Разговор с собой темы итогового сочинения

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года: 1. человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. цивилизация и технологии

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема
4.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина


Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Многомудрый Литрекон призывает Вас как можно раньше начать «Разговор с собой». Аргументы из литературы помогут Вам в этом, ведь чем больше Вы будете знать и помнить в судный день, тем лучше Вам удастся раскрыть тему. Примеры из книг облегчат жизнь выпускникам, которым и так весь год придется переходить от одного экзамена к другому в надежде успешно перебраться из школы в вуз. В работе над подготовкой Вам также помогут комментарии к направлениям от ФИПИ и примерные темы итогового сочинения. Приятного просвещения!

Из русской литературы

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Что значит «быть самим собой»? Это выражение определяет готовность человека быть честным по отношению к окружению и самому себе. Его смысл наглядно демонстрирует Пьер Безухов, герой романа «Война и мир», когда впервые посещает салон Анны Шерер. В отличие от лицемерного и скрытного общества, Пьер открыто выражает свои непопулярные взгляды и не боится спорить. Анна Шерер не ожидала от него такой прямолинейности, поэтому пыталась всячески заставить молодого человека замолчать и вести себя как все — то есть не говорить о темах серьезно и искренне. Но Безухов не стеснялся быть самим собой — молодым и наивным юношей с чистосердечной верой в Наполеона и идеалы революции. Герой не изображал кого-то другого, как большинство гостей, а говорил то, что думает и чувствует на самом деле. Его прямодушие раскрывает значение фразы «быть самим собой».
  2. А.П. Чехов, «Крыжовник». Как отличить верность себе от нежелания развиваться? Человек, уверенный в своих взглядах, все равно движется вперед, только по своей траектории. А вот тот, кто зациклился на одном и том же, не делает ничего, застывая на одном и том же уровне. Таким героем является Николай Иваныч из рассказа «Крыжовник». Он всю жизнь мечтал приобрести усадьбу и зажить барином. Ради этой цели он усердно копил деньги и даже женился по расчету. В итоге он смог позволить себе дом рядом с заводом, где вода и воздух были загрязнены. Но Николай Иванович как будто не замечал этого. Он наслаждался праздностью и своим кислым крыжовником, как будто в сделал все, для чего жил. Его брат, сидя в гостях, дивился, как можно было так деградировать, добившись своей цели? Николай Иванович стал обывателем до мозга костей, его ничего не интересовало и не трогало, кроме личного комфорта. Его кругозор сузился до размеров ягоды крыжовника. Если бы его пристрастие к деревенскому образу жизни породило новые увлечения, идеи, мечты, можно было бы сказать, что он просто верен своим желаниям и привычкам. Но он лишь деградировал, сидя на одном месте, ничего не приобретая от нового статуса, кроме пустого самодовольства.
  3. А.П. Чехов, «Три сестры». Почему человеку сложно понять себя? Причина в том, что его многое отвлекает от самопознания. Мы вечно заняты поиском хлеба насущного, поэтому не успеваем задать себе главные вопросы и получить ответы. Это доказывает пример из пьесы Чехова «Три сестры». Главный герой тянулся к науке и хотел стать профессором в Москве, но бедность вынуждала его работать в земстве. Когда у него появились жена и ребенок, о переезде оставалось лишь мечтать. Молодой отец все больше и больше работал, чтобы всех обеспечить. Ему некогда было сесть и задуматься, чего он хочет от жизни и когда это получит? Непрерывный труд и ссоры с женой загнали его в угол, где были лишь пьянство и азартные игры. Он усердно запивал и забывал эти вопросы, чтобы не впасть в еще большее отчаяние. Если бы Андрей искал себя, то нашел бы не дома и не в родном городе. Интуитивно понимая это, герой перестал углубляться в себя, ведь познание своей души всегда осложняется материальными проблемами, которые мы просто не в силах решить.
  4. А.П. Чехов, «Ионыч». Почему люди деградируют? Они растворяются в более низкой и невежественной среде, отдаваясь рутине дней и забывая былые мечты. Это сделать гораздо легче, чем бороться за цели. Пример, подтверждающий это, можно найти в рассказе «Ионыч». Главный герой стал работать в уездном городе, где очень быстро разочаровался в окружении, перспективах и своей профессии. Пациенты были однообразны, их случаи — банальны, а население города застыло в сытой и покойной неподвижности болота. Даже самая интеллигентная семья Туркиных поражала своей бездарностью и пошлостью. Местные обыватели развлекались только обедами и азартными играми, не думая ни о чем другом. Дмитрий не смог сопротивляться сонной одури своего нового места жительства. Он со временем стал таким же, как и все, ведь плыть по течению всегда легче, чем восставать против него. 
  5. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». В чем заключается процесс самопознания? Суть это явления состоит в том, чтобы искать свой индивидуальный путь среди тысяч других, узнавая себя через испытания, обучение и опыт. Именно этим занималась главная героиня рассказа «Чистый понедельник». Девушка, имени которой мы не знаем, изучала религию, ходила на службы и готовила себя к духовному призванию. Однако она пришла к этому не сразу, а методом проб и ошибок. Героиня вела светский образ жизни, ходила в рестораны и на концерты, даже полюбила одного юношу, который сблизился с ней. Изучив искусство, погрузившись в мирскую суету, познав любовь, она нашла себя за стенами монастыря, ведь ее больше занимали духовные вопросы. Очищение души и близость с Богом позволили ей полностью отдаться самосовершенствованию. Ее поиски, сомнения, стремления были самопознанием, которое перешло на новый уровень, когда она приобрела духовный сан.
  6. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Что такое «самосовершенствование»? Это процесс очищения души и расширения своих возможностей. Для каждого из нас совершенство выглядит по-своему, поэтому тонкости этого процесса у каждого свои. Например, Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», изначально искал идеал в превосходстве над остальными людьми и власти все изменить. Частью его пути к совершенству стало убийство старухи-процентщицы. После этого рокового поступка Родион заболел, пережил страдание и муки совести, а затем смог понять, что совершил ошибку. Новые идеалы он обрел в православной вере и раскаянии. Поэтому новая дорога к совершенству пролегала через искупление греха, изучение Библии и любовь к ближнему. На протяжении всего романа герой совершенствовал себя, пытаясь удовлетворить духовные нужды своей личности. Путь к идеалу — это и есть процесс самосовершенствования.
  7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Почему человеку нужно развиваться? Причина в том, что застой порождает деградацию личности. Природа не терпит пустоты: на ее месте появляется либо цветок, либо сорная трава, и результат зависит от наших усилий или их отсутствия. Это доказывает пример из поэмы «Мертвые души». Во время своего путешествия в поисках мертвых душ Чичиков набрел на поместье Коробочки. Эта женщина оказалась гостеприимной и хозяйственной, но застывшей в своем развитии на одной точке. Героиня интересовалась только хозяйством и своей прибылью, все остальное, чем жил внешний мир, ее не волновало. Поэтому в большинстве серьезных вопросов помещица была «дубинноголовой». Когда Чичиков предложил сделку, она всерьез подумала, что мертвые души стали ходовым товаром, и боялась продешевить. Ее феноменальное невежество поражает читателя. Очевидно, что Коробочка перестала развивать свой ум и ограничилась лишь накоплением материальных ценностей и хозяйством, поэтому начала деградировать. Ее пример убеждает в необходимости постоянно тренировать свои мозги и расширять кругозор.
  8. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Что такое «внутренний мир человека»? Это совокупность моральных, эстетических, интеллектуальных, этических и нравственных ценностей личности. Если она в достаточной мере развита, то мир ее души будет многогранным и уникальным, а если нет, то шаблонным и обывательским. Например, в романе «Евгений Онегин» читатель знакомится с двумя сестрами — Ольгой и Татьяной. Первая девушка очень красива и легкомысленна. Она ни о чем всерьез не задумывается и живет одним днем. Поэтому ее чувства очень поверхностны, как и ее натура. Похоронив одного жениха, она тут же нашла другого и вышла замуж. Особых увлечений у героини не было: она делала все то же самое, что и сотни других барышень того времени. А вот Татьяна была вдумчивой, серьезной и интеллектуально развитой девушкой. Ее чувства были искренними и глубокими, поэтому она всю жизнь любила одного Евгения, но не смогла предать ради него мужа, которого искренне уважала и поклялась не бросать перед иконами. Ее увлечения разнообразны: она много читает, интересуется народными обычаями и традициями, любуется природой. Очевидно, что Татьяна имеет более глубокий внутренний мир, чем Ольга. Этим «миром» мы называем то, что составляет мировоззрение и мироощущение героинь.
  9. А. Платонов, «Юшка». Нужно ли человеку искать смысл жизни? Да, ведь в этих поисках он обретает призвание и радость бытия. Так, герой рассказа «Юшка» на протяжении всей жизни размышлял о своей роли в ней и ее назначении. Поэтому на все обвинения в своей «бессмысленности», которые то и дело бросали в его адрес сограждане, он неизменно утверждал, что ему нельзя умирать, потому что его «народ любит». Юшка интуитивно понимал, что занимает важное место в жизни этих людей. Они выплескивали на него свою злобу и не приносили ее к семье. Он был громоотводом, спасающих слабых от гнева и усталости сильных. Также герой содержал девочку-сироту и оплачивал ее обучение, чтобы она стала врачом и тоже помогала людям, когда ее благодетеля уже не станет. Если бы Юшка не искал смысла жизни, а просто жил по инерции, как многие его соседи, то он не сделал бы всего этого. Толко благодаря этим поискам герой нашел себя и свое призвание.
  10. А.П. Чехов, «Человек в футляре». Почему люди уходят в себя? Зачастую ими руководит страх, который подсказывает один выход из всех лабиринтов: «Спрятаться». например, герой рассказа «Человек в футляре» именно так и решал свои проблемы. Беликов постоянно находился в плотном пальто, под зонтом и в калошах, даже если на улице было тепло. Он ограничивал себя в развлечениях и социальных контактах, все время повторяя мантру «Как бы чего не вышло!». Комплексы и страхи доконали его после того, как он попробовал выйти из своей зоны комфорта и поухаживать за женщиной. Но однажды Варвара осмелилась прокатиться на велосипеде у него на глазах. Он восстал против этого неприличия и был спущен с лестницы братом Вари. Внешний мир оказался слишком страшным и непонятным, его не комментировали ни в одном формуляре и своде правил, поэтому Беликов ушел в себя и оттуда не вернулся. Очутившись в своем последнем футляре, он выглядел по-настоящему удовлетворённым. Можно с уверенностью сказать, что его туда загнали страхи.

Из зарубежной литературы

  1. Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери». Что может изменить мировоззрение человека? Каждый из нас меняет взгляды, убеждаясь в ошибочности своего прежнего мнения. Поводом для озарения может стать любая ситуация, противоречащая нашим представлениям о мире. Например, Квазимодо, герой известного романа «Собор Парижской Богоматери», ненавидел людей, потому что они ненавидели его за уродство. Он презирал их страх и стыдился своего внешнего вида, поэтому избегал попыток общения с ними, прячась в тени Собора. Но однажды он помогал своему учителю похитить цыганку и был задержан за это. В качестве наказания он провел целый день у позорного столба, где каждый мог подойти и оскорбить его. Лишь один человек проявил милосердие — та самая цыганка, которую он пытался похитить. Она поднесла ему воды, хотя он ждал удара. С тех самых пор Квазимодо перестал слепо ненавидеть. Он полюбил Эсмеральду и стал ее верным другом. Его сердце открылось для глубоких чувств, потому что он пережил озарение и понял, что не все люди злы.
  2. Эрих-Мария Ремарк, «Приют грез». Какой опыт духовно обогащает личность? Зачастую человек развивается духовно под влиянием страданий. Богатый жизненный опыт помог Фрицу Шрамму стать великим художником. Когда он был молод, судьба свела его с женщиной его мечты — Луизой. Но у него было слишком мало денег, и родители девушки подыскали ей другого мужа, обеспеченного и респектабельного. Луиза не хотела выходить замуж без любви, но сам Фриц убедил ее согласиться, понимая, что не сможет дать ей ничего, кроме нищеты и лишений. Однако Луиза не обрела счастья с браке с богачом. От тоски она скончалась, а Фриц так и не смог найти другую музу. Всю жизнь он вспоминал Лу и жалел, что вынудил ее выйти замуж за другого. Страдания несчастной любви сделали героя признанным мастером живописи. Его полотна передавали богатую палитру чувств, которые не могли найти применения в отношениях с женщиной. Именно муки потерянной любви духовно обогатили художника.
  3. Иоганн Вольфганг Гете, «Фауст». М. Твен однажды сказал: «Человек подобен луне — у него тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает». Эта фраза относится к каждому из нас: своих демонов мы стараемся держать внутри, не открывая их никому. Данную особенность человека описал Гете в пьесе «Фауст». Главный герой, уважаемый всеми профессор, наедине с собой становится мрачным и угрюмым стариком, разочарованным в жизни. Все его знания не стоят и гроша, ведь он понимает их относительность и неприменимость. Тщетность прожитых лет давит на того, кто для всех стал авторитетом недосягаемой величины. Фауст даже пытался вызвать инфернальные силы, чтобы найти ответы на свои вопросы. Никто не знал его таким, ведь доктор надежно прятал свои сомнения и печали под маской безразличия и отстраненности. Его темные стороны были под замком, даже он не мог установить глубину своего отчаяния.
  4. Эрнст Теодор Гофман, «Крошка Цахес». Однажды Цицерон сказал: «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть». С этим утверждением нельзя не согласиться, ведь мировоззрение определяет наше поведение и отношение к людям. Подтверждение этому мы находим в произведении «Крошка Цахес». Герой был наделен магическими способностями, благодаря которым мог присваивать все добродетели и хорошие поступки других людей, которые видели в нем воплощение красоты и великодушия за счет колдовства. Но в душе Цахес оставался злобным и завистливым карликом, который жаждал власти и почитания любой ценой, поэтому все его поступки, даже окрашенные магией, были плохими. В конце концов, он потерял свой дар, потому что от него отвернулась даже та фея, которая наградила его. Никакие чары не помогли Цахесу избавиться от внутреннего уродства, которое было его истинной сущностью. 
  5. Виктор Гюго, «Отверженные». Вспомним фразу Сократа: «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее». С этим нельзя не согласиться, потому что человек, идущий к идеалу, преображается и становится совершеннее день ото дня. Данную закономерность доказывает пример из романа Гюго «Отверженные». Главный герой, осознав свою порочность, решает изменить себя к лучшему и начать жизнь заново. Беглый каторжник всерьез взялся за дело и вскоре сделал важное открытие в области промышленности, которое позволило ему встать во главе успешного предприятия и создать рабочие места для бедняков всего края. Но на этом дядюшка Мадлен не остановился: он выручил умирающую публичную женщину Фантину, которая продавала себя, чтобы обеспечить дочь, и взял заботу о ее дочери в свои руки. С каждым годом Жан Вальжан становился все добрее, честнее и мудрее. Он продемонстрировал подвиг самоотречения, когда смирился с выбором приемной дочери, спас ее жениха и отдал все накопленные деньги, чтобы устроить ее брак. Непрерывный путь к нравственному совершенству сделал героя по-настоящему хорошим человеком.
  6. Генрик Ибсен, «Кукольный дом». Зачем человеку познавать себя? Это необходимо, чтобы определить правильную дорогу в жизни и добиться того, чего по-настоящему хочется. Тяжелый путь самопознания описал Генрик Ибсен в пьесе «Кукольный дом». Героиня драмы всегда была скромной и послушной женой, к которой муж не прислушивался, так как считал ее легкомысленной. Однако на деле Нора однажды спасла свою семью, проделав аферу с заемным письмом и получив деньги для того, чтобы семья могла прожить год в Италии и поправить здоровье Торвальда Хельмера. Супруг не знал об этом, но когда шантажист прислал ему письмо с подтверждением, сразу же стал беспокоиться о своей карьере и винить жену в ее разрушении. Его не заботило, что Нора сделала это, спасая его жизнь. Он даже решил оградить детей от преступницы и жить с ней в разных комнатах. Увидев истинное лицо мужа и его отношение к ней, Нора поняла, что все это время жила в иллюзиях. Супруг не любил ее, она же лишь заставляла себя играть роль примерной жены и терпела его пренебрежительное отношение ради детей. Но после этого инцидента героиня решила уйти из дома, увидев пустоту внутри себя и поняв, что жизнь в этой роли проходит мимо. Познание себя показало Норе, что ей нужно двигаться дальше и покинуть дом, где нет любви и понимания.
  7. Джон Фаулз, «Волхв». Однажды Г. Гессе сказал такую фразу: «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя». С ней трудно не согласиться, ведь человек без понимания самого себя не сможет ни реализоваться в обществе и профессии, ни стать счастливым. Это подтверждает пример из романа Фаулза «Волхв».  Николас Эрфе, сбежавший от себя самого на греческий остров, жил иллюзиями и предвкушением романтических приключений. В погоне за острыми и необычными ощущениями он бросил свою настоящую любовь и отложил в сторону призвание. Выпутаться из лабиринта иллюзий ему помогает скучающий миллионер Морис Кончис, который ставит для Николаса целый спектакль, где юноша мечется от одной правды к другой, от одного вымысла к другому, пока окончательно не перестает искать в жизни то, чего в ней нет. Героя вынуждают взглянуть внутрь себя и обрести гармонию с тем, кого он там увидел. В итоге Николас понял, что искренне любил Алисон, и вернулся к ней, ведь в отношениях с ней он был настоящим. Это стремление вытеснило из его сердца все остальные, потому что именно с него стоило начинать всю жизнь. Без самоопределения и познания себя герой не мог двигаться дальше. 
  8. Эмиль Золя, «Страница любви». Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе? Зачастую его порождает конфликт двух одинаково сильных чувств. Так, главная героиня романа «Страница любви» разрывалась между любовью к дочери и страстью к новому возлюбленному. Элен Гранжан была вдовой и всю силу своей любви посвящала болезненной и слабой дочери. Жанна отнимала все ее время и занимала все ее мысли. Однако молодая и красивая женщина не могла жить без мужчины. Вскоре в ее окружении появился молодой врач, который искренне полюбил Элен. Но Жанна начала сильно ревновать к чужаку и стала болеть еще сильнее под воздействием негативных эмоций. Элен переживала внутренний конфликт, любя Анри и беспокоясь за Жанну. Она должна была пожертвовать одной любовью ради другой. Это противоречие чувств породило в сердце женщины конфликт, который разрешила лишь смерть Жанны.
  9. Грегори Дэвид Робертс, «Шантарам». В чем заключается смысл жизни? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Его поиски озадачили и автора романа «Шантарам». Герой, переживший наркотическую зависимость, потерю семьи и тюремное заключение, отчаялся найти смысл своего бытия и поехал в Индию, чтобы скрыться от властей. Но там он обрел не только защиту от преследователей, но и искомый ответ. Его наставник Кадер-хан открыл ему свой взгляд на извечные вопросы мироздания. По его мнению, вселенная непрерывно движется к предельному усложнению своих элементов, и задача человека, как одного из высокоразвитых проявлений усложнения частиц, заключается в содействии этому процессу — нужно упорядочить мир с целью дальнейшего развития и процветания. Все, что мешает частицам группироваться в более сложные и совершенные элементы, относится к злу и должно быть искоренено. Этот взгляд на мироздание и есть объяснение смысла жизни, который мы ищем.
  10. Уильям Голдинг, «Повелитель мух». Кого можно назвать совестливым человеком? Ответ на этот вопрос мог бы дать роман «Повелитель мух». Ральф, один из мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, стал лидером ребят, который призывал их сохранять порядки цивилизованного мира на острове, чтобы не потерять человеческий облик среди дикой природы. Он старался делить припасы по справедливости и распределять обязанности поровну. Но в друго группе детей нашелся свой вожак — Джек. Он настаивал на необходимости жить по законам дикого племени: организовал охоту на диких зверей, сделал святилище для жертвоприношений, измазал детям лица, чтобы они могли не стесняться своих новых повадок и привычек. Однако Ральф не смог принять эти нововведения, в отличие об большинства других мальчиков. Совесть не давала ему примкнуть к сильным, которые унижали слабых и добивались своего насилием. Он один не участвовал в убийстве Хрюши и стал следующей жертвой охотников. Именно Ральфа можно назвать совестливым человеком, который не хотел опускаться до уровня дикарей и не мог поставить свои нужды выше коллективных, как это сделал Джек.

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из жизниРазговор с собой

Читайте также:

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

  1. Что значит быть «самим собой», «оставаться собой». Уникальность человека, идентичность. 
  2. Гармония с собой или душевный разлад.
  3. Рефлексия. Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к самосовершенствованию. Попытки понять себя, свое место в мире, предназначение, смысл жизни ( ценности, интересы, мотивы)
  4. Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали. Совесть как внутренний голос человека, позволяющий сделать нравственный выбор, оценить поступки.
  5. Личный опыт и осмысление опыта других людей (например, литературных героев). Герои, влияющие на наше мировоззрение (в том числе литературные).

В рамках данного направления можно обратиться к терминам «рефлексия», «самопознание», «самоанализ», «самосовершенствование», «самовоспитание», «самоконтроль» и др.

Рефлексия – самоанализ, самопознание, самооценка, т.е. действие мышления, направленного на свой внутренний душевный мир, свое внутреннее состояние. Рефлексия – это внутренние сомнения, обсуждения самим с собой своих действий и отношений, возникших затруднений, поиск ответов на происходящее с самим собой. Рефлексия – важнейший фактор развития человека и особенно его духовного и нравственного состояния. 

В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то — в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одной из версий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.

Самопознание — познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души. В таком познании неразрывно связаны разум и чувства. Познающий одновременно является и субъектом, и объектом познания. Такое самопознание должно быть доступно каждому человеку. На его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание.

Самоанализ — метод осмысления собственных действий, слов, чувств и отношений, разложение их на взаимосвязанные элементы с целью определения «слабых» мест, требующих корректировки. Самоанализ и владение его технологией позволяют предварять и устранять возможные ошибки и просчеты, выводит человека на самокритичное отношение к себе и своим действиям, что стимулирует общее развитие. Главное его достоинство – направленность внимания на свой внутренний мир, на самопознание. Без владения самоанализом невозможно ни духовно-нравственное становление личности, ни профессиональный рост, ни в любых формах познавательная деятельность.

Самовоспитание — сознательная работа над собой, основанная на стремлении к совершенству (степень которого человек определяет для себя сам) и достижению поставленных целей. Самовоспитание заключается в неуклонном следовании принципам, нормам и целям собственного развития, в четком определении перспектив своей деятельности. Процесс самовоспитания строится на критическом анализе человеком своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышения всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества. Самосовершенствование невозможно без самоконтроля

Самоконтроль – самостоятельное регулирование личностью своего поведения, мотивов и побуждений. Одной из форм самоконтроля является самообладание. Умение подчинить воле чувства, эмоции, научиться управлять аффектами формируется у современного человека на начальных этапах жизни. Ограничение себя часто происходит в результате вписывания собственных мотивов и побуждений в модель ценностных и поведенческих установок, принятых в том обществе, в котором живет человек. Поэтому самообладание, как форма самоконтроля во многом определяется самосознанием человека.

Самосознание — сознательная деятельность человека по пониманию себя как неповторимой целостной личности, несущей нравственную ответственность за свои поступки перед прошлым, настоящим и будущим человечеством, умеющей верно определить свой собственный смысл и стиль жизненного поведения, могущей правильно оценить свои способности и возможности, свои чувства, желания и намерения, свое место в общем ряду других людей.

Самооценка — сознательная деятельность человека по формированию в каждый момент времени личного отношения к своим способностям, возможностям, качествам, поступкам, месту среди других людей и т.п. Характер самооценки может постоянно меняться, т.к. изменяются объективные обстоятельства и субъективное понимание своих способностей и возможностей. Навык самооценки позволяет человеку в значительной мере самостоятельно принимать решения, успешно направлять и контролировать свои действия.

Итоговое сочинение 2021 — 2022 аргументы по темам

Разговор с собой темы итогового сочинения

Разговор с собой темы итогового сочинения  Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года

Разговор с собой темы итогового сочинения  Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022

Разговор с собой темы итогового сочинения  Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

Разговор с собой темы итогового сочинения  Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

Разговор с собой темы итогового сочинения  Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

Что бы ученики 11 класса могли качественно и красиво написать итоговое сочинение в 2021 — 2022 учебном году, необходимо знать аргументы по всем направлениям и темам декабрьского сочинения. Здесь размещены все новые аргументы к темам сочинения, авторские примеры сочинений, аргументами, тезисами и выводом, а также четкий план итогового сочинения. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение в школе. 2021-2022 учебный год. Русский язык. Литература. ЕГЭ. ОГЭ. ФИПИ. ФГОС. ГДЗ. Решебник.

Направления и темы итогового сочинения 2021-2022 года ФИПИ

Человек путешествующий

Цивилизация и технологии

Преступление и Наказание

Книга (музыка, спектакль, фильм)

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Итоговое сочинение 2021 — 2022 аргументы по темам сочинений

Направление 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер
Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью.
Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и
предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной,
которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой
понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и
своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже
кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы
освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не
смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что
именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя
свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов
обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием
конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой
произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и
становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою
приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения.
Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в
своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом
изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению
людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает
паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя –
это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит
настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника
Лавра, целителя и чудотворца.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие
становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не
всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный
герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором

в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и
причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест
действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он
понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и
многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно
странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с
главным героем.

Направление 2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Е. Замятин «Мы»

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса
окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина
рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только
номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут
размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному
расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так
называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может
проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503
пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой:
отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать
индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда
стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные
последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в
котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают
произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и
пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места
для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют
своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого
мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше
тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с
Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время
двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно
разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это
доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это
приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой
произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой
человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это
сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном
эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его
судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта
сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя
счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и
ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся
объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые.
Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил
жизнь человека.

Направление 3. Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не
может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию,
позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он
считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой
целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется
ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы.
Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого
жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника.
Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже
оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём
поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше
он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает
несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она
готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих
родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не
может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не
построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков
своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её
материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный
удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради
которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь
утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для
преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное
слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст
влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша
не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал,
насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и
это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был
несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не
мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали
для Эраста самым тяжёлым наказанием.

Направление 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту.
Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например,
лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте»
говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве
художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы
поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей
казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине
так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала
сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала
наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой
романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к
самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в
тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и
пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях
и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир.
Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают
счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай
осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе
силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь
мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в
истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В
маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои –
замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт
творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток
времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему
Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку,
во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён
тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает.
Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

Направление 5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в
России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни
один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет
человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось
вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что
мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к
существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество
проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в
жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые
совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья
Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер
Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные
выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и
начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь
создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы
добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо
разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином
быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина
есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда
человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести
«Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества
и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание
сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая,
на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в
опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё
это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о
том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности,
нет права на полноценную счастливую жизнь.

.Разговор с собой темы итогового сочинения  Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года

Разговор с собой темы итогового сочинения  Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022

Разговор с собой темы итогового сочинения  Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

Разговор с собой темы итогового сочинения  Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

Разговор с собой темы итогового сочинения  Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

.

Уважаемые выпускники, родители (законные представители)!

Информация к сведению:

Календарь сдачи итогового сочинения (изложения) на 2020 – 2021 учебный год
Основной срок – 15.04.2021
Дополнительные сроки – 05.05.2021, 19.05.2021

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся 11 (12) классов, в том числе для:

  • иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
  • лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании)
  • обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

Обучающиеся 10 классов, участвующие в ГИА по отдельным обязательным учебным предметам (русский язык или математика) и (или) по предметам по выбору, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании 10 класса.

Итоговое сочинение в качестве использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию может проводиться для:

  • лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования;
  • граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе — выпускники прошлых лет);
  • лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
  • лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее – лица со справкой об обучении).

Данные лица самостоятельно выбирают срок участия в итоговом сочинении (изложении), который указывают в заявлении. Заявление подается в места регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения).

Итоговое изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов, минимально допустимый – 250 слов.

Рекомендуемый объем итогового изложения – 200 слов, минимальный – 150 слов.

Срок действия итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА – бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Выпускники прошлых лет могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них действующего итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

Предоставление итогового сочинения в вузы в качестве индивидуального достижения:
Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема).
При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.

В 2020/2021 учебном году объявлены следующие пять открытых тематических направлений итогового сочинения, а также комментарии к ним:
1. Забвению не подлежит.
2. Я и другие.
3. Время перемен.
4. Разговор с собой.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.

Краткие комментарии к открытым тематическим направлениям

Тематическое направление

Комментарий

1.

Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2.

Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3.

Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

4.

Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

5.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей XXI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

  • Разгоревшееся пламя как пишется
  • Разговорчивый кот из русской сказки
  • Разговорчивый как пишется правильно
  • Разговор дождя лягушонка и цыпленка сочинение
  • Разговаривать не о чем как пишется слитно или раздельно