Ребусы к сказке каша из топора

Автор на чтение 7 мин. просмотров 10 опубликовано 18.02.2021 русская народная сказка каша из топора жанр: народная бытовая сказка читайте

На чтение 7 мин. Просмотров 10 Опубликовано

Русская народная сказка «Каша из топора» Жанр: народная бытовая сказка Читайте краткое содержание похожих сказок:»Солдат и сало»Главные герои сказки «Каша из топора» и их характеристика 

  1. Солдат, хитрый, опытный, смекалистый. Привык всего добиваться сам, и если видит несправедливость, бороться с ней.
  2. Старуха, жадная и скупая, пожалела угостить солдата, а в итоге осталась без топора, но зато каши солдатской попробовала.

План пересказа сказки «Каша из топора»

  1. Путь домой
  2. Жадная старуха
  3. Топор
  4. Соль
  5. Крупа
  6. Масло
  7. Вкусная каша
  8. Недоваренный топор.

Кратчайшее содержание сказки «Каша из топора» для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Уставший солдат стучит в дом к старухе
  2. Старуха жадничает и не хочет кормить солдата
  3. Солдат предлагает сварить кашу из топора
  4. Старуха дает ему соль, крупу и масло
  5. Каша получается вкусная и наваристая
  6. Солдат забирает топор,чтобы доварить его по дороге.

Главная мысль сказки «Каша из топора» Солдат бывалый нигде не пропадет и кашу с топора сварит.Чему учит сказка «Каша из топора» Сказка учит находчивости, смекалке, хитрости. Учит не быть жадным, скупым. Учит делиться с тем, кто нуждается, учит помогать другим людям и наказывать зло.Отзыв на сказку «Каша из топора» Очень красивая и поучительная сказка. Солдат обманул жадную старуху и не только сварил хорошую вкусную кашу, но и топор унес с собой. Именно так надо учить тех, кто слишком жаден.Пословицы сказке «Каша из топора» Жадность последнего ума лишает. Глупый киснет, а умный все промыслит.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Каша из топора» Шел солдат со службы домой и устал по дороге. Постучался в крайний дом, отдохнуть попросился, да перекусить. Жила там старуха, отдохнуть пустила, а про еду сказала, что и у самой ничего нет. Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Помыл, положил в котелок, варит. Попробовал,  говорит соли не хватает. Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует — еще говорит крупы бы. Старуха бежит, несет мешочек крупы. Солдат масла просит — старуха и масло принесла. Сварил солдат кашу, сели они со старухой, едят нахваливают. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем? А солдат кладет топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его еще по дороге доварит и тогда съест.Рисунки и иллюстрации к сказке «Каша из топора»

Содержание:

Анализ произведения

Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.

Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:

  • жадная;
  • глупая;
  • не понимает простых уловок;
  • отказалась кормить постояльца.

Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.

Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.

Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.

Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:

  1. Варево — похлёбка, жидкая еда.
  2. Коли — если бы.
  3. Вдоволь — достаточно.
  4. Служивый — солдат.
  5. Смётка — смекалка.

Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.

Краткое содержание

Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.

Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.

Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.

Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.

Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.

Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Краткое содержание — Каша из топора — русская народная сказка

Автор, жанр, год издания, главные герои

Автор: народ

Название: “Каша из топора”

Жанр: народная бытовая сказка

Тема произведения: смекалка

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

  1. Солдат. Хитрый, находчивый, смекалистый.
  2. Старуха. Жадная, негостеприимная.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Солдат попросился отдохнуть с дороги, но жадная старуха не хотела его накормить. Солдат вызвался сварить кашу из топора и хорошо покушал.

Краткое содержание

  1. Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
  2. Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
  3. Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
  4. Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
  5. Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
  6. Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.

Понравившийся эпизод

Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.

План произведения для пересказа

  1. Просьба солдата;
  2. Негостеприимная старуха;
  3. Предложение солдата;
  4. Приготовление каши;
  5. Недоваренный топор.

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Жадность всегда наказуема, а накормить защитника Отечества святое дело.

Чему учит эта книга

Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта замечательная и веселая сказка. И особенно мне понравился хитрый солдат, который не просто сумел выпросить у жадной старухи еды, но и сумел наказать ее жадность. Ведь топор солдат унес с собой.

Новые слова и выражения

Побывка — кратковременный отпуск у солдат.

Варево — нечто вареное, суп, каша.

Пословицы к произведению

В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.

Жадность всякому горю начало.

Скупой платит дважды.

Рисунок к произведению

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_29.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kasha-iz-topora.html
  • https://svetlica-mama-blogger.ru/читательский-дневник-2-класс-готовые-о/народная-сказка-каша-из-топора-кратк.html

Открытый урок по чтению. Сказка. «Каша из топора». 2 класс.

Цели:

  • познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;

  • отраба$тывать навыки выразительного чтения;

  • обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,

  • Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки$ в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД $

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

  • Коммуникативные УУД

    $

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. $

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

  • Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

$3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами, презентация, рисунки детей к сказке «Лиса и журавль».

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

$ Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)

— Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки, пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

-Дети читают различные жанры, ученики узнают какой жанр.

  • Без хорошего труда нет плода.

  • Терпенье и труд все перетрут.

  • $Кончил дело — гуляй смело.

  • Любовь к труду — у людей на виду.(пословицы о труде)

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

(скороговорка)

  • Солныш$ко- ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись! (потешка)

Маша, ля- ля,
На завалинке спала.
Две тетери прилетели,
Поклевали — улетели. ( прибаутка)
 

— А с каким жанром мы познакомились на предыдущем уроке? (сказка)

А какого вида сказка? (о животных)

Ученики рассказывают по рисунку, какой эпизод к сказке «Лиса и журавль они нарисовали, и почему им захотелось изобразить этот эпизод.

III. Речевая разминка.

— Прочи$тать текст, записанный на слайде, и определите его жанр.(Это загадка) (слайд №1)

Кланяется, кланяется,

Придёт домой — растянется. (Топор)

— Отгадайте загадку.

-Научитесь её читать скороговоркой.

— Что такое топор и для чего он нужен?

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? ( каша) – слайд №2

Из чего можно сварить кашу? (из манной, овсяной крупы, пшеничной…)$

— А можно ли из топора сварить кашу? ( нет)

-А герой нашей сказки смог это сделать, послушайте, как он сварил эту кашу.

IV. $Словарная работа. (слайд №3)

Служивый- солдат, военнослужащий.

Побывка-приезд к кому- нибудь на короткое время.

Вдоволь – достаточно.

$

Варево-горячее жидкое кушанье.

Чулан-помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить-прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котёл- большой металлический сосуд для варки каши.

Коли- если бы.

Этакую- такую.

Смётка –смекалка.( сообразительность)

V. Первичное чтение сказки учителем.

— Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

— Каким должен быть автор, чт$обы написать такую сказку?

— А кто автор этой сказки?

Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

— Назовите героев сказки.

-Куда шёл солдат? (домой)

— Почему он постучался, именно в $эту избу? (крайняя)

-Как старуха откликнулась на просьбу солдата?( прикинулась сиротой)

-Что значит слово сирота?(обратимся к словарю- сирота-ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя) – слайд №3

— Что придумал солдат?(обмануть старуху)

— Как он это сделал? (сварил кашу из топора)

VI.Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(Подскоки на левой ноге.)

$

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

VII.Закрепление изученного.

  1. Повторное чтение сказки.

Обратите внимание, как герои общаются друг с другом.( Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям)

Прочитайте самое последнее предложение сказки. (А солдат ест, да посмеивается.)

Как вы понимаете это выражение?

$

Ребята, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?

2. Работа с пословицами. (по группам)

  • Если сила не возьмёт, смекалка выручит.

  • Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

  • Доброе дело без награды не останется.(слайд №4)

— Составить пословицы из отдельных слов.

— Один ученик у доски ( Смётка дороже богатства)

Какая из пословиц больше всего подходит к нашей сказки? Докажите своё мнен$ие.

VIII. Рефлексия.(слайд №5)

-Выбери и продолжи любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за ……

  • $После урока мне захотелось……

  • Сегодня я сумел…..

IX. Итог урока.

С какой сказкой познакомились?( «Каша из топора»)

К какому виду сказок она относится? (бытовая)

Что вы узнали о бытовой сказке? ( Главные герои- люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.)

X. Домашнее задание

Подготовиться $к выразительному чтению сказки по ролям.

  • Реальные итоговые сочинения 2020
  • Ребенок на силу успокоенный как пишется
  • Ребенок вертится как пишется
  • Ребенок мутант вынужден жить под землей что за сказка
  • Реально ли списать итоговое сочинение