Раздражать как пишется правильно слово

Найдено определений: 32 раздражать толковый словарьнесов. перех.1. воздействовать каким-либо раздражителем на организм или отдельный орган.отт. действуя как раздражитель, вызывать болезненные
Найдено определений: 32

раздражатьраздражать

толковый словарь

несов. перех.

1. Воздействовать каким-либо раздражителем на организм или отдельный орган.

отт. Действуя как раздражитель, вызывать болезненные ощущения.

2. перен.

Лишать покоя, волновать, приводить в состояние нервного возбуждения.

отт. Усиливать, обострять (какое-либо чувство, переживание и т.п.).

3. перен.

Приводить в состояние гнева, досады, озлобленного возбуждения.

толковый словарь ушакова

РАЗДРАЖА́ТЬ, раздражаю, раздражаешь. несовер. к раздражить.

толковый словарь ожегова

РАЗДРАЖИ́ТЬ, -жу́, -жи́шь; -жённый (-ён, -ена́); сов.

толковый словарь даля

РАЗДРАЖАТЬ, раздражить тело, часть тела, мышцу, нерв, вередить, возбуждать, расшевелить, рождая чувство щекотки, зуда, боли и пр., понуждая сосудцы к живейшей деятельности. Свет, раздражая глазной нерв, вызывает в нем чувство зрения. Вино вначале раздражает мозг, который затем тупеет, переходя в бесчувственность. Электричество раздражает мышечное волокно.

| — кого, сердить, гневить, возбуждая нетерпенье, досаду, или вообще чувства страсти, или поражать неприязненно. -ся, страд., ·возвр. по смыслу речи. Раздраженье ср. действие и ·сост. по гл. Человек в раздражении ничего не помнит. Раздражимый, способный раздражаться; -мость жен. способность эта. Ископаемые не раздражимы, в растеньях являются признаки раздражимости, достигающей в животном степени чувства. Раздражительный человек, весьма раздражимый, восприимчивый, впечатлительный, сильно раздражающийся; -ность жен. состоянье, свойство это. Все нравственно раздражительные люди бывают вспыльчивы.

| Раздражительные средства, напитки, сильно раздражающие. Раздражнивать или раздразнивать, раздразнить кого, раздражать нравственно, с намереньем, дразня рассердить. Раздразнить ребенка, заставить его плакать или упрямиться. Раздразненье ср. действие по гл.

энциклопедический словарь

РАЗДРАЖА́ТЬ см. Раздражи́ть.

академический словарь

-а́ю, -а́ешь; прич. наст. раздража́ющий.

несов. к раздражить.

орфографический словарь

синонимы

нервировать, действовать на нервы кому, играть на нервах кого, чьих, у кого, коробить; сидеть в печёнках у кого (прост.)

/ своим видом: колоть глаза кому, быть бельмом на глазу у кого (разг.)

/ о человеке: портить кровь кому, портить (или трепать) нервы кому, дёргать, гладить против шерсти (разг.)

см. также не нравиться, досаждать

гл. несов.

нервировать

действовать на нервы

играть на нервах

возбуждать недовольство)

тезаурус русской деловой лексики

синонимы

идиоматика

глубоко раздражать

страшно раздражать

идеография

вызывать (что)

раздражаться

раздражать — вызывать раздражение.

нервировать.

действовать на нервы кому.

игра на нервах. играть на нервах у кого.

трепать [мотать. портить] нервы (прост).

архаизмы

Раздражать — натравливать, раздразнивать

грамматический словарь

раздража́ть нсв 1a ◑4(-и́ть)

этимология

Заимствование из старославянского, где образовано приставочным способом от глагола дражати, имевшего значение «дразнить».

этимологический словарь

Заимств. из ст.-сл. яз., где раздражати — преф. производное от дражати «сердить, дразнить».

раздража́ть

раздражи́ть, см. -дражи́ть.

полезные сервисы

раздражать(ся)

морфемно-орфографический словарь

полезные сервисы

раздражатьсяраздражаться

толковый словарь

несов. неперех.

1. Реагировать на раздражение; становиться болезненным под воздействием каких-либо раздражителей (об организме и его органах).

2. перен.

Приходить в волнение, в состояние нервного возбуждения.

отт. Усиливаться, обостряться (о каких-либо чувствах, переживаниях и т.п.).

3. перен.

Приходить в состояние гнева, досады, озлобленного возбуждения.

4. страд. к гл. раздражать

толковый словарь ушакова

толковый словарь ожегова

РАЗДРАЖИ́ТЬСЯ, -жу́сь, -жи́шься; сов.

энциклопедический словарь

РАЗДРАЖА́ТЬСЯ см. Раздражи́ть и Раздража́ться.

академический словарь

пунктуация и управление в русском языке

чем и на что. Раздражаться неуместными шутками (на неуместные шутки).

орфографический словарь

раздража́ться, -а́юсь, -а́ется

формы слов

раздража́ться, раздража́юсь, раздража́емся, раздража́ешься, раздража́етесь, раздража́ется, раздража́ются, раздража́ясь, раздража́лся, раздража́лась, раздража́лось, раздража́лись, раздража́йся, раздража́йтесь, раздража́ющийся, раздража́ющаяся, раздража́ющееся, раздража́ющиеся, раздража́ющегося, раздража́ющейся, раздража́ющихся, раздража́ющемуся, раздража́ющимся, раздража́ющуюся, раздража́ющеюся, раздража́ющимися, раздража́ющемся, раздража́вшийся, раздража́вшаяся, раздража́вшееся, раздража́вшиеся, раздража́вшегося, раздража́вшейся, раздража́вшихся, раздража́вшемуся, раздража́вшимся, раздража́вшуюся, раздража́вшеюся, раздража́вшимися, раздража́вшемся

синонимы

портить себе кровь (или нервы) (разг.)

тезаурус русской деловой лексики

синонимы

идеография

быть возбужденным (о человеке)

вследствие (чего — л), недовольство кем-л.

раздражение — отрицательное нервное возбуждение.

раздражаться. раздраженный.

ожесточение. ожесточить, -ся. ожесточенный.

говорить [спрашивать. сказать. спросить] русским языком (я вам говорю #).

в сердцах. с сердцем (прост. # крикнуть).

грамматический словарь

раздража́ться нсв 1a ◑4(-и́ться)

полезные сервисы

1) Определите часть речи выделенного слова.

Важно уметь различать предлоги, союзы, частицы и самостоятельные части речи: наречия, существительные, прилагательные

Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж и участвуют в вопросе.
Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
Частицы образуют некоторые формы слов и добавляют смысловые оттенки словам.
Наречия отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ? и т.д.
2) Особого внимания заслуживают слова чтобы, тоже, также, зато, притом, причем, потому, настолько, несмотря на, невзирая на, вследствие и некоторые другие, ​поскольку ​имеют как слитное, так и раздельное написание. Это зависит от того, к какой части речи они относятся в конкретном предложении. 

Например, возьмем слова ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Если это союзы, их можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), и они пишутся слитно. Пример: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.

3) Союз ТО ЕСТЬ всегда пишется раздельно, союз БУДТО всегда слитно.

4) Частицы бы, ли, же (если они частицы) пишутся всегда раздельно. (Что_бы, то_же) Часто можно понять, что перед нами частица, если попытаться убрать ее. Пример: Что (бы) мне почитать?

Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся через дефис, если слово, к которому примыкают эти частицы существует и без них.

Например, что-то (пишем через дефис), будто — здесь нет частицы, это союз.

Частицы да(же), разве, неуже(ли) пишутся СЛИТНО (даже, разве, неужели)

5) Предлоги в течениЕ, в продолжениЕ, в заключениЕ, в отличиЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а предлог с существительным); в целях, в силу, в меру, в области, на протяжении, в отношении, за исключением, за счет, не считая пишутся всегда раздельно.

6) Предлоги несмотря на и невзирая на пишутся в два слова, а если перед нами деепричастия с частицей НЕ и предлогом «не _ смотря на, не_взирая на», то пишем в три слова.

7) Следует различать: иметь в виду, ввиду (из-за) непогоды, в виде.

8) Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, вслед, навстречу пишем слитно, если это предлоги (можно заменить другими предлогами). Если это предлог + существительное, пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово между. Пример: Поговорить насчет (о) работы. Положить деньги на (твой) счет. 

9) Предлоги из-за, из-под, по-над пишем черед дефис.

10) Пол с существительными пишется слитно (полпомидора), если существительное начинается на согласную. Через дефис, когда существительное начинается на л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). И если между пол и существительным есть еще прилагательное, пишется раздельно (пол чайной ложки)

11) Запомните, в большинстве случаев наречия все-таки пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО-, В-, ВО- в сочетании с суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -ЫХ, -ИХ, -И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в -третьих)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
(В)ДАЛЬНЕЙШЕМ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России
Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

СЛИТНО:

ПРИМЕРЫ:

Ввиду
Вместо
Вроде
Вследствие
Наподобие
Насчет
Сверх
Несмотря на
Невзирая на
Вслед
Навстречу
Напротив
Ввиду сложностей
Вместо тебя
Вроде глубокой ямы
Вследствие непогоды
Наподобие зонта
Насчет урока
Сверх меры
Внизу (двери)
Вверху (письма)
Посередине (дороги)
Несмотря на ошибки
Невзирая на шторм
Вслед лету
Навстречу солнцу
Напротив школы

РАЗДЕЛЬНО:

ПРИМЕРЫ:

В виде
В связи с
В продолжение
В течение
В заключение
В отличие
В целях
В силу
В меру
В области
На протяжении
В отношении
За исключением
За счет
Не считая
В виде исключения
В связи с сильным дождем
В продолжение дня
В течение лета
В заключение встречи
Через дефис
Из-за
Из-под
По-над
По-за
ПРИМЕРЫ:
Из-за него
Из-под шкафа
По-над рекой стелется туман

Предлоги и омонимичные части речи.
 

Ввиду (предлог) – в виду (предлог + сущ.) города 

Вроде (предлог) него – в роде (предлог+ сущ) Романовых

Вследствие (предлог) непогоды – в следствии (предлог +сущ) по делу были допущены ошибки

В течение, в продолжение, в заключение – производные предлоги при обозначени времени, на конце пишем Е – НО! В течениИ реки, в продолжениИ романа, в заключениИ реферата (простой предлог В+ сущ, на конце И)

Поговорить насчет урока (насчет — предлог) – положить деньги на счет (предлог +сущ)

Внизу, вверху, посереди при отсутствии управляемого сущ. – наречия, но с управляемыми сущ. – предлоги (Внизу стоял человек(нар.) – внизу двери было отверстие (предлог) 

СЛИТНО: 

РАЗДЕЛЬНО:

Чтобы
Тоже
Также
Притом
Причем
Зато
Зачем
Затем
Отчего
Оттого
Почему
Потому
Итак
Коли
Поскольку
То есть (Тысячу лет, то есть много)
То бишь (вчера, то бишь третьего числа)
пока что
почти что
при этом
как будто
тогда как
так как
так что
не то… не то
то есть
оттого что
потому что
однако же
в связи с тем что
то…то

Омонимичные части речи: 

  • Местоимение с частицей пишутся раздельно: (Я слушал то же, что и ты. Что бы мне сделать? Во что бы то ни стало)
  • Сочетание союзов и наречий пишутся раздельно (И так, и сяк. Я прочитал много раз и так запомнил. 
  • Сочетание предлогов и местоимений. (При чем ты останешься? При том тексте есть задания. От того дома до этого недалеко. По тому лесу идти долго)

СЛИТНО

Даже, разве, неужели

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

-то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки – с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки

РАЗДЕЛЬНО

же (ж), бы (б), ли (ль), будто, дескать, как будто, почти что, кое, если после нее следует предлог (кое у кого)

СЛИТНО:

на -десят, -ста, -соти: пятьдесят, восьмидесятый, четыреста, пятисотый, семьсот, семисотый.

на -сотый, -тысячный, -миллионный: двухсотый, пятитысячный, стомиллионный

РАЗДЕЛЬНО:

Составные числительные: пять тысяч семьсот пятьдесят три

Дробные числительные: пять восьмых  

СЛИТНО:
Сущ. с соединительными гласными «о» и «е»: пароход. 

Сущ. с элементами борт- и -метр: бортпроводник. 

Сущ. и прил. с иноязычными элементами: анти-, авиа-, авто-, био-, вело-, гелио-, гидро-, зоо-, интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-: антивирус, зоолог, велопрокат и т.д. 

Но! Контр-адмирал 

Сложные сущ., первая часть которых является глаголом в повелительном наклонении на -и: скопидом, сорвиголова. 

Но! Перекати-поле 

Сложносокращенные слова и аббревиатуры: вуз, США, спецкор. 

Названия жителей, народностей, племен, людей по роду их занятий, интересам, принадлежности к организации: мексиканец, яхтклубовец. 

Сложные сущ., прил., нар. наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже: пятитомник, двукратный. 

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся без дефиса: лакокрасочный (лакокраска). 

Прил., одна из частей которых самостоятельно не употребляется: всеядный. 

Прил., образованные от двух слов, одно из которых независимое, а другое – подчиненное: сельскохозяйственные (сельское хозяйство). 

Прил., образованные сочетанием «наречие + прилагательное (причастие): вечнозеленый. 

НО! пишется раздельно сочетание наречия и прилагательного (причастия), 

-если первая часть отвечает на вопрос как? каким образом?, а также 

-если наречие оканчивается на-ски: легко поддающийся, дружески нацеленный. 

Прил., первая часть которых – числительное: тридцатиградусный, сорокаминутный. 

Слова с полу-: полумесяц. 

Слова с пол- + согласной, кроме л: полвека, полдня

ЧЕРЕЗ ДЕФИС:

Сущ. состоящие из двух слов без соединительных гласных: царь-колокол, премьер-министр. 

Сущ. с иноязычными элементами: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-: вице-президент, экс-муж. 

Названия промежуточных сторон света: северо-запад, юго-восток. 

Названия растений с союзом и или глаголом: мать-и-мачеха. 

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный. 

Прил., образованные из равноправных слов: русско-английский (русский и английский). 

Прил., обозначающие цвета: серо-голубой, желто-зеленый. 

Прил., обозначающие качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий. 

Слова с пол- перед гласным, прописной буквой или согласным л: пол-азбуки, пол-Африки, пол-лимона

  • Решать варианты ЕГЭ
  • Решать задание 14

Как правильно пишется слово делаешь?

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова делаешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: делать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Что делаешь, Руслан несчастный, Один в пустынной тишине? Людмилу, свадьбы день ужасный, Всё, мнится, видел ты во сне. На брови медный шлем надвинув, Из мощных рук узду покинув, Ты шагом едешь меж полей, И медленно в…

«Руслан и Людмила» — Пушкин Александр

Разбесил начальник отделения. Когда я пришел в департамент, он подозвал меня к себе и начал мне говорить так: «Ну, скажи, пожалуйста, что ты делаешь?» — «Как что? Я ничего не делаю», — отвечал я. «Ну, размысли хорошенько! ведь…

«Что делать» — Чернышевский Николай

Ну на что это похоже, что не могу я видеть женщины равнодушно: как только подойду, так теряю и рассудок и всякое соображение, говоришь и делаешь такие вещи, что после как будто тебе все это во сне снилось. Ну с чего я так…

Как пишется: «делаешь» или «делаеш»?

Как правильно пишется слово: «делаешь» или «делаеш»?

Как правильно писать слово: «делаешь» или «делаеш»?

Хочется проиллюстрировать правило, о котором дальше пойдёт речь, примерами.

Если пишешь красиво, правильно, тогда прослывёшь человеком аккуратным и грамотным.

Рисуешь и поёшь — ты творческий и талантливый человек.

Думаешь перед тем, как сказать, чтобы не обидеть собеседника, — ты вежливый, культурный, взрослый и ответственный.

Делаешь всё вовремя — ты человек пунктуальный и воспитанный.

Итак, разберёмся в том, почему на конце всех выделенных глаголов стоит мягкий знак.

Причина этого в том, что, согласно правилу, все глаголы, заканчивающиеся буквой, обозначающей шипящий звук, должны писаться с мягким знаком на конце.

Слово «делаешь» — это точно глагол, ведь оно обозначает действие, отвечая на вопрос «Что делаешь?». Оно относится ко второму лицу, употреблено в единственном числе. К тому же, в конце его — шипящий.

Вывод: слово «делаешь» нужно писать с мягким знаком.

Добрый день. Давайте разберемся, нужно ли писать мягкий знак после шипящей в слове

«делаеш*». Узнать это можно при помощи правил русского языка и начать надо с определения

части речи этого слова. Для этого подбираем вопрос, на который может ответить заданное слово,

подходит: «Что делаешь?» и мы определяем часть речи глагол. По правилам РСЯ, в глаголах после

шипящей буквы пишут мягкий знак всегда. Значит, его нужно писать в данном слове.

Правильный ответ: «делаешь».

Ты все правильно делаешь для своего бизнеса и скоро у тебя все получиться.

Ты делаешь каждый день упражнения для мышц спины?

Слово «делаешь» — это глагол настоящего времени, второго лица, единственного числа. По правилам русского языка, с мягким знаком после шипящих пишутся следующие глаголы:

  • глаголы неопределенной формы;
  • глаголы изъявительного наклонения, которые имеют второе лицо, единственное число;
  • глаголы повелительного наклонения;
  • перед суффиксом -ся- или -те- в глаголах;

В данном случае подойдет второй вариант. Поэтому глагол «делаешь» изъявительного наклонения, 2 л., ед.ч., пишется с мягким знаком после шипящей.

Правильно будет: делаешь.

Пример предложения со словом «делаешь»: ты делаешь это задание абсолютно правильно.

Как пишется делаешь или делаеш, с мягким знаком или без него, нельзя определить на слух. В конце этого слова, как и в задаваемом вопросе «что делаешь?», звучит всегда твердый шипящий звук [ш].И его не сделает мягким никакой графический знак в виде мягкого знака.

И все-таки в слове «делаешь» пишется мягкий знак после шипящего, который является индикатором, определителем ФОРМЫ 2 лица единственного числа глагола настоящего или будущего времени, например:

ты (что делаешь?) пишешь, рисуешь, говоришь;

ты (что сделаешь?)скажешь, ответишь, убежишь.

Слово «делаешь» правильно пишется с мягким знаком как форма 2 лица глагола в соответствии с орфографическим правилом русского языка.

Ты делаешь эту картину из кофейных зерен?

А как ты делаешь это упражнение?

Чтобы ответить на поставленный автором вопрос, разберемся, что за слово делаеш*.

Это необходимо сделать, так как правила русского языка, касающиеся правописания мягкого знака после шипящих согласных букв ш, щ, ж и ч на конце слов касаются разных частей речи ( имен существительных, наречий и так далее ).

Итак, слово делаеш* ( что делаешь? ) — глагол, стоящий в форме изъяснительного наклонения, настоящего времени, второго лица, единственного числа.

Правило гласит, что у глаголов в форме второго лица единственного числа после шипящих согласных на конце следует ставить мягкий знак: пишешь, танцуешь, моешь, найдешь, пропустишь, зайдешь и так далее.

Делаем вывод: глагол делаешь нужно писать с мягким знаком на конце после шипящей ш.

Для начала определим часть речи слова «делаешь»- отвечает на вопрос что делаешь?, стало быть это глагол.

Делаешь — изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо. В русском языке есть правило — в окончании глаголов 2-ого лица, единственного числа после шипящих пишется мягкий знак. Следовательно, правильно писать — делаешЬ.

Ты всегда делаешь все наоборот или просто хочешь позлить меня?

Когда делаешь с настроением, то и работа не в тягость.

Ты медленно делаешь домашнее задание, таким образом, мы опоздаем на концерт.

Слово «делаешь» является глаголом настоящего времени и чтобы выяснить, как же пишется «делаеш» или «делаешь», с мягким знаком «ь» или же без мягкого знака», необходимо вспомнить одно правило русского языка. Оно гласит, что глаголы во втором лице, заканчивающие на шипящую — пишутся с мягким знаком «ь» после шипящей.

К примеру: спишь, ешь, разговариваешь, вздыхаешь, думаешь, пишешь, бродишь, накрываешь, смотришь.

Следовательно пишем правильно — делаешЬ.

Когда делаешь домашнее задание в спокойной обстановке, то все получается без ошибок и помарок.

Слово «делаеш#» отвечает на вопрос «что делаешь?», поэтому перед нами — глагол. Написать глагол без ошибок нам поможет правило, которым определена постановка мягкого знака после шипящих.

Правило гласит, что если имеется глагол в единственном числе 2-го лица в настоящем или будущем времени, то после шипящих проставляется мягкий знак. А наш глагол соответствует всем условиям правила, поэтому будем ставить после «ш» мягкий знак: «делаешЬ».

Аналогично пишутся и такие глаголы, как смотришь, пишешь, рассматриваешь, обижаешь, ползешь, отрицаешь, созерцаешь.

Когда делаешь каждое утро зарядку, то наполняешься бодростью на весь день.

Чтобы ответить на данный вопрос, нужно будет вспомнить, когда пишется мягкий знак после шипящих букв. На самом деле правописание зависит от того, к какой части речи относиться слово.

Слово «делаешь» является глаголом. Если слово является глаголом, то после него пишется мягкий знак.

Ниже приведу пример:

«Ты все делаешь неправильно».

Прежде всего давайте разберемся, какая переда нами часть речи.

Слово отвечает на вопрос «что делаешь ?», следовательно, перед нами глагол.

Далее посмотрим, в кокой форме он стоит:

глагол стоит в форме второго лица единственного числа.

Все глаголы, стоящие в этой форме пишутся с мягким знаком на конце.

Например:

Итак, правильно писать так: делаешь.

Примеры предложений с данным словом:

Какие красивые вещи ты делаешь своими руками!

Все, что ты делаешь, очень важно для нашего общего дела.

Ты делаешь так, как тебе велят, подумай и сделай по-своему.

«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».

«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

чёрно-белый

Например (предложения).

  • «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
  • «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
  • «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.

  • «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
  • «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
  • «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • «Весёлый — веселее — повеселее».
  • «Весело — веселее — повеселее».

повеселее и повеселей

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.

Занимаешься или занимаешся, как пишется правильно?

Слово «зани­ма­ешь­ся» пра­виль­но пишет­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­ще­го как фор­ма гла­го­ла 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни соглас­но пра­ви­лу орфографии.

Чтобы выбрать, как пра­виль­но пишет­ся «зани­ма­ешь­ся» или «зани­ма­еш­ся», с мяг­ким зна­ком или без него, опре­де­лим часть речи, грам­ма­ти­че­скую фор­му и мор­фем­ный состав слова.

Часть речи слова «занимаешься»

Чтобы понять, к какой части речи при­над­ле­жит эта лек­се­ма, вос­поль­зу­ем­ся предложением:

Чем ты занима́ешься сего­дня с утра?

Интересующее нас сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос: что дела­ешь? Выявленные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки помо­гут уста­но­вить, что это сло­во явля­ет­ся фор­мой 2 лица един­ствен­но­го чис­ла воз­врат­но­го гла­го­ла «зани­мать­ся», на что ука­зы­ва­ет пост­фикс -ся:

заним а ешь ся — корень/суффикс/окончание/постфикс

"Одеваешься" как пишется

Правописание слова «занимаешься»

Орфографическая про­бле­ма состо­ит в напи­са­нии лич­но­го окон­ча­ния гла­го­ла, в кото­ром соглас­ный [ш], как и в задан­ном вопро­се (что дела­ешь?), зву­чит все­гда твер­до. В напи­са­нии рас­смат­ри­ва­е­мой воз­врат­ной фор­мы гла­го­ла вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии:

Мягкий знак слу­жит не для смяг­че­ния соглас­ных, а для обо­зна­че­ния грам­ма­ти­че­ских форм гла­го­лов, например,

  • увлечь,
  • сте­речь,
  • отсечь

2. форм 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го времени

  • ты пишешь,
  • ты рису­ешь,
  • ты сбе­ре­жешь,
  • ты отпра­вишь

3. форм 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го наклонения

  • уни­что­жить — уни­чтожь, уничтожьте;
  • обес­пе­чить — обес­печь, обеспечьте;
  • поды­то­жить — поды­тожь, подытожьте.

Наличие пост­фик­са -ся (-сь) в воз­врат­ных фор­мах гла­го­лов не вли­я­ет на напи­са­ние мор­фо­ло­ги­че­ско­го мяг­ко­го зна­ка. Понаблюдаем за напи­са­ние форм 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни воз­врат­ных глаголов:

  • учить­ся — ты учишь­ся;
  • осме­леть — ты осмелишься;
  • улы­бать­ся — ты улыбаешься;
  • вол­но­вать­ся — ты волнуешься.

В этой сту­дии ты занима́ешься игрой на гитаре?

Целый день занима́ешься реше­ни­ем это­го вопро­са, а все никак не получается.

Примеры предложений из художественной литературы

Так ты зани­ма­ешь­ся все тем же? (Лев Толстой. Анна Каренина).

Раз уж зани­ма­ешь­ся рабо­тор­гов­лей на афри­кан­ском побе­ре­жье, не рас­счи­ты­вай на мир­ную и без­бо­лез­нен­ную кон­чи­ну (Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан).

Твой отец гово­рит, что ты всю жизнь зани­ма­ешь­ся нищен­ством (Марк Твен. Принц и нищий).

Значение слова «делать»

android bar znachenije

ДЕ́ЛАТЬ, —аю, —аешь; прич. страд. прош. де́ланный, —лан, -а, -о; несов., перех. (сов. сделать).

1. Создавать обычно с помощью инструментов, специальных приспособлений, машин и т. п. различного рода предметы, вещи, изделия; изготовлять, производить. Делать станки. Делать мебель. Делать ткани. Делать фарфор.Я гайки делаю, а ты для гайки делаешь винты. Маяковский, Кем быть? Люди спешно принялись строить сушила, рыть огромные колодцы, делать для них крыши. В. Попов, Сталь и шлак. Мы срываем большие листья лопуха и делаем из них себе зеленые колпаки. Кузьмин, Круг царя Соломона. || Создавать (произведения литературы, живописи, музыки и т. п. Я начал делать эскизы итальянской фантазии на народные темы. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 16-17 янв. 1880. Я сижу теперь дома, обложившись грудами фотографий, блокнотов и путевых карт, — делаю эту книжку. Песков, Путешествие с молодым месяцем.

2. Заниматься чем-л., работать, проявлять какую-л. деятельность. Я хотел приняться за работу — не мог; хотел ничего не делать и не думатьи это не удалось. Тургенев, Ася. [Треплев:] Мама, перемени мне повязку. Ты это хорошо делаешь. Чехов, Чайка. Нине всё приходилось делать самой: ходить на базар, готовить обед, стирать белье. Б. Емельянов, Мечта. || В сочетании с некоторыми категориями существительных употребляется в значении: совершать, выполнять, производить: а) С существительными, обозначающими какой-л. процесс, вид занятия, работы. Делать уроки. Делать опыты.[Саня] побежал в ванну, выскочил в одних трусиках и стал делать зарядку. Каверин, Два капитана. б) С отглагольными существительными со значением действия. Делать выбор. Делать выговор. Делать попытку.В ее комнате делали обыск. Чехов, Переполох. Доктор непроизвольно вздрагивал, хотя он делал усилия, чтобы сдержаться. Первенцев, Огненная земля. Танк заметался, делая крутые развороты. Бубеннов, Белая береза. в) С существительными, обозначающими отдельные движения (живого существа, предмета). Машина делает крутой поворот.Он нерешительно делает два шага вперед. Чехов, Серьезный шаг. Флаг-капитан делает ладонью жест сверху вниз. Лавренев, Стратегическая ошибка. || В сочетании со словами, указывающими меру, количество, обозначает: совершать работу, движение в этом объеме, в этом количестве. Делать сто оборотов в минуту.Загремели имена водителей Кондрина, Гонтарева, делавших регулярно четыре рейса в смену. Фадеев, Ленинград в дни блокады. Если делать в сутки десять-двенадцать километров, он дойдет до своих за три, самое большее за четыре дня. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.

3. также без доп. Поступать, действовать каким-л. образом. Делать все по-своему.Увидев Павлика целым и невредимым, тетя бросилась к нему, не зная, что делать — плакать или смеяться. Катаев, Белеет парус одинокий. — Я скажу тебе, что делать, отец. Домой иди! Горбатов, Непокоренные. || Оказывать, причинять. Делать добро. Делать одолжение. □ — Только о том и думает [Карл Иваныч] всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности. Л. Толстой, Детство. Чем больше делаешь для человека, тем сильнее любишь. Крымов, Инженер.

4. из кого-чего. Обращать, превращать в кого-, что-л. Делать из кого-л. посмешище.Брат был идолом всего нашего семейства, а из меня делал, что хотел. Пушкин, Рославлев. || кем-чем. Приводить в какое-л. состояние или положение. Делать кого-л. своим помощником. Делать кого-л. несчастным. Делать искусство достоянием масс.Останавливаясь лишь ночью во время сильных дождей, делавших проселочные дороги непроезжими, шли машины с командным составом завода. В. Попов, Сталь и шлак. || Придавать какой-л. вид. Очки делали его [Саши] детское лицо смешным. М. Горький, В людях. Кораблев явился — в свободной вышитой белой рубашке, которая очень шла к нему и делала похожим на какого-то великого русского художника. Каверин, Два капитана.


Как писать правильно слово «палач» или «палачь»? С мягким знаком или без? Какое правило?

Ответы (10):

Здесь правило довольно простое: «Мягкий знак «ь» после шипящих пишется только у существительных женского рода». Сравни: «мышь», «ложь», «помощь» и др.

Слово «палач» — мужского рода, следовательно мягкий знак здесь не пишется.

Правило заключается в следующем — на конце существительного после шипящей согласной мягкий знак не пишется, если это существительное мужского рода.

Рассмотрим слово «палач». Отвечает на вопрос «кто?», значит это существительное.»Палач» — он, значит мужской род. То есть по данному правилу на конце слова «палач» после шипящей согласной «ч» не надо писать мягкий знак.

Вывод — слово «палач» пишется без мягкого знака на конце.

Данное нам существительное относится к существительному мужского рода;

По орфографическим правилам русского языка:

_У существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется;

Следовательно правильно следует писать-«палач», без мягкого знака.

Палач в старину имелся при каждом королевском дворе.

Палач или «палачь»?

Это слово произносится мягко из-за конечного согласного [ч’], который является непарным глухим мягким согласным. Слыша эту мягкость звука, так и хочется обозначить её на письме мягким знаком. Но все-таки не идем на поводу у произношения слова, а применю орфографическое правило:

у существительных мужского рода после шипящих ж, ш, ч, щ мягкий знак не пишется.

Значит, нужно определить род существительного:

он, мой палач;

строгий палач.

Делаю вывод: у существительного мужского рода палач мягкий знак не пишется.

Правильно пишется палач.

Обозначу мягким знаком после конечных шипящих существительные женского рода:

блестящая брошь;

грязная ветошь;

громкая речь;

быстрая течь;

дорогая вещь;

старческая немощь.

Сначала давайте поймем, что за слово перед нами и зададим к нему вопрос: Кто?

Следовательно, данное слово является существительным.

Это существительное, к тому же, одушевленное и мужского рода (он, мой).

Теперь обратим внимание, что на конце слова стоит шипящая согласная «Ч».

И далее можно вспомнить правило, что в существительных женского рода в конце слова будем писать после шипящих мягкий знак (примеры слов: вошь, рожь, мощь, ветошь), а в существительных мужского рода таковой отсутствует.

Следовательно, данное слово правильно писать нужно так: палач, без мягкого знака на конце.

Палач был грозен, на его лице была маска.

Достаточно простой вопрос, так как чисто по ощущениям, можно на него ответить правильно. Но если ощущения подводят, тогда лучше обратиться к правилу написания мягкого знака после шипящих. Оно нам говорит о том, мягкий знак у существительных мужского рода, а слово палач, как раз является существительным мужского рода, мягкий знак после шипящих не пишется. Пишем мягкий знак после шипящих у существительных женского рода, например — ночь.

Чтобы правильно написать слово «палач*» нужно сначала вспомнить, что это имя существительное мужского рода. А далее применяем правило, которым определено написание мягкого знака после шипящих для существительных женского и мужского рода.

В существительных женского рода после шипящих мягкий знак обязателен. Например: тушь, пустошь, дичь, брешь, роскошь, сушь, полночь.

В существительных мужского рода мягкий знак после шипящих не ставится. Например: марш, сторож, грош, ткач, царевич, кирпич, репортаж, гуляш. Наше слово «палач» тоже подпадает под это правило, следовательно, мягкий знак здесь будет лишним.

Палач — имя существительное одушевлённое, нарицательное, мужского рода, 2-го склонения.

Правило русского языка гласит о том, что в существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: калач, врач, грач, стриж, чиж, гараж, ландыш, монтаж, грош, карандаш, пейзаж, марш, фарш, матч, камыш.

А в существительных женского рода 3-го склонения мягкий знак после шипящих пишется: ночь, дочь, печь, мощь, пустошь, глушь, тишь, вещь, мышь, мелочь.

В связи с тем, что слово палач мужского рода,второго склонения, мягкий знак не пишется. Мягкий знак пишется в словах женского рода третьего склонения. Напрмер: мышь, рожь, молодежь, брошь, тишь, мощь.

В русском языке мягкий знак после шипящей буквы может писаться, а может и нет. Все зависит от рода существительного. Поэтому правильно «палач» или «палачь» надо разбираться:

  • У существительных женского рода мягкий знак в конце будет. Например, рожь и мышь. Также с мягким знаком будет печь и мелочь.
  • У имен существительных мужского рода мягкий знак после шипящих не предусмотрен. Например, мяч, грач, ткач, кирпич. Примеров много. Поэтому правильно писать палач без мягкого знака на конце.

Другие вопросы

  • Куда выгоднее инвестировать в Сбербанк или Газпром? Почему?
  • Что изменилось при оплате картами в Wildberries?
  • Насколько безопасно заказывать банковскую карту на дом?
  • Будет ли система «Платон» собирать мзду с легковушек (в перспективе)?
  • Как увеличить объем продаж?
  • В каких магазинах выгодно расплачиваться картой Сбербанка к 2019 году?

Как правильно пишется слово «понять»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: недопустимость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «понять&raquo

Синонимы к слову «понять&raquo

Предложения со словом «понять&raquo

  • Зачастую при взгляде на такие картины издали не сразу сможешь понять, из чего они сделаны.

Цитаты из русской классики со словом «понять»

  • — А ты бы смысл-от объяснил мне, попробовал, может, и я поняла бы чего-нибудь.

Сочетаемость слова «понять&raquo

Значение слова «понять&raquo

ПОНЯ́ТЬ , пойму́, поймёшь; прош. по́нял, —ла́, —ло; прич. страд. прош. по́нятый, —нят, -а́, -о; сов., перех. или с придаточным дополнительным (несов. понимать). 1. Уяснить себе, уразуметь смысл, сущность, содержание чего-л., постичь что-л. Понять ход решения задачи. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «понять&raquo

  • Но разве мы в жизни не стараемся «понять» людей? Почему же нам отказываться от права понимать художественные создания, как бы они ни были живы и действительны?

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «понять&raquo

ПОНЯ́ТЬ , пойму́, поймёшь; прош. по́нял, —ла́, —ло; прич. страд. прош. по́нятый, —нят, -а́, -о; сов., перех. или с придаточным дополнительным (несов. понимать). 1. Уяснить себе, уразуметь смысл, сущность, содержание чего-л., постичь что-л. Понять ход решения задачи.

Предложения со словом «понять&raquo

Зачастую при взгляде на такие картины издали не сразу сможешь понять, из чего они сделаны.

Да, многие дети не могут сразу понять, простить и воспринимают всё достаточно серьёзно.

У него хватило находчивости перетолковать свою фразу и дать понять знатной даме, сидящей так близко от него на дерновой скамье, что сказанные слова он услыхал во время своего путешествия к приятелю лесотоорговцу.

Проверочное слово к слову «понимать»

Проверочное сло­во к сло­ву «пони­мать» невоз­мож­но подо­брать из-за чере­до­ва­ния в корне род­ствен­ных слов. Чтобы узнать, что в корне сло­ва «пони­мать» пишет­ся бук­ва «и», при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

При про­из­но­ше­нии это­го гла­го­ла удар­ным явля­ет­ся глас­ный суффикса:

По этой при­чине воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в напи­са­нии бук­вы «и» или «е» в корне слова:

Правописание слова «понимать»

Чтобы убе­дить­ся в напи­са­нии бук­вы «и» в корне иссле­ду­е­мо­го гла­го­ла, преж­де обра­тим­ся к род­ствен­ным сло­вам и опре­де­лим в их соста­ве корень:

  • поня ть
  • поним ание
  • поня тли­вый
  • поня тли­вость

В рус­ском язы­ке гла­гол несо­вер­шен­но­го вида «пони­мать» соот­но­сит­ся с гла­го­лом совер­шен­но­го вида «понять». Эти род­ствен­ные гла­го­лы упо­треб­ля­ют­ся в речи в значении:

  1. пости­гать сущ­ность, зна­че­ние какого-либо явления;
  2. уметь, раз­би­рать­ся в чём-либо;
  3. пости­гать смысл речи на чужом языке.

Как видим, в корне род­ствен­ных слов чере­ду­ют­ся эле­мен­ты -я-/-им-. Это исто­ри­че­ское чере­до­ва­ние невоз­мож­но дока­зать уда­ре­ни­ем с помо­щью про­ве­роч­но­го сло­ва. В напи­са­нии инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Понаблюдаем, как рабо­та­ет это правило:

  • сн и м а ть
  • обн и м а ть
  • прим и н а ть
  • отн и м а ть
  • зан и м а ть
  • перен и м а ть

Понимать проверочное слово

Чтобы усво­ить это пра­виль­ное напи­са­ние, про­чтем при­ме­ры предложений.

Примеры

Таня вдруг ста­ла пони­мать, что ей нуж­но спешить.

Видно, я не хотел пони­мать оче­вид­ное, как бы ни было мне тяжело.

Андрей не мог не пони­мать, что обсто­я­тель­ства сло­жи­лись не в его пользу.

А кто дол­жен пони­мать твои претензии?

Необходимо пони­мать, что мно­гое зави­сит от пра­виль­но­го выбора.

Уже в зре­лом воз­расте Алина ста­ла пони­мать музы­ку Бетховена.

Понял, понил или понел — как правильно написать, и как проверить?

У глагола «понял», который некоторые «любители» неграмотного написания русских слов как только не пишут, есть несколько проверочных слов, поэтому узнать его правильное написание несложно. Проверочные слова такие: понЯтие, понЯтно, понЯть, во всех этих словах мы четко слышим букву «я», что дает нам полное основание писать: понЯл.

Правильно говорить понял, потому что всегда по правилам русского языка нужно искать проверочное слово, а именно понятие, понять. Почему пишется буква «я?»,потому что ударение в проверочных словах должно падать именно на «я». Какая буква в проверочном слове стоит под ударением,такую и надо писать.

Правильно писать и говорить слово «Понял» которое является частью речи глаголом именно через букву «я» проверочным словом тут выступает существительное «понятие» или слово «понятно», например можно сказать «я просто тебя не правильно понял».

Необязательно искать проверочные слова, правописание разных форм глаголов можно проверять с помощью правил их образования и соответствующего правописания.

1) Сначала определим, к какой части речи относится заданное слово.

Отвечающий быстро (ЧТО СДЕЛАЛ?) пон*л свою ошибку.

Отвечающее на этот вопрос слово обозначает действие предмета, которое уже произошло.

Следовательно, это глагол прошедшего времени.

2) Вспомним, как образуется форма прошедшего времени глаголов.

Эта форма, как правило, образуется от основы неопределенной формы прибавлением к ней суффикса

и окончания, указывающего число, а в единственном числе и род глагола.

Исходный глагол, от которого образована форма прошедшего времени, — понЯ/ть (выделено ударение и основа).

3) А теперь собственно ПРАВИЛО, которым и нужно воспользоваться, чтобы правильно написать заданный глагол.

Оно утверждает, что в глаголах прошедшего времени перед суффиксом нужно писать ту же самую гласную, которая стоит в основе неопределенной формы перед -ть.

Обидеть — обидел, ненавидеть — ненавидел, слышать — слышал, ворочаться — ворочался, каяться — каялся.

Именно в соответствии с этим правилом правописания форм прошедшего времени правильный вариант — понял.

Для того, чтобы не вспоминать какие-то правила русского языка, которых великое множество, так же много исключений из правил, надо попытаться вспомнить однокоренные слова, в которых буква, в написание которой сомневаетесь, будет стоять под ударением и будет хорошо слышна и произносима. Самое простое слово, которое приходит на ум, ПОНЯТИЕ. Выражение «Жить по понятиям» знакомо всем, даже тем, кто не смотрит криминальные сериалы на нашем ТВ. Правильно писать данное слово ПОНЯЛ.

Обратимся к начальной форме слова, это понять. Слово является глаголом, оно спрягается, нас интересуется форма прошедшего времени.

Обращаем внимание на ударный суффикс -я-, который присутствует в форме инфинитива понЯть, он сохраняется и в глагольных формах прошедшего времени.

ПонЯть — понЯл — понЯла — понЯли.

Есть весомое древнее правило для проверки корневых древнерусских слов с корнем ним — понимать, снимать, вынимать, занимать, отнимать, вот эти все глаголы инфинитивы имеют свои парные добавочные инфинитивные формы на -НЯ-: понимать — понять, отнимать, отнять, занимать — занять, где в основном это -я- находится в ударной позиции, только в редких случаях ударение может быть двояким и на основе слова пОнять и на -я- понЯть.

Слово Понял происходит от слова «понять» Отсюда следует что, при трансформировании этого слова в прошедшее время, буква Я сохраняется, и правильно писать его «понял»

Я это слишком понял.

Он не понял для чего все это было задумано.

Если бы я понял это раньше, возможно и избежал бы многих ошибок.

В слове «понял» в слабой позиции находится буква «я», потому что слышно [е]. Ударение в данном слове падает на первый слог. Нужно подобрать слово, где ударение будет падать на проверяемую букву. Это слова «понять», «понятие», «понятно», где ударение падает на второй слог и ясно, что нужно писать «я», а не «е» или «и». Ведь к тому же «понял» — это глагол прошедшего времени образованный от глагола «понять» присоединением суффикса -л.

Для определения, как правильно написать глагол «понял», надо запомнить простое правило, согласно которому в глаголах прошедшего времени перед суффиксом «-л» пишется та же буква, что и в глаголе в форме инфинитива (неопределенной). В нашем случае глагол «понял» есть форма глагола «понять», в котором, как нетрудно заметить, пишется буква «я» (она здесь под ударением и сомнения вызывать не должна). Значит и слово из вопроса пишется через «я»: понЯл.

Правильно говорить понял,только ударение бывает разное.

Проверочное слово слова понял-понятно.Вот и весь секрет.

Правильное написание ПОНЯЛ. Проверяем глаголом н.ф. Понять.

Слова «салатневый» в русском языке вообще нет.

Чтобы разрешить подобные сомнения в будущем, нужно задавать элементарные вопросы: от какого слова произошло каким способом образования?

Есть слово «салат», обозначающее некое растение светло-зелёного цвета. От него и происходит прилагательное САЛАТОВЫЙ: салат- = корень, -ов- = суффикс, -ый = окончание.

В русском языке есть также вариант САЛАТНЫЙ, в котором салат- = корень, -н- = суффикс, -ый = окончание.

А вот нагромождение обоих суффиксов совершенно излишне, поэтому слова с обоими суффиксами в языке нет.

Среди названия цветов особняком стоит слово «коричневый», вот в нём действительно есть и суффикс -н-, и суффикс -ов-. В нём вообще много чего есть, процесс словообразования был длительным и сложным: кора — корица — коричный (как прилагательное от слова корица) — коричневый (как цвет). В данном слове дополнительный суффикс служит для различения двух слов с разным значением, образованным от одного и того же существительного. А салатовому (или салатному) зачем такие сложности? Незачем, поэтому их и нет.

Действительно, очень часто можно услышать неправильное употребление предлогов ИЗ и С, потому что оба эти предлога могут иметь одно и то же значение, а именно: отправление откуда-нибудь; направление обратного движения; указывают место, откуда что-либо удаляется

В одних случаях мы употребляем предлог ИЗ, а в других, казалось бы, аналогичных случаях употребляем предлог С, например: вернулся ИЗ армии, но С флота; приехала ИЗ Челябинска, но С Урала.

Почему используется тот или иной предлог? Однозначного ответа нет, поэтому и происходит такая путаница.

И все-таки в сомнительных случаях можно воспользоваться одним простым правилом, если вспомнить, что у этих предлогов есть антонимы: предлог С имеет антоним НА, а предлог ИЗВ.

По этому простому правилу нужно всего лишь составить пары антонимов с этими предлогами, тогда все станет ясно. Например, раз мы говорим «вошёл в кабинет», значит, правилен вариант «вышел из кабинета»; приехал на Сахалин — уехал с Сахалина. Понятно, что сказать «приехал на деревню» (как на дерево — на самый верх) ну никак нельзя, то и соответствующее антонимичное сочетание «с деревни» не подходит в этом случае.

Из всего вышесказанного делается вывод, что правильно говорить «ПРИЕХАЛ ИЗ ДЕРЕВНИ«.

«Вовремя» или «во время».
Как правильно писать: слитно или раздельно

tild3365 3437 4465 b666 323831356539 shutterstock 1737023

Запомните предложения известных деятелей и писателей, которые использовали словосочетание «вовремя» в качестве характеристики своевременного действия.

«Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытии и опыте, которые меня взволновали». Антуан де Сент-Экзюпери

«Используй каждую возможность. То, что случается – случается вовремя». Дао Цзи Бай

«Все нужно делать вовремя. Вчера было слишком рано, завтра будет слишком поздно». Бернар Вербер

«Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное слово. Владеть этим – владеть всем». Александр Грин

Варианты с зависимыми словами, без которых теряется смысл в тексте, помогут запомнить правильный вариант применения существительного «во время».

«Когда ему приходилось встречаться с ними, он хранил угрюмое молчание, а при встрече во время похода или в лагере окидывал их презрительным взглядом». Вальтер Скотт, «Талисман»

«Кроме того, постарайтесь мыслями и душой быть во время путешествия именно с командой». Юлия Володина, «Дорога в жизнь, или Путешествие в будущее»

«По ночам, особенно во время штормов, когда ветер сотрясал весь дом и прибой ревел, разбиваясь об утесы, он являлся мне во сне в самых дьявольских образах». Роберт Льюис Стивенсон, «Остров Сокровищ»

«Однажды во время прогулки я вдруг почувствовал, что некая пуповина связывает меня с солнцем в небе». Тит Нат Хан, «Бесстрашие. Мудрость, которая позволит вам пережить бурю»

Слова «вовремя» и «во время» часто бывают на слуху. В пословицах они сохранили неиссякаемую мудрость наших предков. Вот наиболее известные.

  • Умей вовремя сказать и вовремя смолчать.
  • Дело вовремя – не бремя.
  • Во время поры точи топоры; а пройдет пора, не надо и топора.

Елена Шарова, филолог, журналист-корректор, профессиональный стаж 30 лет:

– Часто, читая определенные тексты, мы наталкиваемся на сочетания слов и останавливаемся в задумчивости. Писать слитно или раздельно? Взять хотя бы два варианта – «во время» и «вовремя».

Чтобы понять, каким образом их писать, нужно знать контекст. Так, «во время» – это существительное с предлогом, и эти части речи пишутся раздельно. Обратим внимание на то, что сочетание помогает обозначать процесс. Например: «Во время грозы опасно находиться под деревом», «Во время урока он внимательно слушал учителя».

Когда же речь идет о моменте действия, то наречие «вовремя» пишется слитно. Например: «Она пришла вовремя на свидание». «Поезд пришел на станцию вовремя».

Чтобы не спутать написание, попробуем запомнить пару примеров с правильным ударением:

  • Разгорелся спор как пишется
  • Радостной песни как пишется
  • Разбор сказки белая уточка
  • Разбудить как пишется правильно
  • Развеянный как пишется и почему