Рецензия как жанр сочинения 9 класс конспект урока

Нужна помощь в написании работы?узнать стоимостьрецензия на книгу пишется известными изданиями и критиками, а в силу популярности информационных технологий и

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Рецензия на книгу пишется известными изданиями и критиками, а в силу популярности информационных технологий и интернета рецензии стали писать и обычные люди. Сегодня даже многие учебные заведения задают учащимся написание рецензии на книги и произведения литературы. Что такое рецензия, как писать обзоры ни литературные произведения и как составить рецензию согласно ГОСТ, ответы на эти вопросы можно найти в статье дальше.

Структура рецензии

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Какой должна быть примерная структура рецензии на книгу

Написание рецензий на книги может стать интересным занятием для тех, кто любит читать и умеет логично излагать свои мысли на бумаге. Ведь это один из способов поделиться впечатлениями о книге с единомышленниками, преподнести свое восприятие сюжета и характера героев.

Примерный план рецензии на книгу:

  • вступительная часть;
  • основная идея;
  • критический анализ;
  • выводы.

Как начать рецензию

Для многих наибольшую трудность составляет написание начала рецензии. Здесь не существует четких правил, каждый выбирает то, что ему ближе. Обычно во вступлении задается тон рецензии.

Приведем некоторые варианты того, как можно начать рецензию:

  • краткое описание сюжета (книга о том, как…);
  • раскрытие жанра;
  • интригующая цитата из книги;
  • личная оценка (понравилась или не понравилась книга).

Основная идея произведения

В этой части рецензии следует определить основные вопросы, поднятые в произведении, круг проблем и основную мысль. Не следует пересказывать основное содержание книги. Ценность рецензии придает умение рецензента грамотно оценить насколько автор смог раскрыть характеры героев и донести до читателей главную мысль произведения, особенности его стиля и мастерство.

Критический анализ

Прежде всего, следует уделить внимание названию книги, так как оно выражает основную идею. Здесь же можно привести оценку того, как временной период и место действия связаны с темой книги, и какое настроение создают при чтении.

Интересно рассмотреть линию поведения главного персонажа: как меняются его мысли, чувства, с какими проблемами сталкивается, его отличие от второстепенных героев.

Выводы

В заключении рецензент оценивает актуальность произведения, делится личным впечатлением от прочитанного, сравнивает с другими работами автора, оценивает оригинальность замысла.

Отличие рецензии от отзыва.

Рецензия
— это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению. Другими словами, рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка. В отзыве достаточно выразить свое отношение к произведению, а в рецензии не только выражается отношение к прочитанному, но и анализируется содержание произведения, художественное мастерство писателя, что требует определенной начитанности, литературного развития, литературоведческих знаний, умения находить и определять художественные средства, с помощью которых писатель воплощает идею произведения.

Чтобы написать рецензию, нужно:

  • Детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;
  • Уметь отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;
  • Сформулировать свою позицию, свою точку зрения по поводу прочитанного;
  • Аргументировать свою точку зрения;
  • Сделать выводы и обобщения.

Если речь идет о рецензии на театральную постановку, кино­ фильм, телефильм или телеспектакль, рецензент должен знать специфику театрального, кинематографического или телевизион­ного искусства. В школе нередко предлагается написать рецензию на свое сочинение (или ответ на замечания товарища о нем) или рецензию на работу одноклассника. И отзыв, и рецензия могут включать частичный пересказ содержания, но не должны ограничиваться им.
Главная задача рецензента — осознать авторскую позицию, выяснить, какими средствами автор доносит ее до читателей, какого эффекта достигает, а также оценить произведение с точки зрения актуальности и значимости поднятых в нем проблем и своего читательского восприятия. Поэтому при кажущемся на первый взгляд сходстве с отзывом рецензия отличается тем, что все, в чем убеждает читателей автор рецензии, он делает на основе глубокого анализа: смысла названия, темы, идеи, сюжета, системы персонажей, особенностей композиции. Под углом зрения рецензента — анализ авторской позиции, достоинств и недостатков произведения, авторского мастерства в изображении героев и событий, стиля или манеры писателя. Уместно также определить место произведения в контексте культуры и/или истории.

Во многом качество рецензии зависит от авторского «я»: от уровня общей начитанности, владения литературоведческим анализом и знания терминологии, эмоциональности, умения критически мыслить, аргументированно рассуждать, вступать в дискуссию, обоснованно отстаивать собственное суждение.

Какие моменты должны быть проанализированы

Что следует учитывать при написании рецензии на книгу?

Некоторые критерии оценки произведения:

  • логичность сюжета, динамичность повествования;
  • реалистичность характеров героев, проработанность и достоверность;
  • чувства, вызываемые героями;
  • авторский стиль и язык;
  • соответствие деталей реальности;
  • поведение героев, их реакция на события;
  • неповторимость произведения;
  • этичность и оригинальность главной идеи;
  • наличие ляпов;
  • актуальность;
  • свои ощущения.

Анализировать все пункты вовсе не обязательно, можно выбрать те, о которых хочется рассказать. При описании своих ощущений можно уточнить какие мысли и эмоции вызвала книга, захотелось ли оставить ее в домашней библиотеке, перечитать ее в будущем.

Образец рецензии на книгу

Советы и типичные ошибки

Составление рецензии зачастую занимает значительное количество времени, особенно если рецензент заинтересован выполнить работу качественно и не навредить автору. Поэтому важно знать, с чего же начать процесс и как правильно писать рецензию.

Во-первых, нужно начать с изучения самого произведения, его качества и занимательности сюжета. Во-вторых, с изучения подобных отзывов и рецензий, если у рецензента нет достаточного опыта. Пример написания рецензии поможет понять структуру и основные аспекты, на которые стоит обратить внимание, а именно:

  • однородность стиля и тона рецензента;
  • обязательное указание всех положительных сторон текста (художественные находки и так далее), а также отрицательных (к примеру, грамматических ошибок);
  • подробное и обоснованное изложение всех мыслей и чувств с использованием цитат и выдержек из основного текста;
  • обязательное использование специальной лексики и устойчивых выражений, к примеру, «научное исследование посвящено следующей проблеме…», «можно указать на несовершенство статьи в том…».

Следует также изучить типичные ошибки при написании такого теста и стараться избегать их. Основными промахами в составлении критических отзывов являются пересказ текста вместо его анализа, отсутствие аргументации, использование ненормативной лексики и фамильярность по отношению к автору, а также неясная позиция самого рецензента.

Не стоит без надобности перегружать текст рецензии биографическими и историческими сведениями, использовать сложные литературные термины. При указании недостатков важно перечислить и положительные стороны публикации или произведения, акцентировать внимание на удачных тезисах автора.

В выводах стоит указать общую оценку статьи и четко сформулировать мнение в отношении произведения, публикации или исследования. Готовый образец и план рецензии может значительно облегчить работу, а именно составить отзыв в соответствии со всеми критериями и определиться с формулировками. Грамотно и верно написанная рецензия поможет не только наработать опыт рецензенту, но и указать на достоинства произведения. А лаконичный и объективный отзыв — это гарантия публикации и привлечения новых читателей.

Советы по написанию рецензии

Важно!
Если вы не уверены, что справитесь с работой, обратитесь за помощью к профессионалам. Работу могут написать преподаватели, доцены вузов

Стоимость и сроки

Интересно излагая свои мысли о прочитанном, рецензент формирует у читателей интерес к произведению или, наоборот, отбивает желание читать.

Несколько советом о том, как писать рецензию на книгу:

Совет 1. Перед написанием рецензии желательно не читать чужих отзывов о книге. Их мысли перепутаются с вашими или вы начнете писать не своими словами. Вполне возможно, что кто-то уже выразил свое мнение о произведении, схожее с вашим. Тем не менее при написании рецензии важны впечатления конкретного человека, с учетом его опыта и мироощущения.

Совет 2. Может быть наоборот, мнение рецензента отличается от общепринятого. Например, какая-то книга считается общепризнанным шедевров, а рецензенту не понравились определенные моменты, которые испортили общее впечатление от книги. Не стоит бояться того, что мнение противоречит большинству, в таком случае оно принесет даже больше пользы читателям.

Совет 3. Следует соблюдать принцип: чем более негативное впечатление о книге несет рецензия, тем больше она должна содержать предложений. То есть в этом случае следует более подробно провести анализ произведения и объяснить, что конкретно не понравилось рецензенту.

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам В. Маковского
    Владимир Маковский — описание картин
  • Моя любимая профессия — сочинение
    Каждый человек рано или поздно задаётся вопросом кем стать. Выбор профессии – дело непростое, требующее верного понимания того, что твоя профессия должна стать делом для души
  • Сочинение Дядя Хвост из рассказа Муму Тургенева
    В рассказе И.С. Тургенева «Муму» несколько главных героев. Это прежде всего Герасим – глухонемой дворник и барыня. Кроме того есть немало значительных персонажей

Где разместить рецензию

После написания рецензии возникает вопрос о том, где ее разместить.

Варианты для размещения рецензии на книгу:

  • собственный блог;
  • тематические сообщества;
  • конкурсы рецензий.

Написание рецензий способствует улучшению не только писательских навыков рецензента, но совершенствованию его как читателя. Некоторые опытные рецензенты утверждают, что намерение написать рецензию на произведение заставляет глубже вчитываться в сюжет, обращать внимание на детали.

Зачем нужны рецензии на литературные произведения?

Писать рецензии на стихи, книги, статьи, на текст любого формата можно для развития творческих способностей, личного саморазвития, а также для передачи впечатлений и мнения о прочитанном произведении. Чтобы сделать рецензию на любую книгу, у потенциального автора должна быть цель, например:

  • углубленное усвоение прочитанного материала;
  • для ведения блога и привлечения читателей;
  • для развития и проявления экспертных навыков, что привлечет внимание издательств.

В конечном итоге регулярное составление и публикация рецензий на литературные новинки и прочие издания могут стать основой для ведения коммерческой деятельности. Многие издательства нуждаются в профессиональных рецензентах, к тому же рецензии под заказ в дальнейшем можно составлять не только к художественной литературе, но и к кино, мюзиклам, дипломным и курсовым работам.

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.


Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
      оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
  3. анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
  4. соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
  5. степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  6. Достоинства и недочеты.
  7. Научная и практическая ценность работы.
  8. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  9. Рекомендации:
      по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
  10. о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
  11. о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  12. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.


При написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Уроки 8–9 ОЧЕРК. ЭССЕ. РЕЦЕНЗИЯ


23.07.2013


26159


0



Цели: знакомить с особенностями публицистических
жанров; развивать умения работать с текстом, совершенствовать
навыки создания собственного текста в заданном стиле.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы: исследовательский,
создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка
и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной
деятельности по освоению материала урока.

Доклад подготовленных учащихся о результатах
мини-исследования по теме урока (с. 272–291, учебник).

Материал
для учителя
.

Эссе (нескл., ср. р., от франц. essai
буквально опыт) – это разновидность очерка: научного, исторического,
критического, публицистического характера. Однако в отличие от обычного очерка,
где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе
главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он
вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке,
искусстве, литературе.

В эссе отражается оригинальный взгляд на
предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В
этом прелесть и трудность жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом,
отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью
формы.

Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские
стихотворения в прозе, лирические отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя,
фрагменты из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, где Печорин размышляет
над странностями своего характера.

Чаще всего эссе по форме представляет собой
рассуждение-размышление.
В этом случае в нем активно используются такие
речевые приемы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов,
именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных
членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения подчеркивается
частым использованием вводных слов.

Отзыв – речевое произведение, основанное на
выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Отзыв – вторичный текст, передающий
впечатление пишущего о книге (спектакле, фильме и др.), мнение о сюжете
и героях произведения (без детального разбора).

В зависимости от целей, которые ставит перед
собой автор отзыва, различаются их виды. Поделиться своими впечатлениями о
литературном произведении и обосновать свое мнение о нем можно в письме.
Информировать читателя о книге можно в заметке. Повлиять на чувства,
мысли, поведения читателей лучше всего можно в том случае, если написать отзыв
в виде обращения.

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение,
обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку
научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта,
кинофильма, книги. («Толковый словарь русского языка».)

В рецензии на книжное издание обычно даются
его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной
проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения.
(«Литературный энциклопедический словарь».)

Рецензия:

·  содержит данные об авторе и его
произведении;

·  дает анализ произведения,
указывает на его общественную значимость;

·  оценивает речевое произведение,
мастерство писателя;

·  представляет собой единство
аналитической мысли и глубокой внутренней убежденности критика;

·  сочетает концептуальные и
эстетические критерии оценки.

Любой
человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенных этических
правил
:

1. Работа рецензента требует большого труда и
серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть
излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения.

2. По ходу чтения рецензенту следует делать
краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного
текста.

3. Проверить все цифры, даты, имена,
приведенные автором.

4. Рецензия должна быть деловой, конкретной,
доброжелательной.

5. Неэтично навязывать автору рецензируемой
работы свои вкусы.

6. Мнение рецензента не должно зависеть от
личных отношений.

7. Рецензент – не ревизор, получивший задание
осуществить внезапную проверку, и не судья, выносящий приговор. В рецензии
должна быть выражена позиция ее автора. Авторитет рецензента определяется его
компетентностью и доброжелательностью. Поэтому категоричность замечаний (если
они даже правильны по существу)
, нежелание выслушать автора недопустимы.

8. После чтения рецензент должен
побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении.

В рецензии обычно дается анализ произведения,
высказывается и обосновывается его оценка. Всё это требует от автора рецензии
хорошего знания предмета, того, о чем он пишет, – литературы, театра, кино.
Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или
увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель
понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер, настроение. В рецензии
обычно отмечаются художественные особенности произведения (сочинения,
спектакля, фильма)
, его построения, авторского языка.

В рецензии используют публицистический или
научный стиль речи.

Это зависит от цели, ради которой пишется рецензия. Если цель рецензирования
состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей (или зрителей) к произведению,
заинтересовать их, то обычно выбирают публицистический стиль. Если же перед
рецензентом стоит иная задача – помочь читателю понять книгу или спектакль,
помочь автору усовершенствовать сочинение, то рецензия пишется в научном стиле.

По
типу речи рецензия
,
как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис)
обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.

Рецензия
похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме.
Содержание рецензии составляет анализ произведения; содержание отзыва
общая оценка произведения; содержание эссевпечатления
и раздумья его автора
, вызванные восприятием произведения.

Более
жесткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе
она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто
научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.

Как
строится научная рецензия.

ПАМЯТКА

Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней
употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают
связность и логичность, свойственные научной речи.

Содержание (план)

Клише

1. Вступление.

Чему посвящено произведение.

 …посвящено

рассмотрению вопроса…

решению вопроса…

проблеме…

…написано

на актуальную тему

…затрагивается тема (вопрос)

Исходные данные об авторе

произведения.

Какова
цель автора, какие задачи им ставятся.

Цель автора –

Автор ставит задачу:

описать…

обосновать…

раскрыть…

уточнить…

2. Центральная часть.

Каково
основное содержание произведения;

В
центре внимания (находятся)…

Главные
усилия направлены…

основные
проблемы

Автор
ставит и решает,

по
существу, одну задачу…

…отмечает
(что?)

…описывает
(что?)

…касается
(чего?)

…обращает
внимание (на что?)

…напоминает
(о чем?)

…анализирует
(что?)

Что
удалось автору.

Постараемся
теперь объяснить…

Далее
подчеркнем…

Необходимо
остановиться на…

Особо
хочется выделить…

Приведем
пример…

Наконец,
можно еще отметить…

Достоинством…является…

Есть
ли недостатки, в чем они заключаются

К
сожалению, работа не лишена

недостатков…

К
существенным недостаткам,

на
наш взгляд, относятся…

3. Заключение.

Работа
завершается…

В
заключение отметим…

Слова-синонимы, которые можно использовать в рецензии:

Рассказывать – описывать, показывать, изображать,
рисовать, знакомить с …, вводить в …

Понравиться – произвести большое впечатление, глубоко
взволновать, привлечь внимание, запомниться, запасть в память.

Интересный – увлекательный, занимательный,
занятный, замечательный, любопытный.

Исключительный – необыкновенный, выдающийся, редкий,
редкостный, недюжинный, незаурядный.

Выделить – особо отметить, подчеркнуть.

План выборочной рецензии.

1. Была ли удачной вступительная
фраза?

2. Были ли связующие элементы
между вступлением и основной частью?

3. Есть ли в ответе
обобщение-концовка? Удачна ли она в языковом отношении?

4. Были ли нарушения
последовательности?

5. Удовлетворены ли вы количеством
и качеством примеров?

6. Был ли ответ развернутым?
Использованы ли сравнения?

7. Были ли приведены основания
сравнения?

2. Этап первичной проверки понимания
изученного.

Задание: разделитесь на две группы –
«рецензентов» и «стенографистов»: первые, слушая ответ товарища, подбирают
материал для анализа ответа; вторые воспроизводят ход ответа, отметив все
особенности устной речи отвечающего.

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя»: работа над сочинением по исходному
тексту на примере статьи Д. Гранина «О милосердии» (упр. 313).

1) Повторение требований к сочинению на ЕГЭ по
русскому языку:

– четко сформулировать (в той или иной
форме)
одну из проблем исходного текста;

– понять и полно отразить основные мысли
предложенного текста, уделяя значительное место концептуальному анализу,
из которого станут понятными основные идейные линии текста (прокомментировать
проблему текста)
;

– сформулировать авторскую позицию в исходном
тексте;

– сделать обоснованную оценку текста; опираясь
на жизненный или читательский опыт, выразить и аргументировать свое мнение по
одной из проблем, поставленных автором текста.

Напоминаем ученикам о том, что сочинение
должно быть логически стройным, безупречно грамотным.

2) Работа над текстом статьи Д.
Гранина (используются те вопросы и задания, которые предлагают авторы
учебника)
.

Слово
учителя
.

Д. Гранин родился
в 1919 г.
в семье лесника. Перед самой войной, в 1940 г., он окончил Ленинградский
политехнический институт, работал в конструкторском бюро. В 1941 г. добровольцем ушел
защищать Ленинград, воевал на Прибалтийском фронте, закончил войну в Восточной
Пруссии командиром роты тяжелых танков.

После войны восстанавливал разрушенное в
блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда, трудился в НИИ, учился в
аспирантуре.

В 1954 г. вышел в свет его роман «Искатели»,
принесший автору громкий успех. Затем был создан еще один роман – «Иду на
грозу», продолживший тему «Искателей». Автор убедительно отстаивает в своих
произведениях достоинство науки, сосредоточивает внимание на нравственных
основах научного творчества, поэтизирует бескорыстных героев, одержимых
поиском.

Позже Д. Гранин написал целую серию
документальных произведений об ученых. А в 1987 г. появилась
документальная повесть «Зубр», продолжившая всё ту же тему одержимости ученых и
правды научного творчества.

Вопросы нравственности, честности, чистоты
продолжают волновать Д. Гранина и сегодня.

Чтение
текста
статьи Д. Гранина, определение темы,
идеи, его проблематики.

(Тема милосердия – ведущая тема текста. Об
этом свидетельствует заглавие статьи. Автор размышляет над проблемой гуманного
отношения людей друг к другу, с горечью показывает, что безразличие людей к
ближнему может привести к фатальным последствиям, и финальная часть текста
является своеобразным авторским воззванием – беречь в себе «способность
откликаться на чужую боль».)

Обсуждение
вопросов
, данных в
упражнении:

а) Является ли этот текст рассуждением?
Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение.

Тип текста – рассуждение с элементами
повествования и описания.

б) Определить стиль данного текста.

Это текст публицистического стиля, так как
главное его назначение – «информирование, передача общественно значимой
информации с одновременным воздействием на читателей, убеждением их в чем-то,
внушением им определенных идей, взглядов, побуждением к определенным действиям,
поступкам». Логичность, образность, эмоциональность, оценочность,
призывность – черты публицистического стиля – характеризуют текст Д. Гранина.

в) Каков основной тезис данного
текста? Какие аргументы используются для доказательства? Достаточно ли их?
Каков вывод? Согласны ли вы с этим выводом?

г) Выпишите слова и обороты, которые, на ваш
взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора.

Обсуждение отдельных моментов, связанных с
написанием сочинения по данному тексту:
какими могут быть вступление, основная часть,
заключение у сочинения? Как, опираясь на жизненный и читательский опыт, можно
аргументировать свое отношение к поднятой автором текста проблеме? Какие
логические переходы от одной части к другой можно предложить?

3) Работа над написанием сочинения в выбранном
учеником публицистическом жанре.

Вот один из примеров.

«Милосердие… «Как же так получилось, что
чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?” – над этим вопросом
Д. Гранин рассуждает в своем тексте. А действительно, почему в наше время
по-настоящему гуманных людей становится всё меньше и меньше?

В самом начале статьи автор рассказывает о
беде, произошедшей с ним в центре города около семи часов вечера. Он шел по улице,
поскользнулся и упал. Упал неудачно. Истекая кровью, плохо соображая, кое-как
поднялся. Но что самое печальное: никто ему не помог, хотя народу на улице было
немало…

Прочитав этот текст, задумалась: «А как бы я,
будучи прохожей, поступила в тот момент?”. Удивительно, но однозначного ответа
дать не смогла.

Во-первых, в наше «неспокойное” время доверять
первому встречному нельзя, ведь кто знает, что у него на уме. Однако,
во-вторых, а если человек нуждается в срочной помощи и поддержке, кто же ему
должен оказать эту помощь и поддержку, если не мы, люди?!

Добрым примером здесь, я думаю, могут служить
доноры, которые почти безвозмездно отдают свою кровь больным, находящимся на
грани жизни и смерти. Или организаторы приютов для бродяг – людей потерянных, оказавшихся
на самом дне жизни, нуждающихся во внимании милосердных, добрых граждан.

Однако с сожалением надо отметить, что
принадлежащих к группе «бессердечных”, равнодушных, живущих только для себя не
так уж мало, потому Д. Гранин отмечает «убыль милосердия в нашей жизни” и с
горечью подытоживает: «Если это чувство не употребляется, не упражняется, оно
слабеет и атрофируется”».


  • Урок русского языка в 9 классе
  • Рецензия

Виды рецензий.

  • Виды рецензий.
  • Подумайте над вопросами.
  • Написание рецензии.
  • Справочные материалы:
  • Фильм и его авторы.
  • Герои и их прототипы.
  • Правда и вымысел в фильме.
  • Мнения о фильме.
  • Критерии оценки
  • План урока

Рецензия

  • Рецензия
  • Отзыв
  • Эссе
  • Виды рецензий

Слово это закрепилось в литературном языке в конце XVIII — начале XIX века и произошло от латинского «recensio», что в переводе на русский язык означает «осмотр», «обследование«.

  • Слово это закрепилось в литературном языке в конце XVIII — начале XIX века и произошло от латинского «recensio», что в переводе на русский язык означает «осмотр», «обследование«.
  • Рецензия создается не только для того, чтобы поделиться впечатлением от прочитанного. Цель рецензии — дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.
  • Рецензент старается раскрыть смысл названия (аллюзии, ассоциации), описывает способ организации произведения, ставит перед собой задачу охарактеризовать художественный конфликт и проследить его динамику в развитии сюжета.
  • Автор сочинения-рецензии особое внимание уделяет мастерству автора в создании и раскрытии характеров персонажей, выражении авторской позиции, особенностям его стиля и метода.
  • Все утверждения рецензент подкрепляет убедительными примерами.
  • В отличие от сочинения-отзыва в сочинении-рецензии аргументы, раскрывающие высказанную авторскую оценку, могут не иметь эмоционально-оценочного оттенка.
  • Рецензия

Отзыв –мнение,

впечатление

о прочитанном или увиденном.

  • Отзыв –мнение, впечатление о прочитанном или увиденном.
  • Отзыв о книге (спектакле, фильме)
  • Отзыв

Эссе —  это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень («Опыты» 1580г.). В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесенного на бумагу». Эссе — художественная форма размышления.
      Модель написания эссе.
1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
2. Работа над черновиком.
3. Правка.
4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
5. Публикация. Чтение на аудиторию.  

  • Эссе —  это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень («Опыты» 1580г.). В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесенного на бумагу». Эссе — художественная форма размышления.
          Модель написания эссе.
    1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
    2. Работа над черновиком.
    3. Правка.
    4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
    5. Публикация. Чтение на аудиторию.  
  •     Возможный алгоритм написания эссе.
    1. Обсуждаемая тема (проблема).
    2. Моя позиция.
    3. Краткое обоснование.
    4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
    5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
    6. Заключение.
  • Эссе
  • Написание рецензии
  • Примерный план рецензии

      «1814» позиционируется как

исторический триллер

и действительно, вполне себе реальная история про царскосельского маньяка, убивавшего молодых женщин, в фильме воплотилась в весьма кровавые сцены, но главное в нем все же не это, а сама история взаимоотношений и дружбы лицеистов, ставших впоследствии поэтами, канцлерами и декабристами.

  •       «1814» позиционируется как исторический триллер и действительно, вполне себе реальная история про царскосельского маньяка, убивавшего молодых женщин, в фильме воплотилась в весьма кровавые сцены, но главное в нем все же не это, а сама история взаимоотношений и дружбы лицеистов, ставших впоследствии поэтами, канцлерами и декабристами.
  • Фильм режиссера Андреса Пуустусмаа относится к крайне редкому в нашем, но распространенному в западном кино жанру вольной биографии, то есть, такой биографической истории, где подлинные исторические факты тесно переплетены с авторской фантазией и домыслами
  • Сюжет и его автор Дмитрий Миропольский заслуживают отдельного слова. Несмотря на то, что Миропольский писал именно киносценарий, а не отдельное литературное произведение, но та тщательность в деталях и горы архивных документов, изученных в процессе его написания, ставя его немного выше обычной сценарной работы.
  • Тщательный и любовный подход деталей виден практически в каждом кадре картины, а великолепная операторская работа и то, что фильм снят с полной исторической достоверностью (т.е. сцены относящиеся к учебным аудиториям Лицея сняты именно в них, кадры парадной залы дворца в соответствующей зале Царскосельского дворца, а натурные съемки в прилегающем парке), все это лишь усиливает эффект присутствия.
  • Фильм и его авторы

Среди господ лицеистов были те, чьи имена навечно вписаны в историю России

: князь Горчаков, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, Пущин…и Пушкин, конечно же.
      Пушкин в исполнении

Стаса Белозерова

– даже не самый лучший поэт в Лицее (лучший – Дельвиг). Это кудрявый мальчик по кличке «Обезьяна». Но он там вместе со всеми остальными лицеистами играет в фильме роль «фона», на котором происходят загадочные убийства.

  • Среди господ лицеистов были те, чьи имена навечно вписаны в историю России: князь Горчаков, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, Пущин…и Пушкин, конечно же.
          Пушкин в исполнении Стаса Белозерова – даже не самый лучший поэт в Лицее (лучший – Дельвиг). Это кудрявый мальчик по кличке «Обезьяна». Но он там вместе со всеми остальными лицеистами играет в фильме роль «фона», на котором происходят загадочные убийства.
  • Актерский состав четко разделен на две группы: первая это такие актеры, в кино себя уже зарекомендовавшие: Богдан Ступка, Лыков, Бондарчук, Гармаш, Баширов и другие и совсем молодые актеры, играющие царскосельских лицеистов. В фильме удачно сплавился опыт первой группы с абсолютно искренней игрой второй, поскольку им и не пришлось особо напрягаться, чтобы изображать молодых Пушкина, Горчакова, Кюхельбекера и других. Ребята фактически играли сами себя, молодых сорванцов, стремящихся как можно больше насладиться беззаботным временем юношеской поры.
  • Герои и их прототипы

Место действия – Царскосельский Лицей.

  • Место действия – Царскосельский Лицей.
  • Лицеисты — реальные исторические лица.
  • Дуэль Пушкина и Кюхельбеккера.
  • Детективная история об убийствах в Царском Селе.
  • Внешность героев.
  • Допросы следователя.
  • Псевдоисторический фон.
  • Правда и вымысел в фильме

Подробный разбор фильма

  • Подробный разбор фильма
  • Краткие отзывы.
  • Мнения о фильме

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
  • Точность и выразительность речи.
  • Соблюдение языковых норм.
  • Соблюдение речевых норм.
  • Соблюдение этических норм.
  • Фактологическая точность.
  • Соблюдение орфографических норм.
  • Соблюдение пунктуационных норм.
  • Критерии оценки

Прокомментируйте название фильма.

  • Прокомментируйте название фильма.
  • Однозначное ли впечатление произвел этот фильм? (Что понравилось, а что нет? Соотношение.)
  • Какую цель, по-вашему, преследовали создатели фильма?
  • Что преобладает в фильме: правда или вымысел?
  • Можно ли назвать фильм исторически достоверным?
  • Можно ли по этому фильму судить о лицейских годах Пушкина? Какую информацию нужно игнорировать?
  • Вызвали ли какие-нибудь эпизоды неприятие?
  • Ваша оценка работы сценариста, режиссера, оператора.
  • Что вы можете сказать об актерских работах?
  • Способствует ли фильм развитию художественного вкуса?
  • Подумайте над вопросами!
  • Краткие содержания
  • Шмелёв
  • Как я стал писателем

В произведении «Как я стал писателем», написанном Иваном Сергеевичем Шмелёвым, рассказывается о событиях, которые происходили до революции. В этом рассказе Иван Шмелев делиться воспоминаниями о своем творческом пути.

Рассказчик считает, что он всегда был писателем. Няня журила мальчика, что он так много болтает, сравнивала его с балаболкой. Удивлялась, как это язык у мальчика не болит от постоянных разговоров.

А рассказчик был впечатлительным ребенком. И многие воспоминания детства запечатлелись в его памяти на долгое время. Эти воспоминания о простых вещах: детских игрушках, ободранных кубиках, азбуке с буквами. А еще в памяти рассказчика постоянно появляются прекрасные картины прошлого: солнечный зайчик на стенке, ветки березы с зелеными листиками и тараканы на полу. Эти чудесные явления помогали рассказчику представить, как пахнет краска на жестяной игрушечной дудочке и кашка в кастрюльке. Вспоминались и лики святых на иконах, висящие лампады и слова молитвы, непонятной в детстве.

Рассказчик в детстве разговаривал с игрушками, стружками и чурбачками, которые пахнут лесом. Мальчику все предметы рассказывали чудесные истории. Живыми казались доски, наваленные во дворе; пилы, грызшие бревна; метла, носившаяся летом по двору за пылью и замерзающая зимой во дворе. Рассказчик гладил метлу и пытался утешить.

В гимназии мальчика называли оратором за постоянную болтовню. Учителя постоянно наказывали его за разговоры на уроках. А в третьем классе рассказчик создал свое первое произведение о путешествии на Луну преподавателей гимназии. Они летали на воздушном шаре, созданном из огромных штанов учителя латинского языка. Эта поэма нравилась гимназистам, но вскоре попала в руки начальству. Естественно, за свою шалость мальчик был наказан. Педагогический совет, на котором обсуждался проступок рассказчика, решил оставить мальчика в выходной день в гимназии на целых шесть часов.

Мальчик любил писать сочинения и стихотворения. В них он описывал все свои впечатления от чтения книг. Но эти опусы не нравились учителю словесности. Мальчик за свои творения получал плохие оценки, из-за которых не смог перейти в следующий класс.

Но это оказалось не так уж плохо. Теперь учителем у гимназиста стал человек, который любил и знал свой предмет. Учитель позволял мальчику писать такие сочинения, которые он хотел.

После окончания гимназии рассказчик написал свой первый рассказ и отдал его в журнал на проверку. Ответ от издателя не приходил несколько месяцев. Рассказчик за это время окончил гимназию, поступил в университет и не думал, что дождется ответа из журнала. Какого же было удивление юноши, когда его творение было напечатано. Потом сам издатель пригласил рассказчика, отдал гонорар и посоветовал юноше продолжать писать дальше. Мужчина сказал, что произведение очень хорошее, и стоит творить дальше.

Рассказ Ивана Шмелева утверждает, что если человеку что-то нравится, то надо развивать эту способность.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Анализ рассказа Шмелева «Как я стал писателем»

1. История создания произведения.

Иван Сергеевич Шмелёв написал рассказ «Как я стал писателем» в 1895 году, в этом же году состоялась первая публикация рассказа в журнале «Русское обозрение». Автор обратился к своему детству, взрослению и опыту создания первого своего произведения — «У мельницы», большого рассказа о народной жизни.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Как я стал писателем» — рассказ, так как это небольшое произведение, в котором число персонажей ограничено, поставлена одна проблема — путь к писательству.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Как я стал писателем» довольно ясно указывает, что речь в рассказе идёт о становлении писателя.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Автобиографический характер рассказа обусловил повествование в нём от первого лица, то есть повествователем является рассказчик (он же — персонаж), обозначающий себя местоимением «я».

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Путь становления писателя.

Идея: Талант писателя даётся человеку от рождения, и этот дар ведёт его к писательской стезе.

Герой с раннего детства ощущал в себе дар, ему казалось, что он «не делался писателем, а всегда им был».

Проблематика: Подростку и юноше важно иметь поддержку взрослого человека, который верит в его талант и помогает расправить крылья.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Путь рассказчика к писательству поэтапный. На первом (дописьменном) этапе его писательство выражалось в неуёмной разговорчивости, за что нянька обзывала его «балаболкой». Ей казалось, что ребёнок мелет невесть что, а в нём говорил творческий дар. И все предметы казались ему живыми. А в первом классе мальчика прозвали «римским оратором» за разговорчивость, часто оставляли на полчаса после уроков в наказание.

На втором (письменном) этапе, уже в третьем классе, рассказчик полюбил читать романы Жюля Верна, которые вдохновили его на сочинение поэмы о путешествии на Луну учителей. Педагоги отправились к спутнику Земли на воздушном шаре, материалом для которого послужили необъятные штаны латиниста. Среди гимназистов «поэма» стала очень популярна, но от инспектора Баталина, человека сухого, недоброго и ограниченного, юный поэт получил взыскание.

Уничижительно этот педагог отзывался и о вдохновенных сочинениях литературно одарённого гимназиста. Противостояние рассказчика и инспектора Баталина закончилось для первого второгодничеством. Но нет худа без добра. Мальчик стал учиться у другого словесника — Цветаева. Этот учитель любил литературу, был добр, и, заметив талант ученика, позволил ему писать сочинения, как он хочет. Кроме того, поощрял мальчика пятёрками.

На третьем (печатном) этапе рассказчик, уже выпускник гимназии, как-то незаметно от сочинений перешёл к «собственному». На одном дыхании написал он большой рассказ «У мельницы». После долгих колебаний, сомнений сочинитель разыскал редакцию журнала «Русское обозрение» и со смущением оставил рукопись редактору. Рассказ понравился, его напечатали, да ещё удивили автора большим гонораром — 80 рублей. Конечно, рассказчик был в состоянии эйфории, но этот напечатанный рассказ под его фамилией что-то изменил в нём. Юноша почувствовал, что стал другим, и что на нём лежит обязанность, долг что-то сделать, много знать, читать, думать.

7. Система образов произведения.

Рассказчик — маленький мальчик, подросток, юноша, который всегда чувствовал в себе писательский дар — особое видение мира.

Баталин — инспектор гимназии. Он сух, высок, с рыжими баками. У него острый ноготь костлявого тонкого пальца, неприятный свистящий голос. Этот педагог не любит детей, бездарный учитель. Творческие натуры в среде учеников его раздражают, он их не понимает и не воспринимает. Он даёт нудные, скучные темы сочинений.

Цветаев Фёдор Владимирович — учитель словесности. Внешне он флегматичен: плотный, медлительный. Но глаз у Цветаева «посмеивающийся». Чуткий человек и хороший педагог, он поддержал развитие сочинительского таланта в своём ученике. Он давал гимназистам темы для сочинений живые, интересные, где можно было «развернуться».

8. Композиция произведения.

Завязка — ещё в раннем детстве писателя, когда нянька звала его балаболкой за неумолчные разговоры, когда он разговаривал с досками, стружками, половой щёткой.

Развитие действия: неумеренная разговорчивость в первом классе («римский оратор»); поэма о путешествии учителей на Луну в третьем классе; сочинения, неоценённые инспектором Баталиным; поддержка словесника Цветаева.

Кульминация — написание собственного рассказа «У мельницы».

Развязка — публикация рассказа и осознание героем себя в новом качестве.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Образы Баталина и Цветаева Шмелёв создавал на приёме противопоставления. Эти учителя резко отличались во всём: во внешности, в голосах, в отношении к ученикам, к предмету. Противопоставлены и чувства ученика к тому и другому. Баталин вызывает у мальчика неприязнь, а на похоронах Цветаева он плачет.

10. Отзыв о произведении.

Интересно восприятие мира ребёнком, одарённым писательским талантом. Очевидно, что этот талант и при неблагоприятных условиях (инспекторе Баталине) со временем бы прорвался, но могли быть упущены годы. А с лёгкой руки Цветаева мальчик быстро встал на верный путь. Как важен хороший учитель!

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Шмелева «Лето Господне»
  • Анализ повести Шмелева «Человек из ресторана»

Краткое содержание рассказа «Как я стал писателем» И. Шмелёва

Рассказ «Как я стал писателем» Шмелев краткое содержание с цитатами:

Рассказчик вспоминает, как стал писателем. Вышло это просто и даже непредумышленно. Теперь рассказчику кажется, что он всегда был писателем, только «без печати».

В раннем детстве нянька называла рассказчика «балаболкой». У него сохранились воспоминания раннего младенчества — игрушки, ветка берёзы у образа, «лепет непонимаемой молитвы», обрывки старинных песенок, которые пела нянька.

Всё для мальчика было живым — живые зубастые пилы и блестящие топоры рубили во дворе живые, плачущие смолой и стружками доски. Метла «бегала по двору за пылью, мёрзла в снегу и даже плакала». Половую щётку, похожую на кота на палке, наказывали — ставили в угол, и ребёнок её утешал.

Всё казалось живым, всё мне рассказывало сказки, — о, какие чудесные!

Заросли лопухов и крапивы в саду казались рассказчику лесом, где водятся настоящие волки. Он ложился в заросли, они смыкались над головой, и получалось зелёное небо с «птицами» — бабочками и божьими коровками.

Однажды в сад пришёл мужик с косой и выкосил весь «лес». Когда рассказчик спросил, не у смерти ли мужик взял косу, тот посмотрел на него «страшными глазами» и зарычал: «Я теперь сам смерть!». Мальчик испугался, закричал, и его унесли из сада. Это была его первая, самая страшная встреча со смертью.

Рассказчик помнит первые годы в школе, старенькую учительницу Анну Дмитриевну Вертес. Она говорила на других языках, из-за чего мальчик считал её оборотнем и очень боялся.

Что значит «оборотень» — я знал от плотников. Она не такая, как всякий крещёный человек, и потому говорит такое, как колдуны.

Потом мальчик узнал о «столпотворении вавилонском», и решил, что Анна Дмитриевна строила Вавилонскую башню, и языки у неё смешались. Он спросил у учительницы, не страшно ли ей было, и сколько у неё языков. Та долго смеялась, а язык у неё оказался один.

Потом рассказчик познакомился с красивой девочкой Аничкой Дьячковой. Она научила его танцевать, и всё просила рассказывать сказки. Мальчик узнал от плотников множество сказок, не всегда приличных, которые очень нравились Аничке. За этим занятием их застала Анна Дмитриевна и долго бранила. Больше Аничка к рассказчику не приставала.

Чуть позже об умении мальчика рассказывать сказки узнали старшие девочки. Они сажали его на колени, давали конфеты и слушали. Иногда подходила Анна Дмитриевна и тоже слушала. Мальчику много чего было рассказать. Народ на большом дворе, где он жил, менялся. Приходили со всех губерний со своими сказками и песнями, каждый — со своим говором. За постоянную болтовню рассказчика прозвали «Римским оратором».

Это был, так сказать, дописьменный век истории моего писательства. За ним вскоре пришёл и «письменный».

В третьем классе рассказчик увлёкся Жюлем Верном и написал сатирическую поэму о путешествии учителей на Луну. Поэма имела большой успех, а поэт был наказан.

Затем наступила эра сочинений. Рассказчик слишком вольно, по мнению учителя, раскрывал темы, за что был оставлен на второй год. Это пошло мальчику только на пользу: он попал к новому словеснику, который не препятствовал полёту фантазии. До сих пор рассказчик вспоминает о нём с благодарностью.

Затем наступил третий период — рассказчик перешёл к «собственному». Лето перед восьмым классом он провёл «на глухой речушке, на рыбной ловле». Рыбачил он в омуте у неработающей мельницы, в которой жил глухой старик. Эти каникулы произвели на рассказчика такое сильное впечатление, что во время подготовки к экзаменам на аттестат зрелости он отложил все дела и написал рассказ «У мельницы».

Я увидал мой омут, мельницу, разрытую плотину, глинистые обрывы, рябины, осыпанные кистями ягод, деда… Живые, — они пришли и взяли.

Что делать со своим сочинением, рассказчик не знал. В его семье и среди знакомых почти не было интеллигентных людей, а газет он тогда ещё не читал, считая себя выше этого. Наконец рассказчик вспомнил вывеску «Русское обозрение», которую видел по дороге в школу.

Поколебавшись, рассказчик отправился в редакцию и попал на приём к главному редактору — солидному, профессорского вида господину с седеющими кудрями. Он принял тетрадь с рассказом и велел зайти через пару месяцев. Затем публикация рассказа отложилась ещё на два месяца, рассказчик решил, что ничего не выйдет, и был захвачен другим.

Письмо из «Русского обозрения» с просьбой «зайти переговорить» рассказчик получил только в следующем марте, уже будучи студентом. Редактор сообщил, что рассказ ему понравился, и его опубликовали, а затем посоветовал писать ещё.

Я не сказал ни слова, ушёл в тумане. И вскоре опять забыл. И совсем не думал, что стал писателем.

Экземпляр журнала со своим сочинением рассказчик получил в июле, два дня был счастлив и снова забыл, пока не получил очередное приглашение от редактора. Тот вручил начинающему писателю огромный для него гонорар и долго рассказывал об основателе журнала.

Рассказчик чувствовал, что за всем этим «есть что-то великое и священное, незнаемое мною, необычайно важное», к чему он только прикоснулся. Он впервые ощутил себя другим, и знал, что должен «многое узнать, читать, вглядываться и думать» — готовиться стать настоящим писателем.

Это был краткий пересказ И. Шмелёва «Как я стал писателем».

Это интересно! Рассказ «Сны Чанга» Бунина был написан в 1916 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сны Чанга» для читательского дневника. Особенность данного произведения в том, что он ведется от имени пса, в снах и воспоминаниях которого отражается драматическая история жизни его хозяина.

urok russkogho iazyka 9klasss rietsienziia na litieraturnoie proizviedieniie kak zhanr 1

Урок русского языка. 9 класс.

Тема: «Рецензия на литературное произведение как жанр»

Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий, усвоение конкретны навыков рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции.

  • Развивающие: развивать творческие способности учащихся, способность развитию логического мышления; продолжить формирование навыков интерпретации и анализа художественного текста.

  • Воспитательные: воспитание у школьников активной жизненной позиции, интереса к изучению литературы.

Оборудование:

  • Написанный на ватмане эпиграф занятия: «Хорошо читать – это значит рассуждать, значит мыслить вместе с автором». М.А.Рыбникова.

  • Тексты произведений современных авторов.

  • Индивидуальные карточки с числовордом.

  • Памятка «Как писать рецензию».

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока

I. Актуализация изученного материала

Учитель: Ребята, вашему вниманию предлагается числоворд, разгадав который, вы  узнаете, о каком жанре сочинений пойдет речь на нашем занятии.

Работа с индивидуальными карточками.

Числоворд:

1,2,19,2,6,3,4,5 6,7 8,4,9,2,1,7,9,10,1`,6,11,2 12,1,11;4,3,13,2,20,2,6;4,2.
1,7,14,12,10,9,4,6 – автор повести «Деньги для Марии»; 11,9,3,15,13 – жанр сочинения;  
16,12,4,18,1,7,17 – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
13,2,14,6,7 – время года.

Ученик: Ответом нашему числоворду служит фраза: «Рецензия на литературное произведение».
Автор повести «Деньги для Марии» – В.Г. Распутин; Жанр сочинения – отзыв;
Изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая основную идею – это эпиграф;
Время года – весна.

Учитель: Вы правильно разгадали числоворд. Действительно, мы на нашем занятии  поговорим о рецензии.

Речевая разминка

– Прочитайте высказывание М.А. Рыбниковой про себя. Как вы понимаете его  смысл? Какие слова являются ключевыми, помогающими понять смысл данного  высказывания? (Хорошо читать, рассуждать, мыслить)

II. Формирование умений и навыков

Ученик: Вам известна роль книги в жизни каждого человека. Одни увлекаются детективной литературой, другим по душе фантастика и приключения, третьи зачитываются произведениями о животных. Есть свои пристрастия, свои читательские интересы и у каждого из вас. Вы уже умеете выражать их, высказывать свое личное мнение о прочитанном,  то есть писать отзыв на  произведение.
– Вспомните, что такое отзыв? (Отзыв – это мнение о прочитанном, впечатление, которое осталось после прочтения произведения, оценка произведения.)
– Но более полную и глубокую оценку прочитанному произведению содержит рецензия на произведение художественной литературы.
– Что же такое рецензия? Какое определение рецензии дает «Краткий литературоведческий словарь»?

Ученик: Рецензия – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения.

Ученик 2. Исходя из определения рецензии, можно выяснить, что общего между рецензией и отзывом, чем различаются эти два жанра литературной критики. Рецензия, как и отзыв, – это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия – понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.

Учитель: Главная задача нашего занятия – познакомить вас, ребята, с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение вами жанровых особенностей сочинений-рецензий. Объясните значение записанных на доске однокоренных слов: рецензировать, рецензент, рецензия.

Ученик: Рецензировать – значит писать рецензию; рецензент – автор рецензии; рецензируемое произведение – произведение, на которое пишется рецензия.

Учитель: Вы, ребята, совершенно правы. К тому же данный речевой жанр устной и письменной речи, предназначен для выполнения нескольких задач. Первая – информативная. В рецензии содержатся сведения о выходе в свет того или иного произведения. Если речь идет о литературном произведении, то о появлении его в печати. Это, как правило, вступление к рецензии.

Ученик: Вступление может сразу же обращать к личности писателя, тогда сведения о книге содержатся в подзаголовке рецензии. Например: «Суровый быт в пастельных тонах» Михаил Тарковский. За пять лет до счастья. Повести и рассказы. – Москва. 2001 год.
«Есть много писателей, которые, покинув родные пенаты, клянут проглотившие их города и с сентиментальной слезой выписывают ностальгические портреты былого рая. Есть много писателей, родившихся среди асфальта и бетона, способных выехать на денек на дачу или рыбалку, мечтательно вздыхающих о недостижимом – бросить все к черту и зажить наконец-то по-настоящему – в глухом и не тронутом цивилизацией углу. И есть по крайней мере один писатель, решившийся на это встречное движение, променявший сумасшедшую и шумную Москву на поселок Бахта дикого Туруанского края» (М. Ремизова)

Учитель: Обратим внимание, что рецензия предполагает живой, непосредственный отклик на только что появившееся произведение.
Вторая задача рецензии – критическая. В основной части рецензии автор разбирает, истолковывает ее нравственно-философское содержание, анализирует события, компоненты формы (сюжет, композицию, систему действующих лиц, язык произведения). Причем необязательно рассматривать все аспекты содержания и формы. Можно затронуть лишь те, которые наиболее существенны.

Ученик: Вот как определяет тему книги Константина Воробьева рецензент: «Повесть «Это мы, Господи!» о наиболее драматическом явлении войны – красноармейцах и командирах, попавших в плен к врагу.
Долгое время эта тема находилась под запретом, должно быть, с той поры, когда Верховный Главнокомандующий заявил, что у врага нет наших пленных, есть только изменники Родины». (Ю. Пахомов).

Учитель: Главное же – выявить авторскую позицию, попытаться проникнуть в замысел написанного. Вот почему рецензия предполагает и активное цитирование, и привлечение эпизодов текста, и обращение к образам главных героев.

Ученик: Приведем пример из рецензии В. Оскоцкого на повесть «Облава» белорусского писателя В. Быкова, впервые напечатанную в 1990 году в первом номере литературно-художественного журнала «Новый мир» «Сюжетно повесть выстроена так, что многое оставлено в ней «за кадром». Приходится лишь догадываться, чего стоило Хведору Ровье возвращение к родному пепелищу, куда он «дошел, добежал, дотянулся за три месяца неведомого пути, мук и терпения… Вот одна из впечатляющих сцен поведения – постыдный разбой, чинимый над семьей…»

Учитель: Необходимо, чтобы в рецензии было определено место произведения в общем, литературном процессе или в творчестве указанного писателя.

Ученик: Например, в рецензии С.Костырко на книгу В.Березина «Свидетель» (2001) объясняется, почему молодой автор, пишущий о чеченской войне, обращается к литературной манере В.Шкловского и даже один из своих рассказов называет «Читатель Шкловского»:

«При этой литературной изощренности Березин не эпигон. С литературщиной можно бороться по-разному, самый очевидный путь – бунт против существующих форм и создание своей (но слишком часто альтернативные формы оказываются просто вывернутыми наизнанку все тем же каноном, и бунт только демонстрирует рабскую зависимость от канона). А можно войти внутрь существовавших до тебя форм и сделать их своими. Березин не подражает, он – продолжает начатую до него работу».

Учитель: Рядом с критическим разбором неизбежна оценка прочитанного – следующая функция рецензии. Рецензент, человек со своими взглядами, жизненным и читательским опытом, эстетическим вкусом, не только пытается уловить авторский замысел, но и высказать свою точку зрения. Наличие собственной читательской позиции – непременное требование жанра.
В заключение, рецензент привлекает внимание к прочитанному, это также задача жанра. Он указывает, к кому обращено произведение, почему его необходимо прочитать.

Ученик: Вот как эмоционально заканчивается рецензия Ю.Пахомова:

«Неправда безнравственна, полуправда развращает, оставляет ссадины, особенно на неокрепшей, юной душе. Вот почему, думаю, сегодня книга Константина Воробьева обращена, прежде всего, к молодым, к тем, кому Родина вручила оружие, кому предстоит продолжить великие традиции предшественников – защитников Отечества.
Без правды о войне, пусть самой горькой, нет истинного представления о величии духа нашего народа».

Ученик: Из рецензии К.Ропоткина: 

«Я лично писателю Б. Акунину чрезвычайно признателен. «Пелагею» прочел дня за три, и не без удовольствия, а благодаря сходству с «Соборянами» взялся потом перечитывать Лескова – и тут уж насладился сполна. Быть может, эта моя заметка кого-­нибудь из акунинских читателей к тому же подвигнет».

Ученик: Наша группа составила таблицу «Типичные речевые конструкции сочинений – рецензий». Обратим внимание на плакат.

Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»

Структурные компоненты рецензии

Речевые конструкции

Об авторе

  • Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован…)

  •  Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт…), но и…

  • Его книги (рассказы, произведения) вызывают… (чувства, мысли, поступки)

О сюжете

  • Это рассказ о…

  • Сюжет построен так, что…

  • Центральной сюжетной линией стала…

  • В центре внимания автора…

О героях

  • Герой-рассказчик пытается объяснить…

  • Автор населил свои книги героями (людьми)

  • Мир, в котором живут герой…

  • Главный герой есть…

  • Его герой…

О впечатлениях от произведения

  • Мое первое впечатление…

  • На первый взгляд кажется, что…

  • Атмосфера рассказа…

  • Книга поражает (удивляет)…

О тематике и проблематике

  • Круг тем, которых касается  автор, чрезвычайно широк.

  • Заложена стержневая тема о…

  • Автор пишет о…

  • Много места уделено проблеме…

  • Проблематику можно было бы определить как…

Об авторской позиции

  • Автор не определился (с чем?)

  • Писатель предпочел (что? чему?)

  • Он (автор) скрупулезно анализирует…

  • Автор приоткрывает…

  • Вывод неожидан.

  • Интересно для нас предложение автора

  • Автор  полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)

Введение литературоведческой терминологии

  • .Учитывая стиль произведения…

  • Удачна композиция.

  • Автор предпочел обычному рассказу жанр…

  • Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.

  • Интересны речевые характеристики героев.

Критические замечания

  • Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

  • Позволю себе с ним не согласиться.

  • Нельзя исключать (не учитывать)

  • В отличие от автора, я считаю, что…

  • Возможно, не все верно (правильно, безупречно)…

  • Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)

  • К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

  • Писатель упускает из виду (пренебрегает)…

Учитель: Как видим, рецензия предполагает общение, диалог, нередко и полемику. В школьной рецензии в роли критика выступает ученик; его адресаты = одноклассники, другие школьники, родители, воображаемые читатели или писатель. Композиция рецензии соответствует построению традиционного школьного сочинения, включая вступление, основную часть, заключение. Объем рецензии может быть разным: небольшим; как, например, в электронных средствах коммуникации. Если речь идет о подробной, полной рецензии, то ее объем достигает нескольких печатных страниц.

(Ученик читает образец сочинения в жанре рецензии)

Ученик: Рецензия на рассказ Людмилы Петрушевской «Свой круг»

III. Практическая работа

Написать рецензию на произведение русской литературы двух последних десятилетий.

  • Рецензия на рассказ дубровский
  • Реферат по русскому языку 3 класс рассказ о слове
  • Ресторан сказка спб невский район
  • Ресторан сказка шахерезады спб на московском проспекте
  • Ретро как пишется со словами