Рабочая
программа внеурочной деятельности по развитию основ функциональной грамотности
Ксенофонтова
С.В.
Программа неурочной деятельности «Функциональная грамотность. 4
класс Читаем, считаем, наблюдаем»
разработана в соответствии с требованиями
к результатам освоения образовательной программы начального общего образования
ЧОУ школы «Эврика», на основе авторской программы Самыкиной Светланы Викторовны, к.п.н., доцента кафедры начального образования СИПКРО для детей младшего школьного возраста «Литературное
чтение. 4 класс», авторской программы курса «Путь к успеху» И.С. Фишман, Е.А. Перелыгина, международной
программы развития экономической культуры школьников «Достижения молодых» — «Семь
шагов в мир экономики».
Программа неурочной деятельности «Функциональная грамотность. 4
класс. Читаем, считаем, наблюдаем» способствует
расширению культурного поля обучающихся, формированию читательской компетентности
младшего школьника.
Программа неурочной деятельности «Функциональная грамотность
Читаем, считаем, наблюдаем. » рассчитана на 34 часа
(4 модуля), 1 час в неделю.
I.
Планируемые результаты освоения курса.
Класс
Личностные
универсальные учебные действия
4
Обучающийся получит возможность
для формирования умения:
·
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
·
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о
Родине, о памятных местах своей малой родины;
·
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о
людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
·
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные
произведения о Родине.
·
понимать и осознавать причины успеха (неуспеха) в учебной
деятельности;
·
дифференцированной самооценки на основе выявленных критериев
успешности учебной деятельности;
·
решать морально-нравственные проблемы с учётом позиций
участников общения;
·
оценивать и осмыслять поступки, разрешая моральные противоречия,
на основе общечеловеческих ценностей; осознанных эстетических предпочтений;
·
способности к осознанию себя гражданином России, к отстаиванию
собственных интересов и поиску своей позиции;
Метапредметные
результаты
Класс
Регулятивные
Обучающийся
научится
Обучающийся
получит возможность научиться
4
·
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе
или паре;
·
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи,
без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
·
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план,
выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план
работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить
аргументы в пользу своего плана работы;
·
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки
предложенного плана;
·
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения
результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам,
проверять и контролировать их выполнение;
·
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными
критериями и выбранными формами оценивания;
·
определять границы собственного знания и незнания по теме
самостоятельно;
·
самостоятельно находить несколько способов решения учебной
задачи;
·
преобразовывать конкретную практическую задачу в познавательную,
учебную;
·
проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;
·
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы по ходу действия и после него;
·
осуществлять полноценный контроль своей деятельности по её
результату и способу действия
·
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу,
понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного
результата;
·
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих
достижений;
·
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе
работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
·
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные
виды чтения;
·
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для
достижения своих учебных целей.
Класс
Коммуникативные
Обучающийся
научится
Обучающийся
получит возможность научиться
4
·
высказывать свою точку
зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность
и стремление высказываться, задавать вопросы;
·
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые
клише: «Мне хотелось бы сказать…», «Мне хотелось бы уточнить…», «Мне
хотелось бы объяснить, привести пример…» и пр.;
·
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами
воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
·
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в
том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
·
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания;
·
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между
участниками диалога (полилога);
·
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
·
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной
ситуации;
·
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки
из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его
отношение к описываемым событиям;
·
использовать найденный текстовый материал в своих устных и
письменных высказываниях и рассуждениях;
·
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного
характера, по прочитанному произведению;
·
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы
(работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий,
при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении
исследовательских и творческих заданий;
·
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того
или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным
критериям;
·
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе
нравственных норм, принятых в обществе;
·
искать причины конфликта в себе, анализировать причины
конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
·
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в
которых отражены схожие конфликтные ситуации;
·
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном
материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
·
находить все источники информации, отбирать из них нужный
материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике,
соответствующей цели;
·
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь
за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
·
использовать в презентации не только текст, но и изображения,
видеофайлы;
·
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых
представлены цель и план выступления.
·
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку
зрения, не обижая других;
·
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с
помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных
литературных произведений;
·
интерпретировать литературное произведение в соответствии с
поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям
уровень выполненной работы
Класс
Познавательные
Обучающийся
научится
Обучающийся
получит возможность научиться
4
·
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернет;
·
использовать знаки, символы, модели,
схемы для решения
познавательных задач и представления их результатов;
·
высказываться в устной и письменной формах;
·
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
·
владеть
основами смыслового чтения
текста;
·
анализировать объекты, выделять главное;
·
осуществлять синтез (целое из частей);
·
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
·
устанавливать причинно-следственные связи;строить рассуждения об объекте;
·
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
·
подводить под понятие;
·
устанавливать аналогии.
- осуществлять
расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и
проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать
информацию с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и
произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей; - оперировать
такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,
совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др
Класс
Предметные
результаты
4
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
·
понимать значимость произведений великих русских писателей и
поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для
русской культуры;
- читать вслух
бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию
и героям произведения; - выбирать при
выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы,
особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с
чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.); - пользоваться
элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и
осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова
нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,
справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения
литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать,
что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; - участвовать в
дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных
произведений; - формулировать
вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить
эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие
собственный взгляд на проблему; - делить текст на
части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план
пересказа, продумывать связки для соединения частей; - находить в
произведениях средства художественной выразительности; - готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в
книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим
каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
·
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения
по другим предметам;
- приобрести
потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении
справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы; - воспринимать
художественную литературу как вид искусства; - осмысливать
нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении,
давать ему нравственно-эстетическую оценку; - соотносить
нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со
своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле; - на практическом
уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование –
создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос,
описание – характеристика героя); - работать с
детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников
и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей,
былин, житийных рассказов); - подбирать
материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли
известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее
понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить
проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские
традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать
в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках,
посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских
конференциях; - пересказывать
содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на
самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую
последовательность и точность изложения событий; составлять план,
озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания
(природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;
пересказывать текст от 3-го лица; - писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать
собственные произведения, интерпретируя возможными способами
произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация,
постановка живых картин и т. д.). - Литературоведческая
пропедевтика
Учащиеся научатся:
·
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных
текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская
литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
·
определять позиции героев и позицию автора художественного
текста;
·
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на
основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Воспитательные
результаты
—
первый
уровень результатов – приобретение
обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
—
второй
уровень результатов – получение
школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, а так же
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в
коллективе.
—
третий
уровень результатов – получение
школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Достигается во
взаимодействии с социальными субъектами.
Промежуточная аттестация
внеурочной деятельности осуществляется через конкурсы и оценивается зачтено/не зачтено.
№
Модуль и его содержание
Формы организации занятия
Модуль 1
Финансовая грамотность – 9ч
Раздел 1
«Мы выпускаем газету» — 3ч
1.1 Профессии
газетного бизнеса. Интервью- особый вид получения
информации. Редактор, фотограф, корреспондент, художник и т.д.
1.2 – 1.3
Деловая игра «По страницам газет и журналов» или «Пресс конференция по защите
профессий». Круглый стол, беседа журналистов с представителями
различных профессий
·
интерактивное
занятие
·
деловая
игра
Раздел 2
«Мы открываем ресторан» — 3ч
2.1
Ресторанный бизнес. Профессии ресторанного бизнеса.
Понятия «бизнес», «потребитель», «специализация». Разнообразие
профессий ресторанного бизнеса.
2.2
Бизнес-план. Реклама и её регулирование. Знакомство с
понятием
«реклама», различные виды рекламы.
2.3
Деловая игра «Конкуренция компаний по приготовлению
пищи».
Понятие
«конкуренция. Привлечение клиентов, выставка
буклетов.
·
интерактивное
занятие
·
деловая
игра
·
мастер-класс
Раздел 3
«Мы идём в банк» -3ч
3.1 Роль
банков. Понятие
«банк», «вклад», «ссуда», «выручка».
3.2
Разновидности банков. Понятия «кредит», «вклад», «ссуда»,
«залог».
3.3
Деловая игра «Бизнес-план». Создание бизнес-плана для
открытия нового бизнеса
·
игра
«Таинственный гость»
·
деловая
игра
Модуль 2
Читательская
грамотность – 10ч
Раздел 1
«Мифы Древней Греции» -2ч
1.1
Путешествие
в греческую мифологию.
Боги и
герои. Мифы Древней Греции «Нарцисс», «Пигмалион», «Орфей и Эвридика» (в
пересказе для детей, например, Петникова, Яхнина) или другие мифы по выбору
учителя.
1.2
Инсценировка
«Сцены из жизни Эзопа»
Инсценирование
фрагментов биографии Эзопа (работа в группах).
Показ
спектакля.
·
интерактивное
занятие
·
проект
- театр
Раздел 2 «Мир народной волшебной сказки» -2ч
2.1
Народная
волшебная сказка «Кот-золотой хвост»
Слушание
сказки. Рисование схемы сказочного пространства.
2.2
Учусь
анализировать сказку
Анализ
сказки Братьев Гримм «Золотой гусь»
·
игра
·
сказочный
концерт
Раздел 3 «Созвездие авторских сказок» -2ч
3.1 Необычные
сказки С. Козлова
Слушание сказок
С. Козлова «Ежикина радость», «Разрешите с вами посумерничать», «Красота»
«Ласковый, пушистый и прыгает» (по выбору учителя). Обмен впечатлениями.
Анализ сказки С. Козлова «Сиреневый лес» Подготовка инсценировки по стихотворению
А. Усачева «Животик-животок»
3.2 Авторская
сказка: отечественная и зарубежная
Составление
кластера (схемы) «Созвездие авторских сказок»
·
группа
сотрудничества
·
Проба
пера
·
мастер-класс
·
Экскурсия
Литературная
игра. («По дороге из жёлтого кирпича»: литературная игра по творчеству А.
Волкова 3-4 кл Самарская областная детская библиотека)
Раздел 4
«Басня: от Эзопа до наших дней» -4ч
4.1 Знаменитые
российские баснописцы
Слушание басен
И.А. Крылова, С. Михалкова. Анализ басни И.А. Крылова «Кукушка и Петух». Учусь
анализировать басню. Самостоятельный анализ басни.
4.2 Аллегория
в живописи художников разных эпох
Рассматривание
картин художников разных эпох: Тициано Вечеллио «Аллегория времени», Тенирс
Младший «Зима» (или А. Муха «Зима» 1987г.), Арчимбольдо Джузеппе «Весна» по
технологии «Образ и мысль».
4.3-4.4
Подготовка инсценировок по басням И.А. Крылова, Эзопа, С. Михалкова. Инсценирование
басен.
·
мастер-класс
·
проект
·
Экскурсия
«Главный баснописец»: литературная игра посвящённая И.А. Крылову – 3-4 кл
Самарская областная детская библиотека).
Модуль 3
Естественнонаучная грамотность – 9ч
Раздел 1
«Победители стихий»- 9ч
1.1-1.2
«Если стихия разбушевалась». Извлечение и обработка
информации.
1.3-1.5
«Правила выживания». Греет ли нас одежда. «По принципу
капусты».
На что обращать внимание при морозе.
1.6-1.7
«Что брать с собой в поход». Что нужно сделать до похода и
что возможно предусмотреть.
1.8
«План местности. Схема. Знак. Символ. Создание плана
местности на основе текста. Знакомство с условными знаками.
1.9
Квест «Победители стихий».
- группа
сотрудничества - квест
- экскурсия
Модуль 4
Математическая грамотность -6ч
Раздел 1
Работа с информацией – 6ч
1.1– 1.2
Арифметические действия и задачи.
1.3-1.4
Работа с информацией. Решение задач с помощью
диаграмм.
1.5
Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества.
1.6
Математическая викторина «Самый умный»
- группа
сотрудничества - викторина
1. Самыкина С. В. Литературное чтение: рабочая тетрадь. 4 класс: в
2-х частях./ С. В. Самыкина;– Самара: Издательский дом «Федоров», 2019
2. Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь
для 4 класса: компетентностно-ориентированные задания. Самара : Издательство
«Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007. 96 с. Перелыгина Е.А.,
Фишман И.С.
3. Глаголева Ю.И. «Развитие математических способностей» 3-4
классы М.: Просвещение, 2019.
4. Рыдзе О.А Краснянская К.А. Готовимся к Всероссийской
проверочной работе. Математика . Рабочая тетрадь, учебное пособие под редакцией
Г.С. Ковалёвой М.: Просвещение 2020
Понедельник, 3 января 2022
06:55
Новогодние поздравления
07:00
Главная Самарская ёлка-2006
07:34
Новогодние поздравления
07:39
И в шутку, и всерьёз
08:02
Стиль в большом городе
08:50
Новогодние поздравления
10:51
Новогодние поздравления
11:00
Главная Самарская ёлка-2006
11:34
Новогодние поздравления
11:39
И в шутку, и всерьёз
12:02
Стиль в большом городе
12:50
Новогодние поздравления
14:51
Новогодние поздравления
15:00
Разрешите с вами посумерничать
15:09
Новогодние поздравления
15:14
Главная Самарская ёлка-2006
15:49
И в шутку, и всерьёз
16:00
Всё по-честному: сезон 1 — 4 серии. Т/с
17:27
Телестудия «Товарищ»
17:53
Новогодние поздравления
18:00
Россия-Франция-Транзит
18:56
Новогодние поздравления
19:00
Разрешите с вами посумерничать
19:09
Новогодние поздравления
19:40
Новогодние поздравления
21:58
Новогодние поздравления
22:00
Дагестан. Возвращение
23:57
Новогодние поздравления
01:03
Календарь космических дат
01:10
Юрий Гагарин. Семь лет одиночества
01:55
Новогодние поздравления
02:54
Новогодние поздравления
03:57
Новогодние поздравления
05:00
Календарь космических дат
05:09
Юрий Гагарин. Семь лет одиночества
05:54
Новогодние поздравления
Вторник, 4 января 2022
06:53
Новогодние поздравления
07:00
Телестудия «Товарищ»
07:32
Новогодние поздравления
07:37
И в шутку, и всерьёз
07:54
Новогодние поздравления
08:53
Новогодние поздравления
09:55
Новогодние поздравления
10:56
Новогодние поздравления
11:00
Телестудия Товарищ. Новогодний формат
11:32
Новогодние поздравления
11:37
И в шутку, и всерьёз
11:54
Новогодние поздравления
12:53
Новогодние поздравления
13:55
Новогодние поздравления
14:56
Новогодние поздравления
15:00
Разрешите с вами посумерничать
15:10
Новогодние поздравления
15:15
Телестудия Товарищ. Новогодний формат
15:48
И в шутку, и всерьёз
15:55
Новогодние поздравления
16:00
Всё по-честному: сезон 1 — 4 серии. Т/с
17:41
Новогодние поздравления
17:46
И в шутку, и всерьёз
18:15
Новогодние поздравления
18:36
Новогодние поздравления
19:00
Разрешите с вами посумерничать
19:10
Новогодние поздравления
19:41
Новогодние поздравления
19:49
Спектакль «Вишневый сад»
21:52
Новогодние поздравления
22:00
Дагестан. Возвращение
01:02
Календарь космических дат
01:10
Через тернии к звездам
01:55
Новогодние поздравления
02:55
Новогодние поздравления
05:00
Календарь космических дат
05:11
Через тернии к звездам
05:55
Новогодние поздравления
Среда, 5 января 2022
06:54
Новогодние поздравления
07:00
Телестудия «Товарищ»
07:29
Новогодние поздравления
07:34
И в шутку, и всерьёз
07:55
Новогодние поздравления
08:52
Новогодние поздравления
10:36
Новогодние поздравления
10:55
Новогодние поздравления
11:00
Телестудия «Товарищ»
11:29
Новогодние поздравления
11:34
И в шутку, и всерьёз
11:55
Новогодние поздравления
12:52
Новогодние поздравления
14:36
Новогодние поздравления
14:55
Новогодние поздравления
15:00
Разрешите с вами посумерничать
15:14
Новогодние поздравления
15:19
Телестудия «Товарищ»
15:49
И в шутку, и всерьёз
16:00
Всё по-честному: сезон 1 — 4 серии. Т/с
17:27
Новогодние поздравления
17:32
Московские каникулы
18:42
Новогодние поздравления
18:47
Телестудия «Товарищ»
19:00
Разрешите с вами посумерничать
22:00
Дагестан. Возвращение
22:53
Новогодние поздравления
23:54
Новогодние поздравления
01:02
Календарь космических дат
01:09
Артюхин. Космонавт №30
01:54
Новогодние поздравления
02:56
Новогодние поздравления
03:54
Новогодние поздравления
05:00
Календарь космических дат
05:09
Артюхин. Космонавт №30
05:55
Новогодние поздравления
Четверг, 6 января 2022
06:55
Новогодние поздравления
07:19
От ушей до хвоста: Новогодние курьезы
07:36
И в шутку, и всерьёз
08:53
Новогодние поздравления
09:30
Московские каникулы
09:57
Новогодние поздравления
10:02
Чудо в Рождественскую ночь
10:54
Новогодние поздравления
11:19
От ушей до хвоста: Новогодние курьезы
11:36
И в шутку, и всерьёз
12:53
Новогодние поздравления
13:30
Московские каникулы
13:57
Новогодние поздравления
14:02
Чудо в Рождественскую ночь
14:54
Новогодние поздравления
15:20
Телестудия Товарищ. Новогодний формат
15:45
И в шутку, и всерьёз
16:00
Всё по-честному: сезон 1 — 4 серии. Т/с
17:41
Новогодние поздравления
17:46
И в шутку, и всерьёз
18:00
Чудо в Рождественскую ночь
18:51
Новогодние поздравления
22:00
Дагестан. Возвращение
22:55
Новогодние поздравления
23:49
Календарь космических дат
23:55
Новогодние поздравления
00:37
#proКосмос. Награждение победителей
01:55
Новогодние поздравления
02:53
Новогодние поздравления
03:49
Календарь космических дат
03:55
Новогодние поздравления
04:37
#proКосмос. Награждение победителей
05:57
Новогодние поздравления
Пятница, 7 января 2022
06:53
Новогодние поздравления
07:54
Новогодние поздравления
08:57
Новогодние поздравления
09:58
Новогодние поздравления
10:02
Ещё не вечер: Новогодняя программа
11:54
Новогодние поздравления
12:57
Новогодние поздравления
13:58
Новогодние поздравления
14:02
Ещё не вечер: Новогодняя программа
15:21
Новогодние поздравления
15:26
Телестудия «Товарищ»
16:00
Народное признание-2021
18:55
Новогодние поздравления
19:22
Новогодние поздравления
19:52
Новогодние поздравления
19:59
Народное признание-2021
21:59
Дагестан. Возвращение
22:44
Чегемские водопады зимой
23:00
Дагестан. Возвращение
00:02
Новогодние поздравления
00:07
Дагестан. Возвращение
00:56
Новогодние поздравления
01:02
Дагестан. Возвращение
03:00
Новогодние поздравления
03:05
Дагестан. Возвращение
03:58
Новогодние поздравления
04:02
Дагестан. Возвращение
05:24
Новогодние поздравления
05:57
Новогодние поздравления
Суббота, 8 января 2022
06:22
Новогодние поздравления
06:47
Оркестр сгик и Коллинс Муте Совершенство
06:51
Телестудия «Товарищ»: Песня звездочета
06:56
Оркестр филармонии Укрощение огня
07:00
Телестудия Товарищ. Новогодний формат
07:24
И в шутку, и всерьёз
07:36
Новогодние поздравления
07:38
Телестудия «Товарищ»: Азбука дорог
08:41
Новогодние поздравления
09:55
Новогодние поздравления
10:02
Стиль в большом городе
10:50
Новогодние поздравления
11:00
Телестудия Товарищ. Новогодний формат
11:24
И в шутку, и всерьёз
11:36
Новогодние поздравления
11:38
Телестудия «Товарищ»: Азбука дорог
12:41
Новогодние поздравления
13:55
Новогодние поздравления
14:02
Стиль в большом городе
14:50
Новогодние поздравления
15:17
Новогодние поздравления
15:22
Телестудия «Товарищ»
16:00
Добро пожаловать. Пенза
19:33
Новогодние поздравления
19:38
Письмо счастья. Х/ф
21:14
Новогодние поздравления
21:19
Театр масок Алексея Толстого
22:54
Новогодние поздравления
23:55
Новогодние поздравления
01:58
Новогодние поздравления
02:29
Тревожные ночи в Самаре. Х/ф
Воскресенье, 9 января 2022
06:55
Новогодние поздравления
07:00
Телестудия «Товарищ»: Новый год
07:26
И в шутку, и всерьёз
07:40
Телестудия «Товарищ»: Азбука дорог
09:30
Последний лист. М/ф
09:55
Новогодние поздравления
10:03
Стиль в большом городе
10:52
Новогодние поздравления
11:00
Телестудия Товарищ: Новый год
11:26
И в шутку, и всерьёз
11:40
Телестудия «Товарищ»: Азбука дорог
13:30
Последний лист. М/ф
13:55
Новогодние поздравления
14:02
Стиль в большом городе
14:51
Новогодние поздравления
15:17
Телестудия «Товарищ»
16:00
Н: Новгород 800 лет
16:50
Новогодние поздравления
18:41
Провокация. Что такое счастье
18:58
Тревожные ночи в Самаре. Х/ф
22:54
Новогодние поздравления
Жизнь в постоянном ожидании, пусть и чего-то очень хорошего, счастливой назвать невозможно. Если вы замечаете у себя какие-то элементы синдрома отложенной жизни и хотите из этого состояния выбраться, то попробуйте воспользоваться этими рекомендациями.
Учитесь Быть
Не думать, не делать, а просто присутствовать. Замечать себя и мир вокруг. Прямо сейчас сконцентрируйтесь на звуках. Что вы слышите? Не думайте, откуда эти звуки берутся, просто наблюдайте. А что происходит с вашим телом? Вы в удобной позе? Какая рука кажется тяжелее — левая или правая? Эти простые вопросы помогают вернуться в настоящий момент.
Отличный способ научиться переключению из «когда-нибудь» в «сейчас» — медитативные практики. Найдите аудиозаписи медитаций или установите специальные приложения. Выбирайте те, в которых чей-то голос руководит вашим вниманием.
Прекратите терпеть
Составьте список вещей, которые вы терпите. Это могут быть как большие трудности вроде плохой инфраструктуры в районе, так и совсем маленькие — например, скол на чайной чашке. Запишите все, что приходит в голову, вспомните вчерашний день — что вы терпели? Может, чей-то неприятный тон голоса, едкие замечания в вашу сторону?
А теперь напротив каждого пункта напишите, что вы будете делать, чтобы больше не терпеть. Эта вредная привычка развивает неуважение к себе. Причем когда вы терпите, то приучаете других людей вас не уважать. Ваше задание на ближайший месяц — каждый день НЕ терпеть. Не ждите идеального момента — делайте свою настоящую жизнь приятнее.
Задайте себе два вопроса
Бывает, что трудно наслаждаться моментом, потому что все мысли направлены в будущее. Нелегко веселиться, когда в голову лезут мысли о предстоящем важном событии, работе или еще каком-то серьезном изменении в жизни. Вроде какая-то часть личности здесь и сейчас, но другая обдумывает, планирует, размышляет: «Может, нужно было вместо этого семейного ужина подольше поработать?».
Если вы часто попадаете в такую ловушку навязчивых мыслей о будущем, то задайте себе два вопроса:
1) могу ли я сейчас что-то сделать для достижения своей самой главной цели?
2) есть ли у меня на это энергия?
Если хотя бы на один вопрос вы ответили отрицательно — значит, переключайтесь на настоящее и наслаждайтесь тем, что есть. Потому что наступление счастливого будущего вы никак не ускорите. Эти два вопроса нужны, чтобы дать себе внутреннее разрешение расслабиться и Быть в настоящем.
Отмечайте победы
Помните, мы говорили о том, что откладывать жизнь на потом мешает в частности «ориентированность на результат»? Если это про вас, то лучший способ научиться получать удовольствие от процесса — это разбить крупный результат на много маленьких и праздновать каждый из сделанных шагов.
Только радоваться нужно основательно, чтобы вы действительно почувствовали свой подвиг и отдохнули после его совершения. Я, к сожалению, не знаю каждого из вас лично, поэтому не могу сказать, какой именно праздник подойдет именно вам. Но я знаю, что с этой задачей вы справитесь.
Живите красиво
Если в вашем шкафу масса вещей для «особого случая», то этот пункт — про вас. Рецепт состоит из двух этапов — расхламления и украшения.
Этап расхламления состоит из выбрасывания ненужного и, возможно, потребует участия немного сурового человека, которому вы доверяете. Самому решиться выбросить то, что долго и бережно хранилось, бывает очень нелегко. Поэтому строгая подруга, хозяйственная мама, склонный к обесцениванию стилист (если речь об одежде, конечно) — подходящие персонажи, у которых вы сможете «позаимствовать» твердость и решимость.
Главный принцип расхламления прост: если не пользовались вещью год — выбрасываем, отдаем на благотворительность или продаем на «Авито». И очень важно, чтобы вы избавились от вещей или повесили объявление о продаже в тот же день! Иначе сумки соберете, а потом еще два года будете о них спотыкаться, потому что «некогда» ими заняться.
Этап украшения заключается в том, чтобы приучить себя к эстетичной и приятной жизни каждый день. Если у вас есть роскошный сервиз, который используется раз в год, — все, пора избавиться от другой посуды и пользоваться этой. Ведь теперь вы цените каждый день своей жизни.
Достаньте «парадный» домашний костюм (или закажите), начните зажигать свечи или другим способом организуйте уютно-волшебное освещение и купите себе наконец удобную подушку.
Возьмите себе за правило: все, чем я пользуюсь каждый день, должно доставлять мне удовольствие. Логично вкладываться в то, что используется часто, а не раз в жизни.
Отдельная рекомендация для дам: если у вас есть особое платье, которое уже пару лет как ждет выхода в свет, то… носите его дома. Вы ничего не потеряете, даже если испачкаетесь: платье в любом случае не используется, единственный способ подарить себе радость — это ходить по дому красивой и ощущать себя особенной, случайно взглянув в зеркало. Кстати, макияж тоже может принести много удовольствия, даже если вы никуда выходить не собираетесь. Это все — для себя.
Используйте правило двух недель
Оно больше подойдет тем, кто устал ждать заветного изменения в жизни. Но, возможно, пригодится и вам.
Я когда-то услышала фразу, которая сначала возмутила меня до глубины души. Она звучала так: «Любую мечту можно исполнить за две недели». «Что?! В смысле любую?» — подумала я. Одно дело, если мечта — это «поесть ванильного мороженого», и совсем другое, если речь идет о покупке квартиры.
Потом я немного остыла и поняла, о чем это. Понятно, что до конца за две недели любую мечту не выполнить. Но можно запустить процесс. Да, вы не закончите ремонт так быстро, но можете найти мастеров и поставить им задачу. И миллионную выручку в собственной компании вряд ли получите, но сможете подать документы и открыть свою фирму. А дальше появятся те, кто вас будет подталкивать к исполнению мечты — те же строители, клиенты, сотрудники.
Кстати, с мечтой о мороженом у автора этой книги вышла забавная история. Как-то ночью (ну а когда же еще) мне сильно-пресильно захотелось персикового мороженого. Оказалось, что найти его не так просто: чуть ли не любые другие сорта есть, а персика — нет.
Вы не поверите, но поиск десерта превратился в квест длиной несколько месяцев: все мои домашние при случае подходили к витринам и искали нужный сорт. Вроде мелочь, но в какой-то момент я поняла: не могу наслаждаться сладостями, которые есть у нас дома, потому что все время думаю об этом персиковом мороженом.
Тут я решила, что с синдромом «отложенной сладости» надо срочно бороться. Вспомнила про правило двух недель, начала просить помощи у всех, кого знала. Конечно же, на второй день поиска мне встретились нужные люди — со знакомыми, которые делали мороженое на заказ и могли изготовить любой сорт.
В этой совершенно несерьезной истории прослеживается, как важно для достижения цели иногда бывает просто на ней сосредоточиться, выйти из активного сценария в еще более активный, то есть подключить других людей. Запустить процесс, который сам приведет к результату (простите, если теперь вам тоже хочется персикового мороженого).
Займитесь «процессными» делами
Существуют прекрасные хобби, которые помогут сосредоточиться на «здесь и сейчас». Найдите то, что будет вам по душе, а я подскажу, где какие плюсы для нашей цели.
Теннис, например, — когда мяч летит на вашу половину поля, вы можете поймать то самое «сейчас»: есть только вы, ракетка и мяч. Больше ни-че-го. И это прекрасно.
Живопись (если сосредоточиться на технике, а не на «скоростном» производстве картин) умеет поразительно останавливать время. Когда вы учитесь различать тончайшие оттенки, наблюдать за тем, как свет бежит по краю бокала, меняя яркость каждую сотую часть миллиметра, — вы учитесь Быть, наблюдать, чувствовать.
Танцы и растяжка учат чувствовать свое тело и видеть, как от вашего состояния меняется результат. Жизнь — это момент, когда вы приходите в зал, закрываете за собой дверь, и… «пусть весь мир подождет».
Вязание — прекрасное занятие, когда вы делаете это не на продажу. Просто вяжете, петля за петлей, а потом распускаете и вяжете заново. Великолепно успокаивает и учит никуда не бежать.
Надеюсь, вам пришли идеи насчет хобби, суть которых не столько в результатах, сколько в процессе. Понятно, что из любого дела при активном Внутреннем Жандарме можно сделать не удовольствие, а пытку и самоистязание, но я надеюсь, что такого с вами не произойдет.
Разрешите себе тратить
У многих людей синдром отложенной жизни вмешивается в финансы: он разрешает копить, но не позволяет тратить, и тем более — тратить с удовольствием. Бывает даже так, что у человека деньги лежат и в банке, и под подушкой, и в заначке, и в сейфе, а он все равно живет так, будто зарплата у него размером с прожиточный минимум.
Я не знаю, в каком финансовом положении вы находитесь. Но знаю, что деньги нужны не только для выживания и подстраховки. Они нужны для радости. Для того, чтобы показать любовь к себе и другим. Чтобы настоящее стало прекрасным. Дарите себе подарки, тратьте деньги на комфорт и удовольствие.
Был у одной моей клиентки нелепый случай. Ее муж в детстве пережил голод, и эти страшные воспоминания не давали ему возможности расслабиться даже тогда, когда он стал очень обеспеченным человеком. Денег было много, но тратить он их не мог: везде экономил, считал каждую копейку.
На обучение детям, конечно, не скупился, машину статусную купил (для работы надо), но вот на обычную жизнь тратиться не хотел.
В один прекрасный день жена рискнула и купила в дом… мягкую трехслойную туалетную бумагу. Муж, конечно же, на такие глупости денег жалел. Но тут произошло чудо (ну что поделать, даже в санузлах они встречаются): супруг понял, как ему нравится делать жизнь приятной. Он не отругал жену, а сказал, чтобы теперь она только такую бумагу и покупала. Может, глупость, может, мелочь, но для него — большой шаг к возможности тратить на себя.
Ищите поддержку
Самый главный способ себе помочь — это найти тех, кто будет поддерживать вас на пути к цели. Наверное, вы слышали про феномен ведра с крабами: если один пытается выбраться на свободу, то другие ему не помогают, а хватаются за него и стягивают вниз.
Вот с любыми жизненными изменениями происходит так же: к сожалению, среда сопротивляется нашему движению вперед. Если рядом с вами только люди-крабы, которые сами не хотят ничего менять, не верят в вас, говорят что-то вроде «зачем тебе это надо», «куда ты лезешь», «что с жиру бесишься», то их нужно заменить — на тех, кто будет верить и поддерживать.
Дорога к счастью пустой не бывает, всегда есть люди, готовые помочь. Только их нужно найти и пригласить в свою жизнь. Мы можем все, если у нас есть поддержка.