Текст = цельное высказывание авторской мысли.

Тема текста = О чем текст?

Каждое событие жизни — это отдельная Тема.

Совокупность тем — это Тематика Произведения.

Идея текста = Зачем, с какой целью написан текст?

Проблема текста = вопрос, задача, противоречие, конфликт различных точек зрения.

Прочитайте и проанализируйте текст.

Чудо из чудес

(1) Почтальон принес свежую газету. (2) Мы раскрываем ее и узнаем о событиях, происходящих не только в нашей стране, но и за ее пределами…

(3) Ежедневно мы пользуемся печатным Словом, читая и перечитывая книги, статьи в газетах и журналах.

(4) Еще чаще мы пользуемся устной речью: от колыбели до глубокой старости. (5) Ребенок учиться понимать и произ­носить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью он не расстается на протяжении всей жизни.

(6) Для человека слово стало чем-то привычным, обыден­ным. (7) Мы подчас не задумываемся над тем, каким бесцен­ным богатством владеем.

(8) С незапамятных времен, на протяжении многих тысяч лет звуки речи, складываясь в определенном порядке, стали словами, которые имеют значение, смысл.

(9) Мы говорим, произнося слова, предложения. (10) Наш собеседник, слушая и понимая значения слов, образованных с помощью звуков, «расшифровывает» наши мысли, чувства и отвечает на них словом и делом. (11) Смысл работы, выпол­няемой словом, передал В. Г. Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, людям. (12) Слово — это не игрушеч­ный шар, летящий по ветру. Это орудие работы.»

(13) Землю населяют разные живые существа, но Только человек обладает даром слова. (14) И как бы мы ни определяли этот дар — священный, божественный, величественный, вели­колепный, бесценный, бессмертный, чудесный, — мы не отра­зим во всей полноте его огромного значения.

(15) Почтальон принес свежую газету.. (16) Привыкая, не осознаем ценности, теряем смысл, не видим чуда.

(По В. Ивановой)

Тема текста: Ежедневно мы пользуемся словом.

Только человек обладает даром слова.

Мой вариант ответа: __________________________________________

Идея текста: Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и пере­дачи мысли.

Мой вариант ответа: __________________________________________

Проблема: Привыкая, не осознаем ценности, теряем смысл, не видим чуда.

Мой вариант ответа: __________________________________________

Позиция автора = идея текста = основная мысль. Проблемы художественного произведения:

• философские;

• социально-политические;

• морально-этические;

• общечеловеческие;

• национально-исторические.

Прочитайте и проанализируйте текст.

(1) «Человек тверже камня, нежнее цветка» — слова замеча­тельной пословицы прославляют твердость, стойкость людского духа и одновременно нежность, чуткость его души, высокие нравственные качества. (2) В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приемом мышления. (3) Все познается в сравнении: не зная плохого, нельзя оценить хорошее; нельзя понять сложное, не зная простого; не узнаешь трудного без легкого, скорого — без медленного, белого — без черного. (4) Это наблюдение народ отразил в своих пословицах:

(5) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

(6) Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

(7) Сравнение является и древнейшим поэтическим прие­мом, в котором один предмет сопоставляется с другим для бо­лее наглядного, выпуклого представления, в результате чего усиливается художественное значение.

(8) К. Паустовский пишет: «В детстве горячее солнце, гуще трава, обильнее дожди, темнее небо и смертельно интересен каждый человек».

(9) Мы часто проходим мимо красоты, не замечаем парал­лелей, симметрии, синхронизма. (10) Пропускаем отрывки в текстах, содержащие «лишние» описания, сравниваем что — либо лишь в негативных аспектах.

(11) А не попробовать ли нам «птицей подняться над проб­лемами», проявить твердость камня в борьбе и нежность цвет­ка в отношениях!

(По 3. Потихе)

Тема текста (о чем текст?): ___________________________________________

Идея текста = позиция автора: _________________________________________

Проблема(-ы) текста: _______________________________________________

В тексте поднимается проблема________________________________________

Автор предлагает задуматься над вопросом_________________________________

Этот текст помог мне задуматься _______________________________________

Информация

• прямая (четкая позиция Автора);

• скрытая (должна быть выведена Читателем самостоятельно)

Учимся формулировать!

Авторская позиция — мое отношение к ней.

Прочитайте и проанализируйте текст.

(1) Сеня лежал на диване, весь серый, в морщинах, время, казалось, уже было ему в тягость.

(2) — Не верю! Нет, я не верю!

(3) — О чем ты? — спросил Рязанцев.

(4) — Не верю, будто под старость человек должен упрекать себя в том, что неправильно, не так прожил молодость.

(5) — Почему же?

(6) — Потому! Какое право он имеет судить?

(7) Они договорились о том, что вместе будут писать книгу, потому что один Сеня не успел бы ее закончить. (8) Когда Сеня был очень плох, лежал на своем диване и кричал, что лечат не медики, ветеринары, Рязанцев говорил ему: «Слушай-ка, друг, нам в этом году необходимо закончить книгу». (9) И Сенины мысли приходили в полный, иногда даже идеальный порядок. (10) … Когда позже сознание стало приходить к нему только временами, он больше всего заботился о книге. (11) Ничего другого от него нельзя было ждать, но вдруг Сеня стал выска­зывать необычные для него суждения. (12) Однажды сказал:

— Мы мало знаем друг друга.

(13) — Кто — мы?

(14) — Люди. Радио, телевидение, кино — все это пока­зывает нас вширь. Количественно. Внешне. (16) Но теряем один примитив — старый, добрый, испытанный веками жанр — жанр дружеской беседы. (17) Как бы людям не потерять в этом… (18) Учти.

(19) Сене можно было так говорить — он уходил, Рязанцев же оставался в этой жизни.

(По С. Залыгину)

Тема текста: ______________________________________________________

Идея текста: ______________________________________________________

Проблема(-ы): ____________________________________________________

Автор считает, что __________________________________________________

По-моему, ________________________________________________________

Я считаю, что _____________________________________________________

С точкой зрения автора я (не) согласен(-на), ведь

Я не могу не согласиться с автором в том, что

Такого мнения придерживается и _______________________________________

В произведении____________________________________________________

Ведь

Вступление Собственного сочинения прямо связано с Темой и Проблемой задан­ного текста.

Сформулируйте Вопросы, На которые будете искать ответы в сочинении, = Тезисы:

• Почему рассматриваемая тема важна в данный момент?

• Какие понятия будут помещены в мои размышления по теме?

• Могу ли я разделить тему на несколько подтем?

• В произведениях каких писателей раскрывалась проблема данного характера?

Прочитайте и проанализируйте текст.

Рябинка

(1) Выросла рябинка при дороге.

(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обо­чине. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4) Наступил август, деревце запылало, как костер на ветру. А после дождя каждая ягода дрожала в капле воды и ветки за­стенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.

(5) Шла мимо девочка, увидела рябинку, поохала:

— Возьму-ка я одну веточку. Одна — это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(6) И она была по-своему права.

(7) Ехал на машине усатый здоровяк.

(8) — Ух ты^ Прямо картинка… Шикарно!

(9) Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябинки так и затрещали под его сильной рукой.

(10) — Вот стоит такая богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для дочки две-три ветки.

(11) Что ж, он был по-своему прав.

(12) Под вечер шли туристы.

(13) — Хорошая рябинка, правда, ломаная немного. Ну, чур всем по одной ветке, зря не брать. Мы народ организован­ный, должны пример подавать.

(15) Шел в сумерках влюбленный.

(16) — Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Без­душные люди, не умеют беречь красоту!

(17) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, ко­торую никто, видимо, не мог достать. (18) Он был высоким и сумел-таки дотянуться.

(19) — Все равно последняя кисть, дереву не поможет. А Люсенька обрадуется.

(20) На другой день приехал хозяйственник.

(21) — Что это еще за уродец? — строго спросил он, натк­нувшись на рябинку. — Убрать. Срубить. Весь вид портит!

(22) И он по-своему был прав.

(23) В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябин­ки тоже нет.

Идея текста = позиция автора: в этой истории все правы.

Проблема текста: __________________________________________________

Вступление _______________________________________________________

Мои аргументы ____________________________________________________

Значение Информации Заключается в том, чтобы быть Опознавательным зна­ком На пути к знанию. Усильте поисковую активность! Собирайте информацию! Увеличивайте знания!

Заключение = резюме = повторение идеи = четкий итог

Демонстрируйте свой интеллект в выводах. Проверьте наличие абзацев!

Прочитайте и проанализируйте текст.

(1) Старый учитель жил один. (2) Ученики и ученицы дав­но выросли, но не забывали своего бывшего преподавателя.

(3) Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

(4) — Наши матери прислали нас помочь Вам в хозяйстве.

(5) Учитель поблагодарил и попросил ребят наполнить во­дой пустую кадку. (6) Она стояла в саду. (7) На скамье были сложены лейки и ведра, а на дереве висело игрушечное ведер­ко — из него в жаркие дни хозяин пил воду.

(8) Первый парнишка выбрал прочное железное ведро, по­стучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу, второй снял с дерева игрушечное ведерко и побежал следом.

(9) Много раз мальчишки ходили к колодцу и возвраща­лись назад. (10) Учитель смотрел на них из окна. (11) Над цве­тами кружились пчелы, в саду пахло медом. (12) Друзья весе­ло разговаривали, один часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. (13) Другой бегал легко, выплескивая воду из игрушечного ведра.

(14) Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих, поблагодарил, поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним глиняный стакан тоже с медом.

(15) — Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал он.

(16) Но ни один из парней не протянул руки.

(17) — Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.

(18) — Разделите так, как делили работу, — спокойно ска­зал учитель.

(По В. Осеевой)

Имеет ли принципиальное значение то, что главное действующее лицо — учитель

Ведущая мысль:

• родительское воспитание;

• воспитание в школе;

• самовоспитание.

Автор уделяет большое внимание деталям, потому что

Рассчитывали ли мамы получить подарки?

Что они поймут о собственных детях, получив «Ответ» от старого учителя?

Вывод:

• работу надо делить поровну;

• вознаграждение следует делить поровну;

• важна справедливость.

В каких произведениях, статьях, какими авторами рассматривались подобные про­

Блемы? _______________________________________________________

Народная мудрость по предложенной теме

Текст для чтения показывает уровень самоподготовки и качество понимания пред­ложенного материала. Не имеет значения количество слов — вникайте в Суть, Ищите Проблемы, вспоминайте, Кто из классиков разрабатывал их решение.

Задавайте вопросы в тексте и выстраивайте логическую цепочку.

Пользуйтесь цитатами из самого текста.

Прочитай и проанализируй текст.

(1) Большинство людей боятся и ненавидят змей, считая их опасными врагами. (2) Сотни легенд и историй создано о ко­варстве, злобе и жестокости этих существ. (3) Может быть, поэтому встреча человека со змеей почти всегда оканчивается трагически… для змеи.

(4) «Они вредны», — говорят люди и уничтожают ядовитых змей, неядовитых и даже безобидных ящериц. (5) А между тем, в природе нет ничего ненужного и вредного, все живет в тес­ной взаимосвязи. (6) Когда мы говорим о «вредных» или «по­лезных» животных, речь идет только об относительной пользе или вреде, которые приносят они человеку.

(7) Спорен вопрос, насколько змея опасна для человека. (8) При соблюдении осторожности она ничуть не опаснее льва, тигра, буйвола, носорога.

(9) С древних времен люди знали о целебной силе змеиного яда. (10) Недаром же медики избрали своей эмблемой змею, обвившуюся вокруг чаши. (11) Древние греки богиню мудрости Афину изображали со змеей. (12) Индусы объявили змею свя­щенным животным, египетские фараоны украшали свои коро­ны ее изображением. (13) Культ змеи широко развит в Индии, Центральной Америке, в Африке.

(14) Ученых, посвятивших свою жизнь изучению змей, на­зывают герпетологами. (15) И хотя многие из них страдали и даже гибли от змеиных укусов, уничтожение змей они объ­явили преступлением.

(16) Сейчас в ряде стран приняты строгие законы, запре­щающие убивать змей, созданы серпентарии, где сотни ученых наблюдают за змеями, изучают их, добывают яд.

(17) Трудная у них профессия. (18) Трудная и опасная. (19) Но интересная.

(20) Человек, глубоко любящий природу, не разделяет не­нависти большинства людей к змеям, для него это не отврати­тельные создания, он умеет видеть и красоту их гибкого тела, и таинственный нрав, и загадочность немигающего взгляда.

(С. Артюшенко)

В чем актуальность предложенного материала?

На какие подтемы делится основная тема? ________________________________

Есть ли смысл проводить параллели между системой ценностей в различные периоды развития человечества? ____________________________________________________

Уместна ли в данном случае тема выбора профессии?

Что из материалов Красной книги можно предложить для более убедительной аргумен­тации?

Что из личного опыта в отношении с миром животных хотелось бы добавить?

В каких произведениях, статьях, какими авторами рассматривались подобные проблемы?

Народная мудрость по предложенной теме ________________________________

Правильно рассчитывайте время. Помните схему построения ответа. Оцените свой словарный запас.

Прочитайте и проанализируйте текст.

(1) Японский альпинист утверждает, что раскрыл тайну снежного человека, и теперь с этой проблемой, десятки лет бу­доражившей умы искателей загадочных явлений, покончено. (2) После 12 лет исследований Макото Небука пришел к вы­воду, что легендарный йети, снежный человек с Гималаев, ги­гантская человекообразная обезьяна, не что иное, как бурый гималайский медведь.

(3) «Реальность редко бывает столь пугающей, как пред­ставления о ней», — заявил Небука, один из ведущих членов Альпийского клуба Японии, на пресс-конференции в Токио, посвященной скорому выходу в свет его книги, где подведен итог исследованию «снежного человека». (4) «Так или иначе, романтическому преследованию легендарного создания пришел конец, но я удовлетворен тем, что мне удалось обратить неиз­вестность в факты».

(5) Помимо уникальных фотографий, Небука занимался и лингвистическими исследованиями. (6) В частности, беседы с жителями Непала, Тибета и Бутана показали, что пресло­вутый «йети» — это искаженное «мети», то есть «медведь» на местном диалекте. (7) А миф почти стал реальностью из — за того, что тибетские кланы считают медведя-«йети» всемогу­щим и страшным созданием, обладающим сверхъестественной силой. (8) Эти понятия совместились в представлениях евро­пейцев и обратились снежным человеком, объясняет Небука.

(Из журнала)

В тексте поднимается проблема________________________________________

Данная проблема освещается в прессе, поскольку

Грамматические и лингвистические ошибки не раз имели определенные негативные по­

Следствия психологического порядка («кенгуру»)

Информация такого типа важна, ведь ____________________________________

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (из­бегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Особую трудность составляют задания, предполагающие комментарий статьи.

Не отказывайтесь от выполнения работы, даже если она кажется вам невыполни­мой.

Пользуйтесь цитатным материалом.

Задайте вопрос: О чем? Зачем?

Приступайте к аргументации.