Развитие рассказа господин из сан франциско

Конспект урока литературы в 11 классе тема: ощущение катастрофичности бытия в рассказе и. а. бунин господин из сан-франциско цели: проанализировать

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема:
Ощущение катастрофичности бытия в рассказе И. А. Бунин «Господин из
Сан-Франциско»

Цели:
проанализировать рассказ И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»;
выявить особенности творческого метода писателя;

Задачи:

Общеобразовательные:
познакомить с термином “синестетическое описание”.;
углубить знания о биографии и особенностях творчества И.А.Бунина;
исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной
деятельности.

Результаты:

Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
умение
анализировать явления
историко-литературного процесса, владение литературоведческой терминологией.
В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно –нравственным
ценностям литературы серебряного века, формирование собственного отношения
эпохе рубежа веков; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к
литературе.
В коммуникативной сфере: умение создавать устные монологические
высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере: понимание литературы как словесно искусства,
формирование эстетического вкуса.

Развивающие:
развивать умение выделять главное в тексте;
развивать навыки самоконтроля;
развивать монологическую речь;
совершенствовать навыки анализа и обобщения.

Результаты:

Метапредметные
Воспитание думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения
критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.

Воспитательные:
совершенствовать навыки общения;
формировать гуманные качества личности;

воспитывать
культуру учебного труда;
воспитывать интерес к литературе серебряного века

Результаты:

Личностные:
развитие познавательной активности учащихся; формирование
нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к эпохе
и литературе, их оценка; использование для решения познавательной и
коммуникативной задач различных источников ( словари, дополнительная литература
и др.)

Литература:

1.Бунин,
И. А. Собрание сочинений: в 6 т. / И. А. Бунин. – Москва: Художественная литература,
1987 – 1988

2.Волков,
А.В. Проза Ивана Бунина /А.В. Волков. — М.: Москов. рабочий, 1969. 448 с.

3.Михайлов
О.  Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. – М.: Современник,
1976, 279с.

Тип
урока:
урок углубленной
работы над текстом произведения

План
урока:

I.
Организационный момент (2 мин.)

II.
Мотивация учебной деятельности.  Постановка целей урока.  (5 мин.)

III.
Актуализация знаний и умений. (3 мин.)

IV.
Усвоение нового материала. (30 мин.)

V.
Рефлексия (3 мин)

VI.
Дифференцированное задание. Выставление оценок (2 мин.)

Ход урока

I.
Организационный момент (2 мин.):

приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку.

II.
Мотивация учебной деятельности.  Постановка целей урока.  (5 мин.)

Работа
с эпиграфом:

«Горе
тебе, Вавилон, город крепкий!»

Задание:
ответить на вопросы. Как вы понимаете эти слова? Какой
библейский миф напоминает нам название города?

 Фронтальный опрос.

-Цели
ставят ученики.

-Слово
учителя.

III.
Актуализация знаний и умений. (3 мин.)

Задание:
Ответить на следующие вопросы:


Какое литературное направление играет ведущую роль в произведениях И.А.Бунина?

— Каково
значение термина «импрессионизм»?


Какие особенности творчества И.А.Бунина мы изучили на прошлом уроке?

IV.
Усвоение нового материала. (30 мин.)

Слово
учителя. Презентация.

Эвристическая
беседа.

Что вы знаете об Атлантиде и почему,
по-вашему, именно так Бунин назвал теплоход?
 (погибший мифологический
материк, — подтверждая, таким образом, близкую гибель парохода.
«Атлантида» является в рассказе двойственным символом: с одной
стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется
богатством и гордыней, то есть тем, от чего погиб Вавилон. Поэтому, в конце
концов, корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны,
«Атлантида» — олицетворение рая и ада, причем, если первое описано
как рай «осовремененный», то машинное отделение впрямую называется
преисподней)

Найдите и зачитайте цитату, которая
доказывает, что машинное отделение ассоциируется с адом
 («ее
последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, — та, где
глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди
каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по
пояс голыми людьми, багровыми от пламени…»)

Какой мотив развивается в описании
«середины» парохода? Как этот мотив проявляется на лексическом уровне?

(Мотив обманчивости видимого, иллюзорности внешнего
благополучия. Обозначаемые признаки обнаруживают  свою противоположность, в
описании концентрируются оксюморонные сочетания и семантически противоречивые
сравнения, сравните: «грешно-скромная девушка», «нанятые влюбленные»,
«красавец, похожий на огромную пьявку».)

Имеет ли образ главного героя какое-либо
личностное начало? Обоснуйте свое мнение.
(Образ главного героя лишен у Бунина
личностного начала: он не имеет имени (не названы по имени так же его жена и
дочь), предыстория его не содержит никаких индивидуализирующих черт и оценивается
как «существование», противопоставленное «живой жизни»; телесный образ сводится
к нескольким ярким деталям, которые  выделяются крупным планом и, развивая
мотив цены, подчеркивают материальное начало: «… золотыми пломбами блестели его
крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая голова»

Какие ценности  существуют для» господина»?

(Герой отрицает духовные ценности. Как пример –
иронический перечень целей путешествия «господина из Сан-Франциско»,
максимально расширяющий пространство текста. Для него на первом месте- ценности
материальные. Хотя мы и не можем сказать, что господин ведёт аморальный образ
жизни, но мы не видим никаких проявлений его духовности. Для него деньги
затмили всё).

А.
П. Чехов писал об  особенностях стиля Ивана Алексеевича: «…это очень ново,
очень свежо и очень хорошо, только слишком компактно, вроде сгущенного
бульона». Писатель стремится не только всесторонне и обстоятельно описать
предмет изображения, но конкретизировать его особенность, место в окружающей
обстановке. Для Бунина-художника не существует незначительных мелочей, каждая
несет необходимую информацию, складываясь в общую картину жизни. И если уж
деталь или слово выбрано художником, то они несут максимально возможную
нагрузку. Так, в рассказе Бунин очень подробно описывает маршрут планируемого
путешествия семьи господина, распорядок дня на «Атлантиде». Каждая деталь
подчеркивает иронию писателя над «вещными» интересами

Удивительно,
что Бунин, который всегда славился тем, что не прибегал в отличие от Чехова к
повторяющейся детали, в данном случае неоднократно использует прием повторения,
нагнетания одних и тех же действий, ситуаций, деталей. Он не удовлетворяется
тем, что подробно рассказал о распорядке дня на пароходе. С тем же тщанием
писатель перечисляет все, что делают путешественники, прибыв в Неаполь. Это
опять первый и второй завтраки, посещение музеев и старинных церквей,
обязательный подъем на гору, пятичасовой чай в отеле, обильный обед вечером…
Здесь так же все рассчитано и запрограммировано, как и в жизни господина из
Сан-Франциско, который уже вперед на два года знает, где и что ему предстоит.
На юге Италии он будет наслаждаться любовью молоденьких неаполитанок, в Ницце
любоваться карнавалом, в Монте-Карло участвовать в автомобильных и парусных
гонках и играть в рулетку, во Флоренции и Риме слушать церковные мессы, а потом
посетит Афины, Палестину, Египет и даже Японию.

Однако нет
в этих самих по себе очень интересных и привлекательных вещах подлинной радости
для людей, пользующихся ими. Бунин подчеркивает механичность их поведения.

Найдите
в тексте подтверждение этому.

(Они не
наслаждались, а «имели обычай начинать наслаждение жизнью» с того или
другого занятия; у них, видимо, отсутствует аппетит, и его необходимо
«возбуждать», они не прогуливаются по палубе, а им «полагается
бодро гулять», они «должны» взгромождаться на маленьких серых
осликов, осматривая окрестности, они не выбирают музеи, а им обязательно
демонстрируют чье-нибудь «непременно знаменитое» «Снятие со
креста». Даже капитан корабля предстает не как живое существо, а как
«огромный идол» в своем шитом золотом мундире). Капитан корабля –
языческий идол», «пассажиры – идолопоклонники», «ресторан – храм». Современная
эпоха изображается Буниным как господство нового «язычества» — одержимость пустыми,
суетными страстями и порабощенность.

Писатель
делает своих знатных и богатых героев пленниками золотой клетки, в которую они
сами себя заточили и в которой они беззаботно пребывают до поры до времени, не
подозревая о приближающемся будущем. Это будущее среди них подстерегло пока
одного только господина из Сан-Франциско. И это будущее – была Смерть! Мелодия
смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения,
незаметно подкрадываясь к герою, но постепенно становясь ведущим мотивом.

Найдите
в тексте слова, отрывки, в которых пробивается мотив смерти.

(Вначале
смерть предельно эстетизирована, живописна: в Монте-Карло одним из любимых
занятий богатых бездельников является «стрельба в голубей, которые очень
красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета
незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю». Затем намек на
смерть возникает в описании портрета наследного принца одного из азиатских
государств, милого и приятного в общем человека, усы которого, однако,
«сквозили, как у мертвого», а кожа на лице была «точно
натянута». И сирена на корабле захлебывается в «смертной тоске»,
суля недоброе, и музеи холодны и «мертвенно-чисты», и океан ходит
«траурными от серебряной пены горами» и гудит как «погребальная
месса».)

 Что вы можете сказать о Лоренцо и о жителях острова Капри? Сравните
их с пассажирами «Атлантиды».

Вторая
часть рассказа с точностью до наоборот повторяет первую. По иронии судьбы герой
возвращается на родину в трюме той же «Атлантиды». Но он больше не интересен ни
гостям судна, которые продолжают жить по своему распорядку, ни хозяевам, потому
что он не оставит теперь денег в их кассе. Продолжается и жизнь в Италии, но
герой рассказа уже не увидит красоты гор, моря (он не видел их и тогда, когда
был жив). Деньги иссушили в нем чувство прекрасного, ослепили его. А потому он,
миллионер, господин из Сан-Франциско, лежит сейчас в ящике из-под содовой в
трюме корабля, т.к. более подходящего места для него не нашлось. Смерть его была
быстро забыта как некая неприятность, не стоящая внимания. Лишь одно дочь тихо
роняла слезы над телом умершего.

Как
можно объяснить появление в тексте рассказа образов Дьявола и Богоматери?

(Социальный
конфликт в рассказе есть проявление более общего конфликта – вечной борьбы
добра и зла).

В
чём же заключается ощущение катастрофичности бытия?

Прекрасная
«Атлантида» — огромный многоярусный корабль, “созданный гордыней Нового
Человека со старым сердцем”, — движется в обратном направлении, и опять
путь её лежит “среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как
погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном”. С
одной стороны, всё повторяется: бушует океан; клокочут “страшные в своей
сосредоточенности силы” в машинной утробе корабля; извивается в показной истоме
“тонкая и гибкая пара нанятых влюблённых”; блещут шелками и бриллиантами
богатые пассажиры. С другой стороны, всё необратимо изменилось, ибо нет
больше того единственного господина из Сан-Франциско, который так нелепо умер
посреди всеобщего праздника и тем самым остался в памяти не запомнивших его
имени встречных. 

Прекрасная
«Атлантида» — наглядная модель человеческого общества, где одни
легкомысленно блаженны за счёт других, задавленных тяжестью труда, где и тем и
другим недосуг думать о смерти, которая рядом, а значит, и о жизни, проходящей
бесследно. 

О
чём плачет автор в конце рассказа?

“Плакал,
пиша конец”… О трагической хрупкости человеческого бытия. О бессмысленной
трате бесценного дара — жизни. О “тупиковости «материального» человеческого
существования, о жизни человека как пути в смерть” (А.Архангельский). Обо “всех
страждущих в этом злом и прекрасном мире”. О том, что никто не знает, какая
судьба ему уготована, как неведома участь мощного корабля, “тяжко одолевавшего
мрак, океан, вьюгу”…

Слово учителя.

Неотвратимость
катастрофы незримо присутствует в рассказе. Поездка на  Капри оказывается для
господина из Сан – Франциско последней. Он не придает значения пасмурной погоде
при высадке на остров («даже с утра не было солнца»), не замечает бледности
дочери (она видит накануне плохой сон), принимает как должное искусственные
приветствие, услужливость и почтительные поклоны слуг отеля (Лоренцо). И вот
он, долгожданный апофеоз дня – ужин (момент счастья, то, ради чего работал всю
жизнь).  Тем неожиданнее смерть. «Господин из Сан-Франциско сел в глубокое
кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув
головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листком…— как
вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась,
глаза выпучились, пенсне слетело с носа… Он рванулся вперед, хотел глотнуть
воздуха — и дико захрипел…»  В ее внезапности заложен глубочайший философский
смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на завтра, но никому из
нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя
купить за деньги. Герой рассказа потратил молодость ради иллюзорного счастья в
будущем, но он и не замечает, как бездарно прошла его жизнь.

Слово
учителя. Перейдем к анализу языкового уровня произведения.

Язык произведений Бунина ярок, точен,
выразителен. Этот художник слова развивает русские традиции, но в то же время
является новатором в литературе. Не случайно его называют
писателем-импрессионистом.

Бунин, подобно художникам-импрессионистам,
передаёт тонкие настроения, психологические нюансы, показывает нам
действительность не в застывшем виде, а в подвижности и изменчивости.

Изображение пейзажей на картинах
художников привычно. Не менее привычным для нас является описание природы в
литературных произведениях.

Применительно к писательской технике И.А
Бунина используют термин “синестетическое описание”. Это
выражение произошло от слова “синестезия” — сложное восприятие,
при котором взаимодействуют и смешиваются ощущения, характерные для разных
органов чувств:

  • слуха,
  • зрения,
  • обоняния,
  • осязания,
  • вкуса.

Задание:
Записать новый термин и его значение в тетрадь.

Задание:
Привести примеры синестетического описания в рассказе “Господин из
Сан-Франциско”.

  • Зрительные
    ощущения: “красные огоньки”, “волны, как чёрное масло”, “золотые удавы от
    фонарей”, “ярче засияла кают-компания”;
  • осязание
    и обоняние: “ветер теплее, благовонней”; “сладко пахнет в Италии земля
    после дождя, особый запах есть у каждого её острова””
  • слух:
    “загремел и шлёпнулся в воду якорь”, “наперебой понеслись отовсюду
    яростные крики лодочников” и т.д.

Задание:
ответить на вопрос
: С какой
целью использует автор подобные описания?

Описания в рассказах Бунина погружают читателя в
мир образов, помогают увидеть, услышать, потрогать, одним словом,
“прочувствовать” то, что испытывают герои произведения, сам автор, в итоге,
понять идею рассказа и испытать наслаждение от прикосновения к искусству.

V.
Рефлексия (3 мин.)

Задание:
Продолжить фразу “Я сегодня…”

VI.
Дифференцированное задание. Выставление оценок (2 мин.)

1.     Прочитать
рассказы «Темные аллеи», «Лёгкое дыханье».

2.     Написать
небольшое сочинение (7-10 предложений) на тему:

1 вариант. Своеобразие
лирики И.Бунина и ее место в русской поэзии «серебряного века».

2 вариант. Философия любви в творчестве И.А.Бунина
(на основе рассказов «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник».)

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

20.10.2021 19:51:38

Автор: Борис Саакян


Путешествие — способ познания себя и мира.
  Существует мнение, что, путешествуя, человек познает себя и мир. Действительно ли это так? Я думаю, большинство людей хотя бы раз в своей жизни отправлялись в дорогу. Путешествуя, люди могут попадать в разные непредвиденные ситуации, из которых приходится находить выход. Действуя по обстоятельствам, а затем анализируя свои поступки, человек начинает лучше понимать себя.
   Как после путешествия герой возвращается на родину другим человеком, мы наблюдаем в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Когда-то на признание Татьяны в любви герой ответил, что не готов к семейной жизни и с ним она никогда не будет счастлива. Но через несколько лет странствий Евгений, возвратившись в Москву и снова встретив на балу Татьяну, понимает, что влюблен, и теперь готов ответить взаимностью. Автор ясно даёт нам понять, что за время странствия с героем произошли значительные перемены: поменялись его взгляды, отношение к жизни и окружающим людям. Теперь Онегин понимает, что семейная жизнь, возможно, была бы для него спасением от многих проблем. Можем мы сказать, что путешествия помогли герою узнать себя лучше ? Я думаю, да.
   Но не только постигнуть себя помогают путешествия. Посещая новые места, невиданные ранее города и страны, человек знакомится с другими народами, их культурой, историческими и архитектурными памятниками. Герой известного рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» отправляется в путешествие, чтобы в том числе познать мир. Автор сообщает, что главный герой работал всю жизнь не покладая рук. И вот он может отправиться в путешествие со своей женой и дочерью, чтобы отдохнуть, насладиться жизнью: он это заслужил. Во время путешествия господин, наконец-то, смог воспользоваться теми благами, привилегиями, о которых так долго мечтал, увидеть разные страны, памятники древности, познакомиться с новыми людьми.
   Из приведённых литературных примеров можно сделать вывод, что во время путешествия человек может измениться, начать по-другому относиться к себе и окружающим, как герой романа А.С. Пушкина, или, как описано в рассказе «Господин из Сан-Франциско», знакомясь с культурой других стран и народов, человек может познавать мир. Значит, можно смело сказать, что путешествие — способ познания себя и мира.


Здравствуйте, Борис!

Вам удалось написать сочинение, соответствующее требованиям в части объёма и аргументации с опорой на литературный материал. Вместе с тем следует обратить внимание на отсутствие глубокого анализа привлекаемых произведений, смелую интерпретацию, своего рода «подгонка» под тему сочинения. В работе есть нарушение логики развития мысли, однообразие грамматического строя.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Тему можно считать раскрытой.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Опора на литературный материал есть, но анализ привлекаемых для аргументации произведений выглядит скупо.

Путешествуя, люди могут попадать в разные непредвиденные ситуации, из которых приходится находить выход. Действуя по обстоятельствам, а затем анализируя свои поступки, человек начинает лучше понимать себя.
  Как после путешествия герой возвращается на родину другим человеком, мы наблюдаем в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

В романе путешествие вынесено за рамки сюжета: мы не видим, как Онегин путешествовал, о чём он думал, как он менялся. Домысливать мы не можем. Наша задача опираться на текст, а не на нашу свободную интерпретацию.

Обращаясь ко второму произведению, Вы продолжаете расставлять удобные для себя акценты:

Но не только постигнуть себя помогают путешествия. Посещая новые места, невиданные ранее города и страны, человек знакомится с другими народами, их культурой, историческими и архитектурными памятниками. Герой известного рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» отправляется в путешествие, чтобы в том числе познать мир.

Вы видите только одну сторону, но ведь рассказ И.А. Бунина не совсем о путешествии в прямом смысле слова. Слово «путешествие», «путь» наделяются в произведении символическим значением. Помните, что дальше произошло? Что же получается, что автор написал рассказ, чтобы показать, как не повезло богатому американцу: его внезапная смерть не позволила увидеть столько интересного?

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

Структура силлогизма выдержана: сочинение вписывается в традиционную структуру: вступление — основная часть — заключение. Но в работе есть нарушение логики, поэтому по данному критерию выставляется незачёт.

Совет: когда тема звучит в виде утверждения, старайтесь придумать вопрос, на который Вы будет отвечать, строя рассуждение. Например, Верно ли, что путешествие — способ  познания себя и мира? Почему путешествие — это хороший способ познания себя и мира? и т.д. Отчасти Вы именно так и поступаете, используя для перехода вопрос:

Существует мнение, что, путешествуя, человек познает себя и мир. Действительно ли это так? Я думаю, большинство людей хотя бы раз в своей жизни отправлялись в дорогу.

Совет по улучшению речевого оформления предложения. Существует мнение о том, что путешествия позволяют человеку не только познавать мир, но и себя.

Герой известного рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» отправляется в путешествие, чтобы в том числе познать мир. Автор сообщает, что главный герой работал всю жизнь не покладая рук. И вот он может отправиться в путешествие со своей женой и дочерью, чтобы отдохнуть, насладиться жизнью: он это заслужил. Во время путешествия господин, наконец-то, смог воспользоваться теми благами, привилегиями, о которых так долго мечтал, увидеть разные страны, памятники древности, познакомиться с новыми людьми. (Нет микровывода)

Из приведённых литературных примеров можно сделать вывод, что во время путешествия человек может измениться, начать по-другому относиться к себе и окружающим, как герой романа А.С. Пушкина, или, как описано в рассказе «Господин из Сан-Франциско», знакомясь с культурой других стран и народов, человек может познавать мир. Значит, можно смело сказать, что путешествие — способ познания себя и мира. (Где в рассказе И.А. Бунина изменение героя во время путешествия и где мы видим, что он стал лучше к себе относиться? Не смерть ли господина из Сан-Франциско относится к изменениям?)

К 4 (речь)+ 1 балл

Ошибки

Существует мнение, что, путешествуя, человек познает себя и мир. Действительно ли это так? Я думаю, большинство людей хотя бы раз в своей жизни отправлялись в дорогу. Путешествуя, люди могут попадать в разные непредвиденные ситуации, из которых приходится находить выход. Действуя по обстоятельствам, а затем анализируя свои поступки, человек начинает лучше понимать себя.

Однообразие грамматического строя. Такие повторы  обедняет речь.

Как после путешествия герой возвращается на родину другим человеком, мы наблюдаем в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Не очень удачно построено предложение.

Вариантов правки много:

Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой возвращается после путешествия другим человеком.

Герой романа А.С. Пушкина возвращается из путешествия…

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 3

Ошибки

Орфография — 0

Пунктуация — 2

Но через несколько лет странствий Евгений, возвратившись в Москву и снова встретив на балу Татьяну, понимает, что влюблен, и теперь готов ответить взаимностью.

Лишняя запятая. Однородные придаточные (понимает (что?), что влюблён и что готов ответить.

Во время путешествия господин, наконец-то, смог воспользоваться теми благами, привилегиями, о которых так долго мечтал, увидеть разные страны, памятники древности, познакомиться с новыми людьми.

В данном случае нет условий для постановки запятых.

Грамматика — 1

Но не только постигнуть себя помогают путешествия.

Неверно образована форма глагола. Постичь.

Общий вывод по работе

Итак, Борис ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над анализом привлекаемых произведением, логикой.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 4 Зачёт

Тема урока: Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско».

Цели урока: $I. Обучающие:

1) рефлексивная – формировать умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;

2) поисковая – формировать $умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи;

3) менеджерская – формировать умение планировать деятельность, время, ресурсы;

4) коммуникативная – формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс;

5) презентационная – развивать навыки монологической речи, умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

6) научно – практическая – совершенствовать навы$ки анализа литературного явления, умения отбирать главное, систематизировать явления, объединенные одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.

II. Развивающие:

1) развивать ассоциативное мышление;

2) активизировать творческую деятельность;

3) развивать навыки работы в группе.

$

III. Воспитательные:

1) воспитывать эстетический вкус;

2) воспитывать интерес к изучению творчества И. А. Бунина;

3) воспитывать толерантность (терпимость), умение выслушать другого и понять его точку зрения;

4) воспитывать нравственность и гуманизм.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Ведущая педагогическая технология: проектная деятельность.

Методы проектирования:

  • метод аналогии;

  • $

  • метод ассоциации;

  • метод неологии (использование чужих идей с обязательным изменением прототипа);

  • метод антропотехники (привязка свойств проектируемого объекта к удобству заказчика).

Оборудование: три компьютера с колонками, экран, проектор, портрет И. А. Бунина, плакаты с цитатами, три папки с рабочими материалами, литературоведческие словари, текст рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско», макеты словарей (брошюра, буклет, презентация).

Технологическая карта прое$кта

по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1- погружение в проблему

Формулирует:

  • проблему проекта

  • сюжетную ситуацию

  • цель и задачи

$

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы

  • вживание в ситуацию

  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2 — организация деятельности (планирование)$

Предлагает:

  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)

  • при организации групповой работы — распределить амплуа и обязанности в группах

  • $возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

  • планирование работы

  • разбивку на группы и распределение ролей в группе

  • выбор формы и способа представления информации

3 — осуществление деятельности (поиск)

$

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости учащихся

  • ненавязчиво контролирует

  • ориентирует в поле необходимой информации

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию необходимой информации

  • $консультируются по необходимости

4 – осуществление деятельности (продукт)

Не участвует, но:

  • консультирует по изготовлению и презентации продукта проектной деятельности

$Работают активно и самостоятельно:

  • подготавливают продукт и презентацию результатов

5- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты

  • подводит итоги обучения

Оценивает

  • глубину проникновения в проблему;

  • привлечение знаний из других областей;

  • $

  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

  • характер общени$я и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

  • эстетику оформления результатов проведенного проекта;

  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи

  • умение планировать и осуществлять работу

  • найденный способ решения проблемы

Осуществляют

  • $рефлексию деятельности и результатов

  • взаимооценку деятельности и ее результативности

Ход урока

Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность.

Бернард Шоу

I этап. Погружение в проблему.

Деятельность учителя

$Деятельность учащихся

Учитель.$ Накануне, проверяя ваши сочинения по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско», я прочитала в одном из них следующее: «Я не понял, о чем рассказ. Более того, я вообще не прочитал его до конца. Почему? Скучно! Непонятно! Для чего Бунин вдруг рассказывает о каких – то людях с волынками? Какое отношение к сюжету имеет старый рыбак Лоренцо? И где же символы? Пароход? Почему символ? Просто обычный пароход…»

Вот такое сочинение. Получается, что даже после анализа рассказа не все смогли увидеть в нем образы – символы и понять их значение. Получается, что проблема, которую, казалось, мы решили на прошлом уроке, кое для кого, увы, так и осталась нерешенной.

В связи с этим предлагаю еще раз обратиться к теме «Символы в рассказе «Господин из Сан – Франциско» с тем, чтобы попытаться как – то помочь автору сочинения.

Как по – вашему, эта проблема решаема?

$

Учитель. Согласна. Идея интересная. предлагаю реализовать ее через практико – ориентированный проект. Во – первых, есть социально значимая проблема. Во – вторых, есть реальный заказчик, ваш одноклассник. В – третьих, есть желание решить проблему, т.е. выполнить заказ.

Обсудим цель и сформулируем задачи.

$

Учащиеся.

В учебнике на странице 138 есть задание № 5, в котором авторы предлагают составить словарик символических образов в рассказе и объяснить их. А что если попробовать составить такой словарь. Тем более мы уже на прошлом уроке собрали наиболее значимые символы и дали им толкование.

Ученик.

Цель проекта: создать учебное пособие, необходимое для более глубокого осмысления значения символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Задачи:

$-собрать и систематизировать символы, использованные писателем в рассказе;

— изучить структуру литературоведческого словаря;

— выбрать форму словаря;

— издать словарь;

— апробировать в практической деятельности.

II этап. Организация деятельности (планирование).

$Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель. Определимся с формой словаря.

Учитель. Вижу – мнения разделились. Предлагаю разбиться на группы по убеждениям. И раз вы сами определили время, за 15 минут издать три словаря.

$

Но есть одно условие: словарь должен полностью отвечать всем требованиям: обложка, аннотация, статья «От авторов», слова расположены в алфавитном порядке, каждое слово имеет словарную статью. И еще, хотелось бы, чтобы в статье «От автора» прозвучала мысль о роли символов в рассказе «Господин из Сан – Франциско».

Времени у нас мало, поэтому предлагаю помощь: в папках, которые вы сейчас получите, есть много полезного материала. Если вы сумеете им воспользоваться, то с поставленными задачами справитесь быстрее. Кроме того, каждая группа получит технологическую карту (алгоритм). Не отклоняйтесь от намеченного маршрута, и поставленная цель будет достигнута.

Ученик 1. Думаю, не надо изобретать велосипед. Давайте сделаем словарь в форме брошюры. По$нятно, как пользоваться, привычно.

Ученик 2. Лучше в форме буклета: можно использовать как закладку. Читаешь рассказ и сразу смотришь в словарь.

Ученик 3. А если я, к примеру, буду читать рассказ не по книге, а в Интернете? Нет, лучше веб – сайт или мультимедийная презентация. Веб – сайт долго делать. Презентацию можно сделать за 15 минут.

Учащиеся самостоятельно распределяют функции в группе, составляют план работы, работают с раздаточным материалом.

*** Работа со слабыми учащимися. Учитель.$ Пока проектные группы заняты делом, предлагаю вам самостоятельно поработать над тестом. Тест первого уровня сложности, с выбором правильного ответа. На выполнение теста – 15 минут. (Приложение 1.)

III этап. Осуществление деятельности (поиск).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель консультирует. Контролирует время.

Учащиеся самостоятельно выбирают макет будущего словаря, пишут аннотацию, статью «От автора», систематизируют в алфавитном порядке и по значимости образы – символы, работают в программах Microsoft$ Office Power Point, Microsoft Office Publisher$.

IV этап. Осуществление деятельности (продукт).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель консультирует. Контролирует время.$

Учащиеся самостоятельно обсуждают макет, составляют текст презентации, вычитывают словарь.

*** Работа со слабыми учащимися. Предлагаю вам самостоятельно проверить правильность выполнения теста с помощью ключа и самостоятельно оценить результат.

V этап. Презентация, самоанализ и самооценка результатов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель. Время истекло. Наступил момент, когда вы должны представить заказчику и широкой общественности результаты вашей совместной деятельности. Итак, условия. Во – первых, постарайтесь доказать, что выбранная вами форма словаря самая удобная и актуальная. Во – вторых, ознакомьте публику с содержанием словаря, ведь чтобы оценить ваш продукт, необходимо рассмотре$ть его с разных сторон.

Перед презентацией учитель раздает учащимся карточки с критериями оценки (по три каждой группе).

Уважаемая публика, будьте внимательны и постарайтесь объективно оценить каждый словарь.

$Группа «Бригада».

I. Обоснование формы словаря.

Творческое название раздела, над которым мы работали «Словарь – брошюра». Изучив имеющиеся в библиотеке литературоведческие словари и обсудив предложенные формы, структуру и содержание, пришли к выводам:

1. Словарь – это книга. Форма традиционная, привычная, всем известно, как таким словарем пользоваться.

2. Имеющийся материал решили использовать для издания брошюры, так как брошюра – это тоже небольшая книга в мягком переплете.

3. Словарь, изданный нами, имеет все необходимые структурные части: обложку, аннотацию, статью «От авторов». Слова расположены в алфавитном порядке. Для каждого слова написана словарная статья.

С практической точки зрения наш словарь удобен тем, что он всегда может находиться в библиотеке или в банке проектов по литературе. Перед изучением рассказа учитель может порекомендовать учащимся воспользоваться им.

Словарь не велик по формату, прост в обращении.

Пользуйтесь нашим словарем и читать рассказ Вам будет не только легко, но и интересно.

II. Чтение словаря.

$Группа «АБВГДешки».

I. Обоснование формы словаря.

Творческое название раздела, над которым мы работали, — «Словарь – буклет».

Буклет – это не книга, но мы считаем, что для ученика 11 класса такая форма словаря символов наиболее приемлема, так как:

во – первых, в буклете также можно разместить все структурные части словаря, что мы и $сделали;

во – вторых, по размеру буклет меньше брошюры и может быть использован как закладка в книге;

в – третьих, такой словарь – закладку не нужно специально брать в библиотеке. Мы предлагаем растиражировать издание и вложить в сборник рассказов И. А. Бунина. Таким образом, взяв книгу в библиотеке, вы сразу получите словарь символов. Читая произведение, вы сможете использовать буклет и как словарь и как закладку одновременно.

Пользуйтесь нашим словарем и постигайте глубокий смысл бунинского шедевра.

II. Чтение словаря.

Группа «Соседи».

I. Обоснование формы словаря.

Мы уважаем традиции, ценим удобство и рациональность, но убеждены, что словарь – компьютерная презентация наиболее актуален среди наших$ сверстников.

Во – первых, презентация позволяет разместить все структурные элементы словаря в полном объеме на слайдах.

$

Во – вторых, на бумажных носителях информацию можно разместить только в письменном виде, подкрепив её, по возможности, иллюстративным материалом, а компьютерная программа POWER POINT даёт более широкие возможности: это фон, цвет, звук, анимация. Например: (демонстрируется слайд «АТЛАНТИДА»). Как видите, восприятие задействовано сразу на всех уровнях: визуальном, аудио, мыслительном.

И наконец, более доступной формы нет. Разместив словарь – презентацию на школьном сайте, мы откроем секреты бунинских символов всем заинтересованным читателям, пользователям Интернет. Уверены: знакомство с рассказом «Господин из Сан – Франциско» вполне может начаться не с истории создания, не с текста произведения, а именно с иллюстрированного словаря символов.

Надеемся, что любой, кто прочитает наш электронный словарь, захочет подробнее познакомиться с творчеством великого мастера.

Адрес сайта МОУ Красненская СОШ:

II. Чтение словаря.

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Название продукта проектной деятельности

$

$

Критерии оценки

2 балла

1 балл

0 баллов

Самостоятельность работы над проектом

Актуальность и значимость формы продукта

Полнота раскрытия темы

$

Оригинальность решения проблемы

Артистизм и выразительность выступления

$

Как раскрыто содержание проекта в презентации

Использование средств наглядности, информационных технологий

Ответы на вопросы

$16 баллов – «5»

от 10 до 15 баллов – «4»

от 6 до 8 баллов – «3»

Заключительный этап. $Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель. Предлагаю подвести итоги нашей совместной деятельности.

Итак, что же такое символ в художественной литературе?

О чем с помощью символов говорит И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан – Франциско»?

Учитель. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто так и не понял, для чего же И. А. Бунин использовал символы в рассказе «Господин из Сан – Франциско».

$Я рада, что таких среди вас наконец не оказалось. Прав был Б. Шоу, английский писатель первой половины ХХ века, утверждавший: «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность». Сегодня в процессе совместной деятельности мы решили проблему, проявили внимание к человеку, постарались ему помочь. А помогая другому, обогатились новыми знаниями сами.

Надеюсь, путешествие по океану знаний доставило вам удовольствие. Впрочем, сейчас узнаем.

Перед вами карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, $о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник. Разместите (нарисуйте) свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние после проделанной работы.

Учитель предлагает объяснить свой выбор.

Учащиеся. Символ в художественной литературе – это знак, образ, содержащий в себе множество значений, выражающий настроение автора.

Учащиеся.

  • И. А. Бунин говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.

  • И. А. Бунин говорит о добре и зле, о праведничестве, грехе и страшном суде.

  • И. А. Бунин говорит о счастье. Не в деньгах счастье. Ведь счастливо не семейство Господина, не фальшивая пара влюбленных, а абр$уццские горцы и старый рыбак Лоренцо. У них нет миллионов, но они часть мира, благословенного Богом.

Учащиеся рисуют кораблики.

$

Домашнее задание.

Участники проекта: оформить портфолио.

«Инкогнито»: написать сочинение о роли символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско».

Приложение 1.

$Тест

И. А. Бунин. «Господин из Сан – Франциско»

Внимательно прочитайте задание. Подумайте, отметьте правильный ответ знаком «+».

Часть А

А 1. Автор произведения «Господин из Сан – Франциско — …

а) А. И. Куприн

$б) Л. Н. Андреев

в) М. Горький

г) И. А. Бунин

д) А. А. Блок

А 2. По жанру произведение «Господин из Сан – Франциско» — …

а) роман

б) повесть

в) рассказ

г) поэма

д) пьеса

А 3. Главный герой произведения

$а) «… рыжий человек чудовищной величины и грузности, похожий … на огромного идола…»

$б) «… был совсем не хорош собой и странен, — очки, котелок, английское пальто, … волосы редких усов точно конские, смуглая тонкая кожа точно натянута … и как будто слегка лакирована…»

в) «… стоя перед зеркалом, смочил и прибрал … остатки жемчужных волос вокруг смугло – желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело … кремовое шелковое трико, а на сухие ноги … — черные..носки»

г) «… был громаден, как утес…»

д) «…высокий старик…, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии».

А 4. Имя главного героя

$а) Лоренцо

б) Тиверий

в) лишен имени

г) Джузеппе

д) Луиджи

А 5. Образ в литературе – это…

а) вид, облик

б) живое наглядное представление о ком – либо

в) обобщенное художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явления

г) порядок, направление чего – либо, способ

д) то же, что икона

А 6.$ Символ в литературе – это…

$а) предмет

б) действие

в) условный знак

г) словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений, выражающий настроение автора

д) «зов другой души»

А 7. Сколько символов в произведении «Господин из Сан – Франциско»

а) 1

б) 2

в) 3

г) более 7

д) менее 7

$А 8. Символы в произведении «Господин из Сан – Франциско» необходимы…

а) для «сатирического разоблачения» буржуазного миропорядка

б) для создания внешней красоты текста

$в) для создания картины сложного и драматического взаимодействия социального и природно – космического в человеческой жизни

г) для выражения мысли о близорукости людских претензий на господство в этом мире

д) для обличения фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и наслаждениями

А 9. Художественное своеобразие произведения заключается…

а) в переплетении лирического и эпического начал

$б) в кольцевом характере композиции

в) в линейной последовательности событий сюжета

г) в предельной открытости времени и пространству

д) в предельной детализации

А 10. В каком году появилось в печати произведение «Господин из Сан – Франциско»?

а) 1914

б) 1915

в) 1916

г) 1917

д) 1918

Часть С

$

Прочитайте высказывание М. Горького о значении творчества И. А. Бунина в русской литературе. Напишите небольшое сочинение – рассуждение.

С 1. Как вы понимаете высказывание М. Горького: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».$

Бланк ответов

А1

А2

$

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

С1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________$__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бланк ответов

А1

А2

А3

А4

А5

$

А6

А7

А8

А9

А10

С1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________$____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ.

$

А1 г

А2 в

А3 в

А4 в

А5 в

А6 г

А7 г

А8 в

А9 а

$А10 б

Критерии оценки.

«5» — 10 баллов

«4» — 9 баллов

«3»- 8 баллов

«2» — от 0 до 7 баллов.

$

Ключ.

А1 г

А2 в

А3 в

А4 в

А5 в

А6 г

А7 г

$

А8 в

А9 а

А10 б

Критерии оценки.

«5» — 10 баллов

«4» — 9 баллов

«3»- 8 баллов

«2» — от 0 до 7 баллов.

Ключ.

А1 г

А2 в

$А3 в

А4 в

А5 в

А6 г

$А7 г

А8 в

А9 а

А10 б

Критерии оценки.

«5» — 10 баллов

«4» — 9 баллов

«3»- 8 баллов

«2» — от 0 до 7 баллов.

$Ключ.

А1 г

А2 в

А3 в

А4 в

А5 в

А6 г

А7 г

$

А8 в

А9 а

А10 б

Критерии оценки.

«5» — 10 баллов

«4» — 9 баллов

«3»- 8 баллов

«2» — от 0 до 7 баллов.

Ключ.

А1 г

А2 в

$

А3 в

А4 в

А5 в

А6 г

$А7 г

А8 в

А9 а

А10 б

Критерии оценки.

«5» — 10 баллов

«4» — 9 баллов

«3»- 8 баллов

«2» — от 0 до 7 баллов.

Ключ.

А1 г

А2 в$

А3 в

А4 в

А5 в

А6 г

А7 г

А8 в

$

А9 а

А10 б

Критерии оценки.

«5» — 10 баллов

«4» — 9 баллов

«3»- 8 баллов

«2» — от 0 до 7 баллов.

«Господин из Сан-Франциско» — сочинение-рассуждение

Во многих произведениях И. Бунин воспевает любовь. Но есть в его копилке рассказы, которые заставляют задуматься не только о взаимоотношениях двух людей, но и о месте человека на Земле. Одним из таких философских произведений является «Господин из Сан-Франциско».

Это один из моих любимых рассказов автора, в котором поднимается проблема борьбы материальных ценностей и человеческого достоинства. На мой взгляд, история безымянного господина невероятно актуальна в наше время, когда многие считают, что деньги решают все.

Рассказ показывает то, что человек – это всего лишь маленькая частичка Вселенной, а жизнь настолько коротка и быстротечна, что необходимо ценить каждый прожитый день и дорожить каждой секундой. Главным героем произведения становится господин, которому автор даже не дает имени. Это один из тысячи тех невзрачных людей, которые стремятся к материальным благам, забывая о духовных ценностях. Всю свою жизнь этот человек покорял нелегкий путь к богатству, а когда цель почти достигнута, он умирает.

Самое страшное, что его уход в мир иной никого не тревожит и не печалит. Даже самые близкие люди спокойно мирятся с такой потерей, ведь главное, что им остаются все деньги, которые господин копил всю свою жизнь. Еще вчера человек был хозяином жизни, мог позволить себе все, а сегодня смерть за одну секунду оборвала жизнь и забрала все то, к чему он шел целых пятьдесят восемь лет.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» еще раз доказывает всем известную истину, что за деньги не купишь семью, любовь, дружбу, здоровье и жизнь. Все самые лучшие вещи в жизни бесплатны и чтобы быть по-настоящему счастливым совершенно не обязательно быть богатым. Безусловно, деньги дарят некую свободу, позволяют чувствовать себя увереннее, но не в них заключен смысл существования.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Сочинение по рассказу Господин из Сан-Франциско Бунина

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» содержится очень глубокий смысл, вложенный в него автором.

Сюжет рассказа заключается в том, что некий Господин из Сан-Франциско всю жизнь много работал, копил деньги, не тратил их. Наконец, у него появились сбережения, которых хватило бы на кругосветное путешествие со своей семьей. Он уходит в отпуск и покидает Новый свет.

Название судна, которое доставляет героя в Италию, очень символично — «Атлантида». Это символ погибшей цивилизации. Автор хочет сказать, что он заранее не одобряет путь, выбранный Господином. Это гиблая дорога, которая не приведет к чему-либо хорошему.

На палубе также царит притворство. Администрация корабля наняла пару, которая играет влюбленных, с целью развлекать публику. Все люди делают вежливый вид и наигранно интересуются друг другом.

По приезде в Неаполь Господин с семьей оказался в грязном и дождливом городе, поэтому было решено добраться до Капри. Погода здесь была безупречна. Господин собирался к обеду, и в это время его сердце остановилось.

Таким образом, Иван Бунин показывает ничтожность человека. Человек в этой жизни совсем ничего не решает. Ничто не может спасти его от смерти. Каждый рано или поздно умрет. На этом фоне писатель показывает всю несостоятельность жизненных принципов Господина. Автор убеждает читателя, что нельзя откладывать жизнь на потом, так как никто не знает, будет ли это «потом».

Смерть человека стала помехой для всех. Хозяин гостиницы боится, что теперь все постояльцы переберутся в другое место, даже если этого не случится, то все равно вечер будет испорчен! Это также негативно скажется на доходах заведения.

Эмоции Госпожи из Сан-Франциско и дочери выражены скупо. Они не плачут, не беспокоятся. Женщины ведут себя равнодушно. Ими было принято решение сразу же вернуться домой.

Очень символично, что и обратно тело Господина перевозится на том же теплоходе. При жизни к герою относились очень хорошо. Его уважали, так как он был очень богат. После своей смерти Господин стал всего лишь телом, к которому относились как к проблеме. Герои не нашли лучшего, как перевести труп персонажа в коробке из-под лимонада.

Это говорит о том, что к человеку, для которого важны были лишь материальные ценности, который вращался в меркантильных кругах, после его смерти будут относится как к вещи, без души, без должного уважения. Рассказ Бунина характеризует современное писателю общество как черствое и эгоистичное.

2 вариант

Иван Алексеевич Бунин является одним из самых известных российских праздников. Его произведения не могут остановить равнодушным ни одного читателя, в своих творениях Бунин поднимает множество важных вопросов. “Господин из Сан-Франциско” пожалуй, самое известное его произведение.

Бунин опубликовал рассказ в 1915 году, нельзя не отметить любопытный факт: его коллега по цеху Манн Томас вдохновил написать Бунина данный рассказ. “Смерть в Венеции» Томаса Манна и рассказ Бунина не имеют ничего общего, просто Бунину неожиданно пришла в голову именно концепция смерти состоятельного человека. Автор сумел написать рассказ за считанные дни и опубликовать его.

Главным героем является некий господин, имени его не дано, он состоятельный и влиятельный человек, который едет в путешествие с семьёй. Всю жизнь он считал, что деньги смогут принести подлинное счастье, в жизни человека именно деньги имеют значимость. Автор, не называя имени господина, хотел сказать, что жажда богатства проглотила его полностью как личность. Он с семьёй и другими богатыми людьми ехали на корабле “Атлантида», который больше всего напоминал огромный шикарный отель, члены экипажа заказывали только самые дорогие блюда, жили в самых шикарных номерах.

В итоге, господин неожиданно скончался от сердечного приступа, а глава отеля похоронил его в дешёвом гробу во избежании плохой репутации отеля. Никто не плакал над его смертью, даже родные люди, герою не удалось оставить после себя совершенно ничего, он бездумно прожил жизнь, не осознал вовремя тленность человеческого бытия.

Бунин хотел наглядно показать, как ошибаются многие люди, которые считают, что все в жизни можно купить, что деньги имеют первостепенное значение в жизни. На самом деле же важно оставить что-то значимое после смерти. Человека должны помнить после его смерти, помнить его, его творения, его дела. “Господин из Сан-Франциско” философское произведение, до Бунина многие классики задавались истинным смыслом человеческой жизни, но автор решил глубоко не вдаваться в данную тему, он дал довольно простой ответ. Смысл жизни оставить после себя что-то, о чем будут помнить другие люди долгие годы, века.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Господин из Сан-Франциско

Популярные сегодня темы

В чудесной сказке «Дикие лебеди» мы видим всю смелость и героизм молодой Элизы. Девушка страдала от адских мучений в процессе шитья рубашек из крапивы и была готова пожертвовать своей жизнью ради братьев.

Вишневый сад в одноименной пьесе Антона Чехова является аллегорией образа России. Эта пьеса посвящена деградации русской дворянской усадьбы, дворянского гнезда.

Василиса — одна из центральных героинь небольшого рассказа А. П. Чехова “Студент”. Образ Василисы рассматривается в тесной связи с образом ее дочери Лукерьи.

Алеша. Мальчик родом из провинции, лет девяти-десяти, которого родители отвезли в Петербург и отдали в пансион. Алеша чувствует себя очень одиноким, особенно по субботам и воскресеньям, когда его товарищи р

Повесть-феерию «Алые паруса» исследователи относят к ранним произведениям Грина. Произведение было создано в 1923 году и посвящено Нине, жене писателя. Феерия является театральным жанром, это сказочное

Неразрывная связь жизни человечества и природы в поэзии Б. Л. Пастернака

Поэзия Бориса Пастернака во многом сложна и неоднозначна. В ней нет легких и простых мыслей, нет прозрачных образов, привычных тем. Так, например, в стихотворения о любви он нередко включает философские размышления о жизни, о человеческом предназначении. Или рисуя историю, прослеживая судьбу отдельного героя, связывает его жизнь с огромным миром, с жизнью всей планеты. Связь поколений и миров, часто присутствующая в произведениях Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для Вселенной вообще. Равенство всех предметов и существ мира в ней наиболее очевидно представляется после знакомства со стихотворением «Сестра моя— жизнь»:

Что в мае, когда поездов расписанъе

Камышинской веткой читаешь в купе.

Оно грандиозней Святого писанъя

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение — концентрация мироощущения лирического героя: равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира выводит на восприятие солнца, которое, «садясь, соболезнует мне». Равенство предметов мира идет из взгляда на все сотворенное кем бы то ни было, как имеющее одинаковые права на существование. Вещь сотворена, и, следовательно, вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.

Естественно, в неразрывной связи с окружающим миром выступает и природа, составляющая одну из главных тем поэзии Б. Пастернака. У поэта мы не встретим определенно пейзажных стихотворений.

Говоря о творчестве Б. Пастернака, В. Альфонсов отмечал, что «стихи о природе у него много шире и емче по содержанию. Природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов жизни». Так, природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении «Плачущий сад». Здесь виден очень интересный переход от описания сада к душевному миру самого лирического героя:

Ужасный! — капнет и вслушивается,

Все он ли один на свете.

Мнет ветку в окне как кружевце,

Если есть свидетель,

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете.

Жизнь в природе — единственная форма существования, в ко торой лирический герой ощущает себя способным к действию, при рода становится средством приобщения к истории. То же смещение образного восприятия лирического героя заметно и в стихотворениях «Зеркало», «Девочка»:

Дорожкою в сад, е бурелом и хаос

К качелям бежит трюмо.

Огромный сад тормошится в зале

В трюмо — и не бьет стекла.

Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни:

Из сада с качелей.

Вбегает ветка в трюмо!

Родные, громадные, с сад,

А характером — сестра!

Пастернак прекрасно осознавал сложность собственной поэзии. Поэтому он часто давал своим стихотворениям «разъясняющие» заглавия— «Март», «Август», «Бабье лето», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать. » и многие другие. Поэт наделяет природу человеческими чертами, утверждая мысль о том, что человек является всего лишь частью Вселенной, частью природы. М. Эпштейн писал: «Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты». И действительно, картины природы у поэта не просто одушевлены, они предстают как неотъемлемая часть человеческой жизни. В ней, как и в самой жизни, преобладают сумятица, непостоянство, хаос. В ней — точно так же покой, тишина и красота сменяются шумом, порывом ветра, дисгармонией. А потом снова — умиротворение и благодать:

За окнами давка, толпится листва,

И палое небо с дорог не подобрано.

Все стихло. Но что это было сперва!

Теперь разговор уж не тот и по-доброму.

Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня — под град,

Потом от сараев — к террасе бревенчатой.

Теперь не надышишься крепью густой.

А то, что у тополя жилы полопались,—

Так воздух садовый, как соды настой,

Шипучкой играет от горечи тополя.

Природа и человек постоянно, почти во всех произведениях поэта, идут рядом, перевоплощаются друг в друга, отражают общую душу мироздания. Но особенно ярко слияние образа природы с миром человеческой души прослеживается в стихотворении «Март». В первый месяц весны вся природа пробуждается ото сна. Просыпается и полной грудью вдыхает новые силы и человек.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг,

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Весна сравнивается здесь с «дюжей скотницей» неслучайно. Этот образ является неким символом силы, здоровья, трудолюбия. В то же время скотница — это реальный человек, простая труженица, всю жизнь свою проводящая рядом с природой, в ее непосредственном окружении. Таким образом, автор вплотную приближает человека к природе, а природу — к человеку. И жизнь, которой подчинено все вокруг, проникает в каждый уголок этого мира. Цветением жизни, весной охвачены и природные явления, и атрибуты человеческого быта:

Настежь все, конюшня и коровник,

Голуби в снегу клюют овес,

И всего живитель и виновник, —

Пахнет свежим воздухом навоз.

Будучи единым целым с окружающим миром, человек только в природе ощущает родственную душу, чувства которой созвучны его собственным настроениям. Радость, надежда, вдохновение или боль, тоска, одиночество — все эти чувства одинаково присущи как миру природы, так и человеческой душе. Так, в стихотворении «Бабье лето» мы видим постепенное угасание летнего тепла, летних ярких красок. Вместе с гибелью лета человек также впадает в уныние и грусть. Неминуемый приход мертвой зимы соотносится с душевным состоянием человека, лишенного счастья жизни, измученного, обреченного на безрадостное существование. Его жизнь, как проселочная дорога, «спускается в балку»:

Что глазами бессмысленно хлопать,

Когда все пред тобой сожжено,

И осенняя белая копоть

Паутиною тянет в окно.

Б. Пастернак обладал уникальной способностью «подсмотреть» в природе те состояния, которые сопутствуют любым переменам в мире. Ведь всякий рост, любое развитие всегда связаны с усилием, иногда — болезненным, после которого все предстает в совершенно другом обличье. После болезни человек возрождается, становится сильнее. Так же после долгой зимней спячки, после длительного забытья начинает гореть новыми красками и природа:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимоподчиненность всех составляющих мироздания отражается не только в простых и естественных, «бытовых», повседневных отношениях природы и человека. Через образы природы Пастернак дает и определение поэзии: «Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок. «

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену, —

призывает поэт в стихотворении «Ночь». Творчество и природа сливаются воедино, потому что и то и другая по сути являются средствами постижения мира, постижения человеческой жизни. Именно поэтому Пастернак заявляет, что он стихи разбил бы, как сад, внес бы в них «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты». «Божьим миром» называл Борис Пастернак мир природы, окружающий мир, кипящий настоящими страстями, живущий настоящими чувствами, изменчивый и непостоянный, как душа человека. И человек — Божье творение — тоже является частью этого мира. Но он также несет этот мир в себе, в своем сердце. Поэтому провести грань между природой и человеком невозможно. Как невозможно провести грань между человеком и самой жизнью. И даже само мироздание — «лишь страсти разряды, человеческим сердцем накоплено».

Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

   Цивилизация и технологии прочно входят в нашу жизнь. Современное общество требует прогресса. Но чтобы быть готовым воспринять новое, нужно быть готовым разрушить то, что уже устарело. Молодым чаще  всего это сделать проще,чем старшему поколению, ведь пожилые люди куда сложнее воспринимают новинки в технологическом развитии человечества.
  Безусловно, прогресс-это важная часть современного общества,но он должен приносить пользу, а не разрушать  то, что дорого людям. Если этого не произойдет, то техническое развитие приведет к необратимым  последствиям: к потере связи с одной землей,к душевной боли и страданиям людей.
  Вспомним повесть В. Распутина «Прощание с  матерой». В произведении показана судьба острова Матера. Это чудесное,богатое, плодородное место неизбежно будет затоплено, так как на реке возводят плотину для постройки ГЭС. «Вода в реке и речках поднимется и разольется, затопит, конечно, и Матеру», поэтому у материнцев нет выбора. цивилизация вынуждает их прощаться с островом,  расставаться с родной землей, и это приносит им боль и страдания. Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их как родных детей. В.Распутин показывает нам, как техническое развитие разрушает жизнь старых жителей.
  Размышляя о том, каким же все-таки должен быть технический прогресс,можно вспомнить произведение И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». приведу второй тезис. Технический прогресс должен приносить пользу, улучшать жизнь богатых людей, позволяя им наслаждаться комфортом в путешествии. Данная сторона прогресса очень ярко раскрывается на примере корабля «Атлантида», представленного в рассказе И. Бунина. Главный герой хочет отдохнуть и поэтому отправляется в путешествие на огромном современном пароходе, который представляет собой «громадный отель со всеми удобствами-с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой».  Писатель показывает, что прогресс позволяет людям наслаждаться роскошью,жизнью, чувствовать себя максимально комфортно,находясь  даже посреди океана.
   Таким образом, технический прогресс-это все же важная часть жизни современного общества. Но я думаю, что каждому из нас хотелось бы, чтобы цивилизация шла только на пользу и не доставляла  дискомфорта, меняя устои жизни старых людей, потому что это неизбежно ведет к душевному разладу, к разладу с самим собой. Технический прогресс будет хорош лишь в том  случае, когда он упрощает нашу жизнь,наполняя  ее удобствами и роскошью.
Аня.
Уважаемые, коллеги, проверьте, пожалуйста, сочинение моей ученицы.

Здравствуйте, Аня!

Ваше сочинение соответствует требованиям в части самостоятельности, объема, опоры на литературные аргументы.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1  балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Произведения прокомментированы в аспекте заданной темы.

Первый аргумент иллюстрирует часть тезиса, эпизод из литературного произведения пояснен, присутствуют элементы проблемно-смыслового анализа. Аргумент засчитан.

Второй аргумент содержит упоминание о литературном произведении вне связи с тезисом, произведение не осмысливается в проблемном ключе, не показана идейная специфика рассказа «Господин из Сан-Франциско». Аргумент не засчитан.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Аня, к сожалению вынуждена отметить, что логика вашего рассуждения далеко не безупречна. Вы толком не ответили на вопрос «каким должен быть технический прогресс?», пытаясь рассуждать на другую тему — положительные и отрицательные стороны прогресса.

Отсюда противоречащие друг другу суждения в сочинении:

Но чтобы быть готовым воспринять новое, нужно быть готовым разрушить то, что уже устарело.

противоречие:

прогресс-это важная часть современного общества,но он должен приносить пользу, а не разрушать  то, что дорого людям.

Так надо или не надо разрушать? Непонятно.

Ошибки

Технический прогресс должен приносить пользу, улучшать жизнь богатых людей, позволяя им наслаждаться комфортом в путешествии.

Из вашего тезиса следует недостоверное утверждение о том, что технический прогресс предназначен для улучшения жизни только богатых людей, это не совсем корректно. Прогресс влияет как на бедных, так и на богатых.

Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их как родных детей. В.Распутин показывает нам, как техническое развитие разрушает жизнь старых жителей.

Здесь наблюдается некоторая непоследовательность. Сначала вы пишете, что Матеру пытаются спасти старухи. Потом говорите, что каждый обитатель Матеры (а не только старухи) понимал, что жизнь без Родины пуста. А потом снова ограничиваете круг пострадавших от затопления, упоминая о старых жителях. Нечетко выражена мысль.

Таким образом, технический прогресс-это все же важная часть жизни современного общества.

Это  выражение употреблено неуместно, т.к. до сих пор вы не приводили обратных суждений, т.е. не сомневались в важности технического прогресса.

Но я думаю, что каждому из нас хотелось бы, чтобы цивилизация шла только на пользу и не доставляла  дискомфорта, меняя устои жизни старых людей, потому что это неизбежно ведет к душевному разладу, к разладу с самим собой.

Почему, если изменятся устои жизни старых людей, это приведет к разладу с самим собой? О ком здесь идет речь относительно внутреннего разлада? Непонятно. Связи между предложениями нет.

Технический прогресс будет хорош лишь в том  случае, когда он упрощает нашу жизнь,наполняя  ее удобствами и роскошью.

Весьма противоречивый вывод, он  опровергает ваши же аргументы из произведения «Прощание с Матерой». Строительство ГЭС привело к упрощению жизни, стало удобнее людям, комфортнее… В чем же тогда негативное влияние технического прогресса?

К 4 (речь)+ 1 балл

Речь в целом грамотная, выразительная, конструкции разнообразны. Но нужно избавляться от повторов.

Ошибки

В.Распутин показывает нам, как техническое развитие разрушает жизнь старых жителей.

Тавтология.

К5 (грамотность) + 1 балл

Ошибки

Орфография

Вспомним повесть В. Распутина «Прощание с  матерой»

Географическое название пишется с большой буквы.

И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». приведу второй тезис.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Пунктуация

«Вода в реке и речках поднимется и разольется, затопит, конечно, и Матеру», поэтому у материнцев нет выбора. цивилизация вынуждает их прощаться с островом,  расставаться с родной землей, и это приносит им боль и страдания.

Вместо точки должна быть запятая (допустимо также тире в этом месте или двоеточие).

Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их ЗПТ как родных детей.

Пропущена запятая перед как.

Грамматика

Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их как родных детей.

Нарушение согласования. Правильно: техническому.

Технический прогресс будет хорош лишь в том  случае, когда он упрощает нашу жизнь,наполняя  ее удобствами и роскошью.

Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Общий вывод по работе

Итак, Аня, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой рассуждения и над аналитической частью.

Удачи!

  • Развитие речи в средней группе на тему собака со щенятами составление рассказа
  • Развитие болезни коронавируса по дням рассказы переболевших
  • Развивающие рассказы для детей 6 лет
  • Развивающийся флаг как правильно пишется
  • Развивающая книжка из фетра сказка