Речевая характеристика никиты из рассказа платонова

Дата: 15.03.2021 учитель: нефагин н.а. класс: 5 а предмет: литература тема урока: война. поколения на материале рассказа а.платонова никита цель

Дата: 15.03.2021

Учитель: Нефагин Н.А.

Класс: 5 «А»

Предмет: литература 

Тема урока: Война.
ПоколениЯ (на материале рассказа А.Платонова «Никита»)

Цель урока: выявить
художественное значение темы поколения, как основополагающей при чтении
рассказов, связанных в военной темой.

Задачи:  1) Создать
условия для формирования и поддержания развития памяти, парной работы, развития
логического мышления.

2)                 
Сформировать умение работать с отрывками текста, выделять из него
главное, и переводить это в единую опорную схему.

3)                 
Способствовать развитию нравственного отношения к историческим
событиям, ставшим значимыми в летописи семьи ребенка. 

Тип урока: интегрированный
урок (литература и история)

Ход
урока

1. Организационный этап

            Приветствие
детей. Приветствие гостей урока. Пожелание на хороший настрой. 

2. Актуализация знаний  

            Проверять домашнее
задание мы будем сегодня по парам. На партах у вас лежат карточки. Одна часть
зеленого цвета, другая красного. 

            Я буду зачитывать
факты из биографии Андрея Платоновича Платонова. Ваша задача: в течение 5
секунд в паре решить правдив этот факт или ложен. И соответственно поднять
карточку зеленой стороной вверх, или же красной.

            Будьте
внимательны. Слушайте друг друга, но не создавайте шум для остальных.

 (Приложение 1) 

Вопросы для проверки:

1)     
Настоящая фамилия писателя КлИментов. (правда)

2)     
Родился Андрей Платонов в Москве. (ложь)

3)     
Отец Платонова не мог прокормить большую семью, поэтому Андрею
приходилось работать во многих местах. (правда)

4)     
Платонов учился в церковно-приходской школе, затем Воронежском
университете. (ложь)

5)     
В подростковом возрасте Платонов писал стихи, которые потом
печатались в местных газетах и журналах. (правда)

6)     
Платонов работал учителем в одной из воронежских школ. (ложь)

7)     
Платонов участвовал в Великой Отечественной войне. (правда)

            Вы
молодцы! Спасибо!

3. Введение в
тему 

            Именно последний факт
из жизни Андрея Платонова сегодня станет для нас ключевым. Дома вы читали
рассказ «Никита», поэтому работа на уроке должна быть у вас продуктивной.

            Давайте
попробуем выйти на тему сегодняшнего занятия.

Решим ребус:

            Дано: термин, который с латинского языка
переводится «venor»; слово, происхождение которого связано с частью ноги.

            Итак,
пожалуйста, попробуйте отгадать.

Совершенно верно! Вы молодцы!

Записываем число 15.03.21 и тему
«Война. ПоколениЯ»

4. Новая тема

А) Давайте вспомним, какое
событие лежит в основе рассказа «Никита»

Правильно, великая отечественная
война. 

Б) Кто-нибудь знает или помнит
хронологические рамки т.е. когда началась, когда закончилась?

Верно. Давайте запишем это в
тетрадь

1941-1945 – великая Отечественная
война.

В) И чем мы можем обосновать свой
ответ, что в рассказе речь идет именно о ВОВ?

Верно! 1945 год. Молодцы! Так
называемые рамочные элементы текста указывают на это.

И в продолжении этого важного
исторического события для всей страны, важно сказать об интересных фактах,
связанных с Андреем Платоновым.

Факты про Андрея Платонова на войне

1)     
Во время Великой Отечественной войны в звании капитана Андрей
Платанов служил военкором газеты «Красная звезда»

2)     
Стал свидетелем многих военных событий (битва под Ржевом, на
Курской дуге, на Украине и в Белоруссии)

3)     
После войны А.Платонов был награжден медалью «За победу над
Германией»

            Мы уже ни раз
говорили и подтверждали это текстами, что XX век уникален для литературы. Новое
мышление, технологии, и те цепочки событий, которые могут повлиять на жизнь
людей очень кардинально. БЛОК 4

И возвращаясь к теме нашего
урока, давайте порассуждаем про поколение. Предлагаю составить ассоциативный
ряд  с этим словом. Опираемся на свои знания, на рассказ

«Никита» и ну, конечно, на свою
интуицию. 

Пожалуйста, по поднятой руке.

ПОКОЛЕНИЕ
–РОД-СЕМЬЯ-МУЖЧИНА-СЧАСТЬЕ-РАДОСТЬ-ЛЮБОВЬ-ВЕРА

Вы молодцы! Вы сумели выделить ключевые аспекты этого
слова. И в продолжении значения слова.

Этимологический словарь Макса
Фасмера толкует происхождение слова «поколение» следующим образом:

«ИСТОРИЧЕСКИ ПРОИСХОДИТ ОТ
ПРАСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА «koleno».

Как думайте почему?

Колено- как важнейшая часть , на
него идет опора. Также как это и в истории семьи. Должен быть тот, кто ведет
семью.

5. Физкультминутка

            И в продолжении темы
колена. Я предлагаю вам немного размяться. Потянуться, размять колени. И
приготовиться к плодотворной работе.

6. Основная
часть урока

            Итак, мы переходим к
нашей основной части. Раз мы уже так много сказали, выявили, порассуждали о
теме «поколения», то стоит это подтвердить в тексте.

            Работать
вы будете по рядам. 

1ому ряду – будет предложено
рассмотреть тему поколения с точки зрения главного героя рассказа Никиты,

2ому ряду – предстоит
порассуждать о теме поколения с точки зрения дедушки

3ему ряду – рассуждение о
поколении с точки зрения отца семейства

У вас на столах уже лежат нужные
вам тексты. Пользуйтесь ими. 

            Заполнять
вам предстоит небольшой кластер.

Напомню, что это цепочка слов,
связанных по смыслу.

Вам дается 2 минуты, чтобы
перечитать отрывки рассказа. (Приложение 2)

Пожалуйста, перерисуйте это
кластер(схему) к себе в тетрадь.

Начинаем заполнять.

1.    
Под цифрой 1
запишите качество, которое присуще Никите по отношению к живому.

2.    
Под цифрой 2
запишите слово, отражающее желание Никиты трудиться, помогать отцу, быть
полезным.

3.    
Под цифрой 3
запишите словосочетание, отражающее характер Никиты.

image001

1.    
Под цифрой 1
запишите словосочетание, которое Никита употребляет, глядя на дедушку.

2.    
Под цифрой 2
запишите слово, отражающее по воспоминаниям матери любовь к какому-то месту.

3.    
Под цифрой 3
запишите словосочетание, отражающее характер дедушки.

image002

1.    
Под цифрой 1
запишите слово, которое доказывает причастность отца к войне.

2.    
Под цифрой 2
сформулируйте качество отца, отражающее его причастность к работе дома.

3.    
Под цифрой 3
запишите словосочетание, отражающее характер отца.

image003

7. Закрепление
материала

Давайте проверим то, что у вас
получилось.

Внимание на слайд. 

Опрос 3-х представителей от ряда.

8. Рефлексия. Подведение итогов.

Итак, подводя итоги нашего урока,
давайте вернемся еще раз к теме.

Как она звучала?

Война. ПоколениЯ.

Как бы не изменялся мир, чтобы в
нем не происходило, но взаимосвязь поколений никогда не должна (что?) 
разрушаться.

Мы с вами доказали то, что трех
героев рассказа объединяет что?

Верно, доброе сердце!

И в завершении, пожалуйста,
возьмите на ваших партах распечатки тех героев поколений, которых вы сегодня
анализировали. 

У каждого ряда свой представитель
поколения.

Попробуйте, опираясь на кластер,
добавить те элементы, которые будут в тоже время объединять, но и напротив
различать этих героев. 

Представитель от 1 ряда покажите
нам, что у вас получилось. И очень кратко объясните.

Представитель от 2 ряда покажите
нам, что у вас получилось. И очень кратко объясните. Представитель от 3 ряда
покажите нам, что у вас получилось. И очень кратко объясните.

Вот заметьте, какие они разные по
внешним данным, но какие похожие по внутреннему содержанию. По тому доброму
сердцу, которое есть в каждом из нас. И непрерывность поколений это доказывает.
Война изменила, разрушила судьбы, но не смогла уничтожить добрые сердца
настоящих людей своего поколения.

9. Домашнее
задание

Теперь давайте обратим внимание
на доску. Здесь размещены ваши работы, которые вы делали в рамках проекта
«Победа» в мае прошлого года. Какое событие связано с прошлым годом? 

75-летие победы.

Вы сами доказали неразрывность
темы поколений в вашей семье. А уже через год, на уроке литературы мы про это
вновь рассуждаем. 

ВАРИАНТ

Дома, каждый из вас индивидуально
нарисует на каждом герои те детали, которые свойственны каждому поколению. В начале
следующего урока мы объединимся в группы. И представим небольшие проекты от
каждого ряда.

10. Завершение урока.

Вы прекрасно поработали! Вы молодцы! Спасибо за урок!
Хорошего дня! Давайте нашей доброй улыбкой пожелаем хорошего дня нашим гостям. 

Приложение 1

Приложение
2

Отрывок из рассказа «Никита»

(часть про отца)

***          Дома Никита увидел мать.
Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел
хлеб и пил молоко.Солдат поглядел на Никиту, потом поднялся с лавки и взял его
к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и
землей. Никита оробел и молчал.

— Здравствуй, Никита, — сказал солдат.

 — Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и
ушел на войну. А я-то помню тебя, умирал и помнил

.— Это твой отец домой пришел, Никитушка, — сказала мать и утерла
передником слезы с лица.

Никита осмотрел отца — лицо его, руки, медаль на груди — и
потрогал ясные пуговицы на его рубашке .— А ты опять не уйдешь от нас?

— Нет, — произнес отец. —

 Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора
о тебе с матерью думать…

***

Отец был в сарае. Он осматривал и пробовал руками топоры, лопаты, пилу,
рубанок, тиски, верстак и разные железки, что были в хозяйстве.

Отрывок из рассказа «Никита»

(часть про дедушку)

 Никита
выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце, облака не застили его
сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его.

— Там житель в бочке живет! — сказал Никита, смотря на небо.

Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ
теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку,
который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него.
Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

***

Никита вышел в сени на крыльцо. Вдалеке за огородом и колодцем стояла
старая баня. Она топилась по-черному, и мать говорила, что в ней дедушка любил
купаться, когда еще живым был.

Отрывок из рассказа «Никита»

(часть про Никиту)

          У сарая он опомнился. Под плетневую стену сарая уходили две
земляные норы. Там тоже жили тайные жители. 

А кто они такие были? — Может быть, змеи! — Они выползут ночью, приползут
в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет.

          Никита побежал скорее домой, взял там два куска хлеба со стола
и принес их. Он положил у каждой норы хлеб и сказал змеям:— Змеи, ешьте хлеб, а
к нам ночью не ходите.

***

          Днем отец стругал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в
избе, а Никите он тоже дал работу — выпрямлять молотком кривые гвоздики.Никита
с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый
гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему изпод
своей железной шапки. Он показал его отцу и сказал ему:

— А отчего другие злые были — и лопух был злой, и пень-голова, и водяные
люди, а этот добрый человечек?

Отец погладил светлые волосы сына и ответил ему:

— Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А
этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый.

Никита задумался.

— Давай все трудом работать, и все живые будут.

— Давай, сынок,-согласился отец. 

Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век.

Образ и характеристика левши — героя сказа Н. С. Лескова «Левша»

Левша — главный герой одноимённой повести Н. С. Лескова. Это произведение имеет подзаголовок: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Герой сказа — талантливый мастер-оружейник, всё делавший левой рукой. Автор впоследствии писал, что «там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“ ». Как звали этого героя неизвестно, потому что в его образе автор отразил собирательный образ народа.

Описание внешности и речевая характеристика

Как выглядел левша, читатель узнаёт из 6 главы сказа: он косой, «на шее пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Одет он в казакин, обут в сапоги.

Когда левше пришлось разговаривать с государем, он не робел и толково объяснил, что работу тульских оружейников нужно рассматривать через «мелкоскоп» (микроскоп).

Отношение к работе

Донской казак Платов по поручению государя Николая Павловича доставил тульским оружейникам металлическую блоху, сделанную англичанами и умеющую танцевать, если её завести ключиком. Он передал наказ царя, чтобы они что-нибудь с ней сделали, чтобы превзойти англичан.

Три самых искусных оружейника взялись за эту работу. Сидели они несколько дней, запершись, держали своё дело в страшном секрете. Левша и его товарищи были так самозабвенно захвачены этой работой, что их нельзя было от неё оторвать, пока она была не закончена. Когда попробовали их обмануть и закричали, что горит соседний дом, левша высунулся из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда», — и снова, захлопнув ставню, принялся за своё дело.

Когда оружейники представили готовую блоху Платову, тот подумал, что они ничего с ней не сделали, да ещё, наверно, её испортили. Стал он ругаться и угрожать мастерам. За то, что Платов усомнился в их искусстве, левша с товарищами держали от него в секрете выполненную работу. Сказали они, чтобы он отвёз блоху царю, и тот увидит «каковы мы у него люди и есть ли ему за нас постыжение».

Левша был самым искусным и талантливым среди мастеров, он выковывал блохе гвоздики для подковок, причём, не пользуясь микроскопом, который был ему не по карману из-за бедности.

Характер левши

Главному герою сказа присущи следующие черты характера:

  • Увлечённость работой, творчеством, усердие в труде, одарённость.
  • Сметливость. В Англии он понял, что англичане ружья не чистят кирпичом, поэтому пули в них не болтаются, и ружья хорошо стреляют.
  • Патриотизм. Про то, чтобы ружья не чистить кирпичом, левша решил рассказать государю. Узнав этот секрет, он сразу заторопился домой. Никому он не рассказал, какой секрет повёз в Россию из Англии. До этого англичане уговаривали его жить у них, но левша не остался в Англии, так как стал очень скучать по Родине и родителям.
  • Скромность. На корабле, идущем в Россию, его поместили, как барина, но он с другими господами сидеть стеснялся, уходил на палубу и смотрел в ту сторону, где была Россия.
  • Религиозность. Перед тем, как приступить к работе, пошли оружейники в Мценск поклониться иконе св. Николая.

Как относятся к левше другие герои

Товарищи по работе уважали этого мастера за трудолюбие и талантливость, поэтому доверили ему самую тонкую работу — выковывание гвоздиков для подковок блохе.

Донской казак Платов, узнав, что блоха не может сейчас танцевать, посчитал, что оружейники испортили её, и побил за это левшу, которого привёз в Петербург.

Государь Николай Павлович, когда увидел, что тульские оружейники подковали блоху, обнял левшу и поцеловал. Тогда придворные тоже стали его целовать, а Платов дал ему 100 рублей и извинился за то, что его «за волосья отодрал».

Англичане удивились, что этот человек делает такую тонкую работу левой рукой. Они сожалели, что он не обучен наукам, поэтому не смог сообразить, что в каждом механизме есть «расчёт силы» и что блоха не может танцевать из-за тяжести подковок. Они хотели, чтобы левша остался у них, считали, что обучившись наукам, он станет удивительным мастером. Относились англичане к нему очень уважительно.

Отношение на Родине его ожидало другое. Когда корабль достиг Петербурга, мастера, ослабевшего от болезни, от «долгого колтыханья» и от алкоголя (он пил, держа пари с английским «полшкипером») привезли в квартальное отделение полиции. Там хорошую одежду с него сняли, часы и деньги забрали и отправили на извозчике в больницу. Пока ждали извозчика, левша замёрз. Долго его возили из больницы в больницу — нигде не принимали без документа. Наконец привезли в простонародную больницу и посадили в коридоре на пол. Там левша умер от того, что, когда его повезли в больницы и пересаживали из одних саней в другие, его роняли, «он весь избился», и затылок у него был расколот. Перед смертью левша успел сказать доктору, чтобы он передал государю, что англичане ружья кирпичом не чистят, и нам нужно делать так же. Но эти предсмертные слова левши не передали государю, так как его приближённый граф Чернышев посчитал, что доктор суётся не в своё дело.

Автор пишет, что если бы довели слова до государя, «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Заключение

Автор показал, что в страшной судьбе левши виноваты нелепые российские порядки того времени. Тогда русский талант был нужен для того, чтобы пустить иностранцам пыль в глаза, но никто не берёг талантливого человека, не видел в нём национального богатства.

Характеристика образа левши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Характеристика и образ Левши в рассказе Левша Лескова сочинение

Образ Левшы — это прототип обычного русского человека, который имеет широкую душу и богатый внутренний мир. Он обычный мастер, который любит свое дело. Работал он левой рукой, из-за этого и стал называться левшой, но этот дефект нисколько не мешал ему быть лучшим из лучших.

Главный герой произведения – человек, которого обходят стороной, так как он, по их мнению, немного странный, не от мира сего.

Внешность его не впечатляет. Он имеет косоглазие, выдраны волосы на висках. Одежда давно уже отжила свое время, так как затерта до дыр. Но его это, в принципе, мало беспокоит, как и мнение народа. Левша – человек простой, так сказать, из народа. По своему характеру он смелый и прямолинейный, не боится говорить правду в лицо.

Но не все так красочно в этом персонаже. Левша имеет вредную привычку выпивать. Можно сказать, что он болен, у него душевное расстройство, которое он пытается залечить алкоголем. Это расстройство появилось из-за того, что никто не ценит его талан, и он не может реализовать себя, как творческого человека.

То, что переживает главный герой – это реальность и не вымысел. Многие люди того времени вынуждены были оставить свои идеи творческой реализации в прошлом. Создается двоякое мнение, что государству того времени, было необходимо и выгодно, чтобы люди оставались глупыми и необразованными. Чтобы никто не смог занять высшие должности государства. Глубоко в душе герой Лескова весьма духовен и патриотичен. Он не смог долго прожить в Англии и скорее рвался домой, на Родину.

Левша не образован, как и большинство крестьян государства, но самое главное, что он смог раскрыть в себе талант, заложенный с детства.

В Англии он поразил всех своим мастерством, изготовив гвоздики для подков блохи. Но он, как простой человек, не жаждет славы и признания, он делает то, что любит. В произведении левшу мы видим как старательного работника.

Одна из главных проблем Левши заключается в том, что он топчется на месте, не развивается и не двигается вперед. Его, к сожалению, все устраивает, хотя для многих людей такая жизнь была бы невыносимой.

Левша – это не простой главный герой и прототип русского человека, он олицетворяет весь русской народ, который силен духом и имеет множество талантов. У него, как и у всего русского народа, есть воля к победе. Такими мастерами в то время гордились и ценили, но не все, к сожалению. Умер Левша случайной смертью.

Сочинение про Левшу

Левша является главным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена. В какой-то степени, данное произведение и проблема, раскрытая в нем, актуальны и в настоящее время.

По внешности, описанной в повести, можно понять, что Левша был абсолютно непримечательным и непривлекательным человеком, обычным русским юродивым. Левша был бедным крестьянином, малообразованным, забитым и верующим человеком, который скромно одевался, любил старых родителей и жил в маленьком домике. А вот его умения в мастерстве были просто поразительными. Он являлся тульским мастером, настоящим умельцем в своем деле. Вместе с двумя другими иностранными мастерами его выбирают для создания более удивительного изделия, чем английская блоха.

В обязанности Левши входила самая сложная задача – создание гвоздиков для подков. Несмотря на свое косоглазие, он успешно справляется с задачей и даже оставляет свое имя на подкове. Такой результат был просто поразительным, никто не мог поверить в сделанное им дело. Как ни странно, англичане желают иметь у себя такого искусного мастера и приглашают Левшу к себе. С его стороны поступает непонятный другим отказ. Безусловно, причиной данного отказа был патриотизм и желание прославить Россию, но и не только это. Левша считал себя недостойным и непримечательным человеком, который не верил в себя, свои способности и предпочитал жить без известности. Он просто не мог представить себя, живущим в человеческих условиях, в которых он смог бы жить обеспеченно и чувствовать себя комфортнее.

Лесков раскрывает действительно важную проблему в своей повести: несчастная жизнь настоящих талантов в России. Левша являлся непревзойденным мастером, который смог совершить фантастическую работу. Но как при этом складывается его жизнь? Он, человек с золотыми руками, серьезно заболевает и умирает, но никому даже нет до этого дела. В этом присутствует вина самого героя и общества. Поэтому образ Левши не только положительный, но и по-негативному ироничный.

Вариант 3

Сказ автора отличается от других авторов сказочными мотивами, в котором содержатся элементы трагизма.

В «Левше» есть центральный герой, живущий в городе Туле. Он — искусный мастер.

Левша – типично сказочный персонаж. Автор показал в нем мастера, который отличался высоким мастерством, но в науках не был силен.

Левша принимал участие в подковке блохи, что подтверждает талантливость русского мастера. Автор не стал называть Левшу никаким именем, тем самым подчеркнул его характер. Левша привык к тому, что ему постоянно кто-то угрожает. Одежда его небрежна: одна штанина заправлена в сапог, другая нет. Одежка застегнута на крючках, половина крючков потеряна. Так и ходит Левша в подобном виде. Образ Левши представлен в виде грязного и неухоженного мастера, не следившего за собой, ведь он постоянно работает.

Автор выразил в образе Левши маленького мужичка. Левша отвечает за качество выполнения своего мастерства. Левша уезжает в страну Англию, чтобы доказать иностранцам умение творческого мастерства. У него нет денег на еду. Он постоянно голодный. В таком состоянии он добирается до другой страны.

У многих читателей Левша вызывает уважение в том, что он отказывается от выгодных предложений и уезжает домой на родину. У него отсутствует желание оставаться в этой стране. Левша – трудолюбивый и честный человек. Левша — бескорыстный.

Автор характеризует Левшу с положительной стороны. Он показывает своим читателям, что Левша – русский патриот. У него душа простого русского человека. Он верит в религию и нравы русского народа. Мастер проходит через испытания судьбы, но даже перед смертью понимает всю важность военного секрета англичан, которое негативно может отразиться на русской армии.

После возвращения на родину, Левша неожиданно заболевает. Он умирает в полном одиночестве. Его бросили умирать в больнице на полу. В этом выражается отрицательные элементы России – неблагодарность, отсутствие гуманности, в чем заключаются истинные причины неустроенности нашей жизни в России, как подчеркнул писатель.

Читатель замечает, что автор проявляет сочувствие к Левше. Можно заметить жалость к нему, авторские комментарии говорят о прискорбии и горечи утраты. Талант не ценится, о чем подтверждает данное произведение.

Образ Левши можно охарактеризовать, как типичного литературного героя, который вызывает сочувствие, жалость, уважение, гордость за такого человека, ведь он патриот своей родины, не продавшийся буржуям. Без денег и документов он добрался до чужой страны, пытаясь доказать, что и в России есть настоящие искусные мастера своего дела!

Левша охарактеризован автором, как положительный герой.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Левши в рассказе Левша

Популярные сегодня темы

Вере отведена одна из второстепенных ролей в рассказе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Как хорошо, что в нашем городе построили аквапарк. Это райское место. Недавно мои родители решили на выходные отдохнуть вместе со мной в каком-нибудь интересном общественном и развлекательном месте. Их выбор выпал на аквапарк.

На протяжении всего существования человечества, несмотря на поколение, существовала проблема отцов и детей. И столько же времени идет спор о том, возможна ли вообще гармония в отношениях между поколениями

Николай Иванович был добрым, скромным, кротким человеком. Во время государственной службы никому никогда не перечил. И вообще считал, что человек его звания, личного мнения иметь не должен.

Первые понятие о войне мы узнаем, в детстве особенно с картинок многих книг и учебников. Для нас она в то время представляла собой картины сражений, где прямые и стройные шеренги смешивались в однообразную и страшную кучу

Левша — образ и характеристика героя сказа Н. С. Лескова «Левша»

Лесков использовал в названии слово «сказ» и первое издание повести снабдил подзаголовком «Цеховая легенда», чтобы подчеркнуть фольклорное происхождение своего героя. Действительно, этот образ берёт начало с пословицы о туляках, подковавших сделанную в Англии блоху. О народности персонажа свидетельствует и отсутствие у мастера имени. Левша — только прозвище. Безымянность показывает, что герой такой же, как большинство русских людей, что таких, как он, много. Лесков не зря говорил: «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».

Отношение к своему мастерству

Левша — один из группы тульских мастеров-оружейников, которым донской казак Платов поручает дело государственного значения – сотворить что-то, что превзойдёт изделие англичан, продемонстрирует превосходство русских умельцев. Поначалу персонаж ничем не выделяется среди других. Ему свойственна та же набожность: он вместе со всеми идёт поклониться «мценскому Николе», получить благословение на работу. Такая же в нём безусловная преданность своему делу. Самоотдача, с которой туляки относятся к платовскому поручению, проиллюстрирована автором весьма образно: в запертом доме с закрытым окнами они стучат молоточками день и ночь, не допуская к себе никого. Даже угроза пожара не может их выманить. Такое поведение говорит о бережном отношении к своему мастерству, стремлении уберечь незавершённую работу от праздного любопытства, от сглаза.

Уважением к своему мастерству объясняется и странное, на первый взгляд, упрямство мастеров, отказавшихся объяснить суть проделанной работы Платову. Их покоробило недоверие генерала. Он предположил, что умельцы обманули доверие царя, смошенничали. В этом эпизоде Левша выдвигается на первый план, индивидуализируется и становится центральным образом сказа. Платов делает его ответственным за предполагаемый провал оружейников.

Характер

Образ Левши не идеален. Больше всего вопросов вызывает его пьянство в компании с английским шкипером. Вынужденный бездельничать герой в алкогольном пари со шкипером находит способ занять время. Но почему автор вообще поднимает эту тему? Зачем наделяет этим пороком Левшу, воплощение талантливости русского народа?

Лесков объяснил алкоголизм героя не только тем, что не хотел создавать образ, далёкий от реальности, но и более важным побуждением. Милосердие, человечный подход к человеку — вот что отстаивает автор. Английский корабль покинули два пьяных человека: русский и англичанин. Английский подданный сразу поступает под наблюдение врача, а русский умелец попадает в полицейский участок. Всю ночь его возят по городу, пока, избитого и закоченевшего, не оставляют на полу «в простонародной Обухвинской больнице». Там и нашёл Левшу англичанин-собутыльник и возмутился, что его лежит в коридоре на полу. «Хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — гуманистическая мысль, пусть и довольно неказисто изложенная, стала своеобразным девизом сказа. Беречь и ценить человека вне зависимости от его вида и поведения, просто за то, что он человек, отчизна Левши ещё не умеет, но должна научиться.

Другой очевидный парадокс образа был отмечен ещё литераторами XIX века. Человек совершил необыкновенное: подковал невидными даже в «мелкоскоп» гвоздиками механическую блоху. Но хитрое изделие англичан после этого лишилось способности танцевать. Неудивительно, ведь гениальный мастеровой не знает ни «расчёта сил», ни даже арифметики. Безмерная одарённость народа, к сожалению, не находит себе иного применения, чем лишённое практической цели, даже навредившее технической стороне дела, утверждение своего превосходства над иноземцами. Но эти важные для тематики произведения мысли больше относятся к размышлениям автора о России, чем к созданному им персонажу.

Вывод

Характеристика образа левши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе «Анализ рассказа А.Платонова «Никита»

Речевая характеристика никиты из рассказа платонова

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Речевая характеристика никиты из рассказа платонова

  • 2 слайд

    Из истории создания рассказа Рассказ А. Платонова «Никита» был написан в 194

    Описание слайда:

    Из истории создания рассказа

    Рассказ А. Платонова «Никита» был написан в 1945 году и опубликован в журнале «Мурзилка» (№ 4, № 7), затем в журнале «Новый мир» № 7.
    Писатель видел жизнь и подвиги русских солдат на войне, больше всего его ранили судьбы детей этого страшного времени…

  • 3 слайд

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    Описание слайда:

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • 4 слайд

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    Описание слайда:

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • 5 слайд

    Что можно сказать о главном герое рассказа? Что мы о нём узнали?

    Описание слайда:

    Что можно сказать о главном герое рассказа? Что мы о нём узнали?

  • 6 слайд

    Речевая характеристика никиты из рассказа платонова

  • 7 слайд

    Андрей Платонович Платонов(настоящая фамилия – Климентов),русский писате

    Описание слайда:

    Андрей Платонович Платонов
    (настоящая фамилия – Климентов),
    русский писатель, драматург, философ

  • 8 слайд

    Андрей Платонович Платонов родился 20 августа 1899 года в многодетной семье н

    Описание слайда:

    Андрей Платонович Платонов родился 20 августа 1899 года в многодетной семье на окраине города Воронежа.
    Платонов — это псевдоним, образованный от имени отца, а настоящая фамилия писателя — Климентов.
    …Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности.
    (А. П. Платонов. Из писем (1922–1927).
    Тяжелое детство и нелегкая судьба — вот чем отличается от других писателей того периода Андрей Платонов. Жизнь его не была счастливой и вся пронизана горькими потерями и тяжёлыми испытаниями. Ему посчастливилось не попасть в сталинские лагеря, однако за это писатель заплатил жизнью собственного сына.

  • 9 слайд

    «Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже, - писал Платонов в автобиогр

    Описание слайда:

    «Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже, — писал Платонов в автобиографии.
    В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на задонской большой дороге. Колокол «Чугунной» церкви был всею музыкой слободы, его умилительно слушали в тихие летние вечера старухи, нищие и я».
    На всю жизнь сохранил писатель любовь к людям труда, деревенскому укладу жизни.

  • 10 слайд

    Дом Платонова - это семья железнодорожного слесаря и дочери часовщика. Мальч

    Описание слайда:

    Дом Платонова — это семья железнодорожного слесаря и дочери часовщика. Мальчик был самым старшим ребенком, после него друг за другом появились еще 9 братьев и сестер, которых Платонов оберегал, как мог.
    Родители Андрея Платонова

  • 11 слайд

    «Потом наступило для меня время ученья», «… отдали меня в церковно-приходскую

    Описание слайда:

    «Потом наступило для меня время ученья», «… отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница — Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого “всякому дыханию”, траве и зверю…»

  • 12 слайд

    1918 год оказался особым для Платонова. Он поступает учиться в Воронежский по

    Описание слайда:

    1918 год оказался особым для Платонова. Он поступает учиться в Воронежский политехникум по специальности электротехника. Учится с большим удовольствием, так как с детства испытывал тягу к механизмам. Однако из-за революции учеба затягивается до 1921 года. Через год Платонов уходит добровольцем на гражданскую войну, сражается на стороне Красной Армии.
    Рядовой стрелок железнодорожного отряда, «журналист советской прессы и литератор», участник в Гражданской войны, получил боевое крещение в стычках с белыми частями Мамонтова и Шкуро.
    Именно в этот период начинается становление его как настоящего писателя. Появляются первые очерки, статьи в местных газетах и стихотворения.

  • 13 слайд

    Несмотря на множество написанных стихотворений, Платонов - создатель мудро

    Описание слайда:

    Несмотря на множество написанных стихотворений, Платонов — создатель мудрой и гениальной прозы ХХ века.
    Максим Горький, к примеру, отмечал большой талант Андрея Платоновича и сравнивал его манеру написания произведений с гоголевской.
    Однако после негативного отзыва Сталина о рассказе «Усомнившийся Макар» цензура отклоняет все произведения автора. Писатель и его семья живли впроголодь. Помогали им лишь несколько преданных друзей.

  • 14 слайд

    Одними из самых известных произведений, написанных этим автором, являются пов

    Описание слайда:

    Одними из самых известных произведений, написанных этим автором, являются повести «Чевенгур» и «Котлован», которые были опубликованы уже после смерти писателя.

  • 15 слайд

    Великая Отечественная Война застала Платонова в Москве. В 1942 году он снов

    Описание слайда:

    Великая Отечественная Война застала Платонова в Москве. В 1942 году он снова уходит на фронт. Это уже вторая война, в которой писателю приходилось участвовать.
    С этого года до конца войны Андрей Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда», выпустил четыре книги военной прозы. .

  • 16 слайд

    «Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях». А.П. Плато

    Описание слайда:

    «Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях».
    А.П. Платонов Из записных книжек 1941–1950г.
    В 1946 году он демобилизуется и с головой погружается в писательскую деятельность. В этот период он издает три своих сборника и один из самых знаменитых своих рассказов — «Возвращение». Однако критика вновь обрушивается на писателя, и снова его произведения перестают печататься. . .
    Последние годы жизни Платонов проводит в состоянии крайней бедности, но остаётся верен своему призванию. Он обращается к изданию русских и башкирских народных сказок, создаёт замечательные рассказы для детей и юношества и верит:

  • 17 слайд

    Андрей Платонов умер в 1951 году в Москве. Его жена и дочь сохранили наслед

    Описание слайда:

    Андрей Платонов умер в 1951 году в Москве. Его жена и дочь сохранили наследие писателя. И сегодня произведения А. Платонова открыты читателям для умного и серьёзного разговора о Человеке, о его месте в мире яростном и тревожном, о значении детства, о роли семьи в становлении будущего взрослого человека… О много поведает добрый и грустный писатель Андрей Платонов, который точно знал , что
    «…народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает, сколько надо претворить, испытать и пережить действительности, чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово».

  • 18 слайд

    «— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь,

    Описание слайда:

    «— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь, а тут всё добро наше — в избе и во дворе.

    — Я умный, тут добро наше, а отца нету, — говорил Никита. — А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь.

    — Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один…

    — Да, а солнце ведь далече, — отвечал Никита, — и его облако закроет».
    Прочитаем небольшой диалога матери с Никитой. Подумайте, о чём говорит мама сыну?
    Что означают её слова:

  • 19 слайд

    Очевидно, что мама утешает сына, стремится успокоить мальчика. Её фраза “побу

    Описание слайда:

    Очевидно, что мама утешает сына, стремится успокоить мальчика. Её фраза “побудь один” означает “посиди один дома”, «не бойся», “подожди меня”, а выражение “живи смирно один” соотносятся с военным временем, то есть с необходимостью повзрослеть раньше срока…
    Мать как бы говорит сыну:
    “Ты уже вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что ты один…”

  • 20 слайд

    • При помощи каких языковых средств А. Платонов описывает начало дня Никиты?

    Описание слайда:

    •При помощи каких языковых средств А. Платонов описывает начало дня Никиты?

  • 21 слайд

    “рано утром мать уходила”, “каждый день мать ожидала”, “оставался хозяино

    Описание слайда:

    “рано утром мать уходила”,
    “каждый день мать ожидала”,
    “оставался хозяином один Никита”,
    “мать ему наказывала”,
    “говорила мать”,
    “отвечал Никита” .
    Первый фрагмент .
    Запишите эти предложения в тетрадь.

  • 22 слайд

    «Оставшись один, Никита обошёл всю тихую избу — горницу, затем другую комнату

    Описание слайда:

    «Оставшись один, Никита обошёл всю тихую избу — горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришёл пеший через порог и искал себе зёрнышко в жилой земле избы. Всех их знал Никита: и воробьёв, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошёл далее во двор и пришёл в сарай, где стояла в темноте пустая бочка». 
    Прочитаем второй фрагмент. Что вы заметили?

  • 23 слайд

    Итак, в тексте рассказа много глаголов. В первом фрагменте А. Платонов испо

    Описание слайда:

    Итак, в тексте рассказа много глаголов.
    В первом фрагменте А. Платонов использовал глаголы несовершенного вида. Так писатель подчеркнул повторяемость действий матери и сына – повторяемость расставания до позднего вечера!
    Возникает своеобразная грустная мелодия, звучащая как эхо в ответах мальчика маме ,- мелодия вынужденного одиночества ребенка.
    Во втором фрагменте используются уже глаголы совершенного вида. Никита проявляет активность. Ребенок обошёл дом и направился во двор (то есть в «большой» мир), так как “ хотел теперь узнать то, чего он не знал”. При этом Никита проявляет и смелость, и настойчивость.

  • 24 слайд

    Можно ли сказать, что Никита обычный маленький мальчик? Что отличает Никиту о

    Описание слайда:

    Можно ли сказать, что Никита обычный маленький мальчик?
    Что отличает Никиту от сегодняшних малышей?

  • 25 слайд

     Готов ли Никита к встрече с новым миром? Умеет ли он жить один?...

    Описание слайда:

    Готов ли Никита к встрече с новым миром?
    Умеет ли он жить один?…

  • 26 слайд

    Рассмотрите две работы художников. Какой портрет, по Вашему мнению, более точ

    Описание слайда:

    Рассмотрите две работы художников.
    Какой портрет, по Вашему мнению, более точно определяет характер Никиты и ситуацию его жизни? Почему?
    Устно опишите этих двух мальчиков, используя эпитеты или слова — настроения. Работа в парах.
    НАШ ВЫБОР

  • 27 слайд

    Никита живёт в жестокое время. Идёт Великая Отечественная война. И хотя в

    Описание слайда:

    Никита живёт в жестокое время. Идёт Великая Отечественная война.
    И хотя война далеко, она отразилась на судьбе и характере мальчике.
    Составим кластер.
    Война для Никиты – это…

  • 28 слайд

    Беззащитность ребенка. Война – это…Разлука с отцом -солдатомТревога за мать

    Описание слайда:

    Беззащитность ребенка.
    Война – это…
    Разлука с отцом -солдатом
    Тревога за мать
    Первый детский страх (мысли о смерти матери).
    Раннее взросление. Появление в других рассказах А. Платонова образа «мальчика-старичка»
    Острое чувство одиночества
    Желание общения с родными людьми
    Война – это большая беда для семьи и детей

  • 29 слайд

    Скажите, как бы вы определили основные темы рассказа? (Записать отдельных в

    Описание слайда:

    Скажите, как бы вы определили основные темы рассказа?
    (Записать отдельных высказываний детей в тетрадь).
     

  • 30 слайд

    Домашнее задание: Перечитайте страницы путешествия Никиты по двору избы. Каки

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    Перечитайте страницы путешествия Никиты по двору избы.
    Каким предстал мир перед мальчиком?
    Кто или что окружает Никиту? Фантастические или реальные события происходят в рассказе?
    2. Заполните Таблицу 2.

    3. Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие опасные? Есть ли в этом вина мальчика?

    4. Подумайте, какова роль отца в истории Никиты?

    Почему отец считает, что Никита
    “останется добрым на весь свой долгий век»?

  • 31 слайд

    Речевая характеристика никиты из рассказа платонова

  • 32 слайд

    Речевая характеристика никиты из рассказа платонова

  • 33 слайд

    Речевая характеристика никиты из рассказа платонова

  • 34 слайд

    Беззащитность ребенка. Война – это…Разлука с отцом -солдатомТревога за мать

    Описание слайда:

    Беззащитность ребенка.
    Война – это…
    Разлука с отцом -солдатом
    Тревога за мать
    Первый детский страх (мысли о смерти матери).
    Раннее взросление. Появление в других рассказах А. Платонова образа «мальчика-старичка»
    Острое чувство одиночества
    Представления о враждебности и жестокости мира: везде «чужие»
    Размытость ощущения дома и семьи.
    Изба, как прохожая старая тётка из дальней деревни», шептала ему: «У-у, непутёвые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать».

  • 35 слайд

    Речевая характеристика никиты из рассказа платонова

  • 36 слайд

    Речевая характеристика никиты из рассказа платонова

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
A. П. Платонов. «Никита»

Похожие материалы

  • КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОДПОУ.18 Украинская литература.

  • Урок по литературе «Анализ прозаического текста. Рассказ «Никита» А.Платонова»

  • Воспитательное мероприятиеВ мире профессий

  • Контрольная работа по теме » Из зарубежной литературы. Поэмы Гомера «Илиада»,»Одиссея»(6 класс)

  • Презентация по литературе на тему: «ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

  • Презентация по литературе на тему: «Творческое наследие выдающегося барда XX века В. С. Высоцкого»

  • Контрольная работа по теме » Из зарубежной литературы. Поэмы Гомера «Илиада»,»Одиссея»(6 класс)

  • Презентация по литературе на тему «Блок Александр Александрович»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446163 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Андрей Платонов — Никита:
Краткое содержание

Примерное время событий – лето 1945 года. Отец 5-летнего Никиты еще не пришел с фронта, мать днями в колхозе. Никита в избе один. Ему страшно. Но скука гонит мальчика в сарай. Там, в бочке, спит человечек. Такой, что может и кинуться. Еще и ножницы у них стащил. Отец придет – отнимет. Никита выскакивает из сарая под доброе солнышко. На нем, наверно, живет его умерший дедушка. А в старом колодце – великан и злые водяные люди. А там пень, как голова. Сердитая такая. А умершая бабушка стала ветхой баней. Хотя нет, это кто-то чужой, не она.

Еще есть две норы. Змеиные, наверно. Вдруг они мать ужалят? Нет, пусть лучше хлебушка съедят. Везде ему чудятся люди. В петухе – утонувший пастух, в одуванчике – младенец, в плетне и лопухах – злодеи. Даже под землей сидят злюки. От страха Никита бежит к матери, засыпает на полпути, а вернувшись по совету пастуха домой, видит за столом старого солдата. Это отец. Он добрый. На войне «умирал и помнил» сыночка. Никита больше никого во дворе не боится.

Расколов пень на дрова, отец объясняет Никите: «У тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой». Никита, помогая, выпрямляет гвоздик. И в нем – добрый человечек. Ведь мальчик его «сам сработал». А злые – все выдуманные, недолговечные. «Давай все трудом работать, и все живые будут». Отец верит, что Никита будет добрым всю свою жизнь.

Читательский дневник по рассказу «Никита» Платонова

Сюжет

Отец 5-летнего Никиты еще не вернулся с войны, мать трудится в колхозе. День он один в избе. Чудятся ему повсюду враждебные существа и люди. В колодце, бане, норах, плетне, лопухах. Только солнце доброе, ласковое. Там – умерший дедушка. Наконец, отец приходит с войны. У Никиты больше нет страха. От отца он узнает, что только доброе сердце видит все вокруг живым, чувствующим. Мальчик выпрямляет для отца гвоздь – и видит в нем доброго человечка. Ведь все, что своим трудом сделано – доброе, долговечное.

Отзыв

Мир глазами ребенка. Для мальчика всюду жизнь, даже умершие живы. Часто недобрые, кроме дедушки, а все люди. Он пытается с ними общаться, договариваться. Мир такой большой и непонятный. Солнце – символ добра, света, помощи. Все, что сделано своими руками – доброе, вечное. Тема семьи, беззащитности детства, войны, тяжелого труда, одиночества. Рассказ учит беречь семью, быть сплоченными, бесстрашными, трудолюбивыми. Учит не сдаваться, помогать людям, жить по совести.

Краткое содержание Никита Платонова

Рассказ Платонова написан в его обычном авторском стиле: с парадоксами, невероятными поворотами речи, удивительной образностью… Но если в отношении взрослых персонажей она иногда шокирует, то для главного героя этого рассказа (мальчика Никиты) она очень гармонична.

Никите нет ещё и семи лет, он только познаёт этот мир. Для него всё вокруг живое, со всем можно общаться… Конечно, к этому приводит также недостаток общения с людьми. Мать работает, поэтому он остаётся дома надолго один. Отец на фронте, Никита даже его не помнит. Дедушка был, но умер. Никита представляет, что дедушка теперь живёт на Солнце. Мальчик говорит ему, мол, живи там, а я тут на Земле жить буду. Никита не спорит с порядком вещей, ка есть – так есть. В бане ему мерещится образ бабушки, а в петухе, который забрел к ним во двор, образ умершего пастуха. Никита думает, что люди не умирают, а живут дальше «тайно» под личиной животных, растений, предметов.

Вот он смотрит на пень и видит у него глаза, уши и рот. Мальчик немного боится, так как пень не самый приятный собеседник. Тут же Никита всматривается в маленький цветок. Не так-то просто, но Никита находит у цветка глаза и рот. Маленький волшебник создаёт очеловеченное существо из всего. Например, в бочку он «поселил» бородатого человечка. Мальчик будит волшебное существо, называет его лодырем. Убеждает идти на работу, чтобы засчитали трудодень, а всё это, чтоб зимой была еда (Наверняка, все эти речи маленький мальчик слышал от мамы.) . И «житель бочки» ему жаде отвечает, но это, скорее всего, эхо от голоса Никиты и его фантазия. В колодце живёт, по мнению Никиты, великан и его дети. Мальчик заглядывает в колодец, ухает, но вода замутилась. Никита в итоге сам себя так напугал своими придуманными монстрами, что в ужасе побежал к матери на работу. А после вдруг заснул – так утомился от всего этого.

Тут возвращается с войны отец, которого мать ждала с фронта каждый день. Начинается у Никиты новая жизнь!

В финале рассказа Никита помогает отцу. Мальчику доверили распрямлять гвозди. И делается вывод о том, что эти гвозди трудом сделаны, а не как «собеседники» Никиты – фантазией. То, что само «сделалось» может пугать, рождать чудовищ, а вот то, во что вложены силы, разум, хорошее отношение – это всё позитивно. Гвоздь распрямленный представляется мальчику добрым человечком.

Рассказ учит труду, тому, чтобы не уходить от реальности в мир пустых фантазий. Если в детстве ребёнка приучить к труду, то во взрослой жизни его будет гораздо легче.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

Никита. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Идет 1934 год. События происходят на Старом Арбате, где все еще ездят трамваи, мчатся кони-извозчики, а также появляются первые автомобили, которые могут позволить себе лишь избранные

Действие происходит в XI веке, в Шотландии. Ведьмы организуют шабаш недалеко от поля битвы. Макбет и Банко, два полководца, получившие победу в этом бою, появляются.

Действие происходит в заповедном месте на берегу морского залива в виде лука. На многовековом дубе, обвитом золотой цепью, живет сказочный ученый кот. Он поет песни и рассказывает сказки

В городе заселялись в многоэтажный дом жители. Первыми оказались несколько семей, ребята из которых познакомились и подружились. Они наблюдали за новоселами и всегда разглядывали мебель.

В произведении «Дневник памяти», созданном американским писателем Николасом Спарксом, рассказ ведётся от имени старого человека, который проживал в доме престарелых.

Краткое содержание рассказа «Никита» (А.П. Платонов)

Краткое содержание «Никита» (А.П. Платонов)

Краткое содержание рассказа «Никита», которое написал Андрей Платонович Платонов, раскрывает основную мысль произведения и помогает в короткие сроки познакомиться с главными героями. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который сможет стать полезным для учеников.

Главные герои

  • Никита – маленький мальчик пяти лет.
  • Мама – мать Никиты.
  • Отец – папа Никиты, который ушел на войну.

Краткое содержание

Отец Никиты ушел давно на войну, и от него не было никаких вестей. Маме приходилось много работать, потому что жили они вдвоем. Рано утром она уходила в поле, а маленький Никита, которому было всего пять лет, оставался один.

Уходя, мама дала ему задания на целый день. Ребенку необходимо было собрать яйца, съесть хлеб с молоком и ждать маму.

Когда ребенок остался один, то его начало все пугать. В каждой вещи он видел людей. Например, старый пень злобно смотрел на него и пугал. В колодце жили болотные чудища, которых очень боялся мальчик. Одно лишь солнышко радовало мальчонку – он знал, что это умерший дедушка. Ему было очень страшно и все вокруг его пугало. Никита просил маму прийти раньше, но она находилась далеко в поле, поэтому не слышала его.

Мальчик лег во дворе на землю, но и там ему начали казаться люди, которые хотят вылезти на солнышко. Мальчик очень испугался, поэтому долго не мог подняться на ноги. Но когда у него появились силы – он побежал к маме в поле. Но на полпути сел и уснул. Проснулся он, когда уже был вечер. Ему сказал проходящий пастух, что мама его уже давно пошла домой.

Тогда Никита, что есть силы, побежал к дому. Дома он увидел маму и солдата, которого она кормила ужином. Солдат взял Никиту на руки и сказал, что все время думал о нем. Как бы тяжело ему не было – он все время вспоминал своего маленького сына.

Так же отец сказал, что теперь весь век будет жить с ними и никуда не уйдет. Мальчик был очень этому рад. Ему теперь было не страшно. Утром они с папой обходили их владения, и никто больше не пугал маленького мальчика. Он рассказал об этом отцу, на что тот сказал, что Никита очень добрый мальчик, поэтому во всем людей видит.

Они начали ремонтировать дом, и папа доверил сыну выравнивать гвозди. У Никиты это начало получаться, чему он был очень рад. Он спросил у папы, почему у всех предметов злые лица, а у гвоздика, который он только что выровнял, доброе?

Папа объяснил ребенку, что этот гвоздь он сам сделал, приложив сой труд, поэтому он и добрый. Тогда Никита предложил папе «трудом работать», чтоб все были живы. И папа с ним согласился. Отец знал, что у него самый добрый сын на свете, поэтому и называл его Добрый Кит.

Основная мысль произведения

Главным в произведении является то, что самое ценное в нашей жизни – это вера и доброта. Мальчик был очень добрым, поэтому в каждой вещи видел душу и лица. Кто-то был добрым, как солнышко. А кто-то злым, как пень. Так же мальчик верил в то, что его папа обязательно вернется с войны, и он вернулся. Он так же пришел к выводу, что чтобы быть добрым человеком, необходимо честно и много трудиться.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Вступительное слово

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством современного волгоградского писателя Бориса Петровича Екимова. Он родился в 1938 году в Красноярском крае. Работал токарем, слесарем, электромонтером, учителем труда в школе. Публиковаться как прозаик начал в 1965 году и с тех пор написал более 200 произведений. Постоянный автор литературных журналов «Новый мир», «Знамя», «Наш современник».

В первых же произведениях определяется ведущая тема творчества Б.П. Екимова – жизнь «простого» человека, для которого совесть и труд являются главными ценностями. Для писателя связь с родной землёй, любовь к ней, желание работать, трудиться на родных просторах является главной идеей творчества Б.П. Екимова и очень выразительно проявляется в характерах его героев.

Современники отмечали, что Б.П. Екимов выступает как продолжатель русских литературных традиций, восходящих к житийному и летописному жанрам, через лирический эпос Н.А. Некрасова, прозу М.А. Шолохова.

Основным жанром произведений Екимова становится рассказ. Будучи изначально устным жанром, рассказ перенёс в литературу особый колорит живого слова, стихию устной речи, эффект «рассказывания». Исповедальность (то есть откровенность, открытость чувств и переживаний) становится одним из наиболее характерных признаков произведений Б.П. Екимова.

Речевая характеристика никиты из рассказа платонова

На сегодняшнем уроке мы обратимся к рассказу «Белая дорога».

«Жизнь прожить – не поле перейти»

Вопросы для анализа

Обратимся к произведению, в котором попытаемся найти эту «белую дорогу». Сразу ли мы узнаем о главном герое рассказа? Какой композиционный прием при этом использует автор?

Нет, сначала мы читаем о возвращении рассказчика в город из-за наступления осени. Здесь используется прием рамочной композиции или «рассказ в рассказе»: герой вспоминает о Степе, которому и посвящен рассказ, перед отъездом любуясь песчаными пустошами.

Как рассказчик описывает Пески? Что его больше всего поражает?

Пески в описании рассказчика становятся волшебной неведомой страной, в которой царят покой и тишина: «Песчаная страна, считай, пустыня; желтые бугры — кучугуры, редкая зелень: солянка, молочай, желтый бессмертник, ползучий чабер. Вечный ветер. Свистит и свистит. Безлюдье на десятки верст. Машины сюда не забираются. И делать нечего, и застрянешь в песках. Редкий жаворонок вспорхнет из-под ног; редкий коршун проплывет в вышине; ящерка прошуршит — и все. Тишина. И просторное небо».

Рассказчика поражает появление белых дорог, «неведомо кем проложенных» среди этих бесконечных безлюдных пустошей. Он задается вопросом: «Кто ее проторил, эту дорогу, и куда?..». С размышлений о сложности и загадочности человеческой жизни и начинается произведение.

В рассказе указано время действия: «Годы были тяжкие — двадцать первый да двадцать второй». Какие события в истории России происходили в то время?

1920 – 1921 годы – это время массового голода в Поволжье в период Гражданской войны. Тогда засуха, уничтожившая посевы, жесткая политика продразверстки со стороны советского руководства и последствия Гражданской войны привели к катастрофическим последствиям: бедности среди крестьянского населения, большому количеству смертей, в том числе – детских.

Кто такой Степа? Используя текст произведения, охарактеризуйте его портрет, характер, род занятий.

Степа – немой сапожник, ходивший по хуторам и чинивший обувь. В то тяжелое время, когда у людей не было даже еды, новая обувь была роскошью, особенно для бедных семей, поэтому Степина помощь оказывалась неоценимой. Он работал не ради достатка, а из-за порыва души, желания помочь, поэтому можно назвать этого героя добрым, трудолюбивым, бескорыстным человеком.

Герой жил свободной, кочевой жизнью: «Своего пристанища, дома он не имел. Мешок за плечами — все имущество. Жил и кормился Степа в том доме, куда приходил работать. Жил, пока всю обувку не перечинит».

В рассказе не дан портрет героя, но детально описана его одежда: «поношенная, но всегда чистая, аккуратно заштопанная, петли обметаны, пуговицы крепко сидят. А заплаты подобраны и посажены — как влитые». Все это – забота хозяек, у которых останавливался герой, что говорит об их взаимной симпатии и готовности помочь.

Герой при всем своем великодушии был нелюдим и серьезен, никогда не улыбался, молчал, о его судьбе практически ничего не знали. Рассказчик предполагает причину такого поведения героя: «Говорили, что Степина семья, дети погибли ли, померли от войны, голода ли, болезней».

Почему героя называли «малахольный, умом тронутый»? Как к нему относились люди?

Степа жил бедно, без своего угла, не стремился к заработку и брался даже за самую безнадежную работу, не беря за нее денег – такого жизненного уклада многие люди не понимали. Рассказчик называет его глупым и неразумным и рассуждает: «Будь Степа помудрей, поразумней, он мог бы прожить и лучше, выбирая дома с достатком…  Но Степа хозяев не выбирал, сытно живут или впроголодь; он шел, куда звали».

Нельзя не заметить и своеобразного потребительского отношения людей к герою, воспринимающих его труд, как должное: по ходу рассказа его неоднократно называют «Степа-глухой», а односельчане ругаются, когда он задерживался в чьем-то доме («на Степу-глухого была очередь»).

Несмотря на все это, странное поведение героя и его кочевую жизнь, люди заботились о Степе, потому что он помогал им в трудные минуты, ничего не прося взамен, отдавая всего себя на благо других, его «уважали, называя порой святым человеком, какие не от земли, а от неба». «Степа-глухой был спасеньем для всякой семьи, даром Божьим».

Когда «светлел лицом» герой рассказа? Как вы думаете, с чем это связано?

Степу любили дети, «для них начинался праздник, когда он приходил в дом»: он никогда не прогонял их от своего рабочего места, мастерил им игрушки, разрешал брать инструменты. При общении с детьми герой «светлел лицом и шумно вздыхал», возможно, вспоминая о погибшей семье. Но и сами по себе дети, как чистые и светлые создания, созвучны духовному мироощущению Степы.

Как закончилась история Степы?

Смерть Степы стала внезапной и загадочной: он неожиданно умер в Песках, решив отправиться в следующую деревню напрямую через песчаные пустоши. Мы снова возвращаемся к рассказчику, который снова обращает внимание на загадочные белые дороги («…такой вот белой дорогой, что тянется сейчас передо мной меж песчаных бугров. Прилег ли он на обочину или просто упал? И умер. Ни птица, ни зверь его не тронули. Так и лежал, пока не нашли его сухие мощи»).

Поговорим о смысле названия рассказа. Что (не только в русской, но и в мировой литературе) символизирует образ  дороги, пути? Приведите примеры.

Этот образ символизирует жизненный путь человека, отражает всю сложность человеческой жизни. Традиция его изображения восходит еще к античности (например, гомеровской «Одиссее»), фольклору, в русской классике находим ее в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, лирических произведениях А.С. Пушкина («Зимняя дорога», «Бесы»…), «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова и т.д.

С чем у вас ассоциируется белый цвет? Как с учетом всего сказанного можно интерпретировать выражение «белая дорога»?

Белый цвет – это чистота, гармония, добро. Белая дорога – праведный жизненный путь, путь «добра и света», жизнь, наполненная хорошими, добрыми поступками.

Найдите цитату из произведения, позволяющие нам трактовать образ «белой дороги» как жизненного пути  человека. Объясните свой выбор.

«Шел и шел белой дорогой. Потом лег ли, а может, упал и умер». (ученики представляют свои варианты)

Таким образом, что значит следовать «белой дороге»? В чем идеал жизненного пути по Б.П. Екимову?

По Б.П. Екимову, идеал человеческой жизни  – бескорыстная помощь другим, следование путем добра, отказ от материальных благ, жажды наживы. Рассказчик восхищается Степой и награждает самым ценным – памятью о нем, даже после смерти.

А в чем ваш идеал жизненного пути? Есть ли нам чему поучиться у героя рассказа «Белая дорога»?

Выслушать ответы учеников.

С какими героями-праведниками мы с вами уже знакомились на уроках литературы? Что их сближает со Степой, а что объединяет?

Юшка из одноименного рассказа А.П. Платонова, так же, как и Степа, лишен потребительства, жажды наживы, живет аскетично и бескорыстно помогает людям. Он трудится на благо своей приемной дочери (герой Екимова этого лишен), и, к сожалению, терпит издевательства со стороны людей, которые не принимают его жертвенного образа жизни.

Матрена из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор», так же, как и Степа, стремится бескорыстно помогать людям, живет в труде, не стремясь к достатку. Люди же относятся к этому, как к должному, потребительски (например, жена председателя вызывает помочь колхозу, а после ее смерти родственники не скорбят, а стремятся ухватить лучшую часть имущества). Также Матрена окружена любящими людьми (ее воспитанница Кира, Игнатич), которые уважают ее жизненный выбор и преклоняются перед ним. Матрена, как и Степа, умирает, оставаясь словно незримым образом того праведника, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Литература

  1. Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы: дис. д. фил. наук 07.00.02: утв. 15.07.02. М., 2002. 215 с. // [Электронный ресурс] URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204714050&archive=1205324254 (дата обращения: 12.04.2020).
  2. Екимов Б. Возвращение. Рассказы о живой жизни. М.: Издательский дом «Никея», 2015. 304 с.
  3. Православный журнал «Фома» // [Электронный ресурс] URL: https://foma.ru/belaya-doroga.html (дата обращения: 05. 01. 2021).
  4. Русские писатели ХХ века: биографический словарь / Сост. П.А. Николаев. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 808 с.

  • Рецепт латте сладкая сказка в игре моя кофейня
  • Рецепт приготовления торта сказка
  • Рецепт торта сказка в домашних условиях с фото пошагово
  • Рецепт каши из топора из сказки
  • Рецензия рассказ бунина холодная осень