Развитие речи детей 3 4 лет через чтение сказки план по самообразованию

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 цветик семицветик.план работы по самообразованиюна 2019-2020 учебный год.тема: развитие связной речи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Цветик – Семицветик».

План работы по самообразованию

на 2019-2020 учебный год.

Тема: «Развитие связной речи у детей в средней группе»

Составитель: Саляхова И.А.

                                                      г. Кировград

Тема:«Развитии связной речи у детей в средней группе»

Цель: выявить эффективность использования в развитии связной речи у детей.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.
  2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
  3. Привить навыки культуры речи, правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи, расширить круг знаний об окружающем мире, преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Актуальность

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мышления составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Ожидаемые результаты: 

-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

-появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

. 

             сроки

                                             Содержание деятельности

       Сентябрь.

1. Работа с методической литературой.

Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей.

2. Разработка плана работы по данной теме.

3. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников.

Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

4. Подбор практического материала

Цель: составить картотеку

Октябрь.

1.Составление папок-передвижек для родителей:

«Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет», «Уровень развития речи 4-5 лет».

Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи.

2. Консультация для родителей: «Развития связной речи у детей».

Цель: познакомить родителей с понятием «связная речь.»

4. Рассказывание об игрушке.

Цель: формировать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке.

Ноябрь.

1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Составление описательного рассказа.

Цель: формировать умение пересказывать сказку выразительно передавая диалоги персонажей.

2. Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами».

Цель: формировать умение составлять рассказ по картине с помощью воспитателя и самостоятельно; закреплять знания детей о кошке

 (внешнем виде, повадках).

3.Оформление папки «Как Учить стихотворения.»

Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

Декабрь.

1. Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

Цель: привлечение родителей к работе по развитию речи.

2. Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла».

Цель: обучение описательного рассказывания

3. Праздник Новый год.

Цель: формировать умение составлять рассказ об этом празднике, закреплять и расширять словарь детей по теме «Праздник Новый год».

4. Подготовка детей к новогодним праздникам. Разучивание стихотворений, песен.

Цель: отработка у детей четкой дикции и интонаций.

Январь.

1.Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».

Цель: формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины.

2. Рассказывание об игрушках.

Цель: формировать умение описывать предмет не называя его, задавать вопросы и отвечать на них; развивать навыки диалогической речи.

3. Дидактическая игра «Профессии».

Цель: рассказывать о какой-либо профессии

4. Беседа «Снеговик» (в совместной деятельности на прогулке).

Цель: упражнять детей в умении составлять связной рассказ; развивать наблюдательность, внимание, наглядно-действенное мышление.

Февраль.

1. Родительское собрание «Развитие речи детей в средней группе».

Цель: ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи.

2. Подготовка к выступлению на празднике «Наши папы смелые, ловкие, умелые».

(разучивание стихотворений, песен).

Цель: отработка у детей четкой дикции и интонации.

3. Дидактическая игра «Времена года».

Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ о временах года, выделять различия между ними,

4. Описание овощей.

Цель: закреплять умение правильно называть овощи, описывать цвет, форму и другие качества.

Март.

1. Подготовка детей к выступлению на празднике «Мама – солнышко мое».

(разучивание стихотворений, песен).

Цель: закреплять умение четко произносить слова.

2.Составление описательного рассказа по картине «Куры».

Цель: формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины.

3.Консультация для родителей «Речь и веселый мяч».

Цель: обучение родителей приемам и методам развития речи в игровой форме.

4. Пополнение папки «Учим стихи».

Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

Апрель.

1. Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок.

Цель: формирование правильного звукопроизношения

2.Составление описательного рассказа об игрушках

Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушках.

3. «Космос».

Цель: заинтересовать детей для составления рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ; воспитывать интерес для познания всего нового.

Май -июнь

1.Беседа о транспорте. Составление описательного рассказа.

Цель: обогатить и уточнить представления о транспорте; помочь составить описательный рассказ о транспорте

2. дидактическая игра «Мое любимое занятие».

Цель: формировать умение детей составлять и рассказывать о любимом занятии.

3. Составление описательного рассказа по картине «Лето».

Цель: закреплять умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины,

Июль-август

Разработка плана по самообразованию на 2017-2018 учебный год.

Список литературы:

1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. — М.: Эксмо, 2013. — 48 c.
2. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. С.И. Карпова. Речь, 2012. — 144 c.
3. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз — словечко, два — словечко» / Е.В. Колесникова. — М.: Ювента, 2012. — 72 c.
4. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. — СПб.: Детство-Пресс, 2016. — 128 c.
5. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. — СПб.: Речь, 2010. — 190 c.
6. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 48 c.
7. Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ /Учебное пособие / И.П. Носенко. — М.: ЦПО, 2009. — 96 c.
8. Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 192 c.
9. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова. — Мн.: Совр. школа, 2010. — 80 c.
10. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 c.
11. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 288 c.
12. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 176 c.
13. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 48 c.
14. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 c.

Тема:«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Цель: изучить пути, средства и методы для формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, к природе и культуре родного края

Задачи:

  • Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  • Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.
  • Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
  • Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

 Александр Владимирович Запорожец.

 В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков, и молодежи.    

  Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

  Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

Раздел

Срок

Содержание работы

Методическая работа

В течении года

— изучение нормативных документов;

— чтение конкретных педагогических периодических изданий;

— чтение методической, педагогической и предметной литературы;

— обзор в интернете информации по образовательным областям;

— посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

— дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

— проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

— изучение и внедрение новых технологий;

— общение с коллегами в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

— участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;

— работа с родителями;

— информация для родителей по данной теме.

 (консультация, анкетирование, памятки)

— разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

— доклады, выступления на родительских собраниях.

Работа с детьми

Сентябрь

Беседа: «О добре и зле»

Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Беседа: «Что такое дружба?» 

Коллективная работа «Дружная планета»     

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Картотека игр.                     

Октябрь

Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия»

Занятие «Семья и родной дом»

Беседа: «Наша родина Россия»

Беседа:«Природа родного края» (просмотр презентации)

Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

 Фото-выставка «Улицы нашего города».

Ноябрь

Беседа: «О бабушках и дедушках»

Беседа: «Никого роднее мамы в целом мире нет»

Занятие: «Русские матрёшки»

Занятие (рисование): «Моя мама лучше всех»

Занятие (лепка): «Знакомый портрет»

Занятие (аппликация): «Маме буду помогать»

Занятие (конструирование): «Букет для мамочки».

Оформление стенгазеты «Моя мама лучше всех!»

Ознакомление с символикой России, города.

Декабрь

Беседа: «Рождество Христово»

Занятие (аппликация): «Рождественская звезда»

Коллективная работа «Рождественская сказка»

Беседа: «Семейный праздник-Новый год!»

Подготовка и проведение праздника «Новый год!»

Январь

Беседа: «Рождественская Ёлочка»

Выставка «Рождественская ёлочка»

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Посещение комнаты – музея «Русская изба» в учреждении. Развлечение «Игры наших бабушек».

Февраль

Беседа: «Главные праздники России».

 Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Март

 Беседы «Моя мама – лучшая на свете».

Выставка детских работ «Мамин портрет».

Апрель

Беседа: «Великая Пасха»

Занятие (рисование): «Пасхальное яйцо»

Беседа: «Космос».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Май

Занятие:«Наш удивительный мир. Отношение ребенка к природе»

Выставка рисунков «Наш удивительный мир»

 Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы)

Утренник, посвящённый Дню Победы.

Июнь

Разработка плана по самообразованию на 2018-2019 учебный год.

Работа с семьёй

Сентябрь

Памятка: «О воспитании доброты в детях»

Консультация для родителей: «Будем добры»

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

 Фотовыставка «Моё любимое место в городе»

Октябрь

Консультация: «Известные люди о воспитании любви к Родине»

Консультация: «Воспитание маленького гражданина».

Ноябрь

Памятка: «Создание благоприятной семейной атмосферы»

Оформление альбома «История нашего города».

Декабрь

Памятка: «Православные праздники»

Январь

Консультация: «Искусство наказывать и прощать»

Февраль

Памятка: «10 заповедей родителей»

Конкурс плакатов «Защитники Отечества»

Март

Консультация для родителей: «Посеешь привычку……»

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех»

Апрель

Консультация: «Этикет для родителей и детей»

«Акция посади дерево»

Работа по благоустройству территории детского сада. Озеленение территории учреждения.

Май

Консультация:»9 Мая. День Победы»

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Июнь

Беседа: «Воспитание культуры общения у дошкольников»

Список литературы:

1.Е.В.Баринова «Знакомство с вежливыми словами» — Ростов н/Д: Феникс, 2012г

2. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников».

3. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».

4. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».

5. А.Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.

6. Л.М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                               «Центр образования №12»

ПЛАН РАБОТЫ

 ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА»

                                                               Составила:     воспитатель

  Анохина  Е.В.

Тула, 2019г.

Актуальность

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Новизна: научная новизна исследования заключается в развитии речевых способностей младших дошкольников путем использования малых форм фольклора в игровой деятельности, в сочетании с обучением и подражанием взрослому человеку.

Цель: формирование компонентов устной речи детей раннего возраста.

Задачи:

Образовательные:

— формировать умение  воспринимать разнообразные формы фольклора:  колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки;

— создавать условия для развития слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизировать словарный запас детей;

—  формировать умение детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие:

— развивать у детей раннего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.

— побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.);

— развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности           (выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения).

Воспитательные:

 — вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества

— формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

— обогащать чувства, воображение и речь детей.

— воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

Построение работы с учетом следующих принципов:

  • Наглядности
  • Последовательности
  • Деятельности  
  • Дифференцированного подхода
  • Возрастной дифференциации
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
  • Принцип вариативности


       Методы:

  • словесные (беседы, рассказывание, чтение художественной литературы,
    прослушивание аудиозаписей);
  • наглядные (рассматривание книг, иллюстраций);
  • практические (дидактические игры, показ тематических театрализованных  постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках)

     Предполагаемый результат

  • словарь детей к концу году обогатился  новыми словами, оборотами, выражениями;
  • сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • у родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

      Используемая литература

  1. Гербова В.В. «Русские народные песенки, потешки, небылицы, скороговорки». Книга для чтения в детском саду 2-4 года. Москва Оникс 2006г.
  2. Неганова Н. «Русский фольклор в жизнь малышей». Дошкольное воспитание, 1995, №10.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста»,с.8;
  4. Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г.«Фольклор для маленьких»,с.51
  5. Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей»,с.9
  6. Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,2004г «Фольклор в познавательном развитии», с.46
  7. Журнал «Дошкольное воспитание»: №12,2007г. «Занятие для детей раннего возраста» ,с.122

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Провести диагностику по развитию речи детей первой младшей группы Б.

Разработать план работы по теме.

Рассказывание детям потешек, закличек.

«Возрастные особенности развития речи детей 2-3 лет»- консультация для родителей.

Октябрь

Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

Знакомство детей с русской народной игрушкой (матрешки, неваляшки)

Консультация «Фольклор в повседневной жизни малышей»

Ноябрь

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы

Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок в книжках с русскими народными сказками, потешками.

Привлечение к созданию библиотеки красочных книг с русскими народными сказками, потешками.

Декабрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми

Разучивание и проговаривание потешек, закличек.

Участие в досугах, развлечениях

Январь

Изучение темы «Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста»

Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок, творческих работ  «Моя любимая сказка»  

Конкурс совместных творческих работ «Моя любимая сказка»

Февраль

Создание картотеки  упражнений для пальчиковой гимнастики

 Выполнение пальчиковой гимнастики. Проговаривание вместе с воспитателем , повторение действий воспитателя.

Мастер-класс «Мальчик пальчик, где ты был?»

Март

Изучение темы «Влияние загадок на речевое развитие детей 2-3 лет», составление картотеки загадок для малышей.

Знакомство с загадками. Разгадывание загадок (прямые, с ответами, обманки).

Индивидуальные беседы «Влияние загадок на речевое развитие детей 2-3 лет»

Апрель

Изучение темы «Знакомство с закличками,  потешками о солнышке»

/со специалистами ДОУ: логопед, инструктор по ФК/

Развлечение «Маленькие солнышки-помощники большого солнца» С участием учителя-логопеда

Консультация «Воспитание трудолюбия»

Май

Самоанализ плана по самообразованию.

Открытое занятие по развитию речи с использованием макета «Домашние животные и их детеныши»

Развлечение «Наша дружная семья» с участием музыкального работника

Презентация проекта «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №87 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани РТ

План работы по самообразованию

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ»

воспитателя детского сада Ахметшиной Ляйсан Габделкадимовны

Образование – высшее, Татарский государственный гуманитарный институт, учитель английского языка

Стаж педагогической работы – 21 год

Квалификационная категория –  первая квалификационная категория

Курсы повышения квалификации –  «Языковое обучение дошкольников в условиях билингвизма», ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Дата начала работы над темой – 1 сентября 2025г.

Предполагаемая дата окончания работы – 31 мая 2026г.

Цель: 

— повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;

— систематизация работы по реализации системы мероприятий, направленных на развитие детей через ознакомление с окружающим миром.

Задачи:

Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.

Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.

Развивать словесно — логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.

Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

Изготовить папки – передвижки.

Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.

Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).

Актуальность.

К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико — фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т.д.) интегрированные занятии.

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.

Месяц

Содержание работы

Практический выход

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи в подготовительной группе»

1. Провести диагностику детей по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

2. Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:

— дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Буквы на шнуровке», «Из какой сказки?»)

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь — Ноябрь

1. Проработать отобранную литературу

2. Программа

Т.И Гризик. Речевое развитие детей 6-7 лет.

3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

5. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 9. — с. 28-34.

6. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. — N 11. — с. 8-12.

1. Внести в речевую зону:

— дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика «Я читаю»;

— сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».);

2. Беседы:

— «Что я знаю о себе»;

— «Речевой аппарат».

3. Знакомство с пословицами и поговорками о труде:

— Земелька черная, а белый хлеб родит.

— Торопливый дважды одно дело делает.

— Без труда нет плода.

— Муравей не велик, а горы копает.

— Больше дела — меньше слов.

4. Знакомство с потешкой «Чистая водичка моет Вове личико», считалкой:

Начинается считалка:
На дорогу села галка,
Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

5. Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях (например):

Слёзо-носо-вытиратель

В группе вашей

(Воспитатель.)

Наших душ, ума строитель –

Мудрый школьный наш …

(Учитель.)

6. Составление рассказов по сюжетным картинкам:

— «Осень».

— «Осень в лесу».

— «По грибы».

7. Чтение, беседы по рассказам, пересказ:

— «Осень» И. Соколов-Микитов.

— «Лес осенью» И. Соколов-Микитов.

— «В лесу» И. Соколов-Микитов.

— «Грибы» И. Соколов-Микитов.

8. Чтение и заучивание стихотворений:

— И. Бунин «Листопад» (отрывок).

— С. Городецкий «Первый снег».

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Декабрь — Январь

1.Проработка журналов из методического кабинета.

2. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений по теме.

1. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

-Что летом родится, то зимой пригодится.

— Без шубы и валенок — и зима без конца.

-Мороз не велик, да стоять не велит.

-Хороший снежок урожай сбережет.

-Мороз ленивого за нос хватает.

-Солнце на лето, зима на мороз.

2. Знакомство с потешкой «Продавец книг», считалкой:

Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

3. Чтение и беседы по рассказам:

— «Четыре желания» К. Ушинский.

— «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

— «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

4. Составление рассказов по сюжетным картинкам:

— «Зима».

— «Зимние забавы».

4. Чтение и заучивание стихотворений:

— С. Есенин «Поет зима – аукает».

— С. Есенин «Пороша».

— С. Есенин «Береза».

6. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

— «Зимовье зверей».

— «Снегурочка».

— В. Сутеев «Новогодняя ёлка».

7. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

— «надуем шарик»;

— «запасливые хомячки»;

— «Снежинки»;

8. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

— «Погреем пальчики»;

— «Дед Мороз»;

— «Фонарики»;

9. Театрализованная деятельность:

— Новогодний театрализованный праздник.

— Настольный театр «Зимовье зверей».

— Инсценировка по сказке «Маша и медведь».

Познакомить родителей с играми 

 (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

Февраль — Март

Анализ и оценка знаний детей

1.Внести в речевую зону:

— дидактические игры: «Сложи слово», «Сочини сказку», «Азбука», «Букварик»;

— сюжетные картинки («Веса», «Птицы прилетели»);

2. Знакомство с пословицами и поговорками о весне:

— Весной трех погожих дней подряд не бывает.

— Весна красна цветами, а осень пирогами.

— Весенний дождь лишним не бывает.

— Весною сутки мочит, а час сушит.

— Весною сверху печет, а снизу морозит.

3. Составление рассказов по сюжетным картинкам:

— «Весна».

— «Птицы прилетели».

4. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:

— «Играющие собаки» К. Ушинский.

— «Сыновья» В. Осеева.

— «Помощница» Е. Пермяк.

— «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

5. Театрализованная деятельность:

— Настольный театр.

— Театрализованная неделя (последняя неделя марта».

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Апрель — Май

1. Анализ и оценка своей деятельности.

2. Продолжение работы с детьми по теме «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы».

3. Корректировка планов.

4. Работа с литературой.

Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей. Показ сказки…

Беседы с родителями: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Дата публикации: 03.05.17

Отчет по теме самообразования «

Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте».

Всем добрый день, уважаемые коллеги!

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник
.

Китайская пословица гласит
:

Так и ребенок усваивает все проч «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму»
.

но и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном
действии ребенка в процессе познания
действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания
, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Актуальность моей темы:

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними, позволяют узнать их свойства, качества, возможности, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель


:

создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:


1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создавать условия для исследовательской активности детей
.

3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость
, изобретательность, творческую активность
; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования
, развивать познавательные способности
.

4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования
в повседневной жизни.

)
Этапы работы:

ØИзучить теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

ØСоздать картотеку опытов
и экспериментов
.

ØРазработать перспективный план
по второй младшей группе на год

ØСоздать условия для организации
экспериментальной деятельности детей в группе.

ØОформить и провести консультации
для родителей по данной теме.

ØОформить папки-передвижки
в родительский уголок.

ØСоздать и оформить живой уголок в группе

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»
; научно-методический журнал «Методист»
— статья «Экологическая лаборатория в д/с»
автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с»
статьи
: «Маленькие экологи»
В. С. Афимьина; «Мы – волшебники»
Л. Б. Петросян; «Школа фокусников»
Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах
: maam.ru, nsportal.ru.

Я старалась так организовать детскую деятельность
, в том числе самостоятельную
, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов
я подбирала правильный дидактический материал
, и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам
: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Во время наших экспериментов
дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности для нашей « младшей группы №3
. «Центр детского экспериментирования» и открыли в этом центре «Мини-лабораторию»
.

«Мини-лаборатория»

оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

-приборы-помощники
: лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал
: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)
;


медицинские материалы
: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;

-прочие материалы
: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал
: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Здесь дети проводят самостоятельную
и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды
– научить детей задавать вопросы, самостоятельно
искать и находить на них ответы.

Я стараюсь включать экспериментирование
в различные виды деятельности
: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность
. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей
.

Моя экспериментальная
работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить
с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме
, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Я знакомила детей со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли

:

Так, в процессе экспериментирования
я обучала воспитанников своей группы
:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы
    : анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности
    , осуществлять эксперимент
    ;
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Мой опыт показал, что экспериментальная
деятельность вовлекает, «притягивает»
к себе не только воспитанников нашей группы
, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества
. Использую различные методы взаимодействия с семьей
:

  • наглядные,
  • словесные,
  • практические
    .

С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам
:

Консультации
«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Эксперименты на кухне»; «Познаем природу»; «Организация детского экспериментирования дома»
; «Игры с водой и песком. Это интересно!»; «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;
Выпустила папки-передвижки по данному вопросу. Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Привлечение родителей к дальнейшему пополнению атрибутами, коллекциями нашей «Мини-лаборатории».

Совместно с родителями в нашей группе создали «Наш огород»

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желаниевникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

Наши родители участвовали в конкурсах поделок из природного материала, пополняя наш природный уголок.

В результате работы за год я:

  • Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
  • Создала картотеку опытов и экспериментов
    .
  • Разработала перспективный план по второй младшей группе на год
  • Создала условия для организации экспериментальной
    деятельности детей в группе.
  • Провела консультации для родителей по данной теме.
  • Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Познавательно — исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребенка — дошкольника, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности!

Такой метод обучения как экспериментальная деятельность
, достаточно мощно активизирует познавательный
интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Я считаю, что моя деятельность по теме самообразования прошла успешно, достигнуты определенные результаты в области «Познание».

В перспективе планирую продолжить в следующем году в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и различных режимных моментах.

Спасибо за внимание!

Светлана Кожихова

У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не могут крепко схватывать игрушку. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности –пальцев рук, следует с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Развитие моторики пальцев способствует формирования речи, а также оказывает благотворное влияние на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста
. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.

В этом году наметила углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями. Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности детей.

Для достижения цели мной были поставлены задачи
:

1. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений рук, гибкости рук, ритмичности;

2. Развитие воображения, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия
;

3. Обогащение предметно — развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук;

4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Методы и приемы работы,которые использую в процессе развития у детей мелкой моторики пальцев рук это
:

Массаж кистей рук (погладь ежика, сожми и разожми или пощупай мешочек с шариками)
.

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

Пальчиковые игры со стихами;

Пальчиковый театр;

Лепка из пластилина;

-нетрадиционные техники рисования
: кистью, пальцем и т. д. ;

конструирование
: с кубиками и кирпичиками, крупным строителем, работа с конструктором ЛЕГО;

Лабиринты;

Дидактические игры;

Шнуровка;

Игры с мелкими предметами;

Пазлы, мозаика.

Игры с прищепками (игровые макеты «зима»
, «весна-лето»
);

Игры с пирамидками и матрешками

Игры на панно «Путешествие в сказку»
.

Поставленные цели по самообразованию
в начале учебного года
:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Оформить родительские стенды, написать буклеты, памятки для родителей,

5. Составить и провести консультацию для родителей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?»
.

6. Составить план работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

7. Составить план работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

8. Сделать игровые пособия и макеты по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения,помогает создать благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает усидчивость, память, внимание, а также умение слушать и понимать.

Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики
: «Пальчиковая гимнастика»
, «Пальчиковые игры»
.

Во время совместной и самостоятельной
деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Играя в сказки, мы тем самым развиваем пальцы рук, их гибкость, что способствует развитию речи, но и развитию интереса к театрализованным играм, так как в них активно задействованы пальцы.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия
. В своей работе для лепки я использовала пластилин и тесто для лепки. Сжимая и разжимая пластилин в руке и работая с ним-ребёнок тренирует руки и пальцы, что приводит к благоприятным последствия для мелкой моторики пальцев рук ребёнка.

Также детям предлагала раскрашивать заготовки или раскраски согласно их возрасту, для укрепления мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Играя ежедневном детьми с конструкторами Лего, крупным и мелким строителем и сооружая многочисленные и разнообразные постройки, у детей развиваются пальцы, их гибкость и хваткость пальцев рук, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение. Еще одним из интересных занятий является собирание пазл, нанизывание бусин на шнурок.

В течение всего года мною была проведена работа по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми
:ежедневно
: пальчиковые игры, мальчиковая гимнастика, пальчиковый театр «Сказка в гости к нам пришла»
, игры с прищепками, игры со шнуровками, игры с Лего, игры с крупным и мелким строителем, игры с шариками, игры с бусинами, игры с игровыми макетами «Зима»
, «Лето»
, игры с настольной и напольной мозаикой, игры с пазлами-вкладышами, игры с ежиками (самомассаж
, рисование и закрашивание раскрасок и заготовок (пальцем, кисточкой, работа с пластилином (самомассаж пальцев
, упражнения на сжимание и разжимание пальцев).

detsad 181817 1464988674
detsad 181817 1464986997
detsad 181817 1464987019detsad 181817 1464987042

Работа с родителями – очень важна в моем направлении работы, так как от знаний и умений родителей в данном направлении будет способствовать развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в домашних условиях.Для этого я использовала наглядные папки-передвижки на темы
: «Пальчиковая гимнастика»
, «Развитие мелкой моторики пальцев рук через различные виды деятельности в домашних условиях». Была подготовлена консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях и ДОУ.

В дальнейшем я буду продолжать пополнять предметно-развивающую среду игровыми пособиями, играми, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности
, интереса к различным видам деятельности.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.

Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Наибольшего качества самообразование достигает тогда, когда педагог знает, что от него потребуют результат.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Работа по самообразованию может быть:

Формы самообразования:

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается.

ИТАК, тема по самообразованию каждый год новая.

    ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО научиться пользоваться библиотекой. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Выбор тем для самообразования

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями.

Тематикой самообразования также может быть:

    одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Оформление материалов по самообразованию

Педагог сам определяет в какой форме ему удобнее накапливать материалы по самообразованию: это могут быть ксерокопии с подчеркиванием важных мыслей или элементов/ конспектов занятий/ других материалов или выписанная в письменном виде информация. Материалы накапливаются в папке по самообразованию. Здесь же хранится план работы по самообразованию: План может содержать примерную разбивку по месяцам

План работы по самообразованию
Воспитатель________группы №_____МДОУ д/с №____
Тема:_________________________________________
Цель:

Задачи:__________________________________

Литература:

    _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________

Алгоритм составления отчета по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В конце учебного года педагог представляет отчет о проделанной работе. Отчет может включать в себя:

Советы педагогам, занимающимся самообразованием:

1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей , определение темы по самообразованию, составление плана работы, подготовка практического материала.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результата работы для педагогов без квалификационной категории: доклады, проведение мероприятий по теме самообразования. Для педагогов 1/ высшей квалификационной категории — консультации для коллег, перспективные планы и конспекты занятий, программы.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности.

Возможные проблемы педагогов по вопросам самообразования

и пути их решения

Возможная проблема

Пути решения

    Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, а так же статистические данные.
    По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
    Составьте план или схему полученных при изучении материалов. Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
    Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в с детьми.

Примерная тематика
— Экологическое воспитание в семье.
— Нравственное воспитание старших дошкольников.
— Культурологический подход к воспитанию.
— Воспитание культуры межнационального общения.
— Деятельность воспитателя по ребенка.
— Социально-педагогическая деятельность воспитателя с неблагополучными семьями.
— Воспитание дошкольников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
— Технология индивидуальной работы с дошкольниками.
— Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.
— Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников.
— Традиции детского коллектива.
— Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи по трудовому воспитанию дошкольников.
— Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами фольклора….

«Самообразование педагогических работников»

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

    Выделите из многообразия проблем ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность проблемы, перспективность и практическую значимость для воспитательно-образовательного процесса.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

    Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
    Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме Включите современные взгляды на проблему Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

    По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

    Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

    Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Самообразование педагогов. Подготовка к отчету по самообразованию.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.

Работа по самообразованию может быть:

    индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.

Формы самообразования:

    работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями; участие в работе научно-­практических конференций, семинаров; наработка материала по исследуемой проблеме.

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов.

Отчет по самообразованию может включать в себя:

    название темы цели задачи предполагаемый результат этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы

письменный отчет должен включать в себя выводы и результаты работы, рекомендации для других педагогов. Объем отчета в компьютерном варианте – 3 – 5 страниц. Длительность доклада – 5 — 7 минут.

Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.

На страницах этого раздела собраны готовые планы, отчёты и программы по самообразованию. Они содержат актуальный и перспективный опыт Ваших коллег по данному вопросу. Уверены, что он будет полезен и Вам.

Строим своё самообразование, используя положительный опыт коллег.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10
из 2559
.
Все разделы
| Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию

Педагогический совет «Самообразование — основа успешной работы педагога» с применением АМО-технологии

Цель
: выявление влияния самообразования
на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагога Задачи
: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к самоанализу и саморазвитию
в процессе организации методической работы 2. Показать…

План по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3–4 лет»

Воспитатель
: Сальвассер Кристина Евгеньевна Сроки
: 2019-2020уч/год Вид работы
: практический Актуальность
: Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее…

Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию — План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Публикация «План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста…»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУМЯЧСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА — ДЕТСКИЙ «СОЛНЫШКО» План по самообразованию воспитателя Богатыревой Ирины Александровны По теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Шумячи 2018 –…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

В рамках темы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» выбрала для себя тему по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки». Реализуется с детьми средней группы(4-5 лет. «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию…

План работы по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Цель: Изучить способы, методы и приёмы для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет; повышение компетенции по вопросам…

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры». Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи. Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: — научить детей различать основные…

Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию — Самообразование на тему «Роль загадки в воспитании детей дошкольного возраста»

«Не мыслят надобно учить,а учить мыслить.»-говорил Эммануил Кант. Цель:выяснить,какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей. Задачи: -научить детей отличать загадки от других произведений; -сформировать навыки…

План по самообразованию педагога 1 категории «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4–5»

План по самообразованию педагога 1 категории по теме «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5″ Цели и задачи работы:1.Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество,…

Боровская областная санаторная школа-интернат

Воспитатель младшей группы: Кижеватова Н.Н.

Итоговый отчет по теме самообразования

Самообразование — есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Воспитательная система нашей школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением — отдаленностью от места проживания детей. Большой процент наших воспитанников из многодетных, неблагополучных, неполных семей.

Ребенок, попавший в новые условия проживания, начинает испытывать трудности познавательного и коммуникативного характера. Формирующаяся, неустойчивая детская психика чутко реагирует на любые воздействия извне, т.к. социальная ситуация является одним из главных факторов личностного развития ребенка.

Учитывая неустойчивое социальное положение семьи, попадание ребенка в незнакомый коллектив и все вытекающие отсюда проблемы, определила следующие задачи:

    помочь детям найти свое место в обществе сверстников;

    учить умению выстраивать продуктивные личные контакты в социальном окружении.

Проблема адаптации ребенка в нашей школе для меня имеет одно из приоритетных значений.

Тема:
«Адаптация и развитие личности в новых условиях проживания с учетом сохранения здоровьесбережения».

Цель:
создание благоприятных условий для сохранения здоровья и самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

    Создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.

    Развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно- исторических ценностей, развитие творческой активности.

    Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

    Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в организации и управлении учебно-воспитательным процессом, в деятельности творческих и общественных объединений.

    Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.

    Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

Считаю, что внеурочная работа в группе — это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций.

Внеурочная учебная работа дает дополнительные возможности в плане дифференциации и индивидуализации воспитания школьников, оказания индивидуальной педагогической помощи.

Для достижения указанной цели в своей работе использую следующие направления работы:

    Гражданско-патриотическое воспитание;

    Правовое воспитание;

    Художественно-эстетическое воспитание;

    Физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование санитарно-гигиенический культуры;

    Трудовая подготовка и профориентация воспитанников;

    Экологическое воспитание;

В своей работе использую формы:

    изучение личных дел и медицинской документации ребенка;

    индивидуальные и групповые беседы;

    диагностические методики;

    воспитательные часы;

    открытые мероприятия;

    игры;

    экскурсии;

    практикумы;

    конкурсы, соревнования.

С целью более успешного протекания адаптационного периода в первый учебный месяц планирую больше мероприятий, способствующих сплочению детского коллектива: игры на знакомство, экскурсии, прогулки, занятия по интересам. Первичный диагностическо-прогностический тренинг, который провожу в первые дни пребывания детей в школе, позволяет более подробно изучить личность воспитанника.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У воспитанника изменились социальное окружение и система деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт. Длительное психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети с ослабленным здоровьем являются наиболее подвержены дезадаптации.
Восприятие ребенком школьной жизни, развитие отношений с одноклассниками может быть непредсказуемыми. Очень важен процесс адаптации для воспитателя, который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно группы и отдельных ребят.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Тесты, опросники помогают выявить:

Особенности общения со сверстниками;

Особенности общения с педагогами, со взрослым;

Особенности поведения: поведенческая саморегуляция, умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания;

Эмоциональное состояние: адекватность переживаний, личная тревожность, эмоциональная устойчивость;

Мотивационная сфера: позитивное отношение к школе, ориентация на самостоятельное получение знаний.

Действия воспитателя в тревожный адаптационный период:

1. снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в группе;

2. познакомить детей друг с другом и классным руководителем;

3. познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;

4. познакомить воспитанников с условиями, правилами проживания в группе.

Задачи самообразования:

1. Изучение методической литературы.

2. Изучение личности воспитанников.

3. Изучение и применение воспитательных технологи й.

4. Обобщение по теме самообразования.

Индивидуальную самообразовательную работу осуществляла с помощью:

    средств массовой информации;

    оргтехники;

    библиотек;

    творческих дел и заданий;

    обмена опытом коллег.

В рамках повышения квалификации посетила курсы:

    «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе санаторной школы-интерната»;

    «Особенности гендерной социализации в процессе воспитания».

    «Воспитательные технологии в образовательном пространстве детских домов и школ-интернатов».

Изучала литературу

Автор: Лутовинова Ольга Александровна
План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».

Автор: Лутовинова Ольга Александровна

Самообразование по теме:

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».

Воспитатель: Лутовинова О.А. МБДОУ «Илекский детский сад «Теремок»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования;

разработать перспективный план работы с детьми;

выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности;

обогащать чувства детей, воображение и речь;

воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность:

несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Речь в жизни человека — это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Малый фольклор не только развивает устную речь детей, но и влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

План работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Февраль – август

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

7. Л.Ф.Обухова детская (возрастная) психология. М., Российское педагогическое агенство. 1996 г.

Работа с детьми и родителями

Сентябрь

Чтение русских народных сказок.

«Лиса и Котофей Иванович»

«Волшебное кольцо»

«Царевна Несмеяна»

«Никита Кожемяка»

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей».

Инсценирование русской народной сказки «Колобок на новый лад».

Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

Октябрь

Считалки, русские народные песни.

Вечер хороводных игр «Капустница»

Ноябрь

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры и упражнения».

Декабрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку».

Январь

Разучивание пословиц, поговорок, частушек.

«Это вовсе не безделки с русским чаем посиделки» (творческий вечер с участием родителей).

Февраль

Знакомство с чистоговорками, закличками, потешками.

Развлечение «Широкая Масленица».

Консультация для родителей «Чистоговорка – дело не шуточное».

Март

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам.

Познакомить детей с жанром народного творчества – колыбельные песни.

Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама».

Консультация для родителей «Пойте своим детям колыбельные».

Апрель

Разучивание скороговорок, стихов, песен о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Май

«Путешествие в страну фольклора».

Открытое занятие «Путешествие в страну фольклора».

Самореали-зация

Сентябрь

«Использование элементов устного народного творчества как средство развитие речи детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Скачать работу

comments powered by HyperComments

  • Развитие речи веселые рассказы носова старшая группа
  • Развитие рассказа господин из сан франциско
  • Развитие речи в средней группе на тему собака со щенятами составление рассказа
  • Развитие болезни коронавируса по дням рассказы переболевших
  • Развивающие рассказы для детей 6 лет