Ðлавное оÑлиÑие
ÐÑновное ÑазлиÑие в Ñом, ÑÑо баÑÐ½Ñ Ð¿ÑÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°ÐµÑ Ð´ÐµÑÑм моÑалÑнÑй ÑÑок, а Ñказка — ÑÑо иÑÑоÑник ÑазвлеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей.
ÐаÑÐ½Ñ Ð¿ÑоÑив Ñказки
ÐаÑÐ½Ñ — ÑÑо коÑоÑкие лиÑеÑаÑÑÑнÑе ÑаÑÑказÑ, неÑÑÑие моÑалÑнÑе ÑÑоки. Сказка — ÑÑо вÑдÑманнÑе ÑаÑÑказÑ. Сказка ÑвоÑиÑÑÑ Ð¿Ð¾ баÑнÑм; ÑÑо ÑÑаÑÑй ÑпоÑоб ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑаÑÑказÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑий. ÐаÑÐ½Ñ Ñоздана Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑми моÑалÑнÑми ÑенноÑÑÑми и кÑлÑÑÑÑой. Сказка ÑолÑко ÑазвлекаеÑ. СоÑиниÑÐµÐ»Ñ Ð±Ð°Ñни ÑаÑÑказÑваеÑ, как веÑÑи ÑÐµÐ±Ñ Ð² обÑеÑÑве, а пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ñказки ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±ÑажаемÑй миÑ. ÐаÑÐ½Ñ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½ÑиваеÑÑÑ ÑÑоком моÑали, а в Ñказке ÑÑаÑÑливÑй конеÑ.
СамÑе оÑевиднÑе пеÑÑонажи баÑни — говоÑÑÑие живоÑнÑе. ÐлавнÑе геÑои Ñказок — ÑвеÑÑ ÑпоÑобноÑÑи. ÐаÑÐ½Ñ ÐºÐ°Ðº-Ñо ÑвÑзана Ñ ÑеалÑной иÑÑоÑией, но Ñказка вÑмÑÑленнаÑ, а не наÑÑоÑÑаÑ. ФоÑÐ¼Ð°Ñ Ð±Ð°Ñни Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð»Ð¸ÑиÑеÑким или пÑозаиÑеÑким; С дÑÑгой ÑÑоÑонÑ, Ñказка вÑегда ÑледÑÐµÑ ÑоÑмаÑÑ Ð¿ÑозÑ. ÐекоÑоÑÑе извеÑÑнÑе баÑни — ÑÑо баÑни Ðзопа. ÐелоÑнежка и ÑÐµÐ¼Ñ Ð³Ð½Ð¾Ð¼Ð¾Ð², а Ñакже Ðли-Ðаба и ÑоÑок Ñазбойников — извеÑÑнÑе Ñказки.
СÑавниÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑаблиÑа
ÐаÑÐ½Ñ | Сказка |
ÐаÑни — ÑÑо иÑÑоÑии, заканÑиваÑÑиеÑÑ ÑÑоком моÑали. | Сказки — ÑÑо волÑебнÑе иÑÑоÑии Ñо ÑÑаÑÑливÑм конÑом. |
Ð¡Ð¸Ð¼Ð²Ð¾Ð»Ñ | |
ÐивоÑнÑе, неживÑе обÑекÑÑ | С магиÑеÑкими Ñилами |
Ð¦ÐµÐ»Ñ | |
РазвлеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑика | Создание вÑмÑÑленного миÑа |
УÑок | |
ÐоÑалÑнÑй ÑÑок | ÐонÑÐ»Ð¸ÐºÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð·Ð»Ð¾Ð¼ и добÑодеÑелÑÑ |
СвÑÐ·Ñ | |
Ð ÑеалÑноÑÑи | Ðе ÑвÑзано Ñ ÑеалÑноÑÑÑÑ |
ÐиÑÑÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑоÑма | |
ÐоÑÐ·Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ пÑоза | ÐÑегда пÑоза |
ÐзобÑеÑение | |
Ранее | ÐоÑом |
ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ | |
ÐиÑа и виногÑад | ÐолÑÑка |
ЧÑо Ñакое баÑнÑ?
Слово баÑÐ½Ñ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ð»Ð°ÑинÑкого Ñлова, ознаÑаÑÑего «ÑаÑÑказ». ÐаÑÐ½Ñ — ÑÑо неболÑÑой Ñ ÑдожеÑÑвеннÑй ÑаÑÑказ, напиÑаннÑй в ÑоÑме ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑениÑ, пÑÐ¾Ð·Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑаÑÑказа, коÑоÑÑй пÑеподноÑÐ¸Ñ ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¼Ð¾ÑалÑнÑй ÑÑок. Ðн пеÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ñлание кÑлÑÑÑÑÑ, в коÑоÑой напиÑано. РÑÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑÑ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾ÑнÑе и неживÑе ÑÑÑеÑÑва — ÑÑо говоÑÑÑие пеÑÑонажи. Таким обÑазом, каким-Ñо обÑазом ÑÑо пÑоизоÑло из ÑеалÑной иÑÑоÑии и ÑвÑзано Ñ ÑеловеÑеÑкими жизнÑми. ÐаÑни ÑÑÐ°Ñ Ð´ÐµÑей нÑавÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² инÑеÑеÑÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва. ÐÑи лиÑеÑаÑÑÑнÑе ÑаÑÑÐºÐ°Ð·Ñ ÑазвлекаÑÑ ÑиÑаÑелÑ. ÐаÑни Ðзопа — ÑамÑе ÑаÑпÑоÑÑÑаненнÑе и дÑевние.
ÐÑимеÑÑ
- Ðев и ÐÑÑÑ: ÐÑиÑла мÑÑÑ Ð¸ поигÑала в ÑпÑÑего лÑва. Ðев пÑоÑнÑлÑÑ Ð¸ ÑаÑÑеÑдилÑÑ. ÐÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÑоÑила ÑйÑи и пообеÑала ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ. ЧеÑез неÑколÑко дней мÑÑÑ Ð²ÑÑÑÑила его Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑиÑÑноÑÑей. ÐоÑалÑнÑй ÑÑок — добÑодеÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° не пÑÐ¾Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð´Ð°Ñом.
- ÐаÑÑ Ð¸ ÑеÑÐµÐ¿Ð°Ñ Ð°: ÑеÑÐµÐ¿Ð°Ñ Ð° вÑигÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð³Ð¾Ð½ÐºÑ, а заÑÑ Ð¿ÑоигÑÑваеÑ. ЧеÑÐµÐ¿Ð°Ñ Ð° ÑледÑÐµÑ Ð¿ÑавилÑ: медленно и веÑно Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð² гонке. ÐаÑÑ Ð³Ð¾ÑдилÑÑ Ñвоей ÑкоÑоÑÑÑÑ.
- Ðолк и Ñгненок: ÐÑодÑÑий волк Ñ Ð¾Ñел ÑÑеÑÑÑ Ñгненка Ñ ÑÑÑÑÑ. Ðолк Ñказал ÑгненкÑ, ÑÑо ÑÑ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑкоÑбил в пÑоÑлом годÑ. Ягненок оÑвеÑил, ÑÑо Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ðµ ваÑ. Снова волк Ñказал, ÑÑо Ð²Ñ Ð·Ð°Ð³ÑÑзнÑеÑе водÑ. Ягненок оÑвеÑил, ÑÑо ÑеÑÐµÑ Ñ Ñвоей ÑÑоÑонÑ. Ðолк ÑаÑÑеÑдилÑÑ Ð¸ Ñ Ð¾Ñел его ÑÑеÑÑÑ, но баÑаÑек Ñбежал. ÐоÑалÑнÑй ÑÑок заклÑÑаеÑÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо ÑиÑан вÑегда Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿Ñедлог Ð´Ð»Ñ Ñвоей ÑиÑании.
ЧÑо Ñакое Ñказка?
Сказка — ÑÑо коÑоÑÐºÐ°Ñ Ñ ÑдожеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñоза. ÐаÑÑÐ¸Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°ÐµÑ Ð´Ð»Ñ ÑиÑаÑелей вообÑажаемÑй миÑ. ÐÑа иÑÑоÑÐ¸Ñ Ð²ÐºÐ»ÑÑÐ°ÐµÑ Ð² ÑÐµÐ±Ñ ÑвеÑÑ ÑеÑÑеÑÑвеннÑе ÑилÑ, Ð¼Ð°Ð³Ð¸Ñ Ð¸ невеÑоÑÑнÑе веÑи. Ðго пеÑÑонажи — Ñеи, ÑлÑÑÑ, ведÑмÑ, гоблинÑ, Ñ Ð¾Ð±Ð±Ð¸ÑÑ, гномÑ, волÑебники и многие дÑÑгие. ÐÑи иÑÑоÑии не пÑеподноÑÑÑ Ð¼Ð¾ÑалÑнÑÑ ÑÑоков. РаÑÑказÑики ÑаÑÑказÑваÑÑ ÑÑи иÑÑоÑии ÑолÑко Ð´Ð»Ñ ÑазвлеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей. Сказка ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°ÐµÑ ÑанÑаÑÑиÑеÑкий миÑ, в коÑоÑом Ð¸Ð´ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÑвеÑÑ Ð´ÐµÑжавами, война Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð·Ð»Ð¾Ð¼ и добÑодеÑелÑÑ, война Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ и Ñ Ð¾ÑоÑими лÑдÑми, заканÑиваеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ð¾Ð¹ иÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ ÑÑаÑÑÑÑ. Ðн ÑÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей бÑÑÑ ÑмелÑми и ÑеÑÑнÑми в ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ .
ÐÑимеÑÑ
- ÐолÑÑка: ÐоÑле неожиданной ÑмеÑÑи оÑÑа маÑÐµÑ Ð° Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ Ñ Ð½Ð¸Ð¼ обоÑлаÑÑ. Ðз-за пÑиглаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑаÑÑкий дом ей не пÑÑÑили. ÐоÑвивÑаÑÑÑ ÑÐµÑ Ð´Ð°Ð»Ð° ей кÑаÑивÑÑ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ, обÑÐ²Ñ Ð¸ ÑкÑаÑениÑ, а Ñакже Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð·ÐºÑ Ñ Ð¼Ð°Ð³Ð¸ÑеÑкими ÑпоÑобноÑÑÑми. ÐÐ°Ð³Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÐ¾Ñ ÑанÑÑÑÑÑ Ð´Ð¾ ÑеÑÐµÐ´Ð¸Ð½Ñ Ð½Ð¾Ñи. Ðогда она пÑиÑла на веÑеÑинкÑ, коÑÐ¾Ð»Ñ Ð²ÑбиÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ Ð´Ð»Ñ ÑанÑев. Р12 ÑаÑов она бÑоÑилаÑÑ Ð¸Ð· двоÑÑа, оÑÑавив Ñвой единÑÑвеннÑй волÑебнÑй боÑинок. ÐоÑÐ¾Ð»Ñ Ð½Ð°Ñел ее в ÑÑÑле. Ðни поженилиÑÑ Ð¸ обÑели ÑÑаÑÑливÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ.
- ÐÑинÑ-лÑгÑÑка: ÐÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÑевÑаÑилÑÑ Ð² лÑгÑÑкÑ. ÐоÑле вÑÑÑеÑи Ñ Ð¿ÑинÑеÑÑой, ÐµÐ´Ñ Ð¸Ð· ее ÑаÑелки и Ñна в ее комнаÑе лÑгÑÑка пÑевÑаÑилаÑÑ Ð² пÑекÑаÑного пÑинÑа. ÐÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ пÑинÑеÑÑа поженилиÑÑ Ð¸ жили ÑÑаÑÑливо.
ÐлÑÑевÑе оÑлиÑиÑ
- ÐаÑÐ½Ñ — ÑÑо иÑÑоÑиÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½ÑиваеÑÑÑ ÑÑоком моÑали, а Ñказки не заканÑиваÑÑÑÑ ÑÑоком моÑали.
- СказоÑнÑе пеÑÑонажи вклÑÑаÑÑ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾ÑнÑÑ Ð¸ неодÑÑевленнÑе пÑедмеÑÑ, Ñогда как Ñказки вклÑÑаÑÑ Ñей, гоблинов и волÑебнÑй миÑ.
- ÐаÑÐ½Ñ — иÑÑоÑник ÑазвлеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей; кÑоме Ñого, он ÑÐ°Ð·Ð²Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÑиÑеÑкие ÑенноÑÑи в обÑеÑÑве; РнаобоÑоÑ, ÑÐµÐ»Ñ Ñказки — ÑоздаÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±ÑажаемÑй Ð¼Ð¸Ñ ÑазвлеÑений.
- Ð Fable вÑегда еÑÑÑ Ð¼Ð¾ÑалÑнÑй ÑÑок;Â Ñ Ð´ÑÑгой ÑÑоÑонÑ; Ñказка вÑегда пÑоеÑиÑÑÐµÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ и Ñ Ð¾ÑоÑими лÑдÑми.
- ÐаÑÐ½Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑое оÑноÑение к ÑеалÑнÑм ÑеловеÑеÑким пеÑÑонажам; С дÑÑгой ÑÑоÑонÑ, Ñказки не наÑÑоÑÑие.
- ÐаÑни пиÑÑÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко в пÑозе, но и в ÑекÑÑÐ°Ñ , а Ñказки вÑегда пиÑÑÑÑÑ Ð¿Ñозой.
- ÐзобÑеÑение Fable Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð² 17 — м веке; наобоÑоÑ, Ñказки ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¶Ðµ.
- ÐаÑÑ Ð¸ ÑеÑÐµÐ¿Ð°Ñ Ð° — деÑÑÐºÐ°Ñ Ñказка, а кÑаÑÐ½Ð°Ñ ÑапоÑка — обÑÑÐ½Ð°Ñ Ñказка.
ÐаклÑÑение
«ÐаÑнÑ» и «Сказка» — ÑÑо ÑаÑÑказÑ, ÑозданнÑе Ð´Ð»Ñ ÑазвлеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей, но «ÐаÑнÑ» пÑÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°ÐµÑ ÑÑок ÑÑики и моÑалÑнÑÑ ÑенноÑÑей, а «Сказка» ÑÑиÑ, ÑÑо добÑодеÑÐµÐ»Ñ Ð²ÐµÐ´ÐµÑ Ðº победе.
Главное отличие басни от сказки в том, что У басни обычно есть моральный урок в конце, тогда как сказка по существу для развлечения. Басни и сказки можно отнести к жанрам народной литературы. Это выду
Главное отличие басни от сказки в том, что У басни обычно есть моральный урок в конце, тогда как сказка по существу для развлечения.
Басни и сказки можно отнести к жанрам народной литературы. Это выдумки, передаваемые из поколения в поколение через устную традицию. Сказка — прекрасное проявление творческой силы рассказчика. Более того, они в основном изготовлены для развлечения зрителей, особенно детей.
Ключевые области покрыты
1. Что такое басня
— определения, символы, примеры
2. Что такое сказка
— определения, символы, примеры
3. В чем сходство басни и сказки
— Краткое описание общих черт
4. В чем разница между басней и сказкой
— Сравнение основных различий
Основные условия
Развлечения, Фантастика, Фольклор, Басни, Сказки
Что такое басня
Басня — это короткая история, в которой обычно фигурируют такие персонажи, как животные, неодушевленные предметы, силы природы и т. Д. Однако все эти персонажи персонифицированы; учитывая человеческие особенности. Эти разнообразные персонажи делают истории интересными для аудитории (читателей или слушателей).
Басни часто дают ценный моральный урок читателю или аудитории, который даст им советы по социальной и поведенческой морали. Следовательно, они учат аудиторию о достоинствах и недостатках в жизни и о том, как отличить их, чтобы вести плодотворную и добродетельную жизнь.Таким образом, каждая культура имеет свои уникальные басни.
Рисунок 1: Лиса и журавль из басен Эзопа
Несмотря на то, что в баснях есть элемент фантазии, поскольку его неодушевленные и звериные персонажи обладают человеческими качествами, в основном они имеют реалистичные элементы и проблемы в мире смертных. Поэтому легко связать истории в баснях с реальными человеческими делами. Более того, басни могут быть написаны как в прозе, так и в поэзии. Некоторые известные басни — басни Эзопа, которые состоят из более чем 600 историй.
Что такое сказка
Сказки — это хорошие истории, часто написанные для детей. В первую очередь в них присутствуют сверхъестественные персонажи, такие как эльфы, феи, гномы, гоблины, великаны, ведьмы и т. Д., Обладающие магическими свойствами. Поэтому основной фокус сказок — перенести зрителей в прекрасное фэнтезийное царство, наполненное развлечениями.
Аспект магии является неотъемлемой частью сказки. У них обычно нет никакого морального сообщения, чтобы быть изученным. Следовательно, они написаны в основном развлекать читателей или слушателей. Однако в сказках часто возникает конфликт между добром и злом. Но у сказок всегда счастливый конец.
Более того, сказки не основаны на элементах реальной жизни, поскольку содержат нереальные и часто невероятные вещи, такие как магические зелья, чары и т. Д. В мире существуют разные сказки в соответствии с различными культурами.
Рисунок 2: Сказка — Румпельштильцкин
Сравнительно, сказки моложе басен; самое первое появление сказки, восходящей к 17го времена века Новаторская фигура сказок — мадам д’Аулной и два брата Вильгельм и Якоб Гримм. Мадам д’Ольной, как полагают, придумал термин сказка в конце 17го века. Вильгельм и Якоб Гримм посвятили всю свою жизнь путешествию по Германии и собиранию сказок из разных уголков, чтобы собрать их в одну коллекцию.
Сходство между басней и сказкой
- И басни, и сказки доставляют удовольствие зрителям.
- Оба жанра фольклора.
Разница между басней и сказкой
Определение
Басня — это короткая художественная литература, в конце которой преподается моральный урок, а сказка — воображаемая художественная литература, созданная в первую очередь для развлечения, особенно для детей.
Персонажи
Персонажи в баснях — животные, неодушевленные предметы или силы природы, а персонажи в сказках — магические; например, эльфы, великаны, гномы, гномы, гоблины, феи, ведьмы, драконы и т. д.
цель
Основная цель басен состоит в том, чтобы предоставить развлечение наряду с моральным уроком для аудитории, в то время как главная цель сказок состоит в том, чтобы вывести зрителей в прекрасный мир фантазий, предоставляя развлечения. Это также способствует увеличению творческой силы аудитории.
Примеры
Хорошо известными примерами басен являются коллекции басен Эзопа, буддийские басни, такие как «Панча Тантрайя» и т. Д. Некоторые примеры сказок: «Золушка», «Красавица и чудовище», «Гензель и Гретель», «Принц-лягушка», «Румпельштиль», «Русалочка», лебедь Озеро и др.
Заключение
И басни, и сказки относятся к литературе фольклора. Они доставляют удовольствие всем, независимо от их возраста. Однако сказки специально созданы для детей, и они создают для них целый волшебный мир. В то время как басня обычно имеет моральный урок в конце, сказка по существу для развлечения. В этом разница между басней и сказкой.
Ссылка:
1. «Сказка». Википедия, Фонд Викимедиа, 27 июня 2018 г.,
Задание по литературе для 2 класса Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее?
3 ответа:
1
0
Я предлагаю сравнивать народные бытовые сказки и басни, или сказки о животных и басни, потому что именно с этими жанрами сказок у басни действительно есть много общих черт.
Прежде всего похожие герои, люди или животные, которые попадают в разные ситуации и находят или нет из них выход. В образах животных из басен или сказок мы с легкостью можем узнать своих знакомых или даже самих себя, точно так же как и в образах людей.
В каждой из сказок этих жанров имеется некая мораль, вывод, который должен сделать для себя читатель, но точно также мораль имеется и в басне.
Есть в сказках основная часть, есть концовка, и здесь также имеется общее с баснями.
0
0
Главная задача у басни — это нравоучение и в конце мораль, вывод произведения. В басне автор использует образы зверей и животных, наделяет их людскими качествами, которые хочет высмеять.
Сказки на вымышленных примерах рассказывают о двойственности мира, о наличии добра и зла, о вечном их противостоянии. Учат добру, любви, сопереживанию, о неминуемом крахе зла.
Общее у басни и сказки — это поучительные истории, которые заставляют задуматься и сделать вывод.
0
0
Сравним русские народные сказки и басни. Сказки сочиняет народ, басни всегда авторские. Сказки начинаются с зачина, у басни также есть начало-вступление. Далее идет основная часть сказки и основная часть басни. Сказка завершается концовкой, басня моралью-выводом.
Но концовка сказки обычно тоже несет в себе мораль — добро побеждает.
Поэтому и у сказки и у басни есть много общих черт. Вплоть до того, что героями басен могут бять животные, и они же могут стать героями сказок.
Читайте также
В небольшом рассказе «Осенне утро» Михаил Пришвин с восхищением описывает падающие листики, то как они по разному кружатся и как их уносит ветер. Автора восхищает листопад, который он считает одним из чудес природы.
В стихотворении Ивана Бунина «Листопад», отрывок из которого дан в учебнике, точно также автор описывает это явление природы, этот осенний карнавал листьев.
Поэтому можно сказать, что два писателя по своему описывают одну и ту же картину осени. Но и мы тогда можем нарисовать в качестве иллюстрации к двум произведениям одну картину — падающие разноцветные листья, гонимые ветром, устилающие дорожки и падающие на руки.
Я считаю в грибной охоте главное сам поиск, а не то, сколько в итоге тебе удается найти грибов. Вот и поэт Берестов видимо думает точно также. Он с иронией называет грибы хитрыми, но ни чуть не обижается на то, что они никак ему не попадаются. Он говорит, что вероятно напугал грибы большой корзиной и это вполне может быть правдой.
У грибников вообще много странных примет, и я например никогда не достаю ножик прежде чем не найду первый гриб.
Название же для своего стихотворения автор выбрал не случайно — грибы ему никак не попадались, они хитро прятались, хотя искал он их настойчиво. Правда искал автор немного странно, если уж идти в лес за грибами, то за определенными, а не искать все подряд. Под осинами растут одни грибы, бод елями — другие.
В «Сказке о рыбаке и рыбки» Пушкин показывает как излишняя жадность одного человека может лишить его всего, что он мог получить.
Золотая рыбка из сказки была выпущена стариком обратно в мор и в благодарность хотела сделать для старика что-то полезное. Однако старуха была недовольна всем, что только не давала ей рыбка. И под конец пожелала стать владычицей морской, а этого уже рыбка стерпеть не смогла и остались старик ос старухой снова у разбитого корыта.
Мораль или основная мысль сказки в том, что любая благодарность имеет свои пределы и не следует ею злоупотреблять.
Эту мораль можно соотнести с пословицей:
Из этой сказки часто употребляются два выражения:
Пушкин очень любил зиму и это видно по многим его стихотворениям. Он часто сравнивает зиму с волшебством, с чудесами. Вот и в отрывке из поэму «Евгений Онегин» он очень по доброму и любя описывает приход волшебницы-зимы.
Она в его описании занимается тем, что творит разные чудеса — клоками повисает на деревьях, ковром покрывает поля, сравнивает берега реки.
Что это за чудеса?
Зима засыпает поля снегом, снег ложится как ковер, на ветках деревьев образуются снежные шапки — клоками лежат, речка покрывается льдом, а сверху его также засыпает снег.
На первый взгляд ничего чудесного, но мечтательный взгляд поэта иначе воспринимает эту картину.
Если сравнивать начало и конец сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» то может показаться, что между ними ничего и не происходило. Как описывается в начале сказки безрадостная картина — ветхая избушка и нехитрые занятия старика и старухи, так и в конце сказки мы вновь встречаем старуху у разбитого корыта, когда старик возвращается от синего моря.
Но между концом и началом сказки случилось много разных событий и после того, как старик поймал золотую рыбку, казалось удача повернулась к бедным людям. Вот только неумеренная жадность, внезапно проснувшаяся в старухе все испортила.
Начало сказки оставляет тяжелое впечатление описанием нищеты, и конец сказки описывает нищету, но при этом мы ощущаем чувство удовлетворения, от того, что справедливость восторжествовала.
Басни и сказки знакомы всем людям без исключения. Подобные истории содержат в себе определенный сюжет, частью которого являются герои. Несмотря на то, что со сказками и баснями человек начинает знакомиться с раннего детства, сказать, чем отличается одно понятие от другого, могут не все. Связано это с целым рядом особенностей. Выяснить, какие же компоненты принадлежат сказке, а что характерно для басни можно, проведя сравнение. Это поможет с легкостью ориентироваться в этих жанрах литературы и никогда их не путать.
Определение понятий
Басня – особый жанр в литературе и творчестве. Это направление относится к малым эпическим. Появление связано с сложением частей мифотворчества и народных культур в единую конструкцию.
Сказка – особый вид повествования, появившийся в древние времена. Первоначально характер сказки не был исключительно развлекательным. Содержание текстов носило поучительный характер, а сам жанр являлся предупреждением. В нем на примере сказочных героев (людей или животных) демонстрировались последствия различного поведения, нарушающего родовое табу (действующие запреты и строгие ограничения) перечислялись особенности языческих ритуалов.
Сравнение
Басня и сказка являются жанрами народного творчества. В текстах содержится определенный сюжет, история и в конце предусмотрен вывод, мораль, указывающая на то, что за всяким поступком или действием стоят последствия. Басня возникла из различных элементов мифических сказаний. Появление первых басен относится к античной культуре. Заимствованные сюжетов или образов взято из мифов. Персонажи переработаны и представлены в аллегорической форме. Такой подход позволяет им приобрести новый смысл, быстрее донести до слушателя основной смысл повествования. Басни стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств, хороших и плохих качества и пороков, которые проявляются в действиях, отношениях, различных бытовых и житейских ситуациях. Басня по своей сути является коротким рассказом, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения. Они действуют по сюжету так, что становится видно, как они отклоняются от установленных общественных или моральных правил. В конце рассказа в обязательном порядке будет дана оценка всем действиям. Это происходит в коротком отрезке истории. Концовка басни является выводом обобщающего характера. Иногда основная мысль может даваться в самом начале истории. В этом случае основной задачей является нравоучение, требующее для лучшего восприятия сатирической иллюстрации. Сказка не всегда может иметь нравоучительную концовку в формате текста. Иногда она преподносится в форме пословицы, поговорки или короткой, но запоминающейся присказки.
Главные особенности между сказкой и басней имеются в жанрах. В басне будут выделены несколько частей:
- Событие.
- Нравоучение.
- Вывод.
Все они неразрывно связаны между собой, представляют единое целое, являясь гармоничной частью композиции. В случае со сказкой подобного разделения не существует.
Все события следуют друг за другом последовательно, цепочкой. В результате происходящих изменений, герой, с помощью других добрых сил, справляется с невыполнимой задачей, достигает поставленной перед ними цели. В завершении он также получает определенную награду.
В 90% случаев персонажи, которые присутствуют в басне, являются заимствованными из мифов, сказаний или легенд. Все герои – животные, в чьих чертах и характере легко угадываются определенные люди. Также всем животным приписываются определенные черты:
- Волк – алчность.
- Лиса – хитрость.
- Сова – мудрость.
- Медведь – грубость или сила.
- Лев – храбрость.
- Заяц – трусость или нерешительность.
В сказках о животных эти качества имеют символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, а на протяжении всего повествования. Басня является произведением, которое носит выраженный сатирический характер. В большинстве случае текст представлен в виде стихотворения. Сказка представлена в прозаическом жанре. Сатирические моменты используются в ней редко, в определенные моменты или вставляются в сюжет 1-2 раза. Для сказки являются нормой многочисленные повторы. В тексте применяются устойчивые обороты речи, эпитеты, сравнение и метафоры. Басня отличается от сказки сжатым характером изложения. В тексте присутствует динамика, сюжет развивается быстро и затягивает читателя.
Выводы
Басня представляет собой короткий интересный, но обязательно нравоучительный рассказ. Он состоит из описания, концовки. Сказка не имеет явного посыла к воспитанию и нравоучению. Ее основной задачей является предупреждение, назидание, рассказ о том, что может случиться в результате совершения определенных действий. Содержание текстов будет подробным, развернутым, проработанным. В завершении герой получает награду за свои действия и совершенные поступки. Басня является сатирическим произведением. Сказка же относится к повествованию. В ней применяются метафоры и эпитеты для выражения художественного стиля. Басня пользуется для этого аллегориями. В сказках героями являются мифические существа и люди, в редких случаях животные. В басне же основные персонажи – представители животного мира.
Урок:
Тема: Басня, как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок.
Цель: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об басне, познакомить с особенностями басни. Обобщить знания, полученные на предыдущих занятиях (особенности жанра, композиция басен); развивать умение выразительного чтения басен.
Тип урока: урок новых знаний.
МТО: учебник, тексты басен, иллюстрации к басням.
Ход урока:
1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока.
______________________________________________________________________________________
Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
Что такое мораль басни?
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
_______________________________________________________________________________________
Слово учителя:
Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.
В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю
Следует выделить такие особенности басни:
а) Мораль;
б) Аллегорический (иносказательный) смысл;
в) Типичность описываемой ситуации;
г) Характеры-персонажи;
д) Осмеяние человеческих пороков и недостатков.
В.А.Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова» указал четыре главные особенности басни.
Первая черта басни – особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: «Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение, как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика…». Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации
Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что «перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною». То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.
Третья особенность басни – нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. «Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою», – пишет Жуковский.
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. «На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное.»
Мораль и нравоучения
Нравственные характеристики людей и их качества в басне показаны через аллегории. Но важно понять, какой главный замысел автора, что он хотел сказать этим небольшим иносказанием, чему он хотел научить? Недаром басни обязательны для изучения в школе, и особенно — для маленьких детей.
В басне всегда есть мораль, которую автор определяет в конце басни, когда становится понятно, чем разрешилась поднятая в басне проблема. Нравоучение в басне — это ее основа, в этом и состоит ее главное назначение. Через нравоучение дети получают полезный жизненный урок, который помогает им взрослеть правильно и вовремя. Но нравоучения в басне полезны не только детям, взрослым есть тоже чему поучиться.
Олицетворение
Олицетворение означает приписывание определенных свойств и характеристик одушевленных предметов неодушевленным. И чаще всего олицетворение относят к изображению природы, которую специально наделяют человеческими чертами. Олицетворение присуще не только басням и иносказанием, оно встречается и в других литературных жанрах.
Юмор и сатира
Юмор определяется, как способность подмечать в разных явлениях их комические стороны, и зачастую это происходит через противоречия окружающего мира. Как средство выражения авторского отношения и как художественный прием, юмор относится не только к басням и иносказаниям, но и ко многим другим литературным формам.
Например, зачастую юмор используют в сатире для того, чтобы разбавить откровенную критику произведения, и для того, чтобы сатира не выглядела исключительно как нравоучение и проповедь. А сатира представляет собой унизительное обличение явлений при помощи разных комических средств. Это может быть сарказм, гротеск, ирония, гипербола, пародия, аллегория.
Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.
Чтение басни детьми.
Беседа по содержанию:
1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)
2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)
3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)
4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)
5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)
6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)
7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?
Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)
Давайте прочитаем басню по ролям.
Домашнее задание_________________________________________________
Басня Крылова
Ворона и лисица
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
_________________________________
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.