Речевые сказки для дошкольников

Автор: аптрашитова вера сергеевна организация: доу сказка населенный пункт: новосибирская область, г. куйбышев современная группа детского сада это место,

Автор: Аптрашитова Вера Сергеевна

Организация: ДОУ «Сказка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Куйбышев

Современная группа детского сада – это место, где ребенок получает первоначальный опыт во всех сферах жизни. Наиболее значимым на данном возрастном этапе является воспитание у ребенка ценностного отношения к собственному здоровью. Важность укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. Кроме того, состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития во многом зависит успешность речевого развития.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие». Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания.

Особенностью работы в группе комбинированной направленности является то, что в ней обучаются дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР), они затрудняются в передаче информации, их речь не только малосодержательна, но, одновременно, бедна, сбивчива, невыразительна; они допускают перестановки, привнесения отсутствующей в тексте информации. В последние годы проблема повышения речевой активности у детей стала одной из наиболее актуальных. Используя только традиционные методы и формы организации работы, не всегда можно добиться высокого уровня речевой активности дошкольников. Особенно это актуально в настоящее время, когда дети загружены различными «престижными» студиями, «элит — классами», когда дети много времени проводят перед гаджетами. Взрослые зачастую заняты работой или собой, избегают детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Не всегда уделяют время на чтение книг и их обсуждение. А ведь ребенку крайне необходимо общение с близкими, со своей семьёй. Отсюда проблема бедности словаря, произношения, выразительности речи. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Для развития речевой активности у детей с ОНР подбираю мини — сказки драматизации, их можно связать с лексическими темами недели. Главное создать между детьми и взрослыми доверительные отношения. При систематическом проведении драматизаций и обеспечении ее целенаправленным руководством, дети научатся импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию). Приобретут умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля, умение свободно держаться на сцене.

1 Этап. Подготовительный. Создание условий для игровой ситуации. Знакомство со сказкой (чтение, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, театральные этюды). Прослушивание музыкальных произведений вместе с детьми и отбор сказок для драматизации.

Результаты этапа:

— Дети правильно называют персонажей, узнавая их по иллюстрациям сказки.

— Отгадывают загадки по описанию персонажах выбранного произведения.

— Активно включаются в речевые контакты с педагогом, с интересом вступают в сюжетно – ролевую игру со сверстниками.

2 Этап. Основной. Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к игре драматизации, подготовка к драматизации. Изготовление атрибутов, подборка интонации голоса, повадки героев в произведении.

Результаты этапа:

— Дети внимательно слушают сказку, эмоционально откликаются на содержание сказки, активно сопереживают героям.

— У детей проявляется словотворчество.

— С небольшой помощью педагога могут описать сказочного персонажа, его повадки, интонацию голоса, не перебивают, слушают и дополняют друг друга.

— Дружно работают в мини-группах создавая выразительный образ героев.

— Пытаются примерить каждую роль и выбрать для себя ту, которая ему больше нравится.

— С большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю, распределению ролей.

3 Этап. Результативный. Предоставить возможность детям продемонстрировать результаты совместного творчества.

Результаты этапа:

— Дети овладевают навыками публичных выступлений.

— Развиваются коммуникативные навыки, речевая активность у детей.

— Дети стараются согласовывать между собой действия и ролевые диалоги в ходе драматизации.

Педагог старается дистанцироваться, ребёнок осваивает самостоятельность и уверенность в себе.

Такого рода игры влияют на формирование грамматического и лексического строя речи, на развития ее мелодико-интонационной стороны, на воспитание звуковой культуры речи.

Учитывая всё выше сказанное, считаю, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словами и понятиям, а использование речи как средства любой важной и интересной для него деятельности.

Литература:

1. Связность речи в разных видах рассказывания у детей. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста: Родная речь: Тезисы научной конференции. Шяуляй, 1974.

2. Развитие связной речи. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. — М.: Педагогика, 1976.

3. Влияние словарной работы на связность речи. Дошкольное воспитание, 1981, №2.

4. Умные сказки. В обработке К. Ушинского. – М., 2014.

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,1 КБ

Опубликовано: 13.12.2021

Мало кто из дошкольников способен выразительно рассказать стихотворение или пересказать отрывок услышанного произведения, если этому его не обучили. В то же время, интонационная и эмоциональная окрашенность крайне важна для передачи смысла высказываний, как в общении, так и в области познаний. Поэтому развитие выразительности речи детей нужно начинать с дошкольного детства, когда речевые навыки находятся в стадии активного формирования.

Как проявляется выразительность речи в дошкольном возрасте

Выразительность речи зависит от возраста дошкольников и проявляется в звучании, в эмоциях, жестах, интонации, словах.

Выразительное сообщение

Она появляется, когда ребенок пытается передать не только информацию, но и эмоциональное отношение к ней.

Выразительность его повседневной речи зависит от многих факторов, в том числе, от темперамента. Пересказывать и декламировать с выражением и смысловыми акцентами ребенок дошкольного возраста начинает только с подачи взрослого – когда его целенаправленно обучают выделять самое важное в высказываниях.

Что включает интонационная выразительность речи

Интонационная выразительность речи дошкольников формируется в процессе общения и по подражанию. Она представляет собой совокупность следующих компонентов:

  • мелодики (повышения и понижения голоса);
  • тембра (окраски голоса);
  • темпа (ускорения и замедления речи);
  • логического ударения (выделения главного по смыслу слова или группы слов);
  • ритма (равномерного чередования ударных и безударных элементов речи);
  • паузы (небольшого перерыва в речи).

Речь обогащается определенными интонациями и выразительностью примерно к 5 годам, когда развитие речи детей дошкольного возраста поднимается на более высокую ступень.

Естественная эмоциональность в детской речи

Формирование выразительности и тональности речи ребенка начинается с раннего детства. Сначала малыш эмоционально что-то рассказывает, делясь впечатлениями об увиденном или услышанном: погладил кошку – восторженно сообщает об этом, как умеет; не желает есть кашу – что-то бубнит, отказываясь.

При этом дошколенок не задумывается над произносимыми словами и зачастую произносит не все звуки. Но главное – это эмоции. Все происходит естественно и порой вызывает улыбку у взрослых.

Рекомендуем ознакомиться: Развитие речи у детей 3-4 лет.

Взаимодействуя со сверстниками или взрослыми, ребенок может быть достаточно эмоциональным. У малышей яркость речи является спонтанной и зависит от переживаемых чувств и эмоций. У детей 5-6 лет появляется желание использовать слова, которые они слышат от взрослых, в мультфильмах, сказках.

Обращаясь к другим, дети пытаются копировать тот эмоциональный окрас, который им запомнился в речи взрослых или героев любимых произведений.

Ранее услышанную речь взрослого ребенок использует как образец. Родителям следует помнить: чем богаче их словарный запас и ярче выразительность их речи, тем больше возможностей у малыша овладеть искусством говорения.

Осознанная выразительность при пересказе и декламации

По мере взросления и приобретения опыта ребенок переходит к произвольной осознанной выразительности сообщений.

Эмоции и мимика

Одним из методов развития выразительности речи являются пересказ текста и декламация стихотворений. При этом ребенок опирается на готовый речевой образец. Взрослые могут последовательно и регулярно тренировать речь детей.

Для этого удобно использовать следующий алгоритм:

  1. Выразительно прочитать небольшой текст или стихотворение.
  2. Побеседовать, о чем рассказывается в прочитанном.
  3. Уточнить значение сложных слов и выражений, встречающихся в тексте или стихотворении.
  4. Повторно прочитать текст. Если же это стихотворение, то вместе заучить несколько строк.
  5. Предложить дошкольнику пересказать его самостоятельно. Можно ввести игровую мотивацию: «Расскажи рассказ (стихотворение) мишке (папе, братишке…)»
  6. Похвалить за точный и эмоциональный пересказ (рассказ).

Очень важно в процессе задавать вопросы, нацеливающие на выразительность передачи образов. При этом эмоциональный окрас переплетается со значением слов.

Например, сказка: «Красная Шапочка». Как разговаривает Красная Шапочка? А бабушка? Как говорит волк с Красной Шапочкой (громко, тихо, ласково, зло)? Почему? Как его речь звучит сначала? А в конце сказки? Что стало причиной изменений? Если дети затрудняются ответить, то взрослый должен им помочь, объяснить, показать.

Средства развития интонационной выразительности речи детей

Средства развития интонационной выразительности у детей направлены на становление важнейших речевых навыков:

  • правильной интонации текста;
  • точного произношения звуков;
  • на устранение ошибок при постановке ударения в словах;
  • на формирование умения делать паузы при необходимости акцентирования внимания на слове или группе слов.

Особое внимание занимают мимика, жесты и пластика. Они помогают детям почувствовать соответствующие состояния, прикоснуться к тем переживаниям, которые нужно выразить в высказывании.

Все перечисленные характеристики необходимо развивать в играх, упражнениях, театрализации.

Упражнения на тренировку интонации

Упражнения на тренировку интонации должны проводиться в форме заданий-игр, чтобы у ребенка возникло желание его выполнить.

Упражнения на выразительность

Например, «Поздоровайся в соответствии с эмоцией пиктограммы» (используются картинки смайлики с разными эмоциями), «Произнеси предложение с заданной интонацией (весело, грустно, испуганно, зло, удивленно, печально»)», «Скажи «солнышко» (зайчонок, машина и т.д) сначала громко, а потом тихо», «Промяукай как мама кошка, а потом как маленький котенок», «Крикни «Ау-у» близко (громко) и далеко (тихо)».

Для упражнений можно использовать цветные картинки, карточки, игрушки. Старшим дошкольникам карточки со словами, где обозначено ударение, помогают научиться спокойно, нараспев произносить стихотворные строчки. (Потренируйтесь: «У ЛукомОрья дУб зелЁный».)

Игры на развитие выразительности речи

Мимика, жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести мысли и чувства. Поэтому так необходимо развитие невербальных средств выразительности у дошкольника.

С этой целью для детей старше 5 лет можно проводить специальные игры:

  1. На развитие умения передавать эмоции и чувства: «Вкусные конфеты», «Горькое лекарство», «Долгожданный подарок» и другие.
  2. На развитие пластики: «Изобрази пантомимой пословицу».
  3. На развитие мимики: «Мальчик разозлился», «Фокус», «Страшная сказка» и другие.
  4. На развитие жестов: «Не покажу», «Я не знаю» и пр.
  5. Объединяющие полученные знания и навыки. Ребенку предлагается объединить текст, мимику, жесты в сюжете. Например, «Облако»: «Вдруг по небу грозное страшилище летит и кулаком громадным сердито мне грозит».

Загадки и скороговорки

Развитию выразительности речи способствуют загадки и скороговорки для детей. Многие загадки и придуманы так, что их отгадыванию способствует выразительное произношение, дополненное соответствующей мимикой.

Задача взрослого так произнести загадку, чтобы дети могли догадаться о ком или, о чем идет речь. Важно все, и четкость произнесения текста, и ударение, и тембр, и мимика, и жесты.

Я румяную Матрешку от подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву. (Яблоко)

Подобрать несколько загадок, и затем предложить ребенку, сопровождая мимикой и жестами, проговорить загадку так, чтобы другие дети смогли ее разгадать.

Скороговорки способствуют развитию четкости и мелодики речи. Они могут быть на определенный звук, тему, смешные, классические и т.д. Например, скороговорка на тренировку звука «ч»: У четырех черепашек четыре черепашонка. Или современная: Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Используя технику повторения, с детьми учат скороговорки наизусть и объясняют, что произносить их надо быстро, при этом тщательно проговаривая слова.

И загадки, и скороговорки воспринимаются детьми, как мини-игра, вызывают положительные эмоции и поэтому очень продуктивны при использовании в работе с детьми.

Приемы театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность помогает ребенку усваивать богатство родного языка, его выразительные средства, использовать различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Какие приемы можно использовать с дошколятами?

  • Игры-драматизации. Проигрывание небольших сказок, авторских текстов.
  • Показ эмоциональных состояний или характеров известных героев (Мальвина, Карлсон, Снежная Королева, Кикимора и другие).
  • Моделирование ситуаций из жизни.
  • Диалоги с использованием игрушек, марионеток, пальчиковых кукол и других видов театров.

Значение выразительности речи для общего развития ребенка

Работа над формированием интонационной выразительности речи ребенка не растает бесследно. Скоро дошкольник переступит порог школы и окажется в новой среде. Ни для кого не секрет, что эмоционально окрашенное слово является привлекательным инструментом при ведении диалога. Человека, умеющего выразительно рассказывать, с интересом слушают.

Ребенку с яркой эмоциональной речью легче наладить контакты, выразить свою мысль, написать сочинение, преподнести заданный материал в классе. Ребенок взрослеет. Умелое использование языковых средств в различных ситуациях общения определяет уровень его речевой компетентности, является показателем общей культуры, влияет на восприятие окружающим социумом.

  • Речевой как пишется правильно
  • Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой план самообразования
  • Речевой мотив сочинения осень на урале
  • Речевые клише для декабрьского сочинения
  • Речевые клише к итоговому сочинению по литературе в 11 классе