Ребус по сказке серая шейка

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 127. укм перспектива1. поделитесь с друзьями своими

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 127. 

УКМ «Перспектива»

1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Мне очень понравилась эта сказка. Мне было жаль Серую шейку, когда ей пришлось остаться одной. Но она встретила зайца и подружилась.

Я боялась за Серую шейку, когда к ней подкрадывалась лиса. Но Серой шейке удалось спастись и меня это порадовало.

2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было её особенно жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.

Серая шейка была совсем молодой маленькой уточкой. У неё было сломано крыло и она не смогла улететь с другим утками. Ей пришлось остаться и бороться за свою жизнь с морозами и лисой.

Особенно жалко мне её было, когда полынья почти замёрзла, и она оказалась в отчаянном положении.

Опорные слова этого эпизода: зеркальным стеклом, в отчаянии, полынья, пятнадцать сажень, лиса.

Пересказ эпизода про отчаяние Серой Шейки.

Морозы крепчали. Пока ещё то, что застывало за ночь бурная река ломала днём. Но в ясные морозные ночи было особенно опасно. В одну из таких ночей холод покрыл реку словно зеркальным стеклом. Серая шейка была в отчаянии. Свободным оставалось небольшая пространство посредине реки. Там была небольшая полынья, не больше пятнадцати сажень. Там плавала Серая шайка. Однажды к ней пришла лиса, та самая, что сломала ей крыло.

3. Выберите в тексте описание осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой шейки?

Автор вводит описания природы, чтобы показать, в каких условиях приходилось жить Серой шейке.

Осенью ей было грустно и тоскливо, она осталась одна, а всё вокруг опустело. Это показывает пустоту, которая была на душе уточки.

Зимой пришли морозы, все боролись за жизнь, и Серая шейка была в отчаянии. Она боялась, что погибнет.

Описания природы можно соотнести с описанием Серой шейки. Они передают её настроение.

4. Почему, по-вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

Сказка позволяет передать чувства героев, что было бы невозможно, если бы автор написал рассказ о реальном случае. Мы понимаем, чего боялась Серая шейка, на что надеялась лиса, что чувствовал заяц. Герои в сказке оживают.

5. Вспомните, как называют литературный приём, когда в произведении животные разговаривают как люди.

Этот приём называется олицетворение.

6. Как лиса разговаривала с Серой Шейкой? Выберите ответ.

Выбираем ответ: самоуверенно.

7. Прочитайте диалоги лисы и Серой шейки в лицах.

Лиса говорит самоуверенно, притворно ласково. Серая шейка отвечает со страхом, возмущённо, иногда устало с покорностью к своей судьбе.

8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.

Автор разделил сказку на пять частей. Дадим им названия, которые образуют план.

План пересказа сказки «Серая шейка» по частям

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

Пересказ сказки «Серая шейка» для 3 класса по частям

1.

Пришла осень. Утки начали готовиться к отлёту. Одна Серая шейка издалека наблюдала за их приготовлениями. Ей приходилось мириться со своей судьбой, ведь у неё было сломано одно крыло.

Наступило роковое утро. Старая утка давала Серой шейке последние наставления. Она советовала ей держаться у берега, где бил ключ.

Но вот вожак дал команду и стая взлетела. Серая шейка долго провожала её взглядом. Она осталась одна.

2.

По утрам вода у берегов начинала замерзать. Серая шейка с ужасом думала, что река может замёрзнуть вся.

Однажды она выбралась из реки и встретилась в лесу с Зайцем. 

Серая шейка рассказала про крыло, которое сломала лиса. Заяц сказал, что хуже лисы зверя нет, и что он постоянно дрожит со страху.

3. 

Но вот река замёрзла почти вся. Осталась небольшая полынья посредине.

Однажды к полынье пришла лиса. 

Она поздравила Серую шейку с зимой и сказала, что ещё вернётся. Заяц сказал, что лиса так и сделает.

4.

Наступила настоящая зима. Было очень красиво, но Серая шейка трепетала от мысли, что полынья совсем замёрзнет.

Вскоре опять пришла лиса. Она попробовала доползти до Серой шейки, но лёд был тонок и обламывался. Тогда лиса ушла, вновь пообещав вернуться.

Она стала приходить к полынье каждый день. От полыньи осталось только маленькое окошечко и лиса смеялась. Заяц волновался, глядя из леса за проделками лисы.

5.

Так бы лиса и съела серую Шейку, но случилось иначе.

Как-то утром зайцы играли на снегу, как вдруг увидели старичка-охотника. Тот мечтал о шубе для старухи и выцеливал зайца. Но зайцы бросились врассыпную и старик отправился по их следам. У реки он увидел, как лиса ползёт к полынье. Сослепу он не заметил уточки.

Старик прицелился, выстрелил, и со всех ног бросился к полынье. Но вместо лисы увидел утку. Он удивился, решив, что лиса превратилась в уточку, но Серая шейка объяснила старику, что произошло.

Лиса убежала. А старик взял Серую шейку домой, чтобы обрадовать внучек. Он решил ничего не рассказывать старухе про неудачную охоту. Заяц видел всё это и весело смеялся. Он знал, что старуха на печке не замёрзнет и без шубы.

AVvXsEi8mMP012C9AP8wXZYBquuq1 QsKFFcu E1yZUwHc ikUOmrjm27csDfyCb5q3uNBUWslNhb ambQApRNae f 4b vkGX35Y20xf1bPl4zOvfpbIExw75uvBunK 0v9vzcfStiMDOXRS wAx7JwoCZMiyJxQzzPRtU9znFFiiPai bcLRr4RkSFsnFPNw=w400 h249

        Áàáóøêà â ïîñëåäíåå âðåìÿ çà÷àñòèëà â ìàãàçèíû ñ äåòñêîé êíèãîé. Áèáëèîòåêà âíóêà åå íå óñòðàèâàëà: èç íåêîòîðûõ ñêàçîê îí óæå âûðîñ, äî íåêîòîðûõ íå äîðîñ. Ðîìà íå õîòåë, ÷òîáû áàáóøêà åìó èõ ÷èòàëà, à ïðîñèë ðàññêàçàòü êàêèå-íèáóäü äðóãèå, ãäå åñòü âîëøåáñòâî. È  áàáóøêà ðàññêàçûâàëà åìó ñêàçêè èç ñâîåãî äàëåêîãî äåòñòâà, êîòîðûõ ó Ðîìû â êíèæêàõ ïî÷åìó-òî íå áûëî.

          Îñîáåííî íðàâèëàñü Ðîìå ñêàçêà ïðî  Ñåðóþ Øåéêó. Ñàìà áàáóøêà óçíàëà îá óòî÷êå î÷åíü äàâíî, êîãäà áûëà åùå ñîâñåì ìàëåíüêîé, äàæå íå óìåëà ÷èòàòü. Ñòàðøèå ñåñòðû áðàëè åå ñ ñîáîé â êèíî, òàì-òî îíà è óâèäåëà ìóëüòôèëüì ïðî Ñåðóþ Øåéêó. Ôèëüì ìàëûøêó ïîðàçèë ÿðêèìè êðàñêàìè. Ïòèöû è çâåðè â íåì áûëè, êàê íàñòîÿùèå. Îíè ðàçãîâàðèâàëè íà ïîíÿòíîì ÷åëîâå÷åñêîì ÿçûêå!

            Äåâî÷êà æàëåëà óòî÷êó, ïîïàâøóþ â áåäó. Ñåðäöå åå ñæèìàëîñü îò ñòðàõà çà æèçíü Ñåðîé Øåéêè, êîòîðîé óãðîæàëà ïëóòîâêà-ëèñà. Êîãäà çëîäåéêà áûëà èçãíàíà, è  óòî÷êà ñïàñåíà, äåâî÷êà îò ðàäîñòè çàïðûãàëà íà ìåñòå è ãîòîâà áûëà ïîáåæàòü ê ýêðàíó, ÷òîáû îáíÿòü ãåðîèíþ ôèëüìà. Óäåðæàëè ñåñòðè÷êè. À ìàëü÷èøêè äàæå áåãàëè çà ýêðàí, õîòåëè ïîñìîòðåòü, ÷òî áóäåò äàëüøå.

         Äà, â òå äàâíèå âðåìåíà åùå íå áûëî òåëåâèçîðîâ, à áûëè âîò òàêèå êèíîòåàòðû. È øàëóíû-ìàëü÷èøêè…

       Ïðîøëî ìíîãî ëåò, áàáóøêà çàáûëà, êàê ñïàñàëè óòî÷êó, íî ïîìíèëà, ÷òî ñêàçêà î÷åíü èíòåðåñíàÿ è äîáðàÿ. Îíà åå ðàññêàçûâàëà ñâîèì âíóêàì ïî-ñâîåìó.

       È âîò óäà÷à! Áàáóøêà äåðæèò â ðóêàõ êíèæêó Äìèòðèÿ Íàðêèñîâè÷à Ìàìèíà-Ñèáèðÿêà «Ñåðàÿ Øåéêà». Õîðîøî, ÷òî ñêàçêà ñ ÿðêèìè ðèñóíêàìè íàïå÷àòàíà êðóïíûìè áóêâàìè. Ðîìà ñìîæåò ñàì åå ïðî÷èòàòü è íàêîíåö-òî óçíàåò íàñòîÿùóþ èñòîðèþ óòî÷êè.

        Íî ê îãîð÷åíèþ áàáóøêè âíóê ðàâíîäóøíî âçãëÿíóë íà ïîäàðîê è ïîîáåùàë ïðî÷èòàòü ñêàçêó ïîòîì.  Ðîìà ñêàçàë:

— ß óæå âèäåë ìóëüòèê ïðî Ñåðóþ Øåéêó, çíàþ, ÷òî òàì âñå áûëî íå òàê, êàê òû ðàññêàçûâàëà. Íî ó òåáÿ ñêàçêà ëó÷øå, ðàññêàæè ìíå åå îïÿòü.

       Áàáóøêå áûëà ëåñòíà ïîõâàëà âíóêà, è îíà óæå íàâåðíîå â ñîòûé ðàç ïðèíÿëàñü ðàññêàçûâàòü ýòó óâëåêàòåëüíóþ èñòîðèþ. À ïîòîì âçÿëà äà çàïèñàëà âñå, ÷òîáû íå çàáûëîñü. È ÷òîáû äðóãèå äåäóøêè, áàáóøêè, âíóêè ñìîãëè ïðî÷èòàòü.

             «Áàáóøêèíà ñêàçêà ïðî ñåðóþ øåéêó».

       Íà áåðåãó ðåêè â áîëüøîì äîìå æèëè ïàïà, ìàìà è ñûíîê Ðîìà. Äåäóøêà áðàë âíóêà íà ðûáàëêó, ðàññêàçûâàë åìó î ïîâàäêàõ ðûá, ïðèåìàõ ëîâà. Ðîìà ñëóøàë, ó÷èëñÿ. Íàêîíåö-òî åìó êðóïíî ïîâåçëî: îí ïîéìàë åðøà! Ñ òåõ ïîð îí ïðèñòðàñòèëñÿ ê ðûáàëêå è áåãàë íà ðåêó îäèí, åñëè äåä áûë çàíÿò ðàáîòîé.

       Îäíàæäû ïðÿìî ïåðåä ñîáîé ó ñàìîãî áåðåãà îí óâèäåë ïëûâóùóþ ïî ðåêå óòêó ñ óòÿòàìè. Óòÿòà íåîòñòóïíî ñëåäîâàëè çà ìàìîé è òàê æå, êàê îíà, îïóñêàëè ãîëîâó â âîäó.
— Äîáûâàþò ñåáå åäó, — äîãàäàëñÿ Ðîìà.

      Îí èç ñâîèõ êíèæåê ïðî æèâîòíûõ è ïòèö çíàë, ÷òî óòêè åäÿò âñå íà ñâåòå: òðàâó, ÿãîäû, âîäîðîñëè, ìåëêóþ ðûáåøêó, ãîëîâàñòèêîâ âñÿêóþ äðóãóþ æèâíîñòü.

     Ðîìà ñìîòðåë íà ýòó ñåìåéêó, çàòàèâ äûõàíèå, áîÿñü ïîøåâåëèòüñÿ, ÷òîáû èõ íå ñïóãíóòü.  Åìó áûëî èíòåðåñíî íàáëþäàòü çà óòÿòàìè è îí ñòàë ïðèõîäèòü íà ðåêó íå òîëüêî äëÿ ðûáàëêè, íî è ðàäè ýòèõ ïòèö.

     Îí íàó÷èëñÿ îòëè÷àòü ïî îêðàñêå ïåðüåâ ñåëåçíÿ îò ñàìî÷êè è äàæå èõ äåòîê äðóã îò äðóãà. Åìó îñîáåííî ïîíðàâèëàñü óòî÷êà ñ ñåðîé ïîëîñêîé âîêðóã øåè. Îíà ëåòàëà áûñòðåå è âûøå îñòàëüíûõ ïòåíöîâ è ñåñòåð, áåç óñòàëè ïëàâàëà è íûðÿëà çà ïèùåé. Êîãäà Ðîìà ñòàë ïîíèìàòü ÿçûê ïòèö, îí óçíàë, ÷òî çîâóò ýòó óòî÷êó Ñåðàÿ Øåéêà.

       Íàñòóïèëà îñåíü. ×àñòî øëè äîæäè, äåðåâüÿ ñáðîñèëè ëèñòüÿ. Íåóþòíî ñòàëî â ëåñó.  îäèí èç òàêèõ äíåé Ðîìà ïðèøåë ê ðåêå íàâåñòèòü ñâîèõ äðóçåé. Äðóæíàÿ ñåìåéêà âûøëà íà áåðåã è ëàêîìèëàñü ÿãîäàìè. Âäðóã ìàëü÷èê óâèäåë, êàê ê Ñåðîé Øåéêå òèõî êðàäåòñÿ ëèñà. Åå ðûæàÿ øóáà ñëèëàñü ñ ïîæåëòåâøåé ëèñòâîé è ìàìà-óòêà íå óâèäåëà ïëóòîâêó âîâðåìÿ. Îíà óñëûøàëà ïëà÷ ñâîåé äî÷åíüêè, óâèäåëà ëèñèöó è ñ ïðîíçèòåëüíûì êðèêîì êèíóëàñü íà âîðîâêó. Ëèñà èñïóãàëàñü, îòïóñòèëà óòî÷êó è áðîñèëàñü íàóòåê. Ñåðàÿ Øåéêà áûëà ðàíåíà, íî îñòàëàñü æèâà.

         Îíà êàê è ïðåæäå, õîðîøî ïëàâàëà, íî èç-çà ïîâðåæäåííîãî êðûëà ëåòàòü óæå íå ìîãëà. Ðîìà ñëûøàë, êàê ãîðåâàëè âçðîñëûå óòêè:
      — Êàê æàëêî Ñåðóþ Øåéêó, åé ïðèäåòñÿ îñòàòüñÿ íà çèìó. Ðåêà çàìåðçíåò è ëèñèöà ñúåñò åå. Íî âåäü ìû íè÷åì íå ìîæåì åé ïîìî÷ü. Íàì íàäî ñïàñàòü îñòàëüíûõ äåòîê.   

     Ðîìà ñëóøàë ýòè ðàçãîâîðû è ïðî ñåáÿ ðåøèë:
     — Áóäó ïîìîãàòü óòî÷êå, çàùèùàòü åå.
     Íàêîíåö íàñòóïèë ýòîò ïå÷àëüíûé äåíü ðàçëóêè.  Îñòûâøóþ çåìëþ ïîêðûë ðåäêèé ñíåæîê, ó áåðåãîâ ïîÿâèëñÿ òîíêèé ëåä. Óòêè ñòîëïèëèñü â ñåðåäèíå ðåêè è êðè÷àëè:
    — Íåëüçÿ ìåäëèòü, ïîðà ëåòåòü! Ïîðà! Ïîðà!
   
     Ïàïà-ñåëåçåíü, ìàìà, áðàòüÿ è ñåñòðû ïîäïëûâàëè è îáíèìàëè Ñåðóþ Øåéêó, à îíà âñå ñïðàøèâàëà:
    — Âû âåäü íå çàáóäåòå ìåíÿ, ïðèëåòèòå îïÿòü ñþäà?

   — Ïðèëåòèì, ïðèëåòèì, — îòâå÷àëà ñêâîçü ñëåçû ìàìà, ïîíèìàÿ, ÷òî áîëüøå íå óâèäèò ñâîþ äåòî÷êó.

    — Íåò, óâèäèøü, — ïîäóìàë Ðîìà, íî íè÷åãî íå ñêàçàë. Âåäü óòêè íå îáðàùàëè íà íåãî âíèìàíèÿ, äà è íå ïîíÿëè áû åãî ñëîâ.

      Ðîìà êàæäûé äåíü íàâåùàë ñâîþ ïîäðóæêó. Ïîäêàðìëèâàë åå ðûáêîé, êðóïàìè. Ñåðàÿ Øåéêà ñîâñåì åãî íå áîÿëàñü, ïîäïëûâàëà ê íåìó è  îñòîðîæíî êëåâàëà çåðíî, ðàññûïàííîå ïî êðîìêå ëüäà.

     Îäíàæäû óòî÷êà ïîæàëîâàëàñü:
   — Â÷åðà ïðèõîäèëà ëèñà, õîòåëà ìåíÿ ïîéìàòü, íî ÿ óñïåëà îòïëûòü íà ñåðåäèíó ïîëûíüè. Îíà ñìåÿëàñü è ãîâîðèëà, ÷òî êîãäà ïîëûíüÿ çàìåðçíåò, òîãäà óæ ÿ îò íåå íå óáåãó.

     — Âñå. Áîëüøå ìåäëèòü íåëüçÿ! Íàäî äåéñòâîâàòü ðåøèòåëüíî, ïîäóìàë Ðîìà. Íî êàê? Óòî÷êà íå ñìîæåò ïîäíÿòüñÿ íà ëåä èç-çà áîëüíîãî êðûëà, à îí ñàì  ïðîâàëèòñÿ â âîäó, åñëè ïîéäåò ê óòî÷êå ïî òîíêîìó ëüäó. Ìàëü÷èê âíà÷àëå ðàñòåðÿëñÿ, íî âäðóã áûñòðî ñîîáðàçèë è ïîáåæàë äîìîé.

       Òîëüêî îí óøåë, à ëèñà òóò êàê òóò. Õîäèò âîêðóã ïîëûíüè, îáëèçûâàåòñÿ, íàä óòî÷êîé íàñìåõàåòñÿ.

      Ðîìà âåðíóëñÿ î÷åíü áûñòðî. Îí ê óòî÷êå ïðîòÿíóë ïî ëüäó äëèííóþ äîñêó è ñëåãêà îïóñòèë åå â âîäó.

      — Ñåðàÿ Øåéêà, íå áîéñÿ. Çàáèðàéñÿ íà äîñêó, ÿ òåáÿ îòíåñó ê ñåáå äîìîé. Òàì-òî òåáÿ ëèñà íå äîñòàíåò.

     Ëèñà ðàçîçëèëàñü, ÷òî äîáû÷à îò íåå óõîäèò èç-ïîä íîñà, ïðûãíóëà, ÷òîáû ñõâàòèòü óòî÷êó, íî íå ñìîãëà, à ïðîâàëèëàñü âìåñòå ñ äîñêîé â âîäó.

       Ðîìà è óòî÷êà çàñìåÿëèñü
      — Òàê è íàäî åé, çëþêå! Ïóñòü ïîáàðàõòàåòñÿ â ëåäÿíîé âîäå, ïîìî÷èò ñâîþ øóáêó.

       Äîìà Ðîìà ñäåëàë èç áîëüøîé êàðòîííîé êîðîáêè ãíåçäî, ïîëîæèë òóäà ñîëîìêè. Ìàìà îñìîòðåëà ðàíåíîå êðûëî, ñìàçàëà åãî çåëåíêîé, çàáèíòîâàëà. Ñêîðî ðàíêà çàæèëà, êîñòî÷êè ñðîñëèñü è Ñåðàÿ Øåéêà ñìîãëà øåâåëèòü êðûëûøêîì.

       Ìàëü÷èê âûõîäèë íà óëèöó ñ óòî÷êîé ãóëÿòü, äåëàë ñ íåé çàðÿäêó. Îí ìàõàë ðóêàìè êàê êðûëüÿìè, óòî÷êà ïîâòîðÿëà çà íèì. Ñêîðî îíà íà÷àëà ïîíåìíîãó ëåòàòü, à ê âåñíå îêðåïëà ñîâñåì.

        Îäíàæäû òåïëûì âåñåííèì äíåì äðóçüÿ óâèäåëè ñòàþ óòîê, ïðîëåòàþùèõ íàä èõ äâîðîì.
       — Ðîìà, ñìîòðè, òàì, íàâåðíîå, ìîÿ ìàìà!

        Ñòàÿ îïóñòèëàñü ê íèì âî äâîð, óòêè ïîäáåæàëè ê Ñåðîé Øåéêå. Ýòî áûëà åå ñåìüÿ, Âñå ðàäîâàëèñü âñòðå÷å. È î÷åíü áëàãîäàðèëè äîáðîãî ìàëü÷èêà çà ÷óäåñíîå ñïàñåíèå  ñâîåé óòî÷êè. Ïîòîì âñå âìåñòå ïîäíÿëèñü â íåáî, ïîêðóæèëèñü íàä Ðîìîé,  äðóæíî ïðîêðè÷àëè: «Ñïàñèáî!» 

      Ðîìà èíîãäà íàâåùàë ïîäðóæêó, îíà ïîçíàêîìèëà åãî ñî ñâîèìè äåòêàìè. Íà ðûáàëêó Ðîìà òóäà áîëüøå íå õîäèë, à åçäèë ñ ïàïîé íà áûñòðûå ãîðíûå ðåêè è ëîâèë  î÷åíü áîëüøóþ, âêóñíóþ ðûáêó.

       Íàñòóïèëà îñåíü, ïòèöû îïÿòü óëåòåëè â òåïëûå êðàÿ, ïîïðîùàâøèñü ñ Ðîìîé
      —  Äî ñâèäàíèÿ! Äî âñòðå÷è!

         À Ðîìà ïîøåë â øêîëó, ó íåãî ïîÿâèëèñü íîâûå äðóçüÿ è äðóãèå çàáîòû.

         Áàáóøêà ðàññêàçûâàëà ñêàçêó è âíèìàòåëüíî ñìîòðåëà íà ëèöî âíóêà. Ìàëü÷èê ïåðåæèâàë íåñ÷àñòüÿ áåäíîé óòî÷êè ñî ñëåçàìè íà ãëàçàõ, ðàäîâàëñÿ ñ÷àñòëèâîé äîãàäêå  è óäèâèòåëüíîìó åå ñïàñåíèþ. Ñ÷àñòüåì ñâåòèëèñü åãî ãëàçà, êîãäà óòêè áëàãîäàðèëè åãî çà äîáðîòó è çàáîòó.

       Óäèâèòåëüíàÿ èñòîðèÿ ïðèêëþ÷èëàñü ñ õîðîøèì ìàëü÷èêîì Ðîìîé! À âñå ïîòîìó, ÷òî îí ñâîèì äðóçüÿì âñåãäà ãîòîâ ïîìî÷ü È ïðàâèëüíî.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 139-141. 

Раздел «Люби всё живое»

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Умеете ли вы наблюдать за природой? Любите ли вы о ней читать?

Я умею и люблю наблюдать за природой. Я часто гуляю в парке, бываю в деревне у бабушки, хожу на реку. Везде я наблюдаю за природой, птицами и животными, деревьями и травами. Мне всё очень интересно.

2. Какие рассказы о природе вы читали? Какие из прочитанных произведений вам больше всего понравились? Составьте отзыв о прочитанном вами произведении.

Я прочитала много рассказов о природе, все включённые в этот раздел, а так же много рассказов Виталия Бианки, Евгения Чарушина и Георгия Скребицкого. Особенно мне понравилась сказка «Серая шейка».

Отзыв на сказку Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» для 3 класса

Я прочитала сказку «Серая шейка». Её автор писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Главными героями сказки являются уточка Серая шейка, её друг Заяц и коварная Лиса.

Серая шейка не смогла улететь осенью на юг со своими родителями, у неё болело прокусанное Лисой крыло. Всю зиму она стойко держалась, плавая в полынье, и не позволяя Лисе себя схватить. Ей очень помогал в этом добрый и весёлый Заяц, с которым уточка подружилась в лесу. А Лиса каждый день приходила к проруби и пыталась поймать уточку. Но всё закончилось хорошо, и Серую Шейку унёс домой старик-охотник, чтобы подарить своим внучкам.

Тема это произведения — дружба и взаимовыручка. А его главная мысль в том, что никогда нельзя отчаиваться и сдаваться, из самой трудной ситуации вам помогут выбраться верные друзья.

Мне очень понравилась эта сказка. Местами мне было очень жаль уточку, иногда я негодовала на злую лису, и особенно мне понравился позитивный финал истории. Я бы всем посоветовала прочитать эту прекрасную сказку.

3. Вчитайтесь в содержание рассказа Носова «Карасик» и поразмышляйте над ним.

Из какого предложения можно узнать, что у мальчика пропал интерес к карасику? О чём его предупредила мама?

О том, что у мальчика пропал интерес, мы можем узнать из последнего предложения первого абзаца «Первое время он очень интересовался рыбкой…»

Мама говорила Вите смотреть за Мурзиком, чтобы тот не съел карасика.

Что вы можете сказать о поступке Серёжи, который решил поменять рыбку на свисток? Какое настроение было у ребят после такого обмена? Можно ли было Виталику поступить иначе? Как?

Серёжа хитрый и настойчивый. Он добился своего и заставил Витю ослушаться маму. Это плохой поступок.

Серёжа радовался обмену, а Вите стало жаль карасика и он боялся маму.

Витя должен был поступить иначе. Он не должен был соглашаться на обмен и слушать Серёжу. Обошёлся бы он без свистка.

Опишите, как Виталик общался с Мурзиком во дворе. Какие свойства характера мальчика проявились в этом эпизоде? Докажите, что один необдуманный, плохой поступок влечёт за собой другой.

Витя не хотел, чтобы мама увидела Мурзика, и пытался спрятать его в подвале. Он уговаривал кота, называл глупеньким, заталкивал его в отдушину.

В этот момент Витя показал жалость, любовь к животным, упорство, но и трусость.

Если бы Витя не стал меняться, ему не пришлось бы врать и оговаривать Мурзика. Один плохой поступок привёл к другому.

Осознавал ли мальчик свою ошибку? По какой причине Виталик не мог сразу признаться маме? Как было на душе у мальчика? Почему?

Мальчик осознал свою ошибку и хотел признаться. Сразу признаться ему было страшно, но страх за Мурзика оказался сильнее страха перед наказанием.

На душе мальчика было нехорошо, потому что он обманул маму. А без Мурзика ему было скучно, он жалел котёнка.

Перечитайте самый комичный эпизод рассказа. На кого мама сердилась? Почему?

Самый комичный эпизод — ловля Мурзика в комнате. Мама сердилась на кота, за то, что тот съел рыбку.

4. Как должны звучать слова Виталика в диалоге с мамой: уверенно, бодро громко или виновато, тихо, неуверенно?

Признание Виталика и рассказ об обмене звучат виновато, тихо, неуверенно.

5. Как вы думаете, изменится ли Виталик после случая с карасиком или нет?

Я думаю, что мальчик много понял. Он понял, что нельзя обманывать маму и сваливать вину на другого. Нельзя идти на поводу у друзей. Нельзя ценить вещь дороже живого существа. Он обязательно измениться после этого случая!

6. Попробуйте передать содержание рассказа. Для этого необходимо составить план, пересказать рассказ.

План рассказа Носова «Карасик» для пересказа

  1. Карасик и Мурзик.
  2. Обмен с Серёжей.
  3. Попытка спрятать Мурзика.
  4. Возвращение Мурзика.
  5. Признание и прощение.

Пересказ рассказа Носова «Карасик» для 3 класса

Мама купила Вите серебристого карасика и первое время мальчик с удовольствием за ним ухаживал. Но потом он стал забывать про карасика. А ещё у него дома жил котёнок Мурзик. Мама предупреждала Витю, чтобы тот следил, как бы Мурзик не съел карасика.

Однажды к Вите пришёл Серёжа, увидел карасика и стал предлагать поменяться. Он предлагал Вите отличный свисток. Витя сомневался, ведь мама запретила ему меняться, но потом не устоял. Он отдал карасика Серёже, а тот унёс рыбку в банке. Серёжа был радостный, а Вите было грустно.

Дома мама спросила его про карасика, и подумала, что того съел Мурзик. Витя пошёл во двор искать Мурзика, но на самом деле, он хотел спрятать кота от мамы. Он запихал Мурзика в отдушину подвала и прикрыл отверстие кирпичом. Вите было жаль Мурзика и он стащил из дома котлетку, чтобы угостить котёнка, но того в подвале уже не было.

Дома без Мурзика Вите было скучно, он уже хотел признаться маме, но духу у него не хватило. Тут за окном появился Мурзик. Когда Мурзик прыгнул в форточку, мама хотела схватить его, а кот стал прыгать по комнате. Наконец, он упал в аквариум и был извлечён мамой.

Тут Витя заплакал и стал просить маму не бить Мурзика. Он рассказал про обмен и обман. Мама простила сына, потому что тот признался сам. А Витя стал сушить Мурзика у батареи и кормить его котлетой.

7. Вы познакомились с произведением Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Вы, наверное, обратили внимание, что текст разделён на части. Перед вами план каждой части.

8. Будьте внимательны! В плане или тексте допущена ошибка. Найдите её.

Ошибка очень простая. В тексте учебника сказка разделена на четыре части, а план состоит из пяти частей. Ошибка в том, что в тексте не выделена пятая часть.

9. Обсудите с друзьями, почему надо выделить эту часть. С какого предложения в тексте она начинается.

Пятую часть нужно выделить обязательно, потому что в ней рассказывается о финале этой истории, о том, как уточке удалось спастись от лисы. В этой части появляется новый герой — старик.

Пятая часть начинается с предложения: «Дело было утром».

10. План какой части наиболее полно отражает её содержание и состояние героев? Озаглавьте каждую часть.

Наиболее полно отражает содержание и состояние героев план 4 части. Он самый подробный.

Дадим заголовки каждой части плана.

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

11. Выберите понравившуюся часть произведения и попробуйте пересказать её с помощью плана.

Пример пересказа сказки «Серая шейка» по частям плана можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Предложите свой вариант плана понравившейся вас части произведения Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Свой вариант плана сказки «Серая шейка» по частям

1 часть

  1. Птицы готовятся к отлёту на юг.
  2. Наступил роковой день прощания.
  3. Утки улетели, а Шейка осталась одна.

2 часть

  1. Серая шейка боится, что река замёрзнет.
  2. Она встречает в лесу зайца.
  3. Заяц жалеет утку и рассказывает о себе.

3 часть

  1. Небольшая полынья посередине.
  2. Появление лисы.
  3. Поздравление с зимой.

4 часть

  1. Такая красивая, но страшная зима.
  2. Попытка лисы добраться до уточки.
  3. Настойчивость лисы и волнение зайца.

5 часть

  1. Старик охотится на зайцев.
  2. Старик видит лису у полыньи.
  3. Утка вместо лисы.
  4. Старик уносит утку внучкам.

AVvXsEht9KvRHXF8AR8Vux4y2u6W1kOU AK6TbvmEFDKEqBPNyi6D9j3peUjwTm9aXgUtVzPEEOBjlS 4NfwyyzcwBQwy GGjbhoGdlAfhMOt5xl4I8o59 CjVzU8iVY uJkbCg9tfvapQrUHsnNC asSzwC4HPczWsru8eSIarQWqLyprk 41 Oweg0WKBVA=w400 h231

Творчество Дмитрия Мамина-Сибиряка полюбилось большим и маленьким читателям. Особенно большую популярность получили сказки автора, так как они просты для восприятия и имеют глубокий поучительный смысл. Писатель очень ярко и красочно описывает образы животных, героев своих произведений, и это делает его тексты увлекательными и запоминающимися почитателям его творчества.

На сайте Литера Гуру представлен короткий пересказ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Желающие могут ознакомиться с героями и наиболее важными событиями текста, а подзабывшие ее – еще раз вспомнить сюжет и подготовиться к уроку или сочинению.

Начинается произведение «Серая Шейка»  описанием  подготовки уток к отлету в теплые страны. Стояла уже поздняя осень, было холодно и все птицы и большие, и маленькие спешили на юг, ни на что, не обращая внимания. Селезень и его супруга спорят и сердятся, говоря о торопливости мелких птиц и о своих повзрослевших детях. Вскоре они заговорили и о Серой Шейке. Их дочь не могла лететь с ними по причине искалеченного крыла, которое ей перекусила Лисица.  Утка-мать очень переживала за Серую Шейку, страшась оставить дочь зимовать в одиночестве в снегах и морозах. Селезню тоже было жалко дочку, но он понимал, что не сможет ей ничем помочь, да и нужно было думать о других сыновьях и дочках.

Зная о скором расставании, мать Утка проводит много времени с Серой Шейкой, рассказывает ей о случаях  выживания птиц в студеную, морозную зиму. День за днем становилось холоднее. Вот полетели первые птичьи стаи к югу. Утки собрались в огромные стаи, где опытные взрослые птицы учили молодежь, делились с новичками опытом длительных сложных перелетов, заканчивались завершающие приготовления. Наступила последняя ночь, которую Утка-мать провела со своей дочерью-калекой, делясь с той ценными советами и наставлениями. На рассвете стая уток улетела, а Серая Шейка  осталась одна на воде. Она грустно глядела вслед стае. Ей стало очень одиноко.

Проходили дни, становилось еще холоднее; Серая Шейка видела, как к утру все больше река покрывалась льдом. Она думала о своей семье и скучала. Как-то, надеясь развеять скуку, уточка отправилась в лес, где встретила Зайца. Тот предостерег ее от встречи с Лисой.

И вот уже землю покрыл первый снег, а речка еще не замерзла полностью, водной поверхности становилось все меньше. Ночью Серая Шейка серьезно встревожилась: вода не замерзла только посреди реки. Полынья казалась очень маленькой, вот-вот замерзнет совсем. А в этот момент на берег пришла Лисица, это она однажды весной Серой Шейке повредила крылышко. После краткой беседы хищница ушла, однако спустя некоторое время она вновь явилась на берег. Лисица стала подползать по замерзшей поверхности реки  к полынье, где плавала перепуганная утка, но так и не смогла схватить искалеченную птицу, боясь провалиться. Теперь коварная хищница появлялась ежедневно, но она не могла заполучить Серую Шейку.

Друг Серой Шейки Заяц тоже оказался в опасности. Однажды поутру он, веселясь со своими приятелями зайцами, получил страшную новость о старике-охотнике, преследовавшем пушных зверей. Длинноухим трусишкам посчастливилось скрыться, и это сильно огорчило охотника, собиравшегося раздобыть для своей супруги шубу. Уморившись бегать за зайцами, дед присел передохнуть и заметил на льду Лисицу. Он решил застрелить ее, чтобы раздобыть хотя бы для шубы воротник. Старик выстрелил, но промахнулся и, когда выбежал на лед, то увидел только утку. Она рассказала охотнику, почему не смогла улететь в теплые страны с родителями, братьями и сестрами. Причиной тому явилось ее поломанное крыло. Старик взял Серую Шейку домой, хотел порадовать внучек, а еще, а еще он хотел по весне вывести от нее утят.

Отзыв

Мое мнение о сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка весьма неоднозначное. Это произведение можно рассматривать с разных сторон и точек зрения. Это и красивая история о несгибаемости характера, огромной силе воли и жажде жизни. Но сказка заканчивается не так, как хотелось бы многим читателям, да и мне тоже. Я не знаю, воссоединится ли уточка вновь по весне со своей семьей, а этого бы очень хотелось. Зачастую во всех сказках благополучный исход, добро побеждает зло. А в этой вроде бы и победило, но разве будет счастлива уточка, живя у людей, ведь ее вырвали из привычной, дикой среды обитания, может быть, навсегда разлучили с утиным семейством.

Но мне пришлось по душе в сказке то, что писатель дал всем персонажам, самое необходимое – что им на данный момент нужно: Серой Шейке – дом и хозяев, она больше не одинока, о ней позаботится человек, ее приятель Заяц смог убежать от охотника, а Лисица получила сильный испуг, хоть и осталась целой и невредимой. Оставляя ее в живых, автор дает нам тему для размышлений, всегда ли нужно наказывать провинившихся или их нужно простить?  Мамин-Сибиряк придерживается того мнения, что жизнь сама все расставит на свои места.

Мораль и основная мысль сказки имеют актуальность во все времена, они учат нас тому, что нужно стараться противостоять любым трудностям и невзгодам, верить в собственные силы, не держать обиды на людей. Эти понятия особенно наглядно проявляются в произведении. Искалеченная маленькая утка, ставшая одинокой, находясь в холоде и в полном опасностей зимнем лесу, обретает в себе жизненные силы и способность противостоять тяжелым условиям жизни и крайне опасным обстоятельствам. Серая Шейка  не обижается на свою семью, оставившую ее на гибель, она понимает, что родители не оставили бы ее, не будь на то веской причины.

Основная мысль сказки реализуется в образе Серой Шейки, она подчеркивается автором с целью вселить в читателей надежду, укрепить веру в себя и уверенность в завтрашнем дне, стремление жить вопреки обстоятельствам. Писатель передает читательской аудитории огромную силу воли, стремление жить, храбрость и стойкость маленькой уточки. Он вдохновляет людей поверить в себя, стараться улучшить свою жизнь. Сказка производит на меня вдохновляющее впечатление.

Произведение «Серая Шейка» — интересный, поучительный рассказ о слабой и беззащитной, но сильной духом молодой утке, спасенной стариком, и о пожилом человеке, взявшем к себе домой Серую Шейку. Хоть целью старика было доставить радость внучкам, он все-таки спас ее, дал ей возможность перезимовать в теплом доме.

Эта сказка учит читателей быть добрыми, сострадательными, сильными духом, осторожными, мудрыми, чуткими. Невольно возникает потребность в перечитывании этого произведения снова и в переосмыслении его. Такова моя точка зрения в отношении произведения «Серая Шейка Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему: «Викторина по сказкам: «Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост», «Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Серая Шейка» ДМИТРИЯ НАРКИСОВИЧА МАМИНА-СИБИРЯКА»

Викторина по сказкам: «Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Миш...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Викторина по сказкам: «Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Миш

    Описание слайда:

    Викторина по сказкам:
    «Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост»,
    «Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»,
    «Серая Шейка»
    ДМИТРИЯ НАРКИСОВИЧА
    МАМИНА-СИБИРЯКА

  • 2 слайд

    Задание 1. Выбери портрет Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Назовите портр

    Описание слайда:

    Задание 1.
    Выбери портрет Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Назовите портреты других детских писателей

    Павел Петрович Бажов
    Александр Сергеевич Пушкин
    Дмитрий Наркисович
    Мамин-Сибиряк

  • 3 слайд

    Задание 2. Кому Мамин-Сибиряк сочинил и написал сказки? Дмитрий Наркисович Ма

    Описание слайда:

    Задание 2.
    Кому Мамин-Сибиряк сочинил и написал сказки?
    Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк пишет и посвящает дочери книгу «Аленушкины сказки», которые до сих пор входят в школьную программу. «На этих страницах я выплеснул всю ту любовь, которая поселилась в моем сердце с рождением ребенка» — пишет Мамин-Сибиряк в письмах к своим друзьям.

  • 4 слайд

    Задание 3. Какие произведения вошли в сборник «Алёнушкины сказки»? Какие сказ

    Описание слайда:

    Задание 3.
    Какие произведения вошли в сборник «Алёнушкины сказки»? Какие сказка не относятся к писателю. Кто ее написал?
    «Присказка»
    «Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
    «Сказочка про Козявочку»
    «Ванькины именины»
    «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»
    «Сказка о том, как жила-была последняя Муха»
    «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую канарейку»
    «Умнее всех»
    «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке
    Пора спать»
    «Серебряное Копытце»

  • 5 слайд

    Задание 4. Из каких сказок данные иллюстрации (рисунки)? Назови главных героев.

    Описание слайда:

    Задание 4.
    Из каких сказок данные иллюстрации (рисунки)? Назови главных героев.

  • 6 слайд

    ЗАДАНИЕ 5

    Описание слайда:

    ЗАДАНИЕ 5

  • 7 слайд

    Задание 6. Отгадайте загадки. Эти герои из каких сказок Мамина-Сибиряка?Звонк

    Описание слайда:

    Задание 6.
    Отгадайте загадки. Эти герои из каких сказок Мамина-Сибиряка?
    Звонкая Муха
    Поёт возле уха.
    Тонко поёт.
    Спать не даёт!
    Ноги — ласты зелены.
    Пруд — её «избушка».
    Пища — злые комары…
    Это же … !
    День и ночь по лесу рыщет,
    День и ночь добычу ищет.
    Ходит-бродит … молчком,
    Уши серые — торчком.

  • 8 слайд

    Задание 7. БЛИЦ-ТУРНИР(быстрые ответы на вопросы) 1.Что случилось с Серой

    Описание слайда:

    Задание 7. БЛИЦ-ТУРНИР(быстрые ответы на вопросы)

    1.Что случилось с Серой Шейкой и она осталась калекой?
    /Ей Лиса переломила крылышко, схватив ее пастью/

    2. Как вы думаете, почему болотные птицы улетают раньше, чем водоплавающие в реке? 
    /Болото промерзает быстрее реки/

    3. Журавли и гуси… Кто из них улетит в теплые края первыми?
    /Журавли – они болотные птицы/

    4. Кто посоветовал Комару Комаровичу оставить медведя в покое?
    (благоразумная старушка Комариха),

    5. Как звали дедушку Комара Комаровича?
    (Комарище – длинное носище)

    6. Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? 
    (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться).

  • 9 слайд

    СПАСИБО ЗА ИГРУ!

    Описание слайда:

    СПАСИБО ЗА ИГРУ!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация поможет учителю закрепить материал по сказкам Мамина Сибиряка. Сделает урок интересным и не скучным.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказки.

Похожие материалы

  • Конспект урока Литературное чтение 1 класс «Обобщение «Сказки. Загадки. Небылицы.»

  • Технологическая карта по литературному чтению 4 класс по теме: «Какую роль играет художественная деталь в рассказе С. Черного «Счастливый карп»?»

  • Проект » Писатели Хакасии»

  • Тест по литературному чтению «Конёк Горбунок»

  • Рабочая программа по литературному чтению 1 — 4 классы 2021 — 2022 уч.год.

  • Статья «Читательская грамотность в начальной школе».

  • Викторина по литературному чтению «Литературный мир сказок» (2 класс)

  • Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446163 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

  • Ребенок удивляет как пишется
  • Ребенок писается ночью как лечить
  • Ребенок не любит сказки
  • Ребенок способен воспринимать простые небольшие по объему сказки рассказы в каком возрасте
  • Ребенок мутант вынужден жить под землей какая сказка