Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80.
УКМ «Перспектива»
1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.
Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:
- Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
- Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
- Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
- Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
- Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.
Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.
2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.
Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.
Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.
3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?
Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.
Морозко хотел испытать падчерицу.
4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.
Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.
Слова с ласкательными суффиксами:
Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.
5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.
Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.
6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?
Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника.
Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.
7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?
Этот герой — собака под столом.
Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.
Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.
8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.
Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.
Опорные слова для пересказа:
Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.
План пересказа сказки «Морозко»
- Жизнь с мачехой.
- Требование мачехи.
- Падчерица под елью.
- Разговор с Морозко.
- Старик находит дочь.
- Предсказание собаки.
- Возвращение падчерицы.
- Старухина дочь и Морозко.
- Второе предсказание собаки.
- Мертвая старухина дочь.
9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.
Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса
Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.
Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.
А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.
Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.
Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.
А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает.
Сжалился Морозко над девушкой.
А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.
А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.
Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.
Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.
Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.
Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.
Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.
Заголосила старуха, да только поздно.
10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.
Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.
Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.
Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.
Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.
Тема занятия: Деление текста на
части. Составление плана текста. 4 класс
Цель: закреплять знания о понятии «текст» и его особенностях построения
Задачи: 1) Образоват-е — учить выделять в
тексте смысловые части, определять границы частей, выделять их при записи
соответственно плану; уметь составлять план, использовать его при пересказе
текста.
2) Коррекционно-развивающие — развивать коммуникативные и познавательные
компетенции, зрительное и слуховое восприятие, упражнения на улучшение
мозгового кровообращения.
3) Воспитательные — воспитывать любовь к природе, бережное отношение к
птицам.
Оргмомент.
1. Сообщение
темы и цели урока. – Посмотрите на доску!
Узнайте тему занятия, разгадав ребус. (Слово «текст»)
1
= Т
— Откройте тетради, запишите число и тему. Мы продолжаем работу над текстом. —
Что же мы будем учиться делать с текстом? (учиться делить текст на части). –
Правильно! А еще мы будем составлять план текста.
Повторение изученного о тексте.
— Я вчера получила странное послание от инопланетян. Вот ОНИ.
(На доске изображение инопланетян). Прочитайте…. Что нужно сделать, чтоб
прочитать? (Дописать верхнюю часть букв). Что вы прочитали?
Послание: Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Старый друг лучше
новых двух. Дружба – не разлей водой.)
— Какие пословицы вы знаете о дружбе? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друзья познаются в беде).
— Инопланетяне очень умные и они хотят, чтобы мы выполнили 1-ое задание.
Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.
1. Выполнение теста по теме «Текст». На
каждый вопрос выберите один правильный вариант ответа и обведите в кружок.
Обсуждайте вместе в группе.
1.Выбери верное утверждение:
а) если предложение произносится с сильным чувством, то в конце
его ставится точка;
б) если в предложении содержится вопрос, то в конце его ставится
вопросительный знак.
2. Выбери неверное утверждение:
а) Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
б) Тексту нельзя давать название и делить его на части.
в) Каждая часть текста начинается с красной строки.
3. Укажи, сколько предложений в тексте:
Маша идёт в школу у неё в руках портфель там книги и тетради вот
и школа скоро будет звонок на урок.
1) 4
2) 5
3) 6
4. Расположи предложения в таком порядке, чтобы получился
рассказ “Лучший подарок”.
1) Поиграла Катя с куклой и легла с ней спать.
2) Папа подарил Кате русские народные сказки.
3) У Кати был день рождения.
4) Мама подарила куклу.
5) Открыла Катя книгу и стала читать.
Проверка теста у доски. Сверка с доски.
1? | 2? | 3? | 4? |
Б | Б | 2 | 3, 2, 5, 4, 1. |
— Хорошо! С 1 заданием вы справились.
1. Работа
над новой темой. Работа в парах.
Хитрые инопланетяне запутали мой текст, который я для вас
приготовила. Исправьте, пожалуйста, ошибки.
На красной карточке сложное задание. На зелёной — более легкое. Выберите вместе
(в паре) уровень сложности, который вам бы хотелось выполнить.
Красная карточка: Задание: Прочитайте
текст. Определите сколько частей в этом тексте? Выделите каждую часть вертикальной
чертой.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на
большой берёзе. Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал
поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал
их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на
своей руке. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за
птицами.
Зеленая карточка: Задание: Прочитайте.
Части текста переставлены местами. Укажите слева в квадратике правильную последовательность
частей цифрами 1, 2, 3.
Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. | |
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на | |
Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал |
— Что вы сейчас делали? Зачем?
1) Словарная работа.
В тексте вам встретилось слово сквер. В какой части
текста это слово? 1 читает, 2 простукивает, проговаривая четко каждое слово,
остальные считают количество слов.
— Что такое сквер? — Где можно узнать значение нового слова?
(интернет, учебник, толковый словарь)
Найдите слово сквер. Прочитайте, что обозначает это слово.
Сквер — это небольшой участок в городе, в котором могут быть фонтаны,
клумбы, деревья, детские площадки, беседки, памятники.
2) Показ иллюстраций с изображением скверов.
— Посмотрите, какие бывают скверы! В нашем городе тоже есть скверы.
3) Анализ текста. Чтение по цепочке. Полные ответы.
— О чём говорится в тексте? ( О том, как Слава сделал кормушку и
кормил птиц.)
— Какие птицы прилетели к кормушке?
(Показ рисунков с изображением синицы, поползня.)
— Какова главная мысль текста? (Что главное хотел сказать автор?)
(Зимой птицам голодно, и их нужно подкармливать. Птицы — наши друзья).
— Найдите предложение, в котором выражено какие чувства испытывал герой?
(Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.)
— Найдите предложения, которые соответствуют данному рисунку. (Он даже не ждал,
когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика.)
— Как можно озаглавить текст? (Кормушка для птиц. Наши друзья. (запись
на доске)).
— Какое из этих названий отражает тему текста, какое- главную мысль текста?
6. Работа над планом текста. Работа в тетради.
— Запишите в тетрадь название текста, которое вам больше
понравилось. В каждой части выделите главное и озаглавьте. Получится план
текста.
План
1. Слава смастерил кормушку.
2. Пернатые гости/ Птицы — наши друзья.
3. Наблюдение за птицами.
— Что нужно сделать, чтобы составить план текста? (Разделить
текст на части и озаглавить каждую часть.)
7. Итог урока. Рефлексия
ТЕСТ
На каждый вопрос выберите
один правильный вариант ответа и обведите в кружок. Обсуждайте вместе в
группе.
1.Выбери верное утверждение:
а) если предложение произносится с сильным чувством, то в конце
его ставится точка;
б) если в предложении содержится вопрос, то в конце его ставится
вопросительный знак.
2. Выбери неверное утверждение:
а) Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
б) Тексту нельзя давать название и делить его на части.
в) Каждая часть текста начинается с красной строки.
3. Укажи сколько предложений в тексте:
Маша идёт в школу у неё в руках портфель там книги и тетради вот
и школа скоро будет звонок на урок.
1) 4
2) 5
3) 6
4. Расположи предложения в таком порядке, чтобы получился
рассказ “Лучший подарок”.
1) Поиграла Катя с куклой и легла с ней спать.
2) Папа подарил Кате русские народные сказки.
3) У Кати был день рождения.
4) Мама подарила куклу.
5) Открыла Катя книгу и стала читать.
Прочитайте текст. Определите сколько частей в этом тексте?
Выделите каждую часть вертикальной чертой.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на
большой берёзе. Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал
поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал
их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на
своей руке. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за
птицами.
.
Прочитайте. Части текста переставлены местами. Укажите слева в
квадратике правильную последовательность частей цифрами 1, 2, 3.
Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. | |
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на | |
Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал |
Текст в правильной последовательности |
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал |
План:
1. Слава смастерил кормушку.
2. Пернатые гости (Птицы — наши друзья).
3. Наблюдение за птицами.
Легко
друзей найти,
да трудно
сохранить.
Дружба —
как стекло: разобьешь — не сложишь.
Дружба не
гриб,
в лесу не
найдешь.
Друг за дружку держаться — ничего не бояться.
Человек без друзей —
что дерево
без корней.
Сам пропадай,
а друга из беды выручай
Дружба
крепка не лестью,
а
правдой и честью.
Птица
сильна крыльями,
а человек
дружбой
Урок литературного чтения
Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс
Цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию
Задачи:
1) расширять словарный запас учащихся,
2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.
Планируемые результаты.
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.
Метапредметные:
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.
Ход урока
I Организационный момент
— Здравствуйте, ребята!
Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!
А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.
— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела
— «Литературные сказки»
— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?
— Ребята, а какие еще бывают сказки?
— (народные)
— А чем народные сказки отличаются от литературных?
— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).
— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….
— Чему будем учиться? Читает……
II Сообщение темы и постановка цели и задач урока
На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).
— Мы с вами разделим сказку на части.
— Составим план к ней.
— Дадим характеристику главному герою.
— Определим главную мысль произведения.
III Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского
— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском
Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.
(Слайд № 2).
2. Словарная работа
— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.
-Кто знает, что такое табакерка? (Табакерка- коробочка для табака)
Выслушиваются ответы детей.
— Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»
(Слайд № 3).
— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?
— Опишите её. (Стр.156)
— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)
— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.
— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).
Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.
3. Работа с текстом, учебником
— С чего начинается сказка? Прочитайте.
— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).
— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)
— Кто главный герой произведения? (Миша)
— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.
( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)
— Подтвердите свой выбор примерами из текста.
— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?
— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.
— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)
— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)
— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)
— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.
— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).
— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)
— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)
4. Физминутка(Ночь- день).
5. Составление плана
Работа в парах:
— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).
I часть
— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)
— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157
II часть
— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)
-Предложите название этой части. Стр. 157-158
III часть
— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».
Озаглавьте. Стр. 158-163
IV часть
— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».
Озаглавить. Стр.163-164
V часть
— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».
Озаглавьте. Стр.164
VI часть
— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».
Озаглавьте. Стр.165
VII часть
-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».
Озаглавьте. Стр.166
VIII часть
— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.
Озаглавьте. Стр.167
-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
План
-
Удивительная табакерка
-
Знакомство с Динь-динь
-
Герои на улице города
-
Встреча с молоточками
-
Господа – дядьки-молоточки
-
Знакомство с надзирателем
-
Сударыня – царевна
-
Миша проснулся
IV Итог урока
— Кто автор произведения.
— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.
— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского
— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).
V Игра «Данетка»
— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.
Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.
№ вопроса | ДА | НЕТ |
1 | + | |
2 | + | |
3 | + | |
4 | + | |
5 | + | |
6 | + | |
7 | + | |
8 | + | |
9 | + | |
10 | + |
Вопросы для игры
1.Данное произведение сказка? (да)
2. Главный герой мальчик Миша? (да)
3. Табакерка была сделана из золота? (нет)
4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)
5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)
6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)
7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)
8. Валик всё время работал? (нет)
9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)
10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)? (нет) (Слайд № 6)
— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.
VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».
VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».
— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик и прикрепите его к ……
(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).
Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша.
Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.
Чтобы запомнить художественное
произведение, уметь его пересказывать, выделять главное, надо хорошо научиться
составлять план. Для этого следует разделить сказку на смысловые части (нередко
они отвечают абзацам) и дать им заголовки. В плане желательно не употреблять
рядом одинаковые слова, пункты плана не должны совпадать с заглавием
произведения. Предложения должны быть односоставными, небольшими, но содержательными, отражать
суть того, о чем говорится в соответствующей части текста. Они будут служить вам
опорой во время пересказа произведения.
ІІІ. Устно ответьте на вопросы:
1. Что делала падчерица каждое утро?
2. Чем она однажды запачкала веретено?
3. Куда упало веретено из рук?
4. Что сделала падчерица с горя?
5. Кому помогла падчерица?
6. Кого она увидела на лужайке?
7. Какую работу делала падчерица у
Метелицы?
8. Как наградила её Метелица?
9. Что решила сделать мачеха?
10. Помогла ли лентяйка хлебам и
яблоне?
11. Как работала лентяйка у Метелицы?
12. Как наградила её госпожа Метелица?
Мы говорим: «Сказка братьев Гримм
“Госпожа Метелица”» и вместе с тем: «“Госпожа Метелица” — народная сказка».
Почему так?
«Госпожу Метелицу» действительно
составил немецкий народ, но записали и обработали сказку немецкие ученые —
братья Гримм.
Каким образом сказка связана с нашим
реальным жизнью? Потому что каждому нужно работать, быть искренним и доброжелательным,
чтобы иметь успех.
Определите, какие пословицы можно
отнести к характеристике падчерицы, а какие — к мачехиной дочери или обеих героинь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Какая служба, такая и плата.
Кто больше имеет, тот больше хочет.
Кто хорошо работает, тому и везет.
Доброму везде хорошо.
Хочешь быть счастливым, то не будь
ленивым.
Кто дремлет, тот счастья не имеет.
Счастье в воздухе не вьется, а трудом
достается.
Кто плохо делает, то все себе вредит.
Несколько лет прожил Синдбад в родном городе, никуда не выезжая. Его друзья и знакомые, багдадские купцы, каждый вечер сходились к нему и слушали рассказы о его странствиях, и всякий раз, как Синдбад вспоминал про птицу Рухх, алмазную долину огромных змей, ему становилось так страшно, как будто он все еще бродил в долине алмазов.
Однажды вечером к Синдбаду, по обыкновению, пришли его приятели-купцы. Когда они кончили ужин и приготовились слушать рассказы хозяина, в комнату вошел слуга и сказал, что у ворот стоит человек и продает диковинные плоды.
— Прикажи ему войти сюда,- сказал Синдбад.
Слуга привел торговца плодами в комнату. Это был смуглый человек с длинной черной бородой, одетый по-иноземному. На голове он нес корзину, полную великолепных плодов. Он поставил корзину перед Синдбадом и снял с нее покрывало.
Синдбад заглянул в корзину — и ахнул от удивления. В ней лежали огромные круглые апельсины, кислые и сладкие лимоны, померанцы, яркие, словно огонь, персики, груши и гранаты, такие большие и сочные, каких не бывает в Багдаде.
— Кто ты, чужеземец, и откуда ты пришел?- спросил Синдбад торговца.
— О господин,- ответил тот,- я родился далеко отсюда, на острове Серендибе. Всю мою жизнь я плавал по морям и побывал во многих странах и везде я продавал такие плоды.
— Расскажи мне про остров Серендиб: какой он и кто на нем живет?- сказал Синдбад.
— Про мою родину не расскажешь словами. Ее нужно видеть, так как нет в мире острова прекраснее и лучше Серендиба,- ответил торговец.- Когда путник вступает на берег, он слышит пение прекрасных птиц, перья которых горят на солнце, как драгоценные камни. Даже цветы на острове Серендибе светятся, словно яркое золото. И есть на нем цветы, которые плачут и смеются. Каждый день на восходе солнца они поднимают свои головки кверху и громко кричат: «Утро! Утро!»- и смеются, а вечером, когда солнце заходит, они опускают головки к земле и плачут. Лишь только наступает темнота, выходят на берег моря всевозможные звери — медведи, барсы, львы и морские кони,- и каждый держит во рту драгоценный камень, который сверкает, как огонь, и освещает все вокруг. А деревья на моей родине самые редкие и дорогие: алоэ, которое так прекрасно пахнет, если его зажечь; крепкий тек, что идет на корабельные мачты,- ни одно насекомое не прогрызет его, и не повредит ему ни вода, ни холод; высокие пальмы и блестящий эбен, или черное дерево. Море вокруг Серендиба ласковое и теплое. На дне его лежат чудесные жемчужины — белые, розовые и черные, и рыбаки ныряют в воду и достают их. А иногда они посылают за жемчугом маленьких обезьян…
Долго еще рассказывал торговец плодами про диковины острова Серендиба, и когда он кончил, Синдбад щедро наградил его и отпустил. Торговец ушел, низко кланяясь, а Синдбад лег спать, но еще долго ворочался с боку на бок и не мог заснуть, вспоминая рассказы об острове Серендибе. Ему слышался плеск моря и скрип корабельных мачт, он видел перед собой чудесных птиц и золотые цветы, сверкавшие яркими огнями. Наконец он заснул, и ему приснилась обезьяна с огромной розовой жемчужиной во рту.
Проснувшись, он сразу же вскочил с постели и сказал себе:
— Я непременно должен побывать на острове Серендибе! Сегодня же начну собираться в путь.
Он собрал все, какие у него были, деньги, накупил товаров, простился со своими родными и опять отправился в приморский город Басру. Он долго выбирал себе корабль получше и наконец нашел прекрасное, крепкое судно. Капитаном этого судна был мореход из Персии по имени Бузург — старый толстый человек с длинной бородой. Он много лет плавал по океану, и его корабль ни разу не потерпел крушения.
Синдбад велел погрузить свои товары на корабль Бузурга и тронулся в путь. С ним вместе поехали его приятели-купцы, которым также захотелось побывать на острове Серендибе.
Ветер был попутный, и корабль быстро двигался вперед. Первые дни все шло благополучно. Но однажды утром на море началась буря; поднялся сильный ветер, который то и дело менял направление. Корабль Синдбада носило по морю как щепку. Огромные волны одна за другой перекатывались через палубу. Синдбад и его приятели привязали себя к мачтам и стали прощаться друг с другом, не надеясь спастись. Только капитан Бузург был спокоен. Он сам встал у руля и громким голосом отдавал приказания. Видя, что он не боится, успокоились и его спутники. К полудню буря начала стихать. Волны стали меньше, небо прояснилось. Скоро наступило полное затишье.
И вдруг капитан Бузург принялся бить себя по лицу, стонать и плакать. Сорвал с головы тюрбан, бросил его на палубу, разорвал на себе халат и крикнул:
— Знайте, что наш корабль попал в сильное течение и мы не можем из него выйти! А это течение несет нас к стране, которая называется «Страна мохнатых». Там живут люди, похожие на обезьян, и никто еще не вернулся живым из этой страны. Готовьтесь же к смерти — нам нет спасения!
Не успел капитан договорить, как раздался страшный удар. Корабль сильно встряхнуло, и он остановился. Течение пригнало его к берегу, и он сел на мель. И сейчас же весь берег покрылся маленькими человечками. Их становилось все больше и больше, они скатывались с берега прямо в воду, подплывали к кораблю и быстро карабкались на мачты. Эти маленькие люди, покрытые густой шерстью, с желтыми глазами, кривыми ногами и цепкими руками, перегрызли корабельные канаты и сорвали паруса, а потом бросились на Синдбада и его спутников. Передний человечек подкрался к одному из купцов. Купец выхватил меч и разрубил его пополам. И сейчас же на него кинулись еще десять мохнатых, схватили его за руки и за ноги и сбросили в море, а за ним и другого и третьего купца.
— Неужели мы испугаемся этих обезьян?!- воскликнул Синдбад и вынул меч из ножен.
Но капитан Бузург схватил его за руку и закричал:
— Берегись, Синдбад! Разве ты не видишь, что, если каждый из нас убьет десять или даже сто обезьян, остальные разорвут его в клочья или выкинут за борт? Бежим с корабля на остров, а корабль пусть достается обезьянам.
Синдбад послушался капитана и вложил меч в ножны.
Он выскочил на берег острова, и его спутники последовали за ним. Последним ушел с корабля капитан Бузург. Ему было очень жалко оставлять свое судно этим мохнатым обезьянам.
Синдбад и его приятели медленно пошли вперед, не зная, куда направиться. Они шли и тихо разговаривали между собой. И вдруг капитан Бузург воскликнул:
— Смотрите! Смотрите! Дворец!
Синдбад поднял голову и увидел высокий дом с черными железными воротами.
— В этом доме, может быть, живут люди. Пойдем и узнаем, кто его хозяин,- сказал он.
Путники пошли быстрее и вскоре дошли до ворот дома. Синдбад первым вбежал во двор и крикнул:
— Тут, наверно, недавно был пир! Смотрите — на палках вокруг жаровни висят котлы и сковороды и всюду разбросаны обглоданные кости. А угли в жаровне еще горячие. Посидим немного на этой скамье — может быть, хозяин дома выйдет во двор и позовет нас.
Синдбад и его спутники так устали, что едва держались на ногах. Они уселись, кто на скамью, а кто прямо на землю, и вскоре уснули, пригревшись на солнце. Синдбад проснулся первым. Его разбудил сильный шум и гул. Казалось, что где-то недалеко проходит большое стадо слонов. Земля дрожала от чьих-то тяжелых шагов. Было уже почти темно. Синдбад привстал со скамьи и замер от ужаса: прямо на него двигался человек огромного роста — настоящий великан, похожий на высокую пальму. Он был весь черный, глаза у него сверкали, как горящие головни, рот был похож на отверстие у колодца, а зубы торчали, точно клыки кабана. Уши падали ему на плечи, а ногти на его руках были широкие и острые, как у льва. Великан шел медленно, слегка согнувшись, точно ему трудно было нести свою голову, и тяжело вздыхал. От каждого вздоха шелестели деревья и верхушки их пригибались к земле, как во время бури. В руках у великана был огромный факел — целый ствол смолистого дерева.
Спутники Синдбада тоже проснулись и лежали на земле полумертвые от страха. Великан подошел и нагнулся над ними. Он долго рассматривал каждого из них и, выбрав одного, поднял его, как перышко. Это был капитан Бузург — самый большой и толстый из спутников Синдбада.
Синдбад выхватил меч и бросился к великану. Весь его страх прошел, и он думал только об одном: как бы вырвать Бузурга из рук чудовища. Но великан ударом ноги отбросил Синдбада в сторону. Он разжег огонь на жаровне, зажарил капитана Бузурга и съел его.
Кончив есть, великан растянулся на земле и громко захрапел. Синдбад и его товарищи сидели на скамье, прижавшись друг к другу и затаив дыхание.
Синдбад оправился первый и, убедившись, что великан крепко спит, вскочил и воскликнул:
— Лучше было бы, если бы мы утонули в море! Неужели мы позволим великану съесть нас, как овец?
— Уйдем отсюда и поищем такое место, где бы мы могли спрятаться от него,- сказал один из купцов.
— Куда нам уйти? Он ведь всюду нас найдет,- возразил Синдбад.- Лучше будет, если мы убьем его и потом уплывем по морю. Может быть, нас подберет какой-нибудь корабль.
— А на чем мы уплывем, Синдбад?- спросили купцы.
— Посмотрите на эти бревна, что сложены около жаровни. Они длинные и толстые, и, если их связать вместе, выйдет хороший плот,- сказал Синдбад.- Перенесем их на берег моря, пока спит этот жестокий людоед, а потом мы вернемся сюда и придумаем способ его убить.
— Это прекрасный план,- сказали купцы и начали перетаскивать бревна на морской берег и связывать их веревками из пальмового лыка.
К утру плот был готов, и Синдбад с товарищами вернулись во двор великана. Когда они пришли, людоеда во дворе не было. До самого вечера он не появлялся.
Когда стемнело, земля опять затряслась и послышался гул и топот. Великан был близко. Как и накануне, он медленно подошел к товарищам Синдбада и нагнулся над ними, освещая их факелом. Он выбрал самого толстого купца, проткнул его вертелом, зажарил и съел. А потом он растянулся на земле и заснул.
— Еще один наш спутник погиб!- воскликнул Синдбад.- Но это последний. Больше этот жестокий человек никого из нас не съест.
— Что же ты задумал, Синдбад?- спросили его купцы.
— Смотрите и делайте так, как я скажу!- воскликнул Синдбад.
Он схватил два вертела, на которых великан жарил мясо, раскалил их на огне и приставил к глазам людоеда. Потом он сделал знак купцам, и они все вместе навалились на вертела. Глаза людоеда ушли в глубь головы, и он ослеп.
Людоед со страшным криком вскочил и принялся шарить вокруг себя руками, стараясь поймать своих врагов. Но Синдбад и его товарищи врассыпную бросились от него и побежали к морю. Великан пошел за ними, продолжая громко кричать. Он догонял беглецов и перегонял их, но так и не поймал никого. Они пробегали у него между ногами, увертывались от его рук и наконец добежали до берега моря, сели на плот и отплыли, гребя, как веслом, тонким стволом молодой пальмы.
Когда людоед услышал удары весла о воду, он понял, что добыча ушла от него. Он закричал еще громче прежнего. На его крик прибежали еще два великана, такие же страшные, как он. Они отломили от скал по громадному камню и бросили вслед беглецам. Глыбы скал со страшным шумом упали в воду, только слегка задев плот. Но от них поднялись такие волны, что плот перевернулся. Спутники Синдбада почти совсем не умели плавать. Они сразу захлебнулись и пошли ко дну. Только сам Синдбад и еще двое купцов помоложе успели схватиться за плот и удержались на поверхности моря.
Синдбад с трудом вскарабкался снова на плот и помог своим товарищам выбраться из воды. Волны унесли их весло, и им пришлось плыть по течению, слегка направляя плот ногами. Становилось светлее. Скоро должно было взойти солнце. Товарищи Синдбада, мокрые и дрожащие, сидели на плоту и громко жаловались. Синдбад стоял на краю плота, высматривая, не видно ли вдали берега или паруса корабля. Вдруг он обернулся к своим спутникам и крикнул:
— Мужайтесь, друзья мои Ахмед и Хасан! Земля недалеко, и течение несет нас прямо к берегу. Видите, птицы кружатся там, вдали, над водою? Их гнезда, наверно, где-нибудь близко. Ведь птицы не улетают далеко от своих птенцов.
Ахмед и Хасан подбодрились и подняли головы. Хасан, у которого глаза были зоркие, как у ястреба, посмотрел вперед и сказал:
— Твоя правда, Синдбад. Вон там, вдалеке, я вижу остров. Скоро течение пригонит к нему наш плот, и мы отдохнем на твердой земле.
Измученные путники обрадовались и стали сильнее грести ногами, чтобы помочь течению. Если бы они только знали, что ждет их на этом острове!
Скоро плот прибило к берегу, и Синдбад с Ахмедом и Хасаном вышли на сушу. Они медленно пошли вперед, подбирая с земли ягоды и коренья, и увидели высокие, развесистые деревья на берегу ручья. Густая трава так и манила прилечь и отдохнуть.
Синдбад бросился под дерево и сейчас же заснул. Его разбудил какой-то странный звук, точно кто-то перетирал зерно между двумя огромными камнями. Синдбад открыл глаза и вскочил на ноги. Он увидел перед собой огромного змея с широкой пастью, как у кита. Змей спокойно лежал на брюхе и лениво, с громким хрустом двигал челюстями. Этот хруст и разбудил Синдбада. А из пасти змея торчали человеческие ноги в сандалиях. По сандалиям Синдбад узнал, что это ноги Ахмеда.
Постепенно Ахмед целиком исчез в брюхе змея, и змей медленно уполз в лес. Когда он скрылся, Синдбад осмотрелся кругом и увидел, что он остался один.
«А где же Хасан?- подумал Синдбад.- Неужели его тоже съел змей?»
— Эй, Хасан, где ты?- крикнул он.
— Здесь!- раздался голос откуда-то сверху. Синдбад поднял голову и увидел Хасана, который сидел скорчившись в густых ветвях дерева, ни живой ни мертвый от страха.
— Полезай и ты сюда!- крикнул он Синдбаду.
Синдбад схватил с земли несколько кокосовых орехов и вскарабкался на дерево. Ему пришлось сидеть на верхней ветке, это было очень неудобно. А Хасан прекрасно устроился на широком суку пониже.
Много часов просидели Синдбад и Хасан на дереве, каждую минуту ожидая появления змея. Стало смеркаться, наступила ночь, а чудовища все не было. Наконец Хасан не выдержал и заснул, опершись спиной о ствол дерева и свесив ноги. Вскоре задремал и Синдбад. Когда он проснулся, было светло и солнце стояло довольно высоко. Синдбад осторожно наклонился и посмотрел вниз. Хасана на ветке больше не было. На траве, под деревом, белела его чалма и валялись стоптанные туфли — все, что осталось от бедного Хасана.
«Его тоже сожрал этот ужасный змей,- подумал Синдбад.- Видно, и на дереве от него не спрячешься».
Теперь Синдбад был один на острове. Долго искал он какого-нибудь местечка, чтобы укрыться от змея, но на острове не было ни одной скалы или пещеры. Устав искать, Синдбад присел на землю у самого моря и стал думать, как бы ему спастись.
«Если я вырвался из рук людоеда, так неужели я дам себя съесть змею?- думал он.- Я человек, и у меня есть разум, который поможет мне перехитрить это чудовище».
Вдруг с моря плеснула огромная волна и выбросила на берег толстую корабельную доску. Синдбад увидел эту доску и сейчас же придумал, как ему спастись. Он схватил доску, подобрал на берегу еще несколько досок поменьше и унес их в лес. Выбрав доску подходящего размера, Синдбад привязал ее к своим ногам большим куском пальмового лыка. Такую же доску он привязал к голове, а две другие — к телу, справа и слева, так что оказался как будто в ящике. А потом он лег на землю и стал ждать.
Скоро послышался треск хвороста и громкое шипение. Змей почуял запах человека и разыскал свою добычу. Из-за деревьев показалась его длинная голова, на которой светились, как факелы, два больших глаза. Он подполз к Синдбаду и широко разинул пасть, высовывая длинный раздвоенный язык.
Он удивленно осмотрел ящик, из которого так вкусно пахло человеком, и попробовал захватить его и разгрызть зубами, но крепкое дерево не поддавалось.
Змей обошел Синдбада со всех сторон, пытаясь сорвать с него деревянный щит. Щит оказался слишком крепким, и змей только обломал себе зубы. В ярости он стал бить хвостом по доскам. Доски задрожали, но выдержали. Долго трудился змей, но так и не добрался до Синдбада. Наконец он выбился из сил и уполз обратно в лес, шипя и разбрасывая хвостом сухие листья.
Синдбад быстро отвязал доски и вскочил на ноги.
«Лежать между досками очень неудобно, но если змей застигнет меня беззащитным, он меня сожрет,- сказал себе Синдбад.- Надо бежать с острова. Пусть лучше я утону в море, чем погибну в пасти змея, как Ахмед и Хасан».
И Синдбад решил опять смастерить себе плот. Он вернулся к морю и начал собирать доски. Вдруг он увидел неподалеку парус корабля. Корабль все приближался, попутный ветер гнал его к берегам острова. Синдбад сорвал с себя рубашку и принялся бегать по берегу, размахивая ею. Он махал руками, кричал и всячески старался обратить на себя внимание. Наконец матросы заметили его, и капитан приказал остановить корабль. Синдбад бросился в воду и в несколько взмахов достиг корабля. По парусам и по одежде матросов он узнал, что корабль принадлежит его землякам. Действительно, это был арабский корабль. Капитан корабля много слышал рассказов про остров, где живет страшный змей, но никогда не слыхал, чтобы кто-нибудь от него спасся.
Матросы ласково встретили Синдбада, накормили и одели его. Капитан приказал поднять паруса, и корабль помчался дальше.
Долго плыл он по морю и наконец доплыл до какой-то земли. Капитан остановил корабль у пристани, и все путники вышли на берег продавать и выменивать свои товары. Только у Синдбада ничего не было. Грустный и печальный, остался он на корабле. Скоро капитан подозвал его к себе и сказал:
— Я хочу сделать доброе дело и помочь тебе. С нами был один путешественник, которого мы потеряли, и я не знаю, умер он или жив. А товары его так и лежат в трюме. Возьми их и продай на рынке, и я дам тебе что-нибудь за труды. А то, что не удастся продать, мы отвезем в Багдад и отдадим его родственникам.
— Охотно сделаю это,- сказал Синдбад.
И капитан приказал матросам вынести товары из трюма.
Когда выгрузили последний тюк, корабельный писец спросил капитана:
— Что это за товары и как зовут их хозяина? На чье имя их записать?
— Запиши на имя Синдбада-Морехода, который плыл с нами на корабле и пропал,- ответил капитан.
Услышав это, Синдбад едва не лишился чувств от удивления и радости.
— О господин,- спросил он капитана,- знаешь ли ты того человека, чьи товары ты приказал мне продать?
— Это был человек из города Багдада по имени Синдбад-Мореход,- отвечал капитан.
— Это я Синдбад-Мореход!- закричал Синдбад.- Я не пропал, а заснул на берегу, а ты не дождался меня и уплыл. Это было в мое прошлое путешествие, когда птица Рухх принесла меня в долину алмазов.
Матросы услышали слова Синдбада и толпой обступили его. Некоторые ему верили, другие называли его лжецом. И вдруг подошел к капитану один купец, который тоже плыл на этом корабле, и сказал:
— Помнишь, я тебе рассказывал, как я был на алмазной горе и бросил в долину кусок мяса, и к мясу прицепился какой-то человек, и орел принес его на гору вместе с мясом? Ты мне не поверил и сказал, что я лгу. Вот человек, который привязался тюрбаном к моему куску мяса. Он подарил мне такие алмазы, лучше которых не бывает, и сказал, что его зовут Синдбад-Мореход.
Тут капитан обнял Синдбада и сказал ему:
— Возьми свои товары. Теперь я верю, что ты Синдбад-Мореход. Продай их поскорей, пока на рынке не кончилась торговля.
Синдбад продал свои товары с большой прибылью и вернулся в Багдад на этом же корабле. Он был очень доволен, что возвратился домой, и твердо решил никогда больше не пускаться в путешествия.
Так окончилось третье путешествие Синдбада.
ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО на ВОПРОСЫ
— Какие качества помогли главному герою выжить?
— Чему можно научиться, после прочтения этого эпизода?
Анализ сказки «Синдбад-Мореход: третье путешествие»
После первых двух путешествий Синдбад мореплаватель не захотел тихой и умеренной жизни в родном городе. Его неутомимая душа требовала новых приключений. Приключения Синдбада заключены в 7 разных сказок, которые рассказывает Шахерезада своему падишаху. Каждый рассказ отличается от предыдущего, но есть и общие черты. Например, общим является то, что мореплаватель Синдбад никогда не бросал своих друзей, и всегда умело выкручивается из очередной передряги.
Характерные черты произведения
Главный герой Синдбад богатый и веселый купец. Любит деньги и путешествия превыше всего. Постоянно меняет свою жизнь, рискует ради новых впечатлений и финансовой пользы. Раз за разом, купец собирает команду, садится на свой корабль и отправляется навстречу новым приключениям. Ему никогда не бывает страшно, он сообразительный и умный, и никогда не оставляет надежды на спасение. Своей счастливой удачей и настойчивостью он занял по праву место капитана корабля. Корабельная команда ему доверяет и готова пойти за ним, хоть на край света. В жизни у Синдбада было много приключений и испытаний, но его дух не сломался, а характер закалился. Постепенно в нем появляются, черты характера несвойственные для купцов, а именно: искренность, почтительность, человечность, искренность и доброта.
В третьей части сказок о Синдбаде рассказывается, о том, как герой попал на таинственный остров, населенный страшными людоедами, знакомится с вожаком обезьяньего царства, находит много драгоценностей, и странным образом остается живым. Несмотря на испытания, которые выпали на долю героя, он ни на одно мгновение не надеялся на свою удачу и благосклонность фортуны.
Автор сказок, хотел донести до читателя, что Синдбад раз за разом попадал в неприятности он никогда не опускал руки и боялся. Единственное, что может позволить себе человек – это постоянная борьба за идеи, свободу, богатство или жизнь. Все остальное не стоит. Имеет значение только величие характера и благородство души. Никакие обстоятельства не способны сломить человека, который знает, чего хочет, верит в свою звезду и способен отстаивать свои идеи до самой смерти.
КОНСПЕКТЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 7.
ТЕМА. Тип текста. Текст-повествование.
Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного
текста.
ЦЕЛИ; * ознакомить с текстом типа
«повествование», схемой построения повествовательного текста;
• формировать умения определять
особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте;
• формировать умение пересказывать
повествовательный текст по плану и опорным словам;
• развивать слоговой синтез.
ОБОРУДОВАНИЕ: серия сюжетных картинок «Репка»,
набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом (см. приложение
2. Карточка 1), запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
Замок откроется тогда,
Когда составишь ты слова.
Попробуй разгадать быстрее всех!
Уверена, что ждет тебя успех!
— Сядет тот, кто из слогов составит
слово:
ка, кош
са, по, дил
ка, внуч
ка, баб
ка, мыш
— Назовите все слова. (Кошка,
посадил, внучка, бабка, мышка.)
— Вы узнали эту сказку? Как она
называется? («Репка»)
— Как называются слова, по которым
можно определить тему текста, узнать сказку? (Опорные слова.)
2. Запись числа, темы занятия
3. Анализ текста русской народной сказки
«Репка»
— Послушайте отрывок из сказки
«Репка».
«Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за
внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут —
вытащили репку!»
— Кто написал эту сказку? Почему она
называется русской народной сказкой?
— Давайте вспомним эту сказку. Вы ее
знали еще до школы, когда были совсем маленькие.
Логопед выставляет серию сюжетных картинок
«Репка» (см. рис. 24—31), предлагает ученикам рассмотреть их.
— Расположите данные картинки в
правильной последовательности.
— Как вы думаете, что мы составили с
помощью этих картинок? (План.)
— Расскажите сказку (по серии
сюжетных картинок).
— О чем эта сказка? Определите тему
сказки.
— Прочитайте пословицы, подумайте,
подходят ли они к сказке?
На доске:
1. Берись дружно, не будет грузно.
2. Сообща и гору своротишь.
3. Работай дружней, так будет верней.
— Определите основную мысль сказки.
(В трудном деле даже малая помощь много значит.)
— С какого момента начинают
развиваться события? (Посадил дед репку.)
— Что было дальше? (Выросла репка
большая-пребольшая.)
— Для этой сказки важно не то, как
росла репка, а то, как ее тянули. Дальше рассказывается именно об этом.
— Перечислите героев сказки, которые
вытягивали репку?
— Как они появились? (Бабку и внучку
позвали, Жучку и кошку кликнули.) Назовите слова-синонимы. (Позвали-кликнули.)
— Назовите слова-действия, которые
предпринимали герои этой сказки. (Тянет, тянут-потянут, вытянуть не могут.)
Какое слово постоянно повторяется в тексте?
— Какое слово-действие используется
для того, чтобы показать результат совместных усилий героев сказки? (Вытащили.)
Вывод. Текст русской народной сказки «Репка» —
повествовательный текст, так как в нем говорится о случае, о событии, о
действиях, которые происходили друг за другом, а затем закончились.
Главная особенность повествовательного текста
— это со¬общение о развивающихся событиях и о завершении действия. Поэтому в
повествовательном тексте много слов, называющих действия предметов (глаголов).
Порядок таких слов в тексте соответствует порядку самих действий, тому, как
развивались события.
4. Физкультминутка
— Расскажите русскую народную сказку
«Репка», покажите, как все происходило. Один ученик пересказывает сказку (по
серии сюжетных картинок), дети инсценируют.
5. Текст-повествование. Схема
построения повествовательного текста
• Знакомство с текстом.
Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2).
Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему
крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.
Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у
порога.
Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла
в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она
спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.
Когда птенец подрос, Лена открыла клетку.
Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.
— Прочитайте текст. (Чтение текста
вслух 2—3 учениками.) Уточнение лексического значения слова:
ПОРОГ — поперечный брусок, закрывающий проем
между дверью и полом.
• Анализ текста
— О чем рассказывается в тексте?
— Определите тему текста. (Текст о птенце.)
— Определите основную мысль текста. (Как
воробьиха кормила птенца.)
— Озаглавьте. (Воробьиха спасла
птенца.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)
— Сколько в этом тексте частей?
Объясните свой ответ.
— Составим план.
• Беседа по содержанию. Составление плана
текста. Языковые средства связи.
— Прочитайте первую часть текста.
— Откуда взялся воробей?
— Как он вел себя у людей?
— Это начало действия.
(Учитель-логопед прикрепляет на
доске опорную таблицу |
НАЧАЛО
— Предложите название этой части.
(Папа принес птенца.) (Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части.
(Насыпала, бедняга, не посмотрел.). (Учитель-логопед записывает опорные слова
на доске.)
— Прочитайте вторую часть рассказа.
— Что сделала девочка?
— Это развитие действия.
(Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу
РАЗВИТИЕ
— Предложите название этой части.
(Девочка вынесла клетку.) (Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части.
(Вынесла, на улицу, поставила.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на
доске.)
— Прочитайте третью часть текста.
— Что произошло на улице?
— Кто же кормил птенца?
— Этот момент самый важный, главный
— это кульминация. (Учитель-логопед прикрепляет на доску опорную таблицу
КУЛЬМИНАЦИЯ
— Предложите название этой части.
(Воробьиха кормит птенца.) (Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части.
(Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)
— Прочитайте четвертую часть
рассказа.
— Почему Лена не сразу выпустила
птенца из клетки?
— Это конец действия, итог.
(Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу
ИТОГ
Получается полная опорная таблица
«Текст-повествование
— Предложите название этой части. (Птенец
улетел.) (Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части.
(Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел.) (Учитель-логопед
записывает опорные слова на доске.)
— Прочитайте текст еще раз,
посмотрите, как писатель обходит повторы.
— Как связаны предложения в тексте?
(Птенец — ему, бедняга, воробушек.) (Логопед записывает слова на доске.)
Образец записи на доске:
ВОРОБЬИХА СПАСЛА ПТЕНЦА.
План
НАЧАЛО Папа принес птенца. Насыпала,
бедняга, не посмотрел
РАЗВИТИЕ Девочка вынесла клетку. Вынесла,
на улицу,
поставила
КУЛЬМИНАЦИЯ Воробьиха кормит
птенца Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела
на форточке
ИТОГ Птенец улетел Когда подрос, открыла,
позвала, выпорхнул, улетел
• Устный пересказ текста по плану,
опорным словам.
«Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно — много раз.
Это нудно — много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Что рассказано? О чем?
Что за чем произошло
И к чему все привело?
Прочитайте еще раз —
И запомнится рассказ».
(Из книги В.В, Волиной
«Веселая грамматика».)
— Прочитайте текст. (Учащиеся читают
про себя.)
— По плану, опорным словам
перескажите текст. Учащиеся пересказывают. Логопед указывает на пункты плана,
опорные слова, редактирует высказывания учащихся.
• Обобщение
— Прочитайте опорные слова
кульминации текста. Определите часть речи. (Коллективная работа.)
— Слова какой части речи являются
опорными в текстах-повествованиях? (Глаголы.)
— Запомните!
Повествованием называется текст, в котором
рассказывается, повествуется о последовательных событиях. Поэтому в
повествовательном тексте опорными словами являются глаголы.
6. Итог занятия
— О чем рассказывается в
повествовательных текстах?
— Из каких частей состоит
текст-повествование?
— Что такое кульминация текста?
(Кульминация текста — это самый важный, главный момент рассказа.)
— Как составить план текста?
(Сначала прочитать текст 2—3 раза, разделить на смысловые части. Определить,
что в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть, записать пункты
плана.)