Размазня чехов смысл рассказа

История созданиярассказ размазня написан в 1888 году. начиная с него, автор начинает переходить к более сложным работам. впервые опубликован 19

История создания

Рассказ «Размазня» написан в 1888 году. Начиная с него, автор начинает переходить к более сложным работам. Впервые опубликован 19 февраля в юмористическом журнале «Осколки» в 1888 году.

Прототипы героев неизвестны, но время, в которое жил и писал Чехов, было таким, что на месте гувернантки могла оказаться каждая вторая девушка без средств, вынужденная работать. В книге автор передал характерную черту своего переходного века, когда женщины уже перестали быть бесправным товаром на выданье, но еще не обрели полноты прав трудящегося человека и не научились из отстаивать.

Несколько интересных сочинений

  • Образ Чуба в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение характеристика
    Все образы повести «Ночь перед Рождеством» отличаются своеобразностью, насыщенностью в описании их характера и жизненных качеств. Вот и казака Чуба Гоголь наделил непростым характером, свойственным многим богатым людям того времени.
  • Пожалуй, каждый российский писатель является человеком с большой буквы, более того у каждого своя уникальная, неповторимая и неподдельная жизнь и судьба. Не стал исключением и знаменитый русский писатель

  • Анализ рассказа Лескова Запечатленный ангел
  • Сочинение рассуждение Что значит быть счастливым
    Что такое счастье? Состояние ли это души или тела? Является ли оно чем-то материальным, и можно ли им обладать? Или это некая метафизическая субстанция, которую сложно постичь?
  • Сочинение Олимпийские игры в древней Греции от лица зрителя
    Наконец настали необыкновенные пять дней олимпийских игр. Трибуны переполнены, зрители ждут самых ярких достижений. Ораторы и философы выступают перед началом соревнований

Рассказ А.П. Чехова «Размазня» был написан в 1888 году — в тот период, когда писатель начинал переходить от «мелкой» работы в жанре юморески в «область серьеза». Данный рассказ, на мой взгляд, наглядное тому подтверждение. Действительно, незначительный, казалось бы, эпизод из жизни хозяина и гувернантки его детей превращается под пером Чехова в клубок важных нравственных и социальных вопросов. Сюжет рассказа прост и основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой. Он вызывает милую, безропотную Юлию Владимировну для того, чтобы «посчитаться». Важно, что это слово в контексте рассказа приобретает несколько значений. Итак, рассказчик хочет выдать гувернантке жалованье. Но сначала нужно посчитать, сколько он ей должен за два месяца, пока та у него работала. С самых первых фраз хозяин-рассказчик начинает издеваться над бедной девушкой. Он «снижает» ей жалованье на десять рублей, и говорит, что готов платить всего лишь тридцать вместо сорока рублей. Затем этот человек «сокращает» количество дней, которые Юлия Владимировна проработала у него. Чем дальше, тем наглее и циничнее становится рассказчик. И на все, очень робкие, возражения гувернантки у него есть один, «железный», аргумент – «У меня записано…» А как же ведет себя Юлия Владимировна, видя, что хозяин поступает с ней несправедливо и жестоко? Поначалу девушка пыталась возражать рассказчику: она уточняет, что соглашалась работать за сорок рублей; что она проработала уже два месяца и пять дней и тому подобное. Но хозяин непреклонен – у него «так записано». Далее, когда рассказчик начинает переходить всякие границы – начинает вычитать из жалованья гувернантки выходные дни, дни ее болезни, праздники и другие «мелочи», Юлия Владимировна совершенно сникает — она видит, что ее и без того жалкая заработная плата тает на глазах. Казалось бы, она должна возмутиться, как-то мобилизоваться и начать отстаивать свои права. Но не тут-то было! Не только мы, но и рассказчик пристально наблюдает за девушкой: «Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..», «Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..» Только один раз героиня пыталась восстановить истину. Когда хозяин сказал, что она брала у него десять рублей, которые он непременно вычтет из ее оставшихся «крох», Юлия Владимировна шепотом воспротивилась: «Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна». Однако «убийственный» довод «у меня все записано» снова «закрыл ей рот». По мере развития этого поистине страшного диалога напряжение все усиливается. Рассказчик пытается понять, до каких пор эта девушка будет терпеть, видя, как работодатель ее обворовывает, что еще она готова вынести, чтобы не лишиться работы. Он все больше «наглеет и наглеет», доводит девушку практически до слез, но она молчит! Мало того, когда от восьмидесяти рублей, положенных ей по праву, хозяин оставляет лишь одиннадцать, гувернантка принимает их не ропща: «И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман». Больше того, Юлия Владимировна благодарит хозяина: «- Merci, — прошептала она». Вот тут нервы рассказчика не выдерживают. Разозленный такой безропотностью, он вскакивает и почти набрасывается на гувернантку: «…ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?» Но получает страшный ответ – «в других местах мне и вовсе не давали…» Герой винит Юлию Владимировну, ее характер («Разве можно быть такой размазней?»), ее психологию жертвы. Он говорит, что преподнес этой девочке жестокий урок, чтобы она была на этом свете «позубастей», и отдает все ее жалованье сполна. Однако выражение лица героини наводит рассказчика на более глубокие размышления. Он понимает, что не только, и, может быть, не столько виновата сама Юлия Владимировна, сколько несправедливое социальное устройство, жестокие законы российского общества. Девушки, не имеющие средств, вынуждены зарабатывать себе на хлеб собственным трудом. Но права их на защищены российским законом, а душа их и сердце не защищены от развращенных богатством и безнаказанностью «состоятельных господ». Таким образом, в этом рассказе Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В «Размазне» он говорит не только о гувернантках, русских женщинах, но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню». Финальные строки рассказа, как нельзя лучше, подтверждают эту мысль: «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!»

«Размазня» был создан писателем в 1888 году. Этот был тот период, когда автор стал постепенно переходить в «область серьеза» из «мелкой» работы в жанре юморески. Рассказ «Размазня» был впервые опубликован в юмористическом журнале «Осколки» 19 февраля 1883 (№ 8).

Рассказ «Размазня» является ярким тому подтверждение. Дело в том, что в нем незначительный, на первый взгляд, эпизод из быта хозяина и гувернантки его ребятишек превращается у Чехова в клубок очень серьезных социальных и нравственных вопросов.

Сюжет произведения достаточно простой и основывается на шутке, можно сказать психологическом эксперименте, который решает провести герой произведения (он же одновременно является и рассказчиком), над работающей у него гувернанткой. Он вызывает кроткую и милую Юлию Владимировну с тем, чтобы «посчитаться». Важно, что данное понятие в контексте рассказа «Размазня» приобретает сразу несколько значений.

Рассказчик хочет отдать гувернантке ее жалованье. Но для начала надо посчитать, сколько ей причитается за 2 отработанных месяца. С самого начала хозяин издевается над робкой девушкой, снижая ей жалованье на 10 рублей (30 вместо 40). Затем работодатель начинает перечислять причины, по которым ее жалованье должно еще уменьшиться. Он вспоминает о том, сколько дней она не работала, какие позволила шалости его детям и т.п. В итоге за два месяца он по своим подсчетам должен ей не 80, а только 11 рублей.

Юлия Владимировна пытается выдавить из себя протест, но у нее не получается. Оно благодарит своего хозяина и за эти 11 рублей. В этот момент рассказчик вскакивает и говорит гувернантке, что он ее обкрадывает, обвиняя девушку в слабохарактерности и безволии. В итоге он отдает Юлии Владимировне все восемьдесят заработанных ею рублей и просит у гувернантки прощение за свою шутку. Также он просит ее быть впредь более «зубастой» и отстаивать свою позицию.

Выражение лица девушки наводит рассказчика на глубокие размышления. Он осознает, что не столько виновна сама гувернантка, сколько несправедливое социальное устройство и жестокие правила, царящие в обществе. Ответственнен именно социум, позволяющий «состоятельному господину» полностью владеть и распоряжаться жизнью размазни.

Таким образом, в данном рассказе Антоном Павловичем Чеховым затрагивается традиционная для отечественной литературы тема «маленького человека» . В «Размазне» он подразумевает не только гувернанток, русских женщин, но и в целом он говорит о проблеме и участи людей, которые вынуждены терпеть беззаконие, превращенных остальным обществом в жертву и жалкую «размазню». Лучше всего данную мысль подтверждают заключительные строки произведения: «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!»

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Наша статья ‒ для тех, кто ценит свое время. Причем даже не часы, а минуты. Мы предлагаем вниманию читателя краткое содержание. Чехов («Размазня» ‒ чрезвычайно показательное произведение) ‒ замечательный летописец русской жизни.

Суть: о чем рассказ?

Сюжет основан на эксперименте, который проводит герой над своей гувернанткой — Юлией Васильевной. Хозяин вызывает ее к себе, чтобы оплатить жалование. Но для начала знакомит ее с расчетами.

Няня отработала два месяца, за что полагается 80 рублей. Но Юлия узнает, что оказывается не 80, а 60. Гувернантка не возражает, а просто молча кивает головой. Хозяин указывает, что у него все записано. После он начал вычитать за каждую мелочь по 5-7 рублей. Он снял деньги за разбитую чашку, за прогулы, за больничные дни, за украденные ботинки и так далее. По итогу за два месяца Юлия вместо 80 рублей получает 11.

Гувернантка дрожащими пальцами сунула в карман деньги и робко прошептала «Merci». Хозяин резко вскочил со стула и начал кричать на нее. Его разозлило такое поведение няни, так как он ее по факту обокрал. Но она даже не стала возражать и как-то пытаться вернуть свои кровно-заработанные деньги обратно. Хозяин отдает ей положенные 80 рублей и извиняется за такой эксперимент. Но при это поучает, что нельзя быть размазней, а за свое нужно бороться.

Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании рассказа «Размазня» . Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Размазня»

Рассказ А.П. Чехова «Размазня» был написан в 1888 году — в тот период, когда писатель начинал переходить от «мелкой» работы в жанре юморески в «область серьеза».

Данный рассказ, на мой взгляд, наглядное тому подтверждение. Действительно, незначительный, казалось бы, эпизод из жизни хозяина и гувернантки его детей превращается под пером Чехова в клубок важных нравственных и социальных вопросов.

Сюжет рассказа прост и основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой. Он вызывает милую, безропотную Юлию Владимировну для того, чтобы «посчитаться». Важно, что это слово в контексте рассказа приобретает несколько значений.

Итак, рассказчик хочет выдать гувернантке жалованье. Но сначала нужно посчитать, сколько он ей должен за два месяца, пока та у него работала. С самых первых фраз хозяин-рассказчик начинает издеваться над бедной девушкой. Он «снижает» ей жалованье на десять рублей, и говорит, что готов платить всего лишь тридцать вместо сорока рублей. Затем этот человек «сокращает» количество дней, которые Юлия Владимировна проработала у него.

Чем дальше, тем наглее и циничнее становится рассказчик. И на все, очень робкие, возражения гувернантки у него есть один, «железный», аргумент – «У меня записано…»

А как же ведет себя Юлия Владимировна, видя, что хозяин поступает с ней несправедливо и жестоко? Поначалу девушка пыталась возражать рассказчику: она уточняет, что соглашалась работать за сорок рублей; что она проработала уже два месяца и пять дней и тому подобное. Но хозяин непреклонен – у него «так записано».

Далее, когда рассказчик начинает переходить всякие границы – начинает вычитать из жалованья гувернантки выходные дни, дни ее болезни, праздники и другие «мелочи», Юлия Владимировна совершенно сникает — она видит, что ее и без того жалкая заработная плата тает на глазах. Казалось бы, она должна возмутиться, как-то мобилизоваться и начать отстаивать свои права. Но не тут-то было!

Не только мы, но и рассказчик пристально наблюдает за девушкой: «Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..», «Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..»

Только один раз героиня пыталась восстановить истину. Когда хозяин сказал, что она брала у него десять рублей, которые он непременно вычтет из ее оставшихся «крох», Юлия Владимировна шепотом воспротивилась: «Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна». Однако «убийственный» довод «у меня все записано» снова «закрыл ей рот».

По мере развития этого поистине страшного диалога напряжение все усиливается. Рассказчик пытается понять, до каких пор эта девушка будет терпеть, видя, как работодатель ее обворовывает, что еще она готова вынести, чтобы не лишиться работы. Он все больше «наглеет и наглеет», доводит девушку практически до слез, но она молчит!

Мало того, когда от восьмидесяти рублей, положенных ей по праву, хозяин оставляет лишь одиннадцать, гувернантка принимает их не ропща: «И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман».

Больше того, Юлия Владимировна благодарит хозяина: «— Merci, — прошептала она».

Вот тут нервы рассказчика не выдерживают. Разозленный такой безропотностью, он вскакивает и почти набрасывается на гувернантку: «…ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?» Но получает страшный ответ – «в других местах мне и вовсе не давали…»

Герой винит Юлию Владимировну, ее характер («Разве можно быть такой размазней?»), ее психологию жертвы. Он говорит, что преподнес этой девочке жестокий урок, чтобы она была на этом свете «позубастей», и отдает все ее жалованье сполна.

Однако выражение лица героини наводит рассказчика на более глубокие размышления. Он понимает, что не только, и, может быть, не столько виновата сама Юлия Владимировна, сколько несправедливое социальное устройство, жестокие законы российского общества. Девушки, не имеющие средств, вынуждены зарабатывать себе на хлеб собственным трудом. Но права их на защищены российским законом, а душа их и сердце не защищены от развращенных богатством и безнаказанностью «состоятельных господ».

Таким образом, в этом рассказе Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В «Размазне» он говорит не только о гувернантках, русских женщинах, но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню». Финальные строки рассказа, как нельзя лучше, подтверждают эту мысль: «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!»

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Рассказчик (хозяин) обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой.
Юлия Васильевна гувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой.

Сочинение по рассказу Чехова «Размазня»

В нашей жизни часто прослеживается противостояние сильных и слабых. Его сложно искоренить, однако всегда можно стараться оставаться человеком и не терять своего человеческого достоинства ни при каких обстоятельствах.
Тему человеческого достоинства поднимали многие писатели. Особенно ярко удается раскрыть образ униженного человека размазни Чехову, который как нельзя лучше понимал состояние униженных. В итоге писатель написал работы, где иногда лишь легкой тенью просматривается образ униженных людей, а иногда и со всей жесткостью.

Чехов Размазня сочинение

Одним из рассказов Чехова, который раскрывает наболевшие проблемы, стала его работа Размазня. Это был один из его первых рассказов, где Чехов стал поднимать серьезные вопросы и проблемы.

Так, создавая образы героев, Чехов раскрывает проблему человеческого достоинства, проблему притеснения слабых сильными.

Своим небольшим рассказом, где хозяин решил проучить гувернантку, выплатив вместо восьмидесяти рублей лишь одиннадцать, автор показывает читателю, как важно бороться с робостью и застенчивостью. Да, в итоге барин отдал полагаемые восемьдесят рублей, но мог этого и не сделать.

Обратите внимание

Мы бы увидели, как гувернантка покорно берет свои одиннадцать рублей и радуется этому немногому. Но это было бы несправедливо, и автор указывает на эту проблему. Слабым и застенчивым людям порой важно показать свой оскал. Если этого не делать, то их всегда будут обманывать и пользоваться их добротой.

Мы видим, как сильно возмущает Чехова такое поведение кислых и бездейственных людей. Это хорошо прослеживается в его рассказе Размазня, где автор устами работодателя восклицает: Отчего вы не протестуете? Хозяин хотел преподать урок гувернантке, да вот только пошел ли этот урок впрок? Скорее всего нет.

Что самое страшное, такие размазни есть и в наше время. Жизнь пытается сделать их сильнее и решительнее, да только большинству из них, чтобы вспомнить о своем человеческом достоинстве, будет жизни мало. Поэтому в рассказе Размазня Чехов обращается и к сильным людям.

Он хочет донести до них, как важно считаться со слабыми людьми, не пользоваться их нерешительностью, а напротив, важно их поддержать и помочь.

Размазня: краткое содержание

Сюжет и содержание рассказа Чехова Размазня начинается тем, что работодатель пригласил в кабинет гувернантку своих детей, чтобы оплатить ее работу. Звали ее Юля. Из текста мы понимаем, что девушка в доме работает два месяца и пять дней, и за работу она должна была получить по сорок рублей в месяц.

Однако работодатель своим напором постоянно исправляет слова девушки, утверждая, что договаривались они об оплате в тридцать рублей за месяц, а работает она полные два месяца. Именно так у него записано в блокноте. Получается, что он должен лишь шестьдесят рублей.

Однако он их не выплачивает, и продолжает вести свой подсчет.

Хозяин отнимает праздничные и выходные дни, дни когда болел один ребенок, и когда у гувернантки болели зубы. Девушка лишь молчала, и только слезы на глазах выдавали ее чувства.

Огласив, что в итоге получается сорок один рубль, работодатель не спешил их выплачивать. Он высчитывал за каждую проделку сына, за то, что девушка не доглядела, утверждал, что гувернантка у него взяла в долг.

Девушка сначала пыталась отрицать, но потом соглашалась и лишь молча слушала рассуждения работодателя.

В итоге хозяин насчитал одиннадцать рублей, которые и выплатил Юле. Девушка со слезами на глазах взяла деньги и поблагодарила своего благодетеля.

И ту мы видим возмущение хозяина. Он спросил, за что она его поблагодарила, ведь по сути он ее обобрал, ограбил. На это Юля ответила, что в другом месте ей и вовсе бы не заплатили.

Важно

Работодатель понимает, почему ее обманывали, пытается открыть глаза, вопрошая, разве можно быть такой размазней и кислятиной. Своим примером он хотел лишь преподать девушке урок, и по-честному выплатил положенные ей восемьдесят рублей.

Однако, заглядывая героине в лицо, он понимает, что из этой ситуации девушка выводов не сделала. Отдавая всю сумму хозяин подумал, как же легко быть сильным в этом мире.

Послушать рассказ

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-chexova-razmaznya.html

Темы

Многомудрый Литрекон может расширить этот раздел, если у Вас есть в этом надобность, так что пишите ему в комментариях, чего не хватает?

  1. Тематика произведения «Размазня» проста: слабый человек в огромном мире несправедливости. Чехов показывает «маленького человека», в котором навсегда поселилось рабство. Юлии очень повезло, что эта была всего лишь шутка, и хозяин отдал ей все деньги. Но в другой раз ее просто оберут. Юлия не может противостоять всему миру, она слаба и беззащитна. Автор призывает людей быть сильными и отстаивать свою правду. В противном случае человек так и останется бесхребетным рабом.
  2. Еще одна основная тема — гордость и смирение. Автор противопоставил эти качества друг другу, чтобы показать: кротость — не всегда благо, а умение постоять за себя — не всегда гордыня. Человек должен иметь чувство собственного достоинства и стремиться к справедливости, а не принимать неудачи как должное.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

РАЗМАЗНЯ На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться. — Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц… — По сорока… — Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца… — Два месяца и пять дней… — Ровно два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей… Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника… Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!.. — Три праздника… Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно? Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!.. — Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей… — Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна. — Но у меня записано! — Ну, пусть… хорошо. — Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать… Оба глаза наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка! — Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала… — Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один… Получите-с! И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман. — Merci, — прошептала она. Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость. — За что же merci? — спросил я. — За деньги… — Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Водь я украл у вас! За что же merci? — В других местах мне и вовсе не давали… — Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней? Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!» Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Проблемы

Проблематика рассказа «Размазня» тоже будет дополнена, если Вы напишите о необходимости этого в комментариях.

  1. Духовное рабство личности
    — это основная проблема рассказа «Размазня». Люди настолько привыкли к унижению, что уже перестали бороться за свои права. Они готовы сносить любые обиды, лишь бы получить хоть какие-то деньги. С одной стороны, это не их вина, но с другое такая приниженность развязывает руки сильным мира сего.
  2. Социальная несправедливость
    — еще одна проблема, затронутая в книге. девушки могут найти работу, но никто не поручится, что там с ними обойдутся честно. Судебная практика по таким делам была не развита, профсоюзов не было, да и денег у гувернанток было в обрез, и никакие судебные тяжбы они бы себе не позволили.
  3. Отчаяние и бессилие
    . Юлия не всегда была такой приниженной и бессловесной. Просто суровые условия жизни научили ее терпеть несправедливость, а не восставать против нее. Она привыкла к подлости и отчаялась побороть ее. С этого и началось ее внутреннее рабство.
  4. Сила и слабость
    . Завершающая фраза рассказа — «Легко на этом свете быть сильным». Данное утверждение, которое произносит сам повествователь, отражает проблематику текста. Такой ли он сильный, как кажется на первый взгляд? Да и так ли слаба Юлия? Если разбираться со всех сторон, то сильный человек никогда не будет потешаться над слабым. И несмотря на то, что хозяин все же вернул деньги, он мог бы не использовать в качестве эксперимента злую шутку. Хозяин показал гувернантке, кто из них сильнее в этом мире. Но сильный человек и так это знает без всяких доказательств. По-настоящему силен тот, кто не слаб духом и может выдержать все испытания. Он никогда не будет ставить себя выше других, а тем более показывать это на публику. Он скорее поможет слабому собеседнику тайно, чем поставит его в неловкое положение. Вот и получается, что на самом деле, хозяин не такой уж и сильный человек, каким кажется на первый взгляд. А вот Юлия имеет все характеристики, чтобы претендовать на место сильного, только характера ей не хватает.

Сочинение по произведению Размазня

Легко на этом свете быть сильным – такими словами оканчивает собственный рассказ Чехов. Говорящее название Размазня указывает на главную героиню – гувернантку, которая в сюжете и выполняет роль так называемой размазни. Рассказчик-главный герой в свою очередь берет на себя роль деспота и тирана, который обирает свою служанку.

Суть истории довольно проста. Хозяин вызывает гувернантку для того чтобы посчитаться, то есть оплатить работу. В процессе он довольно нагло вычитает деньги из зарплаты, доходя практически до полного абсурда, но Юлия Владимировна покорно принимает ситуацию.

В лице своего героя Чехов как бы проводит мысленный эксперимент, который создан для того чтобы понять насколько безропотным может быть человек. Также тут рассматривается социальное расслоение общества и отсутствие социальной справедливости.

Казалось бы, такое исследование может принести какую-то пользу и имеет благие цели. Ведь в итоге хозяин выплачивает зарплату гувернантке и наставляет как нужно вести себя в дальнейшем. Тем не менее, по сути, такой эксперимент не имеет вообще никакой пользы.

Мы видим на самом деле только простое утверждение «легко быть сильным». Хозяин частично издевается над беззащитной служанкой просто по причине наличия такой возможностей. Его «эксперимент» больше напоминает игру кошки с мышкой, забаву, которая позволяет развлечься сильными эмоциями.

Стала ли Юлия Владимировна после этого сильнее, сможет ли она противостоять подобному деспотизму в настоящих условиях? Навряд ли, да и если эта женщина будет спорить с настоящим хозяином, который действительно задумает сэкономить на ее зарплате, то, вероятнее всего, не сможет отстоять собственные права и дело окончится увольнением, если не чем-то хуже.

В дальнейшем, Чехов, вероятно, осознал бессмысленность подобных «исследований» и в более зрелой его прозе рассматриваются темы более глубокие. Автор выбирает более эффективный путь и не развлекается такими пустыми рассуждениями.

Ведь простой факт констатации социального расслоения или пустые развлечения для изучения характера «маленького человека» не имеют никакого смысла. «Маленький человек» воспитывался в России веками и эта новость не является чем-то удивительным и свежим. Роль активного и творческого человека не в том чтобы такого человека «препарировать» и разбираться в его особенностях, а в том чтобы отвергнуть такую модель личности, которая навязывается извне обществом и социальными устоями, дабы создать условия для человека настоящего.

Основная идея

Главная мысль произведения «Размазня» – это необходимость отстаивать свое право и бороться до конца за справедливость. Не следует принимать несправедливые правила игры, нужно устанавливать свои — всегда возражать и бороться, когда понимаешь, что с тобой обходятся ужасно. Если маленький человек не пойдет против произвола, то лишь внесет свою лепту в застой, опирающийся на безнаказанность.

Смысл рассказа «Размазня» заключается в осуждении культа жертвы, ставшего популярным в русской литературе. Многие писатели оправдывала и тем самым поощряли в народе его нелепую жертвенность и слабость, а потом недоумевали, почему мир так жесток к маленькому человеку? Но ведь рабство — обратная сторона медали тирании, и обманутый так же виноват, как и обманувший, потому что он он стерпел и оставил все как есть, не пытаясь исправить ситуацию.

Анализ произведения

Действие сюжета происходит в XIX веке в Российской Империи. Читатель видит сцену, где происходит выплата жалования.

Краткое содержание

Глава семейства позвал гувернантку к себе в кабинет, чтобы рассчитать за работу. Ее звали Юлия Васильевна. Хозяин был недоволен излишней церемонностью, так как сама она не собиралась приходить за жалованьем. После этого он перешел к подсчетам. Мужчина сказал, что был договор на 30 рублей в месяц, но девушка робко ответила, что по 40 рублей. В ответ он ее заверил, что все гувернантки в его доме получали по 30 рублей.

Мужчина стал считать, сколько девушка прожила в его доме. По его подсчетам оказалось, что два месяца, но Юлия Васильевна возразила, так как она пробыла еще дополнительных пять дней. Но хозяин и слушать не стал, у него все записано и точка. Получилась сумма 60 рублей.

Далее мужчина начал вычитать воскресенья и праздники. Гувернантка покраснела, стала нервничать, теребить одежду, но в ответ не сказала ни слова. Затем он вычел 4 дня болезни сына, 3 дня, когда у Юлии Васильевны болели зубы, ведь работала она тогда только с обеда. В итоге вышел 41 рубль. Девушка считала эту сумму несправедливой платой, от этого у нее покраснел глаз, выступили слезы, но она промолчала.

Посмотрев на нее, хозяин продолжил подсчеты. Еще он вспомнил про разбитую посуду, порванный сюртук, пропавшие ботинки, посчитал даже 10 рублей, которые якобы гувернантка одолжила у него. Девушка начала протестовать, но хозяин ее остановил, ведь у него все записано. В итоге из 60 осталось только 11 рублей. Юлия Васильевна поблагодарила мужчину и собралась уходить. Но тут же он взорвался, стал ругать гувернантку из-за ее чрезмерной доверчивости, слабости, отсутствии воли. Он был возмущен этим, не понимал, как можно быть такой размазней. Ведь девушка даже не пыталась защищать свои права.

В ответ она сказала, что в других домах ей вообще не платили. Хозяин извинился за такой жестокий урок.

Он протянул гувернантке восемьдесят рублей — честно заработанные деньги за два месяца. Девушка была поражена, но благодарна мужчине.

Действующие лица и основная мысль

В сказке представлены всего два главных героя. Это хозяин дома и гувернантка его детей. Мужчина имеет следующие черты:

  • настойчивость;
  • решительность;
  • сила воли.

Гувернантка Юлия Васильевна была молода, неопытна, робка, скромна, безответна. Она боялась сказать что-либо против своему работодателю. Это была слабохарактерная особа. Также в рассказе упоминаются дети хозяина дома — Коля и Варя. Они являются воспитанниками Юлии Васильевны.

Хозяин дома намеренно хотел преподать девушке урок. Он ждал от нее возражений, но та поблагодарила его даже за те копейки, что остались после всех надуманных вычетов. Мужчина негодовал от этого, он считал, что нельзя быть такой размазней.

Это произведение учит следующему:

  1. Нельзя быть чересчур доверчивым.
  2. Нужно отстаивать свои права, бороться за то, что заслужил.
  3. Необходимо уважать свой труд, не обесценивать его.
  4. Учиться на жизненных уроках.

Девушке повезло, что работодатель всего лишь пошутил, он сделал это намеренно, чтобы воспитать в ней характер. Автору хотелось «привести гувернантку в чувства», встряхнуть ее. Девушка добродетельна, но слишком доверчива. Если она не изменится, то мошенники всегда будут ее обманывать. Тем более она работает с детьми.

Гувернантке нужен характер, сила воли, чтобы их воспитывать, вырастить хороших людей из них. Девушка еще считала, что лишь бы заплатили, пусть даже не всю сумму. Так она обесценивала себя и свой труд.

Чему учит?

Рассказ «Размазня» учит тому, что сильный человек — не тот, у кого есть деньги или власть, а тот, кто сможет противостоять всем испытаниям. Юлия могла бы возразить работодателю и проявить упорство, но она предпочла промолчать и смириться с несправедливостью. Если так будут делать все, общество никогда не изменится к лучшему. И в этом будет не только вина бессовестных начальников. Ответственность за происходящее будет и на тех, кто покорно сносит нападки и оскорбления.

Сильный человек не сломается под натиском трудностей, будет идти до конца. Но гувернантка слаба, потому что не умеет постоять за себя. Она всегда будет оставаться жертвой обмана, ведь не противится ему и подыгрывает мошенникам. В ней нет стержня и твердости, необходимых в жизни каждому человеку. Маленький человек может стать большим, если победит свою слабость. Такова мораль произведения «Размазня».

Остается надеяться, что читатель, как и Юлия, сделает свои выводы из эксперимента и научится отстаивать свои права и убеждения.

Автор: Полина Цимкина

Антон Чехов — Размазня

Антон Павлович Чехов

Размазня

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

– Садитесь, Юлия Васильевна! – сказал я ей. – Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…

– По сорока…

– Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца…

– Два месяца и пять дней…

– Ровно два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей… Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника…

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..

– Три праздника… Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь – девятнадцать. Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но – ни слова!..

– Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…

– Я не брала, – шепнула Юлия Васильевна.

– Но у меня записано!

– Ну, пусть… хорошо.

– Из сорока одного вычесть двадцать семь – останется четырнадцать…

Оба глаза наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

– Я раз только брала, – сказала она дрожащим голосом. – Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала…

– Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один… Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

– Merci, – прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

– За что же merci? – спросил я.

– За деньги…

– Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?

– В других местах мне и вовсе не давали…

– Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

1883

Презентация на тему Презентация по литературе на тему Анализ рассказов А. П. Чехова Тоска, Размазня (7 класс), предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 13 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Юмористический рассказы «Размазня», «Тоска».А. П. Чехов

Текст слайда:

Юмористический рассказы «Размазня», «Тоска».

А. П. Чехов


Слайд 2

«Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет.

Текст слайда:

«Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…»
 А. П. Чехов


Слайд 3

 Рассказ  «Размазня» опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Осколки» №8 под псевдонимом А. Чехонте.

Текст слайда:

 Рассказ  «Размазня» опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Осколки» №8 под псевдонимом А. Чехонте.


Слайд 4

Чтение по ролям

Текст слайда:

Чтение по ролям


Слайд 5

Словарная работаРазмазня1  Жидкая каша. Гречневая размазня.2   Вялый, нерешительный человек (разг.  Пренебр.).  3 О чем-нибудь неопределенном, неотчетливом,

Текст слайда:

Словарная работа

Размазня
1  Жидкая каша. Гречневая размазня.
2   Вялый, нерешительный человек (разг.  Пренебр.).  
3 О чем-нибудь неопределенном, неотчетливом, неясно выраженном (неодобр.) Написал какую-то сентиментальную размазню.
Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок,  мокрая курица, мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка,  теленок,  тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.


Слайд 6

Словарная работаГувернантка   (франц.gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего

Текст слайда:

Словарная работа

Гувернантка   (франц.gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами                 (прежде всего, иностранным языком).
Церемонный
1 Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.
Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.
Горничная
Служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы, но не стряпня.
Сюртук
(франц. Surtout-широкая верхняя одежда).                        Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
Merci
 ( франц.)  Благодарю


Слайд 7

Анализ рассказа. Легко на этом свете быть сильным!Найдите в тексте портретную характеристику главной героини.Каковы намерения рассказчика в

Текст слайда:

Анализ рассказа. Легко на этом свете быть сильным!

Найдите в тексте портретную характеристику главной героини.
Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?
Как ведет себя герой по отношению к гувернантке? На самом ли деле он является бессердечным?
Найдите подтверждения в тексте тому, что герой сочувствует Юлии Васильевне.
Что в поведении гувернантки не нравится главному герою? Почему его охватила злость?
Получилось ли преподать урок Юлии Васильевне?


Слайд 8

Теория литературыЮмор —  особый вид комического, изображение героев в смешном виде.  В отличие от сатиры, юмор — смех

Текст слайда:

Теория литературы

Юмор —  особый вид комического, изображение героев в смешном виде.  В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. 
Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
Сарказм —  особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Гротеск —литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.
Какой  из перечисленных видов комического вы увидели в рассказе А.П. Чехова «Размазня»?


Слайд 9

Внимательно ли я читаюКак зовут главную героиню рассказа А.П. Чехова «Размазня»? Сколько стоит месяц работы гувернантки? В

Текст слайда:

Внимательно ли я читаю

Как зовут главную героиню рассказа А.П. Чехова «Размазня»?
Сколько стоит месяц работы гувернантки?
В течение какого времени работала гувернантка?
Сколько раз её рабочие дни выпадали в праздники?
Сколько дней у гувернантки болели зубы?
Сколько дней Юлия Владимировна занималась только с одной Варей?
Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за разбитую чашку с блюдечком?
Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за порванный сюртучок Коли?
Сколько рублей  рассказчик приготовил в конверте? А сколько заплатил?

Юлия Владимировна
30 рублей
2 месяца
3раза
3 дня
4 дня
2 рубля
10 рублей
80 рублей, 11 рублей


Слайд 10

«Тоска» громадная, не знающая границ Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души,

Текст слайда:

«Тоска» громадная, не знающая границ

Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь»
 Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и  одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.  Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте.


Слайд 11

Анализ рассказаС чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой

Текст слайда:

Анализ рассказа

С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)
Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.
Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)
О чем думает каждый из них?
Расскажите о главном герое.
Сколько сюжетных линий в рассказе?
Зачем нужен Ионе внешний мир?


Слайд 12

 Итак, получается, что бессловесное, молчаливое животное гораздо человечнее человека. Страшная получается ситуация: человек только животному может излить

Текст слайда:

 Итак, получается, что бессловесное, молчаливое животное гораздо человечнее человека. Страшная получается ситуация: человек только животному может излить душу. В нем найти родственную душу.
О чем же рассказ «Тоска»?
Почему так определена тема урока: «Тоска громадная, не знающая границ»?


Слайд 13

Домашние заданиеПрочитать рассказы «Злоумышленник», «Хамелеон».

Текст слайда:

Домашние задание

Прочитать рассказы «Злоумышленник», «Хамелеон».


НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Статистика

Размазня чехов смысл рассказа

11 13

Стилевые особенности ранних рассказов А.П.Чехова

Цель:
•     определение стилевых особенностей ранних рассказов А.П.Чехова
Задачи:
•    формулировка темы урока, отражающей художественное мастерство писателя:
«А.П.Чехов – (……)     (мастер лаконизма)»;
•    формирование коммуникативной компетенции (способности к полноценному речевому общению);
•    развитие  навыков анализа художественного произведения;
•    формирование  кооперативной компетенции  (готовности к работе в группах);
•    воспитание внимательного отношение к художественному слову

На доске эпиграф
                                                                   Словам … тесно, мыслям – просторно.
                                                                                                                   М.Горький
Оборудование: сборники  рассказов А.П.Чехова, компьютер, видеопроектор.
На
уроке представлены элементы следующих образовательных методик:
групповой, проблемной, перспективно-опережающающей, компьютерной.

Всему классу было дано задание прочитать следующие рассказы:
«Толстый
и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Смерть
чиновника», «Злоумышленник», «Размазня», «Пересолил», «Жалобная книга»

Класс был поделен на 5 групп.
Каждая группа предварительно получила домашнее задание:
1 группа должна была исследовать заглавия рассказов и своеобразие чеховской фразы,
2 группа  — элементы композиции,
3 группа – речь героев,
4 группа – фамилии героев,
5 группа – художественные детали.
Каждый ученик работал с каким-то одним рассказом.
Вопросы, которые прозвучат на уроке, также были даны учащимся заранее.

Ход урока

1.    Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока.
2.    Работа в группах.
           
Каждый ученик представляет результаты своего исследования
ответственному в группе, который выставляет оценку, если ответ 
достаточно полный.

3.    Коллективное обсуждение результатов исследования.
Сначала отвечают на вопросы те ученики, которые подготовили интересный материал, затем подводит итоги ответственный в группе.
На
протяжении всего урока  ученики самостоятельно заполняют в своих
тетрадях карточку «Стилевые особенности ранних рассказов А.П.Чехова».


Вопросы 1-й группе:

•    Что вы можете сказать о заглавии чеховских рассказов?
•    Какие наблюдения вы сделали?
•    Что отражают заглавия?
Заглавие – это смысловой стержень рассказа. По мнению Чехова, оно должно быть простым, предельно кратким, ясным и скромным.
Можно
вспомнить, как Чехов работал над названием рассказа «Размазня»:
«Название рассказа «Жестокий урок…» —  неудачно. В нем нет простоты. В
этих кавычках и трех  точках в конце чувствуется изысканная
претенциозность. Надо назвать рассказ каким-нибудь одним словом:
«Гувернантка», нет, точнее – «Размазня»».  («Претенциозность» —
претендующий на оригинальность, вычурность).

«Толстый и тонкий» — и в заглавии, и в композиции рассказа основной прием – антитеза.
Вместо
имени  — внешняя характеристика, говорящая о многом: о положении в
обществе, о достатке, о манере вести себя с другими людьми.

«Хамелеон»
— метафоричность заглавия, которое в точности передает суть характера
главного героя – полицейского надзирателя Очумелова.

«Лошадиная фамилия» — в заглавии отражен один из приемов создания комического – несоответствие.
«Хирургия», «Злоумышленник» — здесь тоже несоответствие, только к комическому эффекту добавляется сатирическое звучание.
«Размазня», «Пересолил» — в заглавиях дана авторская оценка поведения героев.
Проблемный вопрос:
•    Чем  отличаются названия  «Смерть чиновника» (рассказ А.П.Чехова) и «Смерть Ивана Ильича» (повесть  Л.Н.Толстого)?
В первом случае только мундир, чин, отсутствие человеческих качеств, лица, а во втором  — человек с именем, а значит, с душой.

Вопросы 2-й группе:

•    Каковы основные элементы композиции?
•    Что можно сказать о завязке чеховских рассказов?
•    Как вводит нас Чехов в мир своих рассказов?
•    Найдите  завязку в предложенных вам рассказах.
Начало
рассказа «Смерть чиновника» можно прослушать в исполнении И.Ильинского
(отрывок из художественного фильма « Смерть чиновника»)

Завязка в  рассказах быстрая, стремительная, состоящая из одной-двух фраз.
•    Что составляет основу рассказов Чехова?
•    Почему их легко инсценировать?
Диалог.
Соответственно, мы можем определить жанр рассказов как рассказ-сценка.
Кульминации рассказ достигает тоже во время диалога.

•    Какой прием Чехов часто использует в композиции своих рассказов?
Антитеза.
•    Приведите примеры.
Толстый
и тонкий, Червяков и генерал Бризжалов, следователь и Денис Григорьев. И
опять же, противопоставление этих  героев очевидно, прежде всего, во
время диалога.

(В рассказе «Злоумышленник» герои говорят на разных языках).

Вопросы 3-й группе:

•    Если основу рассказов составляет диалог, то каково основное средство раскрытия образов?
•    Приведите примеры речевой характеристики.
«Лошадиная фамилия».
Генерал
Булдеев капризен, самоуверен, с презрением относится к слугам. В речи
его Чехов подчеркивает повелительные, недовольные интонации, резкие
выражения.

Приказчик Иван Евсеич – ограниченность, невежественность
переданы через грамматически неправильную речь. К общеизвестным
поговоркам и фразеологизмам прибавляет новые слова: «пошепчет, поплюет –
и как рукой», « заговорил зубы – первый сорт».

«Толстый и тонкий».
1-й
диалог. У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики,
слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У тонкого тоже обилие
кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают
его чувства.

•    Искренни ли эти чувства?
•    Как Чехов дает нам это понять?
•    Для чего Чехов вводит в рассказ паузу? Что она передает?
С сожалением говорит о своей бедности, но сейчас не это главное! Пауза психологическая, эмоциональная.
2-й
диалог. Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает,
тотчас же в его речи появляется раболепно-почтительное – с.

То же самое в речи Червякова  из рассказа «Смерть чиновника».
«Хамелеон».
Чрезвычайно
колоритна речевая характеристика Очумелова, изъясняющегося грубо и
косноязычно: «По какому это случаю тут?», «Почему тут?», «Это ты зачем
палец?» и т.д.

Тон, лексика, стиль речи Очумелова создают устрашающий
эффект: его фразы короткие, отрывистые, с повелительной интонацией и
грубой лексикой. С одной стороны, в его речи  мы слышим слова
официально-делового стиля (протокол, постановление); с другой – резкую,
грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!»

Прием сочетания в речи
персонажа  разностилевой  лексики не только создает комический эффект,
но и помогает Чехову открыть истинное лицо героя. («Хирургия»,
«Пересолил»)

«Злоумышленник».
Казенная речь судебного следователя лишена какого бы то ни было субъективного начала.
Знаменитое
«чаво» Дениса Григорьева и обилие просторечных слов в его устах:
«знамо», «отродясь», «ежели», «нешто» и др.- подчеркивает огромную
пропасть между миропониманием следователя и ответчика.


Вопросы 4 группе:

•    Говорят ли что-нибудь о героях их фамилии? Приведите примеры.
Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый.
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый.
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий.
Курятин
– «как курица лапой», «куриная слепота», «мокрая курица». Понятно, что
обладатель такой фамилии не может быть мастером своего дела.

Червяков – ползает и пресмыкается.
Вонмигласов
— владелец этой фамилии имеет отношение к церкви, так как «вонмем!» —
это призыв во время церковной службы, означающий на церковно-славянском
языке «внимайте». Наверно, когда дьячок приходит на прием к Курятину, он
тоже хочет, чтобы вняли его беде.

Генерал Жигалов – в словаре
В.И.Даля читаем: «Жечь, жигать что-либо. – палить, предавать огню;
производить чувство, подобное ожогу». Именно такое воздействие оказала
эта фамилия на Очумелова.

Самолучшев – считает, что все вокруг плохие, а он самый лучший.
•    Как называются такие фамилии?
•    Почему они играют большую роль именно в небольших по объему произведениях?
Поскольку
на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать
развернутую характеристику персонажа, имя и фамилия приобретают особый
вес. Говорящие фамилии используются как средство характеристики
персонажа и с целью создания комического эффекта.

Проблемный вопрос:
•  
 Почему у генерала из рассказа «Смерть чиновника» и у судебного
следователя из рассказа «Злоумышленник» нет имени и фамилии?

Генерала мы видим глазами Червякова, а тот видит только мундир важной персоны. Судебный следователь – механизм судопроизводства.

Вопросы 5 группе:

•    Рисует ли Чехов портреты своих персонажей? Прочтите.
•    Не показались ли вам эти портретные зарисовки странными?
•    Чем автор часто заменяет подробное описание?
•    Отметьте самые значимые,  на ваш взгляд, художественные детали в рассказах.
«Толстый и тонкий».
«губы его (толстого), подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».
«Тонкий же … был навьючен чемоданами, узлами и картонками.  Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».
От портрета остались размеры и губы толстого. Зато говорится, откуда они вышли и чем от них пахло.
Херес – марка дорогого вина.
Флердоранж – настой цветов, применяемый в качестве одеколона.
•    Какую роль играют эти детали?
Показывают, на какой ступеньке социальной лестницы стоят.
•    Что означает деталь «навьючен» чемоданами, узлами и картонками?
Вьюк
– упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для
такой поклажи. Значит, герой беден, у него нет денег на носильщика.
Обвешанный чемоданами, узлами, картонками, он жалок.

Работа с иллюстрацией Н.В.Поморцевой   
На каких деталях художник  акцентировал свое внимание?
«Хамелеон»
•    Какова смысловая нагрузка художественной детали «шинель»?
•    Действие происходит летом, жара, ведь только что поспел крыжовник, а Очумелов в шинели, да еще в новой. Почему?
•    Когда и почему шинель превращается в пальто?
•    Почему в начале  рассказа  шинель распахнута, а в финале Очумелов запахивается?
Шинель
новая, потому что его, видимо, недавно повысили в должности — произвели
в полицейские надзиратели, поэтому она ему так дорога. Это символ
власти.

В пальто шинель превращается, когда Очумелов узнает, что
«собака, кажись, генеральская». Шинель Очумелова меркнет перед шинелью
генерала, она низвергнута.

Если распахнутая шинель в начале рассказа придавала больше значимости Очумелову, то запахнутая шинель уменьшила его величие.
Работа с иллюстрациями:  А.Дудина «На базарной площади»  
С.В.Герасимова «На базарной площади»
А.Дудина «Очумелов шествует по городу»  
•    Какие еще художественные детали из рассказа вы увидели на иллюстрациях?
«С
узелком в руке», «решето с конфискованным крыжовником», «рыжий
городовой», «как голодные пасти», «окровавленный палец», «толпа»,
«сборище», «делает полуоборот налево», «врезываясь в толпу», «говорит
строго», «шевеля бровями».

«Хирургия»
« … фельдшер Курятин, …, в
поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. Между
указательным и средним пальцем левой руки – сигара, распространяющая
зловоние. Снова прием несоответствия —  не может такой человек иметь
отношение к медицине.

Посмотрите фрагмент из художественного фильма и ответьте на вопрос:
•    Что вынимает дьячок из платочка и с поклоном кладет перед фельдшером?
•    Как помогает понять настроение героя, его психологическое состояние эта деталь?
Просвирка
– белый круглый хлебец, употребляемый для причастия. Кто ее съест, на
того сходит божья благодать. Дьячок надеялся, что просвира поможет
фельдшеру благополучно вырвать зуб.

«Смерть чиновника»
•    Случайно ли Чехов делает Червякова,  главного героя рассказа, экзекутором?
В
дореволюционной России экзекутор – «чиновник, ведавший хозяйственными
делами учреждения». Второе значение этого слова – «тот, кто производил
экзекуцию (то есть осуществлял наказание) или руководил ею».

Проблемный вопрос:
•    В каком значении использовал Чехов это слово применительно к Червякову?
Помимо
1-го значения, справедливо и 2-е значение. Герой Чехова действительно
становится экзекутором, тираном и деспотом  для несчастного генерала
Бризжалова.


К сожалению,  рамки урока не позволяют рассмотреть
все многообразие художественных деталей в рассказах Чехова. С их помощью
автор добивается точности в изображении человека. От отдельной детали
автор часто восходит к обобщению.


Вопросы 1-й группе:

•    В чем своеобразие чеховской фразы?
•    Сравните ее с художественной манерой Гоголя. Много ли описания, эпитетов? Какие предложения? Какая любимая часть речи?
•    Как Чехов сумел, например, передать изменение в поведении тонкого?
•    Почему Чехов избегает красивых  сравнений, ярких эпитетов?
Очень уж неприглядно то, о чем он пишет.
Итак, одним словом, репликой, деталью Чехов умел сказать многое.
•    Как мы назовем меткую, короткую речь?
Лаконичной. «Лаконизм – предельная краткость, сжатость» (речи, изложения и т.д.)

Задание всему классу.
•    Сформулируйте тему урока. Каков смысл эпиграфа?
•    Какие стилевые особенности ранних рассказов Чехова вы отметили в своих карточках? Сверьте ответы с информацией на слайде.

Стилевые особенности рассказов Чехова

1.    Предельно краткое, простое заглавие.
2.    Стремительная, предельно краткая завязка.
3.    Диалоговое построение рассказа.
4.    Речевая характеристика как основное средство раскрытия образа.
5.    Говорящие фамилии.
6.    Художественная деталь заменяет подробное описание.
7.    Простота и лаконизм фразы.

Домашнее задание:
•    С учетом услышанного на уроке выполнить групповую проектную работу в виде презентации.
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (15.03.2012)

Просмотров: 6358
| Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, орфография, для учителя, письмо
| Рейтинг: 5.0/1
16 18

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

«УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ»
РЕКОМЕНДУЕТ

mudryj gnom

  • Размененный или разменянный как пишется
  • Размежевка как пишется правильно
  • Размелишь размелешь как пишется
  • Различны сами законы устного и письменного общения сочинение рассуждение аргументы
  • Разлагать на множители как пишется