Разбор сказки золотая рыбка

I. организационный момент. у. давайте в начале урока вспомним русскую пословицу: чтение вот лучшее учение у. закончите

I. Организационный момент.

У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

У. — Закончите фразу.

— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?

Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.

II. Разминка « Читалочка».

(На доске чистоговорка)

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

1. Читаем глазками.

— Что это? для чего нужна чистоговорка?

2.Читаем хором.

— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).

Вывод:

— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. Постановка цели урока.

У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

(ксазак)

Д. – Сказка.

У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. – А кто автор этой сказки?

Д. – Александр Сергеевич Пушкин.

У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

Д. Происходит волшебство.

У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»

Д. – Это волшебная сказка.

У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

Д. Старик, Старуха, рыбка.

IV. Работа по теме урока.

У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).

Характер

старика

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Характер

старухи

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».

У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

План.

1.В  Где живёт герой?

2.В  Чем занимается?

3.В  Какие поступки совершает?

4.В  Какой характер у героя?

5.В  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Первому характеристику мы дадим старику.

У. – Где живёт старик?

Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

У. Чем занимается старик?

Д. – Старик ловил рыбу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старик ловил неводом рыбу.

У. Какие поступки совершает старик?

Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

Д. Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

« Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

« Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

У. — Какой характер у старика?

Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

У. – Докажите, что характер у старика был добрый?

Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

У. – Где живёт старуха?

Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

У. Чем занимается старуха?

Д. – Старуха прядёт свою пряжу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старуха пряла свою пряжу.

У. Какие поступки совершает старуха?

Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

В 

Вольная царица.

Владычица морская.

Новое корыто.

В 

Столбовая дворянка.

В 

Новая изба.

У. — Какой характер у старухи?

Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

Физкультминутка.

— Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно выстроились в ряд

В рыбок превратились в раз.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Самостоятельная работа.

У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.

( Выслушиваются ответы детей).

У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?

Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».

У. – Почему так изменялось настроение моря?

Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

У. – Вспомните, как называется сказка?

У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

В 

Как плохо быть сварливым и жадным.

В 

Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)

У. — Спасибо за урок

Урок 34-36

Тема Особенности языка произведений А.С.
Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели:
познакомить учащихся со сказками А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать
умение выразительно читать произ­ведение, передавая интонацией настроение;
работать со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; учить делить текст на части, выделять
главную мысль; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту, ми­лосердие;
учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по
вопросам; научить отличать сказку от других произведений; познакомить учащихся
с биографией А.С. Пушкина.

Планируемые результаты: учащиеся
должны уметь читать про­изведения вслух с постепенным переходом на чтение про
себя; прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в
сказках.

Оборудование: портрет
А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки; карточки (текст
для речевой разминки, задания).

Ход урока

I.Организационный
момент

II.Проверка
домашнего задания

¾   Чтение
стихотворений наизусть.

III.Постановка
целей урока

¾  
Сегодня
на уроке мы продолжим изучать творчество А.С. Пушкина.

¾  
На
с. 90 прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Кто из вас
знаком с этой сказкой?

¾  
Александр
Сергеевич не писал специально для детей. Создавая свои сказки, он собирал и
обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного фольклора. В сказках
А.С. Пушкина по­казан конфликт между светлым и темным миром, между добром и
злом.

¾  
Какие
сказки написал А. С. Пушкин?

¾  
Всего
сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»,
«Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

IV.Работа по
теме урока

Знакомство со сказкой

¾  
(Учитель
включает аудио- или видеозапись сказки, а если нет такой возможности, то сказку
читает сам.)

¾  
Каковы
ваши впечатления от сказки?

V.Физкультминутка

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Там Баба-яга живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки, горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

VI.Продолжение
работы по теме урока

¾  
(Чтение
сказки по частям. Одновременно ведутся словарная работа и обсуждение
прочитанного.)

Часть 1

Ветхая землянка — старый
дом, вырытый в земле.

Невод — большая
рыболовная сеть.

Откуп — плата.

¾  
Где
жили старик со старухой?

¾  
Сколько
лет они жили вместе?

¾  
Что
случилось со стариком?

¾  
Почему
старик отпустил золотую рыбку?

Части 2-3

Кликать — звать.

Пуще — больше.

Бранится
ругается.

¾Как старуха
отреагировала на рассказ старика?

¾  
Как
вы думаете, почему у нее было совсем другое отноше­ние к произошедшему чуду?

¾  
Как
вела себя рыбка по отношению к старику? Почему?

Части 4-5

Корысть — выгода,
польза.

Тесовые
вороты

— ворота, сделанные из тонких досок.

¾  
Чего
захотелось старухе после того, как она получила корыто?

¾  
Как
вы понимаете слова «На чем свет стоит мужа ругает»? (Очень сильно ругает.)

Части 6-8

Столбовая дворянка

дворянка старинного рода.

Душегрейка — женская
теплая кофта, обычно без рукавов, со сборками на талии.

Кичка
старинный праздничный головной убор замужней женщины.

Чупрун — чуб,
хохол.

¾  
Какое
новое желание появилось у старухи?

¾  
Что
увидел старик, вернувшись домой?

¾Как старуха
отнеслась к старику? Почему?

VII.Рефлексия

¾  
С
каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

¾  
Что
у вас получилось? Чему научились на этом уроке?

VIII.Подведение
итогов урока

¾  
С
какой сказкой вы познакомились на уроке?

¾  
Как
бы вы поступили на месте старика?

¾  
Какое
ваше самое заветное желание?

IX.Домашнее
задание

¾   Дочитать сказку.

Ход урока

I.Организационный
момент

II.Речевая
разминка

Сказка от начала
начинается,

до конца читается,

в середке не перебивается.

Научитесь читать
пословицу скороговоркой.

Прочитайте пословицу
выразительно. Объясните, как вы ее понимаете.

III.Постановка
целей урока

Сегодня мы
продолжим работу по сказке А.С. Пушкина. Бу­дем учиться составлять план
произведения.

IV.Работа по
теме урока

Части 9—11

Белены объелась — сошла с
ума, обезумела.

 Пряник
печатный
— пряник с отпечатанными рисунками, бук­вами.

Кем теперь
захотела быть старуха? (Вольною царицей.)

Из каких слов мы
видим отношение автора к старухе? (Еще пуще старуха вздурилась.)

Почему желание
старухи испугало старика?

Что значит «Ни
ступить, ни молвить не умеешь!»?

Выполнила ли рыбка
это желание?

Как изменилась
старуха? (Она на старика даже не взглянула и прогнать его велела.)

Кто такой невежа?
(Грубый, невоспитанный человек.)

Как вы понимаете
выражение «Не садися не в свои сани!»? (Человек должен соответствовать
месту, которое занимает.)

Части 12—14

Быть на посылках —
находиться в полном подчинении у кого- нибудь.

Какое новое
желание появилось у старухи?

Пытался ли старик
вразумить, остановить старуху?

Чем закончилась
сказка?

-Как вы понимаете выражение «остаться у
разбитого коры­та»? (Остаться ни с чем.)

-Понравился ли вам конец сказки?

V.Физкультминутка

Пильщики

Мы пилили доску,

С утра у нас дела.

 Стальные зубы остры,

Легко идет пила.

Мы сейчас бревно распилим,

 Пилим,пилим,пилим,пилим.

Раз-два, раз-два,

Будут на зиму дрова. (Дети имитируют
движения пильщиков.)

VI.           
Продолжение
работы по теме урока

(Составление плана
сказки. Дети читают сказку по частям, озаглавливают их, учатся находить главное
в отрывке.)

VII.       
Рефлексия

¾ 
С
каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

¾ 
Что
у вас получилось?

¾ 
Чему
вы научились на этом уроке?

VIII.Подведение
итогов урока

Чему учит эта сказка? (Примерный ответ.
В сказке А.С. Пушкин обличает людские пороки. Старик выну­жден покоряться воле
жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко она ни
вознеслась. Но, как и во всех сказках, зло бывает наказано, так и здесь сказка
завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы снова в
крестьянку. Это ей наказание за жад­ность и зависть.)

IX.Домашнее
задание

Перечитать сказку.

Ход урока  

I.Организационный
момент

II.Речевая
разминка

Синицы

Зайчик едет на такСИ.

Куда едет, сам спроСИ.

Медведь лежит в густой теНИ,

Его за лапу не тяН И.

В подарок белочке овЦА

Несет четыре леденЦА.

Хочу спросить я учениц:

Скажите, сколько здесь синиц?

¾
Прочитайте
медленно хором.

¾Ответьте на вопрос
стихотворения. (Здесь две синицы.) (Чтение с разной интонацией,
скороговоркой.)

III.          
Постановка
целей урока

Сегодня на уроке
мы будем учиться характеризовать героев, читать выразительно отрывки, которые
будете находить, отвечая на вопросы. Также вы узнаете об авторе сказки.

IV.Работа по
теме урока

1. Характеристика героев

¾
В
сказке есть положительные и отрицательные герои, герои- помощники и нейтральные
герои.

¾
На
доске (или на карточках) дан план, по которому вы бу­дете давать
характеристику.

План

    Где живет
герой?

     Чем
занимается?

     Какие
поступки совершает?

     Какой
характер у героя?

     Что думает
о нем автор?

     Что вам
понравилось или не понравилось в герое?

¾Сколько главных
героев в сказке? Кого отнесли к положи­тельным, а кого — к отрицательным? (Дети
дают характе­ристику старухи и рыбки.)

¾Ребята, а к каким
героям относится старик? (Высказывания детей.)

Информация для учителя

Необходимо помочь
детям прийти к выводу о том, что ста­рик не является положительным героем. Он,
конечно, простоват и добр, но имеет нетвердый характер. Он выполняет все
приказы старухи, и она требует для себя все больше и больше.

2. Анализ «сказочных примет»

¾
Вспомните
признаки сказки и докажите, что это произ­ведение относится к жанру сказки.
{Ответ.
Есть зачин, троекратный повтор, сказочные герои, своеобразный язык
сказки, поучительный характер сказки, волшебство.)

V.Физкультминутка

Поезд

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий.

Он вагоны повез,

Точно настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы и мартышки.

Кто едет в поезде?

Куклы и матрешки.

Стрелочник, стрелочник

Вышел из сторожки.

 Дальняя, дальняя,

Дальняя дорога

 Вдоль нашей комнаты

 Прямо до порога.

VIII.    Закрепление
изученного

1.Рассказ учителя об А.С. Пушкине

2.Выборочное чтение
по вопросам

  Найдите в произведении
отрывок, в котором говорится, как старик поймал рыбку.

Что старик сказал
рыбке перед тем, как отпустить?

  Как отнеслась
старуха к рассказу старика?

  Как отнеслась
рыбка к первой просьбе старика?

  Прочитайте, как
менялись желания старухи.

К герою-помощнику
можно отнести море. Прочитайте от­рывки о том, как оно менялось.

3.Работа с
пословицами

(Учащиеся в парах
читают и обсуждают пословицы на с. 100.)

VII.Рефлексия

¾Выберите и
продолжите любое предложение.

¾  
На
сегодняшнем уроке я узнал…

¾  
На
этом уроке я похвалил бы себя за…

¾  
После
урока мне захотелось…

¾  
Сегодня
я сумел…

VIII.Подведение
итогов урока

¾  
Что
вы изучали на уроке?

¾  
Что
было для вас особенно интересно?

Проходят годы. Но
время не властно над памятью о Пушки­не. Каждый год в день рождения поэта (6
июня) мы вспоминаем его. А с 2011 г. этот день стал во всем мире отмечаться как
День русского языка (по решению ООН). В Москве, на Пушкинской площади, стоит
бронзовый памятник великому поэту. Этот па­мятник создан скульптором Опекушиным
на средства, собранные народом. Люди приходят к памятнику, читают стихи.

IX.Домашнее
задание

Нарисовать рисунок
к понравившемуся отрывку (можно при­думать обложку для этой книги-сказки).

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
  • формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
  • повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
  • формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Развиваюшие:

  • развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
  • развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
  • формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.

Предметные результаты:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
  • образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
  • распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
  • выявлять роль и значение прилагательных в речи;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
  • извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа:

  • прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
  • нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
  • нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.

Ход урока

1. Организационный этап

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.

— Вы видите, что настроение бывает самым разным:

веселым, и грустным.

— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!

— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.

2. Актуализация знаний

1) Логическое упражнение.

Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А

— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)

2) Чистописание.

— Откройте тетради, оформите классную работу.

— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.

Самопроверка.

— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.

— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?

3) Орфографическая минутка.

— Разберите по составу слово сказка.

— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)

— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)

— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)

— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)

3. Объявление темы урока

— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)

— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?

— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.

— Продолжим разговор о сказке.

— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)

— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.

4. Работа над проектом

1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.

— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)

— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)

2) Работа над лексическим составом сказки.

— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.

— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.

Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)

— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)

— Как они называются? (Устаревшие)

— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)

На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.

— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «устаревшие слова»
  • «приблизить свою авторскую сказку к народной»
  • «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?

  • Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
  • Сердитые (волны) — большие, высокие.
  • Чёрная (крестьянка) — бедная.
  • Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
  • Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.

— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «слова в переносном значении»
  • «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»

5. Физминутка

На уроке отдохнём —

На рыбалку мы пойдём!

Накопаем мы червей,

Удочку возьмём скорей,

И вприпрыжку побежим —

Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота —

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим —

Вот такой у нас режим.

6. Обобщение знаний об имени прилагательном

С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.

— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)

— Как определить число прилагательного? (по существительному)

— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.

— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)

— Приведите примеры прилагательных каждого рода.

— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)

— Как определить род прилагательного? (по существительному)

— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)

— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)

— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.

у синего моря

синее море

грозная царица

ласковое слово

в море синее

к синему морю

новое корыто

сварливая баба

высокий терем

разбитое корыто

глубокое море

в ветхой землянке

чёрной крестьянкой

пряником печатным

На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.

Проверка правильности с помощью светофора.

Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.

— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)

— Определите падежи прилагательного синее.

Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)

7. Физминутка для глаз

  • Смотри сначала вправо, затем влево.
  • Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Смотрим сначала вверх, потом вниз.
  • Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
  • Все повторяем по три раза.

8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.

Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.

1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.

2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.

3. Пошел старик опять к ………… рыбке.

4. На голове у старухи ………… кичка.

9. Работа над проектом

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?

— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»

10. Домашнее задание

Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.

11. Итог урока

— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта

— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»

Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.

12. Рефлексия

Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…

Список литературы

1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090

4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/

5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/

 20.09.2021   
  35    
 Комментарии к записи Анализ Сказки о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина отключены

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.

Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».

анализ сказки о рыбаке и рыбке

Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.

Родился Пушкин в 1789 году в июне, 6 числа. А умер в 1837 году, 10 февраля. Смерть литературного гения случилась в результате неудачной дуэли, где Александр Сергеевич был ранен — смертельно для того времени.

За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.

анализ сказки о рыбаке и рыбке пушкина

Викторина по сказке «О рыбаке и рыбке»

  1. Где жили старик со старухой? (на берегу моря).
  2. Каким был их дом? (землянка).
  3. Что забрасывал старик в воду, чтоб поймать рыбу? (невод).
  4. Какую рыбку выловил старик? (золотую).
  5. Старик отпустил золотую рыбку. Верно ли это утверждение? (да).
  6. Могла ли золотая рыбка разговаривать? (могла).
  7. Что просила рыбка, попав в невод? (отпустить ее).
  8. Что потребовала старуха в первый раз? (новое корыто).
  9. Какой самый большой выкуп захотела старуха? (стать владычицей морей).
  10. Как смогла рыбка наказать старуху? (оставила ее со старым корытом).
  11. Кто это говорит? «Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу». (старуха).

Дополнительные вопросы, заставляющие детей анализировать и делать выводы.

  1. Тебе жалко старуху? (нет.Она получила наказание за жадность).
  2. Чему научила нас сказка? (злой и жадный человек остается в результате ни с чем).

Смысл сказки о рыбаке и рыбке

Смысл сказки о рыбаке и рыбке

Смысл книги

«Сказка о рыбаке и рыбке» родом из детства. Ведь многим знакома эта история еще с младенческих лет. Сказка учит добру, показывает, к чему может привести неуемная жадность.

Любимая сказка

По мотивам этой истории созданы мультипликационные фильмы, сделаны театральные и радиопостановки. Знаменитое стихотворное произведение А. С. Пушкина до сих пор вызывает восхищение.

Эта сказка любима многими. Ведь недаром ребятишки, только ознакомившись с ней, пытаются нарисовать старика, старуху, золотую рыбку, воссоздать на бумаге сцены из этой волшебной истории.

Как развивались события

Первые строки сказки Пушкина знакомят нас со стариком и старухой. Это старые люди, живущие в ветхой лачуге, у которых даже нет хорошего корыта, чтобы мыться и стирать. А имеется только старый потрескавшийся предмет гигиены.

После такого описания становится искренне жаль эту пожилую пару. Ведь им приходилось в буквальном смысле слова выживать. Но они находили выход из положения. Старуха пряла пряжу, из которой затем, наверное, вязала тёплые вещи, чтобы не замерзнуть в холода.

А старик ловил рыбу, чтобы хоть как-то прокормить свою немногочисленную семью. Денег у пожилых людей не было, так как-то в те времена беднякам пенсия не полагалась.

Смысл сказки на этом этапе сводится к печальной картине жизни бедных людей в царской России того времени. Не секрет, что А. С. Пушкин в своих произведениях не раз протестовал против такого уклада жизни, когда люди из низших сословий практически нищенствовали.

Как мы видим из сказки, у этой пожилой семейной пары не было детей, поэтому некому было им помочь. В силу возраста старик со старухой не могли заниматься приусадебным хозяйством, которое было бы подспорьем в их нелегкой жизни.

Но затем счастье улыбнулось старику. В свои сети он поймал золотую рыбку. Но пожилой мужчина был добрым человеком. Несмотря на то, что они со старухой жили впроголодь, он пожалел золотую рыбку и отпустил её.

Но жительница морских глубин решил отблагодарить своего спасителя. Так раскрывается следующий смысл «Сказки о рыбаке и рыбке». Она учит и тому, что на добро нужно отвечать добром.

Характер старухи

Старик был бескорыстным человеком. Он отпустил рыбку в морские просторы, ничего не попросив взамен.

Когда старик рассказывал эту историю жене, та была полна негодования. Она отругала мужа, сказав, чтобы он попросил у рыбки хотя бы новое корыто.

На этом этапе сказки отношение читателя к старухе начинает меняться. Ведь она показывает свой властный характер, приказывает супругу, даёт ему неприятные прозвища.

В дальнейших эпизодах всё больше проявляется и ее алчная сущность. Ведь то старуха хочет новый дом, то желает быть дворянкой, а затем и царицей. При этом её отношение к людям ниже по статусу тоже не вызывает уважения.

Ожидаемый финал

А старик безропотно подчиняется своей избраннице. Он слушается её и всякий раз ходит к рыбке, чтобы исполнять прихоти жены. Хотя видно, как ему неудобно перед этой обитательницей морских глубин.

Рыбка тоже была очень терпеливой и выполняла желания своего спасителя, которые диктовала ему жена. Но всему есть предел.

Здесь стоит отметить, что, скорее всего, Александр Сергеевич Пушкин ассоциировал с местом жительства рыбки. Поэт интересовался древнерусским язычеством, а в верованиях людей того времени море-океан ассоциируется с океаном мироздания.

Поэтому смысл сказки словами старухи перерастает в её желание стать выше бога, сотворившего Мироздание.

Конечно, такого даже терпеливая рыбка не смогла вынести. Старуха наказана по заслугам. Когда старик под конец истории пришел к жене, она вновь сидела около старой избушки, рядом было разбитое корыто.

Поэтому не стоит алчно желать богатства, необходимо ценить то, что есть. Ещё смысл сказки в том, что нужно быть благодарным человеком, а если добился высот, то не задирать нос, не становиться высокомерным.

Многим читателям не нравится, как старуха обращается со своим мужем. Поэтому смысл сказки и в том, что нельзя унижать и обижать близких людей, а нужно ценить их. А старику необходимо было проявлять характер, обуздать растущие потребности жены. Надо вовремя остановиться, чтобы, как в сказке, не остаться у разбитого корыта.

Недаром эту сказку читают детям с ранних лет. Она написана легким языком, поэтому стихотворные строчки быстро остаются в памяти у ребятишек. Но ещё они начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Поэтому такое произведение рекомендовано для молодых родителей, которые будут читать сказку своим малышам, тем самым учить их быть добрыми, справедливыми, ценить то, что имеешь.


Сказка о рыбаке и рыбке
слушать онлайн

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».

Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —

Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».

Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Вопросы блока «Угадай сказку по иллюстрации»

Для этого блока викторины нужно приготовить несколько карточек с картинками – иллюстрациями к сказкам. Причем интереснее всего будет, если картинки будут с каким-либо подвохом. Например, если на картинке зашифрована сказка про конька-горбунка, то совсем необязательно, чтобы на картинке был главный персонаж. Лучше будет, если изображение будет запутывать детей и только самые внимательные, кто хорошо знает текст сказки, сможет дать правильный ответ.

Характеристика главных героев “Сказки о рыбаке и рыбке”

Старик

Старик, главный герой "Сказки о рыбаке и рыбке"

Старик, главный герой сказки Пушкина

Пожалуй, именно старика-рыбака можно назвать самым главным героем “Сказки о рыбаке и рыбке”. Пушкин наделил его рядом положительных качеств – старик добр, трудолюбив, он не чурается тяжёлого труда и безропотно переносит тяготы жизни. А уж в тяготах недостатка у него нет – он трудится рыбаком, с трудом добывая пропитание для себя и старухи, своей жены. Тем более что старуха – персонаж крайне неприятный, она постоянно критикует мужа, но он лишь выполняет все её требования. В какой-то момент старик даже вызывает жалость, до того он забит женой и тяжёлой судьбой. Кроме того, он слишком мягкосердечен (поэтому-то он и отпускает золотую рыбку в первый раз просто так) и не способен в чём-то отказать жене.

Старуха

Старуха, героиня "Сказки о рыбаке и рыбке"

Алчная старуха – главная отрицательная героиня сказки

Старуха, жена старика-рыбака – отталкивающий персонаж. Характеристика главной отрицательной героини “Сказки о рыбаке и рыбке” показывает её с самой нехорошей стороны: это злобная, чванливая, алчная и глупая женщина. Узнав о том, что муж отпустил золотую рыбку без выкупа, она руганью заставляет отправиться её ловить снова, чтобы потребовать хотя бы новое корыто взамен старого. После выполнения этого желания требования старухи всё возрастают – то новая изба, то стать дворянкой, то стать царицей. Но терпение рыбки не безгранично, и, когда старуха потребовала стать владычицей морскою, и чтобы сама рыбка была у неё в услужении, всё волшебным образом “откатилось” назад, так что старуха осталась в старом доме у разбитого корыта.

Отзывы читателей

Любой человек по-своему понимает волшебную сказку. Можно ознакомиться с отзывами читателей, которые разобрались в истинном смысле этого произведения.

Много раз читал эту сказку в детстве, а сейчас с удовольствием пересматриваю советский мультфильм по ней. Не знал, что Пушкин позаимствовал сюжет у братьев Гримм.

Раньше мне мама читала эту сказку, теперь меня об этом просят мои дети. Им очень нравится слушать историю о волшебной рыбке и жадной старухе.

«Справедливый судья»

В афганской сказке повествуется о скупце, который потерял кошелек и заявил, что отдаст 10 золотых тому, кто его найдет. Один человек нашел кошелек, отнес его владельцу и потребовал награду.

Но скупец утверждал, что в кошельке было 110 монет, а вознаграждение нашедший уже забрал себе. Тогда человек пошел жаловаться к судье. Последний выслушал обе стороны и отдал кошелек нашедшему. Его аргументом был тот факт, что внутри лежало всего 100 монет, а у скупца в кошельке было 110 золотых, значит, он не был настоящим владельцем.

Вывод. Сказка учит строго соблюдать любые договоренности, которые касаются финансов. Если малыш, став взрослым, захочет открыть свой бизнес, он должен понимать, что обязан выполнять условия контрактов и действовать в соответствии с законодательством. Честность формирует положительную репутацию, которая привлекает партнеров и клиентов. И наоборот, желание обмануть, скрыть доходы приведут к проблемам с законом.

Источники:

  • https://www.syl.ru/article/363503/analiz-skazki-o-ryibake-i-ryibke-a-s-pushkina
  • https://tram-pampam.ru/dlya-detej/shkolnye-meropriyatiya/viktorina-po-skazkam-pushkina.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-o-rybake-i-rybke/
  • https://detskie-pesni.ru/pesni-dlya-malyshei/skazka-o-rybake-i-rybke/
  • https://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/viktorina-po-skazkam-dlya-nachalnoj-shkoly-s-otvetami.html
  • https://faktrus.ru/%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8-%D0%BE-%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B5-%D0%B8-%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B5/
  • https://williamfaulkner.ru/pereskazy/kratkij-pereskaz-zolotaya-rybka.html
  • https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/11-krutykh-skazok-dlya-povysheniya-finansovoi-gramotnosti-rebenka/

  • Разбор сказки золотая рыбка

    Об авторе: Светлана Игоревна

  • Разбор сказки волк и семеро козлят
  • Разбор направлений итогового сочинения 2022
  • Разбор произведений для итогового сочинения 2022
  • Разбор направления преступление и наказание итоговое сочинение
  • Разбор произведения капитанская дочка к итоговому сочинению