Разбор сказки по проппу пример

Предложил журавль цапле замуж за него пойти. цапля не согласилась, а потом передумала и сама предложила посвататься журавлю так они

Предложил журавль цапле замуж за него пойти. Цапля не согласилась, а потом передумала и сама предложила посвататься журавлю… Так они ходят друг к дружке постоянно, да никто гордыню свою отбросить не хочет. Это смешная и бесконечная сказка, которая развеселит ребенка.

Сказка Журавль и цапля скачать:

Сказка Журавль и цапля читать

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

Дома ли цапля?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Приходит к журавлю и говорит:

Журавль, возьми меня замуж!

Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал:

«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит:

Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Андреева Галина

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Анализ русской народной сказки
«Журавль и цапля
»

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала.

Это присказка
, а сказка вот какая
.

Жили-были на болоте журавль да цапля
. Построили они себе по концам избушки. Журавлю
показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле
!

Пошел журавль
, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит
:

Дома ли цапля
?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль
,не пойду за тебя замуж
: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль
домой несолоно хлебавши. Цапля
после раздумалась и сказала
:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля
«.

Приходит к журавлю и говорит
:

Журавль
, возьми меня замуж!

Нет, цапля
, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля
заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал
:

«Напрасно не взял за себя цаплю
! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит
:

Цапля
! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль
, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой
. Тут цапля раздумалась
:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду
«.

Приходит она свататься, а журавль не хочет
. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Анализ

Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных
, потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки
являются две птицы –это журавль и цапля
. Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься
. Но цапля не захотела
,потому что у журавля
ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл
, она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль
,вспомнив обиду, тоже отказал цапле
. С тех пор и ходят они друг к другу.

У этой сказки нет конца
, зато есть присказка
. А присказка такая же как и сказка без конца
. Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.

Эта сказка учит тому
,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.

Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора
. Ни цапле
, ни журавлю
не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Год написания:
неизвестно

Жанр произведения:
сказка

Главные герои:
Журавль
и Цапля
— птицы

Сюжет

Журавль и цапля жили в разных концах болота. Однажды, журавль решил жениться. Целых семь верст довелось идти свататься. Тогда предложил цапле выйти за него замуж. Ее лишь рассмешило такое предложение. Сказала, что не нравятся его длинные ноги и короткая одежда. И жену нечем прокормить. Но цапля пожалела о своих словах. Подумала, что все равно вдвоем лучше, чем одной. И пошла мириться. Журавль категорично отказал, он был в обиде. Но потом подумал, что зря отказал, скучно одному. Вот и обратно пошел. Получил отказ. А цапля вновь хотела все вернуть. Вот так и ходят до сих пор друг к дружке. Пожениться не удалось.

Вывод (мое мнение)

Простая детская сказка содержит важные уроки для взрослых. Перед принятием решения, нужно хорошенько подумать. Сделав выбор держаться его. Думать о чувствах других, относиться с добротой. Гордость, неуступчивость, упрямство ограничивают человека, делают неспособным изменить жизнь к лучшему.

Урок 5 класс дата

Тема: Народная сказка «Журавль и цапля». Особенности сюжета.

Цели:

формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок; формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения сказки;

формирование действий контроля и оценки; формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе; воспитание познавательной активности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока

    Орг. Момент.

    Артикуляционная разминка, выразительное чтение

Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения: три и два человека, которые выходят на 5-7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля».

    Обсудим сказку

    «Журавль и цапля»

    с помощью вопросов и заданий учебника
    (с. 40)

    .

«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».

В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…»

Постоянных эпитетов в сказке нет.

Народные выражения, т.е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».

В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

    Сказочники

Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках»
(с. 42-43)

.

Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?

В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных — как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.

Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?

Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?

При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

    Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок

Урок завершим обсуждением вопроса:

Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

    Домашнее задание

Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

Жили-были Журавль и Цапля. Они были со­седями, часто ходили друг к другу в гости. Жу­равлю было скучно жить одному. Он решил же­ниться. Посватался он к Цапле. Но Цапля посмеялась над ним. Сказала она, что не пара ей Журавль. Обиделся тот и ушел домой.

Цапля подумала, зачем же она прогнала Жу­равля. Ведь одной жить скучно. Пошла она к Журавлю, стала просить: “Возьми меня за­муж!” Журавль сказал ей, что она некрасива, и не хочет он на ней жениться. Заплакала Цапля и вернулась домой.

Журавль спохватился и подумал, что зря

оби­дел Цаплю. Пошел к ней и сказал, что решил же­ниться. Но теперь Цапля сказала, что не желает за него идти.

Только ушел Журавль, как Цапля стала жа­леть о своем отказе. И пошла она сама к Журав­лю. Но теперь он отказал ей. Так и ходят они друг за другом по болоту, никак не могут догово­риться. И все оттого, что слишком гордые.

Народные сказки о животных обычно бывают сатирическими или юмористическими. В них высмеиваются те или иные человеческие недо­статки. Каждая сказка о животных показывает определенные человеческие характеры и ситуа­ции, в которых эти характеры раскрываются. Животные наделяются всеми человеческими

ка­чествами. Сказка “Журавль и Цапля” высмеи­вает такие качества, как гордость, высокомерие, неумение найти общий язык с ближними, эго­изм.

Глоссарий:

        • Анализ Сказки журавль и цапля
        • журавль и цапля краткое содержание
        • краткое содержание журавль и цапля
        • краткое содержание сказки журавль и цапля
        • сказка журавль и цапля анализ

Другие работы по этой теме:

  1. Даже вступив на территорию камакурского храма, Кикудзи все еще продолжал колебаться, идти ему или не идти на эту чайную церемонию. Устраивая чайные церемонии в павильоне…
  2. Сказка-анекдот Жил бедный мужик, у него была большая семья, а из добра — один-единственный гусь. Од­нажды осталась семья мужика без еды, и при­шлось зарезать и…
  3. Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествова­ние: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в…
  4. Певцы Прелюбопытные крестьянские типы привлекли вни­мание автора в маленьком селе Колотовка. Здесь находит­ся кабак “Притынный”, который славится на всю округу и собирает больше всего народу,…
  5. Краткое содержание-анализ: И. И. Пущину (Пушкин) И. И. Пущину В первых строках своего стихотворения лири­ческий герой Пушкина обращается к другу, на­зывает его “бесценным”. Герой радуется…
  6. Часть восьмая Каренин забирает дочь Анны и Вронского и вос­питывает ее. У Левиных растет сын, в семье царят мир и благополучие. Левины помогают Долли, от­дают…
  7. Бирюк Как-то во время охоты автора застала сильная гроза и ему пришлось искать укрытия в избе лесника. Лесник оказался невероятного роста и огромной силы. Звали…


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Владимир Фёдорович Одоевский — знаменитый русский писатель эпохи романтизма, основоположник русского музыкознания. Владимир родился 13 августа в 1803 году. Владимир стал последним представителем рода Одоевских, предков знаменитых Рюриковичей. Он считал народное просвещение одной из важнейших задач современности. [1] Хочу подчеркнуть, что Одоевский является основоположником сельской начальной школы в России.

Вклад Одоевского в детскую литературу очень значительный. В. Одоевский создал сборник прекрасных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — это его псевдоним, как писателя), которые заслужили большую популярность среди детей.

Одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея” это сказка «Мороз Иванович». Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям.

Сказка « Мороз Иванович » впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского « Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. Эта сказка создает для детей яркие образы, которые могут их мотивировать. Автор, сочиняя эту сказку, вложил самого себя в этот труд. Автору удалось добиться, чтобы читатель воспринял его “Мороза” как волшебную историю. [4]

Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены». [3]

Автор при написании своей сказки использует известный приём жанра – принцип художественного противопоставления. [4] Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.

По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Этот стиль повествования довольно мистичен. Эпос задевает самые скрытые уголки души. Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки: доброй и поучительной пословицы. Одоевский таким образом доносит до своих читателей мысль, которая гласит: «Даром нам, без труда, не дается ничего». [3]

Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом создается видимость событий, которые уже произошли. Также читателя сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление. [3]

Далее происходит завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. [3] А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала, – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».

Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой. [3]

Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.

Развязка происходит когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.

Одним из главных персонажей является Рукодельница. Она маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. Приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую девочку,она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Необычные волшебные предметы становятся ее союзниками, это показывает детям, что нужно себя вести также, как Рукодельница. Она становится для них примером. Так как встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. У Рукодельницы мелодичный и тихий голос, она произносит слова отчетливо.

Ленивица же наоборот любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый, говорит невнятно, может шепелявить. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, себялюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу, пирожку и наливным яблочкам. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.

Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.

Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета. Волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Сказка «Мороз Иванович» очень поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Здесь заметно отношение автора к происходящим событиям. Например: при рассказе приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, а при похождениях Ленивицы — незлая ирония и осуждение. Автор удивляет нас своим живописным описанием мест действия. Он показывает читателям красочный ледяной дом, где работница должна была три дня пробыть в услужении у Повелителя Зимы. [3]

В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.). [3]

Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени.

Список литературы:

1. Владимир Федорович Одоевский [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5837452/page:12/.

2. Владимир Одоевский, Сказка «Мороз Иванович» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ejjjka.livejournal.com/143474.html.

3. Народная сказка «Мороз Иванович»: цитатный план, описание, герои. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/218185/narodnaya-skazka-moroz-ivanovich-tsitatnyiy-plan-opisanie-geroi.

4. Мороз Иванович [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsc.1september.ru/1999/47/no47_1.htm.

Президент Владимир Путин на заседании Совета по правам человека заявил, что бездомным людям необходимо оказывать поддержку. Решать эту проблему государству помогают православные волонтеры. Ежедневно тысячи неравнодушных людей безвозмездно оказывают помощь тем, кто в ней нуждается. И не только бездомным. Из скромности волонтеры мало говорят об этой части своей жизни. Корреспондент «Вечерней Москвы» решил, что рассказать об этом нужно, и пошел помогать сам.

Что значит быть православным волонтером? На этот вопрос ответить непросто. Это не профессия, не хобби, не образ жизни. Скорее — привычка, некая внутренняя потребность сделать что-то нужное и важное. Желание помогать нуждающимся настигает человека внезапно. Как правило, сами добровольцы — люди скромные и говорить о своей помощи не любят, хотя и не скрывают ничего. Главное для них — не похвала, а собственный путь спасения. И таких людей немало. На самом деле они сформировали целый мир, который находится рядом с нами, но не стремится себя рекламировать.

Впрочем, если кто захочет войти в него, отказано не будет. Для этого не надо никаких формальностей: нужно просто прийти и узнать, чем можно помочь. А помощь нужна всегда.

Церковь Серафима Саровского на новом Донском кладбище — штаб волонтеров социальной службы Донского монастыря. Сюда приходят после работы. Около семи часов вечера сейчас уже темно, люди идут на мягкий свет крыльца церкви.

Порядок, как в архиве

Первым шагом для многих волонтеров на пути их служения стал приход в храм, воцерковление. Василий Гаврюков, заведующий гуманитарным складом социального центра Святителя Тихона, который работает при Донском монастыре, так и говорит:

— Я пришел в храм и стал слушать проповеди. Потом появилось желание не только слушать, но и делать что-то настоящее.

Он работает в Архиве Российской академии наук старшим лаборантом и, как утверждают коллеги-волонтеры, знает все этажи архива наизусть. Неудивительно, что именно Василий занимается приемом и учетом вещей, которые приносят в Социальный центр. Склад находится в подвале под храмом Серафима Саровского, что на новом Донском кладбище. Помещение небольшое, но используется оно на полную мощность, все свободное место тут занято коробками, пакетами, тюками и стопками различных вещей.

Это все, что приносят сюда неравнодушные люди. Василий Гаврюков в любой момент знает, что и где тут найти. Учет и контроль единиц хранения для него — родная стихия, поэтому в Социальном центре считают, что им очень повезло с таким волонтером.

— На складе компьютера нет. Я все на бумаге фиксирую, знаю точно, где запись и что она никуда исчезнуть не может, — говорит он.

В тот день, когда я вошел на склад, Василий занимался разбором детских книг. Не только по степени сохранности — почти все в хорошем состоянии. А вот по содержанию литературы проблем больше.

— Мало ли что принесут. Бывает всякое… — замечает он. И вот результат работы его внутренней цензуры: отдельно ото всех лежат книги с какими-то то ли троллями, то ли еще чем-то непонятным на обложке. Таких сомнительных с точки зрения православного человека обложек немного. Остальные книги — любимые с детства сказки.

Многие прислали из Троице-Сергиевой лавры. Благотворительные службы монастырей активно помогают друг другу. На столе, за которым работает Василий Гаврюков, лежит стопка духовной литературы, венчает которую массивное Евангелие. На такие книги большой спрос на востоке Украины — в Новороссии. И они скоро туда попадут.

На склад приходит отец Косьма. Он руководит социальной службой Донского монастыря. Внимательным взглядом из-под кустистых бровей он замечает отдельно лежащие издания.

— А! Чертенята, — с легкой иронией восклицает он, беря их в руки. Да, тролли точно не попадут к детям. Зато попадет другое.

— Вот эти все вещи уйдут завтра, — показывает он на скопище черных пластиковых мешков с одеждой, на каждом из которых наклеена табличка «детское». Это последний шаг до отправки их нуждающимся. Перед этим всю одежду нужно разобрать и рассортировать.

Склад нужных вещей

Чего тут только нет! Детские комбинезоны. На вид почти новые. Ботиночки, шапочки, распашонки. Раскладываем их по степени изношенности и по размерам.

— У нас ведь как, — говорит Василий Гаврюков, — люди часто путают благотворительность и утиль. Потому нередко приходится видеть вещи в таком состоянии, что их проще выбросить. Ну не будет человек такое носить. Даже если он находится в очень сложной ситуации. Я бы рекомендовал всем, кто хочет пожертвовать что-то из одежды, для начала задать самому себе вопрос: стал бы ты сам такое на себя надевать?

Еще не все учитывают сезонность. Помощь нужна любая, но если есть возможность, то зимой лучше все-таки приносить именно зимние вещи. Сезонность важна еще и потому, что в холодное время года, например, число тех, кому нужно помочь, резко увеличивается.

— Летом, в случае чего, человек может и на улице переночевать. Зимой он ищет кров. Просто на лавочке трудно жить, — говорит руководитель социального центра иеромонах отец Косьма. — Поэтому зимой больше всего нужны именно теплые вещи.

А мы тем временем разбираем босоножки и демисезонные туфли. Под чутким присмотром архивариуса они тоже будут расфасованы и подписаны. Василий волонтерствует уже пять лет. И за это время уже хорошо освоился в деле помощи нуждающимся.

— Самая большая нужда — в мужских вещах. Размеры одежды примерно 52–54, а обуви — 43. Это самые популярные «модели», — говорит Василий. — Только вот… Если вещи мужчина приносит, то чаще всего они не в очень хорошем состоянии. У нашего брата есть привычка носить что-то до последнего, пока не развалится совсем.

Чего греха таить, водится такое за мужиками. Итак, вещи разложены и переписаны. Но не только книги и одежда попадают в социальную службу.

Все, что принесли люди, складывается по объемным пластиковым боксам. Чем-то это напоминает склад забытых вещей в метро.

Чего только нет! Вот старые чашки и тарелки. Рядом пластиковые миски, среди которых есть столовые приборы. Много детских игрушек: от мягких, из которых, вероятно, дети уже выросли, до конструкторов. В углу притаился даже вполне рабочий утюг известного бренда бытовой техники. Его тоже принесли сюда жертвователи, и он тоже скоро отправится к нуждающимся.

Творить добро: зачем люди жертвуют своим временем и силами, не давая другим отчаяться до конца

Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва

Музыкальное приношение

— К нам часто попадают совсем неожиданные вещи, — говорит Василий Гаврюков. — Мы всему находим применение, но все-таки хотелось бы обратить внимание, что мужской одежды часто приносят больше, чем женской. А женщины, которые обращаются за помощью, бывают разборчивы.

В словах этих ни капли иронии. Это правда жизни.

— Да, трудные жизненные обстоятельства для разных людей складываются по-разному, — продолжает разговор отец Косьма. — Кто-то работу потерял, зарплату не получил. Как-то потерялся в этой жизни. Представьте себе: случилось что-то, и человек просто не знает, куда теперь ему идти и что делать. Приходят к нам.

И приходят, по словам отца Косьмы, самые разные люди. Нуждающиеся — не обязательно бомжи или спившиеся бродяги. Хотя, конечно, есть и такие. За время существования социального служения перед глазами волонтеров прошел целый людской калейдоскоп.

Тут и многодетные семьи, которым трудно обеспечить всех детей. Бывает так, что до признания семьи малоимущей не хватает всего ста рублей среднедушевого дохода, но это формальный повод не выплачивать необходимые надбавки из бюджета. Тогда идут в монастырь. Бывает так, что те, кому тут помогли, потом сами приходят помогать. Таких историй много.

Например, отец Косьма вспоминает о многодетной семье Ярчевских. Один из них — Иван, сегодня музыкант, выпускник Гнесинки. Играет на фортепиано в России и за рубежом. Несмотря на гастрольный график, он находит время и дает небольшие концерты для нуждающихся, причем как в монастырских стенах, так и вне их.

— Мы ведь не только здесь, на территории, раздаем вещи. Мы много ездим по хосписам, — рассказывает отец Косьма. — Это очень важно для тех людей, которые там. Музыкантов просим выступить перед ними. А кто-то из пациентов даже стоять не может — только на кровати и под капельницей. Представьте себе такой зрительный зал, в котором вместо кресел — кровати-каталки, а зрители смотрят только в потолок. Но они все слышат и все понимают.

Столовая для обездоленных

На склад приходит еще один волонтер — Федор Клименко. Улыбается широко. Федор возглавляет проект помощи бездомным. Вместе с другими они кормят несчастных на Павелецком вокзале по пятницам. Сегодня эта помощь хорошо отлажена. Федор с гордостью говорит, что у них на вокзале есть свое место, о котором все знают. В том числе и сотрудники полиции, которые очень благодарны волонтерам.

— Сытый человек — спокойный человек. Наша помощь снижает число правонарушений, — говорит он.

А пять лет назад, когда все это начиналось, Федор вместе с отцом Косьмой кормили несчастных вдвоем. Просто покупали еду на свои деньги. И ходили по вокзалам.

Сейчас продукты приносят жертвователи. И на отдельный стеллаж волонтеры складывают коробки с крупами, пачки с макаронами, бутыли с маслом. Консервы. Все пойдет в дело. Готовят тоже волонтеры, причем не просто какое-нибудь варево, а вполне вкусную пищу. Первое, второе, хлеб и компот. Стараются разнообразить меню. Еду приносят в 25-литровых армейских термосах. Посуда одноразовая. Перед едой проводится молитва.

— Мы, когда кормим людей, не разрешаем им курить, материться. И знаете, они слушаются нас, — говорит отец Косьма.

Кстати, за едой приходят и мигранты. Увы, некоторые из тех, кто приехал в Россию на заработки, попали в непростую ситуацию. Не заплатили, или работодатель исчез с деньгами. Чужая страна, чужой язык. Без денег, а часто и без документов. Волонтеры не делают различий между несчастными. А еще за едой приходят не только бездомные. Одинокие старики из окрестных домов тоже подходят к волонтерам.

— Мы многих из них уже знаем. Оставляем им еду, знаем, что обязательно придут, — говорит Федор Клименко. — Им одиноко, а тут люди, вежливое общение. И еда.

Народ на вокзалах бывает разный. Кто-то возвращается из мест заключения с пересадками и вынужден ночевать прямо в залах ожидания. Денег нет, но его накормят. Это помогает людям, застигнутым в пути, особенно зимой.

Вокзалы становятся настоящим оазисом для несчастных. Кто-то покупает дешевый билет на электричку и сидит в зале ожидания, а кто-то так и норовит прямо в электричках и жить: тепло и разнообразно. Но еда нужна всем. А есть еще потерявшие работу, документы, ограбленные, обманутые и многие другие, кому горячий суп в пятницу окажется очень кстати.

— Бывало и так, что люди, просто прохожие, вдруг останавливались и спрашивали у нас, что такое происходит, кто тут еду раздает. Мы отвечали. И некоторые люди потом к нам присоединились. Стали волонтерами или жертвователями, — говорит отец Косьма.

Кстати, на Новый год для страждущих волонтеры будут готовить салат оливье, это тоже многолетняя традиция социальной службы Донского монастыря.

Творить добро: зачем люди жертвуют своим временем и силами, не давая другим отчаяться до конца

Фото: Сергей Шахиданян / Вечерняя Москва

ИСТОРИЯ

С 1796 года благотворительность в Российской империи курировало Ведомство учреждений императрицы Марии. Под его управлением находились воспитательные дома, приюты для незаконнорожденных, училища для слепых, школы и мастерские для глухонемых, богадельни, больницы, а также образовательные учреждения для разных сословий, включая Смольный институт благородных девиц.

К 1909 году в системе ведомства было 1192 заведения. Крупнейшая благотворительная организация в России, Императорское Человеколюбивое общество, возникла в 1802 году. Александр I выделил на ее деятельность 24 тысячи рублей.

К 1913 году в ведении Императорского Человеколюбивого общества находились детские приюты, богадельни, гимназии, ремесленные и швейные мастерские, бесплатные квартиры для вдов и сирот, ночлежные приюты и дешевые аптеки. Сюда могла обратиться, например, многодетная вдова, которой нечем платить за жилье.

РЕПЛИКА

Пример христианских добродетелей

Пантелеимон Епископ Верейский, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению:

— Церковь во все времена заботилась о бедных. Если мы будем делиться, исполняя тем самым заповедь Иоанна Крестителя о том, что «у кого две одежды, дай тому, у кого нет ни одной. Так же поступайте и с пищей», — тогда мы сможем помочь тем, кто нуждается в нашем участии. Сможем накормить голодных и дать одежду страждущим. И воцерковленные верующие люди должны показать пример христианского отношения к ближним — ухаживать за другими, помогать. Каждый из нас может создать вокруг себя такое сообщество людей, о которых он будет заботиться, делиться с ними. И только тогда мы сможем что-то изменить.

И в такие трудные моменты становится понятно, каков человек. Вот идет толпа в метро, казалось бы, люди-то все одинаковые, а случись какая-то беда, они сразу делятся на трусов, мерзавцев с одной стороны, и героев — с другой.

Кто-то нуждается в духовной поддержке, кто-то в материальной, кто-то — в работе: можно постараться создать новые рабочие места, можно стать добровольцем, которые всегда нужны.

Я много раз видел, как человек, который пришел работать в церковный социальный проект, чтобы послужить ближнему, и был полон энтузиазма, становясь профессионалом, вместе с навыками приобретает цинизм, жесткость, холодность сердца…

Нужно жить не для того, чтобы сделать много дел, создать богадельню, службу помощи бездомным, больницу, накормить всех голодных, а для того, чтобы спасти свою душу. А душа спасается исполнением двух главных заповедей: любви к Богу и любви к ближнему. Причем любовь к Богу проверяется как раз любовью к ближнему, состраданием.

  • Разбор сказки царевна лягушка 5 класс
  • Разбор сказки сестрица аленушка и братец иванушка
  • Разбор сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Разбор сказки о золотом петушке пушкина 4 класс
  • Разбор сказки оловянный солдатик