Развитие речи составление рассказа по рисунку 2 класс школа россии

Составление рассказа по серии сюжетных картинок развивает речь, логику, мышление, наблюдательность, обогащает лексику и провоцирует серьезный мыслительный процесс.один из базовых

Составление рассказа по серии сюжетных картинок развивает речь, логику, мышление, наблюдательность, обогащает лексику и провоцирует серьезный мыслительный процесс.

Один из базовых аспектов подготовки ребенка к школе — формирование связной и понятной, логичной речи у дошкольника.

Монологичная речь особенно важна в ходе подготовки к школе, ведь дошкольники пользуются преимущественно диалогами.

Составление рассказа по серии разрезных сюжетных картинок видится хоть и более сложным, но гораздо более интересным заданием для дошкольников, чем рассказ по одной статичной картинке. В случае серии картинок можно использовать большее число различных глаголов в различном времени, больше описательных оборотов.

Также положительно такие картинки влияют и на логическое мышление: ведь нужно установить правильную последовательность действий.

Задействована и мелкая моторика: разрезание картинок.

Составление рассказа по серии картинок «Времена года»

Эти иллюстрации сложнее для составления рассказа, так как сам рассказ будет носить более описательный характер: меньше глаголов, больше прилагательных.

Примечание: автор иллюстраций не известен, взято из открытых источников. Если вы знаете художника, пожалуйста, напишите в комментариях или через страницу Контакты, чтобы можно было указать авторство!

МАДОУ №47 «Дельфин»

Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление — ведь картинки нужно расставить по порядку, т.е. провести огромную мыслительную работу. Затем нужно описать, то что нарисовано, чтобы получился рассказ. Таким образом, в процессе занятий вы сможете обратить внимание на лексикон ребенка, на умение создавать логическую цепочку, на грамотность и красоту его речи.

Как утверждают педагоги и детские психологи, родители, разглядывая со своим малышом иллюстрации в детских книжках, должны учить ребенка составлять по рисункам небольшие рассказы. Это очень полезно для развития малыша — это занятие развивает устную речь младенца, заставляет его вникать в смысл изображения и обогащает его словарный запас. Но далеко не все родители имеют педагогическое образование, поэтому многие из них не знают, как же учить ребенка составлять рассказы по картинкам правильно. Научиться этому не сложно — для этого всего лишь достаточно воспользоваться следующими советами.

Прежде всего, родителям следует знать, что учить малыша составлять рассказы по картинкам нужно тогда, когда он уже узнает и называет известные ему персонажи и может связно говорить. Но это не значит, что необходимо ждать того возраста, когда малыш начнет составлять длинные распространенные предложения. Достаточно того, что, например, ваш наследник может связать, к примеру, два рисунка, на одном из которых изображен мальчик, который упал, а на втором — тот же персонаж, который плачет. Даже если ваш отпрыск скажет примерно следующее — мальчик упал и мальчик плачет, этого для начала будет достаточно.

Составлять рассказ по картинке можно уже, начиная с 3-х лет. Первые занятия должны быть с 2-3 сюжетными картинками. В 4 года можно предлагать 4-5 картинок, а потом и 6. В 5-7 лет просим ребенка составлять рассказ уже по 6-8 картинкам. Идеально, если картинки отражают реальный опыт детей, а со временем можно брать и сказочные сюжеты. До сюжетных картинок малышей можно просто просить описать картинку: кто на ней, что делает, какого цвета тот или иной элемент и т.д.

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Покажите ребенку картинку с изображением сло­на. Пусть он внимательно посмотрит на нее и попро­бует описать, то есть рассказать, что он видит. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он само­стоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Варианты описаний: «Не знаю» — 0 баллов.

«Слон. Не знаю больше» — 1 балл. «Слон. Он маленький. Он сидит» — 2 балла. «Это слоненок, он сидит. У него хобот. Уши. Че­тыре ноги. Хвост» — 3 балла. «На картинке нарисован слоненок. Он сидит. Свой хобот подогнул внутрь, наверно, он кушает» — 4 балла. «На картинке нарисован слоненок. Он сидит. У сло­ненка большие уши и длинный хобот. Свой хобот он подогнул вовнутрь. Бровки малыша приподняты. Он чем-то удивлен. Это добрый и веселый слоненок» — 5 баллов. Результат 0-1 балл — низкий уровень. У ребенка плохо раз­вита речь. Вам необходимо ему много читать, застав­лять его пересказывать. 2-3 балла — средний уровень. Речь ребенка раз­вита удовлетворительно. 4 балла — хороший уровень. Речь развита хорошо. Однако следует расширять активный словарный запас. 5 баллов — высокий уровень. Речь развита отлич­но. Необходимо давать ребенку как можно больше творческих заданий.

Родителям, которые будут заниматься с малышом, необходимо понимать, что, как результат, их ребенок должен научиться рассматривать иллюстрацию и, при помощи взрослого, рассказывать, что же он увидел. Взрослый должен помогать малышу называть предметы правильно и учить ребенка правильно склонять слова и составлять предложения из 3-4 слов.

Занимаясь с ребенком, не говорите слишком много. Рассматривая с ребенком изображение девочки, которая вышла на прогулку, вы должны говорить примерно следующее: «Девочка вышла на прогулку. Она гуляет по парку. У нее в руках воздушный шарик». Такой текст ребенку будет понятен, и он легко сможет его повторить. Но если ваша речь будет перенасыщена подробностями — например, вы скажете, что у девочки в правой руке есть большой нежно-голубой шарик, то ваш малыш просто устанет от такого рассказа.

Для того чтобы занятия проходили успешно, и малышу было интересно, рассматривайте те картинки, которые ребенком наиболее любимы.

Показывая малышу новое для него изображение, особенно, если оно сюжетное, не спешите и не подгоняйте малыша — дайте ему время спокойно рассмотреть весь рисунок. Если ребенку трудно сразу составить небольшой рассказ самостоятельно, то помогите ему и задайте несколько вопросов — например, спросите его, кто или что изображено на предложенном ему для просмотра рисунке.

Если ребенок составляет рассказ неверно — неправильно понимает сюжет изображения, неверно называет предметы, то тогда вам тоже следует ему помочь и попытаться составить рассказ вместе.

Следите, чтобы ребенок правильно выполнял данное ему задание и не рассказывал вам содержание той сказки, иллюстрацию из которой вы ему показываете, а составлял рассказ именно по тому, что изображено на конкретной картинке.

Не позволяйте малышу фантазировать и рассказывать о том, чего на рисунке нет. Конечно, прекрасно, когда у ребенка есть хорошо развитая фантазия, но вам необходимо научить его преображать то, что он видит, в слова и логически связанные между собой несложные фразы

Когда картинки описаны отдельно, можно проговорить полностью весь рассказ самому, а ребенок должен следить за ним. Будьте готовы, что ребенок может не согласиться с какой-то вашей формулировкой. Со временем полный рассказ будет повествовать сам малыш. Не забудьте его похвалить за содержательную историю. Не заставляйте ребенка, если сейчас он не готов составлять рассказ по картинке. Важно заинтересовать этим занятием, не принуждать.

КАК СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ

1) Описание рисунка, где изображен один персонаж. Вопросы к ребенку: ■ Кто изображен на рисунке? ■ Что он делает? ■ В какой позе он нарисован? ■ Какое у него лицо (морда)? ■ Его возраст. Во что он одет, какого цвета его одежда? ■ Какое время года изображено на рисунке? ■ Твое отношение к этому персонажу (нравится, хо­тел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).

2) Описание рисунка, где изображено несколько персонажей. Вопросы к ребенку: ■ Кто изображен на рисунке? ■ Что они делают? ■ Что делает первый персонаж? ■ Какое у него лицо ? ■ Его возраст. ■ Во что он одет, какого цвета его одежда?

Что делает второй персонаж? ■ Какое у него лицо? ■ Его возраст.

■ Во что он одет, какого цвета его одежда? ■ Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы ты с ним встретиться, поиграть, подру­житься). ■ Какое время года изображено на рисунке? ■ Что находится в центре картинки? ■ Твое отношение к этой картинке (нравится, при­ятно на нее смотреть).

Книги и пособия для обучения детей рассказыванию:

Пересказ сказок по опорным картинкам

Тематические картинки для составления рассказа для дошкольников по сказкам и временам года. Вспомогательные картинки для пересказа сказок: Колобок, Репка, Теремок.

Времена года

Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ

Если рассказ ребенка отрывистый, скудный, беден на предлоги и прилагательные, без использования ярких образных оборотов, помогите ему.

Можно использовать наводящие вопросы:

  • сколько героев на картинке?
  • как он/они выглядят? Во что одеты, какое у него/у них настроение?
  • чем он/они заняты?
  • какое время суток, время года на картинке?
  • Понравилась ли тебе картинка? А герой — хороший или плохой? Ты бы с ним/ними подружился?

Предложите в свою очередь так же составить рассказ по серии сюжетных картинок. Старайтесь: рассказ должен получиться ярким и увлекательным, как у беллетристов! Ребенок должен почувствовать разницу.

Далее ребенок повторяет попытку составления рассказа по тем же карточкам (если не устал). Не беда, если получается пересказ: он тоже обогащает речь новыми словами и оборотами, тренирует память и звуки.

Конечно, составление рассказа — деятельность более сложная чем пересказ, и развивать навык составления рассказа в режиме монолога перед школой следует обязательно.

Как заниматься с мнемотаблицами?

Автор рекомендует заниматься по книге следующим образом:

  • Отгадайте с ребёнком загадку, которая сопровождает каждую историю. Предложите ему раскрасить картинку.
  • Прочитайте малышу рассказ с выражением. Перед началом чтения закройте листом бумаги все картинки-подсказки, кроме первой (или дайте дошкольнику отдельно распечатанную мнемотаблицу для данного рассказа). Пусть ребёнок смотрит на неё, когда вы будете читать ему текст. Так же действуйте и с остальными картинками-подсказками, поочерёдно открывая их при чтении следующих частей текста. После прочтения каждого эпизода рассказа предложите малышу внимательно рассмотреть картинку и попросите его рассказать, что на ней нарисовано.
  • Далее выполните с ребёнком задание «Чудесные превращения». Для этого попросите его закрыть глаза и мысленно представить героя прочитанной истории. Спросите малыша, как выглядит этот персонаж, как он говорит, как смеётся, как двигается и т. п. Пусть ребёнок мимикой, голосом и движениями изобразит данного героя.
  • Затем предложите ребёнку рассказать всю историю по картинкам—подсказкам. Если он справится с этим заданием без особых трудностей, попросите его рассказать историю снова, но уже без подсказок.

При обучении детей пересказу по сюжетной картинке или серии картинок также вначале можно использовать зрительную опору — большой рисунок (или 4 рисунка) и затем задать несколько вопросов. (Например: кто изображён на картинке? Где происходит действие? В какой последовательности должны располагаться картинки? и т. п.) Далее продолжайте работать по уже известному вам плану.

Что неправильно?

Также попробуйте начать с «неправильных» картинок. Дети гораздо быстрее найдут что сказать, увидев ошибку. А взахлеб пересказав ошибки художника — смогут перейти к составлению описательного рассказа по картинке.

Обратите внимание на Дидактические игры с предлогами — очень яркую логопедическую игру для детей любого возраста с момента освоения монологической речи.

Все разнообразные развивающие задания и занятия для подготовки к школе на сайте по тегу РАЗВИВАШКИ

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Урок 7
Части текста. Развитие речи.
Составление рассказа по рисунку и опорным словам

Тема

Части текста. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам

Педагогические цели

Способствовать развитию речи учащихся, формированию умения составлять рассказ по рисунку и опорным словам; создать условия для закрепления знаний учащихся по теме «Текст»

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты
(предметные)

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; овладевают умением проверять написанное

Личностные результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения
результата.

Познавательные: общеучебные – используют рисунок, текст для решения учебной задачи; логические
выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

Основное содержание
темы, понятия и термины

Текст. Признаки текста: связность, целостность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Части текста. Начало, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста

Образовательные ресурсы

Схема «Текст. Части текста»

Сценарий урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

И Й Ш

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя

– Сегодня мы будем учиться
работать с текстом, составлять рассказ на основе рисунка
и опорных слов, а также
повторим, что знаем о тексте

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулиро-
ванную учителем

IV. Усвоение
знаний и спосо-бов действий.

Развитие речи.

Работа с текстом.

Коллективная, индивидуальная.

Словесный,
проблемный, творческий,

– Рассмотрите рисунки.
Прочитайте текст.

– Сколько частей в тексте?
С помощью рисунков и опорных слов дополните вторую

Рассматривают рисунки. Читают текст. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ. Озаглавливают текст.

Владеют смысловым чтением текста.

Определяют основную мысль текста,
озаглавливают его.

Беседа по вопросам, устный
рассказ, письмо

Окончание табл.

практический.

Беседа, работа
с текстом и рисунком, рассказ, письмо

и третью части текста. Озаглавьте текст.

– Запишите заключительную часть текста

Записывают заключительную часть текста

Составляют рассказ
на основе рисунков
и опорных слов, соблюдая логику. Умеют работать коллективно

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Пальчиковая
гимнастика

Кулак – ребро – ладонь

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, внутренняя сторона ладони на столе.

Делать правой, левой рукой,
далее синхронно

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение дви-
жений

V. Закрепление знаний и способов действий.

Проверь себя (учебник, с. 22, № 1–4)

Фронтальная. Словесный,
проблемный.

Беседа, работа
с текстом

Предлагает прочитать вопросы и ответить на них, выполнить задания

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Устанавливают причинно-следственные связи. Развивают речь, доказывают свое
мнение

Беседа по вопросам

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Что планировали узнать
при изучении темы «Текст»?

– Чему научились?

– Все ли задачи выполнили?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

  • Развитие речи составление рассказа на тему первый день тани в детском саду
  • Развитие речи коллективное составление рассказа по репродукции картины з серебряковой за обедом
  • Развитие речи обучающее сочинение по картине и с остроухова золотая осень 2 класс презентация
  • Развитие речи рассказ по картинкам и опорным словам для чего нужны друзья 2 класс
  • Развитие речи звуковая культура речи звук о рассматривание иллюстраций к сказке колобок