Речь нечеткая как пишется

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение урожайновская школа симферопольского района республики крым ул.40 лет победы, 152, с. урожайное, симферопольский район, рк, 297535

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

«Урожайновская школа»
Симферопольского района Республики Крым

ул.40 лет Победы, 152, с.
Урожайное, Симферопольский район, РК, 297535

тел/факс
+38 (0652) 332-316,
email:
urozainoe_shkola@mail.ru
ИНН9109008526/КПП910901001

Доклад
на тему:

«Дизорфография
как вид нарушения

письменной
речи»

Подготовила:

учитель-дефектолог

МБОУ «Урожайновская школа»

Зиядинова Фатиме Эдемовна

Дизорфография
как вид нарушения письменной речи

Дизорфография как
вид специфического нарушения письменной речи
впервые была охарактеризована в публикациях Р.И. Лалаевой,
А.Н. Корнева,
затем изучена в
исследованиях И.В. Прищеповой, О.В. Елецкой, О.И. Азовой.

Предлагаемые
определения дизорфографии во многом схожи. Так, например, Р.И.Лалаева,
определяя дизорфографию, говорит о том, что это стойкое

и специфическое нарушение в усвоении и использовании
морфологического
и традиционного
принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных
орфографических ошибках (Лалаева Р.И., 2004).
А.Н. Корнев характеризует дизорфографию как особую категорию
стойких,
специфических нарушений
письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря
на знание соответствующих правил

(Корнев А.Н., 1997). Л.Г. Парамонова под дизорфографией
понимает специфическую неспособность учащихся к усвоению орфографических правил

(Парамонова Л.Г., 2008). О.В. Елецкая определят дизорфографию
как специфическое системное расстройство формирования и автоматизации
орфографического навыка письма, препятствующее полноценному овладению

школьниками письменной речью и совершенствованию их лингвистических
способностей (Елецкая О.В., 2008, 2011, 2015, 2016).

Успешное
обучение учащихся с дизорфографией в общеобразовательной школе без коррекционной
помощи невозможно, так как дизорфография — это специфическое, стойкое
нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков,
обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций,
обеспечивающих этот процесс у детей.

В
настоящее время дизорфография является наименее изученной по
сравнению с дислексией или дисграфией, вследствие того, что ранее
орфографические ошибки не являлись предметом специального изучения, так как они
не считались специфическими. Однако сегодня выявляется большое количество
детей, имеющих огромное количество стойких орфографических ошибок, и зачастую в
основе таких ошибок лежит недостаточная для овладениями орфографическими
навыками сформированность речевых и психических функций.

Дизорфография
– это стойкое сформированное недоразвитие навыка правильного письма. Ребенок
теоретически знает, как нужно написать, но применить правило не может. Он
делает одни и те же ошибки, но не понимает, как их исправить, не замечает их в
написанном тексте. Педагоги в этом случае говорят об отсутствии орфографической
зоркости.

Особенностью
дизорфографии является нарастание проблем с грамотностью в процессе обучения в
школе.

Симптоматика
дизорфографии у младших школьников включает в себя грамматические,
пунктуационные ошибки, сложности с освоением теоретического материала.

К
основным симптомам относятся следующие нарушения письменной речи:


ошибки в анализе орфограмм;


смешение букв;


затруднения семантического характера;


ошибки в написание слов с проверяемыми безударными гласными (дАма – дом);


смешение орфограмм (безударные гласные в корне слова и окончании);


затруднения с морфемным анализом (смешение предлогов и приставок и др.);


неиспользование заглавных букв в начале предложения, при написании имен
собственных;


ошибки при написании слов с удвоенными согласными, непроизносимыми;


неправильное употребление Ь и Ъ;


ошибки с переносом слов, расстановкой ударений;


различные пунктуационные ошибки;


трудности в запоминании названий частей речи, морфологических признаков;


формирование собственных ложных правил (пишут ЖИлезо, потому что ШИ, ЖИ пишется
только с И и т.д.);


сложности с формулированием собственного высказывания в письменной форме;


трудности перехода от одного вида деятельности к другому.

Школьник
с дизорфографией действует по принципу: “Как слышу, так и пишу”. Не учитывает
объективные условия написания, не различает смысловую нагрузку лексических
единиц, подбирает для проверки не родственные слова, а созвучные.

Существенную
роль в возникновении ошибок дизорфографического характера играют:


нарушение лексико-грамматического строя речи;


сложность слуховой дифференциации фонем;


затрудненность восприятия ритмической структуры слова;


нарушение пространственно-временных представлений;


дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;


снижение всех видов памяти;


недостаточное развитие словесно-логического мышления;


недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;


снижение тонуса познавательной активности;


недостаточное развитие самоконтроля;


нарушение динамического праксиса руки;


нечеткая дикция, плохая артикуляция.

Предпосылок
к нарушению письма много. Их принято разделять на психические, педагогические и
медицинские. Но рассматривать необходимо комплексно, так как они неотделимы
друг от друга.

Перечислим
самые популярные причины дизорфографии:


стертая дизартрия, дислалия;


ОНР 1-4 степени;


дисграфия;


болезненность;


поражения ЦНС;


педагогическая запущенность;


психосоматическая ослабленность;


дефицит внимания;


ЗПР;


заторможенность;


умственная перегруженность.

Классификация

Р.И.
Лалаева, Л.Ф.Спирова, И.В. Прищепова в своих научных трудах описывают три вида
дизорфографии:

1.
Морфологическая. Ребенок чаще делает орфографические ошибки,
затрудняется с проверкой безударных гласных. Знает, помнит правило, но не
применяет его. Испытывает сложности в запоминании правильного написания слов с
удвоенными согласными, непроизносимыми звуками.

2.
Синтаксическая. Школьник делает ошибки при расстановке знаков
препинания, определении частей предложения, имеют место систематические
синтаксические ошибки. Возникают трудности в самостоятельном составлении
текста, высказывания.

3.
Смешанная. При анализе письменных работ фиксируются частотные
синтаксические и орфографические ошибки.

По
количеству ошибок на одну работу дизорфография классифицируется по степени
тяжести заболевания:

1.     
Легкая степень. Школьник
допускает не более 15 ошибок на одну работу. Большинство заданий выполняет на
среднем и высоком уровне.

2.     
Средняя степень. Фиксируется
средний уровень выполнения большинства заданий, в письменных работах
допускается не более 30 ошибок.

3.     
Тяжелая степень. Уровень
знаний находится на низшей ступени. Школьник допускает 50-80 орфографических и
пунктуационных ошибок на одну работу.

Данная
классификация помогает при организации коррекционной работы с младшими
школьниками по эффективному устранению дизорфографии.

Диагностика

Обследование
школьников с серьезными нарушениями письменной речи проводится в два этапа:
сначала определяется симптоматика дисфункции, затем ее механизм.

Первый
диагностический этап необходим для анализа всех видов работ младшего школьника.
Исследуются диктанты, сочинения, изложения, списывания. Обязательно
высчитывается коэффициент ошибок на одну работу. Это помогает установить
степень заболевания.

На втором
этапе исследуются устные работы учащегося и проводится серия письменных
упражнений, специально подобранных тестов. Выясняется наличие отклонений в
орфографических знаниях, проверка ЗУН, фонематического слуха, неречевых
процессов. Во время выполнения тестов педагог наблюдает за ребенком, фиксирует
наличие или отсутствие мотивации к учебе, степень понимания алгоритма действия
для правильного письма.

На основе
диагностики тестов, заключений школьного психолога, учителя и логопеда
составляется карта ребенка, его образовательный маршрутный лист. В нем
обозначены планируемые занятия, цели, рекомендации родителям для преодоления
дизорфографии в домашних условиях и в школе.

Коррекция

Обучение
орфографии — сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила
орфографии и применяют их на практике. Другие, несмотря на знание правил,
допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правила
недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:

1.     
Найти орфограмму в слове и определить ее
тип — это умение называется «орфографическая зоркость». Чтобы найти орфограмму,
надо знать ее отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в
самом названии орфограммы «Безударная гласная в корне слова».

2.     
Выделить часть слова, в которой находится
орфограмма. Например, «Правописание безударных окончаний прилагательных».
Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.

3.     
Применить необходимое правило. Для этого
нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать
верное написание слова.

Процесс
формирования орфографических навыков представляет собой сложный
речемыслительный процесс, требующий достаточного уровня развития мыслительных
операций, речевых навыков, языковых обобщений.

Орфографическая
зоркость является одним из важнейших условий формирования полноценного
орфографического навыка наряду с такими условиями, как развитый фонематический
слух,  наличие достаточного  количества тренировочных упражнений,
умение осуществлять самоконтроль. Следовательно, необходимо формировать у детей
с нарушениями речи навык самоконтроля и развивать орфографическую зоркость,
чему способствует фонематический подход к обучению орфографии.

Методика
коррекции дизорфографии, по мнению И. В. Прищеповой, включает в себя
формирование у школьников с ОНР различных звеньев функциональной речевой
системы, их взаимосвязь и взаимодействие:  развитие языкового анализа,
синтеза представлений, коррекция нарушений письменной речи, а также
 обогащение и развитие лексики, работа над связной речью.

Формирования
навыка правильного письма проходит в несколько этапов:


Развитие звукопроизношения, слоговой структуры слова.

Используются
повторы слогов в определенном ритме, составление слов из предложенных слоговых
структур.

Упражнение
“Составь и произнеси слова”.
Школьнику можно дать
карточки с надписями: КО, ВА, ЗА, РО. Перед ним ставится задача: составить как
можно больше слов из них. Должно получится: РОЗА, КОЗА, КОРОВА.

слог кослог васлог заслог ро

Одновременно
формируется правильная артикуляция. Используйте карточки с проблемными для
школьниками звуками.


Расширение лексического запаса школьника.

Обогащение
словаря происходит при составлении собственных текстов, чтении чужих,
рассматривании и описание картин, изображений, мультфильмов и т.д. Подбираются
синонимы, антонимы, паронимы.

Антонимы

В
процессе занятий используется устная и письменная речь.


Дифференциация частей речи.

Упражнение
“Найди лишнее слова в ряду”.
Предлагается набор из
слов одной части речи и лишнего слова. Например, май, бык, желтый луна. Ребенок
находит лишнее слова, объясняет свой выбор.

Лишнее слово


Составь предложение по схеме:

Предлагается
следующий материал на карточке.

Предложение:
имя существительное, глагол, прилагательное, существительное, предлог,
существительное. По ней нужно составить любое предложение. Например, я увидел
красивую звезду на небе.

Составь предложение по схемеПредложение по схемеimage009


Формирование морфологических признаков каждой части речи.

Школьник
обучается различению падежных форм, единственного и множественного числа,
родов, времен глаголов и т.д.

Упражнение
“Один-много”.
Покажите ученику картинки с
изображением одного карандаша и пяти. Пусть объяснит, где их много, а где один
и почему.

Один карандашНесколько карандашей

Игра
“Кто это сделал?”
Цель: научить ребенка соотносить
действующее лицо с глаголом в прошедшем времени. Показываем картинки с
изображением птицы, которая летит. Задаем вопрос: что делала птица? Ответ:
леталА. Обращайте внимание на родовое окончание глаголов.


Обучение созданию моделей слов, видению процесса словоизменения.

Понять
словообразование можно с помощью следующих заданий.

·        
Образуем сложные слова

Школьнику
предлагают пары слов: пыль сосет, пар ходит, сам варит и т.д. воспитанник
составляет из них слова письменно, выделяет корни.

·        
Дифференциация родственных слов

Подбери
слова с одним корнем.
Дается две картинки: рис
и рисовать. Ученик подбирает к ним свою группу слов, выделяет корни, если
делает упражнение письменно.

·        
Нарисуем дерево. Рисуете толстый ствол,
внутри его пишите слово. Например, дом. На ветках пишите однокоренные слова,
выделяя одинаковый корень.

Подбери однокоренные


Развитие орфографической зоркости.

Для
выполнения этой задачи подойдет упражнения: “Найди опасное место”. Педагог
произносит слова разных частей речи, состоящих из одного или нескольких слогов.
Ребенок на слух определяет опасную для письма букву, которую проверить нельзя.
Хлопает в ладоши, чтобы преподаватель остановился и объясняет свой выбор.

“Проверю
себя”.
Дети записывают слова, пропуская
непонятные для него орфограммы. Сначала диктант состоит из нескольких слов,
потом фраз, в конце из небольших предложений. Постепенно количество пропусков в
словах сокращается.


Развитие внимания, памяти

На
коррекционных занятиях используется метод орфографического чтения. Ребенок
читает слова так, как будет их писать, четко произносит все безударные, глухие
звуки и т.д. В этот момент задействуются зрительная память, слуховая.

Кратковременную
память развивают с помощью повтора скороговорок, которые ребенок слышит
впервые.


Автоматизация грамотного письма

Процесс
закрепления навыков, умений очень длительный. Занимает несколько лет при
тяжелой форме дизорфографии. Автоматизация грамотного письма происходит при
любом виде работы с логопедом, дефектологом, с родителями.

Обучение
орфографии должно опираться на общедидактические основы, учитывать
психофизиологические закономерности усвоения принципов орфографии. Это должно
найти отражение в последовательности предъявления правил и системы
грамматико-орфографических заданий. Немаловажным представляется введение алгоритмизации
при изучении орфографических правил. Приемами  обучения орфографии детей с
ОНР является обведение в тетради орфограммы цветным карандашом, использование
таблицы родственных слов, орфографическое проговаривание слов, зрительные
диктанты, списывание,  письмо по памяти и др. Необходима также работа на
умение выделять в тексте слова на изучаемое правило, причем текст должен
содержать не только изучаемую орфограмму, но и ранее изученные. Все это
способствует развитию орфографической зоркости и умению осуществлять
самоконтроль.

Уважаемые родители,

обращаем ваше внимание,  в школе работает логопедический пункт.

image001Логопедический пункт создан  в общеобразовательном учреждении в
целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и
письменной речи , в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по
родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:

обследование
устной речи первоклассников; письменной речи и чтения, выявление наиболее
нуждающихся в логопедической помощи; проведение индивидуальных, групповых,
коллективных занятий по  коррекции нарушений в развитии устной и письменной
речи обучающихся;  консультации для родителей учащихся

   К
моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со
звукопроизношением вашего ребѐнка, решены в дошкольный период. Если же ребѐнок
пришѐл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и
чтения значительно усложняется — у ребѐнка нарушена одна из важнейших
составляющих развития речи. 

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся,
имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их
успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим
фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Выпуск обучающихся
из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после
устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия в
логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом
режима работы общеобразовательного учреждения.

Периодичность
групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого
развития.

От
родителей требуется:
 

          
создать условия для
регулярного посещения занятий;
 

          
интересоваться темами,
пройденными на уроке;
 

          
помочь ребѐнку в выполнении
домашнего задания.(по русскому
языку) 

Занятия проводятся в
группах. В каждой группе от 3-х до 6 человек. А также назначаются
индивидуальные занятия. 

1.Значение
правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь
ребѐнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии,
характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

2.           
Речь ребѐнка развивается путѐм
подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребѐнок должен слышать
только грамматически правильную речь в своѐм окружении.

3.           
Первый образец речи для ребѐнка — это
речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего
ребѐнка.

Семья —
первая школа.

4.           
image002image003Без помощи родителей ребѐнку трудно овладеть правильной речью.
Разговаривайте с ребѐнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите
и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чѐтко, выразительно, средней силы
голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет ребѐнку скорее
овладеть правильной речью.

5.           
Не подражайте неправильной речи ребѐнка,
сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с
ребѐнком, используя слова – заменители, такие как ням — ням (кушать), мяу
(кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете
задерживать правильное речевое развитие ребѐнка.

6.           
При появлении речи у ребѐнка старайтесь
говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между
словами и предложениями, тогда ребѐнок, подражая вашей речи, научится говорить
правильно.

7.           
Следите за появлением и развитием речи
вашего ребѐнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого
развития у ребѐнка обращайтесь к специалистам.

8.           
Прививайте детям правильные речевые
навыки, не допускайте быстрой речи у ребѐнка. Неторопливая, чѐткая, правильная,
выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребѐнка.

9.           
Не перегружайте ребѐнка речевым
материалом. При чтении объясняйте ребѐнку значения слов и выражений. При выборе
литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребѐнка и его особенности
восприятия и эмоциональное состояние.

Ø  Покажите
ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

Ø  Систематически
и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Ø  Занимайтесь
ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Ø  Соблюдайте
точность и поэтапность выполнения заданий.

Ø  Постепенно
усложняйте требования к речи ребенка.

Ø  Вводите
поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка
навык самоконтроля.

Ø  Учите
наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Ø  Воспитывайте
усидчивость, самостоятельность.

Ø  Помните,
сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий,
заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Ø  Не
фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите
его.

Ø  image004Запаситесь
терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции
произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за
одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные
усилия логопеда, ребенка и родителей.

Ø  Помните,
что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и
хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ,
языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при
помощи специальных приемов);

image0053-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах,
предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука
другим).

image006Уважаемые
родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой,
необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе
речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое
произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи.
Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.

1.Упражнения проводятся
2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном
помещении.

2.           
На первых этапах рекомендуется проводить
гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот
(в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку.

3.           
Не фиксируйте внимание ребенка на процессе
вдоха и выдоха, не говорите ребенку «вдохни сильнее».

4.           
Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал
плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота.

5.           
Необходимо следить за тем, чтобы дутье
было легким, без напряжения и излишних усилий. 6. При выполнении упражнений
следите за тем, чтобы дети не надували щеки.
 

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение «Задуй
свечку»
 

Описание упражненияРебенок
держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно
и тихо подуть на «свечу» так, чтобы «пламя свечи»
отклонилось.

Упражнение «Сдуть
с руки снежинку»
 

Описание
упражнения
: Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты.
Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно
предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение «Горячий
чай»
 

Описание
упражнения
: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук, 
имитируя дутье на горячий чай.
 

Упражнение
«Воздушный шар»
 

Описание
упражнения
: Предложите ребенку развести перед собой руки,
изображая «воздушный шар». Во время выдоха ребенок произносит звук
«ф-ф-ф» и скрещивает руки на плечах.

ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Нарушения чтения  

image008В
современной специальной литературе для обозначения нарушений чтения
используются в основном термины: алексия  и дислексия.

Определить
наличие нарушений чтения возможно. 

Есть
специфические ошибки
, регулярное проявление
которых должно вас насторожить.   

Возраст

Ошибки при чтении

Пояснения

Младшие школьники

пропускает
звуки; добавляет ненужные;
искажает
значение слов;    смешивает буквы сходные по начертанию; переставляет буквы
местами;

пропускает начальные
слоги слов;

путает
различия парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих;

путает
при чтении мягкие и твердые согласные; допускает ошибки связанные с
нарушением произношения звуков; низкая скорость чтения;
 не
понимает прочитанное.

1.                  
Если
перечисленные ошибки носят  повторяющийся характер (в заменах букв, 
перестановках, пропусках и т.д.).

Ошибки
чтения могут быть и у хорошего чтеца по причине утомляемости, отвлекаемости.
Но эти ошибки не будут типичными, характерными, повторяющимися, а будут
носить случайный характер.

2.                  
Многие
нормальные дети, которые начинают учиться читать, делают ошибки, но они
наблюдаются у них недолго, довольно быстро исчезают.  У детей же страдающих
дислексией, эти ошибки сохраняются  продолжительное время, месяцы и даже годы
и носят стойкий характер. 

image009Тревожные признаки, которые указывают на  необходимость консультации специалиста.

Нарушения письма

         Для нарушения
процесса письма используют термин     дисграфия.

         Дисграфия является
достаточно распространенным      дефектом, который встречается у учащихся
начальной школы и приводит, как правило, к стойким трудностям обучения.

           При
дисграфии дети с трудом овладевают письмом. Их письменные работы
содержат большое количество различных ошибок.

        Вовремя
заметить наличие этих специфических ошибок и обратиться за консультацией  к
логопеду Вам помогут следующие рекомендации.

Возраст

Типы
и виды ошибок

Пояснения

Младшие школьники

I.
Ошибки звукового состава

1.  Замены
согласных.

2.  Замены
гласных.

3.  Пропуски
согласных.

4.  Пропуски
слогов и частей слова.

5.  Перестановки.

6.  Добавления.

7.  Раздельное
написание частей слова.

8.  Пропуски
гласных.

   II. Лексико-грамматические ошибки
1. Нарушения согласования

2.  Нарушения
управления.

3.  Замена
слов по звуковому сходству. 

4.  Замена
по семантическому сходству.

5.  Пропуски
слов. 

6.  Слитное
написание слов.

      III.
Графические ошибки
 

1. Замена букв по
количеству элементов. 2. Замена букв по пространственному расположению.

3.  Зрительное
письмо букв.

4.  Общее
искажение букв.

IV.
Ошибки на правила правописания
1. Правописание ЖИ,
ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. 2. Большая буква в начале предложения, в именах и кличках
животных.

3.                   
Правописание мягких согласных.

4.                   
Правописание безударных гласных в корне
слова и. т.д., в этот пункт включаются все правила, которые изучал ребенок.

V. Ошибки на правила правописания, не
пройденные в классе.

1.                  
Если перечисленные ошибки носят 
повторяющийся характер (искажения и замены букв; искажения звуко-слоговой
структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
аграмматизмы на письме и. т. д.), то Вам следует обратиться за помощью к
логопеду.

Ошибки письма могут по причине
утомляемости, отвлекаемости.Но эти ошибки не будут типичными, характерными,
повторяющимися, а будут носить случайный характер.

2.                  
Многие нормальные дети, которые начинают
учиться писать, делают ошибки, но они носят временный характер и со временем
исчезают.  У детей же страдающих дисграфией, эти ошибки сохраняются 
продолжительное время, месяцы и даже годы и носят стойкий характер.

image010Тревожные признаки, которые указывают на необходимость консультации  специалиста.

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ 

 РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ  НЕДОСТАТКАМИ

Уважаемые
родители! 

      Специальные логопедические занятия помогут формированию и
коррекции у ребенка 

-звуковой
стороны речи;

— ее
грамматического строя; 

-обогащению
словарного запаса; — развитию связной речи;  — навыков письма и чтения. 

image011    Ваш
ребенок научится объяснять и рассуждать, описывать предметы и явления,
составлять сюжетный рассказ по картинке или серии картинок.     Специальные
логопедические занятия не только развивают у ребенка интерес к слову и его
точному, правильному употреблению, но помогают развивать у ребенка внимание, память,
мышление, воображение. 

Учитель-логопед 
поможет Вам правильно организовать эту работу. В его задачи входит показать
индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить перспективный
план преодоления имеющихся проблем в развитии.    Для установления режима
систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечения к ним
родителей заводится тетрадь домашних заданий, в которой весь речевой материал
распределяется по направлениям:

— развитие
(формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук;


воспитание произносительных навыков; — развитие просодики речи;

— развитие
звукового анализа и синтеза;

— обучение
грамоте, формирование навыка чтения, развитие графических навыков; обучение письму;


формирование активного и пассивного словаря;


формирование лексико-грамматических категорий языка; — развитие психологической
базы речи.  

И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи
должны взять на себя Вы, уважаемые родители

Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания      элементарных
принципов любого обучения.

Правила
проведения занятий

     Для того  чтобы ваши
домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были
затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их
проведении. 

· Все занятия должны
строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться
на упорное нежелание ребенка заниматься. 

· Длительность занятия
без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут). 

· Занятия должны
проводиться 2-3 раза в день. 

· Не заставляйте ребенка
заниматься, если он плохо себя чувствует.

· Отведите специальное
место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать. 

·    Объясняя что-то         ребенку,
    пользуйтесь        наглядным материалом.

image012image013· Не употребляйте
слово «неправильно», хвалите даже за незначительные успехи. 

· Разговаривайте с 
ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения
ваших губ. 

 · Не бойтесь
экспериментировать.

· Помните, что сроки
преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных
и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности
и участия родителей в коррекционной работе.

    Кроме проведения
конкретных занятий, вы должны как можно больше читать  ребенку.

    Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с
вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного
пребывания.

Наберитесь
терпения и не бросайте начатое дело.  Даже если результат не будет виден сразу,
вы добьетесь успехов, а количество обязательно перейдет в качество! 

Удачи Вам и терпения!

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ШИФРОВКИ ИЛИ РАЗБИРАЕМСЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ДИАГНОЗЕ

image014Обследование устной речи
детей логопед, как правило, проводит два раза в год – в первые 2 недели
сентября и в последние 2 недели мая. После анализа данных обследования речи
логопед определяет, есть ли у ребенка нарушение речи и какое именно. Для
родителей логопедическое заключение чаще звучит как настоящая шифровка, набор
непонятных слов или аббревиатура. 

Без паники! На самом деле
в логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за
таинственными буквами. 

Самые частые нарушения дошкольников — это
дислалия, алалия, дизартрия и
заикание (если
рассматривать исходя из медицинской классификации). Но
популярна и
педагогическая классификация: ФФНР, ОНР.

ДИСЛАЛИЯ

Самое
простое речевое расстройство, когда нарушено только произношение отдельных
звуков. После занятий с логопедом нужные звуки стойко закрепляются в речи. Если
после долгих занятий желаемого результата добиться не получается или результат
«уплывает», есть смысл говорить о стѐртой дизартрии.

ДИЗАРТРИЯ

Нарушение
произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата.
У ребят наблюдается неясная, смазанная речь, как будто «каша во рту».
Детидизартрики отказываются от грудного вскармливания и позже их нелегко
приучить к твѐрдой пище. Часто наблюдается повышенное слюноотделение, не
связанное с появлением зубов. Некоторые дети с рождения наблюдаются у невролога
и имеют неврологическую симптоматику.

Прогноз.
При одновременном медикаментозном лечении и занятиях с логопедом удаѐтся
добиться положительной динамики. Часто логопеды работу с данной категорией
детей сравнивают с «рисунком на песке» — уж слишком быстро дизартриками
утрачиваются умения и навыки, полученные на занятиях. Поэтому родителям таких
деток следует всегда уделять внимание речи: нужно обязательно овладеть азами
логопедического массажа и другими «секретами» логопеда, чтобы поддерживать речь
на уровне.

АЛАЛИЯ

Полное
или частичное недоразвитие речи у детей при сохранном физическом слухе,
обусловленное поражением речевых отделов головного мозга во внутриутробном или
в раннем периоде развития малыша. Различают моторную алалию, когда ребѐнку
сложно воспроизводить речевые движения, и сенсорную, при которой нарушено
понимание речи. Диагноз «алалия» чаще всего ставят трѐхлеткам, которые до 3 лет
«молчали» и «мычали». Такие детки нуждаются в регулярных занятиях с логопедом
по развитию всех компонентов речи: понимание речи, развитие грамматики,
обогащение словаря, произношение. Прогноз. Может быть разный,
исходя из особенностей ребѐнка, но положительная динамика всегда
прослеживается.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ШИФРОВКИ ИЛИ РАЗБИРАЕМСЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ДИАГНОЗЕ

ЗАИКАНИЕ

Нарушение
темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц
речевого аппарата. Причиной заикания бывают органические поражения мозга,
психологическая травма. Часто наблюдается в период интенсивного развития речи
от 2-х до 6 лет, когда мысли формируются быстрее возможности выразить еѐ на
уровне речевой моторики.

Прогноз.
Важно, чтобы родители следили за эмоциональным окружением и не торопили малыша
закончить свою мысль, а помогали еѐ сформировать. Так заикание может плавно и
незаметно исчезнуть.

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи

image015Это нарушение
процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и
произношения звуков. При сохранном физическом слухе дети не могут различить или
путают близкие звуки. Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или
слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо
па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит,
малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков
отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он,
вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным. Основные
проявления, характеризующие ФФН:

— Недифференцированное произношение
пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка
заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш»
ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка»,
«сяпка» вместо «шапка».

— Замена одних звуков другими,
имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми.
Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими: «сапка» вместо
«шапка», «лакета» вместо «ракета».


Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных
словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других
заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например,
ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е.
один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая
корова» говорит «лызая калова». Кроме перечисленных особенностей произношения и
фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи,
нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического
строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании
прилагательных и числительных с существительными).

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ШИФРОВКИ ИЛИ

РАЗБИРАЕМСЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ
ДИАГНОЗЕ

ОНР –ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Как
видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой
системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение

image016звукопроизношения
и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный
словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и
словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связной речи –
умения рассказывать и пересказывать.

Для
детей с ОНР характерно:


Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь
из двух слов к 5 годам;


Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно
фонетически оформлена;


Экспрессивная речь отстаѐт от импрессивной, то есть ребѐнок, понимая обращенную
к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли; — Речь детей с ОНР
малопонятна.

После диагностики логопед отбирает тех ребят, с кем будет
проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение определенного
промежутка времени (в зависимости от речевого нарушения).
 

Взрослые должны искренне верить в успех  ребѐнка. 

image017Вовремя исправленная речевая патология не выльется в социальную
проблему общения и ошибки на письме в школе.

Речь нечеткая как пишется
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Практикующий дефектолог Алена Хромова рассказала, как распознать «тревожные звоночки» дисграфии, в чем причина этого нарушения и как его можно исправить.

Дисграфия — это нарушение письма, при котором у ребенка наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Например, он путает или не дописывает буквы, пропускает слова в предложении, добавляет лишние «закорючки», получая из-за этого сниженные оценки. 

По статистике, дисграфия наблюдается более чем у 50 процентов младших школьников и приблизительно у 30 процентов учеников средней школы. Рука об руку с этой проблемой идет дислексия — затруднение овладения навыками чтения.

О том, как педагогу работать с дислексиками, читайте по ссылке.

Причины

Условно все причины дисграфии можно разделить на две большие группы:

  1. органические — например, недоразвитие или поражение головного мозга, тяжелое течение беременности и родовые травмы, воспалительные, инфекционные и соматические заболевания;
  2. социально-психологические — например, билингвизм в семье, нечеткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых и раннее обучение грамоте или иностранному языку. Дисграфией часто страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, неродной.

Иногда нарушения письма возникают у детей, пишущих левой рукой или переученных с левой руки на правую, хотя в последние годы такое практикуется редко. 

Симптомы

Распознать дисграфию неспециалисту сложно, часто ее путают с неразборчивым почерком или незнанием норм русского языка. Если ребенок неправильно пишет, это еще не диагноз. Но однотипные и повторяющиеся ошибки должны насторожить педагога. Проблемы с письмом у дисграфика довольно типичны.

  • Меняет буквы на похожие.
    Буквы могут быть похожи по виду или звучанию: «М» и «Л», «С» и «З», «И» и «М» и так далее.
     
  • Дописывает лишние крючки в буквах или не дописывает необходимые.
    «И» может превратиться в «Ш», «Л» — в «А», ребенок выдумывает совершенно новые буквы, которых не существует в алфавите русского языка.
     
  • Слепляет или разделяет слова там, где это не требуется.
    В тетради дисграфика можно увидеть, например, «потомучто», «кош ечка».
     
  • Отзеркаливает буквы.
    То есть пишет их в другом направлении. Чаще всего страдают гласные «Я» и «Э».
     
  • Неправильно изменяет слово или изобретает его заново.
    Например, пишет «облакастый» вместо «облачный».
     
  • Пропускает или переставляет буквы, слоги или целые слова в предложениях.
    Например, «погса» вместо «сапог».
     
  • Пишет неразборчиво.
    Самый неоднозначный симптом, который может сигнализировать и о нарушениях письма, и о неправильно подобранной ручке, и о несформированном захвате. Поэтому делать заключение на основании только неразборчивого письма нельзя. Стоит использовать этот аргумент лишь как дополнение к более явным признакам.

Диагностика 

Диагностикой дисграфии занимается логопед. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть подозрение на дисграфию, он проводит целый ряд исследований:

  • анализирует письменные работы ребенка на наличие типичных и повторяющихся ошибок;
  • изучает общее речевое развитие;
  • исследует строение артикуляционного аппарата, моторику, определяют ведущую руку;
  • наблюдает, насколько верно ребенок произносит звуки, различает ли их на слух, может ли разделить слова на слоги;
  • оценивает уровень словарного запаса и грамматического строя речи (ГСР);
  • проверяет задания на списывание, письмо под диктовку, умение составить описание по картинке, навыки чтения.

Все эти показатели оцениваются комплексно. Например, ребенок может делать ошибки на письме, при этом у него хорошо сформирована речь, он без проблем составляет короткие описания и общается с логопедом. Тогда для уточнения диагноза его направляют к врачам: неврологу, офтальмологу, психиатру или сурдологу — специалисту по слуху. Причина ошибок может быть самой парадоксальной, поэтому обследование не повредит.

Коррекция 

Дисграфию, как и любое нарушение, может исправить только специалист. Не стоит надеяться, что «само наладится», и пускать процесс на самотек. Чем раньше распознать нарушение и квалифицированно помочь ребенку, тем легче будет забыть о проблеме навсегда. 

Если форма дисграфии легкая, можно обойтись несколькими занятиями с логопедом. При тяжелой могут потребоваться годы работы. 

Иногда у ребенка выявляется аграфия — полная неспособность к письму. Тогда скорректировать нарушение становится невозможно. Но адаптироваться и жить полноценно вполне реально, и в этом тоже поможет логопед.

Коррекции нарушения у ребенка или нескольких детей в классе способствуют специальные игры, которые можно применять на уроках или давать в качестве домашнего задания. Вот только некоторые из них:

Графический диктант по клеточкам

Педагог называет ребенку последовательность, которая должна сложиться в определенный рисунок: «Одна клетка вниз, две клетки вправо, три клетки вниз». В итоге получается, например, заяц. 

Эта игра формирует у детей умения, необходимые для подготовки руки к письму, развивает мелкую моторику и координацию движения, дает основы пространственного мышления.

Лабиринты

По назначению игра в лабиринты похожа на предыдущую. Задача — довести героя из точки А в точку Б. Начинать можно с простых лабиринтов, где только одна дорожка, постепенно переходить к нескольким переплетенным путям. 

Лабиринты учат детей мыслить логически и сосредотачиваться. 

Хлопушка

Ребенку нужно услышать загаданный звук в слове и хлопнуть. Например, звук «а» в словах: слон, курица, петух, единорог, олень, лиса, собака, орел.

Упражнение развивает фонематический слух и внимание.

Сыщики

Нужно найти «спрятанные» буквы или предметы, где спрятан загаданный звук. Например: «Найди все звуки И на улице». Ребенок называет машИну, таксИ, сИницу, зданИя, качелИ.

Игра, как и предыдущая, направлена на формирование фонематического слуха.

Сюжетные картинки 

Задача игры — составить осмысленный сюжетный рассказ: что было в начале, середине и конце. Например, «Мальчик шел по улице, споткнулся и упал». Ребенку нужно отследить и логично описать причинно-следственную связь: что за чем следует.

Выстраивая сюжет, ребенок развивает речь и расширяет словарный запас.

Закорючки

Из различных закорючек требуется собрать письменные или печатные буквы. Сами закорючки при этом могут быть нарисованы, вырезаны из картона, слеплены из пластилина или отрезаны от веревки.

Это хорошее упражнение на умение идти от частного к целому, обращать внимание на детали и правила написания букв.

Для профилактики дисграфии логопеды рекомендуют отказаться от изучения второго языка в раннем возрасте, больше разговаривать с ребенком, следить за его речью, так как любое нарушение проще предотвратить, чем скорректировать.

ъьюяе«Дизорфография как вид нарушения письменной речи» подготовила: учитель...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ъьюяе«Дизорфография как вид нарушения письменной речи» подготовила: учитель

    Описание слайда:

    ъ
    ь
    ю
    я
    е
    «Дизорфография
    как вид нарушения
    письменной речи»

    подготовила:
    учитель-дефектолог
    МБОУ «Урожайновская школа»
    Зиядинова Фатиме Эдемовна

  • 2 слайд

    Дизорфография — это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфогр

    Описание слайда:

    Дизорфография — это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих этот процесс у детей.

  • 3 слайд

    К основным симптомам дизорфографии относят: - ошибки в анализе орфограмм; - с

    Описание слайда:

    К основным симптомам дизорфографии относят:
    — ошибки в анализе орфограмм;
    — смешение букв;
    — затруднения семантического характера;
    — ошибки в написание слов с проверяемыми безударными гласными (дАма – дом);
    — смешение орфограмм (безударные гласные в корне слова и окончании);
    — затруднения с морфемным анализом (смешение предлогов и приставок и др.);
    — неиспользование заглавных букв в начале предложения, при написании имен собственных;
    — ошибки при написании слов с удвоенными согласными, непроизносимыми;
    — неправильное употребление Ь и Ъ;
    — ошибки с переносом слов, расстановкой ударений;
    — различные пунктуационные ошибки;
    — трудности в запоминании названий частей речи, морфологических признаков;
    — формирование собственных ложных правил (пишут ЖИлезо, потому что ШИ, ЖИ пишется только с И и т.д.);
    — сложности с формулированием собственного высказывания в письменной форме;
    — трудности перехода от одного вида деятельности к другому.

  • 4 слайд

    Существенную роль в возникновении ошибок дизорфографического характера играют

    Описание слайда:

    Существенную роль в возникновении ошибок дизорфографического характера играют:

    • нарушение лексико-грамматического строя речи;
    • сложность слуховой дифференциации фонем;
    • затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
    • нарушение пространственно-временных представлений;
    • дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
    • снижение всех видов памяти;
    • недостаточное развитие словесно-логического мышления;
    • недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
    • снижение тонуса познавательной активности;
    • недостаточное развитие самоконтроля;
    • нарушение динамического праксиса руки;
    • нечеткая дикция, плохая артикуляция.

  • 5 слайд

    Самые популярные причины дизорфографии: - ст

    Описание слайда:

    Самые популярные причины дизорфографии:
    — стертая дизартрия, дислалия;
    — ОНР 1-4 степени;
    — дисграфия;
    — болезненность;
    — поражения ЦНС;
    — педагогическая запущенность;
    — психосоматическая ослабленость;
    — дефицит внимания;
    — ЗПР;
    — заторможенность;
    — умственная перегруженность.

  • 6 слайд

    Выделяют три вида дизорфографии:1. Морфологическая. Ребенок чаще делает орфог

    Описание слайда:

    Выделяют три вида дизорфографии:
    1. Морфологическая. Ребенок чаще делает орфографические ошибки, затрудняется с проверкой безударных гласных. Знает, помнит правило, но не применяет его. Испытывает сложности в запоминании правильного написания слов с удвоенными согласными, непроизносимыми звуками.
    2. Синтаксическая. Школьник делает ошибки при расстановке знаков препинания, определении частей предложения, имеют место систематические синтаксические ошибки. Возникают трудности в самостоятельном составлении текста, высказывания.
    3. Смешанная. При анализе письменных работ фиксируются частотные синтаксические и орфографические ошибки.

  • 7 слайд

    По степени тяжести заболевания дизорфография классифицируется : Легкая степен

    Описание слайда:

    По степени тяжести заболевания дизорфография классифицируется :
    Легкая степень. Школьник допускает не более 15 ошибок на одну работу. Большинство заданий выполняет на среднем и высоком уровне.
    Средняя степень. Фиксируется средний уровень выполнения большинства заданий, в письменных работах допускается не более 30 ошибок.
    Тяжелая степень. Уровень знаний находится на низшей ступени. Школьник допускает 50-80 орфографических и пунктуационных ошибок на одну работу.

  • 8 слайд

    Найти орфограмму в слове и определить ее тип - это умение называется «орфогра

    Описание слайда:

    Найти орфограмму в слове и определить ее тип — это умение называется «орфографическая зоркость». Чтобы найти орфограмму, надо знать ее отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы «Безударная гласная в корне слова».
    Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, «Правописание безударных окончаний прилагательных». Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.
    3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова.
    Для предотвращения ошибки в написании слов, необходимо выполнить ряд последовательных действий:

  • 9 слайд

     Формирования навыка правильного письма проходит в несколько этапов:

    Описание слайда:

    Формирования навыка правильного письма проходит в несколько этапов:

  • 10 слайд

    1. Развитие звукопроизношения, слоговой структуры слова.Используются повторы

    Описание слайда:

    1. Развитие звукопроизношения, слоговой структуры слова.

    Используются повторы слогов в определенном ритме, составление слов из предложенных слоговых структур.
    Упражнение “Составь и произнеси слова”. Школьнику можно дать карточки с надписями: КО, ВА, ЗА, РО. Перед ним ставится задача: составить как можно больше слов из них. Должно получится: РОЗА, КОЗА, КОРОВА.

  • 11 слайд

    2. Расширение лексического запаса школьника.Обогащение словаря происх

    Описание слайда:

    2. Расширение лексического запаса школьника.
    Обогащение словаря происходит при составлении собственных текстов, чтении чужих, рассматривании и описание картин, изображений, мультфильмов и т.д. Подбираются синонимы, антонимы, паронимы.

  • 12 слайд

    3. Дифференциация частей речи.Упражнение “Найди лишнее слова в ряду”. Предла

    Описание слайда:

    3. Дифференциация частей речи.

    Упражнение “Найди лишнее слова в ряду”. Предлагается набор из слов одной части речи и лишнего слова. Например, май, бык, желтый луна. Ребенок находит лишнее слова, объясняет свой выбор.

  • 13 слайд

    Составь предложение по схеме: Предлагается следующий материал на карточ

    Описание слайда:

    Составь предложение по схеме:
    Предлагается следующий материал на карточке.
    Предложение: имя существительное, глагол, прилагательное, существительное, предлог, существительное. По ней нужно составить любое предложение. Например, я увидел красивую звезду на небе.

  • 14 слайд

    19.05.2021144. Формирование морфологических признаков каждой части речи.Школь

    Описание слайда:

    19.05.2021
    14
    4. Формирование морфологических признаков каждой части речи.
    Школьник обучается различению падежных форм, единственного и множественного числа, родов, времен глаголов и т.д.
    Упражнение “Один-много”. Покажите ученику картинки с изображением одного карандаша и пяти. Пусть объяснит, где их много, а где один и почему.

  • 15 слайд

    5. Обучение созданию моделей слов, видению процесса словоизменения.

    Описание слайда:

    5. Обучение созданию моделей слов, видению процесса словоизменения.

  • 16 слайд

    6. Развитие орфографической зоркости.Для выполнения этой задачи подойдет упра

    Описание слайда:

    6. Развитие орфографической зоркости.
    Для выполнения этой задачи подойдет упражнения: “Найди опасное место”. Педагог произносит слова разных частей речи, состоящих из одного или нескольких слогов. Ребенок на слух определяет опасную для письма букву, которую проверить нельзя. Хлопает в ладоши, чтобы преподаватель остановился и объясняет свой выбор.
    “Проверю себя”. Дети записывают слова, пропуская непонятные для него орфограммы. Сначала диктант состоит из нескольких слов, потом фраз, в конце из небольших предложений. Постепенно количество пропусков в словах сокращается.

  • 17 слайд

    7. Развитие внимания, памятиНа коррекционных занятиях используется метод орфо

    Описание слайда:

    7. Развитие внимания, памяти
    На коррекционных занятиях используется метод орфографического чтения. Ребенок читает слова так, как будет их писать, четко произносит все безударные, глухие звуки и т.д. В этот момент задействуются зрительная память, слуховая.
    Кратковременную память развивают с помощью повтора скороговорок, которые ребенок слышит впервые.

    19.05.2021
    17

  • 18 слайд

    8. Автоматизация грамотного письмаПроцесс закрепления навыков, умений очень д

    Описание слайда:

    8. Автоматизация грамотного письма
    Процесс закрепления навыков, умений очень длительный. Занимает несколько лет при тяжелой форме дизорфографии. Автоматизация грамотного письма происходит при любом виде работы с логопедом, дефектологом, с родителями.

    19.05.2021
    18

  • 19 слайд

    Приемами  обучения орфографии детей с ОНР является обведение в тетради орфогр

    Описание слайда:

    Приемами  обучения орфографии детей с ОНР является обведение в тетради орфограммы цветным карандашом, использование таблицы родственных слов, орфографическое проговаривание слов, зрительные диктанты, списывание,  письмо по памяти и др. Необходима также работа на умение выделять в тексте слова на изучаемое правило, причем текст должен содержать не только изучаемую орфограмму, но и ранее изученные. Все это способствует развитию орфографической зоркости и умению осуществлять самоконтроль.

    19.05.2021
    19

  • 20 слайд

    ъьюяеСпасибо за внимание !

    Описание слайда:

    ъ
    ь
    ю
    я
    е
    Спасибо за внимание !

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Дизорфография — это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих этот процесс у детей.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Культура поведения на уроках СБО

  • «Использование мнемотехники в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

  • Предупреждение ошибок чтения и письма. Развитие фонематического слуха.

  • Презентация «Инклюзия-это не иллюзия»

  • Презентация «Национальный проект «Образование» в действии: новая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях обновлённого оборудования»

  • Презентация «Работа в саду, огороде. Инструменты»

  • Аналитический отчёт тьютора для подготовительной к школе группы.

  • Конспект урока по Специальной психологии и специальной педагогики

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455248 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Речь нечеткая как пишется

Как пишется «нечетко»: слитно или раздельно?

Как правильно пишется слово: «нечетко» или «не четко»?

Как правильно писать слово: «нечетко» или «не четко»?

Какая часть речи слово нечетко?

Пример предложения со словом нечетко?

6 ответов:

Речь нечеткая как пишется



6



0

Нечетко и не четко пишется слитно и раздельно в зависимости от смысловой ситуации в тексте.

Выясним, в каких случаях «нечетко» пишется слитно, а когда «не четко» — раздельно.

Прилагательное «четкий» образует с помощью приставки не- слово с противоположным значением.

Нечеткий контур ворот слабо различался в потёмках.

Прилагательное «нечеткий» имеет краткую форму среднего рода «нечетко» и образует омонимичное (похожее) однокоренное наречие с помощью суффикса -о.

Если в предложении нет противопоставления и слов, усиливающих отрицание, то слово «нечетко» пишется слитно с приставкой не-.

Изображение (каково?) нечетко на экране (прилагательное).

Он нечетко (как?) нарисовал маршрут (наречие).

Слово «не четко» пишется раздельно с отрицательной частицей «не», если в высказывании имеется одно из следующих условий:

1) противопоставление

Этот фотоснимок смотрится не четко, а расплывчато.

2) слова «отнюдь», «вовсе», «далеко»

Это правило объяснено вовсе не четко.

3) отрицательные слова с ни- (местоимение или наречие)

Ничуть не четко мальчик выговаривает звук «р».

Речь нечеткая как пишется



3



0

Правила написания наречия-прилагательного «(не)чётко» очень чётки.

Раздельное написание слова «(не) чёткий» с частицей «не» станет обязательным при наличии следующих синтаксических условий:

  1. При имеющемся в предложении противопоставлении при непосредственном участии слова «(не) чётко»: «не чётко, а размыто», «не чётко, а расплывчато», «не чётко, а непонятно».
  2. При отсутствии противопоставления, которое напрашивается и подразумевается. Например, интонационное ударение падает на «не», выделяя частицу: «он разговаривал нЕ чётко».
  3. При наличии перед «не» слов, которые усиливают либо подчёркивают семантику отрицания: «отнюдь не чётко», «ни капельки не чётко», «нисколько не чётко».

Слитное написание — «нечётко» характерно во всех остальных эпизодах.

<hr />

Например.

  • «Миша ответил не чётко, а кое-как».
  • «Петя вовсе не чётко поставил перед собой задачи на сегодняшний день».
  • «Нечётко Вы изъясняетесь, Игнатий Иванович».

Речь нечеткая как пишется



1



0

Чтобы точно узнать, как писать — слитно или раздельно, надо рассмотреть слова в составе всего предложения. Сравните:

«На этом кадре лица видны нечетко». Пишем наречие «нечетко» слитно.

«На фотографии изображение получилось не четко, а размыто». Есть противопоставление, значит, надо писать раздельно.

Речь нечеткая как пишется



1



0

Слово «нечётко» является неизменяемым определительным наречием.

Пишется раздельно в случаях противопоставления с союзом «а», а также словами «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не», «совсем не», «никогда не», «отнюдь не», «никак не» и прочими подобными. Во всех остальных случаях слово «нечётко» пишется слитно.

Примеры употребления:

Василий помимо отсутствия грамотности ещё и видит нечётко, а потому переписал предложение с тремя ошибками.

Я вижу не очень чётко.

Ты грани обозначил не чётко, а расплывчато.

И совсем не чётко в цель: ты промахнулся на пять метров.

Речь нечеткая как пишется



1



0

Слово «четко» может быть двумя частями речи. Это краткое прилагательное среднего рода, образованное от полного прилагательного «четкое», отвечающее на вопрос «какое?»/»каково?». Так же слово может быть наречием, отвечающим на вопрос «как?» или «каким образом?». По правилам русского языка, с «не» оно может быть написано и слитно и раздельно.

1) «Нечетко» пишем, если в предложении нет противопоставления. Если прилагательное и наречие с «не» можно заменить аналогичным по смыслу синонимом без «не», то пишем его слитно. Нам подойдет синоним «размыто», «плавно».

Пример предложения со словом «нечетко»: текст был написан нечетко.

2) «Не четко» пишется в том случае, если в предложении есть усиление отрицания или присутствует противопоставление с союзом «а».

Пример предложения со словами «не четко»: текст был написан не четко, а размыто.

Речь нечеткая как пишется



0



0

Добрый день. Слово «(не)четко» можно писать с отрицательной частицей «не» по-разному.

Так как слово «(не)четко» является наречием, то нужно его писать следующим образом:

1) «Не четко», когда есть противопоставление или слова усиливающие отрицание (вовсе, далеко и т.п.).

Пример предложения.

Ты сделал далеко не четко все указания.

2) «Нечетко» пишем в оставшихся случаях.

Сегодня я видел нечетко границы дальнего леса.

Читайте также

Речь нечеткая как пишется

«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

не требуется

_

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».

Речь нечеткая как пишется

«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

чёрно-белый

Например (предложения).

  • «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
  • «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
  • «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».

Речь нечеткая как пишется

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Речь нечеткая как пишется

Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.

  • «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
  • «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.

    со мной

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
  • «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».

Речь нечеткая как пишется

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • «Весёлый — веселее — повеселее».
  • «Весело — веселее — повеселее».

    повеселее и повеселей

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.

Например.

  • «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».

  • Решенный вопрос как пишется и почему
  • Речь герды из сказки снежная королева
  • Решиться или решится как пишется правильно
  • Речка безымянная как пишется безымянная
  • Рецензия на сказку салтыкова щедрина