Ребус сказка о рыбаке и рыбке

I. организационный момент. у. давайте в начале урока вспомним русскую пословицу: чтение вот лучшее учение у. закончите

I. Организационный момент.

У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

У. — Закончите фразу.

— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?

Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.

II. Разминка « Читалочка».

(На доске чистоговорка)

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

1. Читаем глазками.

— Что это? для чего нужна чистоговорка?

2.Читаем хором.

— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).

Вывод:

— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. Постановка цели урока.

У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

(ксазак)

Д. – Сказка.

У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. – А кто автор этой сказки?

Д. – Александр Сергеевич Пушкин.

У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

Д. Происходит волшебство.

У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»

Д. – Это волшебная сказка.

У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

Д. Старик, Старуха, рыбка.

IV. Работа по теме урока.

У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).

Характер

старика

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Характер

старухи

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».

У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

План.

1.В  Где живёт герой?

2.В  Чем занимается?

3.В  Какие поступки совершает?

4.В  Какой характер у героя?

5.В  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Первому характеристику мы дадим старику.

У. – Где живёт старик?

Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

У. Чем занимается старик?

Д. – Старик ловил рыбу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старик ловил неводом рыбу.

У. Какие поступки совершает старик?

Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

Д. Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

« Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

« Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

У. — Какой характер у старика?

Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

У. – Докажите, что характер у старика был добрый?

Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

У. – Где живёт старуха?

Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

У. Чем занимается старуха?

Д. – Старуха прядёт свою пряжу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старуха пряла свою пряжу.

У. Какие поступки совершает старуха?

Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

В 

Вольная царица.

Владычица морская.

Новое корыто.

В 

Столбовая дворянка.

В 

Новая изба.

У. — Какой характер у старухи?

Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

Физкультминутка.

— Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно выстроились в ряд

В рыбок превратились в раз.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Самостоятельная работа.

У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.

( Выслушиваются ответы детей).

У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?

Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».

У. – Почему так изменялось настроение моря?

Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

У. – Вспомните, как называется сказка?

У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

В 

Как плохо быть сварливым и жадным.

В 

Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)

У. — Спасибо за урок

Конспект урока литературного чтения во втором классе

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Описание материала: предлагаемый конспект урока по литературному чтению по УМК «Школа России» автор Канакина. На уроке реализуется деятельностный подход. Учащиеся организуют работу в группах и парах по плану, который предложил учитель.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

– формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.

-развивать умение аргументировать свою точку зрения;

– воспитывать чувство патриотизма, любви к чтению.

Оборудование: компьютер, книги с русскими сказками и сказками А.С. Пушкина, звуки моря.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные УУД:

1. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент 1 мин.

Проверка рабочих мест (на столе лежат: дневник, учебник, тетрадь и пенал) и настрой на дальнейшую работу. Запись числа.

ΙI. Актуализация знаний.

-Ребята, мы сегодня продолжаем путешествовать по сказкам

— Что вы можете рассказать о представленных сказках (Учитель организует выставку русских народных сказок и русских авторских сказок)

– Как вы думаете, со сказками каких писателей можно встретиться в сборниках сказок?

– Вы готовы к чтению новых сказок?

Учитель включает звуки моря.

— В каких сказках нам встречается море?

— Как вы думаете с какой сказкой мы познакомимся сегодня?

— Кто её автор?

III. Развитие умений.

Чтение сказки А.С. Пушкина.

1. Работа с текстом до чтения.

Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали?

Подготовленный учащийся рассказывает об А.С. Пушкине.

– Прочитайте название сказки.

– Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка.)

– О чём ещё можно узнать из заголовка? (О героях сказки.)

– Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события?

– Что ещё можно предположить до чтения?

– Кто уже знаком с содержанием сказки?

– Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка.

– Прочитайте про себя начало сказки (с. 32). Похоже на сказку?

Тогда начнём читать.

2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики.

1-я часть (1-я и 2-я строфы читает учитель).

По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения:

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – большая рыболовная сеть (читаем в тетради).

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

По ходу чтения делаем остановки для комментариев и обращаем внимание детей на то, как бедны были старик и старуха, на то, что старик трижды закидывал невод (сказочная примета!), на отношение старика к рыбке и пр.

Образец комментированного чтения с элементами диалога с автором:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке (То есть в очень старом доме, вырытом в земле.)

Ровно тридцать лет и три года. (Жили очень бедно.)

Старик ловил неводом рыбу, (Большой сетью.)

Старуха пряла свою пряжу. (Это обычные занятия крестьян.)

Раз он в море закинул невод, –

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, –

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, –

Пришёл невод с одною рыбкой, (Трижды старик пытает удачу.)

С непростою рыбкой – золотою.

Как взмолится золотая рыбка! (Догадались, о чём попросит рыбка?)

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп: (То есть дорого заплачу.)

Откуплюсь чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался: (Чему удивился? Чего испугался?)

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила. (Вот что его напугало!)

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово: (Ласковое слово – не мог такой старик

обидеть рыбку, требовать

дорогой откуп за её свободу.)

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

Старика старуха забранила: (За что же, как вы думаете?

Предположения детей не комментируются.)

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки! (Злится старуха на старика.)

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

Вопросы после чтения 1-й части:

– Как жили старик со старухой?

– Какое чудо произошло?

– Каким мы видим старика в начале сказки?

– Как отнеслась старуха к рассказу старика?

– Каким вам представляется старик? А старуха?

– Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?

Сейчас многие дети даже не знают, что такое корыто, поэтому желательно показать ребятам его изображение. Давным-давно, в те времена, когда жили старик со старухой, корыто было главным предметом обихода в доме: в нём месили тесто, рубили капусту, мыли детей, стирали и пр.

Чтение 2-я части (3–4-я строфы).

Читают ученики.

Попутно ведётся объяснение слов.

Корысть – выгода, польза;

кликать – звать;

пуще – больше и т.д.

Вопросы после чтения 2-й части:

– Как старик объясняет рыбке своё возвращение?

– Заметьте: каждый раз рыбка спрашивает старика: чего тебе надобно? Каждый раз старик отвечает: надобно ей. О чём это говорит?

– Как отнеслась рыбка к просьбе старика?

– Чего теперь захотелось старухе?

Чтение. 3-я часть (5–6-я строфы). Читает учитель. По ходу чтения поясняются слова, читаются сноски, обращается внимание на предложение в скобках.

– Какое предложение взято в скобки? Зачем оно выделено?

– Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется?

Чтение. 4-я часть (7–8-я строфы). Читает учитель.

По ходу чтения обращаем внимание на предложение в скобках: Неспокойно синее море.

Вопросы после чтения:

– Какой вы себе представляете старуху в этой сцене?

– Становится ли она добрее от подарков золотой рыбки?

Чтение. 5-я часть (9–10-я строфы до слов «Старичок к старухе воротился».)

Читают ученики – про себя, затем вслух.

Вопросы после чтения:

– Как изменилось поведение старухи?

– Что меняется на море?

– Кем захотела теперь быть старуха?

– Почему это желание старухи испугало старика?

Чтение. 6-я часть (11–12-я строфы со слов «Старичок к старухе воротился».).

– Как изменилась старуха?

– А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»? Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)

Чтение. 7-я часть (13–14-я строфы). Читают ученики, комментарий учителя по ходу чтения. Обращаем внимание на то, как меняется настроение, всё темнее становятся краски…

Вопросы после чтения:

– Чем теперь недовольна старуха?

– А что же старик, попытался он остановить старуху?

– Чем закончилась сказка?

3. Выявление первичного восприятия:

– Какие чувства остались у вас после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?

4. Выявление первичного восприятия. Беседа по тексту.

– Такого ли конца вы ждали? Можно ли конец сказки назвать хорошим?

5. Работа по вопросам в учебнике с. 101

– Ответ на первый вопрос учебника (с. 101).

IV. Рефлексия.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

– Чему учит нас сказка?

– Выполнение задания 5 на с. 25 в рабочей тетради – выбор наиболее точной формулировки. (В парах). Проверка.

У вас на столе лежат смайлики. Пожалуйста оцените свою работу на уроке с помощью них.

V. Домашнее задание.

С. 90–101, перечитать сказку

Задания 1, 2, с. 101.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.

Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.

Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».

Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.

После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.

Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.

Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.

Коррекционно-образовательные задачи. Развивать интерес к художественной литературе и чтению. Формировать умение понимать главную идею произведений. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи. Совершенствовать навык составления и чтения слов. Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза слов (ребусы). Закреплять умение пользоваться составом чисел (в пределах 10) из двух меньших, используя это умение при решении примеров, арифметических задач. Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков. Совершенствовать умение перевоплощаться, импровизировать.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, зрительный гнозис и конструктивный праксис, творческие способности, выразительность движений жестов, мимики, ловкости, быстроты реакции.

Воспитательные задачи. Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Предварительная работа.Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»,«Сказка о попе и работнике его Балде»,«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Просмотр мультипликационных фильмов по сказкам А.С Пушкина. Разучивание стихотворных отрывков и ролей из сказок А.С Пушкина. Игры-драматизации: «Три девицы под окном…», « У самого синего моря», «Свет мой зеркальце скажи». Рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина на занятиях по художественному творчеству. Слушание: «Полёт шмеля», «Белочка» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на музыкальных занятиях. Знакомство с творчеством художника М. Врубеля «Царевна-Лебедь». Семейное чтение сказок. Совместное разучивание отрывков из сказок. Викторина-конкурс «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина». Семейная мастерская «Мой любимый герой из сказок». Репетиция диалога бабушки и внука (роли играют ребёнок группы и его бабушка). Инструктаж родителей об их роли при прохождении станций.

Оборудование.Элементы оформления музыкального зала, станций, костюмы для героев сказок (белочка, старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», молодая царевна из «Сказки о мёртвой царевне», царь Дадон, Балда, учёный кот (ребёнок), бабушка), книга со сказками А.С.Пушкина, ребусы для детей и взрослых участников, яблоня с яблоками (на обратной стороне которых напечатаны примеры), карандаши, белые листы в клеточку на каждого ребёнка, сюжетная картинка для решения арифметической задачи, спортивный инвентарь, конструктор, буквы ключевого слова (Пушкин) в двойном экземпляре, ларец, зеркало, пряжа, стрела, верёвка, колпак звездочёта, конструктор «Альма», мячи, скамейка, обруч, корзина, лестница, брёвнышки, ложка.

Организация занятия. Дети делятся на 2 команды. Начинается путешествие в музыкальном зале. Путешествие проходит по 5 станциям (5 сказок А.С.Пушкина). Станции расположены в отдельных помещениях детского сада. Каждая станция оформлена декорациями к сказкам. На станциях детей встречают герои сказок (взрослые в костюмах героев). Во время путешествия детей сопровождают родители (они выполняют направляющую функцию, им предложены специальные задания). У каждой команды капитан (ребёнок).

Маршруты движения по станциям выдаются каждой команде.

1 команда

1 станция «Сказка о рыбаке и рыбке»

2 станция «Сказка о царе Салтане»

3 станция «Сказка о попе и работнике его Балде»

4 станция «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

5 станция «Сказка о золотом петушке»

2 команда

1 станция «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

2 станция «Сказка о попе и работнике его Балде»

3 станция «Сказка о рыбаке и рыбке»

4 станция «Сказка о золотом петушке»

5 станция «Сказка о царе Салтане»

Ход занятия.

Занятие начинается в музыкальном зале.

Вступительное слово воспитателя: Ребятки, мы познакомились с вами с творчеством, сказками А.С. Пушкина. Сегодня у нас заключительное занятие. Ваша задача показать всё чему вы научились. У нас много гостей. Поприветствуем их (аплодисменты). Итак, внимание, сказка начинается.

Диалог бабушки и внука:

Внук: Бабушка, ты все дела свои закончила?

Бабушка: Да, а тебе пора спать.

Внук: Ну, бабушка, ну ещё чуть-чуть. Посиди со мной, пожалуйста, ты мне книжку обещала почитать.

Бабушка читает: «У Лукоморья дуб зелёный…..». Раздаётся телефонный звонок. Посмотри пока картинки в книге, а я скоро вернусь (бабушка уходит, внук перелистывает книгу, звучит колыбельная, мальчик засыпает). Ему снится сон. Появляется кот учёный, подходит к мальчику, гладит его лапой. Мальчик открывает глаза.

Кот: «Муррр! Здравствуй, Семён!»

Мальчик: «Здравствуй, а ты кто?

Кот: Я тот самый кот, который живёт у Лукоморья под дубом и знает много песен и сказок. Скажи-ка мне лучше Семён, хочешь ли ты побывать у самого синего моря увидеть героев любимых сказок, которые придумал А.С. Пушкин.

Семён: Конечно, хочу. Только я боюсь, что бабушка будет волноваться.

Кот: Что ты, мы мигом — туда и обратно. А вы, ребята, хотите? (дети дают согласие) Ну, тогда бери своих друзей за руку…..

Дети под музыку проходят через сказочные ворота и попадают в сказочную страну.

Кот: Вот мы с вами и попали в Лукоморье, к тому самому дубу.

Милые мои друзья

Здесь очутились мы не зря.

Я со сказками дружу

В гости милости прошу!

Но в начале для порядка

Загадаю вам загадки.

Средь листвы на дубе этом

Есть ларец, а в нём предметы.

Как они туда попали?

И кому принадлежали?

Я их буду доставать

Ну, а вы их – называть!

(Кот достаёт все предметы под музыку. Дети называют предмет и сказку, объясняя свой ответ)

1 ребёнок: Пряжа и невод из «Сказки о рыбаке и рыбке». Потому что там есть такие слова: «Старуха пряла свою пряжу, а старик ловил неводом рыбу».

2 ребёнок: Зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне». В волшебное зеркальце мачеха часто смотрелась и задавала ему такой вопрос: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

3 ребёнок: Стрела из «Сказки о царе Салтане». Стрелой Гвидон убил злого коршуна, который напал на царевну-лебедь.

4 ребёнок: Колпак принадлежит звездочёту из «Сказки о золотом петушке».

5 ребёнок: Верёвка из «Сказки о попе и его работнике Балде». Верёвкой Балда хотел море морщить, когда поп отправил его за оброком к чёрту.

Кот: Великолепно! Вы порадовали меня, справились с трудным заданием. А впереди вас ждёт увлекательное путешествие. Каждый герой сказок А.С.Пушкина приготовил для вас своё задание. За правильно выполненные задания вы получите буквы. В конце путешествия из этих букв необходимо будет собрать слово. Победит та команда, которая быстро и правильно выполнит все задания и соберёт ключевое слово.

Итак, путешествие начинается. В добрый путь! (звучит трубная фанфара) Команды расходятся по станциям.

Станция «Сказка о мёртвой царевне»

Детей встречает молодая царевна (воспитатель группы).

Ц:Здравствуйте, ребятки! Злая мачеха задумала меня погубить. Помогите мне найти отравленное яблоко (показывает на яблоню, на которой висят яблоки). Поможете?

Д: Да!

Ц: Вы догадались, из какой я сказки?

Д: Из «Сказки о мёртвой царевне».

Ц:Правильно.На яблоках — примеры (см. в приложении №1). Их нужно решить. Яблоко с ответом 0 – отравленное.

(Дети по-очереди решают примеры на сложение и вычитание вслух. Находят отравленное яблоко и отдают его царевне).

Ребёнок: Пять плюс три равно восемь. И т.д.

Ц: Спасибо, ребятки! Вы мне очень помогли и заработали букву (царевна отдаёт детям букву – «П»). Счастливого вам пути!

Станция «Сказка о рыбаке и рыбке»

Детей встречает старуха (воспитатель группы), которая сидит перед разбитым корытом и бранится на старика:

Дурачина ты, простофиля.

Не умел ты взять выкупа с рыбки.

Хоть бы взял ты с неё….

(Старуха не дочитывает отрывок до конца и обращается к детям)

С: Продолжите строчку.

Д: (хором или индивидуально): …корыто,

Наше — то совсем раскололось.

С: Из какой я сказки.

Д: Из «Сказки о рыбаке и рыбке».

С: Правильно. Молодцы! А теперь помогите мне решить эту арифметическую задачу (старуха показывает на картинку) (картинку к задаче см. в приложении №2) Поможете?

Д: ДА!

С: Из каких частей состоит арифметическая задача?

Д: Из 4 частей (условие, вопрос, решение, ответ).

С: Правильно. Придумайте условие задачи по этой картинке.

(Дети дают разные варианты.)

Пример: У золотой рыбки было много сестёр, они её везде сопровождали. Однажды, когда старик позвал золотую рыбку. За ней приплыло к берегу ещё 4 сестры.

С: Какой вопрос будет в этой задаче?

Д: Сколько всего рыбок приплыло к берегу?

С: Какая следующая часть в задаче?

Д: Решение.

С: Запишите решение этой задачи каждый на своих листочках (дети записывают).

Одного из детей старуха просит рассказать решение и дать ответ.

Ребёнок: Один плюс четыре равно пять. Ответ в задаче 5 рыбок.

С: Вы хорошо справились с заданием. За это я вам даю букву (старуха отдаёт детям букву – «У»).

Станция «Сказка о царе Салтане»

Звучит отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (песня белки «Во саду ли в огороде»). Детей встречает белочка (логопед группы).

Б: Узнали меня? Из какой же я сказки А.С. Пушкина?

Д: Белочка из «Сказки о царе Салтане».

Б:А здесь (показывает на ребус) зашифровано имя главного героя этой сказки. Угадайте, как его зовут? (Дети разгадывают ребус №1. Родителям предлагается ребус №2. Ребусы см. в приложении №3).

Д: Это Гвидон.

Б:А знают ли родителив кого превращался Гвидон в сказке?

Р: В комара.

Б: Молодцы. За правильно выполненные задания я даю вам 2 буквы – «Ш», «К». Вам помогли родители. До свидания!

Станция «Сказка о золотом петушке»

Детей встречает царь Дадон.

Ц: Здравствуйте, мои дорогие!

Я под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.

Ц: Угадали, кто я и из какой сказки?

Д: Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке».

Ц: Всё верно угадали. Прочитайте и выберите моё имя (на листочках перед детьми напечатанные имена героев разных сказок: Дадон,Салтан, Гвидон, Елисей). Имена см. в приложении №4.

Дети читают имена вслух, находят имя царя Дадона.

Ц: Всё правильно нашли. Я прошу вас сделать из конструктора мне петушков. Границы моего государства очень большие, поэтому мне нужно много птиц — помощников. Поможете мне?

Д: Да!

Дети и родители делают петушков из конструктора. Дети каждый своего, родители одного на всех.

Ц: Вспомните, какие слова выкрикивал петушок, когда какой-нибудь враг нападал на моё государство.

Д: «Кири-ку-ку

Царствуй, лёжа на боку!»

Ц: Молодцы! Мне очень понравились ваши петушки. Они мне будут помогать. Вы заработали букву! Царь отдаёт детям букву – «И». Удачи вам в пути!

Станция «Сказка о попе и его работнике Балде»

Детей встречает Балда (физкультурный работник). Полоса препятствий оборудована в физкультурном зале. Схему полосы препятствий см. в приложении №5.

Б: Задал мне жадный поп такую задачу – пройти все эти препятствия и принести ему расписную деревянную ложку. Догадались кто я и из какой я сказки?

Д: Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде».

Б: Всё правильно, только без вашей помощи мне не обойтись. Поможете?

Д: Да!

Дети вместе с Балдой проходят все препятствия и достают деревянную ложку.

Б: Спасибо! Вот вам буква – «Н».

Дети собираются в зале вместе с родителями после выполнения всех заданий. За столами (у каждой команды – свой стол) собирают из полученных букв слово. Капитан команды зачитывает, получившееся слово. Ключевое слово — ПУШКИН.

Выходит учёный кот.

Кот: Встрече c вами был я рад

Возвращайтесь вы назад.

Дети проходят через ворота. Мальчик ложится в кровать. Возвращается бабушка. Мальчик просыпается.

Внук: Бабушка, какой мне замечательный приснился сон!

Бабушка: Я очень рада!

Подведение итогов.

В: Закончилось наше путешествие. Все вы старались и справились с заданиями на отлично. Победила сегодня дружба. Что вам запомнилось больше всего?

Дети дают много вариантов ответов.

Д: Как мы разгадывали ребусы – это было очень трудное задание. Как мы помогали Балде доставать ложку. Сказка. Понравились герои: учёный кот, царь Дадон.

В: Что понравилось родителям?

Р: Все задания были очень интересными. Понравилось то, что мы принимали активное участие в занятии.

Вы показали хорошие знания. К школе готовы. (Герои вручают детям раскраски «Сказки А.С. Пушкина»). Надеюсь, что это путешествие вам запомнится.

Последовательность полосы препятствий (название, условное обозначение, правила выполнения):

  1. «Брёвнышки» –

ДРебус сказка о рыбаке и рыбке ети проходят по-очереди, наступая на каждое брёвнышко одной ногой, сохраняя равновесие.

  1. «Скамейка» –

ДРебус сказка о рыбаке и рыбке ети выполняют ползание по скамейке на животе. Ложатся на скамейку, обхватывают её двумя руками по бокам и подтягиваются.

  1. «Ребус сказка о рыбаке и рыбкеРебус сказка о рыбаке и рыбкеРебус сказка о рыбаке и рыбкеРебус сказка о рыбаке и рыбке Арка» –

Дети проходят под аркой, не задевая колокольчика.

  1. «Ребус сказка о рыбаке и рыбкеРебус сказка о рыбаке и рыбкеРебус сказка о рыбаке и рыбкеРебус сказка о рыбаке и рыбкеРебус сказка о рыбаке и рыбкеРебус сказка о рыбаке и рыбке Лестница» –

Ребус сказка о рыбаке и рыбке

Дети выполняют «крестный шаг» по лестнице, лежащей на полу. Ставят в проёмы лестницы поочерёдно правую, левую ноги.

  1. «Ребус сказка о рыбаке и рыбкеРебус сказка о рыбаке и рыбке Обруч с ложкой» –

Ребус сказка о рыбаке и рыбке

Дети берут мячи из корзины, бросают их по-очереди целясь в мишень от ориентира (красная полоска). Цель упражнения сбить деревянную ложку с крючка. Когда ложка сбита, полоса препятствий считается законченной. Дети отправляются на следующую станцию.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/474152-znakomstvo-s-tvorchestvom-a-s-pushkina

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоазовская школа №3»

администрации Новоазовского района

Работа

участника Виртуальной выставки-презентации

«Современное образование в

Донецкой Народной Республике – 2018»

учителя начальных классов

Беззапоновой Любови Ивановны

Урок-сказка

Страна-фантазия. A.C. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Новоазовск – 2018 г

Урок-сказка

Тема. Страна-фантазия. A.C. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель: расширить читательский кругозор учащихся о стране фантазии; развивать умение детей читать вслух, ориентируя чтение на слушателя, сообразовывать темп, громкость, интонацию голоса с содержанием текста и особенностями аудитории; способствовать развитию речи учащихся и процессе работы со словарем, подбором синонимов, устойчивых сочетаний слов.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

П.И. Чайковский «Сладкая греза».

  • Скажите, пожалуйста, музыка какого известного композитора только что звучала?

  • Что он написал?

  • Почему П.И. Чайковский решил создать альбом для ребят?

  • Прочитайте, какие пьески написаны для детей. Что их радует или печалит?

Итак, «альбом» посвящён детям.

  • Одна из пьес называется «Нянина сказка». Что-то особенное, фантастическое слышится в музыке?

Восприятие нового материала.

  1. Беседа.

  • Попробуйте объяснить значение слова фантазия.

  • Давайте обратимся к «Толковому словарю» и вы­ясним, правильно ли мы дали объяснение слову «фан­тазия». (Фантазия: воображение, пустая мечта, изобретателъная сила ума, причуда, необычный бред.)

  • Попробуйте подобрать к слову фантазия близкое по значению слово (синоним).

(Фантазия: мечта, воображение, каприз, волшебс­тво (в сказках).)

  • Кто знает, где водятся волшебники?

(Детям раздаётся заранее текст песни.)

  • Так, где же водятся волшебники?

  • Фантазёром может быть не только ребёнок, но и взрослый человек. Тот, кто любит сочинять сказки.

  • Сегодня мы прочитаем одну из сказок A.C. Пуш­кина «Сказку о рыбаке и рыбке».

  1. Словарная работа.

  • Прежде чем начать чтение сказки, проведём сло­варную работу.

невод (большая рыболовная сеть)

старче (старик)

корысть (выгода, польза для себя)

светёлка (в старинных домах небольшая светлая комната)

вороты (так говорили в старину, теперь говорят воротами)

столбовая дворянка (дворянка из старинного рода)

душегрейка (тёплая короткая кофта без рукавов)

кичка (старинный женский головной убор)

чупрун (чуб, хохол)

белены объелась (сошла с ума, обезумела)

царские палаты (царский дворец)

бояре (богатые люди, которые служили царю)

пряник печатный (пряник с отпечатанными на нём рисунками или буквами)

очи — глаза

быть на посылках (находиться в полном подчине­нии у кого-нибудь)

перечить (говорить наперекор)

  1. Теперь послушаем сказку в исполнении извест­ного артиста Олега Табакова.

(Звучит отрывок)

а) Чтение под магнитофон.

б) Чтение в лицах.

Вот пошёл он к синему морю.

Помутилось синее море.

в) Индивидуальное чтение.

г) Чтение учителем.

д) Чтение под магнитофон.

  1. Работа над усвоением содержания сказки.

  • Назовите героев прочитанной сказки.

(Этостарик, старуха. Старик и старуха — это и есть их семья).

  • Кто ещё?

(Старик — старуха, рыбка)

  • Рыбка выполняет просьбы старика, который по­лучает их от старухи. Значит, рыбка выполняет прика­зы старухи через старика.

  • Давайте попробуем охарактеризовать наших героев.

Старик

Рыбка

Старуха

деликатный

вежливый

добродушный

правдивый

душевный

приветливый

терпеливый

добрая

благодарная

справедливая

высокомерная

надменная

грубая

резкая

жестокая

вспыльчивая

злая

корыстная

упрямая

равнодушная

5. Коллективное чтение.

(Слова напечатаны заранее; некоторые дети назы­вают сами из жизненного опыта, другие подбирают из предлагаемых).

  • Докажите (пользуясь текстом), что подобранные слова действительно характерны для старика.

  • Прочитайте те отрывки, которые характеризуют старуху.

  • Скажите, пожалуйста, а в сказке только три ге­роя? Больше нет.

  • Проследите, как постепенно менялось синее море.

  • Почему так происходило?

Опорный рисунокконспект (графически)

  • Старик ещё ничего не сказал, он только пришёл, а море уже меняется.

(Из неживого превращается в живоеолицетво­ряется).

  • Как вы думаете, буря утихла?

  • Да, буря утихла. Наступила тишина. В этой спо­койной тишине мы с вами попробуем озвучить некото­рые рисунки.

  1. Озвучивание рисунков.

  • Я предлагаю вам рисунок, а вы попробуйте найти те слова, которые точно передают изображение.

  1. Работа в парах (составление плана).

– А теперь попробуем данные отрывки располо­жить в той последовательности, в какой происходит действие в сказке.

(На партах напечатанные пункты плана на лис­точках, дети раскладывают их последовательно.)

  • Какой фрагмент пропущен в плане? Подбирайте его сами.

  1. Работа с поговорками.

  • Как вы понимаете поговорку «Остаться у разби­того корыта»?

«В корыте много ль корысти»?

«Впредь тебе, невежа, наука!»

«Не садиться не в свои сани!»

  1. Работа с пословицами.

  • Какая из данных пословиц подходит к «Сказке о рыбаке и рыбке»?

  1. Бездонную бочку водой не наполнишь, жадное брюхо не накормишь.

  2. Трус собственной тени боится.

  3. Много захочешь — последнее потеряешь.

  4. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

  5. Ненасытному всё мало.

  6. Дай с ноготок, запросит с локоток. (Пословица-поучение)

Итог урока.

  1. — Какие человеческие пороки (недостатки) вы­смеивает A.C. Пушкин в сказке?

  • Что сказочно и что реально в сказке A.C. Пуш­кина?

  • Чему учит прочитанная сказка?

  1. Оценивание.

Домашнее задание.

Выучить отрывок из сказки.

  • Ревизская сказка шнитке увертюра
  • Ребята с нашего двора сочинение
  • Рваный носок как пишется
  • Расщедриться как пишется правильно
  • Расширенная новость по сказке