Речевые ошибки в итоговом сочинении

Обновлено 23 сентября 2021 умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два

Обновлено

Как правильно писать итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому языку

Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Как писать итоговое сочинение

Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.

На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.

Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):

  1. Вступление (2-3 предложения).
  2. Комментарий вступления (4–6 предложений).
  3. Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
  4. Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
  5. Заключение (75 слов/3–5 предложений).

Критерии оценивания итогового сочинения

Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.

1. Соответствие теме направления.

Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.

Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

2. Аргументация с привлечением литературного материала.

Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

 3. Композиция и логика рассуждения.

Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

4. Качество письменной речи.

В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.  

Из документов ФИПИ:

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

5. Грамотность

«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.

При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:

  • две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
  • первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
  • две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.

Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.

Из документов ФИПИ:

«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».

Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.

Направления и темы итогового сочинения

Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.

Тема может выглядеть по-разному:

  • как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
  • как вопрос, на который нужно ответить.

Речевые ошибки в итоговом сочинении 

Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):

  • Направление 1: «Забвению не подлежит»

Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?

  • Направление 2: «Я и другие».

Тема: «Что мешает доверию между людьми?»

  • Направление 3: «Время перемен».

Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»

  • Направление 4: «Разговор с собой».

Тема: «Почему люди обманывают себя?»

  • Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»

В чем заключается разница между направлением и темой?

Критерии сравнения Направления Темы
Когда становятся известны? В начале учебного года Во время экзамена
Вариативность Общие для всех регионов Разные комплекты для каждого часового пояса

Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.

Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ 

  1. Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
  2. Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
  3. Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
  4. Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
  5. Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
  6. Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
  7. Проверяем написанное сочинение на ошибки:
    • орфографию (ошибки в написании слов);
    • пунктуацию (знаки препинания);
    • фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
    • лексические повторы (речь);
    • остальные речевые ошибки;
    • грамматические ошибки;
  8. Переписываем сочинение на чистовик.

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Структура итогового сочинения 

  1. Вступление и раскрытие темы направления. 

Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять). 

Например:

  • Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
  • Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
  • Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.

Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:

  • В виде вопроса:

«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»

  • В виде утверждения:

«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»

  • По ключевым словам темы:

«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»

  1. Аргументация с привлечением литературного материала. 

Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента. 

Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой. 

Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст. 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.

  1. Тезис.

Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.

Пример тезиса:

  • «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

  1. Логический переход.

Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.

В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.

Пример подводки:

  • «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
  1. Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.

Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.

В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.

Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!

Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:

  • конкретную ситуацию;
  • конфликт между героями;
  • взгляды героя;
  • характер героя и его поступки.

Клише к эпизодам:

  • «Автор повествует о…»;
  • «Автор описывает…»;
  • «Писатель обращает наше внимание на…»;
  • «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
  1. Микровывод.

Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.

Клише к микровыводу:

  • «Писатель считает, что…»;
  • «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
  • «Писатель подводит нас к мысли…»

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):

  • Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
  1. Общий вывод

В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.

Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Пример итогового сочинения

Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?

«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.

Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.

Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.

Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.

Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы

  • Формулировка проблемы – 1 б.
  • Комментарий к проблеме – 6 б.
  • Позиция автора по проблеме – 1 б.
  • ​Отношение к позиции автора – 1 б.
  • Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
  • Речевое оформление – 2 б.
  • Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
  • Этика – 1 б.
  • Фактическая точность – 1 б.

Всего – 25 баллов.

В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.

Структура сочинения

  1. Вступление (опционально).
  2. Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
  3. Комментарий к проблеме:
    • пример из текста с пояснением 1;
    • пример из текста с пояснением 2;
    • связь между примерами.
  4. Позиция автора.
  5. Отношение к позиции автора и его обоснование.
  6. Заключение

Формулировка проблемы

  1. Проблема проходит через весь текст.  
  2. Разбираем только одну проблему, а не несколько.
  3. Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.

Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ

  1. Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
  2. Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:

  1. Пример из текста →
  2. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  3. Пример из текста →
  4. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  5. Указание на тип связи между примерами →
  6. Комментарий к связи между примерами.

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.

Проблема:

  • В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.

Комментарий:

  • Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.

Связка

В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.

Связка должна содержать:

  1. Отсылку к информации из первого примера.
  2. Отсылку к информации из второго примера.
  3. Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Позиция автора

В сочинении на ЕГЭ:

  • формулируем одновременно с проблемой;
  • отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
  • часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
    • не высказываем собственное мнение.

Как сформулировать позицию автора:

  • Автор считает…
  • Цитата из текста.

Объем – 1-2 предложения. 

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Отношение к позиции автора и его обоснование

  1. Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
  2. Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
  3. Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.

Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.

Вывод

  1. Пересказ первого абзаца сочинения.
  2. Ответ на вопросы, если они были поставлены.
  3. В нем не должно быть новой информации.
  4. Служит для закольцовывания текста.

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)

Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.

В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.

Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.

Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.

По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.

С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.

Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.

Разница между сочинениями 

Критерии сравнения

Итоговое сочинение

Сочинение ЕГЭ

Время написания

3 часа 55 минут только на сочинение

3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий

Период написания

Декабрь

Июнь

Объем (минимум)

250 слов

150 слов

Тема направления

На выбор

Предоставленная в тексте

Аргументация

Из литературы

Из текста

Количество критериев оценивания работы

5

12

Читайте также:

Речевые ошибки в итоговом сочинении

Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.

Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.

Справка по результатам проведения итогового сочинения (изложения)
по русскому языку в 11классе

  2019-2020 учебном году

Цель проведения сочинения
получение допуска к государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования при успешном написании
итогового сочинения (изложения).

Данный вид работы был направлен на
выявление у выпускников широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою
позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и
мировой литературы, уровня речевой культуры, речевых компетенций, практической
грамотности и фактической точности его письменной речи.

Согласно заявлениям обучающихся 11
классов и их родителей на участие в итоговом сочинении было зарегистрировано
10 человек, фактически в промежуточной аттестации приняли
участие 10 человек.

Результаты:

Всего

Писали

Не
писали

Получили

Получили

учащихся

«ЗАЧЕТ»

«НЕЗАЧЕТ»

10 чел.

10 чел.,  100%

0
чел., 0%

10 чел. 100%

0 чел., 0 %

Не приняли участия
в итоговой работе 0 человек (0%).

ВЫБОР ВИДА работы определился
следующим образом

Итоговое сочинение

Итоговое изложение

10 чел. (100 %)

0 чел. (0 %)

Итоговое
сочинение

Выбор
тематических направлений:

Тема

Выбрали

Количество
% от числа

113. Согласны ли Вы с убеждением автора романа
«Война и мир», что
каждый человек должен пройти свой путь духовных
исканий?

202. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать
тому, кто устал надеяться?

5

50 %

313. Как Вы понимаете известное утверждение, что
главное поле битвы добра и зла – сердце человека?

5

50 %

407. Считаете ли Вы смирение добродетелью?

503. Что мешает взаимопониманию между любящими?

Анализ результатов итогового сочинения:

Анализ
сочинений по критерию №1 «Соответствие теме»

Критерий №1 является важнейшим:
выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены,
выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит
аргументировано раскрыть. С этой задачей справились 10 человек (100%),
выпускники размышляли над предложенной проблемой, строили высказывание на
основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения.
Литературный материал использовался как основа для собственных размышлений.

Анализ
сочинений по критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Критерий № 2 – один из двух важнейших
параметров оценивания сочинений. Без зачета по этому критерию невозможно
получить положительную оценку сочинения.

По этому критерию зачёт получили 10
человек (100%). Выпускники обстоятельно аргументировали свои тезисы на
основе двух литературных произведений.

Уместное упоминание имен
персонажей значимых деталей, эпизодическое использование сжатого пересказа
свидетельствует о хорошем знании текстов произведений. В некоторых работах
прослеживается умение выпускников осмысливать поставленную перед ними проблему
сквозь призму литературного произведения, через его героев и события. Зачет
получили – 10 обучающихся, 100 %.

 Критерий
№3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий
нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную
тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать
соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии,
если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или
отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется
«зачет».  Зачет получили – 10  обучающихся, 100 %.

Критерий
№4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает
на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник должен точно
выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические
конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых
штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе
речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет». Зачет получили – 4 обучающихся, 40
%, 6 – получили незачет, 60 %.

Типичные речевые ошибки:

1)  употребление слова
в несвойственном ему значении;

2) нарушение лексической сочетаемости;

3) необоснованный пропуск слова;

4) бедность и однообразие синтаксических
конструкций;

5) порядок слов, приводящий к
неоднозначному пониманию предложения;

Критерий
№5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет
оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические,
орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют
чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).  Зачет
получили – 2 обучающихся, 20 %, 8 – получили незачет, 80 %.

По
данному критерию были зачтены _- работ. Среди орфографических
ошибок следует выделить:

1)      
Н и НН в прилагательных, причастиях, отглагольных
прилагательных (влюблена, подавленная, сделанного, жизненных, захваченных и
др.);

2)
раздельное и слитное написание НЕ с прилагательными, причастиями и
существительными (неоднозначный, казался несмелым, нежелание);

3)  написание
производных предлогов (в отличие, в заключение)

4)  правописание
также (союза) и так же (наречия с частицей)

5)  слитное
написание союза чтобы;

6) 
слитное и дефисное написание наречий (напрямую,
поистине, втайне, вслед, по-новому, по-другому).

Много  было допущено и пунктуационных
ошибок. Среди них:

1)   
запятые
при обособленных определениях;

2)   
запятые
при обособленных обстоятельствах;

3)   
запятая
между частями сложного предложения;

4)   
знаки
препинания в предложениях с вводными словами.

Среди
грамматических ошибок, допущенных в работах, отмечены следующие:

1)   
нарушение
норм согласования и управления;

2)   
нарушение
границ предложения;

3)   
неправильное
построение предложений с деепричастным оборотом;

ВЫВОД: результаты
написания итогового сочинения (изложения) признаны удовлетворительными.

Рекомендации:

Учителям 
русского языка и литературы

·     по
результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных
пробелов;

·     организовать
сопутствующее повторение на уроках по темам, проблемным для класса в целом;

·     организовать
индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного
курса: орфография, пунктуация, синтаксис;

·    
усилить
работу на уроках русского языка и литературы по речевому оформлению текста, используя
при этом различные грамматические конструкции, лексику и термины;

·    
на
уроках русского языка и литературы, на уроках по развитию речи организовать на
достаточном уровне работу с текстовой информацией, что должно обеспечить
формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст»,
грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать
оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в
тексте;

  на
уроках литературы проводить виды чтения: поисковые (с ориентацией на отбор
нужной информации), исследовательские и другие;

  совершенствовать
гуманитарные навыки работы обучающихся со справочной, литературоведческой и
лингвистической литературой.

Учитель русского
языка и литературы                   /Латышева А.В./

Я не ошибусь, если скажу, что в сентябре ты планировал готовиться к итоговому сочинению (ИС) в октябре, в октябре — надеялся на ноябрь, а он пролетел быстро, и завтра тебе предстоит написать первый экзамен?.. Если я угадала, прочитай этот текст: собрали шаги, которые помогут настроиться на работу. А, если ты упорно готовился, все равно не закрывай материал: для тебя у нас тоже есть несколько советов. 

Советы для тех, кто вообще не готовился

Шаг первый. Успокойся
Да, так бывает: надеялся, что подготовят в школе, или откладывал разбор направлений — уже неважно. Паникуешь? Это бессмысленно! Давай рассуждать вместе: паника занимает все твои мысли и требует много энергии. А на экзамене нужны именно силы и «свежая» голова — постарайся успокоиться: помедитируй, воспользуйся дыхательными техниками, выпусти негативные эмоции. А потом принимайся за работу: даже за один вечер можно повысить шансы на «зачет».

Шаг второй. Прочитай базовые правила 

Если ничего не знаешь о структуре экзамена, загляни в наш большой материал об итоговом сочинении. Там мы рассказывали о правилах проведения испытания, направлениях, которым завтра будут соответствовать все темы из билета. Затем разберись, по какой структуре нужно строить свой развернутый и аргументированный ответ, постарайся запомнить этот план. Подумай, какие еще вопросы насчет сочинения у тебя могут возникнуть, и поищи ответы на них. 

Шаг третий. Разбери направления и подбери произведения для аргументации 

Здесь мы тоже практически все сделали за тебя. Описали направления в целом, а затем разобрали каждое из них: собрали возможные темы, добавили мнение эксперта, репетитора по русскому языку и литературе, и подсказали, в каких произведениях можно искать аргументы. 

Как подбирать примеры? Предлагаем такой алгоритм: 

1. Просмотри наши списки книг, вспомни, что читал и достаточно хорошо помнишь, и изучи наши рекомендации по формулированию аргументов из этого произведения 

2. Затем проверь, знакомо ли тебе что-то из универсальных повестей, романов или рассказов. Если читал их, освежи  в памяти при помощи краткого содержания и продумай (желательно на бумаге: так информация лучше усвоится) аргументы для разных направлений

3. После этого поищи либо подборки книг, в которых много аргументов, либо списки для конкретного направления. Посмотри, что ты тоже уже читал и неплохо помнишь, сформулируй примеры  

4. Если читал мало, отталкивайся, наоборот, от известной тебе литературы: знаешь «1984»? Подумай, к какому направлению там есть иллюстрации

Шаг четвертый. Определись с направлением

Не торопись делать это, как только познакомишься со всеми блоками тем. Бывает так, что простой, на вид, вопрос невозможно раскрыть на конкретных примерах, и наоборот. Поэтому сначала проработай все направления (см. шаг третий), а потом выбери, что тебе больше по душе. Напомним: конкретные темы ты узнаешь непосредственно перед ИС, но подумать заранее, какие блоки кажутся более понятными, — возможность сэкономить время на самом экзамене.

Шаг пятый. Посмотри видео на «профильных» YouTube-каналах

О таких блогах мы рассказывали в обзорном материале про ИС. На разных каналах можно закрепить разбор структуры сочинения, узнать о небанальных произведениях, которые ты, возможно, читал, или найти «хорошие» (не слишком популярные и не содержащие грамматические, речевые или логические ошибки) клише.

Шаг шестой. Если есть время, напиши пробное сочинение

Это поможет снизить уровень волнения: будешь знать, что ждет завтра, — неизвестность уже не сможет напугать. Заодно запомнишь клише, отработаешь структуру сочинения и убедишься, что подобрать примеры реально. Однако здраво оценивай время: если на дворе ночь, лучше выспаться, чтобы на утро в голове не было каши.

1638258638

Рекомендации тем, кто готовился, но не уверен в себе 

Шаг первый. Подумай, что заставляет волноваться
Возможно, боишься не уложиться в отведенное время, забыть аргументы или не набрать нужное количество слов? Тогда почитай, как прошло итоговое сочинение в прошлом году: выпускники рассказали, что «на самом деле, было легко», «времени для написания сочинения достаточно», «темы были довольно легкие».

Если все равно волнуешься, повтори аргументы, вспомни, сколько времени уходило на написание пробников, сколько слов удавалось набрать. Главное, чтобы волнение мотивировало на бОльшее, а не заставляло забыть все, что ты выучил.

Шаг второй. Вспомни особенности работы

Структура сочинения, количество аргументов, клише, подходящие источники примеров — все это ты разбирал, нужно только вспомнить. Для этого достаточно, например, полистать конспекты, посмотреть видео на YouTube от репетитора или автора курсов. Можешь составить план повторения и двигаться по нему: количество аргументов, клише, объем работы, слова, которые использовать нельзя (например, «данный»: это канцеляризм).

Шаг третий. Освежи в памяти все аргументы

Совет будет похож на рекомендацию тем, кто вообще не готовился: сначала просмотри списки литературы для каждого (ну или сразу для всех) направления, определись, что ты читал, вспомни содержание этих произведений и возможные аргументы. 

Затем сделай наоборот: выбери книги, которые знаешь, подумай, подойдут ли они хотя бы под одно направление. Если да, сформулируй возможные примеры, это поможет на экзамене. Кстати, вел читательский дневник — полистай и его: нужно «достать» из долговременной памяти все наработки, чтобы завтра не тратить на это время.

Универсальные советы

Совет первый. Посмотри финальные уроки по подготовке к ИС

Можешь остановиться на вебинаре Ляйсан Хутовой, на котором преподавательница разбирала стратегию написания работы и критерии оценивания, сложные темы и направления, советовала, что почитать. Мы давно знаем Ляйсан, а все трансляции у нее на канале бесплатные, поэтому смело рекомендуем.

Совет второй. Собери все необходимое и продумай план действий на утро
Не забудь взять паспорт, несколько ярких гелевых или капиллярных черных (нет, не синих — черных) ручек, лекарства, если они нужны. Можешь прихватить воду и шоколадку или другой компактный перекус: это сейчас кажется, что аппетита совсем нет, — на экзамене может потребоваться «подкрепление». Лучше унесешь еду обратно, чем будешь думать о голоде вместе темы работы.

Заранее приготовь все, что может потребоваться утром: реши, что наденешь, чем позавтракаешь. Кстати, про завтрак, если обычно его пропускаешь, попробуй съесть хотя бы небольшой бутерброд или йогурт: энергия на сочинении не помешает. Если обычно ешь плотно, но в этот раз не можешь справиться с волнением, подумай, что всегда «идет» хорошо и не вызывает отвращения.

Совет третий. Успокойся и настройся на успех

Даже если твои учителя говорили: «Вы завалите сочинение», не паникуй. По опыту знаем: не получить «зачет» обычно трудно. К тому же, итоговое сочинение — не ЕГЭ, ИС можно пересдать в этом году, причем выпускникам, помимо основного дня, дается еще два резервных. Да, хочется разделаться с этим испытанием побыстрее, но, если что, катастрофы не произойдет. Помни это и не накручивай себя.

Если почувствуешь, что сильно волнуешься, выйди в туалет, разомнись, умойся прохладной водой. Можно сделать несколько глотков воды или ненадолго отвлечься — порисовать в черновике, например. Также помогут дыхательные практики: «выдох в два раза длиннее вдоха» или «рамочное дыхание» (четыре счета для вдоха, еще четыре — для задержки дыхания, четыре — для выдоха, еще четыре — для задержки). В крайнем случае обращайся к врачу, который должен присутствовать в школе во время написания экзамена.

Накануне испытания не стоит перегружать голову информацией: достаточно вспомнить основные правила, посмотреть одно-два видео, сформулировать аргументы. Справиться с волнением поможет четкий план действий и снижение важности события:) Помни: ты усердно готовился к ИС не только последнее время, но и 11 лет в школе, поэтому «обречен» на успех. Если что-то не получится с первого раза, мир не рухнет. Выдохни, соберись и покажи, на что способен!

Больше об итоговом сочинении: 

— Текст про ИС: 5uglov.ru/post/17135
— Разбор направления «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»: 5uglov.ru/post/17144
— Разбор направления «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»: 5uglov.ru/post/17157 
— Разбор направления «Преступление и наказание — вечная тема»: 5uglov.ru/post/17174 
— Разбор направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»: 5uglov.ru/post/17187
— Разбор направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»: 5uglov.ru/post/17144
— Интервью с Ляйсан Хутовой: 5uglov.ru/post/17148

           Работа
по предупреждению  речевых ошибок в процессе подготовки

            к  государственной итоговой
аттестации по русскому языку

        Итоговая аттестация выпускников
общеобразовательных школ  по русскому языку предполагает выявление уровня
сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной
компетенции обучающихся.  Структура  экзаменационных заданий как в 9 классе,
так и в 11 классе обязательно содержит творческую часть: изложение на основе
прослушанного текста и сочинения разных типов на основе прочитанного текста. 
Именно   творческая часть КИМов даёт представление о том, как выпускники
владеют монологической речью, анализируют текст, высказывают и аргументируют 
собственную точку зрения, а также демонстрирует общий уровень развития ученика,
его нравственность и культуру. Д. С. Лихачёв писал: «Учиться хорошей речи надо
долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая каждое слово. Но
хоть и трудно- это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего
поведения, но и нашей личности, души, ума…»  Именно на плечи школьных учителей
словесности ложится непростая задача – научить детей грамотно и  уважительно
распоряжаться  словом.

    В школьной практике  при проверке
творческих работ учащихся принято выделять следующие виды ошибок:
орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические и  логические.
Наибольшую трудность  при  распознавании у школьников и при классификации у
учителей вызывают речевые ошибки.  Под речевыми ошибками в методике понимаются
нарушения употребления слов с точки зрения их значения, а также их форм в
составе грамматических конструкций с точки зрения норм литературного языка в
области орфоэпии, лексики и грамматики.

     В.В. Виноградов, говоря о речевых
недочетах, указывал, что причиной их является «и неполное усвоение норм
литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции,
и неумение, а иногда и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов,
и влияние «дурной моды», разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или
фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что
свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка». Поэтому
так важна систематическая работа над языковыми единицами, над уточнением смысла
слов, выявления правильности употребления той или иной грамматической формы
слова в сочетании с другими словами. Конечно, эту работу следует начинать не в
выпускном, а еще в 5 классе при обобщающем повторении основных разделов
русского  языка, с которыми дети познакомились  в начальной школе, а также на
уроках развития речи.   В 6-7 классах и в 8-9 классах по мере изучения
морфологии и синтаксиса детей следует приобщать к внимательной работе с текстом,
самостоятельному распознаванию различных видов речевых ошибок и их
классификации.

Прежде всего детей следует познакомить с
различными видами речевых ошибок и недочётов, которые могут быть допущены в
тексте.  Среди речевых ошибок можно выделить собственно речевые (лексические и
стилистические) ошибки, связанные с неправильным употреблением слова, и
грамматические ошибки, в основе которых лежит нарушение формы слова или норм синтаксической
связи   в словосочетании и предложении.

   К лексическим относятся ошибки,
связанные с непониманием значения слова, неоправданным употреблением в одном
контексте однокоренных слов, употреблением слова в несвойственном ему значении,
смешением паронимов, тавтологией. Например:1. Учитель представил
учащимся полную свободу в выборе темы. 2. Он становится писателем и пишет
книги.  3. Учителем физкультуры оказался молодой юноша. 4. Благодаря
проливному дождю
мы не  смогли выйти на прогулку.

Стилистические ошибки связаны с
целесообразностью, уместностью употребления  тех или иных  языковых средств в
речи. Основным критерием определения стилистических норм является соответствие
или несоответствие использованных языковых средств ситуации общения.

 К стилистическим недочетам относятся:
неоправданное использование слов иной стилевой окраски, немотивированное
употребление диалектной и просторечной лексики, неуместное употребление
эмоционально – экспрессивной лексики, штампов. Например: 1. На столе у него
были кучи разного барахла. 2. Прозвенел будильник, возвестивший,
что пора вставать. 3.На траве, на листьях деревьев, на крышах домов блестели
и сверкали атмосферные осадки
.

 Грамматические ошибки характеризуются
нарушением структуры языковой единицы: неверным словообразованием, нарушением
норм управления и согласования. В соответствии с этим грамматические ошибки
делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.

 Словообразовательные ошибки связаны с
неправильным образованием слов. Например: 1.В комедии показано бюрократство
( вм. бюрократизм) чиновников. 2. Красность ягод (вм. красные ягоды)
привлекла внимание ребят. 3. В учении нужно проявлять усердство (вм.
усердие).

   Морфологические ошибки свидетельствуют
о неумении учащихся образовывать формы разных частей речи. Например: 1. Более
лучше
(вм. лучше) озеро было видно с пригорка. 2. Ихняя (вм. их)
одежда вся промокла. 3. Трое девочек (вм. три девочки) играли во дворе.
4. Это человек, крадящий деньги у семьи (вм. крадущий).

  Среди  синтаксических ошибок, связанных
с нарушением грамматических норм в структуре словосочетания и предложения,
выделяют следующие группы:

   Ошибки, связанные с  нарушением связи
между подлежащим и сказуемым,  например: 1. За ночь прорубь покрылся
тонкой коркой льда. 2. Высоко в небе виднелись стая уток. 3. Часть
птиц
уже улетели на юг.

Ошибки, связанные с  нарушением норм
согласования, например: 1. В голубом дали виднелись огни. 2. Дети ели вареную
кортофель
.3. Валентина Ивановна – отличная доктор.

Ошибки, связанные с нарушением норм
управления (предложного и беспредложного), например: 1.Андрий встал на
стороне
врагов (вм.  встал на сторону). 2.Владимир обрадовался приездом
друга (вм. обрадовался приезду) 3. Он был удивлен этим словам (вм. этими
словами).  4. Мама любит и гордится мной.  (любит кого?, но гордится
кем?).

    Наличие подобных ошибок
свидетельствует о недостаточно сформированном умении учащихся соотносить
лексическое и грамматическое значение слов, о затруднении в определении рода
имен существительных. Особенно это касается разносклоняемых (имя, пламя) и
несклоняемых (кино, пальто) имен существительных, имен существительных 2-го
склонения мужского рода и 3-го склонения , существительных с отвлеченным
значением.

    Ошибки, связанные с нарушением норм
управления, свидетельствуют о неумении строить глагольные словосочетания,
применять полученные знания на практике, о недостаточном внимании и
самоконтроле со стороны школьников в процессе создания высказывания.

     В построении предложения наиболее
часто встречаются следующие ошибки:-использование разных видо–временных форм
глаголов: 1.Ребята прошли через березовый лес и выходят на
знакомую поляну. 2.Когда разлились реки, дороги становятся
непроходимыми;

-нарушение порядка слов в предложении: 1.Созданная
книга начинающим автором имела большой успех. 2. Капитана Миронова дочка
осталась в   Белогорской крепости;

— неправильное употребление местоимений,
затрудняющее понимание смысла высказывания:

 1. Пушкин показал образ Татьяны в своем
развитии. 2. В комедии изображена жизнь чиновников. Она произвела на
меня сильное впечатление.

-неправильное употребление причастного и
деепричастного оборотов: 1. Зайдя в комнату, его там не оказалось. 2.
Большинство людей, живущие на земле, не знают названия всех цветов;

-ошибки при преобразовании прямой речи в
косвенную: 1.  Собакевич наконец спросил, какая будет ваша последняя цена. 2.
Ученик сказал, что я не понял задание.

— ошибки в построении сложных предложений:
1. Книга рассказывает о жизни замечательного русского художника Валентина
Серова, которую мне подарила мама. 2. Ребята свернули в лес, который тянулся до
реки, по которой плавали теплоходы.

    Чтобы избежать ошибок в построении
словосочетаний и предложений, необходимо проводить систематическую работу по их
предупреждению в процессе усвоения языковых понятий. Целесообразно использовать
упражнения, в основе которых лежит наблюдение над готовой конструкцией, работа
по образцу, приемы редактирования, конструирования предложений, развитие навыка
рецензирования своего и чужого текста.

    Работа по исправлению допущенных в
изложениях и сочинениях  ошибок будет гораздо эффективнее, если вводить в неё
элементы игры, соревнования.  Начиная с 6 класса,  я провожу  на уроках работы
над ошибками конкурс «Грамотеи», в котором участвуют все ученики класса. 
Допущенные в работах самих учащихся ошибки вывешиваются без указания авторства,
и дети активно включаются в игру по установлению тех или иных недочётов. 
Найденную  ошибку  необходимо классифицировать и предложить правильный вариант
словоупотребления или построения предложения.  Одноклассники оценивают работу
друг друга и выбирают Грамотея- самого грамотного и внимательного ученика. 
Полезное занятие совмещается с весёлым увлечением многих читателей – чтением
ученических «перлов».

    Не менее увлекательно эта работа
проходит и со старшеклассниками, которые допускают массу речевых и
грамматических ошибок в итоговом сочинении по литературе и в сочинениях по
русскому языку в формате ЕГЭ.  Анализ результатов выполнения задания 25 (сочинения)
показывает, что даже самые грамотные ученики, не допускающие  нарушения орфографических
и пунктуационных правил, часто не замечают  свои речевые недочёты  и  теряют
драгоценные баллы по критериям К9 и К10.

   Также у старшеклассников довольно часто
встречаются текстовые ошибки. Это вид ошибок в построении текста, в результате
чего затрудняется восприятие речевого произведения. К текстовым ошибкам
относятся и логические ошибки. Логические ошибки – это ошибки в изложении
фактов, событий вследствие нарушения связности текста. К таким ошибкам можно
отнести и соединение разноуровневых, не сопоставимых по семантике и грамматике
понятий. Например: 1. На веранде стояли мама, Гриша и банка с вареньем. 2. В
театре было много людей и родителей с детьми. 3. Софья очень похорошела и
охладела к человеку, которого обещала ждать.

   К логическим ошибкам относятся также
соединение в качестве однородных членов предложения родовых и видовых понятий,
например:  В магазине большой выбор тетрадей, ручек, карандашей и канцелярских
товаров.

       Среди речевых ошибок  в построении
текста особое место  в сочинениях выпускников занимают ошибки, связанные с
недостаточным владением речеведческими понятиями, что приводит к неумению
правильно выделить абзац, совершить логический переход от одной микротемы к
другой, сохранить стилистическое единство высказывания.

     Таким образом, анализ речевых и
грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует
формированию умения школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств
для построения высказывания, основой которых является не только знание
лексических и грамматических значений слов, их сочетательных способностей, но и
учет целесообразности их употребления в определенном контексте. Пристальное
внимание к вопросам культуры речи на уроках русского языка способствует
повышению уровня общего развития ученика, формирует его речевое и нравственное
поведение .

Приложение.

Исходный текст для изложения в 6 классе. 
Учебник «Русская речь», автор  Е. И.  Никитина  (УМК под ред. проф.В.В.
Бабайцевой) .И.С.Тургенев «Воробей».

Я
возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
 
       Вдруг
она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
 
       Я глянул
вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на
голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно,
беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
 
       Моя
собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева,
старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь
взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой раскрытой пасти.
 
       Он
ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело
трепетало от ужаса, голосок однчал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

       Каким
громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог
усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила
его оттуда.
 
       Мой
Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
 
       Я
поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
 
       Да; не
смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным
ее порывом.
 
       Любовь,
думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и
движется жизнь.

Предложения с ошибками, допущенными
учащимися , для конкурса «Грамотеи»

1.       Воробей
был весь взъерошенный, искажённый, у него не было шанса, но собака поняла, что
за чувство было у воробья, и отступила.

2.       Да,
не смейтесь, я благоговел эту бесстрашную птицу за её смелость!

3.       Всё
его маленькое тело трепало (вм. трепетало) от ужаса.

4.       Собака
была большим чудовищем для него. И всё равно он не мог усидеться на безопасном
месте.

5.       Он
ринулся спасать, он заложил собой своё детище!

6.       Он
стоял, жертвуя собой.

7.      Ведь
его преодолела любовь к своему птенцу, и он ринулся его спасать, не боясь за
себя.

Исходный текст для
изложения в 7 классе.  Учебник «Русская речь», автор  Е. И.  Никитина  (УМК под
ред. проф.В.В. Бабайцевой) И.С. Соколов-Микитов «Вороны»

Зимою я возвращался с охоты. Положив на плечо лыжи, я шёл
по накатанной снежной дороге. Из школы, стоявшей на краю деревеньки, выбегали
после занятий ребята. Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой
деревенской широкой улицы. Я шёл следом, прислушиваясь к весёлым разговорам. На
середине деревни, у колодца, ребята остановились.

Задрав головы, они стали смотреть на вершины высоких берёз,
где сидели вороны. Кто-то снял шапку и стал махать ею над головой.

И вдруг одна из сидевших на вершине берёзы ворон, взмахнув
крыльями, стала тихо спускаться, села на плечо мальчика, махавшего шапкой.
Достав из сумок кусочки хлеба, ребята обступили мальчика и стали кормить
ворону. Оставшиеся на берёзе вороны, наклонив головы, с удивлением смотрели на
свою смелую товарку. С таким же удивлением смотрел и я на всё это. Подойдя, я
стал расспрашивать. И вот что я узнал.

Минувшим летом Коля подобрал в лесу выпавшего из гнезда
плохо летавшего воронёнка, принёс его домой. В сенях избы он устроил из палок
небольшую загородку для воронёнка и стал его кормить. Воронёнок очень скоро
привык к Коле, хорошо его узнавал, и всякий раз, когда Коля подходил к своему
питомцу, тот радостно каркал и махал крыльями.
Когда воронёнок подрос, Коля стал выпускать его на волю. Воронёнок неизменно к
нему возвращался. Он влетал в открытое окно дома, съедал приготовленное для
него угощение. Осенью воронёнок присоединился к другим воронам, но каждый раз,
стоило только ему увидеть на улице Колю, слетал с дерева и, к великому
удивлению других ворон, садился на его плечо. 

Предложения с ошибками,
допущенными учащимися , для конкурса «Грамотеи»

1.      Когда
я возвращался с охоты зимой, я положил на плечо лыжи.

2.       Летом
Коля подобрал в лесу выпавшего из гнезда воронёнка.  Привёл его домой,
накормил.

3.      С
рядом стоящим деревом на ветке сидели вороны.

4.       Я
взял из гнезда плохо летавшего воробьёнка и стал кормить, а ребята окружили
меня.

5.      Воронёнок
привык к Коле, хорошо узнавал его, и каждый раз тот каркал и махал крылом.

6.       Каждый
раз, когда Коля подходил к воронёнку, он радостно каркал.

7.       В
сенях избы он устроил из палаток небольшую загородку.

8.      Осенью
птица присоединился к другим воронам.

9.       Но
когда  увидит Колю, она приходит к нему.

 Исходный текст для
изложения в 8 классе.  Учебник «Русская речь», автор  Е. И.  Никитина  (УМК под
ред. проф.В.В. Бабайцевой) И. Л.Андроников «Из жизни Остужева»

Много лет назад, еще до революции, молодой артист
московского Малого театра Александр Остужев, наделенный талантом, благородной
внешностью, сценическим обаянием, великолепными манерами, поразительной красоты
голосом, заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью.
Планы, надежды, будущность, слава — казалось, все рухнуло! 

Жить без театра! О нет! Остужев убедил себя в
том, что можно дойти до таких степеней совершенства, когда глухота не будет
страшна ему. Он знал себя, он рассчитывал на силу воли, на упорство свое, на
всепреодолевающий труд. Он верил в дружбу, верил в Малый театр! 

И остался актером. 
Чтобы сыграть в спектакле роль, даже самую
крохотную, он выучивал наизусть всю пьесу. Чего стоило ему произносить свои
реплики вовремя, поддерживая живой диалог, делая вид, что он слышит партнеров!
Забудь он свой текст — ни один суфлер мира не помог бы ему, как кривое колесо
шел бы такой спектакль до конца акта. 

Любовь к театру превозмогла все! 
Фамилия Остужева появлялась на афишах театра в
продолжение многих лет. И стояла она не в конце среди лиц без речей, а в
начале. Он играл бурных героев Шиллера и Гюго, Скупого рыцаря Пушкина,
шекспировского Антония, Чацкого. 

Незадолго до последней войны, когда ему шел
шестьдесят третий год, Остужев сыграл роль Отелло — и так, как уже давно никто
не играл ее в русском театре. Два с половиной часа сходился и снова шел
занавес. Два с половиной часа театральная Москва стоя приветствовала
замечательного актера, который свершил великий художественный и, я бы сказал,
великий нравственный подвиг… 

Предложения с ошибками,
допущенными учащимися , для конкурса «Грамотеи»

1.      Александр
Остужев, наделённый талантом, благотворительной внешностью, выразительной
красоты голосом, заболел.

2.       Человек,
который навсегда оглох, не уныл, а наоборот, нашёл в себе силы.

3.       Но
он убедил себя в том, что сможет добиться высоких вершин.

4.      Два
с половиной часа сходила и снова шла занавес.

5.       Остужев
совершил графственный (вм.нравственный)   поступок! Подвиг!

6.       Даже
если ты потерял слух, потерял руку или ногу, это не повод опускать руки.

7.       Так
на примере Остужева автор показывает нам силу воли и храбрость сыграть без
слуха роль в театре.

Исходный
текст для сочинения в формате ЕГЭ в 11 классе по С.А. Алексиевич

Проблемы,
поставленные в тексте: 1. Подвиг женщин на войне

2.
Женское милосердие.

Все, что мы знаем о женщине, лучше
всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова — сестра, жена, друг,
и самое высокое — мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие
как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина
оберегает жизнь, женщина и жизнь — синонимы.

На самой страшной войне XX века
женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а
и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала
языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной
жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. «Не женская это доля —
убивать», — скажет одна из героинь этой книги, вместив сюда весь ужас и
всю жестокую необходимость случившегося. Другая распишется на стенах
поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить
войну». То была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И
бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

В одном из писем Николая Рериха,
написанном в мае-июне 1945 года и хранящемся в фонде Славянского
антифашистского комитета в Центральном государственном архиве Октябрьской
революции, есть такое место: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские
слова, принятые теперь в мире: например, добавить еще одно слово —
непереводимое, многозначительное русское слово „подвиг“. Как это ни странно, но
ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения…»
Если когда-нибудь в языки мира войдет русское слово «подвиг», в том будет доля
и свершенного в годы войны советской женщиной, державшей на своих плечах тыл,
сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами.

…Четыре мучительных года я иду
обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов
женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, летчиц, снайперов, стрелков,
зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов,
регулировщиц, шоферов, рядовых полевых банно-прачечных отрядов, поваров,
пекарей, собраны свидетельства партизанок и подпольщиц. «Едва ли найдется хоть
одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины
так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», — писал маршал Советского
Союза А.И. Еременко. Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и
механики-водители тяжелых танков, а в пехоте — командиры пулеметной роты,
автоматчики, хотя в языке нашем у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет
женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.

Только по мобилизации Ленинского
комсомола в армию было направлено около 500 тысяч девушек, из них 200 тысяч
комсомолок. Семьдесят процентов всех девушек, посланных комсомолом, находились
в действующей армии. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте
служило свыше 800 тысяч женщин…

Всенародным стало партизанское
движение. Только в Белоруссии в партизанских отрядах находилось около 60 тысяч
мужественных советских патриоток. Каждый четвертый на белорусской земле был
сожжен или убит фашистами.

Таковы цифры. Их мы знаем. А за
ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких,
утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Об
этом мы знаем меньше.

«Когда бы мы ни родились, но мы
все родились в сорок первом», — написала мне в письме зенитчица Клара
Семеновна Тихонович. И я хочу рассказать о них, девчонках сорок первого,
вернее, они сами будут рассказывать о себе, о «своей» войне.

«Жила с этим в душе все годы.
Проснешься ночью и лежишь с открытыми глазами. Иногда подумаю, что унесу все с
собой в могилу, никто об этом не узнает, страшно было…» (Эмилия Алексеевна
Николаева, партизанка).

 «Когда я расскажу вам все, что
было, я опять не смогу жить, как все. Я больная стану. Я пришла с войны живая,
только раненая, но я долго болела, я болела, пока не сказала себе, что все это
надо забыть, или я никогда не выздоровлю. Мне даже жалко вас, что вы такая
молодая, а хотите это знать…» (Любовь Захаровна Новик, старшина,
санинструктор).

«Мужчина, он мог вынести. Он
все-таки мужчина. А вот как женщина могла, я сама не знаю. Я теперь, как только
вспомню, то меня ужас охватывает, а тогда все могла: и спать рядом с убитым, и
сама стреляла, и кровь видела, очень помню, что на снегу запах крови как-то
особенно сильный… Вот я говорю, и мне уже плохо… А тогда ничего, тогда все
могла. Внучке стала рассказывать, а невестка меня одернула: зачем девочке такое
знать? Этот, мол, женщина растет… Мать растет… И мне некому рассказать…

Предложения с ошибками, допущенными учащимися:

Вступительная часть. Формулировка проблемы и
комментарии.

1.      Мама-самое
милосердное существо на земле, несмотря на расу, возраст и даже на то, будь это
животное.

2.      Женщина
прежде всего это мать, создающая приятные условия для ребёнка, принимающая
участие в воспитании и выполняющая основную работу по дому.  Без неё 
невозможно обойтись.

3.      Автор
показывает нам облик тех женщин-фронтовиков, у которых совсем не  женское лицо.

4.       Женщина
– хранительница очага, а также его защитница.  Если её очагу угрожает
опасность, то она готова взять в ласковые нежные руки  автомат и, не забывая о
своём милосердии, быть стойкой, жёсткой, отдать жизнь, если нужно.

5.       Женщины
во все времена обладали не только статусом «Мать», но и статусом «Солдат».

6.      Автор
призывает нас с предложения 35 до предложения 36 к тому, чтобы  ценили женское
милосердие – это «великое Милосердие».

Аргументация
собственной позиции.

1.      Я
согласен с автором, что женщина –самый важный человек в мире, без неё и день
будет мрачным.  И жизнь будет скучной. А когда она есть, каждый день праздник,
всем весело и смешно.

2.      Аргументом
из жизни хочу привести в пример свою бабушку.

3.       В
этой войне (1812 года) принимали участие все люди и все сословия, «от малых до
великих», и женщины тоже принимали в ней немаловажное участие.

4.      В
произведении «А зори здесь тихие» Солженицина  повествуется о
патриотизме и героизме женщин.

5.      В
романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого Николай Ростов был настолько
заинтересован войной, что  хотел Наполеона убить своими руками, но французы
подорвали его вместе с конём на войне.

6.      В
пример можно привести произведение М. Ю. Гоголя «Старуха Изергиль».

7.       Лихачев
в произведении «Письма о добром и прекрасном» писал, что подвиги бывают разные.
Кто- то спасает котят, а кто-то сотни людей. Враги во время войны спасали от
гибели  не только советских солдат, но и солдат противника. Разве это не
подвиг?

Заключение.

1.     
Лица прекрасного пола не должны воевать и
видеть столько смертей. Женщина не должна стоять между выбором жизни и смерти.

2.      Женщина
– мать, хранительница, берегиня. Есть ли какой-нибудь конечный пункт
определений женщины?      

На чтение 6 мин Просмотров 5к.
Обновлено

В данной работе представлено два варианта итогового сочинения по теме: «Возможен ли жизненный путь без ошибок?» (направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»). В качестве аргументов приведены произведения Н.С. Лескова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.В. Гете.

Вариант 1

Жизненный путь любого человека состоит из взлетов и падений, поэтому каждому свойственно совершать ошибки. Но здесь нет ничего страшного, потому что, прежде всего, ошибка – это опыт. Именно методом проб и ошибок люди учатся поступать правильно. Ошибаясь, они понимают, как делать не нужно, и, стремясь достигнуть большего, ищут новые пути.

К примеру, главный герой повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» совершил большое количество ошибок в жизни, прежде чем найти свое призвание. Каждый этап его жизненного пути становился новым шагом в нравственном развитии.

В ранней молодости Иван Флягин стал виновником гибели старого монаха. Из-за его ошибки умер человек, но главный герой сильно не тяготился произошедшим несчастьем. Однако со временем он понимает, что ему еще придется искупить этот грех, потому что погибший монах начинает ему являться во снах и предсказывать испытания в будущем. Следующей серьезной ошибкой стало его единоборство с татарами под Пензой, из-за которого Флягину пришлось больше десяти лет скрываться по степным поселениям. Однако ничто не могло лишить его желания жить, все препятствия только убеждали его в необходимости совершенствоваться. Именно эта тяга к душевной гармонии сделала главного героя «очарованным странником», ведущим постоянный поиск истины в жизни. И в результате он эту истину находит, оказавшись в монастыре.

Таким образом, путем ошибок и просветлений Иван Флягин достигает духовного развития, превратившись из легкомысленного парня в мудрого монаха. Он приходит к праведной жизни неосознанно, так как все поступки совершает бескорыстно, ради блага других людей. На примере судьбы этого человека автор поднял вопрос, как благодаря ошибкам, люди получают настоящий опыт. И в конце повести дает на него ответ – только научившись жертвовать собой и раскаиваться за совершенные грехи, можно найти правду в жизни.

Другим примером человека, совершившего множество ошибок на своем жизненном пути, является главный герой трагедии И.В. Гете «Фауст». Всю свою жизнь он посвятил науке, прочел тысячи книг, безуспешно пытаясь отыскать в них ответы на вопросы бытия. Ради знаний он отказался от любви, семьи, детей, друзей. И вот, спустя столько времени, он понимает, что зашел в тупик. Значит, все жертвы оказались напрасными. В отчаянии Фауст решает лишить себя жизни, но в последний момент перед ним предстает дьявол, который обещает ему открыть все тайны Вселенной. Фауст не смог отказаться от такого предложения.

Мефистофель пытается сбить главного героя с пути, окружая его различными соблазнами. С некоторыми Фауст легко справился, но, увидев прекрасную Маргариту, совершил важнейшую ошибку в своей жизни. Он поддался чувствам, не подумав о дальнейшей судьбе девушки. Маргарита казалась Фаусту идеалом, но жениться на ней он не собирался. Женитьба обозначала бы конец его исканий, семейные узы, словно оковы, навеки его сковали бы. Фауст отказывается от Маргариты, и все местные жители набрасываются на девушку, обвиняя ее в порочности. Не выдержав горя и презрения окружающих, бедная девушка сходит с ума. Она убивает родного ребенка, который напоминает ей о Фаусте, а затем попадает в тюрьму, где ее приговаривают к смертной казни.

При помощи такой жестокой и непростительной ошибки Фауст начинает понимать свою ответственность за судьбы людей, которые доверились ему. Он хотел бы изменить судьбу Маргариты, но уже было слишком поздно.

Таким образом, можно прийти к выводу, что у каждого человека свой жизненный путь, но пройти его без ошибок можно только в том случае, если ни к чему не стремится. На определенном этапе каждый ошибается, но одни находят в себе силы признать это, исправить и идти дальше, а другие, испугавшись, перестают пробовать изменить свою жизнь.

Вариант 2

Великий ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Человек, никогда не совершавший ошибок, никогда не пробовал ничего нового». Каждому человеку, который стремится достигнуть чего-то большего, приходится сталкиваться с трудностями. Все ошибаются, но кто-то находит в себе силы исправить свою ошибку, а кто-то не понимает, где оступился и продолжает идти неправильной дорогой.

Главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» относится к тому типу людей, которые исправляют свои ошибки. В начале произведения он предстает беспечным молодым юношей, который никогда не сталкивался с трудностями. Петруша рос избалованным мальчиком, никаких наук серьезно не изучал, гонял голубей и мечтал о военной карьере в Петербурге. Но вопреки его желаниям, отец отправил Петра в далекую Белогорскую крепость, для того чтобы он «понюхал пороху», а не вел разгульный образ жизни в столице.

Первую ошибку Гринев совершил по дороге на место службы. В одном из трактиров он познакомился с ротмистром Зуриным и поддался его уговором играть в бильярд на деньги. Главный герой знал, что в азартных играх нет ничего хорошо, тем не менее, решил попробовать. В итоге он проиграл сто рублей – очень большую сумму по тем временам. Савельич предлагал просто уехать и не отдавать деньги проходимцу, обхитрившему его хозяина, но честь и достоинство не позволили Петру Гриневу так поступить. Он отдал долг Зурину, но для себя решил больше никогда не играть на деньги. Так, при помощи совершенной однажды ошибки, главный герой повести «Капитанская дочка» получил важный урок на всю жизнь.

В качестве противоположного примера выступает младший сын главного героя повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий с детства отличался от старшего брата и отца своей чувствительностью и добротой. Он всегда восхищался женской красотой и искусством. Именно поэтому, повстречав польскую красавицу во время учебы в Академии, Андрий не смог отпустить ее прекрасный образ. А в дальнейшем, ради нее он предал свою Родину, семью и товарищей по оружию.

Андрий даже не думал о том, что поступает неправильно. Он осознанно отказался от всего, что имел, ради своей возлюбленной. Теперь она стала его Отчизной. Кроме того, сын Бульбы не просто перешел на сторону врага, он выступил против своих товарищей с оружием в руках. Его отец долго не хотел верить в предательство родного сына, но увидел своими глазами, как Андрий рубит казаков направо и налево во время боя. Такие ошибки на Сечи не прощаются. Тарас Бульба понимал, что смыть позор со своего рода он сможет только кровью, поэтому решил убить Андрия собственноручно.

Таким образом, можно прийти к выводу, что ошибки помогают человеку стать лучше, если он осознал их и сумел найти пути для исправления содеянного. В такой ситуации ошибка – это опыт, который в дальнейшем направит тебя на правильный путь. В ином случае, одна ошибка может стоить человеку жизни.

  • Речевые ошибки в сочинении примеры
  • Речи проникновенны и взволнованы как пишется
  • Речевые сказки для дошкольников
  • Речевой как пишется правильно
  • Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой план самообразования