Методические рекомендации по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных умений и навыков дошкольников

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребенка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в содержании образовательной деятельности образовательных организаций более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» и определены задачи социально – коммуникативного развития дошкольников:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Общение — одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни мегадеятельностью, то есть деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их, и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром становится особо актуальной на современном этапе.

К элементам эффективного общения относятся:

— желание вступать в контакт с окружающими;

— умение организовывать общение: слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации, уметь завершать общение;

— знание норм и правил речевого этикета, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребенка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребенка в этот социум. Ребенок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта.

Социально-коммуникативное развитие непосредственно связано с деятельностной стороной формирования личности, поэтому на практике осуществляется через игровую деятельность, трудовую активность и самообслуживание.

Чтобы оценить эффективность выбранных приемов работы по социально-коммуникативному развитию, необходимо периодически проводить диагностику и мониторинг социально-коммуникативного развития.

Критерии оценки социально-коммуникативного развития дошкольника:

В качестве критериев оценки выступают следующие параметры:

  1. Соблюдение норм и правил поведения, принятых в обществе. Оценивается уровень культуры поведения за столом, в коллективе, то есть знание правил этикета и соблюдение традиций поведения в обществе.
  2. Открытость к общению. Исследуется общительность ребенка по шкале «замкнутый — общительный», а также характерные способы установления контакта.
  3. Способность налаживать контакт со взрослыми. Этот критерий включает оценку инициативности в общении, чувствительности к проявленной инициативе со стороны собеседника, эмоциональность, умение развивать ситуацию коммуникативного общения, а также зависимость от оценки взрослого.

Задачи:

  1. Изучить особенности принятия и осознания дошкольниками нравственных норм.
  2. Выявить уровень сформированности коммуникативных навыков и умений у дошкольников со сверстниками в группе и ведущую форму общения ребенка со взрослыми.
  3. Определить тип взаимодействия и статусное место ребенка в группе.
  4. Оценить уровень развития самостоятельности у дошкольников.
  5. Выявить особенности восприятия и понимания детьми эмоционального состояния людей, уровень социального интеллекта и характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей.
  6. Выявить систему существующих избирательных отношений, определить эмоциональное благополучие ребенка, исследовать социальные приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений, восприятие внутрисемейных отношений.

Диагностика социально-коммуникативного развития может проводиться педагогом в начале учебного года с целью выявления актуального уровня развития социально-коммуникативных умений, а также в середине и конце учебного года для оценки динамики развития данных умений у дошкольников. В случае, если в группу поступил новый ребенок, педагог также может провести обследование. Представленные методики используются в соответствии с возрастом детей.

Диагностические методики, направленные на  изучение осведомленности о нормах и ценностях, принятых в обществе, проводятся с ребенком индивидуально.

Овладение дошкольниками коммуникативными умениями оценивается диагностическими методиками, направленными на изучение общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

До начала обследования коммуникативных способностей детей необходимо заранее подготовить протоколы к каждой диагностической методике. При обследовании необходимо выявить уровень сформированности имеющихся средств общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также определить его форму общения со взрослыми.

С целью изучения взаимоотношений ребенка со сверстниками и его места в группе используют методики «Методика одномоментных срезов», «Капитан» на выбор педагога.

Диагностика проводится педагогом с каждым ребенком индивидуально в первую половину дня во время приема детей в образовательную организацию, а также в первую и во вторую половину дня во время самостоятельной деятельности детей.

С целью выявления уровня коммуникативных умений в игровой деятельности может быть использована методика «Игровая комната».

Для изучения общения в паре можно провести методику «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу». Для выявления межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста используется методика «Выбор в действии».

Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий проводятся с детьми в индивидуальной форме.

Для использования методик «Карта проявлений самостоятельности» и «Особенности проявления воли дошкольников» необходимо распечатать протокол с показателями самостоятельности.

Для проведения теста на развитость самоконтроля необходимо распечатать четыре карточки с изображением детей, у которых не получается выполнить действия.

Для методики «Изучение произвольности и контроля» педагогу необходимо заранее подобрать 7 разных открыток и 2 одинаковые. После этого 7 разных и 1 парную картинку разрезать на 4 части по диагонали.

Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта также проводятся индивидуально.

Для проведения диагностики «Изучение особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека» необходимо заранее подобрать картинки, на которых изображены взрослые и дети в изучаемых эмоциональных состояниях, и выучить необходимые инструкции.

Для использования методики «Картинки» нужно заранее подготовить 4 картинки со сценками из повседневной жизни детей в образовательной организации, изображающие следующие ситуации:

— группа детей не принимает сверстника в игру;

— девочка сломала у другой девочки куклу;

— мальчик взял без спроса игрушку девочки;

— мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Чтобы провести методику «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей», необходимо подготовить протокол для наблюдения за ребенком

С целью изучения отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых также используются диагностические методики.

Методика «Секрет» проводится в групповой форме, на каждого ребенка подбираются по 3 красивые открытки и заранее оформляется протокол обследования.

Для использования методики «Особенности межличностных отношений ребенка» необходимо подготовить изображения столов, схем комнат и распечатать иллюстрации к методике.

Рассмотрим методики для выявления уровня сформированности индивидуальных особенностей  социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

— «Незаконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс).

Используется для изучения особенностей принятия и осознания детьми нравственных норм, предназначена для детей 3-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Ребенку дается инструкция: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае от ребенка добиваются мотивировки ответа. Предлагается 9 ситуаций. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка — об осознании этой нормы.

Выделяется 3 уровня принятия и осознания детьми нравственных норм: высокий, средний, низкий.

  • «Изучение осознания нравственных норм» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).

Проводится с целью определения уровня нравственных норм у дошкольников, предназначена для детей 3-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Воспитатель предлагает ребенку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям, а затем закончить рассказы. Ребенка просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.

При обработке результатов определяют, какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации? Выделяются правильные и неправильные ответы детей.

  • «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова).

Методика проводится с целью выявления уровня сформированности коммуникативных навыков детей раннего возраста со сверстниками, предлагается для детей 2-4 лет, форма проведения – индивидуальная. Диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребенка к сверстнику, выявление чувствительности к воздействиям, инициативности ребенка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развития общения со сверстниками предлагается использовать параметры общения со сверстниками и шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками. Педагогом заполняется протокол регистрации параметров общения со сверстником и определяется с помощью подсчета баллов уровень общения: высокий, средний, низкий.

  • «Методика одномоментных срезов» (Т.А. Репина, М.В. Веракса).

Методика проводится с целью выявления общей картины реального общения в каждой возрастной группе, дает возможность обнаружить микрообъединения детей, которые возникают при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих объединений, а также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку, предлагается методика для детей 2-7 лет, форма проведения – групповая.

Заготавливается список детей группы. Первые номера списка присваиваются девочкам, а последующие мальчикам. Эти номера должны быть постоянными на протяжении всех замеров. Поверх одежды каждому ребенку надевается повязки с номерами.

В продолжительность наблюдения включается период свободных игр во время утренней прогулки на участке или после полдника, когда дети играют в групповой комнате. Срезы проводятся на протяжении 3 дней через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов — 30-40, минимальное — 20. Педагог фиксирует на бумаге микрообъединения детей и их состав, в протоколе проставляется время начала среза. Через 5-7 минут делается следующий срез, и его результаты фиксируются в протоколе.

Проводится количественный и качественный анализ полученных протоколов.

  • «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников»

(А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).

Цель методики — определение коммуникативных способностей у дошкольников, предназначена для детей от 3 лет, форма проведения – индивидуальная.

Воспитателем заполняется карта проявлений самостоятельности на основе наблюдений, проведенных за ребенком. В карте проставляются баллы, затем подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям и делается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: очень высокий, высокий, средний, низкий.

  • «Карта проявлений самостоятельности» (А.М. Щетинина).

Методика предназначена для определения уровня развития самостоятельности у ребенка 2-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Воспитателем заполняется карта проявлений самостоятельности на основе наблюдений, проведенных за ребенком. В карте проставляются баллы, затем подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям и делается вывод об уровне развития самостоятельности ребенка: низкий, средний, высокий.

— «Закончи историю» (Р.Р. Калинина).

Цель методики — изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость, используется для детей 4-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Ребенку дают инструкцию: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории. Все ответы ребенка дословно фиксируются в протоколе. Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.

Выделяют уровни сформированности понятий нравственных норм: низкий, средний, высокий.

 — «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина).

Цель методики — изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость, используется для детей 4-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему». В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.

Выделяют уровни сформированности понятий нравственных норм: низкий, средний, высокий.

«Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности» (М.И. Лисина).

Цель — определение ведущей формы общения ребенка с взрослыми, проводится с детьми 3-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками, почитать книжку или поговорить. Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности.

Каждая ситуация длится не более 15 минут. Во время обследования педагог заполняет протокол обследования. Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

— «Капитан корабля» (П. Экблад).

Цель методики – определить статус дошкольников в коллективе сверстников. Диагностика межличностных отношений дошкольников в группе сверстников проводится с детьми 4-7 лет, форма проведения – индивидуальная. Во время индивидуальной беседы ребенку показывают игрушечный кораблик и задают следующие вопросы: «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? Кто еще остался на берегу?».

Каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников в баллах. Сумма баллов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе и судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику.

  • «Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека» (А.М. Щетинина).

Методика проводится с целью выявления особенностей восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния изображенных людей (радости, печали, гнева, страха, удивления, интереса) при разных условиях восприятия: опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой; опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой, определение зависимости восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющихся у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями. Форма проведения диагностики – индивидуальная.

Детям предлагают 6 методик, которые проводят в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.

Обработка результатов осуществляется с учетом показателей понимания эмоционального состояния: умение понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией; умение детей правильно назвать состояние изображенного человека прилагательными или его собственными заменителями; умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соответствующей ситуации; умение передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека.

Эти показатели позволяют определить уровни качества понимания детьми эмоционального состояния человека.

 Методика «Картинки» (А. Жиль).

Целью проведения данной методики является выявление уровня социального интеллекта у детей 4-7 лет. Форма проведения – индивидуальная.

Ребенку предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в образовательной организации, а он должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа. Степень решения проблемы оценивается в баллах. Если большинство ответов имеют продуктивное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном отношении ребенка к сверстнику.

«Лабиринт» (Л.А. Венгер).

Цель методики —  изучение коммуникативных умений в общении со сверстниками, определение типа взаимодействия и сотрудничества, проводится с детьми 4-7 лет, форма проведения – подгрупповая. Перед началом эксперимента взрослый ставит машинки в «чужой» гараж. Двум детям нужно провести машинки по лабиринту так, чтобы они оказались в гараже своего цвета. При этом следует соблюдать 3 определенных правила: можно водить только по одной машинке; машины должны ездить только по дорожкам; нельзя трогать руками машины партнера. При обработке результатов анализируют умение детей договориться друг с другом, согласовывать свои действия. Результаты соотносят с шестью типами взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками.

— «Игровая комната» (О.М. Дьяченко).

Методика оценивает коммуникативная деятельность детей 5-7 лет со сверстниками, форма проведения – индивидуальная. Ребенку дают инструкцию: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней все, что захочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам». Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?». При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры: инициатива и позиция в общении, благополучие общения, развитие игровых навыков.  Выделяются высокий, средний и низкий уровни коммуникативной деятельности.

  • «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» (А.М. Щетинина).

Цель диагностики — изучение особенностей партнерского диалога с 5 лет. Форма проведения – индивидуальная, групповая. При оценки способности детей к партнерскому диалогу выделяют 3 компонента: способность слушать партнера, договариваться с партнером, способность к эмоционально-экспрессивной пристройке. Педагог наблюдает в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу. На основании данных таблицы можно установить уровень развития у ребенка способности к партнерскому диалогу: высокий, средний, низкий, нулевой.

—  «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский).

Цель изучение и оценка межличностных отно­шений в группе детей 6 лет, форма проведения — групповая. Каждому ребёнку в изучаемой группе дается по три привле­кательных, желаемых предмета (игрушки, кар­тинки, конфеты). Ребенок получает инструкцию следующе­го содержания: «Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Са­мый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого лю­бишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпа­тиям к нему ты поставил бы на третье место». Статус ребенка в группе и его система взаимоотношений со сверстниками определяется по формуле.

  • «Тест на развитие самоконтроля» (А.М. Щетинина).

Цель методики — определение уровня самоконтроля своих эмоциональных состояний в ситуациях неудачи у детей 5-7 лет, форма проведения — индивидуальная.

Ребенку демонстрируются 4 карточки по очереди с изображением детей, у которых не получается какое-то действие, и предъявляется инструкция: «Посмотри на эту картинку. Кто на ней изображен? Что делает мальчик (девочка)? Почему не получилось это сделать?». Результат диагностики оценивается в баллах.

— «Особенности проявления воли дошкольников» (Р.М. Геворкян).

Цель:  определение уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение, форма проведения — индивидуальная.

В таблице имеются показатели самостоятельности, по которым отслеживается уровень ее сформированности у детей. Каждый показатель оценивается в баллах. Сумма баллов, набранная ребенком, свидетельствует об уровне самостоятельности: высокий, средний, низкий.

  • «Изучение произвольности и контроля у детей» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева).

Цель: определение уровня умения сохранять цель в условиях затруднения успеха, проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность. Предлагается для детей 6-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Диагностика проводится индивидуально и состоит из 4 серий.

1 серия. Взрослый на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.

2 серия. Ребенку дают перемешанные части других пяти открыток, показывают целую, предлагают собрать такую же. Образец не убирают, способ действия не показывают.

3 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и предлагают собрать из частей одну открытку. Образец не дают, способ действия не показывают.

4 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и просят собрать из этих частей как можно больше открыток. Во всех сериях в случае затруднения ребенку показывают решение. Время выполнения задачи не ограничивается.

Важно проследить, как ребенок сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Деятельность детей анализируют с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями.

  • «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина).

Цель — выявить характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей 6-7 лет. Форма проведения – индивидуальная.

Проводится наблюдение за ребенком, результаты фиксируются в таблице. Осуществляется количественная и качественная интерпретация данных.

  • «Секрет» (Т.А. Репина).

Цель методики — выявить систему существующих между детьми 5-6 лет избирательных отношений. Форма проведения — групповая.

Методика проведения: каждый ребенок должен выбрать «по секрету» 3 детей из группы и подарить им открытки (самую лучшую, красивую и менее красивую). Фамилии и имена детей заносят в специальную таблицу. Детям, входящим по одному в комнату, говорят: «Мы играем в игру «Секрет». По секрету, чтобы никто не узнал, все дети будут дарить друг другу красивые открытки. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной».

В протоколе отмечают каждый выбор и затем определяют статус ребенка в группе по формуле.

«Особенности межличностных отношений ребенка» (Р. Жиль).

Цель проведения методики исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Предлагается к проведению с 6-и лет. Форма проведения – индивидуальная.

Ребенку задаются вопросы по содержанию методики, педагогом ведется регистрационный лист.  Производится оценка по переменным, характеризующим личностные отношения ребенка с другими людьми: отношение к матери и отцу, отношение к матери и отцу в целом как к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, подруге, к учителю (воспитателю).