Разработка внеклассного занятия по сказкам

Муниципальный конкурс методических разработок педагогических работников образовательных организаций городского округа ревда в 2021-2022 учебном году педагогические находки в организации патриотического

Муниципальный конкурс методических разработок

педагогических работников образовательных организаций

городского округа Ревда в 2021-2022 учебном году

«Педагогические находки в организации патриотического воспитания»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Интеллектуальная игра

«Путешествие по сказкам Урала»

Авторы:

Заколюкина Елена Дмитриевна,

учитель высшей категории

Клестова Светлана Владимировна,

учитель высшей категории

МБОУ «СОШ №1»

г.Ревда, 2021 г.

Аннотация к методической разработке

Авторы: Заколюкина Елена Дмитриевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, Клестова Светлана Владимировна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1».

Название работы: методическая разработка внеклассного мероприятия «Интеллектуальная игра «Путешествие по сказкам Урала»».

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе, посвящена 165 – летию со дня рождения писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Мероприятие направлено на формирование преставлений у младших школьников о Родине, на воспитание любви к родному краю, к его природе, истории, культуре, на развитие основных нравственных ценностей, ориентиров в окружающем мире, адресовано детям 8-10 лет.

Сценарий поможет учителям начальных классов сделать мероприятие интересным и запоминающимся, учитывает познавательные интересы младших школьников, ориентированно на развитие творческих и актерских способностей. В процессе игры посредством сюжетных рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка у детей формируются образы чутких, добродушных, трудолюбивых людей Урала, которых окружает суровая, величавая природа нашего родного края.

В процессе подготовки к интеллектуальной игре проводится определенные мероприятия: знакомство с творчеством писателя на классном часе, самостоятельное чтение понравившихся рассказов, посещение видео-экскурсии в музей п.Висим. В ходе «Путешествия по сказкам Урала» ребята, взаимодействуя в команде, знакомятся с главными героями, рассуждают о нравственности поступков, ищут ответы на разные вопросы и узнают интересные факты о природе Урала.

Актуальность данной работы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школы.

Сегодня многие соглашаются с тем, что мы живем в интересное, но, к сожалению, жестокое время, в котором нет места состраданию, а без этого благородного качества подрастающий ребенок вряд ли может стать Человеком, открытым семье, обществу, миру. Так, русский писатель, драматург Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк был убежден, что сострадание – доброе человеческое чувство[1]. Его невозможно развить, если нет знания самого сострадания, зримого представления о нем. Именно это чувство воспитывают произведения писателя.

Не одно поколение детей выросло на таких сказках и рассказах Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, как «Серая шейка», «Приемыш», «Лесная сказка», «Аленушкины сказки», «Медведко», «Кто умнее всех», «Сказка о славном царе Горохе» и др.[2]. И мы – современные педагоги на примере его произведений знакомим детей с миром природы, повадками и привычками животных, учим замечать разные явления, не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи.

Цели и задачи методической разработки

Цель данного мероприятия: воспитание любви учащихся к родному краю, к его природе; формирование чувства ответственности за судьбу своей малой Родины.

Задачи:

  • приобщение детей к истории родного края, знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка, через занимательный материал, использование информационно-коммуникативных и мультимедийных технологий.

  • формирование чувства гордости за свой край и людей, живущих в нем, желание прославить свою малую Родину в будущем.

  • вовлечение в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышение родительской компетентности в области истории и культуры родного края.

  • воспитание бережного отношения к природе, учить понимать её, чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности.

  • развитие памяти, речи, мышления, воображения;

  • развитие умений применения информационно-коммуникационных технологий

Планируемые результаты:

Личностные:

1) Воспитание читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.

2) Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.

3) Развитие умения сотрудничества со сверстниками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2) Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.

3) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные:

1) Знакомство с жизнью уральского писателя Д.Н. Мамина — Сибиряка, историей создания его «детских» рассказов.

2) Совершенствование умения давать развернутую характеристику героя, умения ориентироваться в сборнике рассказов.

3) Формирование интереса к истории, природе и людям родного края.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для групповой работы, презентация, мобильное приложение по считыванию QR-кодов.

Пояснительная записка

В процессе подготовки к интеллектуальной игре за две недели в уголке чтения размещается задание: прочитать рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка». Сборники рассказов писателя находятся в свободном доступе (учебный кабинет) для чтения, знакомства с иллюстрациями. Проводится классный час по знакомству с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка, дети принимают участие в видео-экскурсии по музею в п.Висим [4]. В подготовке к интеллектуальной игре можно воспользоваться и презентацией по литературному чтению «Д.Н. М.Сибиряк» [5], аудиозаписями фрагментов рассказов. Начинаем интеллектуальную игру «Путешествие по сказкам Урала». Учащиеся делятся на три группы.

Ход занятия

Тип: интеллектуальная игра.

Форма: путешествие.

Реквизит, оформление:

  • Выставка книг Д. Мамина-Сибиряка

  • Эмблемы команд

  • Карточки с заданиями

  • Сигнальные карточки;

  • Ручки, листы бумаги;

Сегодня мы проведем интеллектуальную игру «Путешествие по сказкам Урала», посвященную творчеству нашего земляка Д. Мамина-Сибиряка.

На протяжении всего месяца мы с вами знакомились с его творчеством, с героями его произведений, прочитали много его сказок. Всем классом посетили виртуальную экскурсию в музей в п.Висим. А сейчас подведем итоги…

  1. Представление жюри (педагоги школы)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 34.

  1. Представление команд.

Задание 1. (максимальное количество баллов – 10)

Каждая команда выбирает правильный ответ к вопросу (обвести в кружочек)

Тест «Биография Д.Н. Мамина-Сибиряка».

1. В каком году родился писатель?

А)1752

Б)1852

В)1952

2. Отметьте настоящую фамилию Д.Н. Мамина-Сибиряка

А) Сибиряк

Б) Мамин-Сибиряк

В) Мамин

3. Какое имя носил отец писателя?

А) Николай

Б) Назар

В) Наркис

4. В какой семье родился писатель?

А) в семье священнослужителя

Б) в семье помещика

В) в семье крестьянина

5. Где родился писатель?

А) Пермская губерния

Б) Санкт-Петербург

В) Тульская губерния

6. В какой академии не учился Д.Н.Мамин-Сибиряк?

А) Медицинская

Б) Юридическая

В) Литературная

7. Настоящее имя его дочери, которой были посвящены «Алёнушкины сказки»

А) Алёнушка

Б) Елена

В) Лина

8. Сколько сказок входит в серию «Алёнушкины сказки»

А) 8

Б) 10

В) 5

9. Какое произведение не входит в серию «Алёнушкины сказки»?

А) Серая шейка

Б) Ванькины именины

В) Пора спать

10. Место захоронения писателя

А) Москва

Б) Пермь

В) Санкт-Петербург

Задание 2. (максимальное количество баллов – 5)

Вспомним героев. Для этого выполним задание

Составить синквейн на одного из героев сказок «Алёнушкины сказки» (на выбор):

А) Божья коровка (сказка «Пора спать»)

Б) Козявочка (Сказка про Козявочку)

В) Заяц (Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост). Приложение 1

Задание 3. (максимальное количество баллов – 5)

Теплые, задушевные краски нашел писатель для обрисовки простых людей Урала.

Составьте устный рассказ об одном из них.

Выступление каждой группы.

Итак, какие герои? (аншлаг — добродушные, благородные, чуткие, отзывчивые, трудолюбивые). Приложение 2

Задание 4. (максимальное количество баллов – 3)

Мамин-Сибиряк – знаток природы Урала. Читая его произведения, мы в воображении путешествуем по родному краю, как будто видим суровые уральские леса, извилистые реки, узнаем, как раньше жили на Урале простые люди. Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение описания природы. Несколько учеников выступают, а остальные ребята отгадывают, из какого произведения.

Задание 5. (максимальное количество баллов – 11)

При помощи электронного приложения, считывающий QR-код, ответить на закодированные вопросы. При поиске ответов можно пользоваться всеми доступными источниками.

1. С каких слов начинается «Присказка» «Алёнушкиных сказок»?

(«Баю-баю-баю… Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает»).

2. Как зовут лохматого деревенского пса из присказки к «Алёнушкиным сказкам»?

Ответ: Постойко

3. Какой персонаж «Сказки про Козявочку» назвал себя существом «серьёзным»?

Ответ: Червячок

4. Перечислите всех птиц, которые встречаются в «Сказке про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Ответ: Воробей Воробеич, ястреб, утки, гуси, ласточки, бекасы, вороны, голуби, синичка, Бекасик-песочник

5. Кого маленькая Мушка из сказки про последнюю Муху назвала «добрым существом»?

Ответ: человека

6. Как звали героиню, которая каждый день варила ягоды в сахаре? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)

Ответ: тётя Оля

7. В какой сезон года настроение всех мух резко падало? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)

Ответ: с наступлением осени

8. Какая птица из «Алёнушкиных сказок» считала, что она умнее всех?

Ответ индюк

9. Какую характеристику дал Ёж сам себе в сказке «Умнее всех»?

Ответ: Ёж — середнячок-мужичок

10. Какой сосуд в «Алёнушкиных сказках» облюбовала овсяная Кашка?

Ответ: глиняную кастрюльку

11. Кем хотела быть Алёнушка в сказке «Пора спать»?

Ответ: царицей. Приложение 3

III. Подведение итогов жюри.

Слово жюри.

Награждение.

IV. Рефлексия

Какое задание понравилось больше всего?

Заключение

Можно сделать вывод, что подобные педагогические мероприятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Хочется надеяться, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к своей малой родине, своему краю; испытывать гордость и уважение за свою русскую культуру, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Приложение 1

Правила написания синквейна

1. Первая строка – одно слово, обычно существительное

2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие в рамках темы.

4. Четвёртая строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме.

5. Пятая строка – слово или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, выражает личное отношение к теме.

Приложение 2

План характеристики литературного героя

1. Имя героя, его местожительство.

2. Действия и поступки, совершаемые героем.

3. Внешность, характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

Приложение 3

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7. 8.

9. 10. 11.

Методическая разработка внеклассного занятия «Три ржаных колоса»

Николаева Зоя Александровна, воспитатель ГПД
ГБСКОУ школы №3 Санкт-Петербурга

Методическая разработка представляет собой первое занятие из учебно-методического комплекта для $2-4 классов, позволяющие воспитателю ГПД, классному руководителю ввести учащихся в воспитательный проект по формированию ценностного отношения к хлебу у младших школьников. Если Вас заинтересовала эта тема, Вы можете написать автору по email: nikolaeva[email protected]gmail.com и ознакомиться с полным комплектом материалов.

Цель:

  1. Воспитывать в детях нравственные качества.

  2. $

    Показать значимость добрых поступков.

  3. Формировать бережное отношение к хлебу.

  4. Пробудить познавательный интерес к предложенной теме.

Оборудование:

На столе стоит букет из натурал$ьных колосьев ржи и пшеницы. (Приложение 4)
Головоломка про хлеб. (Приложение 1)
Текст сказки З.Топелиус «Три ржаных колоса». (Приложение 2)
Фрагмент мультфильма «Вовка в Тридевятом царст$ве». (Отрывок о встречи Вовки с печкой)
Наглядное пособие «Солнышко» с лучиками из пословиц. (Приложение 5)

Ход занятия:

  1. Разгадывание головоломки.

— Ребята, разгадав головоломку, мы узнаем, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии.

— Подберите к слову$ хлеб однокоренные слова. (хлебушко, хлебороб, хлебный и т.д.)

— Как, на ваш взгляд, нужно относиться к хлебу?

  1. Сейчас мы увидим фрагменты мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» .

Просмотр отрывка фильма.

— Подумайте, как Вовка отнесся к такой ценности, как хлеб?

— Что с ним случилось? Легко ли печь хлеб?

На Руси всегда к хлебу относились с почтением, с уважением, как к чему-то святому. О хлебе сочиняли стихи, пели песни. С хлебом связаны многие обычаи россиян: хлебом – солью встречают самых дорогих гостей.

— А вы, ребята, зна$ете еще какие-нибудь обычаи, обряды, традиции?

— С одним из обычаев мы с вами познакомимся, послушав сказку: «Три ржаных колоса».

Для начала давайте рассмотрим, что же из себя представляют колоски. (Дети рассматривают колосья. Приложение 6). Много ли в них зернышек?

    $

  1. Чтение сказки З.Топелиус «Три ржаных колоса».

  2. Беседа о прочитанном:

Вопросы:

  1. О каком новом обычае вы узнали из сказки? (Под Новый год выкладывать на крышу для птиц несколько колосков ржи$)

  2. Какая семья поддерживала этот обычай? (Семья бедного крестьянина)

  3. Что случилось с детьми бедняка, когда они поздно ночью возвращались домой? (Встретили голодного волка, рычащего медведя)

  4. Как поступили дети? (Поделились с животными продуктами)

  5. Как сложилась дальнейшая жизнь у бедной семьи? (В семье всегда была еда, поспевал богатый урожай, и за какое дело не взялись бы крестьянин с женой, все у них получалось хорошо)

  6. Что же происходило в богатой семье? (В закромах стало пусто, солнце как будто обходило их пол$я стороной, урожай не поспевал)

  7. Почему несчастья и невзгоды не покидали богатую семью? (Хозяин был жадный, пожалел три колоска для птиц, гнал всех просящих от дверей своего дома)

  8. Какой можно сделать вывод? (На добрые поступки отвечают добром)

Что говорит нам на это народная мудрость? (пословицы, поговорки)

На что похож каравай хлеба? (теплый, словно солнцем налитой, на солнце).

— Посмотрите, какое д$оброе, веселое солнышко смотрит на нас.

— Сейчас мы сделаем ему лучики из наших пословиц о доброте.

Дети читают пословицы, объясняют смысл и прикрепляют их к солнышку.

Пословицы:

  • Доброму всегда добро.

  • Доброму делу – добрая слава.

  • Добрый сосед – как хлеба сусек.$

  • Доброе слово, добрый ответ.

  • Добро не горит, не тонет.

Посмотрите ребята, какое у нас получилось замечательное солнышко.

Хлеб – солнце – доброта связаны друг с другом.

Вспомните, ч$то говорилось в сказке о солнышке, когда у богатого хозяина не вырастал урожай? (солнце как- будто обходило его поле стороной)

Без солнца – нет урожая, без добрых поступков, нет благополучия в семьях, а без хлеба – нет обеда.

  1. Вывод:

    $

Какую же роль играет хлеб в повседневной жизни человека? (Он востребован каждый день, без хлеба нет обеда. Не легко он достается людям.)

У народа есть слова: хлеб всей жизни голова”.

Можно закончить наше занятие словами их песни «Баллада о хлебе»

Ты запомни, сынок, золотые слова: Хлеб всему голова, хлеб всему голова”.

6. Этап мотивирования. Проблемный вопрос для начала проектной деятельности:

— Ребята, как вы думаете, откуда хлеб на стол приш$ел? (Слушаем варианты ответов детей).

— Хотели бы вы подробнее узнать про это?

— Каким образом мы с вами можем узнать то, что пока еще не знаем? (спросить у взрослых, из книг, поискать в интернете, посетить музей хлеба…)

7. Планирование проектной деятельности.

Список используемых источников

  1. Топелиус З.«Три ржаных к$олоса»/ Пересказала А.Любарская. – Ленинград: Детская литература, 1980.

  2. Балачан В. «Баллада о хлебе»

  3. Журнал “Начальная школа”№6 (загадки и пословицы о хлебе) 1986

  4. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популяр$ное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996 г., 224 с., ил.

  5. Тарабарина Т.И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.

Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996 г., 224 с., ил.

  1. Журнал “Воспитание школьников “№4. 2008 г. Пословицы о хлебе.

  2. http://prozagadki.ru

  3. $Мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве» http://www.youtube.com/watch?v=8HdQlIFILtY

Интерактивные презентации о сказках

38932430

Цель викторины: привить интерес к чтению произведений А.С.Пушкина, уметь давать чёткий и точный ответ на вопрос, учиться выбирать нужный ответ из имеющихся знаний.

time24.10.2021

87490214

«Лес загадок» — это дидактический материал, интерактивный кроссворд, который может быть использован в качестве проверочных работ на уроках литературы.

time24.10.2021

36219211

Цель: воспитывать любовь к фольклорному творчеству – любовь к сказке
Задачи: Прививать любовь к прочитанному. Обучать детей работе в команде, быстрому реагированию на вопросы, мобилизации сил и внимания для победы в команде.

time18.12.2019

99124975

Интерактивная книжка «Два жадных медвежонка»  написана в стихотворной форме по мотивам венгерской народной сказки для лучшего запоминания текста учащимися 1-7 классов коррекционной школы.

time25.03.2017

18129973

Цель: обобщение и систематизация имеющихся у детей знаний о сказках. 
Задачи: способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; воспитывать интерес к чтению, к устному народному творчеству; создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.

time05.02.2017

53859774

Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину — презентацию, выполненную с применением технологического приема «универсальный тренажер». Презентация содержит 14 вопросов, к каждому их которых 3 варианта ответа. При выборе правильного ответа появляется лягушка — переход к следующему заданию. 

time28.12.2016

13873901

Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину — презентацию, выполненную с применением нескольких технологических приемов для настройки анимации на слайдах.

time22.12.2016

89265426

Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину с технологическим приёмом «Анимированная сорбонка в программе Microsoft Office Power Point». 

time18.12.2016

20051991

«Путешествие по сказкам» — это дидактическая игра — презентация, выполненная с применением технологического приёма «Анимированная сорбонка». Ресурс предназначен для проверки знаний обучающихся, а также для использования во внеурочной работе.

time15.12.2016

99243720

Презентация с применением технологического приёма «Ромашка». Данный ресурс можно использовать на любом этапе урока, внеклассного занятия, для индивидуальной, фронтальной или групповой работы на усмотрение учителя. Работа с презентацией осуществляется по щелчку.

time15.12.2016

64874104

Ресурс представляет собой дидактический материал, интерактивный тренажёр с использованием технологического приема «пазлы». Данный ресурс можно использовать на любом этапе урока, внеклассного занятия, для индивидуальной, фронтальной или групповой работы на усмотрение учителя.

time15.12.2016

46228784

Этот кроссворд составлен по сказкам отечественных и зарубежных авторов. Он поможет детям в увлекательной игровой форме вспомнить героев полюбившихся книжек.

time28.10.2016

81612098

Выбор редакции

Интерактивная игра «Чёрный квадрат» составлена по юмористическим рассказам А.П. Чехова и может быть использована учителем на уроке внеклассного чтения в 5 классе.

time16.09.2016

75390523

Дидактический материал создан с использованием технологического приёма «Анимированная сорбонка». Данный ресурс можно использовать для индивидуальной и групповой работы на уроках внеклассного чтения  на этапе закрепления. 

time30.06.2016

17148729

Викторина по сказкам предполагает знание ребенком сказочных персонажей.

time26.12.2015

49319396

Эта  интерактивная презентация в увлекательной игровой форме поможет закрепить знания детей о русских народных и авторских сказках (их название и автор). 

time15.10.2015

35903922

Интерактивная игра «Его сказок радужные краски…» посвящена творчеству великого датского сказочника  Х.К.Андерсена, которому 2 апреля 2015 года исполнилось 210 лет.

time28.05.2015

63959015

Интерактивная книжка «Русская народная сказка «Гуси-лебеди» выполнена в программе MS Office PowerPoint 2007 на основе технологического приема «Листание», который предложил С.Н. Лебедев.
«Страницы» книжки перелистываются при нажатии на них в обе стороны, что позволяет возвращаться к прочитанному тексту.
Выход по управляющим кнопкам.
УМК любой.

time12.05.2015

67670186

В ходе игры учащиеся должны ответить  на вопросы из 3-х категорий заданий: «Сказки А.С. Пушкина», «Сказки Г-Х Андерсена, «Разные сказки». 

time28.04.2015

29206004

Презентация «Сказочные объяснялки» построена по принципу — объяснение на заданную тему от более сложного и распространенного, к более точному и простому. Если дети угадали ответ с первой объяснялки, то они получают 3 очка, а остальные объяснялки просто прочитываются для проверки и подтверждения догадки.

time07.04.2015

77482567

Презентация «Русская народная сказка «Репка» — интерактивная книжка для учащихся 1-2 класса. В презентации использован технологический приём «Листание».
Материал предназначен для фронтальной работы на уроке или во внеурочное время, для проведения тематических внеклассных мероприятий — на усмотрение учителя.

time25.02.2015

63653519

Игра по сказкам Г.Х Андерсена сделает обучение интересным и увлекательным, стимулирует интерес к чтению. Вопросы предлагаются по категориям «Угадай сказку», «Узнай героя», «Что сделать, чтобы…», «Кто? Какой?»
Играть можно на уроке и во время проведения внеклассного мероприятия. Соревнование в игре может быть индивидуальным и командным.

time24.02.2015

16341232

Выбор редакцииПрезентация по сказкам В. Сутеева для 2-3 классов. С  использованием гиперссылок, триггеров, управляющих кнопок.
Дана краткая биография писателя. Можно использовать на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.

time01.12.2014

46832691

Презентация по русским народным сказкам для обучающихся 3-4 классов, с использованием гиперссылок, триггеров, управляющих кнопок. Главный герой презентации исправляет действия сказочного Хулигана, направленные на безобразные нарушения в сказках. При этом дети вспоминают известные русские народные сказки. Инструкция по работе с презентацией очень подробно объясняет необходимые шаги. Можно использовать после уроков или в летнем лагере.

time01.12.2014

59681241

Интерактивная игра (3 игры) «Кто хочет стать сказочником?» по произведениям Шарля Перро построена по такому же принципу, что и телевизионная игра «Кто хочет стать миллионером» (вопрос, варианты ответов, подсказки).

time08.11.2013

Игра представляет морское путешествие. Читаелю-игроку нужно попасть на правильный корабль, то есть верно ответить на предложенный вопрос. Если ответ правильный, появится веселый дельфин, если нет — можно попасть в зубы кровожадной акулы.

time24.10.2013

43701218

Выбор редакцииУвлекательная игра-путешествие по сказкам для 3-4 классов. Иван просит Бабу Ягу помочь ему найти Настеньку. Она предлагает ему пройти ряд испытаний. Иван попадает к Лешему, Кикиморе, Кощею, Водяному, Лесовичку, разбойникам и Снежной королеве. Но вместе с ребятами Иван найдет свою невесту. Презентация озвучена, есть песни, которые можно использовать и как физминутки.
Обязательно ознакомиться с навигацией.

time20.10.2013

40748429

Выбор редакцииИнтерактивная игра-викторина составлена по самым известным сказкам и состоит из четырех категорий, включающих пять вопросов.

time05.10.2013

39725018

Виртуальная выставка книги В. Губарева «Королевство кривых зеркал» с
использованием триггеров и гиперссылок, с использованием
технологического приема Аствацатурова Г.О.

time27.06.2011

95960029

Цели использования презентации – подведение в игровой форме итогов летнего чтения.

time22.06.2011

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26

367014 г.Махачкала пос. Сепараторный ул.Северо-Осетинская 71а тел. 60-26-26

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по дисциплине «Литература»

11 класс

Интеллектуальный марафон

1641906 1

Учитель Меликова Заира Рагадиновна

Интеллектуальный марафон

Внеклассное мероприятие по литературе для учеников 11 класса

Цели и задачи:

Предметные:

—  расширить и углубить знания обучащихся по русской литературе ХIХ – ХХ вв;

— совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как худож. целого;

— способствовать освоению текстов художественных произведений в единстве содержания и формы;

— углублять представление о специфике литературы в ряду других искусств.

Метапредметные:

— развивать творческие способности, логическое мышление студентов;

— повышать интеллектуальный и культурный уровень, расширять кругозор обучающихся;

— развивать интерес к учебно-познавательной деятельности;

— формировать умение работать в группе, в команде, сотрудничать;

— формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

Личностные:

— воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; толерантного отношения друг к другу.

В ходе мероприятия формируются следующие компетенции:

— коммуникативная (работа в группах)

— учебно-познавательная (знакомство с новым материалом)

— информационная (работа с текстами произведений)

— личностного самосовершенствования (расширение литературоведческих знаний).

Межпредметные связи: русский язык, история, география, искусство

Вид мероприятия: конкурс.

Применяемые методы: соревнование, конкурсы, групповые задания, работа в парах, декламирование, творческое задание

Оборудование: выставка  книг, мультимедийный проектор, презентация, сигнальные карточки, оценочные листы для жюри.

Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

Участники: три команды по 6-8 человек, ведущие, жюри, болельщики. В качестве домашнего задания участники должны придумать название и девиз своей команды.

Программа проведения интеллектуального марафона.

1. Домашнее задание: представление команд (название и девиз)

2. Старт. «Разминка»: назвать фамилии русских писателей (выявить эрудицию, внимательность).

3. 1 этап дистанции «Мы родом из детства…» Фэйс-контроль (проверить биографические знания).

4. 2 этап дистанции. Вопросы из живописи (проверить знания в области искусства).

5. 3 этап дистанции. Вопросы из области географии (определить знатока по географии)

6. 4 этап дистанции. Вопросы из области истории (определить знатока по истории)

7. 5 этап дистанции. Факты из жизни писателей и поэтов (проверить знания биографий)

— Конкурс болельщиков. Сошли с дистанции. Игра со зрителями. Русский язык.

8. 6 этап дистанции. Рифма в помощь вам. (проверить знания по лирике)

9. 7 этап дистанции. Фэйс-контроль. Определите литературного героя по его словесному портрету

— Конкурс болельщиков. Сошли с дистанции. Игра со зрителями. Сказочный ералаш.

10. 8 этап дистанции. Наказы родителей детям (умение быстро находить правильное решение)

11. 9 этап дистанции АФИША (проверить знания и умения студентов по драматургии)

12. 10 этап дистанции. Назовите героя по роду его занятия (знание содержания произведения )

13. 11 этап дистанции. “Жилище” (умение быстро находить правильное решение, знание текста).

14. Финиш. «Поэтическая дуэль» (умение выразительно читать стихотворения наизусть)

— Конкурс болельщиков. Узнай произведение по его началу и концу.(знание содержания произведения)

15. Подведение итогов и награждение.

Ход марафона:

Марафон – это олимпийский легкоатлетический вид спорта, забег на дистанцию от 40 до 43 км. Учитываются все этапы забега от старта до финиша, а также промежуточные результаты. Интеллект – ум, рассудок, разум, способность мыслить. Чтобы успешно преодолеть марафонскую дистанцию, надо блеснуть эрудицией.

Старт. Разминка: Назовите фамилии русских писателей.

—  Александр Сергеевич (Пушкин, Грибоедов)

—  Михаил Юрьевич (Лермонтов)

—  Николай Васильевич (Гоголь)

— Николай Алексеевич Некрасов

—  Иван Сергеевич (Тургенев)

—  Лев Николаевич (Толстой)

—  Федор Михайлович (Достоевский)

— Фёдор Иванович Тютчев

— Иван Андреевич Крылов

— Александр Иванович Герцен

— Афанасий Афанасьевич Фет

— Александр Николаевич Островский

— Василий Андреевич Жуковский

—  Михаил Евграфович (Салтыков-Щедрин)

—  Антон Павлович (Чехов)

—  Михаил Васильевич Ломоносов

—  Николай Семёнович Лесков

За каждый правильный ответ – 1 балл

1 этап дистанции «Мы родом из детства…» Фэйс-контроль Слайды 3-8

На слайдах изображены портреты писателей и поэтов в детстве и молодости. Кто из них кто? (1. Лермонтов 2. Тютчев 3. Салтыков-Щедрин 4. Пушкин, 5.М.Цветаева

6. Блок 7. Маяковский 8. Толстой 9. Чехов 10. Тургенев 11.Булгаков 12. Зощенко)

2 этап дистанции. Вопросы из живописи Слайд 9

На экране размещены портреты (17): Пушкин, Некрасов, Достоевский, Толстой, Тютчев, Лермонтов, Крылов, Герцен, Фет, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Гоголь, Жуковский, Чехов, Грибоедов, Тургенев) — Определите, кто изображен на этих портретах.

3 этап дистанции. Вопросы из области географии слады 10-24

(Названия населённых пунктов спроецированы на экран)

1.Кому из русских писателей и поэтов принадлежат данные имения:

Ясная Поляна -Толстой

Болдино — Пушкин

Шахматово — Блок

Грешнево — Некрасов

Тарханы — Лермонтов

Спасское-Лутовиново

Овстуг — Тютчев

Константиново — Есенин

Карабиха — Некрасов

Мураново — Тютчев

Михайловское — Пушкин

Новосёлки — Фет

Мелихово — Чехов

Щелыково- Островский

2. «С какими писателями связаны эти места?» Слайд 25

1. Михайловское, Болдино, Петербург, Царское Село (А.С. Пушкин)

2. Тарханы, Пятигорск, Кисловодск (М.Ю. Лермонтов)

3. С.Великие Сорочинцы, Петербург, Миргород, Рим (Н.В. Гоголь)

4. Таганрог, Мелихово, Ялта, Сахалин (А.П. Чехов)

5. Ясная Поляна, Тула, Москва (Л.Н. Толстой)

6. Немиров, Петербург, село Грешнево, Карабиха (Н.А. Некрасов)

7. Овстуг, Германия, Петербург, Мураново (Ф.И.Тютчев)

3. В заголовках каких литературных произведениях есть географические названия?

(«Тихий Дон» Шолохова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Бородино» Лермонтова, «Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» Маяковского, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Полтава» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «На Волге» Некрасова, « Севастопольские рассказы» Л.Толстого)

3. С какими литературными персонажами связаны данные географические названия:

А. Богучарово Болконский

Б. Город С. Старцев

В. Никольское Анна Сергеевна Одинцова

Г. Петербург Раскольников

Д. Отрадное Наташа Ростова

Е. Калинов Катерина, Тихон, Борис, Кабаниха, Дикой

Ж. Орёл Иван Северьяныч Флягин

4 этап дистанции. Вопросы из области истории слады 26-34

1. Кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя, награждён орденом Святой Анны «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя», «В память войны 1853-1856гг». Какое произведение было им написано под впечатлением этого события? (Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы») Слайд 26

2. Кто из русских поэтов служил на Кавказе, командовал сотней, его именем чеченские женщины пугали своих детей, и был представлен к награждению именной саблей «За храбрость»? (М.Ю.Лермонтов) Слайд 27

3. Кто из русских писателей, являясь дипломатом, владел 8 иностранными языками (латинский, английский, французский, арабский, итальянский, персидский, греческий, немецкий), участвовал в переговорах и помог России подписать мирный договор с Персией? (А.С.Грибоедов) Слайд 28

4.Какой русский поэт был воспитателем наследника русского престола Александра II? (В.А.Жуковский) Слайд 29

5. Кто из русских поэтов был повешен по приказу царя за организацию декабрьского восстания 1825 года? (К.Ф.Рылеев) Слайд 30

6. Какой русский писатель в XIX веке совершил кругосветное путешествие на корабле, в каком произведении он описал это событие? (Гончаров «Фрегат Паллада») Слайд 31

7. Кто из русских писателей написал «Историю государства Российского»? (Н.М.Карамзин) Слайд 32

8. Кто из русских писателей написал «Историю Пугачёвского бунта»? (Пушкин) Слайд 33

9. Кто из русских поэтов написал цикл стихов «На поле Куликовом»? (А.Блок) Слайд 34

5 этап дистанции. Факты из жизни:

определите биографии каких писателей и поэтов

представлены в приведённых ниже фрагментах: Слайды 35-45

1)  Родился в дворянской семье. В 11 лет поступил в гимназию. Учился неровно, часто болел. В 16 лет отец забрал его из гимназии и на следующий год отправил в Петербург, в Дворянский полк (военную школу). Вместо школы юноша пытается в Петербурге поступить в университет, но тщетно. Два года он посещает университет вольнослушателем, отец отказывает ему в материальной поддержке. Юноша остаётся без средств к существованию, живёт скудными литературными заработками (пишет водевили, стихи и критические заметки для газет и журналов). Некоторое время жил с нищими на чердаках, в подвалах, в ночлежках. В 22 года сближается с Белинским. Организует издание альманаха «Физиология Петербурга», к участию в котором привлекает Белинского. В 26 лет вместе с Панаевым приобретает права на издание журнала «Современник». (Н.А.Некрасов) Слайд 35

2) Обстоятельства своего рождения он стыдился и старался их скрывать. Его мать, немка, будучи беременна уже вторым ребёнком сбежала от мужа с русским офицером. В России они незаконно обвенчались, а через несколько месяцев после венчания родился мальчик, который был подложно записан на фамилию отца. Обман раскрылся, когда юноше исполнилось 14 лет. Он был лишён всех дворянских прав и записан на фамилию матери. Ради службы и желания получить дворянский титул пожертвовал своей любовью, и его возлюбленная погибла (на ней загорелось кисейное платье от пламени свечи). В 40 лет приобрёл поместье в Орловской губернии, хозяйничал весьма успешно. Сорок лет стремился вернуть себе дворянское звание и фамилию Шеншин. Умер в возрасте 72 лет. (А.А.Фет – Шеншин) Слайд 36

3)  Родился в Орле, начальное воспитание получил в семье. В возрасте 15 лет поступил на словесный факультет Московского университета. Через год перешёл в Петербургский университет на философский факультет. По окончании университета в следующем году выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата. В 1838 году отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу. В одном из своих произведений, находясь под стражей, изобразил свою мать, жестокосердную помещицу. Осенью 1843 года  впервые увидел  её на сцене оперного театра, когда великая певица приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Ему было 25 лет, ей  — 22 года. Он никогда не состоял в браке и всю жизнь любил эту французскую певицу. Жил в её семействе «на краешке чужого гнезда», как говорил он сам. Сотрудничал в журналах «Современник», «Вестник Европы». Удостоен звания почётного доктора Оксфордского университета. Последние годы своей жизни  провёл за границей. Умер во Франции в Буживале в 1883 году, похоронен в Петербурге (И.С.Тургенев) Слайд 37

4. Назовите писателей-земляков. ( Ф. И. Тютчев, Тургенев, Апухтин, Андреев, Бунин, Фет, Лесков, Зайцев).

5.Эти орловские писатели часть своей жизни провели в эмиграции? (Бунин, Андреев, Зайцев) Слайд 38

6. Поэта ссылали на Кавказ. Друзья решили проститься с ним. Он был тронут заботой близких людей. Стоя у окна, поэт написал это произведение и в тот же вечер по просьбе друзей прочитал его. Когда он закончил, глаза его были влажны от слез? О каком стихотворении идет речь? (М. Ю.Лермонтов «Тучи»). Слайд 39

7. Назовите имя возлюбленной поэта, которая была ровесницей его старшей дочери, состояла с ним в гражданском браке и умерла раньше его от чахотки. Елена Денисьева

8. Детство какого писателя прошло в Замоскворечье, а героями произведений стали русские купцы? А.Н. Островский Слайд 41

9. Действие какого произведения происходит в вымышленном городе Калинове? «Гроза» А.Н. Островский Слайд 42

10. Кому посвятил свой роман «Отцы и дети» Тургенев? В.Г. Белинскому Слайд 43

11. Назовите автора и роман, названный по имени главного героя, написанный писателем спустя 10 лет после рождения замысла в Мариенбаде и получивший название «мариенбадское чудо». Гончаров, «Обломов» Слайд 44

12. Кто из русских писателей в возрасте 70 лет катался на коньках, в 75 увлекался велосипедным спортом, в 82 года быстро ездил  верхом на лошади?  (Л.Н.Толстой) Слайд 45

Сошли с дистанции. Игра со зрителями Русский язык

А) Угадай слово по шутливой характеристике

1) Не цветы, а вянут; не белье – а их развешивают очень доверчивые и любопытные. (Уши)

2) Её толкут, носят решетом, в ней прячут концы нечистые люди. (Вода)

3)Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. (Ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваются в не свои дела; им клюют; его задирают; ставят на нем зарубки. (Нос)

5) Проглатывают, за него тянут, дергают. (Язык)

6) Его приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. (Слово) 
Б) Объясните значение металла в людях

1) Стальная воля. (Жесткий, целеустремленный)

2) Железные мускулы. (Сильный)

3) Золотое сердце. (Добрый)

4) Серебряный голос. (Мягкий голос)

5) Оловянные глаза. (Пустые, равнодушные)

6) Бронзовая кожа. (Загорелый)

7) Медный лоб. (Глупый)

8) Луженая глотка. (Громкоголосый, голосистый) 

1)Названия литературных произведений, в состав которых входят числительные 
Ответы: 
Три толстяка 
Три медведя 

Четыре танкиста и собака 

Двенадцать стульев 
Семнадцать мгновений весны 

Петр I 

Волк и семеро козлят 

Трое в лодке, не считая собаки 

Сердца трех 

Пятнадцатилетний капитан 

«Три мушкетера», «Двенадцать», «Белоснежка и семь гномов»,

«Два капитана», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Как мужик двух генералов прокормил», Три поросенка», «Три сестры», «Тысяча и одна ночь» и др.)

6 этап дистанции. Рифма в помощь вам. Слайд 46

По рифме определите стихотворение и назовите автора.

……………………..сырой.

……………………..молодой,

………………………крылом,

………………………под окном.

(А.С.Пушкин «Узник»)

……………………..скажу,

……………………..ничуть,

……………………..твержу

……………………..намекнуть.

(А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»)

……………….заледенелый,

……………….белой,

……………….услышал,

……………….вышел.

(С. Есенин. Клён ты мой, опавший…)

7 этап дистанции. Фэйс-контроль

Определите литературного героя по его словесному портрету,

назвать произведение и автора

1) Разночинец-нигилист, отец которого был лекарем. Одевался в черный балахон с кистями. Для своих медицинских экспериментов ловил лягушек, отчего руки его были постоянно красными. Лицо длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. (Евгений Базаров «Отцы и дети» И.С. Тургенев)

2) «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» (Родион Раскольников)

3) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка» (Наташа Ростова)

4) «По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет.

Правый глаз чёрный, левый – почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой». (Воланд; М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

5) Автор отмечает, что его персонаж имеет внешнее сходство с Ильей Муромцем, легендарным героем былин, отличается огромным ростом. У него открытое смуглое лицо. Волосы этого героя густые, волнистые, свинцового цвета (его проседь отливала этим необычным цветом), носит подрясник послушника с монастырским поясом, а также высокий суконный колпачок черного цвета. По виду герою можно дать немногим более пятидесяти лет. Однако он был богатырем в полном смысле этого слова. Это добрый, простодушный русский богатырь. (Иван Северьянович Флягин «Очарованный странник»)

6) «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. Он одинок. Живется ему скучно, ничего его не интересует» От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет. (Дмитрий Ионыч Старцев)

7) «…глаза его были холодны и горды…» (Ларра)

8) «Её даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза её были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица её становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней» (Соня Мармеладова)

9) «…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. (Андрей Болконский)

10) Помещица, пять лет прожила за границей, шесть лет назад умер муж, потом утонул сын. В Париже жила открытым домом, принимала гостей, тратила много денег. (Любовь Андреевна Раневская)

11) « Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки» (Мармеладов)

12) «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Её волосы жирно были смазаны маслом. Её тонкая и длинная шея была похожа на куриную ногу. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела» (Алена Ивановна)

13) Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. (Анна Сергеевна Одинцова «Отцы и дети»)

14) У … большой, обвислый живот, ноги пухлые… Тронет пальцем

голубовато-багровую икру, сначала образуется белая ямка, а потом

медленно-медленно над ямкой волдыриками пухнет кожа, и то место, где тронул

пальцем, долго наливается землянистой кровью. Уши, нос, скулы, подбородок туго, до отказа, обтянуты кожей, а кожа — как сохлая вишневая кора. Глаза упали так глубоко внутрь, что кажутся пустыми впадинами. … четырнадцать лет. Не видит хлеба …пятый месяц. …пухнет с голоду. (М.Шолохов «Алёшкино сердце»)

15) «От отца унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки. До пятнадцати лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля. Теперь он командир эскадрона, ему 18 лет» (Николка Кошевой «Родинка» М.Шолохов)

Сошли с дистанции. Игра со зрителями. Сказочный ералаш.

1. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

2. Назовите героя известной сказки русского поэта. Герой получил черепно-мозговую травму, потерял дар речи, сошел с ума. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. В какой сказке решается проблема жилья или, говоря взрослым языком, ЖКХ? (Теремок).

4. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. (Волк «Волк и семеро козлят»).

5. Герой, испытывая свое изобретение – машину времени, попал в ХVI век, в палаты Ивана Грозного…(Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич»)

6.«Обогатиться просто, нужно всего лишь немного хитрости и расторопности» — так думал один чиновник, отправляясь в российскую глубинку за необычной покупкой… (Комедия по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

7. Назовите транспортное средство кузнеца Вакулы при полёте в Петербург. (Чёрт)

8 этап дистанции. Наказы родителей детям

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Наказ отца Чичикова «Мёртвые души»

 И сыну наказали: «Смотри, сынок, — говорил старый пескарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» «Пуще всего берегись уды! — говорил он, — потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься — ан в мухе-то смерть!» С-Щедрин «Премудрый пескарь»

«Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет.. . А коли узнаю, что ты поступил не как сын Николая Болконского, мне будет.. . стыдно!» Напутствие старого князя Николая Болконского сыну: «Война и мир»

9 этап дистанции АФИША

Действующие лица: Слайд 47

Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.

Василиса Карповна, его жена, 26 лет.

Наташа, ее сестра, 20 лет.

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.

Васька Пепел, 28 лет.

Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.

Анна, его жена, 30 лет.

Настя, девица, 24 года.

Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.

Бубнов, картузник, 45 лет.

Барон, 33 года.

Сатин, Актер — приблизительно одного возраста: лет под 40.

Лука, странник, 60 лет.

Алешка, сапожник, 20 лет.

Кривой Зоб, Татарин — крючники.

Несколько босяков без имен и речей. М. ГОРЬКИЙ «НА ДНЕ»

Действующие лица: Слайд 48

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

Анна Андреевна, жена его

Марья Антоновна, дочь его

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ

Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений

Иван Кузьмич Шпекин, почмейстер

Петр Иванович Добчинский

городские помещики

Петр Иванович Бобчинский

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга

Осип, слуга его

Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь

Федор Андреевич Люлюков

ИВАН Лазаревич Растаковский отставные чиновники,

Степан Иванович Коробкин почетные лица в городе

Степан Ильич Уховертов, частный пристав

Свистунов

Пуговицин полицейские

Держиморда

Абдулин, купец

Фавронья Петровна Пошлепкина, слесарша

Жена унтер-офицера

Мишка, слуга городничего

Слуга трактирный

Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

(Н.В.Гоголь «Ревизор» Комедия)

Действующие лица Слайд 49

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, ее дочь, 17 лет.

Варя, ее приемная дочь, 24 лет.

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Трофимов Петр Сергеевич, студент.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Шарлотта Ивановна, гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Дуняша, горничная.

Фирс, лакей, старик 87 лет.

Яша, молодой лакей.

Прохожий

Начальник станции

Почтовый чиновник

Гости, прислуга

Действие происходит в имении Л. А. Раневской. Антон Павлович Чехов. Вишневый сад

10 этап дистанции. Назовите героя по роду его занятия:

  1. Бывший студент (Раскольников)

  2. Живет по «желтому билету» (Соня Мармеладова)

  3. Адвокат (Лужин)

  4. Телеграфист (Сатин, Желтков)

  5. Земской врач (Старцев)

  6. Следователь (Порфирий Петрович)

  7. Странник (Лука)

  8. Пишет романы о том, чего никогда не может быть (Вера Иосифовна Туркина)

  9. Служил в казенной палате (Барон)

  10. Забывала тех, кого любила (Старуха Изергиль)

  11. Стремился к подвигу (Андрей Болконский)

  12. Был увлечен масонством (Пьер Безухов)

  13. Для кого кумиром был Наполеон (Раскольников, Болконский)

  14. Мечтает о карьере музыканта (Екатерина Ивановна Туркина)

  15. Содержал ночлежку (Костылев)

  16. Знает о том, что нужно делать с вишней (Фирс)

17.«Вечный студент», «облезлый барин» (Петя Трофимов)

11 этап дистанции. “Жилище”

1. … Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. … комната его была проходная.  Дверь в дальнейшие помещения или клетки …была приотворена. … В комнате было душно… … c лестницы несло вонью… … из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма… (Комната Мармеладова)

2. Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Раскольников «Преступление и наказание»

3. Небольшой дворянский домик на московский манер находился в одной из нововыгоревших улиц города***. У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика. Молодые люди вошли. Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. (Дом Авдотьи Никитишны Кукшиной «Отцы и дети»)

4.…Небольшая комната …  с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… …Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело… …Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. Квартира Старухи (ее комната в квартире)

5) Он еще раз окинул комнату и все, что в ней ни было, — все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех нотах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,- словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил, что похож на хозяина (Гоголь «Мертвые души» Собакевич)

Главная цель современного образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование должно обеспечивать учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

time29.12.2021

Урок – путешествие с использованием интерактивной доски. Ребята отправляются в «путь» вместе со сказочным героем Лунтиком, помогая ему, через решение заданий, где необходимы их знания в области биологии. Задания подобраны таким образом, что можно закрепить и обобщить свои знания по теме «Двудольные растения».

time21.12.2021

Современное образование ориентировано на развитие личности обучающегося в процессе освоения универсальных учебных действий, познания окружающего мира и активной учебно-познавательной деятельности.

time14.10.2021

Цель: познакомить учащихся с понятиями о побеге и почке, их строением и функциями.

time18.09.2021

В данной статье раскрыты теоретические особенности вопроса экологического образования младших школьников в рамках
образовательной системы в Донецкой Народной Республике. Определена цель экологического образования и описаны его задачи. Рассмотрены компоненты экологических знаний.

time10.09.2021

Цель урока: создать условия для достижения планируемых результатов обучения.

time28.06.2021

Цели урока: способствовать расширению знаний учащихся о хромосомной теории наследственности; пониманию генетических основ закона Т.Моргана, продолжить работу над формированием генетической грамотности учащихся.

time09.06.2021

Цель урока: сформировать представление о правилах ухода за кожей и её производными – ногтями и волосами; показать связь с процессами, происходящими во всём организме.

time01.03.2021

Разработка предназначена для проведения интегрированного урока химии и биологии для учащихся углубленного уровня. Цель урока: сформировать представление об углеводах, как химических веществах, их составе, физических и химических свойствах, биологическом значении.

time26.02.2021

Цель: излагать содержание прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала.

time27.01.2021

Задачи: сформировать у учащихся представление о средах обитания организмов, об экологических факторах; показать взаимосвязи организмов со средой обитания; подвести учащихся к выводу о взаимосвязях в природе.

time09.01.2021

Задачи: познакомить с понятием «Среда обитания». Раскрыть смысл приспособления животных к различным средам обитания. Научится выделять главное из прочитанного. Способствовать развитию грамотной биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

time31.08.2020

Рабочий лист по биологии 8 кл. по теме «Высшая нервная деятельность».

time08.05.2020

Цель: формирование понятия культура здоровья — основа полноценной жизни.

time25.04.2020

Цель: сформировать представление о жирах как химических веществах, их составе, физических и химических свойствах, биологическом значении.

time27.02.2020

14231126

Цель мероприятия: расширение и углубление экологических знаний учащихся, пропаганды экологических знаний.

time07.02.2020

17212769

Цели урока: обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей.

time07.02.2020

Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса биологии, географии через систему занимательных заданий.

time07.02.2020

Здравствуйте, ребята. Мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Поэтому мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми.

time02.12.2019

Материал содержит презентацию, карточки для учащихся, диагностическую карту, которую заполняют учащиеся маркером и лист саморефлексии. Занятие может быть заключительным в 6 классе или в процессе подготовки к ОГЭ курс «Ботаника»

time11.11.2019

Детская экологическая викторина и пара игр, которые помогут учащимся 4 — 5 классов познакомиться с экологией и её актуальной проблемой.

time09.08.2019

19889458

Цель: закрепить, уточнить характерные признаки строения водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и классификации водорослей.

time19.06.2019

Изучение родного края – это основа патриотического, духовно-нравственного и экологического воспитания. Знать историю развития родного края, изучать национальные традиции, известных людей, которые прославили край, природу родного края должен каждый уважающий себя человек. Методическая разработка поможет заинтересовать учащихся познавать прошлое и настоящее своего края, с любовью относиться к природе своей малой родины. Чтобы быть достойным гражданином своей Родины, надо, прежде всего, любить, уважать, ценить свою малую родину, жить с природой в мире и согласии.

time18.06.2019

Научно-исследовательская работа «Роль торакального и абдоминального компонентов в реакции системы дыхания на изолированные специфический и условно-рефлекторный раздражители».

time12.05.2019

58795814

В игре участвуют 2 смешанные команды по 5 человек (7 и 8 классы). Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеопрезентация игры, карта «Острова сокровищ», кубик, фишки, набор вопросов.

time01.05.2019

50454538

Урок является частью системной работы по профориентации в рамках уроков биологии в старших классах (в десятых классах это второй урок профориентационной направленности из трёх) На уроке учащиеся получают представления о прикладном аспекте биотехнологических исследований в области медицины, фармакологии, сельском хозяйстве и промышленности.

time21.01.2019

Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия Северной Осетии, необходимости решения общих экологических проблем.

time16.01.2019

41241952

Цели мероприятия: привлечь внимание учащихся к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных, пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.

time21.12.2018

Внеклассное мероприятие, сценарий «Экологическая тропа». Цель мероприятия: активизировать интерес школьников к экологии Кузбасса. Ученики 7, 8 классов проводят по тропе учеников 5, 6 классов. Место провидения: пришкольный участок.

time04.12.2018

35817744

Задачи урока: закрепить и систематизировать знания по теме «Пищеварительная система»; продолжить формирование умений и навыков в проектной деятельности при составлении мини-проектов.

time02.12.2018

Разработки уроков биологии

Уроки биологии в школе — одни из самых интересных и познавательных, поскольку школьники изучают животный мир и человека, видят связь с жизнью, выполняют множество практических работ и наблюдают изучаемые явления вокруг себя. Эта наука не так далека от жизни простого человека, как, например, неорганическая химия, молекулярная физика, основы математического анализа и т.д.

Конспекты уроков биологии, как правило, содержат:

  • название, цели и задачи урока
  • основные понятия урока
  • достигаемые результаты
  • связь с предыдущими уроками, другими предметами и т.д.
  • саму разработку урока (включая слова учителя, надписи на доске, вопросы классу, задания для работы в классе и дома и т.д.)

В свете внедрения ФГОС второго поколения в старшую школу разработки уроков биологии теперь представлены в виде технологической карты урока, в которой подробно описываются формируемые УУД (универсальные учебные действия).

Чтобы уроки были интересными, в конспекты включают показ презентаций по биологии, демонстрацию опытов, выполнение классных и домашних практических работ. А на самих уроках используются наглядные пособия (плакаты, модели) и различные виды оборудования (микроскоп, компьютер и проектор) и т.д. Особой популярностью пользуются интегрированные уроки биологии, уроки-игры и другие нестандартные формы занятий.

Сами уроки, опубликованные на сайте, могут быть как привязаны к какому-то конкретному УМК по биологии, так и нет. Наиболее распространенные авторы учебников: Н.И. Сонин, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, Д.К. Беляева. Учебники выпускаются издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Вента-Граф» и другими.

  • Р п погодин кирпичные острова рассказы как я с ним познакомился кирпичные острова конспект урока
  • Пьем чай как пишется
  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях план сказки
  • Путешествие по сказкам андерсена
  • Путешествие из петербурга в москву это повесть или рассказ