Ребенок способен воспринимать простые небольшие по объему сказки рассказы в каком возрасте

Давайте поговорим о том, как читать с малышами в возрасте от рождения до трх лет: как привить детям любовь к

Давайте поговорим о том, как читать с малышами в возрасте от рождения до трёх лет: как привить детям любовь к чтению, научить слушать стихи и сказки, рассматривать иллюстрации, а также о том, как правильно выбирать книги для самой юной категории читателей.

Но для начала пара слов о том, зачем нужно читать детям, которые в большинстве своем ещё толком не научились говорить. Чтение детских книг – это целый комплекс действий. Он состоит из рассматривания иллюстраций, прослушивания текста, соотнесения текста и картинки. Чтение с ребенком – это серьезная работа по развитию умений слушать, разглядывать и подмечать детали, считывать символы и догадываться о смысле. Читая ребенку раннего возраста мы способствуем развитию его интеллекта, расширяем кругозор, отвечаем на волнующие его вопросы, обогащаем его формирующуюся речь. Кроме того, чтение – это приятная форма досуга, способ отвлечь расстроившегося или расшалившегося малыша, один из элементов ритуала подготовки ко сну, а также это целый мир волшебной сказки, без которой сложно себе представить счастливое детство.

От рождения до 6 месяцев

Собственно, процесс чтения с детьми начинается задолго до самого чтения. Для того, чтобы малыш проявил интерес к книгам, важно, чтобы он овладел двумя навыками – умением слушать и умением разглядывать картинки.

Известно, что слух ребенка развивается в утробе матери и ещё до рождения малыш способен слышать и воспринимать голоса родителей, музыку, звуки природы. И это тот ценный сенсорный багаж, который вы можете подарить вашему малышу еще до его появления на свет. Во время беременности старайтесь окружать себя и малыша только приятными звуками, почаще устраивайте сеансы релаксации, прослушивая хорошую музыку, разговаривайте с малышом и рассказывайте ему сказки. И смысл сказок здесь совершенно не важен, гораздо важнее ваша интонация, ритм и темп художественного произведения. Когда ребеночек появится на свет, те стихи и сказки в вашем исполнении, которые он слышал еще не родившись, будут действовать на него успокаивающе, а родители всегда найдут, что рассказать крохе, чтобы утешить его или развлечь.

По мере того как малыш будет подрастать, родительский репертуар будет постепенно расширяться – к уже привычным ребенку сказкам или стихам прибавятся потешки, прибаутки, колыбельные и песенки. Книга как она есть здесь еще не нужна, но вот выученные наизусть стихи Барто, Чуковского и Маршака придутся весьма кстати, а также весёлые стишки про мишку косолапого и другие, которые нам рассказывали ещё наши мамы и бабушки.

Ваш новорождённый малыш подрастает и развивается, а вместе с тем развивается и его зрение. Такой важный орган в познании мира. Когда, примерно, к трём-четырём неделям кроха научится концентрировать взгляд на несколько секунд и досконально изучит лица папы и мамы – а это самые важные объекты для разглядывания в этом возрасте, вы можете предложить ему другие предметы, на которые малыш будет с удовольствием смотреть. Это могут быть чёрно-белые картинки с изображением линий, узоров или геометрических форм, а также довольно крупные игрушки, раскрашенные одним ярким цветом. Такие предметы способны надолго удерживать внимание новорожденных малышей, а умение концентрировать взгляд развивает зрение и усиливает мозговую активность.

Уже позже, месяцам к трем-четырем, вы будете предлагать ребеночку более сложные по цвету и форме картинки — это могут быть рисунки или фотографии, изображающие людей, животных, транспорт. Плюс ко всему вы будете показывать ребенку мир вокруг – квартиру, улицу. Очень важно при этом проговаривать названия предметов, которые малыш видит.

Итак, в возрасте от рождения до шести месяцев «чтение» представляет собой синтез двух действий – разглядывание картинок и предметов, а также фоновое прослушивание художественных произведений.

От 6 месяцев до года

Возможно, ваш малыш уже сидит, но даже если нет, то наверняка он уже подолгу лежит на животике или полусидит на ваших руках. И уж совершенно точно он проявляет всё больше и больше интереса ко всему, что его окружает.

Самое время приобрести первую детскую книгу. Речь идет о картонных книжках- малышках, которые состоят из небольшого количества плотных, прочных и безопасных страниц. На самом деле, в страницах всё и дело. Детям нравится манипулировать с книгой, переворачивая странички — это, плюс ко всему, еще и отличное упражнение для развития мелкой моторики. Скорее всего, книга будет опробована на зуб, но она будет просмотрена так или иначе. Не стоит покупать много малышовых книг, двух-трёх будет вполне достаточно. Довольно скоро вы увидите, что малыш готов двигаться дальше и тогда сможете выбирать уже более содержательные книги для совместного чтения. Выбор первой книги – дело ответственное.

Вот несколько правил, которые помогут вам:

  • Книга должна иметь плотные картонные страницы, переплёт должен быть качественным. Важно быть уверенным в том что, когда ребёнок возьмёт книгу в руки, она останется цела.
  • Простота иллюстраций. Идеально, когда на одной странице помещается одно изображение, если это сюжет, то он должен быть максимально простым. Ребенку в этом возрасте ещё сложно воспринимать большое количество деталей, ему также непонятны сложные действия персонажей. Чем проще будет изображение, тем более узнаваемо оно будет ребенком — соответственно, и интерес к книге будет выше.
  • Умеренные цвета. Идеально, если в книге присутствуют только четыре основных цвета — красный, жёлтый, зелёный, синий (не считая чёрного и белого). Пестрота изображения опять же не принесет пользы, а лишь утомит ребенка.
  • Реалистичные картинки. Крокодил должен быть зелёным, а помидор — красным. Это один из наиболее важных моментов. Ребенок в этом возрасте впитывает в себя информацию колоссальным объемом, и противоречивость в её содержании сейчас абсолютно ни к чему. Это же касается и внешнего вида животных. Часто художники любят изображать животных в одежде, но это абсолютно противоречит реальному представлению о кошке или собаке, например. В будущем в более взрослых книгах, когда ребёнок уже будет ориентироваться в мире предметов и будет понимать, что есть реальность, а что есть сказка, тогда кошка может быть и в платье, и в шляпе, и с бусами (если это соответствует сюжету). На начальном этапе познания мира кошка должна выглядеть как кошка — четыре лапы, усы, уши и хвост.

Итак, идеальная книга для малышей от шести месяцев – это небольшого формата картонка, в которой на каждой странице изображено по картинке, слова в такой книге необязательны. Вы просто будете рассказывать ребенку о том, что на картинке изображено – это и будет первая сказка.

Когда вы выберете книгу для вашего полугодовалого малыша, вам нужно найти момент, когда ребёнок будет пребывать в хорошем расположении духа, усадить его к себе на руки или прилечь рядом с ним и перелистывать странички книги, иногда проговаривая то, что на них изображено. Такое «чтение» надолго станет любимым занятием крохи, особенно оно полюбится ему тогда, когда малыш научится переворачивать странички самостоятельно.



От года до двух


Среди детей и родителей-книголюбов уже даже сформировался список книг, которые идеально подходят для детишек этого возраста. Можно сказать, что это беспроигрышные варианты:

  1. В. Бианки «Лис и мышонок» — прекрасное издание в иллюстрациях Ю. Васнецова; 
  2. Э. Карл «Очень голодная гусеница» — мировой бестселлер;
  3. Э. Карл «От головы до ног» — тоже любимая книга малышей во всем мире;
  4. Русские народные сказки и потешки в иллюстрациях Ю.Васнецова;
  5. Детские книги японского писателя Юсуке Ёнедзу.

Обычно эти книги моментально становятся любимыми у малышей и зачитываются до дыр. Они ценны, прежде всего, своими иллюстрациями, их небольшие тексты просты и незамысловаты. Такие книги просто идеальны для того, чтобы научиться соотносить картинки с текстом – важное умение, которое пригодится ребенку в будущем.

Малыш взрослеет и его интерес к чтению продолжает расти — в какой-то момент вы поймете, что список чтения следует расширять и здесь на помощь придут сборники стихов К.Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, а также сказки В. Сутеева.

Поощряйте любой интерес ребенка к книгам. Случается, что во всем сборнике стихов малыша привлекает только одно четверостишье или одна картинка, читайте и рассматривайте их снова и снова. Только ваш искренний интерес, ваша заинтересованность и терпение (иногда один и тот же стих приходится читать по тридцать раз в день) способны поддерживать любовь к чтению у малыша.

Также важным моментом этого периода является разглядывание сюжетных картинок, и оно останется таковым еще долгое время, усложняясь и видоизменяясь в зависимости от возраста и интересов ребенка. Для одно-двух годовалых деток, картинки для разглядывания должны быть достаточно простыми и четкими, подобранными по тематикам – транспорт, животные, овощи, фрукты. Хорошо отвечают такому запросу книги по типу энциклопедий для самых маленьких.

Безымянный 3.JPG

Эти книги ребёнок будет периодически перелистывать, задерживаться взглядом на понравившихся ему предметах, тыкать пальчиком или другим способом привлекать ваше внимание, желая узнать название предмета. Когда малыш начнет разговаривать, вы будете спрашивать его о том, что он видит на картинках, и это станет одной из самых любимых совместных игр.

Рассматривая картинки, мы не только называем предметы, мы еще и описываем их свойства, действия, придумываем сюжеты. Тем самым мы развиваем фантазию ребенка, формируем его словарный запас, обогащаем его речь, помогаем научиться по-разному смотреть на одни и те же предметы.

Сейчас довольно популярны и любимы многими детьми книги для рассматривания Сюзанны Бернер, Доро Гёбеля и других авторов — эти книги настоящий клад для проявления родительской импровизации в описании сюжетов иллюстраций.

безымянный 2.JPG

Хорошим подспорьем в привлечении ребенка к рассматриванию картинок являются книги с окошками, с движущимися и тактильными элементами. Такие издания способны надолго удержать внимание ребенка, усилить его интерес к содержанию книги.

Безымянный 1.JPG

Чтение для деток в возрасте от года до двух – это мир иллюстрации. Все, о чём написано, должно быть нарисовано – это очень важно для малыша, ведь он ещё не может сам представить бычка, который идёт по качающейся доске, но он с радостью обнаруживает на страницах книги предметы, о которых только что услышал.

От двух до трёх

Если вы начали «читать» ребенку буквально с рождения, то скорее всего в этом возрасте вы уже будете хорошо ориентироваться в детской литературе, а список для чтения детям двух-трёх лет настолько широк и разнообразен, что его сложно охватить в одной статье. Но если вы только начинаете читать с вашим малышом и вам кажется, что он не проявляет особого интереса к книгам, то вы можете прибегнуть к маленьким хитростям.

  • Подбирайте книги для ребенка, исходя из его интересов. Например, если ваш малыш интересуется животными, то возможно его заинтересуют стихи С.Маршака или Б.Заходера;
  • Всегда носите книгу в сумке. Если вам придется занимать ребенка в поездке, очереди и т.д., то вы сможете предложить ему почитать;
  • Разыгрывайте домашние спектакли по известным сказкам. Очень просто даже в домашних условиях показать спектакли «Теремок», «Колобок» или «Репка», так вы познакомите ребенка с художественными произведениями. После предложите малышу вместе почитать про полюбившихся ему героев;
  • Оставляйте книги в открытом доступе;
  • Читайте вслух! Даже если ребенок играет или занят какими-то делами, а вы сядете рядом и начнете читать книгу, рано или поздно малыш проявит заинтересованность и присоединится к вам.

Возраст двух лет – это еще и тот удивительный период, когда у ребенка начинает развиваться фантазия. Дети проявляют интерес к творчеству, к ролевым и фантазийным играм – все это погружение в мир сказки. Играйте с детьми в сказки, разыгрывайте сюжеты из книг, ставьте домашние спектакли, рисуйте собственные иллюстрации к книгам, лепите персонажей из пластилина.

Малыши до трёх лет – самые благодарные слушатели на свете, их жажда нового и волшебного – заразительна. Читая с ребенком, вы будете открывать вместе с ним удивительный мир волшебства и фантазии. И помните, что любовь к книгам можно привить только на личном искреннем примере. Трепетное отношение к книге – это хорошая семейная традиция, которую возможно передать уже самому маленькому начинающему читателю.

Виктория Виноградова

Автор: Котрунова Татьяна Ильинична

Чтобы воспитывать грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка.

В воспитании произведений искусства вообще и художественной  литературой в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие качественные различия и связаны с развитием личности ребенка в целом. Первый период длится «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, продолжается всю жизнь. До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает как интересную игру. В своих представлениях о событиях, описываемых в тексте, он иногда выходит за пределы литературного произведения, не соотносит описываемые события с реальным местом или временем, может по своему изменять повествование, включать в него новых персонажей или литературных героев из других произведений.

За период от двух до пяти лет проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть достаточно готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознает себя как индивида (узнает в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя свой внутренний мир, начинает воспринимать себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребенок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей. У них есть мысли и чувства похожие или не похожие на него.

С этого момента начинается второй период в понимании искусства. Произведения искусства ребенок начинает воспринимать как отражение «другого» мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен отделить жизнь от искусства и искусство становится для него самоценным. 

Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимается им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. С одной стороны, ему свойственно одушевлять все, с чем он соприкасается, и жить в мире игры и своих фантазий, с другой – он понимает «ненастоящность» этих образов и легко отделяет литературных персонажей от реальных людей. Фантазии ребенка, его стремление одушевить страницы книги, поместить себя в вымышленный мир понравившегося произведения необходимы ему – это возможность развить свой творческий потенциал.

Можно отметить следующие основные возрастные особенности восприятия литературных произведений  в младшем периоде дошкольного детства. По мнению Л.М. Гурович, для детей этого возраста в первую очередь характерна зависимость понимания литературного произведения от личного опыта ребенка. Ребенку свойственно понимание каких-либо знакомых моментов, с которыми он уже сталкивался в своей повседневной жизни. Но дети очень часто строят неверные суждения о том, что не совпадает с их жизненными представлениями. На восприятие произведения может оказать влияние и педидущий литературный опыт ребенка.

Для ребенка этого возраста легче всего воспринимать произведения, в которых события четко следуют друг за другом. 

Для младшего дошкольника также характерно ярко окрашенное эмоциональное отношение к персонажам, причем зачастую это бывает связано не с текстом, а с ограниченным жизненным опытом детей, который мешает им правильно понять произведение. Малышей не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Они стремятся сразу же выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позицию. Детей интересует внешний вид. Действия и поступки персонажа, но они не понимают его внутренних переживаний, мотивов поступков. Дети также не способны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются и иллюстрации.

По мнению К.И. Чуковского, отличительной особенностью этого возраста также является тяготение к ритмичной организованной речи, богатой рифмами и динамикой. Именно этим объясняется их любовь к произведениям детского фольклора, которые гармонично сочетают в себе слово, ритмику, действие, выразительность и музыкальность.

Исследователи детской речи (А.И. Ходькова, О.С. Ушакова, О.М. Сомкова и др.) отмечали, что младшие дошкольники чувствуют ритм и рифму жанров фольклора, даже могут вспоминать образные средства (эпитет, метафору, олицетворение), используя в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра (при пении колыбельных песен, при сочинении сказок, «баю-баюшки-баю», «люли-люленьки», «жили-были», «тут и сказке конец», постоянные характеристики героев: «мышка-норушка», «лисичка-сестричка», «зайка-побегайка» и др.). Придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, используя мимику, жесты, пантомимику.

Исходя из особенностей восприятия литературных произведений (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова) выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе:

• формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно, слушать литературные произведения;

• обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;

• помогать детям, соотносить имеющийся у них  жизненный опыт с фактами литературных произведений;

• помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

• помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

• поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;

• помогать детям, мысленно представлять, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.

Методические советы.

Самым маленьким книжку лучше не читать, а рассказывать – короткие произведения, известные многим с детства, вполне позволяют сделать это. Преимущество рассказывания перед чтением, прежде всего в том, что рассказчик передает содержание так, как будто он сам был участником событии, тем самым создается особая атмосфера для восприятия произведения.

В процессе чтения или рассказывания у ребенка может возникнуть желание прослушивать одно и то же литературное произведение несколько раз. Не стоит отказывать ему, такова особенность детского восприятия литературы: каждый раз ваш малыш получает величайшее удовольствие, он заново « проживает» то, о чем рассказывает сказка или стихотворение, а попутно развивает память, воображение, обогащает свой словарный запас.

Выбирая произведение для чтения детям младшего и среднего возраста, нужно стремиться избегать трагических сюжетов и ограждать мир ребенка от зла и несправедливости, сказочных персонажей, носителей зла.  Дети очень часто одушевляют и считают,  что они могут реально присутствовать в жизни, угрожая им. И уж ни в коем случае не нужно читать перед сном произведения, где действуют такие персонажи.

Старайтесь читать ребенку не спеша, предварительно объяснить то, что может быть ему не понятно, хорошо проговаривая все звуки, ведь его речевой слух находится в процессе развития, он не всегда может вычленить слово из потока речи и осмыслить его.

Читая ребенку, необходимо помнить, что восприятие её происходит, скрыто от вас. На первый взгляд может показаться, что дитя ничего не понимает и не может воспроизвести только что прочитанное произведение, но проходит время, и он начинает удивлять вас своими суждениями. Поэтому отнеситесь ответственно к выбору произведений для чтения, руководствуясь прежде всего собственным вкусом и интуицией, и помните о доступности текста для ребенка, его художественных достоинствах.

Чтобы развить образное мышление, нужно как можно чаще давать ребенку возможность представлять внешний вид персонажа, обстановку в которой происходит действие, картины природы и другое. Целесообразно вместе с ребенком как можно внимательнее рассматривать иллюстрации художников к прочитанным произведениям, комментируя их, или побуждать ребенка самого рисовать и объяснять свои рисунки.

Постарайтесь создать особую эмоциональную атмосферу, особый настрой ребенка на встречу с книгой, чтобы эта встреча была для него праздником, который всегда с нетерпением ожидается, чтобы, став взрослым он с гордостью вспоминал об этих минутах истинного наслаждения.

Консультация подготовлена: (По материалам полной хрестоматии для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей в 2 кн. Составитель С.Д. Томилова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. -704с.)

comments powered by HyperComments

Аннотация: В статье описано, с какого возраста лучше начинать подготовку к пересказу. Расписаны требования к литературному тексту. Построение занятия по пересказу. Цели и задачи, для чего нужен пересказ.

Пересказ – это связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца.

Сказка Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Пересказу необходимо начинать обучать детей после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

В детстве особое внимание уделяется развитию связной речи. Правильно организованный пересказ будет оказывать неоценимую помощь в работе над речевыми навыками.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме.

Вторая младшая группа

Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения.

Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова либо предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Средняя группа

Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию.

Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддержать проявление активности и самостоятельности.

Также необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания.

На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты.

Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажения, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.

Старшая группа

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений.

Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.

Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное.

Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.

Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

Подготовительная группа

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе.

Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений.

Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.).

Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Требования к литературному тексту для пересказа

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников.

Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

✅ доступное, понятное детям содержание;

✅ разнообразие жанров;

✅ четкая композиция;

✅ простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;

✅ небольшой объем.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку.

Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси-лебеди») – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования.

Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как «Косточка», «Лев и собачка» и др. Можно также использовать произведения В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина.

Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке.

Работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Построение занятия определяется разнообразием его задач.

Структура занятия по обучению пересказыванию

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть.

Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

• выяснить знания детей по теме произведения;

• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

• расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели:

• уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),

• привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),

• активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например, «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно: в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже…», «А может быть, лучше…».

После каждого рассказа рекомендуется устраивать совместное обсуждение. Оно способствует тому, что дети начинают глубже проникать в содержание произведения и критически относиться к собственному пересказу.

Список литературы:

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.

2. Ворошнина Л.В. Роль учебных мотивов в обучении рассказыванию на основе литературного образца. //Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». -Пермь, 2001 г.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 2006. — 96 с.

4. Гаврилова Т.П. Теоретические основы развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 3. — С. 89-93.

5. Галеева Е.В., Шестакова А.О. Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста/Молодежь в науке// Новые аргументы. — 2015. — №2. — С. 152-154.

6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.

7. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1984. — 128 с.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: «ГНОМ и Д», 2003 – 48 с.

9. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., «Просвещение», 1982 – 128 с.

Наталья Гребнева,
учитель-логопед

Loading ... Loading …

Многие родители задаются вопросом, с какого возраста можно начинать читать ребенку сказки. Мнений на эту тему в интернете можно найти великое множество. Интересно, а что же говорят на эту тему специалисты? Итак, давайте разберемся, как понять, что уже пора и на какие детские сказки стоит обратить внимание при выборе книги.

Как понять, что уже пора?

Чтобы понять, с какого возраста читать ребенку сказки, нужно не только изучить мнения специалистов, но и оценить готовность к этому самого малыша. Первый признак того, что сыну или дочери уже можно показывать книги – это попытки крошки пользоваться разнообразными вещами по назначению. Например, ложкой кроха пытается есть суп, а не стучит ей по столу. Или старается надеть ботинки на ноги, а не просто вертит в руках. Это значит, что книги уже будут восприниматься в правильном аспекте. Но нужно учесть тот факт, что без помощи мамы и папы не состоится полноценное знакомство малыша с книжкой.

Специалисты всего мира сходятся в едином мнении, что знакомство со сказками должно начинаться с самых ранних лет. Такие дети в дальнейшей жизни легче идут на контакт, находят друзей, общаются.

Как только вы заметили, что ребенок может сконцентрироваться на отдельном предмете, то начинайте показывать ему иллюстрации. Конечно, это нельзя назвать чтением, но это уже шаг вперед. Это знакомство с книгами. В данном вопросе необходимо обратить внимание на эмоциональную связь с матерью. Нужно, чтобы крошка слышал четкую грамотную дикцию, следил за вашими губами, откликался звуками на речь. Тогда процесс увлечения чтением не заставит себя ждать.

когда начинать учить ребенка читать

Выбираем книжку по возрасту

До 1 года

В раннем возрасте младенец смотрит на картинки, пытается узнать то, что уже видел, что ему знакомо. Это и есть начало процесса чтения. Изображения должны нравиться детям, вызывать у них радость, восторг, удивление. От этого зависит, захотят ли они продолжать изучать их. При этом картинки должны быть и понятны, не вызывать трудностей и недоумения.

Также до одного года детям подойдут книги-игрушки, с которыми нужно играть и активно взаимодействовать. Таким образом, ребенок будет вовлечен в увлекательную историю. Играющими элементами в таких книжках могут служить клапаны, кнопочки, ниточки, сенсор. В активно развивающемся мире такие предметы далеко не редкость.

Но нужно иметь в виду, что, играя с такой книгой, нужно придерживаться золотой середины. Излишне активные действия могут отвлечь малыша от главной задачи – изучить книгу, узнать написанную историю. Увлекательные приспособления должны быть лишь мотивацией к изучению сказки. Сына или дочь нужно научить слушать и слышать. Нужно, чтобы его в первую очередь интересовало повествование, а не игрушки. Тогда он будет постепенно понимать происходящее.

В этом возрасте лучше обратить внимание на простые истории, где мало слов и много картинок. Это могут быть небольшие стишки, потешки.

От 1 года до 2 лет

В этом возрасте лексический запас малыша расширяется, он узнает новые слова. Ребенок пытается их систематизировать, сопоставить с различными картинками у него в голове, чтобы лучше запомнить. В сознании детей должна быть прочная связь между вещью и ее названием. А для этого нужно регулярно указывать ребенку на предмет, а потом называть его. В этом деле родителям снова поможет книга.

В этом возрасте при знакомстве с книжкой также большую роль продолжают играть картинки. Изображения и слова становятся для ребенка единым целым, что способствует развитию образного мышления. Картинки из книг помогают малышу узнать больше о сказочном мире и его героях. Поэтому иллюстрации должны быть красивыми, четкими, понятными, иначе вашему сыну или дочери будет неинтересно.

Читая книгу, мама должна следить за реакцией малыша. Очень важно понимать, что ребенка удивляет, пугает, радует. Также необходимо создать особую атмосферу для чтения – вокруг ребенка не должно быть никаких отвлекающих моментов.

когда дети начинают читать

От 2 до 3 лет

Ребенок, которому больше 2 лет, узнает окружающий мир за счет подражания, поэтому процесс чтения в этом периоде должен идти совместно с действиями, происходящими в книге. Например, если корова мычит, то покажите, как она это делает. Если герой произведения бежит, пробегитесь по комнате вместе с малышом.

В 3 года ребенок начинает довольно хорошо говорить и становится почемучкой со множеством вопросов: почему солнце желтое? Почему самолет не падает? Почему кошка мяукает? Не всегда у родителей есть ответы на все вопросы. Поэтому не бойтесь изучать мир вместе с ребенком. Нет ничего страшного в том, что вы не знаете. Возьмите энциклопедию и вместе с малышом найдите ответ. Но читая ее, не забывайте объяснять ему непонятные термины простыми словами.

От 3 до 6 лет

В этом возрасте ребенок начинает быстро взрослеть, а вместе с ним и его литературные предпочтения. Дошкольникам подойдут произведения Александра Пушкина, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена, Александра Волкова, а также русские народные сказки и сказы Павла Бажова.

Чтобы ребенок не запутался в хитросплетениях сюжета и все понял, просите его пересказывать каждый прочитанный отрывок. Это способствует развитию памяти и логики.

Детские произведения – это соотношение слов и иллюстраций. Все должно быть гармонично. Картинки должны быть такими, чтобы их можно было долго рассматривать, но при этом они не должны сильно отвлекать от повествования.

когда нужно учить ребенка читать

Сказки для самых маленьких

Сказки – это необычные повести об интересных приключениях, в которые попадают вымышленные герои, где добро всегда побеждает зло, как бы тяжело и трудно ни было на протяжении всего сюжета. Они учат детей моральным устоям и ценностям. Благодаря им малыши узнают, что такое дружба, справедливость, милосердие, взаимопомощь, мужество. Сказка – это своеобразный человеческий опыт, на котором могут учиться малыши.

Чтение сказок является важным аспектом воспитательного процесса, а также становления ребенка как яркой незаурядной и интересной личности. Самые разные истории дают ребенку понять, что мир не так прост, как кажется. Сказки готовят детей к взрослой жизни, где необходимо будет применить те качества, с которыми малыш знакомится посредством сказочных историй: оказать кому-то помощь, встать на сторону слабого и преодолеть врага.

Слушая сказки, ребенок начинает ценить то, о чем раньше даже не задумывался – любовь родителей, заботу бабушек и дедушек, поддержку друзей, доброту и честность. Несомненно, выбор хороших книг, достойный внимания родителей, велик. Предлагаем вам список для знакомства с детской литературой.

  1. Сергей Аксаков «Аленький цветочек»
  2. Редьярд Киплинг «Братья Маугли»
  3. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
  4. Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утенок», «Снежная королева»
  5. Русские народные сказки
  6. Сказки Александра Пушкина
  7. Шарль Перро «Ослиная шкура»
  8. Константин Ушинский «Проказы старухи зимы»
  9. Вильгельм Гауф «Маленький Мук»
  10. Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»

со скольких лет учить ребенка читать

Как правильно читать малышу?

Существует несколько рекомендаций правильного чтения детских сказок. Чтобы ваш ребенок рос заинтересованным, думающим и читающим, можно придерживаться следующих правил:

  1. Не забывайте про аудиосказки. Собираясь в дорогу, возьмите с собой записи хороших детских книг. Можете слушать их в дороге и путешествии.
  2. Если книжки содержат изображения, обязательно акцентируйте на них свое внимание. Описывайте персонажей, кто во что одет, кто что делает, чувствует. Это поможет ребенку развить речь и сосредоточенность.
  3. Есть такая фраза – «читать с выражением». Когда начнете читать ребенку, можно вспомнить о ней. Она означает, что стоит уделить внимание характерам героев произведений, имитировать их голоса, повышать-понижать голос, изменять его в зависимости от говорящего в книге. Таким образом, ребенок получит более полную слуховую картинку, у него будет лучше развиваться воображение и образное мышление.
  4. Необходимо разговаривать с сыном или дочерью во время чтения. Например, читая повесть про котенка по имени Гав, спросите малыша, где у котика ушки, лапки, глазки. Добавляйте в описание котенка новые слова, учите их вместе с ребенком.
  5. Позвольте ребенку переворачивать странички, когда читаете. Это поможет развить ему мелкую моторику рук, а также он почувствует себя важным участником процесса.
  6. Если вашему малышу понравилась одна история, и он не хочет слушать никакие другие, ничего страшного. Позвольте ему послушать ее снова и снова. В конце концов, каждый раз, слушая или читая что-то старое, у нас есть шанс найти в этом старом что-то новое и важное. К тому же чуть позже вы можете попросить ребенка пересказать ему эту сказку. Так будет развиваться и улучшаться память.
  7. После окончания сказки спросите у малыша, что могло быть бы дальше, пусть он придумает дальнейший финал этой истории. Такое упражнение способствует формированию воображения.

Подводя итоги, мы смело можем утверждать, что обучение чтению – один из важнейших процессов личностного становления ребенка. Задача любого родителя – уделять должное внимание знакомству малыша с книгой и чтению. И чем раньше оно состоится, тем лучше. Читайте вместе в кругу семьи.



Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы.

Среди произведений художественной литературы огромную роль в речевом развитии детей играет устное народное творчество. Это отмечали как классики педагогической науки (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина и др.), так и более современные исследователи родного языка (Н. С. Карпинская, АЕ.Шибицкая, О. С. Ушакова, Л. В. Ворошнина, А. М. Виноградова, М. М. Алексеева, Л. М. Гурович, Н. В. Гавриш и др.).

Особое место среди литературных произведений занимает жанр сказки. Сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. [2, с. 40]

Многие исследователи, изучающие жанровые особенности сказки, ее происхождение, структуру, подчеркивали, что она отражает конкретные формы бытия, отталкивается от действительности, включает множество чудесных линий развития сюжета, а затем возвращается к действительности, причудливо переплетая события и развивая воображение (М.Арнаудов, В. П. Аникин, В. Я. Пропп, М. Н. Мельников, Г. С. Виноградов).

Процесс восприятия художественной литературы исследовался в разных направлениях: изучалось понимание сказки детьми раннего возраста (Л. С. Славина, Н. А. Циванюк), анализировалась роль иллюстраций в восприятии литературного текста (Т. А. Репина), выявлялось умение понимать сюжетную линию и взаимоотношения персонажей (Г. Я. Кудрина, Е. В. Бодрова, И. Л. Базик), а также умение сопереживать героям произведений (Л. П. Стрелкова).

Восприятие литературного произведения представляет собой психический процесс, характеризуемый сложным соотношением логических и эмоционально-образных начал. Художественное произведение одновременно обращается и к чувству, и воображению, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества (Гурович Л. М.)

Восприятие, отмечает С. Л. Рубинштейн, — это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. [1, с. 120]

Восприятие — вид умственной деятельности ребенка на всех этапах его развития, необходимый компонент художественно-речевой деятельности. Для понимания произведения необходимо вслушиваться в содержание, запоминать услышанное и сопереживать происходящее. Восприятие произведения закрепляется в реальной действительности. Дети учатся устанавливать связь между эмоционально-образцовым содержанием и средствами выразительности, которые им доступны (Л. В. Ворошнина).

А. В. Запорожец отмечает: «Восприятием называется отражение в мозгу целостных предметов и явлений, к прямому воздействию которых на анализаторы присоединяется прошлый практический опыт человека. Восприятие позволяет более полно познавать действительность, чем ощущение отдельных свойств предмета. Восприятие возникает на основе ощущений». [3, с. 245]

В исследованиях психологов мы выделили основные закономерности ощущений и восприятия: восприятие возникает в результате воздействия различного рода внешних и внутренних раздражителей на анализаторы. Каждый анализатор представляет собой сложный нервный механизм, начинающийся наружным воспринимающим прибором (органом чувства) и кончающийся системой клеток коры больших полушарий, составляющих центральную часть анализатора. В свою очередь, центральная часть анализатора состоит из большого количества воспринимающих клеток, разбросанных по всей коре больших полушарий, и из системы воспринимающих клеток, сконцентрированных в определенном участке коры и образующих так называемое ядро анализатора. Уже наружные воспринимающие приборы расчленяют воздействие окружающей действительности, воспринимая только определенного рода раздражители.

Особенности развития ощущений и восприятий в дошкольном возрасте отличаются тем, что в условиях правильно организованного педагогического процесса ребенок постепенно научается «более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию». [3, с. 239]

Изучая психологию восприятия ребенком литературного произведения, А. В. Запорожец отмечал, что эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей в непосредственной связи с общим ходом их психического развития, под определяющем влиянием воспитания не только художественного, но также умственного и нравственного. Развитие эстетического восприятия проходит качественно своеобразные ступени в процессе жизни ребенка. Формирование эстетического отношения к окружающему зависит от изменения содержания деятельности ребенка, от расширения сферы осознаваемых им связей и отношений действительности, от усложнения мотивов и активности.

В ряде исследований было показано, что дети на пороге дошкольного возраста недостаточно дифференцируют изображение и изображаемое. Они относятся к изображению как к реальному предмету. Однако в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в ряде случаев довольно четко различает то, что относится к области искусства, и то, что относится к изображенной в ней действительности.

Но установление указанного различия составляет лишь одну сторону дела. Художественный образ связан с изображаемым не внешней связью, как условный знак со своим значением. Он является образом в собственном смысле слова, отражая характерные, типичные черты предмета. В зависимости от изображаемого сюжета и рода художественного произведения отображение действительности в искусстве может приобретать разнообразные формы. Сказка, например, отражает действительность очень своеобразно. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения. В сказке в своеобразной форме получает отражение действительная жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы. А. В. Запорожец также считает, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве и в его отношении к художественному произведению.

Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. [3, с. 242]

В сказке, особенно волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные положения, животные, и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершающие всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства.

Таким образом, художественное произведение не только знакомит ребенка с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.

Е. А. Флерина, проводя исследования в области эстетического воспитания дошкольника, выделила особенности восприятия детьми художественного слова: «Художественное слово оказывает восприятию и мышлению ребенка незаменимую услугу. Вызывая чувственный образ (ощутимый, зримый), художественное слово облегчает понимание идей, делает их конкретными, убедительными. Литературное произведение, возбуждая мыслительный процесс средствами слова, т. е. отвлечение от непосредственного чувственного восприятия, в то же время обеспечивает богатство чувственного восприятия, столь необходимого для мышления детей…» [4, с. 45]

Художественное восприятие ребенка развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства. Запорожец А. В., Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др. отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности.

Вышеназванные ученые выделяют особенности восприятия литературы встаршей группе. В возрасте пяти лет в какой-то мере утрачивается яркая, внешне выраженная эмоциональность детей, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В старшем дошкольном возрасте дети способны понять в литературном произведении такие события, каких подчас не было в их собственном непосредственном опыте. Дети способны увидеть и установить в произведении более многообразные связи и отношения.

При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, они начинают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные — страх, слезы, радость. В связи с этим детям становится доступен более сложный герой, а не только однозначный, лишенный внутренних переживаний. В деятельности восприятия ребенка возникает новое приобретение — способность не только активно содействовать герою, но и сопереживать с ним, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознавать более сложные мотивы поступков героев, связанные не только с действиями, но и переживаниями, чувствами.

Как показали исследования Л. П. Стрелковой, Р. Я. Кудриной, И. Л. Базик и др., важную роль в восприятии художественного образа литературных произведений играет правильное донесение до ребенка содержания произведения, средств художественной выразительности, обращение эмоциональной жизни ребенка, систематическое общение с произведениями искусства в комплексе.

В работах А. В. Запорожца, Л. П. Стрелковой, показано, как нравственные чувства детей дошкольного возраста развиваются при восприятии художественных произведений (литературных, изобразительных) [3, с. 240]. Дети могут воспринимать мотивы поступков и переживать нравственные чувства вместе с героями художественных произведений, у ребенка появляются новые представления и новое эмоциональное отношение к окружающему. Эмоциональную идентификацию с персонажем художественного произведения Л. П. Стрелкова рассматривает в качестве одного из основных механизмов, обеспечивающих развитие у ребенка эмпатийного процесса.

Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, способен мысленно сочувствовать героям произведения (Л. М. Гурович, А. В. Запорожец), сопереживать с ними, становясь как бы участником описываемых и воспринимаемых событий (Е. А. Флерина, О. И. Соловьева).

Таким образом, восприятие литературных произведений детьми­дошкольниками рассматривается исследователями как единый целостный процесс, основанный на связи познавательных и эмоциональных моментов, в ходе которых ребенок активно входит в мир воображаемых обстоятельств: он начинает различать художественный образ и действительность.

Литература:

  1. Акулова О. В. Влияние слушания произведений устного народного творчества на развитие выразительности речи старших дошкольников. /Методические советы к программе «Детство». — СПб., 2001.
  2. Виноградова С. А., Баймухамбетова Ф. Е. Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и современность. 2014.№ 3. С. 39–42.
  3. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию.-М., 1949. — с.235–246.
  4. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М., 1961.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, восприятие, дошкольный возраст, художественное произведение, литературное произведение, художественная литература, художественное слово, художественный образ, словесное творчество, старший дошкольный возраст.

  • Ребенок мутант вынужден жить под землей какая сказка
  • Ребенок сирота как пишется
  • Ребенок непоседлив как пишется
  • Ребенок вырастет как пишется
  • Реальный рассказ переболевшего коронавирусом