Ребята и утята краткий рассказ

Характеристика основных персонажейглавная мысль рассказа булька заключается в том, что людям необходимо добрее относиться к своим питомцам и ценить их

Характеристика основных персонажей

Главная мысль рассказа «Булька» заключается в том, что людям необходимо добрее относиться к своим питомцам и ценить их преданность. Когда с ними случается неприятность, нужно незамедлительно оказывать помощь. Собаки любят своих владельцев бескорыстно и всей душой. Они благодарны хозяину даже за малейшую доброту. Так как говорить они не могут, то демонстрируют свои чувства достойными поступками.

Главными героями рассказа «Булька» Льва Толстого являются:

  • Булька — смелый бульдог, преданный своему владельцу;
  • рассказчик — боевой офицер и хозяин пса.

Собака является главным другом человека — в этом и заключается главная мысль «Бульки» Толстого. Питомец никогда не кусал хозяина. Во время охоты он мертвой хваткой цеплялся за животных, а когда владелец зашивал его страшные раны и этим причинял ему невыносимую боль, псина не рычала, а ласково облизывала ему руки. И после заражения бешенством пес испытывал огромное желание укусить офицера, однако не сделал этого, потому что очень любил его.

События на охоте

У одного храброго офицера и любителя охоты было очень много собак. Среди них сильно выделялся интересный пес Булька, который выглядел, как на картинке. Это была коренастая черная псина с белыми кончиками на передних лапах. Однажды ее спустили на большого медведя. Булька вцепился в него мертвой хваткой и повис, словно пиявка. Животное било его огромными лапами и кидалось в разные стороны. Затем оно упало, чтобы раздавить пса, но тот так и не разжал челюсти, пока его не облили ледяной водой.

Офицер взял его еще маленьким щенком и самостоятельно выкормил. Собака была очень привязана не только к хозяину, но и к многочисленным местным котятам. Однажды мужчина отправился воевать на Кавказ и не захотел брать с собой питомца. Он тихонько вышел из имения, а бульдога приказал запереть. Однако тот разбил окно, выскочил из дома и взял след своего хозяина. Пес очень долго бежал, пока не догнал его на железнодорожной станции. Хозяин пересаживался в другой поезд, когда увидел собаку на дороге. Она тяжело дышала, но приветливо виляла хвостом, а затем облизала ему руку.

Однажды на Кавказе офицер взял Бульку с собой поохотиться на кабана. Псины, гнавшие животное, громко залаяли, и мужчина с Булькой побежали в их сторону. Собака смогла первой добежать до жертвы и напала на нее, однако получила серьезное ранение. Когда свинью убили, хозяин увидел, что у пса сильно распорот живот, а под ним — большая лужа крови.

Вместе с приятелями офицер зашил его. Во время операции собака постоянно облизывала ему руки. После этого происшествия она пролежала около двух месяцев, а затем поправилась. Другие охотничьи псины никогда не конфликтовали с Булькой.

Пес очень сдружился с сообразительной легавой Мильтоном, которую мужчина завел специально для того, чтобы охотиться на фазанов и терешечек.

Отзывы для читательского дневника

Мне очень понравилась сказка Льва Толстого «Булька». Было увлекательно читать это произведение, как бы со стороны наблюдая за приключениями отважного и умного пса. Неудивительно, что у рассказчика появляется много историй о нём, которыми он спешит поделиться с читателем: у Бульки очень интересная жизнь, с ним постоянно случаются какие-то курьёзные ситуации, а порой и несчастные случаи. Но это происходит от его большой любви к хозяину: он просто не может не увязаться за ним на охоту или не защитить его, когда тому угрожает опасность.

Булька, не боясь, бросается то на медведя, то на кабана, то на волка. Все они гораздо больше и опаснее его, но он бесстрашный и смелый. Пока в его груди билось его маленькое собачье сердце, он был готов до последнего защищать своего хозяина или просто радовать его своим присутствием и лаской.

Произведение «Булька» может растрогать любого читателя. Во время прочтения у меня на глаза то и дело наворачивались слёзы, а в голове были мысли о моей собственной собаке, которая тоже очень верная и преданная. Наверное, как и все наши четвероногие друзья.

Пока я читала эту историю, мне всё время было тревожно за Бульку: постоянно казалось, что с ним может случиться что-то плохое, что он не выживет после очередной раны, полученной на охоте. Так и случилось: он погиб от бешенства, заразившись во время схватки с волком. У рассказа очень грустный финал. Также автор упоминает, что на охоте погиб и ещё один его пёс, Мильтон.

Однако грустное окончание произведения заставляет о многом задуматься. У животных в принципе очень короткая жизнь, но и её они готовы отдать ради человека, поэтому мы должны любить их и ценить каждый миг, проведённый рядом.

Булька — это замечательный, умный и смелый пёс, который вызывает восхищение. Больше всего меня поразило, как он набросился на огромного медведя, вцепился в него мёртвой хваткой и держал, пока его не облили холодной водой. Я даже хочу нарисовать рисунок Бульки на охоте.

На мой взгляд, главная мысль произведения — мы в ответе за тех, кого мы приручили. Автор рассказа взял Бульку ещё щенком, выкормил его, давал ему вкусные косточки, всюду брал его с собой, поэтому тот так любил его и показывал свою любовь и верность. Любой пёс, котёнок, птичка или другое живое существо нуждаются в любви и внимании. Мы должны хорошо относиться к ним, тогда они отплатят нам тем же.

Источник

Смелый поступок Бульки

Перед тем как покинуть Кавказ, глубокой ночью мужчина сидел возле дома со своим товарищем и рассматривал забавные рисунки. Но тут в село прибежал волк, который был заражен бешенством. Рассказчик пытался выстрелить в него, но у него ничего не вышло. Тогда Булька бросился на опасного хищника, а после поединка на его лбу обнаружилась глубокая рана. Владелец посыпал ее большим количеством пороха, чтобы выжечь зараженную слюну. Но было уже поздно — собака оказалась зараженной.

Через полтора месяца после происшествия с волком Булька несколько дней лизал руки мужчины. Однако делал он это не ласково, а имея огромное желание укусить того, но все-таки не сделал этого. На четвертый день пес исчез — он ушел умирать.

Если внимательно прочитать краткое содержание «Бульки» для читательского дневника, то можно составить такой план пересказа сюжета:

  1. Описание собаки и ее поединок с медведем.
  2. Погоня за владельцем и охота на кабана.
  3. Опасная рана пса и роковая схватка с волком.
  4. Заражение Бульки и его гибель.

В своей сказке писатель показал, что питомцы могут быть очень преданными товарищами, продолжающими служить людям при любых обстоятельствах. Такую беззаветную верность необходимо ценить и никогда не обижать животных. Нельзя предавать пса, который доверяет человеку.

После ознакомления с кратким содержанием «Бульки» Толстого для читательского дневника стоит прочитать рассказ полностью. Это поможет качественно написать сочинение и сделать анализ произведения.

Булька и волк

Когда я уезжал с Кавказа, тогда ещё там была война, и ночью опасно было ездить без конвоя. Я хотел выехать как можно раньше утром и для этого не ложился спать. Мой приятель пришёл провожать меня, и мы сидели весь вечер и ночь на улице станицы перед моей хатой. Была месячная ночь с туманом, и было так светло, что читать можно, хотя месяца и не видно было. В середине ночи мы вдруг услыхали, что через улицу на дворе пищит поросёнок. Один из нас закричал: — Это волк душит поросёнка! Я побежал к себе в хату, схватил заряженное ружьё и выбежал на улицу. Все стояли у ворот того двора, где пищал поросёнок, и кричали мне: — Сюда! Мильтон бросился за мной, — верно, думал, что я на охоту иду с ружьём, — а Булька поднял свои короткие уши и метался из стороны в сторону, как будто спрашивал, в кого ему велят вцепиться.

Когда я подбежал к плетню, я увидал, что с той стороны двора, прямо ко мне, бежит зверь. Это был волк. Он подбежал к плетню и вскочил на него. Я отсторонился от него и приготовил ружьё. Как только волк соскочил с плетня на мою сторону, я приложился почти в упор и спустил курок; но ружьё сделало «чик» и не выстрелило. Волк не остановился и побежал через улицу. Мильтон и Булька пустились за ним. Мильтон был близко от волка, но, видно, боялся схватить его, а Булька, как ни торопился на своих коротких ногах, не мог поспеть. Мы бежали, что было силы, за волком, но и волк и собаки скрылись у нас из виду. Только у канавы, на углу станицы, мы услыхали подлаиванье, визг и видели сквозь месячный туман, что поднялась пыль, и что собаки возились с волком. Когда мы прибежали к канаве, волка уже не было, и обе собаки вернулись к нам с поднятыми хвостами и рассерженными лицами. Булька рычал и толкал меня головой, — он, видно, хотел что-то рассказать, но не умел. Мы осмотрели собак и нашли, что у Бульки на голове была маленькая рана. Он, видно, догнал волка перед канавой, но не успел захватить, и волк огрызнулся и убежал. Рана была небольшая, так что ничего опасного не было.

Мы вернулись назад к хате, сидели и разговаривали о том, что случилось. Я досадовал на то, что ружьё моё осеклось, и всё думал о том, как бы тут же на месте остался волк, если б оно выстрелило. Приятель мой удивлялся, как волк мог залезть на двор. Старый казак говорил, что тут нет ничего удивительного, что это был не волк, что это была ведьма и что она заколдовала моё ружьё. Так мы сидели и разговаривали. Вдруг собаки бросились, и мы увидали на средине улицы, перед нами, опять того же волка; но в этот раз он от нашего крика так скоро побежал, что собаки уже не догнали его. Старый казак после этого уже совсем уверился, что это был не волк, а ведьма; а я подумал, что не бешеный ли это был волк, потому что я никогда не видывал и не слыхивал, чтобы волк, после того, как его прогнали, вернулся опять на народ. На всякий случай я посыпал Бульке на рану пороху и зажёг его. Порох вспыхнул и выжег больное место. Я выжег порохом рану затем, чтобы выжечь бешеную слюну, если она ещё не успела войти в кровь. Если же попала слюна и вошла уже в кровь, то я знал, что по крови она разойдётся по всему телу, и тогда уже нельзя вылечить.

Отзывы читателей

Мне очень понравилось это произведение об умном и бесстрашном псе, который постоянно демонстрировал свою смелость. Его не могли испугать любые дикие животные. Булька пробежал много километров, чтобы быть рядом со своим хозяином. Это показывает его преданность и желание помочь человеку.

Дмитрий, Москва

Меня просто восхитило поведение бульдога, который обладал такими качествами, как упорство и преданность владельцу. Писатель показывает читателю, что необходимо быть ответственным за своих питомцев. За это они будут не только верными товарищами, но и помогут в трудную минуту.

Николай, Вологда

Это отличный рассказ. Моей дочке всего 9 лет, поэтому в школе ей задали прочитать это произведение. Краткое содержание помогло ей правильно написать сочинение. Ее очень тронуло преданное поведение собаки. Она пожертвовала собой, чтобы спасти хозяина, и не побоялась вступить в схватку с опасным хищником.
Светлана, Пермь

«Булька» — краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого для читательского дневника

В 1862 году русский писатель Лев Николаевич Толстой создал рассказ «Булька». В читательский дневник можно написать, что это произведение рассказывает о необыкновенно умном и храбром псе, с которым связано немало интересных моментов из жизни рассказчика. Собаки поражают своей преданностью, верностью и огромной любовью к хозяину, ради которого они могут совершить настоящий геройский поступок и даже пожертвовать своей жизнью в момент опасности.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1

Контрольная работа

по МДК 01.03.
Детская литература с практикумом по выразительному чтению

1.
Антитеза – это:

А)
противопоставление образов, картин, понятий;

Б)
сопоставление понятий и явлений;

В)
сравнение понятий и явлений, предметов;

Г)
противоположность

2.Тема
– это:

А)
круг жизненный явлений, изображенных в произведении;

Б)
то, о чем говорится в произведении;

В)
круг событий, выбранных автором;

Г)
события в произведении.

3.Сказка
– это:

А)
один из видов эпического произведения, больше по охвату жизненных явлений и по
объему, чем рассказ, и меньше, чем роман;

Б)
вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с
необычным, но законченным сюжетом;

В)
устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием
необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно —
стилистическим построением;

Г)
вид занимательного рассказа для детей.

4.Басня
– это:

А)
краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера,
имеющий иносказательный аллегорический смысл;

Б)
краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ;

В)
вымысел, выдумка;

Г)
короткое стихотворение с моралью.

5.
Предание – это:

А)
жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из
поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет;

Б)
переходящий из уст в уста, от поколения в поколение рассказ о былом;

В)
легенда;

Г) народное сказание.

6. Укажите виды народных сказок:

А) волшебные,
бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе

Б) волшебные,
реалистические, сентиментальные

В) волшебные,
бытовые, о животных

7.
Основное отличие фольклорной сказки и литературной (у
кажите
соответствие)

А)
авторское произведение;            1) фольклорная
сказка;                                                            Б) народное
произведение               2) литературная сказка

8.
В литературоведении существует представление о следующих родах  литературы:

А)
прозаический и поэтический;               Б) комедийный и драматический;

В)
лирический и реалистический;             Г) эпический, лирический,
драматический

9.
Прием, с помощью которого животные в сказках разговаривают:

А)
аллегория;               Б) антропоморфизм;

В)
метонимия;              Г) метафора


10. Художественный прием, который использовал Н. Носов в сказках о Незнайке и
К. Чуковский в «Бибигоне» называется:

А)
литота;                  Б) гипербола;

В)
перифраз;              Г) метафора

11. Укажите
произведение, не принадлежащее М. М. Пришвину

А) «Ребята
и утята»;          Б) «Гадкий утенок»;

В) «Ярик»;                         
Г) «Кладовая солнца»

12.
Назовите автора энциклопедий для детей «Что я видел?», «Что бывало»

А)
В. Бианки;                      Б) Б. Житков;

В)
С. Маршак;                     Г) С. Михалков

13. Соотнесите
произведение и его автора :

А) В. Драгунский;       Б) Н. Носов

1) «Витя Малеев в
школе и дома»;

2) «Фантазеры»;

3) «Девочка на шаре»;

4) «Живая шляпа»;

5) «Приключения
Незнайки и его друзей»;

6) «Денискины
рассказы»

14. Из скольких
частей состоит сказочная повесть о Незнайке?

А) 2;     Б)
3;      В) 4;      Г) 5

15. Соотнесите
авторов и строки из произведений:

А) С. Михалков;       Б)
С. Маршак;     В) А. Барто      Г) К.Чуковский

1) Уронили мишку
на пол,

Оторвали мишке
лапу…

2) Вот какой
рассеянный

    С улицы
Бассейной.

3) По фамилии
Степанов

И по имени Степан,

Из районных
великанов

Самый главный
великан.

4) Жил да был
крокодил.

Он по улицам ходил…

16. Кто из детских
писателей был и автором, и иллюстратором своих книг?

А) С. Маршак;          
    Б) С. Михалков;

В) В. Бианки;               Г) Е. Чарушин

17.
Этот автор изучил собственно детское творчество и в результате создал книгу, в
которой отразил специфические черты детской литературы, в том числе поэзии:

А)
В.В. Маяковский;           Б) К.И. Чуковский;

В)
С.Я. Маршак;                  Г) Д. Хармс

18.Из
какого произведения К.И. Чуковского эти строки?

 Мы
врага бы

На
рога бы

Только
шкура дорога,

И
рога нынче тоже не дешевы…

А)
«Краденое солнце»;            Б) «Тараканище»;

В)
«Бармалей»;                         Г) «Айболит»

19.
В этом произведении В. Маяковский рассказывает о профессиях:

А)
«Кем быть?»;                         Б) «Песня-молния»;

В)
«Тучкины штучки»;              Г) «Конь-огонь»

20.
Благодаря этому автору российские дети считают Винни-Пуха своим родным героем:

А)
С. Маршак;                     Б) Э. Успенский

В)
Б. Заходер;                      Г) Г. Остер

21.
Соотнесите автора и названия произведений:

А)
С.Я. Маршак;    Б) А.Л. Барто;    В) И.П. Токмакова   Г) В.В. Бианки

1)
«Лесная газета»;

2)
«Двенадцать месяцев»;

3)
«Вовка-добрая душа»

4)
«Кошкин дом»;

5)
«Аля, Кляксич и буква А»

6)
«Маруся ещё вернётся»

22.
Сказочник, создавший Белоснежку, Дюймовочку и  Русалочку:

А)
Шарль Перро;      Б) Вильгельм Гауф;    В) Ганс Христиан Андерсен

23.
Укажите сказки Шарля Перро:

А)
«Синяя борода»;     Б) «Огниво»;       В) «Гензель и Гретель»

Г)
«Подарки феи»        Д) «Бременские музыканты»;     Е) «Кот в сапогах»

24.
Укажите сказки Ганса Христиана Андерсена:

А)
«Принцесса на горошине»;    Б) «Беляночка и Розочка»;   В) «Оле-Лукойе»

Г)
«Дикие лебеди»;    Д) «Ослиная шкура»;      Е) «Свинопас»

25.
Укажите сказки братьев Гримм:

А)
«Гадкий утёнок»;    Б) «Король Дроздобород»;    В) «Храбрый портняжка»;                   Г)
«Рапунцель»;   Д) «Снежная королева»;   Е) «Мальчик с пальчик»

Ответы к
контрольной работе

1.      А

2.      Б

3.      В

4.      А

5.      А

6.      В

7.      А-2, Б-1

8.      Г

9.      Б

10.  А

11.  Б

12.  Б

13.  А-З,6;  Б-1,2,4,5

14.  Б

15.  А-3;  Б-2;  В-1; 
Г-4

16.  Г

17.  Б

18.  Б

19.  А

20.  В

21.  А-2,4;  Б-3; 
В-5,6;  Г-1

22.  В

23.  А, Г, Е

24.  А, В, Г, Е

25.  Б, В, Г

26. 

Литературное чтение2 «А» классМуниципальное бюджетное общеобразовательное уч...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Литературное чтение2 «А» классМуниципальное бюджетное общеобразовательное уч

    Описание слайда:

    Литературное чтение
    2 «А» класс
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №52»

  • 2 слайд

    Ребята и утята краткий рассказ

  • 3 слайд

    “Чтение без размышления – пустое занятие.”

    Описание слайда:

    “Чтение без размышления – пустое занятие.”

  • 4 слайд

    на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

    Описание слайда:

    на – на – на – во дворе растет сосна;
    но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
    ан – ан – ан – собери свой чемодан;
    ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

    Речевая разминка

  • 5 слайд

    Михаил Михайлович Пришвин «Ребята и утята»

    Описание слайда:

    Михаил Михайлович Пришвин
    «Ребята и утята»

  • 6 слайд

    Как называют человека, который пишет рассказы? ПисательКак называют человека

    Описание слайда:

    Как называют человека, который пишет рассказы?

    Писатель
    Как называют человека, который пишет картины?
    Художник

  • 7 слайд

    Чарушин

  • 8 слайд

    Чарушин Евгений Иванович 11 ноября 1901 г. – 18 февраля 1965 г.

    Описание слайда:

    Чарушин Евгений Иванович

    11 ноября 1901 г. – 18 февраля 1965 г.

  • 9 слайд

    На стр. 136 прочитайте название произведения.«Страшный рассказ» Евгений Ивано

    Описание слайда:

    На стр. 136 прочитайте название произведения.
    «Страшный рассказ» Евгений Иванович Чарушин

  • 10 слайд

    Какие задачи мы для себя поставим на урок?Познакомиться с произведением Е.Чар

    Описание слайда:

    Какие задачи мы для себя поставим на урок?
    Познакомиться с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ»;
    Познакомиться со сведениями из биографии Е. И. Чарушина;

    Учиться правильно и выразительно читать его произведение «Страшный рассказ»;
    Проанализировать новое произведение.

  • 11 слайд

    Ребята и утята краткий рассказ

  • 12 слайд

    Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, ж

    Описание слайда:

    Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе –“Атлас птиц в картинках”, “Приключения юного натуралиста в Южной Америке”.Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.

  • 13 слайд

    Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творче

    Описание слайда:

    Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. В 1922 году Чарушин поступил в в Ленинградскую Академию художеств, которую он закончил в 1926 году по живописному факультету. Тогда же он познакомился с С.Маршаком, В. Бианки, Б.Житковым, сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С.Маршака.

  • 14 слайд

    В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые про

    Описание слайда:

    В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных.
    Произведения, созданные писателем, объединяются в циклы- “Про Томку”, “Никита и его друзья” и т.д. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью.

  • 15 слайд

    1. Детские годы Евгения Ивановича Чарушина. 2. Евгений Иванович Чарушин-худож

    Описание слайда:

    1. Детские годы Евгения Ивановича Чарушина.
    2. Евгений Иванович Чарушин-художник.
    3. Произведения Евгения Ивановича Чарушина .

  • 16 слайд

    Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно

    Описание слайда:

    Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно; не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли родители; зажгли; ёжик.

  • 17 слайд

    Словарная работаСени –помещение между жилой частью дома и крыльцом. Чулан –

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.
    Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
    Клеть – кладовая при избе.

  • 18 слайд

    Это кто в траве шуршит И забавно так фырчит, Весь в иголках, не возьмёшь? Кто

    Описание слайда:

    Это кто в траве шуршит
    И забавно так фырчит,
    Весь в иголках, не возьмёшь?
    Кто же это, дети?

  • 19 слайд

    Ребята и утята краткий рассказ

  • 20 слайд

    Понравился рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном? Поче

    Описание слайда:

    Понравился рассказ?
    Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном?
    Почему автор назвал рассказ страшным?
    В какой момент вы волновались?
    Кто главные герои этого рассказа?
    Кого испугались мальчики?
    Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ?

  • 21 слайд

    Словарная работаРассказ – повествование об отдельном событии из жизни человек

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Рассказ – повествование об отдельном событии из жизни человека.
    Сказка – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.

  • 22 слайд

    1.Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были одни дома? 2.Чт

    Описание слайда:

    1.Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были одни дома?

    2.Что сказано про мальчиков в начале рассказа? Зачитайте.

    3.Подберите слова для описания их характера.
    4.Что напугало детей? Найдите эти строки.
    5.Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться?
    6.Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью?
    7.Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?
    8.Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?
    9.Изменилось ли настроение мальчиков, когда пришли родители?
    10.Боялись ли мальчики топота и пыхтения по ночам потом? Почему?

  • 23 слайд

    Ребята и утята краткий рассказ

  • 24 слайд

    1.Остаться в четырёх стенах. (остались одни) 2.У ст

    Описание слайда:

    1.Остаться в четырёх стенах. (остались одни)
    2.У страха глаза велики. (преувеличивать)
    3.Сердце в пятки ушло. (испугались)
    4.В мгновение ока. (быстро)
    5.Не верить своим глазам. (удивление).

  • 25 слайд

    Как называется рассказ, который мы читали на уроке?Кто его автор?Почему автор

    Описание слайда:

    Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
    Кто его автор?
    Почему автор назвал рассказ именно так?
    Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему. Вот если бы вы были писателем, то как бы вы озаглавили рассказ?
    Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето?
    Какими мальчики показаны в конце рассказа?
    Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе
    “О братьях наших меньших”?
    Чему учит рассказ?
    Почему нужно беречь животных и природу?

  • 26 слайд

    Евгений Иванович Чарушин на этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Бу

    Описание слайда:

    Евгений Иванович Чарушин на этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные — это наша родная природа. Оберегать и любить их — это значит любить и беречь свою Родину”.

  • 27 слайд

    Ребята и утята краткий рассказ

  • 28 слайд

    Домашнее задание к следующему урокуПодготовить рассказ о еже. Это может быть

    Описание слайда:

    Домашнее задание к следующему уроку
    Подготовить рассказ о еже. Это может быть история из вашей жизни, а может быть кем-то рассказанная. Если таких историй нет, то читаете рассказы о ежах.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Цель:Обучающая: создать условия для формирования у обучающихся представлений о биографии Е.И. Чарушина и его произведении «Страшный рассказ». Развивающая: помочь осознать ценность изучаемого материала; содействовать развитию умений анализировать познавательный объект (текст). Продолжить работу по развитию речи, мышления, общения обучающихся; Воспитывающая: создать условия для формирования у обучающихся бережного отношения к природе, животным. Задачи:развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом; развивать навыки осознанного, выразительного чтения;формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Страшный рассказ. Е. Чарушин.

Похожие материалы

  • Технологическая карта по теме: Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

  • Презентация по литературному чтению на тему » Ф.И. Тютчев Весенняя гроза.» (3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему «Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа. «(3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему » Весенняя гроза» Ф. Тютчев.»(3 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему » С Есенин С добрым утром!» (3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему «2 урок Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин С добрым утром! «(3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему «1 урок Сергей Есенин «С добрым утром!» «(3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему » С. Есенин. Сыплет черёмуха….В. Борисов — Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы»(3 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459795 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

Рассказ «Старый гений» Николай Лесков написал  в 1884 году и в том же году он был опубликован.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Лесков Николай Семенович
Название произведения: «Старый гений»
Жанр: рассказ
Год написания: 1884
Издательство: АСТ
Год издания: 2015

Главные герои и их краткая характеристика

Помещица – пожилая женщина, очень добрая, милосердная, привыкла замечать в людях только хорошее.
Франт – должник помещицы, молодой богатый дворянин, необязательный, подлый обманщик.
Иван Иваныч – загадочный мужчина, сыщик, оказавший услугу помещице.
Сербский сражатель – помощник Ивана Иваныча.

Время и место действия

Действие рассказа происходит вначале 80-х XIX века в России, в Петербурге.

Краткое содержание и сюжет

Однажды пожилая помещица, на редкость добрая и жалостливая старушка, решила помочь своему знакомому. Им оказался молодой петербургский франт, задолжавший крупную сумму. Женщина, искренне пожалевшая молодого человека, взяла под залог своего имения кредит в пятнадцать тысяч рублей, и все деньги передала ему. Она нисколько не сомневалась в его порядочности и не переживала по поводу возврата столь крупной суммы.

Тем временем фант отбыл в Петербург, и прекратил какое-либо общение с помещицей. Женщина стала волноваться, ведь если ей не вернут деньги, придется распрощаться с имением, и ей негде будет жить с больной дочкой и маленькой внучкой. Понимая, что нужно предпринимать решительные меры, она отправилась в Петербург.

В столице помещица обратилась в суд и выиграла дело, однако никто не спешил исполнять решение суда. Выяснилось, что тот самый непорядочный франт имел серьезные связи, и никто не хотел с ним связываться. Кроме того, он задолжал не только старушке, но многим другим людям, и никто не мог найти на него управу. Чиновники посоветовали женщине забыть о долге, чтобы не нажить ненароком еще больших проблем от этого господина.

Помещица не собиралась опускать руки. Она узнала, что для того, чтобы решение суда вступило в силу, необходимо поймать франта и при свидетелях вручить ему повестку. Никто из чиновников не брался за это дело, даже за большие взятки.

Однажды женщина познакомилась с неким таинственным господином Иван Иванычем, который обязался решить ее проблему. Он пообещал старушке всего за пятьсот рублей вручить негодяю повестку: двести рублей он брал себе за организацию процесса, а триста рублей – непосредственному исполнителю. Старушка решила взять время на раздумье – она не доверяла в полной мере этому человеку.

Однажды помещица на улице встретила своего должника. Она схватила его за рукав, подняла шум, но полиция замяла это дело. Женщина узнала, что в самое ближайшее время ее должник навсегда покинет Россию, и она будет разорена. Не мешкая более, она обратилась за помощью к Ивану Иванычу.

Сыщик разыскал своего помощника – лихого участника Сербско-турецкой войны, «сербского сражателя», отдал ему деньги и объяснил задание. На следующий день вся троица появилась на вокзале, где франт со своей любовницей уже поджидал поезд. Сербский сражатель ловко устроил ссору с должником, и в дело вмешалась полиция. Франт получил повестку, и, опасаясь, что из-за нее не попадет за границу, тут же выписал старушке чек на пятнадцать тысяч. Так, благодаря изобретательному гению Ивана Иваныча женщина получила долг и вернула родовое поместье.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Добрая старушка-помещица закладывает дом и одалживает деньги знакомому дворянину. Должник уходит от оплаты, и лишь благодаря действиям гениального незнакомца старушке удается вернуть долг.

План пересказа

  • Молодой франт взял в займы у старухи 15 тысяч.
  • Он не собирается возвращать деньги.
  • Женщина заложила дом, поэтому ей грозило остаться ни с чем с больной дочкой и внучкой на руках.
  • У молодого человека были связи, поэтому он не явился в суд.
  • Гений помог женщине за 500 рублей, спровоцировав драку.
  • Франт явился в суд, отдал долг, так как ему нужно было ехать за границу.

Основная мысль

Беззащитность слабого, бедного человека перед власть имущими.

Чему учит

Рассказ учит быть добрым, честным, заступаться за обижаемых, помогать друг другу, не сдаваться.

Отзыв и что понравилось

Автор показал, насколько бесправным оказывается человек перед теми, кому принадлежит власть и богатство. Главная героиня не может получить законные деньги, даже имея решение суда, которое в данном случае не играет особой роли – все боятся связываться с влиятельным дворянином. Радует, что рассказ закончился на позитивной ноте, и справедливость восторжествовала.

Вывод и мое мнение

Николай Лесков нарисовал яркий образ страдающей старухи и ловкого мошенника. Закон должен защищать людей, а на практике может быть лишен всей силы. Деньги и связи дают больше возможности. Впечатляет простодушие старушки. Она считала франта хорошим человеком, видела в нем доброе и не желала зла. Иван Иванович спас старуху протянув ей руку помощи, когда все отвернулись. Рассказ учит быть внимательным к другим, делать добро. А справедливость обязательно восторжествует.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • Ревизские сказки башкортостан архив электронная версия
  • Ревизские сказки воронежской губернии 1896 в электронном виде
  • Растем потихоньку как пишется
  • Растрепанный воробей картинки к рассказу
  • Растрогала до слез как пишется