Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 364», г. Пермь
Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 364», г. Пермь
Рыжакова С.В., Гоголева Л.В. Веселые истории Н. Носова // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 04.01.2022).
Заказ № 856211
Тема проекта: «Веселые истории Н. Носова».
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: краткосрочный (две недели).
Участники: Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей. Мальчики Носова несут в себе черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени. Произведения Носова не просто смешат, радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.
Проблема: Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие?
Цель: Создание условий для формирования знаний у детей о творчестве писателя Н.Н. Носова
Задачи:
- Познакомить дошкольников с биографией писателя Н. Носова;
- Формировать умение узнавать и правильно называть произведения Носова;
- Воспитывать честность, смелость, чувства товарищества на примерах героев произведений Н.Носова;
- Совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого;
- Учить детей аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать;
- Развивать умение детей работать в команде слаженно, умение подчинять личные интересы интересам коллектива;
- Приобщать родителей к семейному чтению литературы.
I этап – подготовительный
- Подбор и изучение методической и художественной литературы для воспитателей;
- Подбор материала из интернета;
- Подбор художественной литературы детям для ознакомления;
- Пополнение аудиотеки записями с рассказами Носова;
- Оформление консультационного материала по темам: «Все о Н.Н. Носове», «Какие книги полезны детям?», «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова»;
- Подбор игрового и дидактического материала к играм-драматизациям и сюжетно-ролевым играм по произведениям Н.Н. Носова;
- Разработка дидактических игр «Разрезные картинки», «Мемори», «Собери рассказ Н. Носова»;
- Создание выставки книг Н.Н. Носова с иллюстрационным материалом. Составление плана работы над проектом.
II этап – основной
1) Физическое развитие:
Проведение игр, викторин по рассказам Н. Носова. Подвижные игры «Фантазеры», «Узнай товарища», «Цветные автомобили», «Собери огурцы».
Разучивание физкультминутки «Незнайка». Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом («Заплатка»).
2) Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры
«Цветочный город», «Автомобиль», «Готовим кашу».
3) Познавательное развитие:
Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника-иллюстратора И. Семенова.
Знакомство с биографией Н.Н. Носова.
Знакомство с творчеством Н.Н. Носова.
ФЭМП «В Цветочном городе»
Викторина по произведениям Н. Н. Носова.
4) Речевое развитие:
Составление коротких стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.
Пересказ произведения Н. Носова «На горке».
Дидактические словесные игры: «Что лишнее», «Бюро находок», «Из какого рассказа отрывок», загадки о персонажах Носова.
Литературная викторина по произведениям Н. Носова
5) Чтение художественной литературы:
Произведения Н. Носова: «Заплатка», «Мишкина каша», «На горке», «Фантазеры», «Огурцы», «Карасик», «Живая шляпа», «Затейники», «Телефон», «Замазка», «Огородники».
Слушание аудио-книги «Приключения Незнайки».
Просмотр мультфильма: «Живая шляпа».
6) Художественно-эстетическое развитие:
Театрализованная деятельность по произведениям Н.Н. Носова «Фантазеры».
Создание совместной книги «Веселые истории Н. Носова»
Аппликация «Автомобиль», «Шляпа»
Конструирование «Летательные аппараты Винтика и Шпунтика», «Домик для друзей»
Рисование «Незнайка», рисование по произведению «Живая шляпа» «Друзья», по замыслу «Мой любимый герой Н. Носова»
Ручной труд «Котенок» (оригами), «Пришьем пуговицу»
Лепка «Живая шляпа», по замыслу
7) Работа с родителями:
- Знакомство с проектом в форме презентации.
- Домашнее чтение с детьми рассказов Н. Н. Носова.
- Совместное творчество «Веселые рассказы Н. Носова»
- Помощь родителей в пополнении книжного уголка рассказами Н. Носова.
- Совместная творческая выставка детей и родителей на тему «Любимые герои Н. Носова»
III этап – заключительный
- Слушание «Песни про книги», хоровод «Веселый огород» на муз. Ю. Чичкова;
- Семейное посещение библиотеки;
- Итоговое развлечение «Играем в рассказы Н. Носова»;
- Просмотр презентации «Наш проект».
Результаты проекта:
- Сформированность знаний о Н. Носове, как о детском писателе, знание произведений Н. Носова;
- Составление детьми рассказов о героях произведений Н. Носова, высказывание своего мнения о них;
- Поддержание интереса к произведениям Н. Носова с помощью домашнего чтения, просмотра мультфильмов;
- Активное участие родителей в реализации проекта;
- Популяризация семейного чтения;
- Пополнение развивающей среды в рамках темы проекта.
Литература:
- Н. Носов Фантазёры. М.: Детская литература, 1969.
- Н. Носов Затейники. М.: Оникс, 1999
- Н. Носов Мишкина каша. М.: Самовар, 2010.
- Н. Носов Заплатка. М.: Детская литература, 1981.
- Мой любимый писатель – Николай Носов // Педсовет. 1998. №3.
Презентация творческого проекта в старшей группе
«Колокольчики»
Тема: «Творчество Николая Николаевича Носова»
Автор: Проценко Анна Ивановна
Организация: МБДОУ «Детский сад №22»
Населенный пункт: Ставропольский край, с. Надежда
Вид проекта: творческий, ролево–игровой.
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Колокольчики», родители воспитанников, воспитатель группы.
Срок реализации: 2 недели, краткосрочный.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие.
Актуальность: На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги.
В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей.
Герои рассказов Н.Н. Носова, обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.
Цели проекта: Формирование у детей представлений о жизни и творчестве Н.Н. Носова, развивать у детей ценностно-смыслового восприятие и понимание произведений писателя, речевую культуру и художественно-творческие способности.
Задачи проекта:
- познакомить с биографией и основными произведениями детского писателя Николая Носова;
- способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи;
- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык рассказов;
- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;
- формировать способность у детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам;
- развивать у детей способности к рассуждению, образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
- развивать познавательные и интеллектуальные способности, речь детей;
- приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Ожидаемые результаты: Воспитанники имеют представления о жизни и творчестве Н. Н. Носова, проявляют познавательный и эмоциональный отклик на содержание произведений поэта. Свободно, последовательно, логично и грамотно выражают свои мысли, чувства в речи. Творчески передают отношение к литературным образам в коммуникативной, театрализованной, игровой, изобразительной, музыкальной видах деятельности.
Этапы проекта | Содержание деятельности | Участники |
1.Подгото-вительный этап | 1. Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств для реализации проекта. 2. Сбор информационного материала, подготовка виртуальной экскурсии в библиотеку, оформления книжного уголка, подборка игрового и дидактического материала к играм – драматизациям и сюжетно — ролевым играм по произведениям Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказам, фотографий по биографии, видеодисков с мультфильмами по рассказам Н.Н. Носова, аудиозаписи рассказов. 3. Знакомство родителей с проектом, пополнения книжного уголка. Выполнение книжек самоделок, иллюстрации (рисунки) к книжкам. | Воспитатель, родители, дети |
2.Основной этап | 1. Знакомство с биографией Н.Н. Носова. Рассматривание и обсуждение альбома «Семья Николая Носова» 2. Рассматривание портретов Н.Н. Носова, выполненных разными художниками. 3. Чтение рассказов, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей по произведениям Н. Н. Носова, обсуждения. 4. Пересказ рассказов или отрывков из рассказов. 5. Виртуальная экскурсия в библиотеку: «Творчество Н. Н. Носова». 6. Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника — иллюстратора И. Семенова. 7. Проведение Вечера загадок и викторины по произведениям Н. Н. Носова. 8. Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму. 9.Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к драматизациям. 10. Инсценировка рассказов Н. Н. Носова «Огурцы», «Телефон». 11. Рисование по произведению «Незнайка и его друзья». Лепка по произведению «Живая шляпа». 12. Оформление ЛЭПБУКа «Н. Н. Носов» 13. Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его рассказах. 14. Оформление выставки детских и семейных рисунков в группе по произведениям поэта. | Воспитатель, родители, дети |
3. Заключительный этап.
Презентация проекта.
Воспитатель: Добрый день, ребята, обратите внимание на портрет писателя. Вы знаете, кто это? (Н. Н. Носов). Хотите поучаствовать в игре «Мы знаем всё», которая посвящена писателю Николаю Николаевичу Носову?
Мы отправляемся в путешествие по произведениям Н. Носова. Вас ожидает 5 конкурсов. Главное – уметь слушать друг друга, договариваться, принимать совместное решение.
1. Разминка.
Воспитатель: Начинаем нашу игру с разминки. Я прочитаю вам стихотворение, а вы назовите произведения Носова, о которых в нем говорится.
С этой книжечкою сразу
Подружились ты и я,
В ней веселые рассказы,
Будто точно по заказу
Для тебя и для меня.
Фантазеры-почемучки!
Ваша жизнь полна вопросов,
И на радость много книжек
Сочинил писатель Носов.
Есть про горку и про кашу,
Про Незнайку и про
Телефон, ступеньки, Дружка,
Про живую шляпу, автомобиль,
И как ночью возвращали
Сорванные огурцы.
Ответы: («Фантазеры», «На горке», «Мишкина каша», «Незнайка», «Телефон», «Ступеньки», «Дружок», «Живая шляпа», «Автомобиль», «Огурцы»).
Воспитатель: Отлично, вы были очень внимательные и отгадали все произведения Н. Носова.
2. «Блиц-опрос».
Воспитатель: Внимательно слушайте вопрос и дайте на него ответ.
Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)
В какой сказке Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)
Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)
На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)
Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)
3. «Бюро находок»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаем Вас в бюро находок. Проходите, присаживайтесь. У нас есть коробка с находками. Попробуем, определить из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. Вот одна находка (Шляпа). Из какого рассказа этот предмет? (Полные ответы детей).
1. Шляпа («Живая шляпа»)
2. Огурец («Огурцы»)
3. Лопата («На горке»)
4. Пистолет («Саша»)
5. Нитка с иголкой («Заплатка»)
6. Отвёртка, винтики («Приключения Незнайки и его друзей»)
4. Физминутка: «Зарядка».
5. «Чему учит рассказ?»
Воспитатель: Зачитывает пословицу, задача детей – определить к какому рассказу подходит данная пословица.
Молодцы, отлично справились с заданием! А вы знаете, что рассказы Н. Носова чему-то учат. Попробуем к этим рассказам подобрать пословицы? Как вы думаете, к какому рассказу подходит пословица:
1.У страха глаза велики. (Живая шляпа), а чему же она учит?
2. Дурной пример заразителен. (Огурцы)
3. Сумел испортить, сумей и исправить. (На горке)
4. Всё хорошо, что хорошо кончается. (Саша)
5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Заплатка)
6. Ломать не строить. (Телефон)
6. Инсценировка отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры».
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием отлично справились. Но у Н. Носова очень много интересных и поучительных рассказов. А сейчас посмотрим инсценировку отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры»?
Ребёнок1: Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
Ребёнок2: — Вот врут-то! И вам не стыдно?
Ребёнок3: — А чего стыдно? Мы же никого не обманываем.
— Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
Ребёнок2: — Сказки! — Нашли занятие!
Ребёнок4: — А ты думаешь, легко выдумывать!
Ребёнок2: — Чего проще!
Ребёнок 3: — Ну, выдумай что-нибудь.
Ребёнок2: — Сейчас… . — Пожалуйста.
Ребёнок1: Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
Ребёнок2: — Сейчас…- Э-э-э… гм… кхм э-э-э….
Ребёнок4: — Ну, что ты все «э» да «э»!
Ребёнок2: — Сейчас! Дайте подумать.
Ребёнок3: — Ну, думай, думай!
Ребёнок2: — Э-э-э….
Ребёнок1: — Снова сказал Игорь и посмотрел на небо
Ребёнок2: — Сейчас, сейчас… э-э-э…
Ребёнок3: — Говорил — чего проще! — Ну, чего же ты не выдумываешь?
Ребёнок2: — Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
Ребёнок4: — Ну и что же ты тут выдумал?
Ребёнок2: — Ничего. Как было, так и рассказал.
Ребёнок3: — А говорил — выдумывать мастер!
Ребёнок2: — Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
Ребёнок4: — Какая польза?
Ребёнок2: — А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
Ребёнок4: — Значит, из-за тебя, другому досталось, а ты и рад!
Ребёнок2: — А тебе что?
Ребёнок4: — Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
Ребёнок2: — Сами вы брехуны!
Ребёнок3: — Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
Ребёнок2: — Я и сам не стану с вами сидеть.
Ребёнок1: Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
Ребёнок3: — Купим порцию и разделим пополам.
Ребёнок1: — Продавщица дала им мороженое на палочке.
Ребёнок3: — Пойдем домой — разрежем ножом, чтоб было точно.
Ребёнок4: — Пойдем.
Ребёнок1: — На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
Ребёнок3: — Ты чего ревела?
Ребёнок5: — Меня мама гулять не пускала.
Ребёнок4: — За что?
Ребёнок5: — За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
Ребёнок3: — Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свои пол порции мороженого дам.
Ребёнок4: — И я тебе свои пол порции отдам, вот только попробую разочек и отдам.
Ребёнок5: — А вы разве не хотите сами?
Ребёнок4: — Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня.
Ребёнок5: — Давайте лучше это мороженое, на троих разделим.
Ребёнок4: — Правильно! А то, у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Ребёнок1: — Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
Ребёнок3: — Вкусная штука! Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
Ребёнок5: — Ну, ты выдумываешь все! Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
Ребёнок3: — Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…
Воспитатель: Спасибо ребята за инсценировку! Ребята, а вам понравилось? Продолжайте ребята уже со своими родителями знакомиться с произведениями Н. Н. Носова и с творчеством других писателей. И чтобы вы не потеряли страницу, на которой вы остановились, мы вам дарим закладки. Любите книги.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь набирайтесь ума!
Дети прощаются и уходят.
Приложения:
- file0.docx.. 30,6 КБ
Опубликовано: 17.11.2021
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературойс детьми дошкольного возраста Тема: Чтение рассказа Н. Н. Носова О
Образовательная область: Речевое развитие
Цель:
продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста; акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков;
Развивающие: развивать у детей произвольное внимание и память, словесно-логическое мышление. Речь и активизировать словарь;
-Воспитывающие: воспитывать интерес к произведениям художественной литературы,воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.
Материал:
— оформленные телеграммы;
— портрет Н. Н. Носова;
— иллюстрации к рассказу Н. Н. Носова «Огурцы».
Предварительная работа:
— познавательный рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н. Н. Носова;
— чтение рассказов Н. Н. Носова «Затейники», «Живая шляпа», «Заплатка», «Милиционер», рассматривание иллюстраций к рассказам, беседы по содержанию рассказов.
Методы и приемы:
чтение, организационный момент, привлечение внимания, беседа, постановка поисковых вопросов, подсказывание, физкультминутка, рефлексия, рассматривание иллюстраций, индивидуальный подход, поощрение.
Ход ООД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята! Я сегодня получила телеграммы, а вот кто их отправил, не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать от кого они.
Дело в том, что в телеграммах написан текст, а вот кто его написал неизвестно.
Воспитатель читает текст телеграмм, задаёт вопросы детям.
Воспитатель: « Давай , Петя сделаем себе домик, как у трёх поросят, что в сказке».
Ребята, как вы думаете, из какого рассказа эти слова?
Дети: «Затейники».
Воспитатель: А кто их произносил?
Дети: Валя.
Воспитатель: А вот следующая телеграмма: «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»
Дети: Вадик из рассказа «Живая шляпа».
Воспитатель: «А я однажды купался в море, и на меня напала акула. А я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила».
Дети: Рассказ «Милиционер», н
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали названия всех
рассказов и имена героев. Кто автор этих рассказов?
Дети: Николай Николаевич Носов.
Воспитатель помещает на доску портрет Н. Н. Носова.
Воспитатель: Правильно, автора рассказов зовут Н. Н. Носов. Чем запомнились произведения Н. Н. Носова? Какие у него рассказы?
Дети: Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.
Воспитатель: О ком и писал Н. Н. Носов?
Дети: О детях.
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новым рассказом Н. Н. Носова. А как называется рассказ, вы скажите сами, как только отгадаете загадку.
Летом в огороде – свежие зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
Дети: Огурцы.
(Воспитатель читает рассказ, в процессе чтения помещает на доску иллюстрации.)
После чтения проводится беседа по содержанию рассказа
Воспитатель задаёт детям вопросы:
— Кто главные герои рассказа?
— Где живут дети: в городе или в деревне?
— Куда отправились дети?
— Куда забрели дети на обратном пути?
— Что делали мальчики на колхозном огороде?
— Как отнеслась мама к тому, что Котька пришёл домой с огурцами?
— О чём думал Котька, когда нёс огурцы обратно?
— Что Котька сказал сторожу?
— В каком настроении Котька возвращался домой?
— Почему на душе у Котьке было радостно?
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» Воспитатель называет поступки героев рассказа Н. Н. Носова «Огурцы», дети оценивают их, поднимая и опуская большой палец в кулаке.
— Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу.
— Мальчики забрались в колхозный огород.
— Мальчики убежали от сторожа.
— Павлик подумал, что ему достанется от мамы и отдал огурцы Котьке.
— Котька рассказал маме, где взял огурцы.
— Мама отправила Котьку к сторожу.
— Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет, что отнёс.
— Котька подумал: «Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!»
— «Дедушка, я принёс огурцы обратно,» — произнёс Котька.
— Котька сказал: «Павлик брал и я взял»
— Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
Воспитатель: Ребята,в народе говорят: «Не тобой положено, не тобой возьмётся». Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Нельзя брать чужого.
Воспитатель: Кому из героев рассказа нужно так сказать?
Дети: Павлику и Котьке.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выложить пирамиду добра. Подумайте и скажите, что вы хотите пожелать Котьке, Павлику, и самим себе.
Дети по очереди говорят пожелания, кладут ладонь и выстраивают
пирамиду.
— Быть честным.
— Быть трудолюбивым.
— Быть смелым.
— Быть умным.
— Быть порядочным.
— Быть здоровым.
— Быть справедливым.
Воспитатель: Ребята, наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/468154-konspekt-ood-po-oznakomleniju-s-hudozhestvenn
Подборка методического материала по теме «Творчество Н.Н.Носова»
Современные дидактические игры по развитию связной речи
«Что напутал незнайка?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красный нос и большие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.
«Какое что бывает?»
Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.
Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает:
зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки;
широким — река, дорога, лента, бульвар, улица;
новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель;
маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик;
вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт;
пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса;
холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот;
«Я начну, а вы продолжите»
(По рассказу Н. Носова «На горке»)
Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.
Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребёнок должен закончить предложение, используя образные обороты речи.
Был ясный морозный день, снег на солнце … (сверкал, искрился, переливался, блестел).
Миша сел на санки и помчался с горы … (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).
Санки перевернулись, и мальчик … (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).
Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился … (не покладая рук, без устали).
«Ошибка»
Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки.
Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу весёлых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы:
—«Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеётесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать?
— «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно?
— «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать?
— «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Всё ли здесь правильно? Как нужно сказать?
«Кто интереснее придумает»
Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.
Оборудование. Флажки, значки.
Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.
я, любимая, дорогая, весёлая, грустная.
Мяч — резиновый, круглый, большой, красный.
Дом — деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.
«Интервью»
Сначала познакомьте детей с новыми словами.
Интервью — беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер — тот, кто задает вопросы.
Корреспондент — тот, кто отвечает на вопросы.
Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.
Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.
Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.
«Картинки-загадки»по рассказам Н.Носова
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
«Предлоги»по творчеству Н.Носова
Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги — «на», «в», «под», «над», «с» и др.
Играть можно как в рулетку — бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же — на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.
«Цепочка»
Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы «с», «л», «м». Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.
Выигрывает тот, кто придумал больше слов.
«Похожие слова» — синонимы.
Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.
Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу.
Взрослый: «Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный…).
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный…)».
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: «Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?» (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).
«Объясни, покажи»
Цель: знакомиться с фразеологизмами.
Взрослый называет фразеологизмы (одна нога здесь, другая там; сгореть со стыда; ворон считать; морочить голову и др.).
Задаёт вопросы типа: Что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать? Предлагает подобрать картинку, которая подходит к тому или иному выражению. (Картинки, отражающие переносное и буквальное значение фразеологизмов, подбираются заранее.)
«Где начало рассказа?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ
«Найди картинке место»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия. Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок. Наборы серийных картинок для выкладывания
«Исправь ошибку»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия. Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Отгадай-ка, кто это?»
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает:
«Как ты узнал?»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию. Ход игры. После прочтения ребёнку рассказа предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
«Составь два рассказа»
Цель: научить различать сюжеты разных рассказов. Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.
«Пойми меня»
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше воспитатель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение
“Распространи предложение”
Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
«Если бы…»
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
— “Если бы я был волшебником, то …”
— “Если бы я стал невидимым…”
— “Если весна не наступит никогда…”
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
«Закончи сам»
Цель – развитие воображения, связной речи.
Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.
Пальчиковая гимнастика
«Акула»
Приплывали две севрюги, (Двумя ладонями дети изображают, как
плывут севрюги).
У них спины, словно дуги. (Выгибают ладони тыльной стороной вверх)
Налетели с двух сторон. (Изображают как две севрюги плывут
Навстречу друг к другу).
Ты, акула, выйди вон. (Делают толчок ладонями от груди).
В.Волина
«Машина каша»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки дети
Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке)
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке)
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок)
Все до крошки раздала. (Сдувают крошку с ладошки)
Н.Нищева
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/449453-sovremennye-didakticheskie-igry-po-razvitiju-
общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
развитию детей
в старшей группе на октябрь 2021год.
Разработала:
Белоусова Т. В.
Г.
Шарыпово, гп. Дубинино 2021 г.
Понедельник
0850
-09 15Основы науки и естествознания
Тема: «Грибы» Цель: расширение знаний о грибах (КЗ стр.98)
0925
-10 50 Аппликация Тема: «Грибы на лесной полянке»
Цель: закреплять
умение вырезать грибы из готовых исходных форм (ИЗО Швайко стр. 33)
1000
-10 25 Физическая культура
0850
-09 15 Основы науки и
естествознания
Тема: «Во
саду ли, в огороде» Расширять представления детей о
многообразии мира растений (ФГОС Соломенникова-36)
0925
-10 50 Лепка: «Морковь и свекла»
Учить
передавать различия в форме овощей и характерные особенности свеклы и
моркови, основную форму овощей. (Швайко -8)
1000
-10 25 Физическая
культура
0850
-09 15 Основы науки и естествознания
Тема:
«Рассказывание о хлебе» Объяснить детям смысл праздника «День
народного единства». Дать понятие, что хлеб является ежедневным
продуктом. (КЗ -81)
0925
-10 50 Аппликация: «Наш
любимый Мишка» учить детей создавать изображение любимой игрушки из
частей, правильно передавая их относительную величину. (КЗ- 109)
1000
-10 25 Физическая культура
0850
-09 15 Основы науки и естествознания
Тема:
«История о достопримечательности моего города рассматривание и описание
картины И. Шишкина «РОЖЬ» Формировать
любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить с
историей названия города.
0925
-10 50 Лепка: «Устроим выставку посуды»
(коллективная
работа) Развивать
творческие способности детей. (Швайко -78)
1000
-10 25 Физическая культура
Вторник
0850
-09 15Развитие речи, основы грамотности Тема:
«Веселые рассказы Н. Носова» Цель: познакомить
детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. (РР– 40)
0925
-09 50 Рисование Тема: «Осенний лес» Цель: учить
отображать в рисунке осенние впечатления. (ИЗО Комарова стр.36)
1020—
10 45 Музыка
0850
-09 15 Развитие речи,
основы грамотности Занятие-1. Лексические упражнения.
Чтение стихотворения Маршака «Пудель» Активизировать в
речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением –
перевертышем.
(Гербова – 40)
0925
-09 50 Рисование: «Что
созрело во саду» Учить детей создавать сказочный образ, рисовать передавать
в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов. (Швайко -16)
1020—
10 45Музыка
0850
-09 15 Развитие речи, основы грамотности
Занятие-2.
Учимся вежливости
Рассказать
детям о некоторых правилах поведения, активизировать в речи дошкольников
соответствующие слова и обороты речи (Гербова — 41)
0925
-09 50 Рисование:
«Идёт дождь» Учить детей образно отображать в рисунках
впечатления от окружающей жизни.
(Комарова
— 9)
1020—
10 45Музыка
0850
-09 15 Развитие речи, основы грамотности
Занятие-3.
Обучение рассказыванию: описание кукол. Помочь
детям составить план описания куклы; учить самостоятельно руководствоваться
ланом. (Гербова — 43)
0925
-09 50Рисование «Пасмурный Осенний день» Продолжать
развивать у детей умение передавать в рисунке связное содержание. (Швайко
-40)
1020—
10 45Музыка
Среда
0850
– 0915 Математическое развитие
Тема:
«Группа предметов. Счет»
Цель:
классификация предметов по разным признакам. (КЗ стр.69)
1000
-10 25 Физическая культура
0850
– 0915 Математическое развитие.
Занятие-1. Учить
составлять множество из разных элементов, выделять его части.
(ФГОС
Помораева, Позина — 18)
1000
-10 25 Физическая культура
0850
– 0915 Математическое развитие
Занятие-2.
Учить
считать в пределах 6, показать образование числа 6на основе сравнения двух
групп предметов.
(ФГОС
Помораева, Позина — 18)
1000
-10 25 Физическая культура
0850
– 0915 Математическое развитие
Занятие
– 3. Учить
считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения числа
7.(ФГОС Помораева, Позина — 21)
1000
-10 25 Физическая культура
Четверг
0850
-09 15 Развитие речи, основы грамотности
Занятие-
4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц.Закреплять
правильное произношение звуков с-ц.(РР -44)
1020—
10 45Музыка
1140
-12 00 Физическая культура на прогулке
1532
-15 45 Театральная студия
0850
-09 15 Развитие речи, основы грамотности
Занятие-5.
Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. Помочь
детям рассмотреть и озаглавить картину. (РР- 46)
1020—
10 45Музыка
1140
-12 00 Физическая культура на прогулке
1532
-15 45 Театральная студия
0850
-09 15 Развитие речи, основы
грамотности
Занятие
–6. Лексико – грамматические упражнения. Упражнять детей
в подборе существительных и прилагательных. (РР-47)
1020—
10 45Музыка
1140 -12
00 Физическая культура на прогулке
1532
-15 45 Театральная студия
0850
-09 15 Развитие речи,
основы грамотности
Занятие
7. Учимся быть вежливыми. Продолжать упражнять детей быть
вежливыми. (РР48)
1020—
10 45Музыка
1140 -12
00 Физическая культура на прогулке
1532
-15 45 Театральная студия
Пятница
0850-09
15В музее русского быта
0925-09
50Математическое развитие
Тема:
«Группа предметов. Счет»
Закреплять
представление о плоских геом. фигурах и умение классифицировать их по
качественным признакам (цвет, форма, величина). (ФЭМП стр. 18)
0850-09
15 В музее русского быта
0925-09
50 Математическое
развитие.
Занятие
4. Продолжать
учить считать в пределах 6и7, знакомство с порядковым значением чисел 6и7.
(ФГОС 22)
1015— 1035 спортивное
мероприятие
( 2-я
неделя месяца)
0850-09
15 В музее русского быта
0925-09
50 Математическое развитие
Занятие
5. Закреплять
представления о знакомых плоских геометрических фигурах. (ФГОС 18)
закрепление
0850-09
15 В музее русского быта
0925-09 50
Математическое развитие
Занятие
6. Продолжать
развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в
убывающем порядке. (ФГОС 21) зкрепление