контрольной работе по литературе (18.05.21)

А1. Фольклор – это:

1) устное народное творчество  
2) художественная литература           3) жанр 
литературы    

4) жанр устного народного творчества.

Сюжет – это …

1) основное
содержание произведения    2)
последовательность событий и действий          3) то, что хотел сказать авто

А2. Назовите основные роды литературы:

1) эпос, повесть, драма                   2) эпос, лирика, драма    3) роман, поэма, комедия    

4) эпос, лирика, трагедия

Действующее лицо художественного
произведения называется:

1)
образом                 2) персонажем    3)
типом

А3. Исторические песни — это:

1) авторские песни  2) народные песни, в которых рассказывается о
жизненных историях   

3) народные песни, в которых рассказывается об
исторических событиях

Композиция — это:

1) последовательность
событий и действий 2) движение произведения от завязки до развязки  

3)
последовательность частей и элементов произведения

А4. Житие – это описание:

1) жизни народного героя                                              2)
жизни исторического деятеля   

3) жизни человека, причисленного к лику святых    4) рассказы о жизни Иисуса Христа

Назовите основные роды литературы:

1) эпос, повесть, драма     2) роман, поэма, комедия     3) эпос,   
лирика, трагедия       

4) эпос, лирика, драма                   

А5. «Повесть о Шемякином суде»:

1) это произведение фольклора   
2) это произведение древнерусской литературы  

3) это произведение современной литературы

Какой из жанров литературы нельзя
отнести к фольклорному?
  

1) сказка     2) былина  
3) народная   песня     4)
поэма
            

А6. К какому жанру литературы
относится произведение «Мцыри»?

 1) баллада                  2) мемуары 
         3) поэма – исповедь    

Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:  

1) роман    
     2) семейно-бытовая хроника     3) историческая повесть         4) мемуары           

А7. Где происходит действие пьесы А.Н.
Островского «Снегурочка»?

1) в
северном поселке      2) в царстве
берендеев                       3) в
южном городе Ярило         

     В чьи уста А.С. Пушкин вкладывает пословицу, ставшую
эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»? 

1) Савельича    
2) Отца Петруши, Андрея
Петровича Гринева       3) Петра
Гринева   

А8. Назовите главных героев пьесы А.Н.
Островского «Снегурочка». _______________________

_____________________________________________________________________

Какова основная проблематика произведения  «Капитанская дочка»:

1)
проблема любви  2) проблема чести, долга
и милосердия  3) проблема роли народа в
истории   

А9. Определите средства выразительности
(подчеркнутые) в следующих поэтических строчках.

1)    
Опять ,
как в году золотые,

            Три
стёртых треплются шлеи…

А.эпитет

2)    
Какому хочешь
чародею

Отдай разбойную красу…

Б.метонимия

3)    
Ночью, первым из
колонны,

Обломав
у края лёд,

Погрузился на понтоны

Первый
взвод.

В.сравнение

Ответ: 1)______2)______3)_______

Определите средства выразительности
(подчеркнутые) в следующих поэтических строчках.

1.Бьётся в тесной
печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза…

А.олицетворение

2.Про тебя мне шептали
кусты

В белоснежных полях
под Москвой…

Б.сравнение

3. А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке…

В.эпитет

А10. По характеристике  определите героя. Назовите автора,
произведение и героя.

Герой — профессор медицины. Практикуем модное в начале 20 века омолаживание человека. Он известен своими
трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за
изучение медицинской литературы. Профессор предстает перед нами как воплощение
образованности и высокой культуры. По убеждениям это сторонник старых
дореволюционных взглядов.     _________________________________________________________________________

По характеристике  определите
героя. Назовите автора, произведение и героя.

Помощник профессора медицины, с которым он
любит болтать на разные скользкие темы. Типичный интеллигент, которому
советская власть не успела создать условия, не позволяющие в полной мере
раскрывать и реализовать свой талант.

 А11. «Капитанская дочка» Пушкина описывает крестьянское восстание:   1) Степана Разина     2) Емельяна Пугачева    3) Кондратия Булавина      4) Ивана 
Болотникова
 

О чем говорит Мцыри «За эти
несколько минут…Я б рай и вечность променял…» (за что променял бы)?   

1) за время встречи с грузинкой    2) за ночь бегства из монастыря     3)
за возможность попасть на родину
                                     

А12. Как зовут главного героя «Капитанской
дочки»:  

1) Зурин   
      2) Швабрин               3) Савельич  
   4) Гринев
                  

Хлестаковщина – это…

1) стремление выдать себя за персону
более важную и значимую, чем это есть на самом деле
 

 2) стремление
модно одеваться
     3) погоня за чинами                       

 А13. О
каком герое идёт речь:
«Итак, все мои
надежды рушились! Вместо весёлой петербуржской жизни ожидала меня гарнизонная
скука в стороне глухой и отдалённой…»

____________________________________________

Кто из героев произведения Гоголя
«Ревизор» говорит:
  

1) «Человек простой: если умрёт, так
умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет»      

2) «Чёрт
побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк
затрубил в трубы»       

3) «Один раз
меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и
сделали ружьём».                           

А14. Кто из героев резко переменил свою жизнь,
отказался от всякой карьеры, особенно военной, и
посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим
людям
? Назовите автора, произведение, героя.___________________________________________________________________

Кто из героев  был босяком, заядлым
пьяницей и ловким, смелым вором, не дорожил деньгами, помог одному деревенскому
пареньку, чуть не поплатился за это жизнью?

А15. Кто из
героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?

1) «Уже постаревший на службе и
очень неглупый по-своему  человек. Хотя и
взяточник, но ведёт себя очень солидно»  

2) «Человек, прочитавший пять или
шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не
ходит» 

3) «Один из тех людей, которых
называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения» 

Каков основной композиционный прием
в рассказе Толстого «После бала»?
                  

1)  антитеза                      2)
преувеличение           3)
сопоставление    

А16. Кто не является действующим лицом пьесы
«Ревизор»: 

1) городничий    2) Скотинин    3) Ляпкин-Тяпкин   4) Земляника

Чем в поэме «Василий Теркин» является постоянно
повторяющееся слова «переправа»?

1)
сравнением                    2)
рефреном                              3)
средством рифмовки

А17. Как
заканчивается пьеса «Ревизор»?  

1) приезд настоящего ревизора    
2) немая сцена      3) свадьбой
дочки городничего и Хлестакова     4)
отставкой городничего.

Дочерью кого является Снегурочка из одноименной пьесы
А.Н. Островского?

А18. Соотнесите авторов
произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика и с героями
произведений из 3 столбика.

Авторы произведений

Названия произведений

Герои произведений

1.
М. Горький

1.
«Бедная Лиза»

1.
Послушник, старик, грузинка

2.
Гоголь Н.В.

2.
«После бала»

2.
Купава, Мизгирь, Лель

3.
А.Н. Островский

3.
«Василий Теркин»

3.
Иван Васильевич, Варенька, полковник

4.
Лермонтов М.Ю.

4.
«Капитанская дочка»

4.
Городничий, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Земляника

5.
Н.М. Карамзин

5.
«Мещанин во дворянстве»

5.
дед, полковник, доктор

6. Ж.-Б.
Мольер

6.
«Ревизор»

6.
Гаврила, вор

7.
Пушкин А.С.

7.
«Сашка»

7.
 бедная крестьянка, Эраст

8.
Толстой Л.Н.

8.
«Мцыри»

8.
командир, ротный, ординарец Толик

9.
В. Л. Кондратьев

9.
«Челкаш»

9.
Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Швабрин

10.А.Т.
Твардовский

10.
«Снегурочка»

10.
Журден, Клеонт, Дорант

Ответ:
1.______2.______3.______4._______5._______6._______7.________8.________9.________10.________

Соотнесите
авторов произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика и с
героями произведений из 3 столбика.

Авторы произведений

Названия произведений

Герои произведений

1.
Древнерусская литература

1.
«Капитанская дочка

1.
Городничий, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Земляника

2.
Лермонтов М.Ю.

2.
«После бала»

2.
Иван Васильевич, Варенька, полковник

3.
А.Н. Островский

3.
«Житие Сергия Радонежского»

3.
Послушник, старик, грузинка

4.
М. Горький

4.
«Мцыри»

4.
берендеи, бобыль, Мизгирь

5.
Гоголь Н.В.

5.
«Собачье сердце»

5.
босяк-вор, Гаврила

6.
Пушкин А.С

6.
«Василий Теркин»

6.
Швондер, Борменталь, кухарка

7.
М. Булгаков

7.
«Сашка»

7.
мальчик Варфоломей, старый монах, медведь

8.
Толстой Л.Н.

8.
«Ревизор»

8.
старый солдат, старуха, доктор

9.
А.Т. Твардовский

9.
«Челкаш»

9.
Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Швабрин

10.
В.Л. Кондратьев

10.
«Снегурочка»

10.
ротный, немец, Толик

В1. Дать развернутый ответ на
вопрос (от 10 предложений):
Какой герой русской
литературы  нравится больше всего и
почему?

4 четверть
Готовимся к итоговой работе, которая состоится  26  апреля.

1.Какой
из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) сказка;            Б) былина;               В) народная песня;                 Г) поэма

2.Какой
из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) повесть;                    Б) пословица;               В) народная песня;           Г) частушка

3. Что такое басня?
Выберите правильный ответ.

А) небольшой рассказ                                    Б) короткий нравоучительный рассказ

В) короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с
четко сформулированной моралью

Г) сатирический рассказ

4. Что такое
иносказание? Выберите правильный ответ.

А) переносный смысл

Б) иначе аллегория, скрытое упоминание каких-либо фактов или событий

В) образное определение                                        Г) выразительное средство звучащей речи

5. Соотнесите автора
и его произведение:

1.А.А. Бестужев — Марлинский

А) «Мгновение»

2. В.М. Гаршин

Б) «Двое в декабре»

3.В.Г. Короленко

В) «Ранние журавли»

4. В.А. Каверин

Г) «Сигнал»

5. Ю.П. Казаков

Д) «Вечер на бивуаке»

6. Ч. Айтматов

Е) «Рейс «Ласточки»

7. В. Богомолов

Ж) «Два капитана»

6. Соотнесите автора
и его произведение:

1. Распутин В.Г.

А) «Крохотки»

2. В. Быков

Б) «То, чего не было»

3.А.И. Солженицын

В) «Обелиск»

4. В.М. Гаршин

Г) «Ранние журавли»

5. Ч. Айтматов

Д) «Мгновение»

6. В.Г. Короленко

Е) «Два капитана»

7. В.А. Каверин

Ж) «Женский разговор»

7. Прочитайте
аннотацию. Назовите автора и произведение.

Повествование о нелегком жизненном пути главного героя,
поставившего себе целью восстановить справедливость, несмотря на трудности, обман
и измену. «Бороться и
искать,
найти и не сдаваться!» — вот кредо Ивана Татаринова и Александра Григорьева,
никогда не встречавшихся, но во многом похожих.

8. Прочитайте
аннотацию. Назовите автора и произведение.

Безымянный герой повести приезжает на порохоны  Миклашевича, коммуниста и хорошего учителя.
Здесь он знакомится с Ткачуком, который рассказывает ему историю об учителе и
его учениках, среди которых был и Миклашевич. Это случилось в годы войны, когда
Белоруссия была оккупирована войсками вермахта. Учитель пожертвовал жизнью ради
своих учеников, но нет его имени на памятнике, хотя его постоянно кто-то
дописывает. Интересная и грустная история об отваге, доблести и чести людей,
подвиги которых несправедливо забыли.

9. Идея произведения — это:

а) то,
что хотел сказать автор;

б)
нравственный «урок» произведения;

в)
главная обобщающая мысль произведения.

10. Композиция — это:

а)
последовательность событий и действий;

б)
движение произведения от завязки до развязки;

в)
последовательность частей и элементов произведения.

11. Тема произведения — это:

А)
главная идея;

Б) объект
отражения;

В)
конкретная описанная ситуация.

12. Описание автором собственной жизни
называется …

А)
жизнеописанием;

Б)
автобиографией;

В)
портретом.

13. Прочитайте
произведение А.Солженицына «Шарик» и ответьте на вопросы. Ответы должны быть
ПОЛНЫМИ.

Во
дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил,
с детства.

Понёс
я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил
беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется
прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из
угла в угол, и морда в снегу.

Подбежал
ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!

Не
надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!

А) Какую тему затронул писатель в рассказе?

Б)
В чем заключается  главная мысль рассказа
Александра Солженицына «Шарик»?

В) 
Почему рассказ заканчивается риторическим восклицанием?

Г) Над чем заставил задуматься данный
рассказ?

14. Прочитайте
произведение А.Солженицына «Костер и муравьи» и ответьте на вопросы. Ответы
должны быть ПОЛНЫМИ.

 Я бросил в костёр гнилое брёвнышко,
недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Затрещало бревно, вывалили муравьи
и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я
зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались –
бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва
преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились,  и – какая-то сила влекла их назад, к
покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее
брёвнышко, метались по нему и погибали там…

А) Какую тему затронул писатель в рассказе?

Б)
В чем заключается  главная мысль рассказа
Александра Солженицын «Костер и

муравьи»­?

В) Почему рассказ заканчивается
многоточием?

Г) Над чем заставил задуматься данный
рассказ?

3 четверть
28 февраля или 1 марта состоится урок по произведению Ю. Казакова «Двое в декабре»
Домашнее задание после урока для 8а и 8б на 7 марта:
Творческие задания.
1.Представьте себя на месте героя или героини и продолжите “страницу из дневника”.
2.Напишите от лица героя или героини “неотправленное письмо”.
3.Напишите продолжение рассказа.
4.Нарисуйте серию иллюстраций  к рассказу.
5.Попробуйте нарисовать  “кривую эмоционального восприятия” рассказа (можно в цвете, символах).
6.Постарайтесь подобрать “метафоры” к названию рассказа и оформить их как в прозе, так и в стихотворной форме.

3 четверть

Прочитать произведение В. Быкова «Обелиск» и ответить на вопросы (ответы должны быть полными). Работы сдать до 13 марта 2021 года.

1. Какие проблемы поднимает автор в повести «Обелиск»?

2. Где и когда происходят главные события?

3. Каким человеком показан учитель Алесь Мороз?

4. Почему в первые месяцы оккупации он не оставил школы и даже получил разрешение у немцев и продолжал учить детей?

5. Что сделали ученики Мороза? Как оцениваете их поступок? Можно ли его назвать подвигом?

6. Почему учитель решил разделить страшную участь своих учеников?

7. О чем заставляет нас задуматься повесть «Обелиск»? Какие идеалы утверждает автор этой повестью?


Домашнее задание на 18 марта!!!
 Создать презентацию по сборнику А. Солженицына  «Крохотки»
Что надо отразить в презентации?
1. История создания сборника.
2. Темы, на которые пишет автор тот или иной рассказ.
3. Проблемы, которые поднимает автор  в рассказах.
4. Прочитать 5 — 6 рассказов (написать, какие рассказы прочитал: Я познакомился со следующими рассказами из сборника…)
5. Высказать свое мнение по поводу понравившегося рассказа из сборника. 
 В презентации должно быть не менее 10 слайдов. 
Иллюстрации желательно.

Сочинение Кого можно назвать жестоким человеком? (итоговое декабрьское)

На протяжении всего существования человечества всегда имел место быть такой фактор, как жестокость. Эта тема была раскрыта во многих произведениях как русской, так и зарубежной литературы. Один из ярких примеров – произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – отличный пример жестокости. Онегин не любил Ольгу, но, несмотря на это, вызвал на дуэль Ленского, при этом ни капли не сожалея о том, что разрушил чужую судьбу. Так же в пьесе Горького «На дне» жестокие люди желали смерти Анне, она раздражала их своим кашлем.

Жестокость – понятие, которое объединяет в себе равнодушие, хладнокровие и злобу. Жестоким можно назвать человека, который с безразличием относится к другим людям. Для него важны прежде всего свои личные потребности и желания, на остальных он смотрит свысока. Он не боится никого обидеть ни словом, ни взглядом, ни поступком. Он с легкостью может оскорбить, унизить и даже этого не заметит. Ему безразлична чужая беда, его не трогают чужие слезы, чуждо сострадание.

Тема жестокости всегда была, есть и будет актуальна, пока существует человек. Ежедневно мы сталкиваемся с жестокими людьми. Порой это качество зарождается еще в детстве, если родители не привили ребенку милосердие и добросердечное отношение к людям и к тем, кто слабее или нуждается в помощи. А иногда жестокость является приобретенной чертой. Она может появится в результате жизненных обстоятельств, горького опыта. К примеру, если человека не единожды предавали, обманывали или он оставался один на один с собой в трудный момент его жизни, он и сам становится черствым и озлобленным на весь мир.

Жестокость всегда является отражением неуверенности в себе, неудовлетворенности своей жизнью, с ее помощью человек скрывает свои внутренние психологические проблемы и комплексы, пытаясь проявить силу, которой нет. Чаще всего проявление жестокости заменяет выплеск стресса, адреналина. Печально то, что в основном от жестокости страдают те, кто рядом – семья, близкие люди, на которых срывают зло. Близкие люди словно громоотводы, берут удар на себя и терпят.

Существую разные проявления жестокости, она может быть скрытой и ярко выраженной. Скрытая жестокость выглядит как просто колкие замечания в адрес кого-либо, пренебрежение. А активная жестокость опасна для общества. Здесь идет речь о физическом насилии, об агрессии по отношению к тем, кто слабее (животные, дети).

Наивысшее проявление жестокости – равнодушие. К чужим слезам и к чужой беде. В таком случае эгоизм не дает человеку сострадать. Возможно ли это изменить? Вероятнее всего, да. Ведь нужно понимать, что рано или поздно беда может коснуться и вас. Поможет ли кто-нибудь вам, поддержит ли вас тот, кому когда-то вы не протянули руку помощи?

Сочинение 2

Жестокость, это черта характера, которая свойственна многим людям, она включает в себя злость, хладнокровие и высокомерное отношение к другим людям и всему миру. Такие люди могут относиться абсолютно безразлично к горю и проблемам других людей.

При этом это состояние, которое полностью исключает сочувствие и сострадание к родственникам, знакомым и посторонним людям, страдающим от каких либо болезней, неприятностей или проблем. Жестокие люди не скрывают своего безразличия, они просто не испытывают никаких чувств по отношению к другим людям, их это просто не волнует.

Они всецело заняты собой, своими делами и проблемами, а чувства и желания других людей их совсем не интересуют. Эту проблему часто рассматривают многие авторы в своих произведениях. Одним из подтверждений жестокости выступает рассказ «Бедная Лиза».

Девушка Лиза была из бедной семьи, она торговала на улице ландышами. Встретив молодого парня, который был из дворянской семьи, Лиза влюбилась в него, они встречались. Девушка понадеялась на то, что вскоре выйдет замуж и все у нее будет хорошо.

Вскоре ее жених сказал, что идет служить на войну, Лиза очень переживала. Но вскоре разузнав все подробности о своем возлюбленном, совсем растерялась, оказалось, что ее жених потратил все свое наследство и женился на женщине старше его на десятки лет.

Цель этой женитьбы была в том, что жена его богата, и он смог погасить все свои долги. Лиза же осталась при своих интересах, она не смогла пережить предательство любимого человека и бросилась в пруд. Так закончилась жизнь бедной Лизы. Виной всему стала жестокость ее любимого человека.

Он думал только о себе, своем финансовом состоянии, никакие жизненные проблемы и чувства девушки его не интересовали. Многие произведения в русской и зарубежной литературе показывают страдания людей, от жестокого отношения к ним близких родственников и членов семьи.

Так в рассказе «Станционный смотритель», отец воспитывал свою любимую дочь, души в ней не чаял, все свои силы и средства тратил на ее воспитание. Но когда дочь его выросла, ее соблазнил богатый дворянин, который забрал девушку к себе в город.

Единственный плюс этих отношений, что богач женился на дочери смотрителя, но после женитьбы запретил ей общаться со своим бедным отцом. Вскоре отец не выдержав разлуки, приехал в гости к дочери, но зять его выгнал и сказал больше никогда к ним не приезжать.

Старик очень огорчился таким отношением к себе, стал пить, и весь остаток своей жизни провел в одиночестве. Его дочь только после смерти отца приехала к нему на кладбище, рыдала на могиле и просила прощения. Вот еще один пример человеческой жестокости, ведь если бы муж разрешил ей общаться с отцом, то может, был бы совсем другой финал этой истории.

Многие авторы пишут произведения, которые призывают людей быть добрее, поэтому большая часть произведений показывает наглядные примеры безразличного и жестокого обращения. Читая такие произведения, многие пересматривают свое отношение к жизни, стараются исправиться для того чтобы стать добрее, нести свет и тепло всему окружающему нас миру.

11 класс итоговое декабрьское

Также читают:

Картинка к сочинению Кого можно назвать жестоким человеком?

Популярные сегодня темы

На картине известного знаменитого живописца изображена окраина села в зимний период.

Васнецов часто обращался к различным былинным сюжетам, которые были популярным на Руси. Сюжет с победой над змеем изобилует разнообразными вариациями

Главная идея пьесы заключается в том, что для человека самое главное в жизни. Это может быть реальная правда или красивая ложь. Главная борьба идей происходит между Лукой и Сатиным

Мама! Такое короткое слово, но как много оно значит для любого из нас. Это самый главный человек для меня в моей жизни.

Десять лет Лонгрен прослужил матросом на Орионе. Когда у него умирает жена, ему приходится уйти со службы, чтобы воспитывать дочь Ассоль.

Сочинение «Кого можно назвать жестоким человеком?»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение «Кого можно назвать жестоким человеком?».

kogo mozhno nazvat zhestokim chelovekom

Жестокость для меня – это грубое и равнодушное отношение к окружающим, которое часто проявляется в виде агрессивных поступков и обидных слов. Быть жестоким человеком – это постоянно издеваться над другими людьми, унижая их обидными словами или необдуманными действиями. Причины, по которым человек становится жестоким, бывают разными.

Например, в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль» жестоким человеком является госпожа Простакова. Я считаю, что на становление её личности и приобретение таких качеств, как равнодушие и грубость по отношению к окружающим, сыграл роль её статус в обществе. Это женщина – дворянка из знатного рода Скотининых, чем она очень гордится, живёт в своём имении, под её руководством находится немалое количество слуг. Именно они в первую очередь претерпевают порывы жестокости Простаковой. Она отобрала у своих крестьян всё, что те имели, они жили в нищете и голоде, к тому же, дворянка часто повышала голос и нередко даже била слуг за любой проступок, пусть и самый незначительный.

Проявление агрессии к людям, которые не сделали тебе ничего плохого – ужасный поступок, который зачастую влечёт за собой наказание.

Самым ярким примером наказания за жестокость, является душевное мучение Родиона Раскольникова за убийство старухи процентщицы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Почему же Раскольников решается на такой жестокий поступок, как убийство человека? Главный герой по своей природе был, в общем-то, человеком добрым и милосердным: он очень любил свою мать и сестру, трепетно относился к семье Мармеладовых, не пожалев денег на похороны, хотя сам в них нуждался. Однако, на убийство его толкает бессилие в помощи близким, он также жаждет мести за всех поруганных и обездоленных людей, которые вынуждены существовать в нищете из-за эгоизма и корысти более состоятельных членов общества, которые без угрызений совести сдирали с нищих последние гроши. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Таким образом на протяжении всего произведения в душе героя ведётся борьба между добротой и жестокостью, в конце он всё-таки раскаивается, но такое «моральное наказание» является куда более страшным, чем наказание физическое.

Подводя итог, хочется сказать, не важно богатый человек или бедный, из знатного рода или же из простой семьи, он не должен быть грубым и равнодушным к окружающим, в нашем мире итак очень много жестокости, так зачем создавать её ещё больше? Ведь куда приятнее совершать добрые поступки и жить в мире, где уважение, забота и доброта занимают главное место в жизни людей.

Кого можно назвать жестоким человеком?

(429 слов) Жестокий человек – это тот, в ком соединяются равнодушие, злоба и хладнокровие. Даже если мы безразлично относимся к кому-то или чему-то, в большинстве случаев это можно назвать жестокостью. Поэтому обладатели такого качества могут легко затеряться в толпе. Как же их узнать? Посмотрим, как они проявляют себя в литературе.

Оля, героиня повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия», была долгожданным и любимым ребёнком. Мать родила её, рискуя собственной жизнью, но быстро забыла о своём здоровье и посвятила всё своё время воспитанию талантливого ребёнка. Ольга хорошо рисовала и лепила. Она могла отражать в своих работах внешнюю красоту людей, а их внутренний мир не представлял для героини интереса. Оля всегда думала о себе и снисходительно относилась к чудаковатой учительнице, тихой невзрачной подруге, влюблённому в неё однокласснику. Однажды героиня решила в очередной раз доказать, что она лучше всех, и неожиданно исчезла ночью, чтобы выполнить школьное задание. Мама подумала, что девочка погибла, и лишилась рассудка. Оля и её отец остались наедине с этим горем. Но вряд ли героиня до конца осознала, как жестоко она поступила, проявив равнодушие к чувствам самых дорогих людей. Подобное поведение – это и есть проявление жестокосердия. Девушка довела мать до сумасшествия, но даже не осознала свою вину.

Другой пример описал А. С. Пушкин в произведении «Станционный смотритель». Дуня сбежала из дома с офицером, оставив старика-отца в одиночестве. Ротмистр Минский увез ее в столицу, ведь девушка обладала редкой красотой. Самсон Вырин очень любил дочь, для него она была единственным стимулом к жизни. Он поехал искать ее и нашел. Старик очень просил похитителя вернуть Дуню, но мужчина отказался, заверив отца, что его девочка в безопасности. Но родитель не удовлетворился обещаниями, он выследил Минского и пришел к нему в дом, где в объятиях офицера сидела его богато одетая дочь. Увидев отца, она упала в обморок, и ротмистр в ярости вышвырнул старика за дверь. Вырин уехал к себе и запил от одиночества и тоски. Он прожил недолго и вскоре умер. За все время дочь не соизволила ни навестить его, ни написать письма. Позже Дуня, конечно, раскаялась, ведь сама стала матерью и поняла, что значат дети для родителей. Но ее поступок не может быть оправдан. Он говорит о жестокости, свойственной девушке, которая смогла бросить отца на произвол судьбы.

Кого же можно назвать жестокосердным? Того, кто думает лишь о себе, а к другим относится холодно и безразлично. Того, кто имеет достаточно злости и хладнокровия, чтобы причинять боль окружающим. Жестокость – это не обязательно насилие или агрессия, она нередко проявляется в тонкостях повседневного поведения: в заносчивости, эгоизме или равнодушии. К сожалению, из-за этого люди не могут вовремя заметить это свойство характера и попадают в эмоциональную зависимость от того, кого можно назвать жестоким.

(1020 слов) Рассмотрим знаменитое произведение древнерусской литературы, которое является частью истории древней Руси — «Слово о полку Игореве». В «Слове» очень много интересного — например, тайны, которые заключены в этом произведении, не дают покоя и по сей день специалистам, пытающимся их разгадать. Кроме того, примечателен тот факт, что произведение было обнаружено лишь в первой половине XVIII века, и на тот момент возраст «Cлова» составлял около 700-800 лет. Однако никаких упоминаний о нем не было ни в летописях, и нигде вообще не встречалось информации о нем.

«Слово о полку Игореве» — это патриотическое литературное произведение, за основу которого при его написании было взято реальное историческое событие — поход князя Игоря против половцев. Автор произведения неизвестен. Своим сочинением он будто призывает читателей хранить свою землю и защищать ее от любых посягательств из вне.

Несмотря на давность событий и тогдашний уровень развития грамотности на Руси, в поэме очень тщательно проработаны образы главных героев — к примеру, Святослав показан. как опытный воин, который является патриотом, а его младшие братья Игорь и Всеволод показаны как смелые и горячие парни. Рассмотрим тщательнее их образы, чтобы понять, что влияет на выбор героев в разных ситуациях.

Начнем с Игоря. Он князь, как и любой человек, Игорь не лишен отрицательных черт личности, но и положительные качества ему не чужды. он — мужественный человек, который привык идти к намеченной цели до конца. В произведении он игнорирует даже дурные знамения, которые предвещают неудачу в походе, разгром его дружины. Но он уважает народ, любит землю, на которой родился и рос, а теперь на ней правит.

Самая яркая негативная черта Игоря — это корысть, но не к богатству и роскоши, а к воинской славе, которую он стремится добиться всеми силами, не считаясь ни с чем — даже с благополучием любимого народа. То есть, князь является героем с эгоистичной натурой — он тщеславен, жаждая личной славы, порой не видит, что его действия приводят к ухудшению жизни его народа. К примеру, своим неудачным походом он разворошил своеобразное осиное гнездо — после этого набеги половцев на Русь стали явлением частым.

Рассматривая князя с этой стороны, тем не менее, его трудно назвать отрицательным персонажем. скорее, он человек несдержанный, который все же хочет улучшить жизнь своего народа, но ошибается в своих действиях. Ведь он хочет не только прославиться сам, но желает принести славу и своему народу, чтобы и народ был прославлен и слыл в легендах.

Всеволод — это младший брат князя Игоря, который представлен нам как человек смелый и отважный, и на этом неоднократно заостряется внимание. Кроме того, это был надежный и очень сильный человек с мощным телосложением, что подтверждается археологическими раскопками, а точнее — найденными останками Всеволода Святославовича. У него было прозвище Буй-Тур, а на Руси в ту пору турами называли быков — особо сильных и выносливых. Помимо этого, Всеволод описывается как человек, который был отличным военным стратегом, он хорошо разбирался в боях той поры, и его нельзя было победить.

С Игорем он дружил, несмотря на то, что в ту пору среди князей-братьев особо теплых отношений не было, скорее, наоборот, а подчас и братоубийственные войны за власть имели место быть. Но не у них.

Кроме того, Всеволод не превратился в бездушную машину для убийств, несмотря на то, что военные походы, битвы сильно сказались на нем. Он, как и все люди — любит, сожалеет, в общем, не утратил чувствительности.
Святослав, князь киевский, — двоюродный брат Игоря и Всеволода. Он критикует ошибочные действия своих младших братьев, ведь они, напав на половцев, лишь сделали хуже.

То есть, Святослав представлен нам как человек, который трезво смотрит на жизнь, просчитывает все свои действия, и для которого благополучие своей Отчизны превыше личного благополучия и славы. Князь не только критикует братьев, дает оценку и своим поступкам, аналитически мыслит и четко действует по своему плану, который он всегда тщательно выверяет и просчитывает до мелочей.

Вероятно, автор произведения хотел показать этого князя как эталон правителя Киевской Руси, ведь он мудрый и рассудительный, добрый и смелый. Это именно он предложил князьям объединиться, чтобы держать оборону от врагов сообща. Ему не по нраву деяния Игоря, но, тем не менее, он ему помогает в меру возможностей.

Ярославна — это жена Игоря. Нам она показана, как верная и любящая супруга, преданно ждущая своего мужа с войны, и которая очень сильно тоскует по нему. Она по-княжески властна и милосердна, как истинная княгиня. а ее привычка повелевать проявляется в ее обращении к силам природы, чтобы они помогли ее мужу бежать из плена.

Княгиня в своих просьбах кидается в крайности — то просит и умоляет, то требует и повелевает силам стихий. Из такого поведения становится видно, что она обладает страстным и темпераментным характером, и она готова на любые жертвы, чтобы добиться своей любви — в этом она подобна мужу. Свой знаменитый плач Ярославна произносит со стены крепости, что было символично в те времена. Появление женщины на стене крепости в древней Руси означало, что она готова броситься с нее, предпочитая смерть пленению и рабству.

Ярославна — очень яркий и значимый образ в произведении, автором он раскрыт детально и глубоко. Княгиня заслуживает восхищение и уважение, ее усилия не прошли даром — любимый муж вернулся из плена.

Автор древнерусского литературного памятника неизвестный, но он имеет свой образ, а его авторская позиция схожа с позицией киевского князя Святослава. Автор равняет свое произведение с творчеством легендарного и знаменитого в ту пору слепого певца Бояна. Он пишет кратко, но интересно, события складываются в захватывающий сюжет.

Древнерусский поэт — тоже патриот, и он сопереживает героям своего произведения, однако он прямолинеен и оценивает их действия беспристрастно и односложно — так, некоторые поступки Игоря он восхваляет, а некоторые — осуждает, к примеру, поход на половцев.

Но он же раскрывает перед читателями степень осознания героями своих ошибок и глубину их раскаяния за собственные деяния. Он часто цитирует «Золотое Слово» Святослава, чтобы при его помощи поучать читателей, которыми должны были стать потомки тех людей, которые описываются в произведении.

Вывод — все важные персонажи в поэме тщательно проработаны, и мы можем вследствие этого понять, что служит для них мотивацией в разных ситуациях. За ними интересно наблюдать, ведь их образы многогранны и неоднозначны. они — как настоящие люди, имеют и положительные, и негативные черты, у них свои истории жизни и судьбы.

При ознакомлении с литературным памятником «Слово о полку Игореве» мы соприкасаемся с той эпохой — с особенностями древнерусского языка, с нравами и традициями царившими тогда, с событиями, происходившими на землях Древней Руси, со всем тем, из чего состоит наша история — история России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Рецензия на рассказ господин из сан франциско
  • Рецензия на рассказ бунина красавица
  • Рецензия на рассказ бунина косцы
  • Рецензия на рассказ куст сирени
  • Рецензия на рассказ бунина чистый понедельник