Разделить сказку на части илья муромец и соловей разбойник

Пока вы приходите в себя после шумных праздников, мы решили немного пошутить. новогодние каникулы не то время, чтобы с

Пока вы приходите в себя после шумных праздников, мы решили немного пошутить. Новогодние каникулы – не то время, чтобы с серьёзной миной оценивать чьи-то спортивные навыки или делать прогнозы на грядущие поединки. Куда интереснее сравнить главных героев смешанных единоборств с известными сказочными персонажами. Как в российском, так и в мировом ММА хватает звёзд, которые чем-то похожи на героев сказок, которыми все зачитывались в детстве. Сегодня мы представляем первую часть нашей небольшой подборки – мужскую.

Иванушка

Один из самых популярных персонажей русских сказок – Иванушка. Это, как правило, средний или младший сын в семье, подвергающийся насмешкам родственников, но волею судеб оказывающийся в центре невероятных событий. На пути Иванушки возникают сложнейшие испытания, которые он преодолевает не благодаря силе или уму, а с помощью везения или добрых друзей. В конце любой сказки этот герой неизменно становится богатым купцом или даже царём, да ещё и получает себе в жёны прекрасную девушку. Тут и сказочке конец!

Иванушка

Иванушка

Фото: Дмитрий Голубович, «Чемпионат» / Кадр из мультфильма

По нашему общему мнению, на кандидатуру Иванушки не может быть лучшего кандидата, чем Александр Емельяненко. Находящийся в тени великого брата Александр на жизненном пути постоянно спотыкался, но преодолевал созданные самим же собой трудности. Емельяненко-младший прошёл даже тюрьму и годовой запой, кстати, не без помощи друзей и родных: именно они вытаскивали бойца после отчаянных загулов. Зато сейчас Александр богат и знаменит – предложения сыплются на него как из рога изобилия. В наличии и прекрасная спутница жизни, кстати. Главное, чтобы сказка Саши не сделала очередной грустный поворот.

Емельяненко — самый востребованный боец России. Ещё летом он не мог встать с кровати
Емельяненко — самый востребованный боец России. Ещё летом он не мог встать с кровати

Илья Муромец

Пожалуй, главный былинный русский богатырь – Илья Муромец. Это выходец из простой семьи, который внезапно получает невероятную силу и начинает побеждать одного злодея за другим. Муромец честен, скромен и бескорыстен, его главная цель – служение своей стране. У Ильи есть своя команда – Добрыня Никитич, Алёша Попович и множество учеников, которые помогают ему побеждать. До преклонных лет Муромец защищает границы Руси, не желая уходить на покой – он не мыслит жизни без войны.

Илья Муромец

Илья Муромец

Фото: Дмитрий Голубович, «Чемпионат» / Кадр из мультфильма

Разумеется, наш Илья Муромец – это Фёдор Емельяненко. Ведь именно Фёдор — легендарный боец, остававшийся непобеждённым на протяжении 10 лет подряд. Его удары сбивали с ног даже самых сильных заграничных «супостатов», превосходивших россиянина в росте и весе. Емельяненко — патриот России и одновременно талантливый педагог, уже успевший воспитать юных богатырей из Fedor Team. И, конечно, настоящий воин: несмотря на свои 45 лет, Емельяненко-старший упорно отказывается уходить на покой, продолжая побеждать в октагоне.

Кощей бессмертный

От положительных сказочных персонажей переходим к отрицательным. Кощей Бессмертный – загадочный и очень коварный злодей, владеющий несметными богатствами и чахнущий над ними. Кощей наделён огромной властью и бесчисленной армией приспешников, при этом его практически нельзя победить – ведь «погибель» злодея запрятана далеко-далеко, где её практически невозможно найти. Выглядит Кощей как тощий и высокий старик, закованный в непробиваемые доспехи.

Кощей бессмертный

Кощей бессмертный

Фото: Ethan Miller/Getty Images / Кадр из мультфильма

Конечно, Дана Уайт не похож на худого старика – это мужчина в самом расцвете сил и отлично развитый физически. Зато по остальным пунктам совпадений хватает. Сказочная скупость главы UFC давно стала именем нарицательным — даже средние боксёры зачастую получают больше, чем чемпионы промоушена Уайта. При этом Дана сказочно богат и обладает поддержкой самых влиятельных людей по всему миру. Разумеется, он не злодей: Уайт просто делает свою работу, причём очень хорошо – его организация продолжает доминировать на планете.

Соловей-разбойник

Согласно русским сказкам, Соловей-разбойник – один из самых страшных противников для любых силачей. Он обладает чудовищной физической силой, но редко её использует: для поражения соперников злодею хватает пугающего свиста, сбивающего с ног и внушающего страх. Победить Соловья-разбойника может только настоящий богатырь, которого, как говорят былины, придётся ждать минимум 30 лет. Соловей богат и влиятелен – ему поклоняются все, кого он испугал.

Соловей-разбойник

Соловей-разбойник

Фото: Chris Unger/Getty Images / Кадр из мультфильма

У Хамзата Чимаева сразу несколько параллелей с вышеуказанным сказочным героем. Главное сходство, конечно, в «свисте»: трэш-ток Чимаева настолько хорош, что может дать фору даже прославленному Конору Макгрегору. Хамзата, как и Соловья-разбойника, боятся потенциальные соперники, из-за чего становится сложно организовывать бои. Чимаев уже очень знаменит, хотя провёл только четыре боя в главном промоушене мира. Конечно, есть и отличия от Соловья: Хамзат – вполне себе положительный герой, пусть он и может кого-то раздражать.

В четырёх боях Чимаев пропустил лишь 2 удара. Он гений?!
В четырёх боях Чимаев пропустил лишь 2 удара. Он гений?!

Дядя Стёпа

Впрочем, рассказы для детей необязательно должны быть сказочными. Знаменитый Дядя Стёпа появился в 1935 году, будучи детищем легендарного Сергея Михалкова. Персонаж огромного роста трудится пожарным, моряком и милиционером, неизменно совершая разнообразные подвиги. Несмотря на свои габариты, Дядя Стёпа очень добр и отзывчив, с особенной теплотой относится к детям. Но к врагам он суров – в одной из частей цикла он отважно служит в Красной армии, защищая государственную границу.

Дядя Стёпа

Дядя Стёпа

Фото: Дмитрий Голубович, «Чемпионат» / Кадр из мультфильма

Конечно, наш Дядя Стёпа – это Александр Волков. Двухметровый боец украшен грозной татуировкой, однако не выглядит опасным или жестоким человеком. Александр имеет высшее образование, крайне редко повышает голос и очень вежлив в общении: его с полным правом можно назвать самым интеллигентным спортсменом в ММА. За Волковым не тянутся шлейфом скандальные истории, он в целом абсолютно положительный персонаж – кто ещё, как не Александр, может стать Дядей Стёпой?

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи:

— Продолжать знакомить детей с богатством русского народного

творчества через былины, игры;

— Формировать представление о героическом прошлом русского народа

Древней Руси, великих русских богатырях;

— Формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы

полными распространенными предложениями;

— Сформировать представление о Богатыре;

— Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье

Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;

— Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение

к русским воинам, желание им подражать;

— Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины;

— Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.

Предварительная работа:

Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные

богатыри – защитники земли Русской»

Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.Я.

Слушание фрагментов звучания праздничных колоколов; песни А.

Пахмутовой «Богатырская сила»

Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал»,

«Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др

Книжная выставка

Рассматривание альбома «Былинные богатыри»

Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу»

Презентация — викторина «Богатыри земли русской»

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге

русских богатырей

Рисунки детей

Активизация словаря:

— Обогатить словарь детей именами существительными: богатырь,

былина, кольчуга, щит, меч, шлем.

Материал: текст былины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А.Н.

Нечаева), портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой

силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами

о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы);

звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с

изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч,

булава, кистень, щит), карточки с изображением с предметов современной

одежды.

                                                               Ход

— Здравствуйте ребята!

— Ребята, я очень рада видеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем

настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось

до самого вечера.

— Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали

не «Здравствуйте!», а совсем другие слова? (ответы детей)

— И это не случайно ребята, вы убедитесь, совершив со мной небольшое

путешествие в прошлое истории нашего народа. Хотите со мной

попутешествовать? (ответы детей)

— Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами

живём и по обычаю которой мы поздоровались друг с другом? (ответы детей)

— Да. Россия – это наша с вами Родина. Это место, где мы родились.

Родина – это значит родная.

— Ребята, давным-давно наша страна называлась не Россия, а Русь.

Давайте все вместе повторим «Русь».

— Молодцы!

— Кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей)

— Да. Это карта России. А вот это карта Древней Руси. Посмотрите

ребята, похожи эти две карты? (ответы детей)

— Да. Они похожи. Потому что это одна и та же наша страна Россия –

Русь.

— Ребята, в давние-давние времена большую опасность для наших

русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли

сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.

— Скажите мне, кто такие враги? (ответы детей)

— Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал

землю русскую?

— Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую?

На экране появляется картинка с богатырями.

— Кто-нибудь вспомнил?

— Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри.

— Молодцы!

— А давайте ещё вспомним, с какими богатырями вы знакомы?

На экране появляется герои мультфильма про богатырей.

— Это Добрыня …… Никитич, это Алеша ….. Попович, а это Илья …….

Муромец. Все вспомнили? (ответы детей)

— Молодцы!

— Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловейразбойник»

— Ребята, что же такое былина? Все повторим за мной «Былина»

— Молодцы! Ребята, слово «былина» происходит от слова «было»,

«быль». (Повторяем…..)

— Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои

выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле.

Значит Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили на самом

деле, да, ребята! (ответы детей)

— Хотите услышать былину про Илья Муромца? (ответы детей)

— Тогда все поудобней садимся на ковёр и слушаем. Я начинаю читать.

— Ребята, интересная былина? (ответы детей)

— Да. Я прочитала вам былину про Илья Муромца и Соловья-разбойника.

— Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые

и отважные богатыри. Все встали вокруг меня и повторяем за мной «Мы

храбрые богатыри!»

Физкультминутка  «Богатыри»

Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к

глазам)

Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть (Руку левую подносят козырьком к

глазам, поворот налево)

Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу! (Руки вверх)

(2 раза)

— Молодцы!

— Ребята, посмотрите, как русский художник В.Васнецов изобразил их на

своей картине «Богатыри». Посмотрите, какие были богатыри в Древней

Руси. Сильные, отважные.

Интерактивная  игра «Собери богатыря в дорогу»

Предлагается выбрать. одежду богатыря среди  других видов одежды — богатыря в дальнюю дорогу. Давайте глядя на картинку вспомним, что же

нужно нашему богатырю?

— Ребята, правильно выбранные вещи отметьте.

— Скажите мне, что вы выбрали? (ответы детей)

— Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем,

меч, лук и стрелы.

Рефлексия

— Ребята, какое путешествие мы сегодня совершили?

— В прошлое.

— С кем мы познакомились? С русским богатырем Ильей Муромцем.

— Из какого произведения мы узнали об Илье Муромце?- Из былины.

— Как называли древнерусского сказителя, рассказывающего истории о богатырях -Баян

Понравилось вам наше путешествие?

— Дети, вы знаете какой праздник, приближается? (ответы детей)

— Правильно, это праздник называется «День защитника Отечества». А

кто защищал Русь от врагов? (ответы детей)

— Конечно же, богатыри! Это люди, которые защищали Родину от

врагов.

— Сейчас на смену богатырям пришли солдаты и армия.

— Мы сегодня с вами познакомились с сильным и славным богатырём

Илья Муромец. А чтобы стать таким сильным, как Илья Муромец, что нужно

делать? (ответы детей)

— Нужно хорошо кушать, заниматься спортом и самое важное быть

добрым, ведь недаром в былинах говориться «Добро побеждает зло». Мы с

вами будем это помнить.  Наше с вами путешествие закончилось.

Большое значение для фольклора имеют былины. Школьной программой по литературе заложено изучение этого жанра в 7-х классах. Наша статья поможет школьникам изучить художественные особенности русских былин. Но прежде чем изучать этот вопрос, необходимо рассмотреть определение данного жанра, а также многие интересные факты, связанные с ним.

Термин «былина» и его происхождение

Былина – это эпическая песня, в ней воспеваются события и их герои, а также многие эпизоды из истории Древней Руси. Изначально былины оформились в период ранней Киевской Руси. В них выражалось мировоззрение восточных славян. Благодаря былинам исторические события XI-XVI веков навсегда запечатлены в устном народном творчестве. Таким образом, начинать писать сочинение на тему «Художественные особенности русских былин» необходимо с определения термина.

Читатели в этом жанре видят образы храбрых и сильных богатырей, а также их удивительные подвиги. Благодаря художественному слову в героическом эпосе соединились реальность и фантастическое вымысел. Былину и волшебную сказку объединяют мифические образы супостатов (врагов), параллельно читатель наблюдает метаморфозы (перевоплощение) персонажей, а также взаимодействие главных героев с животными. Однако элементы фантастики в эпических песнях оказались подчинены историческому видению, а также отображению действительности. Все эти элементы составляют художественные особенности русских былин.

Художественное своеобразие русской былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» — сочинение

План

  1. Русское народное устное творчество.
  2. Художественные особенности русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  3. Роль былины в жизни людей.

Былины, или древние сказания, или старины, как их называли до XIX века, представляют собой одно из направлений фольклора. Они часто исполнялись нараспев под аккомпанемент гуслей и рассказывали о великих богатырях, народных героях или значительных событиях из истории Древней Руси. Эти произведения устно передавались от поколения в поколение.

Целые семьи славились своим мастерством исполнения былин. Так, к примеру, несколько поколений семьи Рябининых занимались сказанием былин. Представительница семьи Крюковых в течение тридцати дней напевала собирателю фольклора произведения устного народного творчества и ни разу не повторилась. Героев былин существовало не так уж много, причем всех их можно условно разделить на две группы: более древние богатыри — Волхв Всеславьевич, Вольга, Святогор и Микула Селянинович и уже более современные образы — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Действие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» происходит на дороге от города Муромля до Киев- града. Все русские былины имеют определенную форму, поэтому подчиняются следующей схеме: зачин, основное содержание, исход. Зачин проявляется в том, что некий добрый молодец «стоял заутрену в Муромле, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный град, Киев-град». Как зачин и концовка, так и постоянно встречающиеся эпитеты являются стандартными, характерными для данного жанра. Любой факт, как правило, констатируется два-три раза. Например, рассказывая про состояние дел на подступах к городу Чернигову, встретившемуся Илье Муромцу на пути:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай черным-черно, как черна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат

На добром коне никто ту не проезживат

Птица черный ворон не пролетыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

Автор повторяется еще раз, когда богатырь встречается с князем Владимиром и тот не верит главному герою, что утром он был в Муроме. Когда Илья, победив Соловья-разбойника, едет мимо дома, где живут три дочери разбойника, то опять же трижды автор описывает это событие. Первые две дочери увидели, что их отец везет с собой какого-то «мужичищу-деревенщину», а только третья поняла, что не отец везет, а его самого побежденного тащит какой-то мужик. Повторение одного и того же события усиливает художественное восприятие.

В былине обычно употребляются только постоянные эпитеты, то есть определения прочно закреплены за каким- либо одним явлением: если сила, то обязательно великая, если добрый молодец, то обязательно удаленький и дородый, а если Соловей-разбойник, «одихмантьев сын», то обязательно злодей.

При создании образа богатыря Ильи Муромца авторы использовали такой художественный прием, как гиперболу. То есть, описывая главного героя, его победу над Соловьем-разбойником, сказители явно преувеличивали его реальные возможности. Так, к примеру, он в одиночку справился с силой великою, «силушкой черной». Целый город находился в осаде, но только Илья смог затоптать своим конем всю силу великую. Его богатырский конь не простое животное. Как в сказке, конь «с горы на гору стал перескакивать, / С холма на холму стал перемахивать, / Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал». Подобный подход к изложению существенно усиливает художественное впечатление слушателя.

Нарочито подробно автор описывает, как Илья Муромец берет свой лук и натягивает тетиву. Этот прием наполняет, казалось бы, простое действие особым, более значительным смыслом. Слушателю дается время более ярко представить себе все происходящие. И вот, как в замедленной съемке: «Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, / Во свои берет во белы он во ручушки, / Он тетивочку шелковеньку натягивал, / А он стрелочку каленую накладывал».

Главный герой преисполнен гордости и чувством собственного достоинства. Он без стеснения заходит «во палаты белокаменны», «во столовую во горенку» к самому князю Владимиру без объявления: «на пяту он дверь-то поразмахивал». Чувствуя, что перед ними не обычный человек, его уже по-иному воспринимают окружающие люди. Черниговские мужички просят Илью остаться у них воеводой. Князь Владимир приветливо встречает путешественника. Илья Муромец вызывает уважение даже у своего врага, которого он поработил. Когда князь Владимир приказывает Соловью-разбойнику засвистеть, тот отказывает ему, говоря, что только богатырь может ему приказывать. Злодей просит чарку вина. И вот уже не князь отдает приказы, а «мужичина-деревенщина». Возможно, так сказители хотели еще раз подчеркнуть, что, несмотря на богатство и власть, никакой правитель, даже такой справедливый, как Владимир, не может сравниться с простым мужиком — богатырем из простого народа.

При описании Соловья-разбойника сказители также прибегают к гиперболе. Этот персонаж не просто злодей, а разбойник прямо вселенских масштабов, поскольку в одиночку нагнал страха не только на жителей небольшого города Чернигова, но и даже на Киев-град: «Как кричит злодей-разбойник по-звериному — / То все травушки-муравы уплетаются, / А лазоревы цветочки прочь осыпаются, / Темны лесушки к земле все приклоняются, / А что есть людей — то все мертво лежат». Таким образом, в любой былине существенно преувеличены качества героев, в более значительном контексте представлены их поступки и подвиги, что нередко сильно превышает границу обычных человеческих возможностей. Исход былины заключается в сцене расправы Илья Муромца над Соловьем-разбойником.

Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями. В кон­це многих былин идет восхваление автором своего главного героя. Это имеет огромное значение в педагогическом и патриотическом смысле, поскольку слушатели, наряду с рассказчиком исполняются гордостью за свой народ, свою страну, в которой могли появиться такие богатыри. Кроме того, через былины из поколения в поколение передавался какой-либо опыт или сведения об определенных исторических событиях.

Когда былины оказались на бумаге

Многие ошибочно считают, что былина относится к русской литературе, отчасти это так. Однако изучением былин занимается фольклор (устное народное творчество). Это означает, что они передавались из поколения в поколение, из уст в уста. На бумаге их зафиксировали не раньше XIX века в Карелии, на берегах Белого моря, а также в городах Архангельской губернии. В Сибири и на Урале былины записывали с XVIII века. В это время героический эпос активно переписывали в центральных губерниях нашей Родины (Воронежской, Московской, Калужской, Новгородской, Петербургской, Владимирской и так далее). Многообразны художественные особенности русских былин. Сочинение школьника должно их отразить как можно полнее. Поэтому переходим к особенностям сюжета и содержания эпоса.

Когда появились

Главной художественной особенностью русской былины является время ее возникновения. Они считаются одной из первых форм народного фольклора. Именно благодаря этому достоянию эпоса, события, которые происходили на Руси в XI-XVI веках, дошли до наших дней.

Говоря о художественных особенностях русских былин, важно помнить, что они смогли очень многое рассказать о жизни славян современным историкам. Они рассказывали о судьбах отечественных героев, о смелых и отважных богатырях. Эти воины могли справиться с любой нечистой силой, какой бы могущественной она ни была. Кроме того, были первыми образцами силы и нравственности. Ведь они рассказывали людям о том, как стоит себя вести.

Содержание и сюжеты

В своих исследованиях филологи пишут, что былины по содержанию достаточно разнообразны. На сегодня фольклористике известно около сотни сюжетов, а зафиксировано больше 3000 вариантов и версий текстов. Как правило, эпические песни имеют новеллистический или героический характер. Идейный замысел героической былины заключён в прославлении, единении, а также независимости русской земли. Новеллистические былины прославляют верность супругов, настоящую дружбу, осуждение дурных качеств человека. Кроме того, есть и такие произведения, в которых народ осуждал несправедливость социальную, которая заключалась в произволе властей. Цель всех былин заключается в возвеличивании социальных, национальных, а также нравственно-этических идеалов русского народа.

Поэтика, а также художественные особенности русских былин (7 класс, русская литература)

Художественный мир былины сильно отличается от других жанров и обычной жизни. Язык и поэтика подчиняются задаче грандиозного и значительного изображения. Певец, который сказывает эпос, душевно сливается с небесами и морем, а также с бескрайними просторами русской земли. Поэтизация молодецкой удали, степенной воли, облика русского богатыря, а также его верного коня переносит слушателей и читателей в воображаемый мир эпохи Древней Руси, который величаво возносится над заурядной и обыденной действительностью.

Композиция

Продолжаем рассматривать художественные особенности русских былин. Композиционная основа данного жанра в основном строится на антитезе, где главный герой противопоставляется противнику. Так, например, Алёша Попович сражается с Тугариным, Добрыня Никитич выступает против Змея Горыныча. Существует еще один прием в композиции – это утроение. Данная особенность существует и в волшебных сказках, но в отличие от них герой былины действует самостоятельно. Если школьникам необходимо указать художественные особенности русских былин в сочинении (7 класс такое задание предполагает), то обязательно напишите об этом.

Сюжеты былин строятся по классической схеме:

  • зачин,
  • завязка,
  • развитие,
  • кульминация,
  • развязка.

Место в литературе сегодня

Сразу стоит отметить, что одной из художественных особенностей русской былины является то, что она лишь отчасти относится к древней литературе. Отнести ее к этому виду культурного наследия можно только по тому признаку, который говорит, что изучением этих произведений занимается фольклор.

Если говорить о современном образовании, то школьникам дается обязательное задание, представляющее собой сочинение на тему «Художественные особенности русских былин». В этом задании важно отметить многие нюансы этой темы. Поэтому нужно писать сочинение «Художественные особенности русских былин» по плану, который представлен ниже.

Основное средство, создающее образы

А мы продолжаем изучать художественные особенности русских былин. Сочинение школьника на данную тему должно содержать в себе разнообразие приемов, которые использовались при создании былин. Собиратель былин А. Ф. Гильфердинг воспринимал гиперболу (преувеличение) как реальное изображение в максимальном проявлении черт и качеств. Например, богатыри во время пира у князя Владимира выпивали чарку вина, которая по объему приравнивалась к большому ведру! Данный прием сказители применяли для того, чтобы идеализировать образ богатыря.

Собирание и публикация русских былин.

Первая запись русских эпических песен сделана в начале 17 в. англичанином Ричардом Джеймсом. Однако первый значительный труд по собиранию былин, имевший огромное научное значение, был проделан казаком Киршей Даниловым примерно в 40–60 18 в. Собранный им сборник состоял из 70 песен. Впервые записи в неполном виде были опубликованы только в 1804 в Москве, под названием Древние Российские Стихотворения

и долгое время являлись единственным собранием русских эпических песен.

Следующий шаг в изучении русских эпических песен сделал П.Н.Рыбников (1831–1885). Он обнаружил, что в Олонецкой губернии былины все еще исполняются, хотя к тому моменту этот фольклорный жанр считался мертвым. Благодаря открытию П.Н.Рыбникова представилась возможность не только глубже изучить былинный эпос, но и познакомиться со способом его исполнения и с самими исполнителями. Итоговый свод былин был опубликован в 1861–1867 под заглавием Песни, собранные П.Н.Рыбниковым

. Четыре тома содержали 165 былин (для сравнения упомянем, что в
Сборнике Кирши Данилова
их было всего 24).

Далее последовали сборники А.Ф.Гильфердинга (1831–1872), П.В.Киреевского (1808–1856), Н.Е.Ончукова (1872–1942) и др., материал для которых собран, по преимуществу, в Сибири, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Дону, Тереке и Урале (в Центральных и Южных районах былинный эпос сохранился в весьма незначительных размерах). Последние записи былин сделаны в 20–30 20 в. советскими экспедициями, путешествовавшими по северу России, а с 50-х 20 в. былинный эпос практически перестает существовать в живом исполнении, сохраняясь лишь в книгах.

Средства художественной выразительности

Художественные особенности русских былин заключаются еще и в тропах. Все дело в том, что сказители принимали их как достоверные и исторические события. Этот фактор и повлиял на поэтику эпоса. Удивительно, но в былинах отсутствуют метафоры! Зато они изобилуют эпитетами и сравнениями. Часто богатыря сравнивали с ясным соколом. Почти всегда в эпосе поле чистое, стрела бывает каленой, богатырь – сильный, а вражеская сила – поганая.

Как видите, изучить художественные особенности русских былин в 7 классе не так сложно. Важно своевременно и осознанно читать тексты.

Изучать историю можно не только при помощи учебника, но и благодаря литературе. Читайте, расширяйте кругозор!

Особенности былин статья по чтению (4 класс) на тему

Особенности ,характеризующие былины.

Былина — это прежде всего песня. Особая, необычная, не похожая даже на те фольклорные варианты, с которыми мы уже сталкивались, но всё-таки песня. Характерен стихотворный метр былины — народный эпический стих: три-четыре чётких ударения в строке, интервалы между которыми 1–3 слога. Былина не стремится побыстрее передать информацию. Она медленна, размеренна и величава, потому что события, о которых она повествует, тоже нешуточные. Стих былины связан с напевной речью — речитативом, часто используется перехват, знакомый нам по народной песне: “Прямоезжая дорожка заколодела, // Заколодела дорожка, замуравела”. Особенность былины — то, что в отличие от сказки, события былины воспринимались самим исполнителем и слушателями как действительно происходившие. Былина — песня о старине, а старина в понимании человека того времени — основа основ, её реальность, какой бы фантастичной она ни представлялась, не вызывала сомнения. Вероятно, от стремления к правдоподобию и некая пространственная конкретность, присущая былине: место действия былин — Муром, Владимир, Ростов, Киев. Устанавливается и время действия в былинах киевского цикла — IX–XI века — расцвет киевской Руси. Материал былины — важнейшие исторические события, как правило, войны с исконными врагами, угрожавшими Руси. Чтобы стать достоянием эпоса, событие должно быть в представлении народа весьма значительным. Не случайно среди 120 сюжетов былин нет ни одного, посвященного ежедневным событиям. Опора на историю тем не менее не мешает былине быть порой совершенно неправдоподобной. Реальность включает в себя, например, явно мифические элементы: Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник. Былина противопоставляет добро злу, и зло подлежит уничтожению, но образы, воплощающие зло, в этих двух жанрах фольклора несколько различны. Важная особенность былины в том, что враг в ней (даже будучи мифическим существом) воспринимается как враг государства, которому служит богатырь. Видимо, и создаются былины тогда, когда нация испытывает необходимость объединения, сплачивания. Время возникновения былин, конечно, трудно определить однозначно, но, по-видимому, оно предшествует образованию Киевского государства. . Стремление к единству, к объединению актуально и в период феодальной раздробленности, и в период возникновения и укрепления Москвы — возможно, именно этим объясняется жизненность, актуальность жанра в течение нескольких столетий Главное качество богатыря — воинская доблесть. Все остальные качества — второстепенные. Это отражало действительность того времени. Достоинства богатыря проверяются в сражении, в неравном бою. С этим связана и композиция былины, кульминационным событием которой будет именно сражение — насыщенное гиперболами. Основные богатыри киевского цикла, конечно, хорошо известны детям, и все они, в их представлении, храбры, сильны, умны, справедливы, беспощадны к врагам Русской земли, которую любят беззаветно и пламенно. Илья самый могучий, самый главный богатырь, а Алёша Попович — самый молодой. Среди особенностей поэтики следует отметить и зачин и концовку. Былинам киевского цикла свойственна общность композиции. Экспозиция — выезд богатыря из родительского дома или присутствие его на княжеском пиру; по дороге в Киев герой совершает подвиги, или на княжеском пиру становится очевидной необходимость сражения с антагонистом. Сам богатырский поединок — кульминационный момент былины — обычно занимает немного времени, после этого герой вновь возвращается на княжеский двор. Каждый эпизод закреплён в пространственном и временном отношении. Смена событий сопровождается обязательным перемещением героя.

Школа:

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
6

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 2 — иметь общее представление о художественном произведении,
осмысливать тему;

5.ПО 4 — составлять простой план;

5.ПО 6 — давать краткий и полный ответ на вопрос;
5.АИ 2 — определять основную мысль произведения при поддержке учителя;
5.АИ 5 — характеризовать героев при поддержке учителя.

Цели урока:

-ответить на вопросы по содержанию текста;

— перечислить главных героев художественного произведения;

— разделить героев на положительных и отрицательных.

— подтвердить собственную позицию
цитатами/примерами

из художественного произведения;

-расставить пункты плана в
хронологической последовательности.

  сформулировать
основную мысль художественного произведения;

охарактеризовать поступки персонажа.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ

Критерии оценивания

-определяет главную информацию художественного произведения;
-дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию; художественного
произведения
-выделяет основную мысль произведения;
-отмечает основные характеристики литературного героя.

Языковые
цели

Отвечает на вопросы, используя терминологию по теме

Ключевые слова и фразы:

Былина, героический эпос, главные герои

Привитие

ценностей

Ответственность, уважение, обучение на протяжении жизни

Межпредметные

связи

Русский язык, история Древнего мира.  Межпредметная
интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых
материалов.

ИКТ

Предварительные

знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися
на предыдущих уроках, на знаниях устного народного творчества.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1.     
Приветствие учащихся.

2.     
Психологический настрой«Пожелание»

«Вы талантливые, дети!
Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо
умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели
стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

Формирование читательской грамотности

К. Прием  «Богатырская
разминка»

Задание: ответьте на  вопросы
по  содержанию былины.

1.      Где родился Илья Муромец? (Родом он из села
Карачарово .)

2.      Где встретился Илья Муромец с
Соловьём-Разбойником? (У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова
креста.)

3.      Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по
прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать? (Пятьсот
вёрст.)

4.      Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье
Муромцу у них в городе? (Воеводою.)

5.      Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец
скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А
чьим сыном был Соловей-Разбойник? («Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев
сын».)

6.      Какой первый подвиг совершает Илья Муромец? (Побивает
силушку великую под Черниговом.)

7.      К какому герою относятся эпитеты: удаленький,
дородный, славный? (Илья Муромец.)

8.      Каким оружием был пленен Соловей Разбойник? («Да
берет-то он свой тугой лук разрывчатый…»)

9.      Чем прикрывался князь Владимир от свиста
разбойника? (Куньей шубонькой.)

10.  Сколько раз в былине упоминается Соловей Разбойник? (3.)

Дескрипторы:


дает полный и краткий ответ на вопрос;


приводит примеры из произведений для поддержки своего ответа;

-демонстрирует понимание прочитанной былины.

ФО «Сигналы рукой»

П. Прием «Собери текст»

Игра на проверку знания текста. Перечисленные эпизоды былины даны
с нарушением хронологической последовательности. Каждый эпизод помечен
буквой. Задание: Выпиши буквы в той последовательности, которая
соответствует содержанию былины.

А. Соловей пугает коня.

Б. Осада города Чернигова черной вражеской силой.

В. Князь Владимир обвиняет богатыря во лжи.

Г. Свист и крик Соловья.

Д. Встреча с Соловьем-разбойником по прямоезжей дорожке.

Е. Ответ Ильи Муромца князю.

Ж.  Битва под Черниговым с «силушкой великой».

З. Выезд Ильи Муромца в Киев.

И. Отказ от воеводства и продолжение опасного пути.

К. Расправа с разбойником.

Л. Илья Муромец в княжеских палатах.

М. Победа над врагами.

Н. Возвращение домой.

Дескрипторы:

-знает содержание былины;

— расставляет эпизоды в хронологической последовательности.

ФО «Светофор»

Середина урока

Суммативное
оценивание за раздел
«Героический эпос». Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Ответьте
на вопросы и выполните задания, приводя примеры из былины.

1.
Перечислите главных героев былины.

2.
Какие из данных героев являются положительными, а какие — отрицательными?
Почему?

3.
Что помогло Илье победить Соловья Разбойника?

4.
Почему в былине народ воспевал подвиги богатыря?

5.
Чему учит былина?

Конец урока

Рефлексия «Лестница успеха»

https://lenochka-internat6.edusev.ru/uploads/6000/23789/persona/folders/img12.jpg?1491929037525

План былины, основное:

  • элементы списка должны быть краткими;
  • выражать основную мысль раздела/главы;
  • пункт плана должен быть емким.

1) Благословение Ильи Муромца на путь далекий в Киев

Из того ли‑то из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутреню во Муромли,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев– град,
Да и подъехал он ко славному ко городу
к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано‑то силушки черным‑черно,
А и черным‑черно, как черна ворона;
Так пехотою никто тут не похаживат,
На добром кони никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал‑то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А и побил он эту силу всю великую.
Он подъехал‑то под славный под Чернигов‑град.
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли‑то ворота во Чернигов‑град,
А и зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит‑то им Илья да таковы слова:
«Ай же мужички да вы черниговски!
Я нейду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев‑град».

2) Рассказ Чернигов о окульнной дорожке на Киев-град

Говорили мужички ему черниговски:
«Ты удаленький дородный добрый молодец,
А и ты славныя богатырь святорусскии!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела;
А и по той ли по дорожке прямоезжею
Да и пехотою никто да не прохаживал,
На добром кони никто да не проезживал:
Как у той ли‑то у грязи‑то у черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сиди Соловей‑разбойник во сыром дубу,
Сиди Соловей‑разбойник Одихмантьев сын;
А то свищет Соловей да по‑соловьему
Он кричит, злодей‑разбойник, по‑звериному,
И от его ли‑то, от посвисту соловьего,
И от его ли‑то, от покрику звериного,
То все травушки‑муравы уплетаются,
Все лазуревы цветочки отсыпаются,
Темны лесушки к земли вси приклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,
А и окольноей дорожкой цела тысяща».

 
3) Встреча с Соловьём розбойником

Он пустил добра коня да и богатырского.
Он поехал‑то дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырскии
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.
Подъезжает он ко речке ко Смородинке,
Да ко тоей он ко грязи он ко черноей,
Да ко тое ко березе ко покляпые,
К тому славному кресту ко Леванидову.
Засвистал‑то Соловей да и по‑соловьему,
Закричал злодей‑разбойник по‑звериному,
Так все травушки‑муравы уплеталися,
Да и лазуревы цветочки отсыпалися,
Темны лесушки к земле вси приклонилися.
Его добрый конь да богатырскии,
А он на корзни да потыкается.
А и как старый‑от казак да Илья Муромец
Берет плеточку шелковую в белу руку,
А он бил коня а по крутым ребрам;
Говорил‑то он, Илья, да таковы слова:
«Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок!
Али ты идти не хошь, али нести не мошь?
Что ты на корзни, собака, потыкаешься?
Не слыхал ли посвисту соловьего,
Не слыхал ли покрику звериного,
Не видал ли ты ударов богатырскиих?»
А и тут старыя казак да Илья Муромец
Да берет‑то он свои тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы он во ручушки,
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
То он стрелил в того Соловья‑разбойника,
Ему выбил право око со косицею.
Он спустил‑то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повез его по славну по чисту полю,

4) Победа Ильи Муромца 

В том гнездышке да соловьиноем
А случилось быть да и три дочери,
А и три дочери его любимыих;
Больша дочка эта смотрит во окошечко косящато,
Говорит она да таковы слова.
«Едет‑то наш батюшка чистым полем,
А сидит‑то на добром кони,
Да везет он мужичища‑деревенщину,
Да у правого стремени прикована».
Поглядела его друга дочь любимая,
Говорила‑то она да таковы слова:
«Едет батюшко раздольицем чистым полем,
Да и везет он мужичища‑деревенщину,
Да и ко правому ко стремени прикована».
Поглядела его меньша дочь любимая,
Говорила‑то она да таковы слова:
«Едет мужичищо‑деревенщина,
Да и сидит, мужик, он на добром кони,
Да и везет‑то наша батюшка у стремени,
У булатного у стремени прикована.
Ему выбито‑то право око со косицею».
Говорила‑то и она да таковы слова.
«Ай же мужевья наши любимые!
Вы берите‑тко рогатины звериные,
Да бегите‑тко в раздольице чисто поле,
Да вы бейте мужичища‑деревенщину!»
Эти мужевья да их любимые,
Зятевья то есть да соловьиные,
Похватали как рогатины звериные
Да и бежали‑то они да и во чисто поле
К тому ли мужичищу‑деревенщине,
Да хотят убить‑то мужичища‑деревенщину.
Говорит им Соловей‑разбойник Одихмантьев сын:
«Ай же зятевья мои любимые!
Побросайте‑тко рогатины звериные,
Вы зовите мужика да деревенщину,
В свое гнездышко зовите соловьиное,
Да кормите его ествушкой сахарною,
Да вы пойте его питьицем медвяныим,
Да и дарите ему дары драгоценные».
Эти зятевья да соловьиные
Побросали‑то рогатины звериные
А и зовут‑то мужика да и деревенщину
Во то гнездышко во соловьиное;
Да и мужик‑от‑деревенщина не слушатся,
А он едет‑то по славному чисту полю,
Прямоезжею дорожкой в стольный Киев‑град.
Он приехал‑то во славный стольный Киев‑град
А ко славному ко князю на широкий двор.

5) Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром

Он приехал‑то во славный стольный Киев‑град
А ко славному ко князю на широкий двор.
А и Владимир‑князь он вышел со Божьей церкви,
Он пришел в палату белокаменну,
Во столовую свою во горенку.
Они сели есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати.
А и тут старыя казак да Илья Муромец
Становил коня да посередь двора,
Сам идет он во палаты белокаменны,
Проходил он во столовую во горенку,
На пяту он дверь‑ту поразмахивал,
Крест‑от клал он по‑писаному,
Вел поклоны по‑ученому,
На всё на три, на четыре на сторонки
низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Еще всем его князьям он подколенныим.
Тут Владимир‑князь стал молодца выспрашивать:
«Ты скажи‑тко, ты откулешный, дородный
добрый молодец,
Тобе как‑то молодца да именем зовут,
Величают удалого по отечеству?»
Говорил‑то старыя казак да Илья Муромец:
«Есть я с славного из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович!»
Говорит ему Владимир таковы слова:
«Ай же ты, старыя казак да Илья Муромец!
Да и давно ли ты повыехал из Муромля,
И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев‑град?»
Говорил Илья он таковы слова:
«Ай ты, славныя Владимир стольнокиевский!
Я стоял заутреню христовскую во Муромле,
А и к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев‑град,
То моя дорожка призамешкалась;
А я ехал‑то дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею дороженькой я ехал мимо‑то Чернигов‑град.
Ехал мимо эту грязь да мимо черную,
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу‑ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест».


6) Сомнения князя Владимира

Говорил ему Владимир таковы слова:
«Ай же мужичищо‑деревенщина!
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много‑множество,
То пехотою никто да не прохаживал,
И на добром коне никто да не проезживал,
Туды серый зверь да не прорыскивал,
Птица черный ворон не пролетывал;
А у той ли‑то у грязи‑то у черноей
Да у славноей у речки у Смородины,
А и у той ли у березы у покляпые,
У того креста у Леванидова
Соловей сидит разбойник Одихмантьев сын;
То как свищет Соловей да по‑соловьему,
Как кричит злодей‑разбойник по‑звериному,
То все травушки‑муравы уплетаются,
А лазуревы цветки прочь отсыпаются,
Темны лесушки к земли вси приклоняются,
А что есть людей, то вси мертво лежат».
Говорил ему Илья да таковы слова:
«Ты, Владимир‑князь да стольнокиевский!
Соловей‑разбойник на твоем дворе,
Ему выбито ведь право око со косицею,
И он к стремени булатному прикованный».
То Владимир князь‑от стольнокиевский,
Он скорешенько ставал да на резвы ножки,
Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
То он шапочку соболью на одно ушко,
Он выходит‑то на свой‑то на широкий двор
Посмотреть на Соловья‑разбойника.
Говорил‑то ведь Владимир‑князь да таковы слова:
«Засвищи‑тко, Соловей, ты по‑соловьему,
Закричи‑тко, собака, по‑звериному».
Говорил‑то Соловей ему разбойник
Одихмантьев сын: «Не у вас‑то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас‑то я хочу да и послушати,
Я обедал‑то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу‑то я послушати».


7) Два приказа Соловью разбойнику

Говорил‑то как Владимир‑князь
да стольнокиевский: «Ай же старыя казак ты, Илья Муромец!
Прикажи‑тко засвистать ты Соловью да и по‑соловьему,
Прикажи‑тко закричать да по‑звериному».


8)Расправа над Соловьём разбойником

Говорил Илья да таковы слова:
«Ай же Соловей‑разбойник Одихмантьев сын!
Засвищи‑тко ты в пол‑свисту соловьего,
Закричи‑тко ты во пол‑крику звериного».
Говорил‑то ему Соловей‑разбойник Одихмантьев сын:
«Ай же старыя казак ты, Илья Муромец,
Мои раночки кровавы запечатались,
Да не ходят‑то мои уста сахарные:
Не могу засвистать да и по‑соловьему,
Закричать‑то не могу я по‑звериному,
А и вели‑тко князю ты Владимиру
Налить чару мни да зелена вина,
Я повыпью‑то как чару зелена вина,
Мои раночки кровавы поразойдутся,
Да уста мои сахарни порасходятся,
Да тогда я засвищу да по‑соловьему,
Да тогда я закричу да по‑звериному».
Говорил Илья тот князю он Владимиру:
«Ты, Владимир‑князь да стольнокиевский!
Ты поди в свою столовую во горенку,
Наливай‑ко чару зелена вина,
Ты не малую стопу да полтора ведра,
Подноси‑ко к Соловью к разбойнику».
То Владимир‑князь да стольнокиевский,
Он скоренько шел в столову свою горенку,
Наливал он чару зелена вина,
Да не малу он стопу да полтора ведра,
Разводил медами он стоялыми,
Приносил‑то он ко Соловью‑разбойнику.
Соловей‑разбойник Одихмантьев сын,
Принял чарочку от князя он одной ручкой,
Выпил чарочку‑то Соловей одным духом.
Засвистал как Соловей тут по‑соловьему,
Закричал разбойник по‑звериному,
Маковки на теремах покривились,
А околенки во теремах рассыпались
От его от посвисту соловьего,
А что есть‑то лкэдюшек, так все мертвы лежат;
А Владимир‑князь‑от стольнокиевский,
Куньей шубонькой он укрывается.
А и тут старый‑от казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
А и он вез‑то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
Говорил Илья да таковы слова:
«Тебе полно‑тко свистать да по‑соловьему,
Тебе полно‑тко кричать да по‑звериному,
Тебе полно‑тко слезить да отцей‑матерей,
Тебе полно‑тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно‑тко спущать‑то сиротать да малых детушек»,
А тут, Соловью, ему и славу поют,
А и славу поют ему век по веку.

  • Разделить сказку на части лисичка сестричка и волк
  • Разделить на части сказку лягушка путешественница и озаглавить
  • Разделить на части сказку золотая рыбка
  • Разделить на части сказку ашик кериб 4 класс литературное чтение
  • Разделить отрывок сказки о царе салтане на части