Страница 25 из 42
Ответы к стр. 102 — 103. Сказка о царе Салтане, сыне его могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Ответ:
Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Ответ:
Князь Гвидон – доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.
Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.
Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.
Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.
Ткачиха, Повариха, Бабриха – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.
Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.
3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Ответ:
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].
4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.
Ответ:
В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.
Князь превращается в трех насекомых: в комара, шмеля и муху.
Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:
Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов — небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.
5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди.
Богатыри:
Ответ:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Город:
Ответ:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Царевна-лебедь:
Ответ:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».
Ответ:
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.
Сравнения: будто пава, словно реченька.
7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
Ответ:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?
Ответ:
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.
9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Ответ:
Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.
Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.
10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
Правильная последовательность событий:
Ответ:
1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец
11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.
Ответ:
Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.
12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Ответ:
Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.
13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.Сравнения:
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царицаА как речь-то говорит,
Словно реченька журчитК морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…А сама-то величава,
Выступает, будто паваБудто реченька журчит.
И царица над ребенком,
Как орлица над орленкомЧто ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,Все равны, как на подбор
Олицетворения:
Белка песенки поет
Лебедь молвит
Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном бегеВетер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Литературное чтение, 3 класс
Урок 16.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Часть 2
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- План художественного произведения. Виды.
- Характеристика героев сказки.
- Нравственный смысл сказки.
Тезаурус
Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Литературная сказка – жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы.
Волшебная сказка – это сказка, в которой происходят события, не имеющие места в реальной жизни.
Автор – создатель художественного произведения.
Художественный образ – способ автора отобразить действительность.
Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.
Иллюстрация – рисунок в тексте к.н. издания, поясняющий рассказ или описание.
План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Эпитет – образное, художественное определение.
Ключевые слова
План художественного произведения; события сказочного текста; тема и главная мысль; нравственный смысл.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
- Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
- Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
- А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
Обозначение ожидаемых результатов
На уроке мы узнаем о сказке, познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.
Научимся классифицировать сказки, называть отличительные особенности волшебной сказки, познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, анализировать сказку, выделяя нравственный смысл, соотносить иллюстрацию с текстом.
Сможем понаблюдать за поступками главных героев сказки.
Основное содержание урока
1.План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.
Нас на уроке интересует последнее значение слова. Выделяют несколько способов составления плана произведения: картинный, цитатный, назывной, вопросный.
Существует алгоритм составления плана.
Сначала прочитать текст, разделить его на смысловые части, озаглавить каждую часть текста и расположить названия частей последовательно.
Если мы называем части, значит, мы составляем назывной план. Картинный план составляется с помощью иллюстраций. Вопросный план составляется с помощью вопросов.
2. Царь Салтан – добрый, справедливый, мягкий и незлопамятный, очень доверчивый человек. Он искренне прощает лживых женщин. Это говорит о том, что он милосердный и великодушный.
Князь Гвидон – сын царя Салтана, которого злые завистники обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец очень быстро рос и стал прекрасным, сильным, отважным юношей, который смог защитить лебедь от хищника. Он справедливо правит городом, которым наградила его волшебная лебедь, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За его доброту был он вознагражден чудесной белкой, дружиной из 33 богатырей и прекрасной невестой.
Царевна-лебедь – прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от коршуна, она помогает князю советом и волшебством: возводит красивейший город, где он становится владыкой. По желанию князя превращает его в комара, муху, шмеля, чтобы тот смог побывать у отца и понять, почему тот не едет к нему на чудо-остров.
Волна. Когда бочка плывёт по морю, Гвидон просит волну, вынести их на берег, подарив жизнь. Волна исполняет его желание. Это говорит о том, что А.С. Пушкин олицетворяет в образе волны милосердие, отзывчивость, добросердечность.
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха обманули царя из-за зависти, не пускали к сыну на остров, но были наказаны. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.
Коршун нападает на лебедь, пытаясь убить её. Коршун оказывается злым чародеем. Его убивает из лука сын царицы, оказавшийся после спасения на берегу. Образ коршуна олицетворяет жизненные трудности, злость, опасность, неудачи.
3.Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны за злые поступки. Что добро победит зло. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим.
Добро и любовь побеждает зависть и зло.
Разбор типового тренировочного задания
Определите, какие записи относятся к назывному плану, а какие к вопросному. Перенесите карточки с записями в соответствующие столбцы.
Назывной план | Вопросный план |
Карточки с названиями:
Мать и сын
Что случилось с царицей и её новорождённым сыном?
С кем встретился князь Гвидон на берегу?
Встреча с царевной Лебедью
Правильный ответ:
Назывной | Вопросный |
Мать и сын Встреча с царевной Лебедью | Что случилось с царицей и её новорожденным сыном? С кем встретился князь Гвидон на берегу? |
Разбор типового контрольного задания
Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока.
1 вариант
1. Драгоценный камень, который представляет собой ядро ореха в сказке.
2. Один из подарков князю Гвидону.
3. Кто сообщил Салтану о чудесах на острове Буяне? (ответ в ед. числе)
4. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
5. Начало сказки.
6. Что разлучило царя Салтана с женой?
2 вариант
1. Месяц, в котором по просьбе царя, должен был родиться богатырь?
2.Создатель художественного произведения.
3. Один из подарков князю Гвидону.
4. Образное, художественное определение.
5. Окончание сказки?
Ответ:
1 вариант
1. Изумруд
2. Город
3. Корабельщик
4. Сравнение
5. Зачин
2 вариант
1. Сентябрь
2. Автор
3. Белка
4. Эпитет
5. Концовка
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Князь Гвидон – доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.
Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.
Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.
Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.
Ткачиха, Повариха, Бабриха – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.
Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.
3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].
4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.
В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.
Князь превращается в трех насекомых: в комара, шмеля и муху.
Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:
Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов — небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.
5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди.
Богатыри:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Город:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Царевна-лебедь:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.
Сравнения: будто пава, словно реченька.
7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.
9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.
Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.
Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.
10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
Правильная последовательность событий:
1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец
11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.
Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.
12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.
13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».
Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.
Сравнения:
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
А сама-то величава,
Выступает, будто пава
Будто реченька журчит.
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком
Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,
Все равны, как на подбор
Олицетворения:
Белка песенки поет
Лебедь молвит
Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 41-42.
УКМ «Перспектива»
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.
Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
2. Какими вы представляете себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившейся по её велению?
Царевна Лебедь очень красивая. У неё во лбу горит звезда, а под косой месяц блестит.
Богатыри могучие, сильные, все равны, как на подбор. Они одеты в чешуйчатый доспех.
Город небольшой, но очень красивый. У него белые зубчатые стены, за которыми видны маковки церквей.
3. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
Шум волн, их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.
4. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
Царевна называет Гвидона: «Князь ты мой прекрасный».
5. Сравните окончание сказки Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходства и различия.
У Пушкина сказка заканчивается так: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».
Точно также часто заканчиваются народные сказки. Вот пример концовки народной сказки: «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».
Сходство: упоминается пир, мёд и пиво.
Различия: Пушкин следует рифме и добавляет строчку про усы.
6. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.
Добавим в рисункам ещё три подписи. В плане они указаны с номерами страниц.
План «Сказки о царе Салтане» по подписям к иллюстрациям
- Выбор невесты.
- Обман царя Салтана.
- Объявление царской воли.
- Чудесное спасение.
- Смерть коршуна (страница 17).
- Златоглавый город князя Гвидона.
- Князь Гвидон встречает гостей.
- Первое превращение князя Гвидона.
- Первое чудо.
- Князь Гвидон встречает гостей.
- Второе превращение князя Гвидона.
- Второе чудо.
- Князь Гвидон встречает гостей (страница 30).
- Третье превращение князя Гвидона.
- Царь Салтан встречает гостей.
- Третье чудо.
- Царь Салтан топает ногой (страница 39).
- Счастливый конец.
7. Найдите в тексте и перескажите эпизод про белочку; эпизод с чудом про тридцать три богатыря. Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.
Пересказ эпизода про белочку
Когда Гвидон превратился в комара и побывал у царя Салтана, он услышал, как повариха рассказывает о волшебной белочке. Грустный князь вернулся на Буян и рассказал об этом чуде царевне Лебедь.
Царевна сказала, что это чудо она знает. Гвидон вышел во двор и увидел под елью белочку, что грызла золотые орехи. Скорлупки она собирала в ровные кучки, а из ореха вынимала изумрудные ядра.
Гвидон изумился и построил для белочки хрустальный дом.
Пересказ эпизода про богатырей
Когда Гвидон превратился в муху и навестил царя Салтана, он услышал, как ткачиха рассказывает про волшебных богатырей. Грустный Гвидон вернулся на остров и рассказал всё царевне.
Царевна сказала, что знает этих витязей, ведь они её братья. Гвидон поглядел на море и увидел, как из волн выходят тридцать три богатыря в чешуе. А впереди шёл седой дядька Черномор.
Черномор сказал, что они будут сторожить город, но на суше им тяжело, и витязи вернулись в море.
Пересказ эпизода про царевну Лебедь (третье чудо)
Когда Гвидон превратился в шмеля и вновь посетил Салтана, он услышал как Бабариха рассказывает о прекрасной царевне. Печальный Гвидон вернулся на остров и рассказал про чудо царевне.
Царевна Лебедь сказала, чтобы Гвидон не расстраивался, ведь эта царевна она сама. И лебедь превратилась в величавую царевну, у которой под косой блестел месяц, а во лбу горела звезда.
Гвидон тут же на ней женился.
8. Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Главными героями сказки являются:
- Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
- Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.
Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
9. Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры.
Причиной несчастий царевны стала зависть. Это очень плохое качество человека. Я иногда сталкиваюсь с завистью, когда хорошо отвечаю на уроке и получаю пятёрки. Например, Ира часто при этом хитро улыбается и говорит, что я всё списала. Из-за этого мы часто с ней ссоримся.
10. Какие признаки сближают сказку Пушкина с народной?
Эту сказку сближают с народными сказками:
- Наличие зачина, присказки, концовки.
- Испытание героев.
- Волшебство, волшебные превращение и помощники.
- Троекратные повторы.
- Народные слова и выражения.
11. Выберите понравившиеся вам эпизоды и выучите их наизусть.
Я бы выучила самое начало сказки, про разговор трёх девиц и выбор царём невесты.
12. Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Составьте небольшое высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина».
Иллюстрация — это рисунок к произведению. Она отражает какой-либо эпизод произведения, его героев.
Я знаю художников-иллюстраторов Ивана Билибина, Евгения Рачева, Евгения Чарушина, Владимира Сутеева.
Высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина»
Мне очень нравятся иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Пушкина. Они очень яркие, красочные, выразительные.
Художник уделяет большое внимание костюмам героев, деталям интерьера, местности. Это делает его иллюстрации очень точными, достоверными.
Рассматривая его работы, я словно переношусь в мир сказки, такой огромный эффект присутствия возникает.
Я считаю иллюстрации Билибина самыми удачными и самыми красивыми.
А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре – «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Первый этап составления плана: выделение смысловых частей сказки
Для того чтобы составить план произведения, нужно внимательно прочитать сказку, выделить ее смысловые части — элементы композиции: вступление, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, а также сделать характеристику главных и второстепенных персонажей. В пункте, посвященном вступлению, следует кратко обозначать первые события: знакомство с сестрами и женитьбу Салтана на младшей из них.
Далее необходимо указать на завязку: отъезд царя и предательство сестер. В плане важно показать развитие действий: это суд бояр и выброс царицы с сыном в море. Продолжением должен послужить пункт о приключениях князя Гвидона на таинственном острове: встреча с лебедью, его волшебные путешествия и чудеса заколдованной царевны.
При составлении плана следует обратить внимание на кульминацию сказки: это превращение лебеди в прекрасную царевну. Здесь же нужно указать и приезд Салтана на остров и его встречу с женой. Наконец, в развязке нужно написать об общем примирении и пире.
Второй этап написания плана: составление названий для его частей
Пункты плана должны отображать основные сюжетные линии сказки. Титулы необходимо сделать не очень длинными, однако емкими, так, чтобы они передавали основное содержание выделенных смысловых частей. Уместно ввести в названия имена главных и второстепенных героев, а также отметить ключевые моменты сказки. Возможно перечисление в одном ряду нескольких событий, которые связаны между собой или происходили одно за другим.
План «Сказки о царе Салтане»
1. Вступление: свадьба царя и зависть сестер.
2. Завязка произведения: отъезд Салтана и обман Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи.
3. Развитие действия: приключения князя Гвидона на острове и чудеса царевны Лебеди.
4. Кульминация сказки: превращение Лебеди в царевну и прибытие Салтана в королевство Гвидона.
5. Развязка произведения: встреча царя с женой и торжественный пир.
Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»
Произведение начинается со знакомства главного героя с тремя сестрами, каждая из которых по-своему мечтает его осчастливить в случае брака. Царь останавливает свой выбор на младшей, женится на ней, и вскоре у пары рождается сын. Завистливые сестры вместе с бабой Бабарихой предательством добиваются изгнания царицы с сыном из королевства.
Однако обоим удается найти пристанище на острове, где Гвидону помогает царевна Лебедь, спасенная им от злого волшебника. По просьбе князя она совершает различные чудеса и под конец открывает ему главную тайну: она заколдованная царевна, которая готова стать его женой. Параллельно царь Салтан, который был наслышан об острове Гвидона, приезжает туда, несмотря на все ухищрения сестер, и вновь соединяется со своей женой.
Образы сестер
Для написания сочинения на данную тему сначала необходимо составить план «Сказки о царе Салтане». План должен начаться с характеристики трех сестер, описание которых является своеобразным вступлением произведения. Автор в коротких, но очень выразительных репликах сразу обозначает различия между ними, что и должно объяснить читателю выбор Салтана младшей. Последняя заинтересована в продолжении царского рода, что в глазах правителя было намного важнее, чем практичность и умение вести хозяйство.
Сказка в стихах дает весьма яркое представление о характерах сестер: старшие, ткачиха и повариха, завистливы, горды, высокомерны и хитры, в то время как младшая честна, открыта и простодушна. Тем не менее в тяжелую минуту испытаний она проявила твердость характера и мужество, которых, казалось, никак нельзя было ожидать от этой хрупкой молодой женщины, брошенной с маленьким сыном на произвол судьбы.
Описание царя
Характеристика главного героя также должна быть включена в план «Сказки о царе Салтане». План предусматривает анализ его личности, поскольку именно это позволит понять причину того, что он так легко поддался обману, долго не решался поехать на остров князя Гвидона и в конце концов все-таки простил коварных сестер и их сообщницу.
Дело в том, что царь, несмотря на кажущуюся строгость, добр и доверчив по натуре. Именно эти черты в его характере и подчеркнул Пушкин. «Сказка о царе Салтане» не зря названа именем этого правителя. Образ главного героя, пожалуй, самый симпатичный: добродушный, легковерный царь умиляет читателей.
Образ князя Гвидона
Описание царевича Гвидона также необходимо включить в план «Сказки о царе Салтане». План показывает его рост, воспитание и взросление на таинственном острове, а также борьбу за возвращение отца и свое счастье. Князь Гвидон умен, решителен, смел и активен. Он не растерялся в трудную минуту и, забыв о собственных стесненных обстоятельствах, спас царевну Лебедь. Царевич искренно любит свою мать и заботится, прежде всего, о ней. Кроме того, молодой человек постоянно думает о том, чтобы встретиться с отцом, для чего и пускается в опасные приключения.
Князь Гвидон чрезвычайно любопытен: он интересуется всем чудесным и таинственным. Заслышав о какой-нибудь диковинной вещи, он сразу хочет это увидеть и получить в собственное владение. Юноша очень предприимчив: недаром он готов пуститься в далекое путешествие для того, чтобы увидеть отца или получить желаемое. В образе царевича Пушкин в очередной раз воплотил излюбленный тип витязя-рыцаря, которого можно видеть в поэме «Руслан и Людмила», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
Чудеса царевны-лебеди
Сочинение на тему «Пушкин. “Сказка о царе Салтане”» большое внимание уделяет описанию невесты князя Гвидона, с которой связана романтическая линия в произведении поэта. Царевна лебедь появляется при весьма драматичных обстоятельствах: как раз во время появления на острове князя Гвидона с матерью ее чуть не убил злой коршун, и только благодаря защите молодого царевича она остается в живых.
В благодарность за спасение она делает Гвидона правителем острова и выполняет его желания, не только показывая ему чудеса, но и отдав в его владение волшебную белочку и морских витязей. Для составления этого пункта плана необходимо выделить следующие ключевые моменты: полеты Гвидона в царство Салтана, где он узнает о чудесах, и выполнение его желаний о том, чтобы они появились на его острове.
Образ юной красавицы довольно трогателен и вместе с тем таинственен: каждый раз с ее появлением на острове происходит нечто чудесное. Для составления плана сказки следует выделить кульминацию произведения: превращение лебеди в прекрасную царевну.
Когда речь зашла о возможности брака царевича с ней, она проявила некоторое замешательство, но, в конце концов, побежденная заверениями в верности Гвидона открылась ему. Этот момент завершает главную любовную линию, которую так трогательно изображает «Сказка о царе Салтане». Лебедь становится женой князя Гвидона, что предшествует счастливой встрече его матери с мужем. Приезд Салтана на остров сына — следующий важный пункт плана, поскольку показывает кульминацию сказки и вместе с тем служит преддверием счастливой развязки: прощения и пира.
Второстепенные персонажи
Сказка в стихах интересна и героями второго плана, которые появляются в ряде сцен эпизодов, однако запоминаются своими яркими характеристиками и образами. Здесь в первую очередь следует упомянуть сватью бабу Бабариху, сообщницу злых сестер, без конца плетущую интриги. Несмотря на то что она не прописана Пушкиным так выразительно, как ткачиха с поварихой, тем не менее баба Бабариха органично вписалась в сюжет.
К другим второстепенным персонажам можно отнести знаменитых купцов, которые объезжали весь свет: они послужили своеобразным связующим звеном между Салтаном и князем Гвидоном. Именно от них царь узнает о таинственном острове в океане, рассказы о чудесах которого в конце концов побуждают его предпринять давно задуманное путешествие, окончившееся счастливой встречей с женой и сыном.
Кроме того, нельзя забывать о волшебной белочке, морских витязях, охраняющих владения Гвидона, их предводителе, дядьке Черноморе. Эти герои не двигают сюжет, однако создают весьма колоритный, сказочный фон повествования. Характеристика «Сказки о царе Салтане» завершается описанием природы, дворцов, костюмов, которые создают у читателя праздничное настроение.
Сказочные мотивы в произведении
Для того чтобы разделить на части «Сказку о царе Салтане», необходимо выделить в ней культурно-исторические пласты. Пушкин прекрасно знал древнерусский фольклор, народные песни, предания, сказания, элементы которых довольно часто вводил в свои сочинения. В рассматриваемом произведении он широко использовал образы русских народных сказок: витязей, заколдованной царевны, волшебной белочки, морского правителя и т.д. Он оживил явления природы: например, морская волна по просьбе царицы-матери выбрасывает на берег бочку, в которой она томилась с сыном.
Большую роль в сказке играют превращения: так, князь Гвидон становился то комаром, то шмелем для того, чтобы перелететь океан и увидеть отца. Царевна-лебедь оборачивается красивой девушкой, а хищный коршун оказывается злым волшебником. В сказке происходят и всякие другие чудеса: так, царевич Гвидон вырос за одну ночь, а на пустынном острове, где он очутился с матерью, неожиданно возникает чудесное королевство. Все эти элементы создают сказочную атмосферу повествования, которая делает произведение столь увлекательным.
Исторический фон сказки
Для лучшего понимания содержания произведения нужно показать наличие в нем реалий конкретной эпохи, что и должен отражать план «Сказки о царе Салтане». План демонстрирует черты времени Средневековой Руси, которая и послужила фоном для сказочного сюжета.
В первую очередь это касается общественно-политического устройства. В сказке показано государство царя Салтана, описание которого очень напоминает быт и правление московских царей XV–XVI веков. То же самое можно сказать и о социальной стратификации общества: среди героев читатель видит представителей различных сословий Средневековой Руси: бояр, советников царя, которые составляли его ближайшую Думу, дворцовых служителей, в образах которых легко угадываются стряпчие, стольники, чашники, которые обслуживали московских царей в рассматриваемую эпоху.
Вместе с тем имеются некоторые заимствования из истории Древней Руси: например, морские витязи – это явная отсылка к древнерусским сказаниям. Купцы, которые путешествовали из одного конца света в другой, – собирательный образ российских гостей, которые с самых ранних времен вели торговлю со странами в разных частях света. Вышеперечисленные реалии из прошлого Руси придают сказке дополнительный колорит: привязка сюжета к исторической почве делают характеры героев и окружающую их бытовую обстановку более достоверными.
Сравнение произведения с другими сказками Пушкина
В своем творчестве поэт очень часто обращался к темам древнерусских народных сказаний. Для того чтобы разделить на части сказку о царе Салтане, необходимо прежде всего сравнить данное сочинение с остальными сказками автора.
По сложности развития сюжета «Сказку о царе Салтане» можно сопоставить разве что со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях». В остальном же она, пожалуй, отличается от других сказок Пушкина детально проработанной композицией, колоритными персонажами и динамичностью действия. Все это, разумеется, нисколько не умаляет литературного значения других сказок Пушкина, однако именно рассматриваемое произведение является наиболее популярным среди остальных авторских сочинений этого жанра.
Для составления плана «Сказки о царе Салтане» неообходимо разбить произведение на смысловые части. В соответствии с сюжетом повествования следует выделить основные композиционные элементы: вступление (сватовство царя к младшей сестре, их свадьба, рождение сына), завязку (обман сестер, приключения Гвидона и царицы в море и на острове, чудеса царевны лебеди), кульминацию (превращение лебеди в девицу, приезд Салтана на остров Гвидона), развязку (встречу царя с женой и общее празднество). В подпунктах можно обозначить дополнительные детали сюжета и характеристику персонажей.
Значение «Сказки о царе Салтане» в русской культуре
Произведение Пушкина оказало большое влияние на искусство нашей страны в конце XIX–начале XX веков. В 1900 году известный композитор Н. Римский-Корсаков написал замечательную одноименную оперу, которая прочно вошла в репертуар ведущих театров и по сей день пользуется популярностью не только среди взрослых, но и детей.
Сюжет сказки вдохновил художника И.Я. Билибина на создание прекрасных иллюстраций к этому произведению в 1905 году. М. Врубель в 1900 году создал эскизы декораций к постановке оперы; наиболее известной стала картина «Царевна-лебедь». В 1966 году известный советских режиссер снял фильм по этому произведению Пушкина, а в 1984 году на экраны вышел мультфильм. Итак, «Сказка о царе Салтане» оказала значительное влияние на русскую культуру, не говоря уже о ее литературных достоинствах, благодаря которым она остается любимым чтением для детей.