— Проверка домашнего задания.
«Снегурочка» — немецкая народная сказка | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. |
Сходство | |
1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей | |
2. Соперничество в красоте. | |
3. Говорящее зеркальце. | |
4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та | |
5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи | |
6. Дело было зимой. | |
7. Захоронение в хрустальном гробу. | |
8. Царевны белы, чернобровы | |
9. Царевен спасают царевичи. | |
10. Злые царицы умирают в конце сказки | |
11. Семь карликов и семь богатырей. | |
12. Царь женится через год. | |
Различия. | |
Егерь | Чернавка |
У царевны был жених – царевич Елисей. | |
Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока | Царевич целует царевну. |
Карлики | Богатыри |
Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко | Только яблоко. |
Злую царицу убивают | Злая царица умирает от «тоски». |
Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер, | |
Злая царица разбивает зеркальце. | |
Проза | Стихотворная сказка |
— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.
— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.
— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).
— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).
— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.
Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)
«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»
— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)
— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).
— Итак, какой вывод мы можем
сделать?
Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.
— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.
Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.
Когда ее зеркальце хвалит:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!…
Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.
— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?
(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).
Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.
— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.
— Обратите, например, внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.
— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.
А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».
Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.
— Давайте подведем итог.
Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).
Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.
Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам.
Обновлено: 23.06.2021 11:44:46
Сказки излюбленный «литературный тренд» всех детей без исключения. Со сказкой связано тепло солнечных дней детства, вера в чудеса и необыкновенные приключения. Через сказки входит в жизнь ребенка представления о жизни, о добре, зле и нравственных основах. Сказка учит, предостерегает и просто развлекает ребенка. Сказки делятся на два основных лагеря, в зависимости от их авторства. Они могут быть народными и литературными. Они имеют определённые различия и некоторое сходство, об этом и будет рассказано в статье.
Отличие народной сказки от литературной
Фото: theculturetrip.com/europe/russia/articles/russian-fairy-tales-every-russian-knows/
Базовое различие видно из самого наименования, — народная сказка стала плодом фольклорного творчества народа и передавалась из уст в уста на протяжении многих лет, даже столетий, позднее большинство из них было записано. Народная сказка представляет собой древнейший литературный «слепок» с этноса, который передает представление далеких предков о природе окружающих их вещей и отношений. В этих сказках заложены основные принципы сосуществования людей в условиях борьбы за выживаемость рода, и всей общности. Народные сказки четко выставляют грани добра и зла, несут в себе национальные черты, характер верований и бытовые элементы присущие народу.
Литературная же сказка имеет автора, возникли они значительно позже, как следствие развития литературы. Лишь во второй половине XVIII века в европейской литературе появляются авторские обработки народного сказочного фольклора, и только в XIX веке традиционно сказочные сюжеты начинают использовать писатели. Можно напомнить классиков этого жанра, таких признанных мастеров как Ганс Христиан Андерсон или братья Гримм. Постепенно фольклорные элементы сказки в литературной обработке перестают следовать строгой сюжетной линии и используются автором для передачи метафорических идей, более свойственных в изложении притчи, но с художественным оттенком
В народной сказке рассказчик обязан придерживаться сюжета, выстроенного по традиционной схеме. Эта схема позволяла не растерять направление повествования и сохранить его смысл при неоднократном пересказе одного человека другому из поколения в поколение.
Сказки, написанные автором составлены как бы из сегментов или пазлов фольклорных элементов сказки народной, но соединённых в свободном варианте изложения, в зависимости от замысла автора. Придерживаться традиционной схемы в литературной сказке автору не важно, он просто стремиться облечь свой замысел в сказочную атрибутику. Однако если у автора был замысел подражать манере повествование народного фольклора эта схема может быть им соблюдена.
Литературная сказка несет отпечаток авторства. В ней неизбежно более четко описываются детали, — внешность и характер героев, места происходящих событий и сами события описаны более подробно. Отношение автора к каждому из героев сказки легко угадывается при чтении.
Народная сказка несет в себе отражение целого пласта культуры всего этноса. Понятия более масштабные и на фоне этих понятий детали и фрагменты более размыты и незаметны. Если рассказчик был более речист он мог «подкрасить» повествование без ущерба для его смысла, а если более консервативен, он мог рассказать ее детям пользуясь памятью и традицией, и она не теряла своего заданного смысла. В этом плане, в литературной сказке, эксперименты с вариациями могут привести к созданию «Буратино» из «Пиноккио», с потерей, как мы знаем первоначального изложения и возникновением нового.
Основная особенность народной сказки — это её устный пересказ, который возводит ее в ранг народного фольклора, на одну ступень с песнями, поговорками и пословицами. Этим самым фиксируя весь смысл излагаемой сути, но допуская вариативность повествования для рассказчика. Народные сказки в зависимости от повествования классифицируются как волшебные, былины, житейские, сатирические, отдельное место занимают сказки о животных. Последние исследователи относят к связям с древними языческими обрядами
Литературная сказка является жанром художественной литературы, со сложной системой метафор переложенных на атрибуты сказки, с вкраплением древних языческих поверий и волшебства, но полностью подчинённые идеи автора при формировании сюжета, выборе героев и характеристик этих персонажей. Единожды записанная и изданная она остается неизменной, если конечно не будет экранизирована. Тогда полет творчества продолжиться, в чем все могут убедиться при просмотре современных экранизаций сказок, в которых от первоисточника порой остается только название.
Появившись в глубокой древности народные сказки несли задачу передачи следующему поколению базовых норм морали свойственных этносу, элементы верований, представление людей о добре и зле и окружающем мире. Разные народы, по-разному рассматривали эти вопросы и имели разные культурные традиции, все эти элементы легко отследить, читая народную сказку.
Появившись намного позже, чем народные литературные сказки прежде всего передавали идеи самого автора. Конечно он также ретранслировал видение вопросов исходя из той социальной среды в которой жил, но его видение имело более узкую направленность и не охватывала глобально всю ментальность этноса. Зато многие моменты прорисовывались автором четче, глубже и что немаловажно для восприятия ребенком художественней и ярче.
Вот такой вот пространный экскурс в мир сказки.
Статья составлена на основании книг: С.Б. Рассадин, Б.М. Сарнов «Рассказы о литературе» 1977 г., А.И. Ефимов «История русского литературного языка» 1961 г. и педагогической практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/
Оцените статью | |
Всего голосов: 0, рейтинг: 0 |
Тема: Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
Задачи урока:
1.Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
2.Развитие умения зрительного сравнения произведений, близких по жанру, теме.
3.Развитие пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций при совершенствовании умения выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.
Оборудование: тексты произведений
Приемы ТРКМ, используемые на уроке:
— на стадии вызова: «работа в парах»;
— на стадии осмысления: «мозговой штурм», чтение с остановками, работа со сводной таблицей,открытые вопросы;
— на стадии рефлЕксии: рефлексия деятельности .
Ход урока.
I Стадия вызова.
1. Настрой на урок. Работа в парах.
— Составить пословицы:
Вариант №1:
- за нос, шапку, снимает, хватает, а перед, проворным, он ленивого. (он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает)
- он, да друга — , два, вьюга. (два друга — он да вьюга).
Вариант №2:
Составить пословицу. (Закрасить стрелки, которые соединяют слова в ней).
- пословица [1]
- пословица [2]
2.Постановка цели и задач урока.
II Стадия осмысления
(«Мозговой штурм». Цель использования: — выяснение того, что знают дети по теме; — активизация имеющихся знаний).
1.Дети делятся впечатлениями о народной сказке «Морозко».
2.Викторина по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.
•Зачитываются фрагменты известных сказок, и описания героев. Учитель записывает названия сказок на доске
•Почему названия сказок размещены в три колонки?
Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.
? | ? | ? |
«Лиса и тетерев» | «Сивка-бурка» | «Как мужик гусей делил» |
«Теремок» | «Иван-царевич и серый волк» | «Каша из топора» |
…. | «Хаврошечка» | …. |
Сказки о животных | Волшебные сказки | Бытовые сказки |
«Лиса и тетерев» | «Сивка-бурка» | «Как мужик гусей делил» |
«Теремок» | «Иван-царевич и серый волк» | «Каша из топора» |
…. | «Хаврошечка» | …. |
•Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):
•волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
•волшебное место действия («В тридевятом царстве..», в подводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
•волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
•волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.)
3. Физкультминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
4 Обсуждение сказки «Морозко» с помощью открытых вопросов
•К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?
(Признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота).
•Как заканчивается сказка «Морозко»?
Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.
•Почему так трагически заканчивается народная сказка?
Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.
5 Работа по произведению «Мороз Иванович»
•Задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть».
•Комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.
•Работа по тексту.
•Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?
•Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной — волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:
•чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
•сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
•волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.
•Ответ на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?
В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:
•волшебный персонаж –Морозко и Мороз Иванович
•героини – резко противопоставляются по характеру
•финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.
В продолжение аналитической работы вопрос: Чем различаются эти сказки?
Работа со сводной таблицей.
«Морозко» | «Мороз Иванович» | |
1. Падчерица и родная дочь | 1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья | |
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее | 2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама | |
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу | 3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность | |
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо | 4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность | |
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо | 5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость | |
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь:она умирает. | 6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана |
Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа.
Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.
В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
1.Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
2.Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
3.Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
4.Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
5.Концовкой, гуманной и нравоучительной.
«Морозко» | Линия сравнения | «Мороз Иванович» |
……. | Автор | |
……. | Сюжет | ……. |
……. | Жанр произведения | ……. |
……. | Место действия | ……. |
……. | Характеры героинь | ……. |
……. | Волшебный персоонаж | …… |
……. | Концовка | ……. |
•А чем еще сказка Одоевского отличается от народной?
Игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Вопросы по содержанию сказки.
Вопросы викторины:
•«Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
•«Почему вода в колодце и летом студеная?»
•«Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
•«Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»
Вывод: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.
III Рефлексия деятельности
Какие произведения сравнивали?
Какие жанры произведений?
Что нового вы узнали?
Что было трудно?
IV Оценивание учащихся.
V Домашнее задание:
Нарисовать иллюстрацию к произведению «Мороз Иванович».
Литература:
1. Е.В.Посашкова, кандидат филологических наук http://www.lit-studia.ru/
2. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.-М.:ВАКО, 2009 год.
3. В.Б.Эдигей.Новое чтение. Часть 2. — М.: УЦ «Перспектива», 2007 год.
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 45-50.
УКМ «Школа России»
Ответы на вопросы раздела «Литературные сказки»
1. Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку раздела «Литературные сказки»
На эту выставку мы можем поместить книги:
А.С. Пушкин «Сказки»
Оскар Уайльд » Сказки»
П. Ершов «Конёк-Горбунок»
2. Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше всего понравилась? Напиши отзыв.
Список литературных сказок, прочитанных во 2 и 3 классе.
- Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Бианки В. «Сова»
- Успенский Э. «Чебурашка»
- Остер Г. «Будем знакомы»
- Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка»
- Андерсен Г. «Принцесса на горошине»
- Хогарт Э. «Мафин и паук»
- Пушкин А. «Сказка о царе Салтане»
- Мамин-Сибиряк Д. «Сказка про храброго зайца»
- Одоевский В. «Мороз Иванович»
- Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
Мне очень понравилась сказка «Лягушка-путешественница»
Отзыв на сказку «Лягушка-путешественница» для 3 класса.
Эту замечательную сказку написал писатель Всеволод Гаршин. В ней рассказывается о хвастливой лягушке, которая мечтала попасть на юг.
Главными героями сказки являются предприимчивая, хитрая, но хвастливая лягушка, и утки, добрые и отзывчивые.
Утки рассказали лягушке про тёплый юг, и лягушка упросила уток взять её с собой. Для этого утки несли в клювах прутик, за который цеплялась лягушка.
Но лягушке очень хотелось, чтобы люди узнали о том, что это она придумала такой способ полёта. Она стала хвастать и упала.
Главная мысль этой сказки в том, что человек должен быть скромным, ведь хвастовство до добра не доводит.
Мне очень понравилась эта сказка и я сочувствую лягушке. Пусть она хвастливая, но она милая, находчивая и умная. Мне хотелось бы, чтобы она долетела до юга и насладилась тёплыми болотами и тучами комаров.
3. Придумай смешную историю, основная мысль которой заключается в поговорке «Хвастовство само себя наказывает».
Пример смешной истории по этой пословице можно посмотреть, перейдя по ссылке.
4. Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова:
Рукодельница и Ленивица были двумя девочками с очень разными характерами.
Рукодельница была трудолюбивой, она целыми днями работала и не отказывалась ни от какой работы. Она была заботливой, доброй и ласковой. Если её просили помочь, она всегда спешила на помощь. Она была очень отзывчивой девочкой, которую все любили и уважали. Рукодельница была очень скромной и сама ни за что не попросила бы подарок от Мороза Ивановича.
Ленивица же была ленивой и капризной. Она ничего не хотела делать, никому не хотела помогать. Она была невнимательной и неблагодарной, но при этом очень самонадеянной. Она ничего не сделала для Мороза Ивановича, но требовала от него подарки, как будто имела на это право.
5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.
Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.
Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.
6. Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их, запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.
Пример составления плана из пяти частей и пересказ этой сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
7. Чем отличается народная сказка от литературной. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить сказки.
Сравнение народной и литературной сказок.
Народную сочинял народ, литературную написал автор.
Герои в сказках могут быть одинаковыми, но в литературной героями могут стать обычные люди.
Герои в сказках добрые и честные, они борются со злом, они трудолюбивые и отзывчивые.
События в сказках народной и литературной могут быть одинаковыми.
В концовке сказок зло обязательно оказывается наказанным.
Народные сказки написаны простым народным языком, а литературные — литературным. Но и литературная сказка может быть написана народным языком, например, сказки Пушкина.
Вывод: основным отличием литературной сказки от народной является наличие у неё автора.
8. Запиши чем литературная сказка похожа на народную.
Литературная сказка похожа на народную героями и их характеристиками, событиями, концовкой, а также может быть похожа языком.
9. Запиши чем народная и литературная сказка различаются.
Эти сказки различаются наличием у литературной сказки автора. Могут различаться героями и языком.
10. Объясни, как ты будешь искать в библиотеке книги с литературными и народными сказками.
Книгу с литературными сказками я буду искать в алфавитном каталоге авторов. Например, найду Пушкина на букву П и найду среди его книг сборник сказок.
Книгу с народными сказками я буду искать в тематическом каталоге на букву С — сказки.
11. Вспомни произведение Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». Выбери правильный ответ.
Это сказка волшебная.
В ней можно обнаружить следующие черты народной сказки:
Волшебные числа: семь богатырей, троекратные повторы.
Свадьба — традиционный конец.
Заклички, с помощью которых вершится волшебство: «Свет мой, зеркальце, скажи».
12. Составь с другом диалог на тему «Сказка ложь, да в неё намёк».
Диалог на тему «Сказка ложь, да в ней намёк»
А: Витя, как ты думаешь, почему про сказку говорят, что она ложь?
В: Алина, я думаю это потому, что события в сказке выдуманные. Они не могут произойти в реальной жизни.
А: Но почему тогда говорят, что в сказках содержится намёк?
В: Хоть сказки и придуманы, ситуации, в них описанные, могут случиться. И тогда сказка подскажет, как правильно себя вести.
А: Ты имеешь ввиду, что нужно быть добрыми, отзывчивыми, дружными и не лениться?
В: Да, это тот самый урок, который должны вынести из сказок добрые молодцы и девицы.
13. Ты прочитал много литературных сказок, знаешь писателей, которые обрабатывали народные сказки или создавали свои. Чтобы тебе ещё хотелось узнать об особенностях литературной сказки? Запиши.
Мне хотелось бы узнать, почему многие литературные сказки оказываются похожими. И почему у многих сказок появляются продолжения.
Проект «Сказка»ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ: «АВТОРСКАЯ (ЛИТЕРАТУРНАЯ) И НАРОДНАЯ СКАЗКА (СХОДСТВА, ОТЛИЧИЕ, ЗНАЧИМОСТЬ) КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 103
«АВТОРСКАЯ (ЛИТЕРАТУРНАЯ) И НАРОДНАЯ СКАЗКА (СХОДСТВА, ОТЛИЧИЕ, ЗНАЧИМОСТЬ) КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Научный руководитель: Плотникова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Наша жизнь наполнена тайнами и загадками. Изо дня в день нам приходится совершать множество открытий, сравнивая, анализируя, сопоставляя, мы приходим к выводам, о которых ранее даже не догадывались.
К сожалению, в наше время далеко не все ребята любят читать. И это действительно, проблема, о которой говорят с экранов телевидения, наш учитель на уроках литературы. Как же сделать так, чтобы ребята с увлечением готовились к урокам литературы, перечитывая страницу за страницей того или иного произведения?
Данный проблемный вопрос определил направление нашей работы: открыть в литературе что-то новое, непонятное, неизведанное, заинтересовать ребят темой исследования, научить фантазировать и анализировать. Попробуем доказать это на примере исследования русских народных и литературных авторских сказок, поскольку тема сказок очень интересна ребятам особенно начальной школы. Поэтому апробация наших исследований будет проходить именно в начальной школе.
О чем-то скрипит половица…
И спице совсем не спится…
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…..
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…..
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят С К А З К И.
Тема работы: «Авторская (литературная) и народная сказки. Сходства, отличие, значимость»
Цели работы: через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок заинтересовать, увлечь учащихся начальной школы чтением.
анализ и сопоставление литературных и народных сказок.
создание программы практических действий по результатам исследований по пропаганде чтения среди учащихся начальной школы.
привлечение к проблеме родительской и учительской общественности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение сходства и различий сказок литературных и народных приведет к интересу к чтению учащихся начальной школы.
Литературные и русский народные сказки
Сравнительный анализ литературных и народных сказок, процесс приобщения школьников младшего возраста к чтению.
Анкетирование учащихся начальной школы.
Исследование мнений учительской и родительской общественности.
Изучение особенностей жанра сказки.
Поиск схожих сказок по сюжету.
Анализ, сравнение литературных и народных сказок.
Изучение особенностей изображения героев литературной и народной сказки.
Создание программы практических действий на основе материалов исследований.
Реализация программы практических действий.
Диагностика участников проекта по результатам проведенной работы.
Поиск сказок для сравнения
Анализ и синтез материала
Теоретическое обоснование работы
Чтение — это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка.
В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся к чтению.
Сегодня в России, которую раньше считали самой читающей страной, назрел кризис чтения.
Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо книг: интернет, телевидение, ускорение темпа жизни.
Школьники предпочитают книге Интернет, телевизор и компьютерные игры.
Отсюда вытекает проблема данного социологического исследования: противоречие между тем, что чтение является элементом развития ребенка и тем, что существует тенденция снижения интереса к чтению у школьников.
Анкетирование учащихся начальной школы
Осознав это, мы провели анкетирование среди учащихся третьих классов. В анкетировании участвовало 27 школьников.
«Может ли человек обойтись без книг?» На данный вопрос большинство ребят ответило отрицательно (24 опрашиваемых, 89 %), но все же 3 учащихся, к сожалению, ответили, что вполне могут прожить без книг.
На вопрос «Нравится ли тебе читать?» почти все школьники ответили утвердительно (25 человек), что составило 93 % от числа опрошенных, но 2 школьника все же ответили, что читать не любят. Здесь наблюдается противоречие, так как данные школьники на предыдущий вопрос ответили, что без книг обойтись нельзя, тогда как школьники, которые утверждали, что книги не нужны человеку, ответили, что очень любят читать.
На вопрос «Какие книги (сказки, стихотворения, повести, рассказы) тебе нравится читать?» большинство ребят (17 учащихся), что составило 63 % от числа опрошенных, ответили, что любят читать сказки, однако другие 10 человек (37%) предпочитают рассказы. Однако ребята в анкете отметили и названия рассказов «Конек Горбунок» и тому подобное. Видим противоречие. Оказалось, что ребята просто не владеют информацией о жанре сказки, об особенностях данного жанра, и принимают авторские сказки за рассказы.
Итак, исходя из данных анкетирования, определяем объект и дальнейшее направление работы. Мы должны изучить особенности л итературных и русских народных сказок, провести сравнительный анализ литературных и народных сказок, познакомить ребят из третьего класса с результатами исследований, чтобы приобщить их к чтению.
Исследование мнений учительской и родительской общественности
Изучение особенностей жанра сказки
Далее мы изучили особенности жанра сказки, чтобы иметь возможность рассказать ребятам о жанре, о видах сказок.
Итак, из словаря С.И. Ожегова берем определение жанра «Сказка».
Итак, из определения видим, что сказка — это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом. Они различны по своему содержанию.
В сказках о животных — это хитрая лиса, жадный и глупый волк, которых всегда побеждают слабые заяц и петух («Заюшкина избушка»), козлята («Волк и семеро козлят»).
Иногда зло в русских бытовых сказках представлено в образах богатых, знатных людей. Например, царь, желающий завладеть чужой женой (сказка «Поди туда — не знаю
Проанализировав различные виды русских народных сказок, мы можем сделать следующие выводы:
добрые герои в русских народных сказках всегда побеждают;
представители зла всегда расплачиваются за свои поступки;
правда в сказке всегда на стороне добрых, а не злых.
Мы узнали, что сказки бывают народные и литературные. В словаре литературоведческих терминов мы нашли определения сказок.
Сказка народная (употребляя термин в самом широком значении) — всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности. виды народных сказок очень разнообразны и носят как в народной среде, так и в научном обороте различные названия. однако какой-либо резкой грани между отдельными видами сказки провести невозможно: элементы, присущие одному виду, могут проникать в другой; все зависит от преобладания какого-либо одного из элементов над другими.
Литературная сказка тесно связана с письменной литературой. Её еще называют авторской.
(Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925 )
Составим различия и сходства сказок авторской и народной
Устная форма изложения «Сказки передавались из уст в уста»
Письменная форма изложения «Для чтения и разума»
Особенности изображения героев — народный подход. Герои носят старинные русские имена — Иван, Марьюшка и т.п.
Герои носят необычные имена Гвидон, Елисей.
Особенности лексики — разговорный стиль изложения. Изложение материала — прозаическое.
Особенности лексики — литературный стиль изложения, язык художественной литературы. Зачастую поэтическое изложения (но не всегда)
Схожи по жанру, сюжету
Добро побеждает зло
Составив различия и сходства сказок, опираясь на терминологию, попробуем найти сказки, схожие по сюжету и проанализировать их. В первую очередь обратим внимание на фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.
Поиск схожих сказок по сюжету
Итак, для анализа нами взяты сказки:
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Анализ, сравнение литературных и народных сказок.
Отличия народной и литературной сказок
Литературная сказка (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»)
Название чаще не отражает отношение народа к событиям и героям
В названии дана характеристика героя. Автор называет его уважительно Мороз Иванович
За основу берется народная сказка
Герои — яркие индивидуальности
Изучение особенностей изображения героев литературной и народной сказки.
Практическое обоснование работы
Создание программы практических действий на основе материалов исследований.
Эксперимент I Проверка техники чтения.
Эксперимент II Понимание лексической составляющей.
Эксперимент III Театрализация.
Реализация программы практических действий.
Диагностика участников проекта по результатам проведенной работы.
В чем проявляются в литературных сказках фольклорные традиции?
1) В использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов ( ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя, спасение волшебных животных-помощников и т. д.).
2) В использовании традиционных образов-персонажей , которые, как выявил отечественный фольклорист В.Я. Пропп, выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его помощник, отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой.
3) В использовании народных средств поэтической речи (постоянные эпитеты, троекратные повторы, словесные формулы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие и т. д.).
Обращение к фольклорным истокам позволяет увидеть и специфику литературной сказки.
В чем проявляются особенности литературной сказки?
В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
1) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность , т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
2) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм , т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
3) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки — это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры .
4) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция : читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Классические литературные сказки как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Помимо этого, работа над литературными сказками позволяет учителю обучать учащихся такому сложному виду анализа, как сравнительно-сопоставительный, развивая при этом у детей логическое мышление и культуру аналитической работы с художественным текстом.
Анкета для учащихся начальной школы
Чем ты занимаешься в свободное время?
Может ли человек обойтись без книг?
Нравится ли тебе читать?
Что бы ты сделал в первую очередь, что в последующие (расставь цифры):
Просмотр телевизионных передач
Игры в электронные приложения (телефон, планшет)
Какие книги (сказки, стихотворения, повести, рассказы) тебе нравится читать?
У Вас дома много книг?
На каких книжных героев ты хотел бы быть похожим?
Анкета для родителей
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, предложенные нами. Ваши ответы позволят нам провести литературное исследование.
У Вас дома много книг?
Часто ли вы читаете?
Какую книгу вы прочли за последние полгода?
Источник
Чем отличается литературоведение от литературы. Разница между литературной сказкой и народной
Отличие литературной сказки от народной.
В литературоведении до сих пор нет единого определения жанра литературной сказки, не создано и единой классификации. Существует немалое количество определений литературной сказки, которые условно можно разделить на два типа. Первый тип определений представляет собой перечисление отдельных характеристик, которые обычно присущи литературной сказке, но в конкретных произведениях данные характеристики могут и отсутствовать. Пример — определение Л. Брауде:
Литературная сказка- ϶ᴛᴏ авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение. Основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогают охарактеризовать персонажей (Л. Брауде).
Второй тип определений — ϶ᴛᴏ попытка обобщенного универсального определения. К примеру:
Литературная сказка — такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы. (Ярмыш Ю.Ф.).
Однако единого исчерпывающего определения литературной сказки на сегодня еще не создано.
Сказки литературные — это сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями.
Фундаментом литературной сказки послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.
Отличия литературной сказки от народной:
1. В отличие от народной, литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.
2. Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки.
3. Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.
4. В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко, таким образом, автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности.
Литературная сказка как отдельное литературное явление выделилась еще в ХІХ веке и давно стала полноправным литературным жанром.
В литературной сказке переплетаются элементы сказок о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы.
Из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Авторскую сказку в основном характеризует не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой. Как известно, фольклорная сказка, особенно волшебная, имеет строгую форму. Герой ее схематичен, отсутствуют психологические рассуждения и подробное описание деталей, природа отображается только для развития действия и, главным образом в виде традиционных формул (темный лес, море-окиян и т.д.), она обращена в неопределенное прошлое время, события ее разворачиваются в тридевятом царстве, наличествует четкий антагонизм добра и зла. Авторская сказка весьма свободна в выборе материала и в выборе формы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏбᴩᴀᴈᴏᴍ, литературная сказка — жанр пограничный, он обнаруживает черты, свойственные и фольклору, и литературе. Литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовав ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их.
Литературная сказка всегда связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. В литературной сказке отражается социальная среда, а также мировоззрение и литературно-эстетические воззрения ее автора. Литературная сказка — целое направление в литературе, универсальный жанр, охватывающий все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
Чем отличается народная сказка от литературной: своеобразие и примеры
Сказка — любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.
Особенности жанра
Сказка — самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.
По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?
Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.
Особенности народного творчества
Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.
В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.
Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.
Авторское прочтение
Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно — только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.
Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.
К середине 19 века авторская сказка стала больше похожа на повести и новеллы, например, произведения Л. Кэрролла, О. Уайльда, Л. Толстого, А. Погорельского.
Главные отличия
Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:
- Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
- В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
- Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
- Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
- В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.
Чем отличается литературная сказка от народной: примеры
Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.
Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».
Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».
Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».
Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.
Заключение
Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.
Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.
В чем сходство и отличие народных и литературных сказок
Обычно мамы читают сказки детям на ночь. Некоторые из них придуманы в народе, другие — написали современные авторы. Конечно, литературные сказки отличаются от народных. Но есть у них и несколько общих черт.
Чем отличается литературная сказка от народной
Дети любят слушать сказки. В них добро наказывает зло. Благодаря сказкам, дети учатся понимать мир.
Но существует разница между литературными и народными сказками:
- В народных сказках сюжет строится по традиционной схеме, и рассказчик должен ее придерживаться. А сказка, написанная автором, может иметь произвольный вариант повествования.
- В литературной сказке чётче описывают характер и внешность героев. Место действия и события наделены большим количеством деталей. А писатель имеет свое отношение к каждому герою, и это заметно при прочтении повествования. Тогда как народная сказка отражает идеалы целого народа.
- Народные сказки появились в глубокой древности. Они отражают представления человека о добре и зле, о нормах морали. В сказках разных народов видны их культурные традиции и верования. Литературные сказки появились намного позже народных.
- Народная сказка рождалась в народе. Такие сказки знали все, благодаря устному пересказу. Их нигде не записывали. У них не было конкретного автора. А литературная сказка — это плод фантазии одного человека, записанный на бумагу.
С развитием письменности, авторы стали обрабатывать фольклорные сказки, внося в них художественные дополнения. Так они дожили до наших дней.
В чем сходство русской народной и литературной сказки
Литературные сказки повторяют фольклор, сказочную атрибутику, языческие ритуалы из народных сказок. Кроме этого, эти виды сказок объединяют такие черты:
- Авторы в своих произведениях наделяют персонажей животных человеческими качествами, как это первоначально применялось в устном народном творчестве. Часто в авторских сказках появляются пословицы, поговорки, простонародные выражения, взятые из русского народного фольклора.
- И те и другие сказки повествуют о вымышленных событиях.
- И в тех и других сказках герои делятся на положительных и отрицательных. При этом, положительные герои воплощают представление народа о добре, справедливости, красоте. А отрицательные герои — воплощение зла для человека.
- Во многих народных и литературных сказках главному герою помогает животное, наделенное сверхъестественными способностями.
Многие авторы, опираясь на простой сюжет народной сказки, пишут более яркую и замысловатую историю.
Народные сказки в творческой форме отражают сознание людей того времени, когда они были придуманы. А литературная сказка хоть и продолжает культурные традиции народа, но больше является элементом приключенческой или фантастической литературы.
Источники:
https://studopedia.ru/19_222596_otlichie-literaturnoy-skazki-ot-narodnoy.html
https://www.syl.ru/article/300473/chem-otlichaetsya-narodnaya-skazka-ot-literaturnoy-svoeobrazie-i-primeryi
https://www.wday.ru/deti/sovety-roditelyam/v-chem-shodstvo-i-otlichie-narodnyih-i-literaturnyih-skazok/