Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки

Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста.формирование умений и навыков связной речи у дошкольников это одна

Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников – это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими 3 персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, становится основной предпосылкой успешного обучения в школе. Театрализованная деятельность направлена на:

-развитие у ее детей ощущений, чувств, эмоций;

-развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

-развитие фантазии;

-формирование у воспитанников волевых качеств;

-развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)

Педагоги и психологи, считают, что тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка. При помощи фигурок пальчикового театра перед ребёнком открывается удивительный мир сказки. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают любознательность, воображение, способствуют развитию, памяти, внимания, усидчивости и, конечно, речи. Куклы, сшитые из тканей, связанные из шерсти и ниток, склеенные из бумаги, – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка. Пальчиковый театр, способствует развитию речи, внимания, памяти.

«Пальчиковый театр – как средство развития диалогической речи и мелкой моторики у детей раннего возраста». Пальчиковый театр — это уникальная возможность разложить сказку у ребенка на ладошке, в которой он может занять роль любого героя.

Конспект занятия: «Пальчиковый театр Репка».

Цель: Развитие речи детей средствами устного народного творчества. 

Задачи:

1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;

2. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчикового театра;

Материал:

Пальчиковый театр из сказки «Репка»; мягкая игрушка кот, настольный театр по сказке «Репка».

Предварительная работа:

  • Чтение потешки о кошке;
  • Разучивание игры «Кот и мыши»;
  • Рассматривание игрушек и иллюстраций по сказке «Репка».

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей, здоровается с ними, говорит какие они сегодня все нарядные, глазки у всех блестят.

—  Ребятишки, а вы любите сказки?

—  Да любим (ответ детей).

—  Вижу, заблестели глазки!

А хочу я вас пригласить совершить путешествие в сказку, на сказочном паровозике.

Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим мотор р-р-р. Поехали пых — пых — пых.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

В сказочку ребят.

—  Вот мы и попали, ребята с вами в сказку.

—  Ой, ребята, что-то тут случилось, так тихо, куда же все подевались? Никого не видно?

—  Нет, отвечают дети.

А знаете ребятишки, мы с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз — два — три — четыре — пять,

Будем сказку мы искать!

Из какой сказки эти персонажи, кто знает?

Дети называют сказки.

А кого же еще нет, каких героев сказки мы не нашли? Да конечно деда с бабой. Где же они? Да вот они наши дед с бабой. А где же их внучка? И внучка вот она. А теперь то мы можем с вами сказать какая это сказка? Правильно это «Репка». А где же репка? Ребятишки посмотри те, а репку кот Василий спрятал и отдавать нам ее ни хочет.

А знаете почему?

Он хочет, чтобы мы с ним поиграли.

Воспитатель подходит и берет кота, читая потешку:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые

Зубки белые.

Воспитатель обращается к коту: «Кот Василий садись в кружок, и мы с тобой поиграем», а мы ребятишки представим, что мы маленькие мышки.

Проводится игра «Кот и мыши» — 2 раза

Воспитатель, вот как славно поиграли Васька кот нам репку отдал, но что-то загрустили наши сказочные герои, что случилось? Что? Да они хотят, чтобы мы показали про них сказку, покажем?

Тихо, тихо детки

Вы послушайте про репку

Сказка может и мала,

Но про важные дела,

Начинается как надо:

Жили были дед да баба,

Внучка, Жучка, кошка – Мурка,

А в подвале – мышь – норушка,

Рядом деда огород,

Дальше сказочка пойдет…

Дети вместе с воспитателем показывают сказку (пальчиковый театр «Репка»).

По окончании сказки слышится гудок паровоза.

Воспитатель – ну что ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. А чтоб наши герои не скучали мы возьмем их с собой. Усаживаемся все по вагончикам и отправляемся в путь.

 Вот поехал паровоз,

Деток в садик он повез.

Ту – ту – ту.

                                                                                Сергеева Татьяна Игоревна,

                                                     воспитатель, МБДОУ «Детский сад №388»

г. Нижний Новгород, ул. Гаугеля, д. 15

тел./факс (831) 226 – 63 – 82

e – mail: lastochka388@mail.ru

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста

посредством русской народной сказки.

Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки.

Альберт Эйнштейн.

Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.    

         Актуальность выбранной мною темы состоит в следующем: в современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер, телефон, планшет и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова — речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников, считаю развитие речевой активности  детей  через сказки.

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность.

Поэтому в младшей  группе основное внимание уделяется речевому развитию: наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.

В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их,  отвечая на вопросы: «Что это?», «Кто это?» видеть особенности  предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия,  связанные с игрушками  — животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)

Дети младшей  группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых,  различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих. При чтении  сказок необходимо  обращать  внимание детей  на выразительную сторону речи, дать образец интонации.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является — сказка.

Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.                                       Когда  место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить  ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит  пресекать  его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога, взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной  работы по развитию речи детей.

В своей работе поставила цель: развитие  речевой  активности у детей младшего дошкольного  возраста  через сказку.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Развивать речевую активность у детей.
  2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову.
  3. Развивать у детей память,   коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
  4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

      6.  Обогащать РППОС с целью обеспечения активной деятельности дошкольников.

      7.  Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.

Существуют различные методы по ознакомлению дошкольников со сказкой, которые я использую в работе с детьми. Самый распространённый метод  — это чтение, т.е. дословная передача текста. Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Также существуют различные приёмы формирования восприятия сказки:

Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Это выборочное чтение. Например, если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке. В данном случае, полезно использовать плоскостной, пальчиковый, теневой театр. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок исполняет роль сказочного персонажа. Ещё существует такой важный приём, как беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных. Беседа бывает вводная (предварительная) до чтения и краткая (заключительная) после чтения. Исходя из этого, можно сказать, что существуют различные этапы работы со сказкой:

1) Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2) Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, различный театр (настольный, пальчиковый, теневой, плоскостной), подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.

3) Художественная деятельность — отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

4) Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок.

Начальный этап.                                                                                                                      Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста

посредством русской народной сказки». Постановка целей и задач по данной теме. Вызвать интерес детей и родителей к теме. Вызвать интерес к совместному чтению детей и родителей художественной литературы. Развивать творческие способности детей и родителей. Определить знания родителей и детей о сказках. Установить партнерские отношения между детьми и родителями, родителями и детским садом.                                                                                                                        Основной этап.

Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями: чтение сказок, их пересказ, беседы, театрализованное исполнение сказок, игры, выставки рисунков, поделок, консультации и анкетирование для родителей.                                    Русские народные игры — «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…», «Угадай чей голосок», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Кот и мышь», «Курочка — хохлатка», «Карусели», «Ходит Ваня».
Дидактические игры – «Помоги  Колобку», «Путешествие по русским народным сказкам», «Назови сказку», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», 
«Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Я назову, а вы продолжите», «Помоги герою найти свою сказку», «Чья песенка?», «Опиши героя».
Загадки о сказках.
Пальчиковые игры по мотивам сказок: «Коза», «Гребешок», «Коготки»…
Физминутки по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь»… Беседы: «Путешествие в страну сказок», «На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Наши любимые сказки»…                                               
Совместная деятельность воспитателя с детьми: Знакомство детей со сказкой: «Козлятки и волк», «Теремок», «Маша и медведь», «Репка», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок – чёрный бочок, белые копытца», «Лиса и заяц», «У страха глаза велики», «Три медведя»…

Совместная деятельность воспитателя с родителями: провести родительское собрание  (познакомить с предметно-развивающей средой группы), информировать родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей  младшего дошкольного возраста. Информация представляется в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаются советы, пожелания, консультации:  «Влияние сказки на речевое развитие ребенка»,  «Как и когда рассказывать сказки», «Особенности чтения сказок о животных», «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам» и др.

Совместно с родителями пополнить  библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, раскрасками по сказкам, дисками для прослушивания.

Совместно с родителями пополнить театральный уголок различными видами театра.

Итоговый этап.                                                                                                                   Привлечение родителей к оформлению участка: поделки изготавливаются из пеньков и бросового материала — знакомые детям герои сказок.  В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, я надеюсь получить от своей работы такие результаты:

  1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  4. Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.

               Литература:

1.  Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.                                                                           2.  Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

3. Белобрыкина О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов — М., 2011.                                       4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. — М., 2010.                                      5. Гербова В. В., Ильчук Н. П.  «Книга для чтения в детском саду и дома», М., 2015.                                                                                                                       6. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.                                                             7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. ,перераб. и доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 304 с.                                                                                                             8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.                                             9. Тимофеева Л.Л. Расскажем сказку интересно. Интерактивные сказки для дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2011.№3. 104-119 с.                        10. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М.:ТЦ Сфера, 2017. – 288 с. – (Развиваем речь).

Мартыненко Н.Г., Толстых Т.В. В гостях у сказки: проект // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 05.01.2022).

Авторы проекта: Мартыненко Наталия Геннадьевна, Толстых Татьяна Владимировна – воспитатели.

Вид проекта: ролевой — игровой, творческий.

Участники проекта: дети младшего возраста, воспитатели, родители, муз. работник, физ. работник, изо. работник.

База, реализации проекта: МБДОУ ДС «Калинка», г. Волгодонск.

Актуальность: Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. 

Если знакомить детей младшего возраста с театрализованной деятельностью, то это позволит: наиболее гармонично развить психические процессы; решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа; преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость; приобщить воспитанников к художественной литературе, сформировать у них любовь и интерес к книге. 

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.

Театр – единственный вид деятельности, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, целеустремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В то же время, несмотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы нашего проекта.

Содержание работы

Сроки реализации

Предполагаемые

 результаты

1.

Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке».

В течение года

Интерес к музыкальным произведениям.

2.

Чтение сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке».

В течение года

Развитие навыков речевого общения. Интерес к сказкам.

3.

Пошив костюм к театрализации сказок «Теремок», «Репка».

В течение года

Обеспечение образовательного процесса костюмами для театрализации.

4.

П/И: 

«Лохматый пес», «У медведя во бору»; «Хомка», «Буратино»; «Ветерок»; «Цветок»; «мыши водят хоровод»; «Лиска-лиса»; «Гуси», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит».

В течение года

Сплочение детского коллектива.

5.

Чтение стихотворений, потешек.

В течение года

Развитие слухового восприятия, эмоционального восприятия. Развитие навыков речевого общения. Умение применять знания в самостоятельной деятельности.

6.

Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?».

В течение года

Умение применять знания в самостоятельной деятельности.

7.

Пение детских песенок «Два веселых гуся», «Песенка крокодила Гены», «Песенка Чебурашки», «Песенка мамонтенка».

В течение года

Развитие слухового восприятия, эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.

Побуждение к экспериментированию с возможностями голоса, звукоподражанием.

8.

Разучивание музыкально – ритмических движений;

В течение года

Сплочение детского коллектива.

9.

Просмотр сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса»,  «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке».

В течение года

Формирование интереса к знакомым сказкам.  Умение сопереживать героям произведений.  Приобщение детей к духовным ценностям.

Умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Расширенный и активизированный словарный запас детей;

Развитие звуковой культуры речи.

Интерес к русским народным сказкам.

11.

Рисование любимых героев сказок.

В течение года

Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник рисования.

12.

Анкетирование родителей.

Сентябрь 2019 г.

Пополнение материальной базы и информационных ресурсов.

13.

Акция «Подари книжку в садик».

Сентябрь 2019 г.

Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.

14.

Консультации на темы: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Сентябрь

2019 г.

Родительский уголок.

15.

Рассказывание сказки «Теремок» по сюжетным картинкам.

Сентябрь

2019 г.

Развитие речевого общения.

Умение удерживать внимание, слушая короткий текст, рассматривая репродукцию.

16.

Лепка – колобок.

Сентябрь

2019 г.

Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник лепки.

17.

Строительная игра «Теремок».

Октябрь 2019 г.

Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник конструирования.

18.

Консультация для родителей «Роль книги в жизни детей»; «Влияние сказки на развитие детей» (логопед).

Октябрь 2019 г.

Родительский уголок.

19.

Создание книжки – малышки по мотивам любимой сказки.

Ноябрь 2019 г.

Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.

20.

Интегративное занятие «Игрушечные сказки».

Ноябрь 2019 г.

Эмоционально-эстетические чувства.

21.

Вернисаж «В гостях у сказки».

Декабрь 2019 г.

Эмоционально-эстетические чувства. Интерес к русским народным сказкам.

22.

Акция «Подари книжку в садик».

Декабрь 2019 г.

Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.

23.

Изготовление фигурок пальчикового театра, плоскостного театра.

Январь 2020 г.

Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.

24.

Проведение выставки «Вернисаж – «Наши любимая семейная сказка»».

Январь 2020 г.

Эмоционально-эстетические чувства.

25.

Игра-драматизация по произведению «Колобок».

Февраль 2020 г.

Формирование у детей интереса к играм – драматизациям, умение отражать некоторые простые действия и имитировать действия персонажей, передавать не сложные эмоциональные действия персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жесты, движения.

26.

Игра-драматизация по произведению «Теремок».

Март 

2020 г

Формирование у детей интереса к играм – драматизациям, умение отражать некоторые простые действия и имитировать действия персонажей, передавать не сложные эмоциональные действия персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жесты, движения.

27.

«Книжкина больница» (наблюдение за работой взрослого по ремонту книг).

Январь 2020 г.

Оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книге.

28.

Инсценировка сказок совместно с воспитателем «Репка».

Апрель 2020 г.

Формирование у детей интереса к играм – драматизациям, умение отражать некоторые простые действия и имитировать действия персонажей, передавать не сложные эмоциональные действия персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жесты, движения.

29.

Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»).

Апрель 2020 г.

Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник конструирования.

30.

Трудовой десант: «Посади на участке группы: дерево, куст, цветок».

Май 

2020 г.

Сплочение детского коллектива

31.

Создание лепбука «Наши любимые сказки».

Май

 2020г.

Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК.

      Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Таким художественным словом является и экологическая сказка. Трудно отрицать роль экологических сказок в развитии правильной устной речи.

    Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.  Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

      Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а так же конечным результатом. Эти сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы, побуждают к эмоциональному высказыванию, а значит,  способствуют развитию речи детей и речевого творчества. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.  Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, вывод в конце сказки  и  вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. 

        Я хочу представить вам авторскую экологическую сказку  для детей младшего дошкольного возраста «Цветочная полянка». Все мы знаем,  сколько радостных эмоций вызывают у малышей цветы, особенно первоцветы. Реакция у большинства дошколят на эту красоту одинакова, — сорвать! Можно и нужно говорить о том, что растения живые и рвать их не следует, а ещё необходимо  обратить внимание детей на пчёл, собирающих, нектар, объяснить для чего они это делают. Затем  можно рассказать и показать, используя фланелеграф,  эту сказку.

Цветочная полянка

      На лесной опушке, где всегда с раннего утра ласково пригревало солнышко, была красивая зеленая полянка. С приходом лета на полянке выросли душистые белые  ромашки. Не далеко от полянки дикие пчелки построили себе  домик. И как только ромашки начинали распускаться, пчелки спешили  на полянку и начинали собирать нектар. С утра до вечера трудолюбивые пчелки носили нектар в  улей, кормили маленьких пчелок  и делали из нектара сладкий, ароматный мёд. Иногда, к их домику приходил мишка, пчёлки угощали его мёдом и косолапый сластёна был очень рад такой дружбе.

      Однажды на полянку пришли дети, Маша и Вова.  Они гуляли не далеко, а, заметив красивые  цветы, прибежали и принялись рвать их. Очень быстро полянка опустела, на ней осталась только трава. Ребята пошли домой.  Пока они шли, цветы завяли, и дети их выбросили.

   Прилетели пчелки на полянку, а там ни одного цветочка, летали, летали они, да так и вернулись в свой улей ни с чем. Огорчились пчёлки, а их детки остались голодные.   На следующий день улетели они  искать другую полянку, чтобы построить там новый домик и кормить своих деток. Пришёл мишка на полянку в гости к пчёлкам, полакомиться сладким мёдом, а на полянке ни цветов, ни пчёлок.  Удивился  косолапый  —  куда всё подевалось? Побродил по пустой полянке, загрустил и пошёл домой.

После показа сказки, необходимо поговорить с ребятами, о чём была сказка?, Правильно ли поступили дети?, Почему нельзя рвать цветы?

    Ещё одна экологическая сказка поможет детям запомнить,  что заяц меняет шубку и понять, зачем он это делает?

Как зайчишка от лисы спрятался

      Однажды летом появился  в лесу маленький серенький зайчик. Жил он в своём домике, норке.  Каждый день выходил зайчишка из норки погулять и вкусной сочной травки пожевать.  Однажды бежала мимо лиса. Увидел её зайчишка, испугался,  притаился среди кустиков, сидит не шелохнется. Лиса не заметила его, потому что  серая  шубка на фоне травки, цветов и кустиков, не видна, и побежала дальше. Какая замечательная у меня шубка, подумал зайчик!

      Наступила зима, выпал снег. Всё белым-бело. Вышел зайчишка из норки кору с веточек погрызть, а лиса снова тут как тут, испугался зайчишка, замер, а лисичка снова мимо пробежала и не заметила его. Обрадовался зайчик, но удивился, травы и цветов нет, всюду снег, как же лиса не заметила его? А потом посмотрел на свою шубку и понял, шубка-то белая стала, и поэтому на белом снегу не видна. Ах, какая замечательная шубка у меня, снова подумал зайчик!

    В беседе с детьми необходимо закрепить,  о чём  сказка?, Что помогло зайцу спастись от лисы?  Можно так же перечислить и других врагов зайца, подчеркнув необходимость его маскировки при помощи цвета.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов старших и подготовительных групп

Тема: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений);основная характеристика связной речи – понятность для окружающих.

Словесное творчество дошкольника — продуктивная деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений в основе которого лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы).

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта.

Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым.

— Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни

— Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

— Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря.

— Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». На отвлеченную тему: «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы, сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям можно предложить такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?»  Если дети затрудняются, педагог подсказывает («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказа рассказа, педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Например: Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса.

 Вспомогательные вопросы являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

 Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

 Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

 Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед. Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром фильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

 Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Педагог обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет.

 Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1.Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2.Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3.Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4.Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? (Весна-красна,  весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая трава весной? (Зеленая, нежная, мягкая, травушка-муравушка, росистая) Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая)».

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами, описаниями и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов – не только считалок, но и дразнилок – часто увлекает детей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка; дом – в реке живет сом). На этой основе появляются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска.

Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Большие затруднения у детей вызывает подбор точных эпитетов, метафор для передачи эмоционального состояния, своего поведения и других людей, построение предложений разных видов. Часто предложения короткие и однотипные. А также выполнение заданий творческого характера: придумывание загадок, стихов, сказок. Развитие эмоционально-выразительной функции речи детей — хорошая основа для возникновения и формирования в дальнейшем художественного восприятия и элементов художественного воображения в словесном творчестве. В обогащении восприятия особое значение имеет искусство. Слово может быть не только средством воображения, но и его «строительным материалом». Активность ребенка реализуется в овладении языком. Это проявляется в словесном творчестве детей в широком смысле этого слова, дети манипулируют, играют стихотворными формами (ритмом, рифмой, образами). Особенности первых ритмических стихотворных форм были отмечены К. И. Чуковским. Дневниковые материалы подтверждают характеристики, данные им первым проявлениям словесного творчества детей. Они возникают чаще всего во время беготни или игры, повторяются несколько раз, поэтому короткие и всегда проникнуты чувством радости. К. И. Чуковский отмечал тяготение ребенка к «явным нелепицам», » перевертышам», часто встречающимся в детской и народной поэзии. В «перевертышах», небылицах ребенок посредством воображения «разрывает» связи между предметами и явлениями, их постоянными признаками, «отстраняется» от них, а затем связывает в новые сочетания. Таким образом «расшатываются» стереотипно сложившиеся ассоциации, активизируется мышление и воображение. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием более эффективных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, направленные на создание творческого продукта в речевой деятельности.

Для обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста проводится ряд упражнений:

— подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?)

— узнавание предметов по эпитетам (круглый, красный, сочный – что это?)

— подбор действий к предмету(что делает собака?)

— подбор синонимов(большой, огромный,…)

— распространение и дополнение предложений  (дети идут куда? Зачем?)

— составление предложений с определённым словом.

С целью конструирования слов, словосочетаний и предложений используется:

— приём образования однокоренных слов (зайка-заинька-зайчишка)

— придумывание созвучных слов(трава-дрова, лягушка-погремушка)

— составление достаточного длинного предложения в игре «От каждого по словечку» (ёжик, ёжик бежал, ёжик бежал по дорожке,….)

Для воспитания у детей чуткости к слову, усвоения имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными оттенками дошкольниками используется приём: найти в сказке ласковые слова; слова, обозначающие маленький предмет; изменить любое слово так, чтобы оно имело ласкательную или увеличительную форму (к примеру, в сказке «Заяц-хваста» — «Как заяц называл свои усы, лапы, зубы?» — «Усищи, зубищи, лапищи». — «А как можно их назвать ласково?»).
Прием подбора синонимов к характеристикам героев сказок (Алёнушка в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — нежная, заботливая, добрая; Ведьма — злющая, хитрая). Игровые упражнения, используемые для развития лексико-грамматического строя речи: «Узнай героя сказки по описанию», «Не называя его, скажи о нём», «Слова — друзья», «Как бы ты ещё сказал», «Слова-спорщики», «Загадки», «Заветные слова», «Подбери фразу по смыслу», «Чьи следы». Наиболее эффективным средством для развития связной речи и речевого творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста являются наглядные модели и графические схемы, которые помимо основных задач способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, активизации опыта детей.На первых этапах работы дети учатся выделять основные персонажи сказки, воспроизводить их действия путём использования условных заместителей, пересказывать с помощью взрослого отдельные эпизоды сказки, составлять небольшие сочинения. Примером игровых упражнений являются «Чудесный мешочек», «Расскажи сказку», «Придумай сказку», «Придумай новый конец сказки». Началом работы в рамках этого этапа обучения дошкольников стало ознакомление со схемой развития сюжета сказки:1) Жил-был… Кто? Какой он был? Чем занимался?;

2) Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?;

3) Встретил какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?;

4) Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?;

 5) Где наши друзья стали жить? Что стали делать?

 Для рассказывания сказки по схеме дети старшего дошкольного возраста используют следующие приемы композиционного сказочного повествования:

— традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве…»);

— концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал — молодец»);
— связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»);

— последовательность появление персонажей, наличие положительных и отрицательных героев, волшебных предметов.

 Наряду с рассказыванием по предложенной схеме детям старшего дошкольного возраста предлагается игровые упражнения, с использованием приемов развития словесного творчества дошкольников:

— изменение сюжета знакомой сказки или коллаж из сказок. Например, в книге перепутались все страницы, и злой волшебник превратил сказочных героев: Буратино, Красную Шапочку и Колобка в мышек. Детям предлагается придумать сюжет новой сказки. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, но важно не забывать о главных, первоначальных героях — и получится “коллаж сказок”.

— составление сказочного сюжета с участием известных героев. С заменой героев, но сохранением сюжета; с заменой сюжета, но сохранением героев произведения; с сохранением героев и сюжета, но с заменой времени и результата действия);
придумывание новых названий к сказкам;

составление сказки из одного слова, когда рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Например, слово “девочка” — “Жила-была девочка, которая…” и т. д.;

 составление сказки из фразеологизмов, когда знакомство с фразами, которые часто встречаются в сказках и рассказах помогают понять их настоящий смысл. Например, составление сказки из фразы “Крокодиловы слезы” — “Каждое утро капризная девочка лила, крокодиловы слезы. Это всем очень надоело…” и т. д.;
случайные сказки — это рассказы о забавных случаях из реальной жизни. Например, «Шел мелкий дождь. На участке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг…»

рассказы о забавных случаях воображаемой жизни. Например: «Мы стояли на перекресте трех дорог возле большого камня, а на нем надпись: «Прямо пойдешь — доброе дело сделаешь своему другу; направо пойдешь — с другом расстанешься навсегда; налево пойдешь — красивую игрушку найдешь». — Какую из дорог вы выберите? — Почему? — Какое доброе дело можем сделать для своего друга?

составление сказки о бытовых предметах. Например, составление сказки о злом пылесосе или доброй микроволновой печке.— придумывание сказки с середины в качестве помощи предлагается затейливое начало и понятный, яркий конец, а дети придумывают середину, где в основном и развивается сюжет;— рассказывание старой сказки по — новому (Они привыкают, что лиса — хитрая, волк — злой, Золушка — трудолюбивая, а ведь иногда полезно сломать сформированные стереотипы. За основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти).— метод “перевирания сказок”, развивает у детей чувства юмора, они начинают понимать иронию, лукавство. Такие эксперименты в сказках помогают быть активными, проповедуя гуманизм и добро. Во время перевирания сказок дети могут менять их содержание, не оставаться равнодушными на зло.— сказки из шуточных вопросов могут подсказать детям сказочный сюжет или его начало. Иногда шутка в вопросе видна сразу же, но часто такой вопрос как бы провоцирует спрашиваемого ребёнка. Например, детям задаётся вопрос «Что медведь ест зимой?», смышлёный ребёнок отвечает, что медведь спит зимой. Вот тут — то и следует перейти к сказке “А я слышала про такого необыкновенного медведя, который зимой не засыпал, потому что любил поесть…” Далее дети сочиняют сказку о необыкновенном медведе.

Для развития у детей старшего дошкольного возраста способности к сочинению сказок мы, в первую очередь, создаем условия: уголки ряженья, театры, книжные уголки, уголки творчества. Все это является благоприятной средой, способствующей словесному творчеству.

Консультация для воспитателей
«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности
у детей младшего дошкольного возраста»

Тема: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста».

   Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.

                                      Таков этот народный великий педагог родное слово!».

    Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

    В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

      Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин: сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка; речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых; значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений; постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов; существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

     Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.        Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать только те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:

формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;

совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии;

развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;

формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение;

формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания;

формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного);

профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами — кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Поговорим о них более подробно.

1. Диалог-образец.

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например: «Где кукла? », «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.

3. Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

5. Распространение.

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.

6. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики — чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время.

7. Звукоподражание — эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.

8. Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: « Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», « Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

9. Выбор.

Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

10. Поручения.

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

11. Опосредованное общение.

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

12. Пескотерапия — это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

13. Продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

14. Замещение.

Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры- имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

15. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

16. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

17. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.

Лэпбук по сказкам — Лэпбук по развитию речи «В гостях у сказки»

Публикация «Лэпбук по развитию речи «В гостях у…» Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки
Образовательная область «Развитие речи» является одной из самой актуальной проблемой современной действительности. В тесном взаимодействии с родителями, как с первыми педагогами своего ребенка, выносишь эту проблему на первое место, ведь в зависимости от того как развита речь…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Лэпбук «Дюймовочка» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки
Авторы : Магомедова Наталия Леонидовна и Березина Наталья Юрьевна. Возраст детей :6-7 лет (подготовительная группа) Цель создания лэпбука: познакомить с писателем Г. Х. Андерсеном на основе его произведения — сказки «Дюймовочка». Содержание лэпбука : первый кармашек : «Загадки»…

Лэпбук «Любимые сказки» Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки
Лэпбук «Любимые сказки» Составитель Абрамова Юлия Андреевна «Что такое ЛЭПБУК?» Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, которую я стала изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми – «ЛЭПБУК». «ЛЭПБУК» –…

Лэпбук для младшего дошкольного возраста «Дом сказок» Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки
Лепбук для младшего дошкольного возраста «Дом сказок» в виде домика с открывающимися дверцами. Детали соединяются колечками. Основа из плотного картона обклеена самоклеющейся плёнкой. Надпись и все иллюстрации выполнены из фетра и приклеены на горячий клей. В окошечке сверху…

Лэпбук по сказкам — Лэпбук «Путешествие по сказкам»

Лэпбук «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки
ЛЭПБУК «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Лэпбук «В гостях у сказки» представляет собой картонную папку-передвижку . На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по теме. Основной целью моей работы…

Фотоотчет о занятиях по изготовлению лэпбука «В гостях у сказки» Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом….

Лэпбук «В гостях у сказки» Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки
Сегодня хочу немного раскрыть тему русских народных сказок. Так, что же такое сказка? Сказка-один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий…

Страницы:

Как использовать экологический лэпбук в работе с дошкольниками

Экологический лэпбук, конечно же, стоит использовать на занятиях по познанию окружающего мира: брать оттуда наглядность, интересные факты, стихи, пословицы и пр. Кроме того, пособие незаменимо для индивидуальной работы.

Дошкольник может просто рассматривать его, незаметно для себя повторяя пройденный материал, усваивая важные знания. Также воспитатель может предлагать ребятам дидактические игры из лэпбука:

  1. «Составь цепи питания». Посредством шнуровки ребёнок составляет цепи питания, сначала простые, а затем более сложные.

  2. «Сортировка мусора». Педагог предлагает карточки изображением мусора, которые они должны распределить по контейнерам.

  3. «Чей след». Ребёнку предлагаются карточки с изображениями лесных животных и их следов. Задача — соотнести след с конкретным животным.

  4. «Накорми птичек». Дошкольнику предлагается изображение четырёх птичек и их любимая еда. Нужно накормить пернатых, чтобы помочь им перезимовать. Еда на липучках крепится к «кормушкам» под птичками.

  5. Пазлы на экологическую тематику.

Лэпбук «Экология» — незаменимое интерактивное пособие

Каждой его компонент даёт возможность сконцентрировать внимание дошкольников на определённом важном аспекте такой глобальной темы, как защита природы. Действуя с объектами, опираясь на наглядность, ребёнок усваивает важные знания, выделяет характерные свойства предметов и объектов и сам получает удовлетворение от найденного решения

Для какого возраста подойдёт экологический лэпбук

Хотя знания о природе, взаимодействии живых организмов друг с другом и окружающей средой дошкольники получают уже в младшей группе, экологический лэпбук детям всё же лучше предлагать в старшем звене. Ведь главная цель этого пособия — донести до ребят мысль, что необходимо беречь свою родную планету, чтобы избежать серьёзных проблем.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки

Экологический лэпбук, затрагивающий глобальные проблемы человечества, детям лучше всего предлагать в страшем дошкольном возрасте

Конкретные задачи экологического лэпбука следующие:

  1. Дать представление о науке экологии.
  2. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе.
  3. Закрепить правила поведения в природе.
  4. Дать представление о Красной книге, лекарственных растениях.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки

Старшие дошкольники уже могут осознать, что за наука экология

  • Развеянный ветром как пишется
  • Развеять как пишется правильно
  • Развивались как правильно пишется
  • Развивать или развевать как пишется
  • Развивать скорость как пишется