Рецензии на рассказ л петрушевской мост ватерлоо

Закруткин закруткин, виталий александрович виталий александрович закруткин 1908 1984 русский советский писатель и литературовед. лауреат государственной премии ссср

Закруткин

Закруткин, Виталий Александрович

20px Medal Stalin Prize20px Medal State Prize Soviet Union

40px Order of Lenin ribbon bar40px Order redstar rib

Вита́лий Алекса́ндрович Закру́ткин (1908 — 1984) — русский советский писатель и литературовед. Лауреат Государственной премии СССР (1982) и Сталинской премии третьей степени (1951).

Содержание

Биография

Закруткин родился 14 (27) марта 1908 года в Феодосии в семье народного учителя.

В 1932 году экстерном окончил Благовещенский педагогический институт им. М. И. Калинина; в 1936 — аспирантуру Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. В том же году защитил кандидатскую диссертацию и получил назначение на должность зав. кафедрой русской литературы в РГПИ где работал до 1941 года. Во время войны служил в РККА, был корреспондентом армейской и фронтовой газет. В 1946—1950 годах работает доцентом РГУ имени В. М. Молотова и РГПИ. Литературной деятельностью занимается с 1933 года.

Умер Закруткин 10 октября 1984. Похоронен в станице Кочетовской на Дону во дворе дома, где он постоянно жил.

Произведения

  • «Человек со шрамом» (1943)
  • «Академик Плющов» (1940)
  • «Коричневая чума» (1941)
  • «Сила» (1942)
  • «Повесть о слободе Крепкой» (1944)
  • «Кавказские записки» (1946)
  • «У моря Азовского» (1945)
  • «Пловучая станица» (1950) (о трудовых буднях колхозников-рыбаков)
  • «За высоким плетнём» (1948)
  • «Млечный путь»
  • «Пушкин и Лермонтов» (1941)
  • «Матерь человеческая» (1969)
  • Дорогами большой войны (1971)
  • «Подсолнух»
  • «Сотворение мира» — большое эпическое полотно о гибели буржуазного мира и возникновении мировой державы — СССР с 1921 до 1945
    • Т. 1, 1956
    • т. 2, 1968
    • т. 3, 1979
  • Верность, 1982
  • Без дорог по Африке. Путевые очерки, 1983
  • «На золотых песках», 1986

Романы «Сотворение мира» и «Матерь человеческая» переведены на множество языков мира.

Мнения о творчестве

Крайне отрицательно к творчеству Закруткина относился немецкий славист Вольфганг Казак.

Как литератор 3акруткин бездарен, но был официально признан. Он усердно вставлял в свои произведения множество исторических деталей, однако ему недоставало умения собрать их в единое целое [1] .

Премии

  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за роман «Пловучая станица» (1950)
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1971) — за повесть «Матерь человеческая» (1969)
  • Государственная премия СССР (1982) — за роман «Сотворение мира» (1955—1975)

Награды

  • орден Ленина
  • орден Красного Знамени
  • три ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды

Примечания

  1. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз . — ISBN 5-8334-0019-8

Ссылки

  • Закруткин, Виталий Александрович в библиотеке Максима Мошкова
  • Биография
  • Закруткин, Виталий Александрович в каталоге «Библус»
  • Статья в БСЭ
  • Сайт Донского края
  • К 100-летию со дня рождения

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Закруткин В. А.
  • Закруткин Виталий Александрович

Смотреть что такое «Закруткин» в других словарях:

Закруткин — Закрутка приспособление для закручивания. Почему Закруткой стали называть человека, сказать трудно. Может быть, Закрутка был мастер закручивать что либо или же любил он иногда закрутить в переносном смысле, то есть закутить, загулять. (Ф).… … Русские фамилии

Закруткин В. А. — Виталий Закруткин Виталий Александрович Закруткин (27 марта 1908 10 октября 1984) русский советский писатель. Содержание 1 Биография 2 … Википедия

Закруткин — Виталий Александрович [р. 14(27).3.1908, Феодосия], русский советский писатель. В 1932 экстерном окончил Благовещенский педагогический институт им. М. И. Калинина; в 1936 аспирантуру Ленинградского педагогического института им. А. И.… … Большая советская энциклопедия

Закруткин В. А. — ЗАКРУ́ТКИН Виталий Александрович (р. 1908), рус. сов. писатель. Окончил Благовещенский пед. ин т (1932). В годы войны военкор газеты 56 й А Юж. фр. За нашу Родину (1941), с кон. 1942 – газ. Боец РККА Закавк. фр. В 1942–1943 З. – в… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Закруткин Виталий Александрович — [р. 14(27).3.1908, Феодосия], русский советский писатель. В 1932 экстерном окончил Благовещенский педагогический институт им. М. И. Калинина; в 1936 ≈ аспирантуру Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. В 1941 опубликовал… … Большая советская энциклопедия

Закруткин, Виталий Александрович — Виталий Закруткин Дата рождения … Википедия

Закруткин Виталий Александрович — Виталий Закруткин Виталий Александрович Закруткин (27 марта 1908 10 октября 1984) русский советский писатель. Содержание 1 Биография 2 … Википедия

ЗАКРУТКИН Виталий Александрович — (1908—1984), русский советский писатель. Ром. «У моря Азовского» (1946), «Плавучая станица» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), «Сотворение мира» (кн. 1—3, 1955—78; отд. изд. 1980; Гос. пр. СССР, 1982). Пов. «Академик Плющов» (1940), «За… … Литературный энциклопедический словарь

В. А. Закруткин — Виталий Закруткин Виталий Александрович Закруткин (27 марта 1908 10 октября 1984) русский советский писатель. Содержание 1 Биография 2 … Википедия

В. Закруткин — Виталий Закруткин Виталий Александрович Закруткин (27 марта 1908 10 октября 1984) русский советский писатель. Содержание 1 Биография 2 … Википедия

Краткая биография закруткин

zakr imgСын учителя. Детство провел в деревне, в Молдавии и на Украине. После окончания школы работал сельским избачом, а когда в 1931 году семья переехала на Дальний Восток, в поселке Завитая Амурской области преподавал русский язык и литературу на рабфаке.

Окончив в 1932 году Благовещенский педагогический институт, В. Закруткин поступил в аспирантуру педагогического института им. А. И. Герцена в Ленинграде. В 1936 году защитил диссертацию, посвященную творчеству А. С. Пушкина, в этом же году возглавил кафедру литературы Ростовского педагогического института, стал вести специальные курсы в Ростовском университете.

Первые выступления его в печати относятся к концу 20-х — началу 30-х годов (фельетоны, статьи в одесской, в дальневосточных газетах, в журналах Москвы и Ленинграда).

Первая книга В. Закруткина — «Академик Плющов» — была издана в Ростове-на-Дону в 1940 году. Через год, перед самой войной, вышла в свет книга научных исследований и статей доцента В. А. Закруткина «Пушкин и Лермонтов».

Летом 1941 года В. Закруткин добровольцем ушел на фронт, в Действующую армию, военным корреспондентом. В эти же дни в Ростиздате вышла в свет его небольшая книжка о нацистах — «Коричневая чума».

Как военный корреспондент он участвовал во многих боях 1941—1945 годов.

В 1942 году были изданы два сборника его фронтовых рассказов— «На переднем крае» (Пятигорск) и «Сила» (Ростов). В следующем году в Ростове вышла повесть о разведчиках — «Человек со шрамом». В 1944 году, прямо с фронта, В. Закруткин отправил в Ростовское издательство две рукописи: сборник рассказов «О живом и мертвом» и «Повесть о слободе Крепкой». Обе книги были изданы в том же году.

В Союз советских писателей был принят в 1945 году заочно, так как находился на фронте. Участвовал в освобождении Праги, в штурме Берлина, проявив при этом личную храбрость, за что был награжден орденом боевого Красного Знамени.

Первые послевоенные произведения писателя — роман «У моря Азовского» и документальная книга о войне — «Кавказские записки».

«Кавказские записки» имели большой отклик в печати, несколько раз переиздавались в нашей стране и за рубежом. Фронтовые блокноты, по которым создавались «Кавказские записки», позднее увидели свет в книге «Дорогами большой войны», изданной в 1971 году в Москве.

В 1947 году В. Закруткин оставил научную работу и поселился в станице Кочетовской на Дону. В 1948 году вышла в свет его повесть «За высоким плетнем»»; в 1950 — роман «Плавучая станица», который в 1951 году был удостоен Государственной премии СССР. Роман посвящен проблеме сохранения рыбных запасов наших рек. Книга издавалась в нашей стране и за рубежом.

Тематически и идейно с этим романом связан целый ряд произведений, написанных В. Закруткиным впоследствии. Он принадлежит к тем писателям, которые не понаслышке знают цену возделанной земледельческой ниве, которые в огне сражений постигали душу советского солдата. Вот почему писатель имел право сказать о себе: «Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее, человек на земле и человек на войне».

Одним из значительных произведений на тему «человек на земле» явился рассказ «Подсолнух», впервые увидевший свет на страницах газеты «Правда». Документальные новеллы «Слово о бессловесном» (1956), посвященные красоте и защите природы, а также очерки «Лик земли» (1960), «Лесные клады» (1961), «Творцы земной красы» (1962), «Кочетовцы» (1968), «В родном краю» (1971), «Костры детства» и другие составили впоследствии книгу «Мать сыра земля» (1970).

С 1951 года, более четверти века, В. Закруткин работал над романом-эпопеей «Сотворение мира». Книги романа выходили в 1956-м, 1967-м, 1975 годах. Роман показал крушение мира капитализма и становление нового мира социализма как единый процесс, начавшийся Октябрьской революцией в России и затронувший все страны и народы. Это семейно-бытовое и историко-философское повествование. События в романе развертываются в разных местах нашей страны и за рубежом. Миру капитализма и внутренней контрреволюции противопоставлены советский народ, партия большевиков, созданная Лениным. Большой интерес представляют образы коммунистов Ильи Длугача, Григория Долото-ва, Карпо Дубы, старого рабочего Платона Солодова и других. Роман удостоен Государственной премии.

Наиболее впечатляющим из последних произведений В. Закруткина на тему «человек на войне» явилась повесть «Матерь Человеческая» (1969), за которую писателю была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького, а ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР отметили повесть первой премией на конкурсе имени А. Фадеева.

В 1973 году вышла в свет книга «О неувядаемом», в которую собраны лучшие статьи и очерки писателя о русском языке, о литературном мастерстве, о писателях-современниках. Жизни и творчеству М. А. Шолохова посвящена книга В. Закруткина «Цвет лазоревый» (1965).

В. Закруткин — автор сценариев художественных фильмов «Без вести пропавший», «Млечный путь», «Подсолнух».

В 1977—1980 годах в Ростовском издательстве вышло собрание сочинений писателя в четырех томах.

В течение ряда лет В. Закруткин избирался секретарем правления Союза писателей РСФСР и депутатом Ростовского областного Совета народных депутатов.

В. А. Закруткин награжден многими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени.

Дополнительно:sotv mir
Фотоархив

Краткая биография закруткин

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

. Новое .

ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАКРУТКИН

Даты жизни : 27 марта 1908 — 10 октября 1984
Место рождения : город Феодосия
Русский советский писатель и литературовед. Лауреат Государственной премии СССР (1982) и Сталинской премии третьей степени (1951)
Известные произведения : «Матерь Человеческая», « Сотворение мира», «Плавучая станица», «Кавказские записки», «Подсолнух».

5992144Закруткин Виталий Александрович родился 27 марта 1908 года в Феодосии в семье народного учителя.
Детство провёл в деревне, в Молдавии и на Украине. После окончания школы работал сельским избачом, а когда в 1931 году семья переехала на Дальний Восток, в посёлке Завитая Амурской области преподавал русский язык и литературу на рабфаке.
В 1932 году экстерном окончил Благовещенский педагогический институт им. М. И. Калинина поступил в аспирантуру педагогического института им. А.И.Герцена в Ленинграде.
Литературной деятельностью занимался с 1933 год, а в 1936 году окончил аспирантуру ЛПИ имени А. И. Герцена. В том же году защитил кандидатскую диссертацию и получил назначение на должность заведующего кафедрой русской литературы в РГПИ, где работал до 1941 года.
Первая книга В.Закруткина – «Академик Плющов» — была издана в Ростове-на-Дону в 1940 году. Через год, перед самой войной, вышла в свет книга научных исследований и статей доцента В.А.Закруткина «Пушкин и Лермонтов».
Летом 1941 года добровольцем ушёл на фронт, в Действующую армию, военным корреспондентом. В эти же дни в Ростиздате вышла в свет его небольшая книжка о нацистах – «Коричневая чума».
Как военный корреспондент В.Закруткин участвовал во многих боях 1941-1945 годов. В 1942 году были изданы два сборника его фронтовых рассказов – «На переднем крае» и «Сила». В следующем году в Ростове вышла повесть о разведчиках – «Человек со шрамом». В 1944 году, прямо с фронта, В.Закруткин отправил в Ростовское издательство две рукописи: сборник рассказов «О живом и мёртвом» и «Повесть о слободе Крепкой». Обе книги были изданы в том же году.1417525095
В 1945 году заочно был принят в Союз советских писателей, так как находился на фронте. Участвовал в освобождении Праги, в штурме Берлина, проявив при этом личную храбрость, за что был награждён орденом боевого Красного Знамени.
Первые послевоенные произведения писателя – роман «У моря Азовского» и документальная книга о войне — «Кавказские записки».
«Кавказские записки» имели большой отклик в печати, несколько раз переиздавались в нашей стране и за рубежом. Фронтовые записки, позднее увидели свет в книге «Дорогами большой войны», изданной в 1971 году в Москве.
В 1947 году В.Закруткин оставил научную работу и поселился в станице Кочетовской на Дону. В 1948 году вышла в свет его повесть «За высоким плетнём»; в 1950 – роман «Плавучая станица», который в 1951 году был удостоен Государственной премии СССР. Роман посвящён проблеме сохранения рыбных запасов наших рек. Книга издавалась в нашей стране и за рубежом.
Тематически и идейно с этим романом связан целый ряд произведений, написанных В.Закруткиным впоследствии. Он принадлежит к тем писателям, которые не понаслышке знают цену возделанной земледельческой ниве, которые в огне сражений постигали душу советского солдата. Вот почему писатель имел право сказать о себе: «Я, оглядываясь на пройденный путь, всё чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее, человек на земле и человек на войне».
Одним из значительных произведений на тему «человек на земле» явился рассказ «Подсолнух», впервые увидевший свет на страницах газеты «Правда». Документальные новеллы «Слово о бессловесном» (1956), посвящённые красоте и защите природы, а также очерки «Лик земли» (1960), «Лесные клады» (1961), «Творцы земной красы» (1962), «Кочетовцы» (1968), «В родном краю» (1971), «Костры детства» и другие составили впоследствии книгу «Мать сыра земля» (1970).
68С 1951 года, более четверти века, В.Закруткин работал над романом-эпопеей «Сотворение мира». Роман показал крушение мира капитализма и становление нового мира социализма как единый процесс, начавшийся Октябрьской революцией в России и затронувший все страны и народы. Это семейно-бытовое и историко-философское повествование. События в романе развёртываются в разных местах нашей страны и за рубежом. Миру капитализма и внутренней контрреволюции противопоставлены советский народ, партия большевиков, созданная Лениным. Роман удостоен Государственной премии.
Наиболее впечатляющим из последних произведений В.Закруткина на тему «человек на войне», явилась повесть «Матерь Человеческая» (1969), за которую писателю была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького, а Союз писателей СССР отметил повесть первой премией на конкурсе им. А.Фадеева.%D0%92.%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%80%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%9C.%D0%A8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2
В 1973 году вышла в свет книга «О неувядаемом», в которую собраны лучшие статьи и очерки писателя о русском языке, о литературном мастерстве, о писателях современниках. Жизни и творчеству М,А.Шолохова посвящена книга «Цвет лазоревый» (1965).
В.Закруткин – автор сценариев художественных фильмов «Без вести пропавший», «Млечный путь», «Подсолнух».
В 1977-1980 годах в Ростовском издательстве вышло собрание сочинений писателя в четырёх томах.
В течение ряда лет В.Закруткин избирался секретарём правления Союза писателей РСФСР и депутатом Ростовского областного Совета народных депутатов.
В.А.Закруткин награждён многими орденами и медалями, в тоом числе орденом Ленина, боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени.
Умер В.А.Закруткин 10 октября 1984. Похоронен в станице Кочетовской на Дону во дворе дома, где он постоянно жил (сейчас там находится музей).
В городе Ростове-на-Дону на улице Пушкинской установлен бюст писателю.

Биография Закруткина Виталия Александровича

4842

Закруткин Виталий Александрович (1908—1984) — русский советский писатель и литературовед. Лауреат Государственной премии СССР (1982) и Сталинской премии третьей степени (1951).

Закруткин родился 14 (27) марта 1908 года в Феодосии в семье народного учителя.

inf af top

inf af bot

В 1932 году экстерном окончил Благовещенский педагогический институт им. М. И. Калинина; в 1936 — аспирантуру Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. В том же году защитил кандидатскую диссертацию и получил назначение на должность зав. кафедрой русской литературы в РГПИ где работал до 1941 года. Во время войны служил в РККА, был корреспондентом армейской и фронтовой газет. В 1946—1950 годах работает доцентом РГУ имени В. М. Молотова и РГПИ. Литературной деятельностью занимается с 1933 года.

Виталий Закруткин, уже будучи известным русским писателем, лауреатом Государственной премии Союза писателей СССР, секретарем правления Союза писателей РСФСР, депутатом областного Совета народных депутатов, награжденный боевыми орденами и медалями и орденом Ленина, автор собрания сочинений, куда вошли его романы и повести «Сотворение мира», «Плавучая станица», «У моря Азовского», «Матерь Человеческая», «Кавказские записки», – никогда не считал зазорным печататься в газетах, журналах, сборниках. К чему призывал и приучал молодых, да и зрелых литераторов. А уж сколько он нянчился с начинающими писателями, так это и учету не поддается: сотни авторов – теперь уже маститых и известных! – по сей день с благоговением вспоминают «кочетовские университеты».

Виталий Закруткин был человеком мужественным и смелым. И не только на полях сражения с фашистами. 1937 год. Михаил Шолохов добивается от Сталина реабилитации земляков. 17 ноября трое станичников-арестантов получают свободу, их восстанавливают в партии и на работе в Вешенской. Но радость омрачена тем, что «топор висит над Доном, висит над всей страной…». За решеткой в тюрьме Ростова-на-Дону Виталий Закруткин. Шолохов – Сталину: «В такой обстановке… не только невозможно продуктивно работать, но и жить безмерно тяжело». В.А. Закруткин на свободе.

Черная страница в жизни Виталия Александровича, но он ее мужественно перевернул и поставил точку. В 1977 году он пишет «Страницы о себе. От земли к земле» – довольно подробная биография, факты жизни пропущены через душу и сердце. В книге очерк занимает более 40 страниц. И ни одной строки о тех тяжких и мрачных днях, проведенных на допросах и за тюремной решеткой. И что характерно: Закруткин никогда не ставил себе в заслугу, что он такой «пострадавший и униженный». Хотя в партию он так и не вступил – ни в годы войны, ни в мирное время. Он всю жизнь оставался беспартийным большевиком. Да таким, что и среди членов партии днем с огнем трудно сыскать. Таков уж характер у него был…

Да он и в последние годы даже о своих физических болячках больше терпеливо молчал, чем говорил, чтобы ненароком не огорчить родных, близких, друзей-товарищей. Он до последних дней радовался жизни: «Я рад и счастлив тем, что после всего доброго и злого, что мне довелось видеть в мире, после долгих раздумий и размышлений, после печальных ошибок и мучительных поисков истины и определения цели жизни, моей жизни, данной только мне и никому другому, я нашел и познал свет звезды, которая вела и продолжает вести меня: стремление к благу и счастью, к любви и дружбе всех людей на земле…»

Через несколько лет после обнародования этих строк не станет В.А. Закруткина, но свет звезды, который познал талантливый русский писатель, воин и гражданин России, до сих пор стоит над его родиной и, как сердце горьковского Данко, освещает путь новым поколениям, призывая «к любви и дружбе всех людей на земле». Да, многие большие и малые светила давно погасли, но живительный свет от них пробивается через толщу времени к людям.

Виталий Закруткин

Биография писателя

Виталий Александрович Закруткин (1908—1984) — русский советский писатель и литературовед. Лауреат Государственной премии СССР (1982) и Сталинской премии третьей степени (1951).

Закруткин родился 14 (27) марта 1908 года в Феодосии в семье народного учителя.
В 1932 году экстерном окончил Благовещенский педагогический институт им. М. И. Калинина; в 1936 — аспирантуру Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. В том же году защитил кандидатскую диссертацию и получил назначение на должность зав. кафедрой русской литературы в РГПИ где работал до 1941 года. Во время войны служил в РККА, был корреспондентом армейской и фронтовой газет. В 1946—1950 годах работает доцентом РГУ имени В. М. Молотова и РГПИ. Литературной деятельностью занимается с 1933 года.

Умер Закруткин 10 октября 1984. Похоронен в станице Кочетовской на Дону во дворе дома, где он постоянно жил.

Лучшие книги автора

Матерь человеческая

На золотых песках

Сотворение мира

Похожие авторы:

author

Упоминание книг автора:

  • 8 небольших книг о войне Подборки

Цитаты из книг автора

Широким и глубоким, как море, бывает горе людское, и чаще всего остается оно немым.

Последние рецензии на книги автора

positive

За свою жизнь я прочитала не много книг о войне. Но много и других книг читаю с самого детства. Так вот эту я читала в подростковом возрасте, и она одна из совсем немногих, которые запали в душу настолько, будто напечатаны теперь на моем сердце.

Кого мы считаем Матерью Человеческой? Деву Марию, Божью матерь? Кого мы обожествляем и кому поклоняемся? Выдуманным символам. А кому в действительности мы обязаны жизнью и свободой? Кому мы обязаны тем, что не видели ужасов войны?
Наши дедушки, бабушки и прадеды — настоящие святые. Что они пережили и за что умирали — вот о чем никогда нельзя забывать.

Матерь Человеческая — повесть о женщине, которая сделала все, и даже больше того, что могла, ради того, чтобы спасти себя и детей (не своих, чужих). И даже эти пара спасенных жизней — намного больше того, что мог бы сделать каждый из нас.

Меня восхищает эпоха Советского Союза, та философия и тот уклад жизни. Как люди думали и чувствовали: искренне, по-доброму, гуманно. Как жаль, что времена таких людей прошли, и как я рада, что благодаря таким светлым людям, как наши прадеды, мы выжили и мы победили!

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

одна из любимых военных повестей моей мамы. Наверное, что-то совершенно душераздирающее. надо будет собраться с духом и прочесть тоже

Да это очень сильная книга, одна из любимых книг про военное время. Поражает, сколько в простой женщине силы духа, отваги, доброты несмотря ни на что.

@natalya.s.alex, боюсь читать душераздирающие книги, поэтому и о войне читаю не много (для таких книг мне тоже всегда нужно собраться с духом). эта была по школьной программе, но помню ее до сих пор.

positive

«Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время — люди воздадут им должное. »

Мне бы тоже хотелось, чтобы это время когда-нибудь пришло. Чтобы главы государств перестали развязывать бессмысленные войны. Чтобы лишить человека жизни было немыслимо и высшему уважению удостаивались матери, дающие ее. Возможно ли это? Есть ли у нас возможность подобного будущего? Или понимание возможно лишь у переживших смерть своего мира?
Мария пережила настоящий апокалипсис. Она знала лишь свою небольшую деревню, соседей, любимого мужа, сына и работу. Она потеряла все в один день. Но жизнь берет свое и она продолжила жить тоже. Животные, растерянные и голодные, тянутся к ней за заботой, а потом и дети, и огромные поля вокруг, нуждающиеся в уборке. Она просто работала и старалась не терять надежду. Эта книга, хоть и написанная порой слишком напыщенным и идеологическим слогом, все же до сих пор актуальна и берет за душу до слез, как и всякая правдивая история.
Есть много памятников, посвященных войне. Какой у вас в городе? В нашем районе – это вечный огонь и над ним просто одетая очень печальная женщина и девочка рядом с ней. Они стоят и словно ждут, хоть и понятно, что уже никто не придет. Но на площади возле всегда играют дети, и так хочется верить, что мирное небо над ними теперь навсегда…

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

positive

#флешмоб_9мая
Как человек, перечитавший множество книг военной тематики, могу с уверенностью сказать, что это произведение надо включить в обязательную школьную программу по литературе.

Об авторе, честно говоря, не слышала вообще ничего, пока в руки не попала эта тоненькая, неприметная книжка в сером переплете, с некогда блестящими, но со временем облезшими буквами на обложке. (Как показывает опыт, именно такие книги чаще всего оказываются самыми интересными и значимыми).

Автор понимал, что он хочет этой книгой донести, потому что даже имя главной героине выбрано символическое — Мария, Матерь Человеческая.
В этих 200 страницах заключено отчаяние, отрицание, страх, воля, стремление жить, надежда на победу, ответственность перед погибшими и теми, судьба которых оставалась неизвестной.

Маленькая, хрупкая беременная женщина, потерявшая всё — мужа, 10-летнего сына, дом, оставшаяся один на один со своим горем, с горем всего народа, просит у Бога смерти, а в итоге находит в себе силы превозмочь страдания, за что жизнь награждает ее новыми встречами.

Человечность Марии заслуживает отдельного упоминания. Поить парным молоком умирающего немецкого солдата, закопать убитого фрица, чтобы его не заклевали вороны, ухаживать за всеми прибившимися к единственному оставшемуся живому человеку на хуторе животными, птицами, пчелами.

В конце я уже рыдала, не сдерживая эмоций и чувств. Сколько было таких людей во время войны? О скольких подвигах мы не знаем.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

positive

«Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время — люди воздадут им должное… засияет над землей образ Матери Человеческой нашей нетленной веры, нашей надежды, нашей вечной любви…»

Мама… Как много в этом слове… Это человек, которого вы увидели впервые в жизни, которому доверяете все свои тайны, который может решить любую проблему. Вообщем, самый близкий и родной человек! Не удивительно, что есть множество произведений посвященных матерям.

«Матерь человеческая» — книга, о простой советской женщине Марии. Она как все трудилась, работала, любила мужа и воспитывала маленького сына Васятку, ждала появление на свет своего второго ребенка. Но Война разрушила ее мирную жизнь… Забрала горячо любимых, разорвала связи с друзьями и соседями, уничтожила ее дом — потихоньку убивала и саму Марию.

Эта книга также и про возможности человека, про стойкость характера и несгибаемую силу воли. «Человек может все, лишь бы захотел» — убеждает нас автор.

Женщина наедине с Войной — вот как я бы, описала эту книгу в одном предложении. Ведь война — самое страшное событие на свете, и горько, когда это бремя приходится нести женщине. Как таковых военных действий в книге нет. Мария живет одна в своей деревне, которую уничтожили немцы, убив и взяв в плен всех жителей, и покинули ее. Меня восхищало, как Мария обустраивала себе подвал для жилья, беременная работала в поле зимой, ухаживала за домашним скотом и двумя собаками! Это просто уникальная и удивительная женщина! Помимо этого она ухаживала за раненным немецким солдатом, хоронила погибших на войне, приютила к себе 7(!) деток, бежавших из Ленинградского детского дома.

Отдельно хотелось бы остановится на истории немецкого мальчика-подростка. Я плакала, читая, как он знал только одно русское слово — мама, и называл так Марию. Автор подчеркивает, что мама — это особое слово, ведь не случайно малыши произносят первым именно его. Война не была нужна этому мальчику, не нужна была его маме, просто так получилось, он оказался в России, готовый убивать, не желая этого. Также о встрече с мамой и любимой девочкой Леной мечтал и русский мальчик-солдат Славка, который погиб при наступлении немцев. Убили и пятнадцатилетнюю Сашу, которая громко и прилюдно ругала немцев. Почему война не щадит детей -самых прекрасных существ на земле?

Книга действительно мощная, заставляет о многом подумать и задуматься над жизнью. Очень много смыла вложено между строк. Для меня «Матерь человеческая» стала еще одно из немногих книг, которую я буду рекомендовать всем обязательно.

#БК_2017 (12. Книга, события в которой проходят в военное время.)

Биография Виталия Закруткина

20210413 vu tg sbscrb2

empty avatar

Содержимое разработки

img0

Виталий Александрович Закруткин-писатель Дона (1908-1984 г.г.)

Автор: Троян Анастасия Васильевна, ученица 6 б класса МБОУ гимназии г. Зернограда

Проверила: учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии г. Зернограда Аврята Елена Ивановна

img1

Детство Виталия Закруткина

  • На берегу Дона, в станице Кочетовской, жил и творил русский писатель Виталий Александрович Закруткин.
  • Родился 27 марта 1908 года в городе Феодосии в семье народного учителя. Вырос в деревне, с детства знаком с крестьянским трудом.
  • Вместе с семьей кочевал он от Бессарабии до Молдавии. Затем десять лет прожил в украинской деревне Екатериновке.
  • С детства полюбил писатель народные песни, всегда задушевные, чарующие своей напевностью, то грустные и печальные, как сама жизнь трудового люда, то широкие и раздольные, как степь, что привольно раскинулась на многие версты окрест. А когда подрос, он стал первым песенником на деревне, заводилой, душой всех посиделок, вечеров.

Была и другая страсть у мальчика – сказки, эти чудесные, исполненные живого юмора и лукавства, беспощадной сатиры произведения устного народного творчества, в которых всегда богатеям приходилось туго, а бедняк выходил победителем. Они пленили своей неистощимой выдумкой, поэтичностью и простотой. Когда кто-либо при нем рассказывал сказки, он слушал и заслушивался. А потом и сам пробовал их складывать, придумывая какую-либо нехитрую историю.

Семья Закруткина была большая, дружная, трудолюбивая. Работали все. Рано пришлось познать нелегкий крестьянский труд. В страдную пору не уходили с поля от зари до зари. Вместе со своими братьями писатель и за плугом ходил, и хлеб косил, и водил коней в ночное…

Время тогда было трудное. После гражданской войны хозяйство пришло в упадок. Как и многим другим, нелегко было сельскому учителю прокормить большую семью. И он, получив земельный надел, занялся сельским хозяйством. Земля требовала рабочих рук. Поэтому весну и лето будущий писатель проводил в поле, за работой. А зимой ходил в школу. Учились дети по очереди. Когда в 1925 году Виталий Закруткин окончил семилетку, начал посещать занятия его средний брат.

img3

Юношеские годы Виталия Закруткина

  • Поселившись в поселке Завитая, Амурской области, где отец заведовал средней школой, Виталий Закруткин стал учительствовать. Он преподавал в железнодорожной школе – десятилетке и на рабфаке русский язык, естествознание и даже английский. Знания, полученные в семилетке и на курсах избачей, пополнялись самообразованием. Не покидало сокровенное желание получить высшее образование.
  • В 1932 году Закруткин держал экстерном экзамен по факультету языка и литературы при Благовещенском педагогическом институте. После отличной сдачи экзаменов и защиты дипломной работы по Пушкину кафедра рекомендовала Закруткина в аспирантуру. И в следующем году он поступил в аспирантуру при Ленинградском педагогическом институте имени Герцена. Начались годы напряженной учебы.

img4img5

  • За время учебы в аспирантуре он опубликовал ряд работ в ленинградских газетах, в ученых записках института, а также в журналах «Резец», «Звезда», «Красная новь».
  • Аспиранту присвоили ученую степень кандидата наук.
  • Он был назначен заведующим кафедрой русской литературы Ростовского пединститута.
  • Виталий Александрович был лично знаком с А.Серафимовичем,

С. Сергеевым-Ценским и другими писателями.

img6

В 1937 году Закруткиным были широко организованы Дни памяти Пушкина, был выпущен его сборник исследовательских статей «Пушкин и Лермонтов».

Одной из необычных страниц разносторонней

деятельности Закруткина стала публикация в

1940 году песен калмыцкого эпоса «Джангар».

Незадолго до войны вышла в свет повесть

«Академик Плющов». Основной же для него

по- прежнему оставалась преподавательская

работа – Закруткин готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н. Толстого.

img7

Но война круто изменила планы Закруткина. Порвав прямо в военкомате уведомление о брони для научных работников, он отправляется на фронт военным корреспондентом. По живым впечатлениям от боев им была написана книга фронтовых рассказов и очерков «На переднем плане» (Пятигорск, 1942 г.). Сотрудничая с армейскими газетами, Закруткин снабжал их репортажами и очерками с окопных передовых. Войну завершил в Берлине.

По возвращении с фронта вернулся на прежнюю работу, но груз военных впечатлений заставляет обратиться к фронтовому дневнику, по материалам которого создается повесть-хроника «Кавказские записки» (1946).

img8

В 1947 году Закруткин переезжает из Ростова в глухую станицу Кочетовскую. Новоселу выделили добротный приусадебный участок прямо на берегу реки, где он за два года своими руками построил дом, посадил сад и виноградник.

img9

В станице Кочетовской в 1948 году были написаны рассказ «Млечный путь» и повесть «За высоким плетнем».

Тема умелого хозяйствования на земле получила развитие в романе «Пловучая станица» (1950). Непосредственное вторжение литературного произведения в конкретную сферу народного хозяйства стала приметой времени.

В 1951 году роман был удостоен Государственной премии СССР.

img10

Роман-эпопея «Сотворение мира»

В 1953 году Закруткин приступил к непосредственному воплощению замысла романа- эпопеи «Сотворение мира».

В 1955-1956 гг. писатель создает первую книгу, вторая книга увидела свет в 1967 году, и с конца 1960-х гг. автор работал над третьей книгой, опубликованной в 1978 году.

В 1982 году В.А. Закруткин стал лауреатом Государственной премии СССР за роман «Сотворение мира».

img11

Одним из значительных произведений на тему «человек на земле» является рассказ «Подсолнух», который был впервые напечатан на страницах газеты «Правда» в 1953 году, а затем издан большим тиражом в журнале «Огонек».

img12

Повесть «Матерь Человеческая»

Наиболее впечатляющим из последних произведений Виталия Закруткина на тему «человек на войне» явилась повесть «Матерь Человеческая» (1969),

за которую писателю была присуждена Государственная премия имени Горького,

а Союз писателей отметил повесть первой премией

на конкурсе имени

img13

  • Здание Кочетовкой школы отстроили благодаря хлопотам писателя, и в 1974 году он ее открывал.
  • Помог в строительстве клуба, опекал библиотеку.
  • Поднял вопрос о реконструкции храма,

о строительстве моста

через реку Плёску.

img14

До конца своих дней Виталий Александрович работал над повестью «На Золотых Песках», которая так и осталась незавершенной. Прожив всю свою писательскую жизнь в станице Кочетковской, Закруткин стал неотъемлемой частью этой земли. Он не раз писал о ней («Кочетовцы», «В родном краю», «В донской степи» и др.).

Почти все это время он был депутатом местного и областного советов. Стараниями Закруткина в станице была построена новая школа-десятилетка, поселковая дорога, восстановлена церковь в станице Семикаракорской.

Закруткин, как и М. Шолохов воплотил особый «донской» стиль писательской жизни.

img15

Виталий Александрович Закруткин

10 октября 1984 года,

похоронен в станице Кочетовской,

недалеко от реки Дон,

которую он воспевал

img16

В доме В. Закруткина сохранилось всё так, как было при жизни писателя. На письменном столе – талисман: бюст Л.Н. Толстого, прошедший с писателем дорогами войны; любимая трубка; трофейная немецкая печатная машинка.

img17

Виталий Закруткин по праву принадлежит к тем писателям, которые не понаслышке знают цену возделанной земледельцами ниве, выращенному на голом пустыре фруктовому саду, к тем писателям, которые под огнем, на кровавых полях сражений, постигали душу советского солдата.

Закруткин – один из наиболее ярких и последовательных представителей шолоховской школы в отечественной литературе. Дон, донская земля стали для него второй родиной.

img18

Виталий Закруткин в книгах и жизни. Слово о писателе: ( статьи, рецензии, высказывания советских и зарубежных писателей о В. А. Закруткине). – Ростов –на –Дону.-1978.

По страницам фронтовой журналистики Виталия Закруткина. Г. Рощин Журнал ‘Дон‘, декабрь, 1979.

Писатели Дона: Библиографический указатель. – Ростов н / Д, 1986.

Литература Дона и о Доне. Ростов-на-Дону 2007 г.

Виталий Закруткин «Кавказские записки». Ростовское книжное издательство 1970 г.

Виталий Закруткин «Цвет лазоревый». Издательство «Советская Россия». Москва – 1975 г .

(1 вариант)

Людмила Петрушевская среди современных писателей стоит особняком. Ее пьесы и рассказы не могут не заставить человека думать о жизни, о смысле и цели существования. Она пишет прежде всего о проблемах, волнующих людей, о наиболее важных вопросах, интересующих человека.

В рассказе «Новые робинзоны» писательница рисует картину бегства, бегства главных героев от действительности, от мира, в котором живут и мучаются миллионы людей. Жизнь невозможна в такой бесчеловечной цивилизации. Жестокость, голод, бессмысленность существования — все это становится причиной бегства от такой жизни. Человек не хочет отвечать за все то, что творится в мире, не хочет нести ответственность за смерти людей, за кровь и грязь.

Вот так и попала обычная городская семья в заброшенную и глухую деревеньку. Они сбежали, не смогли больше терпеть того режима, той системы, в которой находились: «Мои мама с папой решили быть самыми хитрыми и в начале всех дел удалились со мной и грузом набранных продуктов в деревню, глухую и заброшенную, куда-то за речку Мору».

Приехав в это забытое богом место, они тотчас же взялись за работу: «Отец копал огород… посадили картофеля…» Началась новая жизнь. Здесь все нужно было начинать заново, строить новую, другую, не похожую на ту жестокую, лучшую жизнь.

«Во всей деревне было три старухи…» И только у одной из них была семья, которая иногда приезжала за солеными огурцами, капустой и картошкой. Одиночество стало уже привычным образом жизни. Другой старости у них и нет. Они уже привыкли жить в голоде, холоде и нищете, они смирились с такой жизнью. Марфутка, одна из старух, даже не выходила на огород, она «пережила еще одну зиму» и, видимо, «собиралась умирать от голода».

Ситуация, в которой оказались все жители деревни, безысходная. Кто-то пытается выжить, а кто-то устал от постоянной борьбы за бессмысленное существование. Семейство, только что приехавшее сюда, нашло как бы свой «островок счастья». Они сами выбирали себе такой путь, не смогли больше быть жертвами. И я считаю: правильно сделали. Зачем терпеть жизнь, в которой плохо, если можно самим сделать ее лучше.

Главный герой рассказа — отец, глава семейства. Это он решил, что настоящая жизнь — жизнь в изоляции. Он надеется на себя, на свои силы, на то, что он сможет обеспечить существование своей жене и дочери.

В рассказе также важен образ маленькой девочки Лены, мать которой, пастушиха Верка, повесилась в лесу от нехватки денег на таблетки, «без которых она не могла». Лена — символ будущего. Маленькая девочка, у которой еще вся жизнь впереди. Ей только предстоит узнать и, может, даже пережить эту жизнь. Вместе с ней представителем будущего поколения является мальчик, малыш, подброшенный беженцами. Его нашли на крыльце и прозвали Найден. Эти дети только в будущем поймут, как же надо бороться за существование, за лучшее, за светлое.

Какая судьба их ждет? Неужели и они смирятся, станут жертвами? У героев рассказа, молодой семьи, есть все: дети, хлеб, вода, любовь, в конце концов. Жизнь еще не закончена, она все еще продолжается, только надо за нее бороться, сопротивляться всему, что мешает. Надо надеяться на лучшее и никогда не думать о плохом. В такой трудной и жестокой жизни нельзя быть слабыми, нельзя быть пессимистами, иначе можно сильно за это поплатиться. Жизнь учит всему, многих она бьет так сильно, что ее уроки навсегда остаются в памяти. Надо иметь огромную силу воли, для того чтобы противостоять ей.

Нельзя останавливаться ни на минуту. Главный герой убежал, он сдался. Не смог справится с трудностями. С одной стороны, конечно, он правильно сделал. Другого выхода не было. Только изоляция. А с другой стороны, он просто слабый человек. Он не способен на борьбу.

Он остался один на один с собой, со своей бедой, но, похоже, он этим доволен. Вспомним, например, эпизод с приемником:

«Однажды отец включил приемник и долго шарил в эфире. Эфир молчал. То ли сели батареи, то ли мы действительно остались одни на свете. У отца блестели глаза: ему опять удалось сбежать!»

Похоже, он доволен тем, что остался один на «краю света». Теперь он не зависит ни от кого, кроме себя. Он никогда больше не увидит того, что творится за пределами деревни. Он благодарен судьбе за свое спасение. Они вырвались из железной клетки, улетели в никуда, оторвались от того, что губит и человека, и все доброе в человеке. У них есть все и в то же время у них нет ничего. У них нет самого главного — будущего. В этом и есть трагичность рассказа. Приостановлено развитие общества, они изолированы от окружающего мира, от других людей. Так тоже жить нельзя. Из этого не выйдет ничего хорошего. Будущее зависит только от нас самих, каким мы его сделаем, таким оно и будет. Мир, изображенный в рассказе, бесчеловечен. И я думаю, что Петрушевская пытается показать то, что именно мы сделали его таким. Мы виноваты. И мы должны переделать его. Для этого автор рассказывает нам о семье, хоть к не способной на борьбу, но все-таки отказавшейся от такой никчемной жизни. По моему мнению, Петрушевская высказала свою мечту о строительстве новой, отличной от другой жизни. Она имела в виду то, что мы должны бежать, мы не должны сдаваться. Нам не нужна жизнь без смысла, нам не нужно лишь существование. Мы все должны добиваться лучшего, все вместе, только тогда что-нибудь изменится.

(2 вариант)

Главная тема этого рассказа-антиутопии — тема бегства от цивилизации, самоизоляции от царящего тоталитарного режима, от лжи, жестокости и насилия — трех главных столпов, на которых и держится это государство, в котором живут герои. Что мы узнаем от восемнадцатилетней девушки, главной героини рассказа: «…моих бабушку и дедушку… я видала только в глубоком детстве, а дальше все утонуло в скандалах из-за моей мамы и дедовской их квартиры, провались она пропадом, с генеральскими потолками, сортиром и кухней…, Не желая приспосабливаться к царящему режиму, этой ужасной системе, в которой человек неизменно становится жертвой и идейно противопоставляется ей, к системе, где основной конфликт состоит в столкновении интересов человека и цивилизации, конечная цель которой — абсолютная несвобода живущих в ней людей, герои попросту сбегают: «Мои папа с мамой решили быть самыми хитрыми и в начале всех дел удалились со мной и с грузом набранных продуктов в деревню, глухую и заброшенную, куда-то за речку Мору…» Приехав в это Богом забытое место, они начинают строить новую жизнь, свою собственную маленькую цивилизацию, надеясь на то, что здесь-то их никто не потревожит и не нарушит с таким трудом достигнутой в это ужасное вре-мя гармонии: «…И отец начал лихорадочные действия, он копал огород, захватив и соседний участок, вскопали огород, посадили картофеля три мешка, вскопали под яблонями, отец сходил и нарубил в лесу торфа. У нас появилась тачка на двух колесах, вообще отец активно шуровал по соседним заколоченным домам, заготавливал что под руку попадется…»

Вообще, если несколько раз внимательно перечитать текст, можно найти множество деталей, практически противоречащих друг другу. Например, в самом начале повествования мы узнаем, что «…во всей деревне было три старухи, Анисья, совсем одичавшая Марфутка и рыжая Таня, у которой единственной было семейство…»: Одинокая Анисья и сумасшедшая Марфутка — вот две героини, для которых нет другой старости, кроме как тихо умереть однажды в своих старых домишках с заткнутыми тряпками окнами и гнилой мокрой кучкой картошки на полу. Одиночество, голод и нищета стали для них привычной жизнью, они не хотят, да и не могут исправить подобное положение вещей. Третья же из женщин, медсестра Таня, семнадцатилетней девчонкой отправленная на Колыму за украденного из колхоза поросенка, пожалуй, единственная героиня рассказа, имеющая мало-мальски приличное хозяйство. И тут же мы неожиданным образом узнаем, какова авторская позиция по отношению к трем этим женщинам. Оказывается, по ее мнению, «…бабка Анисья была единственный человек в деревне (Марфутка не в счет, а Таня была не человек, а преступник)». Возникает вопрос; почему? Эта старуха, по Петрушевской, настоящий «кладезь народной мудрости», она — то, без чего не может и не должно развиваться нормальное человеческое общество. И тут же мы видим, как, наряду со старым, умудренным опытом и много повидавшим в жизни человеком, возникает маленькая Лена, дочь повесившейся пастушки Верки. Эта девочка и найденный позднее на крыльце младенец — своеобразные символы будущего, то, ради чего стоит жить. Таким образом, в этом огромном, жестоком, ежеминутно давящем на человека мире возникает своеобразный «Ноев ковчег», маленький островок счастья. Глубоко в лесной чаще, в почти сказочной избушке, живет эта семья, состоящая из таких разных, но объединенных одной общей мыслью людей: жить ради будущего, не желая подчиняться этой системе и принимать на себя ответственность за ее преступления. И что же мы видим в конце рассказа: «…отец однажды включил приемник и долго шарил в эфире. Эфир молчал. То ли сели батареи, то ли мы действительно остались одни на свете. У отца блестели глаза: ему опять удалось убежать!»

В случае, если мы не одни, к нам придут. Это ясно всем… Когда мы будем, как Марфутка, нас не тронут. Но нам до этого еще жить да жить. И потом, мы ведь тоже не дремлем. Мы с отцом осваиваем новое убежище…» Но «не дремлем» ли? По сути, финал рассказа трагичен: казалось бы, все есть: и своеобразный символ будущего в лице Лены и Найдена, и неисчерпаемый кладезь народной мудрости Анисья, и собственное хозяйство, и пища… Пожалуй, именно эти четыре буквы и выражают всю суть произведения. Как созвучны эти два слова: «пища», «насыщаться»… Жизнь ради насыщения, лишь для того, чтобы не умереть от голода, самоизоляция и полное отчуждение от мира — это ли не самое страшное. Если каждый превратит жизнь лишь в насыщение, то зачем тогда жить?

Рассказ Л. Петрушевской — это мысли о том, чего не должно быть ни в коем случае, и им может стать будущее, если каждый создаст свой собственный мирок и, замкнувшись в нем, словно моллюск в своей раковине, будет тихо жить там, есть, спать, снова есть… Не страшат ли вас такие перспективы?

Печорин и

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, «исследовать душу человеческую».

Лермонтов — романтик, поэтому проблема личности — центральная проблема романтизма в творчестве поэта. Однако новаторство «Героя нашего времени» заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.

Печорин — главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею «лишних людей».

В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», так как Печорин «бешенно гоняется за жизнью», но ничего от неё не получает, а Онегин просто «плывёт по течению».

Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, — решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть «Княжна Мери», в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный приём, как исповедь. Все художественные средства — портрет, пейзаж, диалоги, детали — носят психологический характер. В повести при помощи развёрнутой образной системы раскрывается тайна характера героя.

Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причём он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери».

В психологической повести «Княжна Мери» личность Печорина противопоставлена «водяному обществу», показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. «Водяное общество» — это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении «водяного общества», их жизни, интересов, развлечений.

Печорин с лёгким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ «водяного общества» даётся также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.

В целом всё «водяное общество» противопоставлено Печорину. Однако всё же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.

Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого — поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий — антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности . Он рисуется, часто ведёт себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от неё, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства с Мэри). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.

Вернер — единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин «бешенно гоняется за жизнью», Вернер же пассивен. Вернер — натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он своё завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.

Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, — раскрытию образа Печорина и показу его отношений к любви. Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает ещё более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развёрнутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).

Вера — самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намёками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчёркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.

Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.

Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: «…петербургский покрой сюртука ввёл их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись».

Тут же мы узнаём о жёнах местных начальников, «хозяйках вод» : «…они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум».

Особый класс в «водяном обществе» составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется «водяная молодежь». Вообще трудно представить себе что-нибудь новое, что ещё не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Всё то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.

Таким образом, «водяное общество» — не случайная тема в романе, Проблема личности, её взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.

  • Рецензия на сказку красная шапочка
  • Рецепт хорошего настроения сочинение
  • Репка музыкальная сказка смотреть бесплатно
  • Река истины течет через каналы заблуждений сочинение
  • Репетитор или репититор как пишется правильно