Речевые клише для сочинения рассуждения в 9 классе

Схема сочинения-рассуждения с-3 огэ, 9 класс. 1 абзац определение. рассуждение об определении. 2 абзац доказательства из текста .

Схема сочинения-рассуждения С-3 (ОГЭ, 9 класс).

1 абзац – определение. Рассуждение об определении.

2 абзац – доказательства из текста . Микровывод.

3 абзац – пример из жизни или литературного произведения. Микровывод.

4 абзац – итог рассуждения, связанный с определением первого абзаца.

Вариант написания.

Что такое настоящая дружба?

1абзац. Дружба – это….. дайте определение

2 абзац. Обратимся за примерами к тексту (кого)…. (анализ дружеского поведения с указанием номеров предложения). Микровывод: Именно такие отношения можно назвать дружбой.

2 абзац. Подтверждение своей мысли нахожу в тексте (кого?). Несмотря на многочисленные преграды, дружба мальчиков крепнет, потому что основана на доверии, взаимном интересе и заботе (предл. 7-8). Микровывод: Дружба участников событий согревает их сердца, придает смысл ежедневному существованию.

3 абзац. Я счастлив тем, что моя жизнь тоже богата примерами дружбы….(назвать примеры.) . Микровывод: Наша дружба проявилась во взаимопонимании и поддержке.

3 абзац. Говоря о дружбе, хочу привести пример из рассказа ….(за курс старших классов)… Микровывод : Основным свойством дружбы здесь были верность и приветливость.

3 абзац. Иллюстрируя тему дружбы, хочу привести пример из повести В. Крапивина «Оружейник Кашка»… Микровывод : Здесь дружба проявляется в защите младших товарищей.

3 абзац. Рассуждая о необходимости дружбы, не могу не привести отрицательный пример. В романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы видим приятельские отношения между офицерами Печориным и Грушницким, построенные на соперничестве, зависти и самолюбии. Такая «дружба» привела к дуэли и смерти одного из них. Микровывод: Дружба не должна строиться на унижении товарища.

4.Общий вывод.

Следовательно, приведенные мной примеры свидетельствуют о настоящей дружбе, обогащающей человека и делающей его счастливым.

Или … Следовательно, эти отношения являются примерами настоящей и крепкой дружбы.

Или … Размышляя над текстом К. Г. Паустовского, я пришел к выводу о том, что его персонажи являют нам пример настоящей дружбы.

Или…Подводя итог сочинению, прихожу к выводу о том, что свою ответственность должен осознавать каждый. Если мы со вниманием будем делать свои дела, большие или маленькие, то наша жизнь станет лучше.

Схема сочинения-рассуждения.

1 абзац – определение. Рассуждение об определении.

2 абзац – доказательства из текста . Микровывод.

3 абзац – пример из жизни или литературного произведения. Микровывод.

4 абзац – итог рассуждения, связанный с определением первого абзаца.

Вариант написания.

Что такое настоящая дружба?

1 абзац. Дружба – это….. дайте определение

2 абзац. Обратимся за примерами к тексту (кого)…. (анализ дружеского поведения с указанием номеров предложения). Микровывод: Именно такие отношения можно назвать дружбой.

2 абзац. Подтверждение своей мысли нахожу в тексте (кого?). Несмотря на многочисленные преграды, дружба мальчиков крепнет, потому что основана на доверии, взаимном интересе и заботе (предл. 7-8). Микровывод: Дружба участников событий согревает их сердца, придает смысл ежедневному существованию.

3 абзац. Я счастлив тем, что моя жизнь тоже богата примерами дружбы….(назвать примеры.) . Микровывод: Наша дружба проявилась во взаимопонимании и поддержке.

3 абзац. Говоря о дружбе, хочу привести пример из рассказа ….(за курс старших классов)… Микровывод : Основным свойством дружбы здесь были верность и приветливость.

3 абзац. Иллюстрируя тему дружбы, хочу привести пример из повести В. Крапивина «Оружейник Кашка»… Микровывод : Здесь дружба проявляется в защите младших товарищей.

3 абзац. Рассуждая о необходимости дружбы, не могу не привести отрицательный пример. В романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы видим приятельские отношения между офицерами Печориным и Грушницким, построенные на соперничестве, зависти и самолюбии. Такая «дружба» привела к дуэли и смерти одного из них. Микровывод: Дружба не должна строиться на унижении товарища.

4абзац . Общий вывод.

Следовательно, приведенные мной примеры свидетельствуют о настоящей дружбе, обогащающей человека и делающей его счастливым.

Или … Следовательно, эти отношения являются примерами настоящей и крепкой дружбы.

Или … Размышляя над текстом К. Г. Паустовского, я пришел к выводу о том, что его персонажи являют нам пример настоящей дружбы.

Или…Подводя итог сочинению, прихожу к выводу о том, что свою ответственность должен осознавать каждый. Если мы со вниманием будем делать свои дела, большие или маленькие, то наша жизнь станет лучше.

Вариант готового сочинения

Что такое ответственность?

Ответственность – это такое отношение к жизни, при котором человек готов качественно выполнять возложенные на него обязанности. При этом часто возникают трудности, которые необходимо преодолевать ради достижения цели. При этом надо учиться трудолюбию и терпению. Давайте задумаемся, что произойдет, если мы перестанем качественно выполнять наши поручения? Недосмотрел за сестренкой – она попала в беду, не выучил уроки – получил двойку, не прибрался в доме – взвалил дополнительный груз забот на уставших родителей. Нельзя избегать ответственности, это приводит к печальным последствиям. Именно об этом идет речь в тексте О. Корниенко.

Семья Емелиных не была готова к появлению в доме кролика. Его присутствие вызывало неудовольствие, потому что был нарушен привычный уклад жизни: Зяка царапал мебель, обои. Поэтому семья избавилась от него, отдав кролика в зоопарк (предл.19). Проявив безответственность, глава семьи вскоре раскаялся в своем поступке и привез кролика домой, где уже были созданы условия для его жизни (предл. 41). На примере данного поступка можно сделать вывод, что семья сделала выбор в пользу ответственного поведения.

Рассуждая по теме сочинения, хочу привести пример из рассказа Л. Н. Андреева «Кусака», главная героиня которого проявила малодушную безответственность, сначала приручив собаку, а потом бросив , надеясь на приобретение породистого щенка. Девочка не подумала, на какое ужасное страдание она обрекла доверившееся ей животное.

Подводя итог, прихожу к выводу о том, что свою ответственность должен осознавать каждый. Если мы со вниманием будем делать свои дела, большие или маленькие, то наша жизнь станет лучше.

Или В заключение хотелось бы привести слова А. де Сент-Экзюпери «: Мы в ответе за тех, кого приручили». Я полагаю, что так должен поступать каждый человек.

Что такое ответственность?

Ответственность – это такое отношение к жизни, при котором человек готов качественно выполнять возложенные на него обязанности. При этом часто возникают трудности, которые необходимо преодолевать ради достижения цели. При этом надо учиться трудолюбию и терпению. Давайте задумаемся, что произойдет, если мы перестанем качественно выполнять наши поручения? Недосмотрел за сестренкой – она попала в беду, не выучил уроки – получил двойку, не прибрался в доме – взвалил дополнительный груз забот на уставших родителей. Нельзя избегать ответственности, это приводит к печальным последствиям. Именно об этом идет речь в тексте О. Корниенко.

Семья Емелиных не была готова к появлению в доме кролика. Его присутствие вызывало неудовольствие, потому что был нарушен привычный уклад жизни: Зяка царапал мебель, обои. Поэтому семья избавилась от него, отдав кролика в зоопарк (предл.19). Проявив безответственность, глава семьи вскоре раскаялся в своем поступке и привез кролика домой, где уже были созданы условия для его жизни (предл. 41). На примере данного поступка можно сделать вывод, что семья сделала выбор в пользу ответственного поведения.

Рассуждая по теме сочинения, хочу привести пример из рассказа Л. Н. Андреева «Кусака», главная героиня которого проявила малодушную безответственность, сначала приручив собаку, а потом бросив , надеясь на приобретение породистого щенка. Девочка не подумала, на какое ужасное страдание она обрекла доверившееся ей животное.

Подводя итог, прихожу к выводу о том, что свою ответственность должен осознавать каждый. Если мы со вниманием будем делать свои дела, большие или маленькие, то наша жизнь станет лучше.

Или В заключение хотелось бы привести слова А. де Сент-Экзюпери «: Мы в ответе за тех, кого приручили». Я полагаю, что так должен поступать каждый человек.

Или (фраза для другого сочинения). Размышляя над текстом К. Г. Паустовского, я пришел к выводу о том, что его персонажи являют нам пример настоящей дружбы.

Клише для написания сочинения 15.1, 15.2, 15.3 ОГЭ по русскому языку. Клише для ОГЭ. типовые конструкции и фразы) для написания сочинения ОГЭ.

Сочинение 15.1.

1 абзац (Вступление). 

Автор (фамилия) утверждает: (цитата)// Автор пишет о…

В высказывании … говорится о…

Действительно, …

Как отмечает (фамилия), …

Бесспорно, мнение автора о том, что… верно. (поясняем смысл высказывания)

Я полностью согласен с … (поясняем смысл высказывания)

Не могу не согласиться с …

Я поддерживаю мнение…

Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).

2 абзац (первый пример). 

Эти мысли можно подтвердить примерами из текста.

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Во-первых, в предложении… (пример, подтверждающий тезис)

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

3 абзац (второй пример). 

Во-вторых, в предложении…

Также рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

4 абзац (Вывод). 

Таким образом, итак, в заключение, как видим… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Итак, можно увидеть, что…(сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Нам удалось доказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Сочинение 15.2.

1 абзац (Вступление). 

В высказывании … говорится о…

На мой взгляд, … (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)

Анализируя предложенный (прочитанный) текст, я хочу сказать, что…

Смысл данной фразы (//фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)…

Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

2 абзац (первый пример). 

Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…

Обратимся к тексту…

Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…

Как справедливо замечено автором данного текста: «….»…

3 абзац (второй пример). 

Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…

Кроме того, в предложениях … говорится о… Это означает, что…

4 абзац (Вывод). 

Таким образом, итак, в заключение, как видим… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Итак, можно увидеть, что…(сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Нам удалось доказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Сочинение 15.3.

1 абзац (Вступление). 

Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.

Что такое …? (слово из задания + даём своё объяснение)

2 абзац (первый пример). 

Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).

Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…

Обратимся к тексту….

Сущность данного понятия, по мнению автора текста, сводится к…

Автору (писателю, ученому, лингвисту…) данного текста было важно показать, что…

Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…

3 абзац (второй пример). 

Кроме того, в предложениях … говорится о… Это означает, что…

Кроме того, хотелось бы привести пример из жизни…

Разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного понятия….

Высказывая свое отношение к данному понятию, хочу отметить…

Приводя пример из жизни, хочу обратиться к…

Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную ранее…

4 абзац (Вывод). 

В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию/ высказываем свою точку зрения).

Итак, можно увидеть, что…

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Можно сделать вывод о том, что…

Из вышесказанного следует…

Сочинение-рассуждение – отличная форма проверки знаний, ведь именно в таком виде сочинения вы можете не только блеснуть грамотностью, но и раскрыть всю глубину своего понимания чего-либо, будь то литературное произведение или какой-либо жизненный феномен.

С этой статьей часто читают:

Однако, у учащихся часто возникает вопрос: как писать сочинение-рассуждение? Первое, что вы должны знать: чего от вас ждет учитель.

Когда вам задают сочинение-рассуждение по литературному произведению, то, в первую очередь, хотят проверить следующие умения:

  • умение воспринимать информацию, данную в тексте,
  • умение анализировать точку зрения автора,
  • умение анализировать форму текста и форму подачи информации,
  • умение выразить свою точку зрения на предложенную проблему, независимо от того, совпадает ли она с авторской,
  • умение использовать богатство лексики русского языка для выражения своих мыслей,
  • умение грамотно оформить свою точку зрения на письме в соответствии с синтаксическими и орфографическими нормами.

Таким образом, для того, чтобы написать сочинение-рассуждение, вы, как минимум должны владеть нужной информацией (прочитать литературное произведение, либо несколько статей по предложенной теме), а также составить свое собственное мнение об этой информации. Здесь начинается основной этап – оформить свое мнение на бумаге в виде сочинения-рассуждения. Иными словами, вам предстоит грамотно аргументировать собственную точку зрения на предложенную тему.

Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можно обосновать. Вы думаете, что только вы не согласны с автором и большинством? Вы думаете, что быть оригинальным – половина успеха? Возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.

Структура сочинения-рассуждения.

Сочинение рассуждение имеет свою четкую структуру, поэтому, если Вы хотите добиться успеха, необходимо ее придерживаться. Мы привыкли, что сочинение-рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Тезис (точка зрения);
  2. Аргументы (доказательства точки зрения);
  3. Собственный вывод.

Так-то оно так, но этого совершенно недостаточно, чтобы, скажем, успешно написать сочинение-рассуждение на OГЭ или ЕГЭ или получить отличную оценку в старших классах. Подобная схема работает в начальной школе, или, быть может, класса до седьмого, а дальше – больше…

Перед написанием обязательно ответьте для себя на такие вопросы:

  • Какова тема предложенного текста (о чем текст)?
  • Какова проблема данного текста (какой основной вопрос поднимает текст)?
  • Какова позиция автора по этому вопросу?
  • Как он доказывает свою позиции?
  • В чем замысел и как он реализован?
  • Какова моя точка зрения на проблему?
  • Как я могу доказать свою точку зрения?

 Теперь вы готовы строить сочинение-рассуждение. Оно имеет следующую композицию.

ВСТУПЛЕНИЕ (обозначение темы / ее актуальность)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (анализ исходного текста либо информации по теме)

А) описание проблемы

Б)  ваш комментарий по данной проблеме

В) описание позиции автора

Г) авторская аргументация, но вашими словами

Д) описание вашей позиции

Е) аргументы поддерживающие вашу позицию с опорой на жизненный или читательский опыт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы по проблеме, опираясь на позицию автора и собственные аргументы)

Обычно ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по объему (вместе) равны трети основной части, если сочинение занимает 4 страницы, то ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ будут по половине страницы.

Каждая из частей должна начинаться с красной строки. Аргументация должна быть четкой и логичной. Каждый аргумент также нужно начинать с красной строки.

Таким образом, при написании сочинения-рассуждения важно не только то, о чем вы пишите, но и то, как вы пишете.

Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?

Существует ряд выражений, которые помогут вам сделать сочинение связным и логичным, а также подчеркнут, что данное сочинение относится именно к типу сочинение-рассуждение.

Речевые клише для вступления:

  • Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я не раз задумывался о том, …
  • Главной проблемой современного общества является не экономическая, не экологическая и даже не политическая, а нравственная проблема …

Начать сочинение-рассуждение также можно с цитаты, если вы уверены, что сможете передать ее дословно, или с краткого сообщения об авторе, опять же, если вы уверены в точности фактического материала.

Речевые клише для начала основной части (указание темы / постановка проблемы):

  • В статье (тексте, рассказе) автор касается вопроса
  • В данной статье рассматривается …
  • Автор поднимает вопрос…
  • Автор выдвигает на всеобщее обозрение тему / проблему …
  • Данная статья посвящена рассмотрению / решению вопроса…
  • Автора волнует проблема…
  • Автор заставляет нас задуматься о проблеме …

Речевые клише для аргументации авторской позиции:

  • Автор раскрывает проблему на материале ….
  • Автор заостряет внимание …
  • В подтверждение своей точки зрения автор …
  • Свое видение проблемы автор выражает при помощи …
  • Автор подводит читателя к выводу ….
  • Автор настаивает на…

Речевые клише для выражения собственной позиции…

  • Я полностью разделяю позицию автора…
  • Я не разделяю позицию автора….
  • Мне близка авторская точка зрения…
  • Мне понятна / не понятна авторская точка зрения…
  • Трудно согласиться / не согласиться с автором ….

Речевые клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий / еще один пример…
  • Приведем, например, такой факт…
  • Насколько я знаю,…
  • По данным специалистов….
  • Как говорится в пословице…

Речевые клише для подведения итогов.

  • Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя из приведенных аргументов…
  • Таким образом …
  • Следовательно …

Полезные советы.

Не стесняйтесь своих мыслей. Отстаивайте собственную точку зрения.

Будьте корректны и приводите только обоснованные доводы.

Мыслите творчески, ведь сочинение-рассуждение – это, в первую очередь, творческая работа.

Обязательно проверьте сочинение, проконтролируйте, насколько логически выверено вы построили свое творческое высказывание.

Удачи в написании сочинения-рассуждения.

Сочинение ОГЭ 9.3 предполагает определение понятия, которое иллюстрируют аргумент из текста и пример из жизни или литературы. Такое сочинение состоит из вступления-определения, двух аргументов и заключения. Многомудрый Литрекон уже подготовил примеры сочинения, определения всех понятий, аргументы. А сейчас рассмотрим клише к каждому пункту сочинения.

Переход к аргументам

Переход от тезиса к доказательству является важным компонентом работы. Он служит своеобразной логической цепочкой для связи разных мыслей. Поэтому про него не нужно забывать.

  • Докажу свою точку зрения примерами из прочитанного текста и из жизненного опыт.
  • Есть много тому подтверждений. Например, об этом говорит…
  • Ярким примером проявления милосердия является…
  • Хочу привести доказательства в подтверждение моих мыслей.
  • Чтобы лучше понять смысл слова милосердие, обратимся к отрывку.

Вывод

Самый простой принцип создания вывода сочинения – немного переписать своими словами вступление. Здесь также есть несколько фраз:

  • «Таким образом, (название понятия и его определение иначе, чем во вступлении)»
  • «В заключении/В итоге, (название понятия и его определение иначе, чем во вступлении)»
  • «Подводя итог, можно сказать, что (название понятия и его определение иначе, чем во вступлении)»
  • «По моему мнению, (доброта найдет кота, остальное — суета)»
  • «Итак, можно сделать вывод, что (безразличие — порок, за него накажет рок)»

Небольшой набор клише и шаблонов доказывает, что написать сочинение – совсем несложно, здесь помогут практика и внимательное прочтение текста. В данном случае необязательно даже знать много примеров из литературы, ведь можно проанализировать текст и сочинить жизненную историю. Но мы все же советуем читать побольше, особенно тем, кто остается учиться до 11 класса.

Автор: Мария Копусова

Второй пример

Второй аргумент может демонстрировать как аналогичную первому точку зрения, так и противоположную. Второй случай покажет понятие с разных сторон. Однако это нужно использовать обдуманно, чтобы не отклониться от заявленной темы.

  • Я читал в книгах (видел по телевизору, знаю из рассказов) о таких людях.
  • В жизни я не раз сталкивался с такими людьми.
  • Однажды и мне представился случай проявить это замечательное качество.
  • Я очень хочу быть похожим на героя этого текста.
  • Я знаю человека, которому не свойственно это состояние (…) Мне его искренне жаль, ведь он не умеет радоваться успехам других.

Клише для написания сочинения ОГЭ 2021

Клише для написания сочинения ОГЭ — 2021 (9.2 и 9.3)

Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис. 2. Аргумент 1 + пример + комментарий. 3. Аргумент 2 + пример + комментарий. 4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность — это…(или) По моему мнению, человечность — это… (или) Мне кажется, что человечность — это… (или) Я думаю, что человечность — это… (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что…

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему…

В предложении № … автор говорит о том, что… (или)

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или) В жизни мы часто наблюдаем… (или) Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или) Таким образом, можно заключить, что… (или) В заключение я хочу сказать, что…

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 9.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 9.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

Структура сочинения (задание 9.2)

  1. Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
  2. Первый пример и его роль в тексте
  3. Второй пример и его роль в тексте
  4. Вывод

Вступление

Действительно…

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Основная часть

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Заключение

Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что…

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Как писать сочинение 9.3 ОГЭ, алгоритм написания, структура сочинения. Как писать комментарий и приводить примеры из текста, жизни.

Алгоритм написания сочинения

  • Дать определение слова или словосочетания!!! Внимание!!! Поскольку необходимо будет потом доказывать справедливость этого определения примером их текста, подумайте, какое значение автор текста вкладывает в это понятие.
  • Написать комментарий
  • Привести аргументы (1 аргумент из текста, 1 аргумент из жизни или литературы)
  • Построить сочинение логично, внедрить связки, проверить введение и заключение а также наличие всех структурных элементов сочинения.
  • Проверить сочинение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.

Структура сочинения:

  • Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ (посвящен определению слова)
  • Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ (можно не выделять в отдельный абзац)
  • Третий и четвертый абзацы: АРГУМЕНТЫ
  • Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итого:

должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.
Клише для ОГЭ 9.3
Для вступления:

  • Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.
  • По моему мнению, … – это….
  • Я думаю, что … – это….
  • … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?
  • Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.
  • Я согласен с ФИО в том, что … — это
  • Попробуем разобраться в смысле этого слова
  • Попробуем определить данное слово
  • Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что
  • Текст ФИО заставил меня задуматься над…
  • Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..

Для основной части:

  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так,в предложении ….
  • Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.
  • В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что….
  • Примеры … можно встретить и в жизни.
  • В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)
  • В текст ФИО сказано: «…цитата…».
  • Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.
  • Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.
  • Обратимся к тексту, в котором говорится о ….
  • В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.
  • Автор говорит…подчеркивает… размышляет… высказывает свое мнение… делает акцент….
  • Свое мнение я могу подтвердить примером из..
  • Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что
  • В жизни мы часто сталкиваемся с … (наблюдаем …)
  • Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как….
  • Как-то раз ….

Для заключения:

  • Таким образом, …
  • Итак, …
  • В заключение…
  • Как мы видим…
  • Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.
  • В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что….
  • Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
  • Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова …
  • Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.
  • Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать…

ТИПЫ ФОРМУЛИРОВОК ТЕМ СОЧИНЕНИЯ

  • Что такое …? (дружба, человечность, сострадание, любовь и т.д)
  • … – это… (Искусство – это…)
  • Какого человека можно назвать верным? Какова роль книг в жизни человека?
  • Иногда необходимо дать определение словосочетанию: Драгоценная книга – это Нравственны выбор – это Сила духа – это

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: тема изложения и сочинения совпадают, поэтому прежде чем приступать к написанию сочинения, вспомните текст изложения. Он поможет вам выстроить ход размышлений и сформулировать свое определение.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.

1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим. 2) Синонимический способ: Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий. 3) Отрицательное определение: Равнодушный человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению к окружающим, заботится только о себе. 4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота. !!!Помощь в формулировке: Каждое из искомых определения можно отнести к группе:

  • термин
  • понятие
  • нравственная характеристика
  • свойство личности
  • качество человека и т.д.

КОММЕНТАРИЙ Что это такое?

  • Раскрытие актуальности рассматриваемого термина
  • Анализ многозначности понятия
  • Соотнесение с другими понятиями

Вопросы, помогающие оформить комментарий:
1) Что мне еще известно об этом слое, явлении, свойстве, черте характера? 2) Чем существенным я могу дополнить это определение? 3) Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить? 4) Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?

Типичные ошибки при комментировании:

  • Отсутствие связки между определением и комментарием
  • Подмена комментария примерами из текста
  • Подмена комментария примерами из жизни

ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ:
Говоря о силе, мы чаще всего имеем в виду физическую выносливость. Однако это понятие гораздо глубже. Сила – это многозначное слово, оно образует такие словосочетания как «сила духа», «сила воли», «сила характера», «сила любви и т.д. Так что же такое сила? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту Д.С. Лихачева.

Аргумент из жизненного опыта:

  • Исторические факты
  • Общественно-значимые события, явления, обсуждаемые в обществе
  • Высказывания знаменитых философов, литераторов, художников и т.д.
  • Высказывания специалистов в какой-либо области (психологов, социологов, политологов и т.д.)
  • Примеры из читательского опыта
  • Результаты личных наблюдений
  • Биография известного человека (нужно обязательно знать имя этого человека)
  • Культурные и национальные традиции

Основная часть сочинения 9.2

А теперь переходим ко второму абзацу. Его нужно начать с первого аргумента, подтверждающего вашу точку зрения, и первого примера из текста, иллюстрирующего этот аргумент.

А затем, в третьем абзаце, перейти ко второму аргументу и ко второму же примеру. Не забудьте сопроводить его комментарием. Структура этого абзаца, заканчивающего основную часть, идентична предыдущему.

Аргументация вводится в текст при помощи вводных слов, а также таких конструкций, как «Правильность этого утверждения доказывает предложение №…», «В нем автор показывает…, говорит о…», «Мне кажется, что…», «Не случайно автор обращает наше внимание на…».

Сочинение 9.2 — общие сведения

Задание 9.2. представляет собой сочинение-рассуждение по предложенному фрагменту текста. Для аргументации необходимо использовать не менее двух примеров из этого текста. При этом можно либо просто указать номера предложений, либо же процитировать их в своем сочинении.

Четкие требования закреплены и в отношении объема – рассуждение должно составлять как минимум 70 слов.

Категорически не допускается просто пересказывать текст или же переписывать его без каких-либо комментариев, потому что в таком случае работа будет оценена нулем баллов. Сочинение необходимо писать разборчиво и аккуратно.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Клише — готовые образцы словосочетаний, благодаря которым легче структурировать итоговое сочинение, не теряя основную нить суждения.

Содержание

  • Клише для вступления
  • Примеры вступлений с клише
  • Клише для перехода к основной части сочинения
  • Речевые клише для тезисов
  • Клише для аргументов
    • Клише для обращение к произведению
    • Интерпретация произведения или его фрагмента
  • Клише для перехода к второму аргументу
  • Слова-связки
  • Клише для выводов и заключения
    • Клише для промежуточных выводов
    • Клише для заключения

Клише для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста ….
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
  • Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
  • Люди часто размышляют о том, что ….
  • О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
  • Как часто мы слышим о….
  • (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
  • Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
  • Каждый из нас сталкивался с…
  • Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
  • Во все времена остро стоял вопрос …
  • Говоря о … , нельзя не заметить, …
  • Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
  • Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
  • (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
  • Зададимся вопросом: почему….?
  • В чем же причина …?
  • Невольно задаешься вопросом: зачем …?
  • Как мы должны относиться к …?
  • Как нужно относиться к …?
  • Задумаемся: должны ли мы…?
  • Почему же нужно …?
  • Почему же необходимо …?
  • Что же самое главное …?

Примеры вступлений с клише

  • Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
  • Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
  • Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
  • Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
  • «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
  • Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
  • (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
  • (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчѐркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
  • Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
  • Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
  • Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении чѐтко выражена главная тема текста. О… много говорили и
    писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
  • (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
  • С давних времён люди задумывались над вопросом …
  • С давних времен человек размышлял о…
  • Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
  • В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
  • Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Действительно, проблема…
    очень серьёзная и затрагивает каждого из нас.
  • Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
  • Затронутая автором прблема имеет многовековую историю.
  • Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказувает историю о…
  • Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…

Клише для перехода к основной части сочинения

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Вспомним…
  • Это подтверждается …
  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  • Более того, …
  • Во-первых, во-вторых, в-третьих …
  • В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы.
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения
  • Замечательным примером, иллюстрирующим…
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
  • Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…

Речевые клише для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на
    вопрос, заданный во вступлении).

Клише для аргументов

Клише для обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает, что…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
  • Он акцентирует внимание читателя на …
  • Он осуждает…
  • Этот поступок героя говорит о…
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…
  • Автор повествует о…

Клише для перехода к второму аргументу

  • В доказательство справедливости своёй точки зрения приведу следующий жизненный пример.
  • В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
  • У каждого из нас, наверное, есть намало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
  • Проиведу ещё один литературный аргумент, который показывает…

Слова-связки

  • Однажды…
  • Сначала…
  • Потом…
  • Далее…
  • Затем…
  • После этого…
  • В итоге…

Клише для выводов и заключения

Клише для промежуточных выводов

  • Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о …
  • Мы можем прийти к выводу …
  • Автор открыто заяявляет о своей позиции по отношению к…
  • Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к …
  • Автор пытается понять, почему…
  • Автор стремился показать…
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…
  • Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
  • Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаешь…

Клише для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • В заключение хотелось бы отметить…
  • В заключение хочется сказать, что…
  • В заключение хотелось бы отметить, что…
  • В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Подводя итог, хочется сказать…
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
  • Думаю, надо …
  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

  • Речевые клише для сочинения огэ
  • Речевой мостик в итоговом сочинении
  • Речевые мостики для итогового сочинения
  • Речевые клише итоговое сочинение
  • Речевка как пишется и почему