Разг рается как пишется

Что обозначают подчркнутые слова? из каких частей они образованы? почему эти слова приходится расшифровывать? почему подчркнутые в таблице сложные слова

Что обозначают подчёркнутые слова? Из каких частей они образованы? Почему эти слова приходится «расшифровывать»?

Почему подчёркнутые в таблице сложные слова называются сложносокращёнными?

Сложное слово с сокращёнными основами называется сложносокращённым.

1. Художник показал на юмористических рисунках, как образовалось одно хорошо знакомое вам сложносокращённое слово. Расскажите по рисункам о его образовании. А как образован неологизм универсам?

2. Какие бывают корреспонденты? Для ответа на этот вопрос образуйте слова по образцу.

Детский корреспондент — деткор; юн(ый) корреспондент, спец(иальный) корреспондент, соб(ственный) корреспондент, раб(очий) корреспондент, сель(ский) корреспондент.

Составьте с любым из получившихся слов предложение с однородными членами.

При образовании сложносокращённого слова берётся: 1) часть, состоящая из нескольких звуков: кол(лективное) хоз(яйство) — колхоз; 2) начальная буква, например: Ц(ентральный) К(омитет) — ЦК, произносится [цэка], 3) начальный звук, например: с(троительное) м(онтажное) у(правление) — СМУ, произносится (сму).

3. Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение (для некоторых слов оно указано в квадратных скобках). Что обозначает каждое сложносокращённое слово?

Совхоз, РТС, обком, ВДНХ, МХАТ [мхат], ТЮЗ, СССР, спецкор, ГТО, ТАСС [тас], КПСС, комсорг, ВЛКСМ, РСФСР, облоно, ПТУ, ГАИ, ГЭС.

Какое сокращённое слово обозначает то же, что и ВЛКСМ? Расшифруйте его.

Какое сложносокращённое слово вы выписали дважды? Почему?

4. Определите род глаголов с пропущенными окончаниями. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Образец рассуждения: РТС подготовил.. к севу всю технику. Расшифруем слово РТС: ремонтно-техническая станция. Станция — главное слово в словосочетании, оно женского рода, поэтому глагол в прошедшем времени должен стоять в женском роде: РТС подготовила.

1. ЦК принял.. важное решение об обязательном среднем образовании (комитет). 2. КПСС высоко поднял.. знамя борьбы за мир (партия). 3. СССР завоевал.. любовь трудящихся всего мира (союз). 4. РСФСР ра..кинул..(сь, ся) на тысячи к..лометров с севера на юг, с востока на зап..д (республика). 5. ВЛКСМ пр..звал.. молодёжь учиться и работать по-ленински (союз). 6. ВДНХ вызвал.. огромный интерес (выставка). 7. АПН СССР подготовил.. новые учебники (академия).

5. Спишите. Назовите сложные слова. Подчеркните сложносокращённые слова. Что они обозначают?

Какие ещё вы знаете сложные слова, относящиеся к Советской Армии?

1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков
. «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко. (К. Симонов.)

Запишите, как образовано выделенное слово.

Постройте схему предложения с прямой речью.

6. Расскажите по схеме об образовании слов путём сложения. Пользуйтесь не только приведёнными, но и своими примерами.

Составьте предложение со сложным словом лётчик-космонавт; подчеркните в нём главные члены.

7. Диктант. Обозначьте падеж имён существительных, которые являются зависимыми словами в данных словосочетаниях. Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

Наб..рать скорость, разг..рается на востоке, пр..земляется с параш..том, р..стёт с пр..ближением к Земле, к..снуться Земли, пр..одолеть большое ра..стояние, т..мпература за бортом самолёта, пр..ободрить товарища, в..ликолепно пос..дить, выск..чить из кабины, пр..взойти м..ровой р..корд, пр..ветствовать эк..паж, ра..сказ (лётчика) испытателя.

Иногда вместо длинных нескольких слов можно произнести всего лишь несколько звуков. Это можно сделать с помощью сложносокращенных слов. О том, что такое сложносокращенные слова и как их правильно использовать в речи, вы узнаете из этого урока.

Тема: Словообразование

Урок: Сложносокращенные слова

1. Понятие о сложносокращенных словах.

Сложносокращённые слова
— это слова, которые одновременно являются и сложными (то есть состоят из нескольких основ), и сокращенными (так как эти основы использованы в усеченном виде).

Таким образом, сложносокращенные слова
(или аббревиатуры
) — это слова, образованные путем сложения сокращенных основ.

2. История возникновения и значения сложносокращенных слов.

Такой способ словообразования заявил о себе в конце XIX столетия и не миновал ни один из европейских языков. В русском языке первые сложносокращенные слова появились в конце 90-х годов XIX века.

Это были, например, слова:

РСДРП
— Российская социал-демократическая рабочая партия

Продамет
— одна из торгово-промышленных компаний, занимавшаяся продажей металла.

В годы Первой мировой войны сокращению подверглась и военная лексика:

Главкоюз
— Главнокомандующий Юго-Западным фронтом

Начресидун —
начальник речных сил Дуная

И всё же до событий 1917 года в устной речи сложносокращенные слова почти не использовались, употреблялись, в основном, в письменной речи.

Так, повсеместно использовалось сокращение Е.И.В.
— Его Императорское Величество.

В 1920-е годы появилось множество сложносокращенных слов:

местком, Моссовет, ревтрибунал, нэп
и так далее.

Эта тенденция в языке проявилась так ярко, что стали появляться имена, образованные таким образом. Так, например, в 20-30-ых годах были популярны следующие имена:

Вилен и Владлен
— Владимир Ильич Ленин,

Ким
— Коммунистический интернационал молодежи,

Даздраперма
— Да здравствует Первое мая.

После Великой Отечественной войны тяга к сокращениям проявлялась только в названиях учреждений.

В современном русском языке также достаточно активно происходит процесс образования сложносокращенных слов:

Каждый из нас слышал слово УЕФА (UEFA)
— Европейский союз футбольных ассоциаций (Union des associations européennes de football)

Многим из нас знакомо название фирмы ЛУКойл
— англ. oil — нефть; ЛУК — Лангепас, Урай, Когалым.

Зачастую мы уже не замечаем, что слово сложносокращенное.

Так, например, произошло со словом лавсан
. Лавсан — это название искусственного волокна. Слово образовано из звуков, входящих в название учреждения, где было придумано это волокно: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук.

Также сложносокращенными являются слова прораб, мотель, универсам, вуз, лазер, радар
и так далее.

3. Группы сложносокращенных слов по способу образования.

В русском языке по способу образования все сложносокращенные слова делятся на следующие группы:

1. Образованные из начальных звуков, букв или сочетаний:

вуз —
высшее учебное заведение,

ВДНХ
— выставка достижения народного хозяйства,

ЦСКА
— центральный спортивный клуб армии.

2. Образованные из начальных частей слов:

завхоз
— заведующий хозяйством.

3. Смешанный тип, сочетающий первые два способа:

ИМЛИ
— институт мировой литературы.

4. Образованные из комбинации начальной части слова с целым вторым словом:

запчасти
— запасные части.

5. Образованные из комбинации начала первого слова с концом второго:

мопед
— мотоцикл и велосипед.

6. Образованные из комбинации начала первого слова с началом и концом второго:

эсминец
— эскадренный миноносец.

В сложносокращенных словах могут быть представлены не все слова, составляющие полные наименования:

Госплан
— государственный плановый комитет

Также в сложносокращенных словах порядок следования основ может быть изменен:

лизоблюд — блюдолиз
. Эти слова являются синонимами.

Сложносокращенные слова получили широкое распространение в официально-деловом стиле во многих языках мира.

4. Род сложносокращенных слов.

Род буквенных аббревиатур и аббревиатур, оканчивающихся на гласную, обычно определяется по роду главного слова в полном наименовании.

ВДНХ
— Выставка достижений народного хозяйства. Главное слово — выставка
— женского рода. Значит, сложносокращенное слово ВДНХ тоже будет женского рода.

РИА
— Российское информационное агентство. Главное слово — агентство
, средний род. Значит, аббревиатура РИА тоже будет среднего рода.

Звуковые аббревиатуры, оканчивающиеся на согласную, относятся в большинстве своем к мужскому роду. Например, старейший вуз
. Хотя, если мы расшифруем, получится высшее
учебное заведение
. Главное слово — заведение, средний род. Но вуз
— слово мужского рода.

Вместе с тем,

ООН
— Организация Объединенных Наций — ж.р.

АЭС
— атомная электростанция — ж.р.

ГЭС
— гидроэлектростанция — ж.р

Поэтому полезно обратиться к словарю.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова — М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта — М.: Дрофа, 2010.
  1. Правописание сложносокращенных слов ().
  2. О сложносокращенных словах ().

Домашнее задание

1. Упражнение №1.

Определите род сложносокращенных слов.

Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного:

ООН НИИ МЧС

2. Упражнение №2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.

Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ
, котор
готовит металлургов.

В ближайшее время в городе намечено построить дв… АТС
по двадцать тысяч номер кажд

Иркутск… ГЭС
— первенец ангарского каскада станций.

Сложносокращенные слова и аббревиатуры восходят своими корнями в далекое прошлое. Первые сокращения появились в Древней Греции и в Древнем Риме. Любой письменный язык рано или поздно в истории приходит к сокращению часто употребляемых форм словесности. Необходимость использования аббревиатур обоснована сокращением ресурса носителей письменности.

Вконтакте

Одноклассники

От Античности до Средневековья

Раньше, как известно, писали на папирусе, бересте, глиняных табличках
. Изготавливать их было довольно трудно. Стояли они очень дорого. Именно поэтому нужно было экономить носитель и по возможности писать кратко.

В античные время первые сокращения мы встречаем в Римской Империи при написании имен. Так, Quintus в сокращении был по первой букве «Q». В Греции они встречаются не только на текстовых носителях информации, но также и на монетах.

В Риме до самого Средневековья использовался официальный свод сокращений юридической терминологии. Он назывался «Тироновыми значками». При помощи этих значков можно было не только сокращать расход бумаги, но также и быстро записывать. Это было важно при прохождении судебных разбирательств на форумах и в суде. Искусство быстрого написания текстов с использованием «Тироновых значков» называется тахиграфией.

Средние века — это время расцвета христианской религии. В богословских текстах на латыни также пользуются краткими формами словесности, вводятся сакральные знаки и символы. Иконопись изобилует специфическими аббревиатурами. В Православии над или под образом святого всегда имеются специфические сокращения старославянского языка, которые непосвященному верующему прочесть очень трудно. Много сокращений было в медицинских и алхимических текстах. Эта тенденция сохраняется до сих пор в различных областях научного знания.

Сокращения современности

sokratit slova Использование кратких форм в современной жизни перешло с письменной формы выражения мыслей в устную, разговорную речь. Речь современного человека изобилует сложносокращенными словами. В русском языке эти словоформы начали появляться не так давно — примерно 100 лет назад. Массово начали их вводить и использовать при становлении Советской власти в СССР.

Сокращения могут формироваться разными способами. Рассмотрим сложные сокращения слов и примеры:

Сокращения по начальным буквам:

  • СБ — служба безопасности;
  • РГУ — Ростовский государственный университет;
  • МВД — Министерство внутренних дел;
  • ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения;
  • США — Соединенные Штаты Америки.

Сложносокращенные слова по начальным звукам:

  • ТЮЗ — театр юного зрителя;
  • ЕГЭ — Единый государственный экзамен;
  • МОУ — муниципальное образовательное учреждение;
  • ГИТИС — государственный институт театрального искусства.

Слова из корневых объединений — это самая разнообразная группа. Сложносокращенные существительные примеры:

  • главбух — главный бухгалтер;
  • спецкор — специальный корреспондент;
  • колхоз — коллективное хозяйство;
  • юннат — юный натуралист;
  • комбат — командир батальона.

Краткие формы
, которые состоят из корня первого слова и второго целиком:

  • зарплата — заработная плата;
  • техпаспорт — технический паспорт;
  • ветврач — ветеринарный врач;
  • медпункт — медицинский пункт;
  • стройиндустрия — строительная индустрия;
  • детдом — детский дом.

Смешанные аббревиатуры — могут состоять из корня первого слова и первых букв остальной словоформы. Вот самые известные:

  • гороно (иногда пишут горОНО) — городской отдел народного образования;
  • районо (или райОНО) — районный отдел народного образования.

Склонение сложносокращенных слов в русском языке

slozhnosokraschennye slova Многие слова этой группы не могут склоняться. Например, не склоняются инициальные аббревиатуры: ООО, ПАО и т. д. Не подлежат склонению также те сокращения, в которых опорное слово имеет женский или средний род: ГЭС — гидроэлектростанция.

В случае применения склонения, аббревиатура всегда должна быть написана заглавными буквами, а само склонение указывается слитно строчными буквами: ТЮЗы, СБшники.

В русском языке слов-сокращений гораздо больше, чем в других языках. В некоторых отраслях формируют специальные правила написания таких слов. Например, все научно-исследовательские работы (диплом, диссертация) пишут и проверяют на соответствие по специальному ГОСТу (7.0.12−2011). Кстати говоря, «ГОСТ» — это государственный стандарт.

Сокращения и аббревиатуры значительно упрощают речь, а также написание сложных названий и наименований. В то же время, для того чтобы не быть дилетантом и понимать речь, в которой встречается много таких форм, обязательно нужно знать расшифровку и смысл этих устойчивых кратких выражений. Предложения со сложносокращенными словами могут быть трудными. Люди советской закалки разбираются в этой терминологии значительно лучше современного поколения молодежи. Речь и сознание советского человека были пронизанными различными краткими словами. Современная речь постепенно избавляется от советского наследия.

Для того, чтобы как можно более правильнее привести примеры таких слов, необходимо изучить некоторые теоретические материалы, которые помогут вам понять, что я имел в виду, а мне ответить на вопрос.

Что такое сложносокращенные слова

Как я уже говорил выше, для улучшения качества понимания необходимо разобрать теорию, а именно определения терминов и виды слов. Все слова, которые только есть в русском языке делятся на несколько основных видов:

  1. Аббревиатура — это слова, которые сокращаются при помощи написания каждого слова с одной большой буквы. Практически все университеты России имеют аббревиатурное название: МГУ — московский государственный университет.
  2. Простые слова — это те слова, которые не имеют никакого сокращения. Практически все слова, чаще всего используемые в речи — простые.
  3. Сокращенные слова — это слова, которые сокращены на несколько букв и после этого такого слова ставится точка: Государство — гос.
  4. Сложные слова — это слова состоящие из нескольких основ: виноград — первая основа вин, от слова вино и град.
  5. Сложносокращенные слова — это слова, которые включают в себя сокращенные и сложные слова. Сложносокращенные слова в повседневной речи используются крайне редко, но практически все названия частных и государственных организаций, которые только есть в России, можно переделать в сложносокращенное слово.

Примеры сложносокращенных слов

После того, как я изучил некоторую теорию, можно переходить к непосредственному приведению примеров. Но перед этим я должен сказать, для самостоятельного подбора таких слов нужно соблюдать правила: должно быть сокращенным и иметь, как минимум две основы.

Примеры сложносокращенных слов:

  • Сбербанк;
  • колхоз;
  • ленфильм;
  • спецодежда;
  • минобороны;
  • внешэкономбанк;
  • центризбирком;
  • гидрометцентр;
  • сельхозугодья;
  • редколлегия.

В заключение я могу сказать, что использование разных видов слов делает нашу речь более богатой и грамотной. Поэтому, если вы начнёте использовать такие слова, то к вам, скорее всего, потянутся очень приличные и культурные люди.

Буквенные аббревиатуры, сложносокращённые слова и графические сокращения

Буквенные аббревиатуры и сложносокращённые слова1
, кроме тех из них, которые общепонятны и имеют широкое распространение (СССР, КПСС, профсоюз, вуз
и др.), не рекомендуются для употребления в печати общего назначения.

Приводимые ниже правила о написании сложносокращённых слов и аббревиатур предназначаются преимущественно для специальных изданий (например, ведомственных инструкций, справочников и т. п.).

§ 110.
Сложносокращённые слова всех типов пишутся слитно, например: стенгазета, местком, Мосодежда.

Каждая составная часть сложносокращённых слов и каждая буква аббревиатур пишутся так, как они писались бы в соответствующем полном слове, поэтому:

а) на границе составных частей разделительные знаки ъ

и ь

никогда не пишутся, например: цехячейка,
но ь,

как знак мягкости, пишется на конце составных частей сложных слов перед буквами э, а, о, у,

например: костьутиль;

б) в начале составных частей сложносокращённых слов никогда не пишется ы,

например: пединститут, Госполитиздат;

в) после согласных пишется э,
если с него начинается слово, входящее в сложносокращённое слово или в аббревиатуру, например: Мосэнерго, нэп.

§ 111.
Одними строчными буквами пишутся:

1. Все сложносокращённые слова, например: рабкор, спецодежда, культработа.

2. Аббревиатуры, читаемые по звукам (а не по названиям букв) и обозначающие имена нарицательные, например: вуз, роно, дзот.

§ 112.
С прописной буквы пишутся сложносокращённые слова, обозначающие названия учреждений и организаций (см. § 110), например: Госплан, Моссовет.

§ 113.
Одними прописными буквами пишутся:

1. Все аббревиатуры, читаемые no названиям букв, например: СССР
(Союз Советских Социалистических Республик), МВД
(Министерство внутренних дел), ЦК
(Центральный Комитет), КПСС
(Коммунистическая партия Советского Союза), МТС
(машинно-тракторная станция).

2. Все читаемые по звукам аббревиатуры, обозначающие такие названия учреждений или организаций, в которых хотя бы первое слово пишется с прописной буквы, например: МИД
(Министерство иностранных дел), ТАСС
(Телеграфное агентство Советского Союза), ООН
(Организация Объединенных Наций).

Если аббревиатуры этого типа склоняются, то окончания их пишутся строчными буквами вплотную, без апострофа, например: ТАССа, МИДом.

3. Аббревиатуры, читаемые в одной своей части по названиям букв, а в другой по звукам, например: ЦДСА
(читается «цэдэса»).

§ 114.
В сложносокращённых именах собственных, составленных из yceченного слова и буквенной аббревиатуры, первая буква пишется прописная, например: АзССР
(Азербайджанская Советская Социалистическая Республика).

§ 115.
От буквенных аббревиатур следует отличать условные графические сокращения, которые всегда читаются полностью и сокращаются только на письме.

Графические сокращения (кроме стандартных сокращённых обозначений метрических мер) пишутся с точками на месте сокращения и в отношении прописных и строчных букв и дефисов следуют полному наименованию, например: ю.-в.
(юго-восточный), М-К. ж. д.
(Московско-Курская железная дорога).

§ 116.
К общепринятым сокращениям, не требующим специальных разъяснений и могущим быть примененными в любых изданиях, за исключением изданий для начинающего читателя, относятся следующие:

    т. е. –
    то есть (после перечисления)
    и т. д. –
    и так далее (после перечисления)
    и т. п. –
    и тому подобное (после перечисления)
    и др. –
    и другие (после перечисления)
    и пр. –
    и прочие (после перечисления)
    см. –
    смотри (при ссылке, например, на другую часть сочинения)
    ср. –
    сравни (при ссылке, например, на другую часть сочинения)
    напр. –
    например
    в. –
    век (при обозначении цифрами веков, годов)
    вв. –
    века (при обозначении цифрами веков, годов)
    г. –
    год (при обозначении цифрами веков, годов)
    гг. –
    годы (при обозначении цифрами веков, годов)
    т. –
    том
    тт. –
    томы
    н. cm. –
    новый стиль
    cm. cm. –
    старый стиль
    н. э. –
    нашей эры
    г. –
    город
    обл. –
    область
    р. –
    река
    оз. –
    озеро
    о. –
    остров
    гp. –
    гражданин
    стр. –
    страница
    акад. –
    академик
    доц. –
    доцент
    проф. –
    профессор
    ж. д. –
    железная дорога
    ж.-д. –
    железнодорожный
    им. –
    имени

При сокращении слов нельзя сокращать на гласную, если она не начальная в слове, и на ь
;
так, слово карельский
может быть сокращено: к., кар., карельск.,
а не в виде «ка.», «каре.», «карель.», но: о. Сахалин.

При стечении двух одинаковых согласных сокращение следует делать после первой согласной, например: стен. календарь, грам. ошибка
(а не «стенн.», «грамм.»). При стечении двух различных или нескольких согласных сокращение следует делать после последней согласной, например: народн. творчество
(а не «народ.»), русск. язык
(а не «рус.»), искусств. шелк
(а не «искус.», или «искусс.», или «искусст.»).

1
Следует различать 1) сложносокращённые слова, составленные из сочетаний: а) усеченных cлов и полных слов (спецодежда
); б) одних усеченных слов (колхоз
); 2) аббревиатуры, составленные из начальных букв полных наименований и разделяющиеся: а) на читаемые по названиям букв (МТС
); б) на читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз
).

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новая итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса 2 варианта с ответами и критериями оценивания составлена по ФГОС, официальная дата проведения работы: 22.05.2021 (22 мая 2021 год).

1 вариант контрольной работы: скачать вариант

2 вариант контрольной работы: скачать вариант

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев: скачать ответы

Контрольная работа по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Решать онлайн 1 вариант контрольной работы:

Решать онлайн 2 вариант контрольной работы:

Сложные задания с 1 варианта:

(1)Среди самых распространённых неблагоприятных физических факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, наиболее вредным является звуковой шум. (2)По данным исследователей, «шумовое загрязнение», характерное сейчас для больших городов, сокращает продолжительность жизни их обитателей на 10–12 лет. (3)<…> гигиеническая проблема борьбы с шумом является на сегодня особенно актуальной.

1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1. В настоящее время шум является наиболее вредным фактором, влияющим на здоровье человека, что делает гигиеническую проблему борьбы с шумом сегодня особенно актуальной. 2. По данным исследователей, «шумовое загрязнение», отрицательно влияющее на здоровье человека, на сегодняшний день характерно только для больших городов. 3. Гигиеническая проблема борьбы с шумом сегодня особенно актуальна, поскольку звуковой шум, по данным исследователей, является наиболее вредным фактором, влияющим на здоровье человека. 4. По данным российских исследователей, «шумовое загрязнение», характерное сейчас только для больших городов, сокращает продолжительность жизни их обитателей на 10-12 лет. 5. Среди самых распространённых неблагоприятных физических факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, наиболее вредным является гигиеническая проблема борьбы с шумом.

2)Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЖИЗНЬ, -и, ж. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни. 2. Время физиологического существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни. Под конец жизни (в её конце). Прервалась чья-н. ж. 3. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж. 4. Реальная действительность. Провести решение в ж. Войти в ж. (осуществиться). 5. Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни. Больше жизни! (призыв действовать энергичнее, живее; разг.).

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • упрОчение
  • одолжИт
  • мозАичный
  • дОнизу
  • квАшение

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Впервые вступивший в игру бросает ИГРАЛЬНЫЙ кубик трижды. По данным МЧС, огонь ОХВАТИЛ более ста пятидесяти населённых пунктов области. МАСЛИЧНОЕ дерево, которое называется также оливковым, очень распространено на Ближнем Востоке. РОМАНТИЧНАЯ лирика А. С. Пушкина — это произведения, созданные в период южной ссылки. ПОДБОР хвостатых артистов для новой рекламы кошачьего корма занял около недели.

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Простые эмоции понимаются легко, однако в некоторых случаях расшифровка мимики лица может оказаться непростой задачей, требующей внимания, знаний и профессионализма.

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • о ПЯТИСТАХ ЧЕТЫРНАДЦАТИ книгах
  • СЫПЕТ корм
  • варенье из АБРИКОСОВ
  • МЕНЕЕ РЕДКИЙ вид
  • рецепт СОЛЕНИЙ

8)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1. вбл…зи, просл…влять, м…лькать 2. ав…нтюра, разг…рается, кр…потливый 3. в…рсистый, усм…рить, пром…хнуться 4. зап…сной, к…мфорт, прил…жение 5. г…ниальный, усл…жнить, эст…тический

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. с…жаление, пр…родители, нед…варить 2. кон…юктивит, из…ян, транс…европейский 3. пр…тягательный, пр…оритет, пр…уныл 4. чре…мерный, не…данный, бе…церемонный 5. с…грать, с…змала, из…скать

10)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. ясен…вый, увес…стый 2. въедл…вый, глуб…на 3. туш…нка, горяч… 4. рассматр…вать, подуш…чка 5. плеч…ко, будн…чный

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. вид…щий (цель), (они) дремл…т 2. знач…щий, хлопоч…щий 3. обезум…вший (от горя), распил…нный 4. чист…щий, (они) не догон…т 5. вылет…шь, увелич…нный

12)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

  • Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.
  • Большой двор, (НЕ)СМОТРЯ на сильный зной, был оживлён.
  • Из-за каменных зданий солнца (НЕ)ВИДНО.
  • Врагов (НЕ)БЫЛО только у беркута и коршуна.
  • Лось — зверь далеко (НЕ)ПРОСТОЙ.

13)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней над озером летали чайки (НА)ПОДОБИЕ небольшого быстрого облака.(НЕ)СМОТРЯ на заграничное образование, Борису ВСЁ(ТАКИ) было непросто найти работу. (В)НАЧАЛЕ мы шли по дороге, а (ЗА)ТЕМ свернули на узкую лесную тропинку. Имейте (В)ВИДУ: здесь ТО(ЖЕ) придётся напряжённо трудиться.(КАК)ТОЛЬКО выехали за город, (ТОТ)ЧАС начался проливной дождь

14)Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. К берегу медле(1)о причаливала огромная баржа, гружё(2)ая песком; люки её были выкраше(3)ы масля(4)ой краской; матросы отчая(5)о суетились на немете(6)ой палубе.

15)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1. К вечеру на берегу смолкли песни и слышался только шум волн. 2. Лес всё гудел и молнии разрывали тьму в клочья. 3. Народ ходил в расшитых узорами унтах длинных шубах и больших меховых шапках. 4. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. 5. Облака ползли медленно то сливались то обгоняли друг друга.

16)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ночью капитан вдруг что-то крикнул (1) и (2) сам испугавшись своего крика (3) прозвучавшего (4) какой-то унизительно-жалобной (5) страстью (6) тотчас же проснулся.

17)Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Довольно (1) впрочем. Хватит лезть в твою нам душу (2) милый (3) Саша. Хотя она почти как наша. Но мы же обещали лесть, а получилось вон что. Нас какой-то бес попутал (4) видно (5) и нам (6) конечно (7) Саша (8) стыдно, а ты — ты думаешь сейчас… (И. Бродский)

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пока мы шли вдоль берега (1) и (2) со всех сторон раздавалось соловьиное пение (3) я вспоминал (4) как в прошлом году мы тоже были в этих местах (5) и наслаждались звуками леса.

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Свет был какой-то синий и неживой (1) и (2) если бы не Луна (3) которую (4) можно было увидеть из окна (5) то было бы совсем жутко.

20)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. (2)Большекрылые совы бесшумно взвивались с полей, и лошадь испуганно шарахалась. (3)Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый и холодный от луны и росы. (4)Сама луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам. (5)Сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. (6)Горько пахло осиновой корой и оврагами с прелой листвой. (7)Вот спуск в разлужья, бездонные и белые от тонкого белёсого пара. (8)Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников.

21)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответов. 1) Каждому человеку, вступившему во взрослую жизнь, приходится решать сложные жизненные проблемы. 2) Одна из предпосылок счастливой жизни человека – отсутствие завистливых мыслей и эмоций. 3) Детство – это сложный период жизни человека, наполненный поиском смысла жизни. 4) Став взрослыми, все люди по-прежнему сохраняют в себе прекрасные черты детства. 5) Умение возвращаться в страну Детства зависит от характера человека.

22)«Вся организация текста и отбор художественных средств выразительности определены основной мыслью автора. Поэтому здесь широко использованы средства выразительности синтаксиса (А) ________ (в предложении 2, 7, 27) и (Б) _____________ (предложение 23 – 24). Образность текста достигается за счет применения лексического средства выразительности (В) _________ (в предложении 1) и стилистической фигуры речи (Г) __________ («взрослым ребенком» в предложении 35).

Сложные задания с 2 варианта:

(1)Чёрные полоски на белом стволе берёзы образованы чечевичками — участками с рыхлой структурой, которые обеспечивают дыхание берёзы. (2)Дело в том, что её кора чрезвычайно плотная, клетки находятся настолько близко друг к другу, <…> образуют почти непроницаемый слой. (3)Не будь рыхлых участков, воздух просто не смог бы поступать к живым клеткам ствола.

1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1. Полоски на стволе берёзы называются чечевичками, не будь их, дерево просто не смогло бы дышать. 2. Чёрные полоски на белом стволе берёзы образованы чечевичками — участками с рыхлой структурой, обеспечивающими дыхание дерева, которые необходимы берёзе из-за большой плотности коры, затрудняющей проход воздуха к живым клеткам ствола. 3. Чечевички, чёрные полосы на белом стволе, обеспечивающие дыхание дерева, есть только у берёзы, и этим она отличается от других древесных растений. 4. На белом стволе берёзы заметны чёрные чечевички, представляющие собой рыхлые участки в чрезвычайно плотной коре дерева, которые обеспечивают доступ воздуха к клеткам ствола и осуществляют дыхание берёзы. 5. Чечевички необходимы берёзе потому, что с их помощью к клеткам ствола поступает кислород.

2)Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТВОЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СТВÓЛ, -а́ , м.

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • тУфля
  • красИвейший
  • щАвелевый
  • насорИт
  • издрЕвле

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • Белёсое небо простиралось над БОЛОТНЫМ берегом Финского залива.
  • Кипренский восхищался горами, покрытыми ВЕКОВЫМИ ледяными шапками.
  • Глядя на эти портреты, отец художника испытывал и ГОРДОСТЬ, и тревогу.
  • Исаак Левитан по праву считается ПРИЗНАННЫМ мастером «пейзажа настроения».
  • Так же пылали ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ римские закаты.

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Наши педагоги старались, чтобы молодое поколение получало не только всестороннее профессиональное образование, — они всячески способствовали тому, чтобы мы расширяли свой общекультурный кругозор, увеличивали уровень своих духовных и эстетических запросов.

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • танковые КОРПУСА
  • БРЫЗЖЕТ смехом
  • находится в ДВУХСТАХ метрах
  • горсть ВИШНЕЙ
  • театр всегда СОВРЕМЕНЕН

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1. прож…гать, тв…рение, приск…кать 2. м…рзлота, изм…нение, хл…стать 3. недор…сль, перег…реть, соприк…саться 4. предл…живший, выт…реть, пл…вец 5. оз…рять, поб…доносный, р…петитор

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. безра…дельный, бе…конечный, …жать 2. ин…екция, ад…юдант, меж…ярусный 3. под…грать, вз…скать, дез…нформация 4. испо…тишка, пре…чувствие, по…сыпать 5. пр…берёг, пр…вередливый, пр…скорбный

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. расчётл…вый, слыш…мый 2. милост…вый, свидань…це 3. нищ…та, затуш…вать 4. подчёрк…вать, подта…вший 5. желт…зна, завистл…вый

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1. утеша…т (друзья), та…щие льды 2. (повара ) жар…т, вид…щий 3. (друг) выруч…т, расходу…мый 4. (собаки) ла…т, стел…щийся 5. загора…шь, независ…мый

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Дома нас ожидали отнюдь (НЕ)ДОБРЫЕ вести. Хорошее зрение (НЕ)РАЗ выручало Сергея. Это был (НЕ)КТО иной, как директор школы. У артиста было (НЕ)КРАСИВОЕ, но удивительно выразительное лицо. Забор был (НЕ)ПОКРАШЕН и валился набок.

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (С)НАЧАЛА вечера за окном было тихо, (ЗА)ТЕМ неожиданно в темноте что-то зашелестело в траве. (ОТ)ТОГО, что было задумано, пришлось отказаться, (ПО)СКОЛЬКУ наши планы изменились. (НЕ)СМОТРЯ на строгий запрет родителей, мы всё же тайком ходили в заброшенный дом, находившийся (НА)ПРОТИВ парка. (В)СИЛУ сложностей, возникших (ВО)ВРЕМЯ подготовки спектакля, премьеру пришлось отложить. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ года я несколько раз побывал (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Но в толпе я должен был обойти неподвижно стоявшего на расставле(1)ых ногах вовсе не ю(2)ого, давно не стриже(3)ого господина, грубого и крупного, в поноше(4)ом фраке с рва(5)ым кружевом и золоче(6)ными пуговицами.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1. Россия есть страна византийских куполов звона и синего ладана. 2. Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна отражается в лужах серебрит крытые щепой крыши. 3. Скоро тучи ушли в сторону и тут же мириады алмазных капелек вспыхнули на солнце. 4. До вечера Тимка успел и дров наколоть и печь затопить и начистить картошки. 5. Огонь маяка то разгорался то бледнел от усталости то вовсе затихал.

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ветер сдувал (1) насыпавшийся вечером (2) снежок с мостовых (3) обнажая белые каменные плиты (4) избитые подковами.

18)Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ничем (1) Певец (2) твой юбилей мы не отметим, кроме лести рифмованной, поскольку вместе давно не видим двух рублей. <…> Итак (3) приступим. Впрочем (4) речь (5) такая вещь, которой (6) Саша (7) когда б не эта бедность наша, мы предпочли бы пренебречь. (И. Бродский)

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пока я взбирался на гору (1) плывущая по реке льдина оказалась там (2) где виднеется белая церковь в кудрявых облаках (3) и (4) где фигурки людей на берегу выглядят совсем крошечными.

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я дождался отца (1) и он рассказал мне (2) что (3) когда пароход причаливал к берегу (4) по пристани ходил Степан Петрович (5) и кого-то высматривал среди пассажиров.

21)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Те немногие пастухи и охотники, которым посчастливилось увидеть снежного барса в живой природе, называют его призраком гор. (2)Снежный барс — символ силы и власти у многих народов. (3)Тем циничнее его тотальное истребление, которое продолжается последние полвека по всей центральноазиатской территории. (4)Главные достоинства барса, красота и редкость, стали для него проклятием. (5)Роскошная дымчато-серая шуба с тёмными пятнами маскирует ирбиса на фоне скал, но привлекает браконьеров. (6)В Киргизии охота на это животное, занесённое во все Красные книги, до сих пор остаётся традиционной забавой. (7)Реальная численность вида в России сейчас, по данным Фонда дикой природы, не превышает 70–90 особей.

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответов. 1) Каждый человек в состоянии победить страшную силу времени. 2) Герой-рассказчик работает земским врачом. 3) Перемены, происходящие в литературе, безусловно, поддерживают святые заветы и ведут читателей в светлое будущее. 4) Герой-рассказчик восхищается людьми, которые верят в себя. 5) Время, по мнению героя-рассказчика, посягает на его миросозерцание.

26)«Предлагаемый фрагмент текста имеет глубокий смысл, раскрыть который автору помогают разнообразные средства художественной выразительности. Это, например, тропы: (А) __________ («гордые слова» в предложении 3, «светлые имена» в предложении 18) и (Б) ___________ («время не отвечает» в предложении 9, «литература оплёвывала» в предложении 20), а также фигура речи (В)___________(в предложении 27). В тексте автор использует и средства выразительности синтаксиса (Г) ___________ (в предложении 4, 5, 7, 24)».

Другие материалы по русскому языку для 10 класса:

Русский язык 10 класс контрольная работа за 1 полугодие задания и ответы

Варианты 1001-1004 МЦКО 2020 по русскому языку 10 класс задания и ответы

  • Развлечения путешествие по сказкам к и чуковского
  • Развязанный шнурок как пишется
  • Развязка в сказке это
  • Развязка в сказке о молодильных яблоках и живой воде
  • Развязка в рассказе господин из сан франциско