Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:
в существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).
Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.
1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение
Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)
На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветош_. («Шинель», Н. В. Гоголь)
Это точ_-в-точ_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как биш_ их… Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпеж_, решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)
Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Солнце только начинало подниматься из-за туч_; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
И как подумаеш_, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаеш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла теч_, куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла замуж_, за такого незначительного человека… («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)
Я ему говорил… Не плач_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лиш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвеш_ зелено, испортиш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набьеш_. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Николай в два слова купил за шесть тысяч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
На той стороне ограды старик строгал обруч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фальш_ и лож_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помоч_ им, — сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
И вот в Москве, где каждая встреча ей нож_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
Наступила ноч_ — мать благословила доч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)
Но иногда — хотя весьма редко — златой луч_ надежды, луч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)
И там один ключ_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Не беспокойтесь, не дам-с, — решительно сказал усач_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встреч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Плач_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзнич_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Дич_! — завопил взбешенный до ярости Лужин, — дич_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да полож_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч_ до зрелищ_, что никому без себя сеч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — проч_ миражи, проч_ напускные страхи, проч_ привидения!..» («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смерч_ и все поглотит, все разом… («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).
Употребление мягкого знака в глаголах
Правописание мягкого знака в глаголах не зависит от рода, которым, к примеру, регулируется его использование в именах существительных. У этой части речи знак «ь» указывает на глагольные формы. Так, мягкий знак после шипящих пишется в словах:
- инфинитивах (неопределённой форме глагола) — отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?»;
- окончаниях глаголов изъявительного наклонения во втором лице единственного числа — в сочетании или потенциальной возможностью применения местоимения «ты»;
- глаголах повелительного наклонения второго лица как единственного, так и множественного числа — в форме слова идёт прямое указание на действие (местоимения «ты» и «мы»).
Следует отметить, что мягкий знак также сохраняется после шипящих в глаголах, заканчивающихся на суффиксы «-ся» и «-те». В этом случае речь идёт о так называемых возвратных глаголах.
Исключения из правил
Как и любые правила, употребление знака «ь» в глагольных словоформах имеет исключения. Здесь следует чётко различать морфемы, в которых встречается шипящий звук.
Так, в корне глаголов после шипящего и перед последующей согласной буквой мягкий знак не употребляется. Примерами таких исключений могут служить слова и словосочетания вроде «не обожгись», «не сочти за обиду», «начни», «прочти».
Примеры использования
Для лучшего запоминания правила следует использовать примеры. Так, мягкий знак употребляется в следующих случаях.
После «ж», «ч», «ш», «щ» в глаголах неопределённой формы (инфинитив):
- сберечь (деньги);
- отвлечь (внимание);
- достичь (победы);
- беречь (тетрадь);
- стеречь (отару);
- предостеречь (об угрозе);
- залечь (на дно);
- увлечь (за собой);
- налечь (на пищу);
- развлечь (присутствующих);
- слечь (в кровать);
- испечь (хлеб);
- отсечь (лозу);
- жечь (костёр);
- зажечь (свечу);
- прижечь (рану);
- обжечься;
- стричь (волосы);
- засечь (врага);
- стричься (под каре);
После «ж», «ч», «ш», «щ» в глагольных формах изъявительного наклонения во 2 лице единственного числа:
- красишь (стол);
- думаешь (над книгой);
- читаешь (газету);
- строгаешь (доску);
- мечтаешь (о счастье);
- выдумываешь (небылицы);
- танцуешь (вальс);
- нарисуешь (картину);
- уйдешь (домой);
- снимешь (шляпу);
- повесишь (пальто);
- уберёшь (комнату);
- отнесёшь (книгу);
- выловишь (рыбу);
- запрёшь (дом);
- улыбнёшься (над шуткой);
- отправишься (в путешествие);
- распишешься (в документе);
После шипящих в глаголах изъявительного наклонения 2 лица единственного и множественного чисел:
- ограничь, ограничьте (себя в еде);
- нарежь, нарежьте (порции);
- обеспечь, обеспечьте (успех);
- спрячь, спрячьте (вещи);
- уничтожь, уничтожьте (доказательства);
- подытожь, подытожьте (результат);
- отважься, отважьтесь (на поступок);
- поешь, поешьте (пиццу);
- утешь, утешьте (друга);
- потешь, потешьте (публику);
- обрежь, обрежьте (края).
Для лучшего запоминания орфограмм необходимо больше практиковаться в склонении глаголов по лицам. Также важно использовать правильную форму слова при спряжении.
Упражнения для запоминания
После изучения теоретической части правила важно закрепить полученные знания разными упражнениями. Так, может использоваться заполнение специальной таблицы из двух столбцов, в один из которых заносятся слова с «ь», в другой — без. Перечень слов даётся под диктовку в произвольном порядке: ляг, спрячь, уберёшь, финиш, сможешь, маг, ставим, жечь, поешьте, уйди.
Кроме того, можно попрактиковаться делать вывод о действии на основании двух других глаголов (желательно выполнить упражнение также под диктовку). Перечень слов: просеиваешь, месишь (вывод о действии — печёшь); садишь, поливаешь (растишь); оглядываешься, торопишься (убегаешь), бегаешь, плаваешь (закаляешься); целуешь, обнимаешь (любишь).
Еще одно упражнение — записать русские пословицы на основании их значений:
- чтобы чего-то добиться, необходимо много трудиться — «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»;
- прежде чем что-то сделать, необходимо всё рассчитать и продумать — «Семь раз отмерь, один — отрежь»;
- нельзя говорить о каком-либо достижении до полного окончания дела — «Не говори „гоп“, пока не перепрыгнешь»;
- делая что-то не торопясь, быстрее можно достичь успеха в деле — «Тише едешь — дальше будешь»;
- если спешить с выполнением поставленной задачи, то можно попасть в курьёзную ситуацию — «Поспешишь — людей насмешишь».
Упражнения лучше всего проводить под диктовку. Также можно воспользоваться специальными рабочими тетрадями или материалами из интернета.
Диктанты для закрепления знаний
Заключительной частью изучения правила является проверка усвоенного материала. Проверить полученные знания помогут диктанты. Краткие примеры таких текстов:
- Если посмотреть вокруг — всюду увидишь следы человеческой деятельности. Заводы и фабрики, дома и школы, мебель и предметы быта — всё это придумала и создала человеческая мысль. Когда начнёшь свой трудовой путь, ты узнаешь цену труда. Ты должен не только сохранить, но и приумножить богатства своей родины и всего человечества. Для этого необходимо хорошо учиться, чтобы после обучения стать достойным человеком.
- Когда солнечным утром пойдёшь в лес, то заметишь на траве россыпи алмазов. Все они блестят и переливаются на солнце разными цветами. Если подойдёшь поближе, то поймёшь, что это капли росы играют в лучах небесного светила на листьях травы. Если сорвёшь один из них, то увидишь, как они мгновенно скатываются по зелёному стеблю. Бывало, сорвёшь такую «россыпь», выпьешь — и вкуснее всего покажется эта живительная влага. И никакой другой напиток не сравнится с капелькой этого природного бриллианта.
- Какой проснёшься ты сегодня? Каким цветком заворожишь? Быть может, заводью спокойной, иль ураганом пролетишь? Как ты посмотришь в очи солнцу? Как птиц услышишь тихий свист? Зажмурясь и раскрыв оконце! Как мир прекрасен, светел, чист! Как ты встречать меня решила? Прогонишь или обовьёшь? Скучала, иль давно забыла? Иль впрямь ждала, иль это ложь?
- Мне очень хотелось отвлечься от грустных мыслей, не думать ни о чём и просто забыться в объятиях природы. Ты поймёшь всю важность того, что имеешь, лишь тогда, когда потеряешь. Попробуйте опереться на трость и пройти весь путь до конца. Не сочти за наглость, но твой вклад в этот успех был невелик. Ты не смеешь требовать от меня того, чего сам не умеешь. Пока не попробуешь всю тяжесть труда — не сможешь насладиться его плодами.
Важно помнить, что для достижения нужного показателя в изучении орфограммы необходимо закрепить не только теоретические основы. Следует применять все виды упражнений для запоминания.
Изучение орфограммы в учебных заведениях
Это правило изучается в школах Российской Федерации на уроках русского языка в 4 классе. Рекомендованы учебники и рабочие тетради авторства С. В. Иванова и М. И. Кузнецовой.
В ВУЗах изучение орфограммы проходит в курсе языкознания. Рассматривается использование буквы в историческом контексте. Если после реформы русского языка в 1918 году использование твёрдого знака на конце слов было отменено, то мягкий знак остался. Не смягчая шипящие и не являясь разделительным, он, в данном случае, бывает выражением грамматической формы слова.