Речь вани из рассказа бежин луг

Автор на чтение 6 мин. просмотров 5 опубликовано 18.03.2021 рассказ ивана сергеевича тургенева бежин луг входит в цикл записки охотника.

На чтение 6 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.

Характеристика Феди

Этот красивый, стройный подросток лет 14 был самым старшим из ребят. У него кудрявые белокурые волосы, светлые глаза и постоянная полурассеянная, полувесёлая улыбка.

Федя из богатой крестьянской семьи, он выехал в ночное просто для забавы. Одет этот мальчик в хорошую одежду, сапоги с низкими голенищами были точно его, а не отцовские.

Федя говорил с младшими ребятами иногда с покровительственным видом, а с маленьким Ваней разговаривал ласково. Сам Федяистории не рассказывал, но слушал с интересом, иногда что-то спрашивая и уточняя. Говорил он мало, как будто боясь уронить своё достоинство. Федя, как сын богатого крестьянина, был у ребят «запевалой», начинал разговор, когда мальчики умолкали, и направлял его.

Характеристика Павлуши

Павлуша — мальчик, которому на вид было не больше 12 лет. Он большеголовый, с всклокоченными чёрными волосами, сероглазый, скуластый, большеротый. Лицо у него бледное и рябое. Взгляд у Павла прямой, умный, а в его голосе звучала сила. Одет он был бедно: в простую рубаху и заплатанные штаны.

Павлуша не пересказывал истории, которые слышал от других. Он рассказывал только о том, что сам видел или слышал. Павлуша рассказывал неторопливо, обстоятельно, интересно и даже весело. Этот мальчик любознателен, хочет разобраться в непонятных явлениях. Например, когда Костя спросил у него, кто стонал в яме с водой (бучиле), Павел ответил, что может это жалуется душа утопленного ворами лесника или это лягушки маленькие жалобно кричат.

Многое, что пугает ребят (например, голоса куличков, цапли), Павла не пугает. Он знает, что это такое и объясняет товарищам.

Павлуша — решительный и смелый мальчик. Он не побоялся помчаться за встревоженными собаками на луг. Павел думал, что собаки почуяли волка, но это оказалась ложная тревога.

Характеристика Ильюши

Этому мальчику, как и Павлуше, лет 11–12. Лицо у него вытянутое, горбоносое, подслеповатое, со сдвинутыми бровями и сжатыми губами. На его светловолосой голове была войлочная шапочка, которую он то и дело надвигал на уши. Одет он был опрятно, обут в новые лапти.

Ильюша работает на небольшой бумажной фабрике. Он очень интересуется поверьями, боится нечистой силы. Ильюша пересказывает ребятам множество страшных историй, которые слышал от других людей. Он рассказал только одну историю, которая произошла с ним самим (он с товарищами по работе слышал на фабрике, как там ходил домовой).

К своим и чужим рассказам о нечистой силе Ильюша относится с верой и страхом. Он убеждён в том, что всё так и было.

Когда рассказывают другие ребята, Ильюша постоянно хочет уточнить и исправить их рассказы, желает показать, как много он знает.

Характеристика Кости

Это мальчик лет 10, бедно одетый, худощавый, маленький, с небольшим веснушчатым лицом, тонкими губами и огромными чёрными блестящими глазами. Взгляд его был задумчив и печален. Голос у Кости тонкий.

Костя тоже рассказывал истории (о русалке, об утонувшем Васе). Он трусоват: спрашивает, видели ли здесь волков, вздрагивает от крика цапли.

Характеристика Вани

Этому мальчику лет 7. Он всё время смирно лежал под рогожей, изредка выглядывая из неё. Волосы у него русые и кудрявые, а глаза большие и тихие. Говорит Ваня, слегка картавя.

У этого маленького мальчика поэтичная душа. Когда ребята замолчали, раздался детский голос Вани: «Гляньте-ка, гляньте, ребятки, гляньте на божьи звёздочки — что пчёлки роятся!

Заключение

В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики из крестьянских семей говорят о том, что им всего интереснее, и читатель знакомится с их мыслями и чувствами. Характеристики образов мальчиков из рассказа «Бежин луг» помогают понять мир интересов и знаний деревенских детей середины 19 века.

Читайте также: «Бежин луг» — краткое содержание рассказа И. С. ТургеневаВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Бэлы — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»Сравнительная характеристика Онегина и Ленского — героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Образ и характеристика Веры — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Бежин луг» – рассказ И. С. Тургенева о ночном разговоре мальчиков, в котором упоминаются мистические истории. Характеристика мальчиков «Бежин луг» дает читателю возможность понять их характер – все они простые деревенские мальчишки, которые верят в потусторонний мир.

Значение описания героев

Характеристика 5 героев «Бежин луг» важна потому, что мы можем сравнить героев и понять, какой характер присущ каждому из них. Для восприятия и понимания произведения это очень важно, ведь Тургенев описал каждого мальчика точно, наделил их характером.

Внутри рассказа Тургенев знакомит нас с героями не сразу. Сначала долго время рассказчик блуждает по полям. Это наделяет произведением особой таинственностью. Затем рассказчик видит каких-то людей, которых принимает за гуртовщиков. Он не сразу догадывается, что это обычные мальчишки. Но когда он знакомится с ними, он понимает, что они – простые парни, как и все. Абсолютно реальные и беззлобные.

Характеристика каждого мальчика

Персонажи «Бежина луга» описаны довольно подробно. 5 мальчишек, сидящих у костра, каждый со своей историей и взглядами на мир, находят общий язык на тему потустороннего мира. Им страшно, но при этом никто не выдает этого страха.

Самый старший – Федор. По нему видно, что выехал в поле он скорее ради забавы, чем по нужде. Он хорошо одет. Павлуша, в отличие от Федора, не может щеголять одеждой. Он выглядит немного несуразно внешне, но вызывает симпатию. По нему видно внутреннюю силу. Илюша – его ровесник. Его лицо выражало тупую, болезненную заботливость. Костя – мальчик лет 10 – имел печальный и задумчивый взгляд. Его выразительные большие глаза как-будто хотели что-то сказать, для чего слов не находилось. Ваня – самый маленький из ребят. Его рассказчик даже заметил не сразу.

Сравнительная таблица

Сопоставить характеры героев поможет таблица

Федор

Павлуша

Илюша

Костя

Ваня

Возраст

14

12

12

10

7

Положение

Из богатой семьи

Беден

В новой одежде, значит не слишком беден

Одет бедно

Характер

Провокатор. Постоянно задает вопросы, чтобы проверить рассказчика

Смелый и волевой. Не испугался вести о предстоящей смерти.

Рассказчик. Любит рассказывать страшные истории, слегка пугать собеседников.

Искренне удивляется рассказам

Незаметный, тихий

Данная статья поможет составить план и написать сочинение на тему «Характеристика мальчиков «Бежин луг».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был впервые опубликован рассказ Тургенева «Бежин луг»?</h3>

    • <label>1850;</label>
    • <label>1851;</label>
    • <label>1852;</label>
    • <label>1854;</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://blmb.ru/xarakteristika-malchikov-iz-rasskaza-bezhin-lug/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/bezhin-lug/harakteristika-malchikov-tablica.html

«Бежин луг» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника». Рассказ был опубликован в 1851 году . В нём автор показал крестьянских ребят, у которых сказки и поверья гармонично переплетаются с собственными фантазиями и впечатлениями от природы.

Главные герои рассказа

  • Павлуша — мальчик лет 12 с умным и прямым взглядом, «в голосе у него звучала сила». Он любознательный, смелый, решительный, рассказывает только о том, что сам видел или слышал. В непонятных явлениях Павел пытается разобраться (например, с голосом из бучила). Он умеет рассказывать ярко, обстоятельно, занимательно и даже весело.
  • Ильюша — мальчик лет 12. Он работает в маленькой кустарной бумажной фабрике, очень увлекается поверьями, верит в чудеса, в нечистую силу и боится её. Ильюша пересказывает мальчикам то, что услышал от других людей о странных случаях.
  • Федя — красивый подросток лет 14 из богатой семьи (судя по его одежде).
  • Костя — мальчик лет 10, тщедушный, бедно одетый. Взгляд его был печален и задумчив.
  • Ваня — смирный мальчик лет 7.

download

Другой персонаж

  • Рассказчик — охотник, наблюдательный человек, ценящий красоту природы.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Возвращаясь домой после охоты, рассказчик заблудился и подошёл вечером к двум кострам, у которых было пятеро мальчиков. Они стерегли пасущихся лошадей. Охотник сообщил им, откуда он, и подсел к костру, затем лёг и притворился спящим. Мальчики продолжили свой разговор. Они долго рассказывали друг другу про нечистую силу.

Ильюша рассказал, что он слышал, как домовой ходил ночью у мельничного колеса, а Костя — про то, как плотник заблудился и увидел на ветке лесного дерева русалку. Она манила его к себе, плотник перекрестился, и русалка сказала ему, что будет он горевать до конца дней. С той поры плотник Гаврила всегда грустный.

Когда ребята поели сварившуюся картошку, Ильюша снова стал рассказывать страшную быличку о том, как псарь Ермил ночью ехал из города, увидел на могиле барашка, взял его с собой и стал приговаривать: «Бяша, бяша», а барашек, глядя ему в глаза, тоже произнёс: «Бяша, бяша…»

Вдруг обе собаки мальчиков залаяли и бросились от костра. Павлуша ринулся за ними. Вскоре он вернулся на лошади, собаки тоже прибежали. Павлуша сказал, что собаки что-то учуяли, и он подумал, что там волк. Охотник удивился, что безоружный мальчик ночью поскакал на волка.

Ильюша снова стал рассказывать — на этот раз о покойном барине, который выходил из могилы, чтобы искать разрыв-траву.

Павлуша рассказал о том, как у них в селе все перепугались, когда было солнечное затмение, так как думали, что увидят Тришку. Один из мальчиков, Костя, спросил, кто это. Ильюша сказал, что это удивительный человек. Если он придёт — это знак, что настали последние времена.

Павел продолжил рассказывать, как все увидели идущего в село человека с удивительной головой и подумали, что это Тришка. А это оказался бочар, который надел на голову купленный жбан.

Затем Павел пошёл к речке за водой и, возвратившись, сказал, что слышал голос Васи — утонувшего в реке мальчика. Ребята подумали, что это плохой знак.

Потом мальчики уснули. Уснул и охотник. Ранним утром он ушёл от костра. В конце рассказа автор сообщил, что в том же году Павел упал с лошади и погиб.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Однажды в июле рассказчик охотился в Чернском уезде Тульской губернии со своей собакой Дианкой. Вечером, возвращаясь домой, он заблудился.

На берегу широкой реки увидел охотник 2 огонька, около которых копошились люди. Он узнал место, куда зашёл. Это был Бежин луг. Усталый охотник решил провести ночь у костров и стал спускаться к ним с холма. Вдруг на него бросились 2 большие белые собаки. Несколько мальчиков вскочили с земли. Когда охотник отозвался на их вопросительные крики, мальчики подбежали к нему и отозвали собак.

Это оказались ребятишки из соседних деревень. Они стерегли табун лошадей. Мальчики спросили охотника, откуда он, и посторонились, когда он подсел к костру.

Из разговоров мальчиков охотник узнал их имена: Павлуша, Федя, Ильюша, Ваня и Костя.

Старшему из них, Феде, было лет 14. Был он из зажиточной семьи, так как одет очень хорошо.

Павлуша был «малый неказистый», но с очень умными глазами и какой-то силой в голосе, поэтому он понравился охотнику. Павлуше на вид было лет 12. Он следил за чугунком, в котором варилась картошка.

Ильюша был одного возраста с Павлушей. Его вытянутое лицо выражало «какую-то тупую, болезненную заботливость».

Костя был мальчик лет 10, с печальным, задумчивым взглядом.

Самому маленькому из них, Ване, было лет 7. Он смирно лежал под рогожей, иногда выглядывая из неё.

Охотник лёг в стороне под кустик и притворился спящим.

Мальчики возобновили прерванный разговор. Ильюша стал рассказывать, что он работает на фабрике, и однажды там ему с ребятами пришлось заночевать, так как было много работы. Ильюша утверждал, что они слышали домового, как он ходил наверху, потом спустился по лестнице, распахнул дверь, походил невидимый по помещению, а когда пошёл к двери, громко закашлял.

Затем Костя рассказал про плотника Гаврилу, как он заблудился в лесу и увидел на ветке русалку. Она его манила к себе, но он перекрестился. Русалка заплакала и сказала, что он будет печалиться до конца дней. С тех пор Гаврила и ходит невесёлый.

Услышав слабый свист, мальчики вздрогнули. Павлуша насмешливо крикнул, чего они всполохнулись, и сказал, что картошки сварились.

Когда мальчики поели, Ильюша снова начал рассказывать страшную историю о том, как ехал псарь Ермил из города домой и увидел на могиле утопленника барашка. Ермил взял его с собой. Барашек смотрел ему в глаза. Ермилу стало не по себе, он погладил его и сказал: «Бяша, бяша!» А барашек оскалился и тоже сказал: «Бяша, бяша…»

Не успел Ильюша произнести последнее слово своего рассказа, как обе собаки бросились с лаем от костра. Павлуша бросился за ними. Через некоторое время он прискакал на лошади, прибежали и собаки.

Павел сказал, что собаки просто что-то учуяли, а он подумал, что там волк. Охотник поразился, что мальчик ночью, не задумываясь, поскакал безоружным на волка.

Ильюша начал рассказывать страшную историю про покойного барина, который вышел из могилы и искал разрыв-траву. Охотник заметил, что Ильюша лучше других мальчиков знает сельские поверья.

Павлуша рассказал, что было у них в Шаламове, когда солнца не стало видно. Все перепугались, думали, что увидят самого Тришку. Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша с жаром рассказал о Тришке. Он сказал, что это удивительный, лукавый человек. Когда придёт Тришка — это будет знак, что наступили последние времена.

Павел неторопливо продолжил свой рассказ о затмении солнца. В его деревне старики говорили, что когда «предвиденье небесное» начнётся, придёт Тришка. Когда началось затменье, все вышли из домов. И вдруг увидели, что с горы идёт человек с удивительной головой. Кто-то крикнул, что идёт Тришка. Все переполошились, а оказалось, что это шёл бочар Вавила. Он купил жбан и надел его на голову.

Мальчики засмеялись. Вдруг 2 раза раздался над рекой резкий звук. Костя испуганно спросил: «Что это?» Павлуша ответил, что это цапля кричит.

Костя спросил у Павлуши, кто это стонал из бучила (ямы с водой), когда Костя шёл мимо бучила. Павел ответил, что может это жалуется душа лесника, которого там воры утопили, а может это были голоса маленьких лягушек, которые жалобно кричат.

Павел пошёл к реке за водой. Ильюша крикнул ему вслед, чтобы не упал в реку. Разговор зашёл о водяном, потом вспомнили Васю, который утонул. Когда пришёл Павел с котелком воды, он сказал, что из-под воды его звал Васин голос. Павлуша отошёл, однако воды набрал.

Федя сказал, что это звал Павла водяной, а Ильюша с расстановкой проговорил, что это дурная примета. Павел решительно произнёс: «Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь».

Мальчики замолчали, а собаки задремали. Лежали и лошади. Охотник заснул, проснулся он рано утром и подошёл к тлеющему костру. Мальчики спали вокруг него, один Павлуша проснулся и пристально посмотрел на охотника. Тот кивнул ему и пошёл восвояси.

Рассказчик с сожалением добавляет, что Павла в том же году не стало: он упал с лошади и убился.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» раскрыты темы:

  • детство;
  • интересы деревенских мальчиков в середине 19 века;
  • поверья.

Основная мысль (идея) рассказа «Бежин луг»: раньше для крестьянских мальчиков разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. Мир они воспринимали через различные поверья, бытующие в народе. Тогда в них верили и взрослые, а дети верили ещё сильнее в поэтичные истории о русалках, водяных, домовых.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание Тургенев Бежин луг

Заблудившийся в лесу охотник, ближе к ночи выходит на луг, называющийся в этих краях Бежин. Уставший, он готов просить приюта у кого угодно. На его удачу на лугу расположились вокруг костра ребята, выведшие, лошадей в ночное. Они позволили охотнику переночевать возле их костра.

Сначала ребята молчали, но когда решили, что взрослый заснул, продолжили прерванный разговор. Рассказывали они друг другу страшные истории про нечисть. Первой была быль о том, как мальчикам довелось ночевать на бумажной фабрике и довелось им услышать домового. Увидеть-то его нельзя, а вот звуками разными напугал он мальчишек довольно сильно. Сначала были шаги за стеной, потом сама собой распахнулась дверь, за которой никого не оказалось, и раздался жуткий кашель.

Следующей была история про местного плотника по имени Гаврила, повстречавшего как-то в лесу русалку. Сидела она на дереве, а волосы-то у нее зеленые были. Звала она Гаврилу к себе, тот и пошел. Видать, защекотать его хотела. Они ж, русалки, все этим промышляют! Но плотник-то возьми да перекрестись. Та смеялась все, а после крестного знамения и перестала. Сказала, что могла она с Гаврилой жить всегда, а теперь не бывать тому. И теперь ей невесело будет, пусть же теперь и плотник веселиться не сможет. Вот и ходит он с тех пор печальный.

Дальше история была о том, как псарь Ермила, проходя через болото мимо могилы утопленника, увидал хорошенького барашка. Хотел подманить его да и забрать, позвал: «Бяша, Бяша». А тот оскалился и ответил ему также: «Бяша, бяша».

А еще кто-то видел однажды, как покойный барин искал ночью на болоте разрыв-траву. Уж больно могила давит на него.

А баба Ульяна пошла ночью к церкви. По народному поверью, можно таким образом увидеть тех, кто в течение года умрет. Увидала мальчишку деревенского, тот и впрямь по весне Богу душу отдал. А потом женщину. Приглядывалась Ульяна, приглядывалась, а то она сама! Жива пока, но так и год еще не окончился.

Много еще разных историй рассказывали мальчишки. И про леших и про водяных. Один из ребят отошел от костра, а, вернувшись, поведал, что подойдя к реке, слышал как его кто-то позвал по имени. Решили мальчики, что это водяной был, и ведь только вот его поминали. Не к добру это!

На этом охотник заснул. А утром, поблагодарив ребят пошел домой. Через некоторое время узнал он, что мальчик тот, и в самом деле умер, только не утонул, а упал с лошади.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Бежин луг. Картинка к рассказу

Сейчас читают

На дороге лежит Коняга. Нет у него сил пастись или отойти в тень. Полоса, вспаханная только что, очень уже тяжелая попалась, с камнями. Непонятно даже, как удалось пройти ее до конца такому замученному

Данный рассказ Виталия Драгунского находится в составе цикла «Денискины рассказы», следовательно, ключевой герой здесь шестилетний мальчишка по имени Дениска.

В одной семье, где росли двое детей, Вася и Катя, жила кошка. Осенью она пропала. Где ее только не искали, дети бегали по округе, везде ее звали, но найти так и не смогли. Однажды дети играли у своего амбара, с крыши им послышался писк

Смерть близкого человека всегда как-то сказывается на нас, ведь это потеря кого-то очень близкого и любимого заставляет терять смысл жизни в общем. Так произошло и с девочкой, которой было только семнадцать лет, и звали ее Мария.

Виктор Пелевин по праву считается одним из лучших российских писателей наших дней. Он родился осенью 1962 года. Юношеские годы и детство проходили в городе Долгопрудый.

Краткое содержание рассказа «Бежин луг»

Тургенев Иван Сергеевич

Событие, описанное в рассказе, происходит в середине XIX века в России. В эти года еще не отменено крепостное право. Заблудившийся охотник, автор рассказа, заблудился по лесу. Он выходит на Бежин луг, где сидят крестьянские мальчики. Портреты детей, их рассказы и легли в основу этого произведения.

Автор повести – охотник, который и описывает красоту летней ночи, крестьянских детей у костра. Подразумевается, что это сам Тургенев, заблудившийся в лесу.
Павлуша – мальчик с неправильными чертами лица и в заплатанной одежде, но с умным взглядом. Он – сильный, авторитетный, смелый и решительный.
Федя – красивый, белокурый мальчик, имеет обеспеченных родителей, богато одет. Он пришел на Бежин луг не по нужде, а из интереса. Ведет себя с чувством превосходства.
Илюша – тревожный, озабоченный, неприметный мальчик. Он чисто одет. Илюша уже работает на фабрике и гордится этим.
Костя – невысокого роста, мальчик, болезненный на вид. Его выделяют задумчивые глаза – блестящие и большие.
Ваня – кудрявый мальчик лет семи, тихий, самый маленький и неприметный.

Несколько человек упоминается в мистических рассказах мальчиков, например, плотник Гаврила, впавший в депрессию, баба Ульяна, переполненная страхом смерти, красавица Авдотья, увидевшая водяного.

Рассказчик охотился за тетеревами в Тульской губернии. Охота в этот день удалась, и домой он стал возвращаться лишь вечером, когда солнце уже зашло. Увидев незнакомый осинник, охотник понял, что сбился с дороги. Он заприметил знакомую Синдеевскую рощу, но вместо нее обнаружил лишь темный бугор. Охотник понял, что совершенно заблудился. Он пошел по звездам, наугад. Но вот, наконец, увидев местность, рассказчик понял, куда зашел. Огромная равнина, полукруг широкой реки – это место называлось «Бежин луг». Охотник заприметил два костра и людей возле них. Подойдя ближе, он увидел крестьянских детей, 2-х собак и табун лошадей. Дело в том, что в жаркие летние дни лошадей выгоняют кормиться по ночам, чтобы им не докучали оводы и мухи. Для мальчишек такое времяпровождение – настоящий праздник.

Охотник сказал ребятам, что заблудился и немного поговорил с ними. Он прилег и огляделся по сторонам. Природа вокруг была восхитительна, и рассказчик любовался ею. Из разговоров мальчиков, которых было пятеро, рассказчик узнал их имена и принялся разглядывать их.

Федя – белокурый мальчик, происходил, судя по его одежде, из богатой семьи. Его черты лица были правильными, мелковатыми. Ему было лет четырнадцать, и вел он себя немного высокомерно. Павлуша – широкоскулый, неказистый мальчик с копной черных всколоченных волос. В нем чувствовались ум и сила. Ильюша – горбоносый и подслеповатый. Лицо его было озабочено и напряжено — брови сдвинуты, а губы сжаты. Костя – десятилетний мальчик, был бедно одет. Он выделялся своими глазами – большими, печальными и задумчивыми. Ваня – самый незаметный из ребят. Он лежал под рогожкой, лишь изредка поддерживая разговор.

Охотник претворился, что спит, и мальчики разговорились. Ильюша завел речь о домовом. Мальчик ночевал на фабрике с ребятами. И все они слышали, как домовой ходил, как трещали и гнулись доски под ним. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает».

Дети пекут картошку, посматривают «сварилась» ли она, но картошка еще сырая. Костя рассказывает историю о Гавриле-плотнике. Пошел однажды Гаврила в лес орехов набрать. Задремал и, вдруг слышит, что кто-то зовет его. Увидел тогда он русалку на дереве. Она – вся светленькая и серебряная, как рыбка. Зовет она его к себе и смеется. Гаврила тут же перекрестился. Русалка принялась горько плакать, что не быть им вместе теперь. Не утащила она его в воду, но Гаврила с тех пор не весел, стал. Ходит теперь он мрачным и задумчивым.

Ребята обсудили рассказ о русалке, и вдруг услышали странный и протяжный звук. Ильюша призвал на помощь крестную силу. Павел усмехнулся их реакции и сказал, что картошка уже готова.

Следующую историю рассказывал Илья, про прорванную плотину. В этом глухом месте захоронен утопленник. Однажды псарь Ермила возвращался с почты домой в ночное время. На могиле он увидел барашка и взял его с собой. Странный был этот барашек, уставился мужику прямо в глаза. Ермила гладит его и приговаривает: «Бяша, бяша», а барашик повторяет за мужиком эти же слова, оскаливши зубы.

В момент этого рассказа собаки, громко лая, скрылись во мраке ночи. Их вернул Павлуша, он предположил, что собак взбудоражил волк, но волка нет нигде.

Илья еще рассказал о покойнике-барине, искавшего разрыв-траву, поскольку могила давила на него сильно. Костя был удивлен, он считал, что покойники являются только в родительскую субботу.

Илья вспомнил, что баба Ульяна сидела на паперти, чтобы увидеть, кто в этом году умрет. И увидала она саму себя.

Мальчики вспомнили о недавнем затмении солнца, рассказы о Тришке. Он, якобы, в затмение и явится, и никакой на него управы не будет. Потом дети вспомнили Лешего, поговорили о том, что он не издает никаких звуков, только трещит. Видел его один мужик, рассказывал, что Леший темный, стоит за деревом, только глазища светятся. Дальше разговор пошел о Водяном, который Акулину «испортил» и утопил маленького Васю, игравшего на берегу. Павлуша, вернувшись с реки, как раз слышал голосок Васи, звавший кого-то.

К утру мальчики умолкли, задремал и охотник. Рассказчик проснулся еще до рассвета, и пошел домой вдоль реки. Он рассказал еще и о том, что не стало Павлуши в том же году. Охотник сожалел о гибели такого сильного и смышленого паренька.

Когда читаешь этот рассказ, то буквально чувствуешь дыхание природы, красоту летней ночи, радость от общения детей друг с другом. Ребята сидят у костра и разговаривают. Рядом с ними сидят собаки, пасутся лошади. Складывается очень душевная картина.

Здесь изображено то основное, что ценят люди – контакт человека с природой, дружба ребят и животных, их радость от разговора у костра. Тем более, что действие происходит ночью, когда мир наполнен бесшумной и таинственной красотой.

Несмотря на то, что эти дети принадлежат к семьям крепостных, они с интересом общаются, радуются друг другу. Дети вспоминают страшные случаи из жизни, которые переплетаются с народными поверьями о русалках, утопленниках, леших.

Я думаю, что Тургенев хотел описать контакт человека с природой, то гармонию и красоту, которая есть в жизни каждого человека, независимо от их сословия. Крепостные крестьянские мальчишки с интересом общаются, радуясь замечательной возможности побыть ночью на природе. Важно лишь заметить эту красоту жизни, заключенную в самых обыденных и простых вещах, и наслаждаться гармонией жизни.

Мы подготовили для Вас несколько сочинений о главных героях из рассказа — Бежин луг. Используйте наши примеры для написания сочинения по литературе.

Сочинение 1

Ваня

Для самого маленького и младшего и всех ребят, которых встретил автор­ у костра на ночной равнине,­ Вани, писатель не дает его портретной характеристики. Он в рассказе отмечает только, что ему было семь лет. Мальчик тихонько лежал, укрывшись своей рогожей, ему хотелось спать.

Илюша

Илюша – один из компании мальчиков, которые встретились охотником, заблудившимся в лесу, у ночного костра. Деревенские мальчишки считали праздником «выходить в ночное». Они вечером перед заходом солнца выгоняли лошадей в поле, а рано утром, с рассветом приводили их обратно. В самом начале произведении мы узнаем только имя этого героя, потом уже писателем описывается внешность мальчика.

Костя

В описании этого десятилетнего мальчика Кости в рассказе «Бежин луг» писателем отмечается его задумчивый и печальный взгляд. Он, понурившись, постоянно смотрел­ куда-то вдаль. У него было худенькое покрытое веснушками лицо, на котором­ выделялись его чёрные, большие и всегда грустные глаза, острый, словно у белки, подбородок.

Павлуша

Внешность мальчика по имени Павлуша была вовсе непримечательной: всклокоченные волосы, серые глаза, широкие скулы, рябое и слегка бледное лицо и немного приземистое тело. Но отчего именно его сразу выделил писатель среди всех ребят? Он писал, что в его голосе звучала сила. Павел мало говорит, он больше делает.

Федя

Самым старшим из всех пятерых мальчиков, которых встретил автор на большой равнине Бежин луг, Федя — самый старший, ему уже четырнадцать лет. Этот деревенский мальчик вырос в довольно богатой семье. Если­ поход в «ночное» чтобы сторожить лошадей для остальных мальчиков — это своеобразный заработок, то для него — просто забава.

Рассказчик

Рассказчик, автор, который рассказал нам эти истории про мальчиков. У него была хорошая охота, но собравшись домой, он вдруг, осознал, что плутанул и находится не там, где планировал. Так как уже смеркалось, то он, с радостью, устроился у костра мальчиков, и, с наслаждением, слушал их рассказы.

Сочинение 2

Федя

Федя – самый старший из мальчиков. Ему 14 лет. Федя принадлежит к зажиточной семье крестьян, в поле с остальными мальчиками он выехал не для заработка, а ради «забавы». Федя стройный мальчик с красивыми чертами, со светлыми волосами и глазами, с постоянной улыбкой на лице.

Федя ведет себя среди мальчиков покровительственно, он охотно слушает их рассказы про домовых, леших, русалок. Мальчик расспрашивает собеседников, пытается узнать как можно больше фантастических подробностей их встреч с мистическими существами. Сам же почти ничего не рассказывает. Федя добрый мальчик, он спрашивает у Вани о здоровье его сестры. Федя приглашает их в гости, обещает дать гостинцы.

Павлуша

Павлуше около 12 лет. Мальчик обладает неказистой внешностью, однако она с лихвой компенсируется умным прямым взглядом и силой, звучащей в голосе героя. Мальчик пользуется авторитетом среди собравшейся у огня компании. Он со знанием дела говорит о природных явлениях, будучи реалистом, мальчик не верит в приметы и суеверия.

Павлуша смелый и решительный. Ночью, когда собаки с лаем погнали кого-то, мальчик, не мешкая, отправился им в след. Он не испугался опасности, которая могла ему угрожать, вдали от компании, собравшейся у костра. В конце рассказа, писатель сообщает, что Павлуша разбился насмерть, упав с коня.

Илюша

Ровесник Павлуши, ему также около 12 лет. Илюша со старшим братом работает на бумажной фабрике. Мальчик не обладает примечательной внешностью, в его взгляде отражается какая-то постоянная болезненная заботливость. Илюша знает много побасенок, которые охотно рассказывает мальчикам. Герой очень суеверен, от этого он немного нерешителен и трусоват.

Костя

Мальчик лет 10, обладающий задумчивым и печальным взглядом. Костя из небогатой крестьянской семьи, небольшого роста, хрупкого телосложения. Костя немного пугливый, но добрый и жалостливый мальчик. Он любит выезжать с остальной компанией в поле, с любопытством слушает фантастические побасенки, которые рассказывают друг другу мальчики.

Ваня

В компании мальчиков является самым младшим, ему 7 лет. Ваня тихий, спокойный ребенок. В рассказе все время повествования он провел под рогожей. В образе Вани прослеживаются романтические черты: мальчику нравится красота звездного неба, он с добротой и теплотой отзывается о своей сестренке Анютке.

Рассказчик

Автор, от лица которого ведется повествование. Однажды, будучи на охоте и проходив по лесу весь день, рассказчик заблудился и вышел на Бежин луг. Здесь компания мальчиков стерегла табун. Разместившись вокруг костра, они рассказывали друг другу фантастические истории, которые либо где-то услышали, либо сами были их свидетелями. От лица автора читатель узнает о каждом их мальчиков, рассказчик дает маленьким героям емкие характеристики. Писатель хорошо знает и понимает крестьянскую жизнь.

Сочинение 3

Рассказчик

Все уже догадались, что в этой роли выступает сам автор, который ведет повествование от своего лица. Любитель охоты, а так же поговорить и пообщаться, с разными, интересными людьми. По воле случая, попавший на бежий луг, где сидели ребята, о которых и пойдет сегодня речь.

Ваня

Всего, в компании было пять мальчишек, и самый младший из них был Ваня, который почти всю ночь проспал под рогожкой. За весь рассказ, этот персонаж проронил все лишь несколько фраз. Но их было вполне достаточно, что бы понять доброту этого молодого человека.

Федя

Был самый старший из всех. По его одежде сразу становиться заметно, что он из семьи зажиточного крестьянина, и как после узнаем, поехал с ребятами ради интереса. У него был свой конь, одет в сапоги, ситцевую рубаху. С кучерявыми, белыми волосами, лицо имело красивые и тонкие черты лица. Так как был старше всех, то вел себя покровительственно, но не ущемлял, права и свободу других. Интересовался здоровьем сестры одного из ребят.

Илья

Еще один из компании пастухов. Он работает на бумажной фабрике, видно, что не беден, так как довольно хорошо одет, на нем были новые лапти и онучи. Очень суеверный, рассказывал свою историю о домовом, которого видел на фабрике. Явно, что трудолюбивый и ответственный, так как уже работает на предприятии. Внешность неприметная, лицо отражает болезненную озабоченность.

Костя

Один из самых младших, на вид примерно лет 10. Болезненный мальчик, тщедушного сложения, голос слабый и тихий, по одежде видно, что беден. Больше всего внимания привлекали его печальные широкие глаза, в которых отражался темный блеск. Очень суеверен, рассказывал историю о плотнике Гавриле.

Павлуша

Является одним из главных и центральных персонажей. На вид он был некрасив и неказист, своей одеждой похвастаться не мог. Но среди всех, он явно пользовался уважением, его голос был тверд и уверен, говорил всегда по делу. Однозначно смелый мальчик, один поскакал на волка. С виду ему было лет 12. В конце автор добавил, что Павлуша в том же году погиб – насмерть упал с лошади.

О произведении

Цикл рассказов «Записки охотника», принадлежит перу русского писателя Ивана Алексеевича Тургенева. Сборник состоит из множества рассказов, одни из которых были основаны на реальных событиях, случившихся с Тургеневым, когда он жил в Спасском – Лутовинове. Как утверждают многие литературоведы, рассказы посвящены сельской, крестьянской жизни. Которую автор преподнес как другой мир, пусть бедный и трудный, но так же имеющий, свое достоинство, радости и свою жизнь. Каждый рассказ затрагивает именно эту мысль, только тема каждого из них немного разная, образно говоря, форма проявления основного смысла, немного меняется. И мне хотелось, обратить свое внимание, на один из рассказов под названием « Бежий луг ». Данное произведение было впервые опубликовано в 1851 году, в журнале « Современник ». Как и все рассказы, оно выделяется особенным составом героев, характеристика которых была бы вполне уместна. Именно персонажи создают вымышленную реальность и ведут нас по всему рассказу.

Ключевые слова:

И.С.Тургенев
,
И.С.Тургенев «Бежин луг»
,
В.М.Песков «Бежин луг»
,
очерк

Цели:

Обучающая:

  • Дать представление об очерке.
  • Сравнить художественное произведение (рассказ) с
    публицистическим произведением (очерком).
  • Совершенствовать навыки анализа текста.

Развивающая:

  • Развивать коммуникативную компетентность обучающихся.
  • Формировать информационную культуру обучающихся через
    работу с текстами художественного и публицистического стилей.

Воспитательная:

  • Воспитывать духовные ценности на основе личностного
    осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация

Эпиграф

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться:

Н.Рыленков

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Приветствие. Обращение внимания ребят на оформление класса
(портреты И.С.Тургенева, В.М.Пескова, тексты очерка В.М.Пескова
«Бежин луг»/распечатанный материал на партах
обучающихся/,эпиграф, запись на доске «Очерк»). Определение
учениками цели, задач урока.

Работа с ключевым понятием «очерк».

2. Работа со словарной статьей (в парах)

Выбор главной информации. Записи в тетради (тезисно).

Знакомство с жанром публицистики —
очерком. (слайд).

Очерк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы
— рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием
единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей
развитостью описательного изображения. Это полухудожественный,
полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события
и реальные люди.

Очерк — это художественно-публицистический жанр, в котором
сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы
отражения действительности.

Очерковая литература затрагивает не проблемы становления
характера личности в её, а проблемы гражданского и
нравственного состояния «среды» — проблемы «нравоописательные.
Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной
литературы и публицистики.

В художественной литературе очерком называется одна из
разновидностей рассказа, отличается большей описательностью,
затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и
анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как
правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

Основной признак очерка — писание с натуры. Очеркист
художественно воплощает в слове реальные исторические лица и
события, составляя о них мнение на основании системного
исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а
заключение и вывод являются логическим его завершением.

Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и
композиционное его построение. В очерке может совсем
отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор
очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или
его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их
зависимость. Автор очерка чаще, чем авторы других жанров,
вмешивается в ход описываемых событий от первого лица.

Это возможность более свободной группировки материала,
возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего.

В очерке гораздо большее значение, чем, например, в рассказе,
имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения.

Словом, очерк — одновременно и документально-научное осмысление
действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же
очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с
живописью, подчеркивая: если рассказ — живописная картина, то
очерк — графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на
грани между документом и обобщенным художественным образом.

Путевой очерк.

Путевой очерк — один из самых старых видов. Его особенности
заключаются в том, что объект изучения развертывается для
автора постепенно. Действительно, путешествуя, публицист
всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события,
отражая их через призму индивидуальных наблюдений. В передаче
личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм
жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается
специфика путевого очерка. В нем сочетаются элементы
портретного и проблемного очерков.

Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая
иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист
становится глазами своей аудитории, используя для этого
репортажные приемы.

Стилистическая языковая структура очерка полностью
соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка,
избранному им для художественно-публицистического осмысления
действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме
сказать о многом, создать многогранную картину — один из
основных признаков высокого профессионального мастерства
очеркиста.

Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает
раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и
эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого
очеркиста.

Яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные
речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы
способствуют большей выразительности и
художественно-публицистическому отображению действительности.

Одним из эффективных методов построения очерка является
ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого
служат авторские размышления.

Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации
представляли единое целое, подчинялись единой цели — разработке
темы, избранной очеркистом. Поэтому, работая над очерком,
пишущий фиксирует в своем блокноте и в памяти все: общие
сведения, данные, цифры, имена и фамилии, должности, конкретные
эпизоды, ситуации, раскрывающие человека в действии, чтобы
потом суметь раскрыть характерное, поучительное, впечатляющее.
Ведь композиция жанра требует непременного соединения,
столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.

— Что же такое очерк?

— Выделите из определения признаки очерка.

— Путевой очерк — каковы его особенности?

— Примером художественного очерка служит рассказ И.С.Тургенева
«Бежин луг».

Примером публицистического жанра — путевого очерка — служит
очерк В. М. Пескова «Бежин луг».

3. Слово о В.М.Пескове

— Имя И.С.Тургенева вам известно, рассказ писателя «Бежин луг»
прочитан (слайд «Портрет И.С.Тургенева»), а вот имя журналиста
В.М.Пескова вам, наверное, неизвестно, как неизвестен и его
очерк «Бежин луг».

(Сообщение о В.М.Пескове заранее подготовлено одним
учеником) — слайды (портрет писателя, фото Бежина луга).

— Василий Песков (1930-2013) — известный писатель, публицист,
спецкор газеты «Комсомольская правда». Он долгое время был
телеведущим в популярной телепередаче «В мире животных».
Необычные рассказы фотоохотника опубликованы в книгах: «Птицы
на проводах», «Странствия», «Просёлки», «Окно в природу».
Василий Михайлович за долгие годы репортёрской работы стал
мастерским фотоснайпером. Щёлк-щёлк — и на плёнке навсегда
остаётся какой-нибудь редкий зверь или пичуга. Его фотографии
являются не иллюстрациями к текстам, а их составной частью.
Каждый из очерков Василия Пескова ценен и интересен.

Для писателя всякое путешествие было радостью. Впечатления о
памятных местах, любопытных географических точках и природных
уголках, встречах с животными накапливались по крупицам. Много
пришлось поездить и походить, чтобы собрать полновесный багаж
литературных материалов. Старое, вечное, новое — всё
переплетено на этих дорогах, самых поэтичных и самых древних,
по мнению Пескова. Из всех путешествий хождение по деревенской
России было, пожалуй, самым интересным для Василия Михайловича.
Писатель обращает своё внимание главным образом на то, что
исчезает, уходит, оставляя щемящее чувство грусти. Читая очерки
и миниатюры, узнаёшь, чем жив старинный городок Плёс, как
выглядит Куликово поле, Бежин луг, как работают люди. Всё
интересное заметишь, если отправишься в путь с Василием
Михайловичем Песковым, читая его очерки, такие живые и
запоминающиеся.

Первая книга писателя вышла в 1960 году. За книгу «Шаги по
росе» (1963) он получил Ленинскую премию (1964). Очерк «Бежин
луг» написан В.М.Песковым в 1968 году, напечатан впервые в
журнале «Пионер». Орден «За заслуги перед Отечеством» IV
степени В.М.Песков получил за большой вклад в развитие
отечественной журналистики 5 мая 2003.

4. Выразительное чтение очерка В.М.Пескова «Бежин
луг»

Тут не случилось великой битвы, нет на этом месте ни
деревянных, ни каменных древностей. Луг этот похож на тысячу
других российских лугов. И все-таки луг не­обычный…

Пятеро ребятишек сто пятьдесят лет назад ночевали на этом лугу
у костра. Фыркали в темноте лошади, плескалась рыба, тревожно
кричала ночная птица. На огонек вышел заблудившийся в
перелесках охотник. От него мы знаем, какая ночь стояла над
лугом, о чем говорили мальчишки. Мы помним по именам этих
мальчишек: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. Вот несколько слов
давнего разговора.

«- А ведь вот и здесь должны быть русалки…

— Нет… здесь место чистое, вольное. Одно — река близко…»

Уже много лет мы знаем эту ночь и этих мальчишек… Оказалось,
без большого труда можно отыскать этот луг. Мы немного
поколесили по перелескам на краю Тульской области, и наконец
встречный сказал: «А вот сразу за ржаным полем…»

Почти по Тургеневу «был прекрасный день… один из тех дней,
которые случаются только тогда, когда погода установилась
надолго». Мы оставили на бугре машину и почти скатились вниз с
крутого, заросшего травой обрыва. Стадо телят паслось возле
кустов. Мы разыскали пастуха, чтобы спросить: тот ли луг?

— Да. Бежин луг, — сказал пастух, потянувшись после дремоты. —
Деревня тоже называется Бежин Луг…

Мы огляделись и увидели: стоим на краю большой зеленой равнины.
Земля с прудами, садами, оврагами, полосами ржи и пшеницы
лежала теперь вверху и со всех сторон опускалась в низину
зелеными, довольно крутыми обрывами. Прохладная, сырая равнина
была похожа на плоское дно большого котла. Дикие груши, дубы и
вязы группами и в одиночку росли на пологих склонах.

А внизу были лозняк и трава. Темно-зеленый вблизи лозняк,
разбегаясь по лугу, синел. По краям же, где равнина упиралась в
бугры, все было синим: и дубы на холмах, и барашки кустов, и
даже лошадь с маленьким жеребенком. К синеве добавлялся
солнечный, золотистый туман, и горизонт уже только-только
угадывался.

Большое облако, проплывая с запада на восток, кинуло на равнину
прохладную тень. И луга вполне хватило, чтобы вместить и
обозначить на лоснящихся травах все полотно и все узорные
завитки облака. Мы догнали край тени и пошли вместе с ней по
лугу к месту, где полоса лозняков и ракит прятала речку.

Желтые брызги лютиков, малиновые головки луговых васильков,
пушистые стебельки лисохвоста, зонтики сладкого купыря, плети
луговой кашки и тонкие ниточки душистого колоска — все
перепутано, перемешано, и все вместе образует плотное душистое
разнотравье — идешь, и за тобой остается сыроватый и темный
брод.

Бежин луг… Гудят шмели. Луговые чеканы и желтые трясогузки со
стеблей конского щавеля настороженным глазом провожают идущего.
Кричит потревоженный чибис. Два коростеля — один близко, в
кустах, другой где-то у самых бугров — то ли зовут, то ли
пугают друг друга: крэкс, крэкс…

Безлюдно. Ходит вдалеке лошадь. Так или не так выглядел луг сто
лет назад? Пожалуй, так же. Холмы не могли измениться, кусты и
ветлы растут, наверное, на старых местах, и речка течет по
прежнему руслу. Вон с того обрыва увидел Тургенев ночной
костер. А ребятишки сидели где-нибудь тут, за кустами. Под
крики чибиса бредем по траве… Я делал на лугу снимки на память
и чувствовал: не хватает самого главного — нынешних ребятишек.
И вдруг (везенье фотографа!) к реке сбежали мальчишки.
Вприпрыжку, перегоняя друг друга, они катили большую
автомобильную шину…

Десятью минутами позже мы уже знали: речка называется Снежедь;
деревня Бежин Луг стоит в километре от луга; поздний мороз в
этом году тронул на огородах картошку и помидоры; в домах «по
телевизору» видят Москву: четверо из ребят умеют ездить на
лошади, а у двоих — отцы шоферы и дают сыновьям иногда посидеть
за рулем…

— Мы слыхали, у вас тут русалки и ведьмы водятся…

Мальчишки переглянулись и прыснули.

Записывая в блокнот имена ребятишек, я спросил, а знают ли они
местных ребят: Федю, Павла, Костю, Илюшу…

— Это кто же? — насторожился старший. И тут же сообразил: —
А-а, знаю! «Бежин луг», да?

И все остальные догадались, в чем дело.

Мальчишки попросили автомобильный насос: получше накачать шину.
Они деловито по очереди сопели, пинали шину босыми пятками. И
потом мы с бугра наблюдали, как мелькали в кустах белые головы
и слышались звонкие шлепки ладоней по шине.

Я подумал: тургеневские мальчишки стали ведь взрослыми, у них
были дети и внуки. Этим нынешним ребятишкам они приходятся
прадедами… А луг все тот же. Большой предвечерний луг дымился в
долине. По-прежнему кричали два коростеля, лениво наклонялись к
траве телята. Вечно молодой луг…

5. Беседа по вопросам

-О чем этот очерк?

-Что заставило журналиста побывать на этом знаменитом лугу?

-Что увидел автор очерка?

-О каких чувствах пишет автор рассказа?

-Как создается настроение?

-Над какими вопросами заставляет задуматься автор очерка?

-Какие признаки очерка присутствуют в тексте?

-Докажите, что это путевой очерк?

6. Сравнительный анализ художественного очерка и
публицистического очерка

-Что общего между двумя произведениями?

-Чем они отличаются?

Два очерка — один публицистический, другой художественный.

Работа с таблицей.

Рассказ Бежин луг»

Очерк «Бежин луг»

тема

Бежин луг

цель

передать скромную красоту средней полосы России

стиль

художественный

публицистический

герои,

обстановка

реальная действительность,

художественный вымысел

реальные люди,

реальная действительность

время

19 век

20 век

задача текста

образная картина мира

задуматься над вечными

вопросами

тип речи

смешение типов речи,

большая часть-описание

смешение типов речи,

большая часть-описание

композиция

соответствует рассказу

свободная

позиция

автора

герой-повествователь-охотник

(повествование от 1 лица)

открытая

(повествование от 1 лица)

языковые

средства

эмоциональность, тропы,

худ. приемы, диалог детей

эмоциональность, тропы,

худ. приемы, диалог

крестьянские

дети

Разное отношение к жизни.

Общее: любовь к своей земле

Работа с текстом. Заполнение таблицы

В.М.Песков использует разные изобразительные средства,
чтобы передать свое восхищение увиденным.
Он использует
прием цветописи — синий цвет упоминается во фрагменте 5 раз,
желтый — 2 раза, золотой — 2 раза, черный, белый-2 раза,
темно-зеленый …, например: в 1 абзаце фрагмента «лозняк синий»;
«все было синим»; «к синему добавлялся солнечный». Возникает
ощущение чистоты, легкости. Автор использует и звукопись —
«гудят шмели, кричит чибис, два коростеля то ли зовут, то ли
пугают друг — друга: крэкс, крэкс…», «тревожно кричала птица».
В.М.Песков хотел показать, что луг полон жизни, как и
раньше, много лет назад.
Читая описание луга, мы чувствуем
и запахи — «душистый колосок», «плотное душистое разнотравье В
описании Бежина луга встречается множество эпитетов. Все
это создает образную картину летнего дня
(«солнечный
золотистый туман»; «лоснящиеся травы»; «узорные
завитки облаков»), но преобладают метафоры и олицетворения
(«облако кинуло на равнину тень»; «завитки облаков»; «дубы и
вязы в одиночку бежали»; «деревья не решились опуститься»;
«царство лозняка»; «трава упиралась в бугры».

Цель — показать полнокровную жизнь Бежина луга, его
незабываемую красоту, самобытность. Нет ничего экзотического,
все просто, но в этой-то простоте, скромности заключается
Вечное — красота земли.

Мы пришли к выводу, что оба произведения посвящены одному месту
— Бежину лугу. И.С.Тургенев, и В.М.Песков восхищаются красотой
русского пейзажа, любят эту землю, но у каждого свое
незабываемое видение Бежина луга. Два произведения написаны в
разное время (19 и 20 вв.), но тема одна. У каждого писателя
свой отбор языковых средств в изображении природы Тульского
края, разная стилевая манера, но цель одна — передать скромную
красоту средней полосы России через художественное слово. В
двух произведениях появляются крестьянские дети, но у детей
разное отношение к этому месту. Если дети из

«Бежина луга» И.С. Тургенева верят в легенды о домовых,
русалках…, то у детей, живущих в конце 20 века, уже нет этих
суеверий. У них другое отношение к миру, другие заботы, иной
образ жизни. И все же они, как и те их сверстники, тоже любят
свою землю, они тоже не прочь посидеть у костра в ночи и
почувствовать свободу.

Оба произведения посвящены Вечному — красоте природы. Так было
всегда. Этот мир, эта речка…, «и так же, как 100 лет назад,
плескалась рыба в ночной воде, тревожно кричала птица и фыркали
в темноте лошади». «Я подумал: тургеневские мальчишки ведь
стали взрослыми, у них были дети и внуки. Этим, нынешним
ребятишкам, они приходятся прадедами. А луг все тот же…». «
По-прежнему кричали два коростеля… Вечно молодой луг…» Автор
В.М.Песков не случайно употребляет наречие по-прежнему
несколько раз; подчеркивает «вечно молодой луг». Вечна не
только природа, но и вечна любовь человека к родной земле, к
своей стране.

Подведение итогов

Учитель: Итак, в ходе проведенного
исследования мы пришли к следующему выводу:

— благодаря силе и выразительности художественного слова, и
И.С.Тургеневу, и В.М.Пескову удалось показать, как прекрасна
природа. Читая эти произведения, мы задумались о вечном,
ощутили величие тишины и шума окружающего нам мира. И,
наверное, каждый из нас вспомнил свой любимый уголок природы,
куда хочется возвращаться вновь и вновь. Об этом, дорогом
сердцу месте вы напишете сочинение в жанре путевого очерка по
одной из предложенных тем: «Признание в любви к малой родине»,
«Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться…» (Н.Рыленков),
«Прогулки по родному краю»…

7. Рефлексия

А сейчас, прежде чем уйти с урока, возьмите понравившийся вам
цветной магнитик и разукрасьте им тот луг, что представлен на
слайде.

Я вижу ваши улыбки, настроение у всех замечательное.

Посмотрите, как прекрасен этот летний луг в своем многоцветье!
А ведь это мы создали такую красоту. Дома вы можете по желанию
нарисовать или Бежин луг, о котором писали Мастера слова, или
любимый вами уголок природы.

Спасибо за урок, за плодотворную работу .

8. Домашнее задание

Написать путевой очерк по одной из предложенных тем: «Признание
в любви к малой родине», «Здесь мало увидеть, Здесь нужно
всмотреться…» (Н.Рыленков), «Прогулки по родному краю»…

Тема: «Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе».

Цели урока:

  • расширить знания обучающихся о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы;

  • помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; помочь обучающимся активно воспринимать материал;

  • формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя

Задачи урока:

а) показать роль русской усадьбы в формировании личности писателя;

б) познакомить с произведениями, созданными писателем в Спасском-Лутовинове;

в) пробудить чувство любви и уважения к родной земле;

в) вызвать интерес к духовному и историческому наследию русского народа. 

Ход урока.

1.Орг. Момент.

2 Актуализация знаний обучающихся. Проверка и контроль выполнения домашнего задания.

3.Знакомство с жизнью и творчеством Тургенева

Эпиграф : «Вся моя биография — в моих сочинениях».

Вступительное слово учителя.

 (слайд 1)

4 Сообщение целей урока

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.
Иван Тургенев был одним из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.

Слайд( 2)

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле, но Орлу не суждено было стать городом его детства. Память о первых детских радостях, где он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки, была у него неразрывно связана со Спасским. Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново — родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте

Слайд(3-5)

Мать Ивана Сергеевича — женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Бала она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченной оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Не выдержав притеснений, она вынуждена была сбежать из дома и нашла приют у своего дяди, Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого. На свою племянницу он мало обращал внимания, однако держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Внезапная смерть дяди неожиданно превратила забитую приживалку в одну из богатых невест в округе, владелицу ограмных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян.

Варваре Петровне было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым, который произвел на нее неотразимое впечатление.

В начале 1816 года состоялось бракосочетание, и молодые поселились в Орле. Своего мужа Варвара Петровна боготворила и побаивалась. Она предоставила ему полную свободу и ни в чем не ограничивала. Варвара Петровна, в основном, занималась воспитанием детей. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания не лучшим образом отразились на ее характере. Своенравная, капризная, истеричная, к детям своим она относилась неровно. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и мелкого тиранства. По ее приказу детей наказывали за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины.

«Мне нечем помянуть моего детства, — говорил много лет спустя Тургенев. — Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк — одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

Когда Тургенев подрос, его ужаснули картины насилия и несправедливости, с которыми он сталкивался на каждом шагу. Мальчик видел жестокость своей матери по отношению к дворовым людям. Она не выносила, когда кто-нибудь ей осмеливался перечить. И гнев ее был страшен. Редкий день проходил без того, чтобы со стороны конюшни не раздавались крики наказываемых плетьми людей.

На всю жизнь сохранились в сознании писателя горечь за несправедливо нанесенные обиды и унижения.

Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»

Слайд(6)

Отец Тургенева — Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как «великого ловца пред Господом».

 Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Первая любовь юного писателя оставила горький осадок. Юная Катенька, дочь жившей по соседству княгини Шаховской, пленила 18-летнего Тургенева девичьей свежестью и непосредственностью. Но, как выяснилось позже, девушка была вовсе не так чиста и непорочна, как рисовало воображение влюбленного юноши. Однажды Тургеневу пришлось узнать, что у Екатерины уже давно есть постоянный любовник, причем «сердечным другом» молоденькой Кати оказался не кто иной, как Сергей Николаевич — известный в округе донжуан и… отец Тургенева. В голове юноши царила полная сумятица, молодой человек никак не мог понять, почему Катенька предпочла ему отца, ведь Сергей Николаевич относился к женщинам без всякого трепета, часто был груб со своими любовницами, никогда не объяснял своих поступков, мог обидеть девушку нечаянным словом и едким замечанием, в то время как его сын любил Катю с какой-то особенной ласковой нежностью. Все это казалось молодому Тургеневу огромной несправедливостью, теперь, глядя на Катю, он чувствовал себя так, будто неожиданно наткнулся на что-то мерзкое, похожее на раздавленную телегой лягушку.

 Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а изобразил его в повести «Первая любовь» «трепетно и влюбленно».

Слайд(7)Любимое Спасское.

Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново — родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте. 

 Дворовые слуги рассказывали ему страшные истории о старом барине Иване Ивановиче, о том, что он и теперь ходит по Варнавицкой плотине и ищет разрыв-траву, чтобы выбраться из могилы; о жестоком управителе, убитом крестьянами в овраге возле Ивановского пруда, и что с тех пор овраг этот зовется Злодеев верх. 

Мальчик был одарен. В нем поразительно рано стали проявляться необыкновенно острая чувствительность, живая образная память, независимый и быстрый ум. Все эти качества крепли и развивались в Спасском-Лутовинове, но, может быть, самым важным было то, что здесь у него зародилось чувство родины, сознание кровной связи со своим народом, здесь он увидел красоту родной земли.

Самым привлекательным местом для Вани был парк. Здесь мальчик чувствовал себя на воле, наедине с природой. Крепостные учили его распознавать по голосам птиц, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы. Иногда ему удавалось тайком поиграть с деревенскими ребятами или убежать на дворню, чтобы послушать песни, посмотреть хороводы. Одним из самых сильных впечатлений детства стала для Вани неожиданно завязавшаяся дружба с Леоном Серебряковым, крепостным слугой матери. Леон был грамотен, пел в церковном хоре и даже пытался сам сочинять стихи. Он приучил мальчика читать книги из домашней библиотеки. Библиотека занимала самую большую комнату дома. Она была расположена в специальной пристройке, с окнами, выходящими на обе стороны. Стены библиотеки были сплошь заставлены книжными шкафами, в середине комнаты стоял тяжелый домодельный бильярд, крытый зеленым сукном.

Писатель любил и ценил книгу, но никогда не был накопителем, библиоманом. Тургенев охотно дарил книги близким людям, школе, основанной им в Спасском-Лутовинове. Книгами его библиотеки пользовались и гости, и все живущие в доме. Это одна из любимых комнат дома: здесь писатель в моменты творческого подъема работал по восемь часов в день.

Самое значительное и самое прекрасное из всего созданного писателем было написано здесь, в сельской тиши, в глубине России. И.С.Тургенев любил повторять: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей!» 

Слайд(8)- Годы учения

В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе.

В 1833 г. 15-летний Тургенев  поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет.

Студентом 3-го курса он представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму «Стенио», по собственным словам Тургенева — «совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».

В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. Ему не столько приходилось «усовершенствоваться», сколько засесть за азбуку. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома вынужден был «зубрить» элементарную грамматику этих языков.

Сильное впечатление произвел на Тургенева и весь вообще строй западноевропейской жизни. В его душу внедрилось убеждение, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она была погружена. В этом смысле он становится убежденным «западником».

В 1841 г. Тургенев вернулся на родину.

Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. В 1843г. он начинает печататься.

 Слайд(9-12)— Творчество Тургенева 1843 год — поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки».

Каждый писатель создает в своих произведениях неповторимые, особенные образы. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго. И. С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как «тургеневская» девушка в повести «Ася».

1852 год — Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1847 по 1851 год). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» «по высочайшему повелению» Тургенев был арестован и затем выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 года. «Обвинительный акт крепостничеству» — так назвал Герцен «Записки охотника». Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о положении народа под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе.

Жизнь в деревне раскрывала перед Тургеневым не только красоту родной стороны. Во время охотничьих путешествий он многократно сталкивался с картинами ужасающей нищеты и бесправия крепостного крестьянства. Тургенев отмечал, что «Записки охотника» накапливались в нем на протяжении десяти лет. Их основой стали богатейшие наблюдения жизни русской деревни. Бежин луг, река Иста, Малиновая вода, описанные в рассказах, — подлинные названия мест, расположенных в непосредственной близости со Спасским.

Вынужденного по воле судьбы многие годы находиться вдали от Родины, на краю чужого гнезда”, Тургенева не покидают тяжкие раздумья о судьбе своей Родины.

После трагических событий французской революции творческой силой истории Тургенев начинает считать интеллигенцию. Он замечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином земли. Итогам этих раздумий является романы. “Накануне”, “Отцы и дети”.

Слайд(13 )  — «Либералы».

Белинский и его единомышленники давно мечтали иметь свой печатный орган. Эта мечта осуществилась в 1841 году, когда Некрасов и Панаев приобрели в аренду журнал «Современник», основанный в свое время А.С.Пушкиным и после его смерти издававшийся П.А.Плетневым. Тургенев принял непосредственное участие в организации нового журнала. По словам П.В.Анненкова, Тургенев был «душой всего плана, устроителем его…Некрасов советовался с ним каждодневно; журнал наполнялся его трудами».

В январе 1847 года первый номер обновленного «Современника» вышел в свет. Тургенев опубликовал в нем несколько произведений: цикл стихотворений, рецензию на трагедию Н.В.Кукольника «Генерал-поручик Паткуль.», «Современные заметки». Но подлинным украшением первой книжки журнала явился очерк «Хорь и Калиныч», открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника». «Записки охотника» — это книга о народной жизни в эпоху крепостного права. Писатель нарисовал в ней широкую картину русской действительности середины прошлого века, запечатлел образ великого народа, его живую душу, не сломленную крепостническим гнетом и сохранившую высокие духовные и нравственные качества, чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека.

Некрасов постоянно советовался с писателем, посылал свои произведения с просьбой высказать свое мнение о них! Тургенев займет мою роль в редакции «Современника» — по крайней мере, до тех пор, пока это ему не надоест»,- писал Некрасов Л.Н.Толстому.

В июле 1858 года Тургенев возвратился на родину после долгого пребывания за границей. Многое изменилось в «Современнике». На общественно-политическое и литературное направление журнала все большее влияние стали оказывать Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Тургенев с опасением следил за укреплявшейся идейной близостью Некрасова с революционерами-демократами. Его пугала откровенная проповедь идей крестьянской революции, с которой выступали на страницах «Современника» Чернышевский и Добролюбов, считавшие, что только революционным путем народ может завоевать себе полную свободу. Сам Тургенев был сторонником постепенных преобразований.

В начале 60-х годов выходит роман «Накануне», который вызвал горячие споры. Наиболее глубокое истолкование нового произведения Тургенева дал Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?». Открытый призыв к революции, прозвучавший в статье, испугал Тургенева. Познакомившись с содержанием статьи до ее публикации, он попросил Некрасова не печатать ее. Некрасов оказался перед выбором между Тургеневым и Добролюбовым. И он его сделал.: статья «Когда же придет настоящий день?», хотя и с некоторыми сокращениями, была опубликована в «Современнике», после чего Тургенев отказался от дальнейшего участия в журнале

Большая дружба связывала Тургенева с «Современником», он тяжело переживал разрыв с ним. Тургенев — либерал, причем либерал 40-х годов. В 60-е годы это был уже другой либерализм. «Это слово „либерал“ в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины… Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время… слово „либерал“ означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству, и наконец — пуще всего означало любовь к народу».

Слайд(14-15)   –Тургенев и Виардо. История любви

В 1878 г. Русский писатель И.C.Тургенев написал стихотворение в прозе: «Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего». Это произведение посвящено Полине Виардо, женщине романтическую любовь, к которой, Тургенев пронес через многие годы своей жизни, до самого последнего вздоха.

КОГДА МЕНЯ НЕ БУДЕТ… 

Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего.
      Не забывай меня… но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд… Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало,- помнишь?- у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
      Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку твою.
      Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой: она будет лежать неподвижно под землею… но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
      И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

Декабрь 1878

      Слайд( 16)— «Последние годы жизни».

В 80-е годы И.С.Тургенев создавал произведения оригинального жанра, которые он назвал “старческие”. Это небольшие стихотворения в прозе, написанные на разные темы: политические, философские, психологические. Одно из таких стихотворений вам известно “Русский язык”, в котором Тургенев пропел гимн родному языку. В одних стихотворениях Тургенев передал свои мрачные, грустные раздумья о смерти, о ничтожности человека в сравнении с величественной, бессмертной природой, в других чувствуется, как Тургенев преодолевал эти настроения, стремился заразить читателя жаждой жизни, борьбы.

Об этом его стихотворение “Мы еще повоюем”.

 (Чтение стихотворения учителем).

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!

Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.

Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.

Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.

И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

Особенно один из них так и надсаживал бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель — и полно!

А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.

Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.

И пускай надо мной кружит мой ястреб…

Мы еще повоюем, чёрт возьми!

Ноябрь, 1879 г.

Слайд(17)

В 80-е годы, умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу».

В 1879 году Тургенев делает последнюю попытку обзавестись семьей. Молодая актриса Мария Савинова готова стать его спутницей жизни. Девушку не пугает даже огромная разница в возрасте — в тот момент Тургеневу было уже за 60.

В 1882 г. Савинова и Тургенев отправляются в Париж. К сожалению, эта поездка определила конец их отношений. В доме Тургенева каждая мелочь напоминала о Виардо, Мария постоянно чувствовала себя лишней и мучилась ревностью. В том же году Тургенев тяжело заболел.

22 августа 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер от саркомы позвоночника в небольшом городке близ Парижа – Буживале. Перед смертью он просил, чтобы его похоронили в России возле могилы В.Г.Белинского. На проводах тела Тургенева в Париже присутствовали виднейшие представители французской культуры. В прощальной речи Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России… Россия занимала первое место в Ваших привязанностях. Ей именно Вы служили прежде всего и преимущественно». Согласно желанию Ивана Сергеевича, он был похоронен в Петербурге на Волковом кладбище. Служению своей стране, своему народу была посвящена каждая строка творческого наследия И.С.Тургенева. На его книгах воспитывались поколения лучших людей нашей страны.

 Скончался писатель 22 августа 1883 года.

Тело писателя было отправлено в Россию и согласно завещанию, похоронено на Волковом кладбище. Причем, в Петербурге ему устроили такое торжественное погребение, какого не видывали со времен кончины Пушкина.

А в Париже на проводах гроба с телом писателя в Россию французский писатель и публицист Эдмон Абу сказал: “Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России…”

«В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». (М. Горький)

5. Заключительный этап урока

Домашнее задание:

1. стр.98-100, пересказ

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/474487-konspekt-uroka-po-chteniju-i-razvitiju-rechi-

  • Речка по английски как пишется
  • Речь мальчиков из рассказа бежин луг
  • Речь кая из сказки снежная королева
  • Речевые умения целевые ориентиры составляющие содержание обучения детей описательным рассказам
  • Речка кисельные берега сказка