Речевые клише итоговое сочинение

Клише для вступления конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. попытаюсь дать свое определение этим понятиям. конечно, каждый человек

Клише для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста ….
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
  • Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
  • Люди часто размышляют о том, что ….
  • О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
  • Как часто мы слышим о….
  • (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
  •  Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
  • Каждый из нас сталкивался с…
  • Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
  • Во все времена остро стоял вопрос …
  • Говоря о … , нельзя не заметить, …
  • Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
  • Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
  • (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
  • Зададимся вопросом: почему….?
  • В чем же причина …?
  • Невольно задаешься вопросом: зачем …?
  •  Как мы должны относиться к …?
  • Как нужно относиться к …?
  • Задумаемся: должны ли мы…?
  • Почему же нужно …?
  • Почему же необходимо …?
  • Что же самое главное …?

Примеры вступлений с клише

  • Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
  • Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
  • Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
  • Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
  • «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
  • Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посвящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
  • (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
  • (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
  • Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
  • Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
  • Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
  • (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
  • С давних времён люди задумывались над вопросом …
  • С давних времен человек размышлял о…
  • Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
  • В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
  • Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Действительно, проблема… очень серьёзная и затрагивает каждого из нас.
  • Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
  • Затронутая автором проблема имеет многовековую историю.
  • Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказывает историю о…
  • Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…

Клише для перехода к основной части сочинения

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Вспомним…
  • Это подтверждается …
  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  • Более того, …
  • Во-первых, во-вторых, в-третьих …
  • В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы.
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения
  • Замечательным примером, иллюстрирующим…
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
  • Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…

Речевые клише для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении).

Клише для аргументов

Клише для обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает, что…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
  • Он акцентирует внимание читателя на …
  • Он осуждает…
  • Этот поступок героя говорит о…
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…
  • Автор повествует о…

Клише для перехода к второму аргументу

  • В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример.
  • В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
  • Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…

Слова-связки

  • Однажды…
  • Сначала…
  • Потом…
  • Далее…
  • Затем…
  • После этого…
  • В итоге…

Клише для выводов и заключения

Клише для промежуточных выводов

  • Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о …
  • Мы можем прийти к выводу …
  • Автор открыто заявляет о своей позиции по отношению к…
  • Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к …
  • Автор пытается понять, почему…
  • Автор стремился показать…
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…
  • Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
  • Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаешь…

Клише для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • В заключение хотелось бы отметить…
  • В заключение хочется сказать, что…
  • В заключение хотелось бы отметить, что…
  • В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Подводя итог, хочется сказать…
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  •  (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
  • Думаю, надо …
  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

В статье рассказывается о том, как вести работу по подготовке к написанию итогового сочинения. Представлены формы и методы работы по развитию основных компетенций преподавания русского языка и литературы, композиция итогового сочинения, критерии оценивания, речевые клише.

Автор: Субботина Людмила Викторовна

В декабре 2021 года выпускникам 11 класса  предстоит серьезное испытание: они должны будут написать итоговое сочинение, являющееся допуском к государственной итоговой аттестации.  Это тоже своего рода экзамен, на котором учащиеся должны получить «зачет».

Каким же образом это сделать? Конечно, многое зависит от самого ученика, от того, как он отнесется к этой работе, от его уровня начитанности и владения письменной речью. Но я думаю, что не нужно умалять и роли учителя в процессе подготовки.

Как руководителю районного МО мне часто в основном молодые педагоги задают вопрос, как подготовить выпускников, чтобы они получили «зачет» и  когда нужно начать работу по подготовке.  Я всегда отвечаю, что подготовку нужно вести не с  десятого  или  одиннадцатого классов, а с пятого. Для этого учителю следует еще раз вспомнить основные компетенции преподавания  русского языка и литературы.  Языковая компетенция,  предполагающая способность учащихся употреблять слова, их формы в соответствии  с нормами литературного языка.  Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками анализа и самоанализа. И одна, на мой взгляд, из главных компетенций   – коммуникативная, нацеленная на развитие умений говорить, слушать и понимать. Основное в рамках данной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты.  Именно от этого нужно оттолкнуться в своей работе по подготовке  учащихся к написанию сочинения.

Что же мы имеем, когда ребенок приходит в пятый класс? Он не владеет литературной речью, словарный запас очень беден, слабо развита память и воображение, не умеет  говорить и слушать, не говоря уже о понимании и создании текстов. Как видите, объем работы для учителя-словесника очень большой.

С чего же начать? Я думаю, что сначала  нужно  заставить учеников читать. Как это сделать? Есть много форм и методов по привитию любви к чтению. К сожалению, некоторые  в мир развития современных технологий  уже канули в лету. Я, получив пятый класс, сразу заставляю завести «Дневник читателя», где ученики фиксируют авторов и  названия прочитанных книг, кратко передают содержание и высказывают свое мнение о прочитанном произведении. Эти дневники проверяются один раз в четверть на уроках внеклассного чтения, когда ученик знакомит  своих товарищей с прочитанными книгами, делится  своим впечатлением. Такая работа оценивается учителем.

 Есть еще один способ: «Дочитай сам», или метод Кассиля. Читаю или пересказываю произведение с интересным, увлекательным сюжетом, затем на самом захватывающем эпизоде делаю паузу и прошу учеников дочитать самим дома.  Этот методический прием дает  положительный результат не только в младших классах, но и в  старших. Например, в 9 классе на уроке внеклассного чтения я начала пересказ книги В. Закруткина «Матерь человеческая» и остановилась на эпизоде,  когда Мария обнаружила в погребе раненого мальчика-немца. К сожалению, в местной библиотеке такой книги не оказалось, текст был только у меня. Но ученики, я не знаю  почему,  не стали искать текст в Интернете, создали очередь и читали дома с родителями, то есть это стало своего рода семейным чтением. 

Еще один способ, заставляющий учеников читать.

В 5–6 классах  можно предложить проекты на темы: «Что читали наши бабушки (дедушки, папы, мамы)?» с обязательным условиям выразительного чтения или пересказа  понравившегося эпизода. Конечно, интерес к чтению у ребенка формируется не в школе, а в семье с самого рождения, но современные родители или  в силу своей занятости, или по другой причине  оставляют это учителям.

Немаловажную роль в формировании компетенций играет работа с текстом. Самое главное, чтобы учащиеся поняли текст. Для этого нужно подготовить вопросы, позволяющие выявить первичное восприятие текста (это вопросы по содержанию). Затем необходимо определить тему текста (ключевой вопрос: о чем? (о ком) говорится в тексте), основную мысль (для чего написан текст?). Это своего рода часть работы по комплексному анализу текста, который  проводится  с 5 по 11 классы.

Можно давать реконструкцию текста: «письмо с дырками». Это сознательный пропуск учителем изучаемых орфограмм. Такой метод позволяет учащимся видеть ошибкоопасные места, то есть орфограммы. Также этот прием  можно использовать для того, чтобы ученик обратился к художественному произведению.  Берется отрывок из произведения, лучше прозаического, и в нем пропускаются слова.  Выполняя задание по реконструкции текста, ребенок  будет вынужден обратиться к данному произведению. В 5–6 классах для развития навыка работы  с текстом советую использовать метод сложения целого из частей текста. Эффективен данный прием при изучении тем: «Текст», «Тема текста», «Темы широкие и узкие» и т. д.

Все это, несомненно, способствует развитию  основных компетенций преподавания русского языка и литературы,  а в будущем поможет написать итоговое сочинение.

А теперь обратимся непосредственно к экзаменационной работе 2021 года. Выпускникам  предлагается пять направлений, опубликованных на сайте ФИПИ:   

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и Наказание– вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Также на этом сервере  вы  можете увидеть  рекомендации по каждому из направлений и  список примерных тем и литературных аргументов.

Работу по подготовке к написанию сочинения  начнем с выбора темы.  Следует отметить, что это очень ответственный этап. Многое зависит от того, какую тему выберет выпускник, ему нужно  быть уверенным, подойдут  ли его  аргументы  и раскроют ли смысл высказывания.  Поэтому  стоит порекомендовать более простую и понятную для него тему.

Следующий этап работы – знакомство с композицией.

Классическая структура сочинения предполагает три основные  части: вступление, основная часть и заключение. Основная часть включает  тезис, подкрепленный аргументами. И сразу же возникает вопрос: сколько должно быть аргументов?   Можно привести всего  один аргумент для объяснения тезиса. Но здесь чаще всего и кроется «подводный камень»: ведь объем сочинения – не менее 350 слов. Учитывая то, что все-таки не все  наши выпускники начитаны, следует посоветовать взять два и  более  аргументов  (оптимальное количество – два, так как большой объем затрудняет работу экспертов при проверке сочинения).  Нужно подчеркнуть, что вступление и заключение соразмерны.   

Итак, тематическое направление выбрано, с композицией учащиеся познакомились. Теперь следует обратиться к критериям оценивания. Это очень важно, потому что пишущий должен представлять, что от него хотят получить.

Всего  пять критериев:

  1. Соответствие теме. Необходимо сказать выпускникам, что самое важное – не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
  2. Привлечение литературного материала. Чтобы получить зачет, нужно привести минимум один литературный аргумент – из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное – написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
  3. Композиция и логика рассуждения. Чтобы получить балл по этому критерию, предлагается использовать классическую структуру сочинения. Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
  4. Качество письменной речи. Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна – «зачёт».
  5. Грамотность. «Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Напомните: на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём. Это  поможет свести орфографические ошибки к минимуму.

Далее нужно сказать, что  первые два критерия – обязательные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить  зачет по первым двум  критериям  и хотя бы по одному  из остальных. Итак, с критериями познакомили.

 А теперь обратимся к вступлению, задача  которого – ввести  в  тему, дать  предварительные, общие  сведения  о  той  проблеме, которая стоит за  предложенной  темой. Как видно из опыта моей работы, эта часть сочинения вызывает у школьников затруднение. Что же можно посоветовать в качестве вступления?

Краткую характеристику определенной эпохи;  анализ социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей времени; вступление может содержать размышление над главным понятием темы сочинения (война, совесть, дорога…); биографические факты из жизни автора, имеющие отношение к произведению или к поднятой проблеме; цитатное вступление  (в основе лежит цитата, имеющая прямое отношение к теме сочинения и являющаяся  «точкой отсчета» для дальнейшего развертывания мысли); личностное, предполагающее заявление собственной позиции, связанной с темой.

Для вступления предлагаю речевые клише:

—  Всем известно,  что …

— Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…

—  Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

 — Люди часто размышляют о том, что …. 

— (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … 

— Кто-то считает, что …

Очень важно, чтобы вступление  соответствовало теме, а не направлению. Поэтому не рекомендуется делать заготовки вступлений к  направлениям и заучивать их.

Далее нужно правильно сформулировать тезис.  Прежде   учащиеся должны усвоить, что тезис напрямую связан с темой. Это ответ на поставленный вопрос темы. Есть несколько способов формулировки тезиса:

— прямое выражение главной  мысли (например, Личностные качества человека во многом определяет выбор жизненного пути…);

— в виде вопроса-ответа  (например, Влияют ли личностные  качества человека на выбор жизненного пути? Несомненно, именно личностные качества человека во многом определяют его жизненный путь);

— оригинальный способ выражения мысли: можно рассказать о случае из своей жизни, если этот прием не был использован во вступлении.

Теперь необходимо связать тезис и основную мысль (аргумент). Для этого использую такие  речевые   клише:

—  В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература, например…

—  Вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

—  Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению (название,  автор), в котором…

—   Тема (поиска смысла жизни  затрагивается в романе… (автор, название);

— Вспомним героя повести… (автор, название);

— Обратимся к роману… (автор, название);

— Подтверждением этого является роман (повесть, рассказ;  автор, название). 

Затем переходим к написанию основной части, которая должна быть посвящена раскрытию конкретной  темы. Необходимо обратить внимание на четкое деление на абзацы основной части. Каждый  абзац – это  относительно  законченное  целое. Абзац  должен  быть  посвящён  изложению  одной  идее  и   не  может   начинаться  с  одной  идеи  и  заканчиваться  другой. Предложения  должны  быть  логически  связаны  так, чтобы  каждое  последующее  было  ответом  на  вопрос, возникающий  у  читателя  после  прочтения  предыдущего  предложения. Основная  часть – это  сочинение-рассуждение, поэтому выделяются тезис, доказательства, микровывод.

Перейдем к последней части – заключению. Существует несколько видов заключений:

— обобщение сказанного (обращаются к основной мысли сочинения, излагая ее более широко, развернуто);

— риторический вопрос (то есть в конце сочинения пишущий обращается к основной проблеме, заключенной в теме сочинения, подчеркнув ее актуальность);

— призыв или обращение, акцентирующие внимание на главной мысли сочинения;

— цитата (здесь нужно помнить, что не всякая цитата может быть уместна в сочинении, а лишь полно отражающая основную мысль). Вот  примеры речевых клише к заключению:

—  Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

— Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

— Таким образом, следует отметить, что…

— (Цитата) «…» — писал … В этих словах выражена мысль о …

Таким образом, только систематическая,  последовательная, кропотливая работа учителя и ученика может привести к положительному результату.

Литература и интернет-ресурсы

  1. Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках»//Обучение русскому языку в школе. – М. Дрофа, 2004.- 229 с.
  2. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом//Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»), 1996, №3.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты/Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, центр «Эйдос», 23.04.2002 г.
  4. https://fipi.ru

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Читайте также:

  • Речевка как пишется и почему
  • Речевое клише для итогового сочинения по русскому языку 11 класс
  • Речевая ошибка в сочинении это
  • Рецепты семейного счастья сочинение
  • Речевая характеристика илюши из рассказа бежин луг кратко