Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
В.А. Жуковский
-
2 слайд
Описание слайда:
Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.
-
3 слайд
Описание слайда:
Что такое сказка?
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. -
4 слайд
Описание слайда:
Кто может сочинять сказки?
Народ
(народные сказки)
Автор
(литературные сказки) -
5 слайд
Описание слайда:
«Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное.» Это «произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев».
Л. Ю. Брауде -
6 слайд
-
7 слайд
Описание слайда:
Василий
Андреевич Жуковский
(1783 – 1852) -
8 слайд
Описание слайда:
Жуковский одним из первых обратил внимание на незаурядный талант молодого лицеиста. Лицеист Пушкин высоко оценил дружескую поддержку поэта. В своем стихотворении «К портрету Жуковского» А.С. Пушкин писал:
«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…» -
9 слайд
Описание слайда:
Жуковский родился в 1783 году 9 февраля в Тульской Губернии, село Мишенское.
Несмотря на то, что Василий Андреевич Жуковский относится к знатному роду, его происхождение отнюдь не считалось благородным. Его отцом был помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью стала турчанка Сальха, пленённая во время русско-турецкой войны.
Мальчик родился незаконно – вне брака, что для того времени было очень серьёзно. Даже усыновление не давало право получить дворянский титул родителей. Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший дворянин из Беларуси, стал крёстным отцом. От него же мальчику досталась фамилия и отчество. -
10 слайд
Описание слайда:
Из-за внебрачного рождения мальчик не мог рассчитывать на что-либо от своих родителей, включая дворянский титул. Но родной отец подсуетился, чтобы мальчика фиктивно зачислили на военную службу. В результате в 6 лет он был внесён официально в дворянскую родословную книгу.
Согласно законам 18-го века внебрачные дети не могли получить наследство дворян, даже если были бы внесены в завещание. -
11 слайд
Описание слайда:
Несмотря на своё положение, молодой человек получил хорошее образование. В юном возрасте он исключён из Главного народного училища. Тем не менее, впоследствии он поступил в Благородный пансион при Московском университете, где изучал языки.
-
12 слайд
Описание слайда:
В университете он с огромным старанием и удовольствием изучал французский и немецкий языки, а также различные гуманитарные науки. Он стал одним из лучших учеников, его карьера началась с переводов. Он внёс нечто новое в профессию переводчика, а знаменитые европейские стали более литературными и интересными для русскоговорящей публики.
-
13 слайд
Описание слайда:
В Благородном пансионе при Московском университете возникло литературное сообщество, куда входили Дмитрий Дашков и государственные деятели Андрей и Александр Тургеневы. Василий Жуковский участвовал в написании устава и стал первым председателем.
-
14 слайд
Описание слайда:
В 1797 году под впечатлением от смерти В. А. Юшковой он написал «Мысли при гробнице». Произведение 14-летнего автора дебютировало в печати.
-
15 слайд
Описание слайда:
Известность постепенно привела его к Императорскому двору. В 1816 году он стал чтецом при императрице Марии Фёдоровой, а несколько позже Александр I назначил ему пенсию 4 000 рублей в год.
-
16 слайд
Описание слайда:
Находясь при дворе, Жуковский много раз пытался добиться возвращения Пушкина, пока тот находился в ссылке.
-
17 слайд
Описание слайда:
Большое влияние в политических и литературных кругах позволило ему добиться смягчения участи некоторых декабристов.
-
18 слайд
Описание слайда:
Начиная с 1817 года, известный литератор и публицист назначен наставником будущего императора.
-
19 слайд
Описание слайда:
Произведения автора часто уходили в народ, поэтому легко принимались даже в качестве гимна.
-
20 слайд
Описание слайда:
К 1808 в творчестве Жуковского появляются первые баллады: «Людмила» (1808), «Кассандра» (1809), «Светлана» (1808 — 1812) написаны на основе иностранных литературных источников.
-
21 слайд
Описание слайда:
В 1831 году Пушкин приезжает в Царское село с практически готовой «Сказкой о попе…» и множеством конспектов сказок.
-
22 слайд
Описание слайда:
Интерес к русской народной сказке к тому времени у поэта был столь велик, что он заражает им и Жуковского. Тогда же в Царском селе оба поэта вступают в некое шуточное соревнование на тему: «Пишем сказки в народном стиле».
-
23 слайд
Описание слайда:
Свидетелем этого состязания стал ещѐ один будущий гений русской литературы — Николай Васильевич Гоголь, который писал: «Все лето я прожил в Павловске и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. О, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей. …У Пушкина … сказки русские народные.. у Жуковского тоже русские народные сказки…Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский».
-
24 слайд
Описание слайда:
Именно тогда на свет появились великолепные пушкинские сказки «Сказка о Попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».
И сказки В.А.Жуковского «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и т.д. -
25 слайд
Описание слайда:
А.С. Пушкин считал В.А.Жуковского своим другом и учителем.
В 1820 году Жуковский, прочитав поэму Пушкина «Руслан и Людмила», дарит поэту свой портрет с надписью:
«Победителю — ученику
от побежденного — учителя». -
26 слайд
-
27 слайд
Описание слайда:
Подумаем над прочитанным?
Понравилась вам сказка?
Кто главные герои сказки?
Какой эпизод вам больше всего запомнился? Почему?
Какие чувства вызвала у вас прочитанная сказка?
— За какого героя вы переживали больше всего? -
28 слайд
Описание слайда:
С чего начинается сказка?
Почему не пригласили двенадцатую колдунью?
Как она отомстила?
— Кто пробудил царевну от многовекового сна?
Найдите кульминацию в сказке. Зачитайте.
Если бы сказка была народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли?
— Что в сказке напоминает народную сказку, а что отличает? -
29 слайд
Описание слайда:
Пословицы, поговорки, народные речения и выражения – все вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух народной речи. Мы часто встречаем в сказке книжные выражения: «Блещут розы по кустам», «Зданье – чудо старины», «Молод цвет ее ланит» и пр.
-
30 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание:
Ответить на вопросы и выполнить задания 2 рубрики «Размышляем о прочитанном», рубрик «Литература и изобразительное искусство»:
Сделать иллюстрации к сказке. -
31 слайд
Описание слайда:
Жуковский сделал очень важный шаг вперед в литературной обработке сказки.
Закончить наш урок хочется словами А.С.Пушкина о своем учителе В.А.Жуковском:
Его стихов пленительная сладость
Пройдѐт веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Тема:
В. А. Жуковский
Похожие материалы
-
Презентация по литературе к уроку 93 в 9 классе по теме «ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВИЧА ТВАРДОВСКОГО. СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДИНЕ И ПРИРОДЕ».
-
Презентация по литературе «Биография Жуковского (5 класс)
-
А.Т.Твардовский. Урок 93. «ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВИЧА ТВАРДОВСКОГО. СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДИНЕ И ПРИРОДЕ».
-
Рабочая программа по литературному чтению
-
Образец итогового сочинения по теме «Чем путешествия обогащают личность?» (Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»)
-
Конспект интегрированного урока в 10 кл. «Поэзия Роберта Бернса в русской и английской (шотландской) литературе»
-
Особенности изображения национального характера в очерке В.Г. Распутина «Изба»
-
Соединение бытовой реальности и аллегории, социальной проблематики и притчи в рассказе В.С.Маканина «Ключарев и Алимушкин»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446150 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
Школа:
Учитель:
Класс: 5
Дата:«__________»____20___г.
Тема
урока № 26
Противостояние героинь в «Сказке о мертвой царевне…».
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:
5.ПО 2 — иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему;
5.АИ 7 — определять отношение автора к главным героям при
поддержке учителя;
5.АИ 9 — писать творческие работы (сказки, рассказы,
мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям);
5.ОС 1 — участвовать в обсуждении произведения, выражая свои
мысли и чувства;
5.ПО 6 — давать краткий и полный ответ на вопрос.
Цели
урока:
-прочитать текст и ответить на вопросы;
-назвать героев сказки;
-дать краткую характеристику героев сказки.
-восстановить события сказки;
-подготовиться к выразительному чтению.
-обобщить свои знания, заполнив таблицу.
Уровень
мыслительных навыков
Знание,
понимание, применение, анализ, оценка, синтез,
Языковые цели
В ходе работы будет охвачена большая часть языковых целей,
предоставлена возможность для выполнения целого ряда различных заданий
аналитического и творческого характера.
Критерии оценивания
-читают текст и отвечают на вопросы;
-участвуют в обсуждении произведения, выражая свои мысли и
чувства;
-анализируют эпизоды, важные для характеристики главных
героев;
-дают характеристику героев, используя примеры из текста;
-пересказывают произведения, используя творческие преобразования.
Ключевые слова и фразы:
Художественная деталь, режиссер-постановщиик, сюжет
Привитие
ценностей
Способствовать осознанию учащимися ценностей «Мәңгілік
ел». Привитие через чтение произведения таких ценностей, как
любовь, верность, преданность.
Межпредметные
связи
В разделе прослеживаются межпредметные связи с
дисциплинами: «Русская литература», с разделами «Фольклор», «Искусство».
ИКТ
Предварительные
знания
Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в
начальной школе и на уроках русской литературы в 1-ой четверти. Учебная
деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения,
пересказа, анализа текстов на уровне определения темы/тематики, основной
мысли через чтение и анализ фольклорных и литературных прозаических и
поэтических текстов, соответствующих возрасту учащихся 10 -11 лет.
Ход урока
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся на трех языках.
Определение учебных результатов.
Ты продолжишь знакомство со «Сказкой о мертвой царевне и семи
богатырях»; выполнишь творческие задания и потренируешься в выразительном
чтении.
2. Психологический настрой
Приём
«Подари свою улыбку»
Учитель предлагает каждому ученику улыбнуться своему соседу по
парте.
3.Повторение изученного материала
К. Прием «Вопрос-ответ»
Задание: Вспомните изученное на
прошлом уроке и ответьте на вопросы:
1. С чего началась «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»?
2. Что ты знаешь о царице и царевне?
3. За что злая царица рассердилась на молодую царевну?
4. Как была наказана царица?
Дескрипторы:
-дает развернутые ответы на вопросы по содержанию текста;
— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из
произведения;
-демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки.
ФО «Похвала»
Середина урока
4. Изучение нового материала.
Формирование читательской грамотности
И., К. Прием «Вдумчивое чтение»
Задание: Прочитайте отрывок из
сказки. Ответьте на вопросы к тексту.
ФО «Бросание мяча»
1. Как злая царица узнала про то, что царевна осталась жива?
2. Как она придумала все-таки погубить царевну?
3. Кто пытался предупредить девушку об опасности?
4. Что сделали богатыри с мертвой царевной?
Дескрипторы:
-отвечает на вопросы по содержанию произведения;
-демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки;
— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из
произведения.
Практикум выразительного чтения
П. Прием «Выразительное чтение»
Задание: Найди в тексте отрывок
встречи царевны со старушкой. Прочитай его про себя. Прочитай отрывок вслух,
обращая внимание на интонацию слов участников диалога. Попробуй паузами,
повышением и, наоборот, понижением голоса передать драматичность данного
отрывка.
Дескрипторы:
— читает выразительно поэтический
текст или фрагмент прозы, демонстрируя понимание норм пунктуации и
грамматики;
— демонстрирует понимание терминологии
в тексте для
выразительного чтения;
— соблюдает орфоэпические нормы;
— соблюдает логические ударения,
паузы;
-оценивает чтение одноклассников.
ФО «Взаимооценивание по критериям»
Творческая мастерская
Совершенствование коммуникативной компетентности
И. Прием «Я режиссер»
Задание: Представь, что тебе
предстоит стать режиссером-постановщиком и снять фильм по прочитанным
отрывкам данной сказки, но у тебя есть возможность внести свои изменения. Что
бы ты изменил в сюжете сказки? А что бы оставил как есть? Составь план своего
фильма.
Дескрипторы:
-вносит свои изменения в сюжет сказки;
-составляет план своего фильма.
ФО «Комментарии учащихся»
5. Закрепление
Развитие критического мышления
И. Прием «Таблица «5W»
Задание: Заполни таблицу «5W», ответив на вопросы.
— Почему царевне не стоило есть яблоко?
— Какие были предупреждения об опасности?
Дескрипторы:
-демонстрирует знание текста сказки;
-выражает свое отношение к проблеме;
-заполняет таблицу в соответствии с заданием.
ФО «Смайлики»
Конец урока
6. Итог урока. Возвращение к целям урока
Рефлексия.
— О чем мы говорили на уроке? Как вы можете оценить свою
активность на уроке?
Приём «Радуга»
Вспомните цвета радуги, с каким цветом вы ассоциируете свою
активность и настроение в конце урока?
7. Домашнее задание
Подбери иллюстрации к прочитанному отрывку.
Подпиши каждую цитатами из сказки.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91.
УКМ «Школа России»
1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?
В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.
Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.
2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.
Главные героини сказки: царица и царевна.
Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.
Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.
3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.
Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.
4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?
Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».
Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».
Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».
Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.
Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.
5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.
Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним
- Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
- Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
- Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
- Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
- Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
- Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
- Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
- Царевна оживает. «Свадьба».
Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»
- Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
- Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
- Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
- Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
- Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
- Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
- Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
- Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.
6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.
Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.
Злая царица.
Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.
Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.
Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.
Соперница.
Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.
И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.
Жалость Чернавки.
Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.
В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.
Елисей собрался на поиски невесты.
Семь богатырей.
Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.
Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.
Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.
В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.
Отравленное яблоко.
Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку.
Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.
Хрустальный гроб.
Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.
Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.
Поиски Елисея.
Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.
Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.
Свадьба.
Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.
А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.
7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?
С народными сказками произведение Пушкина роднит:
- Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
- Борьба добра со злом, победа добра.
- Наличие волшебных предметов — зеркальца.
- Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
- Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
- Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
- Народный язык, который использовал Пушкин.
Отличие сказки Пушкина от народных:
- Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
- Стихотворная форма.
- Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.
8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?
Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.
— Проверка домашнего задания.
«Снегурочка» — немецкая народная сказка | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. |
Сходство | |
1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей | |
2. Соперничество в красоте. | |
3. Говорящее зеркальце. | |
4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та | |
5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи | |
6. Дело было зимой. | |
7. Захоронение в хрустальном гробу. | |
8. Царевны белы, чернобровы | |
9. Царевен спасают царевичи. | |
10. Злые царицы умирают в конце сказки | |
11. Семь карликов и семь богатырей. | |
12. Царь женится через год. | |
Различия. | |
Егерь | Чернавка |
У царевны был жених – царевич Елисей. | |
Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока | Царевич целует царевну. |
Карлики | Богатыри |
Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко | Только яблоко. |
Злую царицу убивают | Злая царица умирает от «тоски». |
Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер, | |
Злая царица разбивает зеркальце. | |
Проза | Стихотворная сказка |
— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.
— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.
— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).
— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).
— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.
Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)
«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»
— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)
— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).
— Итак, какой вывод мы можем
сделать?
Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.
— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.
Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.
Когда ее зеркальце хвалит:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!…
Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.
— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?
(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).
Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.
— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.
— Обратите, например, внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.
— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.
А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».
Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.
— Давайте подведем итог.
Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).
Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.
Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам.
29.03.2021
учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 5 классе по программе Г. С. Меркина, построен в соответствии с ФГОС и предполагает различные формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Планируемые результаты: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Оценить
380
Содержимое разработки
Открытый урок литературы в 5 классе по теме:
«Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина».
Учитель русского языка и литературы:
Кузнецова Нина Ивановна
Цель урока: раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере сказке А.С.Пушкина.
Задачи:
-
формирование навыков лексической работы, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, пересказа от лица участников событий;
-
воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов добро и зло.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Планируемые результаты:
предметные:знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
-
учебник литературы, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина;
-
раздаточный материал:
— рабочие листы разных цветов для групповой работы,
— смайлики, тучки и солнышки из цветной бумаги для самооценки деятельности;
-
слайдовая презентация.
Ход урок
1.Самоопределение к деятельности
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Рада Вас всех приветствовать на сегодняшнем уроке.
-
С каким настроением вы пришли на урок?Выберите смайлик, соответствующий Вашему настроению. Спасибо.
-
И у меня хорошее настроение. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих умом, сообразительностью и чутким сердцем. Приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности.
-
Очень надеюсь, что работа на уроке будет плодотворной, а настроение не изменится в худшую сторону.
-
Ребята, проверим готовность к уроку. Все на месте? Что находится у нас на столах?
-
Сегодня на уроке вместо рабочей тетради мы будем использовать рабочие листы. Они у вас на партах.Подпишите их, пожалуйста.
(оформление рабочих листов).
2.Постановка учебной задачи.
-
Какое задание Вы получили к сегодняшнему уроку?(прочитать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина).
-
Верно. Все справились с предложенным заданием?
Хорошо. Давайте проверим. Блиц-опрос. Вопросы из сундучка. Ответы записываем в рабочий листок.
1.К какому виду относится эта сказка? (волшебная сказка)
2.Из какой сказки А.С. Пушкин позаимствовал сюжет «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»)
3.Какой удивительный предмет достался в приданое новой жене царя? (зеркальце)
4.Каким необычным свойством обладало зеркальце? (умело говорить)
5.Какой фрукт преподнесла царевне нищая черница? (яблоко)
6.Кто искал молодую царевну? (королевич Елисей)
7.У кого просил помощи королевич Елисей? (у солнца, у месяца и у ветра)
8.Что сделала злая царица с волшебным зеркалом, когда узнала, что молодая девушка жива? (разбила его)
-
Оцените свою работу. Молодцы.
-
Давайте подумаем, чему будет посвящен наш урок?(«Сказке…)
-
Чтобы сформулировать тему нашего урока, я предлагаю вам послушать притчу определить ключевые слова.
Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
-
Назовите ключевые слова.
-
Опираясь на ключевые слова, определите, как же будет звучать тема нашего урока?
-
Правильно, тема нашего урока: «Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.Запишите ее в рабочих листах урока.
-
Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
(познакомиться с художественными особенностями сказки, поговорить о героях сказки, выявить, что такое добро и зло, какими чертами обладают добрые герои, а какими злые)
-
Как же мы будем достигать поставленных целей? Как будет построен наш урок?
( будем анализировать сказку, отвечая на вопросы).
-
Согласна.И вот девиз нашего урока: «Наблюдать, находить, слушать, думать, доказывать, запоминать».
-
А эпиграфом к уроку я выбрала слова А.С.Пушкина: «Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
-
Как вы, ребята, понимаете данное высказывание?
(Сказка — это неправда, выдумка. Но в сказке всегда содержится урок).
-
Как вы думаете, почему эти слова мы взяли в качестве эпиграфа к уроку?
3.Актуализация знаний и пробного учебного действия.
работа с определением понятий
-
Работа в парах. Ключевыми словами нашего урока являются слова добро и зло. А что же обозначают эти слова? Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло? Запишите ответ на листах, выполнив задание №2.
-
Хорошо, ребята, молодцы. Предлагаю послушать выступление ребят, получивших индивидуальное задание.
(Работали со словарями и выписали определения:
• Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
• Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.)
Большой толковый словарь русского языка))
-
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Да, эти понятия являются противоположными)
4. Восприятие и осмысление учащимися сказки.
а) работа с образами сказки
-
Ребята, давайте постараемся понять, как представлено добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Предлагаю работу в группах. Объединимся в группы и выполним задание. Задание для каждой группы представляет работу с эпизодом и прописано на рабочих листах.
Время на выполнение работы 5 минуты.
Не забудьте записать свои выводы в рабочем листе урока, а также поместить на доску.
1 группа: Анализ эпизода «Царица – мать и царица — мачеха» (стр.104-105)
Вопросы и задания:
-
Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?
-
Какие героини представлены в вашем фрагменте?
-
Какой представлена царица — мать? Найдите ее описание и зачитайте его. Какими качествами обладает царица — мать? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
Найдите и зачитайте описание царицы — мачехи?
-
Какими качествами обладает царица — мачеха? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
Что означает ломлива? Что означает выражение «черной зависти полна»?
-
Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.
2 группа: Анализ эпизода «Молодая царевна и царица — мачеха» (стр.105-107)
Вопросы и задания:
-
Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?
-
Какие героини представлены в вашем фрагменте?
-
Найдите и зачитайте описание молодой царевны? Какими качествами обладает молодая царевна? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
Какие качества царицы-мачехи открывает нам этот эпизод? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
Какими словами можно выразить отношение царицы-мачехи к царевне?
-
Каким героем является Чернавка? Как она относится к царевне? Добро или зло представляет эта героиня?
-
Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.
3 группа: Анализ эпизода «Царевна в тереме у семи богатырей»
Вопросы и задания:
-
Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?
-
Какие герои представлены в вашем фрагменте?
-
Как царевна догадалась о том, что в тереме живут добрые люди?
-
Дайте характеристику богатырям. Каково отношение богатырей к царевне? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
Какие качества царевны мы можем открыть в этом эпизоде? Чем она занимается до прихода богатырей? Как проводит свое время, живя у богатырей?
-
Почему богатыри не рассердились, получив отказ царевны быть их женой?
-
Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.
4 группа: Анализ эпизода «Смерть царевны» (стр.114-119)
Вопросы и задания:
-
Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?
-
Какие герои представлены в вашем фрагменте?
-
Прокомментируйте разговор царицы с зеркальцем в начале эпизода. Почему изменилось настроение царицы? Какую характеристику мы можем дать ей?
-
Что олицетворяет в этом эпизоде Чернавка: добро или зло? Как принимает царевна гостью?
-
Как Соколко пытается уберечь царевну от несчастья? Найдите строки в тексте и зачитайте их. Добро или зло олицетворяет Соколко?
-
Какие эпитеты использует автор при описании яблочка? Это добро или зло?
-
Прокомментируйте разговор царицы с зеркальцем в конце эпизода. Почему изменилось настроение царицы?
-
Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.
5 группа: Анализ эпизода «Королевич Елисей» (стр.119-121)
Вопросы и задания:
-
Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?
-
Какие герои представлены в вашем фрагменте?
-
С каким настроением отправляется королевич Елисей на поиски своей невесты? Какую характеристику можно дать этому герою? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?
-
К кому обращается королевич Елисейза помощью и кто ему в этом помогает?
-
Почему, узнав о смерти царевны, королевич продолжает ее поиски? Как он награжден за свое упорство?
-
Прокомментируйте разговор царицы с зеркальцем в конце сказки. Как заканчивается сказка?
-
Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Сделайте по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.
б) отчет групп
-
Внимательно слушаем выступление групп. Выводы помещаем в таблицу рабочего листа.
Отчет 1 группы.
Отчет 2 группы.
Физкультминутка
Отчет 3 группы.
Отчет 4 группы.
Отчет 5 группы.
-
Огромное спасибо, ребята, за проделанную работу. Поставьте себе оценку за этот этап урока
в) вывод
-
Настало время подвести итоги. Как представлено добро и зло в сказке?
-
Как заканчивается сказка? Зачитайте.
-
Шота Руставели (грузинский поэт) говорил о том, что «лишь добро бессмертно, зло подолгу не живет». Как вы понимаете эти слова?
-
Как можно сформулировать основную мысль, идею сказки?
-
Выполните задание № 4 на рабочем листе.
1.Не хвались серебром, а добром.
2. Делай добро и жди добра. .
3. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
4. Никакое худо до добра не доводит.
5. Без худа добра не бывает.
6. Добрые дела и после смерти живут.
7.Плохо тому, кто добра не творит никому.
8.Не делай другим того, что себе не желаешь.
9.Добро — на худо меняют.
10.Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть
5.Итоги урока
-
Эпиграфом к нашему уроку стали слова А.С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Какой мы можем получить, прочитав эту сказку? Чему учит нас сказка? Какими мы должны быть? К чему должны стремиться?
(Учит делать добрые дела и быть добрыми. Делая доброе дело, человек радостен и счастлив, а зло всегда приносит разочарования, злые люди одиноки, их мучает зависть, зло губит их).
6.Рефлексия
-
Все сказанное вами верно. Пусть в нашем мире будет больше добра. А мы все будем стараться преумножать его своими делами. Ребята, огромное Вам спасибо за ваше участие в уроке. Мне все очень понравилось. Сегодня я поставлю большое количество отличных оценок за урок. Оценивание работы на уроке и подготовки к уроку.
-
А понравилась ли вам ваша работа на уроке? Поделитесь своими впечатлениями. С этой целью мы будем использовать фигурки (тучку и солнышко). Можно ли сказать, что эти фигурки олицетворяют добро и зло? Покажите Ваше настроение, а теперь поместите его на свой рабочий листок.
7.Домашнее задание:
а)Всем: выучить отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».
б)Задание на выбор:
-
Составить кроссворд к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
-
Нарисовать рисунок к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
-
Создать лэпбук «Добро и зло в сказке А.С. Пушкина».
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447285-konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-dobro-i-
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки