Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя ’’Шинель»
Цели урока:
Обучающая: проследить традицию изображения «маленького человека» в русской классической литературе; формировать умение характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала;
Развивающая: развить умения$ выделять главное; формировать умения осмысленного и выразительного чтения; привить навыки передачи личностного восприятия;
Воспитывающая: воспитывать интерес к классической русской литературе; воспитывать нравственные начала; прививать культуру умственного труда.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
$Оформление доски:
-
Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».
-
Эпиграф: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».$ (Ф. М. Достоевский)
Презентация к уроку
Эпиграф:
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»
Ф.М.Достоевский.
ХОД УРОКА
-
Оргмомент.
-
Этап подготовки учащихся к активизации, сознательному усвоени$ю знаний.
Запись эпиграфа на доске и в тетради: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». (Ф. М. Достоевский)
Слово учителя: $Как многие выдающиеся русские писатели, Гоголь обращается к теме «маленького человека. Кто из писателей первым обратился к теме «маленького человека»? В каком произведении?
Ученик. А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель».
$ Учитель. Что значит «маленький человек»?
Ученик. «Маленький человек» — это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели.
Учитель. В каких нами изученных произведениях звучит тема «маленького человека»? Кто из героев является «маленьким человеком»?
Ученик. $А. С. Пушкин “Станционный смотритель” – герой Самсон Вырин, бедный чиновник четырнадцатого класса, не имеет никаких прав в жизни, и единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” — главный герой — несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность сделала ничтожными мысли и мечты. В этом году мы изучали произведение Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” — в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь с успехом развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”.
-
Этап усвоения новых знаний.
История создания повести.
$Учитель. В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружьё.
Подготовленный ученик рассказывает анекдот, услышанный Гоголем ($Приложение 1. карточка № 1)
-
«Все смеялись над анекдотом, — вспоминает Анненков, — исключая Гоголя, который выслушал его и задумчиво опустил голову». Эта история слишком много говорила писателю. Ведь он когда-то сам был мелким чиновником и хорошо знал жизнь униженного и бедного переписчика, который ютился где-нибудь в коморке на окраине столицы, питался впроголодь, спешил по утрам в департамент$ и сносил бесконечные насмешки сослуживцев. Поэтому вполне возможно, что в этом анекдоте увидел Гоголь сюжет своей повести.
Повесть завершает цикл «Петербургских повестей», над которым Гоголь работает между 1835 и 1842 годами.
-
Расскажите коротко сюжет повести, определите ее тему.
$
-
Аналитическая работа с текстом повести:
Учитель. Обратимся к тексту,
-
Как звали чиновника? Как он выглядел?
-
Какого его социальное положение (где служит, в како$м чине)?
Ученик. Башмачкин. Титулярный советник — чин 9-го класса
Учитель. Да, в царской России были чины и пониже. Например, Самсон Вырин, по словам А. С. Пушкина, «сущий мученик 14-го класса».
Но Гоголь, когда хотел создать тип «забитого» чиновника, обращался обычно к этому чину. Этот чин интересовал автора потому, что это был своего рода предел, до которого тяжкими трудами и муками добирался бедный и незнатный человек, отдавая лучшие годы жизни однообразной, бессмысленной канцелярской работе.
$ Впереди у Акакия Акакиевича нет никакого просвета, поэтому Гоголь называет его не просто титулярным советником…$ А как? назовите этот эпитет
Ученик. Вечным титулярным советником.
Учитель. Как же относятся к нему окружающие?
-
А как реагирует на насмешки Акакий Акакиевич?
-
Но нашелся один м$олодой чиновник, который переменился к насмешникам после того, как увидел сцену унижения Акакия Акакиевича?
(Рассказ подготовленного ученика (Приложение 1. карточка №2)
-
Как вы думаете, почему именно молодой чиновник пожалел героя?
Ученик. Возможно, писатель рассчитывал на то, что душа его еще не очерствела, не обрасла цинизмом. Гоголь вообще рассчитывает на «юность» в человеке, на добрые начала души. Ведь Акакий Акакиевич тоже напоминает наивного ребенка.
$ Учитель. Кто еще по-доброму отнесся к Башмачкину?
Рассказ подготовленного ученика про «одного директора»
$ Здесь звучит грустная ирония: «Акакий Акакиевич превратился в автомат».
-
Чем живет чиновник? О чем его мысли?
Ученик. Он представляет собой последнюю степень угнетения и забитости, которые наложили отпечаток и на внутренний мир Башмачкина, и на внешний вид.
Учитель$. Что же служит предметом насмешек над героем?
Какое решение принимает Башмачкин, критически рассмотрев свою шинель?
Ученик. Он решает починить её в очередной раз.
Учитель. (работа с текстом: чтение диалога портного и Акакия Акакиевича) Представьте их обоих во время диалога и нарисуйте словесный портрет каждого.
-
Какого же было состояние героя после «приговора» Петровича?
$Ученик. Башмачкин ошеломлен, он разговаривает сам с собой.
Учитель. Автор подводит героя к мысли об обязательном приобретении шинели. Но где взять деньги на новую шинель?
$
Ученик. Часть денег у Акакия Акакиевича уже была.
Учител$ь. Зачитайте текст, откуда они взялись.
-
Далее, подробно рассказывая о том, как собиралась вторая часть, Гоголь дает нам понять, чего стоила Башмачкину эта обновка.
-
И поэтому мы хорошо себе можем представить,чем же была для героя новая шинель?
Ученик. $Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет наше представление о нём. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этого он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, “дабы не истереть подошвы” наступал на цыпочки, … Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели…
Учитель. Вот долгожданный момент. Шинель готова. Как меняется наш герой?
Ученик. Когда шинель готова, когда она на плечах Башмачкина, на устах его даже появилась усмешка. Он смотрит на мир другими глазами. Меняется настроение,$ даже на улице пробыл долго, чего раньше не было.
Учитель. Но для радости героя Гоголь отпускает всего лишь мгновение…
-
Как вы думаете, зачем автор так подробно описывает жизнь Башмачкина до приобретения шинели.
$Ученик. Чтобы мы острее почувствовали цену потери.
Учитель. $Опишите сцену ограбления Башмачкина. О чем она говорит? Ученик. Показывает полное одиночество человека в огромном городе.
Учитель. Вспомните, к кому пытается обратиться за помощью наш герой, и как ведут себя с ним эти люди. (Найти в тексте)
$Вывод.
Учитель. Дух жестокости и равнодушия царит среди людей. Чем же заканчивается повесть? Найдите подтверждение в тексте.
$Ученик. Повесть, по словам Гоголя, «принимает фантастическое окончание»: Акакий Акакиевич из низенького и лысого превращается в привидение «высокого росту с преогромными усами, у которого кулак такой, какого и у живых не найдешь».
Учитель. С какой целью Гоголь вводит фантастический финал?
$Ученик. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича как бы мстит за свою незадачливую жизнь. Это своеобразный “бунт на коленях”. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.
Учитель. Правильно. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента$, когда пошлость на мгновение прозрела…
-
Этап закрепления новых знаний
$Учитель Гоголь сделал ужасную трагедию из анекдота. Как вы думаете, какая из потерь — ружье или шинель — более трагична?
Учитель Повесть эта очень близка к повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Пушкин также поставил цель раскрыть подлинную трагедии «маленького человека», показать равнодушие к нему окружающих. Но Гоголь вносит в произведение очень существенную черту: если Самсон Вырин на советы приятелей жаловаться только махнул рукой и решил отступиться, видимо понимая, что жалобы ни к чему не приведут. То Гоголь проводит своего героя через мытарства, бюрократическую волокиту и воочию показывает то, на что только намекнул Пушкин. Социальные мотивы звучат у Гоголя сильнее, чем у Пушкина.
$
— Какие же проблемы поставил Гоголь в повести «Шинель»?
Ученик. Проблемы «маленького человека», одиночества человека в большом городе; зло должно быть наказано.
Вывод: $Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо себя отстаивать, сопротивляться.
В конце урока в тетрадях учеников должна получиться таблица
-
Рефлексия. Выставление оценок.
-
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
$Список литературы.
-
Гоголь Н.В. Проза. Статьи. М.: Советская Россия, 1977.
-
Ожегов С.И$ Словарь русского языка. М., 1992.
-
Махницкая Е.Ю. Сочинения, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам. Ростов — н/д: Феникс, 2005.
-
Сергеевский КВ. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. $JL, Детиз (любое издание).
-
Анализ произведений русской литературы. 8 класс / Ж.Н. Критарова.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.
$Приложение 1. Карточка №1 Из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любители охоты, который долго копил деньги на хорошее ружье, отказывая себе во всем, купил его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружье стащило с лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник, вернувшись домой, слег в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружье)
Приложение 1. Карточка №2 В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось п$ередо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…
(677 слов) Знаменитое произведение Николая Лескова «Левша» рассказывает историю о трудолюбивом русском мастере, посвятившем свою жизнь и труд Родине. Любовь Лескова к отечеству, природе, людям, народу, восхищение русскими мастерами и их смекалкой, — всё это нашло отражение в сказе «Левша».
Лесков написал произведение «Левша» в своеобразной манере. Писатель создал рассказ в жанре сказа. Полное название произведения звучит так: «Сказ о тульском косом левше и стальной блохе». Можно сказать, что сказ у Лескова носит уникальный характер. Ведь произведение построено на опыте общения писателя с народом, на собственных чувствах и переживаниях. Достаточно непросто точно определить жанр произведения. Для кого-то это повесть, для других же — сказ. Сам писатель относит своё произведение к сказу. Удивительно и то, что писатель мастерски связал в произведении реальность и вымысел, а в образе главного героя предстаёт реальный персонаж, заимствованный из народной былины.
Создавая своё произведение, Лесков использовал и необычный язык. «Волшебник слова»— так назвал знаменитый русский писатель Максим Горький Лескова после прочтения «Левши. Простое книжное повествование плотно переплетается с этническим сказанием, что позволяет читателю увидеть все разнообразие русской речи. С помощью такого просторечного и в то же время высокохудожественного языка восприятие произведения становится проще и точнее. Чтобы подчеркнуть в повести необразованность и безграмотность простого народа, писатель использует необычные, а порой даже смешные фразы:
«Разве так можно! У него, – говорит, – хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».
Однако такие предложения являются незаменимым помощником для простонародья, чтобы чётко выразить свои мысли. Лесков использует такой необычный язык для современного человека, чтобы показать, каким был народ на Руси столетия назад. Интересен и тот факт, что каждой сцене в произведении свойственна определённая манера повествования. Это объясняется тем, что автор хотел подчеркнуть особое значение каждого события, описанного в произведении. Лесков использовал многочисленные историзмы, неологизмы, лексические и речевые обороты, эпитеты, сравнения для того, чтобы точно передать читателю характер и интонацию персонажей, чтобы чётко и полноценно описать происходящие события и мотивы поведения героев. Данные речевые приёмы наиболее полно отражают авторскую позицию:
Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.
Весьма интересна и неоднозначна основная мысль произведения «Левша». Лесков размышляет на тем, может ли такая великая страна, как Россия, по достоинству оценить своих талантов. Задумываясь над столь серьёзным вопросом, автор противопоставляет в произведении двух императоров — Александра 1 и Николая Павловича. Так, Александр 1 — довольно впечатлительный человек, он преклоняется перед творениями иностранцев. Он считает, что создавать инновации способны только англичане. А вот Николай Павлович восхищается всем тем, что создали его подданные, истинно русские творцы. Он доказывает несостоятельность английских специалистов. Тема русских талантов занимает центральное место в творчестве Лескова и пронизывает всё произведение «Левша». На примере Левши писатель показывает уникальный феномен русских мастеров. Главный герой без каких-либо приспособлений смог подковать блоху.
Трагическая судьба Левши олицетворяет проблему социальной несправедливости в России. Удивительно и то, что произведение Лескова одновременно наполнено и весёлыми, и грустными моментами. Весьма забавно выглядит, как тульские мастера подсовывают блоху. Но и в то же время автор размышляет о непростых судьбах истинных мастеров из народа. Сложно определить и характер героев в произведении. Лесков создал весьма противоречивые образы, отличающиеся как положительными, так и отрицательными качествами. Так, например, старик Платов, отличающийся героическим и мужественным характером, был способен поднять руку на невинного «маленького» человека. В произведении автор поднял еще одну очень важную проблему — отношение талантливых мастеров к труду. Мастера предстают в образе тружеников, одержимых поиском новых идей. Ради достижения цели, они полностью отдают себя работе и нередко из-за этого «сгорают».
В своём произведении Лесков воспел любовь к Родине, а главный герой Левша ‐ это настоящий символ истинного русского таланта. Левша, несмотря на все трудности и препятствия, всегда держит своё слово и выполняет обещанное. Главный герой олицетворяет русскую стойкость и мужество. Любовь в родной земле позволяет герою поверить в невозможное.
Можно сказать, что известное произведение Николая Семёновича Лескова учит справедливости по отношению к каждому жителю той или иной страны. Автор утверждает, что все люди равны. О каждом нужно судить не по его социальному статусу или принадлежности, а по душевным качествам и поступкам. Такой посыл — главная особенность сказа «Левша», ведь во времена сословного неравенства немногие авторы отваживались написать о том, что человечество должно двигаться дальше и изживать предрассудки.
Автор: Виктория Комарова
Тема. М.
В. Гоголь. «Шинель». Образ Башмачкина и средства его создание. Образ столицы
(как чужого и враждебного для человека пространства). Трактовка финала,
значение элементов фантастики в реалистическом сочинении. Тема «маленького
человека».
Цель:
осуществить целостный анализ образа Акакия Акакиевича Башмачкина, раскрыть
сущность образа
и
художественные средства его создания; показать новаторство Гоголя в разработке
темы » маленькой
человека»
в русской литературе; развивать ученические читательские компетентности и
общечеловеческие
моральные
качества.
Оборудование:
фрагменты из художественного фильма «Шинель», тексты произведений, портрет Н.В.
Гоголя.
Вряд ли
где можно было найти человека,
который
так жил бы в своей должности.
Мало
сказать: он служил ревностно, —
нет, он
служил с любовью.
Николай
Гоголь. «Шинель»
Течение
урока
И.
Организационный момент
ИИ.
Актуализация опорных знаний
Блиц-опрос
по содержанию повести Н. В. Гоголя «Шинель»
— Где
происходят события, изображенные в повести Гоголя «Шинель»? (В Петербурге.)
— Кто
главный герой произведения? (Акакий Акакиевич Башмачкин.)
— Что
означают его имя и фамилия? (Акакий Акакиевич-незлостивый, Смирный в
двойной
степени,
фамилия
Башмачкин утверждает принадлежность к самым низким слоям населения.)
— Где и
кем он работает? (В одном департаменте, переписчик бумаг.)
— В каком
чине находится герой? (Титулярный советник.)
— Какова
его заработная плата? (400 рублей в год.)
— Главная
художественная деталь, подтверждающая его нищенское положение. (Старая шинель
Башмачкин,
«капот».)
— Как
относятся к Башмачкину на службе? (Его презирают, над ним постоянно
издеваются.)
— Назовите
самую главную черту характера героя. (Чрезвычайное терпение.)
— Кого или
что Гоголь называет главным врагом титулярных советников? (Северный
петербургский
мороз.)
– Что было
любимым делом в жизни Башмачкин? (Его работа, переписывание
бумаг.)
— Как он
развлекался? (Никак. Единственным его развлечением было переписывание бумаг для
себя,
дома. Мир
букв-единственный, где герой чувствует себя комфортно.)
— Почему
портной Григорий Петрович не согласился еще раз латать «капот»? (Шинель
Башмачкина
уже была в таком состоянии, что сгодилась бы лишь на портянки. Ткань сгнила.)
–
Определите главную манеру общения Башмачкин. («Акакий Акакиевич изъяснялся
большею
частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые
решительно
не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно,
то он даже
имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто,
начавши
речь словами: «Это, право, совершенно того…» — а потом уже и ничего не
было, и
сам он позабывал, думая, что все уже выговорил».)
— Сколько
денег требовалось на новую шинель? (80 рублей.)
— За
сколько ее сшил Петрович? (12 рублей он взял за работу.)
— Как
изменилась жизнь Башмачкина в связи с необходимостью пошива новой шинели? (« Со
этих пор
как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы
он
женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он
был
не один, а
какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходит вместе
жизненную
дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой
вате, на
крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже
характером,
как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с
поступков
его исчезло само собой сомнение, нерешительность — словом, все
колеблющиеся
и неопределенные черты».)
— Как
отреагировали на новую шинель героя его коллеги? (Все выбежали в швецарскую
смотреть на
шинель, все ее хвалили, поздравляли Акакия Акакиевича и требовали
«вспрыснуть
новую шинель», чем ввели героя в состояние смятения.)
– Кто
устроил вечеринку вместо Башмачкин? (Помощник столоначальника, живший в
лучшей
части Петербурга.)
— Как
чувствовал себя Башмачкин на вечеринке. (Сначала не знал, кули себя деть, пока
на него
не
обратили внимания.)
— Что
случилось с Башмачкиным во время возвращения с вечеринки? (Его ограбили.
Какой-то
«люди
с усами» сняли с него новую шинель.)
– К кому первому
бросился Акакий Акакиевич за помощью? (До будочника – уличного
полицейского,
который проявил полное безразличие и нежелание заниматься делом
Башмачкина.)
— Каким
был следующий шаг поиска шинели? (Башмачкин обратился к частному
пристава.
« Акакий Акакиевич раз в жизни захотел показать характер и сказал
наотруб,
шо ему надо персонально видеть самого частного, что они (писари-О. Г.)
не смеют
его не допустить, и что он пришел из департамента за казенным делом…»
Частный не
дал хода делу.)
— Как
восприняли на работу известие о беде Башмачкина? (Кое-кто посмеялся, но
большинство
сочувствовало, собрали даже какую-то мелочь в помощь.)
— Что
посоветовали коллеги Башмачкину? (Обратиться к «значительному лицу».)
— В каком
чине был «значительный человек»? (В генеральском и очень этим кичился.)
— Что было
основой системы «значительного лица»? (Суровость.)
— Почему
Башмачкин появился в приемной «значительного лица» не вовремя? (Он весело
общался с
товарищем с детства, а Башмачкин прервал это веселье.)
— Что
вызвало гнев «значительного лица»? (Слова Башмачкина о ненадежности
канцеляристов.
Генерал «разгар» Башмачкин и вызвал у несчастного животный страх
перед
высшим чиновником.)
— Какие
последствия имело на долю Башмачкина громыхание генерала? («На другой же
день
оказалась
у него сильная горячка», которая завершилась смертью бедного чиновника.)
– Какие
слухи пошли по Петербургу после смерти Башмачкин? (Начали говорить, что у
Калинкиного
моста и в других местах начал появляться мертвец в образе чиновника, что
ищет украденную
шинель. В нем узнали умершего Акакия Акакиевича.)
— В каком
состоянии находился «значительный человек» после истории с бедным
чиновником? (Он
пожалел,
что так повел себя и пребывал в плохом настроении, даже хотел исправить
ситуацию.
Но узнал, что Башмачкин умер.)
— Как
» значительное лицо планировало отвлечься от дурных мыслей? (Он собирался
развлечься
со своей любовницей Каролиной Ивановной.)
— С какими
словами мертвец содрал с генерала его шинель? («Ага! вот ты, наконец!
наконец, я
тебя, тот, поймал за шиворот! твоя шинель мне и нужна! Не побеспокоился
об моей,
да еще и накричал,– отдавай же теперь свою!»)
-Как
повлияло на генерала происшествие с чиновником-мертвецом? («Он даже не так
часто
начал
говорить подчиненным: «как вы смеете? понимаете ли вы, кто перед вами»; а
когда и
говорил,
то уже не раньше, как выслушав сперва, о чем речь».)
III.
Объявления темы и заданий урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
IV.
Аналитическое исследование в пространстве обозначенной темы урока
Беседа
— Определите
место образа Акакия Акакиевича Башмачкина в системе образов повести
Гоголя»Шинель».
—
Определите положительные и отрицательные черты характера Героя. Подтвердите
свои выводы
цитатами
из текста. (Характер Акакия Акакиевича неоднозначен. В нем соединились
положительные
и отрицательные черты: с одной стороны он проявляет поразительную покорность,
смирение,
пугливость, беззащитность, неуверенность в себе. Однако он имеет и ряд
положительных
качеств – искренность, скромность, трудолюбие, тщательное выполнение
должностных
обязанностей.)
Самостоятельная
работа в группах
Задача:
доказать,опираясь на текст повести, наличие тех или иных черт в характере
Акакия
Акакиевича Башмачкина.
И группа:
Акакий Акакиевич-робкий, пугливый и покорный бедный человек, бесхарактерный
существо.
ІІ группа:
Акакий Акакиевич-искренний, сердечный, спокойный, скромный и воспитанный
человек.
III
группа: художественные средства, использованные Гоголем для характеристики
персонажа: язык
героя,
внешность, возраст, одежда, отношение к должностным обязанностям; круг
интересов героя;
отношение
к окружающему миру и к себе самому.
Примечание.
Предоставляем цитатный материал в подтверждение черт характера Башмачкина.
И группа:
«он был то, что называют вечный титулярный советник», «Когда и в какое
время он
поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить.
Сколько ни
переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и
том же
месте, в том же положении, в то же самой должности, тем же чиновником для
письма»;
«вознаградить его за долгую службу»; «приказал дать ему что-нибудь
поважнее,
чем обыкновенное переписыванье»; «дело состояло только в том, чтобы
переменить
заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье.
Это задало
ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и, наконец, сказал:
«Нет,
лучше дайте я перепишу что-нибудь». С тех пор оставили его навсегда
переписывать»;
«Ни комнаты, ни вещей его не опечатывали, потому что, во-первых, не
было
наследников»; «существо, (…) никому не дорогое»; «о его хозяйку,
семидесятилетнюю
старуху, говорили, что она бьет его»; «Акакий Акакиевич уже
заблаговременно
почувствовал надлежащую робость, несколько смутился и, как мог,
сколько
могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чем
в другое
время, частиц «того», что была-де шинель совершенно новая»; «Акакий
Акакиевич
так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоят: если
бы не
подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол; его вынесли
почти без
движения»;
«В
департаменте не оказывалось к нему никакого уважения»; «существо, переносившее
безропотно
канцелярские насмешки»; «Акакий Акакиевич раз в жизни захотел показать
характер и
сказал наотрез, что ему нужно лично видеть самого частного, что они не
смеют его
не допустить» ; он из «тех, которые не могут кусаться«;» и
что-то странное
заключалось
в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое
преклоняющее на жалость»; «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»; «со
своими
проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»- и в этих
проникающих
словах звенели другие слова: «Я брат твой»; «существо, переносившее
безропотно
канцелярские насмешки»; «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как
будто бы в
нем его и никогда не было» и т.д.
Автор На чтение 16 мин. Просмотров 9 Опубликовано
Содержание:
Общая характеристика
В литературоведении термин «маленький человек» рассмотрен достаточно подробно. Как правило, этот персонаж — мелкий чиновник, который становится жертвой издевательств со стороны более самоуверенных или богатых лиц, не ставящих ни во что чужие достоинство и честь. Судьба этих героев плачевна, так, в сборнике из пяти повестей счастливого финала не имеет ни одна. Они или умирают, или заканчивают свои дни в сумасшедшем доме. Гоголь призывает к сочувствию, которое испытывает сам.
Можно выделить следующие особенности темы маленького человека в творчестве Гоголя:
- Его герои — люди положительные, добродушные, беззлобные, лишенные подлости, коварства. Безукоризненно честные, думающие, но не понятые современным им обществом.
- Судьба оказывается к ним слишком жестокой, ставя перед ними необходимости таких испытаний, которые оказываются им не по плечу.
- Никто не готов протянуть руку помощи маленькому человеку, слабому и забитому.
- Скромные, незаметные в толпе персонажи, тем не менее, очень импонируют писателю, ведь они чисты в душе и никому не делали зла.
Николай Васильевич призывает вдумчивых читателей обратить внимание на таких людей, которых много в реальной жизни, поддержать их в трудную минуту или хотя бы не издеваться.
При написании сочинения на эту тему следует обязательно указать, что такой тип героев Гоголя оказывается способным к бунту, сопротивлению. В этом и заключается вера писателя в то, что рано или поздно, но справедливость восторжествует.
Специфика Записок сумасшедшего
В 1835 году выходит сборник рассказов «Арабески», в котором печатается повесть «Записки сумасшедшего», позднее текст под измененным заглавием был включен писателем в сборник «Петербургские повести». Первоначальный замысел автора заключался в написании комедийной пьесы, описывающей жизнь чиновничьего класса, однако постепенно первоначальная задумка сменилась более интересной и глубокой идеей.
Главным героем повести является Аксентий Иванович Поприщин, ему 42 года, однако завести семью этому человеку не удалось. Повествование построено в форме дневника этого мелкого чиновника, который детально рассказывает не только о происходящих событиях, но и о своих переживаниях. Вот каким предстает маленький человек в этом тексте:
- Это титулярный советник, вся работа которого состоит в абсурдной и ненужной деятельности — заточке перьев. Он не развивается, постепенно тупеет, изо дня в день занимаясь одним и тем же.
- Постоянно нуждается в деньгах, вынужден отказывать себе в самом необходимом, при этом очень стыдится нищеты.
- Завидует тем, кого жизнь поставила на более высокую планку. Поприщин искренне недоумевает, почему он не может даже позволить себе новую шинель, а его начальник баснословно богат.
- Он настолько задавлен своим жалким существованием, что оказывается не способным к любовному чувству. При этом герой гордится своими аристократическими корнями.
Персонаж показан слабым, жалким, сочувствия он не вызывает. Уверенный, что все ему должны лишь за то, что он дворянин по крови, он ничего не делает, не пытается как-то улучшить свое положение. Этот герой действительно мелок душевно, его нельзя назвать отрицательным, однако и положительного ничего нет.
В своих последующих произведениях Гоголь пересмотрит образ, добавит в характеристику «маленького человека» больше человечности, вот почему остальные герои получатся у него более душевными и интересными.
Проблематика Шинели
Именно этот рассказ наиболее подробно изучается в классе, нередко и на дом ученики получают задания, связанные с гоголевской «Шинелью», где тематика «маленького человека» раскрыта с особенной пронзительностью, трагизмом и надломом. Герой с забавным именем — Акакий Акакиевич — и приземленной фамилией Башмачкин — это классическое воплощение образа. Он добр, незлобив, добросовестно выполняет обязанности, экономит из-за бедственного финансового положения.
Несмотря на все свое сочувствие, Гоголь наглядно демонстрирует ограниченность героя. Он терпит насмешки, хотя, казалось бы, стоит всего один раз достойно ответить обидчикам — и они сойдут на нет. Он экономит на всем, ходит на цыпочках, чтобы не снашивать обувь, что смотрится довольно жалко.
Интересно, что рассказ имеет реальную основу. Однажды писатель услышал историю о чиновнике, который загорелся мыслью о покупке ружья. Он длительное время копил деньги и, наконец, приобрел желаемое. Но счастье мужчины было недолгим: на охоте он случайно утопил свою «драгоценность», отчего слег с горячкой и чуть не умер.
Образ главного персонажа
Судьба оказалась жестокой к Акакию Акакиевичу с самого рождения, когда мать героя решила подарить ему экстравагантное имя, которое совпало с именем его отца. Вероятно, писатель прослеживает наследственную связь — персонаж столь же незначителен в обществе, как и его родитель. Не имея знатного происхождения, титулов, больших денег или связей, очень сложно вырваться из своего болота и постараться чего-то добиться.
Основные черты героя таковы:
- Привык довольствоваться малым. Он не жаждет карьеры или славы, доволен тем, что имеет.
- Покорен, терпит унижения и насмешки коллег и начальства.
- Привык к нищете, экономии, ему и в голову не приходит, что можно как-то преобразовать свою судьбу, попробовать начать что-то новое. Этот человек задавлен тяжестью жизни, сломлен ее испытаниями. Но — и это важно — он не позволяет себе подлости, лжи, коварства, кляузничества. Это честный, хороший и добрый человек, которому попросту не повезло родиться состоятельным дворянином.
Вот почему читать про судьбу Акакия Акакиевича порой бывает непросто, невольно закрадываются мысли о собственном жизненном пути, грядущем, о том, что будет дальше. Его сломала жизнь, но кто от этого застрахован?
Унижение и мщение
При написании эссе или любой другой работы по литературе следует не только раскрыть образ, но и указать, что Башмачкин однажды получил возможность изменить свою жизнь, преобразовать свой мир — сшить новую шинель. Конечно, современному человеку может показаться смешным, что верхняя одежда стала центром существования, но шинель в произведении — это образ-символ, знак надежды на лучшее, который в итоге оказался лишь иллюзией. Обретение и утрата шинели — важнейший элемент произведения, его ключевая проблема.
Башмачкин экономит, изыскивает средства, чтобы воплотить свою мечту в реальность, и, наконец, ему это удается. Почему же Гоголь не завершает свою повести на радостной ноте, зачем предлагает читателю развитие действия? Чтобы показать, что жизнь таких людей, как его ключевой персонаж, полна трагизма.
Столь желаемая и долгожданная шинель утрачена, что и становится причиной отчаяния, а затем — и гибели героя. Однако писатель не готов отказываться от позитивного взгляда на вещи, вот почему в финале произведения появляется образ привидения, пугающего воришек. Это несчастный Акакий Акакиевич после смерти обрел то, на что был неспособен при жизни — способность постоять за себя и доказать свою правоту.
Краткий анализ Невского проспекта
Эта повесть входит в небольшой цикл петербургских повестей, в котором писатель с разных сторон изображает быт и нравы жителей Северной столицы. В самом тексте можно структурно выделить три части. Первая — описание реального города, знакомого каждому его жителю. Во второй автор обращается к иллюзиям, с которыми в причудливой форме переплелась действительность. Наконец, в третьей части Невский проспект уже нарисован метафорически.
В тексте соединились судьбы двух непохожих друг на друга персонажей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Их нельзя называть друзьями из-за разницы в жизненных позициях: первый полон трагизма, второй же — персонаж, нарисованный автором с нотками пародии, комедии.
Карьерист Пирогов довольно нагл, самоуверен, стремится выслужиться любой ценой, забывая о нравственной составляющей жизни. Он решил предпочесть большие деньги, а не искренние чувства, жаждет ухаживать исключительно за состоятельными женщинами, готовыми обеспечить ему безбедное будущее. Этот герой не вызывает ничего, кроме осуждения, поскольку он готов стать мужем нелюбимой, сознательно отказавшись от самого ценного — дружной семьи. Смысл его существования — карьера, деньги, всеобщее уважение.
Жизнь же наивного художника Пискарева — это подлинная трагедия. Несмотря на «мудрые» поучения Пирогова, его сущность оказывается нравственно чистой, он ищет свою музу, стремится к творчеству, именно поэтому встреча на Невском проспекте с очаровательной брюнеткой оказывается для него подобной смерти.
Красавица, в которую герой искренне влюбляется, оказывается легкомысленной гулящей женщиной, неспособной в полной мере оценить всю глубину его чувств. В результате эта героиня, которую можно охарактеризовать как «маленькая женщина», становится причиной сумасшествия Пискарева: он не в силах пережить того, что «небесный ангел», совершенство — это лишь низменная и примитивная натура.
Тема маленького человека является сквозной в творчестве Николая Васильевича Гоголя, причем писатель с нескрываемым сочувствием относится к своим персонажам, не высмеивая их, а показывая с лучшей стороны. Это добрые, ласковые, готовые любить люди, обреченные на одинокость из-за того, что общество не принимает их. Это подлинная трагедия человеческой души и мироздания в целом.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
У Акакия желание накопить на «новую одежду». Шинель – основная задача на будущее время. Тихий, не заметный служащий департамента. Над ним потешается вся канцелярия, он покорно переносит. На него попадают всякие отходы из окна, все над ним подшучивают, предложения он не договаривает. Боится повторить сказанные фразы. Наконец, покупает долгожданное пальто. После его кражи, он заболевает, впадает в тоску. Страшно осознавать, что никто не горевал по его уходу и на работе, и в личных делах. Серая жизнь прошла без особых заслуг. Смерть наступила из-за простой вещи, которая тоже не принесла счастья.
Ковалев Асессор пальцами не находит на обычном месте своего носа. В обществе он стал разгуливать как гражданин. Сам герой «обезличивается», не может ходить по проспекту. Его часть лица — Нос стал выше «хозяина».
Чартков завладел богатством и потерял задатки талантливости, не может рисовать. Всё угнетает и давит на нашего героя. Мучительная болезнь приводит к смерти.
Поприщин Аксентий Иванович теряет рассудок, представляя себя в роли царской испанской особы. Дочь начальника не отвечает взаимностью. И у него развивается психическое заболевание.
Пискарев пытается помочь «падшей женщине». После разговора с молодой дамой, чтобы она стала его супругой, остаётся не понятым. Все его серьёзные намерения ей не нужны. Самоубийство – финал произведения.
<glav>Другие темы:</glav>← Образ города в поэме Мертвые души↑ ГогольЧичиков как новый герой эпохи и как антигерой → `
Маленький человек в Петербургских повестях
Популярные сочинения
- Сочинение Кириллов в рассказе Бесы (образ и характеристика)
Алексей Нилыч Кириллов – один из центральных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бесы». У него образ философа, который разработал свою теорию смерти, как непреложную потребность для мыслящего человека.
- Сочинение Авдотья Кукшина в романе Отцы и дети (образ и характеристика)
Авдотья Кукшина – одна из второстепенных героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Кажется, что она принадлежит к тем, кто следует принципам нигилизма и считает себя представителем этого движения
- Анализ произведения Смерть чиновника Чехова
Чехов А.П. мастер юмористических рассказов. По объему они не большие, но очень интересные и поучительные. Он высмеивает бюрократизм и людей, которые являются жертвами системы.
«Маленький человек» — тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств. Царская несправедливость и жестокое время заставляли «маленьких людей» уходить в себя, замыкаться, становясь предметом насмешек более удачливых коллег, они жили незаметно и незаметно умирали, а порой сходили с ума. Но именно такие герои, испытав сильное потрясение, начинали взывать к справедливости и даже бороться против сильных мира сего.
Первыми были герои А. С Пушкина: Евгений из поэмы «Медный всадник» и Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель». Но именно герои произведений Гоголя, особенно его «Петербургских повестей», по праву считаются воплощением такого типа. Ф. М. Достоевский после скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», имея в виду, что русские писатели, включая самого Достоевского, будут обращаться к этой теме постоянно, а герои Гоголя станут образцом для подражания.
Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был потрясен величием города, встретившего молодого человека неласково. Он столкнулся с миром социальных катастроф. Увидел блеск и нищету столицы, за парадным фасадом которой торжествует пошлость и гибнут таланты. Герои Пушкина после столкновения с Петербургом сходили с ума.
В «Петербургских повестях» Гоголя желание «маленького человека» обрести достоинство ведет к бунту и освобождению призрачных сил, что делает этот цикл фантастическим. Критики признают, что весь цикл повестей — выражение негодования против трагической неустроенности жизни и против тех, кто ее опошлил, сделал бесчеловечной и невыносимой.
В «Записках сумасшедшего» повествование ведется от лица мелкого чиновника Поприщина. Сидя в кабинете директора департамента, он очинивает перья и ведет записи, мечтая жениться на его дочери и сделать карьеру. Подслушав разговор двух собачек Фидель и Меджи (фантастика есть во всех повестях этого цикла), он узнает об их переписке и, завладев бумажками, узнает всю подноготную своего начальника и его дочери. Он потрясен: почему так несправедливо устроен мир? Почему он, Аксентий Поприщин, в свои 42 года всего лишь титулярный советник?
В его воспаленном сознании возникает мысль о том, что он может быть кем-то другим, но вслед за безумием растет и его человеческое достоинство. Он начинает смотреть на мир по-другому, так как отказывается от рабского пресмыкательства перед так называемыми «хозяевами жизни». Он вдруг начинает считать себя королем Испании, что дает ему право не вставать перед начальством и даже подписываться Фердинандом VIII. Поприщин ясно представляет, как «вся канцелярская сволочь», включая директора, будет униженно сгибаться перед ним. Заканчивается этот демарш психушкой, где его записи окончательно теряют всякий смысл, но повесть раскрывает остроту социального конфликта.
Повесть «Шинель» описывает не просто случай из жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Вся жизнь героя предстает перед читателем: он присутствует при его рождении, наречении его именем, узнает, где он служил, почему так необходима ему шинель и отчего он умер. Герой живет в своем мирке, где ничего не происходит. Если бы не случилась в его жизни невероятная история с шинелью, о нем и рассказать было бы нечего.
Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели — жизненная необходимость. Мысль об обновке наполняет новым смыслом жизнь героя, отчего даже меняется его внешность: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Когда он достиг предела своих мечтаний, произведя фурор среди коллег, постоянно издевавшихся над ним, шинель крадут. Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь.
Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное», ведь даже смерти его никто не заметил. Финал фантастичен, но восстанавливает правосудие. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных особ, а Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолев убогие представления о чине.
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Мир маленького человека в петербургских повестях.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Гоголь Н. В.» Мир маленького человека в петербургских повестях Гоголь Н. В. все сочиненияГоголь Н. В. краткие содержания
Петербургские повести Николая Васильевича Гоголя — это ряд произведений, которые заключают в себе одновременно комедию, драму и даже трагедию. «Нос», «Невский проспект», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Портрет» — это и есть петербургские повести, в каждой из которых автор рассказывает о судьбе «маленького человека».
Санкт-Петербург — величественная столица, построенная руками человека. Гоголь показывает нам роскошный, яркий город, живущий богатой и праздной жизнью.
Жители «высшего» общества имеют отличное образование, великолепные манеры. Так кто же этот маленький человек? Как он попал в это сказочное место? Каков его мир? На эти вопросы можно ответить, рассмотрев некоторые произведения петербургских повестей.
В повести «Шинель» мы знакомимся с маленьким чиновником — Акакием Башмачкиным. Описание внешности, жизни героя в целом говорит нам о его беспомощности, вызывает жалость. Он живет тихой жизнью, над ним издеваются и смеются, но единственное, что он может сделать — спросить: «Зачем вы меня обижаете?» Вот и все. Даже после его смерти никто в департаменте не заметит отсутствие Башмачкина. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Придет такой же чиновник. Неинтересный обществу. Неинтересный Петербургу.
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайне мере, в Петербурге», — так начинается другая повесть Николая Васильевича «Невский проспект». Эта повесть отличается от остальных тем, что главных героев в ней двое. Возвышенная, мечтательная натура — художник Пискарев, и его товарищ — представитель типичного петербургского общества — красавец и гуляка Пирогов. Истории этих героев абсолютно разные. Судьба Пискарева драматична. Чистая душа героя не может противостоять жестокости и лицемерию огромной столицы, что приводит Пискарева к гибели. История же его друга — Пирогова — более проста. Неудачный роман его заканчивается очень быстро, а вскоре и вовсе забывается. Финал Пирогова комичен. Истории абсолютно противоположны, однако повествуются вместе. Так обыденно и просто. Большому городу они одинаково безразличны. «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» — говорит автор в конце повести.
Ну и, наконец, самой трагичной, на мой взгляд, является судьба титулярного советника Поприщина, главного героя повести «Записки сумасшедшего». Поприщин — маленький человек, который изначально относится к высшим чинам со страхом и уважением: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек.» Однако в его жизни наступает переломный момент. Его предмет обожания — Софья — выходит замуж. Гордость Поприщина задета. Он пытается найти оправдание своей ничтожности: «Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником?» В итоге он сходит с ума. Узнав об отсутствии наследника трона в Испании, Поприщин воображает себя королем этой страны. История его печальна. Он попадает в сумасшедший дом, а конец повести остается открытым.
В конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, нуждающиеся в сочувствии. Им чужда роскошная жизнь Санкт-Петербурга. И хоть они бедны материальны, но богаты духовно, нравственно. Мир этих героев светел, полон прекрасных надежд, которые, однако, не нужны столице. И поэтому город просто уничтожает «маленького человека».
Полезный материал по теме: Скачать Мир маленького человека в петербургских повестях
<legend>Tags</legend>Мирмаленькогочеловекавпетербургскихповестях
Похожие сочинения
Отправить сочинение на почту
<label>Email</label>Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/obraz-malenkogo-cheloveka.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/gogol/malenkij-chelovek-v-peterburgskih-povestyah-10-klass
- https://goldlit.ru/gogol/693-obraz-malenkogo-cheloveka
- https://my-soch.ru/sochinenie/mir-malenkogo-cheloveka-v-peterburgskix-povestyax
Тема:
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в
повести.
Цель:
произвести анализ повести Гоголя, рассмотреть тему маленького человека.
Задачи:
развивать критическое мышление обучающихся, развивать навык
сравнительно-сопоставительного анализа; развивать речь обучающихся, расширить
представление обучающихся о творчестве Н.В.Гоголя; формировать коммуникативные
компетенции обучающихся( ведение диалога, участие в полилоге), регулятивные (
планирование учебного времени, распределение учебных задач)
Техническое
оснащение урока: проектор, экран, доска, учебники,
раздаточный материал.
Этап урока
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.
Орг.момент.
Подготовка к уроку
Проверяет готовность к уроку, создает благоприятную
эмоциональную обстановку
Настраиваются на урок, готовят к представлению домашние
задания
2. Актуализация имеющихся знаний,
домашнее задание
2. Домашнее сочинение (
актуальна ли комедия «Ревизор» в наши дни?)
Проверяется наличие. Прочитываются вслух лучшие работы ( по
желанию)
Комментируют сочинения, высказывают мнение о работах
3. Выявление опорных знаний
4. Тестирование на знание
текста.
1) Чем занимается Башмачкин?
2) Каким шуткам подвергали его сослуживцы?
3) Чем была плоха шинель
Башмачкина?
4) Как звали Башмачкина?
5) При каких обстоятельствах
Башмачкин лишился шинели?
6) Отчего умер Башмачкин?
7) В кого превратился после
смерти?
Наблюдает за тестированием, готовит технику к использованию
Пишут проверочную работу(тест)
В дальнейшем учитель проверяет работы, но вправе не ставить
оценку за эту работу сильным ученикам.
4. Создание
проблемной ситуации
Вы
узнали о судьбе этого человека. Глупо спрашивать, хоте повторить ли бы вы
его судьбу , она полна несчастий. Судьба уникальная. Это судьба маленького
человека
Задает
вопросы, создавая проблемную ситуацию
Начало
проблемного диалога, участвуют в обсуждении
5.
Развитие проблемы. Обсуждение, поиск решения
С чего начались они?
Имя – Акакий Акакиевич.
А чем оно вам не нравится?
Дело вкуса. А какое тогда,
например, героическое ( Александр – Македонский, Илья – пророк и т.д.). Но
имя действительно ограниченное. А чем ещё ограничена его судьба?
Видели
ли мы уже образы чиновников в творчестве Гоголя? Похожих на Башмачкина и
противоположных ему?
Есть под
судьбой понимать обстоятельства, то в чем разница между отношение к жизни
Башмачкина и Хлестакова?
Получается,
что такой тип в литературе, как Акакий Акакиевич Башмачкин оригинален и
неповторим? Давайте проследим это на материале прочитанных нами произведений
Ведет
беседу, направляет логику её развития
Участвуют
в обсуждении
Все
началось с имени героя – Акакий.
Не
героическое имя, не красивое. Ласково не назовешь.
Таланты – никаких
Одежда – бедная,
непривлекательная
Поведение – робкое,
жалкое,зависимое: боится, терпит, страдает, жалуется
Характер – такой же, слабый
Ума, способностей. Малое в нем –
то есть незначительное, не героическое, не заслуживающее внимания.
Социальное положение – чиновник
самого низшего чина
Городничий,
Хлестаков. Хлестаков похож незначительность чина. Также малоспособен. Но он
другой по сути – берет от жизни всё и даже больше.
Башмачкин
плывёт по течению, принимает всё. Хлестаков идет напролом, не думая и
последствиях.
6.Групповая
работа
Задание
1 группе.
Можно
ли слугу Хлестакова Осипа считать «маленьким» человеком ?
Распределяет
по группам вопросы для обсуждения.
Нет, от
хитер, себе на уме, чувствует опасность, предупреждает барина и помогает ему
вовремя сбежать от расправы. Он тоже может противостоять обстоятельствам.
Задание
2 группе.
Можно ли
Мцыри из поэмы Лермонтова считать маленьким, ведь у него ни родины, ни
социального положения, ни имени, ни семьи.
Нет,
это борец с большой буквы. Он значителен. Внешне, поступками, словами,
эмоциями он силен.
Задание Группе 3.
Есть ли персонажи, похожие на
тип маленького человека в комедии «Недоросль»? (Еремеевна).
Это
Еремеевна. Не живет своей волей, подчиняется всем, терпит лишения, у неё
жалкая судьба.
Задание 4 группе.
Находим ли мы образ маленького
человека у Пушкина?
«Медный
всадник» Пушкина, Евгений. Слабый, потерянный человек перед лицом грозной
безжалостной стихии.
7.
Итак, образы, подобный Башмачкину
есть, но их содержание разное. Каково отношение Гоголя к маленькому человеку
Н.В.Гоголь «Шинель». Акакию Акакиевичу Башмачкину? Отражается
ли жалостливое отношение автора в имени героя ( …чкин)
Только ли жалкость
Башмачкина симпатична Гоголю? За что он его жалеет?
Каково отношение мира
к такому герою.
Какие эпизоды повести
это доказывают?
Подводит
к выводу урока
Отражается. Не Башмаков, а Башмачкин. Как обувь барышни.
За безобидность, за неспособность нападать, отбирать,
наказывать, оскорблять, насмехаться.
Гневливость и
высокомерие со стороны сильных. Насмешки со стороны тех, кто не слишком
«силён»..
Эпизод в присутствии.
Насмешки сослуживцев, отвержение слабого.
Эпизод – описание
начальника.
Эпизод беседы с портным
8.
Подведение итога
К этой теме обращались многие
писатели: Пушкин, Гоголь, Фонвизин.
Но что объединяет авторов в их
художественных замыслах?
Подводит
обучающихся к обобщению
Но у каждого разработка этой темы проходила по-разному, с разной
степенью авторского сочувствия герою, потому что иногда и сочувствовать
нечему.
Гуманизм. Человечность, не чуждость человеческим проблемам
9.
Рефлексия.
Мини-сочинение «Приказ о
назначении жалованья А.А.Башмачкину» ( от лица начальника).
Организует
работу
Пишут сочинение по впечатлениям от урока
Д/З
Д/З
1) Петербург в
повести Гоголя. Сравнить Петербург «Шинели», с Петербургом «Ночи перед
Рождеством», «Ревизора» , составив цитатный план.
2)Перспек. Чтение.
«Ася» Тургенева