Проект «Развитие социально – коммуникативных навыков посредством песочной анимации»
Разработчик: педагог – психолог М.Ю. Тазина г. Дзержинск
Содержание:
I. Описание проекта
- Актуальность, новизна 3
- Цель и задачи проекта 3
- Вид проекта 3
- Суть проекта 4
- Образовательные области, на которые направлен проект 4
- Ресурсное обеспечение проекта 4
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1. Актуальность, новизна
Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок – это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие средства выражения эмоций, чувств, настроения. Ребенок рисует и карандашами, и красками, и мелками и другими изобразительными доступными ребенку средствами. Дети используют для этой любимой деятельности любую свободную поверхность, рисуя на земле, на бумаге, на асфальте, на обоях.
Какой материал привлекает ребенка? Детям нравятся такие средства для рисования, которые позволяют:
- Не ограничивать движения;
- Свободно манипулировать изобразительными средствами;
- Оставлять чёткий, яркий след;
- Быстро получить изображение;
- Легко исправить неточность в рисунке;
- Играть, трансформировать рисунок в другое изображение;
- Экспериментировать с художественным материалом;
- Выразить посредством изобразительных материалов в рисунке свое состояние, настроение;
- Вне зависимости от способностей получить эффектный рисунок; проявлять творчество.
Всем этим запросам отвечает такой материал, как песок.
Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний, эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств, посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети — а затем и взрослые. Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь –игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», часто произносят дети, испытывающие страх и усталость. Игра- самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, строится семья.
Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого. С помощью песочных игр малыши воссоздают на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Данный проект предполагает учет требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального образования и ориентирован на обучение детей технике рисования песком Sand Art. Проект построен по тематическому принципу, включает как репродуктивные виды изобразительного творчества, в частности, создания анимационных сказочных сюжетов и историй на песке. Уникальность проекта заключается в том, что он сочетает в себе педагогическое (художественно- творческое) и арт — терапевтическое направления, что позволяет его использовать в т.ч. в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Реализация проекта обеспечивает психолого — педагогическую поддержку художественно- творческого и эмоционального развития ребенка в изобразительной деятельности.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта – психолого – педагогическая поддержка художественно – творческого и эмоционального развития ребенка в изобразительной деятельности.
Задачи проекта:
Блок 1. Обучающие:
- Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах.
- Дать детям общее представление об искусстве песочной анимации.
- Познакомить детей с техникой рисования на песочном планшете «Sand- Art».
- Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плавность, точность движения, умения работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
- Помочь детям овладеть техническими умениями: регуляцией силы движений определенной амплитуды, ритмичности движений, навыком изменять размах и направление руки при рисовании, способностью гармонично сочетать линии, свет и тень.
- Сформировать у детей представления об изобразительном материале – песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
Блок 2. Развивающие:
- Развивать умение передавать эмоции, настроение в рисунке.
- Развивать у детей умение передавать силуэт, форму, строение, пропорции предмета, используя разные оттенки света и тени.
- Развивать художественный вкус.
- Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
- Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между динамично сменяющими друг друга изображениями в процессе создания песочной анимации.
- Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
- Развивать познавательные способности дошкольников и младших школьников (внимание, образное мышление, творческое воображение), внутренний план действий.
- Развивать речь, способности детей к сочинению сказок, историй.
- Развивать эмоциональную сферу ребенка.
Блок 3. Воспитательные:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности.
- Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
- Формировать способность «любования» своим рисунком и изображением сверстников, художников.
Блок 4. Психотерапевтические:
- Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
- Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от рисования.
- Гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.
- Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
- Осуществлять отдельные диагностические процедуры личности ребенка в процессе песочного рисования.
- Вид проекта
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Проект намечает определённый объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава группы, а также с учётом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей.
4. Суть проекта
Программа включает два блока: художественно-эстетический и познавательный.
I.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
Разделы:
- «Азбука песочной графики»
- «Песочные картинки»
II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
Раздел:
«Тайны жизни песка»
5. Образовательные области, на которые направлен проект
Содержание проекта должно обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности охватывать следующую структурную единицу, представляющую такое направление развития и образования детей (образовательную область), как социально – коммуникативное развитие. Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в МБДОУ «Детский сад №105»; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
6. Ресурсное обеспечение проекта
В педагогической работе с детьми песок может использоваться в рамках различных средств и методов, преследуя решение определенных психолого- педагогических задач. Необходимо специальное оборудование «Студия для рисования песком», оно включает в себя такой вид песочной среды, как графическая песочница, которая представляет собой специально созданную песочную среду для рисования песком: световые столы-планшеты «Магия песка» — 3 шт., световой стол «Универсальный» — 1 шт, и кварцевый песок (10кг). Рисование в графической песочнице осуществляется в технике «Sand- Art». Основная задача- развитие графических навыков, мелкой моторики руки, фантазии и творчества. Также, используя графическую песочницу, можно получить терапевтические эффекты, например, гармонизировать эмоциональное состояние ребенка.
Данный проект основан на следующей литературе:
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО_ ПРЕСС», 2015. – 80 с.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В, Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64 с. (Библиотека Логопеда).
- Тупичкина Е.А. «Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2016. — 112 с. – (Учимся творчеству).
Также в личной библиотеке педагога- психолога имеется следующая литература:
1. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. – М.: Генезис, 2016. – 128 с. + (24л.)
Библиографическое описание:
Щепина, И. Н. Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь» / И. Н. Щепина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5991/ (дата обращения: 07.01.2022).
В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.
Ключевые слова:
программирование, алгоритмизация, алгоритм, робомышь.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь.
Для успешного обучения детей важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при умении выстраивать алгоритмы, программировать определенные задачи и действия.
Дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования.
Основа программирования — это алгоритмы. Алгоритмом называют набор действий, который нужно выполнить для достижения результата. Алгоритмика — это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные концепции программирования.
Как говорил Стив Джобса «Так уж сложилось, у кого-то «математический склад ума», а кому-то просто не дано». Однако коллектив нашего ДОУ не согласен с данным высказыванием! Мы считаем, что развить логическое мышление у ребенка не просто — возможно, но и необходимо. Главное — призвать на помощь особые, «детские» языки программирования. Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами программирования у нас в детском саду происходит благодаря интерактивному набору «Мышиный код. Основы программирования» или, как его чаще называют, «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность.
Формирование основ алгоритмики и программирования — это увлекательное обучение, которое дает очень большой весомый эффект. С помощью данного набора дети учатся всем азам программирования: логике, последовательности действий, критическому и аналитическому мышлению, пространственным понятиям и расчёту расстояния. Но самое главное, что всё это происходит в игровой форме, вызывая неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию, увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости.
Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его можно с четырех-пятилетнего возраста, т. к. со средней группы детского сада. В нашем ДОУ этот набор используется в качестве подготовки ребенка к обучению робототехнике и для изучения алгоритмики, рассчитанным уже на более старший возраст — шесть-семь лет.
Педагоги начинают занятия с набором со знакомства с «мышкой», рассматривают ее яркие кнопки, пробуют звуковые и визуальные эффекты. Далее целесообразно перейти к изучению игрового поля, а также карточек, позволяющих выкладывать алгоритмы. На каждой карточке изображено направление или шаг, который используется для программирования робота. На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.
Сложно ли для ребенка создать алгоритм? Нет, т. к. все происходит в игре, то дети быстро осваивают принцип работы, педагоги поэтапно знакомят детей с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к программированию технических моделей.
Интерактивный набор «Робомышь» используется нашими педагогами с детьми во время совместной деятельности, а позднее — предлагается и для самостоятельной игровой деятельности. В практику также вошла организация между разными группами воспитанников соревнований, предполагающих решение познавательных задач с использованием наборов «Робомышь».
С целью разнообразия вариантов использования интерактивного набора «Робомышь», в ДОУ был проведен конкурс среди педагогов на лучшую авторскую педагогическую разработку «Дидактические игры с использованием интерактивного STEM-набора «Робомышь». Педагоги активно принимали в нем участие, разрабатывая дидактические игры и самостоятельно изготавливая для «мыши» коврики (схемы-поля, предполагающие выбор определенных маршрутов для робота). Наиболее интересными разработками были такие схемы-поля и соответствующие им дидактические игры, как «По следам ее величества — Сказки», «Математический и геометрический коврик», «Мышонок Чиз учит ПДД», «Помощники чистоты: формирование гигиенических навыков», «Логопедическое поле», «Изучаем зимние виды спорта».
Как мы видим, применение набора способствует реализации всех образовательных областей:
– Физическое развитие — построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.
– Познавательное развитие — навыки решения задач (умения самостоятельного исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние).
– Художественно-эстетическое развитие — пространственное воображение.
– Социально-коммуникативное развитие — навыки обсуждения, коммуникативные навыки и навык работы в команде.
– Речевое развитие — используется во всех играх с набором.
Применение обучающего робота возможно, как в любой образовательной области, так и с любого возраста и зависит лишь от поставленной образовательной цели педагога и конечного результата, на который будет направлена работа с детьми. Включая использование средства электронного обучения, дети поэтапно, от простого к сложному, от работы с педагогом до самостоятельных действий осваивают основы алгоритмики и программирования. Занятия алгоритмикой развивают умение планировать этапы и время своей деятельности. Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Позволяют оценивать эффективность своей деятельности. Работа в команде развивает коммуникативные способности. Повышают мотивацию к познанию окружающего мира. В основу реализации задач положен деятельностный подход, и является одним из главных способов развития детской инициативы.
Таким образом, практика применения интерактивного набора «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста способствовала формированию и развитию технической любознательности, мышлению, аналитического ума, формированию качеств личности. Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог — происходит овладение детьми знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме. Алгоритмика и программирование выступают как эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ.
Литература:
1. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин А. С. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2. Воронина Л. В., Угюмова Е. А. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: Учеб. пос.; под общ. ред. Л. В. Ворониной. Екатеринбург, 2017.
3. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. — М., 2013. 84 с.
В 2020 году по заказу Банка России Институт фонда «Общественное мнение» (ФОМ) провел третий этап замера уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. Методика исследований была разработана в 2017 году, тогда же проводился первый этап замеров. Второй этап прошел в 2018 году.
Значение итогового российского индекса финансовой грамотности
Российский индекс финансовой грамотности (РИФГ) рассчитан как среднее между значением показателя Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (основанного на методике 2015 года) и показателя российской специфики. Показатель ОЭСР рассчитывается как простая сумма значений по трем компонентам (и это значение используется для сравнения с другими странами) и затем нормируется, чтобы учесть его в расчете российского индекса. Показатель российской специфики рассчитывается как сумма взвешенных компонентов и также нормируется на 100. Итоговый Российский индекс финансовой грамотности находится в диапазоне от 0 до 100 баллов. Индекс включает в себя три субиндекса — финансовых знаний, финансового поведения и финансовых установок, — рассчитанных по тем же принципам, что и итоговый индекс.
Измерения проводились как среди взрослого населения, так и среди молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, общее число респондентов составило более 4 тыс. человек из 307 городов и сел практически всех субъектов РФ.
Значения субиндексов
За три этапа измерений исследователи выявили три статистически значимых изменения:
- выросла доля граждан, которые знают, какие организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке;
- увеличилась доля граждан, имеющих запас средств на черный день, то есть финансовую подушку безопасности;
- снизилась доля граждан, знающих о государственной системе страхования вкладов в банках.
Поведение становится более рациональным, а выбор — более осознанным
Общий показатель финансовой грамотности, рассчитанный по международной методике ОЭСР, вырос незначительно (с 11,8 балла в 2017 году до 12,4 балла в 2020 году, или около 5%), поскольку международная методика учитывает компоненты финансовой грамотности, которые меняются очень медленно: навыки финансовой арифметики, понимание базовых экономических показателей, базовые установки в отношении денег и их ценности, элементы финансового поведения, касающиеся принципов выбора финансовых компаний. Наибольшие изменения связаны с показателями, измеряющими российскую специфику. Здесь отмечен рост, прежде всего за счет изменения финансового поведения населения.
Так, доля людей с уровнем финансовой грамотности выше среднего выросла с 34 до 39% (изменение около 15%). Прежде всего за счет сокращения доли тех, у кого грамотность низкая или средняя. То есть общий уровень грамотности повышается.
Cреди взрослого населения и молодежи несколько повысились показатели финансовых знаний — понимание ссудного процента, основ безопасности финансового поведения. Но самые заметные изменения произошли в финансовом поведении — обе возрастные группы стали более активно пользоваться финансовыми услугами. Среди взрослого населения выросли доли респондентов, использующих для платежей мобильные приложения, а также банковские карты, в первую очередь дебетовые и социальные. Распространенность страховых продуктов, наоборот, снизилась, как и доли пользователей касс и платежных терминалов. Особенно заметен рост активности пользования банковскими картами и электронными средствами платежа среди молодежи.
Кроме того, и молодежь, и взрослые россияне стали более активно и сознательно искать информацию в надежных источниках.
Довольно заметно у старшего поколения и молодежи изменилось поведение в отношении сбережений. Причиной этого в числе прочих факторов стали особые условия 2020 года, которые заставили людей задуматься о необходимости накоплений, в частности, в условиях вызванного пандемией многомесячного спада в экономике и неопределенного будущего. Одновременно в обеих возрастных категориях усилилась и установка на сбережение.
Финансовая грамотность в системе образования
Важную роль в росте финансовых знаний среди молодежи сыграло активное внедрение финансовой грамотности в образовательные программы на всех уровнях. Так, согласно исследованию Российского технологического университета — МИРЭА, степень внедрения финансовой грамотности в школьные программы составляет 85,7%, в программы профессиональных образовательных организаций — 85,5%.
Состав реализуемых в дошкольных учреждениях образовательных программ, включающих основы финансовой грамотности
Распределение численности дошкольников, обучающихся основам финансовой грамотности, по группам, %
В программах детских садов финансовая грамотность — в формате сказок и различных игр — внедрена почти на 60%, а в вузах охват программ, которые предполагают формирование финансовой культуры и компетенции в области экономической культуры, составляет 58,1%.
Элементы, включенные в общие компетенции в области финансовой грамотности в высших учебных заведениях
Распределение контингента обучающихся по программам специального профессионального образования, осваивающих общую компетенцию в области финансовой грамотности
(по количеству академических часов)
За два последних года число образовательных организаций, где в программы включена финансовая грамотность, выросло на 8,6% — с 29 561 до 32 110. Количество школ, где финансовая грамотность преподается как отдельный предмет, увеличилось почти вдвое — с 4 472 до 7 946 школ.
Каждая пятая школа проводит обучение в рамках обязательного урока. Только за 2019/2020 учебный год обучение финансовой грамотности по школьной программе прошли более 5,7 млн учащихся
Среди основных методов обучения финансовой грамотности в школах — онлайн-уроки, практические занятия, деловые игры, проектная работа. В олимпиадах по финансовой грамотности принимают участие 15 484 школы: за последние два года их число увеличилось более чем на треть (в 2017 году — 10 127).
Повышение квалификации педагогов
За три последних года специальную подготовку прошли более 74 тыс. преподавателей школ, 32 620 педагогических работников дошкольного образования. В системе общего образования — 74 116 человек (по сравнению с 2018 годом рост на 214 %), в системе среднего профессионального образования — 8 907 человек (рост на 118 %) и в системе высшего образования — 8 063 педагога.
Педагогические работники, прошедшие в течение последних трех лет программу повышения квалификации и (или) профессиональную переподготовку в области финансовой грамотности
Реализация Стратегии по финансовой грамотности на региональном уровне
Результаты исследований (а также уровня финансовой грамотности населения и внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс) — это индикаторы эффективности Стратегии по финансовой грамотности, которую совместно реализуют Банк России и Министерство финансов РФ.
Сегодня для достижения национальных целей развития в реализации Стратегии задействованы ключевые министерства, ведомства, участники финансового рынка и эксперты на всех уровнях. В настоящее время в 65 российских регионах внедрены региональные программы повышения финансовой грамотности, при этом почти половина из них разработана в соответствии с методическими рекомендациями (МР) Банка России. В первом полугодии 2021 года планируется утвердить еще два десятка таких программ. В 46 субъектах РФ действуют региональные центры повышения финансовой грамотности.
Региональные программы (РП), количество субъектов
Координационные органы управления (КО), количествово субъектов
Последнее обновление страницы: 26.03.2021
Образование
В МБДОУ «ДС № 207 г. Челябинска» функционирует 9 возрастных групп: 1 первая младшая, 1 вторая младшая, 2 средних, 2 старших (1 группа общеразвивающей направленности, 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи), 3 подготовительных (2 группы общеразвивающей направленности, 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи).
Информация:
а) о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах:
- Дошкольное образование в дошкольном образовательном учреждении осуществляется:
— по Основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 года № 2/15), с учетом Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 1 июля 2021 года № 2/21)
— Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «ДС № 207 г. Челябинска», разработанной на основе ФГОС ДО с учетом Примерной Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 07.12.2017 г. № 6/17) и Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 01.07.2021 года № 2/21)
с указанием в отношении каждой образовательной программы:
Основная образовательная программа дошкольного образования:
- Форма обучения: ОЧНАЯ
- Нормативный срок обучения: 5 ЛЕТ
- Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации): В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования не проводится
- Язык, на котором осуществляется образование (обучение): РУССКИЙ
- Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные соответствующей образовательной программой: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально — коммуникативное развитие, Художественно — эстетическое развитие, Физическое развитие
- Практика, предусмотренная соответствующей образовательной программой: НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА
- Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования:
- Форма обучения: ОЧНАЯ
- Нормативный срок обучения: 2 года
- Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации): В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования не проводится
- Язык, на котором осуществляется образование (обучение): РУССКИЙ
- Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные соответствующей образовательной программой: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально — коммуникативное развитие, Художественно — эстетическое развитие, Физическое развитие
- Практика, предусмотренная соответствующей образовательной программой: НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА
- Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
б) Описание образовательной программы с приложением образовательной программы в форме электронного документа
Описание основной образовательной программы
Краткая презентация основной образовательной программы
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО)
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ДО)
Приказ об утверждении ООП ДО и других ЛНА
в том числе:
- об учебном плане с приложением его в виде электронного документа:
Учебный план
- об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) с приложением рабочих программ в виде электронного документа:
Аннотация к рабочим программам
Рабочая программа музыкального руководителя
Рабочие программы воспитателей 1 младшей группы
Рабочие программы воспитателей 2 младшей группы
Рабочие программы воспитателей средней группы
Рабочие программы воспитателей старшей группы для детей с ТНР
Рабочие программы воспитателей подготовительной группы для детей с ТНР
- об аннотации к рабочим программам практики: ОТСУТСТВУЮТ
- о календарном учебном графике с приложением его в виде электронного документа:
Календарный учебный график
Годовой план на 2021-2022 уч. год
- о методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа:
Учебно-методический комплект к Основной образовательной программе дошкольного образования
Конспект интегрированной совместной деятельности «Космос: путешествие во времени»
Конспект «Математический КВН» на конкурс «Педагог года в дошкольном образовании»
Конспект «Оденем куклу Таню на прогулку», 1 младшая гр.
Конспект сюжетно-ролевой игры «День рождения»
Конспект по развитию эмоциональной сферы «Очищение души»
Конспект НОД по ФЭМП, Старшая гр.
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие Колобка», Средняя гр.
Конспект НОД по развитию речи «Не ходи, козочка, в лес», 2 младшая гр.
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки Б и Б*. Буква Б», Подготовительная гр.
Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы живём в России»
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Как звери в лесу живут», Старшая гр.
Сценарий физкультурного досуга «Юные туристы», Старшая группа
в) Информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)
Число обучающихся | За счет бюджетных ассигнований | По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц | Итого обучающихся | ||
федерального бюджета | бюджетов субъектов РФ | местных бюджетов | |||
Число обучающихся по Основной образовательной программе дошкольного образования | 164 | 164 на 01.09.2021 | |||
В т.ч. обучающиеся, являющиеся иностранными гражданами |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НЕ РЕАЛИЗУЮТСЯ:
- уровень образования, код и наименование профессии, специальности, направления подготовки отсутствуют;
- информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления отсутствует;
- информация о результатах приёма по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования, каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления отсутствует.
г) о лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности):
Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Приказ о переоформлении лицензии
Приложение к лицензии № 1.3 от 15.01.2019
Приказ о переоформлении лицензии от 15.01.2019
Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования
Заявление о приеме
Заявление о приеме в порядке перевода
Методические рекомендации по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных умений и навыков дошкольников
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребенка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в содержании образовательной деятельности образовательных организаций более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» и определены задачи социально – коммуникативного развития дошкольников:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Общение — одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни мегадеятельностью, то есть деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их, и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром становится особо актуальной на современном этапе.
К элементам эффективного общения относятся:
— желание вступать в контакт с окружающими;
— умение организовывать общение: слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации, уметь завершать общение;
— знание норм и правил речевого этикета, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребенка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребенка в этот социум. Ребенок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта.
Социально-коммуникативное развитие непосредственно связано с деятельностной стороной формирования личности, поэтому на практике осуществляется через игровую деятельность, трудовую активность и самообслуживание.
Чтобы оценить эффективность выбранных приемов работы по социально-коммуникативному развитию, необходимо периодически проводить диагностику и мониторинг социально-коммуникативного развития.
Критерии оценки социально-коммуникативного развития дошкольника:
В качестве критериев оценки выступают следующие параметры:
- Соблюдение норм и правил поведения, принятых в обществе. Оценивается уровень культуры поведения за столом, в коллективе, то есть знание правил этикета и соблюдение традиций поведения в обществе.
- Открытость к общению. Исследуется общительность ребенка по шкале «замкнутый — общительный», а также характерные способы установления контакта.
- Способность налаживать контакт со взрослыми. Этот критерий включает оценку инициативности в общении, чувствительности к проявленной инициативе со стороны собеседника, эмоциональность, умение развивать ситуацию коммуникативного общения, а также зависимость от оценки взрослого.
Задачи:
- Изучить особенности принятия и осознания дошкольниками нравственных норм.
- Выявить уровень сформированности коммуникативных навыков и умений у дошкольников со сверстниками в группе и ведущую форму общения ребенка со взрослыми.
- Определить тип взаимодействия и статусное место ребенка в группе.
- Оценить уровень развития самостоятельности у дошкольников.
- Выявить особенности восприятия и понимания детьми эмоционального состояния людей, уровень социального интеллекта и характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей.
- Выявить систему существующих избирательных отношений, определить эмоциональное благополучие ребенка, исследовать социальные приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений, восприятие внутрисемейных отношений.
Диагностика социально-коммуникативного развития может проводиться педагогом в начале учебного года с целью выявления актуального уровня развития социально-коммуникативных умений, а также в середине и конце учебного года для оценки динамики развития данных умений у дошкольников. В случае, если в группу поступил новый ребенок, педагог также может провести обследование. Представленные методики используются в соответствии с возрастом детей.
Диагностические методики, направленные на изучение осведомленности о нормах и ценностях, принятых в обществе, проводятся с ребенком индивидуально.
Овладение дошкольниками коммуникативными умениями оценивается диагностическими методиками, направленными на изучение общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
До начала обследования коммуникативных способностей детей необходимо заранее подготовить протоколы к каждой диагностической методике. При обследовании необходимо выявить уровень сформированности имеющихся средств общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также определить его форму общения со взрослыми.
С целью изучения взаимоотношений ребенка со сверстниками и его места в группе используют методики «Методика одномоментных срезов», «Капитан» на выбор педагога.
Диагностика проводится педагогом с каждым ребенком индивидуально в первую половину дня во время приема детей в образовательную организацию, а также в первую и во вторую половину дня во время самостоятельной деятельности детей.
С целью выявления уровня коммуникативных умений в игровой деятельности может быть использована методика «Игровая комната».
Для изучения общения в паре можно провести методику «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу». Для выявления межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста используется методика «Выбор в действии».
Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий проводятся с детьми в индивидуальной форме.
Для использования методик «Карта проявлений самостоятельности» и «Особенности проявления воли дошкольников» необходимо распечатать протокол с показателями самостоятельности.
Для проведения теста на развитость самоконтроля необходимо распечатать четыре карточки с изображением детей, у которых не получается выполнить действия.
Для методики «Изучение произвольности и контроля» педагогу необходимо заранее подобрать 7 разных открыток и 2 одинаковые. После этого 7 разных и 1 парную картинку разрезать на 4 части по диагонали.
Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта также проводятся индивидуально.
Для проведения диагностики «Изучение особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека» необходимо заранее подобрать картинки, на которых изображены взрослые и дети в изучаемых эмоциональных состояниях, и выучить необходимые инструкции.
Для использования методики «Картинки» нужно заранее подготовить 4 картинки со сценками из повседневной жизни детей в образовательной организации, изображающие следующие ситуации:
— группа детей не принимает сверстника в игру;
— девочка сломала у другой девочки куклу;
— мальчик взял без спроса игрушку девочки;
— мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Чтобы провести методику «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей», необходимо подготовить протокол для наблюдения за ребенком
С целью изучения отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых также используются диагностические методики.
Методика «Секрет» проводится в групповой форме, на каждого ребенка подбираются по 3 красивые открытки и заранее оформляется протокол обследования.
Для использования методики «Особенности межличностных отношений ребенка» необходимо подготовить изображения столов, схем комнат и распечатать иллюстрации к методике.
Рассмотрим методики для выявления уровня сформированности индивидуальных особенностей социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
— «Незаконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс).
Используется для изучения особенностей принятия и осознания детьми нравственных норм, предназначена для детей 3-7 лет, форма проведения – индивидуальная.
Ребенку дается инструкция: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае от ребенка добиваются мотивировки ответа. Предлагается 9 ситуаций. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка — об осознании этой нормы.
Выделяется 3 уровня принятия и осознания детьми нравственных норм: высокий, средний, низкий.
- «Изучение осознания нравственных норм» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
Проводится с целью определения уровня нравственных норм у дошкольников, предназначена для детей 3-7 лет, форма проведения – индивидуальная.
Воспитатель предлагает ребенку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям, а затем закончить рассказы. Ребенка просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.
При обработке результатов определяют, какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации? Выделяются правильные и неправильные ответы детей.
- «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова).
Методика проводится с целью выявления уровня сформированности коммуникативных навыков детей раннего возраста со сверстниками, предлагается для детей 2-4 лет, форма проведения – индивидуальная. Диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребенка к сверстнику, выявление чувствительности к воздействиям, инициативности ребенка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развития общения со сверстниками предлагается использовать параметры общения со сверстниками и шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками. Педагогом заполняется протокол регистрации параметров общения со сверстником и определяется с помощью подсчета баллов уровень общения: высокий, средний, низкий.
- «Методика одномоментных срезов» (Т.А. Репина, М.В. Веракса).
Методика проводится с целью выявления общей картины реального общения в каждой возрастной группе, дает возможность обнаружить микрообъединения детей, которые возникают при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих объединений, а также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку, предлагается методика для детей 2-7 лет, форма проведения – групповая.
Заготавливается список детей группы. Первые номера списка присваиваются девочкам, а последующие мальчикам. Эти номера должны быть постоянными на протяжении всех замеров. Поверх одежды каждому ребенку надевается повязки с номерами.
В продолжительность наблюдения включается период свободных игр во время утренней прогулки на участке или после полдника, когда дети играют в групповой комнате. Срезы проводятся на протяжении 3 дней через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов — 30-40, минимальное — 20. Педагог фиксирует на бумаге микрообъединения детей и их состав, в протоколе проставляется время начала среза. Через 5-7 минут делается следующий срез, и его результаты фиксируются в протоколе.
Проводится количественный и качественный анализ полученных протоколов.
- «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников»
(А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).
Цель методики — определение коммуникативных способностей у дошкольников, предназначена для детей от 3 лет, форма проведения – индивидуальная.
Воспитателем заполняется карта проявлений самостоятельности на основе наблюдений, проведенных за ребенком. В карте проставляются баллы, затем подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям и делается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: очень высокий, высокий, средний, низкий.
- «Карта проявлений самостоятельности» (А.М. Щетинина).
Методика предназначена для определения уровня развития самостоятельности у ребенка 2-7 лет, форма проведения – индивидуальная.
Воспитателем заполняется карта проявлений самостоятельности на основе наблюдений, проведенных за ребенком. В карте проставляются баллы, затем подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям и делается вывод об уровне развития самостоятельности ребенка: низкий, средний, высокий.
— «Закончи историю» (Р.Р. Калинина).
Цель методики — изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость, используется для детей 4-7 лет, форма проведения – индивидуальная.
Ребенку дают инструкцию: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории. Все ответы ребенка дословно фиксируются в протоколе. Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.
Выделяют уровни сформированности понятий нравственных норм: низкий, средний, высокий.
— «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина).
Цель методики — изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость, используется для детей 4-7 лет, форма проведения – индивидуальная.
Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему». В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.
Выделяют уровни сформированности понятий нравственных норм: низкий, средний, высокий.
— «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности» (М.И. Лисина).
Цель — определение ведущей формы общения ребенка с взрослыми, проводится с детьми 3-7 лет, форма проведения – индивидуальная.
Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками, почитать книжку или поговорить. Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности.
Каждая ситуация длится не более 15 минут. Во время обследования педагог заполняет протокол обследования. Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
— «Капитан корабля» (П. Экблад).
Цель методики – определить статус дошкольников в коллективе сверстников. Диагностика межличностных отношений дошкольников в группе сверстников проводится с детьми 4-7 лет, форма проведения – индивидуальная. Во время индивидуальной беседы ребенку показывают игрушечный кораблик и задают следующие вопросы: «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? Кто еще остался на берегу?».
Каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников в баллах. Сумма баллов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе и судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику.
- «Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека» (А.М. Щетинина).
Методика проводится с целью выявления особенностей восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния изображенных людей (радости, печали, гнева, страха, удивления, интереса) при разных условиях восприятия: опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой; опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой, определение зависимости восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющихся у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями. Форма проведения диагностики – индивидуальная.
Детям предлагают 6 методик, которые проводят в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.
Обработка результатов осуществляется с учетом показателей понимания эмоционального состояния: умение понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией; умение детей правильно назвать состояние изображенного человека прилагательными или его собственными заменителями; умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соответствующей ситуации; умение передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека.
Эти показатели позволяют определить уровни качества понимания детьми эмоционального состояния человека.
Методика «Картинки» (А. Жиль).
Целью проведения данной методики является выявление уровня социального интеллекта у детей 4-7 лет. Форма проведения – индивидуальная.
Ребенку предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в образовательной организации, а он должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа. Степень решения проблемы оценивается в баллах. Если большинство ответов имеют продуктивное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном отношении ребенка к сверстнику.
«Лабиринт» (Л.А. Венгер).
Цель методики — изучение коммуникативных умений в общении со сверстниками, определение типа взаимодействия и сотрудничества, проводится с детьми 4-7 лет, форма проведения – подгрупповая. Перед началом эксперимента взрослый ставит машинки в «чужой» гараж. Двум детям нужно провести машинки по лабиринту так, чтобы они оказались в гараже своего цвета. При этом следует соблюдать 3 определенных правила: можно водить только по одной машинке; машины должны ездить только по дорожкам; нельзя трогать руками машины партнера. При обработке результатов анализируют умение детей договориться друг с другом, согласовывать свои действия. Результаты соотносят с шестью типами взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками.
— «Игровая комната» (О.М. Дьяченко).
Методика оценивает коммуникативная деятельность детей 5-7 лет со сверстниками, форма проведения – индивидуальная. Ребенку дают инструкцию: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней все, что захочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам». Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?». При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры: инициатива и позиция в общении, благополучие общения, развитие игровых навыков. Выделяются высокий, средний и низкий уровни коммуникативной деятельности.
- «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» (А.М. Щетинина).
Цель диагностики — изучение особенностей партнерского диалога с 5 лет. Форма проведения – индивидуальная, групповая. При оценки способности детей к партнерскому диалогу выделяют 3 компонента: способность слушать партнера, договариваться с партнером, способность к эмоционально-экспрессивной пристройке. Педагог наблюдает в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу. На основании данных таблицы можно установить уровень развития у ребенка способности к партнерскому диалогу: высокий, средний, низкий, нулевой.
— «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский).
Цель — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей 6 лет, форма проведения — групповая. Каждому ребёнку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета (игрушки, картинки, конфеты). Ребенок получает инструкцию следующего содержания: «Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место». Статус ребенка в группе и его система взаимоотношений со сверстниками определяется по формуле.
- «Тест на развитие самоконтроля» (А.М. Щетинина).
Цель методики — определение уровня самоконтроля своих эмоциональных состояний в ситуациях неудачи у детей 5-7 лет, форма проведения — индивидуальная.
Ребенку демонстрируются 4 карточки по очереди с изображением детей, у которых не получается какое-то действие, и предъявляется инструкция: «Посмотри на эту картинку. Кто на ней изображен? Что делает мальчик (девочка)? Почему не получилось это сделать?». Результат диагностики оценивается в баллах.
— «Особенности проявления воли дошкольников» (Р.М. Геворкян).
Цель: определение уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение, форма проведения — индивидуальная.
В таблице имеются показатели самостоятельности, по которым отслеживается уровень ее сформированности у детей. Каждый показатель оценивается в баллах. Сумма баллов, набранная ребенком, свидетельствует об уровне самостоятельности: высокий, средний, низкий.
- «Изучение произвольности и контроля у детей» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева).
Цель: определение уровня умения сохранять цель в условиях затруднения успеха, проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность. Предлагается для детей 6-7 лет, форма проведения – индивидуальная.
Диагностика проводится индивидуально и состоит из 4 серий.
1 серия. Взрослый на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.
2 серия. Ребенку дают перемешанные части других пяти открыток, показывают целую, предлагают собрать такую же. Образец не убирают, способ действия не показывают.
3 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и предлагают собрать из частей одну открытку. Образец не дают, способ действия не показывают.
4 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и просят собрать из этих частей как можно больше открыток. Во всех сериях в случае затруднения ребенку показывают решение. Время выполнения задачи не ограничивается.
Важно проследить, как ребенок сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Деятельность детей анализируют с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями.
- «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина).
Цель — выявить характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей 6-7 лет. Форма проведения – индивидуальная.
Проводится наблюдение за ребенком, результаты фиксируются в таблице. Осуществляется количественная и качественная интерпретация данных.
- «Секрет» (Т.А. Репина).
Цель методики — выявить систему существующих между детьми 5-6 лет избирательных отношений. Форма проведения — групповая.
Методика проведения: каждый ребенок должен выбрать «по секрету» 3 детей из группы и подарить им открытки (самую лучшую, красивую и менее красивую). Фамилии и имена детей заносят в специальную таблицу. Детям, входящим по одному в комнату, говорят: «Мы играем в игру «Секрет». По секрету, чтобы никто не узнал, все дети будут дарить друг другу красивые открытки. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной».
В протоколе отмечают каждый выбор и затем определяют статус ребенка в группе по формуле.
«Особенности межличностных отношений ребенка» (Р. Жиль).
Цель проведения методики — исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Предлагается к проведению с 6-и лет. Форма проведения – индивидуальная.
Ребенку задаются вопросы по содержанию методики, педагогом ведется регистрационный лист. Производится оценка по переменным, характеризующим личностные отношения ребенка с другими людьми: отношение к матери и отцу, отношение к матери и отцу в целом как к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, подруге, к учителю (воспитателю).