Разбор слова по составу 3 класс рассказы

Педагогическая цельсоздать условия для повторения частей слова и их обозначений; способствовать развитию умения разбирать слова по составу.тип урокаповторение и систематизация

Педагогическая цель

Создать условия для повторения частей слова и их обозначений; способствовать развитию умения разбирать слова по составу.

Тип урока

Повторение и систематизация знаний и способов действий.

Планируемые результаты

Предметные:

-проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такую языковую единицу, как часть слова.

Личностные:

Сохраняют мотивацию к учебе, ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; вырабатывают адекватную позитивную самооценку; проявляют интерес к учебному материалу.

Метапредметные:

Познавательные:

Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и педагога.

Регулятивные:

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке; учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривают последовательность действий на уроке

Коммуникативные:

Оперируют монологической и диалогической формами речи; высказывают собственное мнение, прислушиваются к мнению других обучающихся; соблюдают орфографические нормы написания.  .

Методы и формы обучения

Продуктивный метод, системно — деятельностный подход, развитие критического мышления, личностно- ориентированный подход. Формы работы — коллективные и индивидуальные

Образовательные ресурсы

https://rosuchebnik.ru, https://www.uchportal.ru/

Оборудование

Учебник по русскому языку под редакцией Иванова С.В., 3 класс, часть 1, презентация , пустая карточка для написания алгоритма разбора слова по составу, карточки для индивидуальной работы, карточки саморефлексии, карточки с обозначением частей слова.

Основные понятия

Состав слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Правило разбора слова по составу.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный этап)

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2. Постановка учебной цели на урок

Слайд 2

На доске слова: осенний, пришкольный,

звонок.

Какая тема объединяет эти слова?

Какое задание мы можем выполнить с этими словами?

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать?

Да, верно, состав слова.

Какая цель будет у нас?

Повторить материал по теме: «Состав слова».

Для этого нам нужно выполнить определенные задачи:

1.Вспомнить теоретический материал по теме «Состав слова»

2.Вспомнить графические обозначения частей слова

3.Уметь выделять морфемы

Ученики дают ответы: школа, 1 сентября, учеба.

Предполагают, что можно составить предложение, рассказ; сделать фонетический разбор.

Можно разобрать по составу.

Могут самостоятельно сформулировать тему.

Ставят при помощи учителя цель урока.

Самостоятельно могут  сформулировать тему и цель урока.

3. Минутка чистописания

(слайд 3)

Предлагаются написать элементы

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

4. Актуализация знаний (Электронный учебник, слайд 4,5)

Работа с учебником.

Рубрика «Вспомним изученное». Во втором классе мы с вами строили здание из кирпичиков. Давайте вспомним, что это за «кирпичики»?

Блиц опрос:

  1. Часть слова, которая изменяется (окончание)
  2. Окончание, не выраженное звуками (нулевое)
  3. Часть слова без окончания (основа)
  4. Общая часть родственных слов (корень)
  5. Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов ( суффикс)
  6. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов ( корень) (слайд 2-3)

Воспроизводят по памяти информацию, которая нужна для решения учебной задачи;

Оценивают уровень владения тем или иным учебным действием.

5. Повторение изученного материала с.19

5.1. Работа с алгоритмом устного разбора ( слайд 6 )

1. Учитель спрашивает:

Какие части слова так обозначаются?

Какие части слова ты знаешь?

Какие части слова остались без обозначения?

Обозначьте их на доске.

2. В рубрике «Обрати внимание» дан полный алгоритм разбора слова по составу.

 Выводим на доску слайд  4.

На примере слова настольный делаем по алгоритму разбор слова. На пустой карточке записываем схематичный алгоритм:

Эту карточку приклеиваем на обложку тетради.

Отвечают на вопросы учителя

Обозначают на доске основу и окончание

Выполняют задание по разбору слова в тетради.

Пишут алгоритм разбора слова по составу

Осуществляют поиск необходимой информации в алгоритме для выполнения учебных  заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

5.2  Работа с учебником

Упражнение 1, стр.21

слайд 7

1.Отработка первого пункта алгоритма разбора слова по составу. Хорошо читающий  ученик читает стихотворение. Учитель выводит на доску слайд 6 с выделенными словами из стихотворения.

Учитель предлагает отдельным ученикам обратиться к памятке.

2.Работа с рубрикой «Подсказка»

Учитель организовывает повторение материала о различии слов с нулевым окончанием и слов, у которых нет окончания.

3.Учитель объяснят, как работать с карточкой саморефлексии.

1.Учащиеся вспоминают способ изменения формы имен прилагательных.

Первое слово разбирают вместе, используя алгоритм. Краткий алгоритм на доске. Работа со слайдом

Следующие слова дети разбирают и проговаривают в парах

2.Обучающиеся должны вспомнить, что окончаний нет у тех слов, форма которых не изменяется. При работе с данной рубрикой обучающиеся указывают, что у вторых словах в парах окончание нулевое.

3.Обучающиеся заполняют три первых пункта  в карточке саморефлексии (Приложение 1)

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Упражнение 2, стр. 21 электронный учебник

слайд 8

Учитель просит обучающихся обязательно объяснять друг другу выбор столбика, в который записывается слово, отмечать окончание и основу; к словам первого и второго столбиков записывать по одному слову, доказывающему правильность выделения окончания.

Учащиеся объясняют в группах задание, затем записывают слова, проверяют выполнение на интерактивной доске, объясняя свой выбор

По окончании задания обучающиеся выставляют баллы в карточке саморефлексии  (п.4,5,6)

Тренируют умение различать слова с окончанием с явно выраженными звуками, слова с нулевым окончанием и слова, не имеющие окончания; отрабатывают  умения находить основу, окончание.

5.3 Рубрика «Давай подумаем»

Учебник стр.22

Организует работу с рубрикой «Давай подумаем».

Учитель спрашивает о том , как найти корень. Просит выбрать верное утверждение. Спрашивает, что можно определить с помощью действия, описанного в первом утверждении?  (основу)

Обучающиеся отвечают, что правильным является второе утверждение.

Закрепляют правильность действия при нахождении корня.

6.Закрепление знаний и способов действий

6.1 Упражнение 3, с.23

Организует устное выполнение упражнения

Работа со словом носик производится с подробным устным комментарием по образцу, который читает учитель. (стр.22 учебника)

Обучающие выделяют следующие группы родственных слов:

 1.жалоба, жалкий, жалость, жалеть

2.нос, носик, носатый, переносица

При объяснении учащиеся должны обратить внимание на значение слов.

В карточке саморефлексии ученик заполняет пункты 7,8

Отрабатывают понятие родственные слова.

Упражнение 4, с.23 Дифференцированное задание

слайд 9

Учитель предлагает 2 задания на выбор.

  1. Легкое: после выделения корня в слове носик, выписать это слово в тетрадь, выполнить второй пункт плана разбора по составу по образцу в учебнике.
  2. Трудное: подобрать к заданному слову родственные слова, являющиеся определенной частью речи.

Проверка при помощи документ-камеры

Отмечают баллы в карточке саморефлексии: (п. 9)

6.Рефлексия учебной деятельности

Учитель предлагает обучающимся подсчитать баллы на карточке саморефлексии.

Озвучивает результаты:

8-9 баллов- Молодец!

6-7 баллов –Хорошо.

5 и менее – Нужно поработать еще.

Подведение итога урока.

Какая была цель? Достигли ли мы ее?

Сможете ли вы помочь однокласснику разобраться, что такое состав слова, если он забыл?

Заполняют карточку.

Оценивают свои достижения.

Отвечают на вопросы учителя.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

7.Домашнее задание

(дифференцированное)

Составить слова по схемам (Приложение 2)

Комментирует задание.

Слушают объяснение учителя. Обучающийся может самостоятельно выбрать себе задание соответствующего уровня.

Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

состав слова


шарады для детейПервое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

 Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова. 

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

 Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

 Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

 Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

 Основа слова – это  часть слова без окончания. 

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

шарады для детейВторое — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? 
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется: 
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется: 
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это: 
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой. 
а) -той;
б) -ой;
в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это: 
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова? 
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. 
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это: 
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-? 
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это: 
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом. 
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова. 
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.


шарады для детейТретье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

  1.  Определи  слово как  часть речи.
  2.  У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов  нет окончания).
  3.  Укажи  основу слова.
  4.  Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5.  Выдели приставку.
  6.  Выдели суффикс.

порядок разбора слов по составу

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

4. корень -КУП-

5. приставка ПО-

6. суффикс — -К-

пришкольный 

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

4. корень -ШКОЛЬ-

5. приставка ПРИ-

6. суффикс — -Н-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

4. корень -ЦВЕТ-

5. приставка РАС-

6. суффикс — -А-


шарады для детейЧетвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые суффиксы имен существительных

ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-),  —от-, —остьун, —чик(-чиц-, —щик)

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

Например:

  • ик — образует лицообладающее качеством (медикстарик)
  • иц — лицо или животное женского пола (девицакурицатигрица)
  • ист, щик, ач — лицопринадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
  • ошк, ушк,  чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительноласкательную форму предмету.

Суффиксы прилагательных

ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск,  —тель, —ист

Суффиксы глаголов

а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л,  —ну, —ся, сь, —ть (-ти)

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время (былспалплыл)
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нестиделать, беречь)

шарады для детейПятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

  1 вариант

1.Разбери слова по составу:                                                                           

Времена, перевязь, глоток,  гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок,  билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Трус — …………………………………………………………………………..

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание  
беззащитный дарить вкусный добрый
подъехать вода сводный тяжёлый
безобразный жизнь съеденный белый
донёс пришкольный водный чёрный
простота домашний цветик ключи
поворот садик свалка рыба
замёрз сухая куча курица
вышёл дума каменщик смысл
завёл жаркий рыбка одежда
подход застава лавка сорока

     2 вариант

1)Разбери по составу:                                                                        

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание  
конь лето плакучий мягкий  
подтянул локоток мясник молодость  
вписать проходить зима мяч  
прожить водитель книга сады  
заяц часы кормовой земляной  
срок котёнок мир ножницы  
заря школа лесник радость  
ссора покрасить низкий лодка  
стул сиреневый погода карандаш  
подъезд поле крыша полк  

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Тренировочная работа по теме «Состав слова»

Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

  • Разбуженный как пишется и почему
  • Разбор сказки по щучьему велению 3 класс
  • Разбор сказки о рыбаке и рыбке 2 класс
  • Разбор сказки по проппу пример
  • Разбор сказки царевна лягушка 5 класс