Фонетический разбор слова — «Рассказ» (звуки и буквы)
рассказ — слово из 2 слогов: ра-ссказ. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [рас:кас]
р — [ р ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
а — [ а ] — гласный , безударный
с — [ с: ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
с — не образует звука в данном слове
к — [ к ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а — [ а ] — гласный , ударный
з — [ с ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
В слове 7 букв и 6 звуков.
Цветовая схема: р а с с к а з
Нужен разбор с ударением на другой слог?
Поставьте ударение, кликнув на нужной гласной. Страница обновится и дополнится новым разбором.
р а ́ сск а ́ з
Морфологический разбор слова «рассказ»
Часть речи: Имя существительное
Грамматика: часть речи: имя существительное, одушевлённость: неодушевлённое, род: мужской, число: единственное, падеж: именительный, винительный, отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?,
Начальная форма: рассказ
Звуко-буквенный разбор слова «рассказ»
Транскрипция: [рас:ка́с]
Количество слогов (2): ра — ссказ
Переносы: рас — сказ
Значение слова «рассказ»
Рассказ
расск а з [аск], рассказа, муж.
1. Действие по гл. рассказать-рассказывать (редк.). «Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей.» Лесков .
2. Словесное описание, изложение каких-нибудь событий. Рассказ очевидца. «Печален будет мой рассказ.» Пушкин .
3. Художественное повествовательное произведение небольшого размера, обычно в прозе. Рассказы Чехова. Сборник повестей и рассказов.
Выполнить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова. Транскрипция
Текстовод.Фонетика производит фонетический разбор слова онлайн.
Добавьте слово в форму, и программа автоматически произведёт его разбор.
Такой разбор еще называют звуко-буквенный — т. к. в процессе анализа слова подсчитывается количество букв и звуков.
Также, при фонетическом разборе слово делится на слоги и ставится ударение.
Но основная цель — выполнить фонетическую транскрипцию и произвести характеристику всех звуков.
Порядок проведения фонетического разбора:
1. Постановка ударения.
2. Разбивка на слоги.
Здесь предоставляются 2 варианта: слоги для анализа и варианты для переноса слова.
3. Транскрипция слова [в квадратных скобках].
4. Характеристика слова.
5. Транскрипция каждого звука по порядку.
Звук помещается в квадратные скобки.
а) Если он согласный, то определяются следующие его характеристики:
- звонкий/глухой/сонорный,
- парный/непарный,
- твёрдый/мягкий.
Мягкость звука обозначается знаком апострофа [«].
б) Если звук гласный, то устанавливается его ударность.
в) Если у буквы отсутствует звук (ь, ъ и др.), то ставится прочерк [-].
* Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. Буквы е, ё, ю, я имеют в разных словах различные звуки.
* Также, нет звука у непроизносимых согласных в корне слова.
Например, солнце — [сонц»э]
6. Подсчёт букв и звуков.
7. Составление цветовой схемы слова.
Наш сервис позволяет сделать звуко-буквенный разбор слова русского языка любой части речи.
В качестве бонуса программа определяет часть речи, число, падеж, категории одушевленности и переходности, род, лицо, время; вид, наклонение, степень и форму (глаголов) и др.
Помните, что е и ё — это две разные буквы, влияющие на результат разбора.
Примите, также, во внимание, что омографы (слова с одинаковым написанием, но разным произношением) будут иметь совершенно разный фонетический разбор.
На сайте textovod.com вы найдёте разбор всех возможных омографов.
Учтите, что последовательность нашего разбора может отличаться от порядка анализа вашей учебной программы.
Фонетический анализ слова
В русском языке огромное количество слов, которые пишутся не так, как произносятся.
Например, мы говорим «хАрАшо», но знаем, что писать слово надо «хОрОшО».
Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.
Фоне́тика — это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Фонетический разбор — это анализ слова с точки зрения его правильного произношения.
Фонетический разбор еще называют звуко-буквенным разбором, т.к. при разборе идет определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация.
Таким образом, фонетический разбор отражает «звучание» слова, правильное произношение с учётом сложившихся правил и традиций русской речи. Звуко-буквенный разбор нацелен на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки, выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.
Нередко дети испытывают затруднения, выполняя фонетический разбор слов. Причины могут быть разные. Но можно выделить две основные:
- ребенок не владеет нужными знаниями и правилами фонетического разбора;
- или же у него плохо развит фонематический слух, т.е. способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Для начала необходимо четко понимать разницу между буквами и звуками.
Звуки — это наименьшие звуковые единицы речи. Звуки мы слышим и произносим. При фонетическом разборе звуки записываются в квадратных скобках.
Буквы — это знаки для обозначения звуков на письме. Буквы мы видим и пишем.
Правила фонетического разбора слова
Гласные звуки
В алфавите русского языка 10 гласных букв:
А О У Ы Э – указывают на твёрдость согласного звука
Я Ё Ю И Е – указывают на мягкость согласного звука
Но гласных звуков только 6:
[а], [о], [у], [э], [ы], [и] . Звуков [е], [ё], [ю], [я] в русском языке не существует.
Йотированные гласные — это гласные, которые обозначают 2 звука, один из которых Й .
Гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых случаях обозначают два звука: гласный + й. Называются такие звуки йотированными.
Но!
Я, Ё, Ю, Е – обозначают два звука, только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И , если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
Согласные звуки
В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков 36. Как это возможно? Давайте разбираться.
Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки
Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
Есть в русском языке непарные согласные звуки:
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки
Также необходимо знать:
[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки
Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.
Памятка фонетического разбора
Запомните также следующие правила:
- После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук [ы]: жираф [жыраф];
- Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
- Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
- Непроизносимая согласная не пишется;
- Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка [падрушка], сапог [сапок];
- Звуки [о], [э] только под ударением.
Что такое транскрипция в русском языке?
Фонетическая транскрипция — это графическая запись звучания слова. Это то, что мы записываем в квадратных скобках. Она используется в фонетическом разборе слова. Бывают задания на проведение полного фонетического или звуко-буквенного разбора. А иногда, как более продвинутый вариант, требуется сразу записать транскрипцию слов.
корона [карона]
снег [сн’эк]
ель [й’эл’]
вьюга [в ’ й’уга]
ежи [й’ижы]
ружьё [руж й’о]
серёжка [с’ир’ошка]
сказка [скаска]
Примеры звуко-буквенного разбора
Бага́ж [бага́ш] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б [б] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а [а] – гласный, безударный;
г [г] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а [а] – гласный, ударный;
ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р [р] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный;
ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
ь [-]
Я [й’а] — 1 слог, 1 буква, 2 звука.
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный.
Её [й’и й’о] — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.
е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[и] – гласный, безударный;
ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[о] – гласный, ударный.
Ель [й’эл’] — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.
е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[э] – гласный, ударный;
л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.
ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[о] – гласный, ударный;
ж [ж] – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и [ы] – гласный, безударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Ночь [ноч’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
н [н] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь [-]
Обед [аб’эт] — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
о [а] – гласный, безударный;
б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е [э] – гласный, ударный;
д [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Кольцо [кал’ц о] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
о [а] – гласный, безударный;
л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
ц [ц] – согласный, непарный, глухой, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный.
Чайка [ч’ай’ка] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
а [а] – гласный, ударный;
й [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
а [а] – гласный, безударный.
Беречь [б’ирэч’] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е [и] – гласный, безударный;
р [р’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
е [э] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь [-]
Июнь [ий’ун ’ ] – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
и [и] – гласный, безударный;
ю [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[у] – гласный, ударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Маяк [май’ак ] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
м [м] – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а [а] – гласный, безударный;
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Осень [ос’ин’] — 2 слога, 5 букв, 4 звука.
о [о] – гласный, ударный;
с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
е [и] – гласный, безударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Жить [жыт’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
ж [ж] – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и [ы] – гласный, ударный;
т [т’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
ь [-]
Россия — [рас’ий’а] — 3 слога, 6 букв, 6 звуков.
р [р] – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а [а] – гласный, безударный;
с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
и [и] – гласный, ударный;
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, безударный.
Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.
Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.
В качестве игрового материала предлагаю скачать игру, способствующую автоматизации навыков чтения и письма, развивающая звукопроизношение и звуковосприятие. Также игра способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи , памяти и внимания.
Игра будет интересна и полезна и дошкольникам, и младшим школьникам.
Инфоурок
›
Русский язык
›Научные работы›Проект по русскому языку на тему: Рассказ о слове
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Проект
по русскому языку
на тему: Рассказ о слове
Выполнил:
ученик 3 Г класса
МБОУ СОШ № 5
Косов Андрей -
2 слайд
Описание слайда:
Цель проекта:
подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
составить словарную статью о слове;
участвовать в презентации своего проекта. -
3 слайд
Описание слайда:
Задачи:
научиться подбирать текстовую информацию;
выделять из большого количества информации главное;
пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;
находить полезную информацию в словарях;
совершенствовать умения находить однокоренные слова;
собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;
сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
представлять свой проект. -
4 слайд
Описание слайда:
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Тема исследования: анализ слова.
Предмет исследования: слово.
Гипотеза: каждое слово можно дополнительно исследовать. -
5 слайд
Описание слайда:
План работы над проектом:
Сбор информации;
Составление словарной статьи;
Оформление проекта;
Защита проекта. -
6 слайд
Описание слайда:
Ход работы над проектом
Как пишем и как произносим;
Лексическое значение слова;
Однокоренные слова;
Синонимы;
Фразеологизм;
Сочетаемость слова;
Предложение;
Пословицы;
Загадки;
Это интересно. -
7 слайд
-
8 слайд
Описание слайда:
Дружба
дружба
[друшба]
2. Лексическое значение слова:
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
3. Однокоренные слова: дружок, дружелюбный, дружить, дружно, дружочек, дружище.
произносим.
записываем.
1. Как пишем и как произносим: -
9 слайд
Описание слайда:
4. Синонимы: приязнь, привязанность, симпатия, приятельство.
5. Фразеологизм:
Не в службу, а в дружбу (говорят, когда просят оказать услугу за просто так, а не по обязанности);
Не разлей вода (говорится о крепкой дружбе);
Водить дружбу (дружить).
6. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба). -
10 слайд
Описание слайда:
7. Предложение: Настоящая дружба редко слабеет с годами.
8. Пословицы:
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Верному другу цены нет.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
9. Загадки:
1. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.
2. Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мужская… -
11 слайд
Описание слайда:
10. Это интересно:
Считается, что слово «дружба» произошло от слова «дружина».
Но, так же, считается, что слово «дружба» произошло от слова «друг», «друг» от слова «другой».
Причем некоторые считают, сто слово «друг» произошло от слова «дорогой». -
12 слайд
-
13 слайд
-
14 слайд
-
15 слайд
Описание слайда:
Спасибо
за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 971 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 340 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 1015 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Проверочные работы по предмету «Русский язык» (3 класс)
-
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»( 3 класс)
-
Презентация «Действительные и страдательные причастия»
-
Контрольно-измерительные материалы по » Русскому языку» ( 3 класс )
-
Презентация «Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный разбор».
-
Презентация «Готовимся к ОГЭ. Орфография».
-
Памятки по русскому языку
-
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» (4 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446150 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
Тема: «Словообразование. Разбор слова по
составу»
Цели урока.
Образовательные: уточнить понятия
«корень», «основа», «приставка»,
«суффикс», «окончание»; создать с
учащимися алгоритм разбора слова по составу.
Развивающие: развивать умения планировать,
контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать
речь учащихся, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: создавать у учащихся
положительную мотивацию к уроку
русского языка путём вовлечения каждого в
активную деятельность;
-воспитывать культуру речи, любовь к
слову, родному языку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
«Мозговая разминка»
-Чтобы собрать наше внимание, проведём
«Разминку для ума».
Отвечаем хором, быстро.
Часть слова, которая служит для связи слов
в предложении
называется…
Общая часть родственных слов называется …
— Как называется второй зимний месяц?
Что находится между городом и селом?
Разделительный твёрдый знак пишется после
….
Часть слова без окончания называется …
Назовите слово, противоположное слову
враг.
Чем кончается лето и начинается осень?
— Сколько гласных букв в русском алфавите?
3. Чистописание.
-Определим букву, которую мы будем писать
на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является лишним в
данной группе и
обозначает мягкий согласный, который
находится в суффиксе этого слова: пейзаж январь рисовать мороз
(Лишнее слово рисовать, т.к. обозначает
действие; мягкий согласный в суффиксе т,)
Определим порядок следования элементов в
ряду: т/тт//ттт///
-Напишем эту цепочку букв в указанной
последовательности, продолжим
закономерность до конца строки.
4. Сообщение темы урока.
На доске ряд букв:
-Отыщем тему урока в ребусе.
ПСРЛИОСВТОАОВБКРААСЗУОФВФАИНКИСЕ
(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
5. Включение в тему.
-Какие слова остались?
-Для чего нужны в словах приставка и
суффикс?
-Поверим домашнее задание.
Словарь «Учусь правильно образовывать
слова» (И.В.Курочкина)
Проверка работы со словообразовательным
гнездом стр.91.
-Со словообразовательным гнездом какого
слова мы работали? (Чистый)
-Прочитаем слова, образованные
приставочным способом.
-Прочитаем слова, образованные
суффиксальным способом.
Словарная работа.
рисовать пейзаж
мороз январь
-Прочитаем слова. Что общего у этих слов?
Какое слово лишнее?
-Какое задание можно придумать с этими
словами?
-Образуем новые слова, выделим ту часть
слова, с помощью которой
образовалось новое слово:
Один учащийся выполняет работу на
карточке.
Проверка с помощью опор.
-Каким способом образованы слова?
-Кто образовал другие слова?
-Зачем нужно уметь образовывать слова
разными способами, определять
состав слова? (Чтобы расширять свой
словарный запас, уметь правильно
определять место орфограммы в слове.)
Орфографическая гимнастика.
-Определим место орфограммы в словах.
Покажем место безударной гласной в корне жестами.
Побег, денёк, кисточка, рассвет, в клетке,
водить, пишет, ключик. Отлично!
6. Работа над алгоритмом по составу.
-А что нам может помочь действовать
организованно и научиться быстро
и грамотно разбирать слова по составу?
(План действия, алгоритм).
-Следовательно, какова же цель нашего
урока? (Составить алгоритм разбора слова по составу).
У детей на партах пошаговый план
алгоритма. Учащиеся работают в парах.
-Составим алгоритм разбора слова по составу
-Запиши слово.
-Измени слово и выдели окончание.
-Отдели окончание от основы и выдели
основу.
-Подбери однокоренные слова и выдели
корень.
-Найди и обозначь приставку и суффикс.
Проверка:
-Какой первый шаг?
-Что нужно сделать потом?
-Мы составили свой алгоритм. Давайте
убедимся в правильности его построения. Работа по учебнику.
-Чем отличается наш алгоритм от
предоставленного алгоритма в учебнике?
(Для устного разбора, а наш — для письменного).
7. Практическое применение.
Эстафета.
На доске записаны слова в 3 столбика.
Учащиеся по цепочке выходят к доске
и выделяют части слова, используя
алгоритм.
перегородка выговор ореховый
побег подорожник предвестник
желтизна соседка просмотр
Проверка с помощью светофоров.
-Вы научились разбирать слова по составу.
Молодцы!
8.Творческое применение знаний.
Работа с текстом.
-Посмотрите на экран. Подумайте, что же мы
сейчас будем делать?
(Подбирать слова к схемам, чтобы из них
получилось предложение.)
Работа по вариантам. Каждый вариант
получает по два предложения, в которых
некоторые слова заменены схемами.
Два человека работают на карточках.
Проверка на экране.
Метель спрятала (укрыла) лесные дорожки
(тропинки).
Мягко похрустывает (поскрипывает) под
ногами снег.
Деревья замерли (застыли) в зимнем сне.
Пушистая (ледяная) изморозь покрыла ветви.
-Прочтём полученные предложения? Кто
подобрал другие слова?
-Что у нас получились? Как можно его
озаглавить?
9. Подведение итогов урока.
Сделаем вывод:
-Могут ли существовать приставки и
суффиксы в речи самостоятельно,
отдельно от слова? (Нет). Мы собрали части
и получили слово.
Действовали вместе и получили текст.
-Сегодня на уроке: Мы составили…
Мы научились…
10. Информация о домашнем задании
Продолжите наш рассказ. Придумайте 2
предложения и зашифруйте их.
Муниципальное
казённое образовательное учреждение
Куртамышского района
«Нижневская средняя общеобразовательная школа»
Районный
конкурс исследовательских работ для обучающихся
1-4
классов образовательных организаций
Куртамышского
района «Первые шаги в науку».
Номинация: русский язык.
Тема:
«Рассказ
о слове»
Выполнил:
Мишутин Ярослав,
ученик 3 «Б»
класса.
Руководитель:
Перевалова Людмила Леонидовна,
учитель начальных классов.
2021
г.
Оглавление
1.Введение
2.Методика
исследования
3.Результаты
исследования
4.Вывод
5.Заключение
6.Список
источников информации
7.Приложение
1.Введение
Эта
тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными
проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают
слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и
злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».
Наверняка
нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему
всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?
А
нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Чтобы хорошо понять
прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать
много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас.
Актуальность
проведения данной исследовательской работы состоит в том, что
изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому
слову.
Гипотеза: предположим,
что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный
запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Предмет
исследования: слово «собака».
Цель исследования:
произвести
этимологическое исследование слова «собака», то есть изучить происхождение,
значение слова «собака», его словоупотребление.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть
происхождение слова.
2.Выяснить
лексическое значение слова в толковом словаре.
3.Рассмотреть
отличие в произношении и правописании слова.
4.Подобрать
однокоренные слова.
5.Подобрать
синонимы, фразеологизмы к данному слову.
6.Найти
пословицы, поговорки, загадки.
7.Рассмотреть
сочетаемость с другими словами.
8.
Провести анкетирование среди учеников начальных классов по теме, узнать их
мнение по данному вопросу.
9.
Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
2.Методика
исследования
2.1.
Происхождение слова.
Слово
«собака» — не русское. Считается, что оно попало в русский язык из языка
скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всё ту же
собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».
Своё
название собака получила от древнего корня соб – (местоимение «себя,
собою»), родственное корню собственный, — «существо, имеющее
хозяина, принадлежащее хозяину».Собака–со= «существо»,
«собственность».
2.2.
Лексическое значение.
В
словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака» определяется
как:
Домашнее
животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки. перен. О
злом, грубом человеке (разг.) Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек
(просторечное).
В
некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая
собака динго. Енотовидная собака.
В
большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля
даётся следующее толкование слова «собака»:
Собака
– пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс» — название
родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев собакой и
приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл множество пород
её: овчарка, дворняжка, бульдог, гончая и прочие. Диких, кроме
одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих видов. Лесовая,
зверовая, промышленная собака, сибирская порода местных дворняжек,
приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды: они
косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до
людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец – кобель; самка –
собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок.
Что
же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Рыгора
Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя, млекопитающее рода
волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена, очевидно, 15 – 10
тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4 группы: охотничьи,
служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные. Собаки, особенно
охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием (чутьём). Собаки
очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко поддаются
дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках – кинология.
Вывод:
таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических значений.
2.3.Отличие
в произношении и написании.
Фонетический разбор.
собака — слово из 3 слогов: со-ба-ка.
Ударение падает на 2-й слог. Транскрипция слова: [сабака].
с — [ с ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [ а ] — гласный , безударный
б — [ б ] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
а — [ а ] — гласный , ударный
к — [ к ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а — [ а ] — гласный , безударный.
2.4 Однокоренные слова.
Нахожу
слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это
необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса,
что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.
собака
собачКа
собачОНКа
собачНИК
собачИЙ
собакОВОД
собакОВОДСТВО
2.5
Синонимы, фразеологизмы.
Друзья
— синонимы
Чтобы
придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют
синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы
избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно заменить слово «собака»?
Я нашёл в словаре следующие синонимы:
пёс
шавка дворняжка
барбос
псина четвероногий
бобик
тузик пустолайка
моська
шарик ищейка
Фразеологические
обороты
Русский
язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего
формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными
оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или
наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких
словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С
исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов.
Очень
интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в
разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и
потеряли истинный смысл.
Собаку
съел. Имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо. Выражение возникло
на базе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом
подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал
что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение
(«мастер на что-либо») возникло уже у сокращённой формы «собаку съел»: тот, кто
сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, несомненно,
мастером своего дела.
Собак
гонять. Бездельничать. Грубоватое выражение и очень обижает собаку – большого
друга человека. Но если поискать объяснение этому выражению, то о собаках нам
беспокоиться не придётся. Оказывается, в русских говорах слово собака имеет
значение «шар» или «чурка», которые гоняют в играх футбольный мяч. Но игра не
работа, поэтому выражение и стало означать «бездельничать» бывает, что мама
говорит сыну: «Довольно собак гонять, пора за дело приниматься, вот математику
совсем запустил».
Как
кошка с собакой живут. Так говорят о постоянно ссорящихся людях.
Как
собака на сене. Так говорят о человеке, который сам не пользуется чем-либо и
другим не даёт.
Вот
где собака зарыта. Вот в чём суть дела, в чём причина.
Как
собак нерезаных. Так говорят, когда очень много кого-нибудь.
Как
собака устал (голоден, замёрз, золи о других неприятных состояниях,
ситуациях). Очень сильно.
Ни
одна собака. Никто.
У попа
была собака. О бесконечном повторении одних и тех же слов, поступков.
Каждая
собака (прост). Каждый, все.
Как не
вертись собака, а хвост позади. Как ни пытайся скрыть свою сущность, своё
нутро, все равно по всему видно, что ты за человек.
Как
собаке пятая нога. О совершенно ненужной, являющейся обузой, вещи.
Не
будите спящую собаку. Не раздражайте злого или горячего человека.
С
лихой собаки хоть шерсти клок. Когда нельзя получить от кого-либо много, рады
получить хоть что-нибудь, пусть незначительное.
С
собаками не сыщешь. Очень трудно разыскать.
Свои
собаки грызутся, чужая не приставай. Не вмешивайся не в своё дело.
Собака
лает, ветер носит. Не вмешивайся не в своё дело.
Собаке
– собачья смерть. О позорной смерти дурного человека.
2. 6.
Пословицы, поговорки, загадки.
Пословицы
и поговорки.
Собака
лает – ветер носит.
На
охоту ехать – собак кормить.
Маленькая
собачка до старости щенок.
Собаки
лают, а караван идёт.
Видит
собака молоко, да в кувшине глубоко.
Как
собака на сене: и не ест, и другим не даёт.
Собака
– верный друг человека.
Не
замахивайся палкой – и собака не залает.
И
собака помнит, кто её кормит.
Не учи
щуку плавать, а собаку лаять.
Без
собаки зайца не поймаешь.
Видит собака
молоко, да рыло коротко.
Встарь
бывало: и собака с волком живала.
Не
всяка собака кусает, которая лает.
Собака
на сене лежит, и сама не ест и другим не даёт.
Собаке
собачья смерть.
Свои
собаки дерутся, чужая не приставай.
Маленькая
собачка до старости щенок.
Собака
человеку – неизменный друг.
Не учи
щуку плавать, а собаку лаять.
Без
собаки зайца не поймаешь.
На
смелого собака лает, а трусливого кусает.
Собаки
лают, а караван идёт.
Загадки.
1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
4. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
5. Собой не птица,
петь не поёт,
кто к хозяину идёт –
она знать даёт.
6. С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком..
7. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
2.7. Сочетаемость слова
Однако
при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их
лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с
другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:
добрая
послушная лохматая
злая
служебная охотничья
преданная
сторожевая прирученная
2. 8.
Анкетирование среди учеников начальных классов по теме, их мнение по данному
вопросу.
А
что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл анкетирование
среди учеников начальных классов. В анкетировании приняло участие 20 человек.
3.Результаты
исследования
1.Сколько
значений слова «собака» ты знаешь?
Одно –
70%, два – 23%, три – 3%, не знаю – 4%.
2.Подбери
однокоренные слова к слову «собака».
Да –
34%, нет – 54%, не знаю – 12%.
3.Знаешь
ли ты со словом «собака»:
Фразеологизмы
– 20%.
Пословицы
– 50%.
Загадки
– 20%.
Стихи
– 10%.
Сказки
– 80%.
4.
Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи?
Часто
– 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.
5.
Есть ли у тебя собака.
Да –
100%, нет– 0%.
4.Вывод
Данная
работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова
позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность,
проявить свои творческие возможности.
5.Заключение
В
результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «собака».
Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он
может грамотно им пользоваться.
Узнать
об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о
значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении
устойчивых выражений).
А
еще я прочитал много разных художественных произведений: стихи, сказки,
рассказы. Для одноклассников я подготовил список литературы.
Советую
прочитать. (Приложение 1)
Хочу
сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной
литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то
просто. И у меня это получилось.
6.Список
источников информации
Баско
Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). –
М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
Гуркова
И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). –
М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
Даль
В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский
язык, 1998. – 869 с.
Зотова
С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
Иллюстрированный
энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос.
Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
Канакина
В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
Ожегов
С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка
им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
7.
Приложение
Приложение 1
Советую
прочитать
Русские народные сказки
«Лиса, заяц и петух»
«Мужик, медведь, и лиса»
«Лиса и тетерев»
«Медведь, собака и кошка»
«Заяц-хваста»
«Морозко»
«У страха глаза велики»
«Лиса и заяц»
«Как бы вороне помочь?»
«Заяц-хваста»
«Лиса и дрозд»
«Заюшкина избушка»
Жизнь слова в стихотворениях поэтов
И. А. Крылов «Слон и Моська»
Э. Н. Успенский «Про собак»
Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой»
С. В. Михалков «Песенка друзей»
С. Я. Маршак «Багаж»
Б. В. Заходер «Собачкины огорчения»
Э. Н. Успенский «Память»
Жизнь слова в названиях произведений
литературы
В. Осеева «Собака яростно лаяла»
И. Токмакова «Купите собаку»
Р. Сеф «Кто любит собак»
Л. Толстой. «Лев и собачка»
Михаил Зощенко «Умная собака»
С. Я. Маршак «Собака Динго»
Корней Чуковский «Собака Авва ищет рыбака»
Разбор слова по составу.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
2.1.1.1 определять с помощью учителя опорные слова, фиксировать их; отвечать на закрытые вопросы.
2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного
2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова.
Развитие
навыков:
1.1 Понимание содержания информации/ сообщения
2.3 Формулирование вопросов и ответов
3.8 Соблюдение грамматических норм.
Критерии успеха (Предполагаемый результат):
Все учащиеся смогут:
Повторить значимые части слова.
Большинство учащихся смогут:
Определять опорные слова и отвечать на закрытые вопросы самостоятельно.
Находить информацию по двум источникам.
Выделять значимые части слова.
Подбирать однокоренные слова.
Подбирать слова к схемам.
Некоторые учащиеся смогут:
Исследовать свой портфель.
Сделать вывод о правильном выбора портфеля.
Записать рекомендации учащимся.
Языковая
цель
Основные термины и словосочетания:
Состав слова, части слова, приставка, корень, суффикс, окончание, однокоренные слова, родственные слова, пословица, вопрос, текст, рассказ, стихотворение, загадка, предложение, упражнение, ответ, пословица.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Что вы знаете о происхождении линейки?
Каким должен быть правильный портфель?
Что можно носить в школьном портфеле?
Привитие
ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Предварительные
знания
Перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова.
Ход урока
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
Создание положительного эмоционального настроя
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Молодцы! Готов весь класс,
Тему назову сейчас.
Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.
Ну а чтобы собрать наше внимание, проведём
«Разминку для ума».
Отвечаем хором, быстро.
* Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…
* Общая часть родственных слов называется …
* Как называется третий зимний месяц?
* Какие буквы не употребляются в начале русских слов?
* Во что превращается вода зимой….
* Часть слова без окончания называется …
* Назовите слово, противоположное слову враг.
* Самый короткий месяц в году?
* Сколько гласных звуков в русском алфавите?
* Какие бывают виды предложений?
(П, И) Трехьязычие: Учaщиеся вспоминaют, слова нa трех языкaх.
Библиотека library кітапхана
Класс сынып class
Учитель teacher мұғалімі
Книга кітап book
Моя школа My school Менің мектебім
Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Какую поставим цель?
Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев. Слова тоже сделаны из своего материала. Слово делится на части. Как на дольки апельсин. И у каждой части слова есть своё название. Над которыми, мы сегодня и будем, работать.
Постановка задач:
– Что такое корень, приставка, суффикс и окончание?
– Какую роль в слове играют эти части слова?
– Какие правила правописания, связанные с составом слова, вы знаете?
словари
Середина урока
Работа по теме урока.
Цель: выполнение практических заданий.
(К, И) Минутка чистописания Бб, ба, бе, би, бы, бо, бя
Ученики работают со словом тетрадь
Стратегия «Горячий стул»
С каждого ряда по 1 человеку. Проверка знаний.
-
Работа по вопросам.
Приставка – для образования новых слов.
Корень – общая часть родственных слов.
Суффикс – для образования новых слов.
Окончание – изменяемая часть для связи слов в предложении.
Словарная работа : игра «Штопанье дыр»
М.дведь, к.р.ндаш, п.м.дор, .рбуз, безарё, лобото, мал.чик, м.ч.
Прием «верные и неверные утверждения» «ДА», «НЕТ»
1…приставка стоит после корня;
2…корень это общая часть родственных слов;
3. …окончание это изменяемая часть слова;
4…в основу слова входит окончание;
5. …приставка и суффикс образуют новые слова ;
6. …можно составить слова без корня;
7. …суффикс образует новые слова .
Работа в паре.
*Найдем родственные слова ДОМ ГРИБ ЛИСТ
Работа в группе.
Письменый зачёт по теме «Состав слова» | |
| |
1.Корень – | 1) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов; |
2.Пристака – | 2) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении; |
3.Суффикс – | 3) часть слова, которая является общей для родственных слов; |
4.Окончание- | 4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов; |
5.Основа — | 5) часть слова без окончания. |
Работа по учебнику (подбор слов к схемам)
1 Желтенькие, березонька, беленький, осиновый, слезинки
2 Заходи, отвезу, повара, безголосый, подъезды
3 Отгадка, походка, поездка, подоконники, подлокотники
(И) Самостоятельная работа в рабочей тетради стр.11
Разобрать слова по составу
Запахи, степной, тропка, повара.
Прочитай. Подчеркни родственные слова. Выдели корень и окончание.
Скворец –отец. Скворчиха-мать. И молодые скворушки.
Сидели как-то вечерком . И очищали пёрышки.
Дескрипторы
-определяет однокоренные слова-1бслово
-выделяет части слова: окончание, корень. 1бслово
Учебник
Лист со словом
Тетрадь
(Д, К) Динамическая пауза
Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки, Посмотрели на картинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже. Наклонились к полу ближе.
Э-э-э! Какой же ты лентяй! Потянись, но не зевай!
Проверка усвоения материала.
(К, И) Игра «Узнай, какие слова задуманы».
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО |
походка | слово | сестрицы | река | пословица |
налетели | ученик | куст | молчит | научит |
коньки | мудрец | старость | домик | мудрость |
Конец урока
Итог урока. Рефлексия.
На уроке я делал…
Своей работой я доволен/не доволен потому что…
Этот урок показался мне…
За урок я бы поставил себе, потому что…
Материал урока я освоил…
Мое настроение после занятия…
Тетрадь «Что я знаю и умею»
Дифференциация
Оценивание
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Дети с высоким уровнем мотивации создают визитки и вместе с учителем помогают ученикам с низкой мотивацией
Формативное оценивание.
-
Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».
-
Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.
-
Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.
Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).
Динамическая пауза.
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза — как горошины глаза.
Влево-вправо, назад-вперед.
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.